Повод к созданию собора святой софии. Прекраснейший Собор Святой Софии – место, где бьется сердце Константинополя

(бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм - значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) - матерью всех православных христианских храмов в мире.


Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году. По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем. Оно и неудивительно - величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий - император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали "Мегало Еклесия" - Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен - императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как , сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София - церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.


В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя - Айя-София - храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София - Святая Мудрость, Ая-Ирена - Святое Благодушие, Ая Динамис - Святая Сила.

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора , то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии - воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной : порфированные колонны Айя Софии - из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны - из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита - от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны - из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии - из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) - такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.


Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни - рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия - примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.


Император Юстиниан в день рождества - 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: "Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! " Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в . Только в 1935 году декретом Ататюрка - первого турецкого Президента - Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус .


Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному - великолепные слова о Святой Софии: "Купол на цепи подвязан к небесам..."


Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени...

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма - четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах - изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).


Ататюрк - первый Президент , великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.


Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть - в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша - михраб. Рядом с михрабом - ложа султана, напротив - место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мечетей - кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть - четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались "инородными телами", "чужеродными включениями" на этой великой христианской святыне.


Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся...


Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене (его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно - отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а - вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью - в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой...

Софийский собор, или Собор Святой Софии, Святой Софии — исключительный памятник византийской архитектуры, символ «золотой эры» Византии.

Собор расположен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, теперь это музей и один из символов города.


Уже более тысячи лет собор Св. София остается крупнейшим храмом в христианском мире — вплоть до строительства базилики Св. Питер в Риме.

Высота собора Св. София составляет 55 метров, а диаметр купола — 31 метр.


Собор был построен в 324-337 годах, когда византийский император Константин I., но сгорел во время народного восстания. Император Феодосий II построил в том же месте базилики, которая была проведена в 415 году, но перенесла ту же печальную судьбу — в 532 году во время правления «Ника» была сожжена базилика. Чуть позже император Юстиниан решил восстановить собор.


Новое здание стояло до 989 года, когда купол собора рухнул во время землетрясения.

16 июля 1054 года в соборе Святой Софии в священном алтаре между служением Папы Римскому Кардинал Гумберт Патриарх Константинопольский Михаил Серулярий отлучительная получила степень.

С тех пор церкви были разделены на католические и православные церкви.


В 1453 году султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, приказал превратить собор в мечеть.


К собору были прикреплены четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София.

В 1935 году Собор Святой Софии стал музеем, а фрески и мозаики были покрыты слоями штукатурки. В 2006 году мусульманские религиозные обряды продолжались в церкви.
Что касается собора, то крест составляет 70х50 м. Это тройная базилика с четырехугольным центром, увенчанная куполом. Великая купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.

Собор Святой Софии — Собор Святой Софии

Внутренний храм заканчивается в течение нескольких столетий и особенно роскошен (мозаика на земле из золота, 8 зеленых колонн Джаспер из храма Артемида в Эфесе). Стены храма были полностью покрыты мозаикой.


Достопримечательности Святой Софии включают в себя «плачущую колонку», покрытую Бейкером (есть убеждение, что если вы положите руку в яму и почувствуете влажность, чтобы желание сбылось) и «холодное поле», где даже в самые жаркие дни, холодный ветер.



  • 19 марта 2010 года, 18:05
  • Алечка

Собор Святой Софии, Софийский собор в Киеве — Фото 2018

Собор Святой Софии или Софийский собор - христианский православный храм, возведенный в XI веке в центральном районе древнего Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. В период XVII - XVIII веков был частично перестроен и реконструирован в стиле украинского барокко. На стенах собора сохранились некоторые древние фрески и мозаики, в их числе известная мозаика Богоматерь Оранта.

Софийский собор был первым памятником архитектуры, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО от Украины.

По информации из разных летописей (все они датированы временем намного позже строительства) датой начала строительства собора является 1017 или 1037 год.

В «Повести временных лет» имеется запись о заложении в 1037 году Софийского собора, а также нескольких других значимых построек: Золотых ворот, церкви Святой Ирины и монастыря Святого Георгия.

Изначально Собор Святой Софии имел форму пятинефного крестово-купольного храма с 13 куполами.

По трем сторонам он был огорожен двухъярусной галереей, а с наружной стороны -одноярусной. Центральный неф и трансепт был намного шире боковых нефов, создавая в интерьере собора правильный крест. Цилиндрические своды, накрывавшие его главный и поперечный нефы, постепенно поднимались к центральной части здания.

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Главный купол окружали четыре купола поменьше, а оставшиеся восемь куполов, которые были ещё более маленького размера, находились по углам храма. Кроме окон, стены также украшены декоративными нишами и лопатками.

Собор создавался по византийской технологии из переменных рядов из камня и плинфы, с наружной стороны кладка была обработана раствором-цемянкой. Чтобы можно было увидеть первоначальный облик стен храма, на фасадах реставраторы решили оставить фрагменты древней кладки. Собор без галерей имеет длину – 29,6 м и ширину - 29,4; а с галереями: 41,8 и 54,7.

Высота храма достигает 28,7 м.

Собор строили строители из Константинополя, с участием киевских мастеров.

Несмотря на это, невозможно найти точных аналогов Софийского собора в Византии тех времен. Есть версия, что перед византийскими мастерами поставили задачу создать главный храма Руси, которую они успешно воплотили в жизнь.

В интерьере собора сохранились некоторые фрески и мозаики, сделанные XI века.

В палитре мозаик находится 177 оттенков. Мозаики имеют сходства с византийским искусством первой половины XI века, в аскетическом стиле.

Наша планета

Собор Святой Софии в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле – известный на весь мир шедевр византийского зодчества. Тысячу лет он являлся украшением города Константинополя. Находился в самом центре столицы напротив резиденции византийских императоров. В наши дни располагается в историческом центре города Стамбула. С 1935 года имеет статус музея.

Историческая справка

Построили первый собор в 324-337 годах во время правления императора Константина.

В 380 году в божьем храме обосновались ариане (арианство – одно из учений христианства). В 380 году по инициативе императора Феодосия I храм передали православным.

В нём проповедовал Григорий Богослов – первый константинопольский архиепископ.

В 404 году храм сгорел. На его месте построили церковь, но она тоже сгорела в 415 году. Опять был возведён новый храм, сгоревший в 532 году в результате народного бунта. Восстание было подавлено, и император Юстиниан I приказал возвести новую церковь.

Император задумал построить самое грандиозное сооружение в империи.

Были приглашены лучшие архитекторы: Исидор Милетский и Анфимий из Тралл. Они получили возможность использовать самые дорогие строительные материалы. Поэтому многие элементы были сделаны из чистого мрамора. Для украшений использовались слоновая кость, золото и серебро.

Так собор Святой Софии выглядел в XII веке (реконструкция)

Строительные работы закончились в конце 537 года. Осветил новый храм патриарх Константинополя Мина 27 декабря того же года.

В штат божьего храма вошло 600 человек. Это и священники, и диаконы, и певчие, и чтецы, и другие божьи люди.

В 989 году храм сильно пострадал от землетрясения. Разрушился купол, и его пришлось перестраивать. В 1204 году собор разграбили крестоносцы. А летом 1453 года гордость православной церкви сделали мечетью завоевавшие Константинополь турки.

Завоеватели построили рядом с собором 4 минарета и назвали его Айя-Софья. Христианские фрески и мозаику замазали штукатуркой, а михраб (мусульманский алтарь) поместили в юго-восточном углу в направлении на Мекку. Христианский же алтарь, который всегда ориентирован на восток, убрали.

В XVI веке к собору Святой Софии в Стамбуле пристроили контрфорсы.

Они значительно изменили общий вид здания и сделали его более грубым. В середине XIX века провели реставрационные работы, которые длились 2 года.

Во времена первого президента Турецкой республики Ататюрка Айя-Софья стал музеем. Случилось это в 1935 году. Внутренние помещения очистили от штукатурки, и на стенах проявились фрески и мозаика. Сотрудникам музея выделили помещение для ежедневных молитв.

В настоящее время развернулась компания за возвращение собору его первоначального статуса – христианского храма, каковым он являлся тысячу лет. Инициаторы этого движения утверждают, что собор Святой Софии никогда не был мечетью и уж тем более музеем. Это надругательство над православной святыней. Но пока данный вопрос никак не решён, и шедевр византийского зодчества открыт для туристов.

Описание собора Святой Софии в Стамбуле

Архитектурный шедевр имеет форму четырёхугольника с длиной 76 метров и шириной 68 метров.

Высота равна 56 метрам. Диаметр купола соответствует 31 метру. Внутренняя часть храма состоит из трёх нефов (неф – помещение, ограниченное колоннами или столбами). Средний неф самый широкий, боковые уже.

Купол сравнительно плоский. От пола до его вершины высота равна 51 метру.

Дневной свет в помещение проникает через многочисленные окна. В арках, поддерживающих купол, они располагаются в 3 ряда.

Собор Святой Софии (Константинополь)

В основании купола имеются 40 окон. Также по 5 окон насчитывается в малых и больших нишах.

Изнутри собор Святой Софии в Стамбуле отделывали несколько столетий.

Стены полностью покрыли мозаикой, которая представляет собой сюжетные композиции и орнамент. В 1935 году с мозаик и фресок счистили штукатурку. В настоящее время на стенах можно увидеть изображения православных святых, а на отдельных 4-х щитах находятся цитаты из Корана.

Имеются мозаичные изображения Иисуса Христа, Богородицы, архангела Гавриила, Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца, а также других святителей.

В северной части храма можно увидеть мозаичный портрет византийского императора Александра. Обнаружили его во время реставрационных работ в 1958 году. Создан он был в 912 году.

Интерес представляет мозаичное изображение Богородицы с младенцем на руках и стоящих по бокам императоров Константина и Юстиниана.

Примечательно то, что в византийском искусстве этих 2-х императоров больше нигде не изображали вместе.

Также имеются рунические надписи, исполненные скандинавскими рунами.

Располагаются они на мраморных парапетах. Их, скорее всего, нацарапали варяги (варяг – наёмник из скандинавских стран), служившие у византийских императорах. Первую такую надпись обнаружили в 1964 году, после этого нашли ещё несколько. Предполагается, что таких надписей много, поэтому не исключено, что будут обнаружены и другие.

Собор Святой Софии в Турции — воплощение могущества Византии

Доклад: Собор святой Софии

Доклад: Собор святой Софии

Христианская Византия также посвятила много труда украшению храма Единого

Бога. Церкви Константинополя поражали своей величественной архитектурой и

великолепием отделки внутри.

Но со времени Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, стал

построенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта,

когда этот государь едва не лишился престола.

Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим своего

времени — Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.

Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, и потому

не щадил для постройки никаких издержек.

Под руководством Анфимия и Исидора

на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и

других работников.

По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-либо

существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро, слоновая

кость, дорогие породы камней использовались для постройки и украшения в

несметном количестве.

Со всех концов империи свозились колонны и глыбы редких

мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то, что невиданное и

неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и в Византии

сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные силы.

Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной

мудрости — святой Софии, построенный Константином.

Храм, над которым место

святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает

магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо позже.

Первый был мал для многочисленного христианского населения, и Констанций, сын

Константина, увеличил его.

В 404 г., в царствование Аркадия, он был сожжен во

время смятения. Император Феодосий вновь отстроил собор. Впоследствии он еще

раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил новый каменный храм св.Софии

в несравненно больших размерах и с большим великолепием.

Этот-то храм и

сохранился до наших времен. Чтобы выполнить свой замысел, император приказал

всем губернаторам отыскивать мрамор, колонны и скульптурные украшения для

нового храма. Последний пожар, уничтоживший остатки прежнего храма, был в

Новый храм возводился около семи лет, и в декабре 538 года

праздновалось окончание строительства, но семнадцать лет спустя восточная

часть главного купола обрушилась от землетрясения и пала на драгоценный

алтарь и амвон.

Это несчастие нисколько не уменьшило рвения Юстиниана: он

года, перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение.

Доклад: Собор святой Софии

руководством двух главных архитекторов — Анфимия Траллесского и Исидора

Милетского — сто других архитекторов управляли работами, и каждый из них имел

под своим начальством по сто каменщиков. Пять тысяч работников трудились на

правой стороне храма и столько же на левой. По византийским преданиям, Ангел

начертал план этой церкви императору во время сна.

Император ободрял

работников деньгами и своим присутствием и, вместо того, чтобы по восточному

обычаю отдыхать после обеда, он, обвязав голову платком и с палкою в руке,

ходил осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия

внесли денежную дань на построение храма. Мрамор всех цветов — белый,

розовый, зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные

колонны, извлеченные из разных древних языческих храмов: восемь порфировых

колонн нижнего этажа знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь из

храма Дианы в Эфесе — украшали его.

Замечательно, что материалы, вошедшие в

состав здания, взяты из храмов, принадлежащих почти всем языческим религиям,

так что оно опиралось на колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и Луны (в

Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона Делосского.

Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова.

легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный

четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших

квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По углам

среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба (пильеры),

вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и поверх всей этой

аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в диаметре.

Купол, по-

видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а остальная часть его

поддерживается пандативами (треугольники в пересечении арок), которые

начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так незаметно округляясь,

что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры этого гигантского свода

ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется висящим в воздухе.

точка свода возвышалась на 61 метр над полом церкви; длина церкви внутри стен

81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и западной части среднего свода

примыкают два полукупола и к каждому из них по три ниши, так что крыша

главной части здания состоит из девяти куполов, возвышающихся один над

Остальная часть была покрыта мраморными плитами, а сами купола —

свинцовыми листами. Полукупола и ниши поддерживаются как четырьмя главными

пильерами, так еще другими четырьмя меньшими, и под каждой нишей — по две

порфировые колонны с капителями и базисами из белого мрамора.

С севера и юга

главного квадрата, под арками, между каждыми двумя большими пильерами,

помещаются по четыре колонны из прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры

или галереи для женщин, которые у древних христиан стояли во время

богослужения отдельно.

На 24-х других колоннах из египетского гранита

примыкают к хорам боковые галереи, освещенные окнами в три яруса: в нижнем и

среднем по семи окон, а в верхнем пять. Главный купол освещен 4-мя окнами.

Над 40 колоннами нижнего этажа расположены в верхних галереях 60 других и

выше входных дверей еще семь, так что всего 107 колонн. Этому числу на

Востоке приписывали таинственное значение.

Все колонны верхнего этажа

мраморные или гранитные, превосходно полированные и гладкие, но карнизы и

архивольты поверх этих колонн совершенно фантастические. Они украшены

бесчисленным множеством листьев и полосок в виде галунов, перемешанных и

переплетенных между собою. Главный купол, для соединения полного развития его

размеров с легкостью стиля, сложен из глиняных горшков, которые до сих пор

удивляют своею крепостью; они сделаны из легкой глины, найденной на острове

Родосе, и так легки, что вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного

Стены сложены из кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры

— из больших известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и

гладко оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi) в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют «восьмым чудом света».

Сегодня официальным названием памятника является «Музей Айя-Софья».

Собор Святой Софии — это памятник архитектуры, который включает в себя две религии: христианскую и мусульманскую. Построенный в 537 году, собор много раз подлежал ремонту и восстановлению, а в настоящее время он является музеем.

Собор Святой Софии

В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Для строительства этого уникального храма византийский правитель Юстиниан нанял двух великих зодчих того времени – Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. На помощь этим талантливым мастерам была привлечена еще сотня архитекторов, под управлением каждого из которых было по 100 каменщиков. Всего строительством собора занимались 10 000 рабочих (по 5000 человек на каждой стороне). Юстиниан не жалел средств на возведение храма. Он ежедневно облачался в простое полотняное одеяние и лично контролировал ход стройки. Работники получали жалованье каждый день.

Чтобы строительство святыни не останавливалось, денежную дань собирали со всех византийских сословий. Вся казна империи, собранная за 5 лет, не смогла покрыть затраты. Известно, что лишь на хоры и амвон потратили бюджет Египта за год! Император приказал поставлять в столицу мрамор и каменные развалины разнообразных построек со всех концов страны. Например, из Рима, Афин и Эфеса были привезены уникальные колонны, по сей день восхищающие своим величием и статью. Белоснежные мраморные плиты были присланы из Проконеса. Из Фригии привозили розовый мрамор, из Ясоса – красно-белый, из Каристора – нежно-зеленый. Огромные мраморные камни распиливали так, чтобы из прожилок получались различные изображения – фигурки животных, людей, деревья, растения, фонтаны и т.д.

Это была, наверное, самая необычная стройка за всю истории Византийской империи. Большую часть строительных материалов привозили из святынь, относящихся практически ко всем языческим религиям. К примеру, порфировые колонны нижнего яруса собора доставили из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Баальбеке. Известковый состав готовили с использованием ячменной воды, а цементный раствор замешивали с добавлением масла. Верхнюю престольную доску вообще изготовили из вновь изобретенного состава – смеси золота и драгоценных камней.

Чего стоила одна задумка строительства — храм Святой Софии в Константинополе должен был превосходить известный храм царя Соломона в Иерусалиме.

Большая часть мрамора, использованного при возведении храма, привезли в Константинополь из анатолийских месторождений, бассейна Средиземноморья, еще нескольких древнейших каменоломен, а также со знаменитейшей афинской горы Пентеликон, из мраморных плит которой за 10 столетий до появления церкви Святой Софии строили акропольский Парфенон в честь Богини Афины.

Собор Святой Софии строился в течение 5 лет

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

По историческим сведениям, на строительство было потрачено около 130 тонн золота (320 000 фунтов). Таким образом, храм Святой Софии стал самым дорогостоящим проектом за все время существования Византийской Империи.

Строительство храма Святой Софии было осуществлено при одном из самых известных правителей Византии — Юстиниане. Именно с его деятельностью связывают усиление могущества Византийской империи.

Храм строился, приблизительно в течение пяти лет, над ним трудилось порядка десяти тысяч рабочих и 27 декабря 537 года собор был торжественно открыт. Строительными материалами служили мрамор, камень и кирпич, также материал привозился и с далеких церквей, которые были по всей Византии. При строительстве собора особое внимание было уделено куполу — для того, чтобы он не разрушался при землетрясениях, был использован специальный кирпич, легкий и прочный, который изготавливался из материалов на острове Родос. Внутри собор украшался дорогими камнями. С течением времени собор Святой Софии несколько раз был разрушен и затем восстановлен.

Купол Собора Святой Софии

Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, они сделали храм католическим и выгнали православных священников. В то время из храма варварски было вывезено большое количество сокровищ.

В 1453 году Византийскую империю захватили турки — османы. Именно в этот период, Фатих Султан Мехмет (1451-1481) сделал из собора мечеть для мусульман, которая была основной мечетью до 1935 года.

1 февраля 1935 года Мустафа Кемаль Ататюрк и совет министров приняли решение о переводе мечети в статус музея, открывшего свои двери для посещения местным и заграничным туристам.

Во все времена, пока собор существует, он был всегда в центре внимания всех религий мира. Собор был и православным, и католическим, а потом стал и мусульманским. Собор до сегодняшнего времени является святыней для религиозных людей, но на данный момент он выступает как музей.

Айя-Софья: архитектура

Вход в собор Святой Софии осуществляется через просторный двор, в центре которого находится фонтан.

Внутренне убранство собора Святой Софии

Всего в храм ведут девять дверей, через центральную дверь имел право входить только император или патриарх.

Когда-то внутри святыни было 214 оконных проемов, сегодня же их насчитывается всего 181 (недостающие были закрыты контрфорсами и более поздними постройками).

Кроме османской осады, Айя-София перенесла множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые не прошли для церкви бесследно. Урон был настолько силен, что в 19 столетии возникла угроза полного разрушения. Несчастья удалось избежать только благодаря падишаху Абдул-Меджиду, который пригласил для восстановления святыни реставраторов из Италии.

Специалисты утверждают, что стены святыни обладают удивительными для того времени показателями прочности. По предположениям, строители смогли добиться такого результата благодаря тому, что к основному раствору подмешивали экстракт ясеневых листьев.

Мозаики в Соборе Святой Софии

В прошлое время стены храма, а точнее, их вершины, были украшены картинами различной тематики и мозаикой. В 726-843 годах, во время иконоборства, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем полноценно оценить все великолепие внутреннего убранства собора.

Позднее, в храме продолжили создание новых художественных творений, а в 1935 году были начаты реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.

На сегодняшний день, один из ценнейших элементов внутреннего оформления собора, являются древние мозаики. Условно они поделены специалистами на три исторических периода:

  1. IX век (начало);
  2. IX-X века;
  3. конец X века.

Внутреннее убранство собора Святой Софии

Особенно ценным считается мозаичное изображение Божьей матери, в одеждах темно-синего цвета, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Великолепное цветовое сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Даже по современным меркам здание храма имеет достаточно внушительные размеры — 75х68 метров.

Отличительной особенностью собора Святой Софии является его красивейший купол, диаметром 31 метр, высота купола равна 55,6 метров. Глядя на него, создается ощущение, что он парит в невесомости и свет солнца как будто идет от самого собора.

В середине центрального купола, находящегося в окружении 40 окон, некогда располагалось художественное изображение Иисуса Христа. Но после захвата Константинополя турками это изображение было закрашено, а поверх обновленного покрытия нанесли суру из Корана.

В апсиде можно увидеть изображение лика Богоматери. Именно ее считали покровительницей храма и ассоциировали с мудростью (Софией).

Легенды и интересные факты

В соборе есть некоторые необычные места с загадками. Одна из них — плачущая колонна, покрытая медью, которая, согласно поверью, способна исполнять желания. Так же, если к ней прислониться больным местом, произойдет исцеление. Еще одно загадочное место Собора — это прохладное окно, из которого в любую погоду идет холод и слышен небольшой шум.

В соборе до наших дней сохранился отпечаток руки султана, завоевавшего Константинополь. Есть легенда о том, что султан на коне въехал в собор, облокотился рукой на колону и там остался отпечаток его ладони. Отпечаток получился высоко, потому что его конь шел по большому количеству трупов.

Основная особенность храма состоит в том, что здесь сочетаются элементы православной и исламской культур (изображения Христа, Богоматери и выдержки из Корана). Особенное внимание стоит уделить надписи на каменных парапетах, история которых исчисляется несколькими столетиями. Древнейшими из надписей считаются руны, которые оставили в храме скандинавские воины-варяги. К настоящему моменту на них нанесено прочнейшее прозрачное покрытие, которое защищает историческое достояние от истирания.

Собор Святой Софии: как добраться, часы работы и стоимость посещения в 2018 году

Императорская дверь, собор Святой Софии

Стоимость входа 60 турецких лир (отдельный билет).

Если приобретаете карту Museum Pass Istanbul за 185 лир (которая дает возможность посещать достопримечательности без очереди и по более низкой цене), тогда посещение собора входит в стоимость карты.

Собор Святой Софии можно найти в южной стороне города — можно воспользоваться туристическим путеводителем. В собор можно попасть при помощи групповой экскурсии или самостоятельно. На входе в собор, недалеко от билетных касс, находится киоск, в котором можно арендовать аудио-гид. В залог вам нужно будт оставить документ (паспорт). С аудио-гидом очень удобно совершать самостоятельную прогулку — вам не нужно будет никуда спешить, свое время вы распределяете сами.

К Собору Святой Софии также можно доехать на скоростном трамвае линии Т1, который проходит через Султанахмет. Собор видно издалека по его куполу.

Собор Святой Софии на карте

На днях вернулась из поездки в Константинополь. Впечатления просто незабываемые. Предлагаю Вашему вниманию часть 1 моего ф отоотчета.

Храм Святой Софии в Константинополе в Турции, всемирно известный памятник византийской архитектуры, по словам известного русского византиниста Н.П. Кондакова, «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Этот уникальный храм стал вершиной византийского зодчества, на многие века определив развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Закавказья.

История храма началась при римском императоре Константине Великом, который в 324 году основал Константинополь — новую столицу империи. А в 326 году Константин построил первую в своей столице церковь — во имя Святой Софии. Император Констанций, сын и наследник Константина, перестроил и расширил построенный отцом храм. Сто лет спустя этот собор сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Восстановленный императором Аркадием, храм снова был разрушен, на этот раз дотла, во время восстания 531 года, при подавлении которого в столице Византии погибло 35 тысяч человек.



После этого император Юстиниан I заложил новый собор — беспримерный в истории. В ту эпоху в Константинополе уже существовало около тридцати церквей, блиставших золотом, серебром и разноцветными мраморами. Но Юстиниан пожелал еще построить храм, который превзошел бы величием и роскошью все, когда-либо построенное в мире.


Главными строителями храма хроники называют Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. Оба они — выходцы из Малой Азии. Зодчий Анфимий был, вдобавок, выдающимся изобретателем и Ученым того времени. В подчинении у Исидора и Анфимия работало еще сто архитекторов.



Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни, из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Рима были привезены колонны из красного порфира, а Эфеса — колонны из зеленого мрамора. Строительство продолжалось пять лет — с 532 по 537 год. Освящен был собор 26 декабря 538 года.



Когда строительство завершилось, мир был ошеломлен: по словам Прокопия Кесарийского, «этот храм царил над городом, как корабль над волнами моря». Казалось, что купол Святой Софии «покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес». Входящий в храм чувствовал, что это «не создание людского могущества и искусства, но скорее дело самого божества», и душа молящегося чувствовала, что «Бог здесь, близко от нее, и что ему нравится этот дом, который он сам избрал для себя». Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен, его главный строитель воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!»


Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Длина здания составляет 81м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Сложная система полукуполов придает собору стройное единство.


Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в нем были установлены двенадцать серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон. Совершенно уникальным произведением искусства являлся престол в алтаре: он был изготовлен из литых золотых досок на золотых столпах, а верхняя его часть была искусно изготовлена из разных металлов и сплавов, перемешанных с разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка. Полукругом его окружали колонны из яшмы и порфира.



Сорок окон, прорезанных в барабане купола, заливали украшенную мозаиками внутренность храма. Когда солнце заходило, Святая София освещалась серебряными паникадилами, лампами в виде кораблей, канделябрами в виде деревьев, «огни которых казались цветками». Во мраке густой южной ночи храм, озаряя все вокруг, подобно грандиозному пожару, возвещал мореплавателям о близости столицы византийских императоров.



В 1453 году турецкий султан Мехмед II Завоеватель во главе 200-тысячного войска осадил Константинополь. Дни Византии были сочтены, но император Константин XI Палеолог отрекаться от престола не стал, а возглавил отряд последних защитников империи — 14 тысяч бойцов. Византийцы героически сопротивлялись, однако силы были слишком неравны. 29 мая турки ворвались в город.



«В некоторых местах, вследствие множества трупов, совершенно не было видно земли», — пишет очевидец. По приказу султана Мехмеда долго искали труп императора Константина и нашли его под грудой убитых — императора опознали только по пурпурным сапожкам с вышитыми золотом двуглавыми орлами. Султан приказал отрубить голову императора и водрузить ее на высокой колонне посреди завоеванной столицы Византийской империи.


Существует легенда, что, когда турки ворвались в собор, служивший там священник исчез за таинственной дверью в стене храма, захватив с собой святые реликвии. Турки не сумели его догнать: стена внезапно закрылась за ним. Во время реставрации 1850-х годов эта Дверь была впервые за четыреста лет вскрыта — за ней оказалась Крохотная часовня и уходящая куда-то вниз лестница, заваленная мусором...



Султан Мехмед гордо въехал в Святую Софию на белом коне. Но красота храма так поразила турка, что он приказал превратить его в мечеть. Крест с купола Софии был заменен на полумесяц, к зданию пристроили минареты. В царствование султана Селима II внешние стены храма укрепили грубыми контрфорсами, совершенно изменившими первоначальные пропорции собора. Драгоценные мозаики были грубо замазаны известью, и лишь в 1932 году началась их расчистка. В сделанной турками пристройке к храму была устроена султанская усыпальница — здесь погребены султаны Мурад III, Селим I, Мехмед III, Мустафа I.



Святая София за свою долгую жизнь пережила множество невзгод. Дважды сильные землетрясения причиняли храму значительный ущерб. К середине XIX столетия собор находился под угрозой реального разрушения, и только спешно вызванные султаном Абдул-Междидом итальянские реставраторы спасли положение. Во время этой реставрации были восстановлены несколько византийских мозаик, в том числе портреты императоров Константина и Юстиниана. После реставрации их снова замазали известью. Но великое искусство нельзя убить. До сих пор в храме Святой Софии живет дух великой христианской святыни.



Восстановление интерьеров Святой Софии началось в 1932 году. А в 1934 году мечеть в храме Святой Софии была упразднена, и вместо нее был открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа-Пантократора и другие многочисленные шедевры византийских мастеров. «Посетитель и ныне испытывает совершенно особое чувство в этом храме, купол которого как бы являет собой небесную сферу, опрокинутую над головой, — писал известный искусствовед Л.Д. Любимов. — Как некогда людям Средневековья, подлинным чудом кажутся легкость, торжественная свобода, с которыми, обрамляя грандиозное сияющее пространство, вырастают кругом арки и галереи с их порфирными, мраморными или малахитовыми колоннами да вьющимся над ними изумительной тонкости каменным кружевным узором».



Ни в одном другом памятнике художественный гений Византии не нашел такого полного, совершенного воплощения, как в Софии Константинопольской.

Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство - это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга - одна из самых «толстых» в мире.

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части - византийский, османский, современный.

Византийская Святая София - Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία - большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии - Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус - здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий - Младший -(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα - Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы - патриции и плебеи. Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены. Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора - Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы - пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же - по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь - из храма Артемиды в Эфесе.

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни - ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений - Проконес славился белоснежным, Ясос - красно-белым, Каристос - светло-зеленым, а Фригия - розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова - она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени - через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора - купольную систему храма - я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им - величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов. Например, «паруса» - сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол - чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг - 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок - 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» - как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет - эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов - результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Для подробного ознакомления с архитектурой византийских (и не только) храмов можно почитать «Историю архитектуры» Огюста Шуази (Auguste Choisy. Histoire De L"Architecture).

Безусловно, не последнюю роль в восприятии играет внутреннее убранство собора - его облицовка, мозаики, аксессуары. Об этом подробнее.

Мозаики

Мозаики собора можно разглядывать бесконечно. Самыми удивительными по красоте и мастерству считаются «Богоматерь с младенцем» и «Архангел Гавриил» - они украшаюют апсиду (место в храме, где находится алтарная часть) и виму (возвышение, трибуна, примыкающая к алтарю). Мозаики отличаются особым стилем исполнения - мягкостью лепки, игрой полутонов, отсутствием жестких линий, несмотря на то, что относятся они к самому раннему периоду становления македонской монументальной живописи (второй половине X века).

С точки зрения иконографии интересны мозаики периода правления императора Льва VI (конец IX-начало X века), когда фигурные композиции заменили изображение креста, украшавшее восточную стену нарфика в эпоху Юстиниана (нарфик или нартекса -входное помещение, которое примыкает к западной стороне храма).

Это изображения Иисуса Христа, полуфигуры Богоматери (слева), архангела Михаила (справа) и императора ЛьваVI, припадающего к ногам Вседержителя

Искусствоведы говорят, что на эту мозаику нужно смотреть снизу и на большом расстоянии - только так можно получить прямой угол со взглядом зрителя и достичь необходимого визуального эффекта.

Мозаики южного вестибюл я отличает более зрелый стиль, обусловленный, конечно же, более поздним периодом их создания, хотя разница в «возрасте» с их предшественницами составляет всего пятьдесят лет.

На мозаике люнеты (часть стены, выраженная аркой и располагающаяся над дверью или окном) над дверью из южного вестибюля в нарфик изображена Богоматерь с младенцем и два великих византийских императора - Константин и Юстиниан (вторая половина Х века).

На мозаике южной галереи - Христос на троне, а Константин Мономах и императрица Зоя подносят дары

Эту работу относят к началу ХI века.

В южной галерее также находятся две мозаичные иконы XII века, которые являются единственными представителями эпохи Комнинов, сохранившихся на территории Константинополя.

Это портрет императорской четы - Иоанна II Комнина и императрицы Ирины, расположенных по обе стороны от Богоматери и подносящих ей свои дары.

И Деисус, от первоначального облика которого, к сожалению, осталось лишь меньше половины.

Но даже по этим фрагментам можно увидеть уровень мастерства авторов. Специалисты сравнивают изображение с самыми совершенными образцами византийской живописи того времени - иконами Владимирской Богоматери и фресками Дмитриевского собора во Владимире.

Если вам интересны художественные, исторические, иконографические подробности, профессиональный взгляд, цифры, факты, исследования, можно почитать об этом в «Истории византийской живописи» В. Н. Лазарева.

Еще есть интересное исследование про реставрацию мозаик, правда, на английском языке: Mosaics of Hagia Sophia, Istanbul: The Fossati Restoration and the Work of the Byzantine Institute, Natalia B. Teteriatnikov.

Другие достопримечательности собора, оставшиеся с византийских времен

Находясь на нижнем уровне храма, обратите внимание на омфалион - место коронации императоров Византии.

Чтобы его найти, встаньте под центром купола и посмотрите направо. Это большой квадрат, выложенный цветным камнем, в центре его - круг, на который ставили трон для вновь провозглашенного императора.

По широкому проходу поднимитесь на второй ярус, который использовали церковные синоды и где совершали богослужение женщины. Обратите внимание на интересный наклон дороги - он был рассчитан специально для того, чтобы добиться максимальной плавности при движении, когда императрицу несли на паланкине (носилках на двух жердях).

С верхнего этажа вы сможете получше разглядеть мозаики, посмотреть на нижний уровень с двадцатиметровой высоты, обратить внимание на разницу в восприятии огромного пространства снизу и сверху.

Прогуляйтесь по верхним галереям и найдите Ложу императрицы , расположенную в центре западной галереи.

Отсюда ей открывался отличный вид для наблюдения за ритуалами и церемониями.

Проходя по северной галерее, подойдите к перилам и попробуйте найти на них «граффити» (в переводе с итальянского это слово обозначает «царапины»). Это вовсе не «хулиганство» наших современников, это скандинавские руны - следы, которые в IX веке оставили варяжские воины, видимо, хотели увековечить память о себе.

В южной галерее вы увидите массивную мраморную дверь , которую в свое время члены Синода использовали для входа и выхода в комнату собраний

Османская Айя-София - мечеть

1453 год был последним годом существования христианского Собора Святой Софии. По описаниям историков 29 мая 1453 года в нем состоялась последняя служба, во время которой в храм ворвались османы и разграбили его, не пощадив молящихся. Уже 30 мая Мехмед II приказал переделать Собор Святой Софии в мечеть.

На протяжение следующих пяти веков мечеть, получившая название Айя-София, так же, как и когда была христианским храмом, продолжала претерпевать изменения - ее восстанавливали после разрушений, реконструировали, добавляли одни и убирали другие элементы декора.

В первую очередь к собору пристроили минареты (сначала два наспех при Мехмеде II, затем еще два - при Селиме II и Беязиде II) и заштукатурили мозаики и фрески, в юго-восточную часть храма поместили михраб.

Заменили серебряные канделябры на железные, а позже, при Ахмете III, повесили огромную люстру, которая освещает собор по сей день.

Существенно изменился внешний вид уже в 16 веке, когда здание мечети было решено укрепить массивными контрфорсами.

В середине 19 века была произведена серьезная реставрация храма, которой занимались швейцарские архитекторы - братья Гаспар и Джузеппе Фоссати.

В 1935 году, под правлением Ататюрка, когда Турецкая республика была провозглашена светской, Айя-София обрела статус музея.

Ей возвратили фрески и мозаики, с которых были счищены многовековые слои штукатурки, а для мусульманских обрядов, проводимых сотрудниками музея, выделили небольшое пространство.

Достопримечательности османских времен

С момента превращения христианского собора в мечеть и на протяжение последующих пятисот лет почти каждый османский султан привносил в интерьер Айя-Софии что-то свое.

Каллиграфические надписи

Первое, что бросается в глаза - огромные круги и прямоугольные свитки с каллиграфическими надписями на фоне православной тематики.

Это крупнейшие каллиграфические панели в исламском мире, на них написаны имена пророков и первых халифов. Сделаны они из ослиной кожи.

Мраморные вазы

На первом ярусе у боковых нефов вы увидите огромные вазы, высеченные из цельного куска мрамора.

Они были привезены в Собор из в конце 16 века в период правления Мурада III и использовались для хранения воды - около 1250 литров в каждой.

Библиотека Махмуда I

В 1739 году по инициативе Махмуда II в соборе была построена библиотека. Эта комната, расположенная на первом ярусе в южной галерее, была богато и со вкусом украшена мрамором и изникской плиткой. Библиотека имела читальный зал, соединенный коридором с книгохранилищем. В его шкафах, сделанных из розового дерева, насчитывалось более 5000 книг. В наше время они все хранятся в библиотеке мечети Сулеймание под названием «Специальная коллекция Святой Софии».

На восточной стене библиотеки висит «тугра» - каллиграфическая подпись Махмуда I, который проявлял большой интерес к Святой Софии - помимо библиотеки он приказал отремонтировать собор, во дворе установить фонтан для омовений, на территории организовать столовую для бедных.

Ложа султана

Маленькая «комнатка», в которой султан мог участвовать в ритуалах, не будучи замеченным публикой. Высокие резные решетки укрывали его не только от глаз простого народа, но и от недоброжелателей - обеспечивали безопасность.

Ложа и правда напоминает золотую клетку - красивая резная шестигранная коробочка, водруженная на устойчивые подпорки. Нижняя часть ложи - мраморная ажурная панель, а верхняя - деревянная, покрытая золотом.

Решетки выполнены в турецком стиле, а несущие колонны - византийские.

Ранее ложа находилась на апсиде, имела другой внешний вид, но в 1847 году при реставрации храма братья Фоссати декорировали ее и перенесли туда, где она находится по сей день.

Загадочное холодное окно

У входа, предназначенного для султанов, было прорезано небольшое окошко. Удивление вызывает особый микроклимат, который образовался рядом с ним - в любую погоду, даже в самый жаркий и безветренный день, здесь всегда прохладно.

Плачущая колонна

Эта колонна имеет особенность - стены ее всегда влажные. Когда она начала «плакать», и когда ее стали так называть, доподлинно неизвестно, но сегодня она стала настоящим туристическим «аттракционом» - ведь люди во все времена верят в то, что, исполнив некий ритуал, они станут здоровее, богаче, счастливее.

История «волшебства» берет начало с византийских времен, когда на колонне висела икона Николая Чудотворца, к которой христиане приходили просить об исцелении.

После того, как храм был захвачен османами, икону сорвали, а на ее месте оказалось отверстие. Мусульмане придумали собственный ритуал - в это отверстие нужно вставить большой палец, остальными четырьмя очертить круг и загадать желание. Если палец станет влажным, желание сбудется. Ритуал актуален и сегодня. Вот такая история.

Где она находится? Вам не составит труда ее найти - где очередь, там и колонна.

Некоторые цифры

Часто наше впечатление от визуального восприятия помогают дополнить цифры и факты. Вот некоторые измерения и подсчеты:

  • площадь собора - 7570 кв.м;
  • высота от пола до вершины купола 55,6 м;
  • колонны: всего 104, в нижней галерее 40, в верхней 64;
  • диаметр купола: 31,87 метр - с севера на юг, 30,87 - с востока на запад;
  • количество окон в куполе - 40;
  • вместительность 100 000 человек;
  • диаметр каждого круга с каллиграфическими надписями -7,5 метров.

Было в византийские времена:

  • 6000 огромных канделябров;
  • 6000 переносных подсвечников;
  • каждый переносной подсвечник весил 45 кг.

Современная Святая София - Айя София - музей

Сегодня ведется огромное количество дискуссий на тему принадлежности собора и возврата его христианскому миру. Пока ведутся диспуты, Айя-София продолжает оставаться музеем мирового значения, удивительным образом сочетающая в себе элементы разных эпох, мировоззрений и культур.

Каждый год сюда приходит около трех миллионов человек.

Начать осмотр музея можно с западного сада, в котором собраны остатки колонн и другие фрагменты первых двух церквей, найденные в ходе раскопок, проводимых Стамбульским Институтом археологии.

Потом пройти внутрь, осмотреть все, что вас заинтересовало, на выходе зайти в бывший баптистерий собора, где теперь находится мавзолей Мустафы I и Ибрагима.

И в завершение посмотреть на мавзолей султана Селима II - произведение гениального Мимара Синана, мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, которые находятся на небольшой отдельной территории слева от выхода из баптистерия.

Как добраться

Музей Айя-София находится в самом сердце исторической части города - в районе Султанахмет.

Сюда можно доехать на трамвае ветки Т1, которая проложена практически через весь центр и соединяет район Зейтинбурну и Кабаташ.

Вам нужна остановка «Sultanahmet. Blue Mosque» - название еще одной знаменитости, Голубой мечети.

Выйдя из трамвая, вы окажетесь точно напротив мечети, а слева от нее примерно в пятистах метрах находится Айя-София. Ее трудно не заметить.

Время работы

Музей работает:

  • с 15 апреля по 25 октября с 9.00 до 19.00, кассы и вход в музей закрываются в 18.00;
  • с 25 октября по 15 апреля с 9.00 до 17.00, кассы и вход в музей закрываются в 16.00.

Учитывайте, что практически всегда в музей есть очередь как минимум на 15 минут, в туристический сезон можно простоять и час. Рассчитывайте свое время, не откладывайте визит на вечер.

Также имейте в виду, что:

  • с мая 2016 года музей закрыт по понедельникам;
  • вы не сможете посетить музей в первый день Рамадана и в дни проведения Фестивалей Жертвоприношений (Sacrifice Festivals).

Стоимость билетов и способ их покупки

Обычный полный билет стоит около 12 евро или 14 долларов (40 TL).

Студентам льгот нет.

Бесплатно могут пройти:

  • турецкие дети до 18 лет;
  • дети иностранных граждан до 12 лет;
  • граждане Турецкой Республики старше 65 лет;
  • инвалиды и один сопровождающий;
  • солдаты и сержанты;
  • владельцы карт COMOS, UNESCO, ICOM;
  • студенты, обучающиеся в Турции по программам обмена (например, Erasmus) при предъявлении контракта.

Купить билет можно:

Вход на территорию захоронений султанов свободный.

Что посмотреть рядом

Рядом, конечно же, много всего интересного - и Голубая мечеть, и Дворец Топкапы, и Археологический музей, и музей исламского и турецкого искусства, и еще много чего.

Но раз уж в этом тексте речь идет о главной достопримечательности византийского православия, дабы не смешивать все вместе, назову лишь пару тематических мест.

Собор Святой Ирины

Выйдя из Айя-Софии прогуляйтесь в сторону дворца Топкапы, буквально в пяти минутах ходьбы вы увидите еще один собор, который совсем недавно открыли для посетителей.

Это один из старейших храмов Константинополя - Собор Святой Ирины, который после строительства Святой Софии был объединен с нею.

Сейчас там еще вовсю ведутся реставрационные работы, и лично мне очень понравилась идея открытия собора-музея для посещения на раннем этапе его восстановления.

Кучук Айя-София (Малая Святая София)

Я уже писала, что пятью годами раньше начала строительства Святой Софии ее архитекторы Анфимий и Исидор построили храм Великомучеников Сергия и Вакха. Юстиниан его очень любил и пригласил тех же зодчих повторить его образ в более крупном масштабе, поэтому в сходстве соборов нет ничего удивительного.

В период Бейязида II османы превратили храм Сергия и Вакха в мечеть и дали ей название «Кучук Айя-София», что значит «Маленькая Святая София».

Если вы пройдете от музея Айя-София в сторону Голубой мечети, затем будете двигаться вниз в сторону моря,

вы попадете в довольно тихое место. Лично мне здесь очень нравится.

Зайдите во двор, познакомьтесь с его «обитателями».

А потом пройдите внутрь.

Мозаики все еще покрыты штукатуркой, внутреннее убранство скучновато, здесь нет ничего такого, от чего захватывает дух.

Но мне было любопытно сравнить собор с его «младшей сестрой», и впечатления остались довольно интересные. Зайдите, проверьте, это не займет слишком много времени.

Музей мозаики

И, если хотите дополнить художественный образ древнего Константинополя, зайдите в музей византийской мозаики, который находится на месте бывшего Большого Дворца императоров, буквально за Голубой мечетью.

Великолепные византийские мозаики были обнаружены при раскопках Большого Императорского дворца, но это уже другая история...

После музея

Лично я не люблю смешивать впечатления и сваливать их в одну кучу, поэтому после Святой Софии и близлежащих (в первую очередь, тематически) достопримечательностей рекомендую просто неспешно прогуляться.

Если ваша «экскурсия» закончилась у Кучук Айя-Софии, то можно спуститься к морю, пройтись по набережной и заглянуть в один из рыбных ресторанов на пристани Кумкапы. Здесь очень спокойно, народу немного, всегда свежая и вкусная еда, очень приятное обслуживание - независимо от того, закажете ли вы полный обед или просто выпьете чашку кофе, вам уделят одинаково достойное внимание. Цены немного ниже, чем в туристическом центре города.

Если же вы остались около Айя-Софии, то прогуляйтесь вдоль трамвайных путей в сторону Эминёню. Здесь можно поглазеть на витрины маленьких магазинчиков, за 0.9 евро или 3 TL «отвоевать» мороженое (дондурму) у веселого продавца

посмотреть, как готовят манты и гёзлеме турецкие женщины в ресторане Han и соседнем Ela Sofia.

Конечно, вы можете их тут же и отведать. Мы заходили в этот ресторанчик ради интереса. Вкусно? да. Дорого? Да.

Нужно сказать, что здесь поесть бюджетно будет более проблематично, чем у моря, поэтому, если вы голодны, но не хотите тратить много денег и времени, дойдите до пристани Эминёню.

Любители рыбы могут попробовать знаменитый «балык экмек» - рыба в хлебе. Свежевыловленную сардинку обжаривают при вас и кладут в хрустящий хлеб, щедро добавив зеленый салат и лук 0.9 евро (3 TL), а рядом можно купить стаканчик с маринованными овощами за ту же цену.

Если вы не едите рыбу, то вам подойдут любимые стамбульцами «тефтельные» (или «котлетные»?). Здесь все быстро, вкусно, недорого. Такие заведения называются «köftecisi», они бывают подороже, такие, например, как на фото ниже.

Есть и попроще, туда в основном ходят местные жители. Качество еды везде одинаково хорошее.

Если же вы не голодны, замечательным завершением прогулки будет парк Гюльхане. Вход в него (бесплатный) находится сразу за чередой магазинчиков и кафе, мимо которых вы проходили вдоль трамвайных путей.

а можно просто погулять, помечтать, усвоить новые впечатления,

подняться на возвышенность и полюбоваться городом.

Желаю удачи в путешествии!

Есть что добавить?

Просмотров