Пракситель. Великие скульпторы

Пракситель - древнегреческий скульптор, родился в Афинах около 390 года до н.э. Возможно, Пракситель - сын и ученик Кефисодота Старшего. Пракситель работал в родном городе в 370–330 гг. до н.э., а в 350–330 гг. до н.э. ваял также в Мантинее и в Малой Азии. Его произведения, в основном в мраморе, известны главным образом по римским копиям и свидетельствам античных авторов.
Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный около 340 года до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены. Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров. Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.
Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть. То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда. В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты - в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.
Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты. Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.
Статуи Эрота работы Праксителя находились в Феспиях в Беотии и в Парии в Троаде. Представление о них могут дать изящные и элегантные фигурки Эрота на монетах, медальонах и геммах, где он представлен облокачивающимся на колонну и поддерживающим голову рукой, или рядом с гермой, как на монетах из Пария. Сохранились торсы подобных статуй из Бай (хранятся в Неаполе и музее Метрополитен в Нью-Йорке) и с Палатинского холма (в Лувре и в музее в Парме).
По копиям известны два варианта статуи молодого сатира, один из которых, возможно, принадлежит к раннему периоду творчества Праксителя, а другой - к зрелому. Статуи первого типа изображают сатира, который правой рукой льет вино из высоко поднятого кувшина в чашу в другой руке; на голове у него повязка и венок из плюща, черты лица благородны, профиль тонок. Лучшие копии этого типа находятся в Кастель Гандольфо, в Анцио и в Торре дель Греко. Во втором варианте (его копировали чаще, лучшие статуи находятся в музее Торлониа и в Капитолийском музее в Риме; к ним следует добавить торс с Палатинского холма, хранящийся в Лувре) был изображен сатир, который облокотился на ствол дерева, держа в правой руке флейту, а левой отбрасывая назад перекинутую через плечо шкуру пантеры.
Мотив фигуры, облокачивающейся на опору, использован и в статуе Диониса, лучшая копия которой находится в Мадриде. Дионис опирается на герму, напоминающую герму скульптора Алкамена, - такую же, как и в Гермесе работы Кефисодота. Статуя Аполлона Ликейского, называвшаяся так потому, что она находилась в афинском гимнасии Ликее, воспроизводится на аттических монетах. Аполлон здесь опирается на колонну и поддерживает голову правой рукой, в левой его руке - лук. Сохранилось довольно много копий этой статуи, лучшие из которых находятся в Лувре и в Капитолийском музее в Риме. Существуют также копии статуи молодого Аполлона Савроктона (Аполлона, убивающего ящерицу) - в Лувре, в Ватикане, на вилле Альбани в Риме и др.
В двух созданных Праксителем вариантах статуи Артемиды мы видим примеры решения мотива драпированной человеческой фигуры. На одном из них изображена молодая, одетая в простой пеплос охотница, которая вынимает стрелу из колчана за спиной. Лучшей копией этого типа является Артемида, хранящаяся в Дрездене. Второй вариант - т.н. Артемида Браврония с афинского Акрополя, относящаяся к 345 году до н.э., - принадлежит к позднему периоду творчества мастера. Есть мнение, что копией с нее является статуя, найденная в Габиях и хранящаяся в Лувре. Артемида изображена здесь покровительницей женщин: она набрасывает на правое плечо покров, принесенный женщиной в качестве дара за успешное разрешение от бремени.
Одна из последних работ Праксителя - группа Лето с Аполлоном и Артемидой, фрагменты которой найдены в Мантинее. На постаменте скульптор изваял рельеф с изображением состязания Аполлона и Марсия в присутствии девяти муз, рельеф (целиком, кроме фигур трех муз) был найден и находится сейчас Афинах. Складки драпировок обнаруживают богатство изящных пластических мотивов.
Пракситель был непревзойденным мастером в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Чаще всего он изображал богов, и даже сатиров, молодыми; в его творчестве на смену величественности и возвышенности образов 5 века до н.э. приходят изящество и мечтательная нежность. Искусство Праксителя нашло свое продолжение в произведениях его сыновей и учеников, Кефисодота Младшего и Тимарха, которые работали по заказам Птолемеев на острове Кос и перенесли стиль скульптора на Восток. В александрийских подражаниях Праксителю свойственная ему нежность оборачивается слабостью и вялой безжизненностью.
"Гермес с младенцем Дионисом", скульптурная группа, считается подлинным произведением Праксителя, выполнена из мрамора приблизительно в 330 году до н. э. Хранится в Археологическом музее, Олимпия. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся. Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены.

"Афродита Книдская", скульптура, выполненная Праксителем. Изображена обнаженная богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Не сохранилась, известна по римской копии, хранятся в музеях Ватикана. Пракситель впервые дерзнул изобразить женскую фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу. Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.

"Отдыхающий сатир", мраморная скульптура, выполненная Праксителем. Копии хранятся в Капитолийском музее (Рим) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Прекрасный юноша, отдыхая, непринужденно облокотился о ствол дерева. Тонкая моделировка, как и мягко скользящие по поверхности тела тени, создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками и грубой фактурой оттеняет необычайную жизненность, теплоту тела. Глубоко посаженные глаза внимательно глядят на окружающий мир, на губах мягкая, чуть лукавая улыбка, в правой руке - флейта, на которой он только что играл.

Эллада - колыбель западно- и восточноевропейской культуры, науки, философии, пластических искусств. Примером последних нам послужит статуя «Гермеса с младенцем Дионисом».

Миф о рождении Гермеса

У бога Зевса была бурная личная жизнь. Жена Гера безумно его ревновала. Когда она узнала об очередном любовном приключении супруга, то решила отомстить его возлюбленной Семеле, которая ждала от Зевса ребенка. Она уговорила Семелу, чтобы та попросила, дабы Зевс исполнил ее просьбу, поклявшись нерушимой клятвой, и явился к ней во всем величии. С ужасом он выполнил просьбу любимой. От его молнии и блеска запылал дворец, а у Семелы начались преждевременные роды. Гера была в гневе, когда узнала, что по требованию Зевса Гермес с младенцем Дионисомотправился к сестре Семелы, которую звали Ино, чтобы ребенок вырос.

Возможно, этот момент мифа изобразил греческий скульптор. Далее, Гера лишила разума мужа Ино. Он решил убить свою семью и успел покончить с одним из детей. Ино, спасаясь от безумца, бросилась с другим сыном в воды моря. Они стали морскими божествами. Тем временем вновь появился спаситель юного с младенцем Дионисом мигом перенеслись в Нисейскую долину к нимфам. А может, этот эпизод мифа изваял Пракситель. Дионис вырос и стал бурных оргий и властителем козлоногих сатиров и нимф. Его атрибутами стали венок из плюща и жезл-тирс.

Пракситель

От скульптора четвертого века до н. э. Праксителя до нашего времени дошло мало работ. Одна, которая предположительно приписывается ему, - это «Гермес с младенцем Дионисом». О том, что ее изваял именно Пракситель, мы знаем из работы древнегреческого писателя Павсания. Некоторые искусствоведы сомневаются, что автором скульптуры был Пракситель. «Гермес с младенцем Дионисом» выполнен в приеме, не характерном для классики. Ваятель жил так давно, что точную биографию воссоздать сложно. Известно, что жил он в Афинах. Его воспитал отец-скульптор Кефисодот. Мастерскую отца посещали философы, художники, поэты.

Пракситель вырос в атмосфере высоких творческих споров об искусстве. Известно также, что он любил красавицу Фрину. В молодости Пракситель многократно создает пленительные женские образы. Лучшей, по восторженным описаниям, является В город Книд потоком шли паломники, чтобы полюбоваться совершенным произведением. Оригинал не сохранился. Имеется только несколько копий, по которым можно судить, насколько нежен, женственен и обаятелен был созданный вдохновенной любовью этот образ.

В годы зрелости, в 334 году, Пракситель выполнил скульптурную работу «Гермес с младенцем Дионисом». О ней мы поговорим ниже. После себя скульптор оставил школу мастеров, его почитателей, которым, к сожалению, не удалось достичь таких вершин в искусстве создания жизненных и прекрасных образов.

Раскопки германских археологов

В 1874 году греческое государство подписало с Германией договор об археологических исследованиях. В их ходе 8 мая 1887 года была обнаружена скульптура, покрытая толстым слоем глины. Ее назвали «Гермес с младенцем Дионисом». Она была найдена в руинах храма Геры в городке Олимпия, который ранее был простым поселением на Пелопоннесе, где возникли и проводились Олимпийские игры.

Находка Эрнста Курция

Честь этой находки принадлежит Э. Курцию. У двухметровой скульптуры молодого человека, стоящего, прислонившись к дереву, покрытому плащом, хорошо сохранились голова, туловище, ноги и частично руки. У Гермеса, как и сегодня, не хватало правого предплечья и левой руки. У Диониса нет левой руки и правой ноги.

Лицо и туловище Гермеса поражают полировкой, в то время как сзади сохранились следы зубила и рашпиля, что говорит о незавершенности работы. Сама же скульптурная группа выполнена из лучшего паросского мрамора. Она стоит на основании из серого известняка, окруженного двумя блоками мрамора. Скульптура была вряд ли очень известной, так как не нашлось ни одной ее копии.

«Гермес с младенцем Дионисом»: описание

Похоже, что круглая композиция Праксителя была предназначена для плоскостного восприятия. Он не рассчитывал, что зритель будет ее обходить. Скульптор хотел показать нежные и гармоничные отношения. Этот статичный образ находится в расслабленном состоянии. Для этого предназначена опора, на которую опирается Гермес. Ее мягкая ткань оттеняет сияющего Диониса. Он легок и изящен. Все предполагают, что в руке Гермес держал гроздь винограда, к которой тянется младенец. Их связывают не только физические, но и духовные узы: милая игра, когда Гермес созерцает движение ребенка. Взгляд бога полон нежной заботы.

Его лицо прекрасно и благородно. Шапочка волос с завитками, в которых свет дробится, оставляет открытым его совершенный лик. А весь облик, удлиненный, полон элегантности. Гармонично соотношение частей фигур. Если рассматривать всю композицию, то 1/3 (A) - это верхняя часть, в которой Гермес держит Диониса, а нижняя часть идет от талии и до конца ног (B). Фигуру бога можно разделить на неравные части: 1/3 (C) - голова, 2/3 (D) - его торс до талии с младенцем на руках. Нижняя часть композиции также соблюдает эти пропорции: 2/3 (E) занимает торс и бедра, а последняя треть (F) - это голень и стопы. Такое деление можно уравнять так: A верхней общей композиции равно C+D в фигуре бога, В = E+F. Без рисунка это немного сложно, но если вдуматься, то это говорит о благородстве и гармонии пропорций. Вся композиция «Гермес с младенцем Дионисом» отдает в мир божественную энергию и любовь.

«Гермес с младенцем Дионисом» или «Гермес Олимпийский» - классическая статуя из паросского мрамора , обнаруженная Эрнстом Курцием в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии . Высота фигуры Гермеса - 212 см, с пьедесталом - 370 см.

Статуя находится в собрании Археологического музея Олимпии . Конечности фигур Гермеса и Диониса частично утрачены; на волосах Гермеса сохранились следы киноварного покрытия.

Напишите отзыв о статье "Гермес с младенцем Дионисом"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гермес с младенцем Дионисом

Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.

ПРАКСИТЕЛЬ
АФРОДИТА КНИДСКАЯ
(АФРОДИТА БРАСКИ)

Римская копия
I в. до н.э. Глиптотека,
Мюнхен

О дно из самых прославленных произведений в античной скульптуре – Афродита Книдская, первая древнегреческая скульптура (высота – 2 м), изображающая обнаженную женщину перед купанием. По легенде каждодневные ванны возвращали Афродите девственность. Плиний писал, что многие люди специально отправлялись на остров Книд, к берегам Малой Азии, чтобы увидеть знаменитую Афродиту, которая стояла в открытом круглом храме. Время не сохранило оригинала этой статуи, зато известно имя земной женщины, послужившей скульптору моделью. Пракситель создал богиню любви и красоты как олицетворение земной женственности, вдохновляясь образом своей возлюбленной – красавицы Фрины. Действительно, лицо Афродиты хотя и создано по канону, с мечтательным взглядом томных затененных глаз, несет оттенок индивидуальности, указывающей на конкретный оригинал. Создав почти портретный образ, Пракситель заглянул в будущее.

Сохранилась романтическая легенда об отношениях Праксителя и Фрины. Рассказывают, что Фрина просила Праксителя подарить ей в знак любви его лучшее произведение. Он согласился, но отказался сказать, какую из статуй считает лучшей. Тогда Фрина приказала слуге сообщить Праксителю о пожаре в мастерской. Испуганный мастер воскликнул: «Если пламя уничтожило и Эрота, и Сатира, то все погибло!» Так Фрина узнала, какую работу она может просить у Праксителя.

Скульптурная группа «Гермес с младенцем Дионисом» считается подлинным произведением Праксителя. Она, чудом сохранившаяся почти целиком, была найдена лежащей на полу во время раскопок храма Геры в Олимпии. Согласно мифу, Гермес, посланник богов Олимпа, должен был отнести маленького Диониса и передать на воспитание нимфам. Скульптор представил Гермеса в момент, когда, остановившись в пути, он, набросив плащ на высокий пень и опираясь на него, развлекал младенца, играя гроздью винограда. (Рука Гермеса не была найдена, но, судя по изображению на фреске из Помпей, Гермес держал именно виноград.)

Гермес с младенцем Дионисом. IV в. до н.э. Музей, Олимпия

Скульптура «Гермес с младенцем Дионисом» характерна для периода поздней классики. Она олицетворяет не физическую мощь, как было принято раньше, а красоту и гармонию, сдержанное и лиричное человеческое общение. Изображение чувств, внутренней жизни персонажей – новое явление в античном искусстве, не свойственное высокой классике. Мужественность Гермеса подчеркнута младенческим обликом Диониса. Изогнутые линии фигуры Гермеса грациозны. Его сильное и развитое тело лишено атлетизма, свойственного работам Поликлета. Выражение лица хотя и лишено индивидуальных черт, но мягкое и задумчивое. Волосы были раскрашены и схвачены серебряной повязкой.

Пракситель достиг ощущения теплоты тела тонкой моделировкой поверхности мрамора и с большим мастерством передал в камне ткань плаща Гермеса и одежды Диониса.

Просмотров