Поворотный узел для флюгера своими руками. Причудливый флюгер своими руками – легко, стильно и креативно

Владельцы загородных домов имеют желание сделать свои строения уникальными, с изюминкой и запоминающимся дизайном фасада. Есть много способов достижения цели, они отличаются как по сложности инженерных решений, так и по стоимости.

Самолёт — флюгер

В этой статье мы остановится на одном из наиболее дешевых, но очень эффективных методов улучшения внешнего вида строения – установке флюгера с пропеллером.

Флюгеры внешне могут напоминать модели самолетов, животных, иметь оригинальную форму и т. д. Это дизайнерские характеристики, они не оказывают влияния на функциональные параметры изделий. Главные различия между ними в материалах изготовления.

Что можно использовать в этих целях?

Материал изготовления Описание технических и эксплуатационных характеристик

Не очень распространенный вариант изготовления, в настоящее время встречается довольно редко. Причина – фактические эксплуатационные характеристики не отвечают современным требованиям. Пропитки материала составами лишь немного увеличивают время пользования изделиями. Кроме того, у флюгера есть некоторые элементы, пребывающие в постоянном движении. Дерево не отличается высокими показателями износостойкости, для увеличения срока эксплуатации необходимо предпринимать специальные технические мероприятия. Это может делать только профессиональный мастер.

Довольно распространенный вариант изготовления, существенный эксплуатационный недостаток – поверхности приходится надежно защищать от появления ржавчины. Еще одна проблема – для изготовления металлической конструкции надо иметь специальное оборудование и инструменты. Отличные показатели имеют флюгеры из легированной нержавеющей стали.

Красивый, прочный и долговечный материал. Купить листовую медь можно в обыкновенных магазинах строительных материалов. Медные пластинки тонкие, их можно резать обыкновенными ножницами, что намного облегчает процесс изготовления. Медный флюгер со временем стареет и приобретает очень престижный вид.

Оригинальный современный материал, пользуется довольно большой популярностью. Пластик очень технологичен, его легко пилить и резать, при нагревании он приобретает различные формы и после остывания сохраняет их. Недостаток – низкие показатели прочности уменьшают срок использования таких изделий.

Самый неудачный выбор, по всем эксплуатационным и физическим характеристикам уступает вышеперечисленным материалам. Такой флюгер не рекомендуется устанавливать на коньке крыши, слишком сложен демонтаж, а этим придется заниматься уже через несколько месяцев.

Основным критерием выбора материала должна быть конечная цель изготовления флюгера и место его установки. Если он будет размещен на крыше, то следует выбирать прочные, красивые и устойчивые к атмосферным осадкам материалы. Все подвижные элементы надо делать с большим запасом прочности, подниматься ежемесячно на кровлю для ремонта устройства никому не хочется.

Цены на различные виды флюгеров

Изготовление медного флюгера

Размер флюгера 18×29 см, материал изготовления – медь и латунь. Большой флюгер делать нет смысла, тяжелые конструкции только усложняют процесс производства и уменьшают надежность. Что касается дизайнерского вида, то и здесь существуют свои жесткие ограничения по габаритам элементов, установленных на коньке кровли. И последнее. Не надо забывать, что флюгер придется еще фиксировать, а это лишние отверстия в крыше, которые не идут ей на пользу.

Для изготовления флюгера можно использовать подручные материалы, оставшиеся от других работ и старые предметы. В нашем случае применяется кусок фторопласта, медный стержень Ø 6 мм, ненужный старый подсвечник из латуни и плунжер масляного насоса. Фторопласт используется в качестве подшипника – он не боится влаги, отличается большой износостойкостью и вполне достаточной физической прочностью.

Шаг 1. Найдите в интернете и распечатайте рисунок или орнамент для флюгера.

Практический совет. Не надо выбирать сложные или мелкие рисунки, они незаметны с большого расстояния. Кроме того, такие контуры очень тяжело вырезать, не стоит создавать себе дополнительные проблемы. Тем более что никакого положительного эффекта в результате не получится.

Шаг 2. Приклейте бумагу с рисунком на медную пластинку. Для этого можно пользоваться специальными лентами. Они приклеиваются на бумагу, а потом с них удаляются защитные покрытия с обратной стороны. После удаления клеящее вещество остается на бумаге, ее можно фиксировать на любом предмете.

Шаг 3. Специальными или обыкновенными ножницами вырежьте контур флюгера. Тонкая медная пластинка режется легко.

Шаг 4. Закрепите заготовку флюгера между двумя отрезками ровных досок, прочно сожмите их струбцинами. Загните киянкой один край под прямым углом. Длина подгиба примерно 2–3 мм. Он нужен для того, чтобы по время дальнейшего вырезания контура токая медная пластинка не деформировалась. В дальнейшем к подгибу припаяется трубка.

Шаг 5. Начинайте вырезать мелкие детали узора. Делать это надо надфилями, предварительно высверлив отверстия соответствующего диаметра.

Не спешите, работайте очень аккуратно. Не проблема, если немного нарушится и изменится узор, это эксклюзивное и индивидуальное решение. Главное чтобы плоскость пластины не имела критических деформаций.

Шаг 6. Снимите с поверхности пластины бумагу и мелкой шлифовальной шкуркой тщательно очистите ее.

Шаг 7. Увеличьте жесткость платины, она очень тонкая и не может выдерживать сильные порывы ветра. Для этого лучше воспользоваться латунной проволокой диметром 2–4 мм. Лина должна примерно отвечать двум длинам флюгера. Согните проволоку дугой по центру, в качестве шаблона лучше пользоваться кругом соответствующего диаметра.

Положите заготовку на пластинку, при необходимости поправьте форму проволоки. Прижмите детали любым тяжелым предметом, обработайте место пайки специальным флюсом и соедините два элемента. Паять можно как обыкновенным электрическим, так и современным газовым паяльником. Вторым инструментом работать намного проще и быстрее.

На этом сам парус флюгера готов, надо приступать к изготовлению других деталей. Сразу скажем, что эти процессы намного сложнее первого.

Изготовление направляющих конструкций

Потребуется принимать собственные решения с учетом того, какие изделия у вас есть, что можно из них использовать и в каком качестве. Мы уже упоминали, что в нашем случае некоторые детали флюгера изготавливаются из старых подсвечников.

Шаг 1. Открутите от подставки подсвечника верхнюю его часть, зажмите в тисках и припаяйте к ней кусочек медной трубки.

Ее длина должна быть на 1–2 см больше ширины паруса, в нашем случае 20 см. Процесс пайки стандартный, постоянно соблюдайте правила техники безопасности. Дело в том, что для пайки меди применяется довольного агрессивный флюс, он должен растворить верхнюю пленку окисла металла. В противном случае припой не будет соединяться с медью.

Шаг 2. Наденьте на торец декоративный наконечник. Желательно его выточить отдельно из подходящего сплава. Если такой возможности нет, то используйте имеющиеся под руками детали от других изделий.

Шаг 3. С одной стороны медной трубки припаяйте парус флюгера, а с другой стороны специально согнутые медные проволоки. Парус фиксируется к ранее согнутому бортику, а кусочки проволоки располагаются точно по линии симметрии с противоположной стороны. В конечном виде все элементы располагаются строго в одной плоскости, они должны смотреться симметрично и красиво. При желании создавайте различные узоры, гните проволоку спиральками, создавайте дополнительные декоративные элементы.

Шаг 4. Развальцуйте один конец медной трубки. Делается это при помощи молотка и стального конуса. Установите трубку в вертикальном положении на конусе и ударами молотка с противоположной стороны выполняйте развальцовку. Старайтесь, чтобы все смотрелось красиво, не слишком увеличивайте диаметр. В противном случае медь может треснуть, придется испорченный конец отрезать и работы начинать сначала.

Шаг 5. Противоположный от развальцовки конец трубки аккуратно отрежьте. Лучше применять специальный резак, он оставляет идеально ровный и перпендикулярный к оси срез. Но такой инструмент имеется не у каждого, он нужен только профессионалам. Удалить конец трубки можно обыкновенной ножовкой по металлу, а потом торцы поправить напильниками. Дело в том, что добиться идеального среза только полотном очень трудно, в большинстве случаев придется работать и напильниками.

Шаг 6. Вставьте муфту в развальцованную трубку, загоните ее плотно вовнутрь. Далее следует припаять еще один кусок, его длина уже намного больше. Эта трубка служит корпусом для внутренней оси и втулки из фторопласта. Работайте очень внимательно, оси всех трубок должны располагаться строго на одной линии. Во время пайки постоянно проверяйте положение элементов, при необходимости поправляете их.

Шаг 7. В нижний торец вставьте специально подготовленный кусок фторопласта. Он должен плотно входить в трубку, не шататься и не выпадать. Фторопласт должен иметь отверстие, в которое вставляется плунжер масляного насоса.

Соединение фторопласта и трубки, а также плунжера (на фото справа)

Отверстие делайте на 0,1 мм меньше диаметра плунжера, надо добиться соединения с небольшим натягом. Плунжер изготавливается из очень прочной легированной нержавеющей стали, что обеспечивают длительную и надежную работу этого элемента. Еще раз напоминаем, что все отдельные детали должны лежать на одной прямой, от этого зависит работоспособность флюгера.

Шаг 8. Соберите флюгер, вставьте все детали на место и проверьте его вращение. Оно должно быть свободным и максимально легким.

При желании медь можно искусственно состарить, для этого применяется серная печень. Процесс патинирования сопровождается выделением вредных химических соединений, работать нужно в респираторе и резиновых перчатках.

«Серная печень» - это бурая масса, получающаяся от спекания 1 г серы с 2 г поташа или едкого натра. Спекают смесь в железной ложке на тихом огне

Поставьте на флюгер пропеллер, как он делается мы расскажем немного ниже.

Теперь можно устанавливать готовый флюгер на конек крыши. Определитесь с местом, высверлите отверстия подходящего диаметра. Если у вас на коньке металлическая планка, то работы намного упрощаются. Для керамических покрытий придется придумывать иные варианты безопасных для кровли и надежных креплений. Высверленное отверстие герметизируется полоской ленты с битумной пропиткой, а только потом в него плотно вставляется флюгер.

Важно. Конструкция флюгера не может надежно удерживаться только за счет отверстия в металлическом листе толщиной примерно 0,45 мм. Если кровля неутепленная, то со стороны чердачного помещения следует установить дополнительные элементы для фиксации. Если чердачное помещение мансардного типа, то подобраться к основанию флюгера с обратной стороны крыши невозможно, надо изготавливать специальные площадки для надежной фиксации изделия на металлической кровле.

Цены на различные виды паяльников

Паяльник

Изготовление флюгера из листовой стали

Особых отличий от вышеописанных процесс изготовления флюгера из листовой стали не имеет, разница только в применяемых технологиях.

Листовая сталь значительно прочнее меди, что вызывает проблемы во время вырезания узора на парусе флюгера.

Лучше всего пользоваться ручным плазменным резаком, с таким аппаратом просто работать, он дает ровные кромки. Но рисунок нужно перевести с бумаги на металлическую пластину, сделать это можно при помощи фломастера.

Соответственно, все работы по сборке делаются сваркой, потом швы очищаются, металлический флюгер покрывается защитными антикоррозионными покрытиями.

Как уже выше упоминалось, лучше для таких изделий использовать листы нержавейки. После вырезания узора с обратной стороны листа появляются потеки металла, их обязательно надо убирать. Пользуйтесь обыкновенной болгаркой с толстым абразивным диском. Не тонким для резки металла, а именно толстым. Тонкий может треснуть, что станет причиной очень серьезных травм.

На переднюю часть флюгеров надеваются металлические, пластиковые или деревянные пропеллеры.

Как сделать пропеллер

Деревянный винт пропеллера делается из граба, березы или груши. Можно использовать и хвойные породы древесины, но они довольно мягкие и быстро изнашиваются. Пропеллер делается в несколько этапов.

Шаг 1. Нарисуйте на заготовке вид сверху, для этого пользуйтесь предварительно изготовленным шаблоном. В центре высверлите отверстие под вал, диаметры должны обеспечивать свободное вращение.

Шаг 2. Электрическим лобзиком вырежьте заготовку, отметьте на ней углы закрученности лопастей. Они оказывают влияние на силу тяги, при увеличении значений пропеллер будет вращаться от малейших движений воздуха.

Шаг 3. Нарисуйте вид сбоку, снимите лишнюю толщину дерева ножом или рубанком. Обработайте место перехода лопастей в центр сердечника.

Профиль должен быть плоско-выпуклым

Шаг 4. После вырезания выровняйте поверхности наждачной бумагой. На горизонтальной проволоке проведите балансировку.

Как правильно установить флюгер

Цены на популярные модели электролобзиков

Электролобзик

Видео – Как сделать флюгер

Украшением крыши может стать не только фигурный флюгер, но и простой колпак, венчающий дымоходную трубу. Такие изделия необходимы для того чтобы внутрь дымоходного канала не попадала грязь, мусор, влага, а птицы не строили гнезда на трубе. О том,

Одна из стихий, неподвластная человеку и завораживающая его – ветер. Она вызывала с давних времен восхищение силами природы. Если нельзя подчинить, то нужно постараться использовать энергию воздушных масс в своих целях. Для этого необходимо больше знать об их поведении. Простое и функциональное устройство (флюгер) способно определить направление ветра по отношению к сторонам света, показать скорость движения воздушных масс, создать оригинальное украшение кровли и всего дома, стать сторожем, отпугивающим птиц, а также исполнить роль оберега, защищающего кров от проникновения в него злых духов (во всяком случае, так гласит поверье). Наши далекие предки уже знали, как сделать флюгер своими руками из дерева. Со временем он становится настоящим произведением искусства.

Флюгер своими руками: составные части

Для справки. У элемента декора украшения дома может быть различная форма: флюгер на крышу можно встретить с изображением животных, ангелов, сказочных героев, пр. Встречаются аксессуары на кровле в виде фамильного герба или целой композиции, отображающей некое действо при воздействии на нее ветра.

Основные детали конструкции:

  • центральная вертикальная ось крепления на крышу, вокруг нее выполняется вращение;
  • флюгарка – элемент, указывающий, откуда дует ветер, она фиксируется на основной оси;
  • скрещенные в горизонтальной плоскости штифты с обозначением на них в буквенном отображении сторон горизонта;
  • пластина из металла в вертикальном висячем положении (противовес), под воздействием ветра меняет угол расположения.

Чтобы флюгер стал настоящей визитной карточкой дома и его хозяина, элемент нужно правильно сделать и установить.

Пустые пластмассовые бутылки: использовать по назначению

Четыре пустых пластиковых емкости могут стать материалом для изготовления простейшего флюгера. Еще понадобится нож для обрезки, металлический прут, жердь, используемая в качестве оси конструкции. Изготавливать флюгер из пластиковых бутылок начинаем… со сбора пустой тары.

Бутылки кроятся по-разному. У двух из них отрезается для дальнейшего использования верхняя часть (с пробкой) длиной почти до половины емкости. Донышки тоже не выбрасываются, а используются вместе с двумя другими, отрезанными от оставшихся двух бутылок. В итоге получается два отрезанных «верха» и четыре донышка высотой с 200-грамовый стакан.

На каждой из четырех емкостей острым ножом под углом где-то в 45 градусов у линии среза делаем по одному надрезу по косой в виде заусеницы. Это, своего рода крепеж, за который будут цепляться таким же заусенцем детали флюгера. С верхними частями бутылок, заранее подготовленными, поступают следующим образом:

  • у одной из них откручивается пробка;
  • по центру ее ножом или раскаленным прутом выполняется отверстие – паз для оси, на которой будет держаться вся конструкция;
  • пробка с дырой прикручивается на горлышко.
  • другой «верх» остается без крышки.

Собирается флюгер в такой последовательности. Вначале состыковываются два верха срезанными поверхностями с предварительно выполненными пазами-срезами. Как матрешка, они соединяются между собой легким вкручиванием один в другой. На получившееся «туловище» цепляются косыми срезами в месте соединения донышки. Они должны располагаться вокруг объемного корпуса в одном направлении.

Через нижнее отверстие бутылки продевается пруток, ветка, металлический стержень – все, что можно использовать в качестве оси. Верхним ограничителем будет служить крышка бутылки, в отверстие которой плотно войдет ось флюгера. Конструкция готова. Можно устанавливать в удобном месте. При дуновении ветра легкие пластиковые лопасти начнут вращаться.

Пропеллер в конструкции флюгера

1 – фигурка Карлсона из жести или пластика;

2 – пропеллер из жести;

3 – ось (пруток Ø 8-10);

4 – узел вращения (вел. колесо);

5 – хомут для крепления узла вращения;

6 – конек крыши;

7 – колокольчики (5 шт.);

8 – дисковый кронштейн для крепления колокольчиков.

Известно, что устройство, состоящее из нескольких укрепленных на оси вращения лопастей, способно привести в движение самолет или другой транспорт. Поэтому вопрос, как сделать флюгер с пропеллером своими руками, чтобы он красиво вращался на крыше, возникает у любого домовладельца. Вся сложность устройства заключается в изготовлении этих самых лопастей. Все стальные детали – подручные средства: брусок, гвозди, кусок жести от старого корыта.

  • От бруска квадратного сечения ножовкой отпиливается небольшой кусок (кубик) размером 50 х 50мм.
  • На каждой из 6 граней при помощи линейки и карандаша чертятся диагонали, в месте их пересечения находится середина.
  • Прочерченные диагонали будут местами, где вставляются лопасти. В центре их пересечения на одной из плоскостей высверливается сквозное отверстие.
  • Кусок жести размечается по ширине бруска ножницами по металлу, отрезаются полосы в количестве 4 штук 150 х 50 мм – это будущие лопасти пропеллера. Края готовых полос можно обточить на точильном станке, чтобы убрать заусеницы.
  • Каждую лопасть зрительно делится на 5 частей: пятая часть (один из краев) загибается. Для этого пассатижами край лопасти (1/5 часть) подгибается под прямым углом. В итоге получаются 4 заготовки «Г»-образной формы.
  • Получившиеся жестяные заготовки ставятся по диагонали на боковую грань отпиленного ранее кубика. Выступающие за деревянную конструкцию куски жести (уголки) помечаются карандашом и отрезаются ножницами по кромкам кубика.
  • В итоге «Г» -образная заготовка с обрезанной стороны, которая будет фиксироваться на деревянном кубе, получилась остроугольной. По вырезанному шаблону обрезаются оставшиеся три лопасти.
  • К заготовке из дерева примеряется первая лопасть так, чтобы крайние кромки и внешний угол точно совпали с гранями куба. Затем гвоздями или шурупами жесть плотно фиксируется к дереву не менее чем в 2-х местах.
  • Подобная операция проводится и на остальных трех гранях. В итоге получился деревянный брусок квадратной формы, обшитый с 4-х сторон лопастями, расположенными к нему строго ортогонально (под прямым углом).
  • При правильной разметке и выдержанной центровке на вставленном в сквозное отверстие гвозде в качестве оси конструкция должна свободно вращаться под воздействием ветра.
  • Часть деревянного бруса, от которого был отрезан кубик, послужит осью. С одного конца он затачивается под конус. В него длинным гвоздем через квадратную заготовку с лопастями вбивается гвоздь.
  • С другого конца, обрезанного под углом в 45°, делается пропил. В него вставляется хвостовая часть: вырезанная из оставшегося куска жести пластина. Она будет разворачивать все время флюгер по направлению ветра. Пластина 140 х 190мм крепится к бруску гвоздями или шурупами в 2-х местах. Получается флюгарка.

В готовом флюгере с хвостом и пропеллером следует найти центр тяжести. Делается это экспериментальным путем. Под готовую конструкцию где-то посередине подставляется тонкий брусок. Если флюгер перевешивается в сторону хвоста, брусок сдвигается в сторону пропеллера и наоборот. Так постепенно сдвигаясь, находится «золотая середина»: обе части при этом должны оставаться в равновесии. В таком положении отмечается место на деревянном брусе, где затем сверлится отверстие под держатель. Соединив вертикальную ось крепления и флюгарку, получаем готовую конструкцию.

Украшение для дымовой трубы

Для усиления коэффициента полезного действия дымовой трубы, а также для ее защиты от попадания осадков, мусора можно сконструировать и установить флюгер дефлектор своими руками. По высоте конструкция должна быть в соотношении 1,7 от внутреннего сечения дымохода. Ширина дефлектора составляет 1,3 диаметра дымового канала. Для изготовления подойдет листовое оцинкованное железо, медь или нержавеющая сталь.

Вначале на плотном картоне делается эскиз в развернутом виде всех деталей: колпака, цилиндра, диффузора. По изготовленным шаблонам эти части вырезаются на металле. Вся конструкция собирается воедино, отдельные элементы скрепляется между собой болтовым соединением, либо свариваются, либо фиксируются заклепками.

Готовое изделие устанавливается на срезе дымового канала с использованием кольца с подшипниковым узлом для того, чтобы корпус вращался вместе с козырьком дефлектора. Флюгер на трубу дымохода не только обеспечит постоянный приток в помещение свежего воздуха, эффективно удалит дымовые газы, но и станет настоящим украшением кровли.

Самолет на крыше: оригинальный флюгер в собственном исполнении

Направление и скорость ветра можно определять по-разному. Например, смастерив флюгер-самолет своими руками. Предварительно проектируется и изготавливается макет самолета длиной 500 мм и размахом крыльев 300 мм.

Заметьте. Материал для летательного аппарата должен быть легким: пенопласт, фанера, пр. Это позволит самолету беспрепятственно вращаться на оси штока.

Крепится флюгер с шестом на местности, незащищенной от ветра. Или же устанавливается на крыше. Берутся или изготавливаются две опоры с отверстием посередине в 5 мм: из дерева, проволоки, металлических пластин, пр. Кронштейны располагаются между собой, так чтобы между ними был промежуток в 20 см. Сквозь просверленные в опорах-кронштейнах отверстия пропускается шток. Это может быть тонкая трубка, железный или деревянный прут.

В верхней точке штока крепится гвоздь (кусок проволоки). На него нанизывается самолет – игрушечный макет. Самолет к оси находится под небольшим углом. При возникновении ветра поток дует на крыло, самолет со штоком поднимается на определенную высоту, которая будет идентична скорости ветра. При желании можно установить градуированную шкалу. Тогда при подъеме аппарата вверх можно считывать приблизительную скорость ветра.

Чтобы украсить свое подворье оригинальным флюгером нужно проявить смекалку, подключить фантазию, приложить руки и тогда он станет эксклюзивной визитной карточкой двора.

Каждый хозяин частного владения хочет сделать свой дом индивидуальным, отличающимся от остальных и привлекающим внимание окружающих. Сделать кровлю не похожей на остальные поможет флюгер, который станет отличным завершением экстерьера.

Сейчас флюгеры можно купить в тех же организациях, которые занимаются реализацией кровли. Также есть много мастеров, посвятивших себя работе с этими изделями. Но при желании флюгер можно изготовить и самостоятельно.

Флюгер – исторически закрепившийся прибор метеорологии, помогающий в определении направления и скорости ветра. Работает он с помощью противовеса. На крышах зданий эти устройства устанавливают уже порядка 1000 лет. Сегодня флюгер зачастую используют в качестве декоративного завершения при оформлении крыши. Он может иметь различные габариты и внешний вид.

Первоначально флюгеры использовались в качестве украшения корабельных мачт. Позже моряки стали таким образом украшать свои жилища. Он воспринимался как оберег. Современный флюгер может иметь пропеллер, который будет отпугивать птиц, а также использоваться как вентилятор или вытяжка.

В Скандинавии в качестве формы для флюгера обычно использовали изображение аиста. Он отображал домашний очаг, был символом путешественников и олицетворял новую жизнь.


В России мода на флюгеры возобновилась с приходом на трон Петра I. Европейские обычаи вновь стали активно использоваться при оформлении зданий. По приказу Екатерины II, был отлит Царь-флюгер. Выполнять своё первоначальное предназначение он, конечно, не мог. Он вошёл в историю, наряду с Царем-колоколом и Царем-пушкой, хотя и был переплавлен в силу своей ненужности в 1964 году. Во времена Советского союза флюгеры напоминали о царской России и применялись крайне редко. В обиход они вошли вновь только после распада СССР.

Типы флюгеров

Можно выделить несколько видов флюгеров. Самый привычный из них – метеорологический, определяющий движение ветра. Второй тип – флюгер Вильда. Он определяет ещё и интенсивность ветра, помимо направления. Принцип работы прост – отклонение флюгарки указывает силу ветра, здесь может использоваться пропеллер. Следующий тип – дымоходные. Они обеспечивают защиту трубы от задувания. Декоративные главной своей целью представляют украшение дома. Но и не стоит забывать по Царь-флюгер, который аналогов не имеет.

Сейчас флюгер чаше применяют исключительно в декоративных целях, игнорируя его первоначальное назначение. Изменился и материал, используемый при изготовлении. Поверхность его покрывают слоем специальной краски для защиты от ультрафиолета и влаги. Таким образом увеличивают срок службы изделия. К тому же, они имеют повышенную чувствительность к изменениям ветра, благодаря установке небольших пропеллеров.

Материалом для флюгера сейчас служит медь и сталь. Стандартные размеры для дома – 40 сантиметров в высоту и 70-80 сантиметров длиной, для небольших архитектурных форм используют флюгеры уменьшенного размера.

Подготовительный процесс

Когда вы приняли решение создать изделие без посторонней помощи, то сперва стоит придумать форму будущего флюгера . Самый популярный вид – в форме петуха. Но можно вдохновиться изображением личных инициалов, героев сказок или животных, персонажей мифов или исторических личностей.

Конструкция флюгера несложная. Чаще всего он представляет из себя металлическую пластину, которая называется флюгаркой. На ней размещаются специальные указатели сторон, стойка и роза ветров. Пластина крепится шарнирно на стержне, изготовленном из металла, что позволяет ей крутиться под действием воздушных масс, помогая установить направление ветра. Уровень уклона от изначального положения свидетельствует о силе ветра. Стойка для флюгера может устанавливаться двумя способами: горизонтально или вертикально. Материал кровельного покрытия не имеет значения. Флюгер устанавливается и на металлочерепицу, и на мягкие кровельные материалы типа битумной черепицы.

Как говорилось ранее, флюгер можно разделить на три основные части:

  • Стойка для крепления
  • Роза ветров
  • Флюгарка

Инструменты для работы:

  • Компас
  • Дрель, саморезы
  • Кронштейн из металла (для крепления)
  • Заклепочник
  • Прогонка
  • Лерка
  • Комбинированные заклепки
  • Гайка, шайбы, гаечный ключ

Значительно упростить работу поможет монтаж на . Но необходимо обеспечить толщину материала не менее 1,5 миллиметров.

Монтируется флюгер без особого труда, но подробнее об этом мы расскажем в одной из ближайших статей.

Изготовление флюгера

Отдельно рассмотрим установку и приготовление каждой части.

  • Опора или основание. Производится из трубы малого размера. Диаметр: 1,5 сантиметра, длина: 12-13 сантиметров. На трубе нарезается резьба с внешней стороны у основания. Размер резьбы должен подходить к резьбе на крышке. У основания с внутренней стороны устанавливается подшипник, обеспечивающий подвижность конструкции. Для лучшего крепления к кровле используют стальные полосы, монтируемые сбоку у основания флюгера. Главным критерием их установки является беспрепятственное вращение флюгера. Они не должны этому мешать.
  • Крышка корпуса. Предварительно делаем заготовку из стали или листовой меди, технические свойства которой выше. Нужно изготовить резьбу с внутренней стороны. Резьба корпуса должна подходить к резьбе на внутренней поверхности. Украшение розой ветров верхней части крышки будет красивым декоративным дополнением. Она не только будет декорировать изделие, но и указывать направление сторон света.
  • Роза ветров представляет из себя длинные металлические трубки небольшого диаметра, которые соединяются между собой, а сверху крепится колпак, чтобы обеспечить гидроизоляцию. Заканчиваются такие трубки указанием сторон света.
  • Флюгер. Внешний вид ограничивается только вашей фантазией и возможностями. Материалом может служить нержавеющая сталь, дерево или листовая мель. Если использовать пластик, то это упростит процесс придания необходимой формы. Она будет отлично эксплуатироваться в условиях улицы. Её легко обработать. Крепится готовый флюгер болтами, может привариваться к верхней части трубы.
  • Крепление. После подготовки вышеописанных частей, следует закрепить всё на коньке кровли. Важно соблюсти правильную ориентацию розы ветров. Монтировать её необходимо с компасом, чтобы не допустить ошибок.

Прибор могут крепить, приваривая фланец круглой формы. При монтаже можно применять плоские пластины, хомут. Или же устанавливать на колпак дымоходной трубы, применяя распорки из металла.

Иногда на даче хочется сделать своими руками что-то необычное для своей души и напоказ соседям. Как вариант, можно украсить крышу своего дома, установив на нее флюгер с пропеллером, изготовленный из подручных материалов. Кроме элемента декора и определения ветра, самодельная конструкция принесет радость детям.

Какие бывают разновидности флюгеров

Первоначально прибор предназначался для определения направления ветра и измерения его силы. Со временем флюгера усовершенствовались и их стали использовать для других целей.

Существует несколько видов конструкции:

Из каких деталей состоит флюгер

Чтобы сделать конструкцию своими руками надо знать ее устройство. Любой флюгер состоит из следующих деталей:

  • Основанием флюгера служит корпус. Он крепится на крыше, а внутрь его вставляют ось с подшипниками.
  • Роза ветров представляет 2 скрещенных прута под прямым углом. На их конце приварены буквы, указывающие стороны света.
  • Конусообразный колпак защищает корпус с подшипниками от проникновения дождевой воды.
  • Вращающийся флажок - это и есть флюгарка. Ее изготовляют в виде птиц или животных. Часто это бывает самолет. Напротив флажка для балансировки стоит противовес.
  • Пропеллер - самая интересная часть флюгера. По его вращению определяют скорость ветра. Изготавливают винт из твердого листового материала или берут готовый, например, от компьютерного вентилятора.

Важно! Основную эстетику флюгеру придает флюгарка. Дизайну необходимо уделить максимум внимания, поэтому перед изготовлением фигуры лучше сделать ее точный чертеж.

Самостоятельное изготовление ветряка с пропеллером

Чтобы сделать флюгер своими руками понадобится минимум инструмента. Самый необходимый - это электродрель и электролобзик. В работе с металлом нужна будет болгарка.

Итак, решив, что изделие с пропеллером будет представлять флюгер самолет, по составленному чертежу приступают к изготовлению:

  • Корпус, служащий опорой, можно сделать своими руками с 120 мм отрезка металлической трубы диаметром 15 мм. Сверху нарезают резьбу для колпака, а снизу приваривают крепежные пластины.
  • Внутрь корпуса вбивают подшипник, но лучше два, чтобы ось флюгарки не болталась. Саму ось изготовляют из стального прута по диаметру внутренней обоймы подшипника. Длину подбирают индивидуально, чтобы вращающаяся флюгарка не цеплялась за крепежные элементы.
  • Ударом молотка ось плотно вбивают во внутренние обоймы подшипников. Сверху на резьбу корпуса накручивают защитный колпак.
  • Теперь необходимо сделать своими руками флюгарку. Поскольку решено ее оборудовать пропеллером, то лучшим вариантом фигуры будет самолет. Его вырезают электролобзиком из фанеры или листовой стали.
  • Самолет крепят тремя болтами к верхней части оси и приступают к изготовлению пропеллера. Проще всего винт вырезать из листовой стали и закрепить болтом между двух шайб к носу самолета. Заводской пропеллер от маленького вентилятора можно зафиксировать через подшипники. Вращение такого винта будет плавным и без шума.

Готовый флюгер с пропеллером устанавливают на крыше и к опоре болтами или сваркой крепят розу ветров. Чтобы буквы и указатели правильно соответствовали сторонам света, необходимо воспользоваться компасом.

Внимание! Дерево не лучший материал для флюгарки. Вырезанная из фанеры фигура самолета быстро пропадет от дождя и снега. Продлить срок службы поможет окрашивание изделия лаком или краской. Оптимально для всех деталей флюгера использовать металл.

На этом видео можно увидеть изготовление флюгера:

Методы крепления флюгера на крышу

Традиционно флюгер устанавливают на крыше здания. Местом крепления может быть конек, дымоход или вентиляционная труба. Подойдет любой шест или кровля хозпостройки, главное, чтобы минимальная высота от земли составляла 5 м.

После того как сделали своими руками флюгер, его надо правильно установить. Важно не забыть в корпус с подшипниками натолкать солидола. Приваренными к корпусу пластинами флюгер удобно крепить на колпак дымохода или конек. Если основание плоское, то лучше сделать своими руками круглый фланец с отверстиями под саморезы и приварить его снизу корпуса вместо пластин. К вертикальному шесту удобней будет фиксировать изделие хомутами.

Готовые крепежи можно приобрести в магазине. Дешевые модели, предназначенные для крепления на кровельный конек, изготовлены в виде простого металлического уголка. Изделия дороже оснащены регулировочными винтами.

Правильно установленный флюгер сразу даст о себе знать. При малейшем ветре флюгарка с пропеллером начнет вращаться.

Совет! Чтобы по флюгеру узнавать силу ветра, можно сделать своими руками простое приспособление. Небольшой прямоугольник из металла или фанеры подвешивают на веревку к стрелке флюгарки, а из проволоки выгибают полукруглую шкалу. По мере отклонения подвеса примерно ориентируются, какова сила ветра.

Металлический ветряк с пропеллером имеет свойство брать на себя разряды молнии, то есть он становится своеобразным молниеприемником. Особенно это опасно, если флюгер установлен на металлическом кровельном покрытии, например, из металлочерепицы. Для безопасности конструкцию надо заземлить. Сделать это можно своими руками довольно просто. Берут многожильный медный провод в изоляции и прикрепляют болтовым соединением один конец к флюгеру, а другой - к контуру заземления возле дома. Если его нет, в землю можно забить на глубину 1,5 м металлическую трубу или уголок, а сверху приварить болт для провода.

Изготовленный самостоятельно флюгер будет работать, и радовать хозяев долгие годы. Необходимо лишь 1 раз в год смазывать подшипники.

Сергей Новожилов - эксперт по кровельным материалам с 9-летним опытом практической работы в области инженерных решений в строительстве.

1.
2.
3.
4.

Чтобы знать направление ветра, его скорость и силу в такой науке как метрология применяют специальный прибор, изображенный на фото, который называют флюгером. Он имеет вид флажка, для изготовления которого используют различные материалы, в том числе металла. На противоположном конце у него имеется противовес. Можно делать флюгеры своими руками.

Относительно недавно эти приборы на зданиях устанавливали многие владельцы домов, особенно в приморских городах, но сегодня они менее востребованы. Правда, в прибалтийских республиках, входивших ранее в состав Советского Союза, а также в скандинавских странах и ряде других европейских государств их можно увидеть на многих крышах жилых строений и сооружений разного назначения. Там среди населения популярно изготовление флюгеров своими руками.

В таких городах как Таллинн, Рига, Амстердам флюгер стал визитной карточкой. Выдающиеся местные мастера превратили изготовление флюгера своими руками в настоящее искусство. Так неповторимые по внешнему виду и изяществу исполнения эти изделия уже не одно столетие украшают собой Московский Кремль в российской столице, здание городской ратуши в Риге, а в Санкт-Петербурге шпиль Петропавловского собора.


Следует отметить, что флюгеры своими руками стали в последнее время не необходимыми метрологическими приборами, а данью национальным традициям и красивыми игрушками, способными украсить кровлю и внешний вид здания. С практической точки зрения в них нет необходимости, поскольку сейчас пользуются современными приборами, показывающими очень точные результаты.

Для украшения крыши строения и придания ему индивидуального стиля можно заказать данное изделие профессионалу или сделать флюгер своими руками – чертежи на него имеются в интернете и специальной литературе. Некоторым умельцам достаточно рисунка и эскиза.

Небольшие изделия с движущимися деталями хорошо видны на беседках, гаражах, теплицах, а кроме этого, например, флюгер с пропеллером своими руками, хорошо отпугивает птиц с садовых участков.

Материалы изготовления

Чаще всего встречается стальная или медная вертушка флюгер своими руками, которую покрывают краской для проведения наружных работ. Реже встречаются кованые изделия. Флюгеры, сделанные из подручных материалов, встречаются нечасто.


Это может быть флюгер своими руками из бутылки, дисков, пришедших в негодность, жести, влагостойкой фанеры и прочего. Народная фантазия не знает предела и это позволяет сделать свой дом оригинальным. Если используется дерево, то подвижные элементы не следует соединять жестко. А вот флюгер из бумаги своими руками использовать можно только в качестве игрушки.

Основные элементы флюгера

Перед тем, как изготовить флюгер своими руками, необходимо ознакомиться с его конструкцией и приготовить материалы и инструменты.

Флюгер состоит из таких основных частей:


Изготовление флюгера

Изготовить флюгер своими руками из металлических элементов можно в следующей последовательности:


Просмотров