Современная массовая культура кратко. Появление массовой культуры

«Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую дея­тельность, Франция - культуру и республиканский национа­лизм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру» Массовая культура - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка - яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс» .
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

Элитарная культура

Элитарная культура - это высокая культура , противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию .
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.

Особенности элитарной культуры:

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание - деформацией, проникновение в смысл - домысливанием и переосмысливанием данности;
  • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

Массовая культура - важнейшее социальное явление со-временного общества. Ее продукты, начиная от серийно из-готовленных вещей и предоставляемых услуг и заканчивая шлягерами (песни или мелодии, пользующиеся в данное время особой популярностью), бестселлерами (книга - ли-дер продаж), блокбастерами (фильмы с большим бюджетом, дорогими актерами, лучшими декорациями), вошли в по-вседневную жизнь людей.

Массовая культура с момента своего появления стала для философов, социологов предметом изучения и острых дис-куссий. Споры о значении этой культуры, ее роли в разви-тии общества продолжаются и сегодня.

КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ

Культура, как вы уже убедились, многолика и много-гранна. Она принимает специфические формы. В ней мож-но проследить разные направления, выделить достаточно ав-тономные области. Эти различия кладутся в основу различных классификаций и типологий культурных явле-ний и процессов. Культура делится на материальную и духовную. Широкое распространение полу-чило разделение культуры на народную, элитарную и мас-совую. Причины возникновения массовой культуры, прису-щие ей характерные особенности мы подробно рассмотрим ниже. Деление культуры на элитарную и народную утвер-дилось в XIX в. и во многом связывалось с социально-клас-совым расслоением общества.

Народная культура включает ценности не только «по-требляемые», но и творимые, создаваемые народом. Такая культура, охватывающая различные направления, представ-ленная многими жанрами, существовала всегда. В середине XIX в. английский археолог Дж. Томсон придумал слово «фольклор» (от англ. folk - народ, lore - знания, муд-рость). Постепенно это слово вошло во многие языки мира для обозначения художественных произведений народной культуры, т. е. народного искусства. Наряду с устным на-родным творчеством (сказками, былинами, пословицами) важными направлениями этого искусства являются хорео-графия (танец), песенное творчество (лирические песни, ро-мансы, баллады, частушки), кукольный театр, а также при-кладное искусство (вышивка, игрушка и др.).

В народном искусстве получают свое отражение представ-ления, ожидания тех, кого привычно называют «простыми людьми». Эти ценности складывались веками. В сказаниях и былинах, лирических напевах и частушках, пословицах и поговорках мы находим не только приметы конкретного ис-торического времени, но и непреходящие социальные и культурные ценности - идеалы добра, красоты, справедли-вости, солидарности. Это искусство творилось и в совмест-ном труде, и на общих праздниках, и при соблюдении мно-гочисленных обрядов, освещающих основные вехи земной жизни каждого человека (рождение ребенка, вступление во взрослую жизнь, бракосочетание, прощание с умершим). Народное искусство не знает разделения на создателей и «потребителей». Вспомним, на различных концертах можно услышать такое представление очередного номера: «Испол-няется песня (такая-то), композитор (такой-то), слова народ-ные»; «Исполняется русский народный танец» (и нет фами-лий постановщика, хореографа и т. п.). Здесь нередко нет и разделения на исполнителей и слушателей. Народная куль-тура всегда несет на себе своеобразие породившего ее наро-да, особенности его менталитета, культурно-исторических традиций.

Элитарная культура получила распространение в городах среди образованной части населения и создавалась при-вилегированной частью общества либо по ее заказу профес-сиональными художниками, писателями, музыкантами. Термин «элитарная культура» относят прежде всего к про-изведениям изобразительного искусства, литературы, музы-ки, поэтому чаще говорят об элитарном или высоком искус-стве. До появления массовой культуры считалось, что отчуждение народа от элитарной культуры вызвано прежде всего недоступностью в материальном отношении продуктов этой культуры, а также неграмотностью основной массы населения. Вслед за классиком отечественной литературы Н. А. Некрасовым многие считали, что, как только эти фак-торы будут преодолены, окрыленный народ «Белинского и Гоголя с базара понесет». Однако действительность оказа-лась иной. Востребованной широкими слоями общества ока-залась не высокая культура, а та, которую в дальнейшем стали называть массовой. Сложилось убеждение, что восприятие элитарной культу-ры требует определенного уровня образования, широкого культурного кругозора, развитого эстетического чувства, хо-рошего вкуса. Те, кому эти качества не присущи, а их все гда в обществе большинство, остаются «глухими» к творе-ниям высокого искусства. Иными словами, они адресованы наиболее эстетически развитой части населения.

Исследователями замечено, что высокое искусство пред-полагает определенную дистанцию от зрителя, слушателя. Ее созданию способствует торжественное, пышное оформле-ние тех залов, в которых происходит восприятие искусства: музеев, концертных залов, оперных театров.

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО И «ЧЕЛОВЕК МАССЫ»

Появление массовой культуры связано со становлением на рубеже XIX-XX вв. так называемого массового общест-ва . Материальной основой произошедших в XIX в. сущест-венных перемен стал переход к машинному производству, резко увеличившему и одновременно удешевившему произ-водство товаров. Но индустриальное машинное производст-во предполагает стандартизацию, причем не только оборудо-вания, сырья, технической документации, но и умений, навыков работников, распорядка рабочего дня, рабочей одежды и т. д. Затронули процессы стандартизации и духов-ную культуру.

Достаточно четко обозначились две сферы жизни работа-ющего человека: собственно работа и досуг - социально значимое свободное время.

В результате возник платежеспособный спрос на те това-ры и услуги, которые помогали провести досуг. Рынок на этот спрос ответил предложением «типового» культурного продукта: книг, фильмов, граммофонных пластинок и т. д. Они были предназначены прежде всего для того, чтобы по-мочь людям интересно провести свободное время, отдохнуть от монотонного труда.

Использование в производстве новых технологий, расши-рение участия масс в политике потребовали определенной образовательной подготовки. В индустриально развитых странах делаются важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании было введено обязательное обуче-ние детей в возрасте 5-12 лет, в конце столетия была от-менена плата за обучение в начальной школе. В результате в ряде стран появилась обширная читательская аудитория, а вслед за этим зародился один из первых жанров массовой культуры - массовая литература.

Ослабленные с переходом от традиционного общества к индустриальному непосредственные связи между людьми от-части заменили появившиеся средства массовой коммуника-ции, способные быстро транслировать разного рода сообще-ния на большую аудиторию.

Массовое общество, как отметили многие исследовате-ли, породило его типичного представителя - «человека мас-сы» - главного потребителя массовой культуры. Философы начала XX в. наделяли его преимущественно отрицательны-ми характеристиками - «человек без лица», «человек - как все». В первой половине прошлого века испанский фи-лософ X. Ортега-и-Гасет одним из первых дал критический анализ этого нового социального феномена - «массового человека». Именно с «массовым человеком» связывает фило-соф кризис высокой европейской культуры, сложившейся системы общественной власти. Масса вытесняет элитарное меньшинство («людей с особыми качествами») с ведущих позиций в обществе, замещает его, начинает диктовать свои условия, свои взгляды, свои вкусы. Элитарное меньшинст-во - те, кто требует от себя многого и сам на себя взвали-вает тяготы и обязательства. Большинство же не требует ни-чего, для них жить - это плыть по течению, оставаясь такими, какие есть, не силясь превзойти себя. Основными чертами «массового человека» X. Ортега-и-Гасет считал безудержный рост жизненных запросов и врожденную не-благодарность ко всему, что эти запросы удовлетворяет. По-средственности с безудержной жаждой потребления, «варва-ры, которые хлынули из люка на подмостки сложной цивилизации, их породившей» - так нелестно характери-зует большую часть своих современников философ.

В середине XX в. «массового человека» во все большей степени стали соотносить не с «восставшими» нарушителя-ми устоев, а, наоборот, со вполне благонамеренной частью общества - со средним классом. Понимая, что они не эли-та общества, люди среднего класса тем не менее довольны своим материальным и социальным положением. Их стан-дарты, нормы, правила, язык, предпочтения, вкусы прини-маются обществом как нормальные, общепринятые. Для них потребление и досуг не менее важны, чем работа и карьера. В работах социологов появилось выражение «обще-ство массового среднего класса».

Есть сегодня в науке и еще одна точка зрения. Согласно ей, массовое общество вообще сходит с исторической сцены, происходит так называемая демассификация. На смену еди-нообразию и унификации приходит подчеркивание особен-ностей отдельного человека, персонализация личности, на смену «массовому человеку» индустриальной эпохи прихо-дит «индивидуалист» постиндустриального общества.

Итак, от «вырвавшегося на сцену варвара» до «добропо-рядочного простого гражданина» - таков разброс взглядов на «массового человека».

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассмотрим основные особенности массовой культуры.

Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали од-ной из основных причин успеха массовой культуры. Гово-рят даже о ее примитивности. Но облегченность этих про-изведений во многом была обусловлена объективными условиями, вызвавшими к жизни массовую культуру. Труд-ность приспособления к непривычной городской среде, мо-нотонная, изнуряющая работа на промышленном предприя-тии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных при-лавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные пред-ставления, фильмы, публикации.

Простоту произведений массовой культуры нельзя од-нозначно связывать с их низким уровнем. Понятие «массо-вая культура» не равнозначно понятию «плохая культура». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др. Имена создателей замечательных образцов «культуры для народа» можно перечислять долго.

Занимательность. Сказанное выше подводит нас к выво-ду, что эта черта присуща многим произведениям массовой культуры. Занимательность обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неиз-менный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произве-дений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление дейст-вительно массой людей. Книги выходят подчас миллион-ными тиражами, «мыльную оперу» по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Определенная серийность про-является и в известной повторяемости сюжетных ходов, по-хожести героев. Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллет-ристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читате-ля, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональ-ных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Чи-тая даже облегченное литературное произведение, мы неиз-бежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Эк-ранное восприятие не требует от нас этого.

Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рам-ках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демокра-тичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. По-этому производители подобной продукции стали ориентиро-ваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.

СМИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интер-нет - это те каналы, посредством которых мы в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно мас-совой.

Эти каналы получили название средств массовой (по-скольку сообщение поступает сразу к большим группам лю дей) коммуникации, благодаря им сообщения и «картинка» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества.

У нас их чаще называют средствами массовой информа-ции (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.

Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу. В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостан-ции, а затем и студии телевидения. Конец XX в. ознамено-вался созданием сети Интернет.

С 70-х гг. XX в. утверждается тезис об исключительном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. К этому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. СМИ, как вы знаете, стали называть четвертой властью.

Особенно значительной становится роль СМИ в условиях современной глобализации мира. Об их вездесущности гово-рит, в частности, такой факт, описанный в книге социоло-га Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдаленной пустынной местности, за много кило-метров от ближайших дорог и электрических линий, они за-метили палатку бедуинов, снабженную спутниковой антен-ной и генератором тока для приема телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» - восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ве-дет к нивелированию культурных различий, утрате культур-ного своеобразия народов. СМИ способствует глобализации, но и сами испытывают ее влияние. Одним из проявлений этого выступает создание так называемых глобальных газет, которые читают в различных уголках планеты. Их немно-го, и все они пока выходят на английском языке - языке общения международного бизнеса.

Другой стороной процесса глобализации является рост местной прессы и малых по тиражу, но влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. В журнальном де-ле растет число специализированных изданий.

Долгое время довольно бурно развивалась так называе-мая желтая, или бульварная, пресса: появлялись все новые газеты и журналы этого направления, росли их тиражи. В последние годы в странах Запада наметились обратные процессы. В Англии по-прежнему издается несколько тра-диционных бульварных газет, но их тиражи сокращаются. Во Франции практически нет ежедневных бульварных га-зет. На смену этим изданиям идут развлекательные ежене-дельники, «мужские» и «женские» журналы.

В постиндустриальном обществе, где главным ресурсом становится качественная и надежная информация, растет спрос на более серьезные издания. Их читатели - это пре-имущественно «белые воротнички», образованные круги об-щества.

При этом сама серьезная пресса расширяет круг охваты-ваемых тем, становится более демократичной.

Из всех средств массовой информации самым, можно сказать, массовым является телевидение. По своей глубине (длительности времени просмотра передач) и по своей ши-роте (количеству людей, которые его смотрят) телевидение превратилось в такую влиятельную культурную силу, кото-рой нет аналогов в прошлом. Это очевидно не только иссле-дователям, постоянно изучающим телеаудиторию, но понят-но и нам с вами - «рядовым» армии телезрителей. Более 75% россиян в одном из социологических опросов отвели телевидению решающую роль в общественном развитии. Есть и такие данные. Средний американский подросток смотрит ТВ 21 ч в неделю, проводя 5 мин наедине со сво-им отцом и 20 мин - наедине с матерью. Много времени проводят перед экраном телевизора и россияне. Конечно, разные возрастные и социальные группы населения неоди-наково увлечены телепросмотром. Помимо подростков, опре-деленную телезависимость испытывают пожилые люди. Во многом это объясняется снижением у них возможностей пе-редвижения и, как следствие, общения.

Все виды творчества обладают особыми чертами. Перечислим основные признаки массовой культуры:

  • доступность для всех людей

Произведения массовой культуры доступны и понятны для большинства людей, они создаются для отдыха, получения удовольствия.

Массовая культура появилась в период быстрого развития техники, перехода к широкому распространению фабричного производства – индустриализации. Тогда человек начал нуждаться в простом, приятном виде досуга после рабочего дня. Именно в этот период появляются простые, развлекательные книги, фильмы и музыка.

  • интерес со стороны потребителя

Произведения массовой культуры привлекают зрителей понятными сюжетами, повествующими о близких им эмоциях и чувствах, заставляющих сопереживать героям. Действие, как правило, происходит быстро, и зрителей ждет счастливый конец.

  • наличие целых серий, большого тиража

Произведения массовой культуры выпускаются в большом количестве: книги, диски с фильмами и музыкой. Также повторяемость касается и самих сюжетов, которые, как правило, не отличаются разнообразием, а меняются лишь детали.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • пассивность восприятия

Массовая культура не требует от потребителя больших моральных затрат, особого труда. Она облегчает восприятие благодаря легкости сюжетов, ярким изображениям. Например, при просмотре фильма не нужно воображать, домысливать сюжет, представлять героев, как при чтении книги.

  • коммерческие цели

Особенность массовой культуры в том, что произведения в ней создаются профессионалами, которые хотят их продавать и извлекать из этого выгоду. Для того чтобы товар покупало как можно больше людей, они ориентируются на простые и понятные для большинства вещи.

Некоторые люди являются сторонниками точки зрения о примитивности массовой культуры. Но нельзя однозначно оценивать ее как плохую. Благодаря ей на свет появилось много замечательных деятелей искусства и произведений, например, роман М. Митчелл “Унесенные ветром”.

Средства массовой информации

Большую роль в распространении массовой культуры играют специальные каналы, с помощью которых произведения находят своего потребителя, регулярно транслируя их. К СМИ относятся телевидение, радио, газеты, журналы. Сейчас наибольшую популярность приобрел интернет.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию, мы узнали, что массовая культура – это вид человеческой деятельности, направленный на создание товаров, имеющих большой спрос в обществе. Это могут быть фильмы и книги, музыка и живопись. Главное их отличие от других видов искусства в том, что они создаются профессионалами с целью продажи и имеют простые и понятные сюжеты, отражают близкие для людей эмоции и чувства.

— , приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст . т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  • систему формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Понятие массовой культуры

На сегодняшний день единого универсального определения такого понятия, как «массовая культура», не существует.

Все дело в том, что данное словосочетание включает в себя три составляющих. Во-первых, непосредственно культуру как уникальный характер продукта. Во-вторых, явление массовости как масштаб распространения. И наконец, в-третьих, культуру как определенную духовную значимость. В общем смысле словосочетание «современная массовая культура» служит для обозначения характерных особенностей процесса производства культурных ценностей, ориентированных на массовое потребление современным обществом. Важно отметить, что в данном случае проводится прямая аналогия с поточно-конвейерной организацией труда.

Характерные особенности и признаки

В современной социологии и философии понятие «массовая культура» обобщенно отражает состояние культуры и общества начиная с середины двадцатого века. Их характерными особенностями является целый ряд самых разнообразных феноменов. Например, быстрая урбанизация общества, развитие таких средств массовой информации, как телевидение, кино, радио, иллюстрированные журналы и дешевые «карманные» издания книг. Помимо этого, термин «массовая культура» подразумевает под собой индустриально-коммерческий вид производства, стандартизированное распределение духовных благ и демократизацию культуры. Сюда же можно отнести и увеличение затрат на проведение свободного досуга в бюджете среднестатистической семьи. Анализируя основные характеристики такого понятия, как массовая культура, признаки данного социокультурного явления также необходимо рассмотреть. Среди них выделяют быстродоступность, ориентированность на однородную по своим характеристикам аудиторию, упор на иррациональное, эмоциональное, бессознательное и коллективное, эскейпизм, консерватизм и использование средней языковой нормы.

Основные сферы проявления

Среди основных направлений массовой культуры в настоящее время выделяют индустрию «субкультуры детства», массовые общеобразовательные школы, систему национальной идеологии, массовые политические партии и движения, массовую социальную мифологию, эффективным образом упрощающую сложную систему ориентаций и ценностей человека до элементарных понятий. Кроме того, выделяют увеличение числа разнообразных развлечений, игровых комплексов, а также организаций, стимулирующих и управляющих потребительским спросом на услуги, вещи или идеи.

Значение для современного общества

В настоящее время термин «массовая культура» все больше утрачивает свой негативный окрас и критическую направленность. Сегодня все чаще подчеркивается ее значимость, обеспечение благодаря ей социализации большого числа людей в условиях постоянно меняющейся среды современного индустриального общества. Наряду с пропагандой упрощенных представлений и ценностей, массовая культура тем не менее эффективно решает задачу жизнеобеспечения самых разнообразных социальных групп. Помимо этого, она обеспечивает и масштабное включение в индустрию потребления, а значит, и поддержание процесса производства.

Просмотров