Сикстинская капелла в Ватикане: описание, история, архитектурные особенности. Сикстинская капелла в риме, италия Капелла италия

Контакты

Адрес: 00120 Città del Vaticano, Ватикан

Телефон: 0039 06 69884676

Часы работы: с 09:00 до 18:00

Стоимость: 16€

Официальный сайт: w2.vatican.va

Как добраться

Метро: станция Ottaviano (линия А)

Электричка: № 19, 30

Автобус: №32, 907, 64, 51, 81, 991

Италия – необычная страна, там обязательно стремятся побывать туристы, которые интересуются историей и искусством. Посещение основных достопримечательностей этой части света дарит не с чем несравнимое удовольствие. Среди них далеко не последнее место по популярности занимают Сикстинская капелла и музеи Ватикана. Люди приезжают туда, чтобы почувствовать неповторимый дух папского государства, посмотреть на уникальные экспонаты, работы мастеров с мировыми именами, и понять для чего все это создавалось.

В этой статье дана краткая характеристика архитектуры Сикстинской капеллы и внутреннего убранства ее помещений, рассказывается, о том, как возникла достопримечательность, и кто трудился над созданием уникальных произведений искусств, расположенных там.

Сикстинская капелла — история создания

Начнем с краткого рассказа о том, почему Сикстинская капелла (Sistine Chapel) так называется, ведь ее название напрямую связано с историей появления. В XV веке одним из римских пап был Сикст IV. Именно он решил перестроить ранее существовавшую Великую капеллу. Там обычно собирались кардиналы и их

Надо было обезопасить от внезапных набегов врагов. Как известно, в то время Италия боялась потерпеть поражения от турецкого султана Мехмеда II и флорентийской знати. Надо было построить такое здание, которое внешне было бы не настолько пышным.

Папа обратился к архитектору Баччо Понтелли. Именно ему принадлежит идея создания нечем не приметного снаружи здания. Строительными работами руководил еще один талантливый человек — Джордже де Дольчи. Так с 1473 по 1481 год выросла домовая Сикстинская капелла, в названии которой увековечили имя тогдашнего папы римского. В капелле не только проводились богослужения, она являлась местом проживания священнослужителей.

Внешняя скромность крепкого здания обманчива. Внутри его стены искусно расписали самые известные мастера того времени и их помощники:

  • Сандро Боттичелли,
  • Козимо Россели,
  • Пьетро Перуджино,
  • Доменико Гирландайо,
  • Пьеро ди Козимо,
  • Синьорелли, Пинтуриккио.

Но почему же тогда в народе бытует мнение, что Сикстинскую капеллу Ватиканского дворца в Риме расписал Микеланджело Буонарроти? Наверное, потому, что этот художник автор росписи другой части капеллы: непревзойденный потолок, увидев который трудно забыть этот памятник архитектуры, стал огромным холстом для маэстро. Его фрески украсили тысячу квадратных метров.

Ранее Микеланджело утверждал, что он скорее скульптор, но не смог отказаться от предложения папы. Возможно, он согласился только ради того, чтобы доказать, что не уступает по уровню мастерства самому Леонардо да Винчи. До того ему доводилось соревноваться с последним при проведении своеобразного конкурса, в котором искали художника достойного сделать роспись зала Большого совета во Флоренции. Все то, что мы сегодня видим на потолке капеллы, заняло пять лет жизни великого Микеланджело Буонарроти.

С 1483 года, а именно тогда освятили Сикстинскую капеллу, она стала местом, в котором регулярно созываются Конклавы. На таких собраниях выбирают нового папу после смерти или отставки предыдущего. С этим процессом связаны некоторые интересные факты. Например, когда наконец-то принимается позитивное решение, из трубы капеллы начинает идти белый дым, а если выбор нового главы католической церкви по какой-то причине не смогли сделать во время очередного Конклава, новость оповещает черный дым.

В 1999 году произошла реставрация фресок Сикстинской капеллы.

Кроме того, что в здании собирались кардиналы, с самого начала его появления возник одноименный хор («Сикстинская» капелла). Говорят, что там в свое время побывал юный Моцарт и посещение капеллы вдохновило его на создание шедевров. Сегодня в составе хора поют 19 мужчин и 30 мальчиков. Музыка пользуется популярностью не только среди людей, приближенных к церкви. В миру ее также слушает немалое количество почитателей.

Это не единственное название, связанное со зданием капеллы в Ватикане. Сикстинской капеллой первобытного искусства именуют пещеру Альтамира, расположенную на Севере Испании. Там нашли образцы наскальной живописи эпохи палеолита.

А еще в музее Дрездена хранится полотно Рафаэля, которое носит название «Сикстинская мадонна». К капелле оно практически не имеет никакого отношения. Картина, просто, названа в честь еще одного папы с тем же именем. Там, кроме Мадонны с младенцем, изображены папа Сикст II, у которого на руке шесть пальцев, Святая Варвара и ангелы. На самом деле шестой палец главы церкви – это визуальный обман. Говорят, что это внутренняя часть ладони.

Сикстинская капелла в Риме — описание

>

Размеры Сикстинской капеллы в точности такие же, как те, которые были у ветхозаветного храма Соломона (соотношение длина – ширина-высота: 40,93 м × 13,41 м × 20,70 м). Как уже говорилось, снаружи форма строения смотрится достаточно просто. Оно имеет три этажа, прямоугольную форму и квадратную крышу, на которой находится дымовая труба.

Первый этаж надежно укреплен опорами, его считают самым крепким. Вся удивительная роспись расположена на втором этаже. Он имеет несколько окон:

  • два на стене от входа,
  • остальные шесть – на боковых стенах.

На третьем этаже сегодня можно увидеть экспонаты картинной галереи, а в старину там находилась караульня. Это подтверждает версию о том, что Сикстинская капелла возводилась для того, чтобы защитить папу и кардиналов, количество которых доходило до 200 человек. Крыша этой части здания появилась позже. По периметру там расположены небольшие окна.

Выше мы рассказали о том, кто расписывал Сикстинскую капеллу. Далее попробуем сделать описание фресок , расположенных на втором этаже достопримечательности, интерьер которой является всемирным достоянием.

Историки архитектуры и искусства утверждают, что изначально было шестнадцать фресок. До наших дней из них сохранилось только двенадцать. Основная тематика изображений – библейские сюжеты. В общей сложности, все фрески составляют 2 цикла картин, в каждый из которых входит по шесть произведений. Это истории Христа и Моисея. «Тайная вечеря» — наверное, самая известная из всех фресок, расположенных в стенах Сикстинской капеллы.

Изначально там были развешены и гобелены. Они не только украшали зал, но и закрывали от взора посторонних двери, которые вели в служебные помещения. К сожалению, они почти не сохранились. Осталось только семь. Сейчас посетители капеллы в особо праздничные дни под фресками могут видеть их копии, а оригиналы – в музее. Известно, что восхитительные полотна с изображением событий, связанных с жизнью апостолов, делали из рисунков Рафаэля Санти.

Несмотря на все великолепие фресок на стенах и гобеленов, наибольшее восхищение у посетителей всегда вызывают уникальные росписи на потолке капеллы . Говорят, что такой красоты больше нигде нет, ни одна страна света не может похвастаться подобным произведением искусства. Что такое необычное изображено там? Почему же Сикстинская капелла считается одной из наиболее известных достопримечательностей мира?

Подняв голову, каждый посетитель капеллы сможет увидеть, что ее плафон условно разделен на несколько частей, каждая из которых – картина из жизни библейских героев. Там есть фрагменты, которые носят условные названия:

  • «Сотворение мира»,
  • «Рождение Адама»,
  • «Сотворение Евы»,
  • «Адам и Ева в раю»,
  • «Изгнание из рая»,
  • «История Ноя» и другие.

Многие считают, что фреска «Сотворение Адама» одна из самых интересных. Там изображены Адам и бог, которые протягивают друг другу руки. На потолке также есть росписи со всеми основными пророками и сивиллами (предсказательницы женского рода):

  • «Ливийская сивилла»,
  • «Дельфийская сивилла» и другие.

Алтарь – это еще одна часть Сикстинской капеллы, достойна внимания туристов. На алтарной стене расположена самая известная фреска Микеланджело – «Страшный суд» (1535-1541).

Где находится Сикстинская капелла и как до нее добраться

Вот вы и узнали чем интересна эта достопримечательность. Далее разберемся, в каком городе расположена Сикстинская капелла и как туда добраться.

Сикстинская капелла находится в Ватикане. Ватикан – это папское государство внутри столицы Италии – Рима. Расположение капеллы позволяет найти ее без особых проблем. Она находится рядом с Собором Святого Петра. Так что проблем с тем, как попасть к достопримечательности, не должно возникать.

Доехать туда можно :

  • на метро (станция Ottaviano, линия А),
  • электричкой (№ 19, 30),
  • автобусом (№32, 907, 64, 51, 81, 991).

Во многих источниках, упоминая официальный сайт Сикстинской капеллы, дают ссылку на w2.vatican.va. Там, если постараться, можно найти страницу, которая позволяет забронировать билеты онлайн.

На данный момент стоимость билета :

  • 16 евро,
  • льготный дешевле – 8 евро.

Кроме того, там же указано, что цена за бронь будет превышать указанную на 4 евро. Таким образом, билеты немного дороже. Соответственно, 20 и 12 евро. Очередь у касс обычно огромная, так что лучше переплатить и приобрести билет через интернет.

Режим работы Сикстинской капеллы :

  • понедельник – суббота с 9.00 до 18.00,
  • касса закрывается в 16.00.
  • В последнее воскресенье месяца вход бесплатный.

Сикстинская капелла на карте Ватикана:

Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения. Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма - определяющего мировоззрения того времени. Не теологический мистицизм, но человеческая сущность - высокая ли, низкая - нашла свое воплощение на стенах капеллы. Этот символ могущества и богатства католической церкви стал памятником гению одного из титанов Возрождения - Микеланджело Буонарроти.

Что такое "капелла"? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла - религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как "часовня" либо "домовая церковь".

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из "Авиньонского пленения" в конце XIV века.

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой - постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи - музей внутри.

Архитектурная простота

Заказчиком перестройки капеллы римских кардиналов выступил папа Сикст IV, чье имя впоследствии и получило это здание. Автор проекта - Баччо Пантелли, архитектор - Джордже де Дольчи.

Поскольку не исключалось, что расположенное в сердце Ватикана, рядом с собором Святого Петра, здание придется использовать в качестве укрытия от вражеских войск, то строилась Сикстинская капелла в соответствии с требованиями, предъявляемыми к крепости. Прямоугольное трехэтажное здание имеет размеры ветхозаветного Храма Соломона - 41 метр в длину и 13 в ширину. На верхнем этаже расположено караульное помещение и круговая оборонительная галерея.

Никаких архитектурных особенностей нет и внутри сооружения: большой прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравных части мраморной оградой. Изначально планировалось, что украшением данного объекта станут не архитектурные изыски, а роспись стен и потолка.

Первые фрески

Для украшения интерьера были приглашены виднейшие представители флорентийской художественной школы. Среди них - признанные мастера Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Боттичелли а также их ученики. В период с 1481 по 1483 годы эти живописцы создали 16 фресок на библейские мотивы (до нашего времени сохранилось 12 картин) и портреты 28 Римских пап.

Среди сохранившихся произведений искусства флорентийских мастеров шесть относятся к циклу истории Христа и шесть - к истории Моисея. На алтарной стене храма располагались известные нам лишь по описаниям первые по хронологии фрески обоих циклов: "Рождение Христа" и "Нахождение Моисея". Поверх них спустя полвека был нанесен шедевр Микеланджело "Страшный суд".

Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Знаем только, что свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами.

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками - ниже достоинства аристократа. Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета ("Плакальщица" - в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Нежеланное задание

Не иначе божественное провидение подсказало Юлию, кем именно должна быть расписана Сикстинская капелла. Микеланджело не испытывал радости от такого заказа: ради фресок капеллы ему пришлось отложить ваяние скульптур для папской гробницы в соборе Святого Петра. Живопись в то время не была приоритетом для Микеланджело. Однако отказать всесильному заказчику было невозможно, и в августе того же года работа началась.

Не имевшему опыта плафонной росписи мастеру пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, отчего поначалу пришлось много экспериментировать и терпеть немало разочарований. Выполнение росписи осложняло и то, что Микеланджело отказался от какой-либо помощи - как художественной, так и технической. Даже Папе он запрещал смотреть на незаконченную работу. Единственным человеком, который помогал ему в трудах, был ученик, смешивавший краски.

Трудности начального этапа

Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. На этом сооружении, на высоте двадцати метров, художнику предстояло провести ближайшие четыре года...

Первой проблемой стала влажность. Писать фрагмент приходилось в течение одного дня, пока не высох размоченный участок штукатурки (дописанное по сухому выглядело неестественно). Но получалось так, что на следующий день рисунок то высыхал и обесцвечивался, то скрывался под мокрым пятном. Тут настойчивость проявил Юлий, который "навязал" гордому Микеланджело консультанта, при помощи которого решение проблемы с влажностью было найдено.

Другое затруднение создавала неровная поверхность потолка, искажавшая пропорции. Тут уже мастеру самому пришлось деформировать картины таким образом, чтобы с пола фигуры выглядели пропорциональными.

Фрески плафона капеллы

Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м 2 . Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?

В центре свода три группы фресок: "Сотворение мира", "Сотворение человека", "Всемирный потоп". В каждой из них по три картины. К серии "Сотворение мира" относятся "Отделение света от тьмы", "Создание солнца и звезд" и "Отделение воды от суши". Во вторую группу входят "Сотворение Адама" (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), "Сотворение Евы", "Изгнание Адама и Евы из Эдема". К третьей группе относят фрагменты "Опьянение Ноя", "Великий потоп" и "Жертвоприношение Ноя".

Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.

"Страшный суд"

По завершении этого грандиозного труда Сикстинская капелла была полностью расписана, поэтому вряд ли кто-то мог подумать, что Микеланджело придется вернуться к работе над ее фресками. Однако в 1534 году новый папа Павел III задумывает украсить алтарную стену капеллы огромной фреской с изображением Страшного суда. Исполнителем ему видится только автор замечательной росписи плафона папской часовни. Так пятидесятидевятилетний Микеланджело берется за новый масштабный заказ.

Чтобы освободить место для картины, пришлось заштукатурить две фрески Перуджино, созданные им в 80-х годах предыдущего столетия, и закрыть несколько окон. Все пространство над алтарем было отведено под изображение Божьего Суда.

Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы - лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил. Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим, и не только в возрасте мастера. Вся прожитая им жизнь, все происходившие вокруг события: перевороты, войны, междоусобицы, оккупация части Италии соседями, вся бедность и несправедливость окружающего мира подорвали веру Микеланджело в силу человеческой воли и разума.

Дальнейшие доработки

Бессмысленность править сотворенное гениями очевидна не всем и не всегда. Еще при жизни великого Буонарроти по его фрескам прошлась чужая кисть. Все персонажи Страшного суда писались обнаженными, что многим показалось неприличным. В 1565 году Даниеле де Вольтерра дорисовал фигурам этой фрески набедренные повязки, чем "обессмертил" себя под прозвищем "Брагеттоне" (исподнишник). Сикстинская капелла Микеланджело приняла знакомый нам благопристойный вид.

Но и с "порезками" фреска Страшного суда не была в безопасности. В 1596 году ее едва не сбили по воле Папы Климента VIII. Шедевр тогда спасло ходатайство художников Римской академии святого Луки.

Реставрация в ХХ веке

За четыре века реставрационные работы в Сикстинской капелле проводились не один раз, но вскоре фрески снова покрывались свечной копотью и грязью. Последняя реставрация была выполнена в девяностых годах прошлого века. Очищенные и бережно восстановленные, фрески Сикстинской капеллы вызвали немалое удивление исследователей.

Ранее существовало распространенное мнение, что Микеланджело в своей работе использовал краски приглушенных тонов. Отнюдь. После реставрации знаменитые работы мастера засияли яркой гаммой цветов. Впрочем, многие ценители не приняли обновленный вид капеллы, считая результаты реставрации не соответствующими внешнему виду первоисточника.

Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?

Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц. Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, - это двадцать евро за билет. Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.

Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла - это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых - конклав - собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.

Адрес: Ватикан
Строительство: 1473 - 1481 годы
Архитектор: Баччо Понтелли
Строитель: Джордже де Дольчи
Координаты: 41°54"10.7"N 12°27"15.8"E

Содержание:

Краткая история

Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана ? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра . А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

Фрагмент росписи потолка - «Сотворение Адама»

В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола , по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону, и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). И самое главное – проходя от входа к алтарю, посетитель может окунуться в мир библейских сюжетов, последовательно развертывающихся перед его взором на своде Сикстинской капеллы.


15 августа 1483 года Папа Сикст IV освятил Сикстинскую капеллу. На тот момент она еще не была украшена гениальными работами Микеланджело. В то время будущему великому художнику было всего восемь лет. Впрочем, ещё до того, как Микеланджело расписал потолок своими удивительными фресками, Сикстинская капелла играла важную роль в Ватикане.

1. Капелла была построена для поклонения и обороны


Строительство капеллы началось в 1475 году (что интересно, это совпало с годом рождения Микеланджело). Здание должно было стать местом религиозных собраний представителей духовенства и местной элиты. Строительство было завершено примерно в 1481 году. Проект предполагал крепкие высокие стены, чтобы была возможность обороняться при любых возможных атаках на Ватикан. Проект церкви создал архитектор Баччо Понтелли.

2. Капелла может быть воссозданием древнего храма


По мнению многих ученых, главный зал капеллы - точная копия Храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. Согласно Библии, "храм, который построил царь Соломон, был шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту", а это примерно соответствует размерам главного зала Сикстинской капеллы (приблизительно 40х13х20 метров).

3. В капелле и сегодня проходят мессы


Названная в честь Папы Сикста IV, который освятил ее и провел свою первую мессу 15 августа 1483 года, Сикстинская капелла была построена, чтобы быть личной часовней Папы, и она исполняет эту функцию и по сей день. Это также место папского конклава, где Коллегия кардиналов избирает новых Пап.

4. Микеланджело - не единственный художник, работами которого украшена капелла


Перед тем как Сикстинская капелла официально была открыта, Папа заказал художникам из других городов (Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино) покрыть внутренние стены фресками. В итоге работы по росписи были закончены примерно в 1481 году. Из этих ранних работ в Сикстинской капелле до сих пор сохранились ложные портьеры, сюжеты из истории Моисея (юг и входные стены) и Христа (север и входные стены), а также портреты Пап (по всей капелле).

5. Оригинальный потолок был довольно простым

Самая известная работа часовни была создана только через несколько десятилетий после ее открытия. Оригинальный потолок выглядел как голубое небо с золотыми звездами. Это была работа художника Пьерматтео д"Амелии.

6. Гениальное творение Микеланджело появилось благодаря трещине


В 1504 году строительные работы возле часовни привели к появлению трещин в потолке капеллы. Трещины были заделаны, но это нарушило картину звездного потолка д"Амелии. Папа Юлий II (племянник Сикста IV) решил нанять нового художника, чтобы перекрасить потолок и в 1508 году его выбор пал на Микеланджело Буонарроти.

7. Микеланджело не считал сам себя хорошим художником


Микеланджело считал себя исключительно скульптором. Когда Папа поручил ему работать над Сикстинской капеллой, Микеланджело настаивал, что у него нет таланта художника и фактически был поставлен в неловкое положение, потому что он не мог отказать просьбе Папы. Но несмотря на сомнения по поводу своих способностей, Микеланджело справился с работой превосходно. Первоначально он должен был нарисовать 12 апостолов, но убедил Папу позволить ему сделать что-то гораздо более грандиозное. В итоге он расписал весь потолок площадью 1115 квадратных метров, а также другие сегменты стен часовни.

8. Микеланджело очень переживал по поводу порученной работы

Даже после того, как он предложил Папе свой амбициозный план, Микеланджело был все еще не уверен, что он сможет осуществить его. Это было не удивительно, поскольку у него не было ни малейшего опыта в росписи фресок. В итоге Микеланджело начал создавать свои шедевры с небольших законченных фрагментов, которые он просил оценить близких ему людей.

9. Специальные леса


Микеланджело и его команда разработали специальные строительные леса, которые позволили ему рисовать на потолке, оставаясь в вертикальном положении, а не лежа на спине. Миф о том, что художник рисовал лёжа, возник из-за неточной биографии Микеланджело, написанной в 1527 епископом Джовио. В ней использовалось слово resupinus, что означает "изогнутый назад", хотя некоторые интерпретировали его как "лежа на спине".

10. Микеланджело расписывал капеллу 4 года

Даже несмотря на специально разработанные строительные леса, роспись потолка капеллы оказалась очень сложной работой. Микеланджело понадобилось целых четыре года, чтобы закончить проект. Это нашло отражение даже в его последующих стихах.

11. Краску повредила плесень


В разгар написания своих фресок, примерно в январе 1509 года, Микеланджело столкнулся с большими трудностями в своей работе. Известь стала слишком влажной и на ней начали образовываться грибок и плесень. Большая часть уже выполненных работ была разрушена. Легенда гласит, что Микеланджело пошел к Папе и сказал: "Я предупреждал Ваше Святейшество, что не являюсь художником. То, что я сделал, было испорчено". Но Папа приказал ему продолжить работу. Микеланджело пришлось соскрести всю испорченную живопись и начать все заново с начала..

12. Микеланджело рисовал без эскизов

Несмотря на сложность его грандиозных планов, Микеланджело работал, что называется, "на лету". При росписи Сикстинской капеллы он рисовал все без эскизов.

13. Образ Бога


Для современных зрителей описание Микеланджело Бога, как бородатого человека (видно в центральной части работы на потолке) выглядит довольно каноническим. Но это было настолько уникальным и шокирующим на то время, что многие люди просто не понимали: кто этот бородатый старик.

14. Внутри капеллы не разрешается фотографировать

Более 4 миллионов человек посещают Сикстинскую капеллу каждый год. Несмотря на лавину туристов, внутри строения действует жесткое правило: съемка в главном зале запрещена.

15. В Мексике есть точная копия Сикстинской капеллы


Если кто-то хочет снять крутые фото работ Микеланджело, ему стоит съездить в Мексику. Ватикан одобрил создание полноразмерной копии главного зала Сикстинской капеллы, которая была открыта в Мексике в начале этого года. Capilla Sixtina en México обошлась в $ 2,4 млн, в все внутренние работы были старательно воссозданы путем копирования более 2,6 миллиона фотографий.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного . Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы (Michelangelo Buonarroti), (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

  • Рекомендуем посетить:
  • Смотрите также: ?
  • Вам пригодится:

Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах по распоряжению понтифика Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.

Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них - предназначались для нужд церкви, а верхний - галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м - длиной, 13,4 м - шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.

Росписи


Дорогой читатель, для поиска ответа на любой вопрос по отдыху в Италии, воспользуйтесь . Я отвечаю на все вопросы в комментариях под соответствующими статьями минимум раз в сутки. Ваш гид в Италии Артур Якуцевич.

Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших мученическую смерть.

Флорентийцы

Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.

В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.

Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо .

Потолок


Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на минуту не забывал о том, что значит для католической церкви Сикстинская капелла.

Вклад Микеланджело Буонарроти

В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых . Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.

Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку .

Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти - Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески - (Raffaello Santi).


Потолок Сикстинской капеллы - был настоящим вызовом для Микеланджело.

Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решать организационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили свободу передвижений.

Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя , имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.


В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками, начали усиленно покрываться грибком . Мастер и его помощники сумели вывести новую формулу «интонако» - состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к влажному римскому воздуху.

Несмотря на все превратности судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».

Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.

Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.

Сюжет каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки, выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера, искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.


Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.

«Страшный суд» (Giudizio universale)

Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр - стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.

Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.

Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.

Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.

Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили, что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!


Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве . И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.


Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.

Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.

Однако спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.


Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства . Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало - 14 лет, с 1980 по 1994 года !

Современная жизнь

На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – , посетить который стремятся паломники и туристы.

Мужской хор

Кроме того, Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла» (Capella Papale).

Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива — Cappella musicale pontificia sistina.

Интересные факты и та йны

Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд - правдива, а которая - сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.


В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга .

Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.


Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.

В отличии от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство.

Еще один интересный факт - мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Где находится, как добраться, билеты, время работы


Адрес : Viale Vaticano, Cappella Sistina

  • на линии А до станции Ottaviano
  • трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
  • на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.

Время работы : с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.

Индивидуальные экскурсии: возможны только с . Искренне рекомендуем.

Билеты : Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит - 16 евро, льготный - 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по , уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.

Особенности посещения : фото и видеосъемка запрещены!

Просмотров