Как достичь гармонии в цвете? О закономерностях цветового круга. Что такое цветовая гармония

При создании композиции определяющее значение имеют цветовые сочетания. К гармоничным относятся цветовые сочетания, производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства.

Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. При этом у каждого человека свои собственные субъективные предпочтения о гармонии и дисгармонии. Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу. В основном, эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей. Глаз получает ощущение равновесия только на основе закона о дополнительных цветах. Состоянию равновесия соответствует средне - серый цвет. Один и тот же серый цвет можно получить из черного и белого или из двух дополнительных цветов, если в их состав входят 3 основных цвета - желтый, красный и синий в нужной пропорции, все цветовые сочетания, которые не дают нам серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными или дисгармоничными.

Гармония цвета в композиции является одним из элементов единства, законченности композиции. Чтобы достичь такого эффекта, следует воспользоваться цветовым кругом. Цвета делятся на теплые и холодные. Теплые тона оживляют композицию. Чистые цвета этой части спектра очень эффектны и отвлекают внимание от холодных цветов -- оттенки выглядят не столь резко. Важное свойство теплых цветов -- зрительно приближать. Холодные тона успокаивают. Чистые цвета холодной части спектра несут умиротворение в жаркие солнечные дни, но яркие теплые цвета их подавляют. Важное свойство холодных цветов -- зрительно отдалять окрашенные в них цветы.

Гармонично сочетаются следующие цвета и оттенки: цвета, которые находятся на равном расстоянии друг от друга в одной половине цветового круга. Например, зеленый, желтый, оранжевый; противоположные цвета в цветовом круге. В сочетании трех тонов один из них должен доминировать. Два других цвета должны быть в равных количествах. Это значит, что, если в композиции использованы, например, зеленый, желтый и красный тона, то один из них должен составлять, например, 50% цвета композиции, два других -- по 25%.Кроме того, фон для композиции выдерживается в нейтральных тонах (белый, черный, серый). Либо фон включает в себя оттенок основного цвета композиции (например, если в композиции доминирует розовый, а фон для нее -- белый, то фон будет белым с розовым оттенком). Задний фон создается темным для ярких цветов, светлый фон -- для темных цветов. Цветовые сочетания создают монохромные, контрастные (дополнительные), аналогичные (соседние) или полихромные (многоцветные) композиции. В монохромной композиции используют различные оттенки одного цвета. В контрастных композициях используют противоположные в цветовом круге цвета. Контрастные сочетания не должны быть слишком яркими.

Большинство известных в практике цветовых гармоний можно разделить на два основных вида: гармония контрастных цветов и гармония родственных цветов. В основе такого выделения лежит распределение цветов в цветовом круге. Практика подтверждает, что более выразительными оказываются либо сочетание противоположных, либо близких цветов. Соответственно различают гармонию контрастных цветов и гармонию родственных цветов. О контрастах мы говорим, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четкие различия. Изучая способы воздействия цвета, можно выделить 7 видов контрастных проявлений:

  • - Контраст цветовых сопоставлений. Наиболее выраженным цветовым контрастом обладают желтый, красный и синий цвета. Он создает впечатление пестроты, силы, решительности. По мере удаления выбранных цветов от основных трех интенсивность цветового контраста ослабевает. На нем основано народное искусство различных стран.
  • - Контраст светлого и темного. Белый и черный цвет являются наиболее выразительным средством для обозначения света и тени.
  • - Контраст холодного и теплого. Двумя полюсами контраста тепла и холода являются красно-оранжевый (самый теплый) и сине-зеленый (самый холодный). Использование этого контраста достигает совершенной красоты, только при отсутствии различий в светлоте и темноте использованных цветов.
  • - Контраст дополнительных цветов. Два цвета являются дополнительными, если при смешении дают нейтральный серо-черный цвет. Они противоположны друг другу, но одновременно нуждаются один в другом. Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу взаимодействия. При этом каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями (пара желто-фиолетовый - контраст светлого и темного, красно-оранжевый - сине-зеленый - контраст холодного и теплого).
  • - Симультанный (одновременный) контраст - явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета требует его дополнительного цвета, и если таково нет, одновременно порождает его сам. Симультанно порожденные цвета - лишь ощущение и реально не существуют, они вызывают чувство живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности цветовых ощущений.
  • - Контраст цветового насыщения. Противоположность между цветами насыщенными, яркими и блеклыми, затемненными. Цвета могут быть осветлены или затемнены разными способами, которые придают им разные возможности. Действие этого контраста относительно: цвет может показаться ярким рядом с блеклым тоном, и блеклым - рядом с более ярким.
  • - Контраст цветового распространения. Характеризует размерные соотношения между цветовыми плоскостями. Его суть - противопоставление «много - мало», «большой - маленький». При этом необходимо учитывать яркость или светлоту того или иного цвета, так как яркость и размер цветовой плоскости и определяют силу воздействия цвета. Исключительная особенность этого контраста - его способность изменять и усиливать проявления всех других контрастов. Так, если в композиции, основанной на контрасте светлого и темного, большая темная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл.

Особенности гармонии контрастных цветов во многом обусловлены тем, что зрительно противоположные цвета усиливают друг друга за счет явления контраста. Такое сочетание цветов создает ощущение ясности, четкости, уверенности, силы, твердости, а вместе с тем - определенной динамики, напряженности. Детали и элементы формы образно акцентированы и четко выделены. Нередко контрастные яркие сочетания цветов используются в качестве возбудителя угасающих эмоций и усталой нервной системы.

Использование гармонии контрастных цветов в композициях имеет ряд особенностей и сложностей. Контрастные цвета оживляют форму, придают ей яркость, обеспечивают выделение отдельных частей за счет четко очерченных их контуров, вносят в предмет внутреннюю энергию, выразительность, индивидуальное своеобразие. Однако чрезмерный контраст цветов может разорвать элементы формы, нарушить ее единство и целостность. Сильное проявление контрастного сочетания цветов в ряде случаев может производить кричащее впечатление.

Также существует понятие нюанс. Это оттенок, незначительная, еле заметная смена одного цветового тона другим), одной градации светотени в другую. Нюансировка - объединение оттенков, используется для достижения более утончённой моделировки объекта изображения. Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют хотя бы один общий цвет, например, желтый, оранжевый и желто-красный. Существуют четыре группы родственных цветов - желто-красные, красно-синие, сине-зеленые, зелено-желтые. При этом в сочетании не должно быть одновременно двух контрастных цветов. Сочетания цветов играют важную роль в создании гармонических композиций. Техника цвета - это высшая математика для художника; у каждого мастера свои методы решения задач, но без “арифметики”, то есть без знаний строгих закономерностей теории цвета, совершенства не достичь.

Однотоновая гармония (в цветоведческой литературе её также называют монохромной) строится на сочетании цветов одного цветового тона, при наличии различий по светлоте и насыщенности.

Общий цветовой тон придаёт данной цветовой композиции спокойный, уравновешенный характер. Данный вид гармонии очень широко применяется в живописи, декоративно-прикладном искусстве, дизайне одежды. А вот в интерьере его нежелательно использовать, так как монополия одного цвета в пространстве, да ещё и в больших количествах, вызывает в человеческом организме дискомфорт, вплоть до проявления психофизических расстройств.

На нашем цветовом круге – это сочетание цветов из 5-ти ступеней цветового тона.

Количество ступеней, естественно может быть большим. Ахроматический равноудалённый цветовой ряд (от белого до чёрного) является также гармоничным.

Однотоновая гармония в дизайне цвета волос:

Гармония родственных цветов (нюансов).

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примеси одного и того же главного цвета.

Главными называют цвета: красный, синий, жёлтый и зелёный. Это сравнительно сдержанная цветовая гамма. Например, на нашем цветовом круге это – красный и красно-оранжевый цвета, жёлтый и жёлто-красный, но не красный и жёлтый. То есть родственные цвета – это цвета, взятые из промежутков от данного цвета до следующего главного.

В цветовом круге, а точнее – в системе цветовых кругов, имеются 4 группы родственных цветов: жёлто-красные, сине-красные, жёлто-зелёные, сине-зелёные.

Рассмотрим, как можно гармонизировать три родственных цвета – чистый красный, красно оранжевый и оранжевый. Комбинация этих цветов, взятых с круга III, не даёт тонкого цветового сочетания. Чтобы достичь гармонии в данном цветосочетании (а это равновесие оттенков), необходимо уравновесить цвета изменением их насыщенности или светлоты. Поэтому лучше взять красный цвет из III круга, красно-оранжевый – из II, оранжевый – из круга I (или II). Можно также добавить к двум цветам не высветленный, а затемнённый цвет, то есть взять их с кругов 4 и 5.

Таким образом, равнонасыщенные цветовые тона одинаковой светлоты не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но если добавить к одному или двум цветам из трёх затемнённый или высветленный цвет, то цвета начинают гармонично сочетаться, акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.

Полярная гармония.

Полярная гармония построена на противопоставлении двух главных цветов, которые могут быть как дополнительными, так и контрастными.

Например, красный и зеленый, синий и желтый, желтый и фиолетовый. В полярной гармонии могут сочетаться не только два цвета, но и больше. Например, розовый, салатовый и темно-зеленый. Главное, что эти цвета являются разновидностями двух главных полярных цветов.

Многие исследователи считают эту гармонию наиболее комфортной для глаз. Особенное сочетание контрастных цветов, так как явление последовательного контраста – закон стремления нашего организма к равновесию и самозащите.

Физиолог Э. Геринг доказал, что глазу и мозгу требуется средний серый, иначе при его отсутствии они теряют спокойствие. Смесь же дополнительных или контрастных цветов дает нейтральный серый цвет. Смесь чистых спектральных цветов дает белый. На наших цветовых кругах все диаметрально расположенные цвета дают в смеси серый цвет, то есть образуют гармонию. Все цветовые сочетания, не дающие в сумме серого цвета, например, красный и синий, желтый и красный, являются экспрессивными.

Сочетание полярных цветов характеризуются наибольшей активностью, динамичностью и напряженностью. Если сочетать полярные цвета одинаковой светлоты, то от такого сочетания будет рябить в глазах.

Привести их в гармоничное сочетание можно несколькими способами:

1. Один из цветов должен быть меньше по площади.
2. К одному из цветов добавить белый или черный цвет;
3. Все цвета взять разбеленными или затемненными;
4. В один из цветов добавить ему контрастный. Например, если в чистый контрастный. Например, если в чистый красный добавить немного зеленого, он станет серо-красным и будет хорошо гармонировать с зеленым;

Рассмотрим 1-й пункт подробнее. Так как пропорциональность - это главное условие уравновешенности (помним, что Пропорция – дочь Гармонии!), то Иттен, основываясь на выводах Гете, предложил в своей книге «Искусство цвета» следующие пропорциональные приблизительные соотношения пятен контрастных цветов:
Желтый: фиолетовый = ¼: ¾
Оранжевый: синий = 1/3: 2/3
Красный: зеленый = ½: ½

Представленные количественные соотношения имеют силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. Как видно из пропорций, теплые, имеющие большую светлоту цвета, должны быть меньше по площади, чем холодные цвета, так как сила их воздействия намного активнее холодных. Соблюдение этого правила поможет создать комфортную для наших глаз, полярную цветовую гармонию.

Гармония построенная по принципу конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в цветовой круг геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, пятиугольников и т.д.)

Обобщив все сказанное, можно сформулировать основные принципы построения цветовых гармоний:

Принцип одинаковости цветов (однотоновые гармонии);
Принцип соподчиненности цветов (родственные гармонии);
Принцип дополнительности (полярные гармонии дополнительных цветов);
Принцип противопоставления (полярные гармонии контрастных цветов);
Принцип конструктивного построения (цвета располагаются на концах вписанных в круг геометрических фигур: треугольников, пятиугольников и т.д.).

Рассмотрим подробнее последний принцип. Многие художники, дизайнеры придерживаются «старого доброго» правила – не сочетать в композиции более 2-3 цветов. Тогда получаются очень гармоничные сочетания. Самое сильное гармоничное созвучие создается на основе равносторонних треугольников. Если три цвета будут взяты на концах, вписанных в цветовой круг равнобедренных треугольников, то они также будут составлять гармоничное единство.

А если все – таки необходимо сочетать более трех цветов, то, чтобы не получилась какофония цветов, можно следовать нескольким методам:

*Сочетать цвета по принципу конструктивного построения;
*Во все цвета добавить какой-то один цвет;

Один цвет сделать доминирующим в композиции. Этот цвет будет преобладать по суммарной своей площади в цветовой композиции, а по своему распределению на плоскости станет «всеобьемлющим», то есть, как бы окружит все цвета со всех сторон;

Создается цветовая композиция из одинаково мелких по площади цветовых пятен. Данный метод использовали французские импрессионистические художники 19 века – пуантилисты (Ж. Сера и П. Синьяк), создавшие свои гармоничные живописные картины мелкими мазками и точками.

Гармония комплиментарных цветов по цветовому кругу

Расщеплённая комплиментарная схема

Третичная схема цветовой гармонии

Цветовая гармония — это созвучие цветов, их сочетаемость, красивое соотношение. Часто художники достигают гармонии в своих произведениях, опираясь на интуицию и внутреннее чувство цвета. Это чувство равивается в процессе постоянной работы. Однако, гармония в цвете основывается на определённых законах. Для того, чтобы понять эти закономерности нужно воспользоваться спектральным кругом или цветовым кругом.

Три основных цвета.

Цветовой круг представляет собой шкалу из оттенков цвета, расположенных по окружности. Эти цвета располагаются в определённой последовательности — также как и в радуге. Поэтому цветовой круг для художника — почти то же самое, что таблица Менделеева для химика. Среди всех цветов этого круга есть три, которые называются основными: жёлтый, красный и синий. Всё огромное множество других цветов образуется путём смешения этих трёх (это применимо для отражённого от предметов света цветовой модели CMYK; если же свет излучается как на мониторе, то это цветовая модель RGB и здесь смешение происходит по другим законам, между зелёным, красным и синим). Но на практике, не всегда получается достичь нужного звучания цвета т. к. пигменты красок имеют определённые ограничения. Например, если смешать красный (алый) и синий (лазурь), то получится грязно-лиловый цвет. Если красный (краплак) и синий (ультрамарин), то образуется уже чистый фиолетовый цвет. Но этого не всегда достаточно, поэтому ещё производят кобальт фиолетовый или краплак фиолетовый. Его цвет очень интенсивный и чистый. Таким образом, несмотря на то, что в теории можно получить все цвета всего из трёх основных, на практике художники пользуются большим количеством красок. Тем не менее, основные — это синий, красный и жёлтый. На цветовом круге их позиции образуют равносторонний треугольник. Эти цвета получить путём смешивания других невозможно.

Насыщенность и яркость цвета.

Любой цвет имеет ряд характеристик. Главными для художника можно назвать насыщенность и яркость. Это разные понятия. Яркость подразумевает насколько выбранный цвет освещён. Т. е. любой цвет может быть светлее или темнее при одинаковой насыщенности (приближаться к белому или чёрному). Под насыщенностью подразумевается сила цвета, так сказать, его «сочность». Она может быть разной при одинаковой яркости цвета (или освещённости). Чем меньше насыщенность цвета, тем больше он приближается к серым оттенкам. В приведённой таблице цветов это можно наглядно увидеть.

Гармония контрастных цветов.

В цветовом круге есть цвета, которые располагаются друг напротив друга. Это контрастные цвета. Они образуют самые контрастные сочетания. Например, если красный цвет расположить рядом с оранжевым, то он не сильно будет выделяться. Но если тот же красный цвет будет соседствовать с зелёным, то он будет словно «гореть». Т. е. зелёный и красный усиливают друг друга, создают контраст. Если приглядеться, то красный и зелёный расположены в цветовом круге именно друг напротив друга. Есть три пары контрастных цветов: красный-зелёный, жёлтый-фиолетовый, оранжевый-синий. Это противоположные цвета, образующие самые контрастные сочетания.

Гармония родственных цветов.

Цвета, расположенные в пределах одной четверти цветового круга и имеющие в себе один общий оттенок называются родственными. Их словно «роднит» общий цвет, содержащийся в них. Родственных цветов много. Например, красный, красно-оранжевый, оранжево- жёлтый. В них всех присутствует красный цвет. Это их объединяет. Поэтому они называются родственными. Существуют следующие четыре группы родственных цветов: жёлто-красные, красно-синие, сине-зелёные, зелёно-жёлтые.

Гармония родственно-контрастных цветов.

Родственно-контрастными называются контрастные цвета, содержащие в себе один общий цвет, который их объединяет. Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов: жёлто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зелёные, сине-зелёные и зелёно-жёлтые, зелёно-жёлтые и жёлто-красные.

Хроматические и ахроматические цвета.

Хроматическими называются все цвета, кроме чёрного, белого и серых оттенков. Соответственно ахроматические цвета — это серые оттенки, белый и чёрный.

Тёплые и холодные цвета.

Тёплые цвета — это жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, бежевый и множество подобных им оттенков. Эти цвета ассоциируются с теплом огня. Холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, зелёный, а также большое количество производных от них цветов. Холодные цвета ассоциируются с холодом, свежестью, простором…

Начинаем цикл лекций по гармонии цвета, без которой невозможно достичь единства колорита человека и колорита одежды. Перед изложением материала сразу добавлю от себя, что наша задача, как исследователей и практиков цветотипа, усложняется тем, что нам нужно знать законы гармонии в целом, видеть гармонию колорита человека и уметь сводить колорит гердероба, если можно так о нём сказать, и колорит человека в единое, колористически и стилистически гармоничное целое.

Многие возразят, что гармония субъективна. Тем не менее, законы цветовой гармонии известны с античности, они существуют как объективная реальность в рамках субъективного человеческого восприятия, хорошо изучены и проверены на практике. И даже если мы мысленно несогласны с каким-то частным случаем гармонии, то наши глаза всё равно будут требовать баланса сил.

Постараюсь процитировать в этих главах как можно больше полезного материала, не скупясь на объём, поскольку это очень важно, и лучше усваивать постулаты гармонии медленно, но верно. Будем разбираться вместе, и я в том числе, опираясь на труды авторитетных специалистов.

Сегодня начну с большого объёма лирики для затравки, картинок сегодня будет мало, вчитывайтесь в текcт.

Ниже цитирую уже упомянутый в предыдущих главах о контрасте труд Валентина Железнякова "Цвет и контраст"

В эпоху греко-римской античности цвет стал предметом внимания и размышления философов, но взгляды философов цветоведов можно назвать скорее художественными, чем научными, потому что в основе их мироощущения лежали эстетические и даже этические предпосылки. Античные философы считали обязательным классифицировать цвета - выделять главные и производные, но подходили к этому в основном с мифологических позиций. По их мнению, главные цвета должны соответствовать главным стихиям (воздух, огонь, земля и вода - белый, красный, черный и желтый). Тем не менее Аристотелю уже было известно явление цветовой индукции, одновременный и последовательный цветовой контраст и многие другие явления, положенные затем в основу физиологической оптики. Но самое важное - это учение о цветовой гармонии.

Античная цветовая эстетика стала для всего европейского искусства Возрождения таким же фундаментом, как античная философия для науки эпохи Просвещения. Гармония считалась универсальным принципом мироздания и прилагалась к множеству самых разнообразных явлений: к строению Космоса, к общественному устройству, к архитектуре, к отношению цветов и чисел, к музыке, человеческой душе и проч. В самом общем виде гармония означала принцип высшего, "божественного" порядка, заведенного не человеком, а высшими силами, но, несмотря на это, такой порядок вполне должен быть доступен пониманию человека, так как основан на разуме. В этом, кстати, отличие западного понятия гармонии от восточного, в котором всегда есть элементы мистики и непознаваемости.

Вот некоторые положения античной гармонии применительно к цвету:

1. Связь, сочетание отдельных элементов системы друг с другом. Гармония - это связующее начало. В цвете это выражается единством цветового тона , когда все цвета сближены как бы общим налетом, каждая краска или разбеливается (на задних планах), или зачерняется, или смягчается подмешиванием другой краски. Апеллес, по свидетельству Плиния, закончив картину, покрывал ее чем-то вроде сероватого лака, чтобы связать все цвета в гармоническое единство.

2. Единство противоположностей, когда присутствуют те или иные противоположные начала, называемые контрастами. В монохромиях это контраст светлого и темного, хроматического и бесцветного (например, пурпур с белым, красное с черным), насыщенных цветов с малонасыщенными. Или это контрасты по цветовому тону - сопоставление красного и зеленого, желтого и синего и др., т.е. связь дополнительных, комплементарных цветов.

3. Гармоничным может быть только связанное с мерой , а мера - это человеческие ощущения и чувства. По Аристотелю, всякое ощущение есть определение соотношений. Яркость и сила цвета должны быть не слишком сильными и не слишком слабыми. Яркий цвет, резкие контрасты считались варварством, достойным "каких-нибудь персов" (исконных врагов Эллады). Цивилизованный грек больше ценит красоту, чем богатство, тонкость искусства радует его больше, чем дороговизна материала.

4. Понятие меры относительно, оно означает отношение измеряемой величины к единице измерения, поэтому включает в себя такие определения, как соразмерность, пропорции, отношения . Аристотель считал, что в "красивых" цветах пропорции, в которых взяты основные цвета, - не случайны: "Те цвета, в которых соблюдена наиболее правильная пропорциональность, подобно звуковым гармониям, представляются наиболее приятными. Таковы темно-красный и фиолетовый... и некоторые другие того же рода, которых мало по той причине, по которой мало и музыкальных гармонических созвучий".

Вся практика античного прикладного искусства исходит из принципа, что в цвете больше ценится смешанность, чем чистота.

5. Гармоническая система устойчива, потому что она уравновешена. Вселенная вечна потому, что она гармонично устроена, противоборствующие силы в ней взаимно погашают друг друга, создавая устойчивое равновесие. Если в картине фигуры одеты в яркие плащи, то эти относительно насыщенные пятна занимают по площади не более одной пятой или одной шестой части всей картины. Остальные цвета - малонасыщенные. Светлое к темному берется примерно в таком же соотношении. Благодаря такой пропорциональной системе достигается общая уравновешенность цветовой композиции: сильные, но короткие импульсы ярких и чистых цветов уравновешиваются более продолжительными, но слабыми полями темных и смешанных.

6. Признак гармонии - ее ясность, очевидность закона ее построения, простота и логичность как в целом, так и в частях. Классическая цветовая композиция не задает зрителю трудных задач, в ней предпочтительны сопоставления близких или противоположных цветов и почти не используются в качестве цветовой доминанты сопоставления в среднем интервале, так как в них нет ни очевидной связи, ни противопоставления (подробнее об этом будет сказано на примере цветового круга).

7. Гармония всегда отражает возвышенное . По Аристотелю, "мимезис" - это отражение действительности в формах самой действительности, искусство только подражает природе, но при этом не воспроизводит безобразного и некрасивого - это не входит в задачу искусства.

8. Гармония - это соответствие и целесообразность, а также порядок . В этом принципе в самом общем виде выражено отношение античной эстетики к миру: целью культурной деятельности человека является превращение бесформенного и безобразного мира хаоса в прекрасный и упорядоченный космос. Любая гармоничная цветовая композиция так организована и упорядочена, что легко постигается человеческим разумом и поддается логическому истолкованию.

Из этого перечисления основных признаков античной цветовой гармонии ясно, что многие из них не утратили своего значения и до настоящего времени.

Немецкий поэт Вольфганг Гете писал: "Все, что я сделал как поэт, отнюдь не наполняет меня особой гордостью. Прекрасные поэты жили одновременно со мной, еще лучшие жили до меня и, конечно, будут жить после меня. Но что я в мой век являюсь единственным, кому известна правда о трудной науке о цветах, - этому я не могу не придавать значения, это дает мне сознание превосходства над многими".

Гете принципиально, мировоззренчески расходился с позицией Ньютона и считал, что должен бороться с его "заблуждениями". Он искал принцип гармонизации цветов не в физических законах, а в закономерностях цветового зрения, и надо отдать ему должное, во многом был прав; недаром его считают родоначальником физиологической оптики и науки о психологическом воздействии цвета.

Над своим "Учением о цвете" Гете работал с 1790 по 1810 г, т.е. двадцать лет, и основная ценность этого труда заключается в формулировании тонких психологических состояний, связанных с восприятием контрастных цветовых сочетаний. Гете описывает в своей книге явления цветовой индукции - яркостной, хроматической, одновременной и последовательной - и доказывает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны. Все эти цвета как бы заложены в нашем органе зрения. Контрастный цвет возникает как противоположность индуцирующему, т.е. навязанному глазу, так же как вдох чередуется с выдохом, а любое сжатие влечет за собой расширение. В этом проявляется всеобщий закон цельности психологического бытия, единства противоположностей и единства в многообразии.

В каждой паре контрастных цветов уже заключен весь цветовой круг, так как их сумма - белый цвет - может быть разложена на все мыслимые цвета и как бы содержит их в потенции. Из этого следует важнейший закон деятельности органа зрения - закон необходимой смены впечатлений. "Когда глазу предлагается темное, то он требует светлого; он требует темного, когда ему преподносят светлое, и проявляет свою жизненность, свое право схватывать объект тем, что порождает из себя нечто, противоположное объекту".

Опыты Гете с цветными тенями показывали, что диаметрально противоположные (комплементарные) цвета и являются как раз теми, которые взаимно вызывают друг друга в сознании зрителя. Желтый цвет требует сине-фиолетового, оранжевый - голубого, а пурпурный - зеленого, и наоборот. Гете тоже построил цветовой круг (илл,13), но последовательность цветов в нем - это не замкнувшийся спектр, как у Ньютона, а хоровод из трех пар цветов. А пары эти - дополнительные, т.е. наполовину порожденные человеческим глазом и только наполовину независимые от человека. Самые гармоничные цвета - это те, которые расположены напротив, на концах диаметров цветового круга, именно они вызывают друг друга и вместе образуют целостность и полноту, подобную полноте цветового круга. Гармония, по Гете, - это не объективная реальность, а продукт человеческого сознания.

По Гете, кроме гармонических сочетаний, бывают "характерные" и "бесхарактерные" . К первым относятся пары цветов, расположенные в цветовом круге через один цвет, а ко вторым - пары соседних цветов. Гармонический колорит, по Гете, возникает тогда, "когда все соседние цвета будут приведены в равновесие друг с другом". Но гармония, считает Гете, несмотря на все ее совершенство, не должна быть конечной целью художника, потому что гармоничное всегда имеет "что-то всеобщее и завершенное, и в этом смысле лишенное характерности". Это необыкновенно тонкое замечание перекликается с тем, что впоследствии говорил Арнхейм об энтропийном характере процесса восприятия изображения и о том, что сгармонизированным по всем параметрам изображениям часто не хватает выразительности, экспрессии.

Книга Гете содержит несколько очень тонких определений колорита. Например, в живописи существует прием смещения всех красок к какому-либо одному цвету, как если бы картина рассматривалась сквозь цветное стекло, например желтое. Гете называет такой колорит фальшивым. "Этот ненастоящий тон возник благодаря инстинкту, из непонимания того, что надлежит делать, так что вместо целостности создали однородность". Подобная цветовая лессировка, часто считающаяся в цветном кинематографе признаком хорошего вкуса, совсем не заслуживает к себе столь почтительного отношения и что есть другие, более совершенные способы получения цветовой гармонии, которые, правда, требуют большего труда и более высокой изобразительной культуры.

Гармония - это философско-эстетическая категория, означающая целостность, слитность, закономерную связность всех частей и элементов формы, т.е. это высокий уровень упорядоченности многообразия и соответствие частей в составе целого, отвечающего эстетическим критериям совершенства и красоты.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

Цветового тона;

Светлоты;

Насыщенности;

Размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Признаки гармонии цвета:

1) Связь и сглаженность. Связующими фактором может быть: монохромность, ахроматичность, объединяющие подмеси или налеты (подмесь белого, серого, черного), сдвиг к какому-либо цветовому тону, гамма.

2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: по яркости (темное-светлое, черное-белое и т.д.), по насыщенности (чистые и смешанные), по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания).

3) Мера. Т.е. в композицию, приведенную к гармонии нечего добавить и убрать.

4) Пропорциональность , или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. В гамме - это подобие отношений яркостей, насыщенности и цветовых тонов. Рассмотрим соотношение площадей цветовых пятен:

1 часть светлого поля — 3-4 части темного поля;

1 часть чистого цвета — 4-5 частей приглушенного;

1 часть хроматического — 3-4 части ахроматического.

5) Равновесие. Цвета в композиции должны быть уравновешены.

6) Ясность и легкость восприятия.

7) Прекрасное, стремление к красоте. Недопустимы психологически негативные цвета, диссонансы.

8) Возвышенное, т.е. идеальное сочетание цветов .

9) Организованность, порядок и рациональность.

Картинка для разноообразия и размышления с того же сайта:

Итак, сегодня мы упомянули и понятие колорита, но подробнее колорит и гаммы мы рассмотрим позднее. В следующей лекции рассмотрим общие положения теории Иттена о гармонии, и затем сначала вкратце, а затем детально по 1 лекции на вид гармонии, рассмотрим как практически на цветовом круге решаются отношения гармонии цветов.

Домашнее задание будет философского плана, прошу высказываться в комментах: что для вас цветовая гармония, на каких основаниях вы заключаете, что гармонично, а что нет, и что для вас красиво, а что нет?

Созерцание человеческим взором цветов окружающего мира начинается с момента его рождения и несет значительную смысловую нагрузку. Свыше 80 % информации мозг получает посредством визуального восприятия, и именно из них складывается представление о пространстве и реальности в целом.

Начало начал: для чего необходима гармония

Природа планеты Земля полна необычайных мест, многообразие красок и ярких оттенков которых поражают воображение. Насыщенность и глубина потаенных уголков земного шара всегда волновали души дизайнеров, художников и просто ценителей прекрасного. Именно поэтому в природе стала основой в подборе палитры и источником эмоционального вдохновения для творческих людей.

Задача дизайнера состоит в том, чтобы, взяв за основу созвучность и непринужденную красоту натуры, создать что-то не менее прекрасное, но уже обладающее ноткой индивидуальности. Чтобы с блеском выполнить эту задачу, необходимо осознать принцип взаимодействия цветов и оттенков, особенности визуального восприятия, воздействие на подсознание человека определенных сочетаний. Для этого и была создана палитра гармонии цветов.

Общая классификация цветов в мире

Первую систематику произвел Исаак Ньютон, разделивший посредством призмы световой луч на семь цветов. Сейчас эти оттенки причисляют к радуге - красный, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый. Ньютон объединил цвета в схематичную окружность, пытаясь составить первую палитру.

Существующая в современности гармония цветов классифицирует оттенки по двум признакам:

1. Ахроматические - белый и черный, а также все разновидности серого, постепенно набирающие насыщенность на пути от белого к черному.

2. Хроматические - все прочие спектра) и их оттенки, сочные и насыщенные.

Разделение цветов в гамме

Хроматическую группу спектра принято подразделять более подробно:

  • Первичные (красный, желтый, синий). Они являются базовыми в создании дальнейших цветов и их вариаций.
  • Вторичные, или составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый). Извлекаются путем смешивания первичных цветов.
  • Смешанные. К ним относят все остальные цвета, созданные в процессе объединения разнообразных оттенков.

В последней разновидности выделяют отдельным пунктом нейтральные цвета - черный, белый и серый.

Группы гармонических сочетаний

Гармония цветов выражена четырьмя разновидностями сочетаний, выделенных на основании соединения палитры первичных и вторичных оттенков:


Воздействие цветов на человека

На человеческий организм оттенки оказывают не только эстетическое, но и ярко выраженное психологическое и физиологическое действие. Рассмотрим основные влияющие на человеческий организм цвета:

  • Красный. Является возбуждающим оттенком, поднимает жизненный тонус, усиливает сердцебиение, оказывает стимуляцию на мозг и печень. При всем этом негативно воздействует на нервную систему и ограничен при аллергии и агрессии.
  • Оранжевый. Дарит заряд активности и оптимизма, положительно влияет на нервную систему и желудочно-кишечный тракт, повышает аппетит.
  • Желтый. Укрепляет нервы, благоприятен при депрессии, прекрасно влияет на интеллектуальные способности и память, способствует очищению кишечника и печени.
  • Зеленый. Благоприятен для глаз и сердца, оказывает общее успокаивающее влияние на организм и психику, снижает кровяное давление.
  • Голубой и синий. Это цвета успокаивающие и умиротворяющие, положительно влияющие на нервную систему, устраняющие чувство бессилия и боли в организме.
  • Фиолетовый. Оказывает положительное действие на внутренние органы, выручает при бессоннице и мигрени.

Весенние и летние цвета в «концепции времен года»

Классификация по «концепции времен года» была навеяна гармоничными оттенками самой природы. Ведь где, как не здесь, встречаются самые неожиданные сочетания, напрямую связанные с сезонными изменениями. Разделяют весеннюю, летнюю, осеннюю и зимнюю группы. В каждой палитре встречается один преобладающий цвет, активно доминирующий над другими в яркости или объеме.

Осенние и зимние оттенки в сезонной теории

  • Осень в палитре. Пожалуй, это время года можно назвать самым богатым на разнообразие оттенков. Гармония цветов отображена в богатом урожае грибов, ягод и фруктов, а также меняющей цвет листве. Первичный цвет - красный, сопутствующие - красновато-коричневый, кукурузный, оранжевый, персиковый, синий, хвойный, оливковый, кофейный, сливовый.
  • Зима. Воспоминания об этой поре рисуют нам монохромные пейзажи, притихшую и затаившуюся под снежным покрывалом природу. И на этом практически белом полотне активно выделяются кровавые рябиновые ягоды, хвоя елей и морозное небо. Цвета сезона хоть и холодные, но отчетливые и чистые, без каких-либо добавлений. Доминирующим цветом в палитре является синий, также присутствуют белоснежный, бирюзовый, кроваво-красный, черный, темно-синий, интенсивный коричневый, бежевый, голубой.

Подводя итоги

Несмотря на то что красота природных оттенков кажется полной и не нуждающейся в доработке, не нужно досконально переносить ее на искусственно спроектированный человеком объект - будь то дизайн интерьера или создание авторской вещицы. Наглое копирование и перенесение чистых природных тонов в искусственно созданный человеческими руками мир выглядит нелепо, и гармоничное соотношение естественных оттенков нарушается.

Чтобы подобного не случилось, необходимо научиться гармонично смешивать между собой естественные и искусственно образованные оттенки в палитру. Важно обладать прирожденным вкусом и умением правильно подбирать цвета друг к другу для создания идеального интерьера, картины или внешнего образа. В этом и помогут творческому человеку все приведенные выше схемы и примечания.

Просмотров