Соединение изделий из древесины на гвоздях. Соединение деталей гвоздями и шурупами методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

>>Технология: Соединение столярных изделий гвоздями

Большинство столярных изделий состоит из нескольких деталей, которые соединяют часто при помощи гвоздей. В зависимости от назначения гвозди бывают разных размеров (диаметров и длин) и различаются формой головки (шляпки). Гвоздь имеет головку, стержень и острие.
Прежде чем забивать гвозди, размечают места их расположения . При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой.
Толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2...3 раза больше толщины прибиваемой детали. Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.
Гвозди забивают молотком. Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20...30 мм от конца рукоятки. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по головке гвоздя несильные удары (рис. 37, а). После того как гвоздь надежно войдет в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары.
Древесина меньше раскалывается, если забивать притуплённый гвоздь (по острию гвоздя предварительно осторожно наносят удары).
Если гвоздь при забивании пошел криво или согнулся, его необходимо выдернуть. Для этой цели применяют клещи или молоток со специальной прорезью на носке (рис. 37, б). Чтобы не повредить поверхность изделия, под клещи или боек молотка подкладывают небольшую дощечку.

Если концы гвоздей выступают, их подгибают на оправке, как показано на рисунке 38 а, и забивают обратно в древесину (рис.38б) . Это повышает прочность соединения.
Забитый гвоздь выдергивают так. Отгибают стамеской загнутый конец гвоздя. Выравнивают его клещами или плоскогубцами.Вибивают конец гвоздя молотком, а затем выдергивают его за головку клещами.
Работы по соединению деталей гвоздями чаще всего выполняют плотники. Они строят дома, мосты, различные сельскохозяйственные строения. Плотник должен разбираться в породах и свойствах древесины, уметь изготавливать различные изделия из древесины, знать способы соединения деталей.

1. Работать только исправным молотком с хорошо насаженной и расклиненной ручкой.
2. Не стоять за спиной товарища, работающего молотком.
3. Ударять по головке гвоздя так, чтобы направление удара совпадало с осью гвоздя, чтобы он не вылетел и не согнулся.
4. Не оставлять молоток на краю верстака.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Соединение деталей гвоздями

1. Рассмотрите гвозди различных видов. Определите их длину и толщину .
2. На непригодном материале потренируйтесь соединять гвоздями детали различной толщины. Вытащите забитые гвозди клещами.
3. Соедините детали изготавливаемого вами изделия с помощью гвоздей. Проверьте качество соединения.

  • Гвозди, молоток, клещи, плотник.

1. Какие инструменты необходимы для соединения деталей гвоздями?

2. Как забивают гвозди?

3. Как правильно выдернуть гвоздь?

4. Как подгибают и забивают выступающие концы гвоздей?

5. Какой длины и толщины должен быть гвоздь для прибивания детали толщиной 5 мм?

6. Как вы думаете, почему многие гвозди имеют насечку на головке?

А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Гвозди и шурупы - наиболее простые и доступные средства для соединения деревянных частей и крепления металлических деталей к деревянным основаниям.

Наша промышленность выпускает, гвозди самых разнообразных сортов - круглого и квадратного сечения, с плоской и конической головкой, длиной от 15 до 250 мм и диаметром соответственно от 1 до 8 мм (см. таблицу 1 в конце книги), В зависимости от рода выполняемых работ, толщины материала и требуемой прочности применяют гвозди различных размеров. Прочность соединения на гвоздях зависит также от количества вбитых гвоздей, их направления в слоях древесины, качества самой древесины и т. д. Длинный и толстый гвоздь держится крепче, чем короткий и тонкий; гвоздь, вколоченный в торец дерева, держится намного слабее, чем забитый поперек волокон.

Таблица 1. Размеры гвоздей. Наиболее употребительные в строительстве гвозди имеют следующие размеры:

Нужно иметь в виду, что несколько близко расположенных гвоздей, забитых в один слой древесины, могут расколоть заготовку (рис. 52). То же самое может получиться и при вбивании гвоздя слишком близко от торца, особенно если гвоздь толстый, а доска или рейка тонкие. Соединение будет прочнее, если гвозди вбивать не строго перпендикулярно к поверхности, а с небольшим наклоном.

Прибивают всегда тонкую деталь к более толстой, а не наоборот. Длина гвоздей должна быть в 2-4 раза больше, чем толщина тонкой детали. Прибивая доски, нужно учитывать направление их изгиба при короблении.

Чтобы головка гвоздя не портила внешний вид изделия, при креплении узких декоративных брусочков (штапиков) к дверцам шкафов или филенчатых дверей гвоздь вбивают не до конца, откусывают головку, а затем вгоняют заподлицо с поверхностью или даже с заглублением. Головку гвоздя можно также спрятать, предварительно расплющив ее ударами молотка (рис. 52, Г), и забив так, чтобы получившиеся плоскости головки совпадали с направлением волокон дерева. Углубляют забитый гвоздь ударами молотка через положенную боком головку другого гвоздя (рис. 52. Д), при отделке образовавшееся углубление в доске зашпаклевывают.

Иногда при сколачивании изделия гвоздь проходит насквозь. Торчащий конец загибают в крючок и забивают заподлицо (рис. 52, Е).

При вбивании гвоздя в штукатурку она часто трескается. Гвоздь пойдет лучше, если его предварительно опустить в горячую воду или расплавленный парафин.

Чтобы при забивании небольших проволочных гвоздей не ударять молотком по пальцам, можно воспользоваться простым приспособлением (рис. 52, Ж). Оно представляет собой спираль из тонкой стальной проволоки, изогнутой, как показано на рисунке. Гвоздик помещают между витками, которые удерживают его пока он не углубится в дерево. Витки спирали должны быть достаточно большими, чтобы головка гвоздя свободно через них проходила.



Рис. 52. Соединения на гвоздях: А - неправильное забивание гвоздей; Б - правильное забивание гвоздей; В - коробление досок, прибитых гвоздями; Г - расплющивание головки гвоздя; Д - утопление головки забитого гвоздя; Е - заделка выступающей части гвоздя; Ж - приспособление для забивания небольших гвоздей.

Гвозди обычно выдергивают клещами или рожками молотка. Если гвоздь забит в доску полностью, перед выдергиванием необходимо сделать зазор между его шляпкой и поверхностью доски, иначе не удастся захватить шляпку. Для этого или подрезают древесину или, если гвоздь торчит с другой стороны, его немного выбивают. Чтобы не испортить деталь губками клещей или молотком, под них подкладывают кусок дерева или лезвие топора.

Более прочны, чем на гвоздях, соединения на шурупах. Шурупы выпускаются с полукруглой и плоской (потайной) головками. На головке имеется прорезь (шлиц) для завинчивания отверткой (рис. 53). Шурупы делаются различной длины - от 6 до 120 мм (см. таблицу 1 в конце книги).

В домашних условиях шурупы применяются довольно часто: для крепления к дереву дощатых обшивок, фанеры, скобяных изделий, привертывания выключателей, розеток и т. д.

Пользуясь шурупами, нужно придерживаться следующих правил. Сначала наметьте карандашом или шилом места, куда нужно ввернуть шурупы. После этого буравчиком или сверлом сделайте отверстие диаметром немного меньше цилиндрической части. Для винтовой части шурупа и для мелких шурупов отверстие можно наколоть шилом. Ввинчивать шурупы в целое дерево, без накалывания отверстий гораздо труднее, прочность соединения от этого не увеличивается, к тому же это может кончиться раскалыванием детали. Шурупы завинчивают отверткой до упора головки в поверхность. Прорезь головки обычно устанавливают по слою дерева.



Таблица 2. Размеры шурупов. Шурупы делаются с круглой и потайной головками. Наиболее употребительны следующие размеры строительных шурупов:

Для шурупов с потайной головкой отверстие у поверхности раззенковывают. Сделать это можно слесарным сверлом, а если его нет, удобную зенковку легко сделать самому. Для этого головку шурупа с нижней части нужно пропилить слесарной ножовкой, как показано на рисунке 53, Б.

Шуруп, ввинченный в торец, держится обычно слабо. Чтобы сделать крепление более прочным, отверстие перед завинчиванием пропитайте спиртовым или масляным лаком. Другой способ укрепления шурупа состоит в том, что параллельно торцу высверливают отверстие и в него плотно вставляют нагель, в который фактически и ввинчивают шуруп (рис. 53, В).

Рис. 53. Соединения на шурупах: А - распространенная форма головок шурупов; Б - самодельная зенковка из шурупа; В - ввертывание шурупов в торец

При необходимости завернуть шуруп в трудно доступном месте его можно укрепить на конце отвертки при помощи изоляционной ленты.

Гвозди и шурупы - наиболее простые и доступные средства для соединения деревянных частей и крепления металлических деталей к деревянным основаниям.

Наша промышленность выпускает, гвозди самых разнообразных сортов - круглого и квадратного сечения, с плоской и конической головкой, длиной от 15 до 250 мм и диаметром соответственно от 1 до 8 мм (см. таблицу 1 в конце книги), В зависимости от рода выполняемых работ, толщины материала и требуемой прочности применяют гвозди различных размеров. Прочность соединения на гвоздях зависит также от количества вбитых гвоздей, их направления в слоях древесины, качества самой древесины и т. д. Длинный и толстый гвоздь держится крепче, чем короткий и тонкий; гвоздь, вколоченный в торец дерева, держится намного слабее, чем забитый поперек волокон.

Нужно иметь в виду, что несколько близко расположенных гвоздей, забитых в один слой древесины, могут расколоть заготовку (рис. 52). То же самое может получиться и при вбивании гвоздя слишком близко от торца, особенно если гвоздь толстый, а доска или рейка тонкие. Соединение будет прочнее, если гвозди вбивать не строго перпендикулярно к поверхности, а с небольшим наклоном.

Прибивают всегда тонкую деталь к более толстой, а не наоборот. Длина гвоздей должна быть в 2-4 раза больше, чем толщина тонкой детали. Прибивая доски, нужно учитывать направление их изгиба при короблении.

Чтобы головка гвоздя не портила внешний вид изделия, при креплении узких декоративных брусочков (штапиков) к дверцам шкафов или филенчатых дверей гвоздь вбивают не до конца, откусывают головку, а затем вгоняют заподлицо с поверхностью или даже с заглублением. Головку гвоздя можно также спрятать, предварительно расплющив ее ударами молотка (рис. 52, Г), и забив так, чтобы получившиеся плоскости головки совпадали с направлением волокон дерева. Углубляют забитый гвоздь ударами молотка через положенную боком головку другого гвоздя (рис. 52. Д), при отделке образовавшееся углубление в доске зашпаклевывают.

Иногда при сколачивании изделия гвоздь проходит насквозь. Торчащий конец загибают в крючок и забивают заподлицо (рис. 52, Е).

При вбивании гвоздя в штукатурку она часто трескается. Гвоздь пойдет лучше, если его предварительно опустить в горячую воду или расплавленный парафин.

Чтобы при забивании небольших проволочных гвоздей не ударять молотком по пальцам, можно воспользоваться простым приспособлением (рис. 52, Ж). Оно представляет собой спираль из тонкой стальной проволоки, изогнутой, как показано на рисунке. Гвоздик помещают между витками, которые удерживают его пока он не углубится в дерево. Витки спирали должны быть достаточно большими, чтобы головка гвоздя свободно через них проходила.

Гвозди обычно выдергивают клещами или рожками молотка. Если гвоздь забит в доску полностью, перед выдергиванием необходимо сделать зазор между его шляпкой и поверхностью доски, иначе не удастся захватить шляпку. Для этого или подрезают древесину или, если гвоздь торчит с другой стороны, его немного выбивают. Чтобы не испортить деталь губками клещей или молотком, под них подкладывают кусок дерева или лезвие топора.

Более прочны, чем на гвоздях, соединения на шурупах. Шурупы выпускаются с полукруглой и плоской (потайной) головками. На головке имеется прорезь (шлиц) для завинчивания отверткой (рис. 53). Шурупы делаются различной длины - от 6 до 120 мм (см. таблицу 1 в конце книги).

В домашних условиях шурупы применяются довольно часто: для крепления к дереву дощатых обшивок, фанеры, скобяных изделий, привертывания выключателей, розеток и т. д.

Пользуясь шурупами, нужно придерживаться следующих правил. Сначала наметьте карандашом или шилом места, куда нужно ввернуть шурупы. После этого буравчиком или сверлом сделайте отверстие диаметром немного меньше цилиндрической части. Для винтовой части шурупа и для мелких шурупов отверстие можно наколоть шилом. Ввинчивать шурупы в целое дерево, без накалывания отверстий гораздо труднее, прочность соединения от этого не увеличивается, к тому же это может кончиться раскалыванием детали. Шурупы завинчивают отверткой до упора головки в поверхность. Прорезь головки обычно устанавливают по слою дерева.

Для шурупов с потайной головкой отверстие у поверхности раззенковывают. Сделать это можно слесарным сверлом, а если его нет, удобную зенковку легко сделать самому. Для этого головку шурупа с нижней части нужно пропилить слесарной ножовкой, как показано на рисунке 53, Б.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Соединение деталей шурупами

Соединение шурупами является более прочным, чем гвоздями.
Шуруп - это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой .
В зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины, а также с различной формой головки: полукруглой (рис. а ), потайной (рис. б ) и полупотайной (рис. в ). Чаще всего используют шурупы с потайной головкой, так как она не выступает над поверхностью детали.

Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают сверлом большого диаметра или специальным инструментом - зенковкой - расширяют входное отверстие (рис. справа – а , б ).

Головки шурупов имеют шлицы (прямые или крестообразные канавки) для отвертки.

Основные виды шурупов для работ по дереву

Шурупы с плоской головкой Для обычных работ по дереву. Головка лежит на поверхности или утапливается в неё.
Шурупы с крестообразной головкой Для обычных работ по дереву. Жало отвёртки прочно удерживается на головке.
Шурупы с полупотайной головкой С их помощью закрепляется фурнитура с расширенными отверстиями.
Шурупы с полукруглой головкой Применяются для фурнитуры или щитов без расширенных отверстий.
Зеркальный шуруп На головку шурупа может быть накручен хромированный полукруглый или плоский колпачок.
Ключевой шуруп Для стабильных деревянных конструкций. Шурупы ввинчиваются гаечным ключом.
Двойной шуруп В первую очередь применяются для незаметных соединений двух деревянных деталей.
Шуруп для работ по жести Для закрепления на тонкой жести и пластмассе. Закаленный шуруп при ввинчивании сам прорезает отверстие.
Шуруп для работ с ДСП Кончик стержня не слишком острый, в материале с рыхлой структурой не образует щелей.

При выборе шурупа нужно учитывать, что его длина должна быть в 2 - 3 раза больше толщины более тонкой соединяемой детали. Однако шуруп не должен проходить основную (более толстую) деталь насквозь.

Шурупы для дерева имеют острый кончик, поэтому они входят в материал как клин и расщепляют его. Особой нагрузке подвергается материал, когда в него входит стержень шурупа.

Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. В более тонкой детали сверлят сквозное отверстие диаметром, немного большим диаметра шурупа.

В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом.

На изделии из дерева мягкой породы или на фанере, для которых обычно используют тонкие шурупы, будет достаточно проделать отверстие вручную. На более плотных и твердых материалах вы должны просверлить отверстие диаметром, соответствующим приблизительно профилю вкручиваемого шурупа.

Самым подходящим инструментом для сверления отверстия под шуруп будет так называемый зенкер (фото внизу), который в один рабочий прием может просверлить отверстие под стержень и углубление для головки шурупа.

В результате шуруп "сидит" в материале прочно, но не расщепляет его.

Зенкер является самым подходящим инструментом для просверливания в один прием отверстия под стержень и углубления для головки шурупа.

После подготовки деталей шуруп ставят в отверстие и завинчивают отверткой по часовой стрелке. Важен также выбор правильной отвертки. Если вы возьмете отвертку не того размера, вы можете повредить ею шлиц на головке шурупа, после чего, даже применяя силу, закрутить его будет невозможно.

На деревообрабатывающих предприятиях сборочные работы выполняют сборщики изделий из древесины. Завинчивание шурупов они производят чаще всего с помощью специальных инструментов - электрошуруповертов или пневмошуруповертов . Рабочая часть этих инструментов вращается от электродвигателя или под действием сжатого воздуха.

Советы по соединению деревянных деталей

Как правильно применять дрель
Не важно, что вы используете для просверливания отверстия под шуруп - бурав, коловорот, ручную или электрическую дрель . Важно, чтобы отверстие не было больше, чем необходимо, и чтобы оно располагалось точно под прямым углом к поверхности дерева. Сверлите отверстие такой ширины, чтобы в материал легко вошло только острие шурупа.

Инструмент при сверлении нужно держать под прямым углом к поверхности дерева. Для контроля вы можете поставить рядом с инструментом угольник. Если у вас хороший глазомер и уже есть некоторый опыт, можно обойтись и без него.

Коловорот нужно держать спокойно, не допуская раскачивания инструмента, из-за чего отверстие может получиться излишне широким.

С помощью ручной дрели работать достаточно легко, если следить за тем, чтобы всегда наготове было хорошо заточенное сверло.

С помощью зенкера край отверстия можно расширить соответственно головке шурупа. Не сверлите глубже, чем нужно.

Ручной дрелью или электрошуруповёртом тоже можно облегчить себе работу по закручиванию шурупов в древесину. В патрон дрели вставляются специальные наконечники.

Уменьшение отверстий
При использовании коловорота трудно бывает сделать нужное отверстие, так как инструмент приходится держать одной рукой. В результате отверстие может быть слишком глубоким или слишком широким. Острое сверло и легкое нажатие при сверлении значительно облегчат эту работу.

Чтобы ограничить глубину отверстия, сделайте на сверле метку: в нужном месте обмотайте его кусочком липкой ленты. Как только маркировка на сверле достигнет поверхности дерева, вы будете знать, что отверстие имеет нужную глубину.

Электрическая дрель оснащена регулируемой насадкой для измерения глубины, что значительно экономит время.

Не забывайте удалять после сверления с поверхности изделия опилки и "муку", которые будут вам мешать при вкручивании шурупов. Сверло вытягивайте осторожно, не поворачивая, а затем продуйте отверстие.


Отвертки
Отвертки, несмотря на свое название, не только откручивают, но и закручивают шурупы. Однако важнее, чем название, является правильный выбор отвертки: она должна соответствовать тем шурупам, с которыми вы работаете.

Жало отвертки должно быть без изъянов, а также не слишком большим, не слишком маленьким для головки шурупа. Если вы возьмете большую отвертку, она не закрепится в шлице на головке шурупа, слишком маленькая отвертка при закручивании легко будет соскальзывать с резьбы и может повредить боковые стороны головки. В результате вы не сможете правильно завинтить шуруп, а в дальнейшем при необходимости - вывинтить его.


Не смотря на то, что все привыкли называть шлицы шурупов плоскими и крестообразными, нужно знать, что крестообразные шлицы бывают двух типов и отвёртки, для работы с ними, носят разные названия.
Не пользоваться шурупами со сбитым шлицем.

Пользоваться исправной отверткой, которая соответствует прорези шурупа.

Шуруп ввинчивать под прямым углом к поверхности древесины.

При закручивании не трогать шуруп рукой.

Шурупы, смазанные машинным маслом или мылом, легче завинчиваются в деталь.

После вворачивания шурупа заусенец на головке обязательно удалить шлифовальной шкуркой или напильником.

Открытый урок по технологии

на тему:

«Соединение деталей гвоздями и шурупами»

КЛАСС: 5 класс

УЧИТЕЛЬ: Янбарисов М.Ф.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа

2015 год

Конспект урока по ФГОС второго поколения.

Технологическая карта урока

Предмет: технология Класс:5 Учебник (УМК)

Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов

Тип урока

Оборудование: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки, мультимедийные средства обучения.

предметные результаты – умение разметки, прямой угол, строение древесины, понятие волокна.

Адаптация учеников: в связи с тем, что учащиеся 5 класса только вышли из начальной школы, то в процессе урока материал не должен идти сплошным потоком информации, а перемешиваться с разгрузочными темами, в процессе урока будет показан художественный фильм на надлежащую тему, что отвлечет учащихся от нагрузки. В течении урока будут проводится физкультминутки, для того, чтобы ученики не засиделись и разминались в процессе изучения нового материала.

Учебные действия

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Ход урока:

1. Иллюстративный рассказ.

Учитель. В зависимости от назначения гвозди различаются диаметром, длиной, формой шляпки.

Учитель демонстрирует различные виды гвоздей.

При соединении деталей гвоздями необходимо придерживаться основных правил:

"тонкую деталь прибивают к толстой;

"толщина гвоздя не должна превышать 1/4 толщины детали;

"длина должна соответствовать 2-3 толщины детали;

"расстояние от кромки 4 диаметра;

"расстояние от торца 15 диаметров.

Учитель демонстрирует приемы забивания гвоздя и его вытаскивания, если гвоздь согнулся или вошел в заготовку криво. {См. Приложения, рис. 32.)

Для улучшения прочности соединения выступающие гвозди подгибают на оправке.

Учитель демонстрирует прием выполнения этой операции. {См. Приложения, рис. 33.)

Для выдергивания гвоздя операции проделывают в обратном порядке.

2.Инструктирование по правилам безопасного применения молотка.

Учитель. При работе с молотком необходимо соблюдать правила безопасности:

"работать только исправным молотком;

"не стоять за спиной товарища, работающего молотком;

"ударять по шляпке гвоздя строго вертикально;

"не оставлять молоток на краю верстака.

3.Практическая работа.

Выполнение заданий:

На непригодном материале выполнить соединение деталей гвоздями.

"Тренировка в сгибании гвоздей.

"Вытащить забитые гвозди.

4.Объяснение и отработка соединения деталей шурупами.

Учитель. Теперь давайте рассмотрим соединение деталей шурупами.

Шуруп состоит из головки (полукруглой, потайной и полупотайной), стержня различной длины и толщины с винтовой нарезкой.(См. Прило жения, рис. 34.)

Виды шурупов

1. Шурупы с плоской головкой и шурупы с крестообразной головкой подходят для большинства обычных работ с деревом. Головка шурупа после ввинчивания лежит на поверхности или утапливается в нее. Крестообразный разрез на головке шурупа обеспечивает более прочное сцепление с отверткой при ввинчивании. Кроме того, с крестообразными шурупами можно работать практически одной отверткой, независимо от их размера (на шурупах с большими крестообразными головками отвертка глубже входит в шлиц), в то время как для каждого обычного шурупа требуется подходящая по размеру отвертка.

2. Шурупы с полу-потайной головкой применяют для крепления фурнитуры с расширенными отверстиями, такие шурупы производятся с хромовым или никелевым покрытием. Фурнитура без расширенных отверстий требует применения шурупов с полукруглой головкой, которая также может быть хромированной или никелированной.

3. Зеркальным называют тип шурупов, на которых навинчен хромированный колпачок различной формы, определяемой конструктивными и декоративными требованиями к изделию.

4. Ключевые шурупы предназначены для крепления деревянных изделий, фиксируются в отверстии при помощи гаечного ключа. Ключевые шурупы предназначены для соединения крупных строительных деталей и конструкций. Нержавеющие покрытия на декоративных никелированных или хромированных шурупах делают их незаменимыми для применения во влажных помещениях или вне дома.

5. Двойной шуруп незаменим для скрытого соединения деревянных деталей.

6. Наконец, работы с жестью и ДСП требуют применения специальных шурупов. В первом случае это шуруп специальной формы из закаленной стали, твердость которой позволяет при ввинчивании прорезать резьбу в жести и пластмассе непосредственно шурупом. Во втором случае (ДСП) в связи с рыхлой структурой поверхности материала применяют шурупы с незаостренным кончиком (рис. 20).

7. Шурупы по дереву выпускают с плоской, полу-потайной и полукруглой головками, можно встретить также шурупы с привинченными дополнительными декоративными головками.

Шлицы шурупов различаются по форме (рис. 21). Наряду с шурупами с простым шлицем используют крестообразные шурупы, головку которых отвертка «схватывает» намного прочнее, не соскальзывает и не повреждает поверхность шурупа; отвертка в этом случае автоматически центрируется в прорези.

Шурупы могут комплектоваться колпачками и шайбами - при некоторых видах креплений необходимо под головку шурупа подложить шайбу, прокладку или подкладное кольцо (рис. 22).

Соблюдение данной рекомендации особенно важно в тех случаях, когда соединению подлежат детали из мягких материалов: шайбы или прокладки помогают избежать слишком сильного утапли- вания головки шурупа в деталь, так как давление распределяется на большую площадь поверхности. Колпачки и покрышки для головки шурупа применяют в случаях, когда шуруп выполняет помимо функционального еще и декоративное назначение, является декоративным элементом; они изготавливаются из разных материалов и бывают разных цветов.

Учитель обращает внимание учащихся на разновидности шлицов головки шурупа.

Учитель. При выборе длины шурупа необходимо учесть, что его длина должна быть в 2-3 раза больше соединяемой детали (верхней).

В верхней детали сверлят отверстие чуть более диаметра шурупа, а в нижней - 4/5 0 шурупа.

Для потайных и полупотайных головок шурупов отверстие раз-зенковывают. (См. Приложения, рис. 35.)

Завинчивают шуруп отверткой по часовой стрелке. (См. Приложение)

Учитель демонстрирует пример соединения деталей шурупами.

К ак вы думаете, какое соединение деталей будет более прочным и - гвоздями или шурупами?

На предприятиях сборщики выполняют операцию завинчивания шурупов с помощью электрошуруповертов, пневмошуруповертов.

5.Инструктирование по правилам безопасности при соединении деталей шурупами.

Учитель. Основными правилами безопасности являются:

"не пользоваться шурупами со сбитым шлицом;

"пользоваться только исправной отверткой;

"ввинчивать шуруп только под прямым углом;

"при ввинчивании не трогать шуруп руками;

"после ввинчивания шуруп зачистить от заусенцев.

1) Шуруп при ввинчивании не держите рукой, чтобы не повредить её, если отвёртка соскользнёт.

2) Пользуйтесь исправной отвёрткой, точно подходящей к шлицу.

3) Ось отвёртки, вставляемой в шлиц, должна быть продолжением оси шурупа.

4) Нажимайте на отвёртку равномерно, так как она может выскочить из шлица головки шурупа

5) Держите отвёртку двумя руками: левая направляет её на стержень, а правая - вращает.

6) Не используйте шурупы с рваными прорезями и затупленным остриём, а также со­гнутые.

Контроль нового материала

ТЕСТ к теме: "Соединение деталей гвоздями, шурупами, склеиванием"

1. Какими из перечисленных способов соединяются деревянные заготовки?

При помощи гвоздей, шурупов, сваркой

При помощи шурупов, на клею, пайкой

На клею, сваркой, при помощи гвоздей

2. Какие инструменты нужны для соединения деталей на гвоздях?

Молоток, ножовка, клещи

Молоток, клещи, шило

Шило, шерхебель, молоток

3. Крепёжная деталь, соединяющая деревянные детали.

4. Шурупы, с какой формой головки НЕ применяются для соединения деревянных деталей?

Потайной

Полупотайной

Квадратной

Полукруглой

5. Что такое шлиц?

Острие шурупа

Винтовая линия на стержне

Прорезь для отвёртки

Стержень

6. Инструмент для завинчивания шурупа в соединяемую деталь

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Номер

вопроса

Правильный ответ

1

При помощи гвоздей, шурупов на клею

2

Молоток, клещи, шило

3

Гвоздь

4

Квадратной

5

Прорезь для отвёртки

6

Отвёртка

6.Практическая работа.

На непригодном материале потренируйтесь ввинчивать шурупы, предварительно подобрав шурупы и отвертку

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебноговзаимодей-ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг.момент 2 мин.

Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

фронтальная

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку, выдаёт индивидуальные задания к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулиро-вать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актулизация знаний

Целеполага-ние и постановка задач.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: строение древесины, направление волокон, приёмы разметки, инструмент для разметки.

Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний из личного жизненного опыта.

Фронтальная и групповая

каким образом можно соединить детали из древесины (клей, гвозди, шурупы)?

Какое из соединений будет прочнее?

Демонстрирует образцы гвоздей и шурупов и предлагает ответить на следующий вопрос:

по какому принципу можно подобрать гвозди или шурупы.

Подводит учащихся к цели занятия: «научиться соединять детали из древесины с помощью гвоздей и шурупов в единое изделие» и ставит задачи:

1.Научится делать разметку для гвоздей и шурупов;

2. Научиться подбирать гвозди и шурупы соразмерно деталям и их функциональности;

3. Овладеть основными безопасными приёмами работы с молотком и отвёрткой.

Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о прочности соединений.

Рассматривают образцы, обсуждают, выявляют достоинства и недостатки гвоздей и шурупов с точки зрения прочности соединения, функциональности, эстетичности.

Личностные:

Регулятивные:

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Поисково-исследователь-ский этап

Выбор гвоздей и и шурупов, нструмента для выполнения поставленной задачи

Анализ и обсуждение вариантов инструментария. Сравнение гвоздей и шурупов по величине соединяемых деталей.

групповая

Объясняет приёмы соединения деталей на гвоздях и шурупах.

Предлагает ответить на вопрос: куда легче забить гвоздь вдоль или поперёк волокон? Можно ли забивать шуруп?

Конролирует деятельность, консультирует учащихся в выборе инструмента и корректирует действия.

Выбирают гвозди и шурупы (по длине и диаметру стержня) соразмерно соединяемым деталям, подбирают инструмент;сравнивают анализируют и объясняют свой выбор.

Формулируют критерии подбора используемого инструмента.

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инст-румент и оборудование.

Практический этап

Умение ана-лизировать полученную информацию и применять на практике.

Практическая работа

В парах и группе.

Организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников.

Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения возможного брака.

Демонстрирует возможные искажения формы, угла вхождения гвоздя, шурупа в древесину.

Привлекает к обсуждению причин и способов устранения брака.

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции.

Лчностные:

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные:

Рефлексивно-оценочный этап

умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.

Фронталь-ная

Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы бригад.

Предлагает ответить на вопросы:

Доступно и понятно ли данный способ соединения деталей?

Где его можно применить?

Соответствует ли изделие их проекту?

Для каких птиц предназначена ваша кормушка?

Подводит учащихся к выводу о декоративной отделке изделия:

Можно ли прозвести какие-либо работы с изелием с тем,чтобы оно стало привлекательнее.

Объясняет о целесообраз-ности работы в бригаде.

Фиксирует оценки учащихся.

Поздравляет учащихся с первым изделием.

Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции; необходимости декорирования изделия. Проговаривают последовательность своих действий при выполнении соединения деталей на гвозди и шурупы, отмечая возникшие трудности при этом и их причины.

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:


Итог урока.

Учитель оценивает выполненной практической работы, указывает на характерные ошибки, допущенные учащимися.

Самоанализ урока.

Данные об учителе: Александр Викторович, учитель технологии МБОУСОШ №28 г. Тулы

Предмет: технология Класс:5 Учебник (УМК) : В.Д. Симоненко. «Технология»

Тема урока: Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов Тип урока : комбинированный (завершающий с оценкой готового изделия).

Оборудование: образцы гвоздей и шурупов, шило, молотки, клещи, плоскогубцы, отвёртки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – умение разметки.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

2 уровень - понимание, обоснованное применение операций.

Регулятивные

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень - самостоятельное выполнение действий по алгоритму.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (зачистки поверхностей)

2 уровень - совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

1 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

2 уровень - самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.

Этап урока

Уровень достижения планируемого результата (оценка)

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

Возможные риски (Что может быть не усвоено, не понято).

Коррекционная работа

Мотивационно-целевой этап

Орг. момент

Организовать

самоопределение детей к деятельности на уроке.

Дети научены готовиться к уроку на перемене, поэтому рабочее место соответствовало требованиям урока. Урок начался по звонку.

Личностные УУД :

самоорганизация.

Регулятивные УУД:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Болезнь учащихся, усталость, рассеян-ное внимание (последний урок)

Напомнить на перемене о подготовке к уроку.

Внести изменения в составах групп, сократить количество изделий.

Актуализация знаний

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Планируемые результаты были реализованы полностью. Дети свободно ориентировались в материале, предложенные задания выполняли успешно, формулировали задачи.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание

Поисково-исследовательский этап

Выбор материала и инструмента для выполнения поставленной задачи

Обучающиеся смогли проанализировать полученную информацию, объяснить и сделать свой выбор инструмента.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.

Сделан неверный выбор инструмен-та, который может повлечь за собой брак и травмиро-вание.

Объяснить критерии выбора инструмента

Практический этап

Умение анализировать полученную информацию и применять на практике.

Учащиеся определили необходимые технологические операции, наметили план действий, выполнили работу, осуществляя самоконтроль, правильно выбрали инструмент и приспособления.

Цели данного этапа урока были реализованы, т.к. результаты деятельности детей показали принятие нового знания. Обучающиеся оценили себя и своих одноклассников, аргументируя свои доводы.

Лчностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую инфор-мацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

Рефлексивно-оценочный этап

Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка)

умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе

Учащиеся представляют, выполненные в группах работы сравнивают их, оценивают свою работу и работы членов группы.

Учащиеся определили алгоритм технологической операции, сформулировали вывод о важности декорирования готового изделия.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умениесформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство 1-3 класс, природоведение 1-3 класс, трудовое обучение 1-3 класс.

Литература для учащихся:

Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Самородский П., Технология, учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / под редакцией В.Д. Симоненко.- М., Просвещение, 2008.

Литература для учителя:

Бушлева Б.В. Поговорим о воспитанности.- М., Просвещение, 2006.

Коваленко В.И., Куленок В.В. Объекты труда.- М., Просвещение, 2003.

Программа образовательных учреждений. Технология 5-11 классы.- М., Просвещение 2007.

Шпикалова Т.Я. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы.-М., 2003.

Методическая литература.

Дерендяев К.Л. Поурочные разработки по технологии /вариант для мальчиков 5 класс, ВАКО,2009.

Технология.5 класс (вариант для мальчиков). Поурочные планы по учебнику

«Технология.5 кл.» под ред.В.Д. Симоненко, сост. Т.А.Жданова ИТД «Корифей» 2008.

Просмотров