Как заделать свищ в канализационной трубе своими руками. Как заделать течь (дырку, протечку) в трубе отопления? Хомут на свищ на трубе

Сварка стальных труб - ответственное дело, после выполнения которого ожидается, что они будут работать под давлением длительное время, и обеспечивать бесперебойную подачу жидкости для водоснабжения или отопления. Поэтому все швы должны выполняться качественно, с соблюдением правильных режимов сварки для конкретной ситуации. Как производится сварка водопроводных труб чтобы минимизировать ремонтные работы? Что делать если необходимо заварить трубу в которой уже есть вода?

Технология сварки трубопроводов, произведенная в соответствии с основными положениями, обеспечивает долгосрочную работу всей системы. Для этого важно соблюсти уклоны для естественного движения теплоносителя. Так, не придется переделывать работу дважды.

Стоит и сохранить достаточное расстояние от стен и между трубами, чтобы сварщику было удобно качественно обварить стыки. Для более надежной проплавки оставляется зазор между сторонами в 1-2 мм, куда затекает расплавленный металл.

Сварка магистральных трубопроводов выполняется в несколько проходов, чтобы гарантировать герметичность. По этому же принципу монтируется и газопровод. Сварщик выполняет корневой шов электросваркой. Важно достичь образования обратного валика, который свидетельствует о хорошем проплавлении сторон. Последующие слои наносятся автоматами с присадочной проволокой и слоем флюса.

Для более качественного монтажа магистрального трубопровода используется сварка лазером в цехах, а на месте выполняются только последние стыки. Ручная сварка на трубах начинается с самой нижней части окружности (в горизонтальном положении трубопровода) и ведется вверх. Наплавленный металл накладывается «полочками» и поднимает шов по окружности до наивысшей точки. Это делается с двух сторон. Заканчивать шов необходимо на цельном металле. Так предупреждаются поры и свищи.

Когда может понадобиться сварка трубы с водой

К сожалению, даже при соблюдении всех вышеописанных правил, могут потребоваться сварочные работы на уже запущенном в эксплуатацию трубопроводе. Чаще всего это связано с ошибками, допущенными предыдущими сварщиками. Возможно, плохое зрение не позволило специалисту качественно заварить стык, и участок дал течь. Если через данный трубопровод подается вода на большой район, который и так уже долгое время был отключен, то повторное отключение может вызвать множество жалоб. Поэтому возникает необходимость выполнять сварку под давлением.

Заваривать трубу с жидкостью может потребоваться и в случае экстренной врезки, когда времени на слив системы нет, и все, что можно сделать - это отключить насосы, чтобы снизить давления в системе. Или площадь всех коммуникаций с водой настолько велика, что ждать ее опустошения придется слишком долго, или это слишком затратно (спустить 20 000 литров воды ради одного шва). Сварные соединения трубопроводов могут осложняться наличием жидкости в зоне выполнения работ из-за специального уклона, который предусмотрен для естественного самотека. В этом случае, даже спустив систему, вода будет продолжать стекать и мешать сварочным работам.

Почему это сложно

Многие сварщики бояться сварки труб с водой, потому что это сложная задача, чреватая долгими мучениями и не гарантирующая успешный исход. Наложение расплавленных частичек присадочного металла на пору или свищ может привести к «обрастанию» проблемного места целой горкой швов, из под которых во все стороны будет просачиваться жидкость. Вместо одной течи получается множество ручейков.

Почему так сложно заварить трубопровод под давлением? Для этого есть несколько причин:

  • Напор воды постоянно остужает сварочную ванну, не давая полноценно сцепиться наплавленному металлу с основным.
  • Процесс осложняется постоянно образовывающимся паром от соприкосновения жидкости с прогретым железом. Это мешает видеть место соединения. Маска сварщика часто запотевает снаружи.
  • Если стык потолочный, то проблема усугубляется тем, что вода стекает на рабочего. Пропитываются рукавицы и куртка. Поскольку у сварщика в руках находится электрододержатель, и сам стоит на массе (или держится за трубу второй рукой), это может провоцировать небольшие удары током (безопасное, но неприятное для ощущения напряжение до 48V ). Варить при этом очень неудобно.

Как заварить трубу с водой

Трубопровод под давлением, как можно увидеть на видео, успешно сваривается электросваркой. Для этого выбираются определенные режимы и параметры, о которых написано ниже. Но существуют и небольшие хитрости, а также технологии, помогающие выполнить правильно этот процесс. В зависимости от вида требуемой работы применяются разные подходы.

Борьба со свищами

Из-за несоблюдения режимов сварки или коррозионной среды в трубопроводе может образоваться свищ. Это небольшое отверстие круглой формы с которого течет вода. Труба может быть механически повреждена из-за удара, вследствие чего образовалась трещина.

Чтобы успешно заварить проблемное место электросваркой необходимо стать напротив проблемного участка. Так будет лучше видно все границы отверстия. Для предотвращения стека воды по электроду (в случае вертикального или горизонтального шва) нужно держать его перпендикулярно свариваемой поверхности. Сварочный процесс ведется сверху вниз. Целью является сужения свища до полного перекрытия.

Для этого нужно:

  1. Наложить несколько капель металла на верхнюю сторону края отверстия.
  2. Ударить один-два раза молотком сразу после прекращения горения дуги. Это позволяет глубже проникать наплавленному металлу в структуру основного, предотвращая появление новых пор. Дополнительно, приплюснутые валики перекрывают большую площадь свища.
  3. Наложить еще насколько капель металла, продвигаясь вниз.
  4. Снова постучать молотком.
  5. Если боковые края свища имеют тонкие стенки, их нужно усилить таким же образом.
  6. После полного прекращения просачивания пара наружу, необходимо нарастить стенку трубы. Это выполняется наоборот, снизу вверх, на малом токе, чтобы не прожечь тонкий металл. Прерывистой дугой накладываются «полумесяцы» до полного прохода к верхней точки проблемного места.
  7. Пройденный шов желательно простучать для проковки и уплотнения.

Цельный стык

В случае соединения двух сторон трубы, по одной из которых все еще течет вода, можно использовать специальный подход. Особенно это применимо к трубопроводу, пролегающему близко к полу или земле.

Для успешного выполнения работы в верхней части трубы, находящейся в горизонтальном положении, вырезается «окно». Это прямоугольное или овальное отверстие в одной из сторон соединения. Поможет это в том случае, когда давление отключено и основной объем жидкости сброшен, но вода продолжает подтекать. В трубу закладывается тряпка, впитывающая влагу и освобождающая низ для беспрепятственной сухой сварки.

Шов накладывается изнутри через вырезанное окно. Важно заварить низ и поднять края шва на стенки. Для большей надежность стоит выполнить несколько проходов. Затем тряпка удаляется (это крайне важно сделать сразу, иначе вся работа будет напрасной, если ее забыть и в спешке заварить стык), и вода течет по уже сваренному дну, не мешая процессу. Боковые швы накладываются с наружной части. Последним закрывается окно. Это делается с применением заранее подготовленной «заплатки», соответствующей по размерам. Поскольку шов состоит из нескольких сегментов, то все окончания требуется перекрывать, а последний кратер выводить на цельный участок трубы и заваривать с наплавкой.

Если необходима врезка

С варка трубопроводов высокого давления может выполняться в случае потребности в дополнительном канале отвода жидкости. Например, добавлена еще одна емкость, куда требуется поставка воды, или сооружена еще одна ветвь отопления в пристройке, и необходима подача теплоносителя. Если нужна врезка, а остановить систему невозможно, то используется приварка сгона или шарового крана.

Это происходит по следующей схеме:

  1. На выбранный участок трубы подгоняется патрубок с резьбой и шаровым краном.
  2. Не нарушая целостности трубопровода выполняется обварка наложенного элемента.
  3. После этого кран ставится в открытое положение и через него сверлится отверстие в основной трубе.
  4. Дальше действовать нужно быстро. Через новообразованный выход вода устремляется наружу. Сверло быстро удаляется и кран перекрывается.
  5. К ответной резьбе крана подсоединяется сгон с обмоткой и замыкается новая ветвь.
  6. Кран открывается и запускается подача жидкости.

Эту операцию можно проводить на любом давлении. Важно приварить патрубок с краном на небольшом токе, чтобы не прожечь основную трубу. Диаметр сверла должен быть достаточным для передачи объема и требуемого давления, чтобы новая ветвь работала полноценно.

Маленькие хитрости

Чтобы успешно заваривать свищи и трещины с водой необходимо знать несколько секретов, которыми пользуются опытные сварщики. Поскольку вода постоянно мешает процессу формирования сварочной ванны, важно уменьшить ее воздействие. Это достигается несколькими способами.

Во-первых, можно забить болт в образовавшийся свищ. Для этого подбирается соответствующий диаметр стержня. В итоге, вместо дырки из которой течет вода, образовывается закупоренное отверстие с удобной для обварки шляпкой. Конечно, жидкость изолируется не полностью, но ее влияние уменьшается. Нужно постепенно соединить стенки основного металла со шляпкой болта. Метод применим во всех пространственных положениях.

Во-вторых, свищ можно заделать приварив на его место гайку крупного диаметра. Последняя накладывается на проблемное место и обваривается. Жидкость при этом не мешает, потому что продолжает свободно вытекать через отверстие в гайке. После окончания сварочных работ в гайку вкручивается болт с плотно намотанной паклей. Это герметизирует место. У метода один недостаток - внешний вид отремонтированного участка не очень презентабельный (с торчащим болтом), но это позволяет быстро заделать течь и укрепить истончившееся место.

Третья хитрость заключается в увеличении присадочного материала. Поскольку за один раз величина наложенной «горошины» расплавленного металла может перекрыть определенный участок свища, важно подать как можно больше присадки в сварочную ванну. Это регулируется диаметром электрода. Но можно использовать и второй электрод, предварительно отбив на нем обмазку. Первым электродом разогревается место, а когда появился жидкий металл, в него добавляется второй стержень. Это повышает количество наплавки и содействует быстрому закрытию отверстия с водой.

Режимы

Для выполнения сварочных работ на трубопроводе, в котором присутствует жидкость, важно установить силу тока выше обычной для данного положения. Это позволит устойчивее удерживать дугу. Электрод не будет прилипать из-за быстрого охлаждения водой.

Присадочные материалы важно хорошо прокалить. Из распространенных моделей подойдет УОНИ 13/55. Они отлично проявляют себя в подобных условиях. Место желательно прогреть горелкой, чтобы испарить подтекающую воду. Это благоприятнее скажется и на проникновении присадочного металла.

Вид напряжения тоже играет свою роль. Здесь все зависит от личных предпочтений сварщика. Переменный ток хорошо удерживает дугу. Им можно варить под большим слоем воды. Но качество самого шва хуже. Постоянное напряжение менее устойчиво при работе во влажной среде, за то степень проникновения расплавленного материала выше.

Грамотный монтаж трубопровода позволяет сразу получить качественную систему. Но если был допущен брак или материал прохудился, и требуется ремонт без слива жидкости, то приведенные советы в статье помогут справиться с проблемой.

К коррозии и подвержена разрушению, поэтому со ржавчиной и появлением свищей, вызывающих течь в системе водопроводной разводки, сталкивались многие. Кардинальная замена участка водопровода требует слива воды и полного отключения системы, что не всегда выполнимо во время отопительного сезона. Существуют способы герметично заделать свищ в трубе отопления или водоснабжения сразу после его возникновения, не перекрывая движения воды.

Свищ на трубе — неприятно, но вполне легко исправимо

Способы устранения свищей в трубе стояка, полотенцесушителя, бензопровода и других местах

Каким методом лучше устранить свищ в трубе отопления, зависит от материала, из которого сделан водопровод, места протечки (на стыке соединений или на открытом участке), диаметра прободения. Чаще пользуются одним из описанных способов:

  1. Заделка отверстия с использованием болта.
  2. Наложение временного резинового бандажа.
  3. Применение клеевой заплаты из стекловолокна.
  4. Устранение течи при помощи «холодной сварки».

Заделка свища в трубе болтом

Заделка отверстия с использованием болта. Если на открытом участке металлической трубы образовалось отверстие небольшого диаметра, то заделать его можно при помощи болта, самореза или винта.

  • Очистить края дыры от ржавчины.
  • Рассверлить отверстие дрелью со сверлом по металлу до размеров болта, который предполагается вставить.
  • Нарезать резьбу в просверленном отверстии, используя метчик.
  • Ввинтить болт, использую для герметизации лен и пасту Unipak.
  • Окрасить место реставрации.

Важно, чтобы размеры вставленного болта или винта не создавали затруднений для движения жидкости. Этот метод эффективен, если повреждение произошло от удара или при неудачном сверлении. Разрушенный ржавчиной участок рекомендуется заделывать другими методами, так как истонченный коррозией металл при сверлении легко рассыпается. Заделать свищ в трубе сможет каждый мужчина.

Бандаж для кессона

Наложение резинового бандажа. Временный бандаж представляет с резиновой прокладкой, фиксируемый на поврежденной поверхности. В роли герметизирующей прокладки используют изделия из резины большего размера, чем дыра: жгут, шину или перчатку. Хомут на трубу подходящего размера несложно приобрести в магазине «Автозапчасти». Порядок работ следующий:

  1. Очистить металл от остатков коррозии.
  2. Обмотать свищ на трубе резиновой прокладкой несколько раз.
  3. Надеть хомут для труб и затянуть.

При необходимости можно использовать два стягивающих хомута по противоположным концам прокладки.

Заплатка в трубе отопления и чугунной батарее

Применение клеевой заплаты из стекловолокна. Этот метод используется в случае, если повреждение достаточно большое. Бандаж представляет собой заплату из стекловолокна и эпоксидного клея, который при высыхании создает прочную поверхность. С этим способом ремонта повреждений на металле хорошо знакомы автолюбители, которым приходилось ставить заплаты на поврежденные коррозией участки.

  • Перекрыть подачу воды на ремонтируемый участок.
  • Полностью очистить поверхность, на которую будет наноситься бандаж, от краски и ржавчины.
  • Обезжирить очищенное место растворителем.
  • Нарезать из стекловолокна ленту шире в два раза, чем свищ в трубе и достаточной длины, чтобы обмотать трубу несколько раз.
  • Обильно пропитать ленту эпоксидным клеем.
  • Плотно обернуть бандаж вокруг свища на трубе отопления, стараясь не делать складок.
  • Дождавшись высыхания, зачистить и покрасить поверхность.

Холодная сварка трубы под давлением

Устранение протечек при помощи «холодной сварки». Специальный клеевой отвердевающий состав получил название «холодной сварки» за прочность образуемого соединения. Им можно заделать свищ в трубе с горячей водой или холодной. Приобрести его можно в отделах автозапчастей или хозяйственных магазинах. «Холодная сварка» наносится следующим образом:

  1. Удалить ржавчину с металла и краску вокруг дыры на 10–15 мм.
  2. Обработать поверхность обезжиривающим составом – растворителем или ацетоном.
  3. Заделать свищ, нанеся на него «холодную сварку» толщиной 2–3 мм, равномерно распределяя по поверхности. Дождаться отвердения.
  4. Зачистить поверхность напильником и покрасить.

Совет. Существует несколько видов «холодной сварки». Для водоснабжения желательно выбирать тот, который предназначен для наложения по мокрой поверхности.

Заделка свища в домашних условиях вполне возможно своими руками

Инструкция по заделке свища в водопроводной пластиковой трубе

Аварийные ситуации, вызванные повреждениями систем отопления, холодного или горячего водоснабжения могут нанести значительные разрушения, поэтому устраняют их незамедлительно. Поскольку не всегда возможен капитальный ремонт жизненно важных систем, предусматривают возможность локального ремонта таких повреждений.

Приспособления для устранения протечек. Для . С их помощью устраняют:

  • дыры (свищи);
  • трещины;
  • лопнувшие трубы;
  • коррозию;
  • ненужные отводы;
  • неудачное сверление.

Размеры хомутов позволяют подобрать для конкретного случая подходящий вариант: Ø 15–1200 мм. Существующие виды труб: стальные, пластиковые, асбестоцементные, полиэтиленовые – можно герметизировать, используя ремонтный хомут для трубопроводов. Налажено производство трубных хомутов из стали (нержавеющей, обыкновенной или оцинкованной) и чугуна. При желании можно сделать хомут своими руками из имеющегося отрезка трубы, снабдив ее уплотняющей резиновой манжетой и зажимами. Плюсы использования хомутов:

  • скорость устранения неполадок в трубопроводе высокая;
  • стоимость работ и материалов низкая;
  • герметизация надежная;
  • простота монтажа – требуется только гаечный ключ;
  • во многих случаях для устранения течи не требуется перекрывать систему водоснабжения.

Последовательность работ по устранению малого повреждения. Если свищ на трубе холодной воды небольшого размера, то заделать его можно подходящим по диаметру автомобильным хомутом и куском резины.

  1. Подготовить необходимые материалы: нарезать кусок резины на 5 мм шире, чем ширина манжеты хомута.
  2. Надеть хомут на повреждение, подтянуть по размеру.
  3. Вставить под него резиновую прокладку.
  4. Полностью накрыть свищ готовым хомутом.
  5. Затянуть конструкцию гаечным ключом.

Как устранить большую дыру. Чтобы заделать свищ в трубе отопления, понадобятся хомуты большей длины, лучше заводского изготовления. Для устранения повреждения необходимо:

  1. Перекрыть подачу воды.
  2. Приобрести ремонтный хомут для труб водоснабжения необходимого диаметра и длины, на 150 мм больше повреждения.
  3. Зачистить место, на которое будет наложен бандаж, наждачной бумагой.
  4. Убрать пылевые частицы с поверхности, чтобы они не стали причиной просачивания воды под уплотнителем через неровности поверхности.
  5. Надеть хомут и затянуть гаечным ключом.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Течь в системе водоснабжения или отопления – неприятная, но вполне решаемая проблема. Если водопровод старый, то рекомендуется заранее предусмотреть возможность аварийной ситуации и запастись необходимыми для ремонта материалами. Как заделать свищ в трубе теперь вы знаете, приложите немного усилий и все получится!

Термин «свищ на трубе» – обозначает деформационные изменения в виде сквозного отверстия на трубопроводе. Главной причиной образования этого явления на трубопрокатах считают точечную коррозию.

Она четкий сигнал к тому, что трубомагистраль нуждается в срочной замене. Не всегда есть возможность выполнить полный комплекс ремонта труб с заменой, поэтому его выполняют только частично.

При этом нельзя забывать, что такие мероприятия временные, и замены участков, пришедших в негодность, все равно не избежать. Можно воспользоваться помощью профессиональных мастеров, а можно заделать все своими руками.

Как устраняют «аварию»

Для заделки нужно подготовить такой инструментарий:

  1. Дрель.
  2. Болты (комплект).
  3. Щетка для чистки металлопроката.
  4. Склеивающее средство БВ-2, и эпоксидный склеивающий вид.
  5. Ацетон и бензин.
  6. Кетн.
  7. Шпатель.

До того, как заделать свищ в трубе, из сети сливают воду. Для такого нужно закрыть стопорный вентиль и открыть каждый кран. Система должна освободиться от остатков воды.

После этого очищенный участок необходимо обезжирить ацетоном. Для этой же цели можно воспользоваться бензином. При заделке этот этап действий очень важен.

При наложении бандажа на заготовку с неровной поверхностью, нельзя получить максимально герметичный стык, и все мероприятия по заделке придется повторять заново.

На хорошо почищенной поверхности изделия можно точно определить объем деформации. И, руководствуясь полученной информацией, определяют способ дальнейшего устранения недостатка. Свищи по форме образования делят на: точечные и вытянутые . Устраняют каждый из них по разному.

Какими путями проводится работа

Устранение неполадок на изделиях из пластика

Свищ на пластиковой трубе заделывают двумя вариантами: резьбовым и пайкой .

Резьбовой способ можно использовать лишь для изделий, где возможна нарезка резьбы. Пришедший в негодность кусок трубомагистрали со свищем, отрезают специальными ножницами.

Из заготовок нужного объема готовится вставка. На пластиковых материалах резьбу нарезают леркой. Затем фитингами и муфтами крепят другую конструкцию в трубосети.

Сварка на пластиковых трубоматериалах начинается с обрезания протекающего участка. После этого готовится фитинг и заготовка соответствующего размера.

Подогретый паяльник для сварки пластиковых труб используют чтобы разогреть внешние края пластика и внутренних краев фитингов. На финальном этапе ремонта фитингами присоединяют подготовленную трубу.

Делать это следует не медля, так, как пластик имеет свойство мгновенно застывать, а неправильно скрепившуюся конструкцию переделать вторично не возможно.

Ремонт медных изделий

Свищ медной трубы – явление не редкое. В строительстве медные трубы используют уже очень давно. Они не только подходят для всех видов магистралей, но и отличаются высокой пластичностью и устойчивостью к влиянию коррозии.


Срок службы у них не ограничен, и с легкостью без поломок простоят весь период, отведенный дому. Но, рано или поздно возникают ситуации, когда эти изделия необходимо ремонтировать от свища.

Подосновой течи отопления становятся следующие причины:

  • Износ. Он подвязан с длительным периодом использования системы отопления. Чаще всего от протекания страдают стальные изделия.
  • Нарушение условий эксплуатации системы отопления. Сюда относятся скачки температуры и .
  • Использование товаров сомнительного качества.
  • Плохая герметичность стыков.

При появлении течи на трубах отопления действовать необходимо следующим образом.


Нужно приготовить несколько хомутов с уплотнителями из резины (при этом самое главное, не забыть перекрыть воду, прекратить работу обогревательного котла, отсоединить насосы от питания и перекрыть нужные вентили и краны ). Ремонт трубопрокатного сортамента в сети отопления зависит от их вида.

Например, стальные патрубки при проблеме стыка резьбовой разновидности потребуют разборки стыка, и нанесения новой прослойки подмотки.

Если разрушение образовалось на самой трубе отопления, то проблемное место придется заварить используя газовую или электрическую сварку.

Если протекает медная труба, то также ее надо заварить. Но, сварочные работы с медью являются довольно сложными, поэтому, их лучше доверить специалистам.

Если протекают металлопластиковые трубопроводы системы отопления, то понадобиться замена всего участка, где образовалось течь. Она на таком виде трубопроката чаще всего образуется в стыках компрессорного типа.

На трубомагистрали отопления из пластика проблему решают таким путем. Это замена целого участка. Пайку полипропилена советуют осуществлять в соответствие ко всем нормам этой работы. Любые погрешности могут спровоцировать то, что стык развалиться спустя очень короткий срок.


ВАЖНО! При действиях с пластиковыми изделиями вносить изменения в схему разводки запрещают.

Особенности металлических трубопроводов

Если речь идет о том, как заварить свищ в трубе, который отличается большими размерами, то рекомендуемый выход один – полная замена.

А, если свищ небольшой, то вот несколько вариантов для действий. Но, данные рекомендации можно применить только при течи патрубков сортамента из металла.


Вариант 1 . В данном случае дефект устраняют при помощи медицинского бинта и цемента для заделки. Вначале разводят раствор из цемента и воды. Из бинта нарезают 15 -20 полосок, длиною в 20 см. Ленты смачивают в растворе и обматывают магистраль. В результате получается что-то похожее на кокон. На него сверху наносят раствор из цемента. Все это должно высохнуть 24 часа, а затем трубосеть можно запускать.

Вариант 2. Кусочки резины чтобы произвести ремонт. Из резины вырезается полоска, немного длиннее, чем окружность патрубка. Проблемный участок плотно обтягивается этой полоской, которая затем фиксируется. Для надежности ее необходимо покрыть бинтом с цементом, как описано в предыдущем методе.

Вариант 3 . Бинт и пищевая соль. Так перекрывают маленькие «прорехи» между стыками. Для этого место течи обматывают бинтом вперемешку с солью. Соль при растворении фиксирует микротечь. Но применять такой способ для больших образований нельзя, следует действовать по-другому.

Дефекты в водопроводных сетях

Как заделать свищ в водопроводной трубе, интересуются часто. К сожалению, протечки водопроводной системе – это очень распространенное явление.

Вначале заделки потребуется оценка дефекта и прочности заготовки. Небольшие протечки можно устранить посредством заглушек для этого вида тубопроката. Также можно попробовать метод ремонта – обмотка марлей, пропитанной эпоксидной смолой.

Временно заделать протечку воды поможет вариант с резиновой прокладкой, закрепленной хомутом. Ее и хомут для ремонта можно приобрести в любом магазине строительных материалов. Также его прокладку можно зафиксировать используя проволоку.

Продольные трещины и сколы на патрубке легко ликвидировать герметиком. Для этого свищ слегка увеличивают, обезжиривают и сушат.

После этого на участок наносят герметик. Металлические материалы в канализации от протечек воды заделывают холодной сваркой.

Заделка течи своими руками

Протечки воды возникают в любой момент, поэтому заделка свищей в трубах своими руками является очень важным умением.

Для проведения очень срочной заделки свища рекомендуют использовать хомут. Он представляет собою металлическую стяжку. А накладывать хомут нужно таким образом:

  1. Перекрывается водопроводная система.
  2. На хомуте отворачивают болты, и он обворачивается вокруг зоны утечки воды.
  3. Гайки на хомуте подтягивают разводным ключом, а сама труба при этом придерживается трубным ключом. Без поддержки , что повлечет дополнительные протечки воды и расходы на ремонт.

Эффективными оказываются и методы заделки с применением контргайки и при помощи резиновой ленты. В целом, заделать и устранить свищ на трубе не сложно.

Если нет уверенности в своих силах, то стоит пригласить мастеров-профессионалов. А если заделка свища проведена одним из временных способов, то стоит побеспокоиться о том, как в ближайшем будущем выполнить полноценный ремонт труб.

Протечка системы отопления – не редкость, причём происходит это в большинстве случаев неожиданно, если не считать пробных пусков оборудования в начале отопительного сезона. Что послужило причиной протечки, не всегда удаётся определить достоверно, да это не всегда и важно, так как на первом плане в таких ситуациях – восстановление герметичности отопительного контура. Как правило, основательный ремонт откладывают на тёплое время года, и при обнаружении протечки выбирают, чем замазать течь в трубе отопления временно.

Характеризующие разгерметизацию системы факторы

Система отопления состоит из следующих основных элементов:

  • нагревательный котёл;
  • трубопровод;
  • радиаторы;
  • контрольно-измерительная и запорная арматура.

Все перечисленные элементы смонтированы в отопительный контур, герметичность которого зависит от целостности составных элементов и их соединений.

Выбор способа восстановления целостности системы отопления зависит от следующих факторов:

  • доступность места повреждения;
  • статус протечки (свищ, утрата герметичности резьбовым соединением и т.д.);
  • материал изготовления повреждённого элемента;
  • наличие возможности отключения системы.

По совокупности перечисленных обстоятельств и выбирается способ, как максимально эффективно заделать протечку в трубе отопления в имеющейся ситуации.

Подготовительные работы

При точечном ремонте системы отопления прежде всего необходимо установить конкретное место протечки теплоносителя. Если трубопровод проложен скрытно (в стене, в полу), облицован декоративными элементами или обустроен теплоизоляцией, задача усложняется.

Важно! В ситуации, когда протекла труба или стык, замоноличенные в стену, целесообразно рассмотреть возможность монтажа нового участка трубопровода, так как портить отделку помещения для ремонта трубы с высокой степенью износа не имеет смысла.

На предполагаемом аварийном участке контура демонтируются декоративная отделка и теплоизоляция, отыскивается место протечки, после чего оценивается характер и степень повреждения, а также его доступность ремонту.

Точечный ремонт системы отопления может быть трёх видов:

  • механический – с применением обжимающих и стягивающих приспособлений, электросварки и других средств, не основанных на применении герметизирующих растворов;
  • химический – с использованием разного рода составов для герметизации, твердеющих в результате химических реакций или высыхания;
  • комбинированный – герметизация контура с помощью комбинации механического и химического способов.

Если выбран механический способ производства ремонта, и повреждение не значительное (игольчатый свищ или капельная утечка), систему отопления перед началом работ по устранению протечки можно оставить в рабочем режиме. Если повреждение более серьёзное, то отопление нужно отключить:

  • автономный котёл выключают, теплоноситель сливают;
  • в системе центрального отопления необходимо перекрыть вентиль общего стояка и повесить на него предупредительную табличку, после чего также слить воду из системы.


Технология обработки основания перед герметизацией контура зависит от материала исполнения трубопровода, статуса протечки и вида ремонта, но, в любом случае, окончательный результат работы во многом обусловлен качеством подготовки поверхности.

Способы выполнения ремонта с привязкой к месту протечки

В большинстве случаев устранить протечку системы отопления возможно своими силами, без привлечения профессионалов. Для этого рассмотрим способы производства точечного ремонта контура при наиболее распространённых повреждениях.

Устранение свища на прямом участке стального трубопровода механическими способами

На горизонтальном или вертикальном участке цельной стальной трубы вследствие ряда факторов (износ, коррозия, дефект материала) часто возникает течь, которую можно устранить самостоятельно и без значительных затрат.

Если в стальной трубе диаметром до 50 мм образовался свищ с сечением струи приблизительно в спичку, то устранить его можно даже без особой подготовки основания, но толщина стенки трубопровода должна быть не менее 3 мм. Место вокруг повреждения очищают от ржавчины и окалины напильником или болгаркой, после чего дрелью вкручивают в отверстие самосверлящий винт с уплотняющей прорезиненной шайбой. Длина винта подбирается с таким расчётом, чтобы он на выходе из отверстия внутри трубы выступал минимально и ни в коем случае не упирался в противоположную стенку.

Важно! При использовании электродрели теплоноситель в трубе не должен быть под давлением, чтобы струя воды не попала на инструмент и не стала причиной электротравмы или поломки дрели. В целях безопасности лучше использовать дрель со встроенным аккумулятором на 12 В, обёрнутую в целлофановый пакет с прорезью для патрона.

О том, как заделать дырку в трубе отопления диаметром от 50 мм и с более значительным сечением свища, тоже лучше знать заранее, так как последствия от повреждений такого теплопровода серьёзнее, а вероятность происшествия ничуть не ниже.

Отверстие свища прогоняется сверлом чуть большего диаметра с таким расчётом, чтобы затем нарезать в нём резьбу под болт. Толщина стенки также должна быть достаточной для нарезки резьбы. В таблице указано соответствие свёрл и резьб (метчиков).

Диаметры отверстий под метрическую резьбу с нормальным шагом

После нарезки резьбы в отверстие вкручивается болт с шайбой и уплотнительной прокладкой из резины. Длина болта подбирается в зависимости от толщины стенки – деталь после вворачивания не должна перекрывать просвет трубы или упираться в противоположную стенку.

Устранить протечку стальной трубы отопления можно и без резьбовых элементов — с помощью зачеканивания и электросварки. Отверстие рассверливается до ближайшего по величине диаметра, после чего в него молотком заколачивается выточенный из стали конус (чоп) подходящего размера. Оставшаяся снаружи часть чопа стачивается болгаркой до такой степени, чтобы осталась небольшая выступающая шляпка, которая потом обваривается электросваркой. Такой способ устранения протечки надёжен и долговечен, но следует помнить, что для сварки оцинкованных труб нужно применять электроды с рутиловым покрытием, а толщина стенок трубы должна быть достаточной (3мм).

Одиночное отверстие в стенке стальной трубы можно заглушить также при помощи узкого обжимного хомута.

Такой хомут можно изготовить и самостоятельно из полосовой стали, но в продаже имеется большой ассортимент этих приспособлений, эстетичность которых гораздо выше. Хомут выбирается по диаметру трубы и, если в комплекте с ним нет прокладки, такая уплотнительная полоса вырезается из резины или паронита толщиной не менее 3 мм. Приспособление надевается на трубу, прокладка совмещается со свищем, и хомут обжимается с необходимым усилием. Данный способ устранения протечки применим и к трубопроводам из меди или полимерных материалов.

В ситуации, когда на малой площади образовалось несколько свищей, использовать вышеперечисленные способы ремонта нельзя – участок трубы ослаблен, и ремонтировать протечки по одиночке не эффективно и даже чревато разрушением всего фрагмента контура. На повреждение продолговатой формы (трещину) узкий хомут тоже, как и чоп, не установишь.

Если в данный момент нет возможности произвести замену всего аварийного участка, то для восстановления герметичности трубопровода отопления используют обоймы — широкие хомуты, принцип действия которых тот же, что и у узких приспособлений.

Ремонт трубопровода на прямом участке или повороте химическим и комбинированным способами

Для устранения протечки трубопровода отопления производятся различные виды термостойких одно- и двухкомпонентных герметиков, применяемых как на стальных, так и на полимерных трубах. Наибольшее распространение получили высокотемпературные составы на основе силикона, характеризующиеся высокой степенью адгезии, пластичностью и способностью выдерживать температуру до 350 градусов. Эти герметизирующие смеси отличаются от других видов силиконовых клеев красноватым или коричневым оттенком.

У каждого из этих составов своя инструкция по применению, изложенная на упаковке и предусматривающая использование при герметизации стыков и сопряжений. Но, если применить армирование, их можно использовать и на плоскости, то есть, на поверхности трубопровода, как стального, так и полимерного.

Перед началом работ из системы отопления сливается теплоноситель, а участок вокруг повреждения очищается от краски, обезжиривается и высушивается.

Важно! Адгезия силиконовых герметиков к гладким поверхностям сильнее, чем к шершавым, поэтому обрабатывать ремонтируемый участок трубы абразивами не следует.

Армирование силиконового герметизирующего покрытия производится для увеличения прочности оболочки на растяжение и её устойчивости к механическим повреждениям. В качестве арматуры используют серпянку – малярную ленту из стекловолокна.

На подготовленную поверхность трубы отопления наносится герметик сплошным слоем толщиной в 2-3 мм, поверх которого наворачивается серпянка – витками встык. Поверх первого слоя сетки опять наносится слой герметика, а затем снова серпянка, но уже с напусками витков друг на друга в 5 мм. В общей сложности, слоёв сетки с прослойками из силикона должно быть 4 или 5. Необходимо, чтобы витки укладывались в натяг, без складок с пустотами, подобно бинтованию – с поворотами ленты вокруг оси в конце каждого слоя для возврата в обратном направлении. Такое бинтование должно захватывать участки трубопровода по 10-20 см в обе стороны от повреждения. Последний слой на трубе выполняется из герметика, который разглаживается рукой, смоченной в мыльной воде. Конец серпянки временно крепится к трубе капроновым хомутом в стороне от ремонтируемого участка – после отверждения состава он отрезается заподлицо поверхности герметика.

В зависимости от вида клея и общей толщины герметизирующего слоя, отверждение, которое происходит от контакта состава с влагой воздуха, требует от нескольких часов до суток.

По такой же технологии, с использованием армирования из серпянки, производят ремонт системы отопления с помощью термостойких каучуковых герметиков – также прочных, но эластичных составов, успешно применяемых как в быту, так и на производстве.

Следует иметь в виду, что в продаже имеются силиконовые и каучуковые герметики для использования в автомобильных двигателях. Если рабочие характеристики таких составов соответствуют требованиям отопительной системы, то автогерметик, рассчитанный на использование при ремонте двигателя внутреннего сгорания, с герметизацией теплопровода в быту справится тем более.


Для устранения течи трубы бытовой системы отопления часто используют готовые ремонтные комплекты, в состав которых входит всё необходимое для герметизации. Примером таких средств может служить ремкомплект Силопласт, укомплектованный даже защитными резиновыми перчатками. Основным элементом ликвидации течи в наборе является лента со специальной пропиткой, которая при контакте с водой (смачивание при монтаже) твердеет и образует на трубе прочную герметичную оболочку, которую дополнительно ничем замазывать не нужно.

Способ применения Силопласта подробно описан на упаковке, и от соблюдения этой технологии, а также качества подготовки основания зависит успех ремонта. Ремонтный набор можно использовать не только на прямых, но и на изогнутых участках трубы, а также поверх резьбовых соединений, уплотнительный материал которых потерял свои свойства.

Материал производится для различных сфер производства, поэтому при покупке необходимо выбрать именно необходимую разновидность ремкомплекта, одна из них – Силопласт «Для дома».

Для восстановления герметичности системы отопления применяются также специальные двухкомпонентные составы под названием «холодная сварка» — смеси на основе эпоксидных смол с добавлением металлического наполнителя и присадок, отвечающих за специфические характеристики клея в определённых условиях.

Смола в составе обеспечивает пластичность материала после отверждения, а металлосодержащий компонент повышает прочность и твёрдость связующего. Холодная сварка производится в жидкой и пластичной форме. Технические характеристики, в том числе температура эксплуатации и способ применения, указаны на упаковке. Остаётся только правильно выбрать тип герметика, соответствующий условиям эксплуатации и материалу изготовления теплового контура.

Если труба отопления подтекает не значительно, то вопрос, чем замазать контур на прямом участке или стыке резьбового соединения, можно решить и подручными средствами, например, с помощью клея «Минутка» или идентичных по действию. Для этого ремонтируемая поверхность или трещина должны быть очищены от краски, обезжирены и высушены. Затем подготовленный участок обматывают слоем серпянки встык и втирают в ячейки сетки обычную пищевую соду (предварительно первый виток точечно крепят к трубе клеем). Затем на трубу накладывают ещё слой из витков сетки, выполненных уже внахлёст, и опять заполняют ячейки содой. После укладки третьего слоя серпянки с содой последний виток ленты закрепляют капроновым хомутом, а на получившуюся муфту наносят клей из тюбика, начиная с места повреждения. Клей мгновенно впитывается в соду и, вступая в реакцию с ней, так же мгновенно твердеет, образуя прочную оболочку. Необходимо нанести клей на всю поверхность обмотки, тюбики выдавливают поочерёдно по мере опустошения, количество туб зависит от площади ремонтируемого участка.

Если повреждение трубы – трещина, то её так же набивают содой и капают сверху клей, мгновенно герметизируя повреждение. Поверх трещины накладывают бандаж из серпянки описанным выше способом.

Способ применим для ремонта как стальных, так и полимерных труб.

Существует ещё один способ заделывать протечки теплоносителя на прямом или овальном участке стального трубопровода отопления, а также поверх резьбового соединения – с помощью накладки бандажа из армированного цементного раствора. Для этого в системе сбрасывают давление, чтобы вода не сочилась из места повреждения, и ремонтируемый участок очищают от краски и ржавчины. Затем из цемента марки 400 или 500 готовят водяной раствор консистенции сметаны, и проблемный участок трубопровода послойно бинтуют полосой из холщовой ткани, хорошо пропускающей через себя жидкости (можно серпянкой или обыкновенным медицинским бинтом). Бинтование производят с обмазыванием каждого слоя цементным раствором. На трубе в результате должна образоваться муфта с толщиной стенки не менее 2 см, которую покрывают последним слоем того же раствора.

Эффективность способа можно повысить, если для затворения цемента использовать не воду, а клей ПВА, но не пастообразную его разновидность, а эмульсионную. Кроме того, вместо цемента можно использовать обмазочную гидроизоляцию на цементной основе

Ceresit СR 65, предназначенную специально для устройства водонепроницаемых покрытий.

Важно! Применение для герметизации трубопровода отопления цементного бандажа является временной мерой, так как цемент не пластичен и плохо сопротивляется усилиям на разрыв, которые будут воздействовать на него при температурных расширениях труб, поэтому от возникновения со временем микротрещин в ремонтной оболочке не спасёт даже армирование серпянкой.

Устранение протечки в местах резьбовых соединений

Если теплоноситель протекает на стыке участков труб, выполненном резьбовым способом, или в местах подключения к радиатору отопления, запорной арматуре, то оптимальным действием будет демонтаж резьбового соединения для диагностики причины разгерметизации. Имеется в виду ситуация, когда при монтаже отопительной системы не были использованы фитинги, рассчитанные на юстировку – регулировку с уплотнением. Демонтаж резьбового соединения, который производится после спуска теплоносителя из системы, покажет причину протечки – износ резьбы или утрата уплотнителем своих качеств.

В первом случае профиль резьбы освежают проходом по ней лерки (плашки) с нарезкой дополнительных 2-3 витков. Если же резьба разрушена значительно, то придётся выполнять вставку нового фрагмента трубопровода с помощью сварки или опять же резьбового соединения (сгон).

При удовлетворительном состоянии резьбы производят замену уплотнительного материала. Для этого резьбу очищают от остатков старого уплотнителя и наносят на неё новый. Для надёжности уплотнения рекомендуется использовать комбинацию из волоконного уплотнителя (льняная прядь) и одного из видов герметика для резьбовых соединений, в том числе и анаэробных, рассчитанных на самостоятельное использование.

Упростить эту процедуру можно, используя специальную универсальную уплотнительную нить с пропиткой. Материал нити может быть натуральным или синтетическим, пропитка – чаще всего силикон. Привлекательна такая нить простотой применения, универсальностью и доступностью цены, что позволяет выполнить ремонт самостоятельно и без значительных затрат.

В качестве уплотнителя резьбового соединения широко применяется ФУМ-лента – синтетический материал, благодаря содержанию фтора устойчивый к воздействию высоких температур и химических веществ.

ФУМ-лента производится трёх видов:

  • ФУМ-1 – со смазкой на основе вазелина, для использования в промышленных трубопроводах, в том числе с агрессивной средой;
  • ФУМ-2 – не содержит смазку, пригодна для сред с окислителями;
  • ФУМ-3 – для трубопроводов с неагрессивной средой.

Все три вида ФУМ-ленты пригодны для использования в бытовых системах отопления и достаточно эффективны при правильном нанесении на резьбу.

В случаях, когда интенсивность протечки не значительна, демонтаж резьбового соединения можно отложить до окончания отопительного сезона, а герметичность соединения восстановить наложением поверх стыка армированного бандажа с использованием одного из описанных выше герметизирующих составов – силиконового, каучукового, холодной сварки.

Заключение

Устраняя протечку системы отопления, следует объективно оценить эффективность и потенциал долговечности производимого ремонта. Большинство средств, предлагаемых производителями для устранения протечки, рассчитаны на временное устранение аварийной ситуации до принятия радикальных мер, в том числе, производства капитального ремонта системы отопления. Поэтому, проведя диагностику причин протечки и выбирая, чем замазать повреждение, необходимо проконсультироваться с профессионалами, не полагаясь только на маркетинговые консультации в магазине, иногда предоставляемые работниками без опыта ремонтно-строительной деятельности. Это позволит получить объективную оценку ситуации и правильно спланировать ремонтные мероприятия по окончании отопительного сезона, чтобы избежать усугубления ситуации в холодное время года.

Образование свища в отопительном или водопроводном стояке, смонтированном из металлических труб, не является редкостью. Исправлять ситуацию нужно как можно быстрее. Поэтому информация, как заделать в трубе свищ и какие из способов его устранения имеются, не будет лишней.

Наличие на трубе рыжего цвета нароста, который получил название точечной коррозии, свидетельствует о появлении проблемы и том, что трубопровод может в любой момент прорвать Повреждение возникает в результате частичного разрушения или общего износа магистрали, либо под воздействием блуждающих токов. При обнаружении свища, уже не имеет значения причина его появления, главное – как можно быстрее его устранить.

Разнообразие способов заделки свища

Чтобы правильно справиться с проблемой, прежде всего, следует разобраться, что такое свищ на трубопроводе. Это отверстие в трубе, посредством которого вода вытекает наружу.

Устранить его можно несколькими способами:

С помощью болта;

С использованием временного бандажа;

С применением клеевого бандажа;

Методом холодной сварки.

Но при этом обязательно нужно слить из системы воду, перекрыв вентили и открыв все имеющиеся краны.

Заделка отверстия болтом

Этот вариант предполагает ряд действий:

1.Расширяют дрелью свищ в трубе.

2.Нарезают метчиком резьбу.

3.Вкручивают болт в образовавшееся отверстие.

Такой способ нельзя задействовать, когда трубы слишком старые, поскольку на них нанести резьбу будет невозможно, а попытки это сделать обычно заканчиваются увеличением размеров протечки.

Ремонт с использованием временного бандажа

Этот способ применяют, когда свищ на трубопроводе имеет продолговатый вытянутый вид.

На отверстие накладывают бандаж с использованием уплотнительных прокладок, которые могут быть сделаны из таких изделий:

Жгут медицинский;

Толстая перчатка;

Велосипедная шина;

Голенище сапога и т.д.

Главное, чтобы размер резиновой прокладки значительно превышал величину отверстия. Для фиксации бандажа на трубопроводе, применяют хомуты или болты.

Заделка клеевым бандажом

Устранение свища данным методом производится поэтапно:

1.Металлической щеткой зачищают трубопровод от грязи, обрабатывают его поверхность ацетоном или бензином и отводят на просыхание 15 минут.

2.От стеклоткани отрезают ленты, протяженность которых зависит от величины диаметра трубы – нужно, чтобы обмотка имела не менее 6 слоев. Ширина материала должна превышать сечение трубопровода не меньше, чем на треть.

3.На края ленты наносят клей БФ-2, потом шпателем покрывают одну ее сторону эпоксидным клеевым составом.

4.Инструмент крепко прижимают к стеклоткани, чтобы она хорошо пропиталась клеем.

5.Затем ленту туго наматывают на заранее подготовленную поверхность, чтобы ее центр накрыл проблемное место.

6.Бандаж скрепляют металлической лентой.

7.Через 24 часа разрешается пользоваться отремонтированным трубопроводом.

В случае, когда система проложена в неотапливаемом помещении, где температура не превышает отметки 17 градусов, пользоваться трубопроводом можно лишь через 4 суток.

Метод холодной сварки

Ремонт водопроводных труб без сварки производят с использованием специального состава:

1.Отверстие расширяют дрелью.

2.Поверхность трубопровода обезжиривают и очищают ацетоном.

3.Когда труба просохнет, на нее наносят средство, которое называется «холодная сварка» и ожидают, когда оно полностью отвердеет – обычно на это уходит около 10 минут.

Используя «холодную сварку» или эпоксидный клеевой состав, нужно пользоваться резиновыми перчатками. Если клей попадет на кожу, его необходимо удалить ватой с ацетоном, а потом отмыть руки теплой водой с мылом.

Процесс заделки отверстия

Когда система изношена, желательно подготовить несколько хомутов, имеющих такой же диаметр, что и у трубопровода. Кроме этого, нужно запастись резиной под них. В случае, если свищ водопроводной трубы появится в ночное время, такая подготовка не будет лишней, поскольку аварийная бригада вряд ли приедет в считанные минуты.

Если отверстие небольшое, его можно заделать, используя обычный хомут для автотранспорта:

1.От куска резины отрезают тонкую ленту – ее ширина должна быть на 2-4 миллиметра больше этого же параметра у хомута. Длина отрезка измеряется путем обматывания материала вокруг трубы. Лишний кусок ленты отрезают.

2.Хомут раскрывают и помещают на трубу, потом его не сильно прихватывают.

3.Прокладку из резины, помещают под хомут и аккуратно продвигают к месту появления отверстия.

4.После накрывания свища хомут затягивают при помощи отвертки или ключа в зависимости от особенностей устройства затяжного изделия.

При обнаружении свища совсем небольшого размера и отсутствии под рукой хомута, отверстие можно закрыть концом спички. Но этот способ используют нечасто, поскольку в старых трубопроводах устранить течь удается редко – она лишь увеличивается в размерах. Даже, если щель заделана спичкой удачно, ее нужно как можно быстрее отремонтировать при помощи хомута.

Чтобы устранить серьезный свищ на трубе горячей воды, потребуется более мощный хомут:

1.В первую очередь отключают воду и сливают ее из трубопровода.

2.Перед монтажом хомута внимательно осматривают трубу. Когда ее поверхность неровная, ее следует зачистить наждачной бумагой, чтобы не допустить протекания жидкости через шероховатости.

3.Под хомут вырезают резиновую подкладку и помещают его на отверстие.

Из вышеприведенной информации ясно, что ликвидировать свищ в трубе вполне можно своими руками – не потребуются ни специальные инструменты, ни особые навыки. При наличии металлических стояков нужно подготовить несколько хомутов и прокладок из резины.

Просмотров