Конспект занятия о насекомых в средней. Конспект занятия в средней группе Тема: Насекомые

Конспект занятия в средней группе

Тема : Насекомые

Цель : сформировать у детей представления о насекомых .

Задачи :

Образовательные : уточнить и расширить знания детей о насекомых , их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

Развивающие : развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.

Воспитательные : воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.

Оборудование : иллюстрации насекомых .

Ход занятия

Воспитатель :

Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за живые существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.

Послушайте загадки :

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья. (коровка) .

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса) .

Знают взрослые и дети -

Тонкие плетет он сети,

Мухам враг он, а не друг.

Как зовут его? (Паук) .

Вот букашка - работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит. (муравей) .

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас. (комар) .

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая. (муха) .

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает. (стрекоза)

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик) .

Где немытая посуда,

Там усач живет не худо.

И в кастрюли, и в стакан

Влезет рыжий. (таракан) .

Воспитатель :

Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать : муху, комара, пчелу?

Ответы детей - Насекомые .

Воспитатель :

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть ,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза летает…

В ульях мёд в такие дни

Соты заполняет.

Воспитатель :

Ребята, а как передвигаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

Воспитатель :

А чем питаются насекомые ?

Ответы детей

Воспитатель : Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

Есть в природе и насекомые – хищники , которые охотятся на других насекомых . (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых ; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).

А есть насекомые , которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой .

Ребята, как вы думаете, какие это насекомые ?

Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи) .

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик : Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой,

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой) .

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель :

А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о некоторых насекомых .

Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (ответы детей) .

Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

Ребята, а как называются домики у муравьев?

Ответы детей - (муравейник) .

Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит?

Ответы детей - (комар) .

Как вы думаете, есть ли у комара уши?

Ответы детей

Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого…

Помните такую присказку?

А какого цвета это насекомое ?

Ответ детей (красные с черными пятнышками) .

Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

Рассматривание картинок с насекомыми .

Воспитатель :

Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых ? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых , не трогайте их, они часть природы.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк,

Пьёт хоботком душистый сок

И собирает мёд пчела.

Все заняты , у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!

Воспитатель :

Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых . Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми .


Вид проекта:

краткосрочный, групповой, исследовательский.

Возраст:

для детей 4-5 лет.

Продолжительность проекта:

Участники проекта:

дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область:

экологическое воспитание.

Актуальность проблемы:

Дети, во время прогулки часто видят насекомых. Реакция ребят непредсказуема, одни наблюдают, другие сразу берут руками, а кто- то и топнет ногой. Беседуя с детьми, появляется сама проблема: « Приносят ли насекомые пользу или вред?» , «Нужны ли насекомые?»

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде;

развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта:

формирование представлений о жизни насекомых.

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
  • узнать о их пользе или вреде;
  • воспитывать бережное отношение к живому;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Предполагаемый результат:

  • дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, жук, пчела, кузнечик);
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  • знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  • находить сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  • составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
  • Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
  • прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
  • Сотрудничество с семьёй:

  • Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
  • Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.
  • просмотр мультфильмов:
  • «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
  • Продукт проектной деятельности:

    рассказ о каком-либо насекомом,

    дидактические игры,

    фотографии,

    коллективная аппликация «На полянке»,

    поделки из природного материала,

    выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».

    План реализации проекта:

    1 неделя: « Знакомство с бабочкой»:

    Понедельник:
    1) Художественное слово, загадки о бабочке.
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.

    Вторник:
    2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
    Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

    Среда:
    3) Беседа с детьми о бабочке.
    Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки, о пользе или вреде.

    Четверг:
    4) А) Изобразительная деятельность «Бабочки».
    Цель: Формировать предпосылки умения раскрашивать рисунок бабочки, пользуясь ранее приобретенными навыками рисования. (лимонница, капустница, наполеон).

    Б) Украшение бабочками групповой комнаты.
    Цель: вызвать желание украсить группу для всех.

    5) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница».
    Цель: развивать точность движения руки, мелкую моторику, воображение.
    6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
    Цель: развивать умение действовать по сигналу, соблюдать правила игры.

    2 неделя: «Знакомство с муравьем».

    Понедельник:
    1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

    Вторник:
    2) Логоритмические упражнения: «Друзья помогли».

    Цель: развитие чувства ритма.

    От друзей муравьишка отстал.

    Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
    Ножку тонкую он поломал.
    Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
    Травкой быстро ее обмотал,
    В муравейник скорей побежал.
    Ну, а солнце за лес уж зашло.
    Ох-ох-ох-ох!
    Стало сразу так страшно, темно.
    Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
    Хорошо, что друзья помогли,
    Муравьишку домой принесли.
    Мо-лод-цы!

    (Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
    Ритмично сгибают и разгибают ноги.
    Бегут на месте.
    Делают ритмичную пружинку.
    Ритмично закрывают глаза ладонями.
    Ритмично хлопают в ладоши.)

    Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
    - Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
    - Я лечу издалека.
    - Зу-зу-зу, - комар пищит.
    - Уф-уф-уф, - как паровоз
    Шмель пыхтит, пыльцу повез.
    Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
    Я любого разбужу».
    (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
    Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами, хлопают в ладоши.

    Среда:
    Поиск муравейника.
    Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.
    3)НОД «Из жизни муравьев».
    Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.

    Четверг :

    4)Экскурсия по территории детского сада (или в лес). Наблюдение за муравейником.
    Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.
    5)Опыт «Выделение муравьиной кислоты».
    Цель: развитие познавательной активности.

    Пятница:
    6) Изодеятельность: «Кто помог муравьишке добраться домой»
    Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

    3 неделя: «Знакомство с божьей коровкой».

    Понедельник:

    1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.

    Вторник:
    2) Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
    Цель: познакомить детей с видами божьих коровок, о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь.

    3) Аппликация «Божья коровка».
    Цель: Закреплять умения вырезать круглые и овальные формы, умение их аккуратно наклеивать.

    Четверг:
    4)Игра «Соедини точки и увидишь, что получится».
    Цель: развитие мелкой моторики.

    Пятница:
    5) Прослушивание песен о божьей коровке.
    Цель: развитие музыкального слуха.

    6) Раскрашивание раскрасок «Насекомые».

    Цель: Развивать творческие способности.

    Итоговое мероприятие:

    1) Викторина «Что мы знаем о насекомых».
    Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

    2) Презентация.


    Смирнова Ольга Владимировна

    Проект в средней группе "Путешествие в мир насекомых"

    Продолжительность проекта: краткосрочный, недельный

    Участники проекта: дети, воспитатели, родители

    Проблема: Многие дети с отвращением относятся к насекомым.
    Одних насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.

    Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического,патриотического
    нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

    Цель: формирование представлений о жизни насекомых.
    Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития,способах питания, образе жизни, защите от врагов.
    Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.
    Подготовительный этап.

    I. Планирование

    1 день - знакомство с пчелой
    2 день - знакомство с бабочкой
    3 день - знакомство с муравьем
    4 день - знакомство с комаром
    5 день - знакомство с божьей коровкой

    Подбор масок, эмблем
    подбор энциклопедий, журналов о насекомых
    оформление НОД,схем развития
    подбор художественного слова
    подбор дидактических игр(лото, пазлы)
    подбор дисков со звуками насекомых

    II. Практический этап

    Знакомство с пчелой.
    1) Художественное слово, загадки, чтение сказки Павлова «Находка»
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле


    3) Беседа: « Что дети знают о насекомых?»
    Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме
    4) НОД « Сравнивание пчелы со шмелем и осой»
    Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе, развить умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые»
    5) Наблюдение за пчелами на прогулке
    Цель: уточнить знания детей о том какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара
    6) Подвижная игра «Медведь и пчелы»
    Цель: развивать умение бегать в разных направлениях
    7) Хоровод насекомых
    Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы
    8) Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»
    Цель: развивать память и чувство ритма, речь
    9) Рисование сотовых ячеек по шаблонам
    Цель: развивать точность движения и мелкую моторику

    Знакомство с бабочкой
    1) Художественное слово, загадки о бабочке
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке
    2) Рассматривание энциклопедий, журналов
    Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
    3) Беседа с детьми о бабочке
    Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки
    4) Изобразительная деятельность («Бабочки на цветах»)
    Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон)
    5) Наблюдение за бабочками на клумбе
    Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек
    6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
    Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры
    7) Игра «Соедини точки и узнай во что превратиться гусеница»
    Цель: развивать точность движения руки, воображение
    8) Украшение бабочками на нитке веранды
    Цель: вызвать желание украсить участок для всех

    Знакомство с муравьем
    1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье
    2)Поиск муравейника
    Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников
    3)НОД «Из жизни муравьев»
    Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей
    4)Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
    Цель: развитие чувства ритма
    5)Экскурсия в лес. Наблюдение за муравейником
    Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания
    6)Опыт «Выделение муравьинной кислоты»
    Цель: развитие познавательной активности
    7)Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьика домой спешил»
    Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь
    8) Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой»
    Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых

    Знакомство с комаром
    1)Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре
    2)Рассказ комара о том откуда он прилетел(книга Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел»)
    Цель: знакомство с внешним видом комара
    3)НОД «Насекомое-комар»
    Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых
    4)Прослушивание музыки «Комаринская»
    Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям
    5)Наблюдение за комарами в разных местах участка
    Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность
    6)Подвижная игра «Поймай комара»
    Цель: упражнать детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость
    7)Логоритмическое упражнение «Насекомое над лугом»
    Цель: развить чувство ритма, фонематический слух
    8)Ручной труд «Комар из природного материала»
    Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев

    Знакомство с божьей коровкой
    1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке
    2)Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
    Цель: познакомить детей с видами божьих коровок
    3)НОД «Наша любимая божья коровка»
    Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь
    4)Игра «Соедини точки и увидишь что получится»
    Цель: развитие мелкой моторики
    5)Аппликация «Божья коровка»
    Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе
    6)Наблюдение на прогулке за божьей коровке
    Цель: развивать наблюдательность
    7)Прослушивание песен о божьей коровке
    Цель: развитие музыкального слуха
    8)Викторина «Что мы знаем о насекомых»
    Цель: закрепление знаний детей о насекомых

    III. Результативный этап

    У детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности
    дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе
    появилось желание получить больше информации о насекомых

    Работа с родителями по проекту «Путешествие в мир насекомых»
    памятка для родителей желающих участвовать в проекте
    оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр
    оформление масок для подвижных игр
    наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми
    изготовление фотоальбома о насекомых
    Материал к проекту:
    Стихотворение «Трудолюбивая пчелка»(по методике расскажи стихи руками)

    Пчёлка трудится весь день
    (Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
    И работать ей не лень.
    (Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
    От цветка летит к цветку,
    (Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
    Клеит на брюшко пыльцу,
    (Совершают круговые движения ладонью по животу.)
    Хоботком нектар сосёт -
    (Одну руку вытягивают вперёд, затем - вниз, наклоняются.)
    За день много соберёт.
    (Раскрывают перед собой все пальцы.)
    Унесёт нектар в тот улей
    (Обрисовывают в воздухе треугольник.)
    И назад вернётся пулей.
    (Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
    В сотах утрамбует мёд,
    (Топают ногами.)
    Скоро ведь зима придёт.
    (Ёжатся.)
    Будет пчёлкам чем питаться
    (Имитируют движения ложкой.)
    Летом надо им стараться.
    (Имитируют накладывание мёда в соты.)

    Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

    От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
    Ножку тонкую он поломал.
    Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
    Травкой быстро ее обмотал,
    В муравейник скорей побежал.
    Ну а солнце за лес уж зашло.
    Ох-ох-ох-ох!
    Стало сразу так страшно, темно.
    Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
    Хорошо, что друзья помогли,
    Муравьишку домой принесли.
    Мо-лод-цы! Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
    Ритмично сгибают и разгибают ноги.
    Бегут на месте.

    Делают ритмичную пружинку.
    Ритмично закрывают глаза ладонями.

    Ритмично хлопают в ладоши.

    Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
    - Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
    - Я лечу издалека.
    - Зу-зу-зу, - комар пищит.
    - Уф-уф-уф, - как паровоз
    Шмель пыхтит, пыльцу повез.
    Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
    Я любого разбужу».
    Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
    Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.
    Ритмично хлопают в ладоши.

    Литература:
    Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.
    В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
    Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
    Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
    «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.

    Егорова Татьяна Анатольевна
    Конспект открытого занятия в средней группе «Насекомые»

    Конспект открытого занятия в средней группе

    Тема : Насекомые

    Цель : сформировать у детей представления о насекомых .

    Задачи :

    Образовательные : уточнить и расширить знания детей о насекомых , их внешнем виде, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

    Развивающие : развивать мыслительную активность, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. Расширение кругозора и экологических представлений.

    Воспитательные : воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

    Виды детской деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, игровая, продуктивная.

    Оборудование : иллюстрации насекомых .

    Ход занятия

    Воспитатель :

    Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

    Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто то ползает. Но у всех у них ровно шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне поможете вспомнить, что это за живые существа. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать.

    Послушайте загадки :

    Скажите-ка, что за букашка?

    На ней в черных точках рубашка,

    Умеет карабкаться ловко

    По листикам божья. (коровка) .

    Не пчела она, а жалит.

    Мед, варенье обожает.

    Есть на брюшке полоса.

    Кто она, скажи? (Оса) .

    Знают взрослые и дети -

    Тонкие плетет он сети,

    Мухам враг он, а не друг.

    Как зовут его? (Паук) .

    Вот букашка - работяга.

    Целый день трудиться рада.

    Ношу на спине своей

    Быстро тащит. (муравей) .

    Что за гость с голодным брюхом

    Все звенит у нас над ухом?

    Из цветов не пьет нектар,

    Покусает нас. (комар) .

    Кто влетает в каждый дом

    Вместе с летним сквозняком?

    Кто жужжит за рамой глухо?

    Надоедливая. (муха) .

    Что за чудо-вертолет

    Мошкаре спать не дает?

    Только высохнет роса,

    Вылетает. (стрекоза)

    На поляне в васильках

    Упражнялся он в прыжках.

    Жаль, позавтракал им птенчик.

    Кто же это был? (Кузнечик) .

    Где немытая посуда,

    Там усач живет не худо.

    И в кастрюли, и в стакан

    Влезет рыжий. (таракан) .

    Воспитатель :

    Ребята, вы все загадки отгадали правильно. А как же одним словом мы можем назвать : муху, комара, пчелу?

    Ответы детей - Насекомые .

    Воспитатель :

    Насекомые весной

    Вьются и порхают –

    На полянке на лесной –

    Всё благоухает!

    Ног у насекомых шесть ,

    Голова есть, крылья.

    И не прочь пыльцу поесть

    (Но не путать с пылью)

    Пчёлке, бабочке, шмелю

    Нужен сок цветочный.

    Ест коровка божья тлю,

    С зелени, с листочков.

    Шмель гудит, оса звенит,

    Стрекоза летает…

    В ульях мёд в такие дни

    Соты заполняет.

    Воспитатель :

    Ребята, а как передвигаются насекомые ?

    Ответы детей

    Воспитатель : Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

    Воспитатель :

    А чем питаются насекомые ?

    Ответы детей

    Воспитатель : Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей.

    Есть в природе и насекомые – хищники , которые охотятся на других насекомых . (Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи – они истребляют множество насекомых ; кузнечики – они могут с аппетитом закусить неосторожной бабочкой, мухой).

    А есть насекомые , которые любят полакомиться медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой .

    Ребята, как вы думаете, какие это насекомые ?

    Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи) .

    Физминутка «Сороконожка»

    1. Шла сороконожка

    (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

    По сухой дорожке.

    2. Вдруг закапал дождик : Кап-кап-кап!

    (дети останавливаются и приседают.)

    Ой, промокнут сорок лап!

    3. Насморк мне не нужен

    (дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,

    Обойду я лужи!

    4. Грязи в дом не принесу

    (дети останавливаются, трясут одной ногой,

    Каждой лапкой потрясу!

    (трясут другой ногой) .

    5. И потопаю потом

    (дети топают ногами)

    Ой, какой от лапок гром!

    Воспитатель :

    А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о некоторых насекомых .

    Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле? (ответы детей) .

    Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.

    Ребята, а как называются домики у муравьев?

    Ответы детей - (муравейник) .

    Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса.

    Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом звенит?

    Ответы детей - (комар) .

    Как вы думаете, есть ли у комара уши?

    Ответы детей

    Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит по звону свою подружку.

    Божья коровка, улети на небо, пронеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого…

    Помните такую присказку?

    А какого цвета это насекомое ?

    Ответ детей (красные с черными пятнышками) .

    Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, и не клюют их.

    Рассматривание картинок с насекомыми .

    Воспитатель :

    Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых ? (никто не будет опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Ребята, не обижайте насекомых , не трогайте их, они часть природы.

    Когда в душистом сквозняке

    Присядешь летом в сосняке,

    Внимательно вглядись вокруг-

    Ты многое заметишь, друг.

    Личинку тащит муравей,

    Спешит куда-то меж корней

    Большой сосны. На толстый сук

    Уселся золотистый жук.

    Порхает лёгкий мотылёк,

    Пьёт хоботком душистый сок

    И собирает мёд пчела.

    Все заняты , у всех дела.

    Мой друг, внимательно вглядись,

    Волшебную увидишь жизнь!

    Воспитатель :

    Ребята, а так как вы мне помогли вспомнить название насекомых . Я хочу вам сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми .

    Итог занятия .

    Литература :

    1. Агранович З. Е. Времена года. -СПб., Детство-Пресс,2002

    2. Живая природа в мире животных. -СПб., Детство-Пресс,2005

    3. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. - СПб., Детство-Пресс,2005

    Публикации по теме:

    Цели: 1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». 2. Воспитывать.

    Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «В поисках сюрприза» Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе. Тема: «В поисках сюрприза» Программное содержание: Вызывать доброжелательный.

    Конспект открытого занятия «Насекомые» (первая младшая группа) КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ тема: «Насекомые» (первая младшая группа) Образовательная задача: Формировать представления о разнообразии.

    Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Тема «В гости к кролику» (Автоматизация звука [Р]). Конспект открытого логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема «В гости к Кролику» (Автоматизация.

    Конспект занятия в средней группе «В мире насекомых»

    Цель:1. Задачи на развитие познавательных способностей; обобщить представления детей о насекомых; упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам.

    2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

    3. Воспитательные задачи: формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

    Материал к занятию : картинки из серии «Насекомые», разрезные картинки, полянка с цветами, Сорока.

    Предварительная работа : Чтение произведений о насекомых, наблюдение в природе за насекомыми, заучивание пальчиковой гимнастики.

    Задачи:

    Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках; учить выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

    Развивающие: развитие внимания.

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

    Оборудование : магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:

    Со рока: Была сегодня на полянке, что-то там случилось, что-то произошло, что-то не так ничего не пойму, что к чему?

    Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

    Дети: Сорока.

    Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

    Дети: Здравствуй, Сорока!

    Воспитатель: Что случилось, Сорока?

    Сорока : Так я говорю, была сегодня на полянке, там что-то случилось ничего не пойму.

    Воспитатель: Уважаемая Сорока мы ничего не можем понять. Ребята, давайте вместе отправимся на полянку и поможем Сороке разобраться.

    Дети : Давайте.

    Воспитатель : А на чем мы туда доберемся? Давайте на волшебном паровозике отправимся в путешествие!

    Игра «Паровозик с именем».

    Воспитатель : Сейчас каждый будет превращаться в «паровоз» и будет двигаться по кругу, и одновременно хлопать в ладоши, называя свое имя.

    Я начну. Алла Ивановна. Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас и он станет паровозиком вместо меня. Вот я выбирая …Катю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану её вагончиком, положу руки её на плечи и вместе с ней буду повторять её имя. Поехали!

    Воспитатель: Вот мы и проехали целый круг, теперь Катя выберет того, кто станет «паровозиком» и мы уже втроем будем повторять его имя.

    ( так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы приехали на нашем паровозике на лесную полянку. оспитат ель с детьми подходит к столу, похожему на поляну с цветами)

    Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.

    Сорока: А я вам говорила, что что-то случилось! Ой, а что это такое тут лежит?

    Воспитатель: Это конверт с письмом. Кто-то для нас оставил письмо, давайте его прочтем.

    Письмо.

    Помогите! Помогите!

    Нас заколдовала фея и мы теперь в опасности.

    Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

    (подпись) Насекомые.

    Воспитатель: Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да) Тогда слушаем внимательно.

    Этот маленький скрипач,

    Изумрудный носит плащ.

    Он и в спорте чемпион,

    Ловко прыгать может он. (Кузнечик)

    Всех жуков она милей,

    Спинка алая у ней,

    На спине кружочки,

    Черненькие точки. (Божья коровка)

    Чернокожий карапуз

    Не по росту тянет груз. (Муравей)

    Разбойник садовый,

    Поясок медовый. (Шмель)

    Шевелились у цветка

    Все четыре лепестка.

    Я сорвать его хотел.

    Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

    Маленький вертолет

    Летит назад и вперед.

    Большие глаза

    Зовут ее….(Стрекоза)

    Дети отгадывают загадки и находят картинки с изображением насекомых.

    Воспитатель: Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

    Сорока : Какие вы молодцы! Какие вы молодцы!

    Воспитатель: А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

    Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам залетела в гости. Давайте мы сядем на стульчики, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотреть.

    Воспитатель: Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья? (чтобы летать с одного места на другое.) (Работа с мнемотаблицами. Дети по очереди ищут обозначения и выставляют на доску.) А что еще есть у бабочки? (усики, голова, брюшко, лапки.)

    Воспитатель: Посмотрите на наш рисунок – это общие признаки насекомых.

    У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

    Воспитатель: Молодцы!

    Воспитатель: А теперь чуть-чуть отдохнем.

    Физкультминутка.

    Утром бабочка проснулась,

    Потянулась, улыбнулась,

    Раз – росой она умылась,

    Два – изящно покружилась.

    Три – нагнулась и присела,

    На четыре – улетела.

    (первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

    Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Кого не стало?» , а я проверю, кто самый внимательный?

    Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне назвать кого я убрала, кого не стало?

    Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья… (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладони, – одна, указательным и большим – две и т. д., пятью – дождь, стучим пальчиками о пол) Все насекомые пропали. Кого не стало?

    Воспитатель: А сейчас мы с вами должны выполнить задание, которое для нас приготовили насекомые. (Раздать детям конвертики с разрезными картинками «Насекомые» и одна картинка с изображением Осени, которая выставляется на доску.)

    Воспитатель: Молодцы ребята. Какие красивые у вас картинки получились.

    Сорока: Кто это? Что это такое?

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску, кто это изображен? (Осень.) Правильно. Теперь мне все понятно. Уважаемая Сорока, ваш шум и ваши переживания были напрасны. Осенью все насекомые ложатся спать, прячутся в пнях, под корой деревьев, а вы столько шуму навели! Ребята, давайте с вами всех наших насекомых спрячем на полянке под цветочки, им пора спать. И ты, Сорока, лети домой, а мы на нашем паровозике будем возвращаться домой.

    Игра «Паровозик с именем».

    Просмотров