От тракториста до прокурора. Распутин: жизнь и смерть

Недавно по первому каналу ТВ был показан сериал режиссера Андрея Малюкова о Григории Распутине. В основе сценария, над которым начинал работать ныне покойный Эдуард Володарский, отчеты реального следователя – В. М. Руднева, который после ареста Царской Семьи по поручению Временного правительства занимался расследованием материалов внешней и внутренней политики Царского правительства. Естественно, с целью найти хоть какой-либо компромат. Он знал, чего от него ожидают, и сам первоначально был настроен против Ц. С.

Рудневым были рассмотрены и разобраны архивы Зимнего дворца, Царскосельского и Петергофского дворцов, личная переписка Государя, Императрицы, некоторых Великих Князей и др. высокопоставленных лиц. Этот честный человек вошел в историю тем, что в результате расследования не побоялся сказал о Государе: «Чист, как кристалл», и о Государыне: «Чиста, как кристалл».

Помимо того, особое внимание следователя было обращено на взаимоотношения Царской Семьи с Г. Е. Распутиным и А. А. Вырубовой. Много наслышавшись о влиянии Вырубовой при дворе, об отношении ее с Распутиным, перед допросом Руднев был настроен к ней враждебно. Когда же 33-летняя калека-Вырубова вошла под конвоем двух солдат, его «сразу поразило особое выражение ее глаз: выражение это было полно неземной кротости». После бесед это впечатление подтвердилось…

Отчетами именно этого следователя пользовался сценарист фильма. Именно он стал прообразом введенного в фильм вымышленного персонажа – следователя Генрих Свиттена, который по заданию Керенского ведет расследование по делу Распутина. Разумеется, с целью подтвердить уже созданный и «раскрученный» демонический образ Гришки Распутина.

После просмотра первых серий впечатление о фильме сложилось самое благоприятное. Умный и добросовестный следователь использует поручение Керенского, чтобы честно разобраться в личности и поведении недавно убитого одиозного Распутина. Едет в Сибирь, к нему на родину, спокойно, непредвзято проверяет версии-штампы о Гришке-конокраде, убийце, сектанте-хлыстовце… Но оказывается, что ни одна версия не доказана, все весьма противоречиво. У зрителя же складывается впечатление, что Распутин был скорее оклеветан и оболган. Что в действительности так и было. Логика расследования первых серий была настолько тщательной и убедительной, быт дореволюционной зажиточной Сибири так органичен, что возникла надежда, что и весь фильм продержится на этой ноте. Актерский состав, заявленный в этих сериях – безупречен. Следователь Свиттен (Андрей Смоляков) сразу же подкупает своим умом, честностью и даже каким-то особым видением человека, с которым он беседует. Так, во время допроса он рисует своего собеседника. Прекрасный режиссерский ход. Сибирский уездный пристав (отличная игра К. Воробьева), который верой и правдой и всем своим разумением служил Царю и отечеству, тоже не торопится оговорить Гришку… Наконец, Владимир Машков в роли Распутина – это не просто стопроцентное попадание. Машков уже в процессе игры не только проживает, но все время вживается и постигает, постигает этот образ. Как актер, выполнивший задумку авторов фильма, В. Машков за эту роль заслуживает пятерки с плюсом. Проблема с видением реального образа… Но при соответствующем сценарии В. Машков сделал бы и больше.

Быка за рога

Накануне отъезда в Петерббург Распутин – такой ход называется «быка за рога» - показан нам как провидец и чудотворец. Причем, чудеса он творит постоянно и как-то концентрированно. Происходит даже перебор, то есть авторы приписывают ему прозрения, в которых он что называется не повинен. В частности с Анной Вырубовой (об этом – ниже). А отсюда – пошло, пошло, пошло… То есть, с приездом Распутина в Пб. началось КИНО, создание образа и образов. Даже безупречный следователь Свиттен как-то поблек. Но В. Машков по-прежнему настолько убедителен, что неподготовленный зритель уверен: вот такой он и был, вот так и было!

Автор художественного произведения, в том числе и на историческую тему, имеет право на вымысел, на домысливание, то есть некоторое художественное конструирование. Но проблема в том, что Царская тема в нашей истории – дело очень уж особое, сокровенное, еще далеко не постигнутое. Большевики и разного рода «анти» до них оболгали, исказили, оклеветали здесь все, что можно и не можно. Черное тщательно оклеили белым. Белое густо утыкано черными иглами. Поэтому честному, патриотичному автору, во-первых, следовало бы поступиться своим правом на художественный вымысел и постараться, сколь возможно, следовать исторической правде. В том числе – в мелочах. Иначе есть опасность повторить старые легенды. Что, увы, так и произошло.

Итак, в чем суть самой распространенной легенды? Распутин и Вырубова внедрились в Царскую Семью, полностью подчинили ее себе. Политику государства Российского вершили интриганка Вырубова, подчинившая себе императрицу, и темный колдун и развратник Гришка Распутин. Во дворце устраивались оргии с участием Вырубовой, Императрицы и Распутина. Даже Наследник был рожден от Распутина. То есть темная сила подчинила себе и поглотила несчастную слабую и никчемную Царскую Семью. Конечно Ц. С. – жертва, но по слабости своей достойная того. И жалеть не о чем.

Если внимательно посмотреть фильм, приходится сделать вывод, что эта большевистская легенда в целом сохранена. Отличие только в том, что главные действующие лица – Анна Вырубова и Григорий Распутин представлены на этот раз белыми и пушистыми. Они обелены, очищены и облагорожены, сколь это возможно. Даже вопреки исторической правде. Это не просто искренние верноподданные, но люди, всю свою жизнь положившие на то, чтобы послужить, помочь, сохранить… Но опять же - слабую, никчемную и безвольную Ц. С. Соответственно, Император, Императрица, и вся Ц. С. – принижены еще больше. Ну совсем никудышние… Одно дело, Ц.С. попалась в сети «темных сил», которые своими чарами лишили их собственной воли. В этом случае их и соотвественно погибшую Россию можно пожалеть. Другое дело, что это были совсем не темные силы, а люди любящие, умные, тонкие, проникновенно жертвующие собой, старающиеся хоть чуть-чуть научить уму-разуму эту (по-прежнему) никчемную Ц. С.

Более всего на эту легенду работает образ Анны Вырубовой. (Екатерина Климова здесь заявила себя как актриса, способная играть роль аристократки, что в нашем кино стало редкостью. Сценарную задумку она выполнила прекрасно). По фильму она знакомится с Распутиным где-то в Сибири, будучи замужем (а замужем она была всего год - с 1907 по 1908 г.). По приезде в Пб. Анна поселяет Распутина в своей квартире и сразу привозит к Императрице, которая в первый же момент встречи «западает» на него и тут же решает: «Завтра представим его Ники…». Назавтра «с Ники» - все еще проще. Вырубова объясняет (!) Царю, ЧТО это за человек. А «этот человек» тут же начинает поучать Царя. То есть перед нами умная, красивая, предприимчивая женщина, руководящая и Императрицей, и (вместе с ней) Государем и вообще – ситуацией. Все данные для того, чтобы представить ту самую «интриганку», которая вместе с Распутиным заправляет Ц. С. и, как следствие, государственной политикой.

На деле же… Царской чете Распутин был представлен в 1905 г. В. К. Милицей Николаевной. Только через год, когда Анна (тогда еще девица Танеева) собиралась выходить замуж за лейтенанта Вырубова, та же В. К. Милица Ник. познакомила ее с Распутиным. Предварительно серьезно подготовив 22-летнюю девушку «через чтение франц. оккультной литературы». Практически Анна просила его благословения на брак. Но Распутин не предупредил, что она собирается выходить замуж за импотента-извращенца. Сказал только (это в воспоминаниях Вырубовой), что «путь жизни не усеян розами, но страданиями душа совершенствуется». То есть – дипломатично и обтекаемо ушел от ответа. В фильме же, как мы видим, Анна знакомится с Распутиным в Сибири, уже будучи замужем. И здесь мы слышим придуманное авторами пророчество «старца»: он называет Анну «девой» и советует поскорее уйти от мужа, пока он не забил ее до смерти. Анна действительно ушла от мужа после таковых побоев. Но это «пророчество», как говориться уже - «пост-фактум».

Когда следователь В. М. Руднев во время допросов-дознаний познакомился с Вырубовой, находящейся в Петропавловской крепости, он сделал такое заключение

В силу своих индивидуальных качеств она не могла иметь абсолютно никакого влияния не только на внешнюю, но и на внутреннюю политику Государства (чисто женское отношение ко всем политическим событиям; словоохотливость и даже болтливость, полное неумение хранить секреты. Даже себе во вред.).

Детально изучив жизнь Царской семьи и уяснив себе облик Императрицы, Руднев отмечает: «неглубокий ум Вырубовой и чисто философский склад ума Императрицы…» И далее: Влияния Вырубовой на Императрицу не могло быть: слишком большой был перевес умственных и волевых данных Императрицы над умственно ограниченной, но беззаветно преданной и горячо любящей сначала фрейлиной, затем подругой и домашним человеком Вырубовой. Это отношения матери к дочери – не более того. Анна была на девять лет моложе Императрицы. Сильное связывающее звено – религиозное чувство, которое привело их к трагическому поклонению личности Распутина.

Эти слова взяты из заключения Руднева. В фильме же мы видим как раз перевес умственных и волевых качеств Вырубовой (Климовой) над расслабленной и находящейся в какой-то прострации Императрицей (И. Дапкунайте).

В это же время, обследовавший Анну д-р Манухин, заключил, что она – девственница. И соответственно клевета на нее, а главное через нее на Ц. С., предстала перед ним во всей своей чудовищности…

Итак, Вырубова - это искренне преданная Ц. С., горячо любящая, год терпевшая побои неполноценного мужа, оклеветанная сверх всякой меры женщина небольшого ума, как сейчас сказали бы – простушка…

В фильме же Анна, замужняя женщина 22-х лет, привозит Распутина в Пб., смело селит на своей квартире (где в это время ее муж – непонятно). Неоднократно режиссер показывает Анну и Распутина в такой близости, что в большевистской легенде сомневаться и не приходится. И вообще Анна смело и уверенно управляет ситуацией. Захотела – стала жить со «старцем» в одной квартире, захотела – поехала с ним в одном поезде к нему на родину… а затем горделиво наставляет жену Распутина, что она-де – фрейлина Императрицы, а отношение к ней здесь – несоответственное! И горделиво – уезжает. Здесь ложь все – от фактов до психологии, от психологии до фактов.

В действительности Анна, будучи как домашний человек Ц. С. в благоговейном подчинении у Императрицы, никогда не посмела бы этого сделать. Она была в с. Покровское дважды со светскими дамами по поручению Императрицы. Ей было поручено увидеть все своими глазами и проверить слухи о жизни Распутина. Последний раз в 1915 г. Анна, уже калекой, ездила в сопровождении не только «дам», но своего санитара. Это информация для тех интернет-рецензентов, которые надеются и даже уверены, что увидели наконец с экрана – правду…

Дело даже не в том, что простодушную, добрую, бесхитростно преданную Ц. С. калеку-Вырубову полюбить с экрана сложнее, чем умную и красивую Климову, изящно и даже кокетливо опирающуюся на палочку… Чтобы принять такую Вырубову, нужно иначе выстраивать приоритетный ряд...

Еще сложнее говорить - об образе Распутина.

Блистательная игра Владимира Машкова здесь, увы, не в помощь. Машков играет, что поет, человека, себе не принадлежащего, постоянно, ежеминутно Богом ведомого, всем помогающего, все знающего… И даже не отдающего себе в этом отчета. Ангел небесный, по необходимости иногда касающийся земли. Как только Анна вводит его к Императрице, он тут же – во вдохновенной миссии спасителя – приступает к Императрице, берет в свои руки ее лицо (!). И весь его вид говорит: «Все. Все, ребятки! Хороший дядя пришел… Я теперь все сделаю. Плохое - ушло. Теперь все будет хорошо. Вы только слушайтесь!». И Императрица, блаженно улыбаясь, впадает в прострацию: «Он…». Ну чем не аргумент в копилку большевистской легенды?

Распутин действительно помогал Наследнику – и непосредственно и даже по телефону. Но, молясь, он никогда даже не прикасался к ребенку, чему масса свидетельств.

Далее мы видим Распутина, для которого двери Царского дворца всегда открыты настежь. Чего стоит его эффектная реплика: «Еду во дворец!». Иначе говоря: пора, пора им сделать втык, ничего ведь не соображают… И все это на фоне его постоянных благодеяний страждущим и чудотворений, чудотворений, чудотворений... Божий человек!

Реальная Анна Вырубова, всю жизнь на службе Ц. С., в своих воспоминаниях призывает хотя бы прислушаться к фактам.

…Во всех книгах говорится о влиянии Распутина на государственные дела, утверждают, что Распутин всегда находился при Их Величествах. Скажу на это лишь то, что каждый шаг Распутина (со времени его знакомства с Их Величествами до его убийства в юсуповском доме) – записывался полицией.

У Их Величеств было три рода охраны: дворцовая полиция, конвой и сводный полк. Всем этим заведовал дворцовый комендант. Последним до 1917 г. был генерал Воейков. Никто не мог быть принятым Их Величествами или даже подойти ко Дворцу без ведома Дворцовой полиции. Солдаты Сводного полка на главных постах вели точную запись лиц, проходивших и проезжавших мимо. Затем, сообщали по телефону дежурному офицеру сводного полка о каждом человеке, проходившем во Дворец. Каждый шаг их Величеств записывался.

Если Государыня заказывала экипаж к известному часу,- камердинер передавал об этом в конюшню. Об этом тут же докладывали Дворцовому коменданту, который передавал приказание всей полиции – быть начеку, что-де экипаж заказал к 2-м часам.

Стоило Государыне где-либо остановиться или поговорить со знакомыми, этих несчастных тут же обступала полиция, спрашивая фамилию и повод разговора в Государыней. Она ненавидела эту «охрану», называла ее «шпионажем», но была безсильна изменить однажды заведенные порядки.

Если я говорю «Распутин приезжал во Дворец 2 или 3 раза в год, в последнее время 4 или 5 раз в год» – это можно проверить по записям полицейских книг. В 1916 г. Государь видел Распутина 2 раза. Ошибка, что они делали прием Распутина тайной. Проводили Распутина «боковым ходом по маленькой лестнице», но все равно через 40 постов полиции с соответствующими записями. Эта часовая беседа наделывала на год шума среди придворных. Секретов при Дворце не существовало. Принимали его – вечером, но не из-за тайны, но потому, что в то время был свободен Государь.

Алексей Николаевич приходил до сна в голубом халатике посидеть с родителями и повидать Григория Ефимовича. Все они по русскому обычаю 3 раза целовались и садились беседовать. Он им рассказывал про Сибирь, про нужды крестьян, о своих странствованиях. Они – о здоровье Наследника и важном в ту минуту. Он оставлял Их Величества успокоенными и радостными.

Их Величествам приносили все эти газетные статьи о Распутине, ответ был один: «Его ненавидят, потому что мы его любим».

А после этого еще раз вслушаемся в эффектно сказанную Машковым-Распутиным фразу: «Еду во дворец!»…

А почему бы, зададимся наивным вопросом, Царской чете и не иметь этого вполне невинного пристрастия – вечерних бесед с мистически настроенным крестьянином? Кто вправе делать такой упрек Царю? Известно, что предок его Александр I любил вести мистические беседы с известной предсказательницей … И никому не приходило в голову ставить такой упрек Царю. Потому что дело не в Распутине, а в искусно разыгранной карте Распутина.

Есть в фильме даже намек на святость Распутина. Когда следователь Генрих Иванович Свиттен недоумевает, как предсказатель не сумел предвидеть и соответственно избежать рокового покушения, мы слышим слова жены Распутина: «Кто убил Сына Божия, все знают, а вот почему он на это сам пошел, никто не знает…».

Логика раскрытия образа Распутина в фильме, об этом уже шла речь выше, такова: все недоказанные и спорные ситуации трактуются – в его пользу. Презумпция невиновности. Все это более чем приемлемо, но до тех пор, до тех границ, пока такая позиция не бросает явную тень на других. Я не говорю о Ц. С., Наследнике, даже внешние образы которых искажены и принижены до карикатурности. Это слишком больно. Возьмем образ Столыпина, нашего несравненного премьера, о котором даже кайзер Вильгельм сказал, что он был несомненно выше Бисмарка. В. В. Розанов в посмертной статье сказал о нем: «На Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека».

Так вот, это самое «грязное пятно» положили на личность Столыпина авторы фильма. Они запятнали его черной неблагодарностью в отношении Распутина. Последний-де поднял на ноги 15-летнюю дочь Столыпина Наташу (после взрыва на Аптекарском острове), а премьер с ненавистью изгоняет его из Пб…

Приведем факты. Только факты.

Известно, что после взрыва на Аптекарском острове дачи и одновременно офиса премьера в августе 1906 г. Столыпин, по просьбе Императора Николая II, принял «старца» в Зимнем дворце, где проживал тогда с семьей. Сохранившееся письмо Государя позволяет увидеть обстоятельства, при которых это произошло.

«Петр Аркадьевич! На днях я принял крестьянина Тобольской губернии Григория Распутина, который поднес мне икону. Он произвел на Ее Величество и на меня замечательно сильное впечатление, так что вместо пяти минут разговор с ним длился более часа. Он в скором времени уезжает на родину. У него сильное желание повидать вас и благословить вашу больную дочь иконою (выделено мною – С. К.). Очень надеюсь, что вы найдете минутку принять его на этой неделе.

Как писал сын реформатора Аркадий Петрович Столыпин, Распутин был принял премьером в Зимнем дворце, где тогда проживало его семейство. Пробыл всего несколько минут, впечатления не произвел и больше не приглашался». Внук премьера – Дмитрий Аркадьевич Столыпин пишет об этом так: «По просьбе Государя и Государыни Наталью (раненую дочь премьера) навестил Распутин, с чем мой дед очень неохотно согласился. Следующий его визит, на этот раз к моему отцу, не состоялся. Наверное моему деду удалось с большой дипломатией избежать этого визита».

В этой ситуации доказательно только то, что Распутин стремился попасть в окружение знаменитого премьера. Сведения же о том, что «Распутин навестил больную дочь Столыпина», некоторое общее место в нашей публицистической литературе… Только. То, что Распутин поднял девочку своими молитвами – слышим впервые.

Но за свое явное и однозначное неприятие «старца» премьер Столыпин был удостоен авторами фильма – этого самого «грязного пятна» неблагодарности и очень неприятного внешнего образа.

В целом приходится признать, что вышеназванный фильм Андрея Малюкова – это новое прочтение старой большевистской легенды.

В заключение несколько слов о Царственной чете, которых авторы фильма опустили до предельной никчемности... Что, впрочем, также согласуется с легендой.

Конечно, мы не знаем Их. Мы не знаем Их жизни. Но боль за Их трагическую жертвенную кончину, которая черным пятном лежит на нашей совести, могла бы родить и другие образы. Однажды на Царских Днях в Екатеринбурге, кажется в 2005 году, мне пришлось видеть некое театрализованное представление. Жизнь Царской Семьи как некое действо происходила за прозрачной белой завесой, кисеёй. То есть - от нас сокрытая. И не понять: жизнь это, или мечта о жизни? А может быть - сон?

Все происходило, будто в замедленном кино. Дети качаются на высоких качелях, Родители сидят в креслах, улыбаются друг другу и детским играм... Девочки бросают друг другу мяч, но летит он как-то медленно… Эхом слышится смех… Отдаленные звуки музыки. Все одеты в белое… Чуть поодаль на веранде с ажурной резьбой накрывают стол… И все пространство там, за завесой, пронизано каким-то необыкновенным светом… Мы же, сидящие во тьме зрительного зала, напряженно и тщетно всматриваемся в эту Тайну, пытаясь постичь сокрытую от нас Жизнь в Свете.

Сильнейшее впечатление. К тому же, верный и честный режиссерский ход: мы не знаем Их жизни, знаем только что в отличие от нашей жизни, она – в Свете. Когда Анна Вырубова просила Распутина помолиться о том, чтобы ей всю жизнь служить Их Величествам, она уже тогда различала Свет, исходящий от их жизни. Ей очень хотелось быть поближе к этому Свету. Вплоть до своей кончины в 80 лет она носила в волосах черную ленту, знак фрейлины Императрицы.

Вопрос:

Сейчас для меня очевидно, насколько лживы и безграмотны произведения советского времени о царе Николае II и его семье (роман В.Пикуля, книга М.К. Касвинова, фильм «Агония» Э.Климова и др.). Фальшивые стереотипы «въелись» в сознание. Как от них освободиться?

Аркадий

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

По мере того, как растет число архивных публикаций и воспоминаний людей, близко знавших царя Николая II и его семью, изумляешься той чистоте, которую они сохранили среди нравственного неблагополучия общества, в котором уже появились явные признаки приближающейся катастрофы.

Царской семье выпал особый крест – годами терпеть изощренную и злонамеренную клевету. В распространении ее участвовали все, кто питал ненависть к Церкви, Православию и христианской государственности. Если вспомним, что греческое слово «дьявол» (diabolos) переводится – «клеветник, ненавистник», то станут понятны глубинные причины этой борьбы. Поэтому слово Божие относит клевету к тяжким грехам (Рим. 1, 30; 2 Тим. 3, 3). Ложь, в силу своей демонической природы, обладает изощренно-парадоксальной логикой. Она чаще всего пытается проявить активность именно в той области, где человек наиболее безупречен. Чистоту и целомудренность жизни этой необыкновенно дружной семьи нам ярко и полно открывают их письма, документы и воспоминания людей, ежедневно общавшихся с ними. Мы никогда до конца не сможем узнать, сколько нравственных терзаний пережила семья, про которую все революционеры, либералы и вообще все, зараженные ненавистью к христианству и традиционным ценностям, утверждали, что Двор представляет собой гнездо разврата, «царица живет с Распутиным, Вырубова живет с Распутиным и одновременно является любовницей царя». Прошу простить, что прикоснулся к этом грязным вымыслам, но без этого невозможно показать «технологию лжи».

Уже в марте 1917 года Временное правительство учредило специальную следственную комиссию по изучению жизни императорского двора. В нее входил Владимир Михайлович Руднев. Сам он в записке пишет следующее: «Состоя Товарищем Прокурора Екатеринославскиго Окружного Суда, 11-.го марта 1917 г., ордером Министра Юстиции Керенского, я был командирован в Петроград, а Чрезвычайную Следственную Комиссию по расследованию злоупотреблений бывших Министров, Главноуправляющих и других высших должностных лиц. В Петрограде, работая в этой Комиссии, я получил специальное поручение обследовать источник «безответственных» влияний при Дворе, причем этому отделу Комиссии было присвоено наименование: «Обследование деятельности темных сил». Занятия Комиссии продолжались до последних чисел августа 1917 г., когда я подал рапорт об отчислении ввиду попыток со стороны председателя Комиссии прис. пов. Муравьева побудить меня на явно пристрастные действия. Мне, как лицу, командированному с правами Судебного Следователя, было предоставлено производство выемок, осмотров, допрос свидетелей и т. д. В целях всестороннего и беспристрастного освещения деятельности всех лиц, относительно которых в периодической печати и обществе составилось представление, как о людях, имевших исключительное влияние на направление внутренней и внешней политики, мною были разобраны и осмотрены архивы Зимнего Дворца, Царскосельского и Петергофского Дворцов, а ровно и личная переписка Государя, Императрицы, некоторых Великих Князей, а также и переписка, отобранная при обыске у епископа Варнавы, графини С. С. Игнатьевой, доктора Бадмаева, В. И. Воейкова и других высокопоставленных лиц. При производстве расследования было обращено особое внимание на личность и характер деятельности Г. Е. Распутина и А. А. Вырубовой, также и на отношение Царской Семьи к Германской Императорской Фамилии».

Что же показало следствие? Анна Вырубова была девственницей. В браке, ввиду болезни мужа, жила в воздержании от плотских отношений. В отчете В. М. Руднева читаем: «При дальнейшем производстве следствия эти объяснения Г-жи Танеевой о болезни супруга ее дочери [А. Вырубовой] нашли свое полное подтверждение в данных медицинского освидетельствования Г-жи Вырубовой, произведенного в мае 1917 г. по распоряжению Чрезвычайной Следственной Комиссии: данные эти установили с полной несомненностью, что Г-жа Вырубова девственница». Это подтверждается и другими источниками. Генерал А.И. Спиридович писал: «Было распространено мнение, будто бы они были в близких интимных отношениях. Так говорили кругом. И тем более я был поражен, когда лейб-хирург Федоров сказал мне, что, делая медицинское исследование госпожи Вырубовой еще с одним профессором вследствие перелома бедра, они неожиданно убедились, что она девственница. Больная подтвердила им это и дала кое-какие разъяснения относительно своей супружеской жизни с Вырубовым, с которым она была разведена» (А. И. Спиридович. Великая война и Февральская революция. Книга I, гл.16). Самое страшное, что клевета, порочащая царскую семью и Вырубову, была воспринята почти всеми слоями общества. Это видно из записки В. М. Руднева: «Мои предположения о нравственных качествах Г-жи Вырубовой, вынесенные из продолжительных бесед с нею в Петропавловской крепости, в арестном помещении, и, наконец, в Зимнем Дворце, куда она являлась по моим вызовам, вполне подтверждались проявлением ею чисто христианского всепрощения в отношении тех, от кого ей много пришлось пережить в стенах Петропавловской крепости. И здесь необходимо отметить, что об этих издевательствах над Г-жой Вырубовой со стороны крепостной стражи я узнал не от нее, а от Г-жи Танеевой; только лишь после этого Г-жа Вырубова подтвердила все сказанное матерью, с удивительным спокойствием и незлобивостью, заявив, «они не виноваты, не ведают бо, что творят». По правде сказать, эти печальные эпизоды издевательства над личностью Вырубовой тюремной стражи, выражавшиеся в форме плевания в лицо, снимания с нее одежды и белья, сопровождаемого битьем по лицу и по другим частям тела больной, еле двигавшейся на костылях женщины, и угроз лишить жизни «наложницу Государя и Григория», побудили Следственную Комиссию перевести Г-жу Вырубову в арестное помещение при бывшем Губернском Жандармском Управлении». Следователь комиссии В.М. Руднев пришёл также к выводу о полной несостоятельности сплетен об интимных похождениях Г. Распутина во дворце.

От фальшивых стереотипов избавляться тяжело. Горы лжи будут разгребаться медленно. На это уйдет еще много десятилетий. В последние годы изданы замечательные дневники и письма царицы-мученицы. От них веет благоуханием истинной чистоты. В наше время, когда семья оказалась буквально раздавлена пороками нашего больного общества, очень назидательно и полезно читать и перечитывать эти документы.

Из записок Императрицы:

– Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве.

– Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах; вина в людях, которые ими соединены.

– После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене, а у жены – по отношению к мужу. Они двое должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

– День свадьбы нужно помнить всегда и выделять его особо среди других важных дат жизни. Это день, свет которого до конца жизни будет освещать все другие дни. Радость от заключения брака не бурная, а глубокая и спокойная. Над брачным алтарем, когда соединяются руки и произносятся святые обеты, склоняются ангелы и тихо поют свои песни, а потом они осеняют счастливую пару своими крыльями, когда начинается их совместный жизненный путь.

– Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.

– Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь – это совершенное самоотречение.

– Первым требованием к жене является верность, верность в самом широком смысле. Сердце ее мужа должно ей доверяться без опаски. Абсолютное доверие – это основа верной любви. Тень сомнения разрушает гармонию семейной жизни. Верная жена своим характером и поведением доказывает, что она достойна доверия мужа. Он уверен в ее любви, он знает, что ее сердце неизменно предано ему. Он знает, что она искренне поддерживает его интересы. Очень важно, что муж может доверить своей верной жене ведение всех домашних дел, зная, что все будет в порядке. Мотовство и экстравагантность жен разрушили счастье многих семейных пар.

– Надо, чтобы руки мужа, вдохновленные любовью, умели делать все. Надо, чтобы у каждого любящего мужа было большое сердце. Многие страждущие должны найти помощь в настоящей семье. Каждый муж жены-христианки должен объединиться с ней в любви ко Христу. Из любви к ней он пройдет через испытания в вере. Разделяя ее жизнь, наполненную верой и молитвами, он и свою жизнь свяжет с Небом. Объединенные на земле общей верой во Христа, переплавляя свою взаимную любовь в любовь к Богу, они будут вечно соединены и на Небе.

Ровно 90 лет назад Императрице Александре и всей Царственной семье было послано великое испытание, которое они встретили со святым христианским смирением. Ее чистое материнское сердце предчувствовало это. Еще будучи царицей, она записала в дневнике: «О, пусть Бог поможет каждой матери понять величие и славу предстоящего ей труда, когда она держит у своей груди младенца, которого ей нужно вынянчить и воспитать. Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог».

Года четыре назад Эдуард Володарский дал мне почитать первый вариант «Распутина». И у нас с продюсером «Марс Медиа» Рубеном Дишдишяном состоялся разговор, во время которого я сказал: «Начинать такое кино без актера невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать».

Пока на закрытии Московского международного кинофестиваля показывали французскую картину «Распутин » с Жераром Депардье , в Санкт-Петербурге продолжались съемки российской телеистории с таким же названием. В роли Григория Распутина вместо Депардье предстает Владимир Машков , в режиссерском кресле находится любитель исторического материала Андрей Малюков , сценарий числится за Эдуардом Володарским и Ильей Тилькиным , продюсер - Рубен Дишдишян .

На протяжении восьми серий следователь Генрих Николаевич Свиттен (Андрей Смоляков) ведет допросы свидетелей по делу убийства Распутина. У тех, кто был знаком с этим «малограмотным сибирским мужиком с темным прошлым», сумевшим подчинить своему влиянию двор и царскую семью (Ингеборга Дапкунайте и Валерий Дегтярь), есть собственные версии относительно его удивительной «карьеры». Одни старца называют волшебником и целителем, другие - шпионом, третьи - любовником императрицы. Наконец, Свиттена поражают воспоминания главного фигуранта дела - Феликса Юсупова (Владимир Кошевой), который утверждает, что старик обладал «сверхъестественной силой, какую можно встретить лишь раз в сотню лет».

Снимают российского «Распутина» с размахом и пиететом. На площадке дежурит исторический консультант Павел Корнаков, который отслеживает все, начиная с правильности костюма и заканчивая точностью в соблюдении этикета. В основе сценария лежат достоверные воспоминания современников Распутина, в том числе реальный отчет следователя Руднева, ставшего прототипом героя Свиттена. Съемочной площадкой пока выступает Санкт-Петербург. В «Распутине» можно будет увидеть канал Грибоедова, Дворцовую площадь, Стрелку Васильевского острова и интерьеры знаменитых дворцов. Затем кинематографисты переедут в Новгород и там будут снимать эпизоды сибирской жизни Распутина. После перерыва в несколько месяцев, в январе 2014-го, процесс завершится досъемкой зимней натуры. На телевизионных экранах «Распутин» появится не раньше осени будущего года.

В эксклюзивном интервью режиссер Андрей Малюков рассказал, почему кинематографистов так привлекает личность Распутина, каким «великий старец» предстанет в его картине и как долго искали актера на главную роль.

Как вы думаете, почему в последнее время настолько возрос интерес к персоне Григория Распутина? Сначала французы сняли фильм с Жераром Депардье, теперь вы с Владимиром Машковым, а на подходе американцы с Леонардо ДиКаприо .

Мы не знаем, существовали или нет Калиостро, граф Дракула. Кто-то говорит, что да, кто-то утверждает, что все это вымысел. А Григорий Распутин - реальная историческая фигура. При этом вроде было о нем известно все: и где родился, и сколько лет было, и как прожил, и как убили. Но в то же время ничего не известно. Доказать какой-то постулат, мол, это было именно так, невозможно. Поэтому многое приходится принимать на веру. Знаете сколько о Распутине написано? Тонны! Всего не перечитать! Что любопытно, каждый пишет про какого-то другого человека. Сличить, идентифицировать невозможно. Он загадка, и поэтому к нему такой интерес. Сейчас спроси кого-нибудь за пределами нашей страны: «„Кто такой Распутин?“ Да как же! Вон ресторан! Вон магазин!» Очень популярная фигура. И, кстати, этот интерес появился не сейчас. Про него много уже снято, а будет еще больше.

В свое время «Агония» меня потрясла. После нее сильное послевкусие. Это мощнейший, страстный, яростный фильм, потрясающая актерская работа Алексея Петренко. Но Элем делал картину в совершенно конкретную историческую эпоху и не мог ее снять иначе. А как это раскрывается? Все, что сопряжено с императором и его окружением, нельзя хвалить ни при каких условиях. И Климов пытался через Распутина компенсировать недосказанность в отношении императора. Кстати, впоследствии Алексей Петренко всенародно покаялся за то, что так сыграл эту роль. В своем фильме я постараюсь по страсти не особенно проигрывать «Агонии», но в то же время быть объективным. Очень важно, с какими руками, глазами и сердцем берешься за эту тему. Важно не потерять все, что дает материал, но и не пережать в какую-то определенную сторону.

С каким сердцем беретесь вы?

Прошу прощения, что сам себе здесь противоречу, но мне интересно посмотреть на Распутина с точки зрения правды. Ведь получилось так, что при жизни про него чего только не насочиняли! И произошло это по одной простой причине: высказать всероссийскому императору все, что хотелось, было невозможно, это преследовалось уголовно. Поэтому накопившееся, всю эту черноту и грязь, выливали на Распутина, потому что на него можно. Когда же начинаешь перебирать, как бусинки, факты, выясняется, что ничего из придуманного о «великом старце» и в помине не было.

В российской истории фигура со знаком плюс - это Ломоносов. Пришел парнем откуда-то с севера и достиг неимоверных высот. Но он не занимался политикой, поэтому его не трогали. А вот с Григорием Ефимовичем иначе. Он тоже пришел из Сибири, из села Покровского, из тех нефтяных мест, откуда произрастает сегодняшнее богатство нашей казны. И он тоже не хотел заниматься политикой, просто его поступки приписывались к политике. Да, у него существовало много двойников - людей, выдававших себя за Распутина. И они что-то там такое натворили. Но про самого Распутина ничего подобного не известно. И если отшелушить и оставить в чистом остатке то, что он реально сделал, выясняется, что это был человек, искренне болевший за Российскую империю, за царя, за царицу, категорически выступавший против войны, считая, что в России всего достаточно, что это великая, могучая и огромная страна. Вот его посыл. А тем, кому хотелось войны, тем, кто ненавидел Россию, не любил императора и императрицу, он казался исчадием ада. А по сухому остатку это был человек с большим знаком плюс. И с такой трагической судьбой…

В российской истории фигура со знаком плюс - это Ломоносов

Значит ли это, что в своей картине вы хотите развенчать все мифы, существующие о Распутине?

Мифов было безумное количество, и каждый из них опирался на свою доказательную базу. Чтобы развенчать все их, потребуется много времени, наших восьми серий не хватит. Да и мы перед собой не ставим такую задачу. Наша история распадается на две параллельные линии - на Распутина и следователя Свиттена, которому Керенский поручает разобраться в убийстве старца и найти доказательства всех его «грехов». Но за время расследования этого уголовного преступления Свиттен от ярой ненависти к Григорию Ефимовичу приходит к тому, что требует от Керенского привлечь убийц к суду. Ему не удается найти ничего такого, что он мог бы положить в обвинение Распутину.

Следователь Свиттен - вымышленный персонаж?

Да, мы его придумали целиком и полностью. Точнее, его придумал Эдик Володарский, а когда его не стало, нам пришлось доводить сценарий до конца. Но надо сказать, что у Свиттена есть прототип, реальная историческая персона.

Какими документами при подготовке сценария вы пользовались? Может быть, удалось найти какие-то уникальные источники?

Документов много, и они все известны. И есть историки, которые этим занимаются, и мы с ними общаемся. На нашей площадке постоянно находится исторический консультант. Также есть человек, который консультирует нас с точки зрения православия. И это очень важно, поскольку к фигуре Распутина у церкви, точнее, у ее иерархов, непростое отношение. Среди отдельных священнослужителей, с которыми мне доводилось общаться, он вызывает большую, глубокую и искреннюю симпатию. Но это в народе, а на официальном уроне все иначе. Может быть, благодаря нашему фильму как-то удастся эту ситуацию изменить.

Изменилось ли ваше отношение к персоне Распутина за время работы над фильмом?

состоялся разговор, во время которого я сказал: «Начинать такое кино без актера невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова , тогда можно пробовать» . Я все время в работе, знаю нашу актерскую братию и понимаю, что не так много людей, которые могли бы такое сыграть. И про Машкова сразу подумал.

Володя сегодняшний и тогдашний - это два разных Машкова

Продюсеру удалось Володю вытащить в Москву, и мы снова встретились в кабинете у Рубена. Машков заинтересовался ролью, а сейчас просто горит ей. Я на него иногда с осторожностью смотрю. Он шутит: «Во мне подселенец» . Энергия, которая из него исходит, велика, и, к счастью, она передается в кадр. «Распутин» - уже третья моя картина с Володей, мы друг друга знаем и, надеюсь, чувствуем. Помню, я был уже маститым режиссером, когда пришел в институт и увидел его в студенческой работе. И должен сказать, что с тех пор он сильно развился и продвинулся вперед. Володя сегодняшний и тогдашний - это два разных Машкова. Он постигает профессию до конца, вычерпывает до донышка. Не могу поклясться, что у нас с ним бесконфликтная жизнь. Бывает, что спорим, ссоримся, орем друг на друга. Но потом, оторвавшись, продолжаем работать гармонично.

Впрочем, у нас все актеры в «Распутине» превосходные: Катя Климова , которая играет Вырубову (Анна Вырубова была фрейлиной и ближайшей подругой Александры Федоровны и горячей почитательницей Распутина - Прим. КиноПоиска ), Ингеборга Дапкунайте - царица Александра Федоровна. Катя тоже снимается во всех моих картинах, я ее как талисманчик с собой таскаю. Про Ингеборгу думал, рассчитывал, надеялся - и случилось. В «Распутине» главной проблемой как раз оказалось желание свести всех наших замечательных актеров на одной площадке. Но нам удалось и это.

«Он умер, чтобы спасти нас». Кто глумится над памятью Григория Распутина?

В Александровском парке Царского Села 24.09.2012 г. спилен почти под самое основание поклонный крест на месте храма во имя преподобного Серафима Саровского, в крипте которого в декабре 1916 г. погребли тело убиенного старца Григория Распутина.
По словам очевидца Михаила Макаренко, обнаружившего в 18 часов следы этого кощунства, сломанный крест был положен у подножия каменной Голгофы под наклоном, вершиной к земле.
На кресте в виде треугольника лежали три обгоревшие большие охотничьи спички.
Очевидец рассказал, что вандалы не только спилили крест, но и разрушили сруб, в котором он был установлен.
Кроме того, «иконы, бывшие при кресте, похищены».
Часть камней, лежащих в основании креста, внутри деревянного сруба были разбросаны вокруг, а сам сруб частично разломан.

Вызванный наряд полиции сделал фотографии и составил протокол осмотра места преступления.
Как прокомментировал кощунство представитель Главного управления МВД РФ по Петербургу и Ленобласти, расследование началось после того, как в Пушкинское РУВД обратился гражданин с сообщением об инциденте.
В ГУ МВД по Пушкинскому району также сообщили, что «никакие иконы не исчезали и нет даже следов поджога».
Со слов Макаренко, после того, как наряд полиции составил протокол осмотра, прибыли работники музея-заповедника «Царское село» и забрали сломанный крест.

В администрации ГМЗ «Царское село» сообщили, что этот крест стоял на границе Баболовского и Александровского парков.
«Он был установлен без нашего ведома и никакого отношения к телу Распутина не имел, но мы не стали его трогать, чтобы не затронуть чувства паломников, - рассказали в ГМЗ «Царское село». - Однако, видимо, противники этого поклонного креста его спилили».

Как пояснили сотрудники музея-заповедника, «примерно лет восемь назад этот крест установили неизвестные. На самом деле его (Распутина) тело было погребено в другом месте (парка), сейчас это территория Аграрного университета. Там была часовня, где он был погребен, но позднее его тело было эксгумировано и кремировано», - сказал сотрудник музея-заповедника. Что же касается тела самого Григория Ефимовича, то оно было передано фрейлине императорского двора Анне Вырубовой, и та захоронила «святого старца» в своем фамильном склепе.
Позднее, в 1918 г., прах Распутина был извлечен из могилы, сожжен, а пепел развеян в районе Поклонной горы».
В ГМЗ отметили, что поклонный крест, который «неустановленные люди спилили» 24.09.2012 г., не охранялся службами ГМЗ, так как «был установлен самовольно».
«Мы запрашивали РПЦ, там сказали, что никакого отношения к кресту не имеют», - рассказали в музее.

«Это была инициатива каких-то неизвестных нам общественных движений , - пояснил «Фонтанке» член инициативной группы «В защиту Баболовского парка» Виктор Задков. - Причем это уже не первый поклонный крест - в дальней части парка стоял еще один, металлический, и его тоже уничтожили в этом году».

Между тем, за последнее время в Царском Селе спилили не один, а целых 6 крестов, один из которых располагался над могилой старца Григория Распутина.
На этот раз причина оказалась скрытой, и разброс звучащих версий поражает, вплоть до причастности местной администрации Царского Села.
Верующие заподозрили в вандализме чиновников.
Якобы незаконно установленный символ веры давно мозолил им глаза.
Вопрос о сносе самовольно возведенных объектов поднимался еще в преддверии празднования 300-летия Царского Села, однако тогда кресты решили не трогать.
В разговоре с корреспондентом «Фонтанки» местные жители рассказали, что еще при весенней уборке Александровского парка некоторые из крестов уже были повалены, однако тогда это выглядело скорее как небрежная случайность, нежели показной демонтаж.

Снос крестов вызвал бурю негодования среди петербуржцев, напомнила "Вода живая".

Во избежание дальнейшего развития конфликта митрополит Владимир обратился к губернатору Г.Полтавченко с просьбой об установке новых Поклонных крестов.

Письмо с приложенными согласованиями инженерных организаций было отправлено в городскую администрацию днем 24 сентября - накануне выявленного акта нового вандализма на месте первого захоронения Григория Распутина.
В районной администрации категорически опровергли свою причастность к исчезновению креста.
«Ничего подобного. Это чистой воды утка»,- утверждает руководитель пресс-службы администрации Пушкинского района Петербурга Наталья Ионга.

Журналисты местных СМИ г. Пушкина утверждают, что за последнее время это не первые поклонные кресты, спиленные в районе.
Такая же участь летом постигла 4 креста, которые были установлены в память о семье Царя при въезде в Царское Село.
Как сообщили редакторы сайта Пушкин.ru, которые уже разбирались в ситуации, 15 июля при въезде в Царское Село появились 4 деревянных поклонных креста с иконой Святой Царской Семьи Императора Николая II.
Инициаторами установки выступили оргкомитет по празднованию 400-летия преодоления Смуты и возрождения Российской государственности и жители Царского Села.

Кресты вкопали на метровую глубину и забетонировали активисты «Международного оргкомитета по празднованию 400-летия преодоления Смуты и возрождения Российской государственности».

17 июля, в день памяти Царственных Мучеников, на аппаратном совещании глава Пушкинского района Пахоруков Игорь Павлович отдал распоряжение о сносе крестов, которые якобы были установлены на месте прохождения инженерных сетей города, «создают угрозу безопасности участникам дорожного движения, поскольку находятся близко к дорожному полотну и не обладают устойчивостью к ветру в случае плохих погодных условий».
Под этим предлогом 24 июля 2012 г. администрацией были проведены работы по демонтажу крестов, все 4 поклонных креста были спилены и вывезены на свалку Казанского кладбища.
В свою очередь, приходской совет Софийского собора Царского Села получил документы, подтверждающие, что никакие коммуникации на месте установки крестов не проходят, это дало возможность просить администрацию Санкт-Петербурга об установке новых поклонных крестов.

27 сентября 2012 г., в праздник Крестовоздвижения Господня, перед поклонными крестами, спиленными по распоряжению местной администрации, был отслужен молебен в Софийском соборе Царского Села в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени.

Богослужение возглавит благочинный Царскосельского округа протоиерей Геннадий Зверев, который располагает всей полнотой информации о почитании креста над могилой старца Григория Распутина, также спиленного вслед за поклонными крестами.

27 сентября поклонный крест был восстановлен на Петербургском шоссе при въезде в Царское Село со стороны Кузьминского кладбища.

Остальные 3 креста восстановлены на тех же местах, что и ранее: на Волхонском шоссе, при въезде в пос. Александровская, на Колпинском шоссе у АЗС «Лукойл», на улице Парковая за железнодорожным мостом.
Источник в администрации Пушкина сообщил "Фонтанке.ru", что в настоящее время местные власти приводят парк в порядок и убирают объекты, установленные самовольно частными лицами.
«Возможно, указанный крест убрали при проведении работ по благоустройству территории парка», - предположил источник.
Эту версию ИТАР-ТАСС подтвердил другой источник в администрации Пушкинского района.
По его словам, вместе с крестом на месте бывшего захоронения Распутина спилили еще пять других поклонных крестов, установленных в Александровском парке .
В администрации не исключили, что шесть крестов были убраны накануне во время работ по благоустройству парка, которые проводили районные власти. Официального подтверждения этой информации нет...

Вместе с тем не может не вызвать недоумение позиция и администрации Царского села, и сотрудников ГМЗ «Царское село», ссылающихся на епархиальное начальство, ведь крестом, спиленном злоумышленниками в Александровском парке 24.09.2012 г., было отмечено не просто место первого захоронения старца Григория Распутина, а место... православного храма святого Серафима Саровского!
Храм строился на средства Анны Александровны Танеевой-Вырубовой, самой близкой подруги Государыни Императрицы Александры Феодоровны, при Серафимовском лазарете-убежище для раненых в Первую мировую войну русских солдат и офицеров. К сожалению, ни лазарет, ни Серафимовский храм не были достроены до конца, причиной чему стал февральский переворот 1917 года.
Тем не менее, Божиим промыслом 21 декабря 1916 г. у северной стены внутри строящегося храма преподобного Серафима состоялось захоронение тела Друга Царской Семьи Григория Ефимовича Распутина, который был убит заговорщиками в ночь на 17 декабря 1916 г. во дворце Юсуповых на набережной Мойки в Санкт-Петербурге.
Это был первый выстрел революции в России...
Для справки:
Царь и Царица ужасно страдали от той кампании лжи и клеветы, которая организованно велась против Распутина, а на самом деле против них самих.
После газетной кампании по поводу очередного сфабрикованного дела против Григория (о кутеже в ресторане "Яр") царица написала Царю 22 июня 1915 г.: «Если мы дадим преследовать нашего Друга, то мы и наша страна пострадаем за это. - Год тому назад уже было покушение на него, и его уже достаточно оклеветали. Как будто бы не могли призвать полицию немедленно и схватить его на месте преступления - какой ужас!».

Эта мысль, что они не могут защитить близкого им человека, все время тревожит Царскую чету, как и мысль, что он страдает за них.
26 февраля 1917 г. Царица пишет мужу после посещения могилы Распутина:
«Я ощущала такое спокойствие и мир на его дорогой могиле. Он умер, чтобы спасти нас».
Незадолго до своей смерти Распутин говорил Царице, и это она передавала Царю в письме от 8 декабря 1916 г.: «Наш Друг говорит, что пришла смута, которая должна была быть в России во время или после войны, и если наш (ты) не взял бы места Николая Николаевича, то летел бы с престола теперь».

После убийства Распутина Император Николай II носил его нательный крест...
«Я встречал священников и дьяконов, - описывал первые дни революции старый петербуржец, - которые шли с торжеством на довольных лицах. [...] Кажется, и придворное духовенство приветствовало падение Царизма. Еще недавно оно напечатало особую записку, где высказывалось, что придворное духовенство ни в каком случае не отделяет себя от государства» (Николай Энгельгардт из Батищева. Эпизоды моей жизни. (Воспоминания) // Минувшее. Т. 24. СПб. 1998. С. 56-57).

На деле священство не хотело над собой не только Царской, но и вообще никакой другой власти.
Революционному обер-прокурору Св. Синода заявляли, что «Христос больше не будет прикован к руке центуриона, что раз нет больше Монарха, не требуется больше и "ока монаршего" - обер-прокуратура отменяется»
(Там же. С. 57).

«Кому башка не дорога, тот и поминай, - вполне открыто заявил еще 1 марта один иеромонах. - А я поминать не буду!»
(Философов Д. В. Дневник (17 января - 30 марта 1917 г.) // Звезда. 1992. № 2. С. 197).

Не было забыто в этой революционной вакханалии и имя Григория Ефимовича....
При погребении тела мученика Григория присутствовали все члены Семьи Государя Николая II, кроме Цесаревича Алексия.

«Гроб с телом Распутина стоял в Государевом соборе более трех недель.
В соборе был устроен временный склеп.
Александра Федоровна настаивала на погребении Распутина в ограде собора.
Но против этого восстал весь Двор, указывая на невероятный скандал, который вызовет в народе погребение развратника и пьяницы на территории Царской резиденции...
Гроб понадобился выше обыкновенного.
Тело Распутина скорчилось; колени подходили под подбородок.
Тело не поддавалось усилиям его распрямить.
Можно было произвести надрезы, благодаря которым тело выпрямилось бы.
Но Александра не захотела такого "кощунства"...
Загудели погребальные колокола. Из придворной церкви вышла процессия.
Гроб несли: Царь, Воейков, Протопопов и Фредерикс.
Гроб был серебряный. За гробом шла Александра в глубоком трауре.
Распутина зарыли. Могила его была усыпана цветами из придворных оранжерей»
(Жизнь и похождение Григория Распутина. Киев. 1917. С. 36, 44-46).

Любопытно, что подобные «опусы», написанные с целью очернения Царской Семьи, значатся в числе источников современного исследования, претендующего на «успешное решение нескольких давно назревших задач и осуществляющего серьезный прорыв в познании этого ослепительно яркого и в то же время туманно загадочного феномена российской истории начала ХХ века - Г. Е. Распутина» (Коцюбинский А. П., Коцюбинский Д. А. Григорий Распутин: тайный и явный. СПб.-М. 2003. С. 446, 452)...

Снимок, сделанный фотографом внутри недостроенной церкви в северо-западном направлении:
видна уходящая слева вдаль полоса леса и виднеющиеся вдали крыши домов деревни Александровки, расстояние до которых составляет приблизительно полверсты.
Несколько ближе, на расстоянии около 200 м, виден ещё один укреплённый на шесте крест, которым, судя по всему, отмечено заложенное в том же 1916 г. здание Института экспериментальной хирургии
(благодаря довоенным картам этой части Детского Села его местонахождение известно в точности).

Это захоронение оказалось временным и просуществовало до 8 марта 1917 г., когда по распоряжению тогдашнего министра юстиции во Временном правительстве Александра Керенского гроб с останками старца извлекли из захоронения, доставили в Петроград, и 11 марта тело Григория Распутина было сожжено в топке парового котла Политехнического института, а пепел развеяли около дороги из Лесного в Пискаревку.
На месте сожжения на дереве были нанесены две надписи - на русском и немецком языках: "Hier ist der Hund begraben" ("Здесь погребена собака") и "Тут сожжён труп Распутина Григория в ночь с 10 на 11-е марта 1917 года".

Для справки: «Акт о сожжении трупа Г.Е. Распутина» был недавно представлен в петербургском Музее политической истории.
Глава правительства князь Львов и министр юстиции Керенский всерьез опасались, что его захоронение станет местом объединения сторонников монархии.
7 марта 1917 г. была обнаружена и разрыта тайно сооруженная под алтарем недостроенного храма на окраине Александровского парка в Царском селе могила Распутина.
Набальзамированное тело было перевезено в Петроград, а затем организована секретная операция по его уничтожению.

После сожжения трупа в котельной Политехнического института в ночь на 11-е марта 1917 года участники этой операции составили акт, в котором был зафиксирован сам факт сожжения, но его место указано в завуалированной форме.
Документ поступил в фонды Государственного музея Революции.

В середине 1930-х годов среди других «неэкспозиционных материалов» его передали в Государственный исторический архив Ленинградской области (ГИАЛО), откуда документ был впоследствии похищен.
В 1995 г. с помощью жителей города и сотрудников «Радио Балтика» уникальный документ был возвращен на место своего первоначального хранения...

На "любителей" были рассчитаны даже сочиненные несколько кощунственных "акафистов".

«И как помер ты собачьей смертию своей"; "...и приях погибель песью» (ГАРФ. Ф. 612. Оп. 1. Д. 42. Л. 3, 4).
Далее в этом преступном сочинении присутствовали обвинения Царицы мученицы в супружеской измене, развращении собственных детей.
Сочинителем одного из "акафистов" был известный писатель и журналист, организатор в начале ХХ в. в России масонских лож А. В. Амфитеатров (1862-1938) (Пуришкевич В. М. Дневник. "Как я убил Распутина". Рига. 1924. С. 125. 28).

Самым печальным, однако, было то, что сей мерзавец, открыто провозглашавший себя атеистом, был "сыном московского протоиерея о. Валентина (1836-1908), по прозванию "золотые уста" за свое красноречие, из старой духовной фамилии (епископ Амфилохий - Амфитеатров, поэт Раич, переводчик "Освобожденного Иерусалима" Тасса - Амфитеатров)...» (Николай Энгельгардт из Батищева. Эпизоды моей жизни. С. 66, 29): http://expertmus.livejournal.com/69575.html
Сын был причиной нравственных страданий отца, из-за которых тот, в конце концов, ослеп...
Как выяснилось, с либерально-масонскими "акафистами" легко рифмовался раскольничий послефевральский глум революционных виршей "олонецкого ведуна" Николая Клюева:

Шипят по соборам кутейные змии,
Молясь шопотком
за романовский дом.
За то, чтобы снова чумазый Распутин
Плясал на иконах и в чашу плевал...
(Н. А. Клюев. Жильцы гробов, проснитесь!)

...В докладе, составленном по распоряжению бывшего министра юстиции Керенского в чрезвычайную следственную комиссию товарища прокурора Екатеринодарского окружного суда Владимира Михайловича Руднева под заглавием "Правда о русской Царской Семье и темных силах", отмечено:
"Признавая на основании всего следственного материала несомненное влияние на Царскую Семью, этот же следственный материал приводит к заключению, что
источником влияния Распутина при Дворе была наличность высокого религиозного настроения Их Величеств и вместе с тем их искреннего убеждения в святости Распутина, единственного действительного представителя и молитвенника за Государя, его Семью и Россию перед Богом" (Руднев В.М. Правда о Русской Царской Семье и темных силах. Екатеринодар, 1919; переизд.: Руднев В.М. Правда о Царской Семье и "темных силах". С предисл. Б. Гаранина и Н. Тальберга. Изд-во "Двуглавый Орел", 1920).
"Следователь Чрезвычайной следственной комиссии Руднев действительно сделал письменное заявление о результатах работы комиссии, которой не удалось найти буквально ничего, чтобы скомпрометировать Николая II и Государыню"
(Романов А.Ф. Николай II и его Правительство по данным Чрезвычайной следственной комиссии // Русская летопись. Париж, 1922. Кн. 2).

С февраля 1914 г. духовником семьи Николая II стал о. Александр Васильев.
Естественно, будучи вхожим в Царскую Семью с января 1910 г., к февралю 1914 г. о. Александр пребывал в курсе «придворных раскладов».
Кроме этого, его весьма ценила Императрица Александра Федоровна.
В своих письмах она периодически упоминает о проповедях протоиерея Васильева, давая им самую высокую оценку.

Сразу же по назначении на столь почетную должность о. Александру пришлось определять свое отношение к Распутину.
При этом на него давили многочисленные противники Распутина, пытаясь использовать его новое положение.

Судя по всему, Васильев достаточно лояльно относился к Распутину.

С ним беседовал на эту тему протопресвитер Георгий Шавельский.
В разговоре, продолжавшемся более 3 часов, о. Георгий уяснил для себя со слов о. Александра, что «Александра Федоровна считала Распутина не только народным целителем, но и духовным авторитетом: Он (Распутин) совсем не то, что наши митрополиты и епископы. Спросишь их совета, а они в ответ: «Как угодно будет Вашему Величеству! Ужель я их спрашиваю затем, чтобы узнать, что мне угодно?». А Григорий Ефимович всегда свое скажет, настойчиво, повелительно».
По воспоминаниям прот. Г.П. Шавельского,
«о. Васильев не отрицал ни близости Распутина к Царской Семье, ни его огромного влияния на Царя и Царицу, но объяснял это тем, что Распутин действительно человек отмеченный Богом, особо одаренный, владеющий силой, какой не дано обыкновенным смертным, что поэтому и близость его к Царской Семье и его влияние на нее совершенно естественны и понятны. О. Александр Васильев не называл Распутина святым, но из всей его речи выходило, что он считает его чем-то вроде святого» (Шавельский Г. Из «Воспоминаний последнего протопресвитера русской армии и флота» // Николай II: Воспоминания. Дневники. СПб., 1994. С. 161).

На месте могилы старца до последнего времени стоял памятный деревянный крест и мемориальная доска.

16 ноября 2005 г. в Петербурге в Александровском парке Царского Села состоялось освящение поклонного креста на месте недостроенного храма во имя преподобного Серафима Саровского был установлен большой деревянный восьмиконечный крест, который простоял на сем месте почти 7 лет до 24 сентября 2012 г.
Крест был освящен клириками Санкт-Петербургской епархии.
В центре креста находилась икона Серафима Саровского.
Около него служились молебны преподобному Серафиму Саровскому, святым Царственным мученикам, а в дни памяти Друга Царской Семьи при многочисленном стечении верующих со всех городов и весей России здесь совершались панихиды по убиенному старцу Григорию...

Как уже известно, все новое подтверждение получает версия о «британском следе» в убийстве Распутина.
Телеканал "Би-Би-Си 2" в программе "Timewatch" показал 1 октября 2007 года фильм об убийстве Григория Распутина (см. видео: http://video.yandex.ru/users/rublev-museum/view/65/).
Как сообщили в пресс-службе Би-Би-Си, отставной следователь Скотланд-Ярда Ричард Каллен и историк Эндрю Кук провели новое исследование окутанной тайной смерти Распутина.
В итоге они установили, что Григорий Распутин был, скорее всего, убит агентом британского Секретного разведывательного бюро (так тогда называлась Секретная разведывательная служба МИ-6) Освальдом Рейнером, который тогда работал при императорском дворе в Петрограде.

Эндрю Кук рассказал, что Ричард Каллен изучил официальные медицинские документы о смерти Распутина, посмертные фотографии его тела и места преступления. Внимание британцев привлекло отверстие от пули в центре лба, которое хорошо видно на посмертных фотографиях Распутина.
Точный прицел этого ставшего смертельным для 51-летнего Распутина выстрела не оставляет сомнений в том, что он был сделан профессиональным стрелком и к тому же с близкого расстояния.
Это дало Ричарду Каллену и Эндрю Куку повод заключить, что существовал третий убийца и им был не кто иной, как Освальд Рейнер, который был во дворце и выполнял задачу по устранению Распутина.
«Есть весомые доказательства, которые показывают, что это был именно Рейнер.
У нас имеются выводы о том, что прежние общепринятые версии событий были сфабрикованы», - констатировал Ричард Каллен.

Мотивы у него были иные, чему у считавшихся до этого убийцами Г. Распутина князя Феликса Юсупова и его друга Владимира Пуришкевича, но, тем не менее, общая цель заставила трех этих людей сотрудничать.
В качестве причины устранения Распутина агентом британской разведки называется стремление Григория Ефимовича заключить сепаратный мир России с Германией, используя влияние на Николая II и его супругу.
Если бы это случилось, 350 тысяч германских солдат были бы переброшены на западный фронт, чего европейские союзники, конечно же, допустить не могли.
По словам Эндрю Кука, вскоре после убийства Распутина на личную аудиенцию к императору Николаю II был вызван посол Великобритании в Петрограде Джордж Бьюкенен.

Ему было заявлено, что у российской стороны есть подозрения в том, что старый университетский друг Юсупова был вовлечен в операцию по устранению Распутина.
Сам Рейнер публично никогда не распространялся о своем участии в заговоре против Распутина.

Перед окончанием войны он уехал из России и в 1920 г. работал в качестве корреспондента британской газеты "Дейли Телеграф" в Финляндии.
К концу жизни бывший шпион сжег все свои бумаги и унес секрет смерти Распутина с собой в могилу...

ПОСЛЕДНЕЕ ПРОРОЧЕСТВО ГРИГОРИЯ РАСПУТИНА

«Я пишу это письмо, последнее письмо, которое останется после меня в Санкт-Петербурге.
Я предчувствую, что умру до 1 января (1917 года). Я обращаюсь к Русскому Народу, к Папе, Маме и Детям (к Царю, Царице и их детям), всей русской Земле, что им следует знать и понять. Если я буду убит обычными убийцами, особенно своими братьями - русскими крестьянами, то Ты, Русский Царь, не должен бояться за Детей Своих, - Они будут править в России еще сотни лет.

Но если я буду убит боярами и дворянами, если они прольют мою кровь, и она останется на руках их, то двадцать пять лет им будет не отмыть моей крови со своих рук. Им придется бежать из России.
Братья будут убивать братьев, все будут убивать друг друга и друг друга ненавидеть, и через двадцать пять лет ни одного дворянина в России не останется. (1916 + 25 = 1941г.)
Царь Земли Русской, если услышишь Ты звон погребального колокола по убиенному Григорию, то знай: если в моей смерти виновен кто-то из Твоих родичей, то скажу Тебе, что никто из Твоей Семьи, никто из Твоих Детей и Родных не проживет более двух лет. (1916 + 2 = 1918 г.) А если и проживет, то будет о смерти молить Бога, ибо увидит позор и срам Русской Земли, пришествие антихриста, мор, нищету, поруганные храмы Божий, святыни оплеванные, где каждый станет мертвецом [...].
Три раза по двадцать пять лет (1916 + 75 = 1991 г. - Александра) будут разбойники черные, слуги антихристовы, истреблять Народ Русский и Веру Православную.
И я погибну, погиб уже, и нет меня более среди живых. Молись, молись, будь сильным, думай о Своей Благословенной Семье!

ВАШ ГРИГОРИЙ»

(Православный Царь мученик. Составитель - игумен Серафим (Кузнецов). М.: Паломник, 2000 г.).

Http://rublev-museum.livejournal.com/354858.html

В своё время ему, как грамотному и требовательному руководителю, не раз безуспешно предлагали сменить прокурорскую деятельность на партийную или судебную. Однако своё призвание Николай Петрович видел в охране законности и восстановлении справедливости именно на прокурорском посту. По его твёрдому убеждению, достойным прокурором сможет стать не просто профессионал своего дела, а тот, кто относится к людям по-человечески. Везде, где довелось ему служить, он старался создать коллектив единомышленников. Ну а все, кому довелось пообщаться с Николаем Рудневым, отзываются о нём как о простом, доступном человеке с отменным чувством юмора.

Сибирская закалка

Бывший прокурор Орловской области, 13 лет успешно проработавший в этой ответственной должности, родом из Сибири. После окончания сельской школы Николай работал трактористом и шофёром. Были в его трудовой биографии и система профтехобразования, и автомотоклуб ДОСААФ, во время работы в котором перспективному молодому сотруднику предложили попробовать свои силы на юридическом поприще, которое и стало для Руднева настоящим призванием.

Николай Петрович начинал работать в органах прокуратуры простым следователем, что стало для него отличной школой.

Хорошо, что я начинал работать именно следователем, - признаётся Руднев. - Мне потом легче было работать по поддержанию гособвинения в суде.

Кстати, за первое раскрытое им дело молодой следователь схлопотал выговор от прокурора Новосибирской области. Неизвестные обокрали сельский магазин, похитив из него вещи, продукты и деньги. Сотрудники милиции быстро нашли вора, которым оказался 16-летний подросток.

По своей неопытности я принял сообщение милиционеров о несовершеннолетнем преступнике за чистую монету, - вспоминает Николай Петрович. - Спрашиваю у этого пацана, куда он спрятал украденное добро. Тот отвечает, что кинул в реку. Вызвали водолазов, сели в лодку, но ничего в указанном им месте на дне Оби не нашли. В итоге я оформил на парня заключительное обвинение, дело передали в суд, воришка был осуждён. А через некоторое время начались аналогичные кражи в других магазинах. Как потом выяснилось, тот подросток никакой кражи не совершал. Его запугали и заставили взять вину на себя милиционеры, которых потом самих привлекли к ответственности. Настоящих воров вскоре нашли, парня немедленно освободили из мест лишения свободы, а мне за допущенный промах, в результате которого пострадал невиновный человек, влепили справедливый выговор. С тех пор я на всю жизнь себе уяснил, что некоторые нерадивые сотрудники милиции ради улучшения показателей раскрываемости могли пойти на что угодно: на отказ в приёме заявления о совершении преступления, на отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение без законных оснований.

Из следовательской работы в Сибири Рудневу запомнился небывалый, дикий случай, который поверг в шок не только население округи, но и видавших виды сотрудников правоохранительных органов. В деревенской силосной яме было найдено истерзанное тельце пятилетнего мальчика с выколотыми глазами. Как удалось установить следствию, убийство совершили другие малолетние дети, настолько заигравшиеся в войну с немцами, что буквально запытали невинного ребёнка до смерти...

Орловские будни

Назначение на Орловщину Николай Руднев получил в 1992 году. Как он считает, не случайно. Ровно сто лет до этого события, в 1892 году, в Болховском уезде Орловской губернии родился его отец Пётр Николаевич, переехавший потом с родителями в далёкую Сибирь, но до конца жизни тепло вспоминавший родные места.

В лихие девяностые главному прокурору Орловщины пришлось непросто. При Ельцине многие прежние советские законы уже не действовали, а новая законодательная база ещё не была сформирована. Плюс ко всему в некогда спокойной области появились свои организованные преступные группировки - попросту говоря, банды. Одни «специализировались» на разбойных нападениях на автобусы с «челноками», другие - на убийстве таксистов. Нередки были и бандитские разборки между ОПГ. В такой сложной криминальной обстановке прокурор Руднев поставил вопрос о координации деятельности всех правоохранительных органов области для усиления борьбы с преступностью. И эта сплочённая деятельность орловских силовиков принесла свои плоды - через несколько лет с местными бандами было покончено.

Особенно меня возмутила мать главаря одной из банд Моисеева, воспитатель детсада, прятавшая автоматы и другое оружие у себя на работе, - вспоминает Николай Петрович. - Её осудили за пособничество бандитам. Самого Моисеева, осуждённого на десять лет лишения свободы, потом досрочно освободили без законных на то оснований. Но по протесту областной прокуратуры преступник был вновь возвращён в места не столь отдалённые.

За годы службы в органах прокуратуры Николаю Рудневу не раз приходилось выступать в суде в роли гособвинителя по наиболее сложным, резонансным уголовным делам. Однажды он попросил суд вынести смертный приговор молодому мужчине, хладнокровно расстрелявшему из охотничьего ружья пять человек на улице сибирского городка. Кровавое преступление было совершено среди бела дня на глазах детей. Суд согласился с мнением прокурора и приговорил убийцу к высшей мере наказания. Приговор был приведён в исполнение.

Я человек не жестокий, но жёсткий по отношению к преступникам, - говорит о себе Николай Петрович. - Убеждён, что в нашей стране необходимо восстановить смертную казнь за терроризм и серийные убийства. Если человек не видит другого смысла своей жизни, кроме как убивать ни в чём не повинных людей, его самого необходимо ликвидировать по решению суда, чтобы избежать новых жертв.

При рассмотрении жалоб, заявлений и иных обращений граждан прокурор Руднев всегда старался быть объективным и справедливым. По его словам, в советское время люди жаловались на нарушения трудового законодательства, особенно в части незаконного увольнения или понижения в должности, а также на необоснованные действия сотрудников правоохранительных органов. В постсоветское время валом повалили жалобы на невыплату или задержку зарплат и различные нарушения в сфере ЖКХ. Сейчас количество обращений в прокуратуру области доходит до 18 тысяч в год, что говорит и о том, что законы у нас ещё нарушаются сплошь и рядом, и о том, что люди надеются восстановить справедливость с помощью «ока государева».

Опыт и знания Руднева пригодились ему в преподавательской деятельности в ОГУ. Студенты на его занятиях основательно усваивают сухую юридическую теорию, которую Николай Петрович обязательно подкрепляет яркими примерами из собственной практики. К молодым людям он относится по-отцовски. Кстати, все трое детей Николая Руднева - дочь и два сына - успешно служат в правоохранительных органах. А ещё он гордится четырьмя внучками и очень мечтает о внуке, будущем продолжателе славной русской фамилии.

Справка

Н.П. Руднев родился в 1941 г. в Здвинском районе Новосибирской области в семье председателя колхоза. После окончания в 1965 г. Ачинского индустриального техникума работал мастером производственного обучения в СПТУ, затем преподавателем, завучем и руководителем автомотоклуба системы ДОСААФ. Высшее юридическое образование получил заочно в Томском госуниверситете (филиал в г. Барнауле). С 1970 по 2005 год служил в органах прокуратуры на различных должностях. Был прокурором Каргатского района Новосибирской области, прокурором г. Бердска, зампрокурора Новосибирской области, прокурором Волгоградской области. С 1992 по 2005 год работал прокурором Орловской области. Сейчас преподаёт в ОГУ им. И. С. Тургенева, заведует кафедрой уголовного права и уголовного процесса юридического факультета.

За заслуги в укреплениизаконности и правопорядка, большой вклад в дело воспитанияпрокурорско-следственных кадров государственный советник юстиции 2-го классаНиколай Руднев награждён ведомственной медалью Руденко. Эта авторитетнаянаграда учреждена Генпрокуратурой России в марте 2015 год в связи с 70-летнимюбилеем Международного военного трибунала в Нюрнберге, в целях увековеченияпамяти главного гособвинителя от СССР на Нюрнбергском судебном процессе надглавными нацистскими военными преступниками Романа Руденко, а также дляпоощрения лучших прокурорских работников. Николай Петрович лично встречался сРуденко и считает, что современным прокурорам есть чему поучиться умноголетнего бессменного Генерального прокурора СССР.

Просмотров