Кто такой святой лука в чем помогает. В каких бедах люди молятся святому Луке? Апостол Иоанн Богослов

Икона святого Луки (епископа Крымского) является особо почитаемой в православном мире. Многие верующие христиане произносят перед образом святителя теплые и искренние молитвы. Святой Лука всегда слышит обращенные к нему просьбы: по молитве верующих ежедневно совершаются великие чудеса — многие люди обретают избавление от различных душевных и телесных недугов.

Мощи Луки Крымского являют в наши дни различные исцеления, свидетельствующие о великой духовной силе святого. Для поклонения святыне многие христиане приезжают в Симферополь из разных городов мира.

Икона святого Луки призвана напомнить людям о жизни великого человека, бесстрашно следующего по стопам Спасителя, воплотившего образец христианского подвига несения жизненного креста.

На иконах святитель Лука Войно-Ясенецкий изображается в архиепископском облачении с поднятой благословляющей десницей. Также можно увидеть изображение святителя, сидящего за столом над раскрытой книгой, в трудах за научной деятельностью, что напоминает верующим христианам фрагменты биографии святителя. Есть иконы, изображающие святого с крестом в правой руке и Евангелием в левой. Некоторые иконописцы представляют святителя Луку с медицинскими инструментами, напоминая о его жизненном труде.

Большое почитание в народе имеет икона Святого Луки — значение ее для верующих христиан очень велико! Подобно святителю Николаю, епископ Лука стал российским чудотворцем, приходящим на помощь во всех жизненных трудностях.

В наши дни икона святого Луки находится практически в каждом доме. Это связано в первую очередь с большой верой народа в чудесную помощь святого, способного по вере исцелить любую болезнь. Многие христиане обращаются к великому святителю в молитве об избавлении от различных недугов.

Святитель Лука, епископ Крымский (в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), родился в Керчи 27 апреля 1877 года. С детства он интересовался живописью, посещая рисовальную школу, где демонстрировал немалые успехи. По окончании гимназического курса будущий святитель поступил в университет на юридический факультет, но через год прекратил занятия, оставив учебное заведение. Далее он пробовал заниматься в Мюнхенской школе живописи, однако и в этой сфере молодой человек не нашел своего призвания.

Всем сердцем стремясь принести пользу ближним, Валентин принял решение поступить в Киевский университет на медицинский факультет. С первых лет занятий он увлекся анатомией. Окончив учебное учреждение с отличием и получив специальность хирурга, будущий святой сразу начал практическую медицинскую деятельность, преимущественно в глазной хирургии.

Чита

В 1904 году началась русско-японская война. В.Ф. Войно-Ясенецкий отправился на Дальний Восток в качестве добровольца. В Чите он работал в госпитале Красного Креста, где вел практическую врачебную деятельность. Возглавив хирургическое отделение, он успешно оперировал раненых солдат. Вскоре молодой врач встретил свою будущую жену — Анну Васильевну, работавшую в госпитале сестрой милосердия. В браке у них родилось четверо детей.

С 1905 по 1910 год будущий святитель трудился в различных уездных больницах, где ему приходилось вести самую разнообразную врачебную деятельность. В это время началось широкое использование общей анестезии, но для выполнения операций под общим наркозом не хватало необходимого оборудования и специалистов — анестезиологов. Заинтересовавшись альтернативными способами обезболивания, молодой врач открыл новый метод анестезии седалищного нерва. Впоследствии он представил свои исследования в виде диссертации, которую успешно защитил.

Переславль-Залесский

В 1910 году молодая семья переехала в город Переславль-Залесский, где будущий святитель Лука работал в крайне тяжелых условиях, совершая по несколько операций ежедневно. Вскоре он принял решение заняться изучением гнойной хирургии и стал активно работать над написанием диссертации.

В 1917 году начинаются страшные потрясения в отечестве — политическая нестабильность, повсеместное предательство, начало кровопролитной революции. Кроме того, супруга молодого хирурга заболевает туберкулезом. Семья переезжает в город Ташкент. Здесь Валентин Феликсович занимает должность заведующего хирургическим отделением местной больницы. В 1918 году был открыт Ташкентский государственный университет, в котором врач преподает топографическую анатомию и хирургию.

Ташкент

Во время гражданской войны хирург жил в Ташкенте, где все силы отдавал врачеванию, ежедневно совершая по несколько операций. Во время работы будущий святитель всегда горячо молился Богу о помощи в совершении дела спасения человеческих жизней. В операционной всегда находилась икона, а перед ней висела лампада. У врача был благочестивый обычай: перед операцией он всегда прикладывался к иконам, затем зажигал лампаду, совершал молитву, а уже потом приступал к делу. Врач отличался глубокой верой и религиозностью, что и привело его к решению принять священнический сан.

Здоровье А.В. Войно-Ясенецкой стало ухудшаться — она умерла в 1918 году, оставив на попечение супруга четверых маленьких детей. После смерти жены будущий святитель стал еще активнее участвовать в церковной жизни, посещая храмы Ташкента. В 1921 году Валентина Феликсовича рукоположили в сан дьякона, а затем — священника. Отец Валентин стал настоятелем храма, в котором всегда очень живо и усердно проповедовал Слово Божие. Многие коллеги относились с нескрываемой иронией к его религиозным убеждениям, считая, что ученая деятельность успешного хирурга с принятием сана завершилась окончательно.

В 1923 году отец Валентин принял монашеский постриг с новым именем Лука, а вскоре облачился в епископский сан, что вызвало бурную негативную реакцию со стороны ташкентских властей. Через некоторое время святитель был арестован и заключен в тюрьму. Начался длительный период ссылок.

Десять лет в неволе

Два месяца после ареста будущий святой Лука Крымский находился в тюрьме Ташкента. Затем его переправили в Москву, где произошла знаменательная встреча святителя с патриархом Тихоном, заключенным в Донском монастыре. В разговоре Патриарх убеждает епископа Луку не оставлять врачебную деятельность.

Вскоре святителя вызвали в здание ЧК КГБ на Лубянке, где он подвергся жестоким методам допроса. После вынесения приговора святитель Лука был отправлен в Бутырскую тюрьму, где он находился в нечеловеческих условиях на протяжении двух месяцев. Затем его перевели в Таганскую тюрьму (до декабря 1923 года). Далее последовал целый ряд репрессий: в самый разгар суровой зимы святого отправили в ссылку в Сибирь в далекий Енисейск. Здесь он был поселен в доме местного состоятельного жителя. Епископу была выделена отдельная комната, в которой он продолжал вести врачебную деятельность.

По прошествии некоторого времени святитель Лука получил разрешение оперировать в Енисейской больнице. В 1924 году он совершил сложнейшую беспрецедентную операцию по пересадке почки от животного человеку. В качестве «награды» за труды местные власти выслали талантливого хирурга в маленькую деревушку Хаю, где святитель Лука продолжал врачебную деятельность, стерилизуя инструменты в самоваре. Святитель не унывал — как напоминание о несении жизненного креста с ним рядом всегда находилась икона.

Святой Лука Крымский следующим летом вновь был переведен в Енисейск. После короткого тюремного заключения его вновь допустили к врачебной деятельности и к церковному служению в местном монастыре.

Советские власти стремились всеми силами помешать растущей популярности епископа-хирурга среди простого народа. Было принято решение о его ссылке в Туруханск, где были очень сложные природные и погодные условия. В местной больнице святитель принимал пациентов и продолжал хирургическую деятельность, оперируя перочинным ножом, а в качестве хирургического шовного материала использовал волосы больных.

В этот период он служил в маленьком монастыре на берегу Енисея, в храме, где находились мощи святителя Василия Мангазейского. К нему приходили толпы народа, находя в нем истинного целителя души и тела. В марте 1924 года святителя вновь вызывают в Туруханск для возобновления врачебной деятельности. По окончании срока заключения епископ вернулся в Ташкент, где вновь взял на себя обязанности архиерея. Будущий святой Лука Крымский вел врачебную деятельность на дому, привлекая к себе не только больных, но и многих студентов-медиков.

В 1930 году святитель Лука был вновь арестован. После вынесения обвинительного приговора святитель провел целый год в Ташкентской тюрьме, подвергаясь всевозможным пыткам и допросам. Тяжелые испытания в то время перенес святой Лука Крымский. Молитва, ежедневно возносимая Господу, давала ему духовные и физические силы для перенесения всех невзгод.

Затем было принято решение переправить епископа в ссылку на север России. Все время пути в Котлас сопровождавшие солдаты конвоя издевались над святым, плевали ему в лицо, глумились и насмехались.

Первое время епископ Лука трудился в пересыльном лагере «Макариха», в котором отбывали срок люди, ставшие жертвами политических репрессий. Условия поселенцев были нечеловеческими, многие от отчаяния решались на самоубийство, люди страдали от массовых эпидемий различных болезней, и им не оказывали никакой медицинской помощи. Святитель Лука вскоре был переведен для работы в больницу Котласа, получив разрешение оперировать. Далее архиепископа отправили в Архангельск, где он находился до 1933 года.

«Очерки гнойной хирургии»

В 1933 г. Лука вновь возвратился в родной Ташкент, где его ждали повзрослевшие дети. До 1937 г. святитель занимается научной деятельностью в области гнойной хирургии. В 1934 г. он выпускает знаменитый труд под названием «Очерки гнойной хирургии», до сих пор являющийся учебником для хирургов. Многие свои достижения святитель так и не успел опубликовать, препятствием чему стали очередные сталинские репрессии.

Новые гонения

В 1937 году епископ вновь был арестован по обвинению в убийстве людей, подпольной контрреволюционной деятельности и заговоре с целью уничтожения Сталина. Некоторые его коллеги, арестованные вместе с ним, дали ложные показания против епископа под давлением. В течение тринадцати суток святителя подвергали допросам, пыткам. После того как епископ Лука не подписал признания, его вновь подвергли конвейерному допросу.

В течение следующих двух лет он находился в Ташкентской тюрьме, периодически подвергаясь агрессивным допросам. В 1939 году его приговорили к ссылке в Сибирь. В селе Большая Мурта Красноярского Края епископ работал в местной больнице, оперируя многочисленных больных в невероятно сложных условиях. Тяжелые месяцы и годы, полные лишений и невзгод, достойно вынес будущий святой — епископ Лука Крымский. Молитвы, приносимые им за свою духовную паству, помогали многим верующим в те непростые времена.

Вскоре святитель отправил телеграмму на имя Председателя Верховного Совета с просьбой о разрешении оперировать раненых солдат. Далее епископ был переведен в Красноярск и назначен главврачом военного госпиталя, а также консультантом всех районных военных госпиталей.

Во время работы в больнице за ним постоянно следили сотрудники КГБ, а коллеги относились к нему с подозрением и недоверием, что было связано с его вероисповедованием. Он не допускался в больничную столовую, в связи с чем нередко претерпевал голод. Некоторые медсестры, жалея святого, тайком приносили ему еду.

Освобождение

Ежедневно будущий архиепископ Крымский Лука самостоятельно приходил на железнодорожную станцию, отбирая самых тяжелобольных для проведения операций. Так продолжалось до 1943 года, пока многие церковные политзаключенные не попали под сталинскую амнистию. Будущий святой Лука был поставлен епископом Красноярским, а 28 февраля уже смог самостоятельно отслужить первую литургию.

В 1944 году святитель был переведен в Тамбов, где вел врачебную и религиозную деятельность, восстанавливая разрушенные храмы, привлекая многих в Церковь. Его стали приглашать на различные научные конференции, но всегда просили приходить в светской одежде, на что Лука никогда не соглашался. В 1946 году святитель получил признание. Ему была вручена Сталинская премия.

Крымский период

Вскоре здоровье святителя серьезно ухудшилось, епископ Лука стал плохо видеть. Церковные власти назначили его епископом Симферопольским и Крымским. В Крыму епископ продолжает насыщенную трудами жизнь. Ведутся работы по восстановлению храмов, Лука ежедневно ведет бесплатный прием больных. В 1956 году святитель полностью ослеп. Несмотря на столь тяжелый недуг, он самоотверженно трудился на благо Церкви Христовой. Одиннадцатого июня 1961 года святитель Лука, епископ Крымский, мирно отошел к Господу в День празднования Недели Всех Святых.

Двадцатого марта 1996 г. святые мощи Луки Крымского были торжественно перенесены в Свято-Троицкий собор Симферополя. В наше время они особенно почитаются жителями Крыма, а также всеми православными христианами, просящими помощи у великого святого.

Икона «Святой Лука Крымский»

Еще при жизни многие верующие христиане, лично знакомые с этим великим человеком, ощущали его святость, которая выражалась в неподдельной доброте и искренности. Лука прожил тяжелую жизнь, полную трудов, лишений и невзгод.

Даже после преставления святого многие люди продолжали ощущать на себе его невидимую поддержку. После причисления архиепископа к лику православных святых в 1995 году икона Святого Луки непрестанно являет различные чудеса исцеления от душевных и телесных болезней.

Многие православные христиане спешат в Симферополь, чтобы приложиться к великой христианской ценности — мощам святителя Луки Крымского. Многим больным помогает икона святого Луки. Значение ее духовной силы сложно переоценить. К некоторым верующим помощь от святого приходила мгновенно, что подтверждает великое его заступничество перед Богом за людей.

Чудеса Луки Крымского

В наши дни по искренним молитвам верующих Господь посылает исцеления от многих болезней благодаря заступничеству святителя Луки. Известны и зафиксированы реальные случаи невероятных избавлений от различных заболеваний, происходивших благодаря молитве святителю. Мощи Луки Крымского источают великие чудеса.

Кроме избавления от телесных недугов святитель помогает и в духовной борьбе с различными греховными наклонностями. Некоторые верующие врачи-хирурги, глубоко почитая своего великого коллегу, по примеру святителя всегда совершают молитву перед хирургическим вмешательством, помогающую успешно оперировать даже сложных больных. По их глубокому убеждению, это помогает святой Лука Крымский. Молитва, от души обращенная к нему, способствует решению даже самых сложных проблем.

Некоторым студентам святитель Лука чудесно помогал поступить в медицинский ВУЗ, таким образом, сбывалась их заветная мечта — посвятить свою жизнь лечению людей. Кроме многочисленных исцелений от болезней святитель Лука помогает обрести веру заблудшим неверующим людям, будучи духовным наставником и молящимся о человеческих душах.

Многие чудеса и поныне совершает великий святой епископ Лука Крымский! Исцеления получают все обращающиеся к нему за помощью. Известны случаи, когда святой помогал беременным женщинам благополучно выносить и родить здоровых детишек, находящихся в группе риска по результатам многосторонних исследований. Поистине великий святой — Лука Крымский. Молитвы, принесенные верующими перед его мощами или иконами, всегда будут услышаны.

Мощи

При открытии могилы Луки было отмечено нетление его останков. В 2002 году греческие священнослужители подарили Троицкому монастырю серебряную раку для мощей архиепископа, в которой они покоятся и в настоящее время. Святые мощи Луки Крымского благодаря молитвам верующих людей источают множество чудес и исцелений. С целью приложиться к ним люди приходят в храм постоянно.

После прославления епископа Луки в лике святых его останки были перенесены в собор Святой Троицы города Симферополя. Нередко паломники еще называют этот храм так: «Церковь святого Луки». Тем не менее, этот замечательный называется Свято-Троицким. Собор расположен по адресу город Симферополь, ул. Одесская, 12.

Как-то чаще случается, что от наших дней особо прославленных святых отделяют если не тысячелетия, то века. Но церковная история знает немало людей, которых смело можно назвать нашими современниками.

Одной из таких замечательных и несколько необычных фигур является святой Лука, архиепископ Крымский и Симферопольский.

Необычность его в первую очередь заключается в том, что он всю свою жизнь совмещал духовное служение с трудами практикующего хирурга. И к его церковным званиям обычно добавляют: доктор медицинских наук, профессор хирургии, лауреат Сталинской премии за книгу «Очерки гнойной хирургии». (Кстати, на ее обложке после «светской» фамилии автора в скобках написано «Архиепископ Лука»).

Память святого Луки Крымского почитают трижды в год:

  • 11 июня – день упокоения;
  • 18 марта – обретение мощей;
  • 7 февраля – в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

«Я полюбил страдание…»

Такое название носит автобиографическая книга святителя Луки, в которой он рассказывает и о своих «хождениях по мукам»…

Служить страждущим

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий вовсе не мечтал быть врачом, ему хотелось стать художником и, окончив гимназию и рисовальную школу, он поначалу даже готовился к поступлению в Академию художеств в Петербурге.

Но по зрелом размышлении юноша решил: надо делать то, «что полезно для страдающих людей», и поступил на медицинский факультет Киевского университета, чтобы по окончании его стать земским врачом. Однако жизнь внесла свои коррективы: началась Русско-японская война, куда и отправился в качестве хирурга недавний выпускник. Здесь начались его первые практические опыты.

На протяжении всей жизни святой совмещал молитву и научную работу. В это же время доктор Войно-Ясенецкий начал и свои научные изыскания, благодаря которым, когда он вернулся в Москву, был принят на работу в клинику П.И. Дьяконова, известного ученого.

В 1915 году вышла в свет монография молодого хирурга «Региональная анестезия», за которую он получил премию Варшавского университета.

Дальнейшая судьба будущего архиепископа складывалась весьма драматично. Жена его заболела туберкулезом легких, и семья, в которой уже было четверо детей, в 1917 году решила переехать в Ташкент с его более благоприятным климатом. Однако это не спасло женщину.

«Буду священником, если это угодно Богу…»

После ее смерти Валентин Феликсович по настоятельному совету епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия, не устрашившись смутного времени, принял священнический сан и начал служить Господу. Отец Валентин при этом не отказался и от врачебной практики, работая просто-таки на износ.

В 1923 году иерей Валентин принял тайный монашеский постриг с наречением его именем Луки – апостола-евангелиста, художника и врача. В этом же году он был возведен в сан архиерея.

Большевистские власти не могли допустить, чтобы врач открыто проповедовал христианскую веру, и биография святого Луки «обогатилась» арестами и ссылками, география которых весьма широка: Енисей, Заполярье, Архангельск, Красноярская область, а также переводами из епархии в епархию.

Но повсюду святитель не переставал бесплатно врачевать больных, невзирая на лица, должности, принадлежность к иным конфессиям. В народе ходили слухи, что исцелиться можно, даже если во время богослужения прикоснуться к рясе врача-архиепископа. Занимался он и наукой, и наведением порядка на церковных приходах.

После войны владыка Лука переехал в Крым. Поменялось лишь место его служения, а стиль жизни и отношение к своему делу – и пастырскому, и медицинскому – остались прежними… Продолжал он оперировать, даже уже ослепнув на один глаз.

Земной путь святителя Луки завершился 11 июня 1961 года. Его похоронили на кладбище Симферополя, а в 1996 году мощи архиепископа были обретены нетленными и перемещены в Свято-Троицкий кафедральный собор Свято-Троицкого женского монастыря. Здесь же находится и икона святого.

Читайте также:

В 2000 году святой Лука был причислен к лику исповедников – ведь он в самые трудные времена не отказывался от своей веры и, что особенно раздражало власти, приходил в облачении даже на операции, перед которыми к тому же непременно молился и крестил пациентов. В палате и кабинете всегда висели иконы.

Помоги, святой Лука!

Святитель Лука запомнился окружающим в первую очередь как простой человек, но – с несокрушимой верой в Бога. Именно эта вера помогала ему успешно проводить сложнейшие операции, нередко в самых невероятных условиях, и исцелять больных с практически неизлечимыми недугами.

В чем помогает святой? Архиепископ Лука Крымский считается покровителем медиков. К нему в своих молитвах особенно обращаются хирурги о помощи в работе. Молятся ему и болящие:

Обратясь к святому лику…

Иконы святого Луки находятся во многих православных храмах. Наиболее известные, кроме Симферополя:

Многие верующие свидетельствуют, что, приходя в храм, чтобы помолиться святому Луке, они ощущают исходящую от его иконы исцеляющую силу, благодатно воздействующую на их физическое состояние и вообще на жизнь.

Это и есть истинный смысл данного образа – получать помощь, обращаясь с молитвой к человеку, обладавшему Божественным даром.

Молитва Святому Луке

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением преклоньше колена сердец наших и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши.

Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.

Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Как заказать молебен

Заказать молебен можно в любой церкви. Во время богослужения, которое называется молебном, обращаются к Господу Иисусу Христу, Богородице или любым святым угодникам, кого хочется попросить о помощи. Святителю Луке чаще всего молятся об избавлении от болезни.

И хотя христианская традиция предписывает человеку переносить недуги с терпением, как «горькое лекарство», видеть в них средство искупления совершенных прегрешений, не является грехом молить Бога об исцелении или облегчении страданий.

Молебны бывают не только просительные, но и благодарственные Богу за то, что Он ниспослал. Не стоит об этом забывать.

Молебен можно заказать в любом храме, написав записку «О здравии» и указав в ней имена тех, за кого будет возноситься моление.

Молебен может быть отслужен вместе с акафистом. Служба эта очень красивая и теплая. Многие практикуют чтение акафиста дома. Вот это молитвенное обращение к святителю Луке:

Избранный святителю Церкве Православныя и исповедниче, возсиявый стране нашей, яко светозарное светило, добре потрудивыйся и за имя Христово гонение претерпевый, прославляюще прославльшаго тя Господа, даровавшаго нам тебе новаго молитвенника и помощника, похвальное воспеваем ти пение; ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Владыце Небесе и земли, от всяких недугов душевных и телесных свободи нас и добре стояти во Православии укрепи, да вси во умилении зовем ти:

ангелов собеседниче и человеков наставниче, Луко преславный, подобне евангелисту и апостолу Луце, емуже тезоименит сый, от Бога дар целити недуги человеческия приял еси, многия труды подъемля во врачевании болезней ближних, плоть нося, о плоти не радел еси, делы же добрыми Отца Небеснаго прославил еси. Темже благодарне во умилении зовем ти:

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Видя в человецех во время врачеваний, аки в зерцале, премудрость и славу Творца всяческих Бога, к Нему духом всегда возносился еси, богомудре; светом же богоразумия твоего и нас озари, да вопием купно с тобою: Аллилуия.

Разум твой Божественными ученьми просветил еси, Луко всеславне, отвергнув всякое плотское мудрование, с разумом же и волю повинул еси Господеви, подобен апостолом быв. Тии бо, по слову Христову: грядите по Мне, и сотворю́ вы ловцы человеком, оставиша вся и по Нем идоша, и ты, святе, услышав Господа Иисуса, зовущаго тя на служение, приемлеши священство в Церкви Православней. Сего ради, яко богомудраго наставника тя ублажающе, воспеваем сице:

Радуйся, о души присное попечение показавый; радуйся, ангела хранителя твоего возвеселивый.

Радуйся, во учении преспевавый и мудрецы мира сего удививый; радуйся, от творящих беззаконие стопы твоя уклонивый.

Радуйся, Божия Премудрости проповедниче и созерцателю; радуйся, истиннаго богословия златословесный учителю.

Радуйся, апостольских преданий блюстителю; радуйся, Православия ревнителю.

Радуйся, звездо, путь ко спасению показующая; радуйся, свеще, Богом возжженная, мрак нечестия разгоняющая.

Радуйся, раскольников обличивый; радуйся, свидений и оправданий Господних возжадавый.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Силою благодати Божия, еще во временней жизни приял еси дар, святе Луко, недуги целити, да вси усердно притекающии к тебе исцеления болезней телесных и наипаче душевных сподобляются, вопию́ще Богу: Аллилуия.

Имея неусыпное попечение о спасении душ, вверенных тебе от Бога, Луко блаженне, пастырски к душеспасительной жизни и словом, и самым делом непрестанно их наставлял еси. Сего ради приими от нашего усердия похвалы, достойно тебе приносимыя:

Радуйся, разума Божественнаго исполненный; радуйся, благодатию Духа Святаго приосененный.

Радуйся, нищетою Христовою обогативыйся; радуйся, щите, защищаяй благочестие.

Радуйся, пастырю добрый, блуждающих по горам суемудрия взыскавый; радуйся, делателю винограда Христова, чад Божиих в вере укрепляяй.

Радуйся, непоколебимый Православия столпе; радуйся, твердый каменю веры.

Радуйся, душепагубнаго неверия и обновленческаго раскола обличителю; радуйся, в делании духовнем подвизающихся мудрый укрепителю.

Радуйся, от мира гонимым пристанище тихое указуяй; радуйся, яко приим крест, Христу последовал еси.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Бурю внутрь имея помышлений многих, недоумеваше раб Божий, что речет о нем Господь, егда проразумеваху его достойна быти епископом граду Ташкенту, обаче всего себе Христу Богу предав, Тому о всем благодарение возсылаше, зовый: благословен Бог, изливаяй благодать Свою́ на архиереи Своя, и поя Ему: Аллилуия.

Слышавше лю́дие православнии, в гонении сущии, о благоплодных добротах души твоея, богоносе Луко, и видевше тя на степени святительства, яко достойный сосуд Божественныя благодати, вся немощная врачующия и оскудевающая восполняющия, дивляхуся чудному промышлению Божию о тебе и приношаху ти благохваления сицевая:

Радуйся, архиерею, от Самаго Господа пронареченный; радуйся, о надписании сана епископскаго на книзе твоей предуказание мысленное приемый.

Радуйся, иерархов изрядное украшение; радуйся, пастырю, душу за овцы Христовы положити готовый.

Радуйся, многосветлый Церкве светильниче; радуйся, апостолов сопричастниче.

Радуйся, исповедников удобрение; радуйся, всякое о себе отвергнувый попечение.

Радуйся, скорбей утолителю; радуйся, о людских невежествиих печальниче.

Радуйся, искавших спасения правым учением оглашавый; радуйся, житием твоим сего учения не посрамивый.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Боготочною Кровию Христовою от вечныя смерти искупленныя желая соблюсти, во дни страшных гонений сан епископский от рук архиереев православных приял еси, святителю Луко, и дело благовестника добре сотворил еси, обличая, запрещая, умоляя со всяким долготерпением и учением и поя Богу: Аллилуия.

Видевше ангельстии чинове великия подвиги твоя, удивишася, егда по заповеди Господней: блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное, в крепости сердечней безропотно понесл еси заточение и изгнание за имя Господа и Святую Церковь Христову, терпением велиим устрояя спасение свое, примером же своим верных души назидая. Мы же тя, усердно любовию почитающе, чествуем похвалами сими:

Радуйся, светильниче, на свещнице церковнем поставленный; радуйся, подвижниче, образ любве долготерпящия явивый.

Радуйся, защищати тя верным воспретивый; радуйся, в руки мучителей за веру смиренно нощию предавыйся.

Радуйся, пособниками неправедных судей уничиженный; радуйся, в заточение со смирением безропотно шедый.

Радуйся, правды ради с паствою твоею ташкентскою разлучение претерпевый; радуйся, яко вернии о разлучении с тобою рыдаху.

Радуйся, за Господа распятаго изъязвленный и заушенный; радуйся, лживая уста безбожных заградивый.

Радуйся, праведными усты твоими Небесныя истины и во изгнании вещавый; радуйся, яко мученицы на Небесех о терпении твоем ликовствоваху.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Проповедник немолчный тайны Пресвятыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы был еси и в темнице, и во градех изгнания сибирскаго, терпя глад, мраз страны северныя и жестокость клевретов безбожных. Сего ради проповедует Церковь Крымская величия Божия, явленная на тебе, святителю Луко. Мы же единем сердцем и единеми усты воспеваем Богу: Аллилуия.

Возсиял еси, яко звезда лучезарная, красноярской пастве и тамбовской, озаряя души верных и разгоняя тьму нечестия и безбожия. И исполнишася на тебе слова Христовы: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще, Мене ради. Ты бо, гонимый из града во град и клеветы терпевый, архипастырское служение усердне исполнял еси и сладостию писаний твоих вся алчущия и жаждущия правды насыщал еси, иже благодарне взывают тебе:

Радуйся, наставниче, всех к Небеси путеводяй; радуйся, о славе Божией искренно ревновавый.

Радуйся, воине Христов непобедимый; радуйся, за Христа Господа темницы и биения терпевый.

Радуйся, смирения Его истинный подражателю; радуйся, вместилище Духа Святаго.

Радуйся, вшедый с мудрыми в радость Господа твоего; радуйся, корыстолю́бия обличителю.

Радуйся, пагубу тщеславия показавый; радуйся, беззаконники ко обращению призывавый.

Радуйся, тобою бо Христос прославися; радуйся, тобою бо сатана посрамися.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Хотя достойно совершити подвиг, от Бога ти уготованный, облеклся еси во вся оружия Божия и стал еси на брань противу миродержителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных, препоясав чресла своя истиною и одеявся в броню́ правды, угасил еси, исповедниче Луко, вся стрелы лукаваго, поя Содетелю и Богу: Аллилуия.

Новое гонение воздвигоша беззаконнии и безбожнии человецы на Церковь Православную и во глубину дальния таежныя страны изгнаша тя, святителю Луко, и близ смерти быв, рукою же Божиею сохранен, взывал еси со апостолом Павлом: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся. Гоними, терпим; якоже отребие миру быхом, всем попрание доселе. Сего ради, ведуще о тебе таковая, ублажаем тя:

Радуйся, исповедниче Христов блаженный; радуйся, мраз лю́тый и глад во изгнании претерпевый.

Радуйся, близ смерти бывый, Господем же сохраненный; радуйся, самоотвержение всецелое показавый.

Радуйся, уневестивый душу твою́ Жениху Христу; радуйся, Господа, распятаго на Кресте, присно пред собою предзревый.

Радуйся, во бдениих и молитвах неослабно пребывый; радуйся, Единосущныя Троицы истинный ревнителю.

Радуйся, всякия болезни скорый и безмездный врачу; радуйся, от неисцельных гнойных болезней и ран страждущия здравы возставивый.

Радуйся, яко верою твоею разслабленнии исцелеша.

Радуйся, яко труды твоими врачебными исцеленнии к вере приведени быша.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Странник во юдоли земней быв, терпения, воздержания и чистоты образ показал еси, исповедниче Луко. Егда отечество в беде от нашествия иноплеменник пребываше, любовь евангельскую являя, деннонощно во врачебнице трудился еси, исцеляя недуги и раны вождей и воинов отечества земнаго, непамятозлобием и любовию удивляя всех творящих ти напасти, и многия сим обратил еси ко Христу, во еже пети Ему: Аллилуия.

Весь исполнь любве Христовы, Луко благосерде, душу твою́ полагал еси за други твоя, и яко ангел хранитель был еси ближним и дальним, злотворящия укрощая, враждующия примиряя и спасение всем устрояя. Поминающе труды твоя во благо людей отечества твоего, благодарне взываем ти:

Радуйся, дивную любовь ко отечеству земному показавый; радуйся, смирения и незлобия учителю.

Радуйся, изгнание и жестокия муки мужественно претерпевый; радуйся, за Христа страдавый и мучим бывый.

Радуйся, твердо Его исповедавый; радуйся, злобу врагов любовию Христовою победивый.

Радуйся, отче благосердый, спасения многих взыскавый; радуйся, великими скорбьми искушенный.

Радуйся, в гонениих терпение дивное явивый; радуйся, яко за враги Господеви молился еси.

Радуйся, яко любовь твоя всяку вражду победи; радуйся, яко незлобие твое сердца жестокая покори.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Всем был еси вся, якоже и святый Павел, дабы спасти хотя бы некоторых, святителю Луко, архипастырский подвиг совершая, в Тамбовском краи многими труды храмы обновляя и созидая, уставы святоотеческия строго соблюдая, спасению паствы твоея служити не преставал еси, чисто Богови поя: Аллилуия.

Ветии человечестии не возмогут по достоянию изрещи твоих благодеяний множество, егда явися на Крымской земли, яко отец чадолюбивый, святителю отче Луко: щедродательная бо десница твоя всю́ду досязаше. Мы же, благосердию твоему подражати хотяще, во удивлении взываем к тебе:

Радуйся, луче любве Божия; радуйся, сокровище милосердия Спасова неистощимое.

Радуйся, яко вся своя неимущим раздавал еси; радуйся, ближния твоя паче себе возлюбивый.

Радуйся, страждущих сирот питателю и окормителю; радуйся, безпомощных старцев и стариц попечителю.

Радуйся, яко болящия и в темнице заключенныя посещал еси; радуйся, яко нужды бедных во мнозех местех отечества своего предварял еси.

Радуйся, яко нищия милуя, трапезы им устроял еси; радуйся, яко о глубине милосердия твоего Мати Божия возрадовася.

Радуйся, ангеле земный и человече Небесный; радуйся, яко коемуждо в горестех, аки ангел утешитель, являлся еси.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Спасению крымския паствы твоея служити многолетне не преставая, по образу Пастыреначальника Христа, на рамена заблуждшия взем, Небесному Отцу привел еси, надеждею бо на Божие милосердие утешая, ко исправлению жития словесы учительными твоими влекл еси вся, во еже сердцем чистым пети Богу: Аллилуия.

Царя Небеснаго Христа Бога верный служитель быв, святителю отче Луко, неустанно возвещал еси слово истины во всех храмех земли Таврическия, душеспасительною пищею учения евангельскаго верная чада питая и устав церковный строго исполняти повелевая. Темже тя, яко пастыря добраго, прославляем сице:

Радуйся, неутомимый проповедниче евангельския правды; радуйся, яко Богом врученное тебе стадо словесное добре упасл еси.

Радуйся, овцы своя от душепагубных волков охранявый; радуйся, чина церковнаго строгий блюстителю.

Радуйся, чистоты веры православныя охранителю; радуйся, тобою бо Дух Святый написа словеса спасительная.

Радуйся, мудрецем века сего бытие Божие проповедавый; радуйся, яко слово твое, аки в ризы позлащены, в тайны веры одеяся.

Радуйся, молние, гордыню низлагающая; радуйся, громе, беззаконно живущия устрашаяй.

Радуйся, церковнаго благочестия насадителю; радуйся, архипастырю, пастыри духовныя наставляяй и вразумляяй непрестанно.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Пение у гроба твоего, угодниче Божий, не умолкаше во днех блаженнаго успения твоего. Мнози бо, ведуще тя богоносна и равноангельна, собрашася от всех предел земнаго отечества твоего совершити моление соборное о души твоей, в горния обители Отечества Небеснаго восходящей, воспевающе Богу: Аллилуия.

Свещею, в Церкви Христовей горящею светом невещественным благодати Божия, был еси, святителю Луко, вся концы земли нашея озаряя. Поминающе блаженное успение и велие твое на Небеси и на земли прославление, с радостию приносим ти благохваления сия:

Радуйся, светильниче немеркнущий Света Невечерняго; радуйся, яко мнози прославиша твоих ради добрых дел Отца Небеснаго.

Радуйся, угодниче Божий, течение благочестне скончавый; радуйся, веру, надежду и любовь от Господа стяжавый.

Радуйся, со Христом, Егоже возлюбил еси, на веки соединивыйся; радуйся, Царствия Небеснаго и славы вечныя наследниче.

Радуйся, яко свет добрых дел твоих пред человеки просветися; радуйся, многих научивый заповедем Христовым и сотворивый я.

Радуйся, архиерею, от Вечнаго Архиерея Христа благодатными дары исполненный; радуйся, скорый помощниче призывающим тя.

Радуйся, земли Крымския новое светило и утверждение; радуйся, рода христианскаго благодатный покровителю.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Благодать, свыше ти данную, познавше, благоговейно лобызаем честный образ твой, святителю Луко, чающе тобою прияти просимое от Бога. Темже припадающе ко святей иконе твоей (аще же пред мощьми глаголеши: ко святым мощем твоим), со умилением молим тя: укрепи нас добре стояти в вере православней, и угождающе благими делы, немолчно пети Богу: Аллилуия.

Пою́ще Бога, дивнаго во святых Своих, хвалим тя, Христова исповедника, святителя и предстателя пред Господем. Весь бо еси в вышних, но и нижних не оставляеши, святителю отче Луко, присно со Христом царствуеши и о нас грешных пред Престолом Божиим ходатайствуеши. Сего ради во умилении зовем ти:

Радуйся, Света неприступнаго зрителю; радуйся, тебе бо сорадуются ангели и о тебе веселятся человецы.

Радуйся, делы и писаньми твоими неверующия просвещаяй; радуйся, маловерныя и малодушныя укрепляяй и утверждаяй.

Радуйся, яко достоин явился еси Царствия Небеснаго; радуйся, путем исповедничества райских селений достигнувый.

Радуйся, поношения Христа ради терпевый и вечную с Ним славу приемый; радуйся, души наша к Царствию Небесному путеводяй.

Радуйся, предстателю пред Престолом Божиим за нас грешных; радуйся, Православия похвало и земли нашея радование.

Радуйся, в сонме святых быти сподобивыйся; радуйся, собору всех Крымских святых сопричастниче.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

О великий и преславный угодниче Божий, святителю отче наш Луко, приими сие похвальное пение от нас недостойных, с любовию сыновнею тебе приносимое! Предстательством твоим у Престола Божия и молитвами твоими всех нас в вере православней и добрых делех утверди, от всяких бед, скорбей, болезней и напастей, в сей жизни находящих, сохрани, и от мучений в будущем веце избави и сподоби в вечней жизни купно с тобою и со всеми святыми пети Творцу нашему: Аллилуия.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й, и кондак 1-й.

Ангелов собеседниче и человеков наставниче, Луко преславный, подобне евангелисту и апостолу Луце, емуже тезоименит сый, от Бога дар целити недуги человеческия приял еси, многия труды подъемля во врачевании болезней ближних, плоть нося, о плоти не радел еси, делы же добрыми Отца Небеснаго прославил еси. Темже благодарне во умилении зовем ти:

Радуйся, от ю́ности разум свой игу Христову покоривый; радуйся, пречестное Святыя Троицы селение бывый.

Радуйся, блаженство милостивых, по слову Господа, унаследовавый; радуйся, верою Христовою и знанием богодарованным многия недужныя исцеливый.

Радуйся, страждущих недуги телесными врачу милосердый; радуйся, во дни брани вождей и воинов целителю искусный.

Радуйся, всех врачев наставниче; радуйся, скорый в нуждах и скорбех сущим помощниче.

Радуйся, Церкве Православныя утверждение; радуйся, земли нашея озарение.

Радуйся, крымския паствы похваление; радуйся, града Симферополя украшение.

Радуйся, святителю и исповедниче Луко, врачу благий и милостивый.

Святой исповедник, архиепископ Лука успешно сочетал в своем лице доброго пастыря, исцеляющего душевные недуги, и врача, избавляющего от недугов телесных. И сейчас по искренним молитвам к нему он продолжает совершать многочисленные исцеления.

Полезное видео

Епископ Афанасий (архиепископ Лука (в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий)) родился в Керчи 27 апреля 1877 года. Окончив гимназию, он решил посвятить себя тому, что полезно для страдающих людей, и избрал медицину. По окончании университета будущий святитель занимался практикой и теоретическими исследованиями в области медицины. В 20-х годах ХХ века работал хирургом в Ташкенте, активно участвовал и в церковной жизни, например, в заседаниях церковного братства. Слова епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником»,- он воспринял как Божий призыв. После трёхлетнего служения в сане иерея отец Валентин принял монашеский постриг с именем святого апостола, евангелиста и врача Луки. 31 мая 1923 года иеромонах Лука по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона был тайно рукоположен во епископа. С того времени начался его крестный исповеднический путь. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили усердие святителя в исполнении архипастырского долга и во врачебном служении людям.

«Общественный обвинитель», чекист Петерс, привлёк владыку к судебному разбирательству по так называемому делу врачей (1921 год). Среди вопросов был и такой: «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?» «Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». «Дело врачей», сфабрикованное Петерсом, с треском провалилось, но спустя некоторое время Владыку всё равно репрессировали. Сосланного властями в далекий Туруханск, смиренного святого врача утешал великий И.П. Павлов: «Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве».

Это был поистине чудотворец. Запомнилась история о том, как ему в Сибири пришлось делать полостную операцию крестьянину перочинным ножом, а рану зашивать женским волосом, причём нагноения не было. Между первой ссылкой в Туруханск и второй ссылкой в Архангельск владыка жил в Ташкенте. Там он продолжал вести приём больных у себя на дому.

Будучи в третьей ссылке под Красноярском, уже в начале Великой Отечественной войны, епископ Лука предложил властям свой опыт и мастерство для лечения раненых советских воинов. С октября 1941 года его назначили консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Инспекторская проверка показала, что ни в одном другом госпитале не было столь блестящих результатов лечения сложнейших инфекционных ранений суставов. Тысячи военных были спасены от смерти или пожизненной инвалидности. Работать приходилось в невыносимых условиях: штат неумел и груб, врачи не знают основ хирургии. Всё это крайне плохо отражалось на здоровье Владыки. Во время операций он всё чаще опускался на стул: не держали ноги. Трудно было подниматься по госпитальным лестницам: давало себя знать хроническое заболевание лёгких, эмфизема.

В 1944 году Владыка получил указ о назначении на Тамбовскую и Мичуринскую кафедру, а с 1946 по 1961 год был правящим архиереем Симферопольской и Крымской епархии. Владыка Лука сделал ряд открытий. Перу выдающегося хирурга принадлежат знаменитые «Очерки гнойной хирургии», которые вышли в свет в ноябре 1944 года. До сих пор они являются настольной книгой и учебником многих хирургов.

В декабре 1945 года святителя наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». За выдающиеся достижения в медицине он получил Сталинскую премию первой степени, которую пожертвовал на нужды сирот. Всё это означало официальное признание беззаветного труда святителя. В 1958 году Господь послал ему новое испытание — слепоту на оба глаза. Однако Владыка видел духовными очами. Несмотря на страшный недуг, он регулярно совершал богослужения, постоянно проповедовал и принимал страждущих.

Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Определением Синода Украинской Православной Церкви (Московская Патриархия) от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. В ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялось обретение его нетленных мощей, а 24-25 мая 1996 года — торжество прославления святителя. Многоцелебные мощи его почивают в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомученников и исповедников Российских XX века. Его память совершается 11 июня (нов. ст.) / 29 мая (стар. ст.) и в день памяти Собора Крымских святых 28 декабря (нов. ст.) / 15 декабря (стар. ст.)

Ответ редакции

С 1 по 2 апреля верующие могут поклониться мощам Святителя Луки, которые выставили в Донском монастыре в Москве. АиФ.ru рассказывает о жизни святого.

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий , родился 27 апреля 1877 году в Керчи в многодетной семье аптекаря Феликса Станиславовича , происходившего из древнего русского дворянского рода. Отец, будучи убеждённым католиком, не навязывал семье своих религиозных взглядов. Мать, Мария Дмитриевна , воспитывала детей в православных традициях и активно занималась благотворительностью.

При крещении младенца нарекли Валентином в честь священномученика Валентина Интерамского , получившего от Господа дар врачевания и ставшего затем священником. Подобно своему небесному покровителю, он стал и врачом, и священнослужителем.

Светская жизнь Святителя Луки

Свое детство Валентин провел в Керчи. В 1889 году семья переехала в Киев, где он окончил гимназию и художественную школу. После этого он подал документы в Академию Художеств, но позже их забрал, решив выбрать медицину. Пытался поступить в Киевский университет на медицинский факультет, но не прошёл.

Поступить в медуниверситет ему удалось в 1898 году. «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии», — так отзывался он о своем образовании. После окончания учебы стал земским врачом и работал в Киевском медицинском госпитале Красного Креста.

В 1904 году в составе госпиталя отправился на Русско-Японскую войну. Работал в эвакуационном госпитале в Чите, заведовал хирургическим отделением.

Осенью 1908 года уехал в Москву и поступил в экстернатуру при московской хирургической клинике известного профессора Дьяконова, занимался анатомической практикой в Институте топографической анатомии.

В начале 1909 года Валентин Феликсович подал прошение и был утверждён в должности главного врача больницы села Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии. Иногда, не имея под рукой инструментов, в ходе экстренных операций он использовал перочинный нож, гусиное перо, слесарные щипцы, а вместо ниток — женский волос. В 1910 году подал прошение на врача больницы Переславль-Залесского Владимирской губернии, где сначала возглавил городскую, а вскоре — и фабричную, и уездную больницы, а также военный госпиталь.

Пастырская деятельность

В 1921 году принял решение стать священником. Хирургическую и преподавательскую работу при этом не прекращал. «Считаю своей главной обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», — такому принципу он остался верен до конца своих дней.

В 1923 году он тайно был пострижен в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки и принял сан епископа. После этого последовали аресты и ссылки. Годы тюрем, сталинские лагеря и 13-дневный допрос «конвейером», когда ему не давали спать, но не сломили его — он не подписал документы и не отрекся от сана священника. В Тамбовской епархии владыка Лука в течение двух лет одновременно служил в церкви и работал хирургом в 150 госпиталях. Благодаря его блистательным операциям тысячи солдат и офицеров вернулись в строй.

После Второй мировой войны владыка Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. В течение всего времени своего служения на Крымской кафедре он принимал больных на дому, консультировал в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, служил и выступал с проповедями в храмах.

Заслуги в медицине

В 1946 году Войно-Ясенецкий был награжден премией Сталина первой степени за заслуги в медицине. Он дал первое систематическое учение о локальной анестезии с использованием этилового спирта, вводимого в нервные пучки, а также обосновал систематическое применение антисептических методов для гнойной хирурги еще до изобретения антибиотиков.

Как хирург он провел множество операций больных с заболеваниями желчных путей, желудка и других органов брюшной полости. С успехом работал в таких областях хирургии, как нейрохирургия и ортопедия. Высказал ряд важных идей в отдельных медицинских областях: теория клинического диагноза, медицинская психология и деонтология, хирургия (включая общую, абдоминальную, торакальную, урологию, ортопедию и другие разделы), военно-полевая хирургия и анестезиология, организация здравоохранения и социальная гигиена.

Почитание пи причисление к лику святых

Скончался архиепископ Лука 11 июня 1961 года. В ноябре 1995 года указом Синода Украинской православной церкви Московского патриархата архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. В ночь с 17 на 18 марта 1996 года состоялось обретение святых мощей архиепископа Луки. Архиепископ Лука был прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских, в 2000 году.

Память 29 мая / 11 июня

Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей в голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.

В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.

В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926 году он был освобожден и вернулся в Ташкент.

На следующую осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой - решение, о котором он горько пожалеет впоследствии.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.

Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».

Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Просмотров