В чем конфликт израиля и палестины. Палестино-израильский конфликт: развитие, история, причины – почему воюют – последние новости

"Уинстон Черчилль отметил, что "пока правда надевает штаны, ложь успевает обежать полмира". В пустынях Ближнего Востока хорошо растут только мифы, а факты остаются погребены в песке.

Мифы о Ближнем Востоке начали возникать не в 1950-х годах, и они не перестали распространяться до сих пор. Кажется, что бурные события в этом регионе постоянно сопровождаются все новыми и новыми искажениями фактов об арабо-израильском конфликте.

Существует неправильное мнение о том, что евреи были насильно изгнаны в диаспору римлянами после разрушения второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н. э., а затем, через 1800 лет, внезапно вернулись в Палестину, требуя вернуть им эту страну. В действительности еврейский народ более трех тысяч лет поддерживал связи со своей исторической родиной.
Еврейский народ основывает свои права на Землю Израиля, исходя, по крайней мере, из четырех предпосылок: 1) евреи поселились на этой земле и обрабатывали ее; 2) международное сообщество провозгласило политический суверенитет еврейского народа над Палестиной; 3) территория Израиля была завоевана в процессе оборонительных войн; 4) Бог обещал эту землю патриарху Аврааму.
Даже после того, как в Иерусалиме был разрушен второй Храм и начался период изгнания и рассеяния еврейского народа по всему миру, еврейская жизнь на Земле Израиля продолжалась.
К 9 в. в Иерусалиме и Тверии вновь стали создаваться крупные еврейские общины. В 11 в. возникли и разрослись еврейские общины в Рафиахе, Газе, Ашкелоне, Яффе и Кесарии.
К началу 19 в. – задолго до зарождения современного сионистского движения – более 10 тыс. евреев жили повсюду на той территории, которая сегодня называется Израилем. Начавшееся в 1870 г. и продолжавшееся 78 лет возрождение нации достигло апогея при создании Государства Израиль.

Палестина никогда не была исключительно арабской страной, хотя после мусульманских нашествий в 7в. арабский язык постепенно становился языком части населения. На территории Палестины никогда не существовало независимого арабского или собственно Палестинского государства.
Палестинцы- самый новый народ на всей нашей земле. Этот народ начал своё существование в течение одного дня. Национализм палестинских арабов – это феномен, возникший после первой мировой войны. Он стал значительным политическим движением лишь после Шестидневной войны 1967 г., по окончании которой Израиль взял под свой контроль территории на Западном берегу реки Иордан. Свидетельство бывшего террориста ООП Валида Шебата: «Мне было удивительно, как в течение одной ночи на 4 июня 1967 года, я превратился из иорданца в «палестинца». В лагере, где нас учили, часть программы была «уничтожение Израиля», но мы все считали себя иорданцами, и только когда Израиль занял Иерусалим, превратились в течение одной ночи в палестинцев. С Иорданского флага была снята звезда, и он превратился во флаг нового народа «палестинцы».
На самом деле не существует и не существовало «палестинского народа», «палестинской культуры», «палестинского языка» , «истории государства Палестина».
В 985 н.э. арабский писатель Мукаддаси жаловался, что в Иерусалиме подавляющее большинство населения были евреи, и сказал, что «мечеть пустует, нет почти мусульман»
Многие туристы: писатели, известные люди навещали в то время святую землю и их впечатления были похожи. Все они нашли почти пустые земли, за исключением еврейской общины в Иерусалиме, Шхеме, Хевроне, Хайфе, Цфате, Кесарии, Газе, Рамле, Акко, Сидоне, Цуре, Эль-Арише, и некоторых города в Галилее: Эйн Зейтим, Пекиин, Бириа, Кфар-Алма, Кфар-Ханания, Кфар-Кана и Кфар-Яссиф. Большинство населения - евреи, почти все остальные - христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение - Наблус (сейчас Шхем), в котором жили примерно 120 человек из мусульманской семьи Натша
Нет ни одного поселения в Палестине, у названия которого имеются арабские корни.
Большинство поселений имеют еврейские названия, а в некоторых случаях греческие или латинские. По-арабски нет никакого смысла в названиях типа: Акко, Хайфа, Яффо, Наблус, Газа или Дженин

Евреи постоянно живут в Иерусалиме почти два тысячелетия. Они представляют собой самую большую и сплоченную группу городского населения с 1840 х гг. В Иерусалиме находится Западная стена Храмовой горы (Стена Плача), самое святое место иудаизма.
Иерусалим никогда не имел статуса столицы какого либо арабского государства. Наоборот, в течение значительного периода арабской истории это был заброшенный, захолустный город. Во времена мусульманского владычества Иерусалим даже не считался провинциальным центром.
Связь между еврейским народом и Иерусалимом является одним из самых хорошо документированных фактов в мировой истории. В еврейских традиционных источниках слово «Иерусалим» упоминается более 600 раз, как минимум 140 раз в Новом Завете.
Иерусалим и Храмовая гора в Коране не упоминаются. Мухаммед никогда не был в этом городе, и видимо даже не знал о его существовании. Упоминается Иерусалим только в хадисах, которые были написаны намного позже, чем Коран. Это весьма немаловажный факт, если учесть, что название «Иерусалим» существовало за 2.000 лет до основания Ислама.
Исламские претензии на Иерусалим и Храмовую гору чисто по политическим причинам задуманы и приведены в жизнь в 30–е годы Муфтием Хадж Амин Аль- Хусейни, пособником нацистов на Ближнем Востоке.
Мусульманская «история» о том, что мечеть была уже в 632 г. н. э. – ложь, ибо Иерусалим тогда был Византийским.
То что в Коране написано о дальней мечете Аль-Акса, в которую ночью перенёсся Мухаммед- это не мечеть в Иерусалиме.
Только в 638 г. н. э. Иерусалим был захвачен халифом Омаром, 6 лет после смерти Мухаммеда.
В 632 году нашей эры Иерусалим входил в Византийскую империю и был христианским.
На храмовой горе была церковь Святой Марии, построенная в византийском стиле.
80 лет после смерти Мухаммеда византийская церковь была реконструирована, превращена в мечеть, и названа «Аль-Акса».
За последние 3.300 лет Иерусалим никогда не был столицей никаких других народов, в том числе арабов и мусульман. Это само по себе уникальный факт, учитывая что город был покорен столькими народами.
Немногие знают, что начиная примерно с 1840-го года евреи составляли основную часть населения Иерусалима.

Год 1844 Евреи 7,120 Мусульмане 5,000 Христиане 3,390 Всего 15,510
Год 1876 Евреи 12000 Мусульмане 7560 Христиане 5470 Всего 25030
Год 1896 Евреи 28112 Мусульмане 8560 Христиане 8748 Всего 45420
Год 1922 Евреи 33971 Мусульмане 13411 Христиане 4699 Всего 52081
Год 1948 Евреи 100000 Мусульмане 40000 Христиане 25000 Всего 165000
Год 1967 Евреи 195700 Мусульмане 54963 Христиане 12646 Всего 263309

Когда Израиль захватил Западный берег реки Иордан и сектор Газа в 1967 г., власти предприняли меры для улучшения условий жизни палестинцев, в отличие от иорданских властей, в течение 19 лет оккупировавших Западный берег, и египетских властей, оккупировавших Газу. Были открыты университеты, Израиль поделился последними сельскохозяйственными изобретениями, появились современные удобства, а система здравоохранения значительно улучшилась. Более 100 тыс. палестинцев работали в Израиле, получая ту же зарплату, что и израильтяне, – это послужило стимулом к экономическому росту.
В недавнем Отчете о гуманитарном развитии ООН Палестина занимает 102
(среди 177 стран и территорий мира) место в мире по продолжительности жизни, уровню образования и реальному доходу на душу населения.
Палестинская автономия опередила Сирию (105 место), Алжир (108), Египет (120) и Марокко (125).
Немногие палестинцы согласились бы поменяться местами с арабами из соседних стран.

Евреи жили в Иудее и Самарии – то есть на Западном берегу реки Иордан – с древних времен. За последнее время евреям лишь один раз было запрещено жить на этой территории – это произошло в период иорданского правления, продолжавшегося с 1948 по 1967 г. Указанный запрет противоречил положениям мандата Лиги Наций на управление Палестиной. Мандатом предусматривалось создание еврейского государства в Палестине, и в нем было специально оговорено, что «Администрация Палестины... совместно с Еврейским агентством... должна способствовать плотному заселению
евреями земли (Палестины)», которая включала в себя Иудею и Самарию.
С исключительно юридической и моральной точки зрения нет веских причин, по которым древние еврейские города, такие, как Хеврон, должны быть свободны от евреев. Евреи, которые были изгнаны из Хеврона в результате погромов, учиненных религиозными фанатиками, а также потомки этих евреев имеют право на такую же компенсацию, как та, на которую претендуют арабские беженцы.

Израиль является одним из самых открытых обществ в мире.
Арабы в Израиле имеют равное с евреями право голоса, причем это одна из немногих стран на Ближнем Востоке, где арабские женщины могут голосовать. В настоящее время в кнессете 9 депутатов –
арабы (всего в кнессете 120 депутатов). Израильские арабы также занимали различные правительственные посты, один из них занимал, например, пост израильского посла в Финляндии. Оскар Абу"Разак был назначен генеральным директором Министерства внутренних дел. В Верховном суде Израиля один из судей – араб. В октябре 1925 г. арабский профессор был избран вице"президентом Хайфского университета.
Арабский язык, наряду с ивритом, является одним из официальных языков Израиля. В израильских школах учится более 300 тыс. арабских детей. В период, когда создавалось Государство Израиль, в стране была только одна арабская средняя школа. Сегодня в Израиле сотни арабских школ.
Единственное правовое различие между еврейскими и арабскими гражданами Израиля состоит в том, что арабы не обязаны служить в израильской армии. Однако бедуины, друзы, черкесы некоторые другие израильские арабы сами выразили желание нести воинскую повинность.

В своих воспоминаниях, появившихся в 1972 г., бывший премьер-министр Сирии Халид аль-Азем возложил всю вину за создание кризиса с беженцами на арабов: С 1948 г. мы требовали возвращения беженцев, тогда как именно мы заставили их уйти… Мы обрушили несчастья на арабских беженцев, пригласив их и оказав на них давление, побуждая их уйти… Мы обрекли их на нищету… Мы приучили их просить подаяние… Мы участвовали в снижении их морального и социального уровня… Потом мы использовали их для совершения преступлений: убийств, поджогов и взрывов, погубивших мужчин, женщин и детей, - и все это ради достижения политических целей.
Палестинцев действительно поощряли оставлять свои дома для того, чтобы расчистить путь вторгшимся арабским армиям. Это подтверждают многочисленные свидетельства. Журнал Экономист, часто публиковавший критические материалы о сионистах, в номере от 2 октября 1948 г. сообщал: «Из 62 тыс. арабов, которые раньше жили в Хайфе, остались не более 5 тыс. или 6 тыс. человек. На их решение бежать с целью найти безопасное место повлияло много факторов. Нет сомнения в том, что самым сильным фактором были радиообращения Высшего арабского исполнительного комитета (Higher Arab Executive), призывавшие арабов покидать город... При этом явно подразумевалось, что те арабы, которые останутся в Хайфе и согласятся жить под защитой евреев, будут считаться изменниками».
Даже Махмуд Аббас (Абу Мазен), премьер-министр Палестинской автономии, обвинял арабские армии в том, что «вынудили арабов эмигрировать и покинуть Израиль, а потом бросили их в узилища, подобные гетто, в которых раньше жили евреи»
Арабские беженцы намеренно не были абсорбированы и интегрированы в тех арабских странах, в которых они оказались, несмотря на их обширные территории. Из 100 000 000 беженцев со времен Второй мировой войны они являются единственной группой в мире, которая не была абсорбирована или интегрирована в странах проживания собственного народа.
В то же время более 850 тысяч евреев были изгнаны из арабских стран за последние 66 лет. Они принадлежали к динамичным общинам с тысячелетней историей. На берегах Тигра и Евфрата евреи Вавилона создали целый ряд святых книг иудаизма и процветали в течение двадцати веков. В великолепных синагогах и библиотеках Каира евреи Египта хранили интеллектуальные и научные сокровища древности. От Алеппо до Адена и Александрии, евреи вносили свой вклад в развитие арабского мира как ученые, музыканты, предприниматели, писатели...
Все эти общины были уничтожены. Собственность, веками принадлежавшая евреям, была украдена. Еврейские кварталы - разрушены. Погромщики разграбили синагоги, осквернили кладбища, убили и искалечили тысячи евреев. Докладами ООН о положении палестинских беженцев можно набить стадионы, но ни капли чернил не пролилось о судьбе беженцев-евреев.

Максимальная существующая оценка числа арабов, погибших в ходе арабо-израильского конфликта и в жесточайших арабо-израильских войнах, с 1922 по 2014 годы - 65 000-70 000 человек (существуют и более низкие оценки).
Самыми убийственными для палестинских арабов военными операциями были две: Арабское восстание против британского мандатного режима в 1936-1939 годах и «Черный сентябрь». В 1936-1939 годах, в ходе подавления Арабского восстания было убито, вероятно, до 6 000 арабов. «Черный сентябрь» - попытка переворота, устроенная палестинскими арабами в Иордании в сентябре 1970 года, ее подавление иорданской королевской армией и дальнейшие жестокие репрессии против палестинцев в Иордании в 1970-1971 годах. По одной из оценок, иорданской армией было убито около (практически за одну ночь) 20 000 палестинцев;
Третьим и четвертым по значению источниками потерь палестинского населения в этот период были гражданская война в Ливане в 1975-77 годах (более 5 000 убитых палестинцев) и вторая гражданская война в Ливане в 1985-1987 годах (также более 5 000 убитых палестинцев). За это же время в Израиле около 2000 (18% из них - дети и несовершеннолетние) погибли в результате терактов и около 25000 в войнах Израиля.
С другой стороны, с 1948 г мире жестоко убиты 12 000 000 мусульман. По контрасту более 90 процентов из 12 млн. погибших были убиты собратьями-мусульманами.

Арабы и палестинцы отказались заключить мир еще до того, как появилось хоть одно поселение. Палестинцы также отказались заключить мир, когда Эхуд Барак пообещал вывести все поселения. Более того, когда Египет предложил заключить мир, поселения Синайского полуострова не стали препятствием; они были немедленно выведены.
С 1948 по 1967 год, т.н. "Западный Берег" был частью Иордании, а Газа - частью Египта. За этот период арабский мир и пальцем не шевельнул, чтобы создать палестинское государство. Арабский мир стремился уничтожить Израиль, когда на Западном Берегу и в Газе не было ни одного поселения.
В 2005 году Израиль ликвидировал все поселения в секторе Газы - и получил взамен только ракетные удары по своим городам.

Палестинцы не упоминаются в резолюции № 242. Некоторый намек имеется во 2-м пункте 2-й статьи этой резолюции, в которой содержится призыв найти «справедливое урегулирование проблемы беженцев». Но нигде не зафиксировано требование предоставить палестинцам какие-либо политические права или территорию.
Резолюция №242 Совета Безопасности ООН задумывалась и писалась как документ о мире. Она призывала к “немедленному прекращению всех агрессивных деклараций и всякого состояния войны”, к “признанию суверенитета, территориальной целостности и политической независимости всех государств региона”, к признанию права каждого из этих государств “жить в мире, имея безопасные и призанные границы, не подвергаясь угрозам и насилию”
Ядром резолюции является обращенное к арабам требование международного сообщества об установлении мира с Израилем. Арабам (!) предписывается прекратить декларируемое ими состояние войны с Израилем, признать право Израиля на существование и обеспечить надежные гарантии безопасности его границ.
Изначально, часть арабского мира отвергла резолюцию 242. Завязанные в конфликте арабские страны на саммите в Хартуме (Судан) (29.08.67 - 01.09.67) приняли декларацию, вошедшую в историю как «Три нет»:
Нет - миру с Израилем!
Нет - признанию Израиля!
Нет - переговорам с Израилем!
Однако арабские пропагандисты и в этом случае, с привычным для них лицемерием, сумели подменить причину следствием, заявляя, что нарушителем резолюции #242 является Израиль, а не арабские страны, которые отказываются заключить с ним мир. Их обвинения основываются на другом параграфе этой резолюции, призывающем к "отступлению израильских сил с территорий, захваченных ими в результате последнего конфликта". Израиль, утверждают арабы, не выполнил требования резолюции ООН, так почему же мы должны заключить с ним мир при продолжающейся оккупации Западного берега и Голанских высот? Арабы предпочитают забыть о том, что отступление Израиля с какой бы то ни было территории предполагается после заключения мирного договора, а не прежде того. Избранная формулировка ("территорий" - без определенного артикля или слова "всех") отнюдь не случайна. Она была призвана обеспечить возможность вести переговоры о той или иной глубине отступления с тем, чтобы часть занятой в 1967 году территории была удержана Израилем в целях обеспечения его безопасности. Израиль может контролировать территории до тех пор, пока его арабские соседи не заключат с ним мир. Израильский контроль над этими районами является не препятствием на пути к установлению мира, а преградой на пути агрессии и войны.

Для более точного понимания конфликта, который возник между Израилем и Палестиной, следует внимательно рассмотреть его предысторию, геополитическое расположение стран и ход конфликтных действий между государствами Израиль и Палестина. История конфликта, кратко рассматривается в этой статье. Процесс противостояния стран развивался очень долго и весьма интересным образом.

Палестина является небольшой территорией Ближнего Востока. В том же регионе находится и государство Израиль, которое образовалось в 1948 году. Почему стали врагами Израиль и Палестина? История конфликта очень длинная и противоречивая. Корни возникшего между ними противостояния лежат в борьбе между палестинскими арабами и евреями за территориальное и этническое господство над регионом.

Предыстория многолетнего противостояния

На протяжении многовековой истории евреи и арабы мирно сосуществовали на территории Палестины, которая во времена Османской империи была в составе Сирийского государства. Коренным народом в регионе были арабы, но в начале XX века еврейская часть населения стала медленно, но стабильно возрастать. Ситуация изменилась коренным образом после окончания Первой мировой войны (1918 г.), когда Великобритания получила мандат на управление территорией Палестины и смогла проводить свою политику на этих землях.

Сионизм и Декларация Бальфура

Началась широкая колонизация евреями палестинских земель. Этому сопутствовала пропаганда национальной еврейской идеологии - сионизма, что предусматривала возвращение еврейского народа на их родину - Израиль. Свидетельством этого процесса является так называемая Декларация Бальфура. Она представляет собой письмо лидеру сионистского движения от британского министра А. Бальфура, которое было написано еще в 1917 году. В Письме оправдываются территориальные претензии евреев на Палестину. Декларация имела значительный , фактически она начала конфликт.

Углубление конфликта в 20-40-х годах XX века

В 20-х годах прошлого века сионисты начали укреплять свои позиции, возникло военное объединение «Хагана», а в 1935 году появилась новая, еще более экстремистская, организация под названием «Иргун цвай Леуми». Но на радикальные действия евреи еще не решались, притеснение палестинских арабов осуществлялось еще мирным путем.

После прихода к власти нацистов и количество евреев в Палестине стало резко возрастать в силу их эмиграции из Европы. На 1938 год на палестинских землях проживало около 420 тысяч евреев, что в два раза больше, нежели в 1932-м. Конечную цель своего переселения евреи видели в полном завоевании Палестины и создании государства евреев. Об этом свидетельствует тот факт, что после окончания войны, в 1947 году, количество евреев в Палестине возросло еще на 200 тысяч, и уже становило 620 тыс. человек.

Израиль и Палестина. История конфликта, попытки решения на международном уровне

В 50-х годах сионисты только укрепились (случались инциденты террора), их идеи о создании еврейского государства получили возможность своего воплощения. К тому же их активно поддерживало 1945 год характеризуется серьезным накалом отношений между Палестиной и Израилем. Британские власти не знали выхода из такой ситуации, потому обратились к Генеральной Ассамблее ООН, которая в 1947 году взялась за решение будущего Палестины.

Выход из напряженной обстановки виделся ООН в двух вариантах. При департаменте недавно созданной международной организации был учрежден комитет, который занимался делами Палестины, состоял он из 11 человек. Было предложено создать в Палестине два самостоятельных государства - арабское и еврейское. А также сформировать между ними ничейную (интернациональную) территорию - Иерусалим. Этот план комитета ООН после долгого обсуждения был принят в ноябре 1947 года. План получил серьезное международное признание, его одобрили как США, так и СССР, а также непосредственно Израиль и Палестина. История конфликта, как все рассчитывали, должна была прийти к своему финалу.

Условия резолюции ООН по решению конфликта

Согласно резолюции ООН от 29 ноября 1947 года, территория Палестины разделялась на два независимых государства - арабское (площадь 11 тыс. кв. км) и еврейское (площадь 14 тыс. кв. км). Отдельно, как и планировалось, была создана интернациональная зона, на территории города Иерусалим. К началу августа 1948 года английские колонисты, согласно плану, должны были покинуть территорию Палестины.

Но, как только еврейское государство было провозглашено, а премьер-министром стал Бен-Гурион, радикальные сионисты, которые не признали независимость арабской части палестинских земель, в мае 1948 года начали боевые действия.

Острая фаза конфликта 1948-1949 годов

Какой была у таких стран, как Израиль и Палестина, история конфликта? С чего начался конфликт? Попробуем дать на этот вопрос развернутый ответ. Провозглашение независимости Израиля было очень резонансным и противоречивым международным событием. Очень много арабо-мусульманских стран Израиль, объявили ему «джихад» (священная война с неверными). В состав арабской лиги, которая воевала против Израиля, входили Иордания, Ливан, Йемен, Египет и Саудовская Аравия. Таким образом, начались активные боевые действия, в центре каких были Израиль и Палестина. История конфликта народов вынудила еще до начала трагичных военных событий около 300 тыс. палестинских арабов покинуть свои родные земли.

Армия арабской лиги была хорошо организованной и насчитывала около 40 тыс. солдат, в то время как Израиль располагал лишь 30 тыс. Главнокомандующим лиги был назначен Следует отметить, что ООН призвала стороны к миру и даже разработала мирный план, но обе стороны его отвергли.

В первое время боевых действий в Палестине преимущество принадлежало арабской лиге стран, но летом 1948 года ситуация кардинально изменилась. Еврейские войска пошли в наступление и в течении десяти дней отбили натиск арабов. А уже в 1949 году Израиль решительным ударом потеснил противника до границ Палестины, захватив, таким образом, всю ее территорию.

Массовая эмиграция народов

Во время завоевания евреями из палестинских земель было изгнано около миллиона арабов. Они эмигрировали в соседние мусульманские страны. Обратным процессом была эмиграция евреев из лиги в Израиль. Таким образом завершилось первое боевое столкновение. Вот такая была у таких стран, как Израиль и Палестина, история конфликта. Кто виноват в многочисленных жертвах, судить довольно сложно, так как обе стороны были заинтересованны в военном решении конфликта.

Современные отношения государств

Как сейчас живут Израиль и Палестина? История конфликта чем закончилось? Вопрос без ответа, так как конфликт не исчерпан и в наши дни. Боестолкновения между государствами продолжались на протяжении всего столетия. Об этом свидетельствуют такие конфликты, как Синайская (1956 г.) а также Шестидневная (1967 г.) войны. Таким образом, внезапно возник и долго развивался конфликт Израиля и Палестины.

Следует отметить, что прогресс по достижению мира все-таки был. Примером тому могут быть переговоры, которые прошли в Осло в 1993 году. Между ООП и государством Израиль было подписано соглашение о введении в Секторе Газа системы местного самоуправления. На основе этих соглашений в следующем, 1994 году, была основана Палестинская национальная администрация, которую в 2013 году официально переименовали на Государство Палестина. Создание этого государства не принесло долгожданного мира, конфликт между арабами и евреями еще далек от разрешения, так как его корни очень глубоки и противоречивы.

Сейчас решение палестинской проблемы выглядит не ближе, чем в 1948-м. Именно тогда было провозглашено государство Израиль и немедленно грянула первая арабо-израильская война.

Насилие, которое за 70 лет унесло жизни десятков тысяч людей, может идти на спад или вспыхивать с новой силой, но полностью не останавливается никогда. Палестинские боевики бьют ракетами из сектора Газа по израильским городам, ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) убивает протестующих - все это происходит прямо сейчас, хотя официально боевые действия не ведутся. Дипломаты из США, России, ООН привычно выражают озабоченность и проводят консультации, но затишье в конфликте между Израилем и палестинцами - всегда затишье перед бурей.

Кадр из израильского антивоенного фильма «Вальс с Баширом»

Почему они настолько ненавидят друг друга? Почему всему миру не удается найти вариант разрешения конфликта, который устроил бы всех? Почему вообще два народа так яро спорят из-за выжженной солнцем земли площадью примерно 25 тыс. кв. км.? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо хотя бы вкратце, насколько это возможно, ознакомиться с историей конфликта.

Народ без земли

Соотношение еврейского и арабского населения в Палестине в разные годы

Еврейские царства Палестины рухнули под ударами Римской империи в I веке н.э.: с тех пор эта территория сменила множество хозяев. Но для рассеянных по европейским странам евреев историческая родина всегда оставалась священной, потерянным раем, куда, согласно Писанию, они должны вернуться. Одна из иудейских молитв веками заканчивалась рефреном: «В будущем году - в Иерусалиме!».

Теодор Герцль

Впрочем, переселение европейских евреев в Палестину в конце XIX века началось не из-за религиозных текстов. Теодор Герцль (1860 — 1904), еврей из Австро-Венгрии, известный журналист и первый провозвестник создания еврейского государства, помнил , как во время скандального «дела Дрейфуса» (суд над евреем - офицером французской армии, ложно обвиненным в предательстве) сотни французов скандировали: «Смерть евреям!». В России и Восточной Европе устраивали еврейские погромы , в Германии и Австрии - писали антисемитские трактаты . Юдофобия в Европе оставалась постоянной угрозой.

Герцль решил: больше так продолжаться не может, евреям необходимо собственное государство, где они перестанут быть гонимым меньшинством. В 1896 г. он написал брошюру «Еврейское государство», где призвал мировое сообщество помочь еврейскому народу обрести свою страну - желательно в Палестине. Через год он создает Всемирную сионистскую организацию (ВСО). Сионизм - идеология возвращения евреев на историческую родину и создания там государства.

Медленно, но верно эмиграция евреев в Палестину растет: им оказывают поддержку богатые дома европейских евреев (Ротшильды, Монтеофиори), вместе с тысячами бедных энтузиастов они собирают деньги на покупку земель.

Холодный прием в жаркой стране

Еврейский автобус, защищенный от камней и гранат. Палестина, 30-е.

В середине XIX века в Палестине жило примерно 400 000 человек, из них всего 6 000 евреев, большинство составляли арабы-сунниты. Палестина была бедной провинцией Османской империи, земля здесь принадлежала в основном крупным арабским феодалам, которые сдавали ее в аренду крестьянам-феллахам. Именно у феодалов фонды ВСО (Всемирная сионистская организация) и покупала территорию, после чего продавец и покупатель ставили крестьян перед фактом: вы здесь больше не живете. По сути, переселенцы лишали феллахов дома и работы, что вызывало возмущение.

Иерусалим, конец XIX-начало XX века

Главная причина конфликта родилась уже тогда: все, что появилось потом, включая войны, насилие и территориальные споры, было следствием этого принципиального разногласия.

Для евреев, переселявшихся в Палестину - Землю Израильскую (Эрец-Исраэль), их эмиграция была возвращением домой, обретением национального очага после сотен лет унижений и притеснений. При этом они старались делать все законно, с соблюдением правовых норм того времени;

Для арабов, веками живших на этой территории, эмиграция евреев была вторжением непрошеных гостей с сомнительными правами. Как если бы в ваш дом явились незнакомцы и заявили, что их предки жили здесь при Рюрике, поэтому теперь это и их дом.

Участники Ха-Шомер - организации еврейской самообороны в Палестине

Аргументация и тех, и других, вполне понятна и, по большому счету, остается неизменной и сейчас. Для израильтян их страна - священный очаг, оплот и осажденная крепость. Для арабов - «сионистское образование» (наиболее радикально настроенные даже отказываются использовать слово «Израиль»), опухоль на теле мира и режим апартеида, где систематически нарушаются права арабского населения.

Английские обещания

По итогам Первой мировой войны Османская империя распалась. Лига Наций, (международная организация, существовавшая между мировыми войнами, «бета-версия» ООН) определила, что временный контроль над Палестиной получит Великобритания: ее администрация поможет решить конфликты и подготовит страну (или две) к получению независимости.

Зоны влияния Британии (красным) и Франции (синим)

Политика англичан провалилась полностью - возможно, из-за того, что начали они с раздачи взаимоисключающих обещаний.

1) Еще во время Первой мировой войны они пообещали арабскому шерифу Мекки Хусейну ибн Али, что, если он поднимет восстание против Османской империи и Антанта выиграет войну, его сделают королем всех арабских земель, включая Палестину (соглашение МакМагон - Хусейн). Хусейн выполнил свою часть сделки, англичане же впоследствии заявили , что статуса официального договора соглашение не имело.

2) В 1917 г. министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур написал письмо лорду Ротшильду, представителю еврейской общины страны, где заверил , что «правительство Его Величества сделает все… для создания в Палестине национального очага для еврейского народа» (декларация Бальфура). По сути, это означало обещание помощи в создании государства - однако делать реальные шаги в этом направлении англичане не спешили.

Шериф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими и Верховный Комиссар Египта Генри МакМагон, дававший гарантии арабской Палестине

Такое лицемерие вызывало гнев и протесты против английской политики как у евреев, так и у арабов. Это было, пожалуй, единственное, что объединяло два народа, которые не любили друг друга все больше и больше, по мере того, как росла эмиграция евреев в Палестину и, соответственно, учащались бытовые конфликты (иногда - вооруженные) между еврейскими поселенцами и арабскими крестьянами.

Гамаль Абдель Насер

В 1967 г. Египет и Сирия сосредоточили большие войска на границах с Израилем. В еврейском государстве это сочли приготовлением к атаке и 5 июня нанесли упреждающий удар. Уничтожив за шесть дней ВВС арабской коалиции, Израиль наголову разбил противника за шесть дней - эти события вошли в историю как Шестидневная война. Западный берег реки Иордан, с 1949 г. принадлежавший Иордании, сектор Газа и Синайский полуостров, находившиеся под контролем Египта, сирийские Голанские высоты - все это по итогам войны отошло Израилю. Оказался под его контролем и Восточный Иерусалим.

Израильские территории после победы в Шестидневной войне

Трудноразрешимая проблема №2: статус Иерусалима

Во всех переговорах между Израилем и палестинцами статус города, исторически крайне важного как для мусульман (по-арабски его называют Аль-Кудс - «священный»), так и для иудеев, остается камнем преткновения. Израиль в 1980 г. провозгласил Иерусалим своей единой и неделимой столицей, ООН призывает мировое сообщество считать такое решение незаконным. Решение президента США Дональда Трампа перенести американское посольство из Тель-Авива в Иерусалим в 2017 г. спровоцировало массовые протесты и гибель нескольких десятков человек.

Как правило, во время переговоров с Израилем о потенциальном разрешении конфликта, палестинская сторона настаивает на возвращении к границам «до 1967 г.», с признанием Западного берега реки Иордан и сектора Газа территорией палестинского государства. Как показали переговоры 2000 г., такое предложение могло бы устроить Израиль. Проблема в том, что до 1967 г. Иерусалим не был полностью израильским.

Предоставить палестинцам права даже на половину священного города Израиль отказывается, в том числе, и по соображениям безопасности: из Восточного Иерусалима прекрасно простреливается, например, международный аэропорт. В условиях, когда палестинское руководство сложно назвать политически стабильным, Израиль считает, что передать ему контроль над Восточным Иерусалимом невозможно - не говоря уже об имиджевых потерях.

Шестидневную войну 1967 г. арабы по аналогии с Катастрофой-Накбой называют Накса - Повторение. Поражение на этот раз было еще более бесславным, и сотням тысяч палестинских арабов вновь пришлось бежать из своих домов. Потери Израиля составили менее 800 человек, в то время как арабские страны потеряли около 15 000 своих солдат. Израиль втрое увеличил свою территорию по сравнению с довоенным периодом. Приходило понимание, что «сбросить в море» Израиль не получится.

Арабо-израильский конфликт - не равно арабо-палестинский

Палестинские комбатанты. 1969.

Важно не путать палестино-израильский конфликт с более широким арабо-израильским - после Шестидневной войны и особенно смерти Насера, объединявшего арабский мир, чем дальше, тем больше все участники прежде единого антиизраильского фронта (Египет, Иордания, Сирия) действовали, преследуя только собственные интересы.

Прагматизм прятали и продолжают прятать под громкими и постоянными заявлениями об «арабском единстве» и «поддержке палестинских братьев», но на самом деле судьба палестинцев волнует в лучшем случае их самих.

Ясир Арафат и Муаммар Каддафи

Так, например, после создания Организации освобождения Палестины (ООП) в 1964 г., ощутимо напрягся король Иордании Хусейн (1935-1999): палестинские боевики-федаины устраивали партизанские атаки на пограничные форпосты Израиля с территории Иордании и ЦАХАЛ не стеснялся устраивать ответные карательные акции.

Долго так продолжаться не могло. «Мы все федаины!», - восклицал Хусейн после удачной атаки палестинцев в 1968 г., а уже через два года, после угроз лидера ООП Ясира Арафата захватить власть в стране, где палестинцев было уже больше, чем иорданцев, выгнал все вооруженные организации палестинцев в Ливан. При этом было убито 3400 палестинцев.

Хусейн ибн Талал - король Иордании

Еще более резкий политический кульбит совершил Анвар Садат, президент Египта (1918-1981). Проиграв очередную арабо-израильскую войну в 1973 г. (Октябрьская война или война Судного дня в еврейской традиции), Садат пошел на переговоры о мире с Израилем. По одной из версий, саму войну он начал только для того, чтобы обеспечить себе стартовую позицию для переговоров.

Анвар Садат

В 1979 г. при посредничестве президента США Джимми Картера мир был подписан и дипотношения установлены. Так Садат нарушил принцип единства арабского мира в непризнании Израиля и вызвал огромное возмущение среди арабов (в 1981 г. его убили), зато вернул Египту Синайский полуостров и сменил политическую ориентацию Египта на проамериканскую, получив статус одного из ключевых союзников США вне НАТО.

Более слабая Иордания не могла пойти на такой демарш, оглядываясь на позицию арабского мира, но в итоге тоже подписала с Израилем мирный договор и установила дипломатические отношения - пусть и много позже, в 1994 г. Нельзя сказать, что сейчас Египет и Иордания дружат с Израилем (для этого «сионистское образование» слишком ненавидит их население), но ситуация «холодного мира» устраивает политиков всех трех стран. Единство с палестинцами - это прекрасно, но свои интересы дороже.

Теракты, протесты, переговоры

Теракт на Олимпиаде в Мюнхене, 1972. Немецкие полицейские, переодевшиеся спортсменами, пробираются по крышам к заложникам

Долгие годы ООП вела себя как террористическая организация, признававшая любые методы борьбы против Израиля: убийство гражданских лиц, угоны самолетов, захват заложников. Наиболее запомнившийся теракт ООП - убийство еврейских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 г. В тренировочных лагерях ООП в Ливане «стажировались» террористы из Европы и Японии. Кроме того, в 1970-е Ясир Арафат и его соратники практически развалили Ливан: контролируя южную часть страны, они выступили одной из сторон в затяжной и очень запутанной гражданской войне, где также успели поучаствовать Израиль, Сирия и международный контингент ООН. Всего в Ливанской войне погибло 144 000 человек.

Сам Арафат, впрочем, всегда открещивался от наиболее одиозных деяний ООП, заявляя, что совершавшие их боевики покинули Организацию, и старался вести себя как респектабельный политик. В 1988 г. он, выступая в ООН, что ООП отныне признает существование Израиля и осудил «терроризм в любых формах, включая государственный терроризм». По сути, это было предложение прямых переговоров.

Первая интифада. 1988

Израиль к тому времени был измотан интифадой - масштабной гражданской акцией неповиновения палестинцев, живущих на территориях, подконтрольных Израилю. Недовольные политикой Израиля и нарушением их прав, жители Западного берега Иордана и сектора Газа нападали на полицейских и солдат, бросали камни и палки. Местами интифада была больше похожа на войну - за 1987-1993 гг. погибло больше 100 израильтян и больше 2000 палестинских арабов.

Ицхак Рабин (1922-1995), премьер-министр Израиля, понимал, что без переговоров с ООП как наиболее прямым представителем интересов палестинского народа мир в Израиле никогда не наступит. «Я бы хотел, чтобы Газа просто утонула в море, но такое не случится, - мрачно шутил он в личных беседах, - Поэтому нам нужно найти решение».

Успехи и провалы

При посредничестве президента США Клинтона Ицхак Рабин и Ясир Арафат запустили процесс Осло - серию встреч в норвежской столице, где обсуждали варианты возможного решения палестинской проблемы. В результате в 1993-1995 гг. получилось достичь промежуточного соглашения. Была создана Палестинская национальная администрация (ПНА), фактически правительство Палестины, сектор Газа и небольшая часть Западного берега отходили под ее административный контроль. При этом Израиль все равно контролировал границы ПНА, о независимости речи пока не было - она должна была стать предметом следующего этапа переговоров.

Стремление к миру в ближневосточном конфликте часто обходится дорого. В 1995 г. Ицхака Рабина, премьера, подписавшего мир с Иорданией и открывшего дорогу к миру с палестинцами, застрелил правый радикал Игаль Амир, «защищая народ Израиля от соглашений в Осло».

Трудноразрешимая проблема №3: еврейские поселения на Западном берегу

Город Сальфит, западный берег реки Иордан

Как и Игаль Амир, многие правые израильтяне категорически против ухода Израиля с Западного берега реки Иордан, без которого не обойтись в случае создания палестинского государства. Дело в том, что после 1967 г. Израиль сначала стихийно, а потом организованно строил поселения на этих территориях, вообще-то предназначенных ООН для создания арабского государства - но для религиозной части израильтян это Иудея и Самария, священные земли, которые провидение вернуло евреям, и, значит, они должны оставаться у них.

Ортодоксальные иудеи против полиции

Сейчас на Западном берегу располагаются 120 поселений, чье строительство было одобрено, и еще примерно 100 построенных незаконно даже с точки зрения израильского правительства. Палестинцы, разумеется, считают незаконными все эти поселения - их жители часто становятся жертвами терактов и атак. Но, как правило, это религиозные ортодоксы, считающие своим долгом жить на фронтире, возвращая тем самым священную землю в лоно Израиля. Строительство только расширяется, что не способствует спокойствию палестинцев и делает все более сложной перспективу возвращения Западного берега палестинцам - поселенцы просто откажутся покидать свои дома.

Неудачный саммит в Кемп-Дэвиде

Эхуд Барак, Клинтон и Ясир Арафат. Саммит в Кэмп-Дэвиде, 2000

Несмотря на гибель Рабина, мирный процесс продолжился. Его апогеем должен был стать саммит 2000 г. в Кемп-Дэвиде (США), где Арафат и новый израильский премьер-министр Эхуд Барак при посредничестве Билла Клинтона могли подписать договор о создании полноценного палестинского государства. Но этого не случилось. Арафату не предложили восстановления суверенитета над Восточным Иерусалимом и репатриации всех палестинских беженцев, также не было принято его требование о полной эвакуации израильских войск с территории будущего палестинского государства. В итоге договор подписан не был.

Эхуд Барак обвинил Ясира Арафата в том, что его позиция помешала, наконец, заключить мир. Билл Клинтон разделил эту позицию. Когда Арафат в беседе назвал его «великим человеком», Клинтон ответил: «Я не великий человек, я неудачник, и им сделали меня вы» (он вложил много усилий в разрешение палестино-израильского конфликта, но в итоге потерпел поражение). Арафат, со своей стороны, заявил, что Барак и Клинтон вынудили его приехать на «саммит ради саммита», хотя предварительная подготовка показала, что стороны не готовы к переговорам. Сразу после саммита началась вторая интифада, длившаяся пять лет.

В 2004 г. Арафат умер. Клинтон уже давно не президент США, а Барак - не премьер-министр Израиля. С 2000 г. перспектива достижения мира между Израилем и палестинцами не разу не была так близка, как в Кемп-Дэвиде. Более того, она только отдалялась.

Деградация

Шутку погибшего Рабина «хотел бы я, чтобы Газа утонула в море» в облегченном виде попытался воплотить в жизнь премьер-министр Ариэль Шарон. В рамках плана «одностороннего размежевания» в 2005 г. Шарон предоставил сектор Газа собственной судьбе: вывел оттуда все войска и ликвидировал поселения. В итоге в Газе быстро пришли к власти исламисты ХАМАС, оттеснив более умеренных представителей ПНА, и принялись обстреливать Израиль ракетами, в ответ Израиль ввел экономическую блокаду сектора.

Шаг Шарона был признан неудачным - теперь перенаселенная, голодная, контролируемая исламистами Газа сильнее, чем когда-либо, является для Израиля источником нестабильности: уже трижды (в 2008, 2012 и 2014 гг.) Израиль проводил военные операции по зачистке сектора. К тому же, сложившееся двоевластие в рядах палестинцев: Газой правит ХАМАС, Западным берегом - ПНА, которые даже воевали друг с другом - не способствует упрощению переговоров о мире.

Среди палестинцев становятся все популярнее бескомпромиссные исламисты из ХАМАС, в Израиле же с 2009 г. у власти находится правое правительство Биньямина Нетаньяху, которое проводит жесткую политику по отношению к палестинцам и расширяет строительство поселений.

Биньямин Нетаньяху

С учетом однозначно произраильской политики администрации Дональда Трампа, у Нетаньяху нет сдерживающих факторов: его поддерживает ключевой союзник Израиля. К тому же мировому сообществу сейчас не до палестинцев. На повестке дня стоят более свежие и острые конфликты: война в Сирии, конфликт на востоке Украины, северокорейская ядерная программа. Очевидно, что в Израиле и на палестинских территориях будут еще долго звучать взрывы и литься кровь. Решать палестинскую проблему сейчас просто некому.

Глава МИД Израиля Ципи Ливни заявила сегодня, что жители сектора Газа могут не рассчитывать на нормализацию экономической ситуации, включая снятие пограничной блокады, до тех пор пока у власти там остается движение ХАМАС. Конфликт, однако, уже не ограничивается только территорией палестинского анклава - сегодня Израиль подвергся ракетному обстрелу со стороны Ливана. В российском обществе, и особенно в интернете, арабо-израильский конфликт, как всегда, обсуждается необычайно бурно. В истинных причинах ближневосточных проблем разбирался корреспондент «Фонтанки».

Глава МИД Израиля Ципи Ливни заявила сегодня, что жители сектора Газа могут не рассчитывать на нормализацию экономической ситуации, включая снятие пограничной блокады, до тех пор пока у власти там остается движение ХАМАС. Конфликт, однако, уже не ограничивается только территорией палестинского анклава - сегодня Израиль подвергся ракетному обстрелу со стороны Ливана. В российском обществе, и особенно в интернете, арабо-израильский конфликт, как всегда, обсуждается необычайно бурно. В тени родных берез оппоненты высказывают безапелляционные мнения, которые были бы более уместны под сенью ливанских кедров. В истинных причинах ближневосточных проблем разбирался корреспондент «Фонтанки».

Арабо-израильский конфликт, как мы его знаем, начался не год и не два назад. Однако точная дата, с которой можно отсчитывать хронологию, существует. Это 29 ноября 1947 года, когда Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию №181 о разделе Палестины на два государства - еврейское и арабское.

С конца Первой мировой войны эта территория находилась под Британским мандатом. Англичане поддерживали там определенный порядок, который, грубо говоря, сводился к тому, что в ответ на протесты арабов против еврейской иммиграции вводились квоты на число приезжих. Тем не менее, количество приезжих росло, и положение в регионе становилось все сложнее. Великобритания и решила передать судьбу Палестины на усмотрение ООН.

Момент был выбран точно - буквально пара лет, и о создании государства Израиль, скорее всего, не могло бы быть и речи. Еще в марте 1946 года Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую Фултонскую речь, с которой принято отсчитывать начало Холодной войны. После Второй мировой позиции Великобритании в мире ослабли, и Ближний Восток делили между собой новые сверхдержавы - Советский Союз и США. Здесь будущие противники оказались неожиданно единодушны.

Президент Гарри Трумен в 1946 году объяснял собственному Госдепартаменту свою позицию так: «Прошу простить меня, джентльмены, но мне надо принимать в расчет сотни тысяч тех, кто стоит за успех сионизма. Среди моих избирателей нет сотен тысяч арабов».

Советское руководство тоже могло рассчитывать на то, что Израиль станет «красным» форпостом на Ближнем Востоке - среди переселенцев было много выходцев из России, которые зачастую придерживались весьма левых убеждений. Наконец, в своих воспоминаниях генерал НКВД Павел Судоплатов указывает и на другие мотивы Иосифа Сталина, приводя следующие его слова: «Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет шило в заднице для арабских государств, и тогда они станут искать союза с нами».

Сказано это было чуть ли не накануне рассмотрения в ООН резолюции по Палестине, и, стоит отметить, примерно так события в дальнейшем и развивались - очень быстро выяснилось, что Израиль действовать в русле советской линии не готов, зато дружба СССР с Сирией, Египтом, Ливией и другими ближневосточными режимами постепенно расширялась.

Резолюция ООН от 29 ноября 1947 года предписывала примерно равный раздел Палестины между евреями и арабами. Обе стороны получали по три анклава, расположенных в шахматном порядке, при этом Иерусалим и Вифлеем как места, важные для трех конфессий - иудеев, мусульман и христиан, - должны были остаться под международным контролем. За это решение проголосовали 33 страны, включая США и СССР, 13 были «против», а 10, в том числе Великобритания, воздержались. Стоит отметить, что ряд радикальных еврейских общественных организаций, действовавших в Палестине, не поддержали это решение, а Лига арабских государств и вовсе выступила резко против него.

Однако 14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, провозгласил декларацию о создании еврейского государства. Уже на следующий день Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Иордания атаковали новую страну. Израиль выстоял, а под контролем Иордании и Египта оказались, соответственно, Западный берег Иордана и сектор Газа. Это примерно те территории, на которых, по резолюции ООН, и должно было быть создано государство арабов Палестины.

Сам Давид Бен-Гурион еще тогда не строил особых иллюзий о легитимности государства Израиль с точки зрения международного права. В 1950 году он так напутствовал израильских дипломатов: «Когда государство было провозглашено, перед ним встали три проблемы: проблема границ, проблема беженцев и проблема Иерусалима. Ни одна из них не была и не будет решена путем убеждения. Их решению может способствовать только признание необратимости политических изменений. […] Мы захватили Беэр-Шеву вопреки мнению ООН и Совета Безопасности. То же самое относится к Яффо, Лоду, Рамле и Западной Галилее. Проблема беженцев также будет решена силой фактов, а именно - нашим отказом разрешить им вернуться. В этом вопросе объяснить справедливость нашей позиции труднее всего. В решении этих трёх проблем создание необратимой политической реальности превалирует над политикой убеждения». Необратимая политическая реальность не создана вот уже 60 лет.

Стоит отметить, что потенциал для развития государственности у евреев и арабов Палестины был достаточно разный. Книга основоположника сионизма Теодора Герцля «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» была опубликована еще в 1896 году, и с тех пор над этим вопросом поработало немало светлых голов. В то же время, арабы Палестины, мало еще вкусившие от плодов европейской цивилизации, после Второй мировой войны жили в тяжелых условиях своей пустынной земли и о государственности не помышляли.

Однако чуть менее двадцати лет спустя эта проблема стала вполне актуальной. В 1964 году была создана Организация освобождения Палестины (ООП). А спустя три года в результате Шестидневной войны Израиль получил контроль над Газой, Западным берегом Иордана и восточным Иерусалимом с его святынями. Именно в связи с этим ООП начинает разворачивать широкую - в том числе террористическую - деятельность.

Перед самым началом войны известная израильская поэтесса Наоми Шемер написала песню «Иерушалаим шель заахав» - «Золотой Иерусалим». На фоне побед израильской армии она сразу стала неформальным гимном страны, символизирующим конец вековых унижений еврейского народа. Позже песню в фильме «Список Шиндлера» использовал Стивен Спилберг, а также она стала официальным гимном празднования 60-летия Израиля.

Как ни странно, но мотивы палестинцев удивительно созвучны интонациям этой песни - речь всё опять же о преодолении национального унижения и возвращении гордости. На одном из своих сайтов адепты независимой Палестины пишут так: «Мы были одной из самых презираемых и ругаемых наций в нашу эпоху до тех пор, пока не началась интифада (восстание палестинцев против израильских властей - прим. «Фонтанки»). Она намного уменьшила отчаяние в наших душах, изменила взгляд на самих себя, она позволила нам заявить: Мы были нацией пораженцев, покорных людей с застывшей историей. Однако интифада с ее динамичной историей позволила изменить восприятие арабами самих себя, лучше осознать окружающий мир».

Всего с момента своего существования Израиль пережил семь войн, в трех из которых боевые действия начал сам, и две интифады. К третьей интифаде ХАМАС призывает своих сторонников сейчас. С обеих сторон пролито достаточно крови и сказано слишком много слов, чтобы понять - ситуация разрешения не имеет. В самом деле, не делить же, например, пустыню Негев в процентном отношении к количеству жертв с обеих сторон.

Но война продолжается и тогда, когда солдаты возвращаются в гарнизоны, а партизаны на свои базы. Арабо-израильский конфликт - это не только и даже не столько количество жертв с обеих сторон, сколько противостояние мнений и спор о словах. И здесь в ход идет всё - от разговоров о том, что поскольку у палестинцев никогда не было государства, то они не имеют на него права (почему, собственно говоря, нет?), до избитых страшилок про кровавую мацу.

Случаются и вовсе изощренные примеры. Капрал Армии обороны Израиля Гилад Шалит был взят в заложники 25 июня 2006 года боевиками ХАМАСа, которые потребовали освобождения из израильских тюрем женщин и детей до 18 лет. Спустя три дня Израиль начал операцию «Летние дожди», чтобы спасти капрала. Вся история бурно обсуждалась в СМИ и стала напоминать эпизод из фильма «Хвост виляет собакой» про героя-рядового по прозвищу Старый Башмак. «Летние дожди» закончились экономической блокадой Газы. И вот теперь, когда конфликт вновь разгорелся, уже палестинцы заявляют, что Гилад Шалит был ранен в результате обстрела израильтянами мирных кварталов Газы.

Развивая Клаузевица, информационная война - это продолжение войны обычной другими средствами. На массированную поддержку западными СМИ Израиля, которая неизбежна хотя бы потому, что большинство корпунктов находятся в Тель-Авиве, а не в Газе, Палестина отвечает изобретательной традицией «Палливуда». Этим термином с недавних пор обозначают арабские телестудии, в которых снимаются постановочные сюжеты о конфликте. Недавно, например, в эфире телевидения Газы появился сюжет, в котором жестокие сионисты убивают любимца палестинских детей мышонка Фарфура. Снято в формате новостного сюжета, Фарфура изображает актер в костюме. Вслед за Фарфуром шахидами стали пчелка Нахуль и зайчик Ассуд.

Благородства и стремления к миру в позициях обеих сторон, в самом деле, немного. На террористов-смертников в автобусах Иерусалима найдется осада израильскими войсками Бейрута в 1982 году. Тогда авиация и артиллерия два месяца подряд бомбили город, нанеся ему непоправимый ущерб. На обстрелы ракетами «Кассам» израильских территорий - охота за террористами группы «Черный сентябрь», которые были убиты Моссадом без суда и следствия, к тому же при этом погиб и вовсе посторонний официант. Конечно, они террористы, но как же тогда пресловутые правовые нормы?

Не симпатична администрация Палестины, с погрязшей при Ясире Арафате в коррупции ООП, и ФАТХом и ХАМАСом, которые ныне больше озабочены борьбой за власть, чем решением проблемы независимости. Но и Израильская идеология, которая, с одной стороны, в устах некоторых политических деятелей отчетливо отдает натуральным фашизмом, а, с другой, как бы в качестве платы за Холокост, при случае освобождает власти от любых существующих норм права, мягко говоря, вызывает смешанные чувства.

Но не стоит во всем винить малых сих. В конце концов, государство Израиль, со всеми его недостатками и достоинствами, создали не кибуцники-поселенцы. Его появление стало следствием той системы международного права, эскизы которой были набросаны еще в 1945 году на Ялтинской конференции. Палестина стала одной из разменных монет, которую в своем соревновании использовали СССР и США.

Система с тех пор обветшала и стала тесна, об ООН вспоминают разве что в связи с какой-нибудь культурной деятельностью, однако правил игры никто так и не пересмотрел. Поэтому делать прогнозы по поводу разрешения арабо-израильского конфликта - все равно, что вступать в спор пикейных жилетов. Роль Барака Обамы, цен на нефть, количества жертв и даже Дмитрия Медведева тут совершенно не принципиальна. Стрельба в Газе закончится чуть позже или чуть раньше. Потом она начнется вновь, может быть, на Западном берегу. А, может быть, вовсе арабы начнут убивать друг друга.

Развернуть любой клубок противоречий, который уходит в глубь двадцатого века, фактически невозможно. Слишком много убитых, слишком много слов, причем, как правило, корыстных и нечестных. Примеров немало. Например, Северная и Южная Корея, очевидно, об объединении сами никогда не договорятся, а больше эта проблема никого и не волнует. Южане сами чувствуют себя неплохо, а про северян вообще иногда вспоминает только США в связи с паранойей по поводу ядерной угрозы.

Есть и эпизоды, которые вовсе стали историей, но до сих пор остаются причиной для длительных политических распрей. Например, проблема геноцида армян в Османской империи. Очевидно, что Турция в обозримом будущем не признает его. Массовые убийства армянского населения в 1915 году, несомненно, были (как, впрочем, и турецкого). Но, возвращаясь к Израилю, признание геноцида может повлечь за собой аналогии с Холокостом и соответствующие претензии со стороны армян. Как далеко они могут зайти - неизвестно.

Все эти эпизоды объединяет одно. Это понятия национального государства, самоопределения, суверенитета, которые, зародившись вместе с капитализмом на заре Нового времени, стали малы для нынешнего глобального мира. Перечисленные конфликты могут развиваться более или менее кроваво, но для их радикального решения требуется пересмотр действующей системы международных отношений, который бы позволил создать некие новые институты, действующие в интересах общего блага и гуманизма, а не в угоду какой-то из сторон. Как писали в советской печати, в интересах мира и добрососедства.

К сожалению, такие перемены невозможны без великих потрясений. И они произойдут. Может быть, не завтра, и даже не десять лет спустя, но они неизбежны, и принесут с собой новые неразрешимые конфликты. История не кончилась.

Николай Конашенок,
«Фонтанка.ру»

Просмотров