Кто такой шаман? Только целитель или больше…. Центр мира там, где находится шаман

О шаманах стали говорить много, много показывать и писать. Шаманы даже стали участниками различных телешоу не только на познавательных каналах, но и на развлекательных тоже. И вот ведь странное дело, не смотря на такую популярность, шаманы остаются для обывателей загадкой, какой-то неуловимой и притягательной тайной. Кто-то считает их колдунами и заклинателями, кто-то дикими и необузданными актерами, исполняющими первобытные пляски у костра. Сторонники некоторых религий называют их бесноватыми и одержимыми, говорят о них с опаской, а не редко и с отвращением. Но многие люди, поборов свое неведение и страх, все же обращаются к шаманам, и вот ведь не задача…! Именно у шаманов они находят ответы на свои самые сокровенные вопросы, решение самых неразрешимых проблем, душевный покой и Равновесие.

Так все же кто он такой — шаман?! Попытаюсь ответить на этот вопрос настолько насколько это возможно. Если вы встретите шамана в обыденной жизни, не зная о том, что он шаман, то вряд ли вы увидите в нем нечто необычное. Это будет такой же человек, как и сотни окружающих, ни внешний вид, ни повадки, ни черты лица не выдадут в нем шамана. Шаман – Мастер маскировки, и его умение растворяться в толпе, если ему это необходимо, оно безупречно! И все же…! Если быть внимательным и наблюдательным, то шамана можно отличить среди серой толпы обывателей. И его главное отличие от обычных людей – это атмосфера…, та атмосфера, которую он создает вокруг себя. Где бы он ни был, в каком бы коллективе по «случайности» не оказался, люди, находящиеся рядом с ним, ощущают внутренний подъем, какое-то еле уловимое ощущение радости и легкости. Те, кто минуту назад хмурился и раздражался, при появлении шамана, вдруг теряют связь с объектами их раздражения и наполняются теплом и покоем, а на лицах их расплывается недоуменная улыбка. Шаман легко и играючи вливается в любую компанию, не заметно для окружающих, становится ее душой и центром. Вливается не как волна цунами, а, скорее, как журчащий горный ручей, который постепенно увлекает за собой, растворяя все мелочные и эгоистичные проблемы, уносит собеседников в далекую, давно забытую сказку! И совсем не обязательно, чтобы он рассказывал вам какие-то легенды или былины, вовсе нет! Шаман может говорить с вами на любую, интересную именно вам, тему, будь то рыбалка или футбол, охота на бабочек или коллекционирование почтовых марок! Ведь дело не только в том, что шаман умеет хорошо говорить, здесь, скорее всего, дело в том, что он умеет невероятно внимательно слушать. А ведь тот, кто умеет слушать, тот и есть самый приятный и незаменимый собеседник! Рядом с шаманом люди чувствуют себя уверенно и непринужденно, словно очутившись в далеком детстве на коленках любящего отца! Вот что отличает шамана от обычного человека или шарлатана!

Лекарь или лицедей? В искусстве лицедейства шаманам равных, наверное, нет! Они величайшие режиссеры жизненных спектаклей, непревзойденные исполнители ролей любой сложности и любого жанра. И сила их мастерства скрыта в том, что они искренне верят в любую постановку, которую разыгрывают, они без остатка вживаются в ту роль, которую в тот или иной момент выбрали играть. При всем при этом они ни на миг не забывают о том, что все это лишь игра, что декорации и маски могут в любую минуту раствориться и принять совершенно противоположный облик и сюжет. Сила их мастерства скрыта в том, что все это они делают не с целью одурачить окружающих, не с целью скрыть какие-то свои замыслы, а лишь с целью помочь тем, для кого они исполняют свою очередную постановку. Понять это логическим умом весьма сложно, но, тем не менее, это именно так. Обряды шаманов исполнены великого театрального действа, их танцы завораживают, их горловое пение и звериные рыки вводят в благоговейный транс, звуки их атрибутов наполняют пространство целительными вибрациями. Кому посчастливилось бывать на таких обрядах, те наверняка сумели окунуться в эту волшебную мистерию. Но, не смотря на свое мастерство театрала, шаман всегда относится к тем, кто к нему обратился, с полной ответственностью, затевая очередную «игру» с пациентом, направляет все свои силы и возможности на исцеление доверившегося ему человека.

Лекарь ли шаман? Скорее не лекарь, а целитель. Целителем он выступает не только для людей, целителем он является и для животных, и для тех мест Земли-Матери, на которых он проводит свои обряды. Своими обрядовыми действами шаман выравнивает энергетику того места, где он обращается к своим духам помощникам, гармонизирует взаимоотношения людей с природой. Он исцеляет Родовые Древа тех людей, которые посещают его праздничные камлания, так сказать выравнивает Родовую карму. Возможно, шаман не сможет исцелить раковую опухоль или травму позвоночника. Но он может исцелить души и привести к Равновесию тех людей, которые еще вчера были готовы прыгнуть с крыши высотки. Возможно, шаман не может уговорить духов обогатить того или иного нуждающегося. Но он может обратиться к духам с просьбой о том, чтобы те помогли человеку найти пути и возможности для заработка, и духи услышат шамана. Скорее всего, шаман не сможет воскресить усопшего. Но он может разыскать и воротить утерянные или украденные души живых людей, тем самым спасая их психическое здоровье. Возможно, шаман не сможет защитить вас от катастрофы или пожара. Но он сможет изготовить для вас амулет, который не даст купить вам билет на самолет, который рухнет, едва оторвавшись от Земли. Шаман вряд ли станет предсказывать вам судьбу, словно гадалка. Но он может четко и ясно разглядеть ваши пути и подсказать вам выходы из тупиков, в которые вы имели неосторожность забрести. Может предостеречь вас от ваших скрытых врагов как внешних, так и внутренних. Так целитель ли шаман? Судите сами!

Воин герой или ловкий Охотник? Вряд ли какой-либо шаман назовет себя Воином или героем, причина тому – его скромность. Но на самом деле каждый шаман — это Воин, причем таковым он является как в мире живых, так и в мире духов. В обыденной реальности он всегда находится в состоянии войны, войны со своими внутренними врагами, такими как гордыня, спесь, алчность, страх и т.п. И, разумеется, война с такими врагами – это самая тяжелая война в жизни любого человека, и далеко не каждый готов не то чтобы сражаться с этими пороками, но даже признать их внутри себя. Поэтому внутренняя битва шамана – это не что иное, как героизм, ведь у него, как ни у кого другого, искушений и соблазнов использовать свою силу великое множество. Тот, кто хотябы однажды пробовал сражаться со своими внутренними врагами, понимает, о чем идет речь. В мире духов шаману часто приходится выступать в качестве Воина, потому как в тех мирах, которые ему приходится посещать, далеко не все обитатели миролюбивы и дружелюбно настроены к шаману. А встречаются там и такие существа, встреча с которыми уже сама по себе требует невероятного героизма. Считает себя шаман Воином героем или нет, это значения не имеет, жизнь его полна героизма и великих приключений, ценой за которые не редко бывает его жизнь!

Охотник ли? Ну а как же не Охотник, ведь охота – его вторая натура! Охотится шаман, как правило, за силой, в хорошем смысле этого понимания, охотится за настроением, за знаниями, за удачей. Все это ему необходимо чтобы пополнить свой арсенал возможностей, чтобы отточить свое мастерство. Конечная цель его пожизненной охоты известна только ему, но, как правило, она весьма благородна (здесь не идет речь о тех шаманах, которые сбились с Белой Дороги). Тонкий и безобидный юмор и умение видеть во всем красоту – вот его не заменимые охотничьи атрибуты. В мире духов его охота часто требует особой ловкости и хитрости, потому как шаман знает, что гораздо лучше перехитрить злобного и могущественного духа, чем вступать с ним в открытую схватку. В некоторых шаманских традициях человек, который готовится стать шаманом, много лет живет среди опытных охотников, изучая это искусство, впитывая в себя все его тонкости и приемы. Поэтому жизнь шамана не что иное, как бесконечная, увлекательная, а порой и опасная для его жизни Охота!

Так кто же он – шаман? Смог ли ответить вам на этот вопрос? Это вряд ли…! Сможет ли кто-либо ответить на этот вопрос? Это вряд ли! Ответить могли бы сами шаманы, но их скромность, их привычка окутывать себя тайной приведет к уклончивым ответам или же многозначительному молчанию. Поэтому поступить нужно проще, нужно просто позволить шаманам оставаться загадкой и тайной, относится к ним с уважением и пониманием. Путь их не легок, намерения их благие, люди они добрые, мудрые и веселые, и добавить к этому не чего!

Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или колдуном. Шаман – совсем другой уровень, другие взгляды, цели и другая философия.

Кто и как становится шаманом в реальной жизни?

Шаманом нельзя стать просто так, «по своему хотению». Да и мало кто проявляет особое желание быть настоящим шаманом. Слишком велика ответственность за людей, которым нужно помочь. Кроме того, шаман практически не подчиняется себе, своим желаниям. Вся его жизнь – служение другим через мир духов.

Шаманом может стать лишь тот, кто увидит знаковый сон. В этом сне обязательно должно произойти какое-то событие, которое знаменует шаману об открытии его дара. Сон этот приходит внезапно, а не в каком-то определенном возрасте. Это невозможно предугадать.

Считается, что сон – это знак духов, что они избрали человека. Никто не сможет стать шаманом без «одобрения» духов. Содержание сна может быть разным, однако, каждый род знает, что именно должно присниться в качестве знамения.

Иногда шаманом становятся не только после увиденного сна. Случаи, когда человек вдруг слышит голос, который поет и говорит с ним, не редкость у эскимосов. Именно там особо развит шаманизм и все, что с ним связано. Голос означает, что дух зовет будущего шамана. За ним человек часто уходит в лес и проходит там первую ступень пути настоящего шамана.

Шаманом чаще всего становится тот, в чьем роду уже были подобные случаи. Способность передается по наследству. Известны истории, когда шаманом становился человек, у которого в роду ранее такого дара не было ни у кого. Однако такого шамана считают достаточно слабым.

Таким образом, кто станет шаманом, а кто нет, решают только духи. Сопротивляться их решению не удастся. Избраннику остается только смириться с выбором высших сил и пойти навстречу новой миссии.

Шаман выступает избранником, представителем духов на земле. Через него они доносят до людей информацию, помогают и предостерегают их. Шаман – человек, который призван помогать и лечить людей. Он не может отказать или не принять обратившегося за помощью к нему. Именно поэтому считается, что быть шаманом очень трудно.

Хоть шаман уважаем и почитаем в роду, он не обладает привилегиями. Часто он живет бедно, так как ему практически некогда заниматься своим домашним хозяйством. Он принимает нуждающихся в помощи и не успевает помогать себе и своей семье.

Шаман живет обычной жизнью, заводит семью, детей. До наступления момента избрания, шаман практически не подозревает о своей дальнейшей судьбе. Да и после того, как становится шаманом, живет как все. За исключением момента совершения .

Часто шаманов относят к числу душевнобольных. Это не так. Такое ошибочное мнение возникло из-за того, что обряды шаманов похожи на приступы безумия. На самом деле, этого требует вхождение в особое состояние, которое позволяет шаману .

Шаманы живут по всему миру. Множество народов с древности являются приверженцами веры в силу шаманов. Без них не обходятся поселения, племена, народы, которые издревле верили в способность шамана уберечь их от болезней, засухи или мучительной смерти. Наибольшее количество шаманов проживает в таких странах как:

  • Австралия;
  • Россия;
  • Австрия;
  • Страны Африки;
  • Новая Зеландия;
  • Страны Юго-восточной Азии.

Шаманы в каждой стране, области и народности отличаются по ряду критериев. Кто-то участвует в жертвоприношениях, кто-то нет. Отличаются некоторые функции, тонкости совершения обрядов и нюансы посвящения. Одно объединяет их точно, они – целители и защитники человеческой души.

Обучение шамана практике и обрядам происходит всю жизнь. Изначально, когда он еще не подозревает о своем предназначении, уже постепенно невольно познает его. Это проявляется:

  • в единении с природой, местностью, в которой живет шаман;
  • в появлении видений, снов, постепенному появлению навыка справляться с ними, трактовать их.

У некоторых народов избранного с рождения обучают шаманским практикам. Это не гарантирует того, что из него вырастет шаман. Все будет зависеть от предрасположенности и выбора духов.

Чаще всего обучения никакого нет. Человек сначала осознает, что выбор пал на него. Потом, уже, пройдя все мучения, обучается у более опытного шамана. Однако и он не учит начинающего всем тонкостям совершения обрядов. Обучение не проходит, как в школе за партой. Все постигается в общении с духами и практике.

Старые шаманы учат молодых бить в бубен, чтобы духи услышали этот зов. Бить так, чтобы привлечь нужных духов. Иногда обучение длится часами, днями без перерыва. Этот навык считается основополагающим для шамана. Без умения обращаться с бубном, духи не поймут призывов и просьб шамана.

Обучение непосредственно совершению обрядов тоже не производится. Истинный шаман постигает эту задачу сам.

Некоторая помощь все же есть. У шаманов, которые только начинают свой путь, распространена практика «невидимого каноэ». Шаман старый и молодой создают воображаемое каноэ, садятся в него и путешествуют. Такие путешествия длятся по нескольку дней подряд. Во время них шаманы находятся в промежуточном состоянии. Они иногда видят сны, а иногда возвращаются в реальность.

В то время, когда сны посещают шамана, в них происходит встреча с духами. Шаман ищет себе духа-защитника и находит его. В момент возвращения в реальность, шаман выходит из каноэ и на время оставляет на каком-то месте. При обратном переходе в состояние сна, шаман толкает каноэ с этого места и плывет дальше.

После проделанного путешествия шаманы делятся своими видениями, ощущениями. В этом обмене происходит обучение молодого шамана практике.

Практически в любом городе сейчас можно найти массу школ и курсов по обучению шаманским практикам. Они предлагают научиться всему, что умеют шаманы. Однозначно стать истинным шаманом благодаря таким школам невозможно. Шаман – избранник духов. Можно лишь на тысячную часть приблизиться к таинственному и загадочному миру шаманов.

Посвящение в тайны волхвов

Посвящению в шаманы предшествует длительный и тяжелый период «шаманской болезни». Эта болезнь больше проявляется как безумие, шизофрения. Будущий шаман иногда ведет себя неадекватно, видит галлюцинации, сны, слышит голоса. Кроме психики, страдает его тело. Он болеет, теряет сознание, впадает в приступы эпилепсии. Это можно объяснить просто – духи настаивают на том, чтобы избранный стал шаманом.

Противостоять им практически невозможно. Чтобы избавиться от этих страданий есть единственный выход ­­­– принять предложение духов и пройти обряд посвящения.

Начало обряда – признание избранного перед старыми шаманами, что он слышит зов духов. После этого он уходит в лес, тайгу и проходит там испытание голодом. Длиться оно может и 5, и 7, и 9 дней. В этот момент будущий шаман особенно слаб. Во время снов и видений к нему приходят духи и в прямом смысле делают из него другого человека.

Он чувствует себя так, будто его разрывают на части и собирают заново. Шаман переживает на уровне эмоций настоящую смерть. После всего пережитого он «возрождается», но уже другим человеком. Дальше у шамана 2 варианта:

  • самому постигать тонкости шаманского дела;
  • учиться у старого шамана.

Чаще всего выбирают второй способ. На этом посвящение в шаманы не заканчивается. Это длительный процесс, который протекает месяцами, а иногда даже годами. Обучение практикам, способам общения с духами, обрядам еще впереди.

Формального посвящение шамана не происходит. Нет какого-то конкретного действия, церемонии, после которой можно сказать, что посвящение состоялось. Считается, что это бессмысленно, так как шаман посвящен духами еще задолго до того как сам понял это.

Обязанности, задачи и роль ведуна

Шаман в мире людей выполняет множество функций и играет важную роль в жизни целых народностей.

Основными задачами шамана являются:

  • лечение людей;
  • поиск души, покинувшей тело и возвращение ее, если это возможно;
  • сопровождение души в мир иной;
  • защита души от демонов, злых духов.

Становится понятно, что к насущной жизни человека шаман имеет мало отношения. Его специфика – душа. Шаманы не присутствуют при бракосочетании, например. Однако их зовут, когда проходят тяжелые роды. Роль шамана в помощи людям.

– основной профиль шамана. Считается, что болезнь возникает не в теле, а в душе. Шаман призван поставить диагноз, найти пути избавления от болезни и вернуть человеку здоровое тело и дух.

Кроме лечения конкретных людей, шаман играет роль в нормальной жизнедеятельности всего рода:

  • предвидит засухи, дожди и т.д.;
  • при уменьшении количества животных, люди просят шамана помочь;
  • помогает и участвует в процессе жертвоприношения.

Вопреки мнению обывателей, шаман не является лицом, совершающим жертвоприношения. Чаще всего, если он и принимает участие в этом, только для проведения души убитой жертвы по нужному пути. Он знает этот путь.

Таким образом, шаман – человек, которого выбрали духи на эту роль. Согласия или отказа его не требуется. Шаманы служат защитниками, помощниками своему народу. Они защищают от мора, засухи, голода, болезней. Сильный шаман – большая радость и помощь. Научиться быть шаманом «просто для себя» невозможно. Шаман – это человек, постоянно находящийся на грани между миром людей и миром духов.

Любопытно, но миропонимание шаманов всего мира обладает удивительным сходством.

На сегодняшний день шаманские практики и традиции, ранее доступные только избранным, открыты любому, кто готов восстановить контакт с духовной реальностью мира и своими корнями. Человечество получило шанс вернуть стинный смысл своей жизни, мир духов теперь доступен каждому.

Кто такие шаманы?

Прежде всего, это люди, которые наделены определенными знаниями. Пребывая в трансе, шаман окунается в потусторонний мир, черпая оттуда силу и знания, которые затем используются на благо общества.

Согласно шаманской традиции, мы обитаем в Среднем мире, но помимо этого, еще существуют Нижний и Высший мир. Нижний мир населяют духи животных, а Верхний божественные сущности, наделенные верхсознанием. Соединяет эти миры Мировое Древо, корни которого пронзают Нижний мир, а крона высоко поднимается в Верхний.

Какие функции выполнял шаман?

Шаман, использовавший связь с миром духов для причинения вреда или же в корыстных целях считался колдуном, а вот традиционный шаман занимался: Интересные факты о шаманах

лечением людей;

обеспечением удачной охоты или богатого урожая;

отведением бед и несчастий от соплеменников;

поиском пропавших вещей, людей;

сопровождением умерших душ в мир предков;

предсказанием будущего.заговоры от злых духов.


Как становились шаманами?

В древнем обществе шаман избирался исключительно по велению богов или духов, при этом готовность и желание человека не учитывались. На теле такого человека должны были присутствовать метки сверхъестественных сил. Касалось это правило абсолютно всех, даже тех, кому шаманство передавалось по наследству.

Признаки избранничества:

младенец, родившийся «в рубашке»;

угрюмость и молчаливостч;

богатая фантазия;

любовь к природе;

присутствие особых снов, в которых шаман видит другие миры, священных животных и птиц.

Фактом, указывающим на то, что человек избран для шаманской миссии, мог быть удар камня, упавшего с неба или молнии, необычная птица, коснувшаяся крылом и другие необычные случаи.

Будущий шаман, чаще всего мальчик, воспитывался по-особому. Он с раннего детства учился устанавливать связь с духами, изготавливать шаманский инструмент, использовать травы, проводил очень много времени с природой и животными. По мере приобретения опыта, шаман устанавливал контакт с духами стихий, священных мест, растений и животных. Эти же духи выбирали имена для шаманов.

Посвящение в шаманы также проводят духи. Как и у последователей магии Вуду, в итоге посвящения, избранный сильно заболевает и болезнь отступает лишь тогда, когда человек принимает путь шамана и отдает себя духам.


В древности общение с природой было привычным делом, но сегодня этот дар практически утрачен. Только в последние годы люди начинают понимать ценность возвращения к духовным корням жизни, а ученые начали всерьез задумываться о существовании души и ее жизни за пределами реальности. Однако наши предки не только знали об этом, но имели непосредственный опыт переживания иной реальности.

Современный шаман является хранителем древних традиций, обрядов и шаманских практик для призывов родовых духов. И в отличие от традиционного шаманизма, представителем современного направления может стать практически каждый.

Это возможно в случае:

Если в роду были знахари или шаманы.

Дар может пробудиться после перенесения серьезной болезни.

Шаманству можно обучить детей, склонных предугадывать предстоящие события.

Практикующий сильный шаман может помочь раскрыть ваш дар.

Можно обрести шаманские способности, заручившись поддержкой духа природы. Стоит сказать, что такой путь невероятно опасен, потому как под видом духов-союзников телом и разумом начинающего шамана пытаются завладеть разные злые духи.

Отшельничество, изоляция от общества. Останьтесь на неделю, месяц в горах или лесу наедине с самим собой, чтобы отыскать силу, которая поможет начать собственный шаманский путь.


Шаманские практики

В отличие от применения магии, где маг направляет собственные умения на изменение мира, шаман использует естественные силы природы и служит проводником для них.
Этого можно достичь, только находясь в полной гармонии с окружающим миром. Чтобы обрести эту гармонию и ощутить тесную связь с природой существуют особые шаманские техники. Они дают возможность черпать силу, помогают душе и телу перейти на качественно другой уровень существования.

Шаманские обряды и ритуалы осуществляются в ходе транса, при этом используется бубен или специальные танцы и заклинания. Часто встречаются такие шаманские инструменты как погремушка, варган, диджериду, кости, инструменты для хранения и переноски душ и духов.

Одна из техник называется «Тотемное животное», она помогает понять, какое животное является вашим тотемом. Прежде всего, следует сконцентрироваться на своем вопросе, а затем погрузиться в транс при помощи шаманской музыки, медитации или другого человека. Погружение в Нижний мир позволит увидеть свой родовой тотем, который оберегает шамана с самого детства.


Камлание позволяет шаману вступить в контакт с духами, иногда они даже вселяются и говорят через него. Обряд может продолжаться несколько дней, очень часто сопровождается полной потерей сознания и конвульсиями, но после того, как цель завершена, шаман возвращается на землю и открывает глаза.

Для камлания шаман рисует специальный грим и надевает костюм, берет необходимые инструменты и созывает своих соплеменников условным знаком. Чаще всего разводится костер, и все располагаются вокруг него, приносится жертва и произносится речь. Только после этого шаман входит в особый транс, начинает ударять в бубен, петь и плясать.

Ритм для танца создают особые предметы на одежде шамана. Шум при этом постепенно нарастает, выкрики и удары в бубен становятся громче, шаман окуривает соплеменников дымом специальных трав и сухих грибов. Такое окуривание носит наркотический характер, и все присутствующие погружаются в галлюциногенный транс. После этого производится один из обрядов - промысловый, лечебный, воинский, религиозный и другие.


Шаманы Севера и других народов мира

С тунгусского «шаман» означает «возбужденный,исступлённый человек», а слово «камлать» берет свое начало от тюркского «кам» (шаман).

Несмотря на то, что шаманство было распространено на каждом континенте, не везде оно достигло своего расцвета. Например, в Австралии были обнаружены только зачатки шаманизма, а его представителей называли бирраарка. Шаман в Австралии чаще всего устанавливал связь с духами через камлание.

Более развит шаманизм был у народа Боливии, шаман (бара) мог не только связываться с духами, делать предсказания, но и имел способности к колдовству.

Шаманы Южной Америки (мачи) могли лечить только те болезни, которые были вызваны злыми духами. Любопытно, что при исцелении мачи всегда доставал какой-либо предмет из тела больного. А вот в Корее шаманом могла стать даже женщина (му-дан), но только получив такую способность по наследству. Они умели не только лечить и слышать духов, но и делать амулеты, гадать и заклинать.

Древние племена в глухих дебрях Перу до сих пор не утратили традиционные знания, а их лекарственные рецепты изучались в научном мире.

Шаманы Сибири и Востока обладали колоссальными целительскими способностями, и знали, как защитить свой народ. В зависимости от места обитания, шаманы разделялись на группы.

Так, жители Центральной и Восточной Сибири носили звание «железных» из-за использования этого материала для своих инструментов.Шаманы из Алтая, Бурятии и Якутии разделялись на черных и белых. Белые шаманы могли камлать только в Верхний мир, тогда как черным было открыто все Мировое Древо.Народ Амура в своей родовой практике использовал календарную обрядность, а на Западе шаманы имели свою специализацию: предсказатель, гадатель или тот, кто совершал камлания.


Известные шаманы

У большинства народов из-за суеверий не было принято называть шаманов по имени. Люди боялись навлечь гнев сильных шаманов, как умерших, так и живых и упоминания о них практически не сохранились.

Дайгак Кайгал. Этот шаман не боялся ни кинжала, ни пули и умел превращаться в зверя. Чтобы убедить окружающих в своих способностях, он просил выстрелить ему прямо в сердце опытного охотника. Можно было даже увидеть кровь, но Дайгак продолжал камлание и бил колотушкой в бубен. Стоит отметить, что это испытание проводилось исключительно в юрте.

А вот другой известный шаман Сат Сойзул прямо во время камлания мог колотушкой забить себе кинжал в грудь. При этом Сат утихал и становился неподвижным, соплеменникам казалось, что он умер. Но через некоторое время он открывал глаза и вынимал нож из груди.

Значение слова «Шаман»

Если обратиться к толковым словарям, то можно увидеть, что они дают несколько трактований этому слову. Согласно одному определению шаманом является человек, который, по мнению окружающих, обладает особой магической силой. То есть он колдун, или по-другому волшебник. Другое определение говорит, что шаман представляет собой человека, который входит в контакт со сверхъестественными силами с помощью камлания. Это специальный ритуальный экстаз, достигаемый посредством особых приемов.

Есть еще одно значение, согласно которому шаман выступает в качестве предоставителя услуг религиозного, этнического и медицинского характера. Делает он это в состоянии сознания, подобного экстазу. Считается, что в целительстве принимают участие сверхъестественные силы.

Происхождение слова «Шаман»

Термин «шаман» распространен по всему миру. Хоть языки разных народов в корне отличаются друг от друга, произношение этого слова в целом созвучно. Если задумываться, что такое шаман, то нужно разобрать этот термин по составу. Одна версия происхождения связана с тунгусо-маньчжурским языком. Во главе слова стоит корень «са», который означает «знать». Также есть привязка – суффикс «ман». И получается, что шаман (саман) – это человек, который любит знания. Для сравнения можно привести другой пример, не связанный с целительской практикой. «Асиман» - это «любитель женщин». Также у корня «са» можно встретить производные со схожими значениями. Например, «савун» - это «знания», а «садеми» - «знать».

По другой версии, термин происходит от санскритского «шраман», что дословно переводится как "духовный подвижник", "странствующий отшельник". Это слово проникло в Азию вместе с буддийским течением, а после вместе с эвенским языком распространилось среди русского и западного населения. Каждый народ именует шаманов по-своему. Даже в одной местности могут попасться разные названия. Встречаются и целые классификации, в соответствии с которыми шаманы делятся на категории и выполняют различные функции.


Заключение

Основные убеждения шаманизма, основаны на том, что весь наш мир населен духами, которые наделены различными возможностями и способностями. Шаман находится в неразрывной связи со всем миром и даже космосом, он является неотъемлемой частью природы и един с ней. Шаман черпает силу, получает помощь, советы и поддержку в мире духов. Сегодня этот мир доступен любому человеку.

· Синкретизм · Тайные общества

Древнейшие формы религиозности

Исторические ареалы

Шама́н - согласно религиозным верованиям, человек , наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами , входя в экстатическое состояние , а также излечивать болезни.

Происхождение слова

Термин распространен во многих языках мира. Слово шаман взято из тунгусо-маньчжурских языков, связано с глаголом са - «знать». Шаманом назывался человек, являющийся посредником и избранником духов, обладающий способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней. Каждый народ имеет свои собственные названия для шаманов, которые могут различаться даже у одного народа в зависимости от функций шамана и категории шамана: у саха (якутов) - ойуун, эвенков - саман, шаман, у ненцев - тадебей, у бурят - боо, у чувашей (сувар)- ырамащ, у кетов - сенин, у алтайцев кам. От тюркского слова кам произошло и слово камлание, обозначающее обрядовое действие шамана, которое осмысляется как путешествие по мирам Вселенной. В России слово появилось в XVII веке, в письменных сообщениях русских служилых людей из Сибири. Затем оно попало в Европу через иностранцев, ездивших в составе русского посольства Петра I в Китай через Сибирь . Слово получило широкую известность и легло в основу распространившегося в науке понятия «шаманизм». Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением некоторых групп тунгусов, не употребляется.

Шаманская болезнь

Избрание сопровождается особой «шаманской болезнью», которая служит переходом в новую жизнь шамана, и содержит все элементы инициальных обрядов, включающих смерть и новое рождение: нисхождение в Преисподнюю, вознесение на Небеса и общение с богами или духами, душами умерших, а также разнообразные откровения шаманской и религиозной природы. Странствование по различным мирам будущего шамана во время шаманской болезни имеет определенный смысл - шаман постигает его устройство, узнает дорогу к духам и божествам, которые потом окажут ему важные услуги. Подобная «болезнь» дает толчок к развитию высших потенций человеческого существования. И потому шаман переживает свою болезнь как средство разрушить внутреннюю жизнь для того, чтобы слышать, видеть и жить более полно, более совершенно, в высшем состоянии духовного познания и ответственности.

«Шаманская болезнь» не является условием того, что человек становится шаманом. Во время её или после происходит наставление духами, а затем старыми наставниками-шаманами. Существенную роль играет не только отправная точка в обретении этих способностей: спонтанный зов, наследственная передача или личное решение; но также техника и знания, передаваемые при посвящении. Священность мира, опыт других шаманов дает силу, и, будучи избранным, иногда и против собственной воли, шаман теперь поступает в соответствии со своим новым знанием бытия, он вырабатывает свою ритуальную практику и переносит это знание в человеческий мир, неся новое знание, соответствующее потребностям сообщества. Именно двойное наставление, включающее зов и выработанный шаманом способ, равнозначно посвящению. Иногда посвящение является публичным и само по себе составляет автономный ритуал, в отдельных же случаях такой публичный ритуал может отсутствовать.

Представления о деятельности шаманов

Шаманский бубен. Бурятия

Шаманская трость. Бурятия

Одна из важных задач, которую выполнял шаман, заключалась в защите психической целостности общества. Для людей архаики наличие в племени такого человека, значило очень много, поскольку давало им уверенность в том, что они не одиноки и не беззащитны в мире, в котором существуют и демоны, и «силы Зла». И что кроме молитв и жертвоприношений, с помощью которых они обращаются к богам и сверхъестественным существам, существуют ещё «специалисты по священному», люди, способные видеть духов, вознестись и встретиться с божествами Неба, спуститься в Ад и бороться с демонами, болезнями и смертью. Обряд лечебного камлания строился таким образом, чтобы надежда пациента на исцеление превращалась в веру. Вера пациента в способность шамана вернуть ему здоровье укреплялась ритуалом и другими приемами. Такие практики включали и шаманские путешествия, и жертвоприношения, и целые театральные действия, разыгрываемые во время камлания. Шаманский обряд всегда предполагал особое внешнее оформление. Иногда ради одного действия срочно воздвигался целый «театр». Специально сооруженная хижина символизировала собой островок «шаманской» земли - маленькой вселенной. Все культовые предметы шамана моделировали вселенную, а потому имели глубокий символический смысл. Вселенная изображалась на одежде шамана, на бубне и на многих других предметах, имеющий особый смысл в данной традиции. Жизнь шамана связана с совершением специальной работы в мире духов - лечением болезней, «укрощением огня», вызовом дождя, беседами с умершими и т. п. Шаманские действия и ритуалы (камлания) осуществляются во время экстатического транса, при этом, как правило, используется тюнгур (бубен) или барабан , или же особые танцы и заклинания.

Бурятский шаман Бэликто делает подношение духам местности. Фото: Аркадий Зарубин

Шаманский костер рисует причудливые образы. Фото: Аркадий Зарубин

Считается, что во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам - поднимается на небо (верхний мир), спускается под землю (нижний мир). С ростом опыта шаманы становятся менее зависимыми от внешних вспомогательных средств, они развивают способность входить в измененные состояния и оставаться там без помощи барабанного боя и других техник.

Хотя деятельность шамана связана в том числе и с лечением, принято отличать шаманов от знахарей или травников, потому что последние могут лечить за счёт накопленных знаний, а не за счёт помощи духов-помощников и экстатических видений. Согласно древнему поверью, знания о той или иной «силе» целебных растений человек мог получить от духов-помощников, либо от самих трав и деревьев. Поэтому шаманы были хранителями наиболее полезных сведений о лекарственных растениях на протяжении долгого периода.

Шаманская практика связана с первобытной магией , однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменения мира своей волей, в то время как шаман опирается на природные силы. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира, и лечение, проводимое шаманом, связано с приведением заказчика в соответствие с природой и духами.

Примечания

Литература

  • Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования)Новосибирск: Наука, Сиб. отделение. 1984.
  • Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Собранные во время путешествия по Алтаю 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии). Монография. Издательство Российской Академии Наук. 1924. Репринтное издание. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994.
  • Богораз В. Г. К психологии шаманства у народов Северо-Восточной Азии. Богораз В. Г. Этнографическое обозрение. - М., 1910. Т. 84-85. Кн. 1-2.
  • Богораз В. Г. Сказка о Чесоточном шамане «Wapыckalaul ». - Живая старина, год IX, 1899, вып. I I. С. 263-270 (чукотский текст и русский перевод).
  • Богораз В. Г. О так называемом языке духов (шаманском) у различных ветвей эскимосского племени. // Известия Академии Наук, серия VI, т. XIII, 1919, с. 489-495. Переиздание: СПб: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунст-камера), 1995. С. 97-104.
  • Грачева Г. Н. Шаманы у нганасан / Н. Грачева // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.? 1981. - С. 69-89.
  • Добжанская О. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. Норильск, 2008. - 272 с.
  • Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма // Вопросы философии. М., 2007. № 8. С. 97-105.
  • Мифы и шаманизм Алтая / Сост. Владимир Арефьев. Барнаул. Изготовлено по заказу ООО «Пять плюс». 2002.
  • Михайловский В. М. Шаманство (сравнительно-этнографические очерки) / В. М. Михайловский // Этнографическое отделение Московского университета. М., 1892. Вып. 1. − 215 с.
  • Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. Опыт сопоставления структур. М., 1984.
  • Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.
  • Уолш Р. Дух шаманизма. Тексты трансперсональной психологии. М.: изд. Трансперсонального Института. 1996.
  • Харнер, Майкл . Путь шамана. М.: Крон-Пресс, 1996.
  • Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. К.: София, 1998.
  • Michael Harner. Der Weg des Schamanen. München: Ullstein, 2004. S. 247. ISBN 3-548-74042-1
  • Paul Uccusic. Der Schamane in uns. Schamanismus als neue Selbsterfahrung, Hilfe und Heilung Hugendubel Kreuzlingen, ISBN 978-3-7205-2181-9
  • Boileau, Gilles. Wu and Shaman // Bulletin of the School of Oriental and African Studies 65.2 (2002), 350-78.
  • Беседа с шаманом Аяуаскеро - Перевод статьи Алана Эленбасс из журнала «Reality Sandwich» «Facing Fear: A conversation with an Ayahuascero » от 2010-09-07
  • Родриго Кортес. Толмач. Издательство «Эксмо». Книга о тангутском шамане и истории взаимоотношений России и Китая на рубеже XIX-XX веков.
  • Владимир Серкин. Хохот шамана. Сибирское издательство. Представлены воспоминания общения с магаданским шаманом, книга-разговор.

13 октября. Якутия. NVpress - Почему-то слово «шаман» ассоциируется только с героями произведений, спектаклей и картиной Ивана Попова, и, самое главное, с прошлым временем. А существуют ли шаманы в настоящее время? Существуют, считает наш сегодняшний собеседник Анатолий Алексеев, кандидат исторических наук, доцент СВФУ им М.К. Аммосова, известный исследователь темы шаманизма и, по его словам, лично знающий шаманов многих стран.

Шаманы - избранники духов

- Анатолий Афанасьевич, кто такие шаманы, откуда они взялись?

Как человек появился на земле, он начал познавать окружающий мир и самого себя на трех уровнях. Первый называется магией, мистикой, мифологией, или в целом оно язычество: вера в духов, божества и верховного бога. И вершина язычества - это шаманизм. Шаманы - избранники духов. Таким образом, шаманизм - это стройная система взглядов на человека, общество и природу. Это цельное учение, и оно существует с появлением человека до наших дней. Конечно, с тех пор, как с 15 столетия европейские государства начали колонизировать весь мир, начали бороться с таким природным феноменом, как шаманизм. И не только европейская культура, но и великие религии мира тоже начали борьбу, а в годы советской власти коммунистической идеологии была чужда шаманская идеология, поэтому шаманизм был искоренен из культуры коренных сибирских и северных народов.

Второй уровень - когда появились великие религии мира: иудаизм, буддизм, христианство, ислам. Человека создал Бог, и весь мир подчиняется верховным богам: Будде, Яхве, Иисусу Христу и пророку Мухаммеду. Не только человека создал Бог, но и весь мир.

Третий уровень - это материалистическая наука, отрицающая Бога, великие религии мира. Мы полагаем, что это неправильно и сегодня появились светлые умы человечества (западные и российские ученые), которые говорят, что мы поступает неправильно, мы не должны бороться с язычеством, шаманизмом, религиями мира, а должны их интегрировать их, знания, и тогда человечество проторит тропинку к будущему. Если этого не случится, то, как пишут западные и российские исследователи, очень скоро наступит конец человечеству, останется последний человек, и наступит конец истории. И я этому верю.


Современные шаманы Якутии

- У нас в Якутии сегодня есть шаманы?

Хотя на улице господствует современная техногенная цивилизация, все равно в Африке, Южной Америке, Австрии, Австралии, Новой Зеландии, России, Юго-Восточной Азии, даже в таких технологически развитых странах, как Япония, Южная Корея до сих пор есть шаманы. В Якутии на сегодня настоящих только два-три шамана, может быть. Федот Иванов из села Жемкон Вилюйского улуса, Анна Софронеева из поселка Батагай Верхоянского улуса. В прошлом году умер великий Семен Степанович Васильев, его духовное имя - шаман Саввей, он из Иенгры.

Самые сильные находятся в Сибири. Если смотреть узко, то якутские намного слабее юкагирских, чукотских, эвенских и эвенкийских. Кстати, удаганки сильнее шаманов, но не все.

- Говорят, они живут уединенно, не женятся, не заводят детей.

Почему? Они живут обычной жизнью, у них есть и дети, и супруги. Просто они перевоплощаются во время камлания. Еще у некоторых шаманов, в том числе и у современных (особенно чукотских), есть «духовная жена», то есть «иччи», дух.

- Внешняя атрибутика сегодняшнего шамана, какая она?

Бубен, шапка, костюм, духи-помощники, хотя у каждого шамана свой индивидуальный костюм, но внешне они как будто похожи. На самом деле их одежда отличается по железным изделиям, изображающих духов-помощников, в зависимости от духовного уровня шамана.

- В наши дни как они уживаются с обычными людьми?

Простые люди к шаманам относятся по-разному: кто верит, кто не верит, при советской власти многие стали атеистами. Так как любой человек состоит из зла и добра, шаман тоже может проявить зло, что намного опаснее того духовного зла, который совершает простой человек. И все помыслы, деяния шамана исполняются. Если на кого-то он накличет смерть, тот умрет раньше времени.

Иногда шаманы между собой борются: у каждого своя родовая, племенная, этническая территория, что зависит от духовного ранга. Поэтому, к примеру, шаман седьмого неба может находиться только на своей территории.

- В последнее время стало много экстрасенсов. Каково их отличие от шаманов?

Шаман имеет совершенно иной духовный уровень. Его избирают духи, и только он посвящается тайным знаниям природы и исключительно он должен иметь костюм, бубен. Лечить те или иные болезни. А экстрасенс - не избранник духов, хотя говорят, что они именно таковые, но такое мнение неверно. Он лечит только своей энергетикой и с духами не общается, тогда, как шаман лечит посредством сильных духов, то есть он выступает посредником между больным и духами. У каждого шамана есть свой метод лечения, своя мать-зверь, например, олень, бык, медведь. Таким образом, чем мощнее помощник-дух, тем шаман сильнее.


Симптомы шаманской болезни

- Шаманизм передается родственникам по наследству?

Нет, но иногда может и передаваться, но духи сами находят того человека, который подходит по своему складу (этинэн-хаанынан, ейунэн-санаатынан). Вообще, это природная тайна, и пути господни неисповедимы. Вдруг у потомков проявится?

- Слышала, что человек, у которого в роду были шаманы, часто видят вещие сны и могут предсказывать будущее и имеют другие способности.

Любой человек имеет экстрасенсорные способности. Мое поколение тоже. Мне 68 лет, и я могу по снам, по разным приметам предсказывать будущее. Люди обычно думают, что животные не имеют сознания, а на самом деле даже маленькая полевая или домашняя мышь (олень, лошадь) особым поведением сообщает хозяину, что его ожидает в течение трех лет. Просто надо уметь читать зашифрованные послания. А современный человек больше смотрит телевизор, утыкается в телефон и думает, что он властелин мира и верит, что своей волей покорит мир. Ничего подобного, человек - это песчинка в мироздании. Не случайно «Горе от ума» как знак свыше, как предостережение: если человек начнет покорять природу, уничтожит самого себя.

- Представим человека: с одной стороны у него в роду был священник, с другой - шаман. Может ли у него наблюдаться раздвоение личности, а его душа - выступать ареной борьбы двух сил?

Ты хоть коммунист или атеист, все равно, если шаманская болезнь проявится, значит, она проявится. Раздвоения же не будет. Может, я крамольную мысль для современного общества выскажу, но на самом деле все великие религии мира - искусственно созданные.

- Какие есть симптомы «болезни» шамана?

После того, как духи выбрали будущего шамана, он начинает уже «болеть сумасшествием», или «психической болезнью» Современная медицина считает их шизофрениками, и пытается вылечить сильными лекарствами, уколами, загоняя «болезнь» глубже. Все, человек уже испорчен. А ведь среди пациентов психбольниц могут встретиться настоящие шаманы. Например, на нашем Котенко. Правда, не все душевные болезни ведут к шаманизму

- А сегодня для «заболевших» какая есть альтернатива психбольницам?

- «Больные» могут на несколько дней уйти в тайгу, где они и в сорокаградусный мороз, будучи легко одетыми, не погибнут. Сейчас медицина «расчленила» человека по частям. Появились врачи уха, горла, носа… А восточная медицина, в том числе шаманы, человека рассматривают и лечат в цельном виде, входя в его бессознательное.


Не подходите к могиле шамана

Шаманы делятся на белых и черных…

Белые - те, которые имеют духов-помощников сверху, а черные - с нижнего мира, они сильнее. Белые же относятся к жречеству. Вообще, разделение на белых и черных условное. Просто люди неправильно толкуют. Это европейский подход, который рассматривает шаманизм как отсталое явление, но на самом деле оно, возможно, даже будущее человечества.

- Озвучивать имя шамана нельзя?

Можно. Кстати, у каждого шамана есть духовное и мирское имя.

- Трогать их захоронения - накликать беду, проклятие?

Триста лет находится дух-зверь у могилы шамана, и если кто-нибудь приблизится к захоронению, дух может перейти на человека, и тогда он может стать шаманом. Особенно если он подходит по своему психическому состоянию, по физическому телу, по духовному сознанию.

Если человек не проявил уважения к могиле, тут же с ним может произойти негативное. Это опасно. Вообще, с шаманами шутить нельзя.


Человека клонировали пришельцы

- По-вашему, кто из якутских писателей правдиво изобразил шаманов?

Иван Гоголев-Кындыл. Этнограф Гаврил Ксенофонтов. Дореволюционные исследователи, например, Вацлав Серошевский, хотя они рассматривали с европейской точки зрения, но они в это не виноваты.

- Многим очень интересна тема шаманизма. Чем это объясняется?

Потому что это природный феномен. Все очень долго изучали данный вопрос, но до сих ответа нет и будет не скоро. Мой наставник, шаман Саввей, за три года перед смертью рассказывал мне, что человек произошел не от обезьяны, а его клонировали пришельцы из Космоса. Хотите верьте, хотите - нет.

Весной 1995 года со мной провели шамано-виртуальную операцию: рано утром в палатке у оленеводов в местности Хатыннаах, что у реки Тимптон, 107-летняя Матрена Петровна Кульбертинова заменила мое больное сердце на сердце молодого оленя. Она камлала, направляя бубен мне в область сердца, спины. Сам я тоже принимал участие в замене больных органов пяти людей, но это врачебная тайна.

Наконец-то космологи выяснили, что наша современная наука знает только 4,6 процента атомов мира, то есть всего пять процентов истины. Остальные 95 неизвестны. Парадоксально, но факт. Это будет актуально всегда. Поэтому верно утверждение: «Чем больше я читаю, тем больше я узнаю, что ничего не знаю».

Просмотров