Грамматическое учение о частях речи. Вопрос о классификации частей речи в русской грамматической литературе

1. Учение о частях речи в русской грамматической науке

Проблема частей речи (ЧР) относится к числу вечных проблем граммати­ки. С одной стороны, почти всеми лингвистами признается практическая не­обходимость самого понятия часть речи при классификации лексем, при изу­чении членов предложения в синтаксисе; с другой стороны, многие приходят к выводу о теоретической неразрешимости проблемы частей речи, о невоз­можности распределения по частям речи всех имеющихся в языке слов.

Современное учение о частях речи имеет длительную историю и корнями своими уходит в античность. Впервые глубокий анализ частей речи русского языка был сделан М.В. Ломоносовым в "Российской грамматике" (1755 г.). Было выделено 8 частей речи, две из них - имя и глагол - назывались главны­ми, или знаменательными, остальные шесть: местоимение, причастие, наре­чие, предлог, союз и междометие - служебными. Имя, следовательно, было не дифференцировано, оно включало и существительное, и прилагательное, и числительное, а состав служебных частей речи значительно шире того, что включает в эту группу современная грамматика.

(А. В. Бондарко Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии.- Л.: Наука, 1983. С. 4. А. В. Бондарко. Теория морфологических категорий. С. 204.)

Различия между списками разных ученых проходили 1) по линии количества частей речи: например, Ф.И. Буслаев выделял их девять, специально обо­значив, вслед за А. X. Востоковым, имя прилагательное из просто "имени" М. В. Ломоносова; А. М. Пешковский считал возможным рассматривать как час­ти речи только 4 группы слов: имя существительное, имя прилагательное, гла­гол, наречие, а акад. А.А. Шахматов выделял 14 знаменательных, незнамена­тельных и служебных частей речи, относя к знаменательным существитель­ное, прилагательное, глагол, наречие; к незнаменательным - числительное, местоименные существительные, местоименные прилагательные, местоимен­ные наречия, к служебным - предлог, связку, частицу, союз и префикс; особо А.А.Шахматов рассматривал междометия; из современных лингвистов следу­ет назвать проф. М.В. Панова, который выделял 5 частей речи 8: имя сущест­вительное, имя прилагательное, глагол, наречие и деепричастие;

2)менялся состав знаменательных и служебных частей речи. Так, напри­мер, Ф. И. Буслаев в число служебных включал числительное и местоимение.
А. М. Пешковский также рассматривал местоимения как несамостоятельные
слова, а числительные предлагал заменить термином "счетные слова", выделив среди них счетные существительные (единица, пара, сотня), счетные при­лагательные (единичный, двоякий, тройной), счетные наречия (дважды, двое, вчетвером); еще ранее Г.П. Павским была обоснована грамматическая само­стоятельность числительных и, следовательно, их мастеренный статус. Но,
надо сказать, мысль об отсутствии частеречного статуса у числительных и ме­стоимений имеет распространение и в современной лингвистике 9 , говорят
также о промежуточном положении местоимений между знаменательными и
служебными частями речи 10 ;



3)в XX веке были названы новые части речи: категория состояния и мо­дальные слова 12 .

§ 2. Вопрос о принципах классификации частей речи

В конце XIX века А.А. Потебня и Ф.Ф. Фортунатов выдвинули разные принципы классификации частей речи. С именем А.А. Потебни связано се­мантическое направление, которое на первое место при классификации лексем ставит лексическое значение. (М.В.Панов. О частях речи в русском языке // Фил. науки. - 1960 №4.М.В. Панов. Указ, раб; Вопросы теории частей речи Л.: Наука, 1968.М.И. Алехина. Местоимение как часть речи // Явления переходности в грамматическом строе русского языка.- М., 1988. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Избранные работы по русскому языку. - М., 1957. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М.: Высшая школа, 1972).

В современной лингвистике семантиче­ский критерий рассматривается как один из возможных путей классификации слов по частям речи. В качестве примера можно привести классификацию М.В. Панова 13 , в основе которой опора на значение не корневых, а аффик­сальных морфем - суффиксов и окончаний. Именно они, за небольшим ис­ключением, явно указывают, к какой части речи принадлежит слово. Так, на­пример, значение корневой морфемы в словах "трус, трусить, трусливый" од­но и то же, но частеречная их принадлежность различна. С другой стороны, слово "бег", хотя и имеет корневую морфему со значением действия, является существительным, так как на это указывают нулевое окончание и нулевой суффикс. Все словоформы в этой классификации распределяются по 3 рубри­кам: предмет, признак, действие. Традиционно выделяемые местоимения рас­пределяются между существительными, прилагательными и наречиями. Ана­логичным образом рассматриваются и числительные: количественные и соби­рательные относятся к существительным, порядковые - к прилагательным, а слова типа "дважды, трижды" входят в наречия. Деепричастие выделено как самостоятельная ЧР, его категориальное значение - процессуальный признак признака, а причастие отнесено к формам глагола, так как подобно глаголу выражает процессуальность признака. В этой классификации нет места слу­жебным, модальным словам и междометиям, которые не обозначают ни пред­мет, ни признак, ни процессуальность.

Ф.Ф. Фортунатов построил классификацию частей речи на основе мор­фологического, или формально-грамматического, прин­ципа. Он выделял формальные классы полных слов по наличию и характеру форм: слова спрягаемые, склоняемые и неизменяемые. Эти классы он назвал частями речи. Классам полных форм противопоставлен класс бесформенных слов - частичных: частицы, предлоги, союзы, связки. Формальную классифи­кацию довел до логического конца М.П. Петерсон, вообще отказавшись от традиционного термина "часть речи". Формально-грамматические классифи­кации подвергались справедливой критике, прежде всего за то, что в них пол­ностью игнорируется значение при распределении слов по особенностям их изменения, в результате слова с одинаковым значением оказываются в разных рубриках (например, формы прошедшего времени оторваны от личных спря­гаемых форм как слова родовые).

Синтаксический принцип классификации частей речи был зало­жен А.А. Шахматовым. В соответствии с этим принципом рассматривается возможность-невозможность функционирования словоформы в качестве члена предложения или целого предложения и выделяются самостоятельные и слу­жебные слова. В рамках синтаксического принципа может быть произведена классификация на основе синтаксических функций словоформ, и тогда имени­тельный падеж будет противопоставлен всем другим падежам, так как только им. падеж может выступать в функции подлежащего; в разных рубриках окажутся спрягаемые формы глаголов, инфинитив, причас­тия и деепричастия, роль которых в предложении различна.

Таким образом, любой из критериев, примененный абсолютно, не приво­дит к выделению той системы ЧР, которая традиционно существует в русской науке как результат компромисса между семантическим, морфологическим и синтаксическим принципами. Именно на учете всех принципов призывал классифицировать ЧР акад. Л.В. Щерба - представитель лексико-грамматического направления - в известной статье "О частях речи в русском языке". Идеи Л.В. Щербы были поддержаны акад. В.В. Виноградовым, и раз­работанная им система ЧР легла в основу вузовских и школьных грамматик.

§ 3. Части речи в русском языке как система

В учебной и научной литературе части речи обычно называют лексико-грамматическими или грамматическими классами слов. Принципиальной раз­ницы между этими терминами нет, ибо в обоих случаях части речи выделяют­ся на основании комплекса признаков: лексического (или классифицирующе­го) значения, морфологических и синтаксических характеристик, однако тер­мин "грамматические классы слов" подчеркивает приоритет грамматических признаков, на основании чего, например, в класс прилагательных включаются порядковые числительные и часть местоимений. В качестве дополнительного признака называют также деривационный.

Понимание частей речи как структурно-семантических классов слов пред­полагает их выделение на основе совокупности наиболее существенных диф­ференциальных признаков, к числу которых относят: классифицирующее зна­чение, систему форм слова (парадигматический аспект), морфологические ка­тегории, морфемный состав, валентность слова, синтаксические функции 14 . Вместе с тем наличие наборов дифференциальных признаков констатируется и при трактовке частей речи как лексико-грамматических классов слов. Та­ким образом, все три характеристики частеречных классов в общем-то близки друг другу и отличаются лишь отдельными акцентами.

(А.Я. Баудер. Части речи - структурно-семантические классы слов в современном русском языке. - Таллин: Валгус, 1982. С.22; В.В. Бабайцева.
Зона синкретизма в системе частей речи современного русского языка // Фил. науки-1983. -№5. Е.Н. Сидоренко, И.Я. Сидоренко. Диахронные и син­хронные аспекты переходности в системе частей речи и контаминантов. -
Симферополь, 1993. С. 7.)

В книге В.В. Виноградова "Русский язык" представлено четыре структур­но-семантических класса слов:

I. Части речи:

1. Имена: 1) существительное; 2) прилагательное; 3) числительное.

Местоимения (в состоянии разложения).

II. Частицы речи:

1)Частицы в собственном смысле.

2)Частицы-связки.

3)Предлоги.

III. Модальные слова, образующие особый структурно-семантический класс слов, примыкающий к частицам речи.

IV. Междометия.

В практике вузовского и школьного преподавания все эти группы слов по­лучили статус частей речи. Они образуют систему, в основе которой лежат отношения сходства и различия. Так, для знаменательных ЧР при своеобразии каждой из них характерны следующие общие признаки: 1) они отражают различные явления объективной действительности (предметы, при­знаки, количества, процессы, состояния), то есть обладают номинативной функцией (кроме местоимений, функция которых дейктическая); 2) способны к самостоятельному употреблению для называния тех или иных явлений дей­ствительности; 3) являются членами предложения.

Служебные ЧР обладают следующими признаками: 1) не имеют но­минативной функции; 2) их употребление несамостоятельно; 3) не являются членами предложения. Они как бы "обслуживают" знаменательные слова, удовлетворяя их грамматические потребности: спросить о друге, брат и сест­ра, только ты и т.д.

Модальные слова выражают отношение высказывания к действи­тельности с точки зрения говорящего: очевидно, конечно, разумеется и ха­рактеризуются тем, что 1) не изменяются; 2) не являются членами предложе­ния; 3) грамматически независимы.

Междометия выражают чувства и эмоции, являются неизменяемыми и синтаксически независимыми.

§ 4. Проблема лексем, совмещающих признаки двух частей речи

В учении о частях речи до сих пор есть много проблем. Одна из них - как классифицировать факты языка, обладающие свойствами двух частей речи? Таковыми являются причастия и деепричастия, слова "тысяча, миллион, мил­лиард", порядковые числительные, союзные слова и некоторые другие. По поводу причастий и деепричастий диапазон мнений достаточно широк, разные точки зрения нашли отражение в школьных учебниках: их рассматривают как формы глагола, как самостоятельные части речи, как гибридные, синкретич­ные формы, понимая под синкретизмом совмещение признаков двух частей речи; причастие включают также в класс прилагательных. Слова, обозначаю­щие порядок предметов при счете, относят к порядковым числительным, имея в виду прежде всего их семантику, или к именам прилагательным, отмечают наличие в них высокой степени синкретичности.

По-разному трактуется частеречный статус слов тысяча, миллион, мил­лиард: их включают в состав числительных или существительных, считают функциональными омонимами или относят к синкретичным явлениям. Свой­ствами местоимений (в широком понимании) и союзов обладают союзные слова: который, что, где, куда, откуда и др. Лексемы, совмещающие при­знаки двух частей речи, называют также контаминантами 16 .

§ 5. Вопрос об отношении к частям речи словесных комплексов

Отношение к частям речи словесных комплексов неоднократно рассматри­валось в лингвистике. Высказывалась мысль о том, что словесные комплексы в принципе могут быть частями речи, это зависит от степени грамматикализа­ции, лексикализации и фразеологизации 17 . Мы полагаем, что с точки зрения частеречного статуса словесные комплексы представляют собой разные явле­ния; среди них:

Аналитические формы слова, признаки которых были рассмотрены выше;
- грамматические фразеологизмы (в зависимости от, в связи с, потому что, лишь только и др.), для которых характерны лексическая спаянность, неразложимость как с семантической, так и со структурной точки зрения; не­проницаемость; частичная мотивированность значения семантикой хотя бы одного из входящих компонентов; воспроизводимость;

Словесные комплексы, которые могут быть названы аналогами частей речи. Термин "аналог" известен в лингвистике: он используется в Гр.- 80 применительно к словам с квалифицирующими лексическими значениями, которые активно вовлекаются в сферу союзных средств: ведь, вернее, еще ("кроме того"), значит, иначе, кстати и др. Известно использование этого термина в работах морфологического и синтаксического направления.

К числу аналогов мы, например, относим наименования типа Красное се­ло, железная дорога; глагольные сочетания, соотносительные с глаголами (дать обещание, иметь значение) и др. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже.

Для словесных комплексов, являющихся аналогами частей речи, характер­но то, что, обладая функциональными признаками "словных" частей речи, они отличаются от последних целым рядом признаков, которые хотя бы частично присутствуют в той или иной группе аналогов 18:

семантическое единство при структурной расчлененности;

функциональная равноценность словным частям речи;

возможно наличие синсемантичного элемента или полная десемантизация компонентов;

отсутствие парадигматических противопоставлений;

воспроизводимость;

возможно наличие переменного компонента: Большая Медведица - Малая Медведица, дать разрешение - дать свободу и т.д.

§ 6. Понятие о переходных и синкретичных явлениях в области частей ре­чи

Переходные явления возникают в результате взаимодействия частей речи, отражая системный характер грамматического строя русского языка.

Проблема переходности в области частей речи впервые была поставлена А.С. Бедняковым в статье "Явления переходности в грамматических катего­риях в современном русском языке" (РЯШ.- 1941.- № 3). Большой вклад в изучение этих явлений внесли работы В.В. Виноградова, В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой, А.Я. Баудера и др.

Переходность в системе частей речи определяют как процесс преобразова­ния структурных и семантических свойств слов при сохранении исходного звукового и графического комплекса"... 19 . Переходность в области частей речи представлена в виде двух групп явлений:

переход слов из одной части речи в другую - результат морфолого - синтаксического способа словообразования. И как следствие такого перехода - возникновение грамматических, или функциональных, омонимов. Например: у больного ребенка - в палате больного; идти на встречу с писателем – идти навстречу;

переходные явления в пределах одной части речи - в области лексико -грамматических разрядов. Например, относительные прилагательные переходят в качественные: железная дверь – железный кулак; абстрактные
существительные в конкретные: движение поезда - размеренные движения и т.д. (Е.Н. Сидоренко. Очерки по теории местоимений русского
языка. -Киев-Одесса, 1990. Ю.Ю. Авалиани, Л.И. Ройзензон, А.М. Лятина. Могут ли быть частями речи словесные комплексы? // Вопросы теории частей речи. - Л.: Наука, 1968. "Местоимения и их аналоги" // РЯШ.-1998.-№ 1. А.Я. Баудер. Лексико-семантический аспект явления переходности в
системе частей речи II Переходность и синкретизм в языке и речи. - М., 1991.)

При переходе слов из одной ЧР в другую возникают синкретичные образования, совмещающие признаки единиц разных классов и отра­жающие ту стадию этого перехода, когда он окончательно еще не завершен и в ближайшее время, вероятно, не завершится. В предложении "Утром иду на работу" словоформа утром обладает признаками существительного и наре­чия; наличие определения усиливает субстантивные свойства (Ранним утром иду на работу), его отсутствие - наречные.

Подводя итог рассмотрению вопроса о классификациях частей речи в рус­ском языке, подчеркнем, что морфология как наука имеет определенные дос­тижения в этой области; сложная и несколько противоречивая традиционная система частей речи как программа описания грамматического строя в общем-то хорошо работает, вполне удовлетворяет практические потребности, позво­ляет поместить почти все имеющиеся в языке лексемы в подходящую рубри­ку. Это и определяет жизнеспособность традиционного учения о частях речи.

Восходит к античности, к периоду II-I веков до нашей эры, где родоначальником учения стал философ Дионисий Фракийский.
В русской лингвистике впервые о существовании частей речи упоминается в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого (XVII век).
Уже достаточно близкую современной классификации частей речи предложил М.В. Ломоносов, который выдели имя, местоимение , глагол , причастие , наречие , предлог , союз и междометие . И именно эта классификация, затем уточненная, детализированная и дифференцированная, легла в основу современной системы, усматриваемой в русском языке. Так, Ф.И. Буслаев выделил в рамках имени имя прилагательное , имя числительное и имя существительное . Причастие данный ученый объединил с глаголом.
Следующий этап в изучении частей речи был начат А.А. Потебней, указавшим на некий параллелизм частей речи и членов предложении, что практически символизировало усмотрение связи морфологии с синтаксисом. В результате, последователи А.А. Потебни сократили количество частей речи до четырех. А.М. Пешковский выдели существительное, прилагательное, глагол и наречие. Остальные же части речи лингвист распределил именно по данным группам. На самом деле, такое разделение соответствует представлению о предмете, действии, признаке и признаке признака. При этом в особую группу А.М. Пешковский в источниках бюро переводов выделил служебные слова.
Более широкий подход к частям речи обнаружил А.А. Шахматов, выделивший критерии определения частей речи , а также разделивший части речи на четыре группы. Первая группа – знаменательные части речи – по А.А. Шахматову, включала в себя имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие. Во вторую группу – незнаменательных частей речи – входили местоименные существительные, прилагательные, наречия и числительные. Третью группу – группу служебных частей речи – составили предлоги, союзы, частицы, связка и префикс. Отдельную же группу образовали в классификации А.А. Шахматова междометия.
Следующим шагом в развитии учения о частях речи стала классификация Ф.Ф. Фортунатова, которая, к сожалению, не продержала свои «позиции» больше десятилетия в начале ХХ века в силу своей излишней формальности.
Возрождением же учение о частях речи обязано Л.В. Щербе, чья статья 1928 года «О частях речи в русском языке» утверждала, что классификация частей речи должна быть непроизвольной и должна предопределяться системой языка. Л.В. Щерба отметил, что при распределении слов по частям речи обязательно нужно учитывать семантику этих слов. Более того, именно семантический принцип должен быть ведущим в морфологии. Л.В. Щерба также был первым, кто выделил в составе частей речи русского языка категории состояния.
Особое место в истории развития учения о частях речи занимает. В.В. Виноградов, который в своей книге выделяет основные структурные типы слов, учет которых во многом предваряет современную систему частей речи . Итак, по мнению В.В. Виноградова, все слова можно разделить на:
слова-названия и их заместители: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, некоторые местоимения и категории состояния;
связочные (служебные) слова;
модальные слова (функционирующие в предложении как вводные слова);
слова эмоциональной сферы (междометия).
При этом В.В. Виноградов только первую группу называл частями речи , остальные три группы классифицировались как частицы речи. Примечательно особое отношение В.В. Виноградова к местоимениям, состав которых ученый определил достаточно спорным способом.
1954 и 1961 годы были отмечены специальными дискуссиями о частях речи , в результате которых в самостоятельную часть речи – компоратив – были выделены сравнительные степени прилагательных и наречий. Остальные же части речи были разделены на две группы. К основным частям речи были отнесены имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение и имя числительное. Ко второй же группе были отнесены так называемые производные части речи: причастие, деепричастие, компоратив. Однако академическая грамматика оценила такую систему как неважную и вернулась к системе, предложенной В.В. Виноградовым, правда виноградовская система была принята с некоторыми поправками в части модальных слов, местоимений и категорий состояния.
До сих пор учение о частях речи является открытым и спорным. Особое отношение ученых наблюдается в отношении имени числительного, местоимения, междометия, категории состояния, служебным словам.
В сегодняшней науке в качестве критериев выделения частей речи выделяются категориальное значение слова, свойственные слову формы изменения, а также синтаксическая сочетаемость слова. В полной мере все эти критерии применительны к знаменательным словам . Служебные слова , в свою очередь, классифицируются по синтаксическим функциям. Особое место занимают местоимения.
Традиционно особое отношение к модальным словам, выражающим авторское отношение и служащим субъективным ключом к речи («к счастью», «во-первых», «наверное» и так далее).
Как часть речи вызывает споры и категория состояния.
Итак, части речи в современной лингвистике принято разделять на две группы. К знаменательным частям речи относятся

108. Вопрос о классификации частей речи в русской грамматической литературе

Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.

Первой грамматикой русского языка была «Российская грамматика» Михаила Васильевича Ломоносова (1755). В ней впервые всесторонне была рассмотрена лексическая и грамматическая природа слова.

Все части речи Ломоносов делил на знаменательные и служебные. Две части речи - имя и глагол - назывались главными, или знаменательными, остальные шесть - местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие (у Ломоносова «междуметие») - служебными.

Основные положения М.В. Ломоносова вошли в русскую грамматическую традицию и были раскрыты, дополнены в трудах А.Х. Востокова, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, A.M. Пешковского, А.А. Шахматова, В.А. Богородицкого, Л.В. Щербы и В.В. Виноградова.

В «Русской грамматике» Александра Христофоровича Востокова (1831) были сохранены традиционные восемь частей речи. Однако из имени как особую часть речи Востоков выделил прилагательное (у Ломоносова имена не были дифференцированы), зато причастия рассматривались как разновидность прилагательных («прилагательные действенные»), к прилагательным же были отнесены и числительные. Все определения частей речи А.Х. Востокова основаны на их значении. Для иллюстрации основных положений приводится много примеров из живого русского языка той эпохи. Однако за грамматикой сохраняется чисто практическая роль «руководства к правильному употреблению слов в разговоре и письме» (§ 1).

Федор Иванович Буслаев в «Опыте исторической грамматики русского языка» (1858) учение о частях речи изложил во второй части - «Синтаксисе», указав тем самым на синтаксическую основу этого учения. Вслед за своими предшественниками Ф.И. Буслаев разграничивает части речи на знаменательные и служебные. К знаменательным словам он относит три части речи: имя существительное, имя прилагательное и глагол (за исключением вспомогательного, который, по его мнению, является служебным словом). В составе служебных частей речи Буслаев называет пять: местоимения, имя числительное, предлог, союз и наречие. Причем наречия он делит на две группы: 1) образованные от слов знаменательных, например, вновь, наискось, и 2) образованные от служебных слов, например, здесь, там, дважды. Первые должны рассматриваться в составе знаменательных частей речи, вторые - в составе слов служебных. «Междометие по значению своему, - указывает Ф.И. Буслаев, - составляет особый отдел, потому что выражает не логические отношения и не разнообразие предметов речи, а ощущения говорящего». Таким образом, в целом он выделял девять частей речи. Уже одно это определение междометий указывает на то, что в основу понимания каждой части речи были положены господствовавшие тогда логико-грамматические взгляды.

1. Предмет морфологии

Грамматика представляет собой собрание правил об изменении слов и сочетании слов в предложении. В соответствии с этим грамматика подразделяется на два раздела: морфологию - собрание правил об изменении слов, т.е. учение о грамматической природе слова и его формах (греч. morphe - форма, logos - слово, учение), и синтаксис - собрание правил о сочетании слов, т.е. учение о построении предложения (греч. syntaxis - сочетание, построение).

Морфология является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами.

К задачам морфологии относят следующие:

1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка;

2) установление принципов грамматической классификации слов;

3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов;

4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем, реализующих указанные грамматические значения.

Задачи морфологии не ограничиваются изучением только форм слова и выражаемых ими общих грамматических значений. В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов.

Кроме того, традиционным в русской лингвистической науке является и отнесение к морфологии вопросов словообразования отдельных частей речи (общие вопросы словообразования, типы словообразования, изменения в морфологическом составе слова и другие выносятся в отдельный раздел).

Таким образом, морфология изучает грамматические свойства слов (грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории), группируя слова и их словоформы в грамматические классы, разряды, типы.

Слово как единица языка принадлежит одновременно лексике и грамматике, и потому является объектом не только лексикологии, но и раздела грамматики, который академик В.В. Виноградов (1895-1969) называл “грамматическим учением о слове”, – морфологии.

В морфологии слова изучаются не так, как в лексикологии. Лексикология изучает лексическое значение слова, его происхождение, функционально-стилистические свойства, употребляемость. Морфология же изучает грамматические свойства слова. Например, в слове пилотаж лексикологию интересует то, что оно французского происхождения (pilotage), является авиационным термином и обозначает искусство управления летательным аппаратом. Для морфологии же важно то, что это слово является именем существительным, неодушевленным, нарицательным, мужского рода, во множественном числе не употребляется, способно определяться именем прилагательным (высший пилотаж) и изменяться по падежам (пилотаж, пилотажа, пилотажу, пилотаж, пилотажем, о пилотаже). Морфология, будучи учением о грамматической природе слова и его формах, прежде всего имеет дело с такими понятиями, как грамматическая категория, грамматическое значение и грамматическая форма.

Грамматическая категория - это свойственные словам значения обобщенного характера, значения, отвлеченные от конкретных лексических значений этих слов. Категориальные значения могут быть показателями, например, отношения данного слова к другим словам в словосочетании и предложении (категория падежа), отношения к лицу говорящему (категория лица), отношения сообщаемого к действительности (категория наклонения), отношения сообщаемого ко времени (категория времени) и т.д.

Грамматическое значение слова выступает как добавочное к лексическому значению слова и выражает различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении и т.д.) при помощи формальных грамматических средств. В русской морфологии существуют разные способы выражения грамматических значений, т.е. способы образования форм слова: синтетический, аналитический и смешанный.

2. Понятие о частях речи

Слова как единицы грамматические и лексические группируются в части речи, т. е. в грамматические классы слов, объединенные по трём признакам: обобщенным грамматическим значением (предметность, признак, действие); одинаковым составом постоянных и переменных грамматических признаков; общностью основных синтаксических функций.

Другими словами, говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками.

Обобщенное значение, характеризующее все слова той или иной части речи, есть абстрактное представление того общего, что присутствует в лексических и морфологических значениях конкретных слов данного класса. Наиболее обобщенными значениями для частей речи являются значения предмета (субстанции) и признака - процессуального (представляемого как действие или состояние) и непроцессуального (представляемого как качество или свойство).

Каждая часть речи имеет свой собственный комплекс грамматических категорий, в которых представлено то обобщенное значение, которое свойственно всем словам этой части речи. Так, значение предметности, свойственное существительному, грамматически представляется морфологическими категориями рода, числа и падежа; значение процесса, свойственное глаголу, – категориями вида, залога, наклонения, времени и лица.

В русском языке традиционно выделяется десять частей речи, образующих две группы: самостоятельные (или знаменательные слова) и служебные части речи (или частицы речи). В особую группу слов выделяются модальные слова, междометия и звукоподражательные слова.

Знаменательные (самостоятельные, полнозначные) слова – это слова, которые обладают самостоятельным лексическим значением и выполняют номинативную (назывную) функцию.

Знаменательные слова, называя предметы (листья, эти), их качества и свойства (желтые, опавшие, другие), количество (десять, много), действия и состояния (жгут, горит), признаки этих действий и состояний (обычно, осенью), выступают в предложении в качестве его членов.

Знаменательные слова, обладая формально выраженным комплексом грамматических значений, группируются в следующие классы, или части речи: имя существительное; имя прилагательное; имя числительное; местоимение; глагол; наречие.

Внутри знаменательных слов, пересекая их основное грамматическое деление на части речи, проходит деление слов, во­первых, на собственно­знаменательные (слова неуказательные) и местоименные (слова указательные) и, во­вторых, на несчетные и счетные . К указательным (местоименным) словам относятся слова, не называющие предмет или признак, а лишь указывающие на него, в том числе слова, указывающие на количество и количественный признак, например: я , ты , он ; тот , такой , некоторый ; там , туда ; столько , сколько .

К счетным словам относятся слова, называющие количество предметов (числительные), признак по месту в считаемом ряду (порядковые прилагательные), количественные характеристики (наречия), например: пять , двое , шестой , втрое , вдвоем . Ни среди указательных, ни среди счетных слов нет глаголов.

Среди знаменательных частей речи выделяются две группы: основные части речи, к которым относятся существительное, прилагательное, глагол и наречие, и неосновные части речи , к которым относятся местоимение­существительное и числительное.

Основные части речи обладают всем комплексом признаков, характеризующих часть речи как особый грамматический класс слов. Состав слов, входящих в эти части речи, постоянно пополняется за счет новообразований и заимствованных слов.

Неосновные части речи – местоимение­существительное и числительное – это замкнутые, непополняющиеся классы слов. У местоимения­существительного система морфологических категорий близка к существительному; отличие от существительного состоит в непоследовательности выражения местоимением­существительным морфологических значений рода и числа.

В зависимости от способности или неспособности слов к изменению (образованию форм) части речи знаменательных слов разделяются на изменяемые (все знаменательные части речи, кроме тех наречий, которые не образуют форм сравнительной степени) и неизменяемые (те наречия, которые не образуют формы сравнительной степени).

По характеру словоизменения изменяемые части речи разделяются на склоняемые и спрягаемые . Склоняемые части речи объединяют в себе все имена: существительное, прилагательное, числительное и местоимение­существительное; все они изменяются по падежам, т. е. склоняются. Спрягаемой частью речи является глагол; все глаголы изменяются по временам, наклонениям, лицам и числам (в прош. вр. и сослагат. накл. – по родам), т. е. спрягаются.

Служебные (неполнозначные) слова противостоят словам знаменательным. Они не называют предметов, признаков или иных явлений действительности, а указывают на отношения, существующие между ними. Служебные слова (или частицы речи) лишены номинативной (назывной) функции. Они являются своеобразным грамматическим средством для выражения отношений и связи между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также для передачи определенных смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы). Служебные слова на основе общности выполняемых функций группируются в следующие части речи: предлоги; союзы; частицы.

Выделенные в особую группу модальные слова , как и служебные части речи, не обладают номинативный функцией. Они выражают оценку говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к объективной действительности (безусловно, к сожалению и др .).

Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! увы! и др.) и волеизъявлений (вон! стоп! тс! и т.д.). Как и модальные слова, междометия неизменяемы и обычно не являются членами предложения, хотя интонационно всегда связаны с предложением, к которому примыкают.

Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и др. (кря-кря, ку-ку, му-у, динь-динь и т.д.). По своим синтаксическим функциям они сходны с междометиями, но в отличие от последних не выражают каких-либо чувств или волеизъявлений.

В процессе развития языка слова из одной лексико-грамматической категории могут переходить в другую.

3. Пути ораторского искусства

Термины “ораторское искусство” (лат. orator

Риторика - это одно из древнейших искусств. Оно возникло приблизительно в V веке до н.э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные ораторы того времени - Демосфен, Сократ, Перикл.

Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, становиться привлечение как можно большего числа людей на свою сторону.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правилораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие.

Практика высокоразвитого общества знает многообразные виды и типы устной публичной речи. Оставляя в стороне художественную игровую речь - театральную и декламационную, с ее сложным генезисом и специфической структурой, мы встречаемся с различными формами устной публичной речи в более узком смысле, как речи «деловой»: агитационной, пропагандистской, научно-теоретической и пр.; здесь и митинговая речь, и дипломатическая, и научно-исследовательский доклад, и судебная речь, и университетская лекция, и научно-популярная «публичная лекция», и «вступительное слово» перед спектаклем, и «застольный спич», и «траурная речь».

Все эти формы являются различными видоизменениями и проявлениями публичной речи. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффекта. Публичная речь – это всегда искусство.

Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Ораторский успех во многом зависит от эффективности работы над содержанием каждого отдельно взятого публичного выступления.

Из чего же конкретно складывается содержание публичного выступления? Что для этого нужно? Анализ публичных выступлений наиболее талантливых ораторов показывает, что способности к импровизации, эрудиция и многие другие достоинства оратора - это лишь предпосылки ораторского успеха, который может и не состояться, если не вложен труд в разработку содержания публичного выступления. Вообще разработка содержания публичного выступления начинается с осмысления и уточнения темы, вычленения главной - центральной идее, уточнения основных положений и понятий, формулирования основного тезиса и подтверждающих его аргументов.

Нелишне будет знать и использовать классическую схему ораторского искусства. В основе ее лежат 5 этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления.

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

3. Литературная обработка речи, насыщение ее содержания.

4. Заучивание, запоминание текста речи.

5. Произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами.

Как видим, классическая риторика исключительно большое значение придает подготовке публичного выступления. По крайней мере, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: «Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно».

Для оратора - нашего современника - трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторское красноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Обратимся к некоторым сторонам, условиям ораторского творчества на этапе подготовки содержания публичного выступления.

1. Первым условием успешного подбора и отбора содержания публичного выступления является подбор темы. Важно, чтобы тема была близка, интересна и лично значима оратору.

2. Регулярность и систематичность работы над подготовкой материала выступления.

3. Составление списка литературы по теме предстоящего публичного выступления. Работа с этой литературой. Использование дополнительной справочной информации.

4. Осведомленность по самой новейшей литературе, последним газетным публикациям, особенно полемическим статьям, которые, так или иначе связаны с темой выступления.

5. Упорная работа над композиционно-стилистическим построением публичного выступления, логикой изложения материала и непосредственно речевой культурой.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и начувства и на сознание. Если речь действует только на способностьлогического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Слушателям не главное, что скажет оратор. Они хотят получить заряд энергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен не жалеть энергию, а делиться ею с окружающими.

Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать на чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.

Каковы же основные базовые пути ораторского искусства и риторики?

ЛОГИКА РЕЧИ

Важнейшим качеством эффективности публичного выступления является ее логичность и доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только на здравый смысл и импровизацию. Необходимо овладеть логическими законами доказательности, аргументированности. Эти законы прежде всего распространяются на словесное определение понятий, логические выводы, доказательства своей точки зрения в процессе ведения полемики.

Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем более создается уверенность в надежности и достоверности услышанной информации. Общепризнанно, кто логично мыслит, тот и логически ясно говорит. Поэтому первейшая задача оратора еще в процессе подготовки к публичному выступлению - продумать до мельчайших подробностей логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.

В процессе логического обоснования, доказательного суждения большую роль играет подбор фактов, примеров. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Важно, чтобы факты, примеры были достаточно типичны, убедительны, раскрывали явления системно и всесторонне.

Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты (отсылочное доказательство).

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Успех публичного выступления оратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, информационной насыщенности.

Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении, многословие, демагогия, тавтология, фразеологические повторы, интонационное однообразие - вот далеко не полный перечень ошибок, которые в изобилии встречаются в публичных выступлениях современных деловых людей. Кратко охарактеризуем их.

Штампы в речи - это лексически неполноценные слова и выражения, их иногда справедливо называют «затасканные, избитые выражения». Они мало что добавляют к тому, что хочет сказать оратор, но сильно перегружают его речь. К речевым штампам можно отнести выражения типа «развернули работу широким фронтом», «новая методика взята на вооружение», «мероприятием было охвачено», «на данном этапе».

Канцеляризмы - речевые обороты и отдельные слова, заимствованные из канцелярско-бюрократического стиля общения, которые лишают настоящее деловое общение его яркости и образности. К таким выражениям относятся: «в отчетный период », «зафиксировать число опоздавших», «налаживать работу».

Также мало чего общего имеют с речевой культурой вульгаризмы - нелитературные и неправильные по грамматической форме слова и выражения: «заткнуть глотку», «дать в лапу»,«рожа», «заткнись».

Жаргоны - например, слова и обороты, заимствованные из уголовного мира: «кореш» (друг), «завязать» (решительно покончить), «пристегнуть» (прибавить).

Говоря о культуре речи, следует предостеречь оратора от того, чего в процессе публичного выступления необходимо избегать: избытка иностранных слов; устаревших выражений; напыщенных слов и выражений.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально–образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче «голой» информации в современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение.

Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приемами стилистического синтаксиса, которые могут достичь экспрессивности, эмоциональности публичного выступления.

Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

Прием апелляции к собственным мыслям, размышления, сомнения, которые позволяют создать ситуацию доверительного общения с аудиторией.

Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложениям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подходить к изменению интонации.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Например: «Локомотив истории остановить невозможно...»

Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: «Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..»

Аллегория иносказательно изображает что-либо. Например: «Однажды прохожий спросил у строителя: „Что ты делаешь?“ Тот подумал и ответил: „Не видишь? Вожу камни“. Второй строитель на тот же вопрос ответил: „Зарабатываю деньги!“

Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: „Редкая птица долетит до середины Днепра“.

Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны.

Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи:

Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, „проглатывания“ отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться достичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слушателей.

Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления является 120 слов в минуту.

Полетность голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории.

Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Они разделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы.

При публичном выступлении нельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны в вертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамике вектора в трехмерном пространстве (»универсальная восьмерка"). Если оратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуировании вектора.

Также нельзя забывать о «эффекте мортиры» - субъективном ощущении слушателя того, что сзади него находятся люди нелояльные оратору.

Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется:

Использовать скороговорки, вначале их следует произносить медленно, постепенно увеличивая темп.

Важнейший показатель речевой культуры оратора - это богатый словарный запас, точность и образность фраз и выражений, это умение лаконично и просто сформулировать свою мысль.

Таковы базовые идеи ораторского искусства и риторики. Но также незаменим и личный опыт публичных выступлений. Тогда человек сможет сделать собственные наработки и возможно выдвинуть свои оригинальные идеи. Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Библиографический список литературы

1. Андреев В.И. Деловая риторика. - М.: Народное образование, 1995.

2. Большой словарь русского языка. - М.: Дрофа, 1998.

3. Львов М.Р.Риторика, - М.: Высш. шк, 1995.

4. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - М.: Издательство Агентства Яхтсмен, 1995.

5. Современный русский литературный язык: учебник для филологических специальностей пед. институтов/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под ред. П. Леканта - М.: Высш. шк., 1988. - С. 174-175.

6. Современный русский язык. //Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Тележова М. А. - М.: Международные отношения, 1995.

Первая русская грамматика – «русская грамматика Ломоносова» 1755 – впервые дана классификация ч.р. главные (имя и глагол), служебные (местоимения, причастия, наречия, предлог, союз междометие). Благодаря Востокову выделено в 19 веке имя прилагательное (обозначает признак предмета).

Павский впервые выделил имя числит в 19 в. Буслаев выделял 9 ч.р (Ломоносов + прилагательное). Пешковский – 4 ч.р (сущ, прил, глаг, наречия, остальные - служебные). В 19-20 в Потебня и Фортунатов выделили формальные классы полных слов по наличию и хар-ру форм. Выделили слова спрягаемые, склоняемые и неизменяемые. Полные – слова, обладающие формами изменения – спрягаемые, склонения. Частичные - слова, не обладающие формами изменения (частицы, предлоги, связки). Междометные – ах, мяу. Петерсон довел его классификацию до завершения и отказался от термина чести речи. Шахматов заложил синтаксич принцип классификации частей речи (возможность – невозможность функционир словоформы в кач-ве членов предложения и целого предложения. В труде «синтаксис р.я» им предложена классификация частей речи на основе синт особенностей с учетом морф признаков. Он выделил 1)знаменательные (сущ, прил, глагол, наречие), 2)незнаменательные (числит местоимение и наречия), 3)служебные (предлоги, союзы, частицы, префиксы), 4)междометия. Особенности: *деление на знам-незнамен ч.р, *префикс как часть речи, *определил местоименные наречия. Щерба предложил учитывать все принципы (сем, синт и морф). Он впервые выделил слова категории состояния. Его поддержал Виноградов.

Системность частей речи проявляется в противопоставлении (имена глаголам, род сущ и прилаг). Знаменат слова: *выполн номинатив фун-ю, *лексически самостоятельны, *явл-ся членом предлож, *обладают грамматич категориями, *имеют логич ударение, *подвергаются морфемному анализу, могут образовываться морфологич способами. Служебные части речи – все наоборот.

Просмотров