История крыма с древнейших времен до наших дней. Античные города крыма

Древнейшая история Крыма основывается на большом количестве находок, которые были обнаружены на полуострове случайно и при проведении раскопок. Две с половиной тысячи лет тому назад жил в Греции человек, любивший мудрость, иначе говоря – философ. Звали его Платон. Платон сочинял стихи и рисовал, но главное, он наблюдал за окружающим миром и объяснял его, как умели немногие. До наших дней дошла невероятная история, которую он рассказывал.

Древнейшая история полуострова полна тайн и загадок

Много тысяч лет тому назад в Атлантическом океане существовал чудесный остров, полный невиданных природных богатств и населенный людьми, ведущими род от богов. Остров этот, называемый Атлантидой, погрузился в пучину в результате ужасной катастрофы. Удивительный и загадочный рассказ, подумаете вы, но какое отношение имеет к Крыму? Не торопитесь.

Современные ученые выдвигают предположение, что почти 14 тысяч лет тому назад в результате падения на Землю огромного космического тела, наша планета пережила страшнейшие бедствия – извержения вулканов, землетрясения, смерчи, ураганы и т. д. При этом опускалась и поднималась суша, изменились очертания континентов. По мнению многих ученых Атлантида находилась в Черном море, а полуостров Крым есть его продолжение. Тогда загазованность глубин моря сероводородом можно объяснить распадом остатков органической жизни Атлантиды.

Крым в Ледниковый период

Сотни тысяч лет назад иным был не только человек, но и мир который его окружал. Значительная часть северного полушария была покрыта слоем льда в несколько километров толщиной. Ледник то таял, то увеличивался снова. Для образования такой массы льда потребовалось много воды. Поэтому уровень Мирового океана был намного ниже, чем сейчас. На месте нынешнего Черного Моря было сравнительно небольшое Эвксинское озеро.

Когда ледник начал таять, полноводные реки заполнили озеро и уровень воды в нем значительно повысился. Под водой оказались многие места обитания первобытных людей. Они вынуждены были уходить в горы. Поэтому именно в горах археологи обнаруживают древнейшие следы пребывания человека на территории полуострова. От той эпохи дошли до нас древнейшие орудия труда.

Археологические находки в Крыму

О крымских неандертальцах известно намного больше. Десятки их стоянок открыты археологами в горах и долинах рек Альмы, Качи, Бельбека и других. В 1924 году была обнаружена первая стоянка неандертальцев в Крыму. Она располагалась в 25 км от современного Симферополя. Местные жители называют это место Киик-Коба. В углублении шириной 13 метров неандертальцы жили на протяжении 40 тысяч лет. В ходе раскопок было обнаружено множество орудий труда из кремня.

Жившие в пещере люди собирали съедобные корни и плоды, охотились на мамонтов, бизонов, пещерных медведей, оленей, кабанов и других животных. У самого дна грота пещеры был найден скелет ребенка 6-7 месяцев, а рядом в специальном углублении – останки женщины. Жизнь древних людей не была легкой, о чем свидетельствуют следы обморожения на конечностях. Также деформированы коленные чашечки, что говорит о том, что приходилось много работать, стоя на коленях. Положение тела при захоронении говорит о том, что у обитателей пещеры существовали представления о загробной жизни (о чем говорит погребальный обряд).

Примерно 40 тыс лет назад началось последнее оледенение. Примерно в это время в Крыму появляются первые кроманьонцы. Наиболее известный памятник их нахождения – стоянка кроманьонцев Сюрень – 1, в гроте на правом берегу реки Бельбек. В эпоху палеолита люди объединялись для совместной жизни уже не в стада, а в общины. Главой рода в те времена была женщина.

После таяния ледника изменился растительный и животный мир. Место крупных и медлительных животных заняли олени, косули, кабаны, лисы, зайцы и другие животные. Водоёмы наполнились рыбой, а леса – птицей. Дары природы древние люди начали заготавливать впрок. Так, например, на стоянке Шан-Коба, археологами был обнаружен целый склад улиток. Их укладывали слоями в углубление в скале. Нужное для питания количество моллюсков доставали обломком рога оленя и затем запекали в небольших ямках. Находки археологов в Крыму позволяют говорить о том, что в 6-5 тысячелетии до н. э. сложились различия между жителями гор и степи. Люди по разному изготавливали посуду и орудия труда.

Люди каменного века воспринимали окружающий их мир не так как мы. Они не отделяли себя от природы. Им казалось, что так же, как у человека, у животных и растений, камней и рек есть некая душа. С ними можно разговаривать, надо только понимать их язык. Обращаясь к природе, человек давал всему имена, которые становились символами.

Совершая специальные обряды, первобытный человек стремился найти себе покровителей, умилостивить их и заручиться поддержкой. Таким покровителем часто становилось какое-либо животное или растение – тотем. Перед его изображением приносили жертву и совершали магические обряды. Искусство древних людей представлено в Крыму находками на стоянке Чокурча близ Симферополя. Здесь найдены поразительные по мастерству исполнения скульптурные портреты мужские и женские, сохранились изображения животных и птиц на кости и роге.

К концу палеолита относят появление в Крыму мегалитических сооружений. Один из таких памятников прошлого представляют менгиры – обработанные прямоугольные камни длинной несколько метров, вертикально врытые в землю. В Байдарской долине, у села Родниковое стоят два менгира. Линия, которая их соединяет, сориентирована точно в направлении север-юг. В урочище Богаз-Сал близ Бахчисарая менгир стоит на одном из склонов балки. В скале на противоположной стороне пробито отверстие. Если смотреть через него на менгир, то обнаружится удивительное. Один раз в году, утром 22 июня, самого длинного дня, солнце встаёт точно по центру верхней, ровной кромки мегалита.

С поклонением Солнцу связаны и другие сооружения, обнаруженные в Крыму – кромлехи. Они представляют собой круги из каменных глыб. Крупнейший в Крыму кромлех был найден близ Алушты. 24 валуна из диорита образуют окружность диаметром около 8 м. В центре его стоит четырехугольный камень, грани которого сориентированы по сторонам света Линия, проведенная через центр в направлении запад-восток, делит кромлех на 2 части по 12 камней в каждой. Это удивительное сооружение ученые считают древней обсерваторией, которая свидетельствует о наличии знаний по астрономии у наших далеких предков. В 15-12 веках до н. э. на территории Крыма поселились племена киммерийцев.

С глубокой древности морские пути связывали побережье Черного моря со Средиземноморьем, где в конце II – начале I тысячелетия до н. э. возникла великая цивилизация Греции. От берегов Эллады отважные мореходы отправлялись на поиски новых земель.

Там, где сейчас расположены крупные морские порты, промышленные и курортные центры Крыма – Евпатория, Севастополь, Феодосия и Керчь, в VI–V вв. до н. э. древние греки основали, соответственно, города Керкинитиду, Херсонес, Феодосию, Пантикапей, а вблизи них – Мирмекий, Тиритаку, Нимфей, Киммерик и другие. Каждый из них был центром сельскохозяйственного района, где выращивали пшеницу, культивировали виноград, разводили скот. В городах располагались храмы, общественные и административные здания, рынки, мастерские ремесленников.

Удобное географическое положение способствовало развитию торговли. Купцы вывозили в Средиземноморье рабов и продукты сельского хозяйства, закупленные у местных племен – скифов, меотов, синдов. В обмен из городов Балканского полуострова и Малой Азии привозили оливковое масло, вино, предметы искусства и ремесел.

Херсонес был основан в 421 г. до н. э. на берегу бухты, которую сейчас называют Карантинной. Позднее город значительно расширил владения. В период расцвета ему подчинялись Керкинитида, Прекрасная гавань (на месте современного поселка Черноморского) и другие поселения северо-западного Крыма.

Херсонесское государство было рабовладельческой демократической республикой. Высшим органом власти являлись народное собрание и совет, решавшие все вопросы внешней и внутренней политики. Руководящая роль в управлении принадлежала крупнейшим рабовладельцам, имена которых донесли херсонесские надписи и монеты.

Археологические раскопки, начатые еще в 1827 г., показали, что город был хорошо укреплен. Остатки оборонительных сооружений – массивные башни, крепости, части каменных стен – сохранились также на всей территории государства. Это говорит о постоянной военной опасности, которой подвергались жители. Об их патриотизме рассказывает знаменитая Херсонесская присяга. Херсонесцы клялись, что не предадут врагам ни города, ни его владений, будут охранять демократический строй, не разгласят государственной тайны.

Как подтвердили археологические исследования, город имел правильную планировку. Жилые дома были объединены в кварталы, улицы пересекались под прямым углом. Их мостили мелким камнем. Вдоль улиц проходили каменные водостоки. На площадях возвышались храмы. Общественные здания и дома богатых граждан украшали колоннадами и мозаичными полами.

От античных построек до наших дней дошли лишь основания стен и подвальные помещения. Особенно интересны монетный двор, бани, руины театра, существовавшего с III в. до н. э. по IV в. н. э. От него частично сохранились только лестничные проходы и каменные скамьи для зрителей. Судя по их размерам, театр вмещал до 3 тыс. зрителей.

Около городских стен располагался район ремесленников. Там археологи обнаружили остатки керамического производства: печи для обжига глиняной посуды, штампы для орнаментов, формы для изготовления терракотовых рельефов. Процветали в Херсонесе и другие ремесла – металлообрабатывающее, ювелирное, ткацкое.

Крупнейшим античным государством Причерноморья было Боспорское царство. Оно образовалось в результате объединения первоначально независимых греческих городов, таких, как Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Фанагория и других, расположенных по берегам Боспора Киммерийского – современного Керченского пролива. Столицей государства стал Пантикапей. С 438 г. до н. э. более трехсот лет им правила династия Спартокидов.

В конце V – начале IV в. до н. э. к владениям Боспора были присоединены Нимфей и Феодосия, а также земли, населенные другими племенами. В I в. до н. э. Боспор захватил большую часть территории Крыма, подчинил себе Херсонес.

Раскопки на горе Митридат, проводившиеся в Керчи с конца XIX в., позволили восстановить размеры и план Пантикапея. На вершине находился акрополь – центральное укрепление города с мощными оборонительными стенами и башнями. Внутри него размещались важнейшие храмы и общественные здания. Вниз по склонам террасами спускались кварталы из одно– или двухэтажных каменных строений. Весь город и его окрестности были опоясаны многочисленными линиями укреплений. Глубокая и удобная гавань надежно укрывала торговые и военные суда.

Керчь. У подножия горы Митридат

Найденные обломки мраморных статуй, куски расписной штукатурки и архитектурные детали позволяют говорить о богатом убранстве площадей и зданий города, о мастерстве древних архитекторов и строителей.

На месте Мирмекия и Тиритаки, недалеко от Керчи, кроме городских стен, жилых домов и святилищ, археологи открыли несколько виноделен и ванны для засолки рыбы. В Нимфее, близ современного поселка Героевки, – храмы Деметры, Афродиты и Кабиров; в Илурате, около современной деревни Ивановки, – боспорское военное поселение первых веков н. э., охранявшее подступы к столице.

Рядом с каждым античным городом находился его некрополь – город мертвых. Обычно хоронили в простых земляных могилах, иногда выложенных черепицей или каменными плитами. Богатых и знатных помещали в деревянные или каменные саркофаги. Для их погребения сооружали склепы, сложенные из камней или вырубленные в скалах. Стены склепов и саркофагов украшали росписью, рельефами, инкрустацией. На них наносили орнаменты, изображали мифологические сюжеты, сцены реальной жизни. Вместе с умершим клали принадлежавшие ему вещи: украшения, посуду, оружие, сосуды с благовониями, терракотовые статуэтки и другие предметы. В одном из пантикапейских погребений III в. н. э., возможно, боспорского царя Рискупорида, была найдена уникальная золотая маска, воспроизводившая черты лица умершего.

Исследователей давно заинтересовали большие курганы, расположенные в окрестностях Керчи. В них обнаружили захоронения боспорских царей и знати с выдающимися произведениями греческого искусства: золотыми и серебряными украшениями, изделиями из бронзы и стекла, расписными и фигурными вазами.

Шедевром мирового искусства по праву считают золотые височные подвески IV в. до н. э. из кургана Куль-Оба. Они выполнены в виде дисков, к которым прикреплены многочисленные плетеные перекрещивающиеся цепочки, соединенные пластинками и розетками. На диске диаметром 7 см – рельеф головы Афины в шлеме с хорошо различимыми фигурками грифонов, совы и змеи. Тончайшие филигранные пластинки, розетки, а также окружность диска покрыты зернью и голубой эмалью.

Наиболее ценные находки из раскопок античных городов Крыма представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Государственного Исторического музея и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, а также других.

Сейчас на территории Херсонеса в Севастополе и на горе Митридат в Керчи организованы заповедники. Ежегодно тысячи людей приезжают туда, чтобы пройти по улицам и площадям древних городов, познакомиться с величайшими памятниками культуры.

Когда на Южном берегу утвердились римляне, они создали на побережье для защиты Херсонеса укрепленные пункты. Из римских укреплений самым большим был Харакс на мысе Ай-Тодоре (ныне на нем маяк рядом с «Ласточкиным гнездом»). Укрепление Харакс (по-гречески «столб», «кол», то есть «огороженное место») было основано в 70-х гг. I в. при римском императоре Веспасиане. В конце века здесь находился гарнизон, во II в. размещались солдаты I Италийского легиона. Последний римский гарнизон форта составляли воины XI Клавдиева легиона (конец II – первая половина III в.). Об этих трех периодах истории Харакса свидетельствуют клейма на кирпичах и черепице.

Еще год назад полуостров Крым был составной частью государства Украина. Но после 16 марта 2014 года он сменил "место прописки" и вошел в состав Российской Федерации. Поэтому весьма объясним повышенный интерес к тому, как развивался Крым. История полуострова весьма бурная и насыщенная.

Первые жители древней земли

История народов Крыма насчитывает несколько тысячелетий. На территории полуострова исследователи обнаружили останки древних людей, которые жили еще в эпоху палеолита. Возле стоянок Киик-Коба и Староселье археологи нашли кости людей, которые в то время населяли эту местность.

В первом тысячелетии до нашей эры здесь проживали киммерийцы, тавры и скифы. По имени одной народности эту территорию, вернее ее горную и прибрежную части, до сих пор называют Таврикой, Таврией или Тавридой. Древние люди занимались на этой не очень плодородной земле земледелием и скотоводством, а также охотились и рыбачили. Мир был новым, свежим и безоблачным.

Греки, римляне и готы

Но для некоторых древних государств очень привлекательным в плане расположения оказался солнечный Крым. История полуострова имеет и греческие отголоски. Примерно в 6-5-м веках эту территорию стали активно заселять греки. Они основали здесь целые колонии, вслед за которыми появились первые государства. Греки принесли вместе с собой блага цивилизации: они активно строили храмы и театры, стадионы и бани. В это время здесь начинает развиваться кораблестроение. Именно с греками историки связывают развитие виноградарства. Также греки высадили здесь оливковые деревья и занимались сбором масла. Можно смело сказать, что с приходом греков история развития Крыма получила новый толчок.

Но через несколько столетий могущественный Рим положил глаз на эту территорию и захватил часть побережья. Этот захват длился вплоть до 6-го века нашей эры. Но самый большой урон развитию полуострова нанесли племена готов, которые вторглись в 3-4-м веках и благодаря которым распались греческие государства. И хотя готов вскоре вытеснили другие народности, развитие Крыма очень сильно в это время замедлилось.

Хазария и Тьмутаракань

Крым еще называют древней Хазарией, а в некоторых русских летописях эта территория именуется Тьмутараканью. И это совсем не образные названия местности, на которой находился Крым. История полуострова оставила в речи те топонимические названия, которыми в то или иное время называли этот участок земной суши. Начиная с 5-го века, весь Крым попадает под жесткое византийское влияние. Но уже в 7-м веке вся территория полуострова (кроме Херсонеса) находится в мощном и сильном. Именно поэтому в Западной Европе во многих рукописях встречается название «Хазария». Но Русь и Хазария все время соперничают, и в 960-м году начинается русская история Крыма. Каганат разгромлен, и все хазарские владения подчинены Древнерусскому государству. Теперь эта территория именуется Тьмутараканью.

Кстати, именно здесь киевский князь Владимир, который занял Херсон (Корсунь), в 988 году официально был крещен.

Татаро-монгольский след

С 13-го века история присоединения Крыма снова развивается по военному сценарию: на полуостров вторгаются монголо-татары.

Здесь образовывается Крымский улус — одно из подразделений Золотой Орды. После того как Золотая Орда распадается, в 1443 году на территории полуострова возникает В 1475 году оно полностью подпадает под влияние Турции. Именно отсюда совершаются многочисленные набеги на польские, русские и украинские земли. Причем уже в конце 15-го века эти нашествия становится массовыми и угрожают целостности как Московского государства, так и Польши. В основном турки охотились за дешевой рабочей силой: они захватывали в плен людей и продавали их в рабство на невольничьих рынках Турции. Одной из причин создания Запорожской Сечи в 1554 году было противодействие этим захватам.

Русская история

История передачи Крыма России продолжается в 1774 году, когда был заключен Кючук-Кайнарджийский мирный договор. После русско-турецкой войны 1768-1774 годов настал конец почти 300-летнему господству Османской империи. Турки отказались от Крыма. Именно в это время на полуострове появляются крупнейшие города Севастополь и Симферополь. Крым бурно развивается, сюда вкладываются деньги, начинается бурный расцвет промышленности и торговли.

Но Турция не оставляла планов вернуть себе эту привлекательную территорию и готовилась к новой войне. Нужно отдать должное русской армии, которая не позволила этого сделать. После очередной войны в 1791 году был подписан Ясский мирный договор.

Волевое решение Екатерины II

Итак, фактически полуостров теперь стал частью могущественной империи, имя которой - Россия. Крым, история которого насчитывала немало переходов из рук в руки, нуждался в мощной защите. Приобретенные южные земли необходимо было защищать, обеспечивая безопасность границ. Императрица Екатерина II поручила князю Потемкину изучить все преимущества и слабые стороны присоединения Крыма. В 1782 году Потемкин пишет императрице письмо, в котором настаивает на принятии важного решения. Екатерина соглашается с его доводами. Она понимает, насколько важен Крым как для решения внутренних государственных задач, так и во внешнеполитическом ракурсе.

8 апреля 1783 года Екатерина II издает Манифест о присоединении Крыма. Это был судьбоносный документ. Именно с этого момента, с этой даты Россия, Крым, история империи и полуострова тесно переплелись на долгие века. Согласно Манифесту, всем крымским жителям была обещана охрана этой территории от врагов, сохранение имущества и веры.

Правда, турки факт присоединения Крыма к России признали лишь спустя восемь месяцев. Все это время ситуация вокруг полуострова была крайне напряженной. Когда Манифест был обнародован, то вначале на верность Российской империи присягали духовные лица и лишь потом - все население. На полуострове устроили торжественные гуляния, застолья, проводили игры и скачки, в воздух были даны залпы пушечного салюта. Как отмечали современники, весь Крым с радостью и ликованием перешел в Российскую империю.

С тех пор Крым, история полуострова и уклад жизни его населения неразрывно были связаны со всеми событиями, которые происходили в Российской империи.

Мощный толчок к развитию

Краткая история Крыма после присоединения к Российской империи может быть описана одним словом — "расцвет". Здесь начинают быстрыми темпами развиваться промышленность и сельское хозяйство, виноделие, виноградарство. В городах появляются рыбные и соляные промыслы, народ активно развивает торговые связи.

Поскольку Крым находится в очень теплом и благоприятном климате, многие богатые люди хотели получить здесь земли. Дворяне, члены царской фамилии, промышленники считали за честь основать родовое имение на территории полуострова. В 19-м - начале 20-го века здесь начинается бурный расцвет архитектуры. Промышленные магнаты, царские особы, элита России строят здесь целые дворцы, разбивают прекрасные парки, которые сохранились на территории Крыма и сегодня. А вслед за знатью на полуостров потянулись люди искусства, актеры, певцы, художники, театралы. Крым становится культурной Меккой Российской империи.

Не стоит забывать и о целебном климате полуострова. С тех пор как медики доказали, что воздух Крыма крайне благоприятен для лечения туберкулеза, сюда началось массовое паломничество желающих излечиться от этой смертельной болезни. Крым становится притягательным не только для богемного отдыха, но и для оздоровительного туризма.

Вместе со всей страной

В начале 20-го века полуостров развивался вместе со всей страной. Не миновала его и Октябрьская революция, и последовавшая затем гражданская война. Именно из Крыма (Ялты, Севастополя, Феодосии) уходили последние суда и корабли, на которых Россию покидала русская интеллигенция. Именно в этом месте наблюдался массовый исход белогвардейцев. Страна создавала новый строй, и Крым не отставал.

Именно в 20-е годы прошлого века происходило превращение Крыма во всесоюзную здравницу. В 1919 году большевики принимают «Декрет СНК о лечебных местностях общегосударственного значения». Крым вписан в него красной строкой. Спустя год подписан еще один важный документ - декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся».

До самой войны территория полуострова использовалась как курорт для туберкулезников. В Ялте в 1922 году даже открывается специализированный Институт туберкулеза. Финансирование было на должном уровне, и вскоре этот НИИ становится главным центром страны по легочной хирургии.

Эпохальная Крымская конференция

В годы Великой Отечественной войны полуостров стал ареной массированных боевых действий. Здесь сражались на суше и в море, в воздухе и в горах. Два города — Керчь и Севастополь — получили звание городов-героев за значительный вклад в победу над фашизмом.

Правда, далеко не все народы, населяющие многонациональный Крым, воевали на стороне Советской Армии. Некоторые представители откровенно поддерживали захватчиков. Именно поэтому в 1944 году Сталин издал указ о депортации крымско-татарского народа за пределы Крыма. Сотни эшелонов в один день вывезли целый народ в Среднюю Азию.

Крым вошел в мировую историю благодаря тому, что в феврале 1945 года в Ливадийском дворце была проведена Ялтинская конференция. Лидеры трех супердержав — Сталин (СССР), Рузвельт (США) и Черчилль (Великобритания) — подписали в Крыму важные международные документы, по которым был определен миропорядок на долгие послевоенные десятилетия.

Крым — украинский

В 1954 году наступает новая веха. Советское руководство принимает решение передать Украинской ССР Крым. История полуострова начинает развиваться по новому сценарию. Инициатива исходила лично от тогдашнего главы КПСС Никиты Хрущева.

Сделано это было к круглой дате: в тот год страна праздновала 300-летие Переяславской Рады. Чтобы ознаменовать эту историческую дату и продемонстрировать, что русский и украинский народы едины, Крым был передан УССР. И теперь стала рассматриваться как целое и часть от целого пара "Украина - Крым". История полуострова ничинает описываться в современной летописи с чистого листа.

Было ли это решение экономически оправданным, стоило ли тогда идти на такой шаг — в то время такие вопросы даже не возникали. Поскольку Советский Союз был един, никто не придал особой важности тому, будет ли Крым в составе РСФСР или УССР.

Автономия в составе Украины

Когда образовалось независимое Украинское государство, Крым получил статус автономии. В сентябре 1991 года была принята Декларация о государственном суверенитете республики. А 1 декабря 1991 года прошел референдум, на котором 54% жителей Крыма поддержали независимость Украины. В мае следующего года принята Конституция Республики Крым, а в феврале 1994 году крымчане выбрали первого Президента Республики Крым. Им стал Юрий Мешков.

Именно в годы перестройки все чаще стали возникать споры о том, что Хрущев незаконно отдал Крым Украине. Пророссийские настроения на полуострове были очень сильны. Поэтому, как только появилась возможность, Крым снова вернулся в Россию.

Судьбоносный март 2014-го

В то время как в Украине в конце 2013-го - начале 2014-го начал разрастаться масштабный государственный кризис, в Крыму все сильнее и сильнее звучали голоса о том, что полуостров нужно вернуть России. В ночь с 26 на 27 февраля неизвестными людьми над зданием Верховного Совета Крыма был поднят российский флаг.

Верховный Совет Крыма и Севастопольский городской совет принимают декларацию о независимости Крыма. Тогда же была озвучена идея провести Всекрымский референдум. Первоначально его назначили на 31 марта, но затем перенесли на две недели раньше - на 16 марта. Итоги Крымского референдума оказались впечатляющими: за высказалось 96,6% избирателей. Общий уровень поддержки этого решения полуострова составил 81,3%.

Современная история Крыма продолжает формироваться на наших глазах. Не все страны еще признали статус Крыма. Но крымчане живут с верой в светлое будущее.

Рассказы по истории Крыма Дюличев Валерий Петрович

АНТИЧНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ В КРЫМУ

АНТИЧНЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ В КРЫМУ

ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ

Выдающееся значение в истории человечества имело античное общество, его культура. Многочисленные его достижения в разнообразных отраслях человеческой деятельности вошли составной частью в основу европейской цивилизации, в частности в философию, искусство, архитектуру, литературу, театр и т. д. Без фундамента, который заложили Древняя Греция и Древний Рим, не было бы и современной Европы, да, пожалуй, и современного мира. Античное влияние испытали почти все племена, населявшие тогда Восточную Европу. Оно проявилось как в общественной, политической, экономической сферах, способствуя ускорению общественного развития племен, так и в культуре.

Именно поэтому большой интерес представляет история античных северопричерноморских государств, которые были органической частью античного мира и развились в контакте с городами его основных территорий в Восточном Средиземноморье, материковой и островной Греции.

Первые античные поселения появились на северном побережье Чёрного моря 2500 лет назад. Установление тесных взаимосвязей с местным населением обусловило возникновение важных особенностей в политическом, экономическом и культурном развитии античных государств этой территории.

В свою очередь, античные города Северного Причерноморья сыграли большую положительную роль в появлении и развитии новых черт быта и культуры причерноморских племен. Преимущественно через эти города осуществлялись контакты местного населения со всем миром.

Благодаря греческой торговле, ремеслам, искусству местные племена познакомились с достижениями античной культуры, элементы которой нашли у них широкое распространение.

Дошедшие до нас образцы высокого мастерства греческих мастеров, живших в северопричерноморских городах, помогают нам воссоздать облик рядовых жителей Таврики, их образ жизни, культуру.

Из книги Повседневная жизнь армии Александра Македонского автора Фор Поль

АНТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ a. Историки - современники похода Die Fragmente der Griechischen Historiker, ?dition de Felix Jakoby, 2 partie В, Leyde (Brill), 1962, № 117–153, p. 618–828, основные документы: царские ежедневники (№ 117), отчеты бематистов (№ 119–123), истории или записки Каллисфена из Олинфа (№ 124), Харета из Митилены

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Глава 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X– XIII века. В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами. Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и

Из книги Географические открытия автора Згурская Мария Павловна

Античные мореплаватели Не боясь ни Сциллы ни Харибды Поскольку финикийцы были прославленными мореходами, народы, жившие на берегах Средиземного моря, старательно учились у них. Но финикийцы умели хранить тайны. Боясь конкуренции, они не спешили раскрыть все секреты и

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Античные баллады В античных балладах Жуковский заметно романтизировал мифологию. Поскольку земные законы бывают враждебны людям, их власть часто гибельна. Однако души не умирают, а становятся для нас незримыми.В античных балладах Жуковский не оставляет своих поисков

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 3. КРЫМ ПЕРИОДА ВЛАДЫЧЕСТВА СКИФОВ. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ В КРЫМУ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. ХЕРСОНЕС. САРМАТЫ, ПОНТИЙСКОЕ ЦАРСТВО И РИМCКАЯ ИМПЕРИЯ В КРЫМУ VII ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ – III ВЕК Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X–XIII ВЕКА В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами.Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и Аральским

Из книги Сады Испании автора Каптерева Т П

Античные истоки Триумфальная арка в Бара близ Эстрагонный. 107 годДревняя Испания охватывала весь Иберийский полуостров, заселенный многочисленными иберийскими и кольте-иберийскими племенами, от высокоразвитых турбодетандер и туловище на андалусском юге до

Из книги Троянский конь западной истории автора Матвейчев Олег Анатольевич

Античные авторы Ликург (IX в. до н. э.) Гомер (VIII в. до н. э.) Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.) Солон (ок. 640 – ок. 559 г. до н. э.) Писистрат (ок. 602–527 г. до н. э.) Гераклит (544–483 гг. до н. э.) Парменид (ок. 540 или 520 – ок. 450 г. до н. э.) Эсхил (525–456 гг. до н. э.) Пиндар (522/518 – 448/438 гг. до

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Античные мореплаватели Не боясь ни Сциллы ни ХарибдыПоскольку финикийцы были прославленными мореходами, народы, жившие на берегах Средиземного моря, старательно учились у них. Но финикийцы умели хранить тайны. Боясь конкуренции, они не спешили раскрыть все секреты и

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

ПОСЕЛЕНИЯ Римлян поражало заметное различие в поселениях германцев и кельтов. В Германии не было больших, похожих на города поселков, которые можно было бы сравнить с оппидумами галлов и кельтов - обитателей Центральной Европы. Еще маловероятнее в этих землях было

Из книги Об искусстве [Том 1. Искусство на Западе] автора Луначарский Анатолий Васильевич

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Античные источники На какие же источники опирается историческая наука? Известно, что многие ветераны Восточного похода оформили свои воспоминания в виде мемуаров. Прежде всего, необходимо упомянуть племянника Аристотеля Каллисфена, принимавшего участие в походе в

Пантикалей ханкай (греч. Παντικάπαιον) основанный на месте современной Керчи выходцами из Милета в конце VII века до н. э., в пору расцвета занимал около 100 га. Акрополь располагался на горе, называющейся сегодня - Митридат. Главным божеством-покровителем Пантикапея с основания поселения являлся Аполлон, и именно ему был посвящен главный храм акрополя. Сооружение древнейшего и грандиознейшего по меркам Северного Причерноморья здания храма Аполлона Иетра было завершено к концу VI в. до н. э. Кроме того, позднее рядом с дворцом Спартокидов находился храм в честь Афродиты и Диониса. Весь город со временем был опоясан мощной системой каменных укреплений, превосходящей афинскую. В окрестностях города находился некрополь, отличавшийся от некрополей других эллинских городов. Помимо обычных в то время для эллинов грунтовых погребений некрополь Пантикапея состоял из длинных цепей курганов, протянувшихся вдоль дорог от города в степь. С южной стороны город окаймляет наиболее значительная гряда курганов, именуемая сегодня Юз-Оба - сто холмов. Под их насыпями погребены представители варварской знати - скифские вожди, осуществлявшие военно-политический протекторат над городом. Курганы и сейчас составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярны такие из них, как Куль-Оба, Мелек-Чесменский, Золотой и особенно знаменитый Царский.
История Пантикапея как города началась в конце VII века до н. э., когда на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива) древнегреческие колонисты основали ряд независимых городов-государств (полисов) составивших в 40-х гг. VI в. до н. э. военную конфедерацию. Целью межполисного союза было противостояние коренному населению - скифам. Пантикапей являлся наиболее крупным, мощным и, вероятно, первым. На это указывает тот факт, что уже с конца 40-х гг. VI в. до н. э. Пантикапей чеканил свою серебряную монету, а с последней трети 70-х гг. IV в. до н. э. - и золотую.
Город Феодосия был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. Древнее название города было Каффа, упоминаемое во время императора Диоклетиана (284-305).
С 355 года до н. э. Каффа предположительно входила в состав Боспорского царства. Согласно некоторым оценкам, античная Каффа была вторым по значению городом европейской части Боспорского царства с населением 6−8 тысяч человек. Экономический расцвет был причиной начала войны между Феодосией и Боспором. В 380 году до н. э. войска царя Левкона I присоединили Феодосию к Боспорскому царству. В составе античного Боспора Феодосия была самым крупным торговым портом Северного Причерноморья. Отсюда отправлялись торговые суда с зерном. Укрепленный центр Феодосии - акрополь - размещался на Карантинном холме.
Город был разрушен гуннами в IV веке н. э.
Херсонес Таврический , или просто Херсонес (др.-греч. Χερσόνησος - ἡ χερσόνησος) - полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя. На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Херсонес был греческой колонией, основанной в 529/528 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазийском побережье Черного моря. Он расположен в юго-западной части Крыма, у бухты, которая в настоящее время называется Карантинной. В наиболее ранних слоях Херсонеса археологами было найдено значительное число черепков (обломков) архаической чернофигурной керамики, которая датируется временем никак не позже VI века до н. э.
Через сто с небольшим лет после основания Херсонеса, его территория уже занимала всё пространство полуострова, лежащего между Карантинной и Песочной бухтами (в переводе с греческого «Херсонес» и означает полуостров, а Таврикой (страной тавров) эллины называли южный берег Крыма).

10.Общественно-политическая жизнь и государственное устройство Херсонеса .
Государственное уст-во
Основную массу свободного населения Херсонеса составляли греки, при этом греки-доряне. На это указывают эпиграфические памятники, которые, вплоть до первых веков нашей эры, были написаны на дорическом диалекте. Характерными особенностями последнего является употребление: α вместо у, например в словах δάμος-δ-^ιος, βουλά,-βοολή, Χερσόνασος вместо Χερσόνησος и др.
Но, наряду с греками, в Херсонесе жили, тавры и скифы. Скифские имена встречаются на амфорных ручках и в эпиграфических памятниках (ΙΡΕ I 2 , 343). Один из херсонесских послов в Дельфах, получивших там проксению, имеет отчество Σκοθα;. То же самое лицо, повидимому, названо и в акте о продаже земли (ΙΡΕ I 2 , 403). Таким образом, некоторые лица из туземного населения не только жили в Херсонесе, но и пользовались в нем гражданскими правами. Было ли это исключением или, наоборот, массовым явлением, сказать трудно. Во всяком случае, несомненно, что Херсонес был тесно связан с местным населением, а не стоял изолированно от него.
Господствующий класс в Херсонесе составляли рабовладельцы: землевладельцы, хозяева мастерских, торговцы, а также мелкие крестьяне и ремесленники. Угнетенным и эксплоатирз"е-мым классом были рабы, происходившие из туземного населения; «Рабовладельцы и рабы - первое крупное деление на классы». 1 Кроме того, в зависимости от Херсонеса находилось скифское население, жившее на принадлежавшей Херсонесу территории. Восстание скифов под руководством Савмака является убедительным свидетельством того, что скифы эксплоатировались греками.
В рассматриваемый период в Херсонесе была демократическая республика. Формы государственных органов и общий характер государственного устройства Херсонеса имеют много общего с государственным устройством Гераклеи и ее метрополии - Мегар. 1 Главным источником для изучения государственного устройства Херсонеса являются эпиграфические памятники - надписи на мраморных плитах. Ценными документами являются надписи, изданные от имени государства: почетные декреты, проксении, договоры, акты и др. Один из важнейших памятников Херсонеса - присяга, относящаяся к концу IV - началу III в. до н. э. (IPE I 2 , 401). До сих пор было принято считать, что присяга представляет клятву, которую принимали достигшие совершеннолетия юноши - эфебы, получавшие после этого права гражданства, что в присяге перечислены все те обязанности, которые должен был соблюдать каждый гражданин. 2 Акад. С. А. Жебелев 3 считает, что присягу должны были принести все граждане государства после того, как была ликвидирована попытка свергнуть демократию. Это новое понимание текста присяги дает нам возможность узнать о классовой борьбе, происходившей в Херсемесе в довольно ранний период, что делает присягу еще более ценным памятником.
Политическая жизнь
Несмотря на то что государственный строй Херсонеса именовался "демократия", ведущая роль в политической жизни города постепенно переходит в руки представителей наиболее зажиточной части населения. Участие в государственном управлении не оплачивалось и потому практически было недоступно для тех, кто жил только за счет результатов своего труда. Как следует из почетных декретов и посвятительных надписей Херсонеса, фактическая власть в государстве постепенно переходит нескольким семьям, и херсонесская демократия, как и в Ольвии, становится демократией лишь для небольшого круга состоятельных граждан.
Политическая жизнь в античном городе всегда была тесно связана с религиозной. В архитектурном убранстве города выделялись храмы. К сожалению, в результате последующих перестроек и перепланировок городской территории все древние храмы были разрушены и не сохранились. Однако из почетных надписей нам известно, что в городе стояло несколько храмов. Главной святыней Херсонеса с IV веке до н. э. стало святилище Девы с храмом и статуей этого божества. Вообще религиозная жизнь города этого времени была богата и разнообразна. Во главе официального пантеона, судя по присяге граждан, стояли Зевс, Гея, Ге-лиос и Дева. Помимо храма в городе неподалеку от Херсонеса, на мысе Феолент или на Маячном полуострове, располагался еще один храм Девы. В этом храме, по древнейшим греческим преданиям, жрицей была Ифигения - дочь руководителя Троянского похода греков Агамемнона, принесенная им в жертву. Храм Деве был и в самом Херсонесе.

11.Боспорское царство. Государственное устройство и социально-экономическая жизнь. Восстание Савмака
Боспо́рское ца́рство (или Боспор, Воспорское царство (Н. М. Карамзин), Воспорское тиранство) - античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском (Керченском проливе). Столица - Пантикапей. Образовалось около 480 до н. э. в результате объединения греческих городов на Керченском и Таманском полуостровах, а также вхождения Синдики. Позднее расширено вдоль восточного берега Меотиды (Азовского моря) до устья Танаиса (Дона). С конца II века до н. э. в составе Понтийского царства. С конца I в. до н. э. постэллинистическое государство, зависимое от Рима. Вошло в состав Византии в 1-й пол. VI в. Известно от греко-римских историков. После середины VII века до нашей эры на северном берегу Чёрного моря появляются греческие переселенцы, а к началу второй четверти VI века до н. э. осваивают значительную часть побережья, за исключением южного берега Крыма.Первой колонией в этом районе было, основанное во второй половине VII века до нашей эры, Таганрогское поселение, расположенное в районе современногоТаганрога.Скорее всего, колонии основывались как апойкии - независимые полисы (свободные гражданские коллективы). Греческие колонии были основаны в районе Боспора Киммерийского (Керченского пролива), где постоянное местное население отсутствовало. Постоянное население наличествовало в Крымских горах, где жили племенатавров, в степях периодически кочевали скифы, вокруг реки Кубани жили полукочевые меоты и земледельцы синды. Первое время колонии не испытывали давления со стороны варваров, население их было весьма немногочисленным, а оборонительные стены у поселений отсутствовали. Около середины VI в. до н. э. зафиксированы пожары на некоторых небольших памятниках, в том числе на Мирмекии, Порфмии и Торике, после чего на первых двух из них возникают небольшие укреплённые акрополи. Удобно расположенный, обладающий хорошей торговой гаванью и поэтому достигший значительного уровня развития Пантикапей, надо думать, стал тем центром, вокруг которого объединились в межполисный союз греческие города обоих берегов Керченского пролива. В настоящее время появилось мнение, что первоначально ему удалось объединить вокруг себя только близлежащие малые города, а на другой стороне пролива центром стала основанная в 3-ей четв. VI в. до н. э. Фанагория. Около 510 г. до н. э. в Пантикапее был построен храм Аполлона ионического ордера. Видимо, от имени священного союза городов, возникшего вокруг храма, выпускалась монета с легендой «ΑΠΟΛ». Был ли этот союз равен политическому, как он был организован, кто в него входил - неизвестно. Существует гипотеза, связывающая выпуск этих монет с Фанагорией.

Социально-экономическая жизнь
Население крупных территорий Боспорского царства находилось на разных ступенях социально-экономического развития и общественных отношений. Здесь царил рабовладельческий способ производства, в связи с чем общество делилось на свободных и подневольных людей. К господствующей верхушки принадлежали царская семья и ее окружение, чиновники центрального и местного аппаратов власти, судовладельцы, работорговцы, владельцы земельных участков, ремесленных мастерских, состоятельные купцы, представители родоплеменной и военной знати, жрецы. Владельцами и распорядителями земли были боспорские правители и крупные землевладельцы. Существовало государственная и частная собственность на землю.В Боспорском государстве жили свободные граждане среднего достатка, которые не имели рабов, иностранцы, а также свободные крестьяне-общинники (Пелата). Последние были основными плательщиками натуральных налогов за право пользования землей и преимущественно несли бремя повинностей в пользу государства и местной аристократии. К тому же крестьяне обязаны были участвовать в ополчении во время нападения кочевых племен на Боспорское царство.низкий ступень социальной лестницы традиционно занимали рабы, делились на частных и государственных. Работа государственных рабов в основном использовалась на строительстве общественных зданий, оборонительных сооружений. В племенных организациях рабство было домашним, патриархальным. Местные аристократы широко использовали труд рабов в земледельческих хозяйствах, где в основном выращивался хлеб на продажу.

Государственное устройство
По историческим типом Боспорское царство было рабовладельческим государством, как и города-государства, вошедшие в его состав. По форме правления это был один из разновидностей деспотической монархии. С начала образования Боспорское царство было аристократической республикой, во главе которой от 483 г. до н.э. стоял род Архенактидив. С середины V в. (438 г. до н.э.) власть перешла к династии Спартокидов, правившей здесь в течение трех веков. Спартокидах долго титуловали себя архонтами Боспора и Феодосии, а царями назывались по вассальных варварских народов. Уже с III ст. до н.э. двойных титул исчезает, правители пойменовують себя царями (боспорские цари сохранили за собой титул архонтов в I в. до н.э. лишь относительно Пантикапея).

Города-государства, которые вошли в состав Боспорского царства, имели определенную автономию, собственные органы самоуправления (народные собрания, советы городов, выборные должности). Но уже на грани новой эры боспорские цари становятся единоличными правителями, обладателями, которые называют себя «царями царей" (с присоединением к государству новых племен титула главы государства - царь - присоединялась их этническое название). В I-III ст. н.э. в Боспоре усилилась тенденция к централизации власти, сопровождалось формированием сложной государственно-бюрократической структуры с царской администрацией во главе.

Савмака восстание
Восстание скифов в Боспорском государстве в 107 до н. э. Вспыхнуло в Пантикапее во время переговоров с Диофантом о передаче власти боспорским царём Перисадом V понтийскому царю МитридатуVI Евпатору (См. Митридат VI Евпатор). Перисад был убит Савмаком, а Диофант спасся бегством вХерсонес. Восставшие овладели всей европейской частью Боспора. В С. в. участвовало скифское население,состоявшее из зависимых крестьян, ремесленников, рабов. С. в. воспрепятствовало осуществлениюполитической сделки, с помощью которой рабовладельческая верхушка Боспора, стремясь найти выход изострого кризиса и сохранить своё классовое господство, пыталась установить режим твёрдой власти, передавеё в руки Митридата VI. Вождь повстанцев Савмак стал правителем Боспора. Строй, установившийся впериод правления Савмака, продолжавшегося около года, неизвестен. После длительной подготовкиМитридат VI направил в Синопу большую карательную экспедицию Диофанта. В Крыму в неё были включеныхерсонесские отряды. Войска Диофанта взяли Феодосию, прошли Керченский полуостров и захватилиПантикапей. С. в. было подавлено, Савмак пленён, а Боспорское государство перешло под властьМитридата VI.

Славяне в Крыму.

Славяне появились в Крыму еще в первые столетия нашей эры. Отдельные историки связывают их появление на полуострове с так называемым великим переселением народов III-VIII вв. н. э. Наиболее выразительные следы славянской культуры, выявленные археологами, относятся ко временам Киевской Руси. Например, при раскопках на холме Тепсель (возле нынешнего поселка городского типа Планерского) обнаружено, что там долгое время существовали славянские поселения, возникшие в XII- XIII вв. Открытый на холме храм по своему плану близок к храмам Киевской Руси, а раскопанная в одном из жилищ печь напоминает древнерусские. То же можно сказать и о найденной при раскопках керамике. Остатки древнерусских церквей выявлены в различных регионах полуострова, большая часть из них находится в восточном Крыму. Фресковые росписи и штукатурка, судя по фрагментам, найденным в этих руинах, близки к подобному материалу киевских соборов XI-XII вв.
Письменные источники свидетельствуют, что Крым еще в начале IX в. попадает в сферу влияния древнерусских князей. Например, житие Стефана Сурожского рассказывает, что в первой четверти IX в. русский князь Бравлин напал на Крым, овладел Херсоном, Керчью и Судаком (часть историков считают этот эпизод полулегендарным).
В середине XI в. древние русы начинают оседать в Приазовье, овладевают греческим городом Таматархой, позднейшей Тмутараканью - столицей будущего древнерусского княжества. Источники дают основание полагать, что к середине X в. власть киевских князей распространялась и на часть земель в Крыму и прежде всего на Керченский полуостров.
В 944 г. киевский князь Игорь посадил своего наместника в Крыму, вблизи Керченского пролива, вытеснив оттуда хазар. Точно установить границы владения русских земель в Крыму в этот период сложно. Но о возросшем влиянии русов в Крыму свидетельствует текст договора, заключенного Игорем с Византией после неудачного похода на Константинополь в 945 г.: «А о Корсуньской стране: елико же есть городов на той части, да не имуть власти князи Рускии... и та страна не покоряется вам», т. е. киевскому князю. Этим договором Вазантия стремилась ограничить влияние русских князей в Крыму, используя поражение русов в 945 г. Этим же договором киевский князь обязался защищать Корсуньскую землю от черных болгар, что было возможно лишь при условии сохранения за Игорем определенной территории в восточной части Крыма или на Тамани, где в то время складывалось будущее Тмутараканское княжество.
Сын Игоря Святослав сумел укрепить влияние киевских князей в Крыму, особенно в период 962-971 гг. Лишь неудачный поход Святослава в Болгарию вынудил его пообещать византийскому императору не претендовать «ни на власть Корсуньскую, и елико есть городов их, ни на страну Болгарську». Но это было временное отступление Руси в Крыму. Сын Святослава Владимир осуществил в 988 г. поход на Корсунь и овладел городом.
Византии пришлось подписать с Киевским князем договор, которым признавались его владения в Крыму и Приазовье. Благодаря этому договору Киевская Русь получила выход к Черному морю и укрепила зависимое от нее Тмутараканское княжество. После корсуньского похода к этому княжеству был присоединен город Боспор с округом, получивший русское название Корчев (от слова «корча» - кузница, нынешняя Керчь).
В течение всего XI в. Тмутараканское княжество, в том числе его земли на Крымском полуострове, принадлежало Древней Руси. В конце XI в. упоминания о Тмутаракани из летописи исчезают, но, очевидно, еще до середины XII в. Керченский полуостров и Тамань были русскими. Во второй половине XII в. Тмутараканское княжество пало под ударами половцев, кочевавших в Северном Причерноморье.
О том, что земли на Керченском полуострове принадлежали киевским князьям, говорит целый ряд письменных источников. Идриси называл Керченский пролив «устьем Русской реки» и знал в этом регионе даже город с названием «Россия» (Можно предположить, что это русский Корчев, который, по сообщению византийского источника 1169 г., какое-то время назывался «Россия»). На средневековых европейских и азиатских картах Крыма сохранилось немало названий городов, свидетельствующих о давнем и длительном пребывании на полуострове русов: «Косаль ди Россиа», «Россиа», «Россофар», «Россо», «Росика» (вблизи Евпатории) и др.
Половецкое, а затем монголо-татарское нашествие надолго отрезало Крым от Киевской Руси.

13.Тмутараканское княжество. Политическое устройство, социально-экономическая жизнь.
В истории древнерусского полуанклава на берегах Керченского пролива - Тмутараканского княжества - остается очень много пробелов. Например, первое упоминание о нем в русских летописях значится под 988 г., когда киевский князь Владимир Святославич отправил княжить в Тмутаракань своего юного сына Мстислава, но обстоятельства, при которых эти земли перешли во владение киевских князей, и время, когда это случилось, остаются предметом спора современных историков. Достоверно неизвестно, кому принадлежали эти земли до прихода русских. Мы не знаем точных границ Тмутараканской земли и времени, когда Тмутаракань перестала быть русским княжеством.
По одной версии, тмутараканский стол был захвачен Святославом во время похода на хазар еще в 965-966 гг. По другой - эти земли во время захвата киевским князем Владимиром Корсуни (средневековый Херсон, современный Севастополь) были пожалованы византийцами русскому князю за обязательство оберегать крымские владения империи от набегов кочевников.
Сохранилось немало достоверных сведений о Тмутараканском княжестве. Можно с уверенностью говорить, что территория его включала Керченский полуостров с городом Корчев (греческий Боспор, современная Керчь) и Таманский полуостров, где находилась столица княжества город Тмутаракань (греческая Таматарха, Матраха, современная станица Тамань). Вероятно, Тмутараканскому княжеству принадлежали и некоторые участки берега Восточного Приазовья, где издавна находились богатые рыбные промыслы.
Жители побережий Керченского пролива занимались земледелием и скотоводством, ловили рыбу, которой изобиловали воды Азовского и Черного морей. В городах процветали ремесла, прежде всего гончарное производство. Но самым важным занятием жителей княжества, расположенного на пересечении торговых путей, была торговля, которая приносила большие доходы горожанам и государству.
Население княжества было пестрым. Здесь проживало немало греков, осевших в городах и селениях тюркских кочевников, в том числе хазар, еврейских купцов и ремесленников, а также выходцев с Кавказа, прежде всего зихов и алан. Со временем появился и заметный славянский слой, представленный княжескими людьми, дружинниками, купцами, ремесленниками и священнослужителями.
Город Тмутаракань являлся местопребыванием главы Зихской епархии, подчинявшейся непосредственно Константинопольскому патриарху. Известны свинцовые печати архиепископа Антония, возглавлявшего епархию в середине XI в.
Князь Мстислав был весьма энергичным правителем. По сообщению «Повести временных лет», в 1022 г. он отправился походом на касогов. Они выступили ему навстречу. Вел их князь Редедя. Оба князя имели крепкое сложение и отличались силой, поэтому согласились разрешить спор поединком, чтобы не губить с моих людей. По обычаям того времени они боролись без оружия, и только победитель имел право убить побежденного. Победа досталась Мстиславу. Согласно договоренности тмутараканский князь получил землю, власть над касогами, имущество и семью побежденного.
Уже в следующем году Мстислав, опираясь на свою дружину, подвластных ему касогов и хазар (жителей княжества), выступил против своего брата Ярослава и борьбе за киевский престол. Разбив Ярослава, он получил половину Руси со столицей в Чернигове. Вскоре Мстислав покидает Тмутаракань, которая отныне управляется его доверенными лицами.
Позднее здесь правил князь Глеб, известный тем, что измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева по льду в 1068 г. и увековечил это событие надписью на знаменитом Тмутараканском камне, найденном на Тамани в конце XVIII в. Некоторое время здесь княжил Ростислав Всеволодович, скрывавшийся от киевского к и язя. Он был отравлен греками по наущению великого князя Святослава. Здесь и позднее не раз находили убежище князья-изгои.
Самым известным тмутараканским князем был Олег Святославич (в крещении Михаил). Впервые он прибыл в Тмутаракань в 1078 г. и, также как Ростислав, скрывался здесь от своих недругов. Потерпев поражение в борьбе за черниговское княжение, он был предан половцами, схвачен «козарами» в Тмутаракани и выдан византийцам. Его судьбу определила смена власти в Константинополе. При покровительстве нового императора Византии Сохранилась свинцовая печать с изображением того же архангела и греческой надписью: «Господи помоги Михаилу, архонту Матрахи, Зихии и всей Хазарии». Деятельный и удачливый политик, Олег одиннадцать лет княжит в Тмутаракани, но внимательно следит за событиями в Киеве, мечтая занять черниговский престол. И после смерти в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода, осознав, что новый великий князь Владимир Мономах еще слаб, в 1094 г. со своими союзниками - половецкими ханами осуществляет свою мечту - утверждается в Чернигове. После этого события Тмутаракань уже не упоминается в летописях как русское владение.
С Тмутараканью тесно связана и история русской церкви. Кроме построенной Мстиславом церкви во имя Богородицы, в благодарность за дарованную девой Марией победу над Редедей здесь вблизи города был основан русский монастырь.
Основателем его явился монах Никон, известный как один из первых русских летописцев и духовных столпов Руси того времени, сподвижник святого Феодосия Печерского. Влияние Никона на духовную и культурную жизнь Киевской Руси невозможно переоценить. Никон подолгу жил в Тмутаракани и иногда выполнял дипломатические поручения горожан. Вероятно, именно здесь он приступил к созданию нового летописного свода, который закончил уже в Киеве.
После прекращения древнерусского княжения в Тмутаракани русские люди еще долго продолжали жить на Тамани, а русский язык использовался здесь даже в середине XIII в.

Просмотров