Флоренс найтингейл и ее наследие. См

Медсестра – это специалист, имеющий среднее медицинское образование. Такой уровень специальных знаний дают в медицинском колледже.

На медицинских сестер возложены три основные задачи: помогать врачу, выполнять его назначения и ухаживать за больным (сестринский процесс). Медсестры считаются средним медперсоналом. Перечень их обязанностей зависит от профиля медучреждения, отделения, где работает медсестра и занимаемой должности.

Медсестры бывают разные

Медсестра может занимать одну из множества должностей и таким образом расти профессионально.

Верхняя ступенька в «иерархии» медсестер – главная медсестра.

Для того чтобы занять эту должность, нужно иметь высшее образование – успешно закончить факультет высшего сестринского образования. В обязанности главной медсестры входит рациональная организация труда персонала, организация переквалификации работников, контроль за их деятельностью.

Старшая медсестра является помощником завотделения по всем административно-хозяйственным вопросам. Старшая сестра является непосредственным начальником палатных медсестер и младшего персонала.

В обязанности палатных медсестер входит выполнение врачебных назначений, наблюдение и уход за пациентами, в частности, организация их питания.

Процедурная сестра также выполняет назначения врача, помогает ему при проведении различных манипуляций.

Операционные медсестры помогают хирургам – занимаются подготовкой инструментов, белья, шовного и перевязочного материала.

Участковая сестра ассистирует участковому врачу во время приема пациентов, по его назначению выполняет процедуры на дому у пациента, участвует в проведении мер по профилактике болезней.

Отдельным «видом» сестер являются специалисты, ассистирующие невропатологу, окулисту и другим «узким» врачам.

Диетическая медсестра, или диетсестра, является помощником врача-диетолога. Она организовывает лечебное питание и контролирует его качество. В ее обязанности входит контроль за процессами обработки и раздачи блюд, санитарного состояния кухни и столовой.

Перечень обязанностей, общих для всех медсестер

Несмотря на столь большое разнообразие должностей и функциональных обязанностей, существует определенный перечень функций, общий для всех медицинских сестер.

В этот перечень входят:

  • непосредственное выполнение назначений лечащего доктора (горчичники, инъекции, клизма, раздача лекарств);
  • осуществление сестринского процесса – первичный осмотр больного, снятие жизненно важных показателей, сбор биологического материала для дальнейшего взятия анализов, уход за больными, в том числе организация их питания;
  • оказание помощи до прибытия врача;
  • перевозка больных;
  • прием и выписка пациентов;
  • контроль санитарного состояния отделений больницы;
  • контроль соблюдения больными распорядка лечебного учреждения;
  • ведение документов.

ГЛАВА 4 ОБЯЗАННОСТИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ГЛАВА 4 ОБЯЗАННОСТИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

В больницах существует двухступенчатая (врач, медицинская сестра) и трехступенчатая (врач, медицинская сестра, младшая медицинская сестра) система обслуживания больных. С 1968 г. в детских больницах вместо санитарки введена должность младшей медицинской сестры (медицинская сестра по уходу). При двухступенчатой системе медицинская сестра не только выполняет назначения врача и проводит процедуры, но и обеспечивает уход за больными. При трехступенчатой системе младшая медицинская сестра проводит уборку помещений, следит за своевременной сменой белья, чистотой предметов ухода, помогает больным и ухаживает за ними.

В обязанности младшей медицинской сестры входит:

Влажная уборка палат, кабинетов, операционных, коридоров, мест общего пользования;

Смена нательного и постельного белья;

Санитарная обработка больных;

Ежедневный туалет, уход за кожей, волосами, ушными раковинами, глазами, полостью рта больных и т.д.;

Подача судна, мочеприемника, их дезинфекция;

Профилактика пролежней;

Пеленание и подмывание детей;

Контроль за санитарным состоянием прикроватных тумбочек. Подготовка младших медицинских сестер осуществляется непосредственно в больницах, а также на краткосрочных курсах, организованных при Союзе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

(СОКК и КП).

Медицинская сестра - представитель среднего медицинского звена. Это помощник врача в лечебно-профилактических, детских дошкольных и школьных учреждениях, самостоятельный медицинский работник в рамках своей компетенции (уход, манипуляции и т.д.).

На должность медицинской сестры назначают лиц, окончивших медицинские училища со сроком обучения не менее 2 лет и получивших свидетельство о присвоении им квалификации медицинской

сестры.Медицинскимисестрамимогутработатьстудентымедицинского вуза, успешно закончившие три курса дневного обучения.

Медицинская сестра отделения. Для выполнения своих обязанностей медицинская сестра должна владеть разнообразными навыками. Медицинская сестра тщательно и неукоснительно выполняет все назначения лечащего врача, а в экстренных случаях - дежурного врача. Она обязана проследить, чтобы ребенок принял назначенные ему лекарственные средства, и при необходимости - помочь запить их водой и т.д. Одновременно медицинская сестра осуществляет уход за больными, психологически помогает больному ребенку и его родителям преодолевать сложности периода болезни. Она следит за санитарным состоянием закрепленных за ней палат, делает необходимые записи в медицинских картах стационарных больных о выполнении лечебных и гигиенических назначений.

Медицинская сестра присутствует на врачебном обходе больных, сообщает врачу сведения о состояния здоровья детей, получает дальнейшие указания по уходу за больными и выполняет их. В обязанности медицинской сестры входят измерение температуры тела больного и ее регистрация в температурном листе медицинской карты стационарного больного, подсчет пульса, частоты дыхания, определение АД, массы тела, заполнение журналов консультаций специалистов и др. По назначению врача медицинская сестра (с помощью младшей медицинской сестры) измеряет суточное количество мочи и мокроты.

По назначению врача медицинская сестра собирает материалы для анализов (моча, кал, мокрота и др.), доставляет их в лабораторию, получает результаты исследований и приклеивает бланки ответов в медицинские карты стационарных больных. Сопровождает детей из одного отделения в другое (по назначению врача) на рентгенологические, эндоскопические, радиологические и другие исследования, осуществляет транспортировку больных (при переводе из отделения в отделение и т.д.).

Медицинская сестра следит за чистотой, тишиной и порядком в палатах; обучает детей и их родителей правилам личной гигиены; заботится о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода, проводит гигиенические ванны, а также смену нательного и постельного белья.

В обязанности медицинской сестры входит контроль за лечебным питанием, а при необходимости и личное участие в раздаче пищи,

кормлении тяжелобольных и детей младшего возраста; контроль за передачами больным и их правильным хранением. Исходя из назначений врача, медсестра составляет порционные требования на питание больных в 2-х экземплярах и передает их на пищеблок и в буфет.

На медицинскую сестру возложены обязанности контролировать выполнение больными, а также младшим медицинским персоналом, родителями и посетителями установленных правил внутреннего распорядка больницы. Во время ночного дежурства эти обязанности никем не дублируются.

Медицинская сестра отвечает за образцовое содержание сестринского поста, исправное состояние медицинского и хозяйственного инвентаря; соблюдает правила хранения лекарственных средств; составляет требования на лекарственные средства, перевязочные материалы и предметы ухода за детьми; следит за своевременным возвращением медицинских карт стационарных больных от специалистов, вносит в них результаты исследований.

По назначению заведующего отделением или лечащего врача медицинская сестра вызывает для консультации специалистов из других отделений, заказывает машину для перевозки ребенка в другое лечебно-профилактическое учреждение.

Медицинская сестра принимает вновь поступивших в отделение детей, проводит осмотр кожи и волосистой части головы ребенка для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза, помещает больных детей в соответствующие палаты, докладывает о вновь поступивших больных врачу. В ее обязанности входит ознакомление вновь поступивших детей с правилами внутреннего распорядка, режимом дня и правилами личной гигиены, санитарно-просветительная работа.

Распределение работы палатной медицинской сестры в течение суток представлено в таблице 9.

Таблица 9. Примерный план работы палатной медицинской сестры в течение

суток


Медицинская сестра в педиатрическом отделении больницы долж-

на уметь выполнять следующие манипуляции:

1)кормить ребенка, в том числе через зонд, промывать желудок;

2)ставить клизмы всех видов (очистительные, сифонные и др.);

3)вводить газоотводную трубку;

4)проводить катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (у детей старше 1 года);

5)ставить горчичники, банки, компрессы;

6)давать лекарственные средства через рот;

7)втирать лекарственные средства;

8)закапывать лекарственные растворы в глаза, нос, уши;

9)накладывать пластырь;

10)проводить внутрикожные, подкожные, внутримышечные и внутривенные (последние - по разрешению врача) вливания;

11)измерять артериальное давление;

12)проводить непрямой массаж сердца;

13)проводить искусственную вентиляцию легких (ИВЛ);

14)брать мазки из зева;

15)собирать материал для лабораторных исследований (моча, кал, пот, рвотные массы и др.);

16)проводить физиотерапевтические процедуры (по назначению врача);

17)вести мониторное наблюдение за больным и замечать отклонения на дисплее;

18)проводить желудочное и дуоденальное зондирование.

Работа медицинской сестры выполняется по графику, утвержденному заведующим отделением. Во время дежурства медицинская сестра без разрешения врача не имеет права покидать свой пост и отлучаться из отделения.

Старшая медицинская сестра. Старшая медицинская сестра организует работу среднего и младшего медицинского персонала, кроме того, в ее обязанности входят соблюдение санитарно-эпидемического режима в отделении, обучение поступающих новых работников, организация занятий по повышению их квалификации. Исключительно важна ее роль в правильной организации ухода за детьми, хранении детского питания и строгом выполнении всех медицинских (врачебных) назначений. Она составляет график дежурств медсестер и табели на заработную плату, контролирует наличие лекарственных средств в аптеке, заказывает недостающие, следит за пополнением отделения необходимым инструментарием и предметами ухода за детьми. В случае заболевания медсестры своевременно находит замену на дежурство. В отделении новорожденных старшая медицинская сестра ежедневно до начала работы проводит осмотр персонала и матерей (измерение температуры тела, осмотр зева и кожи).

Медицинская сестра процедурного кабинета. Штатным расписанием отделения предусмотрена должность медицинской сестры процедурного кабинета, осуществляющей наиболее сложные медицинские манипуляции; она помогает врачу в проведении тех манипуляций, которые имеет право выполнять только врач (переливание крови, пункции, введение контрастных веществ и др.). Кроме того, имеется также должность сестры-хозяйки, отвечающей за хозяйственный инвентарь, проведение генеральной уборки всех помещений, смену белья.

Прием и сдача дежурств - наиболее ответственный момент работы медицинской сестры. Медицинская сестра не имеет права самостоятельно покинуть пост даже в том случае, если не явилась ее смена.

Прием и передача дежурства медицинскими сестрами проводится покроватно с визуальным контролем наличия каждого больного ребенка. Сдающая пост медицинская сестра знакомит принимающую пост медицинскую сестру с больными детьми, передает необходимые сведения об индивидуальных особенностях их лечения и ухода. На утренней конференции медицинская сестра делает сообщение о проведенной работе.

При заступлении на дежурство медицинские сестры (сдающая и принимающая пост) совместно проводят обход больных, при этом особое внимание обращают на тяжелобольных, санитарное состояние палат, соблюдение правил личной гигиены. В журнал сдачи дежурств заносится объем невыполненной за предыдущую смену работы у того или иного больного, а также врачебные назначения дежурного врача, данные о раздаче сильнодействующих лекарственных средств, подготовке детей к лабораторным и инструментальным исследованиям и т.п. Заступающая на дежурство медицинская сестра принимает термометры, шприцы, медикаменты, предметы ухода (поильники, грелки, подкладные судна, мочеприемники и пр.), инвентарь, ключи от шкафов с лекарственными средствами общего списка. Она получает заранее составленный список назначений на исследования и направления в разные лаборатории и специализированные кабинеты. Проверяет наличие достаточного количества чистого белья на всю смену.

Особое внимание медицинские сестры должны уделять больным, находящимся на постельном и строгом постельном режиме. Если не организован индивидуальный пост, то необходимо постоянно подходить и следить за больным ребенком, не допускать его длительного пребывания в одном и том же положении (например, на спине), для чего следует переворачивать больного время от времени с одного бока на другой. Менять положение больного ребенка в постели необходимо с большой осторожностью и без резких движений. Подчас приходится удерживать ребенка в постели, так как дети не всегда осознают необходимость соблюдать покой или бывают возбуждены.

В конце смены медицинская сестра составляет сводку движения больных: количество больных в отделении на начало суток, количество поступивших, выбывших (отдельно: выписанные, переведенные в

другие отделения или лечебно-профилактические учреждения, умершие) и состоящих на начало следующих суток. Эти сведения ежедневно передаются в приемное отделение больницы.

Медицинский пост - рабочее место медицинской сестры (рис. 4).

Рис. 4. Сестринский медицинский пост

Медицинский пост расположен вблизи палат, чтобы дети, особенно тяжелобольные, находились под постоянным визуальным контролем. С этой целью стены палат или перегородки между ними делают из толстослойного или органического стекла. На посту медицинской сестры должны быть следующие необходимые предметы:

Стол с запирающимися на ключ выдвижными ящиками для хранения медицинских карт стационарных больных, бланков, медицинского инструментария и пр.;

Шкаф для хранения медикаментов;

Телефоны городской и местной сети;

Холодильник;

Компьютер (при компьютеризированной системе обработки данных) или монитор для связи с больными;

Питьевая вода;

Настольная лампа.

Рабочее место медицинской сестры должно содержаться в чистоте и быть укомплектованным необходимыми предметами. От состояния рабочего места во многом зависит эффективность работы медицинской сестры. Старшая медицинская сестра отделения, заканчивая рабочий день, снабжает сестринские посты всем необходимым на следующие сутки.

Медицинская документация утверждается Минздравсоцразвития РФ и используется в лечебно-профилактических учреждениях в виде унифицированных бланков.

Медицинская карта стационарного больного (ф. ? 003/у) (история болезни) - основной первичный медицинский документ, который заполняют на каждого больного, находящегося в стационаре лечебного учреждения. В медицинскую карту стационарного больного вносят все данные о больном, включая результаты динамического наблюдения и лечения. В нее вклеивают результаты лабораторных, инструментальных и других исследований, ежедневно записывают показатели утренней и вечерней температуры тела, пульса и частоты дыхания, артериального давления, а при необходимости - и суточное количество мочи (диурез). В медицинской карте стационарного больного медицинская сестра отмечает время поступления больного в отделение и результаты осмотра на наличие педикулеза, расписывается. В листе назначений отмечает время выдачи лекарственного средства, в температурном листе - массу тела и рост ребенка при поступлении, температуру тела больного утром и вечером, далее один раз в 7-10 дней отмечает дни приема ванны и смены белья, ежедневно - стул ребенка.

Медицинская карта стационарного больного является юридическим документом. Она хранится в течение 25 лет и поэтому должна вестись строго по установленной форме. В ней не допускается какихлибо исправлений; запрещается заклеивать, стирать, зачеркивать ранее написанное, дописывать. Медицинская сестра отвечает за сохранность медицинских карт стационарных больных, которые хранят в ящике или шкафу, запирающемся на ключ, в не доступном детям и их родителям месте.

Направления в лабораторию заполняет медицинская сестра. В них отмечают фамилию, имя и возраст ребенка, номер медицинской карты стационарного больного, название отделения и перечень показателей, которые следует определить.

В сестринские листы медицинская сестра вносит из медицинских карт стационарных больных врачебные назначения каждому больно-

му. Форма заполнения произвольная. Лучше составлять индивидуальные сестринские листы на каждого ребенка отдельно, но можно заполнять их по виду манипуляций, диет, лекарственных средств с перечислением фамилий детей.

В журнале сдачи (приема и передачи) дежурств отмечают количество находящихся на посту детей, фамилии вновь поступивших и выбывших больных с указанием диагноза. Кроме того, перечисляют лихорадящих детей с указанием температуры тела, дают оценку динамики клинических симптомов у тяжелобольных, перечисляют все внеплановые манипуляции и принятые меры помощи, выполненные дежурным врачом и по его назначению. Отдельно приводят список детей, подготовленных в соответствии с врачебными назначениями к диагностическим и лечебным процедурам (эндоскопическое, рентгенологическое, ультразвуковое исследования и т.д.).

В журнале движения больных отделения отмечаются сведения о движении больных: количества выбывших и поступивших.

В журнале учета инфекционных больных фиксируют фамилию, имя, возраст ребенка, доставленного с инфекционным заболеванием, диагноз, дату, контакты и принятые меры.

В журнал учета и расходования наркотических средств медсестра вносит необходимую информацию об имеющихся и использованных за смену наркотических средствах. То же в отношении учетных средств (этот журнал иногда заполняет старшая медицинская сестра).

Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (форма? 058/у) составляет медицинский работник (сестра) и посылает в центр санитарно-эпидемиологического надзора.

Медицинская сестра приемного отделения заполняет:

Титульный лист медицинской карты стационарного больного

(форма? 003/у);

Журнал госпитализации больных (форма? 011/у);

Журнал отказа в госпитализации;

Журнал госпитализированных больных (составляется список в алфавитном порядке для службы справок);

Журнал свободных мест в отделениях (движения);

Журнал учета инфекционных больных (плюс экстренные извещения);

Журнал госпитализации больных, поступающих без сопровождения с описанием основных внешних примет (безнадзорные и беспризорные дети).

Работа с лекарственными средствами. Одной из важнейших обязанностей медицинской сестры является участие в лечебном процессе, которое проявляется прежде всего в раздаче лекарственных средств. Лекарственные препараты оказывают на организм разнообразное действие, включая местное и общее. Однако, помимо основного терапевтического, они могут вызывать побочные или нежелательные эффекты. Последние уменьшаются и даже полностью ликвидируются после снижения дозы и отмены лекарственного средства. Возможны случаи непереносимости лекарств, приводящей к тяжелейшим осложнениям (например, анафилактический шок). Медицинская сестра обязана не только знать обо всех возможных побочных реакциях на введение того или иного лекарственного препарата, но и уметь оказывать экстренную доврачебную помощь.

Хранение лекарственных средств осуществляют в специальных запирающихся шкафах, находящихся под контролем постовой медицинской сестры. В шкафу лекарственные средства располагают по группам на отдельных полках с соответствующей надписью: стерильные, внутренние, наружные, глазные капли, инъекционные. У задней стенки ставят более крупную посуду, впереди - мелкую. Это позволяет, не переставляя лекарственные средства, прочитать этикетку, выбрать нужный препарат. Кроме того, каждая полка должна быть разделена: например, «внутренние» - на отделения для порошков, таблеток, микстур. Можно на одной полке поместить порошки, таблетки, капсулы, на другой - микстуры, растворы и т.д. Так хранят лекарственные средства общего списка. Без этикеток хранение лекарственных средств недопустимо.

Особо строгие требования предъявляются к ядовитым и сильнодействующим лекарственным средствам. Для них выделяются небольшие по объему сейфы или металлические шкафы, которые постоянно находятся под замком.

В сейфе (шкафу) с надписью «А» находятся ядовитые и наркотические лекарственные средства, а в сейфе (шкафу) с надписью «Б» - сильнодействующие средства. На внутренней поверхности каждого из сейфов помещают перечень находящихся ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств с указанием высших разовых и суточ-

ных доз (в зависимости от возраста ребенка). Здесь же должны быть таблицы противоядий. Запасы ядовитых и наркотических средств не должны превышать 5-дневной потребности, сильнодействующих - 10-дневной.

Для учета прихода и расхода ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств ведется специально пронумерованный, прошнурованный и скрепленный сургучной печатью лечебного учреждения журнал по следующей форме:

Журнал, а также требования на получение и отпуск ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств сохраняются в отделении в течение 3 лет. Затем эти документы в присутствии комиссии уничтожаются, о чем составляют акт.

Ключи от сейфов (шкафов) «А» и «Б» хранятся только у лиц, назначенных приказом по лечебному учреждению. Обычно это старшая сестра отделения. Ответственные лица несут уголовную ответственность за несоблюдение правил хранения и хищение медицинских препаратов, особенно это касается ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств.

Медсестры должны быть проинструктированы о сроках и способах хранения каждого средства, применяемого в отделении.

Лекарственные средства, обладающие сильным запахом (йодоформ, лизол, нашатырный спирт и др.) и легко воспламеняющиеся (эфир, этиловый спирт), хранят в отдельном шкафу. Отдельно хранят также красящие лекарственные средства (йод, бриллиантовый зеленый и т.д.).

Срок годности лекарственных средств заводского изготовления, как правило, составляет 2-5 лет, но может быть и большим. Срок хранения определяется по маркировке. Каждой промышленной партии выпускаемых медикаментов присваивается заводская серия, которая маркируется не менее чем пятью цифрами. Две последние цифры спра-

ва - год выпуска, две предыдущие - месяц выпуска, остальные - заводская серия.

Более короткие сроки годности имеют лекарственные средства, приготовленные в аптеке. Все емкости (коробки, банки, флаконы), содержащие лекарственные средства, изготовленные в аптеке, снабжаются соответствующими этикетками, на которых указывают наименование, дату изготовления и срок хранения.

Установлены сроки хранения и реализации лекарственных средств, приготовленных в аптеках: 2 сут - для инъекционных растворов, глазных капель, настоев, отваров, слизей; 3 сут - для эмульсий; 10 сут - для остальных лекарственных средств. Стерильные растворы в бутылках (не в ампулах) могут храниться не более 3 сут. Признаками порчи лекарственных средств являются изменение внешнего вида, в частности появление налета, хлопьев, пятен на таблетках, дополнительного запаха, изменение цвета.

На медицинском посту не должно быть просроченных или негодных к употреблению лекарственных средств.

При хранении лекарственных средств следует соблюдать определенные температуру и влажность, контролировать степень освещенности, сохранность упаковок и т.д. Жидкие лекарственные средства, такие как настои и отвары, быстро портятся и поэтому должны храниться в холодильнике при температуре от 2 до 10 °С. Такие же требования предъявляются к хранению эмульсий, некоторых антибиотиков (пенициллин и др.), сывороток, растворов, содержащих глюкозу, инсулин и т.д. Лекарственные средства, быстро разрушающиеся на свету (бром, йод), следует хранить в емкостях из темного стекла и в темном помещении.

При хранении лекарственных средств запрещается помещать их вместе с дезинфицирующими растворами и средствами для технических целей. Медицинская сестра не имеет права переливать лекарственное средство из одной емкости в другую, отклеивать и переклеивать этикетки, произвольно соединять лекарственные средства (например, таблетки с порошками и т.д.).

Раздача лекарственных средств осуществляется медицинской сестрой в строгом соответствии с назначением врача, который указывает в медицинской карте стационарного больного даты назначения и отмены лекарственных средств. Лекарственные средства принимают до, во время, после еды и перед сном. Самым распространенным, простым и удобным способом введения лекарственного средства

является энтеральный путь, т.е. прием лекарства через рот или внутрь. Этот способ надежно контролируется. Внутрь в основном принимают твердые лекарственные формы: таблетки, драже, порошки, капсулы (рис. 5). Порошки в саше предназначены для разведения водой. Реже внутрь назначают жидкие лекарственные формы: растворы, отвары, микстуры и др. Следует помнить, что чем меньше возраст ребенка, тем шире используется назначение жидких лекарственных форм.

Рис. 5. Твердые лекарственные формы:

а - таблетки; б - драже; в - порошки (в саше); г - порошки или микросферы с энтеросолюбивной оболочкой в желатиновых капсулах

Приступая к раздаче препаратов, медицинская сестра должна вымыть руки с мылом, при необходимости сменить халат, надеть маску. Во избежание ошибок необходимо уметь определять лекарственные средства по форме, цвету, запаху, вкусу. Ребенок должен принимать лекарственные средства только в присутствии медицинского персонала - медицинской сестры, врача.

Существует несколько способов раздачи лекарственных средств в условиях детского отделения. Можно пользоваться лотками, разделенными на ячейки с указанием фамилий больных. В них заранее раскладывают лекарственные средства. Прежде чем положить лекарственное средство в ячейку, следует сверить название, указанное на упа-

ковке, с названием лекарственного средства в медицинской карте стационарного больного или сестринском листе. Затем медицинская сестра обходит с лотком все палаты. Другой способ - использование передвижного столика, на котором разложены лекарственные средства для приема внутрь, графин с водой, мензурки, ложки, чистые пипетки. Этот столик медицинская сестра вкатывает в палату и поочередно перемещает к кровати каждого больного, если тот находится на постельном режиме. Ходячие больные самостоятельно подходят к столику, где под контролем сестры принимают лекарственные средства.

При раздаче порошков бумажку, в которую упакован порошок, разворачивают и, придав ей форму желоба, высыпают порошок на язык ребенка, затем предлагают запить его водой. Не следует выдавать лекарственные средства ребенку на руки, тем более по несколько таблеток сразу. Важно соблюдать последовательность приема лекарственных средств. Проглотив таблетку, надо запить ее жидкостью, делая небольшие, но частые глотки. Это объяснено тем, что таблетка проходит через пищевод в течение 2-5 мин. Если делать большой глоток, то вода быстро проходит мимо таблетки и последняя может остановиться в пищеводе. Частые небольшие глотки воды или комки пищи способствуют более быстрому прохождению лекарственного средства в желудок.

В настоящее время выпускается большое количество лекарственных средств в сиропе. Дети, особенно младшего возраста, с большой охотой принимают их. Таблетки дети глотают с трудом, а дети моложе 3 лет практически никогда не могут проглотить их. Поэтому перед приемом таблетки размельчают. Таблетку или порошок иногда приходится растворять в сладкой воде, сиропе, давать порошок вместе с едой и т.д. Детям грудного возраста назначенную дозу лекарственного средства в жидкой форме часто вводят дробно, чтобы ребенок не поперхнулся. Если ребенок не хочет принимать лекарственное средство, то приходится насильно открывать рот следующим образом: 1) двумя пальцами осторожно нажимают на щеки; 2) зажимают нос и в этот момент ребенок открывает рот. Некоторые микстуры (не раздражающие слизистую оболочку рта) детям первых месяцев жизни можно давать из соски.

Микстуры, отвары дают в градуированных стаканчиках с делениями 5, 10, 15, 20 мл. При отсутствии градуированной посуды учитывают, что водного раствора в чайной ложке около 5 мл, в десертной -

10 мл, в столовой - 15 мл. Спиртовые настои, а также жидкие экстракты отмеряют с помощью чистых пипеток одноразового пользования. Использование одной и той же пипетки для раздачи разных лекарственных средств запрещается.

Некоторые сердечные препараты (валидол, нитроглицерин) принимают под язык. При невозможности введения лекарственных средств через рот их вводят в виде свечей в прямую кишку. Свечи детям вводят только медицинские сестры. При лечении заболеваний органов дыхания активно используется ингаляционный способ введения лекарственных средств, имеющий многочисленные варианты в виде аэрозолей и спреев, предусматривающих наличие специальной упаковки и клапанно-распределительной системы.

Особенности техники введения лекарств у детей грудного возраста. Обычно используют мерную ложку, которую кладут на край нижней губы ребенка и наклоняют ее так, чтобы лекарство постепенно перетекло в рот. Лекарство можно вводить при помощи специального шприца. Для этого кончик шприца кладут в уголок рта и сироп направляют к внутренней стороне щеки, но не в горло. Процедуру выполняют медленно, чтобы ребенок успевал заглатывать содержимое. Кроме того, лекарство можно вводить через специальную соску. Такое приспособление позволяет одновременно лечить ребенка и успокаивать.

По показаниям медицинской сестре приходится применять наружные способы введения лекарственных средств: закапывание капель, введение мази или вдыхание порошка в нос, закапывание капель в ухо, закапывание капель в конъюнктивальный мешок глаз или закладывание мази за нижнее веко, наложение мазей на кожу. Все эти манипуляции выполняются индивидуально и обычно по времени отделены от раздачи лекарственных средств, также как парентеральные процедуры, связанные с инъекциями лекарственных средств. Тем не менее, их выполнение строго регламентировано и требует от медицинской сестры постоянного внимания и контроля.

Необходимо предупреждать больных и их родителей, что при приеме некоторых лекарственных средств (висмут, железо, хинолиновые и т.п.) может изменяться цвет мочи и кала.

Обязанности медицинской сестры в поликлинике. Среднему и младшему медицинскому персоналу в детской поликлинике отводится особая роль. Меньше времени уделяется непосредственной работе с больным ребенком, как в больнице, и в большей степени медицин-

ская сестра выполняет функции помощника врача, канцелярскую работу. Функциональные обязанности работы медицинской сестры во многом определяются особенностями работы врача того или иного профиля.

Участковая медицинская сестра. Основной формой работы медицинской сестры является профилактическое наблюдение за здоровьем детей. Используется метод диспансерного контроля. Возможность диспансерного наблюдения и помощи на различных ее этапах обеспечивается структурой организации детской поликлиники.

Участковая медицинская сестра (под контролем врача) проводит дородовый патронаж беременной, цель которого - медицинское консультирование будущей матери (родителей) в вопросах педиатрии: подготовка груди к лактации, рациональное питание, борьба с вредными привычками, обеспечение оптимальных условий быта, создание благоприятной психологической обстановки, наличие предметов ухода за ребенком, формирование нового стиля жизни семьи при появлении ребенка и т.д. Первое посещение беременной проводят сразу после взятия ее на учет при поступлении сведений из женской консультации (12-23 нед). Второй патронаж проводят при сроке беременности 32 нед (в период декретного отпуска), с учетом ее нормального хода. Уточняется адрес, где будет жить молодая семья после рождения ребенка, наличие детской комнаты (уголка новорожденного).

Патронаж новорожденного. По регламенту врач-педиатр совместно с патронажной сестрой посещает новорожденного на дому в первые три дня после выписки из родильного дома. Если ребенок - первенец в семье, то визит приходится на первый день. Изучается выписка из родильного дома, проводится тщательный осмотр ребенка с оценкой состояния его здоровья. Медицинская сестра оценивает состояние лактации у женщины, проводит подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком. Тщательно выясняют, как сосет ребенок грудь матери, какие делают перерывы между кормлениями, нет ли рвоты, срыгиваний, беспокойства, выдерживает ли ночной перерыв. Проводится антропометрическое исследование: измеряют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки. В конце осмотра составляется индивидуальный план ведения новорожденного (количество и сроки патронажей, консультации у специалистов, комплекс оздоровительных мероприятий). Последующее наблюдение за новорожденным ребенком врач и медсестра осущест-

вляют поочередно. Медицинская (патронажная) сестра в течение первой недели посещает новорожденного через 1-2 дня, а затем на протяжении первого месяца - еженедельно, чередуя посещения с педиатром.

Диспансерное наблюдение. По достижении ребенком возраста 1 мес участковый врач и медицинская сестра ежемесячно оценивают динамику физического развития, дают необходимые советы по уходу и профилактике «контролируемых» заболеваний (рахит, анемия, йодный дефицит и др.), проводят профилактические прививки.

Детей второго года жизни осматривает 1 раз в квартал. Оценивают физическое и нервно-психическое развитие, по показаниям назначают общие анализы мочи и крови, 1 раз в год исследуют кал на яйца глистов. С трех лет детей осматривают 1 раз в полгода, а с четырех лет - 1 раз в год. Врач выявляет группы детей повышенного риска по развитию ряда заболеваний и больных детей, нуждающихся в особом наблюдении, поручая контроль за ними участковой медицинской сестре. Медицинская сестра следит за фактическим местом проживания ребенка.

Амбулаторный прием. Участковая медицинская сестра подготавливает рабочее место к приему больных, заготавливает бланки, подбирает амбулаторные и диспансерные карты для врача, следит, чтобы в амбулаторную карту были внесены все результаты анализов. Под контролем врача медицинская сестра пишет различные справки, направления на исследования, заполняет статистические талоны («Талон амбулаторного пациента», ф. ? 0325-12/у), карты экстренного извещения, санаторно-курортные карты, под диктовку врача выписывает рецепты, регулирует очередь приема к врачу, проводит необходимые измерения (антропометрия, измерение артериального давления) и т.д.

Работа медицинских сестер в других кабинетах (врача-невропатолога, кардиолога, эндокринолога, гематолога) имеет значительное сходство с работой участковой медицинской сестры. В некоторых случаях, например на приеме врача-офтальмолога, для медицинской сестры выделена специальная сестринская зона, где она по специальной программе проводит обследование детей, пришедших на прием к врачу-офтальмологу: проверяет остроту зрения, измеряет по показаниям внутриглазное давление и т.д. Медицинской сестре отоларингологического кабинета обычно поручается исследование шепотной и разговорной речи, ольфактометрия, взятие мазков из

зева, носа, наружного слухового прохода и др. Медицинские сестры хирургических и прикладных специальностей (хирургического, стоматологического, физиотерапевтического, бальнеологического, отоларингологического кабинетов) большое внимание уделяют подготовке инструментария.

Уход за больными на дому. Основная причина посещений больного ребенка медицинской сестрой на дому - выполнение врачебных назначений, в основном инъекций. Участковые медицинские сестры обеспечиваются специальными сумками с наборами необходимых принадлежностей. Во время посещения больного на дому медицинская сестра занимается санитарно-просветительской работой, дает необходимые рекомендации по уходу за ребенком. При необходимости организации «стационара на дому» и назначении комплексного лечения медицинская сестра осуществляет внутримышечные инъекции и внутривенные вливания, посещая больного по несколько раз в день.

Отпуск лекарственных средств детям в поликлинике. Если больному ребенку необходимы лекарственные средства, то участковый врач выписывает обычные или льготные рецепты (детям до 3 лет, инвалидам с детства, инвалидам по заболеванию), с частичной или полной оплатой. Медицинские сестры должны знать основные лекарственные средства, используемые в педиатрической практике, показания и противопоказания к их назначению, правила применения (формы лекарственных препаратов, связь с приемом пищи), возможные побочные эффекты. Кроме того, в отечественных аптеках имеются в продаже безрецептурные формы лекарственных препаратов, что позволяет населению самостоятельно использовать те или иные лекарственные формы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое двух- и трехступенчатая система обслуживания детей в больнице?

2.Перечислите обязанности младшей медицинской сестры.

3.Перечислите обязанности палатной медицинской сестры.

4.Каков примерный план работы палатной медицинской сестры в течение суток?

5.Какими манипуляциями должна владеть медицинская сестра?

6.В чем заключается сдача и прием дежурства в детском отделении больницы?

7.Как оборудован пост медицинской сестры?

8.Какие виды медицинской документации используются в терапевтическом отделении?

9.Какие данные заносятся в температурный лист?

10.Какие требования предъявляются к хранению лекарственных средств в отделении?

11.Назовите особенности раздачи лекарственных средств, принимаемых через рот, детям разного возраста.

12.Как регламентированы сроки хранения отдельных лекарственных средств?

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

Общие положения Трудового кодекса РФ не относят должностную инструкцию к числу документов, подлежащих обязательному оформлению при трудоустройстве. Однако, в медицинских организациях должностная инструкция должна быть разработанная для каждого медицинского работника. Это специальное требование законодательства об основах охраны здоровья граждан в РФ.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. медицинские работники обязаны оказывать медицинскую помощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями (п. 1 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11. 2011 г.).

Косвенно необходимость наличия должностной инструкции подтверждается такими нормативными документами как квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих.

Например

В квалификационном справочнике должностей руководителей специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития № 541н от 23.07.2010 г., Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» прямо сказано: «Квалификационные характеристики… применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций».

Федеральная служба по труду и занятости применительно к работникам любых должностей в Письме от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0 сообщает следующее: «Трудовой кодекс не содержит упоминания о должностной инструкции, хотя должностная инструкция является неотъемлемым инструментом регулирования трудовых отношений. Это не просто формальный документ, а документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника. Представляется, что должностные инструкции следует разрабатывать по каждой должности (в том числе вакантной), имеющейся в штатном расписании».

Аналогичные выводы содержаться в письме № 6234-ТЗ от 24 ноября 2008 г.

Дополним выводы Федеральной службы по труду и занятости и скажем, что должностная инструкция – это тот документ, которым, устанавливается развернутая регламентация действий работника на рабочем месте особенно в части прав и обязанностей, конкретных работ и поручений в рамках трудовой функции.

В предыдущем материале мы обращали внимание на то, что уточненные применительно к условиям работы права и обязанности работника относятся к числу дополнительных условий трудового договора, то есть не подлежат обязательному включению в договор. Кроме того, в ряде случаев по определенному виду ответственных работ не целесообразно загромождать текст трудового договора перечислением всего того, что работник должен ежедневно выполнять. Поэтому, на практике должностная инструкция становится тем документом, на основании которого, с работника в дальнейшем можно «спросить» выполнение, поручаемой работы по занимаемой должности.

Например, Верховный суд, рассматривая законность судебных актов по иску о признании приказа об увольнении медицинской сестры дома-интерната для престарелых и инвалидов незаконным, в своих выводах опирался на положения должностной инструкции (Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 11.07.2012 года по делу № 364/2012).

Нормативные документы, используемые для оформления должностной инструкции.

Для подготовки должностной инструкции необходимо опираться как на общие нормативные требования к работникам, независимо от занимаемой должности, так и специальные нормативные требования к выполнению работ по конкретной должности.


Эти требования содержатся в следующих основных нормативных актах:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.;
  • Приказ Минздравсоцразвития № 541н от 23.07.2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
  • Приказ Минздрава России № 707н от 08.10.2015 г. «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»»;
  • Приказ Минздрава России № 83н от 10.02.2016 г. «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
  • Нормативные положения профессиональных стандартов, которые в настоящее время приходят на смену квалификационным требованиям: специалиста по педиатрии (Приказ Минтруда России № 400н от 25.06.2015 г.); врача – стоматолога (Приказ Минтруда России № 227н от 10.05.2016 г.); младшего медицинского персонала (Приказ Минтруда России № 2н от 12.01.2016 г.) и др.


Для подготовки должностной инструкции также должны приниматься во внимание порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Порядки и стандарты оказания медицинской помощи обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (и, следовательно, медицинскими работниками) на основании ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Структура должностной инструкции.

Поскольку Трудовой кодекс РФ не относит должностную инструкцию к числу обязательных документов, то и в законодательстве нет требований к ее оформлению.

Правоприменительная практика исходит из включения в этот документ следующих разделов:

  • Раздел «Общие положения»

В этом разделе прописываются: наименование должности, структурное подразделение организации; нормативные акты, на основании которых составлен документ, а также которые работник должен знать и исполнять на занимаемой должности; требования к уровню образования, стажу работы, знаниям, умениям. В данном разделе можно указать непосредственного руководителя, распоряжениям которого работник должен подчиняться.

  • Раздел «Права и обязанности работника»

Этот раздел составляется с учетом общих, а также специальных требований законодательства относительно конкретной должности. Эти требования содержатся в перечисленных выше нормативных актах и служат основой для разработки документа.

Однако, данный раздел не должен сводиться к формальному «копированию» положений квалификационных справочников и других нормативных актов. Использование в качестве окончательного документа заранее подготовленных общих шаблонов из доступных информационных источников также не целесообразно. Это приведет к тому, что должностная инструкция станет не «работающим», а формальным, «мертвым» документом.

Круг обязанностей в рамках квалификационных требований у всех работников разный. Поэтому, в этом разделе, как правило, перечисляются права и обязанности, уточненные применительно к условиям труда конкретного работника на конкретном месте. В должностной инструкции могут прописываться детали важные для выполнения возложенных обязанностей, влияющие на качество оказания медицинской помощи и т.д.

Например, общее требование «профилактика пролежней» может быть прописано детально: «обязан (а)… переворачивать пациента в соответствии с графиком 1 раз в 1-4 часа». Общее требование «наблюдать за чистотой и порядком в палатах» может быть прописано детально «обязан (а) наблюдать за чистотой и порядком в палатах, в том числе проводить влажную уборку в палатах не реже 2 раз за дежурство, выносить мусорные пакеты не реже 1 раза за дежурство и т.д.».

Стоит повториться и обратить внимание на то, что права и обязанности по должностной инструкции должны соотноситься с должностью работника, порядками и стандартами оказания помощи и документами о медицинском образовании работника. Аналогичным образом выстраивается и фактическое исполнение прав и обязанностей.

Например, введение внутривенного наркоза больному не врачом анестезиологом-реаниматологом, а хирургом в случае наступления смерти больного, может повлечь ответственность по ст. 109 УК РФ за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей. Хирург не владеет общей анестезией, и не должен заниматься ее проведением.

  • Раздел «Заключительные положения»

В этом разделе, как правило, прописывается ответственность работника, отчетность (если имеется), форма и периодичность ее предоставления и т.д.

Это основные стандартные разделы должностной инструкции.

Их наличие обусловлено, по всей вероятности, структурой квалификационных требований к конкретной должности, содержащихся в квалификационных справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих.

Следуя выводам Федеральной службы по труду и занятости, на практике должностная инструкция оформляется в виде отдельного документа или приложения к трудовому договору (Письмо от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0).

Должностная инструкция разрабатывается и утверждается в отношении конкретной должности по штатному расписанию. Однако, «именные» инструкции закон не запрещает. Необходимость «именных» инструкций может быть продиктована практикой. Например, применительно к одной должности, но к разным работникам можно конкретизировать трудовые обязанности, объем, участок работы и т.д.

Разработка должностной инструкции медицинского работника – это всегда совместная работа юриста/кадровика и медицинского работника. Поскольку этот документ содержит условия профессиональной деятельности, которые требуют специальных медицинских познаний в конкретной области.

Ответственность медицинской организации за отсутствие должностной инструкции.

Поскольку законодательство об основах охраны здоровья граждан в РФ устанавливает обязанность медицинского работника иметь должностную инструкцию и выполнять ее требования, отсутствие этого документа в организации может быть квалифицировано как административное правонарушение и повлечь ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Ответственность наступает в виде предупреждения, наложения административного штрафа, дисквалификации на определенный срок. Максимальный размер штрафа по данной статье составляет 70 000 рублей.

Должностная инструкция медицинской сестры является одним из документов, фиксирующих трудовые взаимоотношения. Она содержит перечень обязанностей, условий работы, права и ответственность сторон. Первые могут претерпевать изменения, учитывающие особенности функционирования учреждения и зачастую варьируются в каждом заведении здравоохранения.

Приведенную ниже типовую форму можно использовать в качестве образца для составления должностной инструкции медсестры поликлиники, палатной, по физиотерапии, стоматологического, процедурного, хирургического кабинетов, терапевтического отделения и т.п.

Образец типовой должностной инструкции медсестры

І. Общие положения

1. Медицинская сестра входит в категорию специалистов.

2. Лицо, занимающее должность медицинской сестры, должно иметь среднее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» и одну из квалификационных категорий: II, I, высшую.

3. Назначение и освобождение от должности медицинской сестры производится по приказу руководителя учреждения.

4. Медицинская сестра подчиняется заведующему отделением или старшей медицинской сестре. В работе руководствуется Уставом, приказами и распоряжениями руководителя учреждения, своего непосредственного начальника, данной должностной инструкцией.

5. Медицинская сестра должна знать:

  • законы Российской Федерации и нормативные правовые акты, относящиеся к здравоохранению;
  • основы процесса диагностики, терапии, ухода, профилактики заболеваний, распространения принципов здорового образа жизни;
  • приемы и методы оказания доврачебной помощи людям;
  • состав и организационно-штатную структуру учреждений здравоохранения;
  • нормы техники безопасности, в том числе при обращении с медицинским оборудованием и инструментами;
  • правила противопожарной защиты, производственной санитарии;
  • правила внутреннего рабочего распорядка.

6. В период отсутствия медицинской сестры ее права и функциональные обязанности переходят к иному должностному лицу, что фиксируется в приказе по организации.

ІІ. Должностные обязанности медицинской сестры

Медицинская сестра выполняет следующие обязанности:

1. Осуществляет в полном объёме все этапы сестринского процесса. К ним относится: первичная оценка состояния пациента, истолкование полученных данных, планирование ухода, оценка результатов действий.

2. Качественно проводит профилактические, диагностические, терапевтические процедуры, назначенные врачом.

3. Ассистирует во время проведения операций, лечебно-диагностических манипуляций врачом.

4. Обеспечивает и соблюдает инфекционную безопасность. В неё входит поддержание санитарно-гигиенического режима, обращение с асептиками, правильное хранение, обработка, стерилизация, использование медицинских изделий.

5. Оказывает неотложную помощь людям при острых заболеваниях, несчастных случаях, катастрофах. Осуществляет дальнейший вызов врача к пациенту или направление его в лечебно-профилактическое учреждение.

6. Вводит противошоковые средства, препараты больным по жизненным показаниям. Данные действия совершаются в случае невозможности своевременного прибытия врача к пациенту, в соответствии с установленным порядком применения мер.

7. Информирует врача или заведующего (при их отсутствии - дежурного врача) о:

  • всех обнаруженных осложнениях и заболеваниях пациентов, возникших в результате проведения медицинских манипуляций;
  • нарушении внутреннего распорядка учреждения.

8. Обеспечивает правильное хранение, учет лекарственных препаратов, соблюдение пациентами норм выполнения процедур, приема фармакологических средств.

9. Ведет медицинскую документацию по утвержденным формам.

10. Взаимодействует с персоналом учреждения, сотрудниками других служб в интересах пациента.

11. Осуществляет санитарно-просветительную работу с целью укрепления здоровья и предупреждения недугов.

12. Соблюдает нормы профессионального общения и обращения с пациентами.

ІІІ. Права

Медицинская сестра имеет право:

1. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

2. Вносить на рассмотрение меры по улучшению сестринского дела в лечебно-профилактическом учреждении.

3. Выдвигать требования к старшей медицинской сестре отделения по обеспечению рабочего места инвентарем и материалами. К ним относится: оборудование, оснащение инструментами, предметами ухода.

4. В установленном порядке проходить аттестацию, принимать меры по повышению своих профессиональных знаний и умений.

5. Принимать участие в работе профессиональных ассоциаций медицинских сестер.

ІV. Ответственность

Медицинская сестра несет ответственность за:

1. Исполнение ненадлежащим образом своих должностных обязанностей, регламентированных данной должностной инструкцией.

2. Несоблюдение действующего трудового права Российской Федерации.

3. Нарушение административного, уголовного, гражданского законодательства РФ, допущенное должностным лицом при исполнении обязанностей.

4. Нанесение материального ущерба.

5. Ошибки при осуществлении своих обязанностей, причинившие тяжелые последствия жизни и здоровью пациентов.

6. Несоблюдение инструкций, приказов, распоряжений, в том числе по сохранению конфиденциальной информации, врачебной тайны, правил внутреннего трудового распорядка, дисциплины, техники безопасности.

V. Условия работы

1. Условия работы медицинской сестры определяются Правилами внутреннего трудового распорядка, положениями Трудового кодекса РФ, приказами, распоряжениями руководства учреждения.

Просмотров