Тире между подлежащим и сказуемым (8 класс). Тире между подлежащим и сказуемым не ставится Тире между подлежащим и сказуемым 8
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010. - 237 с.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели урока:
Обучающие
- знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
- научиться правильно ставить его.
Развивающие
- развить у обучающихся умение применять полученные знания;
- обогатить словарный запас обучающихся.
Воспитывающие
- формировать интерес к предмету;
- способствовать приобретению навыков общения.
Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Слайд № 1
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Слайд № 2
- фронтальный опрос
- Назовите главные члены предложения.
- Что такое подлежащее?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
- Какой член предложения называется сказуемым?
- На какие виды делятся сказуемые?
- работа у доски по карточкам (Приложение 1)
Задание:
- Краткость достоинство прозы.
Слайд № 3
III. Объяснение нового материала.
Слайд № 4
- беседа
– Вспомните правило, которое необходимо применить при характеристике последнего предложения.
– Это не единственное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым, и сегодня мы продолжим разговор на эту тему.
- запись в тетрадь, объявление темы и целей урока;
- работа с учебником (с. 57, упр. 114 );
- запись опорных схем в тетрадь.
Слайд № 5-6
Ставится в следующих случаях:
Сущ. И.п. - сущ. И.п. | Слово - полководец человечьей силы (Маяковский). |
Числ. И.п. - числ. И.п. | Девятью сорок - триста шестьдесят. |
Сущ. И.п. - числ. И.п. Числ. И.п. - сущ. И.п. | Глубина там с лодки - шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Тургенев). |
Сущ. И.п. - н. ф. глаг. Н. ф. глаг. - сущ. И.п. | Дело художника - рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Чехов). |
Н. ф. глаг. - н. ф. глаг. | Учить - ум точить (пословица). В камни стрелять - стрелы терять (Горький). |
Это | Задумчивость - это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться - это дело юношей (Тургенев). |
Вот | Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (Пушкин). |
Значит | Быть поэтом - значит петь раздолье (Есенин). |
Слайд № 7-8
Тире между подлежащим и сказуемым не ставится в следующих случаях:
Личное мест. сущ. | Вы умный человек, поймёте... (Чехов). |
Сущ. И.п. не сущ. И.п. Но: Н. ф. глаг. - не н. ф. глаг. | Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). |
Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. | |
Сущ. прилаг. | Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). |
Сущ. есть сущ. | Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев). |
III. Закрепление полученных знаний
Слайд № 9
1. Распределительный диктант.
Задание: записать предложения, распределив их на 2 группы.
- Наша задача – хорошо учиться.
- Ум без книги как птица без крыльев.
- Старость не радость.
- Человек вот правда жизни.
- Люди как реки.
- Великое дело новость.
- Пятью пять двадцать пять.
- Погода несносная дорога скверная.
- Татьяна не дитя.
- Говорить не думая – стрелять не целясь.
- Он порча, он чума, он язва здешних мест.
- Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.
- Сердце не камень.
- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь – исключение из правила .
2. Работа с учебником (с. 59, упр. 120 – устно )
3. Программированный диктант.
На листках напишите цифры от 1 до 10, которые будут обозначать номера предложений. Если в предложении нужно поставить тире, то напротив номера этого предложения поставьте знак плюс, если не нужно ставить тире – знак минус.
Труд как блестящая сталь. |
||
О решенном говорить – только путать. |
||
Беседовать с писателями других веков – значит путешествовать. |
||
Бедность не порок. |
||
Июнь лишь начало лета. |
||
Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек. |
||
Сердце наше – вечная тайна для нас самих. |
||
Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку. |
||
Искусство – это мышление в образах. |
||
Память - одно из важнейших свойств бытия. |
Слайд № 10
4. Тест на первичное усвоение знаний (Приложение 2).
Вариант 1
Вариант 2
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Но объяснение не оправдание.
- Твои речи будто острый нож.
- Преодолеть препятствие вот наша задача.
IV. Подведение итогов
V. Домашнее задание
Слайд № 11
§22, упр. 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Жизнь прекрасна и удивительна!
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Сияют переливаются купола собора.
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Незнакомка долго пыталась раскрыть зонт.
Задание: записать предложение, при необходимости расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений.
Краткость достоинство прозы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«_____»______________ 201_ г. ___________________________, 8 «__» класс
Вариант 1
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Ученье вот чума, ученость вот причина…
- Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
- Федор знал, что Артем свой парень.
- Море чудесное, синее, нежное.
- Лень есть лень, слабость есть слабость.
«_____»_______________ 201_ г. __________________________, 8 «__» класс
Вариант 2
Укажите номера предложений, в которых следует поставить тире.
- Моя солдатская шинель как печать отвержения.
- Но объяснение не оправдание.
- Книги корабли мысли, странствующие по волнам времени.
Слайд 2
Вспомним изученное: Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Какой член предложения называется сказуемым? На какие виды делятся сказуемые?
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ Двадцать третье ноября.
Цели урока: познакомиться с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; развить умение применять полученные знания; обогатить словарный запас.
Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. И.п. - сущ. И.п. Слово - полководец человечьей силы (Маяковский). Числ. И.п. - числ. И.п. Девятью сорок - триста шестьдесят. Сущ. И.п. - числ. И.п. Числ. И.п. - сущ. И.п. Глубина там с лодки - шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два - стеариновая свечка (Тургенев). Сущ. И.п. - н. ф. глаг. Н. ф. глаг. - сущ. И.п. Дело художника - рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка - ненужная роскошь (Чехов).
Ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Н. ф. глаг. - н. ф. глаг. Учить - ум точить (пословица). В камни стрелять - стрелы терять (Горький). _____ - это Задумчивость - это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться - это дело юношей (Тургенев). _____ - вот Точность и краткость - вот первые достоинства прозы (Пушкин). _____ - значит Быть поэтом - значит петь раздолье (Есенин).
Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Личное мест. сущ. Вы умный человек, поймёте... (Чехов). Сущ. И.п. не сущ. И.п. Но: Н. ф. глаг. - не н. ф. глаг. Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить - не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький). Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ. Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.
Не ставим тире между подлежащим и сказуемым Схема предложения Пример Сущ. прилаг. Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко). Сущ. есть сущ. Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой). Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).
Запомни! Ставим тире Не ставим тире Сущ. И.п. - сущ. И.п. Н. ф. глаг. - сущ. И.п. Личное мест. сущ. Числ. И.п. - числ. И.п. Н. ф. глаг. - н. ф. глаг. Сущ. И.п. не сущ. И.п. Сущ. И.п. - числ. И.п. _____ - это Сущ. вводн. слово, союзы сущ. Числ. И.п. - сущ. И.п. _____ - вот Сущ. прилаг. Сущ. И.п. - н. ф. глаг. _____ - значит Сущ. есть сущ.
Проверь себя! Номер предложения +/- Номер предложения +/- 1. - 6. - 2. + 7. + 3. + 8. + 4. - 9. + 5. - 10. +
Домашнее задание: §22, упр. 115
Тире между подлежащим и сказуемым ставится в следующих случаях:
Когда ставится тире
1. Если подлежащее выражено существительным, числительным в именительном падеже при этом сказуемое также выражено существительным или числительным в именительном падеже. И связка при этом нулевая, то есть, не выражена в сказуемом, она указывает на настоящее время изъявительного наклонения. Это можно проверить, подставляя «есть» после тире.
Например: Длительность урока - сорок минут . Мария Ивановна - учитель . Дважды два - четыре .
2. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое выражено существительным или числительным в именительном падеже, или подлежащее выражено существительным или числительным в именительном падеже, при этом сказуемое - инфинитив, или оба главных члена предложения выражены инфинитивами.
Например: Парить над землей - привилегия птиц. Долг каждого гражданина - соблюдать законы страны. За все браться - не сделать ничего.
3. Используются слова «это», «это есть», «значит» (которое использовано в значении «это есть»), «это значит» при присоединении сказуемого к подлежащему. Тире ставится перед словами-указателями.
Например: Мама - это человек самый родной. Защищать свою Родину - вот поступок героя. Свобода - это есть проверка ответственности.
Когда тире не ставят
Тем не менее, существуют исключения из перечисленных случаев. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:
1. Связка не нулевая, чаще всего выражена словами, указывающими на время. Например: Шарик был настоящий друг .
При сказуемом есть так называемые сравнительные союзы, такие как «будто», «словно», «точно», «как» и т.п. Например: Глаза будто изумруды . Роса точно россыпи алмазов.
Перед сказуемым есть частица «не». Например: Братья не близнецы .
Между подлежащим и сказуемым есть вводное слово. Например: Введение только начало работы. Оазис кажется мираж . Иван Иванович тоже преподаватель .
Перед сказуемым есть дополнения, которое относится к нему. Например: Андрей мне друг .
Сказуемое стоит перед подлежащим. Например: Выдающийся комик Юрий Никулин .
Подлежащее и сказуемое представляют собой устойчивый фразеологический оборот. Например: Два сапога пара .
2. При обратном порядке слов в случае, когда подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами, или один из главных членов предложения - инфинитив, а второй - существительное или числительноев именительном падеже. При этом паузы между ними нет.
Например: Такое блаженство лежать на теплом песке.
Если пауза есть, то тире ставится даже при обратном порядке слов.
Например: Высшее искусство - рассмешить весь зал.
3. Слово «значит» употреблено в значении «следовательно».
Например: На улице стало темнеть; значит, день клонится к вечеру.
Слово «значит» является глаголом в значениях:
Означать. Например: Хэллоу по-английски значит здравствуйте.
Свидетельствовать о чем-либо. Например: Обещать не значит жениться.
Иметь значение. Например: Талисман значит много для семьи.
Слово «Это» употреблено в качестве подлежащего, которое выражается местоимением.
Например: Это секретная информация . Это дороговато для нас.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Строение предложения: виды по цели высказывания и по эмоциональной окраске
Следующая тема:   Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство, определениеТема урока : Тире между подлежащим и сказуемым.
Учитель: Кудрявцева Т.М.
Москва 2014г.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели урока:
1) организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правила: «Тире между подлежащим и сказуемым»,
обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях»,
2) содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль в учебной деятельности,
3) воспитывать патриотизм на примерах используемых предложений.Методические приемы : таблица, тесты, работа с учебником, работа по карточкам, объяснительный диктант.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.
1) Вступительное слово учителя.
Вопрос: зачем нужно изучать данную тему?
Правила пунктуации не случайны: они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявлять его структуру, передавать его эмоциональное напряжение. К. Паустовский писал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».К концу урока вы должны знать: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, и уметь: ставить знаки препинания между главными членами.
2) Рассматривается таблица, анализируются примеры
Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.
Ставится
Не ставится
- Книга – памятник ушедшим в вечность умам.
Сущ. И. п. – сущ. И.п.
- Лес словно сказка .
(будто, словно, как)
- Жить – Родине служить .
Гл. неопр. ф. – гл. неопр. ф.
- Это чудо !
(местоим.)
- Дважды два – четыре.
Числ. – числ.
- Расстояние не помеха для друзей.
(не)
- Наша задача – хорошо учиться .
Сущ. им. п. – гл. неопр. ф.
- Чтение – вот лучшее учение .
(вот, это)
Вывод:
тире между подлежащим и сказуемым ставится :
а) если подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже;
б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;
в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;
г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.
не ставится:
а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;
б) если подлежащее выражено личным местоимением;
в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.
III . Закрепление материала.
Записываются предложения:
1) - Краткость – сестра таланта.
Дважды два – четыре.
Учить – ум точить.
Расстояние между окнами – один метр.
Ходить босиком – большое удовольствие.
2) Выполнение объяснительного диктанта.
Записать предложения под диктовку, предварительно объясняя постановку знаков препинания, указывая, чем выражена грамматическая основа:
1) Мы с волнением слушали сообщения с фронта.
2) Дети были потрясены рассказами о войне.
3) На фронте шли жестокие, наступательные бои.
4) Подвиг русского солдата будет жить вечно в памяти народа.
5) День Победы - великий праздник русского народа.6) 22 июня 1941 года - начало Великой Отечественной войны.
7) Жить- Родине служить.
8) Сталинградская битва-первая победа советской армии в войне.
9) Война – это страшное бедствие в истории народа.3) Работа с учебником.
Стр. 70, упр. 153 – устно.
4) Работа с карточками.
Карточка № 1 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.
1. Грубость – такое же уродство, как горб. (М.Горький)
2. Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души. (И.Тургенев)
3. Воспоминанья – старцев мед. (А.Марков)
4. Человек – венец поднебесной красы, нашей светлой земли украшение. (С. Наровчатов)
5. Придумать радости умей, коль их на самом деле нет! Иначе жизнь – сухой ручей, смешные письма без ответа. (А.Марков)
6. Острый язык – дарование, длинный язык – наказание . (Д.Минаев)
7. Слово родины – матери слово, воля родины – воля отца. (Ю.Смуул)
8. Лишь свобода и правда – мой главный оплот. (М.Джалиль)
9. Густая ночь – владычица зимой. (Дм. Кедрин)
10. Душа моя – бескрайний дремучий лес: шум – тишина, падение – взлет, смех – плач, рождение – смерть. (И.Юзеев)Карточка № 2 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым отсутствует тире .
1. Смерть есть то, чего мы не минуем. (С.Липкин)
2. Человек есть украшение мира. (М.Горький)
3. И, может быть, степные вот эти овцеводы суть листья травяные неведомой породы. (С.Липкин)
4. Любовь и время – это несовместно. Любовь есть вечность. Вечность есть любовь. (В.Сидоров)
5. Каждый человек есть необходимое звено в цепи человечества. (Д.Веневитинов)Переделайте эти предложения так, чтобы в них между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Карточка № 3 .
1.Курить – здоровью вредить. (Пословица)
2. Без дела жить – небо коптить. (Пословица)
3. Жить – родине служить. (Пословица)
4. Учить – ум точить. (пословица)
5. Спешить – делу вредить. (Пословица)Карточка № 4 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .
1. Жалеть, любить – знакомые глаголы. (С.Липкин)
2. Сынок! Перестань врать! Говорить неправду – великий грех. (Сказка)
3. Строку нанизывать на строки – зарядка легкая, не труд. (А.Мартынов)
4. Прославить подвиг храбреца – и честь, и доблесть для певца. (Т.Шмаков)
5 Отсиживаться по щелям – удел тараканов. (Из газеты)
6. Служить народу – дело непростое. (С.Васильев)
7. На судьбу жаловаться – дело легкое, но пустое. (Э.Зорин)Карточка № 5 . Выразительно прочитайте предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире .
1. Пятнадцать лет – счастливая пора. (И.Лялечкин)
2. Сентябрь. Седьмое число – день моего рождения. (Э.Асадов)
3. Лентяй да шалопай – два родных брата. (Пословица)
4. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга. (А.Герцен)
5. Шестью семь – сорок два.5) Тесты. (см. прилож.)
IV . Подведение итогов. Выставление оценок.
Вопросы:
- В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
- В каких случаях между подлежащим и сказуемым тире не ставится?
V. Домашнее задание:
Стр.70; упр.153.
Тире между подлежащим и сказуемым
Голдаевская Валентина Анатольевна
Русский язык, 8 класс
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с.
Тема в учебнике: § 22. Тире между подлежащим и сказуемым
не правильно?
А) Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.
Б) Спешить – делу вредить.
В) Росинки на листьях – точно чистые бриллианты.
Г) Пятью пять – двадцать пять.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Для меня жить – значит работать.
Б) Лентяй да шалопай – два родных брата.
В) В этом городе я – неприметный странник.
Г) Честь, порядочность, совесть – это наиважнейшие человеческие качества.
В каком предложении нет пунктуационной ошибки?
А) Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать.
Б) Этот яркий свет – словно золотой ливень.
В) Наш край – богат и прекрасен.
Г) Живопись – не средство обогащения.
В каком предложении тире поставлено правильно?
А) Зимний лес – как будто сказка.
Б) Самое трудное для человека – это борьба с самим собой.
В) Лингвистика – есть наука, изучающая язык.
Г) Плохой товарищ – не подмога.
5. В каком варианте ответа верно нужно
А) Поэзия Пушкина – как пенье птицы в роще.
Б) В камень стрелять – только стрелы терять.
В) Безумство храбрых – вот мудрость жизни!
Г) Сегодня день – прозрачный, как хрусталь.
ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, Г
6. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым?
А) Жить на Земле – это большое удовольствие.
Б) Облака – как причудливые замки .
В) Долг каждого гражданина – любить свою страну.
ОТВЕТЫ: 1) А, В 2) А, Б 3) Б, В 4) А, Г
7. В каком варианте ответа верно
А) Я – ваш новый сосед.
Б) Человек без Родины – нищий человек.
В) Говорить с вами – только слова тратить.
Г) Всякий человек – есть Вселенная.
ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) А, Г 3) В, Г 4) Б, В
8. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых НЕ нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым?
А) Трижды три – девять.
Б) Она – ученица пятого класса.
В) Ласковое слово – что весенний день.
Г) Поступить в МГУ – цель его жизни.
ОТВЕТЫ: 1) А, Г 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, В
9. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых нет пунктуационной ошибки?
А) Эльбрус – вершина Кавказских гор.
Б) Твои речи – будто острый нож.
В) Прилёт журавлей – есть признак весны.
Г) Вылечить больного – задача опытного врача.
ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) А, Г 3) Б, Г 4) Б, В
10. В каком варианте ответа верно указаны предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка?
А) Марс – планета, названная в честь бога войны.
Б) Пообещать – значит сделать обещанное.
В) Лес – точно терем расписной.
Г) Каждый кленовый лист на воде – как маленький кораблик.
ОТВЕТЫ: 1) А, Б 2) Б, Г 3) Б, В 4) В, Г
11. Какое предложение не
А) Долг наш – защищать крепость до последнего нашего издыхания.
Б) Ах, красота – это страшная сила!
В) Помогать родителям – обязанность детей.
Г) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
12. Какое предложение не подходит под правило "Тире между подлежащим и сказуемым"?
А) Трижды пять – пятнадцать.
Б) Самая верная примета – дым костра.
В) Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.
Г) Лишнее говорить – только делу вредить.
КЛЮЧИ К ТЕСТУ
№ задания