Что такое перспектива в изобразительном искусстве кратко. Значение слова перспектива

фр. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) – 1) геометрическое учение об изображении на плоскости объемно-пространственных свойств объектов; 2) метод изображения на плоскости форм предметов, их взаимного расположения, позволяющий создать видимый образ внешнего мира.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЕРСПЕКТИВА

(лат. perspicio - ясно, правильно видеть) - в изобразительном искусстве способ изображения объемных тел на плоскости. Знание правил перспективы помогает художнику передать объем и ве-личину предметов в зависимости от их положения в пространстве, удаления от наблюдателя и освещения. В истории искусства сложилось несколько систем изоб-разительной перспективы, среди которых первосте-пенное значение приобрели линейная, воздушная и обратная перспективы. Линейная (прямая) перспектива позволяет художнику за счет перспективного сокращения предметов в пространстве создавать иллюзию глу-бины плоскости. Воздушная (световоздушная) перспектива позволяет художнику передавать изменение цвета в зависимости от степени удаления предмета в пространстве и характера его взаимодействия с окружающей световоздушной средой. Благодаря обратной перспективе художник как бы накладывает пластами изображение на плоскости, за счет чего достигается эффект большей декоративности и монументальности.

Начала пространственной перспективы были введены в живопись в Древней Греции художником Апол-лодором, применившим в своих картинах эффект светотени (2-я пол. V в. до н.э.). При этом большое влияние на развитие учения о перспективе оказала теория зрительных лучей Евклида. В эпоху Возрождения возникло понятие «художественной перспективы», которую также называли «центральной», «прямой» или «итальянской». Деятели эпохи Возрождения Ф. Брунел-лески, П. Учелло, П. Франческа, А. Альберти, Л. да Винчи в Италии, А. Дюрер в Германии и др. дали подробную разработку и математическое обоснование перспективе, как глубинному пространству картины. Предписывая изображению точные правила построения видимого, перспектива расширила сферы субъективного. В XX в. русский художник К. С. Петров-Водкин разработал принципы «сферической» или «наклонной» перспективы, дающей возможность видеть предметы с разных сторон в многократном отра-жении и преломлении.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Перспектива (лат. perspicio — «ясно вижу сквозь») — это техника создания иллюзии пространства на плоскости. Для придания правдоподобной глубины изображению используются такие приёмы, как:

  • изменение пропорций в соответствии со зрительным восприятием объема;
  • изображение света и тени, как они ложились бы на реальный предмет;
  • воздушная перспектива — художественный приём с уменьшением насыщенности и/или чёткости предмета по мере отдаления.

Наглядная воздушная перспектива в работе Яцека Йерки (Jacek Yerka). Дальний план будто покрыт голубоватой дымкой

Краткий исторический экскурс

Испокон веков человек интересовался рисованием и делал попытки запечатлеть окружающую реальность. Начиная с примитивных наскальных зарисовок, сделанных по интуитивным ощущениям, изобразительное искусство развивалось на основе наблюдения, а затем и научного обоснования закономерностей окружающих форм и явлений.

Первые упоминания о геометрическом построении перспективы встречаются во времена Древней Греции в трудах Эвклида. Затем, в Средневековье, эта наука была временно утеряна. До начала эпохи Возрождения в искусстве не существовало понятия построения перспективы, художники изображали пространство интуитивно.

С наступлением Ренессанса началось активное развитие науки, люди стали интересоваться теоретическими обоснованиями окружающих явлений, в том числе и перспективных искажений. По некоторым свидетельствам, впервые теория перспективы была описана архитектором Филиппо Брунеллески (1377—1446) и быстро прижилась в живописи, как впечатляющий визуальный эффект.

«Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля и компаса: он никогда не уверен, куда плывет.» (Леонардо да Винчи)

Эскиз перспективы заднего плана картины «Поклонение волхвов» (Леонардо да Винчи)

Рассмотрим некоторые виды графических построений перспективы.

Прямая линейная перспектива

Характеризуется пропорциональным уменьшением предметов по мере отдаления. Довольно долго считалась единственным способом отображения реальности на рисунках. Она наиболее распространена и сегодня.

Первое, что нужно сделать при построении прямой линейной перспективы, — провести линию горизонта, на которую будет ориентирована последующая работа. Если линии, параллельные земле, продлить до бесконечности — они должны заканчиваться на горизонте, а если они к тому же параллельны между собой — сходиться на линии горизонта в одну точку.

Точка схода — это точка, на которой сходятся удаляющиеся от наблюдателя параллельные линии.

Одна точка схода получается при фронтальной перспективе куба, две — при повороте по одной оси, три точки — при повороте по двум осям

Метод сетки, или как перенести пропорции предмета на перспективу

Фронтальная проекция пропорций переносится на перспективу при помощи дополнительной точки схода

Где применяется?

Повсеместно, от академического рисунка до компьютерных игр.

Геометрическое построение линейной перспективы в чертеже Рафаеля Араужо (Rafael Araujo)

Аксонометрическая перспектива

Более известна как аксонометрическая проекция. В отличие от линейной перспективы, в ней отсутствуют точки схода. Все линии, параллельные в реальности, остаются параллельными и на рисунке. Это даёт ощущение пространства без уменьшения пропорций удалённых предметов.

Если вы, к примеру, создаёте набор иконок с аксонометрической перспективой, то для соблюдения его целостности следует различать виды этой перспективы:

  • изометрическая — все три оси имеют одинаковую степень искажения относительно реальных пропорций;
  • диметрическая — искажение одинаковое по двум осям;
  • триметрическая — искажение разное по всем трём осям;​
  • фронтальная — одна из плоскостей изображается без искажений.

Где применяется?

Изначально — в чертежах, хороша для конструктивного изображения предметов. В пиксель-арте, для лучшей чёткости диагональных пиксельных линий, и в плоском дизайне, так как не нарушает стилистику плоскости. Также свойственна живописи средневекового Китая.

Обратная перспектива

Противоположность линейной перспективе — предметы увеличиваются по мере отдаления. Соответственно, точка схода находится не на горизонте, а на самом зрителе. Создаёт необычный эффект развёрнутого пространства.

Где можно встретить?

Встречается в иконописи Древней Руси, где носит глубокий символичный характер. Используется редко, в обоснованных случаях.

Сферическая перспектива

Также известна как купольная. Изображает трёхмерное пространство как будто на сферической поверхности, а не на плоской. При такой перспективе прямыми остаются только линии глубины, сходящиеся на главной точке, линии горизонта и вертикали. Все остальные линии схода, чем дальше они от главной точки, тем более округлую форму принимают.

Главная точка — это центральная точка сферической перспективы, вокруг которой формируется окружность. Например, если смотреться в ёлочный шар, главной точкой в отражении будут ваши глаза, и если он идеально сферический, они будут всегда в центре, как его ни крути.

Так как все параллельные линии схода, кроме глубинных, замыкаются полуэллипсами с обоих концов, при рисовании куба в данном случае мы получаем пять точек схода

Где можно встретить?

В изобразительном искусстве и фотографии.

А ещё в сферической перспективе видит наше периферическое зрение. Но так как точка, на которую мы смотрим, всегда является главной, проходящие через неё линии, соответственно, не имеют искажений. Мы формируем представление об общей картине из кусочков, переводя взгляд с одной точки на другую.

Перцептивная перспектива

Её название происходит от латинского слова perceptio — восприятие. Она соединяет в себе прямую, аксонометрическую и обратную перспективу, формируя отображение реальности таким, каким его видят человеческий глаз и мозг. Если быть точнее, по причине бинокулярности нашего зрения:

  • ближний план видится в обратной перспективе, так как предмет виден двумя глазами одновременно с разных сторон;
  • дальний план — в прямой линейной перспективе с уменьшением предметов;
  • и лишь средний план виден почти неискаженно, в аксонометрии.

Понятие появилось относительно недавно. Впервые было описано Б. В. Раушенбахом, российским физиком-механиком, в книге «Пространственные построения в живописи» (1975). По задумке автора, изучавшего особенности восприятия глубины человеческим зрением, перцептивная перспектива наиболее точно изображает на рисунке окружающий мир, увиденный глазом, и несёт более сильное впечатление.

Заключение

Зная теоретическую основу видов перспективы, их недостатки и преимущества, вы можете добиться наибольшей эффектности графической работы, систематически выстраивая её объём.

    ПЕРСПЕКТИ́ВА , -ы, ж.

    1. Вид вдаль, открывающийся с какого-л. места, видимое глазом пространство. Шорох дождя побежал по горам, а густой туман стал заволакивать 112 перспективу. Чириков, На стоянке. Его телега расплылась мутным пятном в дальней перспективе улицы. Короленко, Смиренные. || Объемность, соотношение объемных предметов, частей предметов, представляющихся глазу. Сумерки сгущались незаметно для глаза. --- Все почернело, утратило цвета и перспективу; все предметы обратились в черные плоские силуэты. Куприн, Поединок . Воздух так прозрачен и чист, что пейзаж теряет перспективу и кажется как бы плоским. Б. Полевой, Золото.

    2. Способ изображения объемных предметов на плоскости в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности от точки наблюдения. Законы перспективы. Не вообразить ли себя художником и не приняться ли, в двадцать пять лет, за рисование глаз и ушей, за изучение перспективы? Писарев, Базаров. || Воспроизведение кажущихся изменений величины, очертаний объемных предметов при живописном, графическом изображении их на плоскости. Воздушная перспектива. Неправильная перспектива. Отсутствие перспективы в картине. || Мат. Центральная проекция тела на плоскость при его изображении, применяемая начертательной геометрией. Линейная перспектива. Панорамная перспектива.

    3. перен. То, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, дальнейший ход каких-л. событий. Перспектива отдыха. Я понял, что меня продержат здесь до открытия навигации, после чего отправят в Восточную Сибирь. Оставалось примириться с этой перспективой. Короленко, История моего современника . Все мои товарищи ясно видели перед собой перспективу: ехать в Петербург, закончить Горный институт и затем вернуться инженером в Баку. М. Павлов, Воспоминания металлурга. || Развитие, движение вперед в чем-л. Неведов давно понял, что флот империи не на высоте, --- что нет и не предвидится движения вперед и что он сам бессилен что-либо изменить. Перспектив не было. Вишневский, Война. [Лариса:] На арматурщицу учиться иду. --- Иначе пожить хочу… С перспективой! Арбузов, Иркутская история. || обычно мн. ч. (перспекти́вы , -ти́в ). Виды, планы на будущее. Перспективы дальнейшего развития. Перспективы работы. И прежде ему случалось думать о будущем и рисовать себе всякого рода перспективы, но это были всегда перспективы дарового довольства и никогда - перспективы труда. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы . Перед ним развернули такие перспективы, от которых у него захватило дыхание. Чаковский, У нас уже утро.

    В перспективе - впереди, в ближайшем будущем. Закусив так, как закусывает человек, у которого в перспективе богатый званый обед, --- господин Голядкин уселся в креслах. Достоевский, Двойник.

    [Франц. perspective]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Как рисовать - таким вопросом люди задавались с давних времен. И если в древнем мире изображения были плоскостными, то в эпоху Возрождения предметы на картинах обрели объем. Но как построить на плоскости объемное изображение? Появляется такое понятие, как перспектива...

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это:

  • Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
  • Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

В зависимости от назначения перспективного изображения перспектива включает следующие виды:

Прямая линейная перспектива

Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).

Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой.


Камера- обскура

Отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

С учетом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов.


роспись потолка

На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А. А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы, в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке близкой к реальной используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.

Обратная линейная перспектива


Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме.

Среди причин появления феномена обратной перспективы самой простой и очевидной для критиков было неумение художников изображать мир, каким его видит наблюдатель. Потому такую систему перспективы считали ошибочным приемом, а саму перспективу — ложной. Однако такое утверждение не выдерживает критики, обратная перспектива имеет строгое математическое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе в теории (П. А. Флоренский, Б. В. Раушенбах) и художественной практике возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию. Обратная перспектива обобщается в проблемах восприятия за рамками изобразительного искусства.

Панорамная перспектива

Изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» означает «всё вижу», в буквальном переводе это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.


фрагмент панорамы "Оборона Севастополя"

Общеизвестными в России являются панорамы «Оборона Севастополя» (1902—1904 гг.) и «Бородинская битва» (1911 гг.) в Москве (автор — Ф. А. Рубо) и «Сталинградская битва» (1983 г.) в г. Волгограде. Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. Как правило, диорама занимает отдельное помещение, в котором переднюю стену заменяют цилиндрической поверхностью, и на ней изображают пейзаж или панораму города. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.


Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, а также на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов; при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Сферическая перспектива

Сферическая перспектива, сделанная объективом «рыбий глаз»

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми.


Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Воздушно -тональная перспектива


Тональная перспектива — понятие техники живописи. Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более тёмной, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и ярко выражена во время тумана, на рассвете над водоёмом, в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль.

Перцептивная перспектива

Слово "перспектива" довольно распространенное в русском языке.

Если кто-нибудь из вас бывал в Египте, то, безусловно, видел знаменитые пирамиды. И конечно же, никто не смог устоять перед соблазном сфотографироваться в позиции между двумя пирамидами, когда они кажутся подвешенными на ваших раскинутых в стороны руках. Некоторые туристы делают фото, будто пальцем дотрагиваются до вершины пирамиды или целуют сфинкса. Это весьма распространенная перспектива, когда наше зрение совмещает предметы, стоящие на переднем плане, и те, что находятся вдалеке.

Вполне закономерно возникает вопрос о том, что такое перспектива. Толковые словари дают определение этого понятия в нескольких значениях, т.к. оно существует в нашем сознании в разных аспектах. В латинском языке, слово perspectivo означает "ясно вижу". Перспективой называют возможность изобразить на плоскости окружающий нас мир. Фотография, например, передает реальное восприятие человеком окружающего мира. А существует перспектива, отражающая иллюзорное восприятие.

Перспектива в геометрии

Принято рассматривать несколько видов перспективы. В геометрии есть отдельный раздел, называемый линейной перспективой. Она рассчитана на то, что смотреть нужно из фиксированной точки зрения на предметы, которые уменьшаются пропорционально: чем дальше горизонт, тем меньшего размера предметы. И наоборот, горизонт ближе, и предметы большего размера. Все зависит от точки, с которой происходит наблюдение.

Геометрия, отвечая на вопрос о том, что такое перспектива, определение её даёт как о некой системе представления предметов в пространстве с трех точек плоскости или на иной поверхности. Плоскость может изображаться как угодно - вертикально, горизонтально, наклонно. От точки до горизонта как бы идут сходящиеся линии. Это прямая перспектива.

Обратная перспектива

В живописи существует понятие обратной перспективы, когда точка, из которой происходит наблюдение, дает расходящиеся линии до горизонта. Чем дальше предмет от точки зрения, тем он больше (в отличие от прямой перспективы). Так изображали мир иконописцы на своих иконах.

Перспектива в архитектуре

В архитектуре очень важен вопрос о том, что такое перспектива, значение здесь придается видению вдаль, когда картина открывается с какого-либо места или точки рассматривания, а именно взору предстает то, что видимо глазу. Для архитектуры важна объемность, т.е. соотношение объемов предметов (частей сооружений), видных для глаза. Поэтому архитектор выстраивает элементы здания, улицы и целого города. Он продумывает перспективу, вид, открывающийся, например, от двери банка к концу улицы или от входа в помещение до противоположной стены. От этого напрямую зависит наше зрительское восприятие как отдельной комнаты в доме, так и всего здания, вписывающегося в ландшафт города.

Перспектива как ожидание

Слово "перспектива" в русском языке является не только термином геометрии, архитектуры или живописи. Оно используется и в обыденной речи. И следует определить, что такое перспектива: значение, суть этого понятия. Обычно слово это, употребляемое во множественном числе, означает разные планы на определенное будущее, чьи-либо возможности. Например, в таком контексте: «Перед студентом руководитель практики развернул такие перспективы, от которых дух захватило ».

Другой оттенок значения слова «перспектива» указывает на неизбежность чего-либо. Например: «Перспектива провести весь свой отпуск у постели больного дяди совсем её не радовала ».

В языке закрепилось использование переносного значения слова "перспектива" в употреблении с предлогом - "в перспективе". Принятый для него контекст - когда речь идет о том, что ждет впереди, о ближайшем будущем. Например: «В перспективе круг обязанностей на этой функциональной позиции может быть значительно расширен ».

Перспектива в педагогике

В свое время известный педагог Макаренко, занимаясь воспитанием подростков, говорил о важности определения его. Перспектива в этом аспекте - то, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, это дальнейший ход каких-либо событий. И в этом смысле говорят о перспективе близкой, средней или далекой.

Готовя учеников к самостоятельной жизни, педагог учит их ставить цели осознанно. Мысли о походе в кафе с друзьями, одноклассниками после занятий - это близкая перспектива, которая связана лишь с личной заинтересованностью. И она не требует особых размышлений.

Средняя перспектива - это уже постановка целей на достижение в ближайшем будущем. Например, это может быть совместная с классом подготовка к какому-нибудь конкурсу. Поставленная цель требует распределения ролей в коллективе и определения алгоритма подготовки.

И, наконец, продумывание действий для достижений долгосрочной цели, отодвинутой во времени - это далекая перспектива, которая требует определения и формулирования всех задач, позволяющих достичь цели. Например, успешное окончание школы требует значительных усилий и решения многих задач.

Просмотров