Предложение как синтаксическая единица языка. Предложение как основная синтаксическая единица языка

Предложение? это основная коммуникативная единица. Без предложения нет общения.

1. С точки зрения коммуникативной цели предложения бывают: повествовательные; побудительные; вопросительные. Большинство предложений повествовательные.

Они содержат сообщение. Побудительное предложение? это предложение, главная цель которого побудить служащего к какому-либо действию. Особенностью структуры таких предложений является наличие глагола-сказуемого в повелительном наклонении. (Сходи в магазин). В некоторых случаях побуждение в таких предложениях может выражаться инфинитивом в значении приказа. (Встать!) Побуждение в виде вежливой просьбы может быть передано вопросительным предложением. (Не поможете перейти через дорогу?). Вопросительные предложения? которые содержат вопрос. Выделяют: 1) Те, которые содержат общий вопрос. 2) Содержат специальный вопрос.

Предложения, которые содержат общий вопрос, не включают в свой состав вопросительных слов. Значение вопроса создаётся интонацией. Ответом на такой вопрос является либо утверждение «да», либо отрицание «нет». (Ты вчера был в кино?)

Предложение со специальным вопросом включает специальное вопросительное слово, т.е. местоимение: где, когда, как, почему, зачем. Ответом на специальный вопрос является развёрнутые предложения. Среди вопросительных выделяют: 1) Предложения, которые являются не собственно вопросительными. Содержится побуждение, либо утверждение. (Кто не знает нашей Маши?) Разновидностью таких предложений является риторический вопрос. Риторический вопрос? стилистическая фигура, которая используется с определённой целью.

Предложения могут быть: -Эмоционально окрашенными, это восклицательные предложения, повествоват., побудит., вопросит. –Неэмоционально окрашенными.

Существуют модель восклицательного предложения со словом «что за»

С точки зрения модальности предложения могут быть утвердительными и отрицательными. Отрицание создаётся с помощью частиц не, ни, нет.

В большинстве предложений можно без изменения структуры добавлять частицы или убирать без изменения структуры.

Такого типа предложения бывают: общеотрицательными, частноотрицательными.

В общеотрицательных отрицание относится к сказуемому. (Я не играю в лото).

В частноотрицательном отрицание относится к другому члену предложения. (Я играю не в лото). Существуют модели предложений всегда только утвердительных. Это номинативные предложения. (Зима. Ночь. Улица). Есть предложения, которые по структуре являются только отрицательными.

Безличные предложения. (У меня нет этой книги. Не слышно шума городского).

С точки зрения наличия главного члена предложения они могут быть двусоставными и односоставными. Двусоставные? предложения, которые включают в свой состав подлежащее и сказуемое (слышится музыка). Предложения, которые включают либо подлежащее либо сказуемое называются односоставными (Смеркается. Утро).

С точки зрения наличия второстепенных членов предложения они могут быть нераспространёнными и распространёнными. Нераспространённые включают только грамматическую основу (льёт дождь). Распространённые включают второстепенные члены предложения. (Всё ещё льёт проливной дождь).

С точки зрения наличия грамматических основ, предложения могут быть простыми и сложными. Простые? предложения, которые включают одну грамматическую основу. (Сверкнула молния). Сложное? предложение, которое включает две или более грамматические основы. (Гремит гром и сверкает молния).

С точки зрения неполноты/полноты предложения могут быть неполными и полными. В полных заняты все синтаксические позиции, необходимые для передачи смысла. В неполных не все синтаксические позиции заняты. (-Когда ты вернёшься домой? –Вечером (неполное предложение, т.е. Я вернусь домой вечером)).

Предикативность. Это грамматическое значение предложения. Предикативность указывает на отношение содержания предложения к действительности. Выражается в двух категориях: 1. Синтаксической модальности. 2. Синтаксическом времени.

Синтаксическая модальность? это и есть по-существу отношение к действительности. Центром категории модальности является категория наклонения сказуемого (изъяв., сослаг., повелит.). (Дети играют в мяч. – реальная модальность; Поиграл бы в мяч. – желательная модальность; Поиграй в мяч. – побудительная модальность).

Однако синтаксическая модальность шире, нежели морфологическая. Модальность утверждения может выражаться в номинативных предложениях. Или вопросительные предложения передают модальность побуждения. В создании синтаксической модальности принимает участие интонация, порядок слов.

Синтаксическое время. Указывает на время совершения действия, описываемого в предложении. Центром является морфологическое время сказуемого. (Я приеду завтра. – синтаксическое будущее; Я пишу. – синтаксическое настоящее). Категория времени шире, нежели морфологическое. В создании учавствуют интонация, порядок слов и другие морфологические средства, а главное контекст.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 19. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности.:

  1. 19. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности
  2. 19. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности.
  3. 21. Синтаксис, его предмет и основные понятия. Единицы синтаксиса.
  4. 1. Общее понятие о СП, его многоаспектный хар-р и структурно-семантические типы.
  5. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения

Основной синтаксической единицей языка является предложение. Предложение – это слово или группа слов, грамматически и интонационно оформленных и выражающих относительно законченную мысль.

Важнейшей особенностью предложения является наличие предикативности.

ПРЕДИКАТИВНОСТЬ – это отношение содержания предложения к объективной действительности: его реальность или нереальность, т.е. только возможность, желательность, необходимость. Грамматически предикативность выражается с помощью наклонения и времени глагола. Носителем предикативности является сказуемое. Например: ИДЁТ ДОЖДЬ. – В предложении сообщается о реальном действии, которое совершается в момент речи – используется глагол в форме изъявительного наклонения настоящего времени. ДОЖДЬ БЫ ПОШЁЛ. – В предложении говорится о желательности действия – используется глагол в форме сослагательного наклонения. ИДИТЕ ДОМОЙ. – В предложении выражается побуждение к действию с помощью глагола в повелительном наклонении.

Наличие предикативности – одно из отличий предложения от словосочетания. Предложение также отличается от словосочетания интонационной оформленностью и функцией. Словосочетание выполняет назывную функцию, являясь расчленённым названием предметов, действий или их признаков. Предложение выполняет КОММУНИКАТИВНУЮ функцию, являясь наименьшей единицей языкового общения: с помощью предложений мы сообщаем какую-то информацию, спрашиваем о чём-то или побуждаем кого-то к действию. В зависимости от этого по целевой установке предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.

В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ предложениях о чем-то сообщается, повествуется. Пример:

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ предложения побуждают к действию, выражая приказ или просьбу. Грамматически побудительные предложения оформляются с помощью особой интонации и глагола в повелительном наклонении. Пример: Полей, пожалуйста цветы.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ предложения содержат вопрос и побуждают к ответу. Средства грамматического оформления таких предложений является интонация или интонация и вопросительные слова: местоимения, наречия, частицы. Примеры: Ты выполнил домашнее задание? (Вопрос передаётся с помощью интонации).

Сколько билетов ты уже выучил? (интонация и вопросительное местоимение). Когда ты выучишь билеты? (интонация и вопросительное наречие). Выучил ли ты билеты? (интонация и вопросительная частица).

Помимо собственно вопросительных предложений, побуждающих к ответу, существуют риторические вопросы, не требующие ответа. Риторические вопросы помогают выразить эмоции, а в художественной литературе используются как одно из изобразительно-выразительных средств. Например: Сколько раз тебе можно повторять?! «Народ освобождён. Но счастлив ли народ?» (Н.А.Некрасов)

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения по эмоциональной окраске могут быть невосклицательными и восклицательными. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ предложения не только о чём-то сообщают, содержат вопрос или побуждают к действию, но и выражают эмоции. Грамматически восклицательные предложения оформляются с помощью интонации. Могут использоваться также восклицательные и усилительные частицы, междометия. Примеры: Уроки закончились – повествовательное невосклицат. Предложение. Ура! Уроки закончились! – повествоват.восклицат. предложение.(Используется междометие). Закройте дверь. – Побудит.невосклицат. предлож. Закройте дверь! – Побудит.восклицат предлож. Ты закроешь дверь? – Вопросит.невосклицат. Ты закроешь, наконец, дверь?! – вопросит.восклицат.

По структуре предложения делятся на простые и сложные. Простые предложения содержат одну предикативную основу, сложные – две и более. Примеры:

Существуют следующие характеристики простых предложений:

По характеру предикативной основы – двусоставные и односоставные. Примеры (см.в соответствующей теме);

По распространённости предикативной основы второстепенными членами предложения – распространённые и нераспространённые. Примеры:

По полноте структуры – полные и неполные. Примеры: Таня забыла тетрадь, Сережа – ручку. – Второе предложение неполное контекстуальное: отсутствующее сказуемое восстанавливается из контекста.

По осложнённости – осложнённые и неосложнённые. Виды осложнённости: однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводные слова, междометия.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

План

    Основные признаки предложения как синтаксической единицы. Понятие о предикативности. Категории, оформляющие предикативность.

    Конструктивно-синтаксический уровень организации простого предложения. Синтаксическая парадигма предложения. Понятие структурной схемы предложения. Классификация структурных схем.

    Семантика простого предложения:

а) диктум. Пропозиция. Основные способы выражения пропозиции. Типы пропозиций.

б) модус. Модальность и способы ее выражения

Задания для самоконтроля

Упражнение 1. Прочитайте фрагменты параграфов, посвященных понятию структурной схемы, ее типам; парадигмы предложения, и ответьте на вопросы:

    что называется однокомпонентной структурной схемой? двухкомпонентной?

    каковы особенности раздельнопредикативной структурной схемы? Назовите раздельнопредикативные схемы.

    каковы особенности слитнопредикативной структурной схемы? Назовите слитнопредикативные схемы.

    что называется синтаксической парадигмой? Из скольких членов состоит полная синтаксическая парадигма?

Если в структурную схему входит один компонент, - это одно-компонентная схема, если два, - двухкомпонентная. Компоненты схемы обозначаются буквенными символами, соответствующими ла-тинским названиям соответствующих частей речи или морфологиче-ских форм:

V f - спрягаемая форма глагола (лат. verbum finitum);

V f3s - спрягаемый глагол в форме 3 лица ед. числа (singularis);

Inf - инфинитив;

N - имя существительное (nomen - имя, название);

Adj - прилагательное (adjectivum);

Pron - местоимение (pronomen);

Adv - наречие (adverbum);

Adv o - наречие на -о (холодно, горячо и т.д.);

Praed - предикатив (praedicatum);

Part - причастие (participium);

Interj - междометие (interjectio);

Neg - отрицание, негация (negatio);

Сор - связка - (copula);

Quant – квантитативное (количественное) значение (quantitas «количество», «величина»).

При символе N цифры от 1 до 6 обозначают падежные формы;

при символе N цифра 2 с многоточием (N2...) обозначает «существи-тельное в форме одного из косвенных падежей с предлогом или без предлога». /…/

Свободные схемы делятся, как уже говорилось, по числу кон-ститутивных элементов на две большие группы: двухкомпонентные и однокомпонентные.

Двухкомпонентные схемы могут быть двух типов: раздельнопредикативные и слитнопредикативные.

Раздельнопредикативные схемы - это:

1) Подлежащно-сказуемостные схемы, где носитель предикатив-ного признака выражен независимой формой: именительным паде-жом имени существительного (или его заместителей) или независи-мым инфинитивом. При этом в зависимости от характера второго компонента, называющего предикативный признак, - подлежащно--сказуемостные схемы делятся на а) схемы, в которых между подле-жащим и сказуемым наблюдается связь координации, - это подле-жащно-сказуемостные схемы с координируемыми членами и б) схе-мы, в которых подлежащее и сказуемое не координируют друг с дру-гом, - это подлежащно-сказуемостные схемы с некоординируемыми членами. Приведем перечень обоих разновидностей подлежащно-ска-зуемостных схем:

а) с координируемыми главными членами: N 1 + V f Я ищу правду.

N 1 + N 1 Фестиваль молодежи - праздник дружбы и мира.

N 1 + Adj (полн) Утюг горячий.

N 1 + Adj (кратк.) Пьер 6ыл неуклюж.

N 1 + Part (кратк.) Задание выполнено.

б) с некоординируемыми главными членами:

N 1 + N 2 ... (Adv) Книга на столе, Озеро недалеко.

N 1 + Inf Наша цель - организовать досуг молодежи.

N 1 + (сор) + Adv o Туризм - (это) хорошо.

Inf + Adv o Делать самим елочные игрушки забавно и весело.

Inf + (сор) + N 1 Растить детей - (это) большой труд.

Inf + V f3s Ходить по газонам воспрещается.

2) Не подлежащно-сказуемостные раздельнопредикативные двухккомпонентные схемы, в которых компонент со значением носи-теля предикативного признака не имеет формы подлежащего:

N 2 + (не) V f3s Воды прибавляется.

N 2 + (не) Praed Следов не видно.

N 2 + V f3s Дорогу замело.

N 4 + (не) + N 1quant (Adv quant) Гри6ов много.

N 2 + нет Писем нет.

N 2 + Inf Тебе выступать. /…/

Слитнопредикативные схемы - это схемы, включающие также два компонента, но между ними нет предикативных отноше-ний: они оба, в комплексе, передают значение предикативного при-знака:

Praed N 4 Видно следы.

Praed neg N 2 Не видно следов.

Praed part N 2 Нажарено пирожков.

N 1 (Adv) quant N 2 Тьма народу, Много дел.

Praed Inf Пора ехать, Нельзя сдаваться.

Pron neg Inf Некому работать, Некуда пойти, Не о чем вспомнить.

Нет N 2 Нет времени.

V f3s N 2 Прибывало людей, Прибавляется хлопот.

Однокомпонентные схемы разграничиваются по морфологиче-ской характеристике компонента схемы:

1) спрягаемо-глагольные схемы,

2) именные,

З) инфинитивные,

4) наречные.

Спрягаемо-глагoльные:

V f3s Светает. Знобит.

V f3pl Звонят.

N 1 Тишина, Утро.

N 2 Народу! Цветов!

N 2 /N 4 Чаю! Хлеба и зрелищ! Ваши документы!

Adj pl.кp. (Ему) рады. (В группе) поражены.

Инфинитивные:

Inf Молчать!

Наречные:

Adv praed Холодно.

Praed part Накурено. Закрыто.

Синтаксическая парадигма

Так как грамматическое зна-чение предложения - предикативность - выражается в синтаксиче-ских категориях времени и наклонения, то систему грамматических форм предложения составляют те его видоизменения, при которых варьируют формы синтаксического наклонения, отражающие различ-ныe объективно модальные значения предложения, и формы синтак-сического времени: все эти варианты, составляют синтаксическую парадигму предложения. Следовательно, по одной структурной схеме построены предложения: Светит солнце, Пусть светит солнце, Ес-ли бы светило солнце! это различные грамматические формы одного и того же (с точки зрения конструктивного синтаксиса) предложения.

Самой полной является восьмичленная парадигма, куда входят следующие синтаксические формы предложения:

3 формы синтаксического индикатива:

1) синтаксическое настоящее,

2) синтаксическое прошедшее,

3) синтаксическое будущее;

5 форм синтаксических ирреальных наклонений:

1) сослагательное,

2) условное,

3) желательное,

4) долженствовательное,

5) побудительное.

Значение предложения в форме синтаксического сослагательно-го наклонения - это передача предикативного признака как возмож-ного в неопределенном временным плане: Рай был бы у меня в душе, я бы насадил его кругом тебя! (Пример взят из «Русской граммати-ки»-80.)

Значение предложения в условном наклонении - это переда-ча такого предикативного признака, который выступает как усло-вие осуществления какого-либо другого действия или события; по-этому предикативные единицы в форме условного синтаксического наклонения выступают в составе сложного предложения как его придаточная условная часть. Например: Старайся он хоть не-множко, я бы была спокойна. Предложение в желательном накло-нении выражают не наличие какого-либо действия, факта, собы-тия, ситуации, а желание говорящего, чтобы они имели место. На-пример: Хоть бы ты старался! Вот бы чаю! Была бы работа поближе, [а то ездить далеко... ].

Значение формы долженствовательного ирреального наклоне-ния - вынужденность, обязательность осуществления какого--либо действия: я будь вежлив, [а им можно грубить!] [Вы на-творили тут дел, а] мы разбирайся! Как видно из примеров, предложения с таким значением чаще всего выступают как часть сложносочиненных предложений с противительными отношени-ями. Стилистически они окрашены: являются принадлежностью разговорной речи.

Значение побудительного наклонения - волеизъявление, обра-щенное к собеседнику или третьему лицу, направленное на то, чтобы они осуществили какое-либо действие или приобрели какой-либо признак: Читай! это может быть также пожелание: Пусть будет в твоей жизни много радостей! При обращении к пер-вому лицу значение побуждения стирается, на первый план выступа-ет значение примирения, согласия с чем-либо: [Ладно!] Пусть мне будет хуже: [я уйду].

Приведем примеры синтаксической парадигмы предложений, построенных по различным структурным схемам:

Синтаксический индикатив:

    Мастер работает.

    Мастер работал.

    Мастер будет работать.

    Работал бы мастер. (Сослагательное)

    Если бы мастер работал лучше, [ученик брал бы с него пример]. (Условное)

    Только бы мастер работал! Вот бы мастер работал! Хоть бы мастер работал! (Желательное)

    Мастер работай, [а вы будете сидеть сложа руки?!] (Долженствовательное)

    Пусть мастер работает! (Побудительное)

Синтаксический индикатив:

    Стемнело.

    Стемнеет.

Синтаксическое ирреальное наклонение:

    Стемнело бы.

    Если бы стемнело …

    Только бы стемнело! Хоть бы стемнело! Вот бы стемнело!

  1. Пусть стемнеет!

Упражнение 2. Из сборника заданий и упражнений («Современный русский язык»/ Под ред. В.Д. Черняк, - СПб., 2003) выполнить:

а) упражнение 14 (с. 173), 16, 17 (с.174) – работа со структурными схемами предложений;

б) упражнение 19 (с. 176) – анализ предикативных значений, построение предикативных парадигм предложений.

Упражнение 3. Прочитайте фрагменты статей, посвященных определению диктума, пропозиции и модуса, и ответьте на вопросы:

    Почему понятия диктума, пропозиции и модальности относятся к семантической стороне предложения?

    Как в предложении выражается пропозиция? Какие типы пропозиций выделяются?

    Какие типы модальности выделяются?

    Назовите показатели объективной и субъективной модальности.

Т.В. Шмелева Семантический синтаксис: Текст лекций из курса «Современный русский язык». - Красноярск, 1994:

Высказывание, каким бы элементарным оно ни было, состоится в том случае, если в нем информация о мире, объективной действительности, соединится с информацией субъективной – идущей от говорящего и момента общения. Так, в элементарном предложении типа Идет дождь информация и ситуация дождя (объективная) соединена с субъективной информацией о том, что говорящий утверждает это, представляя как событие реальное, совпадающее с моментом речи. Субъективная информация как бы вторична, высказывание предпринимается не ради нее, она сопровождает объективную. Совпадая в своей объективной части, различаются субъективной такие, например, предложения: Вот бы дождь! Хочется дождя, Шел дождь, Какой дождь.

Модус приведенных предложений выражен грамматически – формами глагола. /…/

/…/ сведения о диктуме почти напрямую можно чер-пать из той части лексикологии, что посвящена семантике предикативных слов, в частности, различным группам глаголов.

Чтобы создать из разнообразных имеющихся и вновь добываемых сведений картину диктумногo содержания предложения, необходим инструмент изучения диктума, своеобразный общий знаменатель различных смысловых элементов, позволяющих их упорядочивать и дифференцировать. На роль такого инструмента подходит понятие пропозиции /…/.

Пропозиция выражается прежде всего предикатом, - а это прежде всего глагол и его распространители: рисовать, бежать, разрушать и т.д. Однако в русском языке есть и другие формы – жарко, жара, жаль: их список повторяет список минимальных структурных схем /…/.

Понятие пропозиции позволяет вычленить в диктуме несколько смысловых слоев: собственно пропозитивный, внутрипропозитивный – отражающий структуру пропозиции, и припропозитивный – включающий круг внешних по отношению к пропозиции, но прикрепленных к ней, обслуживающих ее смыслов. /…/

Охарактеризуем эти элементы диктумного содержания.

Внутренняя структура пропозиции определяется числом и характером составляющих ее элементов – актантов /…/ и сирконстантов /…/. Так, в предложении Утром на пруду мальчики ловили рыбу удочками ситуация ловли представлена с максимальной детализированностью: обозначены актанты - мальчики, рыба, удочки и сирконстанты – утром на пруду . Набор актантов и сирконстантов определяет тип пропозиции.

Язык располагает определенным репертуаром актантов и сирконстантов, дифференцированных в такой мере, в какой позволяет морфология. Система актантов опирается на падежную систему, и потому некоторые знания об актантах были получены в курсе морфологии – тогда были введены понятия субъекта, объекта, ад-ресата, инструмента, а также сирконстантов -локатива в тeмпоратива /…/.

Припропозитивный слой диктумного содержания составляют смыслы фазисности, интенсивности и количественности (квантитативности), а также негации, которые могут быть «прикреплены» к пропозиции в целом и к ее отдельным элементам. Так, пропозиция, выраженная в предложении Он построил дом без припропозитивной детализации, может быть сопровождена фазисностью - Он начал/ пpoдолжает/ закончил строить дом, негацией - Он не строил дoмa, Он строил не дом , а capaй /…/.

Итак, пропозиция – главный инструмент изучения диктума. Используя его, нужно рассмотреть два основных вопроса: о типах пропозиций и о количестве пропозиций в составе диктума одного предложения.

Типы пропозиций

Главной в учебной типологии видится противопоставление событийных и логических пропозиций, далее С-пропозиций и Л-пропозиций

С-пропозиции «портретируют» действительность – происходящие в них события с их участниками. Л-пропозиции представляют результаты умственных операций и сообщают о некоторых установленных признаках, свойствах, отношениях. /…/

Крылова О.А., Ширяев Е.Н., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Теоретический курс. Ч. IV. Синтаксис и пунктуация. – М., 1997:

§ 32. Модус и пропозиция. В каждом предложении есть два типа номинативных значений: пропозиция и модус. Пропозиция -- это та часть значения, которая передает само «положение дел» в мире: Книга лежит на столе, Он поедет на юг, История не повторяется. Пропозиция - это объективно сообщаемое. Модус - это та часть значения, которая показывает отношение говорящего к сообщаемому, т.е. к пропозиции: Я полагаю, что история не повторяется; Я хочу, чтобы он поехал на юг, где конструкции Я полагаю, Я хочу выражают модус. Модус - это субъективное начало в значении пред-ложения, это «я» говорящего в значении.

Модальность и способы ее выражения

в номинативной структуре предложения

Модальные значения разнообразны и разноплано-вы. Различаются о б ъ е к т и в н а я и с у б ъ е к т и в н а я модаль-ность.

Объективной является такая модальность, которая показывает место и роль с точки зрения говорящего того, что обозначено пропо-зицией, по отношению к реальной действительности; сравним одну и ту же пропозицию «ты поедешь в Москву» в предложениях: Ты поедешь б Москву - Ты, вероятно, поедешь в Москву - Поезжай в Москву.

Субъективной является такая модальность, которая показывает эмоционально-оценочное отношение говорящего к тому, что обозна-чено пропозицией; сравним одну и ту же пропозицию «идет сильный снег» в предложении без эмоциональной оценки: На улице идет силь-ный снег и в эмоционально-оценочном предложении: Ну и снежище идет на улице!

Модальные значения в предложении, в отличие от пропозитив-ных, могут выражаться как формально, так и в номинативной струк-туре предложения. Пропозитивное значение может быть только но-минативным.

Формальные способы выражения модальности уже были рассмотрены в разделе о формальной структуре предложения. Эти спо-собы базируются на синтаксической категории наклонения (фор-мальное выражение модальности существования), на интонации (например, вопросительная интонация) и прочее. Среди нефор-мальных способов выражения модальности существования разли-чаются способы выражения модальности с помощью 1) слов, функ-ция которых - быть предикатом, и 2) с помощью предикативных конструкций.

К предикативным модальным словам относятся глаголы: хо-теть, хотеться, следовать и т.п.; краткие прилагательные типа дол-жен; предикативные наречия: нужно, необходимо и т.п.

Предикативные слова выражают модальность предполагае-мого существования. Пропозиция при модальных предикативных словах выступает в свернутом виде - в форме инфинитива. Предложения с предикативными модальными словами строятся по таким структурным схемам: N 1 + V f , V f3s , Praed + Inf: Я хочу спать. Мне хочется спать, Я должен ехать. Мне необходимо ехать.

Предикативная конструкция, выражающая модальность, строит-ся по схеме N 1 + V f , пропозиция при такой конструкции выступает в форме изъяснительной придаточной части. С помощью предикатив-ной конструкции может выражаться как ирреальная модальность: Я требую, чтобы ты уехал, так и реальная модальность; ср.: Дождь идет - Я утверждаю, что идет дождь. В этом случае выражение модальности реального существования является избыточным, потому что оно осуществляется дважды: специальной предикативной конст-рукцией и формально - изъявительным наклонением глагола. Такие предложения с двойным избыточным выражением модальности су-ществования встречаются нечасто. Их употребление оправдано тог-да, когда надо особо подчеркнуть модальность реального существо-вания.

Модальность недостоверности выражается: а) вводными слова-ми: вероятно, возможно, должно быть, может быть, по-видимо-му, пожалуй и др.; ср.: Он, вероятно уехал, Она, может быть, придет и др. и б) частицами вряд ли, едва ли и др.; ср.: Едва ли она придет. Модальность достоверности выражается имплицитно (скрыто) за счет отсутствия средств, выражающих модальность не-достоверности: Он уехал, Она не придет. Модальность достоверно-сти может иметь двойное, избыточное, выражение: она может од-новременно выражаться имплицитно и специальными модальными словами: безусловно, в самом деле, действительно, конечно, не-сомненно, разумеется. Модальные слова со значением достоверно-сти уместны тогда, когда есть необходимость особо подчеркнуть достоверность того, что обозначено в пропозиции: Он талантли-вый. - Он, безусловно, талантливый; Он будет выступать на этом собрании. - Он, несомненно, будет выступать на этом со-брании.

Подобно другим значениям модальности, модальность достовер-ности/ недостоверности может выражаться специальной предикатив-ной конструкцией с пропозицией - придаточной частью: Я уверен, что он придет: Я не уверен, что он придет; Я сомневаюсь, что он придет.

Предикативные слова и предикативные конструкции только тогда передают модальность, когда подлежащее называет лицо говорящего, в типичных случаях это местоимение я, а сказуемое употребляется в настоящем времени изъявительного наклонения. Во всех других случаях модус переходит в пропозицию, является псевдомодусом (ложным модусом): когда говорят Я всегда утвер-ждал, что это решение nерсnективное, то истинный модус спе-циальной предикативной конструкцией не выражен и его можно выразить; ср.: Я утверждаю, что я всегда утверждал, что это решение nepcneкивноe. Когда говорят Он утверждает, что это решение nерспективное, то истинный модус также может быть выражен специальной предикативной конструкцией, ср.: Я утверждаю, что он утверждает, что это решение nерсnектив-ное. В реальных текстах предложения с выраженной специаль-ной предикативной конструкцией модальностью при псевдомоду-се не встречаются. Предложения Я утверждаю, что он утверж-дает, что... стилистически ущербны. Но сама возможность та-ких предложений ясно показывает различие истинного модуса и псевдомодуса (с.107-110).

Литература (основная)

1. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1997. С. 681-796.

2. Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. С. 378-397.

3. Крылова О.А., Л.Ю. Максимов Современный русский язык. Теоретический курс. Синтаксис и пунктуация. – М., 1997. С. 22-28; 45-58; 104-172.

4. Русская грамматика: В 2-х т. /Гл. ред. Н.Ю. Шведова. - М., 1980. Том II. Синтаксис. С. 83-92; 92-126; 126- 135.

5. Современный русский язык / Под ред. В.Д. Черняк, - СПб., 2003.

Литература (дополнительная)

    студентов по изучению дисциплины Направление подготовки (специальность) 031300.62 «Журналистика» Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей...
  1. Руководство

    Н.В. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Психология ОПД.Ф.01 математика с дополнительной специальностью – направление информатика Руководство по изучению дисциплины согласовано...

  2. Методические рекомендации

    Документовединия и математических дисциплин Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Математика специальность 100100.62 «Cервис” Руководство по изучению

синтаксис - это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т.е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними. Единицами синтаксиса являются словосочетания, синтаксические предложения. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании, сравнительно с предложением, довольно ограничены: 1) формы слов; 2) предлоги; 3) устойчивый порядок слов. Об интонации как средстве передачи синтаксических отношений применительно к словосочетанию можно говорить очень узко: только как средстве обнаружения стержневого слова и зависимого.

Средства выражения синтаксических отношений в предложении следующие: 1) формы слов; 2) служебные слова (предлоги, союзы, частицы); 3) порядок слов; 4) интонация. Предложение - это минимальная единица верхнего уровня синтаксической системы, имеющая коммуникативную значимость; из предложения вычленяются единицы более низкого уровня - словосочетания, несущие коммуникативную нагрузку только в составе предложения или будучи преобразованными в предложения; словосочетания, опирающиеся на несильную синтаксическую связь, в свою очередь, способны вычленять из себя синтаксические единицы еще более низкого уровня - синтаксические формы слов. Последние также в соответствующих условиях способны приобретать самостоятельную коммуникативную значимость или включаться в предложение как его структурный элемент. Таким образом, предложения могут состоять и из словосочетаний, цельных или преобразованных, и из отдельных словоформ. Так, в предложении Купил интересную книгу вычленяются два словосочетания купил книгу и интересную книгу; в предложении На улице темно нет словосочетаний, словоформа на улице выступает как самостоятельный синтаксический элемент предложения; в предложении На пустынной улице темно словоформа на улице распространяется согласуемой частью речи, в результате чего появляется словосочетание пустынной улице, однако само это сочетание не зависит от отдельного слова (ср.: На пустынной улице темно. - Находиться на пустынной улице).

Словосочетание как синтаксическая единица. Форма и значение словосочетания. Виды синтаксических отношений между компонентами словосочетания. Словосочетание и другие сочетания слов в предложении.

Словосочетание - это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства: цивилизованное общество, полет ракеты, желание работать, лететь самолетом, любить спорт, поехать в город, находиться в квартире, лежать на земле, читать вслух, человек сильного характера, готовый к бою, свободный от предрассудков, экономически выгодный. Словосочетание служит средством номинации и строится по определенному образцу: существительное и согласуемое прилагательное, глагол и управляемая словоформа и т.д. Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Главное слово - это слово грамматически независимое. Зависимое слово - это слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова. Словоформы, составляющие словосочетания, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их грамматических форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к основным: атрибутивным, объектным, субъектным, обстоятельственным и комплетивным. Атрибутивные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии имен существительных: 1) с именами прилагательными: красивая девушка, верстовой столб, медвежья берлога, полезная работа, активное участие; 2) с согласуемыми местоимениями: моя книга, наш ребенок, какой-то предмет, каждый человек; 3) с порядковыми числительными: первый поход, шестой дом, тридцатый тур; 4) с полными формами причастий: любящая женщина, зеленеющие поля, приготовленный обед, решенная задача, отредактированная рукопись. Атрибутивность таких словосочетаний прежде всего опирается на общее лексическое значение существительного - на его предметность (предмету естественно иметь определяющие его признаки) и на общее лексическое значение сочетающихся с ним частей речи, способных обозначать признаки. На этой основе строится и формальная согласованность компонентов словосочетания. Однако атрибутивные отношения возникают при сочетании существительных и с некоторыми другими частями речи; 5) с предложными и беспредложными формами существительных: письмо из Волгограда, привычка с детства, бутылка из-под сливок, усталость от напряжения, волосы до плеч, крышка у банки, дом возле речки, любовь без надежды, брюки в полоску, человек с ружьем, беседка под горой, книги в переплетах, варенье на патоке; ворота гостиницы, дом отца, горе разлуки, бородка клином; 6) с наречиями: езда шагом, дом напротив, шашлык по-кавказски; 7) с инфинитивом: желание учиться, решение поехать, необходимость отдохнуть, способность слышать, возможность уехать.Объектные отношения возникают при семантико-грамматическом взаимодействии глаголов, в том числе причастий и деепричастий, с именами существительными и реже с инфинитивом. Такие отношения свойственны прежде всего словосочетаниям с глаголом, требующим распространения винительным падежом прямого объекта: купить книгу, надеть платье, пригласить друга, обдумать решение, написать письмо. Эти словосочетания семантически ограничены: главное слово в них обозначает действие, состояние, восприятие, чувствование, а зависимое - объект этого действия, восприятия, чувствования: ловить рыбу, поймать зайца, любить товарища, ждать брата; глагол может также обозначать движение, а существительное иметь предметно-пространственное значение: перейти дорогу, перебежать улицу. Объектные отношения возникают и при сочетании глаголов разных семантических, классов с другими падежами без предлогов: с родительным части - выпить воды, купить молока; с дательным лица или предмета, к которым направлено действие, - возражать оратору, доверять товарищу, поклоняться красоте; с творительным орудия - писать карандашом, рубить топором и т.д. Существительные с предлогами также вступают с глаголами в объектные отношения: учиться у товарища, лечиться у доктора, петь для слушателей, пристроить к дому, прикоснуться к руке, постучаться в дверь, завернуться в шаль, благодарить за добро, ударить о землю, говорить о жизни, поссориться с другом, послать за доктором, сжалиться над человеком, работать на станке. В качестве зависимых слов в глагольных словосочетаниях могут выступать и другие части речи - местоимения, числительные, количественно-именные сочетания и, конечно, субстантивированные прилагательные и причастия: ждать его, пригласить много друзей, увидеть двоих, опросить учащихся, навестить больного. Субъектные отношения характеризуют словосочетания, возникновение которых связано с особым типом глагольных предложений, а также со страдательными оборотами. Такие словосочетания опираются на лексико-грамматическую природу глаголов страдательного залога и страдательных причастий. Зависимая форма имени существительного в них обозначает действующее лицо или предмет (творительный падеж). Например: данный людьми, посаженный отцом, возвращенный братом, занятый противником (район), избалованный жизнью, опрокинутый ветром, окрыленный воспоминаниями, заглушенный сиреной, освобожденный армией.

По аналогии с глагольными могут быть образованы и некоторые субстантивные словосочетания с субъектными отношениями: освобождение врачебной комиссией, обсуждение правительством. Субъектные отношения свойственны и некоторым словосочетаниям с зависимым словом в форме родительного падежа, например: приезд отца, отъезд командира, появление автомобиля. В таких случаях также устанавливается отношение «действие и действующее лицо или предмет».

Обстоятельственные отношения свойственны словосочетаниям глагольным, так как различные обстоятельственные значения всегда сопутствуют тем или иным действиям и состояниям и опираются на лексическую процессуальность. Обстоятельственные отношения конкретизируются как определительно-обстоятельственные: бежать быстро, говорить взволнованно, любить неистово, взглянуть угрожающе, вспоминать часто, посмотреть ласково; временные: приехать вечером, возвратиться через год, подождать минуту, встретиться утром, случиться ночью; пространственные: идти лесом, находиться неподалеку, жить в гостинице, выйти из-за стола, ходить около дома, поселиться в трех километрах от города; причинные: ошибиться по незнанию, сказать по ошибке, забыть по рассеянности, ликвидировать за ненадобностью, обрадоваться сдуру, сказать сгоряча; целевые: упасть нарочно, сказать в шутку, прийти на свидание, поехать на отдых, поехать отдыхать, подарить на память, копить про запас, держать на случай.Комплетивные (восполняющие) отношения возникают из потребности некоторых слов в обязательном смысловом добавлении. Зависимая словоформа восполняет информативную недостаточность стержневого слова. Например: четыре угла, назваться гостем, слыть простаком. Предложение - это минимальная единица верхнего уровня синтаксической системы, имеющая коммуникативную значимость; из предложения вычленяются единицы более низкого уровня - словосочетания, несущие коммуникативную нагрузку только в составе предложения или будучи преобразованными в предложения; словосочетания, опирающиеся на несильную синтаксическую связь, в свою очередь, способны вычленять из себя синтаксические единицы еще более низкого уровня - синтаксические формы слов. Последние также в соответствующих условиях способны приобретать самостоятельную коммуникативную значимость или включаться в предложение как его структурный элемент. Таким образом, предложения могут состоять и из словосочетаний, цельных или преобразованных, и из отдельных словоформ. Так, в предложении Купил интересную книгу вычленяются два словосочетания купил книгу и интересную книгу; в предложении На улице темно нет словосочетаний, словоформа на улице выступает как самостоятельный синтаксический элемент предложения; в предложении На пустынной улице темно словоформа на улице распространяется согласуемой частью речи, в результате чего появляется словосочетание пустынной улице, однако само это сочетание не зависит от отдельного слова (ср.: На пустынной улице темно. - Находиться на пустынной улице).

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план.

Кроме того, простое предложение – основная единица, участвующая в формировании сложного предложения и текста. Простое предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные грамматические характеристики: 1) оно образуется по специальному грамматическому образцу; 2) обладает языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению (Краткая русская грамматика, с.405). Простое предложение так же, как и ранее изучаемые единицы языковой системы, входит в парадигматические отношения. Парадигматические отношения – формальные изменения самой конструкции (частные проявления общего категориального значения), выраженные специальными средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком слов и интонацией.

Простое предложение входит в синтагматические отношения – члены простого предложения сочетаются друг с другом по определенным правилам (там же, с.407)

Особенно сложна формальная и смысловая организация простого предложения. Каждое простое предложение построено по определенному формальному образцу, который называется предикативной основой или структурной схемой. Такие схемы являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений. Сравните примеры: Ребенок веселится. Поезд идет. Мальчик читает. Предложения построены по образцу: имя существительное + спрягаемый глагол, выражающему отношения процессуального признака и его носителя в том или ином временном плане.

Работы прибавляется. Воды убывает. – Род.п. сущ. + гл. в ф.3-го л.ед.ч. Схема выражает отношения процессуального состояния и его носителя.

Зима. Ночь. – Им.п. сущ. – констатирует факт наличия.

Формы слов, организующие предикативную основу, называются компонентами структурной схемы, главными членами, предикативным центром (Кр.русская грамматика, с.408)

Грамматическим значением простого предложения является предикативность – категория, которая целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем или иным временным планом действительности. Так, структурная схема предложения обладает грамматическими свойствами, которые позволяют обозначить, что то, о чем сообщается, либо реально осуществляется во времени (настоящем, прошедшем, будущем), то есть имеет реальный временной план, либо мыслится как возможное, должное, желаемое, то есть имеет ирреальный план, или временную неопределенность.

Значения времени и реальности/ирреальности слиты воедино, их комплекс называется объективной модальностью.

Таким образом, понятие предикативности как абстрактной синтаксической категории складывается из понятий: структурная схема, временной план сообщаемого и реальность/ирреальность сообщаемого (там же, с.409)

Главным средством формирования предикативности является категория наклонения, с помощью которой сообщение предстает в аспекте реальность/ирреальность.

Представление о сущности предикативности (как и сам термин) не является однозначным. Наряду с концепцией В.В.Виноградова (указ.статья) и его школы (Грамматика русского языка-54, -80) термином «предикативность» обозначают также свойство сказуемого как синтаксического члена двусоставного предложения. Понятие предикативности входит в состав понятий «предикативная связь», «предикативные отношения», которыми обозначают отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логического субъекта и предиката; в таком употреблении предикативность осмысляется уже не как категория наивысшей ступени абстракции (присущая модели предложения как таковой, предложению вообще, независимо от его состава), а как понятие, связанное с уровнем членения предложения, то есть с такими предложениями, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое (В.В.

Бабайцева, с.58).

Таким образом, важно различать эти понятия предикативности. При квалификации грамматического значения простого предложения термин «предикативность» понимается как синтаксическая категория.(См. литераратуру).

Семантическая структура. Предложение совмещает в одной своей грамматической форме несколько значений разных ступеней абстракции. Во-первых, сам структурный образец простого предложения имеет отвлеченное значение, общее для всех предложений, так называемая предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное предложение и модифицируется в парадигме предложения, то есть в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Но в конкретных предложениях есть еще одно значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений + лексическое значение слов. Например: Ученик пишет - субъект и его активное действие; Гром гремит – субъект и его наличие, существование; Светает – наличие бессубъектного действия; Много дел, мало радости – субъект и его количественный признак и т.д.

Все сказанное имеет отношение к семантике структурной схемы или к семантической структуре предложения (Кр.рус.гр., с.410).

Таким образом, семантическая структура – это то его языковое значение, которое создается взаимодействием семантики структурной схемы и лексического значения слов.

Категориями семантической структуры является предикативный признак, субъект – носитель предикативного признака и объект; на уровне предложения эти значения уточняются и дифференцируются. Предложения, имеющие разную грамматическую организацию, но близкую семантическую структуру, в некоторых исследованиях рассматриваются как трансформы, то преобразования одного в другое, например: Наступает вечер – Вечереет; Сын учится – Сын – учащийся.

Кроме значения предикативности и семантической структуры в предложении присутствует его функциональное значение, связанное с распределением коммуникативной нагрузки между его членами; это значение выражается актуальным членением, то есть членением на тему и рему, порядком слов и интонацией.

Предыдущие характеристики (аспекты) предложения: структурная схема, семантическая структура являются статистическими (см. В.А.Белошапкову, указ.раб.), а коммуникативный аспект является динамическим. Рассмотренное в статистическом аспекте предложение автономно и самодостаточно, все его свойства объясняются изнутри, его собственным формальным устройством. Рассмотренное в динамическом аспекте предложение выступает не само по себе, а как часть текста, то есть в том лингвистическом и экстралингвистическом контексте, в котором оно существует (см.лекцию1). Выделение статического и динамического аспектов предложения началось в 20-40-е годы нашего века почти одновременно в трудах ученых из разных славянских стран.

Наибольшее развитие коммуникативный аспект получил в Пражской лингвистической школе (В.Матезиус – основоположник актуального членения), позднее других, лишь во 2-й половине ХХ века как особый научный объект была выделена семантическая структура (одной из первых работ стала статья Ф.Данеша «О трех аспектах синтаксиса», Прага,1964). См.подробнее: И.П.Чиркина, ч.4, с.72-89).

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется прагматическому аспекту предложения, которое обладает большим потенциалом. Язык предоставляет говорящему (пишущему) разнообразные возможности выразить в предложении свое отношение к предмету речи, к ситуации, о которой сообщается, к адресату. Эта прагматическая триада, реализующаяся в разных предложениях или полностью, или в какой-то своей части и взаимодействующая с его семантической структурой, делает предложение языковой единицей, обладающей глубоким и неодноступенчатым смысловым строением (см. Прагматика в ЛЭС).

Таким образом, предложение в понимании современной синтаксической науки – сложное, многоаспектное явление, которое вряд ли может быть до конца когда-нибудь изучено.

Просмотров