Презентация по биологии 7 кл насекомые. Презентация: "Насекомые"

«Класс Насекомые».

7 класс.
Подготовила и провела: учитель биологии школы №48 г.Орла
Рещикова Н.В.

Вдруг появляется чёрная туча,
Ветер не дует, но туча летуча;
Дождик с неё урожай не умножит,
Ливень живой всё вокруг уничтожит.
Рыж, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома не любят,
И на базаре не купят.
Нос долог, голос тонок,
Летит - пищит, сядет – молчит.
Кто его убьет – свою кровь прольёт.
В лесу котелок
Кипит, кипит,
А укипи нет.
Не птичка, а с крыльями.
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приручает,
А на нас садится.

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ

Тело насекомых разделено на голову, грудь, брюшко. На голове у насекомых имеются пара сложных глаз, одна пара усиков; на груди – три пары ног и у (большинства) – крылья. Тело покрыто хитиновым покровом.

НОГИ ЖУКОВ

А – бегательная; б – плавательная; в – прыгательная; г – копательная.

РОТОВОЙ АППАРАТ

Грызущего типа; есть хищные и растительноядные

Сосущего типа (хоботок); питаются нектаром растений; личинки (гусеницы) имеют грызущий ротовой аппарат

Колюще – сосущего типа; питаются
кровью человека и животных

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

1 – пищевод; 2 – зоб; 3 – мускулистый желудок; 4 – средняя кишка; 5 – задняя кишка; 6 – анальное отверстие.

Слайд №10

ОРГАНЫ ВЫДЕЛЕНИЯ

Органы выделения чёрного таракана: 1 - мальпигиевы сосуды; 2 и 3 - отделы передней кишки; 4 - средняя кишка; 5 - слепые придатки средней кишки; 6 и 7- отделы задней кишки.

Слайд №11

НЕРВНАЯ СИСТЕМА НАСЕКОМЫХ

Окологлоточное
нервное кольцо

Грудные нервные узлы

Слайд №12

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА НАСЕКОМЫХ

Кровеносная система насекомых незамкнутая. Кровь бесцветная или желтоватая, редко красная, что зависит от растворенного в ней гемоглобина (например, у личинок комара-мотыля).

Слайд №13

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

А) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ
(БАБОЧКИ, ЖУКИ, КОМАРЫ, МУХИ, ШМЕЛИ, ОСЫ, ПЧЁЛЫ, МУРАВЬИ)

Б) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С НЕПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ
(СТРЕКОЗЫ, САРАНЧА, КУЗНЕЧИКИ, СВЕРЧКИ, МЕДВЕДКИ, ТЛИ, ЦИКАДЫ, КЛОПЫ)

Слайд №14

Слайд №15

«ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ»

Найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочитайте, что в ней зашифровано.

Слайд №16

Слайд №17

ЖУК СКАРАБЕЙ

Один из жуков – навозников – священный скарабей – привлёк внимание древних египтян тем, что лепил шарики из навоза. Египтяне увидели в катании шара символ движения солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей. Этого оказалось достаточно, чтобы жук был обожествлён, ему воздавались почести. Попробуйте на основе своих знаний объяснить поведение жука.

Слайд №18

ЯД БОЖЬИХ КОРОВОК

При встряхивании деревьев и кустарников нередко с них падают божьи коровки. Упав, они некоторое время лежат брюшком вверх. Если прикоснуться к ним пинцетом, то на их ножках можно заметить появление капелек ярко – жёлтой жидкости, обладающей ядовитыми свойствами. Через минуту – другую божья коровка переворачивается спиной вверх, начинает медленно ползти и затем улетает. Что означает такое поведение божьей коровки?

Слайд №19

КОЛОРАДСКИЙ ЖУК

Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных условиях он жил по склонам гор и питался дикими паслёновыми растениями. Жук был случайно завезён в Европу во время первой мировой войны и стал здесь страшным вредителем картофеля. Что послужило этому причиной?

Слайд №20

Особого внимания заслуживает самый крупный (до 40 мм) и самый ядовитый представитель общественных ос - шершень (Vespa crabro L.). Голова у этого вида желтая или желто-красная, грудь черная, брюшко в задней половине желтое, с черными пятнами.
Гнездятся шершни в дуплах, деревянных постройках, иногда в ульях. В лиственных лесах они заселяют до 5 % дуплогнездников. Гнездо вначале строит перезимовавшая самка. Вскоре из выкормленных ею личинок выходят бесплодные самки-работницы, которые и берут на себя все дальнейшие заботы о семье. К осени в гнезде появляются молодые самки и самцы, а основательница гнезда - матка - и ее дочери-работницы гибнут, семья распадается, самцы и самки разлетаются. Самцы после оплодотворения самок погибают, молодые самки на зиму забираются в укромные места и засыпают. Весной каждая из них начинает создавать собственную семью.
Добычей шершней становятся многие насекомые, которых они способны убить ударом жала или просто челюстями. Добыча тут же загрызается, например, у пчел отгрызается голова и брюшко, а грудь тщательно пережевывается, и этой «кашицей» оса кормит личинок. Сам шершень предпочитает нектар и другую сладкую пищу. Этот вид может наносить серьезный урон пчеловодству.

Слайд №21

МУРАВЬИНАЯ НАСТОЙКА

Муравьи имеют важное значение для человека в качестве сырья для получения химических веществ, а также, лекарств. Из ядов муравьев сейчас получены в кристаллическом виде и изучены новые вещества, ранее неизвестные науке, такие, как иридомирмецин, изоиридомирмецин, иридодиал, дендролизин. Иридомирмецин и дендролизин могут быть использованы как инсектициды.
Муравьиный спирт, получаемый из рыжих лесных муравьев, издавна использовался для смазывания больных суставов при ревматизме. В прежние времена муравьиную кислоту извлекали из муравьев, теперь получают химическим путем.
Черных муравьев-древоточцев (род Camponotus) сушат и из порошка делают мази. Нанайцы используют такую мазь на рыбьем жире для смазывания ноющих участков тела. В Германии муравьев-древоточцев лесорубы ели как средство против цинги, а прусская фармакопея рекомендовала настойку из муравьев при лечении невралгии. Спиртовая настойка из личинок желтых земляных муравьев (Lasius flavus F.) обладает возбуждающим действием.
Установлено, что в яде красных муравьев содержится антибиотик, эффективно убивающий грибы и бактерии, в том числе и болезнетворные стрептококки и стафилококки - возбудители тифа, холеры, туберкулеза.

Слайд №22

ЭТИ СТРАШНЫЕ ОСЫ

Отношение большинства людей к осам опасливое. На собственном опыте или по наущению старших мы с детства запоминаем их (этому помогает контрастный черно-желтый рисунок) и всю сознательную жизнь побаиваемся. В народе ходят истории о несчастных, насмерть ужаленных осами. К сожалению, эти истории имеют под собой реальную почву.

Хорошо известно, что летом, особенно на юге, к сладким фруктам, компоту прилетают полакомиться осы. Укол жала этих насекомых очень болезнен и немедленно вызывает отек. При уколе в шею, а тем более, если человек по неосторожности проглотил осу, попавшую в компот, варенье или находящуюся внутри спелого плода, необходимо принимать самые срочные меры. Промедление приведет к смертельному исходу от удушья из-за распространения отека на дыхательные пути. Известны случаи гибели людей, пивших воду из «носика» чайника, в котором сидела оса. Зарегистрированы смертельные исходы при массовом нападении ос. По всей вероятности, токсин ос избирательно действует на почки. Для людей с повышенной чувствительностью к осиному яду также уколы этих насекомых могут представлять серьезную опасность.

Слайд №23

«ПРОСТАЯ» КАПУСТНАЯ БЕЛЯНКА

Эта бабочка в представлении не нуждается. Многие видели и ее гусениц, которые являются одними из самых прожорливых вредителей капусты. Гусеницы капустницы достигают длины 4 см, серовато-зеленые с черными пятнами и точками, сгруппированными в более или менее правильные поперечные ряды. По бокам тела эти существа имеют желтые полосы, брюшная поверхность желтая, а все тело покрыто густыми, очень короткими волосками, придающими ему бархатистый вид. Пестрая окраска гусениц - вывеска о несъедобности.
У гусениц бабочек-капустниц ядовитая железа расположена на нижней поверхности тела, между головой и первым сегментом. Защищаясь, они отрыгивают зеленую кашицу изо рта, к которой примешивают и выделения ядовитой железы. Эти выделения представляют собой едкую ярко-зеленую жидкость, которой гусеницы стараются обмазать нападающего врага. Для мелких птиц доза в несколько особей этих животных может оказаться смертельной. Проглоченные гусеницы капустницы бывают причиной гибели домашних уток. Люди, собиравшие этих существ голыми руками, случалось, попадали в больницу. Кожа на руках краснела, воспалялась, руки распухали и зудели.

Слайд №24

ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ


МКОУ «СОШ № 7» ИМРСК Смертина В.Н.


  • Дать общие знания о жизни муравьев, медоносной пчеле и тутовом шелкопряде.
  • Привить учащимся любовь к природе.

Класс Насекомые

Большие муравейники без преувеличения можно назвать «фабриками плодородия». Рядом с муравейниками быстрей растут сосны, выше и гуще травостой, появляются требовательные к плодородию почвы растения, например дубы.


1.Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.

3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.

6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна.

7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.

9. "Коровник", где муравьи содержат тлей.

10. "Мясная кладовка", куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.


  • -охотники
  • -няньки
  • -строители
  • -фермеры
  • -охранники
  • -«скотоводы»
  • -сборщики падали
  • -сборщики семян

  • Самки-матки
  • Самцы

Муравей-пуля выдерживает смертельные для других насекомых температуры


Смесь кислот, которую выделяют фараоновы муравьи, смертельна для постельных клопов. Поэтому в квартире, сильно зараженной фараоновыми муравьями, клопы практически всегда вымирают.


Ученые подсчитали, что рыжие лесные муравьи , обитающие в крупном муравейнике, за один летний день в среднем приносят в него до 21 тысячи различных гусениц и куколок вредителей. А в целом такой муравейник защищает

около 1 га

хвойного леса.


Муравьи-жнецы знамениты своими огромными запасами продовольствия в муравейниках. На зиму они могут собирать до килограмма семян и мертвых насекомых в гнезде.


Муравьи-бульдоги - одни из самых крупных муравьев в мире. Длина рабочего муравья может достигать 3 см.

Муравьи-листорезы - одни из немногих существ на свете, занимающиеся сельским хозяйством, причем на очень высоком технологическом уровне. Рабочие муравьи этих видов обгрызают кусочки листьев, сносят их в муравейник, где эти листья пережевывают другие муравьи, смешивают со слюной и заражают спорами специального гриба.

Термиты – гроза деревянных построек и реальная угроза жизни человека. Могучие деревья, пораженные этими насекомыми, рассыпаются на глазах от одного небольшого толчка.


Все пчелы – отличные путешественницы. Они безошибочно находят обратный путь домой, даже улетев от него на 8 километров.



Вес нормального пчелиного роя достигает 7-8 кг, а в его составе 50-60 тысяч пчёл. В зобиках этот пчелиный коллектив имеет 2-3 кг мёда. Запасом мёда в случае ненастной погоды пчёлы смогут питаться на протяжении




Шелкопряд получил название "тутовый", т.к. его гусеницы едят листья тутового дерева.



  • Шелковую нить получают из кокона тутового шелкопряда - просто скручивают, а сам кокон используют в косметических целях (крема и лосьоны).
  • Один кокон насекомого дает до 1000 метров шелковой нити.

Источники

  • http://www.wwalls.ru/large/201210/45995.jpg картинка для создания фона и рамочки
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6206/90468072.428/0_7e094_d708fe31_XL.jpg растение
  • http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/3/83/444/83444169_large_0_540ae_8b91a803_L.png божья коровка на листочке
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/83/444/83444166_large_0_540ab_1092d7c6_L.png божья коровка
  • http://www.renders-graphiques.fr/image/upload/normal/gouttes-2.png капли воды
  • Шаблон сделан в программе Adobe Photoshop .


Вводно-обзорный урок по теме:
"Класс Насекомые"
7 класс.
Подготовила
учитель биологии
МОУ СОШ №8
ЕЛЬЦОВА
СВЕТЛАНА
ЮРЬЕВНА
г Сергиев Посад
2016г
Цель: Ознакомить учащихся с многообразием насекомых; выяснить особенности их организации, признаки сходства с ракообразными и паукообразными.
Задачи урока:
1. Образовательная.
1) Расширить знания о типе Членистоногих, показать особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания;
2) Продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, выявлять черты приспособленности к среде обитания.
3) Изучить особенности внешнего строения насекомых.
4) Сформировать у детей такие понятия как грызущий, сосущий, колюще-сосущий и лижущий тип ротового аппарата, имаго.
5) Изучить особенности внутреннего строения насекомых
2. Воспитательная.
1) Воспитать у учащихся бережное отношение к природе, живым существам;
2) Сформировать у учащихся мировоззрение, научное видение органического мира;
3) Воспитать у учащихся отношение к компьютеру как к одному из технических средств обучения.
3. Развивающая
1) Развить у учащихся память, мышление и внимание.
2) Развить у учащихся способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
3) Развить у учащихся социальную компетентность: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Оборудование: коллекции насекомых, таблицы “Тип Членистоногие. Класс Ракообразные”, “Тип Членистоногие. Класс Паукообразные”, “Тип Членистоногие. Класс Насекомые”, раздаточный материал, натуральные объекты, презентация, мультимедийный проектор.
Ход урока:
I.Организационный момент:
Приветствие. Сегодня мы будем работать в группах.
Подготовительный этап: класс делится на 4 команды, выбирают капитанов.
II. Проверка домашнего задания:
Задание 1: Распределите животных по классам.
Ракообразные - Паукообразные - 1)лангуст, 2)Мучной клещ, 3) креветка, 4)скорпион, 5)циклоп, 6) тарантул, 7)водомерка, 8) сенокосец, 9)чесоточный зудень, 10) каракуртВзаимопроверка.(слайд 2)
Задание 2: Выбрать признаки характерные
для класса ракообразные:
для класса паукообразные:
Животные, ведущие в основном водный образ жизни.
Дыхание с помощью трахей и легких.
Дыхание через поверхность тела или жабрами.
Занимают в основном наземную среду обитания.
Глаза фасеточные.
Глаза простые.
Пищеварение начинается вне организма.
Питаются водорослями, хищники, трупоедыВзаимопроверка.(слайд 3)
III. Объяснение нового.
Постановка темы и цели:
Тема нашего урока Насекомые. Сегодня их не менее чем 1,5 миллиона видов. На 1 человека приходится 250.000.000 насекомых. Насекомые появились на Земле около 400 миллионов лет назад.(слайды 4,5,6)
Тело насекомых состоит из трёх отделов (слайд 7)
1. Голова с ротовыми органами и органами чувств
2. Грудь с 3 парами конечностей и крыльями
3. Брюшко
Задание 3: группы готовят краткий устный ответ по учебнику и дополнительному материалу(приложение)
1 группа: типы ротовых аппаратов.(слайд 8,9)
2 группа: разнообразие конечностей (слайд 10)
3 группа: разнообразие крыльев (слайд 11, 12)
4 группа: разнообразие органов чувств (слайд 13,14)
Подведение итогов работы в группах.
IV. Лабораторная работа: (слайд15)
«Внешнее строение насекомого»

1.Рассмотрите насекомое. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит?
2.Выясните, сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?
3.Сосчитайте, сколько пар конечностей у насекомого и определите характер их строения. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они?
4.Докажите принадлежность этого животного к классу насекомых.
V.Подведение итогов урока: (слайд 16)
Благодаря каким особенностям строения, разнообразию процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных?
1. Движение. Способность к полету и передвижению по различным поверхностям.
2. Деление тела на отделы.Три отдела тела: голова, грудь, брюшко.
3.Разнообразное строение ротовых органов.Возможность использовать разнообразной пищи.
4. Ориентация в окружающей среде.Способность находить пищу, обнаруживать врагов.
5. Размеры тела.Небольшие размеры.
6. Способ дыхания. Потребление для дыхания атмосферного кислорода.
7.Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки.Наличие более сложных рефлексов.
Резервное время:
Команды должны дать правильный ответ, отметив значение животного в природе и в жизни человека.
1. На первоначальной стадии развития личинка этого насекомого имеет 2 сердца: одно в голове и второе в задней части тела Более зрелая личинка имеет 5 глаз, 18 ушей, 8-камерное сердце Кровь у нее зеленого цвета Во взрослом состоянии она напоминает вертолет Этот неутомимый хищник спасает нас от других назойливых насекомых: мух и комаров
(Стрекоза)
2. К. Линней дал этому животному название “муравьиная корова”. Что это за животное? Какую пользу или вред оно приносит?
(Тля. Вредитель растений).3. Африканцы ее называют “зубы ветра”. Одна самка откладывает до 400 яиц за три месяца В воздухе “зубы” могут непрерывно находится до 12 часов и преодолеть за свою четырехмесячную жизнь до 3000 миль, съедая ежедневно столько, сколько весят сами, до 2 граммов) Стадо в 500 000 голов) а бывали и по 40 000 000 000) по ущербу не уступает стаду слонов Крупный “рой” может уничтожить за 1 день до 80 000 тонн зерновых, овощей, фруктов – столько, сколько нужно на пропитание большому городу
(Саранча перелетная.)
4. Еще в 1760 г. Известный в Европе естествоиспытатель Де Геер, изучавший и много знающий об их жизни, писал: “Мы никогда не сможем обороняться от насекомых без помощи других насекомых”. Приведите примеры, подтверждающие правильность этого заключения.
(Божьи коровки, трихограммы, наездники, жужелицы и др.)
5. Бернгард Гржимек писал, что “это животное – единственный защитник слонов и зебр в тех случаях, когда человек пытается отобрать у них родину” Там, где много расплодится этих мух, ни один человек не селится, не пасется ни один скот
“Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы (рогатого скота). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта… Их около 30 видов, и у каждой свои определенные требования к среде…”. О какой мухе пишет в своем труде ученый Питер Ричель? (Муха цеце).
6. “В некоторых районах Южной Германии его называют русаком, на севере швабом, В Западной Германии – французом. В России он называется прусак”. О ком идет речь?
(Рыжий таракан).
Используемые ресурсы:
http://images.yandex.ru/schoolsearch
http://images.yandex.ru/schoolsearchhttp://zveri911.ru/juk_bombardir.php
http://pestcontrol.ru/images/Novosti/komar.jpg
http://www.dzidraltd.lv/public/userimages/musa.jpg
http://www.medovik.info/news/image/8.1.jpgВидео: 1С Школа. Биология. 7 класс. (образовательный комплекс)



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ВВОДНО-ОБЗОРНЫЙ УРОКПО ТЕМЕ:«КЛАСС НАСЕКОМЫЕ»7 классПодготовилаУчитель биологииМОУ СОШ №8Г.Сергиев ПосадЕльцоваСветлана Юрьевна Верные ответы:Ракообразные:1,3,5.Паукообразные:2,4,6,7,8,9,10 Ракообразные - Паукообразные - 1)лангуст, 2)Мучной клещ, 3) креветка, 4)скорпион, 5)циклоп, 6) тарантул, 7)водомерка, 8) сенокосец, 9)чесоточный зудень, 10) каракурт Животные, ведущие в основном водный образ жизни.Дыхание с помощью трахей и легких.Дыхание через поверхность тела или жабрами.Занимают в основном наземную среду обитания.Глаза фасеточные.Глаза простые.Пищеварение начинается вне организма.Питаются водорослями, хищники, трупоеды. Выбрать признаки характерные для класса ракообразные:для класса паукообразные: РАКООБРАЗНЫЕ: 1,3,5,8ПАУКООБРАЗНЫЕ:.2, 4,6,7 КлассНАСЕКОМЫЕ Общая характеристика Насекомые появились на Земле около 400 миллионов лет назад. Насекомые. Сегодня их не менее чем 1,5 миллиона видов. На 1 человека приходится 250.000 насекомых Отделы тела насекомых Тело насекомых состоит из трёх отделов:1. Голова с ротовыми органами и органами чувств2. Грудь с 3 парами конечностей и крыльями3. Брюшко Разнообразие ротовых аппаратов Грызущий Сосущий Грызуще-сосущий Лижущий Разнообразие пищи, питание в разных средах Разнообразие конечностей – 3 пары членистых ног Бегательная Плавательная Прыгательная Копательная Разные способы перемещения, разные среды обитания Разнообразие крыльев Разные способы полёта, разная скорость передвижения Разнообразие органов чувств Разнообразная и точная информация о среде обитания Лабораторная работа: «Внешнее строение насекомого» 1.Рассмотрите насекомое. Осторожно потрогайте его покров. Из чего он состоит? 2.Выясните, сколько отделов можно различить на теле насекомого? Как они называются?. 3.Сосчитайте, сколько пар конечностей у насекомого и определите характер их строения. Имеются ли крылья? Сколько их? Какие они? 4.Докажите принадлежность этого животного к классу насекомых. ВЫВОД Благодаря особенностям строения, разнообразию процессов жизнедеятельности насекомые смогли освоить разнообразные среды обитания и стать прогрессирующей группой животных. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: http://images.yandex.ru/schoolsearchhttp://images.yandex.ru/schoolsearchhttp://zveri911.ru/juk_bombardir.php http://pestcontrol.ru/images/Novosti/komar.jpg http://www.dzidraltd.lv/public/userimages/musa.jpg http://www.medovik.info/news/image/8.1.jpgВидео: 1С Школа. Биология. 7 класс. (образовательный комплекс)



Черный таракан

Черный таракан обитает в жилищах человека.

Поселяется в теплых и тёмных местах.

Активен ночью: в темноте отправляется

на поиски корма.

Длина тела до 4 см.


Внешнее строение

Тело таракана покрыто твердым хитиновым

покровом – наружным скелетом.

Поверхностные слои состоят из особых белков

и воскоподобных веществ, увеличивающих

прочность и не пропускающие воду.

Тело таракана разделяют на голову,

грудь и брюшко.


На груди располагаются три пары ног.

Ноги служат только для ходьбы и для бега,

поэтому ноги такого типа называют бегательными.

На двух последних члениках груди имеется две пары

Мужские представители тараканьего семейства

имеют более развитые крылья и при необходимости

могут перелетать на небольшие расстояния.


На голове расположены сложные глаза, два длинных усика и ротовые органы.

У таракана ротовые органы грызущего типа

У пчелы – грызуще-лижущего типа

У комара – колюще-сосущего типа

У мухи – фильтрующего типа

У бабочки – сосущего типа

Ротовые органы состоят:

  • верхняя и нижняя губа
  • верхняя и нижняя челюсть

Нервная система и органы чувств

Органами зрения таракану служат два крупных

сложных фасеточных глаза и три простых глазка.

На усика расположены органы осязания и обоняния.

Центральная нервная система :

1 - надглоточный узел

2 - подглоточный узел

3 - 5 грудные узлы

6 - 11 брюшные узлы


Пищеварительная и Выделительная система

1 – слюнные железы

2 – пищевод

4 - пилорические придатки

5 - средняя кишка

6 – мальпигиевы сосуды

7 – задняя кишка

8 – прямая кишка


Дыхательная система

Дыхательная система представлена трахеями.

Они начинаются маленькими отверстиями – дыхальцами,

расположенных по бокам брюшка.

Тараканы периодически сокращают брюшко

и вентилируют трахеи.


Кровеносная система

Кровеносная система насекомых незамкнута.

Она состоит из спинного сосуда, который

расположен вдоль тела.

Спинной сосуд разделен на задний отдел- сердце и передний отдел - аорту.

Кровь насекомых или гемолимфа окрашена в желтоватый или зеленоватый цвета, либо бесцветная.


Размножение

Тараканы, как и другие насекомые, раздельнополые.

Оплодотворение внутреннее.

Яйца запакованы в особые капсулы (пакеты).


ЗАГАДКИ Вдруг появляется чёрная туча, Ветер не дует, но туча летуча; Дождик с неё урожай не умножит, Ливень живой всё вокруг уничтожит. Рыж, да не конь, Рогат, да не баран, Дома не любят, И на базаре не купят. Нос долог, голос тонок, Летит - пищит, сядет – молчит. Кто его убьет – свою кровь прольёт. В лесу котелок Кипит, кипит, А укипи нет. Не птичка, а с крыльями. Не птица, а летает, С хоботом, а не слон, Никто не приручает, А на нас садится.





















РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ А) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С ПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ (БАБОЧКИ, ЖУКИ, КОМАРЫ, МУХИ, ШМЕЛИ, ОСЫ, ПЧЁЛЫ, МУРАВЬИ) ЯЙЦО ЛИЧИНКА КУКОЛКА ВЗРОСЛАЯ ОСОБЬ Б) РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ С НЕПОЛНЫМ ПРЕВРАЩЕНИЕМ (СТРЕКОЗЫ, САРАНЧА, КУЗНЕЧИКИ, СВЕРЧКИ, МЕДВЕДКИ, ТЛИ, ЦИКАДЫ, КЛОПЫ) ЯЙЦО ЛИЧИНКА ВЗРОСЛАЯ ОСОБЬ







ЖУК СКАРАБЕЙ Один из жуков – навозников – священный скарабей – привлёк внимание древних египтян тем, что лепил шарики из навоза. Египтяне увидели в катании шара символ движения солнца по небу, а в зубцах на голове жука – подобие солнечных лучей. Этого оказалось достаточно, чтобы жук был обожествлён, ему воздавались почести. Попробуйте на основе своих знаний объяснить поведение жука.


ЯД БОЖЬИХ КОРОВОК При встряхивании деревьев и кустарников нередко с них падают божьи коровки. Упав, они некоторое время лежат брюшком вверх. Если прикоснуться к ним пинцетом, то на их ножках можно заметить появление капелек ярко – жёлтой жидкости, обладающей ядовитыми свойствами. Через минуту – другую божья коровка переворачивается спиной вверх, начинает медленно ползти и затем улетает. Что означает такое поведение божьей коровки?


КОЛОРАДСКИЙ ЖУК Родина колорадского жука – Северная Америка. В естественных условиях он жил по склонам гор и питался дикими паслёновыми растениями. Жук был случайно завезён в Европу во время первой мировой войны и стал здесь страшным вредителем картофеля. Что послужило этому причиной?


Особого внимания заслуживает самый крупный (до 40 мм) и самый ядовитый представитель общественных ос - шершень (Vespa crabro L.). Голова у этого вида желтая или желто-красная, грудь черная, брюшко в задней половине желтое, с черными пятнами. Гнездятся шершни в дуплах, деревянных постройках, иногда в ульях. В лиственных лесах они заселяют до 5 % дуплогнездников. Гнездо вначале строит перезимовавшая самка. Вскоре из выкормленных ею личинок выходят бесплодные самки-работницы, которые и берут на себя все дальнейшие заботы о семье. К осени в гнезде появляются молодые самки и самцы, а основательница гнезда - матка - и ее дочери-работницы гибнут, семья распадается, самцы и самки разлетаются. Самцы после оплодотворения самок погибают, молодые самки на зиму забираются в укромные места и засыпают. Весной каждая из них начинает создавать собственную семью. Добычей шершней становятся многие насекомые, которых они способны убить ударом жала или просто челюстями. Добыча тут же загрызается, например, у пчел отгрызается голова и брюшко, а грудь тщательно пережевывается, и этой "кашицей" оса кормит личинок. Сам шершень предпочитает нектар и другую сладкую пищу. Этот вид может наносить серьезный урон пчеловодству. ШЕРШЕНЬ


Муравьи имеют важное значение для человека в качестве сырья для получения химических веществ, а также, лекарств. Из ядов муравьев сейчас получены в кристаллическом виде и изучены новые вещества, ранее неизвестные науке, такие, как иридомирмецин, изоиридомирмецин, иридодиал, дендролизин. Иридомирмецин и дендролизин могут быть использованы как инсектициды. Муравьиный спирт, получаемый из рыжих лесных муравьев, издавна использовался для смазывания больных суставов при ревматизме. В прежние времена муравьиную кислоту извлекали из муравьев, теперь получают химическим путем. Черных муравьев-древоточцев (род Camponotus) сушат и из порошка делают мази. Нанайцы используют такую мазь на рыбьем жире для смазывания ноющих участков тела. В Германии муравьев-древоточцев лесорубы ели как средство против цинги, а прусская фармакопея рекомендовала настойку из муравьев при лечении невралгии. Спиртовая настойка из личинок желтых земляных муравьев (Lasius flavus F.) обладает возбуждающим действием. Установлено, что в яде красных муравьев содержится антибиотик, эффективно убивающий грибы и бактерии, в том числе и болезнетворные стрептококки и стафилококки - возбудители тифа, холеры, туберкулеза. МУРАВЬИНАЯ НАСТОЙКА


Отношение большинства людей к осам опасливое. На собственном опыте или по наущению старших мы с детства запоминаем их (этому помогает контрастный черно-желтый рисунок) и всю сознательную жизнь побаиваемся. В народе ходят истории о несчастных, насмерть ужаленных осами. К сожалению, эти истории имеют под собой реальную почву. Хорошо известно, что летом, особенно на юге, к сладким фруктам, компоту прилетают полакомиться осы. Укол жала этих насекомых очень болезнен и немедленно вызывает отек. При уколе в шею, а тем более, если человек по неосторожности проглотил осу, попавшую в компот, варенье или находящуюся внутри спелого плода, необходимо принимать самые срочные меры. Промедление приведет к смертельному исходу от удушья из-за распространения отека на дыхательные пути. Известны случаи гибели людей, пивших воду из "носика" чайника, в котором сидела оса. Зарегистрированы смертельные исходы при массовом нападении ос. По всей вероятности, токсин ос избирательно действует на почки. Для людей с повышенной чувствительностью к осиному яду также уколы этих насекомых могут представлять серьезную опасность. ЭТИ СТРАШНЫЕ ОСЫ


Эта бабочка в представлении не нуждается. Многие видели и ее гусениц, которые являются одними из самых прожорливых вредителей капусты. Гусеницы капустницы достигают длины 4 см, серовато-зеленые с черными пятнами и точками, сгруппированными в более или менее правильные поперечные ряды. По бокам тела эти существа имеют желтые полосы, брюшная поверхность желтая, а все тело покрыто густыми, очень короткими волосками, придающими ему бархатистый вид. Пестрая окраска гусениц - вывеска о несъедобности. У гусениц бабочек-капустниц ядовитая железа расположена на нижней поверхности тела, между головой и первым сегментом. Защищаясь, они отрыгивают зеленую кашицу изо рта, к которой примешивают и выделения ядовитой железы. Эти выделения представляют собой едкую ярко-зеленую жидкость, которой гусеницы стараются обмазать нападающего врага. Для мелких птиц доза в несколько особей этих животных может оказаться смертельной. Проглоченные гусеницы капустницы бывают причиной гибели домашних уток. Люди, собиравшие этих существ голыми руками, случалось, попадали в больницу. Кожа на руках краснела, воспалялась, руки распухали и зудели. «ПРОСТАЯ» КАПУСТНАЯ БЕЛЯНКА ОТВЕТЫ: Головоломка «Признаки насекомых»: у насекомых три пары ног и у большинства – две или одна пара крыльев. Головоломка «Роль насекомых в природе»: насекомые – важнейшее звено в цепях питания природных сообществ. Загадки: саранча, бабочка, муха, муравейник, таракан, комар. Познавательные задачи: 1.Если уничтожить всех насекомых вредителей, то изменится пищевой баланс, будут нарушены пищевые связи, что приведёт в свою очередь, к значительному изменению животного мира. Так, в местах, где временно уничтожались комары, уменьшалось количество птиц и рыбы. Комары – основной корм для многих видов птиц, а их личинки – корм для рыб. 2.Сами бабочки вред не приносят, вредителями являются их многочисленные прожорливые гусеницы. 3.Стряхивать жуков лучше всего рано утром, пока прохладно и влажно: в это время насекомые мало подвижны. 4.Прав ученик, который утверждал, что личинки мух питаются продуктами гниения мяса, так как ротовой аппарат у них сосущий. 5.Насекомых хищников и насекомых, паразитирующих на гусеницах, разводят в лабораториях для того, чтобы выпускать их на хозяйственные угодья для уничтожения вредных насекомых. Этот метод называют биологическим способом борьбы с вредителями. 6.Большинство даже вредных для народного хозяйства насекомых нельзя полностью уничтожать, потому что это повлечёт нарушение необходимых пищевых связей между организмами в природе. Исключение можно сделать для «одомашненных» вредных насекомых, вроде вшей, тараканов, моли.

Просмотров