Последние годы жизни сергея есенина. Сергей Есенин – биография, информация, личная жизнь, фото

Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) – великий русский поэт, один из самых выдающихся русских поэтов XX века, его лирические стихи представляли новокрестьянскую поэзию, а позднее творчество относится к имажинизму.

Сергей Есенин: биография

Родился Сергей Есенин в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). Сестры - Екатерина (1905-1977), Александра (1911-1981).

Сергей Есенин в детстве

Детство Сергея Есенина

Вряд ли можно отыскать более русское место во всей огромной России, чем Рязанская губерния. Именно там, в Кузьминской волости в небольшом селе Константиново родился гениальный человек поэт Сергей Есенин, любивший свою Русь до щемящей боли в сердце. Так глубоко любить Родину, посвятить ей всю свою жизнь и творчество может лишь настоящий сын земли русской, коим и оказался маленький мальчик, появившийся на свет 3 октября 1895 года.

Глава семейства Александр Никитич, будучи ещё ребёнком, пел в хоре при церкви. А в зрелом возрасте служил в московской мясной лавке, поэтому дома бывал наездами на выходные. Такая отцовская служба в Москве послужила поводом для разлада в семье, мать Татьяна Фёдоровна стала работать в Рязани, где сошлась с другим мужчиной Иваном Разгуляевым, от которого потом родила сына Александра. Поэтому Серёжу было решено отправить на воспитание к зажиточному старообрядцу-деду. Позже родители все же снова сошлись, у Сергея появилось две сестры: Катя и Александра.


Так и получилось, что самое раннее детство (1899-1904) Сергея прошло в деревне у бабушки с дедушкой по материнской линии – Федора и Наталии Титовых.
Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений.

У деда с бабкой проживали ещё трое их сыновей, были они не женаты, с ними и прошли беззаботные детские годы поэта. Чего-чего, а озорства этим дядькам было не занимать, поэтому уже в три с половиной года они усадили маленького племянника на лошадь без седла и галопом пустили в поле. А потом было обучение плаванию, когда один из дядек сажал с собою маленького Серёжу в лодку, отплывал подальше от берега, снимал с него одежду и, как собачонку, бросал в реку.

Первые, ещё не совсем сознательные, стихи Сергей начал сочинять в раннем возрасте, толчком к этому послужили бабушкины сказки. По вечерам перед сном она очень много рассказывала их маленькому внуку, но у некоторых был плохой конец, это не нравилось Серёже, и он переделывал окончание сказок на свой лад.

Дед настоял, чтобы мальчик начал рано обучаться грамоте. Уже в пять лет Серёжа учился чтению по религиозной литературе, за что среди сельской детворы получил прозвище Серёга-монах, хотя слыл ужасным непоседой, драчуном и постоянно всё его тело было в ссадинах и царапинах.

А ещё будущему поэту очень нравилось, когда пела его мама. Уже в зрелом возрасте он обожал слушать её песни.

Образование

После такого домашнего воспитания семьей было решено отправить Сережу на обучение в Константиновскую земскую школу. Он учился там с девяти до четырнадцати лет и отличался не только своими блестящими способностями, но и плохим поведением. Поэтому на одном году обучения, по решению управляющего школой, его оставили на второй год. Но все же выпускные оценки были исключительно высокими.


В это время родители будущего гения решили снова жить вместе. Мальчик стал чаще приезжать в родной дом на каникулах. Тут он ходил к местному священнику, у которого была внушительная библиотек с книгами разных авторов. Он внимательно изучал многие тома, что не могло не повлиять на его творческое становление.

После окончания земской школы он перешел в церковно-приходскую, находящуюся в селенье Спас-Клепки. Уже в 1909 году, после пятилетнего обучения, Есенин окончил и Земское училище в Константиновке. Мечтой его семьи было то, чтобы внук стал учителем. Он смог ее реализовать после обучения в Спас-Клепиках.


Именно там он окончил и второклассную учительскую школу. Она также работала при приходе церкви, как это было заведено в те времена. Сейчас здесь функционирует музей, посвященный творчеству этого великого поэта. Но после получения преподавательского образования Есенин принял решение поехать в Москву.

В многолюдной Москве ему приходилось работать и в мясной лавке, и в типографии. В лавку его устроил родной отец, так как юноше пришлось попросить помощи в трудоустройстве именно у него. Потом он устроил его в контору, в которой Есенину быстро приелась однообразная работа.

Когда он служил в типографии помощником корректора, быстро подружился с поэтами, входящими в Суриковский литературный и музыкальный круг.
Возможно, это и повлияло на то, что в 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.
Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет: «Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».


Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам.
В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта. В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря». В этом же году у С.Есенина и А.Изрядновой родился сын Юрий, который был расстрелян в 1937 году.

Творчество Сергея Есенина

Тяга к написанию стихов родилась у Есенина еще в Спас-Клепиках, где он обучался в учительской приходской школе. Естественно, произведения имели духовную направленность, еще не были проникнуты нотками лирики. К таким работам можно отнести: «Звезды», «Моя жизнь». Когда поэт пребывал в Москве (1912-1915 года), то именно там начал свои более уверенные пробы пера.

Очень важно и то, что в этот период в его произведениях:

Использовался поэтический прием образности. Труды пестрели умелыми метафорами, прямыми или переносными образами.
В этот период прослеживалась и новокрестьянская образность.
Можно было заметить и русский символизм, так как гений любил творчество Александра Блока.
Первым напечатанным произведением стало стихотворение «Берёза». Историки отмечают, что при его написании Есенин был вдохновлен работами А.Фета. Тогда он взял себе псевдоним Аристон, не решившись отослать в печать стихотворение под собственным именем. Его напечатал в 1914 году журнал «Мирок».

Первая книга «Радуница» была выпущена в 1916 году. В ней прослеживался и русский модернизм, так как юноша переехал в Петроград и стал общаться с известными писателями и поэтами:

С.М. Городецкий.
З.Н. Гиппиус.
Д.В. Философов.
А. А. Блок.

В «Радунице» есть и ноты диалектизма, и многочисленные проводимые параллели между природным и духовным, так как названием книги служит день, когда почитают умерших. Тогда же происходит приход весны, в честь чего крестьяне поют традиционные песни. Это и есть связь с природой, ее обновлением и почитанием тех, кто ушел.

Сергей Есенин всегда был элегантен

Меняется и стиль поэта, так как он начинает одеваться немного сказочно и более элегантно. На это мог повлиять и его опекун Клюев, который курировал его с 1915 по 1917 года. Стихотворения юного гения тогда с вниманием слушали и С.М. Городецкий, и великий Александр Блок.

В 1915 году было написано стихотворение «Черемуха», в котором он наделяет природу и это дерево человеческими качествами. Черемуха словно оживает и проявляет свои чувства. После призыва на войну в 1916 году Сергей начал общаться и с группой новокрестьянских поэтов.

Из-за выпущенного сборника, в том числе и «Радуницы», Есенин получил более широкую известность. Она дошла и до самой Императрицы Александры Федоровны. Она часто звала Есенина в Царское Село, чтобы он мог читать свои произведения ей и ее дочерям.

В 1917 году случилась революция, которая отразилась и на трудах гения. Он получил «второе дыхание» и, воодушевленный, решил выпустить поэму 1917 года под названием «Преображение». Она вызвала большой резонанс и даже критику, так как в ней было много лозунгов Интернационала. Все они были поданы совершенно иным способом, в стилистике Ветхого Завета.


Менялось и восприятие мира, приверженность к церкви. Поэт даже заявил об этом в открытую в одной из своих поэм. Потом он стал ориентироваться и на Андрея Белого, стал общаться с поэтической группой «Скифы». К работам конца двадцатых годов относятся:

Петроградская книга «Голубень» (1918).
Второе издание «Радуница» (1918).
Серия сборников 1918-1920 годов: Преображение и Сельский часослов.
Период имажинизма начался с 1919 года. Под ним подразумевается использование большого количество образов, метафор. Сергей заручается поддержкой В.Г. Шершеневича и основывает свою группу, которая впитала и традиции футуризма, стиль Бориса Пастернака. Важным отличием было и то, что произведения носили эстрадный характер, предполагали открытое чтение перед зрителем.


Это придавало группе большую известность на фоне ярких выступлений с применением.

Тогда были написаны:

«Сорокоуст» (1920).
Поэма «Пугачев» (1921).
Трактат «Ключи Марии» (1919).
Также известно, что в начале двадцатых Сергей стал заниматься реализацией книг, арендовал лавку для продажи печатных изданий. Она находилась на Большой Никитской. Это занятие приносило ему доход и немного отвлекало от творчества.


После общения и обмена мнениями, стилистическими приемами с А. Мариенгофом Есенином были написаны:

«Исповедь хулигана» (1921), посвященная актрисе Августе Миклашевской. В ее честь было написано семь стихотворений из одного цикла.
«Трерядница» (1921).
«Не жалею, не зову, не плачу» (1924).
«Стихи скандалиста» (1923).
«Москва кабацкая» (1924).
«Письмо к женщине» (1924).
«Письмо матери» (1924), которое является одни из лучших лирических стихотворений. Оно было написано перед приездом Есенина в родное село и посвящено своей матери.
«Персидские мотивы» (1924). В сборнике можно увидеть известное стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ».

Сергей Есенин любил путешествовать


После этого поэт стал часто путешествовать. Его география поездок не ограничилась одним лишь Оренбургом и Уралом, он даже побывал и в Средней Азии, Ташкенте и даже Самарканде. В Урдах он часто заходил в местные заведения (чайхана), путешествовал по старому городу, завел новые знакомства. Его вдохновила и узбекская поэзия, восточная музыка, а также архитектура местных улочек.

После женитьбы последовали многочисленные поездки в Европу: Италию, Францию, Германию и другие страны. Есенин даже несколько месяцев проживал в Америке (1922-1923 года), после чего были сделаны записи с впечатлениями о проживании в этой стране. Они были напечатаны в «Известиях» и названы «Железным Миргородом».


В середины двадцатых была осуществлена и поездка на Кавказ. Есть предположение о том, что именно в этой местности был создан сборник «Красный восток». Он был выпущен в печать на Кавказе, после чего в 1925 году свет увидело и стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Период имажинизма продолжался до момента, пока гений не поссорился с А. Б. Мариенгофом.

Также критиканом и известным оппонентом Есенина считался В. Маяковский. Но вместе с тем они не выказывали неприязнь публично, хотя их часто сталкивали лбами между собой. Все обходилось критикой и даже уважением к творчеству друг друга.

Личная жизнь Сергея Есенина

Гражданской женой Есенина была Анна Изряднова. С ней он познакомился тогда, когда работал помощником корректора в типографии. Результатом этого брака стало рождения сына Юрия. Но брак долго не удержался, так как уже в 1917 году Сергей женился на Зинаиде Райх. За это время у них родились сразу двое детей - Константин и Татьяна. Этот союз также оказался скоротечным.


В официальный брак поэт вступил в Айседорой Дункан, которая профессионально занималась танцами. Эта история любви запомнилась многим, так как их отношения были красивыми, романтичными и отчасти публичными. Женщина была известной танцовщицей в Америке, что подогревало интерес публики к этому браку.

При этом Айседора была старше своего супруга, но разница в возрасте им не помешала.


С Дункан Сергей познакомился в частной мастерской в 1921 году. Потом они стали вместе путешествовать по всей Европе, а также четыре месяца проживали в Америке - на родине танцовщицы. Но после возвращения из-за заграницы брак был расторгнут. Следующей женой стала Софья Толстая, которая была родственницей известного классика, союз также распался меньше, чем через год.

Также жизнь Есенина была связана и с другими женщинами. Например, Галина Бениславская была его личным секретарем. Она всегда была рядом с ним, отчасти посвятив свою жизнь этому человеку.

Болезнь и смерть

У Есенина были проблемы с алкоголем, о которых знали не только его знакомые, но и сам Дзержинский. В 1925 году великий гений был госпитализирован в платную клинику Москвы, специализирующуюся на психоневрологических расстройствах. Но уже 21 декабря лечение было закончено или, возможно, прервано по желанию самого Сергея.


Он решил временно переехать жить в Ленинград. Перед этим он прервал работу с Госиздатом и снял все свои средства, которые лежали на государственных счетах. В Ленинграде он проживал в гостинице и часто общался с разными литераторами: В. И. Эрлихом, Г. Ф. Устиновым, Н. Н. Никитиным.

Смерть настигла этого великого поэта неожиданно 28 декабря 1928 года. До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года, а сами похороны прошли в Москве, где и сейчас находится могила гения.


В ночь на 28 декабря было написано практически пророческое прощальное стихотворение. Поэтому некоторые историки предполагают, что гений совершил самоубийство, но это не является доказанным фактом.


В 2005 году был снят российский фильм «Есенин», в котором главную роль сыграл Сергей Безруков. Также перед этим был снял и сериал «Поэт». Обе работы посвящены великому русскому гению и получили положительные отзывы.

Интересные факты

Маленький Сергей пять лет неофициально был сиротой, так как его опекал дед по матери Титов. Женщина просто отсылала отцу средства на содержание сына. Отец в это время работал в Москве.
В пять лет мальчик уже умел читать.

В школе Есенину было дано прозвище «безбожник», так как его дед когда-тот отрекся от церковного ремесла.
В 1915 году началась служба в армии с последующей отсрочкой. Потом Сергей снова оказался на военных лавах, но уже в качестве санитара.

С ергей Есенин не сразу нашел свое литературное кредо: он бросался из одного направления в другое. Сначала выступал в лаптях и рубахе с новокрестьянскими поэтами, затем, облачившись в пиджак и галстук, создавал с имажинистами новую литературу. В конце концов он отказался от всех школ и стал свободным художником, заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».

«Я отвоевал свою свободу»: детство и юность Сергея Есенина

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи.

Родители поэта Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна. 1905. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин (третий справа) среди односельчан. 1909-1910. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин с сестрами Катей и Шурой. 1912. Фотография: cameralabs.org

Начальное образование Сергей Есенин получил в земской школе - будущий поэт закончил ее с отличием. Однако, как он позже вспоминал, учеба никак не отразилась на его становлении и не оставила ничего, «кроме крепкого знания церковнославянского языка» . Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения. Он даже пытался издать в Рязани свой сборник «Больные думы», но книгу не напечатали.

После окончания школы, летом 1912 года, Сергей Есенин приехал в Москву : осенью он должен был поступать в Московский учительский институт. Но наперекор решению родителей устроился в книгоиздательство «Культура» и отказался учиться. «Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи. <...> Эх, теперь, вероятно, ничего мне не видать родного. Ну что ж! Я отвоевал свою свободу» , - писал он другу Григорию Панфилову.

Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали. В одном из писем Панфилову поэт признавался: «Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем не заискивал» . Чтобы иметь средства к существованию, молодой поэт подрабатывал продавцом в книжном магазине.

В 1913 году он стал вольнослушателем историко-философского цикла в Московском городском народном университете имени Альфонса Шанявского. Занятия проходили по вечерам, поэтому Есенин легко совмещал их с дневной работой. В это время он служил в типографии Товарищества Ивана Сытина . Сначала работал экспедитором, затем - помощником корректора.

В этот период Есенин увлекся идеями социал-демократической партии. Поэт распространял политические листовки, выступал перед рабочими в заводских районах и агитировал их бороться за свои права. 23 сентября 1913 года Есенин участвовал в общемосковской забастовке против гонений на пролетарскую печать. О происходящем поэт сообщал Панфилову: «Там возле тебя мирно и плавно текут, чередуясь, блаженные дни, а здесь кипит, бурлит и сверлит холодное время, подхватывая на своем течении всякие зародыши правды, стискивает в свои ледяные объятия и несет бог весть куда в далекие края, откуда никто не приходит» .

Аресты демонстрантов, полицейские репрессии, гонения на рабочую печать - все это юный поэт остро переживал и отражал в своих стихотворениях. К тому времени у Есенина собралась книга стихов «Радуница». Некоторые сочинения из сборника он отправил в петербургские журналы, но ни одного ответа так и не получил. Зато московские издания стали печатать поэта: детский журнал «Мирок» опубликовал стихотворения «Береза», «Воробышки», «Пороша», «Село», «Пасхальный благовест», а большевистская газета «Путь правды» напечатала стихотворение «Кузнец».

Скитания поэта в столице

Сергей Есенин (слева) с друзьями. 1913. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин. 1914. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин. Фотография: cameralabs.org

Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина. Город все больше казался поэту литературной провинцией, мимо которой проходила реальная общественная и культурная жизнь страны. В письме Панфилову он сетовал: «Москва - это бездушный город, и все, кто рвется к солнцу и свету, большей частью бегут от нее. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга » . Так родилось решение переехать в столицу.

В 1915 году Есенин прибыл Петроград. Он сразу отправился к своему авторитету в мире литературы - Александру Блоку . Тот познакомил его с писателем Михаилом Мурашевым и поэтом Сергеем Городецким. Известные петроградские авторы дали юноше рекомендательные записки в редакции журналов, и наконец стихи Есенина появились в столичных изданиях.

Лето 1915 года поэт провел в родной деревне. Здесь он подготовил рукопись сборника «Радуница», написал стихотворения «Белая свитка и алый кушак…», «Разбойник», повесть «Яр» , рассказы «Бобыль и Дружок» и «У белой воды» . Поэт собирал народные песни, сказки, частушки и загадки - позже они вошли в сборник «Рязанские побаски, канавушки и страдания».

Вернувшись в Петроград Сергей Есенин стал членом объединения крестьянских писателей «Краса». Вместе с его участниками поэт впервые выступил на открытом литературном вечере. По словам Городецкого, это был «первый публичный успех Есенина» . Вскоре «Краса» распалась, и Сергей Есенин перешел в литературно-художественное общество «Страда». Несмотря на большой успех, он едва сводил концы с концами: выступления почти ничего не приносили.

Поэзия Сергея Есенина

В 1916 году вышел первый сборник - «Радуница». О Есенине заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее. Сам поэт писал: «Стихи мои произвели большое впечатление. Все лучшие журналы того времени стали печатать меня, а осенью появилась моя первая книга «Радуница». О ней много писали. Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других» .

Вскоре после выхода книги Есенина призвали в армию. Благодаря ходатайству полковника Дмитрия Ломана поэт отправился не на фронт Первой мировой войны , а в Петроградский резерв военных санитаров, оттуда - в Царскосельский лазарет. Своим покровительством Ломан рассчитывал приблизить к себе Есенина и сделать из него придворного поэта. Однако этот расчет не оправдался. Поэт написал ряд свободолюбивых стихотворений: «За темной прядью перелесиц», «Синее небо, цветная дуга...», «Микола».

«Неприятности» настигли Есенина в феврале 1917 года, когда он вновь «отказался написать стихи в честь царя» , - вольнолюбивого поэта отправили на фронт в дисциплинарный батальон. Однако попасть на войну он не успел: началась Февральская революция , вслед за которой все решения царского режима были отменены. В этот период Есенин создал цикл поэм «Товарищ» , «Певущий зов», «Отчарь» и «Октоих», в которых возник образ революции. Сам поэт признавался, что «первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно» .

В марте 1918 года Есенин приехал в Москву. Здесь поэт подготовил к печати сборники стихов «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов», написал теоретический трактат «Ключи Марии» о творчестве и литературе, сочинил поэмы «Инония» и «Иорданская голубица» с библейскими мотивами. Несмотря на то что Сергей Есенин с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, он тяжело переживал ломку крестьянского быта. Эти печальные, ностальгические настроения легли в основу поэмы «Сорокоуст».

Поэт в «передовой линии имажинизма»

Сергей Есенин (слева) и поэт Сергей Городецкий. 1915. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин (справа) и поэт Леонид Каннегисер. 1915. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин (справа) и поэт Николай Клюев. 1916. Фотография: cameralabs.org

На одном из поэтических вечеров 1918 года Сергей Есенин вместе с Анатолием Мариенгофом , Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым решили создать новую школу поэзии - имажинизм. Главной идеей этого литературного направления стала независимость образа (по-латински imago) от действительности. В 1919 году поэты опубликовали декларацию имажинизма. Основной пункт программы они описывали так: «Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. <...> Поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова» .

Идеи имажинистов звучали провокационно, но не свежо: декаденты пропагандировали освобождение поэзии от смысла еще до революции. Есенин быстро убедился в несостоятельности новой программы, а основные ее положения позже раскритиковал в статье «Быт и искусство».

Однако порвать отношения с имажинистами Есенину сразу не удалось - он слишком привык к постоянным совместным кутежам. Разгульный образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая». Из лирики исчезла жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный лирический герой.

Повседневный быт угнетал поэта: «Живу я как-то по-бивуачному, - жаловался он в одном из писем, - без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко» .

Выход из этого положения Есенин нашел в творчестве. Поэт работал над драматической поэмой «Пугачев» и решил отправиться в путешествие по местам пугачевского движения. В 1921 году Есенин уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье. В поездке поэт закончил поэму и смог отвлечься. Новое произведение публика приняла радушно. Максим Горький писал: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью» , а режиссер Всеволод Мейерхольд планировал поставить поэму в театре РСФСР-1 .

Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Он побывал в Германии , Бельгии, Франции , Италии , Америке. Впечатления поэта от зарубежной поездки были противоречивыми. В своих письмах он отмечал внешнюю красоту - «после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг» . Но в то же время он не чувствовал в этом духовности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. <...> Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь сдали за ненадобностью в аренду под смердяковщину» . В путешествии Есенин продолжал работать. Он начал писать драматическую поэму «Страна негодяев» , сделал наброски поэмы «Чёрный человек» .

Личная жизнь Сергея Есенина

С Анной Изрядновой Сергей Есенин познакомился в 1913 году в типографии Сытина. Вместе они не только работали, но учились в университете Шанявского. Вскоре у них завязался роман. Изряднова вспоминала: «Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать - «они нехорошие». Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит... Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить» .

Через несколько месяцев после знакомства Есенин и Изряднова начали жить вместе. Есенин почти сразу разочаровался в семейной жизни: свое предназначение он видел в литературе и поэтическом успехе. Изряднова чувствовала себя помехой: «Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоем)» . В 1915 году у них родился сын Юрий, а Есенин оставил Анну.

Первой официальной женой Есенина стала Зинаида Райх . Они познакомились весной 1917 года. К тому моменту Есенин уже был известным поэтом, а она работала секретарем-машинисткой в газете «Дело народа». Есенины жили в Орле , затем переехали в Петроград, оттуда в 1918 году - в Москву. Семейная жизнь вновь не ладилась, и поэт ушел от Райх. Официально они развелись только в 1921 году. В браке у Есениных родилось двое детей - дочь Татьяна и сын Константин.

Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org

Сергей Есенин с женой Айседорой Дункан. Фотография: cameralabs.org

Осенью 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан . Американская танцовщица приехала в страну на гастроли. Чувства между поэтом и артисткой вспыхнули практически сразу. «Это была глубокая взаимная любовь» , - писал Сергей Городецкий. «Конечно, - добавлял он, - Есенин был влюблен столько же в Дункан, сколько в ее славу, но влюблен был не меньше, чем вообще мог влюбляться» .

В 1922 году Сергей Есенин и Айседора Дункан поженились. Литератор решил сопровождать свою жену на гастролях в Западной Европе и США. Сам он планировал за границей вести творческую пропаганду родины. Друзьям поэт заявлял: «Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт» . Властям обещал наладить в Берлине издательство книг русских поэтов, а в Америке - урегулировать отношения между советским государством и Штатами.

В Советский Союз пара возвратилась в 1923 году, и вскоре супруги расстались. Есенина и Дункан многое разделяло: разница в возрасте (танцовщица была старше поэта на 17 лет), языковой барьер, разница в мировоззрении. Общий товарищ Сергей Коненков писал: «Дункан была яркая, необычная фигура. Она много дала Есенину, но еще больше забрала у него нравственных и душевных сил» .

Сергея Есенина «всегда тяготила семейная неустроенность, отсутствие своего угла» , - писала сестра поэта Александра. Это ощущение не оставило литератора и с новыми отношениями. В 1925 году Есенин познакомился с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого . Через несколько месяцев они поженились. Но и этот брак не осчастливил Есенина: «Все, на что я надеялся, о чем мечтал, идет прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать» . С Софьей Толстой поэт развелся через полгода совместной жизни.

Болезнь и смерть Сергея Есенина

На родину поэт вернулся только через год. Он распрощался со всеми литературными направлениями, к которым себя когда-то причислял, и заявил: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт» . Он решил стать «певцом новой жизни» и написал историко-революционную поэму «Песнь о великом походе», героическую повесть «Поэма о 36» , стихотворение о революции «Воспоминание».

В сентябре 1924 года Есенин отправился в закавказские республики. За полгода своего путешествия он выпустил две книги стихов - «Русь Советскую» и «Страну Советскую», написал «Балладу о двадцати шести» , стихотворения «Письмо к женщине» , «Мой путь», «Капитан земли», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Цветы», «Памяти Брюсова», начал поэму «Анна Снегина» и цикл стихов «Персидские мотивы».

Иногда поэт приезжал в родную деревню. Здесь он создал стихотворения «Возвращение на родину», «Отговорила роща золотая...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Видно, так заведено навеки...». Деревенские впечатления позже легли в основу других произведений поэта: «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Не вернусь я в отчий дом...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело...».

К середине 1925 года на смену плодотворному творческому периоду Есенина пришла полоса душевного кризиса. Пессимистические настроения и расшатанные нервы осложнялись физическим недомоганием. Врачи настояли, чтобы поэт прошел курс лечения в психоневрологической клинике.

В больнице Есенин продолжал работать. Здесь он написал «Не гляди на меня с упреком…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Может, поздно, может, слишком рано…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…», которые вошли в цикл «Стихи о которой…». Так и не долечившись в клинике, литератор решил резко порвать с прошлым и уехал в Ленинград. Однако обрести покой писателю не удалось: его постоянно посещали старые знакомые. 28 декабря 1925 года, ослабленный болезнью и депрессивными мыслями, поэт покончил с собой. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.

1. На первых своих публичных выступлениях Сергей Есенин вел себя как необразованный деревенский мужик и говорил голосом, как сказал Владимир Маяковский в своем очерке, словно «ожившее лампадное масло»: «Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной, посконной» . В литературных салонах поэт и внешне подражал деревенскому парню: чаще всего одет он был в белую рубаху с вышивкой, лапти или валенки, и с гармошкой в руках. Маяковский считал, что таким образом Есенин «рекламировал» свою крестьянскую поэзию, и даже поспорил с ним, что тот «все эти лапти да петушки-гребешки» вскоре оставит. И действительно, как только отношения с крестьянскими поэтами у Есенина разладились, стиль одежды его тоже изменился. Встретив молодого стихотворца уже после революции в галстуке и пиджаке, Маяковский требовал отдать проигрыш.

2. В своем произведении «Пугачев» Сергей Есенин больше всего любил монолог Хлопуши. Он всегда читал его с особым упоением. Максим Горький, присутствовавший на одном из чтений, вспоминал: «Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчеркивало каменные слова Хлопуши» .

3. Монолог Хлопуши долгое время был визитной карточкой Есенина - исполнение автора даже записали на фонограф. На сохранившейся аудиозаписи выступления Есенина отчетливо слышен рязанский акцент: «е» автор произносит как «ей», «о» - как «оу».

4. После возвращения в Москву из зарубежного путешествия Сергей Есенин опубликовал свой стихотворный сборник «Москва кабацкая» в журнале имажинистов «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В двух предыдущих номерах издания произведения располагались в алфавитном порядке фамилий авторов, в этом же выпуске есенинский цикл следовал за стихами Анатолия Мариенгофа. Этот факт задел Есенина, о чем он сообщил Ассоциации вольнодумцев: «В журнале же «Гостиница» из эстетических чувств и чувств личной обиды отказываюсь участвовать окончательно, тем более что он мариенгофский. Я капризно заявляю, почему Мариенгоф напечатал себя на первой странице, а не меня» .

5. Как-то в разговоре с Мариенгофом Есенин похвастался: «А ведь у меня, Анатолий, за всю жизнь женщин тысячи три было» . На недоверчивую фразу: «Вятка, не бреши!» - поправил: «Ну, триста <...> Ну, тридцать» . Говоря о своих сердечных победах, поэт часто привирал в цифрах, но настоящих влюбленностей у него было немного. Сам Есенин оправдывал свою несостоятельность в семейной жизни любовью к поэзии и искусству.

6. Несмотря на то что в своих стихах Есенин часто писал о деревне, в родном Константинове поэт бывал редко. Анатолий Мариенгоф вспоминал: «За четыре года, которые мы прожили вместе, всего один раз он [Есенин] выбрался в свое Константиново. Собирался прожить там недельки полторы, а прискакал через три дня обратно, отплевываясь, отбрыкиваясь и рассказывая, смеясь, как на другой же день поутру не знал, куда там себя девать от зеленой тоски» . Поэт стремился стать городским жителем и в нарядах, и в образе жизни. Даже в зарубежных поездках ему больше всего нравилась «цивилизация».

Родился в крестьянской семье, в селе Константинове Рязанского уезда Рязанской губернии. С малых лет был отдан на воспитание зажиточному деду. Учился в сельской школе, затем - в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках. Летом 1912 г. приехал в Москву, к отцу, работающему приказчиком у купца. Работал корректором в сытинской типографии.

Вошел в Суриковский художественно-литературный кружок.

Первые поэтические опыты пробуждаются рано. Некоторое время в юности Есенин сочинял, по собственному признанию, "только духовные стихи" и лишь по просьбе школьных товарищей решил "попробовать себя в стихах другого рода". Подготовленный летом 1912 г. сборник юношеских стихов "Больные думы" остался при жизни поэта неопубликованным.

Начал печатать стихи в мелких московских журналах. В марте 1915 г. появился в Петрограде. Познакомился с Блоком, Городецким, Клюевым. Привлек к себе большое внимание. Издал первую книгу стихов "Радуница" (начало 1916 г.). Был в апреле 1916 г. призван в армию, служил в санитарном поезде.

С восторгом встретил Февральскую революцию. В пооктябрьские годы создал множество прекрасных произведений, став великим национальным поэтом.

В 1918 г. в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", подтвердившая талант Есенин как самобытного поэта крестьянской России.

Живая поэзия Есенина воплощает красоту мира во всех ее проявлениях. Есенину был присущ феноменальный дар тонко воспринимать едва ощутимые состояния и неуловимо ускользающие мгновения бытия природы.

Поэт слышал и "звон надломленной осоки", и то, как "нежно охает ячменная солома, свисая с губ кивающих коров".

Образами природы у Есенина пронизана и любовная лирика. Женские образы в его поэзии кажутся прямым порождением мира идеального и мечты и тем не менее обладают чертами соблазнительной земной, полнокровной жизни. Таково, например, стихотворение "Не бродить, не мять в кустах багряных..." (1916 ); неземная красота его героини созвучна лучшим образцам классической любовной лирики.

Начиная с 1917 г. путь Есенина становится все более противоречивым. Во вневременный, гармонически цельный мир есенинской Руси вторгается теперь история. Об этом говорят уже сами заглавия новых книг поэта: "Преображение (1918 ), "Пугачев" (1922 ), "Песнь о великом походе" (1925 ), "Русь советская" (1925 ). И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резко меняются, приходит поэзия "бунта".

Есенин принимает участие в двух сборниках "Скифы" (1917 , второй помечен 1918 г.), выпущенных ориентирующейся на левых эсеров одноименной литературной группой, вдохновляемой идеологом мистического, мессианского социализма Р. В. Ивановым-Разумником. Есенин и Н. Клюев превозносятся им как поэты-пророки "России будущего". В стихах Есенина появляется мотив вызова старой патриархальной России (поэма "Инония", 1918 ). Есенин отказывается от Христа, проклинает Китеж и Радонеж как символы святой Руси и грозится "выщипать Богу бороду и "вылизать" на иконах "Лики мучеников и святых".

В 1919 г. Есенин - один из создателей (вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р. Ивневым) русского имажинизма, целью которого для него было не только "проведение в жизнь силы образа", но и отдаление от патриархальной России, от клюевского "избяного космоса" и сближение с урбанистическим миром, с полной морально-нравственной раскрепощенностью "цивилизованного" человека. Прельщала в имажинизме Есенина и возможность заявить о своем "европеизме", освободиться от сковывающего его амплуа "пастушеского" поэта. Есенин вступает в полосу своего продолжавшегося до последних дней богемного существования. Женившись в 1922 г. на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, он затем более года проводит с нею в турне по Европе и Америке.

Последние годы жизни Есенин были отмечены трагическими противоречиями. Высвобождение из-под власти патриархальной Руси и сближение с цивилизованным миром не только не обогатило, но нанесло немало жесточайших ран самочувствию поэта. В 1924-25 гг. он создает такие шедевры, как книга стихов "Москва кабацкая" (1924) , поэма "Черный человек" (1925 ).

И все же в борьбе власти против "старой", исконной России с ее прежде всего "пахотной идеологией" Есенин решительно встал на сторону последней. В его поэзии присутствует сочувствие разгромленному повстанческому крестьянскому движению, с одной стороны, и скрытое сопротивление, страх перед бездуховностью, перед насилием - с другой: "Сорокоуст", "Мир таинственный, мир мой древний..." (1921 ); то же самое в драматических поэмах "Пугачев" и "Страна негодяев" (1922-23 ).

Попытка поэта приглядеться к "новизне" послереволюционной деревни утешительных результатов не приносит ("Возвращение на родину", 1924 ). На родине он только и видит что взметнувшуюся "колокольню без креста", в избе выброшенные с божничной полки сестрами-комсомолками иконы, вместо которых "на стенке календарный Ленин".

В последний период жизни Есенин сознательно отдаляется от деревни, как от чуждой ему советской "нови".

Он так и уходит из жизни с поэтическим взором, более обращенным в свой внутренний мир, нежели во внешнюю действительность. Все настойчивее звучит в его поэзии тема приближающейся смерти.

Жизнь Есенина трагически оборвалась в Ленинграде, в гостинице "Англетер" при невыясненных обстоятельствах. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.


Имя: Сергей Есенин (Sergey Yesenin)

Возраст: 30 лет

Место рождения: Константиново, Рязанская область

Место смерти: Санкт-Петербург, СССР

Деятельность: поэт - лирик

Семейное положение: был в разводе

Сергей Есенин - биография

Великий певец русской природы Сергей Есенин, наверное, смог бы написать ещё больше прекрасных поэтических произведений, проникнутых любовью к России, если бы не ранний уход из жизни.

Детские годы, семья поэта

Сергей Александрович родился в Рязанском селе Константиново. Семья не была образованной и богатой. Крестьянский быт многодетной семьи запомнил поэт на всю жизнь. И тёмным пятном в его биографии бедная семья никогда не была. Кроме Серёжи, который был единственным сыном, Есенины Александр и Татьяна воспитывали ещё двух дочерей. Мальчика отдали в земское училище, а потом в церковно-приходскую школу.


Школу Сергей окончил, почти сразу принял решение уйти из дома и отправился в столицу. В Москве устроился работать в мясную лавку, а потом нашёл место в типографии. Раньше можно было получить образование в качестве вольнослушателя. Есенин поступил, используя этот шанс, на историко-философское университетское отделение.

На пути к творчеству, стихи

Есенин продолжал свою работу, посещал кружок Сурикова, где собирались поэты и музыканты. Первые стихи начинающего рифмоплёта публиковались в журнале для детей. Вскоре Есенину посчастливилось прибыть в Петроград. Он сразу же показал свои работы Александру Блоку. С 1916 года Сергей попадает по призыву на военную службу в санитарный поезд императрицы Александры. Этот период сделал Есенина знаменитым, как поэта, так как он продолжал создавать свои произведения и даже читал их государыне.


Есенин ищет себя в поэзии, посещает разные места: Средняя Азия, Урал, места в округе Оренбурга. Везде поэт читает свои стихи и имеет большой успех у публики. Ташкент, Самарканд гордится своими чайханами, в которых довелось побывать великому поэту.

Сергей Есенин - биография личной жизни


У Есенина первый брак был гражданским. Он познакомился на работе в типографии с корректором Анной Изрядновой . Женщина родила от поэта сына Юрия. Прожили они вместе недолго, так как Сергей увлёкся актрисой . Они сыграли свадьбу в гостинице, а свидетелями на бракосочетании были простые крестьяне с купеческим сыном во главе. Родились дочь Таня, которая продолжила литературную стезю отца, став писательницей, и сын Костя. Сыну тоже передалось умение владеть пером, хотя профессия у него инженер по строительству. Есенина от ухода из семьи не удержали даже дети.


Поэт обещал заботиться о сыне и дочери, подал на развод и ушёл. Детей усыновил второй муж Зинаиды Мейерхольд. Поэт живёт в доме своей секретарши Бениславской пять лет, потом женится на С. Толстой.

Однажды Есенин повстречал свою любовь. Его пленила танцовщица , они ходили на свидания друг к другу полгода и решили пожениться. Не говоря на одном языке, влюблённые понимали друг друга. У молодой пары было свадебное путешествие по странам Европы: они посетили Германию, Францию, Бельгию, Италию и Соединённые Штаты Америки. По возвращению из такой продолжительной поездки супруги расстались.


Вернувшись в столицу, Есенин снова знакомится с актрисой Миклашевской, которая на время вдохновляет его на написание красивых поэтических строк. Редко с кем поэт встречался больше года, он часто заводил новые знакомства. Следующей возлюбленной стала поэт и переводчица Надежда Вольпин. Она родила Есенину сына Александра, который сейчас стал математиком и жив-здоров до сегодняшних дней.


И опять через год очередного гражданского брака поэт официально женится на Софье Толстой. Лев Николаевич Толстой приходился ей родным дедом. Счастливым этот брак не был, скорее Сергей чувствовал себя одиноким. Но супруга многое сохранила из личных вещей поэта, она издала все произведения мужа, написала о нём воспоминания.

Другая деятельность поэта

Кроме сочинительства Есенин занимается изданием книг и их продажей. Для этих целей он арендовал книжную лавку. Путешествия так и остались самым главным увлечением поэта. Три раза был на Кавказе, часто посещал Петербург, в родном Константиново был 7 раз. Бродил по улочкам Азербайджана. В местах, в которых побывал Есенин, открыты музеи или установлены мемориальные доски. Поэт, наконец-то, определил для себя, что направление имажинизма неспособно передать весь сгусток чувств, которые бурлили в нём с самого рождения.

Объявляется роспуск группы, которая работала в этом поэтическом русле. Раньше друзья Есенина не позволяли себе оскорбительных высказываний и рассказах о его пьяных драках и недостойном поведении. Теперь же все газеты пестрели обвинительными заголовками, обвиняя поэта в хулиганских выходках. У Сергея Александровича наступил трудный период. Его пьянством занялись даже представители власти, отправив Есенина на принудительное лечение. Ничего не помогало.

Сергей Есенин - причина смерти

В гостинице Ленинграда нашли тело Есенина. Своё последнее письмо он писал кровью, не имея в гостиничном номере чернил. По версии патологоанатомов о причине смерти Есенина: Сергей Александрович находился в депрессии, он только что убежал из психической клиники. Это послужило поводом - причиной к самоубийству. Его нашли повесившимся у себя в номере.

Знаменитый русский поэт родился 3 октября 1895 года в простой крестьянской семье. Произошло это в селе Константиново прежней Рязанской губернии. Здесь же Есенин рос, обучался в земском училище, а потом в , которая готовила учителей для села. В родном селе будущий поэт немного жил окончания обучения. Только в семнадцатилетнем возрасте Есенин покинул родные края, отправившись в Москву, где трудился в корректором, продолжая работать над своими .

Село Константиново имело давнюю историю. Первое упоминание о поселении к началу XVII столетия. Жизнь тамошних крестьян на протяжении столетий не отличалась от существования других сельских жителей царской России. Только с выпуском манифеста об отмене крепостного права крестьяне получили послабление, хотя окончательно свободными стали фактически лишь в 1879 году, когда были внесены последние платежи за землю.

Постепенно в селе стали устанавливаться новые хозяйственные отношения. Формировался слой крестьян, имевших предпринимательское чутье, которые не забывали о нуждах села и возводили здесь часовни, покупали колокола для храма, строили надежные и красивые дома.

Удача улыбалась не каждому. Некоторым жителям села пришлось покинуть прежнее место жительства и отправиться в другие края в поисках лучшей доли.

На родине поэта

Исторический облик малой родины Есенина был сформирован только к началу прошлого века. Село протянулось вдоль реки Оки на три с лишним километра. Широкая в центре села и примыкающие к ней переулки составляли единое целое. Главную площадь поселения украшал храм, поблизости располагались господская усадьба и земская школа.

Главное богатство жителей села – заливные луга, примыкавшие к Оке. Они давали много сена, часть которого шла на продажу, остальное же крестьяне использовали в своем хозяйстве. Почти каждая семья держала у себя корову, а то и двух.

Без сомнения, будущий поэт с детства впитал в себя особенности крестьянского быта. Красота крестьянской души и богатство красок рязанской природы оставили отпечаток не только в памяти поэта, но и в его творчестве. Корни поэта оставались в селе. Именно поэтому Есенин сумел в своих выразить горячую любовь к родной земле, воспеть ее яркую и красоту души русских людей.

К семидесятилетию со дня рождения поэта в Константиново был открыт музей и выставка, которая освещала жизненный путь и творчество Сергей Есенина. Сегодня здесь расположен один из самых впечатляющих музейных комплексов России. Посетители музея имеют возможность окунуться в ту атмосферу, в которой проходило становление поэта и рождались его первые поэтические образы.

Просмотров