Морские сражения в годы войны. Самые крупные морские сражения

Состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года Гангутское сражение стало первой победой созданного Петром I регулярного русского флота.

Изобилующая шхерами Балтика требовала наличия наряду с парусными эскадрами мощных гребных сил. К кампании 1714 года русским удалось создать сильнейший галерный флот из 99 полугалер и скампавей, перед которым царь поставил задачу прорваться к Аландским островам, чтобы содействовать наступлению приморского фланга сухопутных сил.

Противодействуя этим планам, шведский флот преградил выход русским из Финского залива у полуострова Гангут. Гребные суда противника защищали прибрежный фарватер, а расположившийся мористее парусный флот прикрывал их с фланга.

Чтобы избежать атаки сильных шведских сил «в лоб», Пётр I решил построить в самой узкой части полуострова Гангут «переволоку» (деревянный настил), предназначенную для переброски галер сухим путём в тыл противнику. Этот манёвр вынудил шведов разделить свои силы, а наступивший штиль лишил манёвренности их парусные корабли.

Воспользовавшись ситуацией, русский авангард обошёл шведов, оставаясь недосягаемым для их огня, и атаковал отряд под командованием контр-адмирала Нильса Эреншёльда, взяв корабли противника на абордаж.

Победа у полуострова Гангут обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах, что позволило эффективно поддерживать действующие в Финляндии сухопутные войска. С тех пор шведы перестали чувствовать себя хозяевами Балтийского моря. Успех обеспечило умение создать превосходство в силах на главном направлении. Против шведского флагмана - прама «Элефант» - сосредоточили 11 галер.

Взятие на абордаж прама «Элефант»

В сентябре 1714 года победители торжественно прошли в Петербурге под Триумфальной аркой, на которой был изображён сидевший на спине у слона орёл. Аллегория пояснялась надписью: «Орёл мух не ловит». В настоящее время годовщина сражения у полуострова Гангут (9 августа) празднуется в России как День воинской славы.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

После начала в 1768 году очередной русско-турецкой войны, чтобы отвлечь внимание противника от Черноморского театра, Россия направила свои корабли в Средиземное море. Это был первый в российской истории групповой переход кораблей из одного моря в другое. 23 июня (4 июля) 1770 года две русские эскадры (девять линейных кораблей, три фрегата, бомбардирский корабль и 17–19 вспомогательных судов) под общим командованием Алексея Орлова обнаружили турецкий флот (16 линейных кораблей, шесть фрегатов, шесть шебек, 13 галер и 32 малых судна) на рейде Чесменской бухты.

На следующий день между противниками завязалась артиллерийская дуэль, в ходе которой линейный корабль «Святой Евстафий» попытался взять на абордаж турецкий корабль «Реал-Мустафа». Однако на него упала горящая мачта турецкого корабля. Огонь добрался до крюйт-камеры, и «Евстафий» взорвался, а через 10 минут взлетел на воздух и «Реал-Мустафа». После этого турецкие силы отступили в глубь Чесменской бухты под прикрытие береговых батарей.

Русское командование решило в ночь на 26 июня уничтожить турецкий флот с помощью брандеров, в которые спешно переоборудовали четыре судна. Линейным кораблям надлежало обстреливать скученные в бухте корабли противника, а фрегатам - подавить береговые батареи. Вскоре после попадания зажигательного снаряда загорелся один из турецких кораблей. Неприятельский огонь ослаб, что позволило предпринять атаку брандерами. Одному из них удалось поджечь турецкий 84-пушечный корабль, который вскоре взорвался. Горящие обломки разлетелись по бухте, вызвав пожары на других кораблях. К утру турецкая эскадра прекратила своё существование.

Победы удалось достичь за счёт умелой концентрации сил на главном направлении, смелому решению атаковать находящийся под защитой береговых батарей турецкий флот и использованию его скученного расположения в бухте.

Фёдор Ушаков

19 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к Российской империи. В 1878 году Турция предъявила ультиматум с требованием восстановления вассалитета Крымского ханства и Грузии и, получив отказ, вновь объявила России войну.

Русские войска осадили турецкую крепость Очаков, а из Севастополя вышла эскадра под командованием контр-адмирала Марко Войновича, чтобы воспрепятствовать оказанию турецким флотом помощи осаждённым. 3 (14) июля противники обнаружили друг друга в районе острова Фидониси. Турецкая эскадра более чем вдвое превосходила севастопольскую, и Марко Войнович не имел желания сражаться, в то время как уверенный в своей победе Гассан-паша , придерживаясь классической линейной тактики, стал подходить на дистанцию артиллерийского залпа. Однако командовавший русским авангардом бригадир Фёдор Ушаков приказал своим концевым фрегатам прибавить парусов и взять противника в два огня. Манёвр фрегатов поставил турок в исключительно трудное положение. Они также прибавили парусов, но это привело к тому, что их строй сильно растянулся, и корабли утратили возможность поддерживать друг друга огнём.

В самом начале боя Фёдор Ушаков отрезал два турецких судна, сосредоточив против них огонь линейного корабля «Святой Павел» и двух фрегатов. Сражение развернулось уже по всей линии. Не выдержав огня русских, шедшие впереди турецкие корабли один за другим начали выходить из боя. Вскоре под сосредоточенный огонь попал и флагманский корабль Гассан-паши. Это и решило исход сражения. Вслед за флагманом турецкие корабли стали покидать строй и, пользуясь преимуществом в скорости, отходить к румелийским берегам.

В сражении при Фидониси впервые раскрылся флотоводческий талант Фёдора Ушакова, отлично реализовавшего принципы сосредоточения огня и взаимной поддержки. Вскоре Григорий Потёмкин отстранил Марко Войновича, а севастопольскую эскадру передал получившему чин контр-адмирала Фёдору Ушакову.

Памятник Ушакову на мысе Калиакрия

К кампании 1791 года турки подготовились весьма основательно. Флот под командованием капудан-паши Гуссейна состоял из 18 линейных кораблей, 17 фрегатов и множества мелких судов. Помощником капудан-паши назначили отличавшегося храбростью и предприимчивостью алжирского пашу Саита-Али . Турки вполне обоснованно считали, что при таком численном перевесе и во главе со столь знаменитыми адмиралами они смогут разгромить русских. Саит-Али даже пообещал доставить в Стамбул закованного в цепи Ушак-пашу (Фёдора Ушакова) и возить его по городу в клетке.

31 июля (11 августа) 1791 года турецкий флот стоял на якоре у мыса Калиакрия. В честь праздника Рамазан часть команд была отпущена на берег. Неожиданно на горизонте показалась эскадра Фёдора Ушакова в составе шести линейных кораблей, 12 фрегатов, двух бомбардирских кораблей и 17 мелких судов. Прославленный флотоводец принял смелое решение атаковать противника со стороны берега. Появление русского флота застало турок врасплох. Спешно обрубив якорные канаты, они стали в беспорядке отходить мористее. Саит-Али с двумя кораблями предпринял попытку взять в два огня авангард Фёдора Ушакова, но тот, разгадав манёвр, на флагманском корабле «Рождество Христово» обогнал голову своей эскадры и атаковал корабль Саита-Али, завязав бой на самой близкой дистанции. Затем Ушаков умело зашёл с кормы и дал по турецкому кораблю продольный залп, сбив бизань-мачту.

В течение часа сопротивление противника было сломлено, и турки обратились в бегство. Большая часть разгромленного турецкого флота рассыпалась по Анатолийскому и Румелийскому побережьям, лишь алжирская эскадра достигла Константинополя, при этом флагманский корабль Саита-Али начал тонуть. Русский флот господствовал на Чёрном море. Жителей турецкой столицы охватил страх. Все ждали появления Ушак-паши у стен Константинополя. В этой ситуации султан был вынужден заключить с Россией мир.

Укрепления острова Корфу

В 1796–1797 годах французская армия под командованием молодого и талантливого военачальника Наполеона Бонапарта заняла Северную Италию и принадлежавшие Венецианской республике Ионические острова. Русский император Павел I присоединился к антифранцузской коалиции. В Петербурге возник план направить в Средиземное море эскадру под командованием Фёдора Ушакова. На этот раз прославленному флотоводцу пришлось действовать в союзе со своими бывшими противниками - турками. Высадка Наполеона в Египте заставила султана обратиться за помощью к России и открыть проливы для русских кораблей.

Одной из задач, поставленных перед объединённой русско-турецкой эскадрой, являлось освобождение Ионических островов. Вскоре французские гарнизоны выбили с Цериго, Занте, Кефалонии и Санта-Мавры, хотя противник продолжал удерживать наиболее сильно укреплённый остров - Корфу. Французское командование пребывало в уверенности, что русские моряки не только не смогут взять крепость штурмом, но и окажутся неспособными вести длительную осаду.

Сначала Фёдор Ушаков решил взять штурмом прикрывавший Корфу с морского направления скалистый остров Видо. 18 февраля (1 марта) 1799 года русские корабли начали массированный обстрел, под прикрытием которого высадили десант. Десанту с помощью искусных фланговых ударов удалось с ходу захватить береговые батареи, а к 14 часам десантные силы уже полностью контролировали Видо.

Теперь путь к Корфу был открыт. Установленные на захваченном острове Видо русские батареи открыли огонь по самому Корфу, а десант принялся штурмовать передовые укрепления острова. Это деморализовало французское командование, и на следующий день они прислали на корабль Фёдора Ушакова парламентёров для обсуждения условий капитуляции. В плен сдался 2931 человек, включая четырёх генералов. Трофеями русских стали линейный корабль «Леандр», фрегат «Брюне», бомбардирское судно, две галеры, четыре полугалеры и несколько других кораблей, 114 мортир, 21 гаубица, 500 пушек и 5500 ружей. Победу удалось одержать благодаря правильному выбору Фёдором Ушаковым направления главного удара, созданию на этом участке превосходства в силах над противником, а также смелым и решительным действиям десанта.

Узнав об очередной блистательной победе Фёдора Ушакова, великий Александр Суворов писал: «Зачем не был я при Корфу, хотя бы мичманом!».

На освобождённых Ионических островах под временным протекторатом России была создана греческая Республика Семи Островов, которая в течение нескольких лет служила опорной базой для русского флота на Средиземном море.

Андрей ЧАПЛЫГИН

Более трагичного и кровопролитного морского сражения, чем бой при Лепанто, история не видела. В нем участвовали два флота – Османский и Испано-венецианский. Состоялось крупнейшее морское сражение 7 октября 1571 года.

Ареной битвы стал Пратсский залив (мыс Скроф), что около Пелопоннес – полуострова Греции. В 1571 году был создан Союз католических государств, деятельность которого была направлена на объединение всех народов, исповедующих католичество, с целью оказания отпора и ослабления Османской империи. Просуществовал Союз вплоть до 1573 года. Так самый крупный в Европе испано-венецианский флот, численностью 300 кораблей, принадлежал коалиции.

Столкновение враждующих сторон произошло неожиданно утром 7 октября. Общая численность кораблей составила порядка 500. Османская империя потерпела сокрушительное поражение, нанесенное флотом Союза католических государств. Погибло более 30 тысяч человек, на долю турок пришлось 20 тысяч убитых. Это крупнейшее морское сражение показало, что османы не являются непобедимыми, как на тот момент многие считали. В дальнейшем Османская империя не смогла вернуть себе позицию безраздельного хозяина Средиземного моря.

История: битва при Лепанто

Трафальгарское, Гравелинское, Цусимское, Синопское и Чесменское сражения – это также крупнейшие морские сражения в мировой истории.

21 октября 1805 года произошло сражение у мыса Трафальгар (Атлантический океан). Противники – флот Великобритании и объединенный флот Франции и Испании. Эта битва привела к череде событий предрешивших судьбу Франции. Наиболее удивительным стало то, что англичане не потеряли ни одного корабля в отличие от Франции, которая понесла потери в двадцать два. Более 30 лет после выше указанных событий понадобилось французам, чтоб нарастить судоходную мощь до уровня 1805 года. Трафальгарское сражение крупнейшее сражение 19 века, которое практически положило конец длительному противостоянию Франции и Великобритании, которое называли Второй столетней войной. И укрепило морское превосходство последней.

В 1588 году состоялось еще одно крупнейшее морское сражение – Гравелинское. По обычаю названое в честь района, в котором произошло. Этот военно-морской конфликт – одно из важнейших событий Итальянской войны.


История: Гравелинское сражение

27 июня 1588 года Британский флот полностью разгромил флот Великой Армады. Ее считали настолько же непобедимой, как и позднее, в 19-м веке будут считать Османскую империю. Флот испанцев состоял из 130 кораблей и 10 тысяч солдат, а Великобритании из 8500 солдат. Сражение было отчаянным с обеих сторон и силы англичан преследовали Армаду еще длительное время с целью полного разгрома сил противника.

Русско-японская война так же была отмечена крупным морским сражением. На этот раз речь идет о Цусимском сражении, которое состоялось 14-15 мая 1905 года. В битве принимали участие эскадра Тихоокеанского флота со стороны России под командованием вице-адмирала Рождественского и эскадра Императорского флота Японии, командовал которой адмирал Того. Россия в этом морском поединке понесла сокрушительное поражение. Из всей русской эскадры к родным берегам добрались 4 корабля. Предпосылками такого исхода послужило то, что японские орудия и стратегия значительно превосходили ресурсы противника. Россия в итоге вынуждена была подписать мирное соглашение с Японией.


История: Синопское морское сражение

Не менее впечатляющим и исторически важным стало Синопское морское сражение. Однако на этот раз Россия показала себя с более благоприятной стороны. Морской бой состоялся между Турцией и Россией 18 ноября 1853 года. Адмирал Нахимов командовал русским флотом. Ему для разгрома турецкого флота понадобилось не более нескольких часов. Причем Турция потеряла более 4000 солдат. Эта победа принесла флоту России возможность господства в Черном море.

Черноморский Морской Флот был одним из самых подготовленных соединений нашей армии к началу войны. В состав флота входило порядка трехсот кораблей и катеров разных классов. Среди них 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок. В состав ВВС Черноморского флота входило 600 самолетов различных типов. Флот располагал пятью базами: Одесса, Николаев, Новороссийск, Батуми и главной в Севастополе.

Черноморцы одними из первых вступили в Великую Отечественную войну. Полагаясь на внезапность, около 3 часов ночи 22 июня 1941 года вражеская авиация нанесла массированный авиаудар по главной базе флота — Севастополю. Надежды немцев застать врасплох наших моряков не оправдались. Флот был готов, а корабли стояли в полной боевой готовности. Атаку удалось отбить.

25 июня 1941 года советские силы флота совместно с авиацией совершили набеговую операцию по обстрелу Констанцы, главной базы Румынского флота, который являлся союзником немцев. Всего же за время сражений на Черном море было проведено три таких рейда. Второй и третий были совершены в декабре 1942 и октябре 1943 года соответственно.

Героически флот проявил себя в обороне Одессы, Севастополя и Новороссийска. Черноморский флот и Азовская флотилия обеспечивали огневую поддержку обороняющимся городам, осуществляли снабжение, переброску подкреплений, эвакуацию раненых. Моряки-черноморцы пополняли ряды морской пехоты и гарнизонов, защищающих города. За свою форму и ярость в бою, немцы называли их «Черной Смертью». Одесса выдержала 73 дня осады. Севастополь оборонялся почти 10 месяцев, забирая на себя значительные силы противника, которые враг не смог использовать под Сталинградом. Для сравнения, на захват Франции, Бельгии и Голландии немцам потребовалось чуть больше месяца.


В составе Черноморского флота находился уникальный корабль - Зенитная Плавбатарея № 3. Стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами.
Придумал этот необычный корабль капитан 1 ранга Григорий Александрович Бутаков. За основу был взят стальной корпус недостроенного линкора, который моряки использовали как мишень для учебных пусков торпед и стрельбы.

Стальную коробку очистили от ржавчины, задраили пробоины, покрасили для маскировки в цвет моря. На палубе площадью 600 квадратных метров оборудовали наблюдательный пункт, поставили прожекторы и разместили батарею. На вооружении «железного острова „состояло три 76мм зенитных орудия, четыре 37 мм орудия, один счетверённый пулемёт и два зенитных пулемёта. В отсеках под палубой оборудовали кубрик, оружейную и автономную электростанцию. Экипаж состоял из 120 человек. „Железный остров“ буксиром был выведен на внешний рейд перед Севастополем на расстоянии 300 метров от берега.

3 августа 1941 года плавбатарея заступила на первое дежурство. Командовал батареей капитан-лейтенант Мошенский С. Я.

Наши моряки называли корабль „Каламбиной“ или по первым строчкам песенки, придуманной в батарее - „Не тронь меня“. Немцы называли батарею „квадратом смерти“, „Пронеси Господи“ или „чёрный квадрат“.

За 9 месяцев боевых действий батареи только документально подтверждено более 20 сбитых самолетов. Командир батареи лишь раз за все это время покинул ее, для того что бы получить “ Орден Красной звезды». Конец июня 1942 года был самым тяжелым. К 26 числу в живых оставалось только половина экипажа, а стрелять могло меньше половины стволов. Но батарея держалась, моряки погибали прямо у орудий, ведя бой до последних секунд жизни .

27 июня погиб командир батареи. Бомба попала точно в командный пункт. К тому моменту снарядов уже не было, оставались лишь патроны для пулеметов. На следующий день батарею расформировали, а спустя еще две недели пал и Севастополь, который она так мужественно защищала.

В этот сложный, начальный период войны Черноморский флот героически выполнял возложенные на него обязанности. Планы по быстрому захвату Кавказа и Закавказья были сорваны: до бакинской нефти враг не добрался, важные объекты промышленности эвакуированы, были созданы новые базы флота в Батуми, Поти, Сухуми и Туапсе, куда позже и отошел флот. Были утеряны основные базы, флот лишился многих кораблей, но уничтожить (как планировал Гитлер) Черноморский флот врагу не удалось.

Сохранение боеспособного Черноморского флота имело исключительно важное военное значение. Потеря флота означала бы потерю всего Кавказа и Закавказья, а возможно, и поражение в войне. В результате на начало 1943 года большая часть черноморского побережья оказалась у немецкой армии, а с противоположного берега Черного моря советским войскам угрожала румынская армия , союзница Германии.

Но не только в военном аспекте были важны Черноморский флот и наше военное присутствие на Черном море. Огромную роль сыграл флот в геополитическом вопросе. В Черноморском регионе имелась еще одна сила - Турция. Имея серьезный флот и миллионную армию прямо на нашей границе, позиция Турции могла сыграть решающую роль . Она готова была выступить на стороне стран оси. Но разгром немцев под Сталинградом и активное наступление наших войск на Кавказском фронте вынудили Турцию сохранять нейтралитет.

Неоценимую помощь оказали подлодки Черноморского флота. Действуя на коммуникациях противника с первых дней войны, они серьезно осложнили доставку грузов, топлива и солдат. Попытка наладить поставки нефти и нефтепродуктов итальянскими и румынскими танкерами через Босфор была пресечена нашими подводниками. 29 сентября 1941 года отличился экипаж подлодки «Щ-211» (командир - капитан-лейтенант Девятко А. Д.): им удалось потопить танкер «Superga». А субмарина под командованием Евгения Петровича Полякова потопила целых четыре вражеских транспорта. Подводную лодку С-33 долгое время преследовали неудачи. Она имела на Черном море больше всех контактов с кораблями противника, но числилась одной из отстающих на флоте. Однако 20 апреля 1943 года экипажу под командованием Бориса Александровича Алексеева наконец-то улыбнулась удача. Подлодка атаковала румынский транспорт «Сучава» водоизмещением около 7000 тонн, который быстро затонул.

Одним из самых известных на Черном море подводников был капитан 3-го ранга Грешилов Михаил Васильевич. На подлодке М-35, он вместе с командой потопил 4 транспорта противника. А в конце 1942 года, перейдя на лодку Щ-215, добавил к своему боевому счету еще 4 вражеских транспорта и две баржи. 16 мая 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Наши подлодки до самого конца боевых действий на Черном море патрулировали морские пути, доставляя серьезные трудности снабжению сухопутной группировки немцев.

Конец 1942 года - начало 1943 года стали переломными как для Черноморского театра боевых действий, так и для всего советско-германского фронта. Высадка десанта на «Малую Землю» стала первой наступательной операцией Черноморского флота за 2 года боев в этом регионе.

Сильнее брони

Катер старшины Моравина должен был забросить в тыл врагу группу разведчиков.

Место высадки было уже недалеко, когда немцы заметили катер. Враг открыл сильный пулеметный и минометный огонь. Огненные трассы понеслись к берегу. Замолк один вражеский пулемет, другой, но остальные продолжали стрелять. Катер получил уже с десяток пулевых пробоин. Через них струилась вода. В жилом кубрике от зажигательных пуль вспыхнули матрацы. Несколько краснофлотцев получили ранения. Пулеметчику Жукову пуля попала в ногу, моториста Меньшикова ранило в голову.

Краснофлотцы быстро потушили пожар, заделали наиболее крупные пробоины, откачали в кубриках воду. Раненые не покинули боевых постов. Истекая кровью, Жуков продолжал вести стрельбу и подавил еще одну огневую точку. Пулеметчик Шлыков заставил умолкнуть три огневых точки врага. Моторист Меньшиков перевязал свою рану и продолжал нести вахту.

Сломив сопротивление немцев, катер подошел к берегу, высадил первую партию разведчиков, затем вернулся, взял вторую группу и точно так же, под огнем, перебросил ее в тыл врагу.

Экипаж катера под командованием Моравина боевой приказ выполнил блестяще.

Враг продолжал атаки, несмотря на огромные потери в людях и технике. Уже сотни трупов фашистских солдат и офицеров, десятки сожженных танков и сбитых самолетов валялись кругом, но немцы снова и снова шли вперед, подгоняемые офицерами.

Рота старшего лейтенанта Мартынова ночью незаметно передвинулась и заняла самый ответственный участок обороны.

Поздравим фрицев с восходом солнца по-черноморски! - передал по цепи старший лейтенант.

Морские пехотинцы подождали, пока враг подойдет поближе, и смело вступили в бой. Дружным огнем они отсекли немецкую пехоту от танков, а потом залпами стали уничтожать ее. Несколько десятков фашистов уже распластались на земле. Но танки продолжали двигаться к нашим позициям.

Краснофлотец Штейнберг, до этого уничтоживший из автомата несколько немцев, ползком выдвинулся вперед и стал корректировать огонь по танкам. Немцы открыли ураганную стрельбу из минометов. Осколком мины Штейнберг был убит. Его место тотчас занял старший сержант Вершинин. Артиллеристы и бронебойщики по указаниям корректировщика подбили один танк. Разрывы стали вырастать перед другими немецкими машинами. Танки повернули назад. Вражеская пехота, лишенная прикрытия, тоже отошла.

В этом бою подразделение старшего лейтенанта Мартынова истребило половину вражеской роты. Немцы предприняли еще несколько яростных контратак, но и они были успешно отбиты с большими для врага потерями.

Капитан В. Вакулин.
Район Новороссийска.

Единственным путем снабжения плацдарма было море. Под шквальным огнем артиллерии и непрерывными авианалетами наши корабли с честью выполняли поставленные задачи: подвозили подкрепления и оружие, эвакуировали раненых.

Успех наступательных операций советских войск на Северо-Кавказском фронте в апреле-мае 1943 года привел к тому, что на южном фланге советско-германского фронта немецкие войска лишились большей части сухопутных коммуникаций. В этих условиях осуществление сообщения с группой немецких войск, изолированной на Таманском полуострове, стало возможно только морским путем. Поэтому немцы значительно усилили активность на море, увеличилась интенсивность движения транспортов, были переброшены дополнительные военные катера для сопровождения грузов и войск. Основными направлениями, по которым двигались немецкие корабли, были маршруты: Одесса - Севастополь, Констанца - Севастополь, Севастополь - Керчь, Феодосия - Анапа, Керчь - Анапа, Керчь - Тамань. В мае-июне 1943 года по этим маршрутам в среднем проходило около 200 конвоев в месяц.

Дневной налет торпедных катеров

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ. 17 мая. (По телеграфу от наш. корр.). Воздушная разведка донесла, что в порту противника сосредоточены самоходные десантные баржи, торпедные катера и другие мелкие суда. Наши торпедные катера получили приказ произвести набег.

В отличие от большинства аналогичных операций, в данном случае предстояло действовать в светлое время суток.

Тщательно проработав задание и подготовив материальную часть, катера вышли из базы. Погода обещала быть благоприятной: стоял штиль, над морем висел густой туман. Но вскоре он рассеялся.

Катера шли вдоль берега, занятого противником. Вскоре туман снова большими полосами, как дымовыми завесами, лёг над водой. Командир головного катера старший лейтенант Смирнов использовал это для скрытного движения.

По времени корабли уже приближались к намеченной цели. Об этом свидетельствовало и обнаруженное противокатерное заграждение. Выйдя из полосы тумана, командиры определились по береговому ориентиру и взяли курс на порт. Вскоре они оказались на вражеском рейде. Показалась большая баржа. Несколько дальше у мола стояло много мелких судов. С короткой дистанции Смирнов выпустил торпеду по барже. Под её оглушительный взрыв следующая торпеда, выпущенная лейтенантом Степаненко, поразила сосредоточенные там плавсредства.

Сделав поворот, катера легли на курс отхода. Только теперь противник опомнился и открыл огонь, но катера ушли без повреждений. На обратном переходе они дважды безуспешно были обстреляны береговой артиллерией.

На следующий день катерников посетил командующий флотом. Он высоко оценил итоги операции и наградил экипажи катеров, участвовавших в дерзком набеге, орденами и медалями Советского Союза. Старший лейтенант Смирнов награжден орденом Красного Знамени, лейтенант Степаненко - орденом Красной Звезды.

Капитан И. Власов.

В создавшихся условиях одной из основных задач Черноморского флота был срыв морских перевозок противника . В тоже время немцы всячески стремились обезопасить свои коммуникации от вторжения наших сил, для чего использовались батареи береговой артиллерии, средства радиолокации, минировались подходы к портам. Движение транспортных судов происходило в конвоях под прикрытием авиации и надводных кораблей. Кроме того, существовала широкая сеть прибрежных аэродромов, поэтому вражеская авиация имела возможность оперативно совершать вылеты на цель. Один из таких аэродромов располагался у села Су-Псех недалеко от Анапы. На аэродроме, по данным разведки, базировалось до 60 легких истребителей эскадры «Зеленое Сердце» и группа самолетов 52 эскадры. Перед группой ракетных катеров была поставлена задача - нанести удар по аэродрому. Эти катера, построенные на деньги сотрудников ремесленных училищ, впервые получили гражданские названия - «Московский ремесленник» и «Трудовые резервы» (полное наименование «Молодой патриот трудовых резервов»). В конце мая - начале июня вооружение торпедных катеров усовершенствовали реактивной установкой. Новые катера имели вытянутые рубки, на которых была укреплена реактивная установка «катюша».


Звено, в состав которого входили катер «Московский ремесленник» под командованием В. Пилипенко и «Трудовые резервы», капитаном которого был В. Кварцов, должно было нанести с моря ракетный удар по наземному аэродрому, находящемуся на высоте 30 метров. 29 мая 1943 года катера под прикрытием ночи подошли к берегу Анапы и обрушили ураганный огонь своих «катюш» на вражеский аэродром. Противник совершенно не был готов к такому обороту событий: мало того, что удар по аэродрому наносился с моря, так еще и с использованием реактивных установок. В результате аэродром и десятки самолетов противника надолго были выведены из строя, многие машины уничтожены.

Позже экипаж под командованием Владимира Степановича Пилипенко доказал, что использовать огонь реактивных установок можно не только по наземным целям, но и для поражения самолетов и надводных кораблей противника. Экипаж катера неоднократно был награжден, а командиру было присвоено звание Героя Советского Союза.

Другой задачей Черноморского флота в это время было обеспечение морских перевозок для снабжения наших войск техникой, продовольствием, боеприпасами и живой силой. Эти перевозки осуществлялись из портов Батуми, Поти, Сухуми, Туапсе и имели исключительное значение для обеспечения жизнедеятельности приморской группировки наших войск.

Военные конвои не всегда заканчивались удачно. 22 мая 1943 года утром в 9 часов 45 минут советский транспорт «Интернационал» вышел из Туапсе в направлении порта Геленджик. Его охраняли два базовых тральщика «Гарпун» и «Мина» и морской охотник «СКА-041». В пути конвой был атакован группой из 17 вражеских бомбардировщиков и 7 истребителей. В «Интернационал» попали две бомбы , в результате чего была повреждена ходовая часть и возник пожар. Экипаж справился с пожаром, но потерял 3-их моряков. Тральщик «Мина» был насквозь пробит бомбой весом в пол центнера, которая взорвалась уже в воде. Возникла огромная пробоина размером 2×2,3 метра, начался пожар, перестал функционировать телеграф и пулемет на правом борту, а пулемет левого борта смыло за борт вместе с его расчетом. Тем не менее, экипажу «Мины», лишившись двоих, удалось устранить пожар и поддержать судно на плаву, восстановив работу пожарных насосов и заделав пробоину. Благодаря их героическим усилиям, искалеченное судно все-таки смогло своим ходом вернуться в порт Туапсе двум часам по полудню. Морской охотник «СКА-041» постигла самая печальная участь. На судно спикировал Ю-87 и сбросил три бомбы, которые его потопили. Вместе с судном погибли 18 членов экипажа, шестерым удалось спастись. Как выяснилось позднее, морской охотник уже выходя на задание имел проблемы с двигательной установкой: два его мотора не работали, что лишило его возможности быстро маневрировать и избегать смертоносных ударов авиации.

Для спасения транспорта из Туапсе на помощь вышли сторожевые корабли «Шторм» и «Шквал», морской охотник «СКА-105» и буксир «Петраш». Десять наших самолетов «Як-1» отбивали воздушные атаки на конвой. Совместными усилиями в 18 часов 50 минут транспорт «Интернационал» был доставлен в порт Туапсе.

Один день - одна правда" url="http://diletant.media/one-day/26639312/">

Российские школьники знают Вторую мировую войну прежде всего по таким ключевым событиям, как Сталинградская битва или танковое сражение на Курской дуге. Однако не менее масштабными стали морские битвы, рассказ о которых мы и представляем.

В результате поражения в кампании 1940 года Франция заключила соглашение с нацистами и стала частью оккупированных территорий Германии с самостоятельным формально, но подконтрольным Берлину вишистским правительством.


В 1940 году правительство Франции стало подконтрольно Берлину


Союзники стали опасаться, что французский флот мог перейти Германии и уже через 11 дней после французской капитуляции провели операцию, которая надолго станет проблемой в союзных отношениях Великобритании и той Франции, которая сопротивлялась нацистам. Она получила название «Катапульта». Британцы захватили корабли, стоявшие в британских портах, силой выставив с них французские команды, что не обошлось без столкновений. Разумеется, союзники восприняли это как предательство. Еще страшнее картины разворачивались в Оране, командованию кораблей, стоявших там, был направлен ультиматум — передать их в управление британцам или потопить. В итоге их потопили британцы. Все новейшие линкоры Франции были выведены из строя, погибли более 1000 французов. Правительство Франции порвало с Великобританией дипломатические отношения.

Морские сражения Второй мировой войны отличаются от предыдущих тем, что они уже не являлись чисто морской битвой.


Морские сражения Второй мировой войны не являлись чисто морской битвой

Каждое из них было комбинированным — при серьезной поддержке авиации. Частью кораблей были авианосцы, позволявшие обеспечить такую поддержку. Нападение на Перл-Харбор на Гавайских островах было совершено с помощью палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. Ранним утром 152 самолета атаковали базу ВМС США, застав врасплох ничего не подозревавших военных. В нападении приняли участие и подлодки Японского императорского флота. Потери американцев были колоссальными: около 2,5 тысяч погибших, потеряны 4 линкора, 4 миноносца, уничтожено 188 самолетов. Расчет при столь яростной атаке был на то, что американцы падут духом, а большая часть флота США будет уничтожена. Не случилось ни того, ни другого. Нападение привело к тому, что сомнений для американцев насчет участия во второй мировой не осталось: в этот же день Вашингтон объявил войну Японии, а в ответ Германия, находящаяся с Японией в союзе, объявила войну США.

Переломный момент для американского флота на Тихом океане. Серьезная победа на фоне страшного бедствия начала войны — Перл-Харбора.


Битва у атолла Мидуэй — п ереломный момент для американского флота

Мидуэй находится в тысяче милей от Гавайских островов. Благодаря перехваченным переговорам японцев и разведданным, полученным в результате полетов американской авиации, командование США заранее получило информацию о готовящемся нападении. 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей. Эскадренный миноносец американцев поднял сигнал об атаке противника и, выпустив облако черного дыма, атаковал самолеты из зенитных орудий. Битва началась. Авиация США тем временем взяла курс на японские авианосцы, в итоге 4 из них были потоплены. Япония потеряла также 248 самолетов и около 2,5 тысяч человек. Потери американцев скромнее — 1 авианосец, 1 эсминец, 150 самолетов и около 300 человек. Приказ о прекращении операции поступил уже в ночь на 5 июня.

Лейте — филиппинский остров, вокруг которого развернулась одна из самых тяжелых и масштабных морских битв.


Сражение в Лейте — одна из самых тяжелых и масштабных морских битв

Американские и австралийские корабли начали бой против японского флота, который находясь в патовой ситуации провел атаку с четырех сторон, используя в своей тактике камикадзе — японские военные шли на самоубийство с целью нанести как можно больший урон противнику. Это последняя крупная операция для японцев, к моменту ее начала уже потерявших стратегическое преимущество. Однако силы союзников все равно одержали победу. Со стороны Японии погибли 10 тысяч человек, однако из-за работы камикадзе серьезные потери понесли и союзники — 3500. Кроме того, Япония потеряла легендарный линкор Musashi и едва не потеряла другой — Yamato. При этом шансы на победу у японцев были. Однако из-за использования плотной дымовой завесы, японские командиры не могли адекватно оценить силы противника и не решились бороться «до последнего бойца», а ретировались.

Операция Catechism гибель немецкого линкора «Тирпиц» 12 ноября 1944 года

«Тирпиц» — второй линкор типа «Бисмарк», один из мощнейших и самых устрашающих военных кораблей немецких сил.


«Тирпиц» — один из самых устрашающих военных кораблей немецких сил


С момента его принятия на вооружение британские ВМС начали за ним настоящую охоту. Первый раз линкор был обнаружен в сентябре и в результате атаки британских самолетов превратился в плавучую батарею, лишившись возможности участвовать в морских операциях. 12 ноября скрыть корабль уже не удалось, в корабль попали три бомбы Tallboy, одна из которых привела к взрыву на его пороховом складе. Тирпиц затонул у Тромсё буквально через несколько минут после этой атаки, погибли около тысячи человек. Ликвидация этого линкора означала фактически полную морскую победу союзников над Германией, что позволило высвободить военно-морские силы для использования в Индийском и Тихом океанах. Первый же линкор этого типа «Бисмарк» наделал куда больше бед — в 1941 году он потопил британский флагман и линейный крейсер «Hood» в Датском проливе. В результате трехдневной охоты за новейшим кораблем он также был потоплен.

В знак памяти трех великих побед российского флота - Гангут, Чесма, Синоп - русские матросы на своих гюйсах* традиционно носят три белые полоски.

*Гюйс - большой синий воротник на форменке - матросской верхней суконной или полотняной рубахе.

ГАНГУТСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение Великой Северной войны 1700-1721гг, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714г. у мыса Гангут (ныне Ханко) между русским флотом под командованием адмирала Ф.М.Апраскина и императора Петра I и шведским флотом вице-адмирала Г.Ватранга. Гангут - первая крупная победа русского флота. Она подняла дух войск, показав, что шведов можно одолеть не только на суше, но и на море. Захваченные шведские корабли были доставлены в Петербург, где 9 сентября 1714г состоялась торжественная встреча победителей. Победители прошли под триумфальной аркой. Петр I высоко оценил победу у Гангута, приравняв её к Полтавской. 9 августа в честь этого события в России официально установили праздник - День воинской славы.

ЧЕСМЕНСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение в Эгейском море у западных берегов Турции 24-26 июня (5-7 июля) 1770г. между русскими и турецкими флотами завершилась полной победой русского флота над противником, который по численности кораблей вдвое превосходил русскую эскадру, но практически полностью был уничтожен. Победа была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапности атаки в ночное время, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качеством личного состава и флотоводческому искусству адмирала Г.А.Спиридова, который смело отказался от шаблонной линейной тактики, господствующей в то время в западноевропейскоих флотах. Всю Европу потрясла победа россиян, которая была достигнута не числом, а умением. Сегодня в Санкт-Петербурге открыт военно-морской музей, посвященный победе при Чесме.

СИНОПСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

Морское сражение 18 (30) ноября 1853 г. между русской эскадрой под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова и турецкой эскадрой под командованием Осман-паши. Турецкая эскадра направлялась к побережью Кавказа дял высадки крупного десанта. По пути она укрылась от непогоды в Синопской бухте. Здесь ее блокировал российский флот. Однако турки и их английские инструкторы не допускали мысли о нападении русских на защищенную сильными береговыми батареями бухту. Однако русские корали столь стремительно вошли в бухту, что береговая артиллерия не успела нанести им существенный урон. В течение четырехчасового боя артиллерия выпустила 18 тыс.снарядов, которые почти полностью уничтожили турецкий флот. Синопская победа стала итогом полтора-вековой истории русского парусного флота, поскольку этот бой стал последним крупным морским сражением эпох парусных кораблей. Своей победой русский флот завоевал полное господство на Черном море и сорвал турецкие планы по высадке десанта на Кавказ.

Просмотров