Речь и ее функции. Речь человека

Понятие и функции речи.

Виды речи.

Оборудование: конспект лекции, записи и схема на доске, тест с заданиями

Список литературы:

1.Р.С.Немов Общая психология:Краткий курс.-СПб.:Питер,2005:ил.,(с.151-153)

2.Общая психология: Учебник/Под.ред.Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И.-М.:Изд-во Эксмо,2006.(с.244,с.249)

3.Психология:Учеб.для студ.высш.пед.учеб.завед:В3кн.-3-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.-(С.311-318).

Ход занятия

1.Орг.момент

2.Постановка цели и задач

3.Изучение нового материала.

Понятие и функции речи.

Речь- это психическая функция, связанная со знанием и использованием человеком языков для общения, мышления и решения многих других жизненно-важных задач.(Р.С.Немов)

Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Функции речи:

1.Коммуникативная- речь выступает как средство общения или обмена информацией между людьми;

2.Интеллектуальная- речь участвует в процессах мышления;

3.Мотивационно-регулирующая- речь участвует в управлении как психическими процессами и состояниями, так и поведением человека;

4.Психодиагностическая- речь человека выражает его психологию(например, когда мы анализируем спонтанные речевые высказывания человека, задаем ему вопросы и оцениваем ответы на них. предлагаем что-либо сочинить и по сочинениям судим о психологических особенностях человека);



5.Психотерапевтическая- мы словами пытаемся успокоить человека, внушить ему уверенность в себе, особенно если этот человек болен или переживает по поводу возникших у него проблем.

Значение речи в жизни человека.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.). Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей , причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Введение

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии.

Главное, что ставит человеческую речь выше всех прочих средств общения, - это способность ребенка уже в очень раннем возрасте понимать и конструировать из нескольких десятков звуков родного языка неограниченное количество речевых сигналов, которые в большинстве случаев ребенок ранее не произносил и не слышал и которые будут иметь для него и для окружающих определенное значение.

У человека чрезвычайно высокая способность к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалось орудие, служащее их продолжением и дополнением, - речь.

1. Речь и ее функции

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же - это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не, только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних и тех же слов для разных людей различны, хотя языковые значения могут быть одинаковыми.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений, воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи - функция коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.

Волеизъявительная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Рис.1

2. Виды речевой деятельности и их особенности

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь - это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь - связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требования последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, - грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).


Рис.2

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Письменная речь и устная находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях. Они теснейшим образом между собой связаны. Но их единство включает и очень существенные различия. Современная письменная речь носит алфабетический характер; знаки письменной речи - буквы - обозначают звуки устной речи. Тем не менее письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Различия между ними не сводятся к тому, что письменная и устная речь пользуются разными техническими средствами. Они более глубоки. Хорошо известны большие писатели, которые были слабыми ораторами, и выдающиеся ораторы, выступления которых при чтении теряют большую часть своего обаяния. Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь - как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания. Отсюда целый ряд различий в построении письменной и устной речи и в средствах, которыми каждая из них пользуется.

При всех различиях, которые существуют между письменной и устной речью, нельзя, однако, внешне противопоставлять их друг другу. Ни устная, ни письменная речь не представляют собой однородного целого. Существуют различные виды как устной, так и письменной речи. Устная речь может быть, с одной стороны, разговорной речью, речью - беседой, с другой - речью, ораторским выступлением, докладом, лекцией. Существуют также различные разновидности письменной речи: письмо будет по своему характеру, по стилю существенно отличаться от речи научного трактата; эпистолярный стиль - особый стиль; он значительно приближается к стилю и общему характеру устной речи. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи. Лекция, доклад и т.д. располагают всеми выразительными средствами устной речи. И искусство этой формы устной речи включает в себя использование и этих выразительных средств; вопреки общепринятому выражению о чтении лекций, лекцию нельзя превращать просто в чтение некоторого текста. Речь - лекция должна соединять в себе особенности как устной, так и письменной речи. Произнесенная перед безмолвной аудиторией, она должна быть в какой - то мере все же лекцией - беседой: сугубо тонкая чувствительность, улавливающая невысказанное состояние аудитории, податливой или сопротивляющейся, увлеченной или скучающей, и умение тут же, как в речи - беседе, учесть по едва уловимым реакциям слушателей их внутреннее состояние и отношение к сказанному - все эти особенности устной речи должны сочетаться со строгой систематичностью и логической связностью изложения, свойственными не разговорной устной, а письменной речи.

Таким образом, если разговорная устная речь весьма значительно отличается от письменной речи научного трактата, то расстояние, отделяющее устную лекцию - речь, доклад от письменной речи, с одной стороны, и стиль разговорной речи от эпистолярного стиля, с другой, значительно меньше. Это означает, во-первых, что устная и письменная речь не внешние противоположности, они воздействуют друг на друга; формы, выработавшиеся в одной из них и специфичные для нее, переходят на другую. Это означает, во - вторых, что коренные различия между основными типами устной разговорной речи и письменной научной речи связаны не просто с техникой письма и звуковой устной речи, а и с различием функций, которые они выполняют; устная разговорная речь служит для общения с собеседником в условиях непосредственного контакта и по преимуществу для сообщения, касающегося непосредственно переживаемого. Письменная речь служит обычно для нужд более отвлеченной мысли. Существенно отличны между собой, и притом также по своему отношению к мышлению, внешняя, громкая устная речь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся, когда, мысля про себя, мы отливаем наши мысли в словесные формулировки.

Внутренняя речь - это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она - "речь минус звук". Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию. Не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает "короткие замыкания"; она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при этом опускается как само собой разумеющееся, как известное то, о чем идет речь; часто она строится по типу конспекта или даже оглавления, когда намечается как бы тематика мысли, то, о чем идет речь, и опускается как известное то, что должно быть сказано. Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы отказывается от выполнения первичной функции, ее породившей: она перестает непосредственно служить средством сообщения, для того чтобы стать прежде всего формой внутренней работы мысли. Не служа целям сообщения, внутренняя речь, однако, как и всякая речь, социальна. Она социальна, во - первых, генетически, по своему происхождению: "внутренняя" речь несомненно производная форма от речи "внешней". Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру; но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы социального происхождения. Внутренняя речь и протекающие в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения.

Внутренняя речь социальна и по своему содержанию. Утверждение о том, что внутренняя речь - это речь с самим собой, не совсем точно. И внутренняя речь по большей части обращена к собеседнику. Иногда это определенный, индивидуальный собеседник. "Я ловлю себя на том, - читаю я в одном письме, - что я целыми часами веду нескончаемую внутреннюю беседу с вами"; внутренняя речь может быть внутренней беседой. Случается, особенно при напряженном чувстве, что человек ведет про себя внутреннюю беседу с другим человеком, высказывая в этой воображаемой беседе все то, что по тем или иным причинам он ему не мог сказать в реальной беседе. Но и в тех случаях, когда внутренняя речь не принимает характера воображаемой беседы с определенным собеседником, тогда она посвящена размышлению, рассуждению, аргументации, и тогда она обращена к какой - то аудитории. Выраженная в слове мысль каждого человека имеет свою аудиторию, в атмосфере которой протекают его рассуждения; его внутренняя аргументация обычно рассчитана на аудиторию и к ней приноровлена; внутренняя речь обычно внутренне направлена на других людей, если не на реального, то на возможного слушателя.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и с грамматическими.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей - с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

3. Теории развития речи

Рассмотрим основные психологические теории, процесс формирования речи. Одна из них - теория Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

Данная теория, однако, не в состоянии удовлетворительно и полностью объяснить процесс усвоения языка, в частности ту быстроту, с которой в раннем детстве ребенок осваивает речь. Кроме того, для развития любых способностей, в том числе и речевых, необходимы задатки, которые сами по себе не могут быть приобретены в результате научения (по крайней мере до того, как научение началось). С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те моменты в развитии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, т.е. такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

Опыт показывает, что взрослые подкрепляют у ребенка не столько грамматически правильные, сколько умные и правдивые, оригинальные и семантически точные высказывания. Имея это в виду, в рамках теории речевого научения трудно объяснить быстрое формирование правильной грамматики речевых высказываний у детей.

Автором следующей теории речевого развития является Н. Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сенситивным для формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости (имеется в виду не только усвоение языка как средства общения, но и освоение его на понятийном уровне как средства мышления). В течение всего этого периода времени развитие речи обычно происходит осложнений, но вне его язык усвоить или трудно, или невозможно. По данной причине взрослые иммигранты хуже усваивают чужой для них язык, чем их малолетние дети.

Еще одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество. Предполагается, что речевое развитие зависит от развития мышления, а не наоборот (Ж. Пиаже). Установлено - и это одно из основных исходных положений данной теории, - что первые высказывания малышей обычно относятся к тому, что они уже понимают. Дети, кроме того, обычно говорят о том, что для них интересно. Следовательно, на развитие речи влияет и мотивация ребенка.

Развитие речи можно рассмотреть и с психолингвистических позиций в плане становления все более совершенной структуры речи. Под этим углом зрения процесс речевого развития представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение, без дальнейшего лингвистически тонкого членения. Та же бедность форм и вариаций характерна для обратного процесса движения от слова к мысли. Затем этот процесс разворачивается по вертикали (так, как это показано на рис.3) и по горизонтали. Последнее движение характеризуется расширением возможностей представления мысли в словах на разных уровнях. Например, на уровне предложения и фразы одна и та же мысль может быть выражена по-разному людьми с богатой речью.

Усвоение речи ребенком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей. Затем в его восприятии эти сигналы объединяются в морфемы, слою, предложения, фразы. На базе их формируется связная, осмысленная внешняя речь, обслуживающая общение и мышление Процесс перевода мысли в слово идет в обратном направлении.


Рис.3

4. Нарушения речи

Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи и входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

С точки зрения коммуникативной теории: "нарушения речи - есть нарушения вербальной коммуникации" (Л.С. Волкова).

Людей с нарушением речи отличает критичность к речевой недостаточности, но патология речи тормозит формирование у них потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближается к норме.

Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. (Л.С. Волкова)

Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:

трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);

повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;

дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе "волчьей пастью", или неправильный прикус;

недостаточная подвижность губ и языка;

задержка речевого развития из-за задержки психического;

неграмотная речь в семье и др.

При наиболее серьезных нарушениях речи страдает не только произношение звуков, но и умение различать звуки на слух, ограничен активный (используемый в речи) и пассивный (тот, который ребенок воспринимает на слух) словарь ребенка, возникают проблемы с построением предложений и фраз. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем могут привести к развитию у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и возможности.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, различного типа дизартрии, некоторые формы заикания и др.

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. При сенсорной алалии ребенок плохо понимает чужую речь, причем, не распознает именно звуки речи: слышит, что человек что-то говорит, но не понимает, что именно. Это сходно с тем, как мы не понимаем говорящих на неизвестном нам иностранном языке. При моторной алалии ребенок не может овладеть языком (его звуками, словами, грамматикой).

Дизартрия (анартрия) - это нарушение произношения, возникающее вследствие поражения нервной системы. При дизартрии страдает не произношение отдельных звуков, а вся речь. Ребенок с дизартрией нечетко, смазанно произносит звуки, голос у него тихий, слабый, или напротив, чересчур резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи ненормально ускорен или чересчур замедлен. Нередко у детей с дизартрией нарушены мелкие движения кисти, они неловки физически.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия - это нарушения произношения различных звуков, другое название этого типа нарушений речи - косноязычие. Виды косноязычия весьма разнообразны. Для обозначения их обычно пользуются греческими названиями тех звуков речи, произношение которых нарушено: искаженное произнесение звука "р" получило название ротацизма, звука "л" - ламбдаизма, свистящих и шипящих звуков ("с", "з", "ц", "ш", "ж", "г", "щ") - сигмаизма (от греческих букв "ро", "ламбда", "сигма"). Если нарушено произнесение всех согласных и звукосочетаний за исключением "т", так что речь становится совсем непонятной, то употребляют термин "тетизм" (от греческого названия буквы "т" (тета)).

Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами, спазмами в различных частях речевого аппарата. При этом у ребёнка в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. В таком случае необходимо срочно обратиться к врачу.

Нередко причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма. Нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведут к проблемам в школе, в частности, может развиться дисграфия - нарушение письма, так называемое, косноязычие в письме. Как правило, оно проявляется, когда ребёнок начинает учиться читать и писать. Причиной этого нарушения является недоразвитие или нарушение фонематического слуха. Кстати, проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности - довольно действенное средство для обучения ребенка правильно мыслить о действии, то есть может быть профилактикой возникновения графических ошибок у младших школьников.

В первых классах у ребенка может также проявиться дислексия (алексия) - нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). В зависимости от того, какие конкретно участки поражены, выделяют различные виды алексий.

Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями либо на логопункте, в детской поликлинике или в обычном садике. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда в речевых группах логопедических детских садов. При этом чем раньше обратиться за помощью к логопеду, тем успешнее будет проведена коррекционная работа.

Заключение

Таким образом, отметим значение речи. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Речь - это действительно важное средство, к которому прибегает человек, когда ему нужно разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам. Однако это лишь второстепенная функция речи. Только немногие люди занимаются одним тем, что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь - в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

Список литературы

1. Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: 2001 г.

2. Р.С. Немов. Психология. Книга 1. Москва: 1999 г.

3. www.probio. io/ru/reference

4. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб: 1998 г.

Глава 4

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ

Заберите у меня все, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою речь.

И скоро я обрету все, что имел.

Даниэл Уэбстер

Общение является основной составляющей труда листов, как менеджеры, юристы, релайтеры, психологи, социальные педагоги, лингвисты, учителя, врачи и т. п. Один из самых ярких представителей делового мира США, президент крупнейшего в мире автогиганта, компании Форд и Крайслер, Ли Якоккав своей популярной не только на западе, но и в Европе и, в частности, в нашей стране, книге "Карьера менеджера" подчеркивает, что «управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность - это общаться с ними". Владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. От этого умения зависит не только эффективность взаимодействия с другими людьми конструктивность принимаемых решений, но и карьера специалиста реноме и профессиональный имидж.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Именно с ее помощью люди передают и получают информацию "упакованную" в тот или иной текст. Не случайно нашу эру называют эрой "человека говорящего". В реальной практике взаимодействия миллионы людей ежедневно занимаются созданием т передачей, а миллиарды - их восприятием.

Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст. Как уже отмечалось, несловесные средства, коммуникации называются невербальными, или языком телодвижении. Все средства коммуникации можно свести в следующую таблицу:



Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участ­вуют в производстве текста (передача информации) - это говорение и написание, а другие два - в восприятии текста, заложенной в нем ин­формации - это слушание и чтение.

В речевом общении участвуют двое и более людей. Общение в одиночестве, с самим собой ("тихо сам с собою я веду беседу") назы­вается аутокоммуникацией и считается неадекватным, так как обще­ние всегда предполагает партнера, это процесс взаимодействия, взаи­мопонимания, обмен информацией.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то важное сооб­щить или узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по какому-то вопросу и пр.) возникают разнообразные речевые тексты, речевые конструкты. Существуют следующие типы высказываний:

сообщение; комплимент;

критическое замечание; вопросы, ответы и т. п.

В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. Любой национальный язык (то есть язык всей нации) пред­ставляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как:

литературный язык;

просторечные слова и выражения;

территориальные и социальные диалекты;

Литературный язык - это язык образцовый, его нормы считаются обязательными для носителей языка.

Просторечие может быть охарактеризовано как отклонение от ли­тературной нормы. Указанные отклонения могут возникать по разным причинам, но главным образом определяются недостаточным владе­нием литературным языком. Это язык малообразованных людей.

Территориальные диалекты (местные говоры) - устная разновидность языка ограниченного числа людей, живущих на одной территории.

Социальные диалекты - диалекты отдельных групп, порождаемые социальной, сословной, профессионально-производственной, возрас­тной неоднородностью общества.

Жаргон включает сленг и язык арго-

Как средство общения язык обслуживает все сферы общественно-политической, профессионально-деловой, научной и культурной жизни.

Язык - это система фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения людей и выражения ими своих мыслей, чувств, желаний и намерений. В деловом взаимодейст­вии используется официально-деловой стиль языка.

К основным функциям языка в общении относятся:

а) конструктивная (формулирование мыслей);

б) коммуникативная (функция обмена информацией);

в) эмотивная (выражение отношения говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию);

г) воздействие на адресата (делового партнера).

Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение, речь - это внешнее проявление языка, это последовательность единиц языка, организованная и структурированная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. В отличие от языка речь можно оценивать как хорошую или плохую, ясную или непонятную, экспрессивную или невыразительную и т. п.

Так, например, правовые нормы «е могут существовать иначе как в определенных языковых формах. В ораве язык несет особую, специ­фическую функцию, которая определяется назначением права регули­ровать общественные отношения. Доводя волю законодателя до све­дения юридических и физических лиц, право через язык целенаправленно воздействует на сознание людей, побуждает их вести себя должным образом. И это главное. Следовательно, основная функция языка права - это функция долженствования. Юрист использует язы­ковые средства при выполнении профессиональных обязанностей, например, при подготовке различных постановлений и обвинительных заключений, договоров и соглашений, при вынесении решений и при­говоров ("производство уголовного дела прекратить", "суд пригово­рил", "признать невиновным"). Функция долженствования проявляет­ся и в таких юридических документах, как завещание, уведомление, повестка, запрос, отношение, поручительство, представление, подпис­ка о невыезде, определение и др.

В устной речи (например в диалоге следователя и допрашиваемого, судьи и допрашиваемого, а также в обвинительной речи прокурора и защитительной речи адвоката при оценке доказательств, при юридиче­ской квалификации действий подсудимого и выборе меры наказания), так же как и в письменной, функция долженствования является ведущей.

(Речевое мастерство проявляется не только в культуре речи специа­листа, но и в умении найти наиболее точное, а следовательно и наибо­лее подходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка. Речевое мастерство предполагает также искусное владение всеми речевыми жанрами: от реплики или комментария до лекции, доклада, информационного сообщения, публичной речи.

М. Монтень в своих "Опытах" отмечает: "Дар речи - одна из са­мых удивительных и самых человеческих способностей. Мы настоль­ко привыкли постоянно пользоваться этим чудесным даром природы, что даже не замечаем, насколько он совершенен, сложен и загадочен. У человека рождается мысль. Чтобы передать ее другому, он произно­сит слова. Не удивительно ли, что акустическая волна, рожденная го­лосом человека, несет в себе все оттенки его мыслей и чувств, дости­гает слуха другого человека, и тотчас все мысли и чувства становятся доступными этому человеку, он постигает их потаенный смысл и зна­чение!" (Опыты. Книга 3. М.-Л., 1960, с. 152).

РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Если одним словом можно сделать

счастливым человека, какой нужно быть

скотиной, чтобы этого слова не сказать.

Р. Роман

Никогда не используйте длинное слово,

если есть короткое.

У. Черчилль

Ведущей характеристикой современного делового стиля общения является краткость и простота построения фразы, речевой конструк­ции, использования бытовой или профессиональной разговорной лек­сики, своеобразных речевых клише и штампов.

Для достижения намеченных деловых целей партнеры используют стилистическое своеобразие словесного действия, проявляющееся в особенностях синтаксического строя, в построении фраз и предложе­ний, в словосочетаниях.

Кроме того, для достижения ожидаемых результатов используются разнообразные психотехнические приемы, которые выстраивают оп­ределенный разговорный стиль словесного действия. Среди них такие:

а)воображаемая диалогизация, когда синтаксический строй словесного действия имитирует потенциальный диалог, вооб­ражаемую обстановку диалога, что вводит в заблуждение партнера;

б)вопросно-ответный ход, когда субъект общения сам задает себе вопрос и сам же на него отвечает, например риторический вопрос, позволяющий поддерживать внимание партнера и вместе с тем вести свою "подспудную линию";

в)эмоциональные восклицания, позволяющие усилить внимание к предмету взаимодействия, стимулирующие вовлеченность партнеров в коммуникацию;

г)эвфемизмы (мягкие эквиваленты резких слов), позволяющие поддерживать доброжелательную атмосферу контакта, снижающие не­гативное проявление эмоций как реакцию на слова-"красные флажки", вызывающие отрицательные эмоции и экспрессивные вспышки;

д) инверсия, то есть осмысленное нарушение порядка слов, об­ращение смысла, переданного партнером, с отрицательного на поло­жительный и с положительного на отрицательный в зависимости от намерений коммуникатора, использующего данный прием;

е) "а ф ф и н и т и" - создание такого эмоционального фона обще­ния (симпатии, влечения собеседников), который способствует конст­руктивности и взаимопониманию, через психологическое присоеди­нение, отзеркаливание, демонстрацию необходимых в конкретной ситуации эмоциональных реакций, поиск согласия и нахождение идентичных интересов и потребностей.

Все речевое поведение в деловом взаимодействии ориентировано на определенную реакцию партнера. Для того чтобы реакция была адекватной вашим экспектациям (превентивным ожиданиям), необхо­димо соблюдать следующие правила:

1. Каждый партнер должен обладать личностными качествами де­лового человека, а именно:

Быть уверенным в себе, иметь личные цели и ценности;

Владеть предметом коммуникации, быть информированным и компетентным;

Демонстрировать объективность в оценке информации и спосо­бов ее сообщения;

Проявлять искренний интерес к предмету речи и к партнеру;

Ценить свое и чужое время;

Проявлять стрессоустойчивость, при необходимости осуществ­лять самокоррекцию;

Быть мобильным, адаптивным и гибким.

2. В каждом партнере уважать личность и ее право на свою точку зрения, на достижение позитивного результата. Этому способствуют:

Установка на взаимопонимание, конструктивное сотрудничество, а не на соперничество;

Стремление увидеть проблему глазами партнера; -уважительное отношение к суждениям, аргументам и контраргу­ментам делового партнера;

Внимательное выслушивание партнера.

3. Соблюдать постулат релевантности (от англ. relevant - умест­ный, относящийся к делу), то есть между информационным запросом и полученным сообщением должно быть смысловое соответствие, а для этого необходимо:

Говорить по существу вопроса, обсуждаемой проблемы;

Говорить именно то, что важно в данной ситуации; -соотносить отбор и предъявление информации с запросом и

ожиданиями делового партнера, что особенно важно при составлении деловых бумаг.

4. Корректно относиться к количеству и качеству информации, с этой целью целесообразно:

Говорить в меру, то есть ровно столько, сколько необходимо для достижения желаемого результата;

Предъявлять правдивую и проверенную информацию;

Выстраивать доказательства последовательно и аргументированно;

Не высказывать вслух то, на что нет достаточных оснований.

5. Соблюдать языковую нормативность деловой речи, то есть:

Говорить короткими фразами, четко формулируя мысль;

При употреблении многозначных слов и терминов объяснять партнеру, в каком смысле они использованы, чтобы нельзя было по­нять неправильно;

Использовать речевые клише в соответствии с нормативными правилами официально-делового стиля;

Следить за сигналами тела, не допускать неконгруэнтности (несовпадения слов и невербальных сигналов), которая ведет к подоз­рительности и непониманию.

6. Подчиняться установленным правилам и ограничениям, так как деловой коммуникации свойственна регламентируемость. Это правила:

- "писаные": протокол, в том числе дипломатический, инструкции и договорные обязательства, зафиксированные в соответствующих документах;

- "неписаные", то есть деловой этикет и культура общения, позво­ляющие демонстрировать приятный имидж, чувствовать себя в любой деловой ситуации, будь то презентация или дипломатический прием, переговоры или деловая встреча на территории партнера, уверенно и непринужденно, а также избегать насмешек со стороны окружающих.

Таким образом, соблюдение этих правил и реализация их в прак­тике делового взаимодействия позволит каждому из партнеров соот­ветствовать имиджу делового человека и достигать желаемых резуль­татов на основе кооперации и сотрудничества.

Значение речи столь велико для человека» что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе» и качество межличностных отношений с окружающими» и выбор будущей профессии» и психологический комфорт семейной жизни.

Речь - своего рода визитная карточка индивида. # " ,./■>

Речь - один из наиболее мощных факторов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ^ролью речи в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают друг другу свои мысли» желания» передают жизненный опыт» согласовывают действия. Речь служит основным средством общения людей.

Речь - это сложная, функция» и развитие ее зависит от многих факторов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей» воспитателей и друзей. Очень важно» чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную» отчетливую» выразительную» эмоционально окрашенную речь.

По мнению О. С. Ушаковой» «речь и язык традиционно рассматривались в ^психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности» язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения». «

Для нормального развития речевой деятельности необходимы определенные условия: ]

^ достаточная степень зрелости различных структур головного мозга. Речевой аппарат состоит Из двух отделов - центрального (мозгового)» представленного двумя речевыми центрами» и периферического отделов. Центр это скопление функционально однородных нервных клеток. Один центр (центр Брока) является речедзигатель- ыым, т. е. обеспечивает движение органов артикуляции» органов дыхания и голосообразования. Другими словами» можно сказать» что он отвечает непосредственно за процесс говорения; Другой центр (центр Вернике) по своей сути речеслуховой. Его функция - восприятие и различение речевых звуков» контроль над собственной речью говорящего. Значит» центр Вернике ответственен за понимание речи. Кроме речевых центров, большое значение для развития речи имеют подкорковые образования» ядра продолговатого мозга, проводящие пути и др. Необходимое условие развития речи нормальное строение и фун

кционирование этих мозговых структур. По сути дела, основным органом речи является мозг;

s правильное анатомическое строение и скоординированность работы голосовых складок, дыхательной системы и органов артикуляции. Голосовые складки» легкие, трахея, бронхи и гортань, язык, губы, небо- это периферический отдел речевого аппарата. При анатомических дефектах перечисленных органов возникает вероятность нарушения произносительной стороны речи. Например, звук [р] требует высокого подъема кончика языка. А если подъязычная связка укорочена, то язык не может занять это необходимое верхнее положение. Тогда ребенок пытается компенсировать Создавшуюся ситуацию и произносит звук [р] не при вибрации кончика языка» а при вибрации мягкого, неба. Все слышали распространенный вариант неправильного звучания [р] - горловой звук;

Речь о речи

У отсутствие нарушений слуха и зрении, сформиро- %ИИностъ двигательной и эмоциональной сферы. Поскольку речь формируется по подражанию, ребенку необходима воспринимать на слух и визуально, как говорят окру- Дакающие. А если ей плохо слышит или у него страдает дарение, то это ие позволяет малышу воспринимать речь Окружающих и полноценно ею овладевать. Даже если у.ребенка все в порядке со строением органов речи, но есть двигательные затруднения (например, не может быстро сменить одну артикуляционную позу другой или41е МО- ЖЄт удержать ту или иную артикуляционную позу), то вполне вероятны нарушения произношения звуков;

1 ^ потребность в общении. Чтобы говорить, нужно за

хотеть это сделать. Иногда в семье можно наблюдать такую картину: родители бросаются выполнять желания ребенка, стоит ему только показать пальцем на какой- либо предмет. А если родители предвосхищают все жела- *ЙЙя, то зачем говорить, зачем напрягаться и произносить флбва, если можно только воспользоваться жестом, поплакать или покричать, требуя свое?! Другими словами, "feet мотива для речи и для общения, а значит, не будет и /Яручащей речи. Изоляция ребенка, дефицит эмоциональ-

ЩШ. контактов с матерью или другими взрослыми может Порождать задержку в развитии речи. Речь не развивает- ФЛ вне общения. Подтверждением этому служат дети-ма- "^яи, жившие длительное время среди животных. Ни один ІІІр втіпс человеческих детенышей не ут^ел разговаривать, Летя и родился человеком.

& процессе речи мы произносим слова и предложения, энные к другим людям, и, кроме того, воспринима- [ Чужую речь, слушаем тех, кто с нами говорит. Следова- гр, овладение речевой деятельностью предполагает:

♦ способность говорить;

♦ способность понимать сказанное.

В приведенной выше таблице (с. 4-9) мы говорили о радием речевом развитии ребенка (гуление, лепет, первые

слова). А сейчас несколько слов о том, как и когда ребенок начинает овладевать речью. Период активного развития речи начинается на втором году жизни.

Бурное развитие понимания речи на несколько-месяцев опережает развитие устной речи у самого ребенка. Очень часта с того момента, как ребенок начнет показывать на тот или иной предмет, перед тем как он назовет этот предмет, пройдет время, равное восьми-девяти месяцам. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова во фразу («мама, дай»).

Здоровый ребенок при нормальном развитии речи начинает говорить уже после того, как проживет 14-18 месяцев своей жизни. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, что объясняется большей пластичностью нервной системы первых.

У полуторагодовалого человечка в памяти уже имеется около 30-35 простых одно- и двусложных слов, и, как правило, коротких, длиной не более шести-семи звуков. Возможно, эти слова будут произноситься ребенком еще нечетко, с ошибками, но, по крайней мере, это первые попытки общения с окружающим миром.

К двум годам словарный запас ребенка увеличивается до 250-300 слов, начинает формироваться настоящая человеческая речь. Появляются сложные фразы, ребенок задает много вопросов, отвечать на которые рекомендуется как можно более подробно, но доступно пониманию ребенка.

15 месяцев. Словарный запас увеличивается до 6 слов. Ребенок понимает простую просьбу без жеста,

18 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

21 месяц. Показывает три части тела, начало фазы двух- словных предложений. Словарный запас около 20 слов;

24 месяца (два года). Показывает пять частей тела. Словарный запас минимум 50 слов, понимает двух этапную просьбу, начинает активно использовать предложения из двух слов.

30месяцев. Адекватно использует местоимения «я.», «ты», «мне». Использует предложение из двух слов. Понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

36 месяцев (три года). Словарный запас до 250 слов и больше. Общается предложениями из трех слов. Использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания ^ипа «положи^кубик под чашку». Показывает, какая линия из трех самая длинная,"

Наш словарик

Артикуляция - положение органов артикуляции прй произнесении того или иного звука.

Двусложные слова - слова, состоящие из двух слогов.

| Есть повод для беспокойства, если;

> К концу пятнадцатого месяца не может адекватно ситуации употреблять слова «Мама» и «папа».

К концу двадцатого месяца не может произнести шесть осмысленных слов.

К концу 24-го месяца не может показать части тела, которые ему называет взрослый.

Внимание! Некоторые дети (так называемые поздно- говорящие) не мо^ут отчетливо произносить первое слово (например, мама) до 14 месяцев. Будьте терпеливы. Не переставайте постоянно разговаривать и общаться с ребенком.

Что делать? Скорая родительская помощь

1: Оречевлять все свои действия и действия ребенка в течение дня («Что делаю - о том говорю!») Например, утром, умывая ребенка, говорим ему: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три паль чики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо».

2. Самое время приучать ребенка к восприятию (слуша

нию) коротких детских сказок и стихов. Пусть вас не смущает, что даже самая короткая сказка, например «Курочка Ряба», может оказаться для ребенка длинной и у него не хватит терпения ее выслушать до конца. Ребенок еще не способен длительно концентрировать свое внимание. Стихи привлекают малыша своим ритмом, мелодичностью. /

Доказательства существования Бога. Аргументы науки в пользу сотворения мира Фомин А В

Человеческая речь

Человеческая речь

Способность говорить - одно из самых очевидных отличий человека от обезьян. Мы умеем выражать словами наши мысли, даже самые отвлеченные. Шимпанзе могут делать это лишь в вымышленном мире телевизионной рекламы. У человекообразных обезьян отсутствует «отдел Брока» - речевой центр мозга. Кроме того, у них нет необходимого для речевого процесса тонкого механизма управления диафрагмой и мышцами, связанными с дыханием (New

Scientist , 20 января 1996 г.). Некоторые специалисты утверждают, что им удается общаться с шимпанзе на языке знаков; но пока обезьяны преуспели в этом гораздо хуже овчарок.

Как, по мнению специалистов, люди обрели способность говорить? Существует несколько версий. Есть, например, теория, гласящая, что язык развился из потребности людей согласовывать свои действия при охоте. Однако профессор Данбар (Dunbar) из Лондона отмечает (New Scientist, 19 ноября 1992 г.), что охотники предпочитают хранить молчание. Он предполагает, что язык возник из потребности женщин сплетничать; то есть чесание языка пришло на смену вычесыванию насекомых из шерсти в качестве инструмента установления взаимоотношений. Для подтверждения этой версии профессор исследовал, о чем говорят люди в университетском колледже во время перерыва на кофе. Выяснилось, что 70% всех разговоров составляют сплетни. По подсчетам профессора Данбара, речевой центр мозга возник около 250 ООО лет назад. Вот явный пример того, как из пустякового факта, густо приправленного догадками, возникает «наука».

Современные языки с точки зрения синтаксиса гораздо проще и беспорядочнее древних языков; это подтвердит любой студент, корпящий над латинскими склонениями.

Считается, что в наше время население мира увеличивается приблизительно на 2% в год. Но даже при скромных темпах прироста 0,5 % в год всего за четыре с половиной тысячи лет население мира достигло бы своей нынешней численности при исходном числе восемь человек (Ной и его семья). Представим, насколько была бы перенаселена наша планета, если бы человечеству было 200

ООО лет, как считают генетики, или более миллиона лет, как утверждают антропологи!

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ Чем отличается от души животныхЭто все ненормальные состояния. Из них ничего нельзя вывести против души. Равно и из того, что у животных есть иное похожее на действия нашей души, а у нас иное, похожее на действия животных, - тоже ничего нельзя выводить. У

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Из книги Послание к Галатам автора Стотт Джон

2. Человеческая или божественная? (ст. 13–16) Второй вопрос состоит в следующем: сущность христианской религии человеческая или божественная? Другими словами, что для нас является основополагающим: наши дела для Бога или то, что Он сделал для нас?Полностью сосредоточившись

Из книги Стихи духовные автора Федотов Георгий

Жизнь человеческая С. 79-104 Грешный мир Природа безгрешна и свята. Но человек сквернит землю и обременяет ее тяжестью грехов. Его жизнь тяжка и беспросветна; она слагается из беспрерывных страданий. Отсюда эти слезы, которые застилают глаза певца даже тогда, когда он

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич

III. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж

Из книги Послание к Евреям автора Браун Р.

2) Человеческая судьба Цель Бога - привести многих сынов в славу. Вождь нашего спасения претерпел страшную смерть ради нас, чтобы привести нас к Божьему престолу. Он проложил этот путь для нас. В настоящем контексте спасение рассматривается как перспектива, хотя во всех

Из книги Толковая Библия. Том 7 автора Лопухин Александр

Глава 2. 1-9. Вторая речь пророка Аггея говорит об унынии строителей второго Иерусалимского храма ввиду его бедности в сравнении с храмом Соломоновым и, в связи с этим, возвещает о величайшей славе будущего храма во времена мессианские. 10-19. Речь третья подкрепляет

Из книги Своими глазами автора Адельгейм Павел

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Человеческая слабость Постепенное уточнение нравственных законов можно сравнить с аналогичными усилиями при формулировании «определений» веры. Если в догматическом богословии необходимо избегать опасностей рационализма, то и христианскую мораль нельзя

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Феофана, епископа Никейского, речь первая, отвечающая на некий вопрос относительно Божественнейшего света, явленного апостолам на горе Фаворской (кем–то заданный со злым намерением и из праздного любопытства), и разрешающая некоторые неизбежные разногласия; в ней же

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

Речь третья, в которой выносится на рассмотрение высказывание божественного Максима, выдвигаемое против нас еретиками–акиндинистами: «Сей наибожественнейший Свет, на Фаворе воссиявший, есть не что иное, как символ»; и доказывает речь сия, что Свет этот одновременно и

Из книги Боль автора Льюис Клайв Стейплз

Человеческая мудрость Жил-был крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то было бы намного лучше. «Зерно будет быстрее поспевать, - думал он, - и в колосьях будет больше зёрен».Бог увидел его мысли и сказал ему:- Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

6. Человеческая боль Поскольку жизнь Христа во всех отношениях противна природе, самости и человеческому «я» (ибо в истинной жизни Христа сущность, «я» и природа должны быть отринуты, забыты, должны совершенно умереть), поскольку в каждом из нас природа повержена ею в

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

ГЛАВА 36. Беседы в храме. Притча о двух сыновьях. Притча о злых виноградарях. Речь о камне, отвергнутом строителями. Притча о брачном пире. Ответ Иисуса фарисеям о подати кесарю. Ответ саддукеям о воскресении. Ответ законнику о наибольшей заповеди. Речь о Христе: чей Он Сын?

Из книги автора

Немощь человеческая Состояние сегодняшнего церковного народа настолько немощное, что даже обычное наставление священника не каждый вытерпит. Сегодняшний верующий и не всякое наставление сможет понести, потому что только духовная сила, благодатность позволяет нести

Просмотров