Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры. Проблема массовой и элитарной культуры

Мировая культура есть совокупность плодов и способов деятельности всего человеческого сообщества. Но любое общество всегда состоит из конкретных людей, индивидуально мыслящих личностей. Индивид становится личностью только под воздействием социума с присущим ему миром живой культуры. Общение людей происходит в определенных группах: в семье, в кругу друзей, в производственных, научных коллективах, политических союзах и общественных объединениях. Эти группы, как правило, объединены некоторыми общими целями и интересами, обладают более или менее сходными эталонами поведения и ценностными ориентациями. Такие устойчивые объединения людей и становятся носителями ряда культурных традиций, а при определенных условиях превращаются в творцов культуры.

Одна из наиболее острых проблем современной культуры – проблема сущности и соотношения массовой и элитарной культуры. Рассмотрение этой проблемы целесообразно начать с определения понятий «масса», «массовое сознание», «массовая культура», «элита», «элитарная культура».

Подробный анализ «массы», массовой психологии и культуры был дан известным испанским философом Хосе Ортега-и-Гассетом в труде «Восстание масс», а также одним из создателей теории «постиндустриального общества», американским социологом Дэниелом Беллом в работе «Конец идеологии».

Правомерно выделение пяти основных значений понятия «масса».

1. Масса как недифференцированное множество, однородная группа, не имеющая своей четкой организации, лишенная индивидуальности и являющаяся потребителем материальных благ и информации, распространяемой при помощи средств массовой коммуникации.

2. Масса как синоним невежественности, необразованности, как группа людей с примитивными жизненными потребностями и стандартным мышлением.

3. Масса как механизированное сообщество, группа людей, утративших свою индивидуальность и превратившихся в придаток индустриального производства, выполняющих лишь определенную техническую функцию.

4. Масса как бюрократизированное общество, в котором все решения принимаются правящей группой чиновников, а основная часть общества лишается личной инициативы в пользу «стадности».

5. Масса как толпа, лишенная индивидуальности, с единой психологией и страстями, воплощенными в «стадном инстинкте».

Как видим, в этом понимании люди лишаются статуса творцов культуры, являясь лишь ее потребителями. Массовая культура – сложное понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Эта культура рассчитана на массовое потребление; распространяется она при помощи средств массовой коммуникации. Массовая культура, при всех своих преимуществах и недостатках, является вполне закономерным этапом развития человеческой культуры вообще, порожденной специфическими потребностями современного «технического века».


В отношении массовой культуры уместнее говорить о «духовном производстве», подчиняющемся рыночным законам, а не о свободном духовном творчестве. Но она имеет и свое несомненное достоинство – доступность культуры, пусть и в виде «культтоваров», каждому, а не избранным, не элите. Под последней имеют в виду:

а) группы людей, обладающие исключительными психологическими и организаторскими способностями;

б) профессиональные группы, принадлежащие к высшим слоям общества;

в) художественно-творческие группы представителей различных сфер духовной жизни социума – науки, образования, морали, искусства, религии и т.д.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что элита в широком смысле обозначает совокупность личностей, способствующих наивысшим достижениям в хозяйстве, политическом правлении, науке и технике, в искусстве и морали, в общественных организациях и социальных институтах. При этом если политическая и организаторская элиты стремятся объединить громадное множество воль в единую общественную силу, то задача интеллектуальной и нравственно-эстетической элиты – преобразовать обыденную энергию общества в созидательную и творческую силу культуры.

Элитарная культура не рассчитана на широкую массу, она замкнута в себе и часто усложняет свой язык, дабы быть воспринятой только избранными. Потребителями этой культуры (причем часто не понимающими ее смысл) становятся или сами ее творцы, или представители интеллектуальной, политической и экономической элиты.

Сопоставляя массовую и элитарную культуры, следует отметить происходящее между ними сложное взаимодействие, причем первая влияет на вторую материально, вторая на первую – идейно-образно. Каждая из них невозможна без другой, а потому имеет право на существование. Важен поиск меры между массовой и элитарной культурами, стремление к их гармоничному сочетанию, в результате которого рождается и исторически проверяется, подтверждается то, что мы называем «классикой».

Таким образом, современная культура предстает перед нами как система многообразных предметов, ценностей и отношений, сложившихся на протяжении многовековой эволюции человеческого общества. Некогда отдельные культуры отличались большой замкнутостью. В ходе своего многопланового развития они становятся все более открытыми для всевозможных влияний: происходит процесс взаимодействия культур, и жизнь вырабатывает новые механизмы эволюции культур, что позволяет им подняться на более высокий уровень развития. Культура в ее индивидуальном и социально-психологическом выражении характеризуется как способом усвоения других культур, так и отношением к общечеловеческим ценностям, содержащимся в любой культуре. Взаимодействие культур является основой происходящего на наших глазах процесса формирования общечеловеческой, мировой цивилизации при сохранении индивидуальности каждой национальной культуры. Прогресс культуры возможен только при органическом единстве всех форм и типов культуры, взаимосвязи ее элементов, расширении сферы культурного влияния, увеличении роли и значимости общечеловеческих ценностей в культуре при сохранении ее самобытности и индивидуальной неповторимости.

Термины, необходимые для запоминания:

Идеократизм (от греч. «власть идей») – здесь: приверженность к определенным идеям.

Культурогенез – происхождение культуры.

Ментальность (менталитет) (от позднелат. «умственный») – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы.

Мессианство (от др.-евр. «спаситель») – здесь: вера в особое предназначение народа.

Новации (от лат. «обновление», «изменение») – здесь: новые проявления культуры.

Стратификация (от лат. «слой» и «делать») – разделение, расчленение общества на страты.

Страта (от лат. «настил», «слой») – общественный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования и т.д.).

Толерантность (лат. «терпение») – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Необходима по отношению к особенностям различных народов, культур и религий, является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.

Холизм (греч. «целое») – точка зрения целостности, или учение о целостности. Исходит из целостности мира как высшей и всеохватывающей – и в качественном, и в организационном отношении.

Вопросы для закрепления материала:

1. Произведите типологизацию культур по различным признакам.

2. Какая типология была в Европе исторически первой?

3. Почему нововременную периодизацию истории можно считать культурологической?

4. Чем обусловлен линейно-прогрессистский подход в хронологической типологии культур?

5. Каковы особенности локально-типологического рассмотрения культур?

6. Какие возможны виды заимствования культуры?

7. Приведите основные отличия западной и восточной культур.

8. Как исторически решалась проблема триады Восток – Запад – Россия?

9. Назовите особенности российской культуры.

10. В чем состоит проблема массовой и элитарной культуры?

Литература:

Основная литература

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2001.

2. Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д.:Феникс, 2003.

3. Канке В.А. Философия. Учебник. – М.: Логос, 2001.

4. Культурология / Под ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

5. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

Дополнительная литература

1. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс, 1985.

2. Зиммель Г. Философия культуры. – М.: Юрист, 1996.

3. Ионин Л. Г. Социология культуры. Учебное пособие. – М.: Логос, 1998.

4. Комаров М. С. Введение в социологию. – М.: Наука, 1994.

5. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. – М.: Гнозис, 1992.

6. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. – М.: АСТ: Ермак, 2005.

7. Сорокин П. Человек, цивилизация, личность. – М.: Республика, 1991.

8. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Е. Ф. Губского. – М.: ИНФРА – М, 1999.

9. Франк С. Л. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.

10. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Искусство, 1993.

Цели урока:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение обучаемыми понятий “массовая культура”, “субкультура”, “контркультура”, “элитарная культура”;
  • отработать навыки ведения работы с текстом таблицы.

Развивающие:

  • развивать умение сравнивать, приводить доказательства, вести полемику;
  • учить приводить примеры из собственной жизни

Воспитательные:

  • воспитывать терпимость в отношении представителей разных культур, потребность в культурном развитии и самосовершенствовании.

План

I. Массовая культура – как одно из проявлений глобализации общества.

  1. Истоки массовой культуры.
  2. Противоречия массовой культуры.
  3. Массовая культура в повседневной жизни.

II. Молодежная субкультура – одно из направлений массовой культуры.

  1. Особенности субкультуры и контркультуры.
  2. Молодежные контркультуры: их сходство и отличия.

III. Элитарная культура.

  1. Характеристика элитарной культуры.
  2. Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?
  3. Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?

XX и наступивший XXI век характеризуются развитием и углублением интеграционных процессов. Одним из проявлений интеграции, а также и глобализации, является утверждение массовой культуры в масштабах всего человечества.

Эта тема весьма актуальна в связи с тем, что и мы с вами являемся одновременно, как объектами, так и субъектами М.К.

На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, в чем кроется феномен массовой культуры, какое влияние оказывает она на развитие общества и общественных отношений.

I. Сущность и противоречия массовой культуры.

Проблемный вопрос:

Почему продукция массовой культуры является столь популярной у так называемого “среднего человека”?

Учитель: Что вы знаете о массовой культуре?

Ученик: Массовая культура – это комплекс духовных ценностей соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Она зародилась во второй половине XX века, когда и сформировалось это общество. Появилось понятие “индустрия культуры”, которое указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта – книг, фильмов, популярной музыки. В результате культурные тексты стали доступными одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и социальных групп.

1. Истоки массовой культуры.

Сообщение ученика: Термин “массовая культура” был впервые применен американским ученым Д. Макдональдом в 1944 году. Им подчеркивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. В основе современной трактовки “массовой культуры” лежит, как правило, положение о влиянии на нее средств массовой информации и новых, так называемых “технических видов искусства”, в первую очередь экранных (кино, телевидения, видео).

Предпосылками развития массовой культуры являются развитие всеобщего образования, распространение радио, киноискусства, телевидения, рост доходов населения.

Первоначально, всеобщее распространение получила, так называемая, бульварная литература, дешевые развлекательные издания и комиксы. Затем, быстрыми темпами стал развиваться кинематограф, который был доступен практически всем. Ведущие позиции в нем заняли и до сих пор занимают США, которые распространяют свою кинопродукцию на весь мир, навязывая тем самым свои стандарты духовной культуры. С развитием техники звукозаписи сложилась гигантская индустрия производства популярной (эстрадной, танцевальной) музыки. Переход к массовой культуре завершился внедрением в повседневный обиход радио и телевидения.

Дополнение ученика: Массовая культура способствовала созданию целой индустрии досуга: производству аудио и видеопродукции. Большое значение, в связи с этим, приобретает реклама. Кроме информации о продукции массовой культуры, реклама дает возможность популяризировать различные товары, используя образы кумиров кино, телевидения и музыки.

Учитель: Влияние массовой культуры на развитие современного общества является чрезвычайно противоречивым. Существуют как ее защитники, так и критики.

Прослушаем сообщения и заполним таблицу:

2. Противоречия массовой культуры.

Сообщение школьника: Массовая культура – явление положительное, потому что для ее произведений характерно четкое разделение добра и зла, счастливый конец, привлекательные образы героев. Потребители массовой культуры – это люди низкого и среднего достатка, у которых, возможно, присутствуют проблемы морального или материального плана. Такой “средний человек” хочет быть удачливым, видеть зло наказанным, иногда готов применить насилие, для ликвидации сложностей, но сдерживается из-за страха быть наказанным или благодаря воспитанию. Такой человек снимает психическое напряжение, ассоциируя себя с героями массовой видеопродукции.

Сообщение следующего ученика: Массовая культура имеет массу недостатков, множество отрицательных последствий. Очень часто она влияет на поведение человека. Молодые люди, насмотревшись боевиков, могут совершить преступление по аналогии. Многие вредные привычки распространились посредством произведений массовой культуры. Кроме этого, массовая культура является источником интеллектуальной деградации, навязывая упрощенное видение мира. Большинство произведений массовой культуры имеют невысокую художественную ценность.

Ученик: Формируемое массовой культурой сознание отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы. Создатели художественных произведений массовой культуры часто обращаются к таким жанрам, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные версии жизни.

Обсуждение таблицы.

Учитель: Массовая культура – это не что-то абстрактное, далекое от нас, она перед нами каждый день, каждую минуту. Мы не только объекты массовой культуры, но и ее субъекты.

3. Массовая культура в повседневной жизни.

Беседа:

Учитель: С какими произведениями массовой культуры вы знакомы? Покажите проявление в них признаков массовой культуры.

Ученики: Фильм “Глухарь”. Главные герои похожи на настоящих милиционеров. Они обаятельны, привлекательны, хотя и имеют вредные привычки. Почти всегда они находят преступников и справедливость торжествует. Хочется на них походить. Кроме этого, в фильме присутствует определенная доля юмора, что помогает расслабиться и отдохнуть.

Приводятся другие примеры.

Учитель: Таким образом, вернемся к проблемному вопросу. Почему произведения массовой культуры столь популярны у “среднего человека”?

Ученик: Произведения массовой культуры способствуют удовлетворению многих духовных и социальных потребностей человека, не требуя больших материальных затрат.

Учитель: Какой вывод можно сделать исходя из вышесказанного?

Ученик: Влияние массовой культуры на становление личности и в целом жизнь человека, весьма противоречиво. Массовая культура имеет как свои “+”, так и свои “–”. Несмотря на различие в точках зрения на ее значение, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на повседневное бытие миллионов людей, формируя их потребности, идеалы, стандарты поведения и деятельности.

II. Молодежная субкультура

Учитель: Одним из направлений массовой культуры является молодежная субкультура. Представители молодого поколения, проявляя нигилизм и бросая вызов культуре “общества потребления”, создали и молодежные контркультуры.

– Чем вызвано их появление?

– Какие признаки их объединяют?

Ученик: Субкультура – это часть локальной культуры, ограниченная форма бытия отдельной социальной группы. Культура молодежи по отношению к национальной культуре будет являться субкультурой.

Контркультура – это совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами какого то сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей культуре. Некоторые культурологи считают контркультуру своеобразной разновидностью субкультуры. Контркультура – понятие, имеющее два значения. Во-первых, им определяются социально-культурные установки, противостоящие основным ценностям господствующей культуры. Во-вторых, это понятие отождествляется с молодежным культурным движением 60-х годов XX века. Молодые люди протестовали против стержневых принципов западной культуры, “отторгая культуру отцов”.

Для молодежи очень часто характерен дух отрицания, несогласия с правилами, установленными в обществе. Молодежь стремится выделиться, создать что-то свое, непохожее, а зачастую и противоречащее устоявшимся нормам. Это очень наглядно проявляется в развитии культуры.

В наши дни существует большое количество разнообразных молодежных субкультур.

Давайте проанализируем данные таблицы, находящейся перед вами.

Название Время появления Внешний вид Основы мировоззрения Отношение к другим контркультурам Символы
“Тедди-бойз”
(стиляги)
начало
1950-х
пиджак свободного покроя с бархатным воротником, брюки-дудочки, галстук-шнурок копировали стиль поведения и одежду высшего света конфликтовали с другими молодежными группами мотороллер, группа “Биттлз” и “Роллинг стоунз”
Битники 1960-е выглядели как бродяги романтика в наслаждении природой, свобода от обязательств равнодушное особое направление авангардистской музыки, бит
Хиппи 1960-е пренебрежение к нормальной одежде аполитичность, отказ от семьи и собственности, самопознание и саморазвитие не проявляли агрессии авангардистская музыка, бит, отрицание академической музыки
Рокеры середина
1960-х
кожаная куртка со значками, поношенные джинсы, грубые башмаки грубость обращения, жаргонные словечки, клички, подчеркивание мужества враждебное к тем субкультурам, где мужчины ведут себя не “мужски” мотоциклы, мастерство вождения, тяжелая музыка в стиле рок
Скинхеды конец
1960-х
бритоголовые, в одежде преобладают черные цвета приверженность идеям расизма нетерпимое отношение к представителям иных субкультур характерная только для них музыка с патриотическими текстами
Панки конец
1970-х
странные прически, окраска волос, экзотическая одежда хотят выглядеть мужественно, в ходу жаргон, пренебрежение к нормам морали отвергают пуританизм рокеров и скинхедов ирокез, музыка в стиле “панк-рок”
Яппи 1980-е деловой стиль и модная одежда ориентированы на успех, карьеру, обретение знаний
Рейверы середина
1990-х
свободная одежда “пробуждение сознания” достигается во время динамичного, самозабвенного танца равнодушны к другим культурам культура молодежных дискотек, диск-клубов

Ученик: Представителей молодежных субкультур объединяет их стремление выделиться в обществе чем-то отличающимся от мира взрослых, даже вступив в конфликт с современными устоями. Различия же часто объясняются временем появления субкультуры, социальным происхождением ее представителей, отличиями во взглядах на окружающий мир.

Учитель: Что вы встречали в СМИ о молодежных субкультурах?

Ученик: В областной газете был материал о том, как скинхеды расправились с семьей кавказской национальности.

Учитель: Ваше отношение к молодежным субкультурам?

Ученик: Мне нравятся яппи. Их образ мне импонирует.

Ученик: Мне нравятся рокеры, потому что это настоящие мужчины.

Задание: Посмотрев презентацию “Молодежные субкультуры”, определите, какие молодежные субкультуры здесь представлены.

Учитель: Таким образом, мы видим, что развитие молодежной субкультуры не является каким-то далеким абстрактным явлением, это то, что непосредственным образом затрагивает современную молодежь, а также и взрослое поколение.

III. Элитарная культура.

1. Учитель: В эпоху массовой культуры сохраняет свое важное значение и элитарная культура.

Ученик: Элитарная культура – это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования.

В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества – элита. Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита, как считают многие культурологи, способствует осознанию обществом самого себя.

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика “чистого искусства” или “искусства для искусства”.

В рамках элитарной культуры есть своя контркультура – авангард. Представители авангардной культуры создают “трудные” произведения. Смысл их деятельности – не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром.

Посмотрим развитие авангардного искусства на примере изобразительного искусства.

Презентация № 2 “Новые направления в развитии изобразительного искусства”.

Беседа:

– Как вы лично относитесь к произведениям абстракционистов?

– Какие произведения абстракционистов вам понравились и почему? Не понравились и почему?

– Стоит ли изучать произведения абстракционистов в рамках школьной программы?

Обсуждение:

– Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?

– Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?

Учитель: Таким образом, мы рассмотрели развитие в современном обществе массовой и элитарной культуры. Кроме этого по-прежнему важные позиции сохраняет и народная культура – культура, созданная непрофессиональными авторами, включающая в себя сказки, былины, песни, мифы, предания.

Массовая культура – закономерный этап в развитии человеческой культуры. Она не плоха и не хороша, в ней есть свои вершины и свои падения. Нельзя бояться массовой культуры, но сидеть только на ее “скудном пайке” - значит лишить себя возможности творческого развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии. Нельзя пренебрегать и возможностями элитарной культуры, которая не только духовно обогащает человека, но и проникает в массовую культуру, оказывает влияние на ее развитие и глубину.

Литература:

  1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история XX век, М., Мнемозина.2000.
  2. Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс, М., Эксмо, 2008.
  3. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран XX век, М., Русское слово, 2006.
  4. Классные часы, 10–11 классы, Волгоград, Учитель, 2008.
  5. Обществознание, 10 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова , Волгоград, Учитель, 2008.
  • 9. Неортодоксальные школы в философии древней Индии.
  • 10. Буддизм, сущность и направления. Учение Будды о нирване и душе.
  • Махаяна
  • Тхеравада
  • Ваджраяна
  • 14.Стихийная диалектика Гераклита Эфесского. Учение о противоположностях и становлении.
  • 15.Элейская школа: Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Апории Зенона.
  • 16. Философские взгляды Сократа и софистов
  • 17.Философия Платона. Учение об идеях. Познание и диалектика. Социально-политическая концепция Платона.
  • 18. Аристотель – создатель целостной философской системы. Учение о бытии. Логика Аристотеля.
  • 19. Основные направления эллинистической философии: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
  • 20.Средневековая философия. Проблема разума и веры, сущности. Основные периоды в развитии западноевропейской философии средних веков.
  • 21. Номинализм и реализм в философии Средневековья
  • 22.Учение Августина Аврелия о боге и человеке. Принцип «сомнения» Августина.
  • 23.Философия Фомы Аквинского. Обоснование идеи Бога, разума, веры.
  • Вера и разум
  • 24.Средневековая философия мусульманского Востока. Восточный перипатетизм.
  • 25.Философские взгляды аль-Кинди, аль-Газали, аль-Фараби, ибн Сины.
  • 26. Ибн Рушд. Религия и философия (концепция двух истин).
  • 27.Культурно-идейная характеристика эпохи Возрождения.
  • 28.Философия эпохи Возрождения, гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.
  • 29.Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. Н. Коперник, Дж. Бруно, г. Галилей.)
  • 30. Пантеизм н.Кузанского. Принцип «тождества противоположностей».
  • 31. Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм.
  • 32. Рационализм Спинозы и Лейбница. Учение Лейбница о монадах.
  • 33.Французский материализм 18 века: природа, общество, человек. (д. Дидро, ф. Вольтер, ж.Ж. Руссо).
  • 34. Общая характеристика немецкой классической философии и круг ее проблем.
  • 42. Основные направления современной западной философии.
  • 43.Русская философия. Возникновение и основные этапы развития.
  • 44.Славянофильство и западничество. Революционно-демократическая мысль в России (Герцен, Чернышевский и др.).
  • 45.Русская философия 20 века
  • 46.Философские идеи в древнетюркской средневек. Культуре казахов(Коркыт-ата, АсанКайгы, Кашгари, Аль-Фараби, Баласагуни)
  • 47.Общественно-политическая и философская мысль Казахстана в нач. 20 века.
  • 48.Просветительские идеи в казахской философии 19 в. (Валиханов, Алтынсарин, Кунанбаев)
  • 49.ИбрайАлтынсарин – основоположник светской школы в Казахстане. Демократические и гуманистические идеи Алтынсарина.
  • 50.Формирование и развитие просветительских и демократических взглядов Абая Кунанбаева.
  • 51.Философские и социально-этические мысли в произведениях Абая.
  • 52.Отношение к разуму и науке в философии на рубеже 19- 20 века.
  • 53.Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология
  • Человек и Бог
  • Природа человека
  • 54.Основные направления философии хх и нач. Хх1 веков
  • 55.Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.
  • 56. Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.
  • 57.Формирование философского понятия материи. Наука о сложной системной организации материи.
  • 58.Понятие движения, Движение и развитие. Основные формы движения.
  • 59.Пространство и время. Специфика пространственно- временных отношений в природных и социальных процессах.
  • 60.Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики.
  • 61.Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики? Единичное и общее, явление и сущность.
  • 68.Общество как подсистема объективной реальности, социальный способ бытия человека.
  • 69.Анализ общественно-исторический практики, общественных потребностей, интересов, целей.
  • 70.Практика как единство субъект-субъектных отношений. Практика и сознание. Практика и культура.
  • 71.Проблема человека в философии. Природа, сущность, предназначение человека.
  • 72.Антропосоциогенез и его комплексный характер. Труд – центральный фактор антропосоциогенеза.
  • 73.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни.
  • 74.Человек и человечество. Планетарная общность судьбы, интернационализация в общественной жизни.
  • 75.Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и преобразования мира.
  • 76.Понятие отражения. Отражение в неживой и живой природе.
  • 77.Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык.
  • 78.Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его элементы.
  • 79.Формы общественного сознания: политическое, правовое сознание.
  • 80.Формы общественного сознания: нравственное, эстетическое, религиозное сознание.
  • 81.Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания.
  • 82.Чувственное и рациональное познание. Формы мышления.
  • 83.Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины.
  • 84.Научное познание и его специфические признаки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
  • 85.Специфика социального познания. Общество, человек как объекты социального познания.
  • 86.Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства и способа производства.
  • 87.Единство и многообразие мировой истории. Революционный и эволюционный типы развития общества.
  • 88.Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.
  • 89.Субъекты и движущие силы исторического процесса. Понятие социальной группы.
  • 90.Философское понятие культуры. Общество и культура.
  • 91.Культура и разделение труда. Социальные функции культуры.
  • 92.Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.
  • 93.Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Культура и творчество.
  • 95.Культура и цивилизация. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
  • 96.Содержание понятия личность, его соотношение с понятием человек. Роль социальной среды в формировании личности.
  • Диспозиционнаятеория личности (г.У.Оллпорт)
  • 97.Современные глобальные ситуации: политические, экологические, демографические, экономические и др. Пути их решения.
  • 98.Сущность и перспективы научно-технического прогресса, ее социальные последствия. Ограниченность и опасность технократического мышления.
  • 99.Философия техники.
  • 100.Долгосрочные приоритеты и стратегия развития Казахстана до 2030 г. (Казахстан – 2030).
  • 92.Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.

    В рамках определенной исторической эпохи всегда существова­ли различные культуры: интернациональная и национальная, свет­ская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточ­ная. В современном обществе огромное значение приобрели массовая и элитарная культуры.

    Массовой культурой называют такой вид культурной продук­ции, который каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Характери­зуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта куль­тура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства». Эта культура пов­седневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации.

    Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем, полукультурой, поп-культурой.

    Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX вв. Известный американский политолог Збигнев Бже-зинский любил повторять фразу, которая со временем стала расхо­жей: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую дея­тельность, Франция - культуру и республиканский национа­лизм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

    В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс». Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге фран­цузского философа и социолога Э. Морена «Дух времени» (1962 г.). Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии.

    Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

    Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной являет­ся иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которая имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособление людей к существую­щим условиям.

    Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и мо­ральным факторам. Этому служат такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все».

    XXI в. вошел в историю человечества как век страха. В реали­зации инстинкта страха особенно преуспел современный кине­матограф, производящий в огромном количестве фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются катастрофы, чудовища (мон­стры), дьяволы, духи, инопланетяне.

    В последнее время в качестве повода для изображения ка­тастрофы на телеэкранах все чаще стали использовать трагиче­ские события политической жизни - акты жестокого террориз­ма и похищения людей. И как результат, психика человека, «натренированная» фильмами-катастрофами, постепенно стано­вится нечувствительной к происходящему в реальной жизни.

    Сегодня отношение у людей к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного тема наси­лия в реальную жизнь не вносит. Другие полагают, что изображе­ние насилия в художественной культуре способствует увеличе­нию насилия в реальной жизни. Безусловно, усматривать прямую связь между произведениями, в которых пропагандируется наси­лие, с ростом преступности, было бы упрощением. Конечно, впе­чатления от восприятия художественного произведения состав­ляют лишь небольшую долю от общей суммы воздействий, оказываемых на человека условиями его реальной жизни. Худо­жественная культура всегда оказывала огромное влияние на чело­века, вызывая определенные чувства.

    В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру, сложную по содержанию для неподготовленного восприятия. Производителем и потреби­телем элитарной культуры с точки зрения представителей этого направ-ления является высший привилегированный слой обще­ства - элита (от фран. elite - лучшее, отборное). Определение элиты в различных социологических и культурологических тео­риях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михелье и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высо­кая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии и культурологии получило большое распростране­ние понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода понятием «элита» обозначается не просто внешний слой общества, его правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее спо­собная к духовной деятельности, одаренная высокими нравст­венными и эстетическими задатками.

    Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

    Коммерческая выгода не является целью для создателей эли­тарных произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. При этом возможно появление уникальных произведений искусства, которые иногда приносят их создателям не только признание, но и немалый доход, становясь очень популярными.

    Основные элементы элитарной концепции культуры содер­жатся в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше .

    В своем основополагающем труде «Мир как воля и представ­ление», завершенном в 1844 г., А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т. е. способных к эстетическому созерцанию) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую деятель­ность).

    В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформирован­ных им в известных трудах «Веселая наука» (1872 г.), «Человечес­кое слишком человеческое» (1878 г.), «Рождение трагедии из духа музыки» (1872 г.), «Так говорил Заратустра» (1884 г.), элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхче­ловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф.Ницше, и уникальной человеческой вос­приимчивостью.

    Каковы современные сложности в соотношении массовой и элитарной культур в условиях информационной цивилизации?

    Культуру современного общества можно разделить, по край­ней мере на три уровня качества, устанавливаемых с помощью эстетических, интеллектуальных и моральных критериев. Это так называемые «высшая» («изысканная»), «средняя» («посредствен­ная») и «низшая» («вульгарная») культуры.

    Отличительными признаками «высшей культуры» служат серьезность избираемой основной темы и затрагиваемых вопро­сов, глубокое проникновение в сущность явлений, утонченность и богатство выраженных чувств. «Высшая культура» никак не связана с социальным статусом, а это значит, что степень совер­шенства в ней определяется не общественным положением со­здателей или потребителей объектов культуры, а лишь правди­востью и красотой самих этих объектов.

    На третьем уровне стоит «низкая» культура, произведения которой элементарны. Некоторые из них имеют жанровые формы «средней» или даже «высшей» культуры, но сюда входят и игры, зрелища (бокс, скачки), обладающие минимальным внутренним содержанием. Общая вульгарность ощущения и вос­приятия - характерная ее особенность.

    «Высшая» культура неизменно богаче по содержанию, чем все другие, ибо она включает в себя и современную продукцию,и многое из того, что было создано в этом плане и в другие эпохи. «Посредственная» культура беднее не только вследствие худшего качества того, что она производит в настоящий момент, но и по­тому, что эти объекты обладают относительно короткой продол­жительностью жизни.

    Наибольший размах приобрело распространение «посред­ственной» и «низшей» культур, а пропорциональный запас объектов «высшей» культуры резко сократился. Современное соотношение трех уровней культуры представляет резкий конт­раст с положением, имевшим место в предшествующие эпохи. Культурная жизнь потребителей «средней» и «низшей» культур протекала тогда в относительном молчании, недоступная глазу интеллектуала.

    Сейчас творческая интеллигенция не может похвастаться тем энциклопедизмом мышления, который был свойствен ей в прош­лые века. И все же созидательный слой интеллигенции постоян­но обновляется и расширяется.

    Введение…………………………………………………………………………..2

    §1Понятие массовой и элитарной культуры……………………………….. ….4

    §2Взаимосвязи между массовой и элитарной культурой ……………………..7

    §3Массовая культура как культура массового общества……………………...9

    §4Роль массовой и элитарной культуры в формировании личности………...12

    Заключение……………………………………………………………………….14

    Список используемой литературы……………………………………………...15

    Введение

    Актуальность темы:

    Культура – неотъемлемая часть людского бытия и одна из основополагающих характеристик, используемых для исследования определённых стран, регионов, цивилизаций. Возникшая вместе с человека, культура эволюционировала вместе с ним, в её рамках рождались, переживали расцвет и приходили в упадок самобытные и нередко противоречащие друг другу идеи и течения, но сама она всегда оставалась относительно монолитной. 1

    Культура характеризует особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура политики и другие).

    Первоначально понятие культуры подразумевало воздействие человека на природу, а также воспитание и обучение самого человечества.

    В конце XIX - начале XX века сложившаяся эволюционная концепция культуры была подвергнута критике. В культуре стали видеть, прежде всего, специфическую систему ценностей, размещающихся по их роли в жизни и организации общества. В XX веке понятие «культура» разломилось на две антагонистичные и одновременно взаимодополняющие половинки – культуру массовую и культуру элитарную.

    Современное государство, подобно гигантской маши­не, с помощью единых систем образования и столь же скоординиро­ванной информации непрерывно “штампует” безликий и заведомо об­реченный на анонимность человеческий “материал”. И мне хотелось ответить на вопросы: стоит ли бороться с проявлениями массовой культуры, которые направлены лишь на получение материальной выгоды, и как привить любовь человечества к элитарной культуре и ко всем культурным достояниям человечества.

    Цель работы:

    Рассмотреть основные принципы элитарной и массовой культур.

    Цель данной работы обусловила необходимость постановки следующих задач:

      Рассмотреть сущность понятий элитарная и массовая культура;

      Выявит особенности элитарной и массовой культуры;

      Определить взаимосвязи между массовой и элитарной культурой;

    §1. Понятие массовой и элитарной культуры.

    В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают – элитарную и массовую культуру.

    Термин “культура” (от латинского “возделываю”) имеет в литературе около 1000 определений. Можно выделить следующие группы этих определений: 2

      Описательные. Культура - это сумма всех видов человеческой деятельности. Она включает в себя: язык, книги, картины, обычаи, религии. Следовательно, в музеях мы храним образцы деятельности человека.

      Исторические. Культура - это все то, что люди произвели искусственно.

      Нормативные. Культура - все то, что составляет ценности.

      Идеологические. Культура - это поток идей, переходящих от поколения к поколению.
      Многочисленность определений свидетельствует о том, что культура сложное явление, и каждое определение подчеркивает какую-либо сторону культуры.

    Особенности производства и потребления современной культуры позволяют говорить о ее социальной дифференциации. По мнению Х.Ортега-и-Гассета, в начале ХХ века искусство модернизма выступило подобно социальной силе, разделив публику на два неравных класса – класс людей, понимающих это искусство, и класс людей, настроенных по отношению к нему резко негативно. 3 Первых Ортега-и-Гассет относит к элите, последних – к массе. С этого времени в литературе оживленно дискутируется проблема массовой и элитарной культуры.

    Следует заметить, что сама проблема не нова: искусство модернизма только лишь актуализировало ее, перевело из скрытой – в очевидную: неоднородность культуры является ее неотъемлемой особенностью. С древних времен культура была дифференцированной и неоднородной. Так, жреческая культура была доступна только посвященным. Массы довольствовались "разрешенными" мифами, тогда как избранным адресовались сакральные. В эпоху раннего средневековья существовали упрощенные варианты Библии, с большим количеством иллюстраций, рассчитанные на знакомство с Книгой тех верующих, кто не умел читать. 4

    Еще Бернард Клервосский возмущался появлением в храмах разнообразных монстров, драконов и василисков, служащих, по его мнению, лишь для развлечения зрителей. Уже тогда определились основные функции массовой культуры: быть средством религиозно-морального наставления и развлечения, удовольствия и поучения.

    В эпоху Нового времени в Европе появляются приключенческие и авантюрные романы: их интригующее содержание дополняется вполне доступным языком, что способствует нарастанию интереса к развлекательной литературе. Принятый в Великобритании в 1870 году закон о всеобщей грамотности в еще большей степени подготовил потенциальных потребителей той культуры, которую Ницше назовет демократической. 5

    «Культура иерархична» - утверждал Н.А. Бердяев. Внутри нее существует строгий порядок ценностей, на основании которого одни ее феномены стоят в этой своеобразной "табели о рангах" выше, другие – ниже. 6

    Феномен массовой культуры в современном значении этого слова принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, возникновением цивилизации и всеобъемлющей "массовизацией" жизни. Если понимать "элитарное" и "массовое" не только в аспекте искусства, но и в плане всей культуры, то элитарная культура может пониматься как субкультура, обусловливающая дальнейшую эволюцию культурного целого и переход ее к иному качеству. Массовая же культура – субкультура, обусловливающая консервацию сложившегося в обществе культурного качества и противостоящая элитарной.

    Таким образом, как у массовой, так и у элитарной культуры огромное число определений, несущих в себе помимо объективной информации и сугубо личное – позитивное или отрицательное – мнение. Так, определения элитарной культуры варьируются от простого этимологического анализ и формулы «искусство для искусства» до «субкультуры привилегированных групп общества, характеризующейся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью». 7

    Массовую же культуру называли и абсолютным злом, и издержками на пути к демократии, и качественно новым феноменом, принципиально отличающимся от совокупности традиционных форм функционирования культуры и общества.

    Пришествие массовой явилось результатом целого ряда взаимосвязанных процессов. В первую очередь это, несомненно, урбанизация, которая привела к кризису традиционной культуры и разрыву патриархальных связей между отдельными личностями и поколениями, к стихийному формированию городского фольклора, резкому расширению зоны индивидуального выбора. Одновременно с этим значительно повысилось психическое напряжения в обществе связанное с миграцией «деревня-город», ослабить которое могла лишь секуляризация недоступной ранее культуры широкой частью людей. Что и было сделано, во многом благодаря распространению законов капиталистического рынка на сферу культуры вкупе с развитием производства, его усложнением и резким повышением затрат психической энергии в условиях постиндустриального общества.

    §2Взаимосвязи между массовой и элитарной культурой.

    Я полагаю, что традиционное противопоставление народной и элитарной субкультур с точки зрения осмысления их социальных функций является совершенно неубедительным. Оппозицией народной (крестьянской) субкультуре представляется городская (буржуазная), а контркультурой по отношению к элитарной (культуре эталонов социального порядка) видится криминальная (культура социального беспорядка). Разумеется, невозможно население какой-либо страны полностью "расписать" по тем или иным социальным субкультурам. Определенный процент людей по разным причинам всегда находится в промежуточном состоянии либо социального роста (перехода из сельской субкультуры в городскую или из буржуазной в элитарную), либо социальной деградации ("опускаясь" из буржуазной или элитарной "на дно" в криминальную).

    Проблема массовой культуры является одной из основополагающих в различных вариантах концепции «постиндустриального общества», начиная с 1973 года, когда Д. Белл ввел это понятие в научный оборот. Трактуя позитивно “массовое общество”, его экономику, политику, социальные и культурные институты, автор утверждал, что под влиянием средств массовой коммуникации, массового производства и потребления, а также массовой культуры в современном обществе происходит процесс становления экономической, социальной, политической и культурной гомогенности. “Омассовление” при этом получило новое значение и стало пониматься, как процесс усреднения культуры, при котором ценности, бывшие лишь достоянием элиты, стали доступными массам. Белл считал, что для новой формы цивилизационной организации будет характерно не только обновление индустриальное и политическое, но и культурное, что выразится в стандартизации, урбанизации и конструировании нового стиля мышления с его рационализмом и индивидуализмом, а возможно и в засилье конформизма. 8

    Элитарная культура (от франц. elite – лучшее, избранное) рассматривается в культурологии как антипод массовой культуры. Х.Ортега-и-Гассет пишет: «Под поверхностью всей современной жизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда – ложный постулат реального равенства людей. В общении с людьми на каждом шагу убеждаешься в противоположном...». 9

    Идея была не нова – еще С. Кьеркегор утверждал, что историей должно руководить меньшинство. А. Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление» разделил человечество на две неравные части: «людей пользы» и «людей гения», способных к чистому созерцанию, а не ориентированных только на утилитарную деятельность; равнодушных как к практике, так и к своему жизненному пути, который в большинстве случаев «проходят весьма неискусно», но способных при этом к философско-художественной деятельности. «Людям гения» нелегко приходится среди «людей пользы»: они имеют множество врагов. «Людей пользы» раздражает в них несомненное умственное превосходство. 10 Массовая культура тоже относится к элитарной с крайним раздражением, неосознанно подозревая, что в свете последней все ее собственные достижения несостоятельны и убоги.

    К середине ХХ века элитарная культура в своем стремительном развитии уходит (в сопровождении немногочисленных поклонников) так далеко вперед, что к массам вполне приложимым становится эпитет "искусствооставленные". Вынужденные довольствоваться поставленными на поток культурными суррогатами, массы не особенно беспокоятся по этому поводу, но представители элитарной культуры, обнаружив себя в своего рода "культурной изоляции", встревожились. Со второй половины столетия наблюдаются попытки сближения двух культур, вначале робкие, потом все более и более решительные. Ярким примером такого рода творчества может служить произведение итальянского философа и писателя, специалиста по средневековой эстетике и семиотике У.Эко "Имя розы", написанное в провокационном для высокой культуры жанре детектива. Автор попытался удовлетворить чаяния всех без исключения реципиентов – от школьников и домохозяек до профессоров философии и богословов. Тот факт, что книга продержалась в списке бестселлеров больше десятилетия, говорит о том, что ему это удалось. Человечество вступило в новую культурную эпоху, имя которой – постмодернизм. Культурная парадигма постмодернизма пытается снять проблему противостояния культур: элементы массовой культуры включаются в контекст элитарной и наоборот и обе они помещаются в иронический контекст. Насколько удастся постмодернизму сгладить крайности обеих культур – покажет время.

    Таким образом, в философии культуры сложилась определенная традиция, интерпретирующая элиту в качестве духовной аристократии, наделенной высокими эстетическими и нравственными способностями.

    §3Массовая культура как культура массового общества

    Во многом толчком к изучению массовой культуры послужили те изменения в технологии, которые столь драматично повлияли на судьбу культуры - изобретение фотографии, выход кинематографа на культурную сцену, развитие радио и телевидения. Сам факт, что искусство и культура стали репродуцироваться в широчайших масштабах создал ряд проблем для традиционных идей относительно роли культуры и искусства в обществе.

    Введение принципов массового производства в область культуры означало, что культурные артефакты можно было рассматривать как любой другой массово производимый продукт. Это означало, с точки зрения критиков массового общества и массовой культуры, что такие культурные продукты как фильмы не могли рассматриваться как искусство, поскольку они не имели ауры подлинных произведений искусства. В то же время их нельзя было отнести к народной культуре, так как они, в отличие от фольклорных жанров, не исходили от людей и не могли отражать их опыта и интересов. Проблемы этого нового типа культуры связывались её исследователями с изменением социальных структур и культурных порядков в индустриальную эпоху. Новый тип общества - "массовое общество" - имел свою культуру, воплощавшую ценности и жизненные стили широчайших слоев населения.

    Теория массового общества рассматривает популярную культуру как массовую, т.е. принадлежащую массовому обществу. Основным моментом в её становлении является процесс индустриализации и урбанизации, который имел разрушительные последствия для культуры. Возникновение крупномасштабного и механизированного промышленного производства, рост густо населенных городов привели к дестабилизации предшествующих ценностных структур, объединявших людей. Разрушение связанного с землей сельского труда, деревенского тесного общества, упадок религии, секуляризация, связанная с верой в науку, распространение механического и отчужденного заводского труда, установление моделей жизни в большом городе, отсутствие моральной основы - всё это лежит в основе массового общества и массовой культуры.

    Важнейшей характеристикой массового общества является атомизация индивидов. Это означает, что общество состоит из людей, связанных подобно атомам, индивид становится оторванным от сообщества, в котором он может найти свою идентичность. Происходит спад в социальных связях и институтах, которые могли бы помочь индивиду (деревня, церковь, семья). В результате в массовом обществе люди атомизированы социально и морально.

    "Массовое общество", "массовый человек" - эти понятия становятся определяющими для исследований массовой культуры первой половины XX века, склонных видеть её особенности в специфике социальных структур и меняющегося под влиянием новых технологий общего характера культуры.

    Важную роль в теоретическом осмыслении форм массовой культуры на раннем этапе сыграли труды Ф. Ливиса. Взгляды Ф. Ливиса основываются на необычайно высокой оценке роли культуры (под которой он подразумевает элитарную культуру просвещенного меньшинства) в жизни общества. 11

    Согласно Ф Ливису, определяющее истинную культуру меньшинство в начале XX века оказывается в кризисе. Оно сталкивается с враждебным окружением, будучи отрезанным от сил, которые правят миром, на его месте как культурного центра возникает ложный центр. В чём же причина этой потери авторитета, этого смещения системы ценностей? Ф. Ливис видит в американизации культуры, выражающейся в стандартизации, в управлении массовым производством из-за океана, в проникновении массовых вкусов во все области массовой культуры - прессу, рекламу, вещание, кино. Особенно показателен в этом смысле успех голливудского кино. В самых распространенных формах массовой культуры - кино и вещании - заложена модель пассивного восприятия, стандартизации. В рекламе Ф. Ливис также видит опасность, так как через нее осуществляется массовый психологический контроль над аудиторией.

    Если проанализировать работы Ф. Ливиса с точки зрения проблем культуры сегодняшнего дня, можно увидеть, что в этих работах содержатся многие моменты, вполне актуальные и для современных исследований массовой культуры. Среди них можно выделить следующие:

    Популярная литература и массовая культура являются источником дешевых и общедоступных удовольствий для массовой публики, которая нуждается в удовлетворении потребностей, сформированных урбанизацией и разрушением мелких сообществ;

    Массовую культуру нельзя анализировать как подлинную культуру;

    Дешевые и легкодоступные удовольствия бестселлера, легкой и танцевальной музыки привели к чрезмерной, всепроникающей эротизации современной массовой культуры;

    Эти удовольствия являются пассивными, они не требуют активного участия воспринимающего;

    Эти удовольствия ведут к чрезмерному увеличению роли визуального элемента, который на самом деле является нижестоящим по отношению к чтению.

    §4Роль массовой и элитарной культуры

    в формировании личности.

    Социализация личности не мыслима вне культуры. Поэтому в процессе своего формирования личность усваивает нормы и ценности доминирующей культуры, независимо от того к какой культуре принадлежит его ближайшее окружение. Вместе с тем также идет усвоение субкультуры, к которой принадлежат в первую очередь родители ребенка, а потом друзья, одноклассники, учителя и т.д.

    В современном обществе в роли доминирующей культуры выступает массовая культура. И личность в любом случае будет подвержена её влиянию, так как невозможно жить не сталкиваясь со средствами массовой информации и другими средствами тиражирования массовой культуры. Однако не все образцы усваиваются личностью, так как они проходят через фильтры личного опыта, основная часть которого, до столкновения с доминирующей культурой, уже сформирована в семье. Индивид воспитывавшийся в семье, где основными ценностями были ценности элитарной культуры, будет воспринимать в основном лучшие образцы массовой культуры и стремиться дополнять их элементами элитарной. Такой человек будет носителем элитарной культуры и возможно её творцом в будущем.

    Совершенно другая ситуация возникает, если в семье доминирует массовая культура. Ребенок, вышедшей из неё, будет лишен какого-либо критического мышления. И его сознание, подобно мусорному ведру, будет наполняться элементами массовой культуры, в том порядке, в каком они поступают, пока не будет переполнено. Такой человек не только не станет творцом чего-то полезного для общества, но и просто с трудом будет жить в гармонии с собой.

    Заключение

    Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжёлое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - причина многих бед.

    Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларёк на месте храма, некультурный земледелец уродует землю…. Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками, язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что создавали столетиями: интеллект, дух, талант нации. Разрушаются старинные города, гибнут книги архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для страны представляет бедственное положение науки и образования.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Анализ и характеристика массовой, элитарной и визуальной культуры. Основные составляющие элементы и свойства массовой культуры. Индивидуально-личностный характер элитарной культуры.

      реферат , добавлен 25.09.2014

      Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

      реферат , добавлен 12.02.2004

      Личность как цель культуры. Исторические и выдающиеся личности, их роль в истории и развитии культур. Ницше и его концепция сверхчеловека. Проблема отчуждения человека от культуры. Понятие элитарной и массовой культуры. Масскульт в современной России.

      контрольная работа , добавлен 08.01.2012

      Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

      контрольная работа , добавлен 30.11.2009

      Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массовой культуры, тенденции их развития. Проблемы воспитания молодежи, связанные с массовой культурой.

      реферат , добавлен 18.09.2010

      История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.

      реферат , добавлен 13.12.2010

      Анализ массовой и элитарной культур; понятие "класс" в социальной структуре американского общества. Проблема массовой культуры в различных вариантах концепции "постиндустриального общества". Возможные решения соотношения массовой и элитарной культуры.

    Просмотров