Конспект НОД "Насекомые" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Проект "загадочный мир насекомых" Фцкм в старшей группе на тему насекомые

Участники проекта:

    Воспитанники подготовительной группы

    Воспитатели ДОУ

    Родители

    Музыкальный руководитель

    Учитель биологии

Актуальность темы:

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

Цель проекта:

    формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.

Задачи проекта:

    Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;

    Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

    Воспитание бережного отношения к природе.

    развивать эмоциональную отзывчивость;

    развивать коммуникативные навыки;

    формировать навыки исследовательской деятельности;

    закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.

    развитие творческих способностей, речи, мышления.

Вид проекта: групповой (коллективный).

Длительность: среднесрочный (июнь-август).

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Ожидаемый результат:

    Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.

    Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.

    Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых

    Развитие умения рассуждать, наблюдать.

    Развитие речи у детей, активного словаря.

    Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (организационный) этап:

    Определение темы проекта;

    Формулировка цели и определение задач;

    Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

    Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.).

    Составление плана основного этапа проекта

2. Основной этап:

Планируемая деятельность по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

    Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;

    Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»

    Составление рассказов о насекомых.

    Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

    Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).

Познавательное развитие

    Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть - целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»;

    Просмотр видео - фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;

    Экскурсия в школу в кабинет биологии;

    Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);

    Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

    Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;

    Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)

    ООД «Насекомые»;

    Конструирование книжек - малышек;

    Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);

    Проведение КВН «Загадочный мир насекомых».

Речевое развитие

    Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;

    Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;

    Составление описательных загадок про насекомых;

    Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;

    ООД «Ох, уж эти бабочки»;

    ООД «Бабочка»;

    Сочинение стихов и сказок о насекомых.

    Чтение произведений:

К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,

В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Художественно-эстетическое развитие

    ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;

    ООД по лепке «Бабочка на листочке»;

    ООД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»;

    Рисование по трафарету;

    Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;

    Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы;

    Оформление книжек - малышек;

    Пение песен и частушек о насекомых;

    Разучивание танца «Порхающие цветочки»;

    Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;

Физическое развитие

    Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;

    Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;

    Артикуляционная гимнастика «Оса»;

    Гимнастика для глаз «Стрекоза»;

    Релаксация под звуки природы;

    Физкультминутка «Сороконожка»;

    Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;

    Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;

    Стихи с движениями «Прогулка»

Работа с родителями

    Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.

    Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).

    Оформление информационного стенда.

    Проведение консультации по темам:

    • «Как учить с детьми стихи дома»;

      «Расскажите о насекомых»;

      «На природу с ребенком».

    Подготовка детей ко II Всероссийскому конкурсу прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».

    Участие в оформлении музыкального зала к итоговому мероприятию: КВН «Загадочный мир насекомых».

    Подготовка детей к итоговому мероприятию (разучивание стихов, песен, частушек; изготовление эмблем, грамот).

    Совместное творчество родителей и детей: изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.

    Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.

    Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».

    Оформление папки - передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».

3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).

Продукт проектной деятельности:

    Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.

    Книжки - малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.

    Альбом «Удивительный мир насекомых».

    Мультимедийная презентация.

    Участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».

    Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении).

Презентация проекта:

    Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении) с презентацией работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка - красавица.

    Презентация проекта на педагогическом проекте.

Выводы по проекту:

    Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.

    Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

    В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.

    По результатам проекта было выявлено, что:

    • Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

      У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;

      У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

    На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

    Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.

    В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.

    Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 64 с.

    Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

    Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

    Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Совре-менное дошкольное образование.- 2008.- № 5

    Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" - современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.-2006.-№ 3

    Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.

    Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 192 с.

    Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 128 с.

    Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 144 с.

    Козина И.В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2015. - 176 с.

    От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

    Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 80 с.

    Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. - М.: Просвещение, 2008

    Рыжова Н., О программах экологического образования дошколь-ников//Дошкольное образование.-2004.-№ 11

    Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.-2008.- (Библиотечка "Первого сентября").

    Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.-2004.-№ 11; № 12.- (Рабо-таем по программе "Наш дом - природа").

    Экологические проекты с детьми - реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.-2004.-№ 12 2.

    Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образо-вание.-2008.-№ 19. № 23; 2009.-№ 5; № 8.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КВН «Загадочный мир насекомых»

Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках, местах обитания насекомых, о бережном отношении к ним. Создать бодрое и радостное настроение.

Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память.

Развивать творческую активность, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитывать бережное отношение к насекомым, желание наблюдать за ними, оберегать, любоваться ими. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам.

Оборудование:

музыкальное сопровождение: балалайка, аудиозапись музыки Андрея Варламова к словам Бориса Заходера «Песенка бабочек»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки); оформление сцены: заголовок КВНа, картинки насекомых; эмблемы, дипломы, 4 обруча, кегли по 12 штук для каждой команды, удочка, сачок, цветы; бумажные бабочки и стрекозы, привязанные к воздушным шарам, надутых гелием; Маша и Миша - персонажи мультипликационного фильма «Маша и медведь».

Дети под музыку А. Варламова из песни «Песенка бабочек» входят в зал.

Воспитатель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые. Я рада вас видеть на нашем празднике. Сегодня мы проведём КВН «Загадочный мир насекомых». А вот знаете ли вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри. Играть будут две команды: команда «Кузнечики» и команда «Бабочки».

Я люблю побродить

По зеленой стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне.

В той стране - благодать,

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать:

В чем тут главный секрет?

Воспитатель: А сейчас предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Приветствие капитанов команд:

«Бабочки»

Чтобы «Кузнечикам» с нами сразиться,

Нужно им очень потрудиться.

«Кузнечики»

Впереди нас ждёт успех,

«Кузнечики» умнее всех.

Воспитатель: А сейчас конкурс для капитанов команд.

«Бабочки», вопросы для Вашего капитана:

а) Пришли мужики в лес без топоров,

Срубили избу, да без углов. (Муравьи)

б) Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)

«Кузнечики», вопросы для Вашего капитана:

а) Целый день летает,

Всем надоедает. (Муха)

б) Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчелы)

Воспитатель:

А сейчас разминка. Я читаю Вам отрывки из произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.

Задания для команды «Кузнечики»

а) Пошла…на базар и купила самовар.

Б) Приходите…я вас чаем угощу!

В) Приходили к мухе….

Приносили ей сапожки.

Г) Приходила к Мухе

Бабушка -…

Задания для команды «Бабочки»

а) Вдруг какой-то старичок…

б) Вдруг откуда-то летит

Маленький….

В) Прибегали…

Зажигали огоньки.

Бегите по дорожке.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошо знакомы с творчеством поэта К.И. Чуковского. В нашей группе есть тоже начинающий поэт. Сейчас он прочитает свое стихотворение.

Ребенок читает стихотворение «Порхающее облачко».

Воспитатель: Есть в нашей группе и маленькие художники.

(Представление книжки - малышки «Порхающие цветы»).

Воспитатель: А также дети нашей группы приняли участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».

(Презентация работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка - красавица.)

Музыкальная пауза.

Дети исполняют песню Бориса Заходера «Песенка бабочек», музыка Андрея Варламова.

Песенка бабочек

Ах, как легка
Жизнь мотылька!
Легче пушинки
И ветерка!
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Мы не вздыхаем,
Не унываем,
Дружно порхаем
И напеваем:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Песенка наша
Так коротка,
Но ведь она
Смысла полна
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Так не вздыхайте
Не унывайте,
Дружно порхайте
И распевайте:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Воспитатель:

Сейчас, каждая команда будет загадывать соперникам загадки.

«Бабочки»

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

(Муравьи)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

Одежды не шьёт,

Но ткань всегда ткёт.

Воспитатель:

Вопрос для зрителей:

Является ли паук насекомым? (Нет. У насекомых шесть ног, а у паука - восемь)

«Кузнечики»

Он зелёный, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

(Кузнечик)

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Подвижная игра: «Кто быстрей?»

Приглашаются по три участника из каждой команды. По сигналу: «Покружись, покружись, в бабочку превратись!», под музыку, дети «летают» по залу. По окончании музыки, дети должны занять свои места. Чья команда быстрее соберется, тот и победитель.

Под музыку из мультипликационного фильма «Маша и медведь» вбегает Маша с сачком в руках и веселится, нарушая правила поведения в природе (срывает цветы, шумит, ловит бабочек).

Под музыку, с удочкой в руках, не спеша, выходит Миша, прогуливается по залу. Замечает Машу и начинает мычать, грозить лапой, качать головой.

Воспитатель:

А вы знаете, почему Миша ругается на Машу?

Давайте расскажем Маше правила поведения в природе. Дети перечисляют правила поведения в природе.

Извините меня, пожалуйста, ребята. Я больше никогда не буду так себя вести. Разрешите нам с Мишей остаться на вашем празднике?(Миша встает в команду «Кузнечики», а Маша в команду «Бабочки»)

Воспитатель:

Следующий конкурс - эстафета «Муравейник».

На одном конце зала два обруча с кеглями. На другом конце два свободных обруча. Дети « строят муравейник» на другом конце зала, передавая кегли из рук в руки.

Воспитатель:

А сейчас следующее задание: «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки).

Выходят по 2 человека из каждой команды.

Воспитатель:

Конкурс «Четвертый лишний». Выходят по 2 человека из каждой команды.

«Кузнечики»

(Пчела, муравей, бабочка, божья коровка)

Лишний - муравей, так как он не летает.

«Бабочки»

(Комар, стрекоза, муха, паук)

Паук - так как это не насекомое.

Воспитатель:

Музыкальный конкурс «Частушки». Дети исполняют частушки.

Красным, синим, желтым цветом

На лучах цветы цветут -

Много меда этим летом

Пчелы в улья принесут.

Мухи в дождик не летают,

Мухи в дождик отдыхают,

Не боятся муки скуки,

Берегут здоровье мухи.

Рано утром паучок

Сеть повесил на сучок.

Сеть повесил и молчок:

Ловит муку паучок.

Комары - комарики,

Рыжие сударики:

Всюду вьются и толкутся.

И откуда же берутся?

Стрекоза - охотница

За добычей гонится.

Поскорее, мошки,

Уносите ножки!

Поздним вечером сверчок

Не ложится на бочок,

А на старой лесенке

Сочиняет песенки.

Сеть большую сплел паук

У него ведь восемь рук.

У меня всего лишь две,

Не сплести так ловко мне.

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Не дает спокойно есть,

Так и хочет на нос сесть.

Воспитатель:

На этой веселой ноте мы заканчиваем наш КВН.

Урожай, в саду снимая

Насекомых вспоминая,

Им спасибо говорим,

И за всё благодарим.

Ведь с утра до поздней ночи,

Опыляли все цветочки,

Крылья, лапки не жалели,

Помогали, как умели!

Воспитатель:

А вам я хочу пожелать: любите природу, охраняйте её. А природа в свою очередь будет радовать нас своими красотами!

В конце КВН жюри подводит итоги праздника и награждает дипломами всех участников КВН.

(С использованием нетрадиционной техники рисования)

Программное содержание:

  • способствовать систематизации и обобщению знаний о насекомых;
  • активизировать речь воспитанников;
  • развивать художественные навыки при выборе цветового решения в нетрадиционной технике оттиск поролоном;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • формировать композиционные навыки.

Материалы и оборудование:

Слайды с изображением бабочек и других насекомых, заготовки из бумаги, поролоновые губки, блюдца с водой, акварель, кисти, цветы с вопросами викторины, поляна для выставки работ.

Предварительная работа.

  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада.
  • Изучение моделей насекомых.
  • Рассматривание энциклопедии «Насекомые» и беседы с детьми.
  • Чтение произведений, где героями являются насекомые.

Музыкальное сопровождение:

Аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия

1. Воспитатель читает стихотворение (на интерактивной доске – подходящий пейзаж).

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Там многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней большой сосны.

На толстый сук уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела,

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь.

2. Беседа.

О ком говорится в стихотворении? Как мы можем назвать их одним словом?

Насекомые - древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Обитают многие насекомые не только на земле, но и воздушном и водном пространстве.

Как они передвигаются? (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать.)

- Чем питаются? (Некоторые - листьями, молодыми побегами растений, созревшими плодами, опавшими листьями; жуки-точильщики - древесиной и корой; насекомые-хищники охотятся на других насекомых; пчелы, шмели, бабочки, мухи - нектаром цветов, зелеными листьями и т. д.)

- Как насекомые спасаются от врагов? (Защитной окраской – палочник, гусеницы, кузнечики; отпугивающей окраской - бабочки; острым жалом - осы, пчелы, шмели; божьи коровки выпускают едкую пахучую жидкость.)

3. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

Внимательно посмотрите на экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишняя бабочка, потому что она не является вредителем.
  • Лишний жук, потому что он не живет колониями.
  • Лишняя оса, потому что она защищается при помощи жала.

Воспитатель:

4. «Назови сложным словом»

  • У бабочки пёстрые крылья, поэтому её называют пёстрокрылой.
  • У жука длинные усы, поэтому его называют длинноусым.
  • У стрекозы большие глаза, поэтому её называют большеглазой.

5. Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(Дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня.)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(Дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(Дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи.)

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(Дети останавливаются, трясут одной ногой.)

Каждой лапкой потрясу!

(Трясут другой ногой.)

5. И потопаю потом

(Дети топают ногами.)

Ой, какой от лапок гром!

6. Игра-викторина.

Две команды отвечают по очереди (за правильный ответ фишка). На интерактивной доске слайд-шоу, н-р: изображение муравейника в лесу, после того, как дети называют ответ, на экране выбегает муравей, и так каждый вопрос. Каждый вопрос на ромашке, которыми, отвечая, украшается полянка.

  • Кто в лесу строит муравейники? (Муравьи.)
  • Как называется дом, который люди строят для пчел? (Улей.)
  • Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми.)
  • Где у кузнечика уши? (На ногах.)
  • Какой стадии в развитии бабочки не хватает? (Куколка.)
  • На кого охотится божья коровка? (На тлей, щитовок.)
  • Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчелы, шмели, бабочки.)
  • В каком произведении героями являются насекомые: муха, кузнечик, пчела, комар и др.? («Муха-Цокотуха» К. Чуковского.)

Ребята, в каких произведениях встречаются насекомые?

Ответы детей.

Раздаётся музыка, и в группу «влетает» бабочка.

Здравствуйте, ребята!

Я Бабочка -красавица,

В ярком, цветном платьице,

Покружилась, полетала,

Села на цветок, устала…

Не для отдыха я села,

Я нектар цветочный ела.

Но пока я порхала, мои подружки –бабочки разлетелись… И я осталась совсем одна.

Бабочка-красавица, не расстраивайся, мы с ребятами нарисуем для тебя полянку с бабочками. Ребята поможем нашей гостье?

Сегодня мы будем рисовать бабочек, используя поролон.

Воспитатель показывает поэтапно, как выполняется рисунок. (Лист складывается пополам, на линии сгиба рисуется туловище бабочки, затем с одной стороны яркие крылья, вторая половина листа смачивается при помощи губки водой, и рисунок складывается; в завершении обводится контур крыльев.)

Физминутка «Бабочка».

Видишь, бабочка летает, машем руками-крылышками

На лугу цветы считает.

Раз, два, три, четыре, пять! считаем пальчиком

За день, за два и за месяц… прыжки на месте

Шесть, семь, восемь, девять, десять считаем пальчиком

Дети приступают к работе (звучит спокойная музыка).

После завершения работ, воспитанники выставляют своих бабочек на поляну с ромашками.

Вы молодцы, ребята! Замечательно потрудились! За ваше старание я угощу вас сладкими подарками!!! Спасибо вам!!! (Улетает.)

Воспитатель:

А мы оживим нашу чудесную поляну…Закройте глаза и подуем… (На экране анимация бабочки на такой же полянке летают.)

Проект «Летнее путешествие в мир насекомых» для детей старшей группы детского сада

воспитатель: Белобаева Елена Валерьевна

Описание работы: проект для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, реализация которого дает возможность детям понять своеобразие каждого насекомого, его уникальность.

Проблема: Нужны ли насекомые людям и природе?

Цель: развитие у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Сроки реализации: в течение месяца.
Место реализации: МБДОУ «Д/с № 47», группа «Крепыши».
Вид проекта: познавательный, краткосрочный.
Ресурсы обеспечения проекта:
- Кадровые: воспитатели.
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально – технические: карты, наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.

Виды детской деятельности:
- непосредственно - образовательная;
- экспериментально - исследовательская;
- игровая;
- художественное творчество.
Формы и методы работы:
- беседы;
- художественная мастерская;
- прогулки, наблюдения в природе;
- опыты, исследования;
- подвижные игры
- просмотр мультфильмов, презентаций;
- оформление стенгазеты.

Ожидаемый результат:
Дети:
- имеют представления о мире насекомых;
- проявляют интерес к некоторым видам насекомых;
- знают, какую пользу или вред могут принести насекомые;
- умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относятся к ним.

Этапы реализации проекта:
- Исследовательский – опрос детей, выявление проблемы.
- Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
- Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта.

План реализации

Непосредственно – образовательная деятельность:
- «Мы идем на луг» - познавательное развитие;
- «Скоро лето», «Серая звездочка» - речевое развитие;
- «Бабочки летают», «Цветут сады» - художественно – эстетическое развитие.
Экспериментально – исследовательская деятельность, наблюдения в природе:
- «Встреча с пчелой Майей»;
- «Встреча с бабочкой Лили»;
- «Встреча с муравьем Кузей»;
- «Встреча с комаром Пискуном».
Игровая деятельность:
Подвижные игры: «Медведь и пчелы»,«День и ночь»,«Поймай комара», "Найди свой домик" и др.
Дидактические игры: «Подбери рифму»,«Доскажи словечко»,«Что сначала, что потом»,«Что изменилось", «Насекомые», «Собери цветок», «Где ты живешь?».
Игры – драматизации:
- «Муха – цокотуха» К. Чуковский;
- «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки;
- «Сказка о царе Салтане», А.С. Пушкин.
Художественное творчество:
- рисование сотовых ячеек по шаблону;
- «Бабочки на лугу» - рисование;
- рисование по точкам «Соедини точки и узнай, в кого превратится гусеница»;
- «Комар Пискун» - ручной труд из природного материала.

Итог: сюжетно – ролевая игра «Путешествие на луг» (на прогулке), стенгазета «Этот летающий, ползающий, жужжащий мир»

Работа с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта «Летнее путешествие в мир насекомых»;
- домашний кинозал: просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчелка Майя» и др.;
- разучивание стихотворений, загадок, пословиц о насекомых;
- помощь в оформлении стенгазеты «Этот летающий, ползающий, жужжащий мир».

«Мы идем на луг»
игровое интегрированное занятие совместно с инструктором по физической культуре
Цель: Развитие познавательного интереса к объектам природы.
Задачи:
- закрепить знания детей о насекомых: внешнем виде, частях тела и т.д.;
- обогащать активный и пассивный словарь терминами по теме «Насекомые»;
- совершенствовать двигательные навыки детей, умение подражать;
- воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Материалы и оборудование: наглядный материал по теме «Насекомые», картинки птиц и животных, картинки с изображением контура насекомых, ткань с изображением цветов, цветные обручи, ободки для масок, материалы для художественного творчества, музыкальное сопровождение.

Ход:
Дети заходят в группу под спокойную музыку и становятся в круг.
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, когда люди встречаются, что они делают? Как можно поприветствовать друг друга?

Ритуал «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, сочная трава!
Здравствуй, матушка – земля!

В группу заходит
- Здравствуйте, ребята! Я сейчас спешила к вам на занятие и встретила на дороге маленького жучка, отгадайте кто это?

Я летать умею ловко,
Крылья красненькие в точках,
Словно в черненьких кружочках.
В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Ты меня не обижай!

Дети: - Божья коровка!

Воспитатель: - Давайте и с ней поздороваемся! Мне кажется, божья коровка, хочет нам что-то сказать (прислушивается) Она приглашает нас в гости на зеленый лужок и хочет познакомить со своими друзьями.

Инструктор по физической культуре: - А давайте прямо сейчас отправимся в путь!

Под музыку «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в путь.

«Упражнения в ходьбе и беге»
- «по тропинке» - ходьба гимнастическим шагом;
- «по болоту»- ходьба на носках, руки на поясе;
- «по кочкам» - ходьба на пятках;
- «легкий бег»;
- «дышим лесным воздухом» - дыхательная гимнастика.

Дети становятся в круг около лесной полянки.

Воспитатель: - А вот и лесная полянка. На ней красивые цветы. А какой запах! Кто же нас здесь встречает? (на полянке разложены картинки с изображением насекомых)

Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующую картинку.
Загадки
1. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
2. Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья - у морошки,
Ножки - у блошки.
(Кузнечик.)
3. Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит - стрекочет.
(Стрекоза.)
4. Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
(Муравей.)
5. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
6.Кто в каждый встречный цветок
Свой опускает хоботок?
А после, в улей мчится пулей,
И что-то прячет в уголок.
(Пчела)
7. Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)

Воспитатель: - Посмотрите внимательно на картинки. Как можно назвать одним словом, тех, кто на них изображен?
Дети: - Насекомые!
Воспитатель: - Что есть у насекомых? Что они умеют делать?

Инструктор по физической культуре: - Давайте представим себя насекомыми, это будет очень весело!

Игра - импровизация «Насекомые».
Инструктор по физической культуре или воспитатель просит ребенка изобразить жестами, мимикой, движениями какое – либо насекомое, дети должны отгадать, кто это? Отгадавший продолжает игру. По окончании игры дети возвращаются на лесную полянку.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что изменилось на лесной полянке? (вместо цветных картинок появились контуры насекомых). Наверное, пока мы играли, кто-то заколдовал их – забрал их нарядную одежду. Может, мы сможем им как – то помочь, ведь без своей окраски они совсем беззащитны?
Дети: - Можем их раскрасить!
Воспитатель: - Для этого нужно выбрать насекомое и объяснить, почему вы выбрали именно его или рассказать о нем.

Словесная игра «Я выбрал, потому что…»

Справочные материалы:
Это – божья коровка. Ее назвали так потому, что у нее на ножках выделяется оранжевое молочко.
Это – пчела. Трудолюбивее насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мёд. Живет в ульях и дуплах.
Это – бабочка. Питается нектаром цветов. У бабочек разная, красивая окраска. Живут бабочки на цветах.
Это – стрекоза. Она похожа на вертолёт. Может летать и висеть в воздухе, питается насекомыми, ловит их налету. Живет возле воды.
Это – муравей. Муравьи живут в муравейнике. Они очень сильные: поднимают травинки, гусениц, которые тяжелее их. Они плохо видят, но с помощью усиков, ощупывают все, что встречается на пути. Живут в муравейнике. Питаются травинками.
Это – жук. Он умеет летать. Питается растениями, живет на деревьях.
Это – кузнечик. Умеет высоко прыгать. Обитает на лугах. Питается растениями и мелкими насекомыми. Может сильно стрекотать.
Это – сверчок. Он очень любит тепло, поэтому холодными ночами пробирается в дома людей, поближе к теплу. Днем сверчок спит, а ночью стрекочет.
Это – гусеница. У нее много ножек. Она умеет (медленно) ползать. Питается листьями. Гусеницы бывают зеленые и разноцветные.

Художественное творчество.
Дети раскрашивают насекомых и совместно с воспитателем делают маски.

Воспитатель: - Посмотрите, какие красивые маски у нас получились, теперь нашей божьей коровке будет нескучно, ведь у нее появилось еще больше друзей. Давайте встанем в круг и посмотрим друг на друга.
Дети становятся в круг.

Воспитатель: - О каких маленьких существах мы сегодня говорили? Как вы думаете, есть ли у насекомых враги? Кто это может быть?

Инструктор по физической культуре: - Давайте научим насекомых прятаться, тогда враги их не найдут.

Подвижная игра «Найди свой домик».
Правила: дети в масках насекомых свободно двигаются по площадке, пока играет музыка, по сигналу насекомые «должны спрятаться в домике» соответствующего цвета. Например, божья коровка – красный, кузнечик – зеленый, бабочка - разноцветный и т.д.

Воспитатель: - Теперь нашим маленьким друзьям ничего не страшно, ведь и мы будем их беречь, охранять и помнить:
- Все, все, все на свете, свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых.
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед и кто делает яд,
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Используемая литература:
1. «Неизведанное рядом», занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина, М., ТЦ «Сфера», 2005 г.
2. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Пособие пятого (начального) звена общей развивающей педагогической системы реализации базисного содержания дошкольного образования. (Система интегрированных занятий с детьми старшего возраста) / Под ред. Л.А. Парамоновой. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, Волгоград: Учитель, 2013 г.
4. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5 – 7 лет, прогулочные карты. – О.Р. Меремьянина, Волгоград: Учитель, 2013 г.
5. «Тематические дни в детском саду», планирование и конспекты. – Е.А. Алябьева, М., ТЦ «Сфера», 2006 г.

Интегрированное занятие в старшей группе №5 на тему «Насекомые»

Цели: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков. Актуализация словаря по теме «Лето». Расширить и уточнить словарь по теме «Насекомые».Развивать связную речь, координацию речи с движением. Развивать наблюдательность и логическое мышление. Развивать эстетическое восприятие. При создании коллективной работы воспитывать любознательность. Закреплять навыки рисования. Учить петь выразительно, развивать способность откликаться на музыку. Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение.
Материал: демонстрационный материал, картинки с изображением насекомых, муз.диск с записью «Звуки леса», костюмы героям: бабочка, медведь, шапочки-пчелки, бабочки на нитке, сделанные детьми, ватман, фломастеры, мяч.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, их толкование, рассматривание иллюстраций о весне, лете.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Воспитатель объявляет тему и предлагает детям отправиться в путешествие по лесу.
-А пока мы с вами будем идти, вы мне расскажете, какое сейчас время года?(весна).
-Какое время года наступает после весны?(лето).
-Назовите три месяца лета. Лепестки собирай и приметы называй. (Дети называют приметы и собирают цветок из лепестков)
2.Тематическая беседа. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот поэтому они и называются «насекомые»- от слова «насекать». Насекомые – обжоры: они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают большие и маленькие. Одни летают, другие ползают или прыгают. Одни живут несколько лет, другие – один день. В природе появляются только тогда, когда тепло.(весна, лето). Насекомых поедают птицы. Среди насекомых имеются вредители – переносчики болезней человека и животных, есть и полезные – опыляют растения, дают мед, воск и шелк.
3.Отгадывание загадок. Воспитатель загадывает и выставляет картинку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.(бабочка)
Сюрпризный момент. Появляется бабочка. Бабочка рассказывает, что больше всего бабочек бывает в мае и июне. Перелетая с листа на лист, мы откладываем яички, из которых появляется гусеницы. Когда гусеница насытится, она обматывает себя липкой паутиной становится коконом или куколкой. Внутри кокона идет работа – превращение гусеницу в красавицу – бабочку. Бабочки садятся на цветки и питаются их нектаром, доставая его хоботком.
Воспитатель просит, чтобы бабочка загадала еще загадку о насекомых.
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит – стрекочет(стрекоза)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит (комар)
Целый день летает,
Вам надоедает,
Ночь настает,
Тогда перестает (муха)
- Муха – это очень вредное насекомое, так как на своих лапках она переносит болезни. Сядет муха на хлеб и оставит там микробы. Вот почему надо всегда закрывать пищу от мух, мыть стол, тарелки, руки.
И под тяжелой ношей
Спешит на помощь друг.
Тут народ хороший,
В беде не бросят вдруг.
Без работы – хоть убей!-
Жить не может(муравей)
- Муравей – полезное насекомое. Их называют «санитарами леса». За один день они уничтожают большое количество вредных насекомых. Муравейники надо беречь и оберегать!
4. Песня «Не обижайте муравья».
5. Динамическая пауза - подвижная игра «Медведь и пчелы»
Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мед? Правильно, медведь. Лесным пчелам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мед, а дикие лесные пчелы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Появляется медведь.
Слова воспитателя:
Полетели пчелки Собирать нектар и пыльцу с цветочков. (Дети-пчелы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки) Вот медведь идет, (Медвежьей походкой выходит медведь и направляется к дуплу) Из дупла мед унесет. Пчелки, домой! (Дети-пчелы подбегают к дуплу)
Слова детей-пчелок:
Это дупло – домик наш, Уходи медведь от нас: «Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!» (Дети-пчелы машут крыльями и прогоняют медведя)
6. Игра «Четвертый лишний»Давайте с вами поиграем в игру. Я буду называть цепочку из слов, а вы должны догадаться, кто лишний. И объяснить свой выбор.Бабочка, жук, паук, медведьМуравей, кузнечик, червячок, снегирьБожья коровка, волк, лиса, заяц.

7. Дыхательное упражнение «Отправь бабочку в полет »
Дети держат «бабочку» за ниточку и дуют на нее. Воспитатель словами корректирует силу, с которой дети дуют.
8. Игра «Сосчитай насекомых». Воспитатель кидает ребенку мяч и предлагает сосчитать до 5.
- Один кузнечик, два кузнечика, три кузнечика, четыре кузнечика, пять кузнечиков.
9. Сюрпризный момент. Встреча с художником. Рисование насекомых(коллективная работа).
10. Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, о ком мы с вами сегодня беседовали? Что вам понравилось больше всего на занятии? Что вам запомнилось?

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115


Приложенные файлы

Просмотров