Иоанн павел 2 болезнь паркинсона. Иоанн павел ii

16 октября 1978 в католическом мире случилось беспрецедентное событие — впервые в истории новым папой был избран славянин, представитель коммунистической Польши, Кароль Войтыла. Как поговаривали в то время, кандидатура польского кардинала совершенно случайно была выдвинута на конклаве — кардиналы все никак не могли избрать папу, попросту не хватало нужных голосов. Могли ли они представить, что неприметный и скромный кандидат наберет большинство голосов и будет воздвигнут наместником Бога на земле? Поляк был загадкой для многих, ведь еще никогда на должности папы римского не было столь разностороннего человека: писателя, поэта, философа, драматурга, актера и спортсмена — жизнь Яна Павла II была необычной и увлекательной.

Несчастливое детство будущего понтифика

264-ый папа римский Кароль Войтыла родился 18 мая 1920 в верующей польской семье из города Вадовице . Его отец был военным, а мать учительницей — от родителей Кароль унаследовал любовь к Богу и высокоморальное воспитание. Детство будущего понтифика нельзя назвать счастливым — он рано узнал что такое смерть близких ему людей. Когда Каролю исполнилось 8 лет умерла его мать, а через несколько лет его брат Эдмунд , который работая врачом, заразился от больных скарлатиной и скончался в 1932 году.

Несмотря на такие потрясения Кароль тянулся к знаниям и находил в них отраду. От чувства одиночества, которое заполнило молодого парня после смерти близких, он спасался занимаясь в театральной секции. Игра на сцене, аплодисменты публики и взаимодействие актеров поселили в душе молодого Войтылы мечту стать актером. Воодушевленный классическими произведениями драматургии Кароль пишет пьесу «Король-дух». Наряду с этим, он не забывает об учебе: прилежно учится и проявляет большие способности к изучению языков.

Путь к Богу

Накануне Второй мировой войны Кароль Войтыла, получив среднее образование, вместе с отцом переехал жить в Краков. Здесь жизнь бурлила совершено по-другому и творческому, смышленому парню было где применить свои таланты. Он поступает в Ягеллонский университет, где обучается на факультете полонистики и одновременно активно занимается в актерском кружке «Студия 38». Во время одного из выступлений Кароля заметил архиепископ Кракова Стефан Сапега. После представления он подошел к юноше и сказал слова, которые на всю жизнь отложатся в памяти Войтылы и окажут большое воздействие на его дальнейшую жизнь: «Такой талант должен служить Богу».

С приходом фашистских оккупантов жизнь будущего папы римского резко изменилась. Его отцу прекращают выплачивать пенсию и для того, чтобы обеспечить себя и отца Кароль устраиваться работать в каменоломню, а позже идет работать на химический завод, параллельно проходя обучение на богословском факультете подпольного университета. В это время он не только усердно трудится, но и, как настоящий патриот, призывает рабочих не поддаваться власти фашистов.

В 1940 году Войтылу касается большое потрясение, которое сильно изменило его жизнь — отец 20-летнего Кароля умирает от сердечного приступа. В этот момент будущий понтифик невероятно остро почувствовал свое одиночество. » К двадцати годам я потерял всех кого любил», — скажет он позже в одной из своих книг. Именно смерть отца стала главным толчком, который сподвиг его не только принять Бога, а и понять, что его смысл жизни — служба Всевышнему.

Карьера священнослужителя

В 1942 году Кароль Войтыла пришел к архиепископу Кракова и сказал, что хотел бы стать священником. Говорят, что Стефан Сапега, по какой-то причине, трижды отказывал в этом Каролю , считая его неготовым и лишь на третий одобрил желание молодого поляка служить церкви. Войтыла записался на курсы подпольной духовной семинарии, а закончив ее и, будучи рукоположенным в священники, в 1946 году был отправлен в Рим для обучения богословию . Умный, отверженный и рассудительный, он показал себя в лучшем свете, а благодаря кропотливой работе над сочинениями мистика Иоанна Креста польский священник был удостоен звания доктора богословия .

С 1948 года начинается стремительна карьера Кароля Войтылы. Он начинает службу богу с небольшого пасторского прихода в маленьком селе Негович , вскоре переведен в Краков, где занимается преподаванием в Ягеллонском университете, позже — вспомогательным епископом Краковского архиепископства, а в 1958 году становится епископом.

Кароль Войтыла был удостоен звания кардинала в 1967 году и сразу же включился в важную для католической церкви работу. Будучи одним из самых молодых участников Второго Ватиканского собора, польский кардинал принимает активное участие в разработке и принятии важных церковных документов. Венцом его деятельности было избрание в 1978 году папой римским. Это было неожиданное и непредсказуемое событие, последствием которого стало появление одной из наиболее могущественных персон ХХ века.

Папа римский без тиары и коронации

Приняв имя своего предшественника, Кароль Войтыла становится Яном Павлом II. На этом сходство нового папы с предыдущим заканчиваются, как и схожесть с другими понтификами. Новый глава Ватикана видит свое правление в активной реформаторской деятельности и эти перемены в первую очередь коснулись порядков и традиций святого престола. Так, Ян Павел II отказался от традиционной коронации на пост — была проведена обычная инаугурация, понтифик отказался носить тиару, а говоря о своей персоне, никогда не употреблял «я», а не царственное «мы». Всеми своими действиями польский папа хотел подчеркнуть девиз всей своей жизни, который заключался в фразе «Я раб рабов Божьих».

Политика Ян Павла II была направлена на поднятие престижа католической церкви, прекращение разрозненности и вражды представителей различных религий и истребление коммунизма, как антигуманного явления, ущемляющего права человека. Понтифик продолжал вести активный образ жизни: он занимался лыжным и водным спортом, путешествовал по миру, встречался с могущественными политиками и общественными деятелями.

В первый же год своего папства Ян Павел II посетил Польшу. Земляки приняли понтифика с большим воодушевлением и гордостью за свою землю, на которой родился такой выдающийся человек. Этот приезд сплотил расслоенное общество, напомнил об аутентичности и величии польского народа, дал силы бороться за демократическую страну, в которой будут учитываться интересы каждого. Папа поддерживал деятельность организации «Солидарность», которая подняла народ на бунт против коммунизма. Многие историки и политические деятели говорят о том, что заслуга в провале режима Яна Павла II огромная — именно его приезд поспособствовал тому, что поляки действовали сплоченно и организовано.

Сплочение человечества и борьба за мир

Деятельность папы польского происхождения была поистине беспрецедентной: он первый из понтификов вошел в синагогу, провел мессу в мусульманской стране и в знак примирения между религиями сказал, что мусульмане «старшие братья христиан». Кроме этого, Ян Павел II провел встречу и установил взаимопонимание с африканскими племенами, приверженцами культа вуду , Далай Ламой, английской королевой Елизаветой II, лидерами СССР, в частности, с Михаилом Горбачевым , представителями лютеранской церкви.

Впервые в истории человечества понтифик извинился за злодеяния католической церкви, действия инквизиции, бесчинства рыцарей Крестовых походов и Тевтонского ордена. Кароль Войтыла, будучи папой римским, реабилитировал своего земляка Николая Коперника и Галилео Галилея, частично признал учение Дарвина и поцеловал Коран. Но вместе с тем он был ярым противником абортов и гомосексуализма, однополых браков и женщин-священнослужителей.

С 58 до 85 лет длилось правление Яна Павла II, изменившего мир, показавшего, что все нации и религии могут мирно существовать на одной планете и взаимодействовать, получая общее благо. Папа не раз навещал страны, в которых шли войны и пытался всячески помочь решению конфликта: и словом и делом. Он всегда придерживался единой линии поведения и не шел на поводу у политиков — Кароль Войтыла никогда не искал личной выгоды и не совершал корыстных поступков, он лишь служил Богу и человечеству, чем заслужил огромную популярность верующих всего мира. Подобное положение дел было костью в горле многих политиков, что привело к покушению на понтифика в 1981 году.

Покушение на главу Ватикана

13 мая в 5 часов вечера автомобиль папы римского двигался через восторженную толпу верующих, простых зевак и туристов к собору Св. Петра. Все ждали речи великого понтифика, но по традиции автомобиль должен был сделать три почетных круга, во время которых Войтыла приветствовал толпу. В долю секунды раздался громкий выстрел и тело папы упало на руки личного секретаря, сидящего рядом в авто. На животе Яна Павла II кровоточила рана и его было немедленно отправлено в клинику «Джамелли «, а человека, выстрелившего в папу из толпы паломников, задержали в мгновение ока.

Мехмет Али Агджа , а именно так звали стрелка, оказался представителем турецкой ультраправой группировки, которая была известна в Европе под названием «Серые волки». Будучи беглецом турецкой тюрьмы и спасаясь от правосудия, Мехмет случайно оказался в Италии, где и осуществил преступление, целью которого было убить папу. Кто был заказчиком так достоверно и неизвестно: была создана специальная комиссия, которая расследовала детали покушения. Выдвигались различные версии кто же желал смерти понтифика от итальянских политиков и кардиналов до советских спецслужб, действующих по указаниям руководства СССР.

К счастью, цель Мехмета Али Агджи не была достигнута и после длительной операции и всех возможных и невозможных усилий итальянских медиков, понтифик выжил. Пуля не повредила жизненно важных органов, став лишь причиной сильного кровотечения, которое было вовремя остановлено. Позже папа римский скажет, что сама Матерь Божья отвела от него пулю и спасла жизнь, а постоянная молитва, которую Войтыла читал пока был в сознании, помогли быстро восстановиться.

Что же касаемо убийцы, то Папа ни на секунду не обозлился и даже не держал обиды на Агджу . Более того, в 1983 году он навестил заключенного, которого приговорили к пожизненному заключению. Войтыла долго разговаривал с Мехметом наедине, а когда вышел то сказал лишь: «Мы разговаривали как братья, которые полностью доверяю и не держат обиды друг на друга». Суть разговора понтифика и преступника так и осталась тайной, которая осталась между ними. Известно только одно — после рокового разговора по настоянию папы мера пресечения для Агджи была изменена и он был передан турецким властям. Жизнь преступника круто изменилась — он стал глубоко верующим человеком.

Завершение великой эпохи правления

В 90-е здоровье Кароля Войтылы значительно ухудшается. У него обнаруживают опухоль кишечника, которую успешно удаляют, но вскоре глава Ватикана оступился в душе и сломал шейку бедра. В это же время начинают говорить о том, что понтифик страдает болезнью Паркинсона , но Ватикан всячески отрицал эту информацию. Несмотря на многочисленные недомогания Ян Павел II не покидает своих дел и ведет активную международную деятельность. Когда же ему исполнилось 75 лет, то он собрал совет кардиналов, для того чтобы выяснить не должен ли он в этом возрасте уходить в отставку. Проведя целое расследование и изучение жизни предшественников, Войтыла принял решение, что уходить папа римский должен, когда его заберет Господь Бог.

30 марта 2005 года Ян Павел II в последний раз вышел на балкон для того, чтобы поприветствовать верующих, но это ему не удалось. Папа римский скончался 2 апреля, а возле его резиденции собралось бесчисленное количество людей, которые молились об облегчении страданий понтифика. Прощание с главой Ватикана было одной из самых масштабных церемоний века: 300 тыс. человек присутствовало на литургии, более 4 млн. верующих проводили выдающегося папу в последний путь, весь мир наблюдал за церемонией с экранов телевизоров.

Возведение в лик святых

После смерти понтифика разгораются различные споры о его жизни, ведь становится известной многолетняя переписка Кароля Войтылы с полькой Анной-Терезой Тыменецкой . В общении папы римского и писателя-философа не было ничего крамольного, но вездесущие папарацци пытаются читать между строк, дабы уличить главу Ватикана в любви к женщине — никому не верилось, что 32-летняя переписка могла производиться в рамках дружбы. Раздуть скандал не удалось — добродетельный папа искренне дружил с полькой, они вместе писали книгу и обсуждали философские проблемы, а в молодости, будучи другом семьи Тыменецкой , Войтыла вместе супругами занимался лыжным спортом.

Несмотря на попытки уличить папу Яна Павла II, опорочить его благодетельность не удалось, и в 2014 году он был причислен к лику святых. Этому поспособствовали совершенные понтификом чудеса, которые были документально зафиксированы и произведены при свидетелях. Благодаря молитве Войтылы две женщины излечились от тяжелых болезней, которые не поддавались лечению.

Целая эпоха ушла с уходом в иной мир Яна Павла II: посвятив жизнь служению Богу он, прежде всего, служил человечеству, пытался на собственном примере показать, что все мы братья и сестры на этой планете и можем прощать ошибки друг друга, помогать и поддерживать, проявлять добро и милосердие. На протяжении всей жизни глава католиков не забывал о своей родине — он до последнего вдоха оставался поляком до мозга костей и проявлял свой патриотизм в делах.

В культуре ХХ века популярность папы римского Иоанна Павла II в чем-то сродни популярности голливудских кинозвезд. Он провел ряд эффектных и внешне либеральных акций, но даже его знаменитое опровержение существования физического ада, сделанное ровно девять лет назад, 28 июля 1999 года, ничего не изменило в католической доктрине.

Кароль Войтыла, будущий папа Иоанн Павел II, родился 18 мая 1920 года в местечке Вадовице на юге Польши в семье отставного военного. По воспоминаниям понтифика, семья была очень набожной и дружной. Именно родители — Кароль и Эмилия - воспитали в мальчике искреннюю религиозность. Но о том, что тот станет священником, никто всерьез не думал.

В восемь лет Кароль потерял мать. Затем умер старший брат, а чуть позже, в 1941 году, отец. С тех пор у Кароля случались припадки страха одиночества. Он искал спасения в молитве и чтении. Тогда же у него проявился интерес к театру. Уже по школьным постановкам было очевидно, что у мальчика есть драматический талант. Все решила Вторая мировая война.

Сопротивление словом

Позднее понтифик вспоминал, что именно вид жертв нацистского режима заставил его впервые серьезно задуматься о принятии сана священника. Его восхитила самоотверженность святых отцов, помогавших подпольщикам и оказывавших нацистскому режиму «сопротивление словом». В 1942 году Кароль окончательно решился и стал слушателем подпольных курсов при Краковской духовной семинарии. Параллельно он играл в нелегальном «Театре восторга», где ставили революционера Маяковского и патриота Адама Мицкевича (Adam Mickiewicz , 1798-1855). И за курсы, и за спектакли наказание было бы для него одинаковым - расстрел.

1 ноября 1946 года Кароля рукоположили в священники и отправили в Рим для продолжения богословского образования. Вернувшись на родину, молодой священник преподавал этику и моральную теологию в Ягеллонском университете. В 1956-м он защитил докторскую и стал профессором в университете Люблина.

В университете Кароль Войтыла считался полиглотом и знатоком языков. Но, несмотря на свое солидное звание и авторитет, св. отец всегда отличался открытостью и либерализмом. Он с удовольствием собирал у себя студенческие кружки, ходил вместе с учениками в походы, театры и на авангардные выставки. Известие о том, что он рукоположен в епископы (4 июля 1958), застало Кароля в байдарочном походе.

28 июня 1967 года Войтыла стал кардиналом. В августе 1978-го он участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I (John Paul I , 1912–1978). Однако тот прожил лишь месяц. В октябре был созван новый конклав.

Изначально никто не рассматривал фигуру поляка как серьезного претендента на папскую тиару. Борьба шла между архиепископами Генуи и Флоренции. Но ни один из них никак не мог набрать необходимые две трети голосов. Собрание зашло в тупик. Тогда стали искать компромиссную фигуру, которой и оказался Кароль Войтыла. Одни считали, что папа из страны по ту сторону «железного занавеса» сможет покончить с «комплексом разделения», характерным для восточноевропейских католических епископов. Других кардинал-поляк привлек тем, что не был ставленником Ватикана . Они видели в нем фигуру, способную изменить традиционные методы управления Церковью. После избрания Кароль Войтыла взял себе имя предшественника и стал Иоанном Павлом II. Он был 264-м наместником св. Петра, первым за последние 455 лет папой не итальянцем и единственным папой славянином.

Папа в кроссовках

За двадцать семь лет своего понтификата (1978–2005) Иоанн Павел II полностью изменил представления о Римских первосвященниках. Такой открытости и простоты со стороны наместника св. Петра мир не ожидал. Понтифик без стеснения совершал пробежки в кроссовках по садам Ватикана, катался на лыжах и обсуждал с корреспондентами свои гастрономические пристрастия. В газетах часто появлялись его фотографии: вот папа на футбольном матче, вот на «Формуле-1» , а вот встречается с Пеле …

Но главное - Иоанн Павел II смог доказать, что в современном мире католическая Церковь не устарела, а религия не перестала быть актуальной. В его понтификат были признаны многие достижения научно-технического прогресса. Церковь признала свою вину в судебном преследовании Галилея (1992) и длительном непризнании теории Коперника (1993). Она даже согласилась с эволюционным учением Дарвина (1997) и освоила Интернет, выбрав его святым покровителем Исидора Севильского (1998).

12 марта 2000 года, в первое воскресение Великого поста, на традиционной воскресной мессе в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он просил прощения за преследование евреев, раскол церкви , инквизицию , религиозные войны , крестовые походы , презрение к бедным и слабым. Такого покаяния не знала ни одна религия.

Иоанн Павел II был также первым понтификом, который отважился прикоснуться (в буквальном смысле) к другими конфессиям. 29 мая 1982 года католический мир был потрясен. Папа встретился с главой англиканской церкви архиепископом Кентерберийским Робертом Рунси! И даже совершил совместное богослужение! С протестантом !

19 августа 1985 года понтифик, по приглашению короля Марокко Хассана II, выступил на стадионе в Касабланке перед 89-тысячной аудиторией молодых мусульман. В своей речи он размышлял о трагическом непонимании и вражде между приверженцами двух великих религий.

Во время визита в Индию (31 января–10 февраля 1986) он провозгласил Махатму Ганди равным учителям церкви и присутствовал при ритуале открытия «третьего глаза».

А 13 апреля 1986 года папа ступил на порог римской синагоги. И его фраза, обращенная к верховному раввину Рима Элио Тоаффу, стала хитом: «Вы - наши возлюбленные братья, и, можно сказать, наши старшие братья».

Слово «хит» в отношении Иоанна Павла II можно употреблять без кавычек. Папа в 1998 году выпустил CD «Abba Pater», до сих пор пользующийся бешенной популярностью. Там св. отец читает молитвы и священные тексты под аккомпанемент негритянских ритмов и кельтских флейт. 27 сентября 1999 года папа посетил концерт рок-звезд в Болонье. В интервью он сообщил, что особенно удачной ему показалась композиция Боба Дилана «Blowing in the Wind». По словам св. отца, она близка всем, кто ищет себя.

Иоанна Павла II любили. На его похоронах (2005) многие держали плакаты «Santo Subito!» («Канонизировать немедленно!»). Это о многом говорит. Впрочем, как и то, что на конкурсе «Мисс Италия–2004 » его признали «самым неподражаемым мужчиной нашего времени».

Как либеральные, так и консервативные оппоненты Иоанна Павла II утверждали, что своим поведением он дискредитировал статус Римского первосвященника. Из понтифика он стал «пап-звездой» . Как писала польская газета «Nie» («Нет»), «даже похороны Иоанна Павла II приобрели характер вселенского турслета, с песнями под гитару и обязательным фотографированием у тела покойного». Но, на самом деле, понтифик вел себя как современный здравомыслящий человек, понимавший, что мир изменился, и нет ничего страшного в том, чтобы ответить на его вызов на его же языке. И это ему прекрасно удавалось: папа был талантлив - остроумен и искусен в импровизации.

Однако публичный успех стоял для папы далеко не на первом месте. Он никогда не интересовался, что пишут о нем в газетах на эту тему. Были вопросы, которые тревожили его куда больше, и которые разрешить ему так и не удалось. И год от года, несмотря на все новые волны народной любви, понтифику становилось все более и более грустно, и все с большей пронзительностью он чувствовал свое одиночество. Но об этом - чуть позже.

Третий путь

Политические взгляды Иоанна Павла II можно было бы назвать христианским капитализмом: рыночная экономика плюс христианская этика. Он не подвергал сомнению право человека на частную собственность, но был убежден - обладающий ею должен чувствовать свою ответственность перед обществом. В первую очередь, руководствуясь христианским принципом любви к ближнему, он должен обеспечить справедливый и достойный материальный уровень жизни тем, кто является непосредственным производителем. Папа понимал, что человеку, постоянно находящемуся в нужде, не хватает сил заботиться о своем духе. В этой связи Иоанн Павел II даже допускал экспроприацию собственности, если того требуют общественные интересы. Кроме того, он признавал право народа на восстание против несправедливости общественных порядков. Именно эти взгляды были причиной его визита на Кубу в январе 1998 года - в знак протеста против экономических санкций США в отношении Острова Свободы. Там Иоанн Павел II не только встретился с «красным команданте», но и провел мессу на площади Революции в Гаване при миллионной аудитории.

Но социалистом папа не был, поскольку не признавал марксистского принудительного коллективизма и тоталитарных методов управления. Иоанн Павел II принимал самое активное участие в свержении коммунистического режима в Польше. Уже его первый визит на родину 2–10 июня 1979 года оказался хлестким ударом по коммунистической идеологии. Во время мессы, которую папа провел на площади Победы в Варшаве , 300-тысячная толпа скандировала: «Нам нужен Бог!». Как сказал советник американского президента Джимми Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский (Zbigniew Kazimierz Brzeziński): «До сих пор доминирующем было ощущение неизбежности существующей [социалистической] системы. После отъезда папы доминирующим стало отсутствие этой неизбежности». Святой отец превратился в духовного лидера польских антикоммунистов. Во время забастовки на верфях Гданьска (14–31 августа 1980) над всеми входами в доки висели портреты Иоанна Павла, а Лех Валенса , когда подписывал договор с правительством о создании независимых профсоюзов, воспользовался большой сувенирной ручкой с фотографией понтифика. Вполне вероятно, что за покушением на Иоанна Павла II 13 мая 1981 года стояли советские спецслужбы.

Иоанн Павел II ещё три раза посещал Польшу. Он всегда был в курсе всех событий, происходящих на родине. Так что, когда 24 августа 1989 года премьер-министром уже свободной Польши стал один из лидеров демократического движения «Солидарность» - Тадеуш Мазовецкий, понтифик мог себя поздравить.

Однако радость его была недолгой. Свободная Польша не стала страной христианского капитализма. С одной стороны, церковь в Польше пользовалась большим авторитетом. С другой - население не было развращено ценностями общества массового потребления. Однако, как только Польша получила независимость, церковь сразу потеряла харизму борца с тоталитаризмом, и сошла с политической сцены. Поляки быстро заразились консьюмеризмом и почувствовали страсть к удовольствиям и развлечениям. Разговоры о христианских ценностях уже всем надоели. 1–9 июня 1991 года понтифик в четвертый раз приехал на родину с пасторским визитом. Он был потрясен произошедшими изменениями. Папа попытался напомнить соотечественникам об истинных ценностях, но в ответ получил искреннее непонимание. «Похоже, - сказал в интервью один из активистов „Солидарности“, - папа утратил связь со страной. Он рассуждает о вещах, от которых нас уже тошнит… Вместо того, чтобы попытаться нас понять и научить, что делать, он тычет пальцем и говорит: „Все, что идет с Запада, ведет к разложению. Будь то либерализм, капитализм или порнография“».

Для Иоанна Павла II это был сильный удар. Он чувствовал себя преданным. Казалось, его мечта была так близка к осуществлению, но ничего не получилось. Груз этой потери так и не упал с души понтифика до конца его дней.

Один на один с миром

Говоря о Иоанне Павле II, католики, особенно католическая молодежь, зачастую сокрушаются, что, хотя папа и был «душкой», но оказался очень консервативным в отношении церковных норм и не изменил те из них, которые давно устарели и служат досадным препятствием в современной жизни. Но папа был несгибаем.

Без убежденности в незыблемости принципов Церкви понтифик превратился бы типичного альтернативного священника эпохи сексуальной революции: с гитарой за спиной, косяком в зубах и книжкой по медитации под мышкой. Но папа прекрасно понимал: Церковь должна быть открытой и понятной, однако не должна становиться частью поп-культуры.

Борьба за реабилитацию непопулярных установлений католической церкви в глазах современных католиков была главным делом Иоанна Павла II в. 1990-е. Он не сдал ни одного догмата, но борьбу не выиграл, хотя и не проиграл. Тем не менее сложившаяся ситуация угнетала его на протяжении оставшихся пятнадцати лет жизни.

Установления, за которые боролся папа, были двух видов: догматические и этические. Что касается теологических догматов (главных принципов веры, утвержденных особыми Соборами), против которых роптали и миряне, и священники, на первом месте стоял принцип непогрешимости папы. Второй догмат касался природы Богородицы. В католичестве считается, что с момента рождения Девы Марии на ней не было первородного греха. Поэтому она не умерла, а вознеслась на небо в теле, как Христос. Многие католики считали эти догматы не вписывающимися в современную картину мира.

Что касается заявления папы об отсутствии физического ада, то это только на первый взгляд может показаться радикальным решением. Тезис о физическом аде никогда не был догматом. Он относится к рангу «богословского мнения», которое может меняться, в соответствии со здравым смыслом - в общем, вопрос для церкви далеко не принципиальный. А вот, например, Чистилище папа не отверг, хотя Святое Писание подтверждает его существование настолько косвенно, что все остальные христианские Церкви отказываются верить в него. Но существование Чистилища - это догмат, и папа его не тронул.

Однако все эти высокие материи волновали паству не так сильно, как проблемы абортов, гомосексуализма, контрацепции, искусственного оплодотворения, развода, права женщин получать священнический сан и праве священников жениться - все это волновало паству куда больше. В газетах и на ТВ то и дело появлялись интервью с представительницами женских католических организаций, сетующих на трудности процедуры церковного развода. Они абсолютно искренне не понимали, почему бы не облегчить себе жизнь. Именно эта искренность угнетала понтифика больше всего.

Многие священники тоже высказывались за развод и даже придумали для этого новый чин службы. Были страстные сторонники рукоположения женщин - в отказе католической церкви признать за ними такое право многие видели дискриминацию. Среди них был, например, миланский кардинал Мартини. Папа попытался объяснить, что главное предназначение женщины - это материнство. Но его не услышали.

Против запрета контрацепции оппоненты папы выступали ещё более решительно. Они весьма справедливо указывали на то, что контрацептивы снижают риск заражения СПИДом и уровень рождаемости, а, следовательно, и бедности в слаборазвитых странах. Про аборты и говорить нечего.

В 1993 году канал Би-би-си выступил с передачей «Секс и Святой Город». Создатели передачи взяли интервью у с молодой девушки из Никарагуа, которая забеременела после изнасилования, но так и не смогла получить право на аборт в этой католической стране. Об абортах журналисты также поговорили с двумя сестрами-подростками, изнасилованными собственным отцом. На Филиппинах они отыскали девятилетнюю маму, которая боялась пользоваться презервативами, так как это запрещала Церковь. И т.д. Эффект, произведенный передачей, был подобен взрыву гранаты. И понтифик ощущал полное бессилие. Все, что он смог - пригрозить отлучением либеральным священникам. Но их было слишком много. И от сознания этого, волны страха одиночества все чаще накатывались на него.

6 февраля 2002 года на папу обрушился ещё один удар. Газета «Бостон Глоб» («Boston Globe») опубликовала материал о педофилистических наклонностях бостонского католического священника Джона Джохана. Разразился громкий скандал. Число священников, уличенных в педофилии или гомосексуализме, исчислялось десятками. Однако папа не поставил под сомнение установление о целибате, т.е. о запрете священникам жениться. И это несмотря на сильную внутрицерковную оппозицию, которую возглавил кардинал Хьюм. Но Иоанн Павел II прекрасно понимал, что если уступить в чем-то одном, посыплется все остальное.

И, тем не менее, его любили. На его похоронах, проходивших 8 апреля 2005 года съехалось 4 млн. паломников, ещё 2 млрд. наблюдали за церемонией по ТВ. Сразу после смерти понтифика стали распространяться слухи о чудесах, происходивших у его гробницы. Все идет к тому, что Иоанна Павла II вскорости канонизируют. Поэтому можно только посочувствовать тому папе, который решиться когда-нибудь на радикальный пересмотр церковных установлений. Ему придется как-то объяснять, почему их так твердо защищал святой Кароль Войтыла.

Новости партнёров

Первое чудо Иоанна Павла II было признано . Специальная медицинская комиссия изучила случай французской монахини, которая молила папу о заступничестве после его смерти и исцелилась от болезни Паркинсона без явных медицинских причин.

Вторым чудом было официально признано необъяснимое исцеление в мае 2011 года смертельно больной женщины из Коста-Рики. Она получила серьезное повреждение головного мозга, однако после молитв Иоанну Павлу II смогла выздороветь.

В нескольких городах мира Иоанну Павлу II. Самая высокая в мире статуя понтифику высотой 14 метров появилась в польском городе Ченстохова в апреле 2013 года. До этого крупнейшим памятником ему считалась 12-метровая статуя в Чили.

Памятник папе Римскому Иоанну Павлу II работы российского скульптора Зураба Церетели был открыт у собора Парижской Богоматери в Париже (Франция).

В октябре 2011 года ему был установлен памятник во дворике Российской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино в Москве.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«Целиком твой» — этим девизом руководствовался человек, посвятивший жизнь служению католической церкви. При рождении его звали Кароль Войтыла, но весь мир знает его под именем
Иоанна Павла II.

Детство

В маленьком городке Владовице, расположенном в южной части Польши, 18 мая 1920 года родился мальчик, которого назвали Кароль Юзеф. Он был младшим сыном в семействе Кароля Войтылы и Эмилии Качоровской, их старшему сыну Эдмунду исполнилось в то время 14 лет. Отец Кароля, бывший офицер австро-венгерской армии, был простым служащим на железной дороге, а мать была учительницей. Никто в семье не мог предполагать, какая судьба ждет их младшего сына, хотя мать всегда считала, что её Лолусь (так в семье ласково называли Кароля) станет великим человеком. Семья Кароля была очень набожной: ежедневно читалась Библия, звучали молитвы, отмечались все церковные праздники и соблюдались обряды.
С самого раннего детства Каролю пришлось пережить тяжелые утраты: в 8 лет он остался без матери, через 3 года потерял брата, когда Каролю исполнилось 20 лет, то не стало и отца. Эти утраты и последующее одиночество оказали огромное влияние на формирование его характера: утешение и силы он всегда черпал в вере, смирении и молитве.

Юношеские годы

С 6 лет началась учеба Кароля в начальной школе. Учился одаренный ребенок на «отлично», особенно ему нравились гуманитарные дисциплины: польский и иностранные языки, рисование, религия, пение. После 4 лет учебы в младшей школе, Кароль продолжил обучение в мужской гимназии, где показал себя одним из самых лучших учеников. Здесь он активно принимал участие в драматической группе, мечтая о карьере актера, возглавлял Марианское общество, деятельность которого основывалась на преклонении и почитании Девы Марии. В 1938 году Кароль Войтыла блестяще окончил учебу в гимназии и стал первокурсником Ягеллонского университета, выбрав для учебы философский факультет. Успешную учебу он совмещал с участием в театральной студии, где выступал не только как актер, но и как драматург. Осенью 1939 года территорию Польши оккупировали немецкие войска, поэтому культурная, образовательная и религиозная деятельность в стране замерла. Чтобы его принудительно не вывезли на работу в Германию, Кароль устраивается трудиться в каменоломни в окрестностях Кракова, а затем переходит на химический завод «Солвей», где в тяжелейших условиях проработал 4 года. Во время немецкой оккупации Кракова, в городе подпольно начала работать духовная семинария, организованная архиепископом Адамом Сапегой, занятия в которой стал посещать будущий глава Римско-Католической церкви. Именно в эти непростые времена молодой Кароль Войтыла убедился, что свою жизнь он хочет посвятить служению церкви. В 1944 году, чтобы обезопасить семинаристов-нелегалов, в том числе и Кароля, кардинал Сапега перевел их на работу в свою резиденцию. После того, как Краков был освобожден, Войтыла продолжил учебу в Высшей Духовной семинарии, которую совмещал с обучением в Ягеллонском университете на теологическом факультете.

Служение церкви

В 1946 году 26-летний Кароль Войтыла принял сан священника, таинство рукоположения в священники совершил кардинал Сапега. После этого молодой пресвитер был направлен в Рим для обучения богословию в Международном папском университете «Ангеликум», где в 1948 году он защитил докторскую диссертацию. После завершения обучения священник возвращается на родину, где начинает служить на благо церкви: сначала в деревне Негович помощником приходского настоятеля, а затем помощником священника в краковском приходе Св. Флориана.

В 1953 году состоялась защита диссертации, и Кароль Войтыла получил звание доктора богословия в Ягеллонском университете. Он преподает на богословском факультете, но коммунистическая власть Польши закрывает такие факультеты, поэтому молодой преподаватель переходит на работу в краковскую духовную семинарию. В 1956 году его приглашают преподавать богослужение и этику в Люблинском Католическом университете, где через два года профессор Войтыла стает руководителем кафедры. Совмещая работу в этих учебных заведениях, он все свое свободное время посвящает тем, кому необходим его совет, помощь или исповедь.

Ступени церковной карьеры

В 1958 году в жизни польского священника происходят важные изменения: в июле его назначают викарным (вспомогательным) епископом в краковском архиепископстве, а в сентябре 38-летний Кароль Войтыла становится самым молодым среди польских епископов. Все 12 лет священнической деятельности он посвятил научной работе, написав около 300 статей на христианские темы, но для духовного воспитания молодежи священник Войтыла всегда находил время: общался с ними, читал лекции, проводил дискуссии, разъяснял Библию.
Осенью 1962 года молодого польского епископа приглашают для работы во Втором Ватиканском Соборе. Он трудится над декларацией о свободе вероисповедания, над Конституцией о церкви в современном мире. Папа Павел VI в канун нового 1964 года назначил епископа Войтылу Митрополитом Краковским. 3 марта 1964 года новый 43-летний архиепископ торжественно занял свою новую резиденцию – Вавельский кафедральный собор. В карьере польского священника произошло еще одно важное событие — в мае 1967 года он был возведен в кардинальский сан. В начале лета в Сикстинской капелле состоялась торжественная церемония – 26 кардиналам, в том числе и Каролю Войтыле, была возложена на голову красная кардинальская шапка.

Папа Римский Иоанн Павел II

В 1978 году на католический мир обрушилось сразу два потрясения: в августе умер Папа Павел VI, а в сентябре (всего через 33 дня пребывания на посту) скоропостижно скончался Папа Иоанн Павел I. Чтобы избрать нового настоятеля католической церкви состоялся конклав кардиналов. На Святейший престол претендовало два священника-итальянца: Джованни Бенелли и Джузеппе Сири. 16 октября 1978 года над Сикстинской капеллой показался белый дым, свидетельствующий об избрании 264 Папы Римского. Им стал 58-летний кардинал Кароль Войтыла – первый иностранец на этом посту за последние 455 лет, да еще и выходец из социалистической Польши. Новый Папа Римский выбрал себе имя Иоанн Павел II.
Избранный понтифик разительно отличался от своих предшественников: он избавил свою должность от многих атрибутов королевской власти, был близок и доступен для верующих, много занимался спортом, его правление сочетало незыблемость канонов католицизма и способность развиваться и мыслить в духе современности. Иоанн Павел II – первый Папа Римский, который посетил лютеранскую церковь, еврейскую синагогу и мусульманскую мечеть, посетил с официальным визитом православную страну, послушал концерт рок-звезд и посетил на стадионе футбольный матч.

За 26 лет своего понтификата Иоанн Павел II побывал в 130 странах, совершив около 250 поездок и посетив 1022 города в различных частях земного шара. Это были пастырские поездки в Мексику, на родину в Польшу, на коммунистическую Кубу, в охваченный гражданской войной Сараево, в православную Румынию, в Израиль, а также постсоветские республики – Украину, Грузию, Армению, Казахстан и Азербайджан. Этим он способствовал упрочению позиций католицизма во всем мире, укреплял связь католической веры с другими религиями. Он выступал против войн, тоталитаризма и очень часто подвергал критике коммунистическую систему.
Никогда в мире ни одна из религий не просила прощения за свои ошибки. Понтифик от лица католической церкви принес публичные покаяния за ошибки, совершенные ею в ходе истории: преследование еврейского народа, крестовые походы, насильственную евангелизацию и преступления инквизиции. Им были реабилитированы Галилео Галилей и Николай Коперник.

В 90-е годы здоровье 70-летнего понтифика стало ухудшаться. Опухоль на кишечнике, перелом шейки бедра, артрит, болезнь Паркинсона – всё это сильно отразилось на его состоянии, но Папа, как обычно, совершал поездки, встречи, проводил богослужения.

В 2005 году понтифик настолько обессилел, что не смог после Пасхальной мессы обратиться к верующим, и 2 апреля 2005 года Иоанна Павла II не стало. Этот великий человек умер на 85 году жизни.

(Кароль Войтыла) – одна из ярчайших фигур XX столетия не только узко-церковного, но и всемирного масштаба. Он занимал Престол Святого Петра с 1978 по 2005 год (почти 27 лет), и по длительности своего понтификата уступил лишь самому Апостолу Петру и еще Папе Пию IX, чей понтификат продолжался 32 года.
Папа Иоанн Павел II стал первым Папой-неитальянцем за 455 лет минувших с 1523 г., когда понтификом избрали голландца Адриана IV, он же был первым за всю историю Папой-поляком и, вероятно, вторым Папой славянского происхождения (после Сикста V, чей отец Сречко Перич был родом из Черногории).

Кароль Юзеф Войтыла родился 18 мая 1920 г. в городке Вадовице близ Кракова в семье поручика польской армии. В юности увлекался театром и мечтал стать профессиональным актером. Окончил классический лицей в 1938 г. и поступил на факультет полонистики Ягеллонского университета в Кракове. В годы немецкой оккупации продолжал посещать занятия перешедшего в подполье университета, работая при этом в каменоломне, потом на химическом заводе. В 1942 г. поступил в подпольную духовную семинарию. В 1946 г. рукоположен в священники. При этом продолжал свое образование, защитив в итоге две докторские диссертации: по произведениям испанского мистика XVI века св. Иоанна Креста и по нравственному богословию с опорой на философские изыскания Макса Шелера. Был полиглотом и умел бегло говорить на 11-ти языках. В 1956 г. возглавил кафедру этики в Люблинском Католическом Университете.

В 1958 г. был хиротонисан в архиерейский сан, став викарным епископом в Кракове. В 1962 – 1964 гг. принял участие в четырех сессиях II Ватиканского Собора, будучи одним из самых молодых его «отцов». Принял непосредственное и весьма значительное участие в подготовке одного из важнейших соборных документов – Пастырской Конституции о Церкви в современном мире Gaudium et spes , а также Декларации о религиозной свободе Dignitatis humanae .
В январе 1964 г. возведен в сан архиепископа-митрополита Краковского. В июне 1967 г. Папа Павел VI возвел его в кардинальское достоинство.

После скоропостижной смерти Иоанна Павла I был избран на Конклаве Епископом Рима 16 октября 1978 г. в возрасте 58 лет. Принял имя Иоанна Павла II, подчеркивая тем самым верность курсу своего предшественника и II Ватиканского Собора, проходившего при Папах Иоанне XXIII и Павле VI. Всячески стремился сформировать стиль «Папства нового типа», очистив служение Римского Епископа от всего, что указывало на его связь с положением царствующих особ: в частности, стал использовать в обращениях местоимение «я» вместо «мы»; отказался от церемонии коронации, заменив ее интронизацией ; окончательно отказался от использования Папской тиары, а главным лейтмотивом своего служения сделал тот, который был обозначен в титуле, принятом Папой Григорием Великим еще в VI веке: Servus servorum Dei , т.е. «Раб рабов Божьих».

2 июня 1979 г. он впервые приехал в родную Польшу в качестве предстоятеля Римско-Католической Церкви. Для поляков этот визит стал толчком к борьбе за гражданские права и против насильственно навязываемого атеизма, вылившись в создание движения «Солидарность».
Важнейшим был визит Иоанна Павла II в Польшу в 1983 г., уже после введения военного положения. И тогда, и в свой следующий визит в 1987 г., Папа Войтыла вел себя очень корректно, сосредоточившись на своей религиозной миссии и встретившись с лидером распущенной «Солидарности» Лехом Валенсой лишь в частном порядке. Позднее Папа сыграл огромную роль в том, что смена общественно-политического строя в Польше прошла мирным путем: после беседы с понтификом президент Польши Войцех Ярузельский согласился добровольно передать власть Леху Валенсе, а последнего Папа благословил на проведение демократических реформ.

13 мая 1981 г. Иоанн Павел II пережил покушение на свою жизнь от рук турецкого террориста Али Агджи. Сам понтифик был убежден, что его жизнь спасла тогда Матерь Божия, за что он позднее воздал Ей благодарение в Богородичном святилище в Фатиме. В 1983 г. Иоанн Павел II посетил приговоренного к пожизненному заключению Агджу в тюрьме, простил его и примирился с ним.

1 декабря 1989 г. Римский Епископ впервые принял в Ватикане советского лидера – Михаила Горбачева. Эта встреча стала переломной в процессе возрождения Католической Церкви на территории СССР: в марте 1990 г. между Ватиканом и Москвой были установлены отношения, имеющие статус дипломатических, а 13 апреля 1991 г. появился Папский декрет, восстанавливающий структуры Католической Церкви (сначала – в форме Апостольских администратур) в России, Белоруссии и Казахстане. 11 февраля 2002 г. Апостольские администратуры в Российской Федерации были преобразованы в полноценные епархии.
В августе 1991 г. по личному распоряжению Михаила Горбачева был поднят «железный занавес», и более ста тысяч юношей и девушек из СССР без виз, по внутренним паспортам СССР, смогли отправиться на встречу с Папой в это время совершавшего свой очередной визит в Польшу, приуроченный к проведению в Ченстохове Всемирного дня молодежи.

Просмотров