Подвижная игра льдинки ветер и мороз. Сценарий физкультурного развлечения для детей старшей группы совместно с родителями «Зимние забавы и игры

Страница 2 из 2

«Льдинки, ветер и мороз»

Основные задачи : Учить детей использовать двигательный опыт в новых условиях; учить детей правильно дышать холодным воздухом; закреплять признаки зимы (морозно, идет снег, метели, вьюги); воспитывать у детей интерес к совместным действиям.

Оснащение занятия: маленькие обручи 12-16 шт., удочка по количеству детей, мяч.

Ход занятия

I . Передвижение к месту занятия: ходьба по снегу, скольжение по ледяным дорожкам.

«Дети, поглядите вокруг. Как красиво! Много снега! Какой он пушистый, мягкий, серебристый. Красивая зимой наша спортивная площадка! Хорошо среди белых снегов побегать, поиграть и чистым, морозным воздухом подышать.

Упражнение на дыхание . Вдохните свежий воздух, только носом. Глубже в себя втяните, а ртом – выдохните. Вот так. Повторим несколько раз. (3-4 раза.)

Уж ты, зимушка – зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьет,

Вдоль по улице метет».

Игровое упражнение «Метелица» . Дети становятся друг за другом в полуоборот и берутся за руки. Первыми становится наиболее подготовленный ребенок – он ведущий. Ведущий пробегает между снежными валами, санками, снеговиком – ведет цепочку за собой. Главное – не разомкнуть руки и не задеть за предметы. Воспитатель следит за правильным дыханием детей. (3-5 мин.)

II. ОРУ в кругу:

  1. «Снежинки медленно падают на землю». Поднимать руки вверх медленно опускать вниз. (8-9 раз.).
  2. «Налетел сильный ветер, закружил снежинки». Кружиться в правую (левую) сторону с последующим приседанием. (6-8раз.)
  3. «Деревья гнутся». Раскачивать туловище из стороны в сторону. (6-8 раз.)
  4. «Что делают дети, чтобы согреться?.. А зайцы как греются?.. А птицы как согреваются?..- Прыжки, подскоки, бег на месте и т.д.

Подвижная игра «Два мороза» . Все играющие располагаются на одной стороне площадки. Двое водящих – морозы – стоят, повернувшись лицом к играющим, и говорят:

Мы два брата молодые,

Два мороза удалые.

Я Мороз - Красный нос,

Я Мороз - Синий нос.

Кто из вас решится

В путь - дороженьку пуститься?

Дети дружно отвечают:

Не боимся мы угроз.

И не страшен нам мороз

Дети перебегают на другую сторону площадки, а морозы стараются их заморозить (осалить). Те, кого морозы коснулись, считаются замороженными, т.е. пойманными. После двух перебежек водящие меняются. (3-4 раза.) Правила игры : начинать перебежки только после окончания слов.

Без досок, без топоров

Через реку мост готов.

Мост как синее стекло!

Скользко, весело, светло.

Игровое упражнение «С льдины на льдину» . В две линии в шахматном порядке обозначаются 6-8 кружков (раскладывают обручи) на расстоянии 50 см. один от другого – это льдинки. Дети двумя колоннами прыгают на двух ногах, руки произвольно. Главное, точно приземлиться на льдинку. (2-3 раза.)

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз» . Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки. Правила игры . Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу. В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий бег, быстрый бег, боковой галоп и т.д. (3-4 раза.)

III. Игра малой активности «Заморожу руки, ноги». (С использованием длинной палочки, удочки) . Дети стоят в кругу, вытянув руки вперед, выставив вперед одну ногу. В середине круга водящий с удочкой. Водящий со словами «Заморожу! Заморожу!» пытается задеть удочкой руки или ноги стоящих в кругу. Дети должны быстро убрать руки за спину, приставить ногу к другой ноге. Тот, кого ведущий задел, считается «замороженным». Отмечаются дети, которых не удалось «заморозить». Правила игры : удочку высоко не поднимать; руки и ноги, которые дети убрали, возвращать в исходное положение после того, как водящий с удочкой отойдет к другому игроку.

«Медвежий праздник»

Основные задачи : Развивать у детей двигательную инициативу, силу; расширять кругозор, закреплять представления о национальных праздниках, традициях наших народов; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Оснащение занятия: канат, 2-4 набивных мяча, флажок.

Ход занятия

  1. «В январе коренные народы севера отмечают Медвежий праздник. Медведь у хантов и ненцев считается священным животным. Его не трогают охотники; к нему относятся уважительно, как к старшему брату или отцу. В этот праздничный день встречаются люди с разных селений, устраивают игры и соревнования. Вот и мы сегодня будем вместе с вами отмечать этот замечательный праздник.

Сегодня праздник долог,

Никто не устает.

Сегодня весь поселок

И пляшет и поет. /Р. Ругин./

Медвежий праздник начинается с того, что самые храбрые жители отправляются будить медведя, т.к. в зимнее время медведь спит.

Пойдем и мы к «берлоге» медведя. Дорога к ней не близкая. Придется преодолевать преграды.

- «Идем по глубокому снегу, след в след» - ходьба, высоко поднимая колени.

- «Впереди кочки» - ходьба с перешагиванием через снежные комы.

- «Не заблудись в лесу» - ходьба «змейкой», огибая препятствия, деревья.

- «Надо поторопиться» - бег в умеренном темпе.

II. - Чтобы медведя не бояться мы должны быть сильными и смелыми, а для этого нам надо сделать зарядку.

ОРУ в двух шеренгах.

  1. «Крепкие руки». И.п.: о.с. руки к плечам, кисти сжаты в кулак. 1 – руки в стороны, разжать кулаки. 2- с силой вернуть руки в и.п. (10 раз.)
  2. «Накачаем здоровье». И.п.: ноги на ширине плеч, руки вниз. 1-2- наклон вправо (влево), скользя правой (левой) рукой по бедрам, произнося «ш-ш-ш», правую (левую) руку к подмышке; 3-4 – и.п. Ноги не сгибать и не сдвигать. (4-6 раз.)
  3. «Крепкие ноги». Приседания. (8-10 раз.)
  4. «Мы ловкие». Прыжки на двух ногах с поворотом на 90 град. (2 раза по 20 пр.)

Чтобы ловкость развивать и внимание,

Проведем мы сейчас наши состязания.

Игра-соревнование «Перетягивание каната».

Две команды перетягивают канат. Кто перетянет на свою сторону, тот и выиграл. У каната красной ленточкой отмечена середина, под ленточку кладут гимнастическую палку (чертят линию). Правила : начинать перетягивать только по команде «Начали!». (2-3 раза.)

«А вот и берлога медведя. Кто смелый и сможет медведя разбудить?»

Подвижная игра «Просыпайся, медведь!» (Вариант «У медведя во бору».) На одной стороне площадки находится берлога медведя (круг), на другой стороне (за чертой) – дом детей. Они выходят из дома и идут по направлению к берлоге, приговаривая:

Хватит мишка уже спать -

Мы хотим с тобой играть!

С последним словом медведь выбегает из берлоги и ловит (салит) играющих. Дети стараются убежать в свой дом. После двух перебежек выбирается другой медведь, а пойманные вновь вступают в игру. Правила игры : медведь может ловить играющих только до черты - их «дома», ловить касанием руки.

«После того как медведь просыпался, люди у него просили прощение:

Прости, что приходили

К тебе в тайгу с ружьем.

Прости, что разбудили

Тебя в жилье твоем! /Р. Ругин./

Самый храбрый и сильный из всех жителей надевал костюм или шкуру медведя, и с ним боролись остальные мужчины, изображая победу над грозными силами природы. Как же нам определить самого сильного? (Ответы детей.) Давайте, определим с помощью тяжелых мячей. Кто бросит мяч дальше всех – тот и будет победителем.

Игровое упражнение «Самый сильный!» . Дети становятся в 2-4 колонны (в зависимости от количества набивных мячей). Играющие подходят к черте и выполняют бросок набивного мяча двумя руками из-за головы. Воспитатель отмечает самый дальний бросок флажком. Игра повторяется 2-3 раза. При каждом повторении определяется победитель. Правила игры : бросать мяч только оговоренным способом и от черты.

В конце праздника люди говорили слова благодарности медведю и извинялись за то, что побеспокоили: Медведя мы как брата

За все благодарим.

«Но мы не виноваты» -

Прощаясь, говорим. /Р. Ругин./

III. Ходьба в колоннах за самыми сильными детьми. Дети проходят круг почета, выводят остальных детей со спортивной площадки и ведут в детский сад.

«Веселая масленица»

Основные задачи : Учить детей быстро ориентироваться в пространстве, используя разные варианты двигательных действий, действовать согласовано; расширять кругозор, закреплять представления о быте, основных занятиях и особенностях жизни на Руси; воспитывать интернационализм, коллективизм, уважение к труду.

Оснащение занятия: канат, 2-а обруча, цветные замороженные фигурки, санки, лыжные палки, картонный блин.

Ход занятия

  1. «Сегодня мы с вами встречаем праздник – не простой, а такой, в котором зима лютая встретится с весной красной. Вы знаете, как такой праздник называется?» Дети хором отвечают – «Масленица»! «Кто знает, почему на Масленицу было принято обязательно печь блины? (Дети: « блин по своей форме круглый, он похож на солнце. Считалось, что люди, выпекая блины, таким образом, помогают солнцу горячей припекать, чтобы поскорее пришла весна».)

II. ОРУ в нескольких кругах.

  1. И.п.: стоя лицом в круг, руки сцеплены,

Поднять руки вверх, прогнуться; - и.п. (6-8 раз.)

2. И.п.: стоя спиной в круг, касаясь плечами друг друга, ноги широко расставлены.

Наклониться вперед, постараться коснуться руками земли, колени не сгибать,

И.п. (6-8 раз.)

3. И.п.: стоя лицом в круг, руки сцеплены,

Сесть, удержаться, спина прямая,

И.п. (6-8 раз.)

4. И.п.: стоя друг за другом по кругу, руки на поясе,

Прыжки, продвигаясь по кругу, друг за другом,

По сигналу – смена направления. (20х2 раза.)

Молодцы, ловко у вас получилось выполнить упражнения. Ведь только если действовать сообща, можно достичь успеха.

Раньше на Масленицу не только блины пекли, а еще и вокруг села на санях три раза объезжать – тоже круг рисовать, солнышку помогать.

Игры - эстафеты:

«Гонка на санях». Играющие делятся на две группы. Надо проехать свой маршрут, сидя на санях, но отталкиваясь от снега лыжными палками. Побеждает команда, первая преодолевшая свой маршрут.

«Гонки на трех ногах». Двум игрокам, стоящим рядом, связывают вместе по одной ноге. Пары выстраиваются на линии старта и по команде бегут до ориентира. Побеждает та пара, которая первая пробежала нужный отрезок пути.

А кто из вас, дети, знает поговорки и пословицы про щедрую Масленицу?

Дети (по очереди говорят пословицы и поговорки):

Без пирогов – не именины, а без блинов – не Масленица;

Блин – не клин, живота не расколет;

Пусть первый блин и комом, зато все остальные хороши;

Где блины, там и мы, где оладьи, там и ладно, где с маслом каша, там и место наше.

Подвижная игра «Снежинки и ветер» .

На слова: «Снежинки, прилетайте, по полю полетайте!», дети должны плавно покружиться, словно настоящие снежинки во время снегопада. А на слова: «Снежинки, поспешите, от ветра улетите!» - дети разбегаются в стороны и приседают, чтобы ветер не сдул. (3-4 раза.)

А сейчас новая забава, всем силачам – почет и слава!

Русская потеха, не только с силой, но и со смехом.

Игра «Перетягивание каната» - это старинная русская забава, которая проводилась на всех зимних праздниках с самых незапамятных времен.

III . Игра малой активности « Найди блин». (Вариант игры «Тихо – громко»)

С помощью считалки выбирается водящий, он встает в центр круга и закрывает глаза. Педагог дает одному из детей картонную фигурку блина). Все дети, кроме водящего, знают, у кого находится блин. Когда водящий приближается к нему, дети начинают сильно хлопать в ладоши и топать ногами, когда отдаляется – прекращают топать и хлопают тише. Игра продолжается, пока водящий не найдет блин.

«День рыбака»

Основные задачи : Ознакомить с народными играми и приметами; развивать двигательные способности: скоростно-силовые, координационные; воспитывать сознательное отношение к физкультуре и спорту, уважение к традициям наших народов.

Оснащение занятия: 4 обруча, 4-5 пластмассовых рыбок, 2 кастрюли, 2 большие ложки, большая скакалка,

Ход занятия

I. «В конце марта отмечается ДЕНЬ РЫБАЛОВА – один из любимейших праздников на Руси, так как рыба возвращается к жизни с зимовья. Говорили: «На Алексея с гор вода, а рыба со стану трогается», «Алексей Теплый зиму – зимскую на нет сводит». На улице дети обливались талой водой, дающее здоровье, и трижды восклицали: «Лада!». В русских деревнях устраивали гусиные бои. Если в березах пробуждался сладкий сок, то устраивали праздник березового сока.

Отправимся и мы на этот праздник. А для этого мы должны построиться парами (тройками). А сможете ли вы построиться быстро по сигналу в пары или тройки?

Подвижная игра «Два и три». Дети ходят или бегают врассыпную. На сигнал воспитателя «Два!» образуют пары с любым находящимся рядом ребенком, берутся за руки и бегут к заранее условленному месту (флажку, дереву), где строятся пара за парой в том порядке, в котором подбегают. Если воспитатель скажет «Три!», то дети образуют тройки и затем бегут к месту построения. (3-4 раза.)

II. – Дружно ударились рыбы об лед,

И начался на реке ледоход. /В. Степанов./

Рыбаловы всегда готовятся к предстоящим испытаниям и делают разминку, чтобы подготовить организм к нагрузкам:

  1. И.п.: о.с., руки перед грудью

Выполнить 2 рывковых движения согнутыми руками, развести руки в стороны и 2 рывковых движения прямыми руками,

И.п. (8 раз)

2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки сцеплены сзади в замок

Повороты туловища вправо-влево. (8 раз.)

3. Перенос тяжести тела с одной ноги на другую. И.п.: ноги расставлены,

Присесть на одной ноге, другую прямую ногу отставить в сторону, руки вперед

Перенести тяжесть тела на другую ногу, туловище держать прямо. (6 раз.)

4. Наклоны туловища. И.п.: ноги врозь, руки на пояс,

Поочередно наклонять туловище: вперед- вправо (влево)- назад- влево (вправо). (4-5 раз.)

5. И.п.: о.с.

Круговые движения правой рукой (назад - вверх, резко опустить вперед - вниз). (по 6 раз.)

Всегда, отправляясь в море, рыбаки сверялись с приметами. А вы – то приметы заветные, рыбацкие знаете?

Народные приметы:

Если вечером небо красное будет – жди сильного ветра;

Закипела в море пена – будет ветру перемена;

Если на горизонте видна синева – к хорошим весенним промыслам.

А сейчас посмотрим, чья артель больше рыбы наловит.

Игра «Лови рыбу». Дети встают в круг, у каждого по рыбки (любой предмет) на земле. Движение по кругу, выполняя задания. По сигналу, быстро берем предмет (рыбку). Кому не хватит, выбывает из игры.

Игра «Веселый рыболов».

Я – веселый рыболов, Дети, взявшись за руки,

Ждет меня большой улов, идут по кругу и поют песню.

Берегитесь червячка, Водящий – «рыболов» движется

Не сорваться нам с крючка! Внутри круга противоходом.

Волны плещутся в реке, Дети останавливаются и поднимают и опускают сцепленные руки

Удочку держу в руке, («волны»). «Рыболов» «закидывает удочку», поворачиваясь вокруг

своей оси.

Вот запрыгал поплавок, Дети выполняют «пружинку».

Кто – то клюнул на крючок. С окончанием слов, «рыболов» догоняет детей.

По окончании игры каждый пойманный говорит знакомое ему название рыбы.

В рыболовецкую артель всегда брали рыболовному делу учиться зуйков – робят – подростков. Учили рыбаки зуйков рыбу приманивать приговорками вот такими: «Первый лов – с перьем в рот», «Лов на рыбу – клев на уду» и др. А еще зуйки уху варили. Посмотрим, чьи зуйки быстрее и вкуснее уху сварят.

III. Игра малой активности «Свари уху». Дети стоят в двух колоннах. Рядом с первым участником на полу лежит обруч с 5-6 рыбками, рядом с последним – кастрюля с ложкой. По сигналу дети начинают передавать по одной рыбке друг другу, последний участник опускает их в кастрюлю. Когда последняя рыбка окажется в кастрюле, игрок мешает ложкой «уху» и поднимает ложку («уха» готова). Выигрывает команда, выполнившая задание первой.

«Ворона – вестница весны»

Основные задачи : Развивать двигательные способности: ловкость, быстроту; ознакомить с традициями, фольклорным материалом нашего народа; закреплять представление детей о повадках птиц; воспитывать сплоченность, доброе отношение друг к другу.

Оснащение занятия: цветные ленточки по 2 на каждого ребенка, мяч.

Ход занятия

I. По легенде, как-то давным-давно летела Ворона в северные края. Видит – кругом пусто, холодно, угрюмо. Собралась она тогда с силою и каркнула во все воронье горло. Полетел её призыв над просторами, ожила земля, проснулся человек. Почет Вороне на все века!

А мы сегодня поможем Вороне разбудить природу? (Дети: Да!) Тогда стройтесь друг за другом, и полетели.

Подвижная игра «Просыпайся, природа!». Дети идут (бегут) в колонне. На сигнал воспитателя «Просыпайся природа!» - расходятся (разбегаются) по площадке, размахивая руками и произнося «Кар! Кар! Кар!». По сигналу «Полетели!» - собираются и продолжают ходьбу (бег) в колонне за воспитателем. (3-4 раза.) Правила игры : задания выполнять по сигналам.

Нынче праздник,

Древний праздник.

В гости еду- еду я

Люди чтят вороний праздник,

Люди как одна семья. /Л.Лонгортов./

II. «Люди радуются крику Вороны, приходу Весны. Семь дней веселятся, поют песни, играют в игры, а на седьмой день все семьи собираются вместе и отмечают Вороний праздник. В этот день будят рано: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела, подарочки принесла» И действительно, на ветках ближайших кустов и деревьев висят связки калачей – баранок, символизирующие теплые весенние солнышки, и яркие ленточки – солнечные лучики. Смотрите, и на веточках наших деревьев развешены ленточки. Подходите, подпрыгивайте, снимайте по две. Будем с ленточками танцевать – Весне радоваться». (Можно под музыку, используя переносной магнитофон.)

1. И.п.: о.с., ленты в опущенных руках.

Медленно поднять руки вверх, потряхивая кистями, придавая волнообразное движение лентам,

Сделать два круга одной прямой рукой в боковой плоскости.

То же другой рукой. (5-6 раз.)

2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны.

Повернуться вправо, левой рукой коснуться правой, вернуться в и.п. То же самое в другую сторону. (5-6 раз)

3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вниз

Медленно наклониться вперед прогнувшись, прямые руки вперед, потряхивая кистями рук, придавая лентам волнообразное движение,

Резко выпрямиться, отводя руки назад. (8 раз.)

4. И.п.: о.с., руки внизу - сзади

Присесть, вынести руки вперед, помахать лентами,

Вернуться в и.п.(6-8 раз).

5. Кружение на месте в одну, затем в другую сторону (по 2-3 раза).

Дети складывают ленточки.

«Сегодня мы с вами поиграем в игры, где участвуют Вороны и другие птицы.

А первая игра называется «Хромая ворона»

По жребию выбирается «хромая ворона», остальные играющие – «воробушки». На площадке отмечается «гнездо». «Хромая ворона» уходит в свое «гнездо», где она может стоять на двух ногах.

«Воробушки» стараются выманить «ворону». Они могут бегать у «гнезда», чирикая и пища на разные голоса, дразнить водящего: «Хромая ворона! Карр, карр, воровка!» Как только «ворона» присмотрит себе жертву, она встает на одну ногу, выпрыгивает из «гнезда», старается «запятнать» зазевавшегося «воробья». Если это не удается, она встает на обе ноги, а новая «хромая ворона» спешит в «гнездо». «Ворона» может «запятнать» свою жертву и на обеих ногах, но при этом она не должна выходить из «гнезда». Правила игры: «хромая ворона» должна скакать на одной ноге, на той, на которой выскочила из «гнезда». Если она переменит ногу или коснется второй ногой земли, то должна снова отправиться в «гнездо» и водить сначала. Никто из «воробьев» не имеет права вскакивать в «гнездо» и даже наступать на черту. (4 – 5 раз.).

«Названия каких птиц вы знаете? (Дети отвечают.) Так будут называться наши команды». (Например: воробьи, галки, вороны.)

Вторая игра «Успей перелететь». Дети–воробьи – поднимаются на бревно, дети–вороны – на гимнастическую стенку, дети-галки – на вкопанные колеса, чурки. Когда воспитатель произносит названия двух птиц (воробьи – галки) и считает до пяти, две команды должны поменяться местами. Дети не успевшие занять место на новом предмете, получают штрафное очко - дополнительное движение при перемене мест. (3-4 мин.) Правила игры : Не начинать перебежки, пока воспитатель не начал считать; с лестницы не спрыгивать, а слезать.

«Много опасностей подстерегает птиц. Но самым ловким и внимательным – никакие опасности не страшны».

Третья игра «Охотники и утки». Взявшись за руки, играющие составляют круг. Рассчитавшись на первый-второй, образуют 2 команды: одни – охотники, другие – утки. Охотники остаются на своих местах в кругу, а утки выходят в середину круга. Перед носками стоящих в кругу проводится черта, за которую охотникам переступать нельзя. Охотники перебрасывают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки убегают, увертываются от мяча. Утка, которую задел мяч, считается подстреленной и выходит из круга. Через некоторое время по сигналу воспитателя охотники подсчитывают свои трофеи. Команды меняются ролями. (3-4 мин.) Правила игры : мяч бросать в ноги; если охотник переступил линию – попадание не засчитывается.

II. Игра малой активности «Летает – не летает». Дети берут ленточки в руки и идут в обход площадки. Педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например, самолет, птица, бабочка, жук и т.д., то играющие поднимают руки в стороны (или вверх) делают взмахи ленточками, в противном случае поднимать рук не следует. (2-3 мин.)

«Ай, ай, месяц май!»

(Травник)

Основные задачи : Учить детей использовать навыки основных движений в новых условиях; обогащать двигательный опыт; закрепить признаки весны; воспитывать смелость, инициативу, самостоятельность, сообразительность.

Оснащение занятия: 2 цветные ленточки (синяя, красная), бревно.

Ход занятия

I. В мае интересна связь двух явлений природы. Это наступление похолоданий в пору, когда зацветает черемуха и распускается дуб. То северный – холодный ветер подует, то теплый – южный. Как вы думаете, сможет северный ветер нас заморозить? (Дети: «Нет!») Сейчас мы будем убегать от северного ветра, а южный будет нас размораживать».

Подвижная игра «Северный и южный ветер». Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную – это южный ветер. Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше детей, дотронуться до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в сторону, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т.п.) Южный ветер стремится разморозить детей, так же дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!» Через 2-3 мин. назначают новых водящих, и игра повторяется. (2-3 раза.)

Правила игры : не двигаться с места, пока «Южный ветер» не дотронется рукой и не скажет «Свободен!».

«Не заморозит нас северный ветер потому, что мы не любим стоять на месте: бегаем и прыгаем, делаем зарядку. Поэтому мы не замечаем холода, нам тепло и даже жарко».

ОРУ в движении по кругу.

  1. На каждый шаг рывки руками попеременно левой вверх, правой назад и наоборот (6-8 раз).
  2. Ходьба выпадами вправо, влево (один круг).
  3. На каждый шаг наклоны к ноге, выставленной вперед, и выпрямление туловища (один круг).
  4. Приседания (6-8 раз) в ходьбе. Шаг правой, приставить левую, присесть, выпрямиться.
  5. Прыжки, имитируя прыжки через короткую скакалку в беге (один круг).
  6. Ходьба медленная. Упражнение на дыхание (один круг).

II. - Май – время первых трав, очень нужных домашним животным и полезных для людей. Майские щавель и крапива – радость и украшение любого весеннего стола. Разливаются ручьи, а вода в них холодная. Как нам через ручейки пройти, а ноги не замочить?». (Дети отвечают: «Перейти по мостику, перепрыгнуть».)

Группа делится на две подгруппы.

Первая подгруппа выполняет прыжки с разбега «через ручейки» (обозначенные двумя шнурами, линиями - шириной 80-100 см.). (6-8 раз.)

Вторая подгруппа выполняет ходьбу по бревну , стараясь сохранить равновесие (не упасть в ручей). Задание выполняется поочередно. Требуется страховка воспитателя (особенно, если бревно влажное).

Затем происходит смена движений в подгруппах и начинается.

Подвижная игра «Ручейки и озера» . Игроки стоят в двух колоннах с одинаковым числом играющих в разных частях площадки – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры : бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу. (4-5 раз.)

III. Игра малой активности «Малечена – калечина».

Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова: Малечина – калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До летнего?

После слов «до летнего» дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три…. Десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.

Вариант: для усложнения задания игрокам можно предложить удерживать одновременно две палочки на двух ладонях (на правой и на левой).

Список использованной литературы:

  1. А.И.Фомина. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Пособие для воспитателя подготовительной к школе группы 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.-159 с., ил..
  2. В.Н. Шебеко. «Вариативные физкультурные занятия в детском саду»: старший дошкольный возраст/ Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 100с.
  3. Л.Д.Глазырина «Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст»: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 264 с.
  4. Л.И.Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет».- М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 – 112 с.: ил.
  5. М.Д.Маханева «Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений».- М.:АРКТИ, 1999. – 88 с.
  6. В.Г.Фролов «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке»: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
  7. М.А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников»,М., «Вако», 2007г.
  8. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. Сада/ Сост. А.В.Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.: ил.
  9. М.Ю. Картушина, «Русские народные праздники в д/саду», М.,2006г.
  10. С.Р. Николаева., С.Р. Катышева и др. «Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по госу-му образо-му стандарту», СПб., «Детство – Пресс», 2009.- 304 с.

Светлана Ниденс
Мастер-класс по зимним подвижным играм в подготовительной группе

«Зимняя разминка »

Два притопа, два прихлопа,

Снежные шарики.

Мы играем , мы танцуем,

Рукавички, валенки.

Два притопа, два прихлопа,

Пальчики, зайчики.

Ну-ка, дружно, ну-ка вместе,

Девочки, мальчики!

Подвижная игра "Льдинки - снежинки"

Описание игры

Перед началом игры дети распределяются на подгруппы (команды) с одинаковым количеством участников (минимум 3, образуют круги, запоминают своих товарищей по команде. Затем все встают врассыпную по площадке. Они "льдинки", которые превращаются в "снежинки".

Педагог дает словесные указания и показывает положение, в котором каждый участник команды должен оказаться в своем кругу, чтобы образовать "снежинку". Например : стоя лицом к центру, правую ногу вперед на носок; руки вверх - в стороны и соединить их с руками товарищей.

По команде "Льдинки!" ребята разбегаются и начинают передвигаться по площадке, а педагог произносит слова :

В небе, очень высоко,

Жили - были льдинки.

И мечтали льдинки те,

Как бы стать снежинкой.

Ветер стал им помогать -

По небу гонять, гонять,

Поднимать, опускать,

И кружить, и напевать :

"Дзынь, дзынь, дзынь,

Встречайтесь, льдинки!

Дзынь, дзынь, дзынь,

Слипайтесь, льдинки!"

Льдинки радовались,

Веселились.

И в снежинки превратились.

С окончанием слов команды образуют "снежинки" в заранее указанном (обозначенном) или в любом месте. Выигрывает команда, которая выполнила задание правильно, быстрее другой (других, участники которой соблюдали правила.

Правила игры

1. Выполнять бег по площадке только в медленном или среднем темпе, постоянно меняя направление.

2. При передвижении можно касаться любыми частями тела только участников своей команды.

3. Начинать создание "снежинки" только после окончания слов.

Методические указания

Перед игрой следует напомнить детям, что в природе не существует двух одинаковых снежинок : все они разные, но у всех есть сходство - шесть лучиков. И только в игре может быть иначе.

Исходными могут быть положения стоя, сидя, лежа, а также упоры. Расположение относительно центра - лицом, спиной, боком.

Начинать следует с простых построений, постепенно усложняя расположение и исходные положения.

Усложнение игры

Каждая команда придумывает вариант "снежинки" самостоятельно,

используется любой предыдущий вариант игры, но дети в каждой команде выбирают водящего - основную "льдинку".

Стихотворение может сопровождаться музыкой - "Вальс снежных хлопьев" из балета П. И. Чайковского "Щелкунчик".

Подвижная игра "Летели снежинки"

Описание игры

Перед началом игры дети выбирают водящего - "ловишку снежинок", который встает на одной стороне площадки, остальные дети - "снежинки" - врассыпную.

По команде педагога "Полетели снежинки!" дети разбегаются и начинают перемещаться, имитируя движения снежинок, - кружатся, приседают и др., а "ловишка" сопровождает действия ребят словами (самостоятельно или совместно с педагогом) .

Летели снежинки,

Кружились снежинки,

И тихо на землю

Ложились снежинки.

А ветер их снова

Вверх поднимал,

Затем опускал,

Танцевать заставлял.

Но вдруг он затих,

Утомился, устал.

Дети останавливаются. Затем стихотворение продолжают все вместе :

А мы не устали,

Кричим : "Раз, два, три!"

Лови все снежинки,

Быстрее беги!

Начинается бег с ловлей и увертыванием. После того как будут пойманы 3 - 5 детей, игра останавливается и выбирается следующий водящий.

Правила игры

1. Выполнять бег только в медленном или среднем темпе, постоянно меняя направление.

2. При передвижении стараться не касаться участников игры ("лучики снежинок могут поломаться") .

3. "Ловишка" выбегает со своего места только после окончания слов.

Усложнение игры

В начале игры "ловишку" не выбирают. После слов "лови все снежинки, быстрее беги!" педагог называет имя ребенка.

При проведении игры в морозные дни текст произносит взрослый. Если игра проводится в помещении, слова могут сопровождаться музыкой.

Подвижная игра "Метелица"

Описание игры

Все дети встают друг за другом и берутся за руки. Первым стоит взрослый - он метелица. Метелица медленно пробегает между снежными постройками, валами, санками змейкой или обегает их, ведя за собой.

Правила игры

1. Ребята стараются не разорвать цепочку и не наталкиваясь на предметы.

Эстафеты с санками

Зимние упряжки

Оборудование. Трое санок с верёвками, три флажка одинакового размера.

Описание. Все играющие делятся на три команды, число игроков в которых должно бьть равным и чётным, а внутри команд - на пары. На одинаковом расстоянии от команд в снег втыкаются флажки, по одному напротив каждой команды. У первых пар каждой команды - санки с верёвкой. Один из пары садится на санки, другой берётся за верёвку и по сигналу руководителя везёт партнёра до флажка. На обратном пути играющие меняются местами .

Стартуют представители всех команд одновременно. Вернувшиеся передают санки следующим парам, а сами встают в конец своей колонны.

Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Черепахи

Оборудование. Трое санок.

Описание. Проводятся две черты на расстоянии 8-10 м друг от друга. Это старт и финиш. В соревнованиях участвуют три пары играющих . Каждая пара садится на санки спиной друг к другу. По команде руководителя игроки стараются как можно скорее доехать, на санках до финиша.

Каждая пара игроков передвигает свои сани, отталкиваясь от земли четырьмя ногами одновременно. Согласовать свои действия игрокам очень трудно, так как один из них сидит лицом в сторону движения, а другой - спиной.

Побеждает пара, которая первой доберется до финиша.

Кто кого перетянет

Оборудование. Верёвка длиной 3-4 м, двое санок.

Описание. В игре принимают участие два игрока. На площадке чертится круг диаметром 1 м. Двое саней привязываются к концам верёвки. Верёвку протягивают так, чтобы она проходила через центр круга и сани находились по обе стороны круга на равном от центра расстоянии. Двое играющих садятся на сани лицом друг к другу. Задача каждого из них состоит в том, чтобы втянуть своего противника внутрь круга. Играющие держатся за сани руками и изо всех сил отталкиваются от земли ногами. Браться руками за верёвку не разрешается.

Выигрывает тот, кто смог втянуть санки с противником в круг.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • Систематизировать знания детей о традициях Севера, особенностях жизни коренных народов; Учить детей уважать обычаи и традиции народов Севера, любить свою малую родину;
  • Развивать устойчивый интерес к подвижным играм коренных народностей;
  • В играх развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость.
  • Закреплять умение выполнять коллективные работы по аппликации.

Оформление зала: на центральной стене - диск солнца, изображение полярной совы; чум, олени, серебристые ёлочки

Оборудование:

  • снежинкисзаданиями; 2 - 4 обруча разного цвета;
  • шапочки: солнца, волка; письмо;
  • аудио запись “Песенка эскимоса”, “Мансийская песенка”;
  • презентации: “Животные тайги”, “Наш край”;
  • угощение;

Ход: Ребята, посмотрите, какая красивая снежинка залетела к нам в окно, когда я проветривала зал. Она необычная, оказывается - это письмо, послушайте:

“Здравствуйте, ребята!

Я слышала, что вы умные, ловкие смелые. Поэтому прошу Вас помочь моей внучке Ахните разбудить солнышко. Путь предстоит нелегкий, много испытаний встретите на своем пути. Поторопитесь, а все задания, которые надо выполнять вам подскажут мои подружки – снежинки.

Бабушка Алом.

Ведущий: Ну, что, ребята, не боитесь трудностей?

Тогда в путь. В одну колонну, становись!

На чем же мы отправимся? На чем по тундре ездят ханты и манси?

(ответы детей).

Музыкально-ритмическая композиция

“Песенка эскимоса”

Ведущий: Ой, ребята, что-то холодно стало. Давайте согреемся.

Игра с элементами массажа "В тундре нашей мороз"

В тундре нашей мороз, поглаживать нос от ноздрей к переносице

Ну-ка все потёрли нос!
Ни к чему нам бить баклуши, указательным и большим пальцами
Ну-ка, все взялись за уши! "лепить" уши снизу вверх
Покрутили, повертели,
Вот и уши отлетели, все движения выполняются в соответствии с текстом
Головою покачали!
По коленям постучали!
По плечам похлопали!
А теперь потопали!

Ведущий: Первое испытание мы преодолели. Куда же нам дальше идти?

Звучит мансийская песня

А вот и снежинка.

1 задание: Отгадайте загадки и покажите животных (имитация движений), обитающих в лесах нашего края.

/ Показ картинок: сова, олень, волк, лиса, медведь, белка./

Ведущий: И с этим заданием мы справились.

2 задание: Ребята, как называется жилище коренных жителей Севера? (Ответы детей)

Правильно чум, а из чего он сделан? (Оленьи шкуры)

Ведущий: Дети, послушайте стихотворение про чум:

Связали шест с другим шестом,
Потом ещё с одним шестом,
Покрыв оленьей шкурой.
И вот готов ненецкий дом.
Мы чумом этот дом зовём,
Он дарит нас своим теплом
Зимой суровой, хмурой.

Подвижная игра "Кто быстрее построит чум?"

Инструктор берёт два обруча разного цвета и сообщает каждой команде - у кого, какого цвета "чум" (обруч). Команды должны запомнить свой цвет. Играет музыка, дети разбегаются по залу врассыпную, изображая животных тундры. Инструктор кладёт в разных концах зала обручи. По окончании музыки дети должны найти свой "чум", т.е. встать вокруг обруча и всем соединить руки наверху. Выигрывает та команда, которая быстрее построит "чум".

3 задание: Ребята, какими традиционными промыслами занимаются северные народы (оленеводство, рыболовство, охота)

Северный народ очень ловкий и сильный: любит состязаться между собой. Кто желает попробовать свои силы?

Подвижная игра “Оленьи упряжки”

4 задание: Как называют маму – олениху?

Подвижная игра “Важенка и оленята”

Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

– Бродит в тундре важенка, с нею оленята.

Топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставленья мамины...

Подвижная игра “Льдинка, ветер и мороз”.

Дети встают парами, лицом друг к друг и хлопают в ладоши, приговаривая:

“Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь-дзинь”

На сигнал “Ветер!”. Дети - “льдинки” разбегаются в разные стороны.

На сигнал “Мороз!” дети возвращаются в пары и берутся за руки).

Ведущий: Дети, мы с вами все задания выполнили?

Звучит музыка выходит Ахнита

Ахнита: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что помогли мне вернуться.

А сейчас давайте все вместе разбудим солнышко, без него всем плохо в зимний день.

Подвижная игра "Хейро”

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд-назад и на каждый шаг говорят: "Хейро!". Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и распрямляется (вытягивает руки в стороны).

Ахнита: А еще я хочу вместе с вами выполнить несколько работ, которые украсят ваши группы в детском саду.

/дети выполняют аппликацию - коллективную работу по предложенной теме/

  • 1 картина – “Дары тайги”
  • 2 картина – “Животные тайги”
  • 3 картина – “Наш край”

Ведущий: А теперь все вместе давайте еще раз вспомним все, чем богат наш Ханты-мансийский округ.

Презентация “Наш Ханты-мансийский округ”

Ахнита: Настало время прощаться.

А на прощанье, хочу вам сказать - любите свою малую родину, бережно относитесь к ранимой северной природе и тогда она вас отблагодарит своими щедрыми дарами.

А вас я хочу угостить вкусными пирожками с брусникой.

Надире Банникова
Картотека подвижных игр народов Севера

«Берегись охотника»

Цель : развитие скорости, быстроту реакции, выносливость, координацию движений

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом, но сделать это непросто : участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим.

«Бег с капканом»

Цель :

развитие быстроты, силы ног

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. К правой и левой ноге каждого бегуна привязывают мячи (резиновые мячи в сетках) . Это и будут «капканы» . По команде ведущего игроки бегут до ориентира, обегают его и бегут обратно, передают эстафету. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.

«Бой медвежат»

Цель :

развитие силы, ловкости, координацию движений, внимания, волевых качеств.

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг диаметром 2 метра. В него встают на корточки соперники (медвежата, вытягивают руки вперед ладошками. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

«Бой лосей»

Цель :

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. Чертится круг, в него встают игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста - снять шапку у противника и не дать снять свою. Побеждает та команда, которая снимет больше шапок.

«Быстрый олень»

Цель :

развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости.

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде «на свои места» участники выполняют подскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры.

Загадка :

Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей) .

«Важенка и оленята»

Цель :

развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности.

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи, в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки) . На слова ведущего :

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Топают по лужам

Оленята малые

Терпеливо слушая

Наставленья мамины

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги) . Пойманных оленей волк уводит к себе.

«Гонки на нартах»

Цель :

развитие скорости, выносливости, силы рук, ног, мышц спины

Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Участники делятся на три команды по три человека. Выстраиваются на старте. Один игрок из команды берет нарты за веревку, второй садится на нарты, третий оказывает помощь, толкая нарты сзади или в спину сидящего на нартах. По сигналу ведущего экипажи бегут к ориентиру, огибают его и возвращаются обратно. Побеждает команда, которая придет к финишу первой.

«Звери и птицы»

Цель :

развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка» , игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц» , игроки выполняют прыжки в приседе и т. д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы.

«Льдинки, ветер и мороз»

Цель :

развитие координационных движений, быстроты, находчивости

Участники встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая :

«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят : дзинь, дзинь» Делают хлопок на каждый на каждое слово : вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища.

Хлопают и говорят : «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер» .

На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки.

«Куропатки и ягодки»

Цель :

развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.

Игра проводиться в любое время года. Количество участников не ограничено.

Взявшись за руки, участники образует круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6-8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставными шагами, лёгким бегом) . По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы (поднятые руки вверх) . Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своё гнездо) . Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок.

«Ловля оленей»

Цель :

развитие быстроты, ловкости, координации движений, находчивости.

Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две команды. Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры.

Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но не имеют вырываться из круга, если их замкнут, лучшими игроками считаются те игроки, которые были пойманы последними.

«Гонки на оленях»

Цель : развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание.

Дети бегут парами (первый - олень, второй - каюр) между кочками (кубы, обегают дерево (стойку) и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая первая закончит эстафету.

«Снежный лабиринт»

Цель : развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

Дети надевают на ноги модели снегоступов, на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету

«Олени и пастухи»

Все игроки - олени, на головах у них атри буты, имитирующие оленьи рога. Двое веду щих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет лей) . Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, уверты ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

«Куропатки и охотники»

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги) . На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается : куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

«Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей колонне) . На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера.

Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

«Рыбаки и рыбки»

Па полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

«Здравствуй, догони!»

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря : «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает : «Здравствуй!» Гость говорит : «Догони!» - и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному : важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.

Солнце

(Хейро)

Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, ру­ками делают равномерные взмахи вперед-на­зад и на каждый шаг говорят хейро. Веду­щий - солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры. Все игроки должны уверты­ваться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

Каюр и собаки

Н
а противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети трой­ками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая бы­стрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препят­ствия.

Олени и пастухи

Все игроки - олени, на головах у них атри­буты, имитирующие оленьи рога. Двое веду­щих - пастухи - стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с пет­лей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, ко­торые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, уверты­ваясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно толь­ко по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени ста­раются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Куропатки и охотники

Все играющие - куропатки, трое из них - охотники. Куропатки бегают по полю. Охот­ники сидят за кустами. На сигнал «Охот­ники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продол­жается: куропатки опять летают.

Правила игры . Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: Холодные льдинки, Прозрачные льдинки, Сверкают, звенят Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры . Выигрывают те дети, у ко­торых в кругу оказалось большее число иг­роков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. До­говорившиеся берутся за руки. Менять дви­жения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или бы­стрый бег, боковой галоп и т. д.

Ручейки и озера

Игроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей ко­лонне). На сигнал «Озера!» игроки останавли­ваются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры . Бегать надо друг за дру­гом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

Рыбаки и рыбки

На полу лежит шнур в форме круга - это сеть. В центре круга стоят трое детей - рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы ры­баки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Здравствуй, догони!

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстоя­ние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур - это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает пра­вую руку тому, с кем он стоял в паре, го­воря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!»-и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.

Правила игры. Здороваться можно толь­ко правой рукой. Говорить «Догони» надо за чертой от игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-раз­ному: важно, не торопясь; радостно, впри­прыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т.

Смелые ребята

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Смелые!

Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза).

Кто смелый?

Я/ Я/..

Бегите!


Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегаю­щих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от веду­щего. Ловить за шнуром нельзя.


Нарты-сани

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30-40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее при­бежит и не заденет нарты.

Правила игры . Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Отбивка оленей

Группа играющих находится внутри очер­ченного круга. Выбираются три пастуха, они за кругом - это олени. По сигналу «Раз, два, три - отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он под­считывает отбитых оленей.

Правила игры . Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.



Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие - ев­ражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого буб­на евражки бегают на площадке, на гром­кий удар бубна евражки становятся столби­ком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отме­чают тех игроков, кто отличился большей вы­держкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Бег в снегоступах

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каж­дый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку коман­ды. Победителем считается та команда, ко­торая раньше закончит бег.

Правила игры . Игра проводится по прин­ципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Оленьи упряжки

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой -каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, пере­ходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятст­вия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант . Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вид характерен для бере­говых чукчей.

Важенка и оленята

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое Оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего: Бродит в тундре важенка, С нею - оленята, Объясняет каждому Все, что непонятно... Топают по лужам Оленята малые. Терпеливо слушая Наставления мамины - играющие оленята свободно бегают по тунд­ре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойман­ного олененка волк уводит с собой.

Правила игры . Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ло­вить только по сигналу и только вне до­мика.

На новое стойбище

Играющие становятся парами. В паре один -олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последова­тельности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность со­храняется и после привала.

Перетягивание каната

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три - начни!» каждая команда старается перетянуть сопер­ника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике олене­водов.

Правила игры. Начинать перетягива­ние каната можно только по сигналу. Ко­манда, перешагнувшая черту, считается по­бежденной.

Волк и олени

Из числа играющих выбирается волк, осталь­ные-олени. На одном конце площадки очер­чивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (кос­нуться). Пойманного волк отводит к себе.

Правила игры. Выбегать из круга мож­но только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это бе­лый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. По­лучивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

Правила игры . Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Солнце

Играющие становятся в круг. Выбирают солн­це. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает: Нянь-нянь (хлеб), Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие - нянь-нянь - берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуют­ся две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, ко­торые придумали наиболее интересные фигуры.

Рыбаки

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами

Правила игры . Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

Ледяные палочки

(Сюлы)

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Не­сколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и стано­вится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, про­пуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры . Сюлы должна лететь толь­ко в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Тройной прыжок

На снегу проводится черта, играющие стано­вятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого пры­гают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.

Охота на волка

Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он дол­жен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка сле­дует с заданного расстояния.

Охота на куропаток

Дети изображают куропаток. Они разме­щаются на той стороне площадки - тундры, где имеются пособия, на которые можно вле­зать (вышки, скамейки, стенки и т. .п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобнов­ляется.

Правила игры . Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ло­вить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

Ловкий оленевод

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Пооче­редно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим счи­тается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры . Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Нанайская борьба

Играют парами на мате или на ковре. Играю­щие берут друг друга за плечи и борются, стараясь положить соперника на спину. Вы­игрывает тот, кто достиг цели, уложил про­тивника на лопатки.

Правила игры. Бороться можно только на мате или ковре, не сходя с него. Нельзя допускать грубых действий.

Борьба на палке

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Дер­жась за палку двумя руками и упираясь ступ­нями ног о ступни другого, начинают пере­тягивать друг друга. Выигрывает тот, кто пере­тянет соперника за черту.

Правила игры . Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять по­ложения ступней ног.

Успей поймать!

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Веду­щий подбрасывает мяч вверх. Если мяч пой­мают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девоч­кам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры . Передавая мяч, нельзя ка­саться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.







Просмотров