Тире между подлежащим и сказуемым (8 класс). Тире между подлежащим и сказуемым не ставится Тире между подлежащим и сказуемым 8

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010. - 237 с.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:

Обучающие

  1. знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
  2. научиться правильно ставить его.

Развивающие

  1. развить у обучающихся умение применять полученные знания;
  2. обогатить словарный запас обучающихся.

Воспитывающие

  1. формировать интерес к предмету;
  2. способствовать приобретению навыков общения.

Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Слайд № 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Слайд № 2

  1. фронтальный опрос
  1. Назовите главные члены предложения.
  2. Что такое подлежащее?
  3. Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
  4. Какой член предложения называется сказуемым?
  5. На какие виды делятся сказуемые?
  1. работа у доски по карточкам (Приложение 1)

Задание:

  1. Краткость достоинство прозы.

Слайд № 3

III. Объяснение нового материала.

Слайд № 4

  1. беседа

– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.

– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.

  1. запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
  2. работа с учебником (с. 57, упр. 114 );
  3. запись опорных схем в тетрадь.

Слайд № 5-6

Ставится в следующих случаях:

Сущ. И.п. - сущ. И.п.

Слово - полководец человечьей силы (Маяковский).

Числ. И.п. - числ. И.п.

Девятью сорок - триста шестьдесят.

Сущ. И.п. - числ. И.п.

Числ. И.п. - сущ. И.п.

Глубина там с лодки - шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Тургенев).

Сущ. И.п. - н. ф. глаг.

Н. ф. глаг. - сущ. И.п.

Дело художника - рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Чехов).

Н. ф. глаг. - н. ф. глаг.

Учить - ум точить (пословица). В камни стрелять - стрелы терять (Горький).

Это

Задумчивость - это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться - это дело юношей (Тургенев).

Вот

Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (Пушкин).

Значит

Быть поэтом - значит петь раздолье (Есенин).

Слайд № 7-8

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:

Личное мест. сущ.

Вы умный человек, поймёте... (Чехов).

Сущ. И.п. не сущ. И.п.

Но: Н. ф. глаг. - не н. ф. глаг.

Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).

Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ.

Сущ. прилаг.

Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).

Сущ. есть сущ.

Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).

Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

III. Закрепление полученных знаний

Слайд № 9

1. Распределительный диктант.

Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.

  1. Наша задача – хорошо учиться.
  2. Ум без книги как птица без крыльев.
  3. Старость не радость.
  4. Человек вот правда жизни.
  5. Люди как реки.
  6. Великое дело новость.
  7. Пятью пять двадцать пять.
  8. Погода несносная дорога скверная.
  9. Татьяна не дитя.
  10. Говорить не думая – стрелять не целясь.
  11. Он порча, он чума, он язва здешних мест.
  12. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
  13. Сердце не камень.
  14. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .

2. Работа с учебником (с. 59, упр. 120 – устно )

3. Программированный диктант.

На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.

Труд как блестящая сталь.

О решенном говорить – только путать.

Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать.

Бедность не порок.

Июнь лишь начало лета.

Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек.

Сердце наше – вечная тайна для нас самих.

Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку.

Искусство – это мышление в образах.

Память - одно из важнейших свойств бытия.

Слайд № 10

4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).

Вариант 1

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Но объяснение не оправдание.
  2. Твои речи будто острый нож.
  3. Преодолеть препятствие вот наша задача.

IV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

Слайд № 11

§22, упр. 115

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Жизнь прекрасна и удивительна!

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Сияют переливаются купола собора.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.

Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.

Краткость достоинство прозы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс

Вариант 1

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Ученье вот чума, ученость вот причина…
  2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
  3. Федор знал, что Артем свой парень.
  4. Море чудесное, синее, нежное.
  5. Лень есть лень, слабость есть слабость.

«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс

Вариант 2

Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.

  1. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
  2. Но объяснение не оправдание.
  3. Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени. Слайд 2

    Вспомним изученное: Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Какой член предложения называется сказуемым? На какие виды делятся сказуемые?

    ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Двадцать третье ноября.

    Цели урока: познакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; развить умение применять полученные знания; обогатить словарный запас.

    Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. И.п. - сущ. И.п. Слово - полководец человечьей силы (Маяковский). Числ. И.п. - числ. И.п. Девятью сорок - триста шестьдесят. Сущ. И.п. - числ. И.п. Числ. И.п. - сущ. И.п. Глубина там с лодки - шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Тургенев). Сущ. И.п. - н. ф. глаг. Н. ф. глаг. - сущ. И.п. Дело художника - рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Чехов).

    Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Н. ф. глаг. - н. ф. глаг. Учить - ум точить (пословица). В камни стрелять - стрелы терять (Горький). _____ - это Задумчивость - это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться - это дело юношей (Тургенев). _____ - вот Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (Пушкин). _____ - значит Быть поэтом - значит петь раздолье (Есенин).

    Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Личное мест. сущ. Вы умный человек, поймёте... (Чехов). Сущ. И.п. не сущ. И.п. Но: Н. ф. глаг. - не н. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.

    Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. прилаг. Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). Сущ. есть сущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).

    Запомни! Ставим тире Не ставим тире Сущ. И.п. - сущ. И.п. Н. ф. глаг. - сущ. И.п. Личное мест. сущ. Числ. И.п. - числ. И.п. Н. ф. глаг. - н. ф. глаг. Сущ. И.п. не сущ. И.п. Сущ. И.п. - числ. И.п. _____ - это Сущ. вводн. слово, союзы сущ. Числ. И.п. - сущ. И.п. _____ - вот Сущ. прилаг. Сущ. И.п. - н. ф. глаг. _____ - значит Сущ. есть сущ.

    Проверь себя! Номер предложения +/- Номер предложения +/- 1. - 6. - 2. + 7. + 3. + 8. + 4. - 9. + 5. - 10. +

    Домашнее задание: §22, упр. 115


    Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:

    Когда ставится тире

    1. Если подлежащее выражено существительным, числительным в именительном падеже при этом сказуемое также выражено существительным или числительным в именительном падеже. И связка при этом нулевая, то есть, не выражена в сказуемом, она указывает на настоящее время изъявительного наклонения. Это можно проверить, подставляя «есть» после тире.

    Например: Длительность урока - сорок минут . Мария Ивановна - учитель . Дважды два - четыре .

    2. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое выражено существительным или числительным в именительном падеже, или подлежащее выражено существительным или числительным в именительном падеже, при этом сказуемое - инфинитив, или оба главных члена предложения выражены инфинитивами.

    Например: Парить над землей - привилегия птиц. Долг каждого гражданина - соблюдать законы страны. За все браться - не сделать ничего.

    3. Используются слова «это», «это есть», «значит» (которое использовано в значении «это есть»), «это значит» при присоединении сказуемого к подлежащему. Тире ставится перед словами-указателями.

    Например: Мама - это человек самый родной. Защищать свою Родину - вот поступок героя. Свобода - это есть проверка ответственности.

    Когда тире не ставят

    Тем не менее, существуют исключения из перечисленных случаев. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:

    1. Связка не нулевая, чаще всего выражена словами, указывающими на время. Например: Шарик был настоящий друг .

    При сказуемом есть так называемые сравнительные союзы, такие как «будто», «словно», «точно», «как» и т.п. Например: Глаза будто изумруды . Роса точно россыпи алмазов.

    Перед сказуемым есть частица «не». Например: Братья не близнецы .

    Между подлежащим и сказуемым есть вводное слово. Например: Введение только начало работы. Оазис кажется мираж . Иван Иванович тоже преподаватель .

    Перед сказуемым есть дополнения, которое относится к нему. Например: Андрей мне друг .

    Сказуемое стоит перед подлежащим. Например: Выдающийся комик Юрий Никулин .

    Подлежащее и сказуемое представляют собой устойчивый фразеологический оборот. Например: Два сапога пара .

    2. При обратном порядке слов в случае, когда подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами, или один из главных членов предложения - инфинитив, а второй - существительное или числительноев именительном падеже. При этом паузы между ними нет.

    Например: Такое блаженство лежать на теплом песке.

    Если пауза есть, то тире ставится даже при обратном порядке слов.

    Например: Высшее искусство - рассмешить весь зал.

    3. Слово «значит» употреблено в значении «следовательно».

    Например: На улице стало темнеть; значит, день клонится к вечеру.

    Слово «значит» является глаголом в значениях:

    Означать. Например: Хэллоу по-английски значит здравствуйте.

    Свидетельствовать о чем-либо. Например: Обещать не значит жениться.

    Иметь значение. Например: Талисман значит много для семьи.

    Слово «Это» употреблено в качестве подлежащего, которое выражается местоимением.

    Например: Это секретная информация . Это дороговато для нас.

    Нужна помощь в учебе?

    Предыдущая тема: Строение предложения: виды по цели высказывания и по эмоциональной окраске
    Следующая тема:   Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство, определение

    Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.

    Учитель: Кудрявцева Т.М.

    Москва 2014г.

    Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

    Цели урока:

    1) организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила: «Тире между подлежащим и сказуемым»,
    обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях»,
    2) содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности,
    3) воспитывать патриотизм на примерах используемых предложений.

    Методические приемы : таблица, тесты, работа с учебником, работа по карточкам, объяснительный диктант.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    1. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.

    1) Вступительное слово учителя.

    Вопрос: зачем нужно изучать данную тему?
    Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявлять его структуру, передавать его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

    К концу урока вы должны знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, и уметь: ставить знаки препинания между главными членами.

    2) Рассматривается таблица, анализируются примеры

    Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.

    Ставится

    Не ставится

    1. Книга – памятник ушедшим в вечность умам.

    Сущ. И. п. – сущ. И.п.

    1. Лес словно сказка .

    (будто, словно, как)

    1. Жить – Родине служить .

    Гл. неопр. ф. – гл. неопр. ф.

    1. Это чудо !

    (местоим.)

    1. Дважды два – четыре.

    Числ. – числ.

    1. Расстояние не помеха для друзей.

    (не)

    1. Наша задача – хорошо учиться .

    Сущ. им. п. – гл. неопр. ф.

    1. Чтение – вот лучшее учение .

    (вот, это)

    Вывод:

    тире между подлежащим и сказуемым ставится :

    а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;

    б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;

    в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;

    г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.

    не ставится:

    а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;

    б) если подлежащее выражено личным местоимением;

    в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.

    III . Закрепление материала.

    Записываются предложения:

    1) - Краткость – сестра таланта.

    Дважды два – четыре.

    Учить – ум точить.

    Расстояние между окнами – один метр.

    Ходить босиком – большое удовольствие.

    2) Выполнение объяснительного диктанта.

    Записать предложения под диктовку, предварительно объясняя постановку знаков препинания, указывая, чем выражена грамматическая основа:


    1) Мы с волнением слушали сообщения с фронта.
    2) Дети были потрясены рассказами о войне.
    3) На фронте шли жестокие, наступательные бои.
    4) Подвиг русского солдата будет жить вечно в памяти народа.
    5) День Победы - великий праздник русского народа.

    6) 22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны.
    7) Жить- Родине служить.
    8) Сталинградская битва-первая победа советской армии в войне.
    9) Война – это страшное бедствие в истории народа.

    3) Работа с учебником.

    Стр. 70, упр. 153 – устно.

    4) Работа с карточками.

    Карточка № 1 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

    1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
    2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.
    (И.Тургенев)
    3. Воспоминанья – старцев мед.
    (А.Марков)
    4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение.
    (С. Наровчатов)
    5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа.
    (А.Марков)
    6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание
    . (Д.Минаев)
    7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца.
    (Ю.Смуул)
    8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот.
    (М.Джалиль)
    9. Густая ночь – владычица зимой.
    (Дм. Кедрин)
    10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть.
    (И.Юзеев)

    Карточка № 2 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире .

    1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
    2. Человек есть украшение мира.
    (М.Горький)
    3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные неведомой породы.
    (С.Липкин)
    4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь.
    (В.Сидоров)
    5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества.
    (Д.Веневитинов)

    Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.

    Карточка № 3 .

    1.Курить – здоровью вредить. (Пословица)
    2. Без дела жить – небо коптить.
    (Пословица)
    3. Жить – родине служить.
    (Пословица)
    4. Учить – ум точить.
    (пословица)
    5. Спешить – делу вредить.
    (Пословица)

    Карточка № 4 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .


    1. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
    2. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех.
    (Сказка)
    3. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд.
    (А.Мартынов)
    4. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца.
    (Т.Шмаков)
    5 Отсиживаться по щелям – удел тараканов.
    (Из газеты)
    6. Служить народу – дело непростое.
    (С.Васильев)
    7. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое.
    (Э.Зорин)

    Карточка № 5 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .

    1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
    2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения.
    (Э.Асадов)
    3. Лентяй да шалопай – два родных брата.
    (Пословица)
    4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга.
    (А.Герцен)
    5. Шестью семь – сорок два.

    5) Тесты. (см. прилож.)

    IV . Подведение итогов. Выставление оценок.

    Вопросы:

    1. В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
    2. В каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится?

    V. Домашнее задание:

    Стр.70; упр.153.

    Тире между подлежащим и сказуемым

    Голдаевская Валентина Анатольевна

    Русский язык, 8 класс

    К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с.

    Тема в учебнике: § 22. Тире между подлежащим и сказуемым

      не правильно?

    А) Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.

    Б) Спешить – делу вредить.

    В) Росинки на листьях – точно чистые бриллианты.

    Г) Пятью пять – двадцать пять.

      В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    А) Для меня жить – значит работать.

    Б) Лентяй да шалопай – два родных брата.

    В) В этом городе я – неприметный странник.

    Г) Честь, порядочность, совесть – это наиважнейшие человеческие качества.

      В каком предложении нет пунктуационной ошибки?

    А) Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать.

    Б) Этот яркий свет – словно золотой ливень.

    В) Наш край – богат и прекрасен.

    Г) Живопись – не средство обогащения.

      В каком предложении тире поставлено правильно?

    А) Зимний лес – как будто сказка.

    Б) Самое трудное для человека – это борьба с самим собой.

    В) Лингвистика – есть наука, изучающая язык.

    Г) Плохой товарищ – не подмога.

    5. В каком варианте ответа верно нужно

    А) Поэзия Пушкина – как пенье птицы в роще.

    Б) В камень стрелять – только стрелы терять.

    В) Безумство храбрых – вот мудрость жизни!

    Г) Сегодня день – прозрачный, как хрусталь.

    ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, Г

    6. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым?

    А) Жить на Земле – это большое удовольствие.

    Б) Облака – как причудливые замки .

    В) Долг каждого гражданина – любить свою страну.

    ОТВЕТЫ: 1) А, В 2) А, Б 3) Б, В 4) А, Г

    7. В каком варианте ответа верно

    А) Я – ваш новый сосед.

    Б) Человек без Родины – нищий человек.

    В) Говорить с вами – только слова тратить.

    Г) Всякий человек – есть Вселенная.

    ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) А, Г 3) В, Г 4) Б, В

    8. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых НЕ нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым?

    А) Трижды три – девять.

    Б) Она – ученица пятого класса.

    В) Ласковое слово – что весенний день.

    Г) Поступить в МГУ – цель его жизни.​

    ОТВЕТЫ: 1) А, Г 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, В

    9. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых нет пунктуационной ошибки?

    А) Эльбрус – вершина Кавказских гор.

    Б) Твои речи – будто острый нож.

    В) Прилёт журавлей – есть признак весны.

    Г) Вылечить больного – задача опытного врача.

    ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) А, Г 3) Б, Г 4) Б, В

    10. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка?

    А) Марс – планета, названная в честь бога войны.

    Б) Пообещать – значит сделать обещанное.

    В) Лес – точно терем расписной.

    Г) Каждый кленовый лист на воде – как маленький кораблик.

    ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) Б, Г 3) Б, В 4) В, Г

    11. Какое предложение не

    А) Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания.

    Б) Ах, красота – это страшная сила!

    В) Помогать родителям – обязанность детей.

    Г) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

    12. Какое предложение не подходит под правило "Тире между подлежащим и сказуемым"?

    А) Трижды пять – пятнадцать.

    Б) Самая верная примета – дым костра.

    В) Упадёт луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

    Г) Лишнее говорить – только делу вредить.

    КЛЮЧИ К ТЕСТУ

    № задания

Просмотров