Сущность и функции распределительной политики.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Распределительная политика – это комплекс действий предпри-ятия, обеспечивающих физическое доведение товаров до потребите-лей, их продажу и организацию реализации. Задачами распределительной политики являются: Планирование объемов продаж на рынках; Формирование сбытовой сети; Выбор каналов, методов сбыта и посредников; Организация складирования и товародвижения; Организация сервиса.

Инструментами распределительной политики являются: Каналы распределения; Методы и формы сбыта товаров; Посредники; Фирменные продажи; Сервис; Логистика сбыта (складирование и транспортировка). Эффективное управление сетью сбыта товаров. Критериями эффективности распределительной политики явля-ются скорость товародвижения, уровень издержек обращения, объ-емы продаж и прибыль, качество обслуживания клиентов. Каналы распределения – совокупность посредников, которые участвуют в доведении товаров от производителя до потребителей. Характеристиками каналов являются длина и ширина. Длина – количество промежуточных звеньев между предприяти-ем и потребителем; ширина – количество посредников на каждом уровне. Ширина канала – количество посредников находящихся на одном уровне канала распределения. Распределение – процесс обслуживания целевых рынков, обеспечение доставки целевым потребителям в нужное время и в нужное место.

Организация перемещения в определённой последовательности товаров в процессе их продажи.

Маркетинговые решения в области распределения:

1) Формирование каналов распределения; 2) Выбор торговых посредников и установления с ними долгосрочных и взаимовыгодных партнёрских отношений; 3) Организация новых форм продажи продукции (прямой маркетинг, франчайзинг, лизинг, электронная торговля);

Две основные функции распределения:

Обеспечение доступности товара через формирование каналов сбыта; - физическое перемещение товара (маркетинговая логистика).

Канал распределения – совокупность промежуточных звеньев, вовлечённых в процесс продвижения товара с целью обеспечения их доступности для конечного потребителя.

Промежуточные звенья: - простые посредники; - оптовые торговцы; - розничные торговцы.

Предложение товаров конечному потребителю: - в розничной торговле это мерчендайзинг; - в лицензированной торговле это франчайзинг; - в прямых контактах с потребителем это директ-маркетинг.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 25. Распределительная политика предприятия.:

  1. 20. Система распределительных отношений. Социальная политика государства
  2. Ценовая политика предприятия: понятие, инструменты, риски, виды. Значение ценовой политики для предприятия.
  3. 28. Сущность, задачи и функции распределительной (сбытовой) логистики. Распределительная логистика и маркетинг.
  4. 24.Понятие и задачи распределительной логистики. Правила распределительной логистики.
  5. Цели ценовой политики предприятия и их отражение в политике ценообразования.
  6. 13. Ценовая политика предприятия. Этапы разработки и реализации ценовой политики.
  7. 24.Соотношение учетной политики предприятия для целей ведения бухгалтерского учета и учетной политики для исчисления налога на прибыль.

Поняття міжнародної політики не можна розглядати окремо від світового політичного процесу, який означає не тільки міжнародне життя людства, а й певний стан м/н відносин у дипломатичній, політичній, воєнній, економічній та інших галузях. «М/н політика стоїть разом з такими базисними поняттями як «світова пол», «зовнішня пол» та «геополітика», їх призначення – опис політичних явищ, які відб на м/н арені.

Отже, «міжнародна політика» означає діяльність держави в м/н справах, а також міждержавна політика взагалі, в системі загальносвітових відносин і зв’язків; до того жце поняття включає в себе діяльність усіх суб’єктів м/н відносин в т.ч. міжурядові і неурядові орган-ї, політичні партії, сусп-політ і громадські рухи, організації тощо.

Головними суб"єктами міжнародних відносин на сучасному етапі є національні держави, які для вироблення певних форм, моделей взаємодії об"єднуються у всесвітні й регіональні міжнародні організації; організації регіонального, міжрегіонального, міждержавного характеру; міжнародні урядові орг-ї та їх органи; а також недержавні суспільно-політичні, громадські організації.

Ось, наприклад, Організація Об’єднаних націй (ООН),як урядова орг-я створена для підтримки й зміцнення м/н миру й безпеки, роз-ку співробітництва мі державами й заохочення соціального прогресу.

Грінпіс, як неурядова орг-я, - міжнародна природоохоронна організація, основне завдання якої - сприяти екологічному відродженню та привертати увагу людей та владу до збереження природи.

Основними принципами м/н політики, як і зовнішньополітичної діяльності є наступні:

* Рівноправність;

* Повага суверенітету;

* Невтручання у внут справи ін держав;

* Добросовісність у виконанні державами взятих на себе міжнародних зобов’язань;

* Мирне співіснування;

* Незастосування сили або погрози силою;

* Вирішення суперечок мирними засобами.

Звісно, щоб слідувати поставленим цілям, досягати успіхів у м/н діяльності та невтрачати позицій кожна держава повинна прагнути притримання вищеперелічених принципів, як фундаментальних положень існування у м/н просторі.

Функции политических систем

В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике. Отметим, что политика это открытая система , т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества - экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние. Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений.

Политическая система характеризуется: политической культурой, политическими нормами, традициями и обычаями. В политическую систему входят следующие институты: государство и его органы, политические партии, общественно-политические движения, группы давления, или группы интересов. Государство это основной системообразующий элемент, оно объединяет все остальные элементы политической системы в единое целое. Государство - наиболее сильный субъект политики, потому что облагает властью и способностью принуждать. Одновременно государство и объект политической борьбы, «приз» для различных политических сил в борьбе за обладание государственной машиной.

Партия - организация, объединяющая граждан одинаковых политических взглядов для борьбы за власть или для реализации своей программы. Партия - идеологическая организация. Идеология (философия) партии - совокупность идей, которыми она руководствуется в своей деятельности. Цель партии - завоевать и удерживать государственную власть. Если организация такой цели не ставит, то она не политическая партия. Политические партии обычно представляют интересы определенных социальных групп.

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные партии образуют часть данной политической системы и действуют по ее правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Они представляют собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социальной группы

или для большинства членов данного общества (политической системой

устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах

отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений

посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия

различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы,

политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени

соответствия реальной политической жизни).

Функциями политической системы являются те общественные потребности, которые она удовлетворяет. Существуют разные подходы к определению функций политической системы в обществе.

Д.Истон выделил основные функции, возможности политической системы:регулятивную(управление,регулированиеобщественныхотношений); экстракционную (извлечение из общества всех видов ресурсов); дистрибутивную (распределение и перераспределение материальных средств); релятивную (взаимодействие с окружающей средой, адаптация).

В концепции Т. Парсонса общество как система выполняет четыре функции, каждая из которых реализуется определенной подсистемой:

1) адаптацию системы к материальной среде обеспечивает экономика;
2) целеполагание осуществляется политикой;
3) интеграцию общества сфера гражданского общества;
4) легитимизацию (поддержание латентного порядка) - сфера политической культуры.
Другие американские политологи Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделили три вида функций политической системы: функции системы в целом, функции процесса и функции политического курса.
Функции системы в целом, которые действуют как на «входе», так и на «выходе», определяют динамику политической системы (соотношение преемственности и изменчивости в политических процессах, которые она регулирует):
а) рекрутирование участников политики;
б) социализация граждан;
в) коммуникация, связь с общественностью.
Функции процесса, которые связывают «вход» и «выход» политической системы, обеспечивают передачу требований к структурам, принимающим решения:
а) на «входе» артикуляция и агрегирование интересов;
б) на «выходе» определение и осуществление политического курса, контроль за применением норм.
Функции политического курса:
а) регулятивная (интеграция);
б) экстрактивная (привлечение ресурсов в систему);
в) дистрибутивная (распределительная);
г) реактивная (реагирование на мнение общества);
д) символическая (отстаивание ценностей общества внутри системы и во внешнем мире).
С точки зрения институционального подхода функциями политической системы являются: интеграция общества, определение социально значимых целей развития общества, мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей, управление политическими процессами, поддержание порядка в обществе.

Для отечественной литературы характерны схожие классификации функций. Обычно выделяют следующие: Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция). Она объективно обусловлена существованием разнонаправленных политических процессов, за которыми стоят различные политические силы, борьба которых между собой всегда чревата самыми тяжелыми последствиями для общества.

Регулятивная функция. Она связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе. Данная функция связана с системой ценностей, в которых находят свое выражение наиболее существенные и распространенные в обществе представления, взгляды и воззрения, объединяющие и связующие воедино более или менее разрозненные его части. Итак, регулятивная функция проявляется не только в создании особой подсистемы социально-политических норм права, морали, но и в выработке стереотипов поведения, следование которым признается эталоном общественно приемлемого и разумного поведения.

Мобилизационная функция, обеспечивающая максимальное использование ресурсов общества.

Дистрибутивная функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей между его членами.

Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

Функции политологии

Структура политологии

Учитывая зависимость оттого, как определяется предмет политологии, видится и её структура. Так как мы определили политологию как интегральную науку, то её структура принято понимать как совокупность различных наук.

В первую группу входят науки, непосредственно изучающие политику, а именно:

Политическая философия;

Учение о политических институтах;

Теория международной политики;

Политическая история.

Во вторую группу входят науки, занятые изучением взаимодействия политики с другими сферами. К этим пограничным наукам относятся:

Политическая социология;

Политическая психология;

Политическая антропология;

Политическая география и др.

В политологии выделяют также два уровня – уровень теоретических и уровень эмпирических исследований.

Делœение на эти уровни следует отличать от делœения на фундаментальную и прикладную политологию . В случае если первая занята удовлетворением чисто познавательных потребностей и нацелœена на развитие науки, то вторая решает практические вопросы – управления конкретными политическими конфликтами, обеспечения процесса выборов, консультирования органов политической власти и т.п. При этом фундаментальная политология может включать в себя эмпирические исследования, к примеру, изучение политических ориентаций населœения, а какое-либо прикладное политологическое исследование должна быть выражено в теоретическом исследовании, к примеру, в обобщенном анализе перспектив процесса демократизации в России.

Политология играет важную роль в обществе. Её основными функциями являются:

а) описательная . Политология дает ʼʼнаборʼʼ понятий, с помощью которых можно описать явления политической жизни;

б) объяснительная . Политология показывает, с чем связаны те или иные политические явления, раскрывает их причины;

в) теоретико-познавательная . Политология раскрывает общее и существенное в политической действительности, выявляет её закономерности, создает теоретические модели политики в целом и ее компонентов;

г) информационная . В рамках политологии происходит накопление материала о тех или иных событиях политического характера, к примеру, о деятельности определœенных политических партий, государственных деятелœей. Этими данными можно воспользоваться при решении тех или иных теоретических и практических проблем;

д) образовательная . Политология как учебная дисциплина дает знания об одной из важных сторон общественной жизни – о политике;

е) мировоззренческо-воспитательная . Политология участвует в процессе формирования мировоззрения людей, способствует формированию их ценностных ориентаций, мотивов как внутренних побудительных сил их деятельности;

ж) критическая . Политология способствует выявлению недостатков в организации политической жизни, содействует устранению старого, отжившего, мешающего функционированию и развитию общества;

з) охранительная . Политология, показывая закономерность, объективную крайне важно сть существования политических институтов, важность соблюдения норм, регулирующих политическую жизнь, границы между возможным и невозможным, предохраняет общество от непродуманных экстремистских действий, подрывающих основы социального порядка;

и) идеологическая . Эта функция состоит в обосновании и пропаганде политических идеалов, ценностей и целœей, реализация которых отвечает интересам тех или иных социальных общностей;

к) прогностическая . Одной из задач политологии является предвидение будущего. Это касается и глобальных процессов в мировой политике, и таких частных вопросов, как вероятность победы на выборах в органы власти того или иного кандидата;

л) проективная . Политология занимается составлением проектов, планов создания, модернизации политических институтов, организации политической жизни в целом. Все современные политические системы существовали вначале в умах политических мыслителœей и лишь затем были постепенно воплощены в реальность. Специализацией ряда политологов является быть ʼʼархитектором от политикиʼʼ;

м) инструментально-практическая . Политология помогает в решении практических задач: специалисты-политологи вырабатывают рекомендации по проведению выборов в органы власти, предлагают возможные варианты решений проблем, консультируют политических деятелœей;

н) гуманистическая . Политология в целом содействует решению социальных проблем мирными средствами, способствует ориентации политики на служение благу человека.

Функции политологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции политологии" 2017, 2018.

  • - Функции политологии

    Предназначение и роль политологии находят свое проявление прежде всего в выполняемых ею функциях. Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология на всех уровнях исследования обеспечивает прежде всего прирост... .


  • - Функции политологии

    Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет относительно потребностей общества. К числу важнейших функций политической науки относят, как правило, методологическую, познавательную, инструментальную, прогностическую и... .


  • - Предмет и функции политологии

    Термин «политология» образован из двух греческих слов: «политика» (государственные и общественные дела) и «логос» (знание), исходя из чего можно дать следующее определение: политология – это наука о политике, политической жизни общества. Объектом исследования... .


  • - Методы и функции политологии

    В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы... .

    Функции политологии (от лат. Function – исполняю) любой науки, в том числе и политологии – решениеприродно-характерных для нее задач и проблем. Однаиз важнейших функций политологии - познавательная (гносеологическая). Во всех своих структурных подразделениях политолог дает... .


  • - Функции политологии

    1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и... .


  • - Предмет и функции политологии

    Повторное обращение к определению политологии позволяет сказать, что политология – наука о политическом интересе; политических субъектах; политической деятельности; политических организациях; поли­тической культуре и сознании; политических отношениях (т.е. наука, об... .


  • Распределительная политика осуществляется в целях своевременной поставки товара с места его изготовления к получателю. Она проводится благодаря таким мероприятиям, как анализ и обоснование каналов сбыта, маркетинг-логистика, политика торговли, политика средств сбыта, политика размещения производительных сил, политика местонахождения потребителей и рынков, политика поставок, политика складирования готовой продукции и т.д.

    Современная экономика характеризуется тем, что место производства и место потребления продукта не совпадают. По времени эти процессы также не следуют друг за другом. Устранение возникающих по этой причине проблем требует затраты больших средств. В отдельных случаях эти затраты составляют до 70% розничной цены потребительского товара.

    Задачи распределения изготовляемой продукции производитель должны решить рациональным способом. Это дает ему определенный шанс выделиться по отношению к конкурентам. Распределение включает поэтому как неизбежную организационную компоненту, так и компоненту, связанную с привлечением потребителей.

    Направления распределительной политики фирмы:

    • - средства продажи (собственная или дилерская сеть);
    • - виды сбыта;
    • - каналы и их уровни;
    • - посредники и их виды;
    • - средства доставки.

    Понятие распределения объединяет регулирование всех производственных мероприятий, направленных на перемещение продукта в пространстве и времени от места производства к месту потребления. Этот процесс немыслим без коммуникационной поддержки.

    Первое решение, которое должен принять отдел маркетинга, - выбор между прямым сбытом и сбытом с включением промежуточных звеньев. Во втором случае часть задач по распределению передается другим предприятиям, которые нередко являются более сильными деловыми партнерами. Они разрабатывают собственные концепции маркетинга, которые не всегда совпадают с концепциями предприятия-изготовителя. К этому присоединяются размышления о пространственной близости к потребителям и о выборе места деятельности .

    Прямой сбыт не всегда означает, что товары доставляются потребителям без остановок и кратчайшим путем. Часто гораздо выгоднее поставлять товар через склады, находящиеся поблизости от клиентов. При этом возникает вопрос, сколько должно быть этих складов, где они должны находиться, каковы необходимые размеры складов и какие функции они должны выполнять. Аналогичные проблемы возникают и при непрямом сбыте.

    Решения о выборе предприятий торговли тесно связаны с организацией продажи, включая и организацию внешней службы. Под этим понимается совокупность всех занимающихся получением и ведением заказов участников независимо от их положения по отношению к предприятию в их зависимости от предприятия. В их задачу входит также сбор информации о рынке. Обычно сюда относят руководство предприятия, отдел сбыта, коммивояжеров и сбытовые филиалы, а также торговых представителей, комиссионеров, маклеров и торговые синдикаты, которые в строгом смысле слова не являются частью предприятия.

    Одним из методов распределения товаров являются каналы распространения товаров. Важным звеном механизма продаж является посредническая деятельность. Посредники, если с ними налажены устойчивые деловые связи и четко определена правовая база взаимоотношений, эффективно продвигают товар на рынок и организуют предприятия-продуценты с рыночной торговой сетью. К торговым посредникам относятся закупочные центры, биржи, брокерские и дистрибьюторские агентства. С их помощью товары требуемого качество и в определенном количестве оказываются в соответствующее время в нужном месте и продаются по приемлемым ценам .

    В круг задач посредников включается поиск новых рынков сбыта, помощь покупателям в выборе поставщиков и товаров, определение оптимальных условий поставки, соблюдение этики рыночной деятельности, транспортировка и хранение продукции, решение таможенных тонкостей и формальностей.

    Сбытовые посредники занимаются продажей товаров (от своего имени и за свой счет) на основе соглашения с товаропроизводителем (включающее: перечень сбытовых товаров; условия работы на рынке; обязательства по годовому объему сбыта; изучение конъюнктуры; действие рекламы; принципы определения цен и др.). От правильного выбора торгового посредника зависит не только успех в реализации продукции, но и закрепление фирмы-продуцента на рынке.

    В сфере обращения товаров не создается дополнительная стоимость, поэтому все расходы посредников могут покрываться только за счет получения вознаграждения за услуги, которое должно включать и прибыль посредников.

    Существует несколько способов начисления и выплаты вознаграждения за посредническую деятельность. Посредники могут оставить себе разницу между ценой реализации товара на рынке и ценой, установленной продуцентом (продавцом). В пользу посредника могут начисляться проценты с фактурных цен. Часто применяется смешанная форма вознаграждения: процент с фактурных цен и разница цен. Вознаграждением могут быть и твердая, заранее оговоренная сумма.

    Если предстоящие затраты посредника трудно определить, то размеры вознаграждения определяются по системе «кост-плас» - продуцент на основании предоставленных ему посредником документов о расходах возмещает ему затраты, предварительно увеличив сумму на согласованный процент, образующий прибыль .

    Такие условия работы посредников, как неисключительное право продажи, исключительное (монопольное) право и преимущественное право, определяется соглашением между продуцентом и посредником.

    При неисключительном праве посредник, сбывая очередной перечень товаров на оговоренной территории, в течение установленного срока, сохраняет право реализовывать на той же территории иной товар без выплаты какой-либо компенсации продавцу.

    При исключительном праве продажи посредник лишен права продажи товаров, не включенных в соглашение, на оговоренной территории и не может на этой территории представлять интересы других продавцов (производителей) продукции без выплаты специальной компенсации.

    При преимущественном праве продажи («праве первой руки») продуцент-продавец обязан свой товар в первую очередь предлагать реализовывать данному посреднику, и только в случае отказа привлекать к сбыту других.

    Обычно, если посредник занимается сбытом товаров различных видов, в соглашении могут быть предусмотрены условия реализации для каждого вида товара. Таким образом, использование услуг квалифицированных посредников - агентов по продаже продукции - один из важнейших и эффективных каналов распределения и реализации продукции предприятий-продуцентов. И этот канал должен быть непременно задействован, если собственная (фирменная) сбытовая сеть не обеспечивает быструю и эффективную реализацию продукции.

    Решение о выборе канала распределения - одно из самых сложных решений, которое необходимо принять руководству. Выбранные фирмой каналы самым непосредственным образом влияют на все остальные решения в сфере маркетинга. Политика цен зависит от того, каких дилеров выбрала фирма - крупных и первоклассных или средних и рядовых. Решения о собственном торговом персонале зависят от масштабов коммерческой и учебной работы, которую необходимо будет проводить с дилерами. Кроме того, решения фирмы относительно каналов распределения предполагают выдачу долговременных обязательств другим фирмам. Руководство должно выбирать каналы распределения с прицелом и на предполагаемую коммерческую среду дня завтрашнего.

    Одним из ключевых вопросов доведения продукта до потребителя является выбор для различных видов продукта типа канала распределения, иногда называемого каналом маркетинга.

    Канал распределения - совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-нибудь другому право собственности на конкретный товар на их пути от производителя к потребителю.

    Выбор канала сбыта является долгосрочным решением, изменить которое непросто. Кроме того, после ухода продукции в канал сбыта влияние производителя на ее цену может стать незначительным.

    Канал сбыта помогает осуществлять связь между производителем и клиентом, а также облегчает осуществление между ними необходимых деловых возможностей. Основной его функцией является продвижение товаров от производителя к конечному потребителю.

    Участники канала распределения выполняют несколько очень важных функций:

    • · Сбор и распространение информации об имеющихся и потенциальных покупателях, конкурентах и других субъектах и факторах маркетинговой среды.
    • · Разработку и распространение направленных на стимулирование покупок обращений к покупателям.
    • · Достижение согласия по ценовым и другим вопросам для обеспечения передачи прав владения и распоряжения товаром.
    • · Размещение заказов на производство товаров.
    • · Изыскание и распределение финансовых средств, необходимых для покрытия издержек, возникающих на различных уровнях маркетингового канала.
    • · Принятие на себя ответственности за функционирование канала.
    • · Последовательное хранение и физическое перемещение товаров.
    • · Перевод денег покупателей на счета производителя через банки и другие финансовые учреждения.
    • · Передачу прав владения и распоряжения товаром от одного физического или юридического лица к другому.

    Производитель и конечный потребитель - неотъемлемые составляющие любого канала. Число уровней канала определяет его длину. На рис.1.3. представлено несколько имеющих различную протяженность маркетинговых каналов потребительских товаров.

    Рис.1.3. Каналы распределения потребительских товаров.

    Канал нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга) состоит из производителя, который непосредственно реализует производственные товары конечным потребителям.

    Одноуровневый канал включает одного посредника, например розничного торговца, двухуровневый канал распределения уже два промежуточных звена, трехуровневый канал состоит из трех звеньев посредников.

    В распределении участвуют следующие лица:

    Отдел сбыта. Получение и ведение заказов издавна является задачей отдела сбыта, причем связи с клиентами осуществляются чаще всего через коммивояжеров и торговых представителей. Вышеназванные задачи охватывают продажу в узком смысле этого слова, в то время как руководство предприятия принимает фундаментальное решение о рынках, группах клиентов и продуктах. Это скорее историческая форма чистого отдела сбыта теряет в настоящее время свое значение в пользу отдела маркетинга.

    Руководство предприятия. Участие членов руководства предприятия в сбытовой деятельности особенно часто встречается в отраслях инвестиционного сектора, где имеется лишь несколько крупных покупателей. Часто руководство поддерживает другие органы сбыта, например, коммивояжеров, особенно в случаях, если клиент имеет большое значение или величина заказа необычно высока.

    Коммивояжер. Занимается поиском клиентов и работает с ними. Чаще всего их задача состоит в налаживании контактов и получении заказов. Обычно они получают определенный район, в котором должен работать со всеми или с отдельными клиентами.

    Торговый представитель. Это юридически самостоятельные лица, заключающие договора и ведущие дела для нескольких предприятий. Они не получают право собственности на товары и не несут связанного в этим риска (порча, изменение моды, цен). Функции торговых представителей соответствуют во многом функциям коммивояжера. Отличие торгового представителя от коммивояжера выражается в том, что он сам определяет порядок своей работы.

    Сбытовой филиал. Многие крупные предприятия имеют собственные отделения по сбыту. Это позволяет им работать в непосредственной близости от потребителя как в своей стране, так и за рубежом, проводить интенсивное консультирование своей клиентуры и обеспечивать быструю поставку продукции.

    Стремление к тесным связям между производителем и потребителем имеет еще одно основание. Многие производители боятся, что торговля не прикладывает достаточных усилий для сбыта их товаров, что она может сменить своих поставщиков на более выгодных. Возможно, что информация о рынке, которую может предоставить торговля, также является недостаточной.

    Таким образом, в ходе осуществления своей деятельности фирма может выступать в различных ролях:

    • - оптовик (оптовый торговец) - лицо или фирма, приобретающие значительное количество товара у разных производителей и организующие их движение в розничной торговле либо непосредственный сбыт потребителю;
    • - розничный торговец - лицо или фирма, непосредственно сбывающие относительно большое количество товара конечному потребителю и приобретающие товар либо у оптовика, либо у производителя;
    • - брокер - торговый посредник, организующий продажу товара не приобретая его в собственность (выступает от имени продавца). Он сводит продавца и покупателя, совершая сделку на комиссионных началах;
    • - дилер - представитель фирмы, организующий сбытовую деятельность за свой счет, приобретая товар у производителя в собственность. Данный вид торгово-посреднической деятельности характерен при продаже товаров длительного пользования, требующих значительного объема сервисных услуг;
    • - комиссионер - лицо, имеющее склад с товарами, которые он продает от своего имени, но за счет производителя;
    • - оптовый агент - работает по договору с фирмой-производителем и ведет операции за ее счет. При этом ему может быть предоставлено исключительное право сбыта товаров фирмы в определенный районах;
    • - торговый (сбытовой) агент - самостоятельно продает товары покупателям, при этом может иметь самый различный статус: работать с ограничениями, обслуживать только конкретного покупателя (группу клиентов).

    Организация системы сбыта в фирме предполагает объединение всех сотрудников, выполняющих взаимосвязанный комплекс работ в процессе перемещения товара от производителя к конечному потребителю. Она требует также определения функций и установления служебных взаимоотношений между работниками внутри сбытовой сети и за ее пределами, координации и контроля деятельности в системе сбыта.

    При формировании сбытовой системы определенного товара торгово-посреднической фирме приходится учитывать множество факторов, основными из которых являются:

    • - особенности конечных потребителей - их количество, концентрация, величина средней разовой покупки. Уровень доходов, закономерность поведения при покупке товаров, требуемый режим работы продавца, услуги торгового персонала и т.д;
    • - возможности самой фирмы - ее финансовое положение, конкурентоспособность, основные направления рыночной стратегии, масштабы производства.
    • - характеристика товара - вид, средняя цена, сезонность производства и спроса, требования к хранению и транспортировке.
    • - уровень конкуренции и сбытовая политика конкурентов - число и концентрация конкурентов, их сбытовая стратегия и тактика, взаимоотношения в системе сбыта.
    • - характеристики и особенности рынка сбыта - фактическая и потенциальная емкость, обычаи и торговая практика, плотность распределения покупателей, средний доход покупателей.
    • - сравнительная стоимость различных сбытовых систем.

    Проведение целенаправленной товарной политики предполагает ориентацию всех действий фирмы на установленный целевой сегмент, благодаря чему обеспечивается эффективное с коммерческой точки зрения формирование номенклатуры и ассортимента товаров и запланированные объемы продаж.

    Современный маркетинг определяет два ведущих вида сбыта: прямой и косвенный.

    Прямой сбыт выгоден в том случае, если сэкономленные денежные средства за счет большей торговой наценки выше издержек, связанных с организацией собственности сбытовой структуры. При прямом сбыте происходит непосредственное воздействие на потребителя, поэтому можно контролировать качество товара и быстро реагировать на требования рынка.

    Таблица 1.2 - Характеристика некоторых издержек на организацию прямого сбыта

    Орган распределения

    Основные статьи издержек на организацию распределения

    Приобретение транспорта на доставку (или аренда транспорта)

    Отдел сбыта: сбыт посредством обзвона потребителей. Возможна доставка товара

    Издержки на представительно-информационные материалы (прайсы, информационные письма, рекламные листки)

    Оплата телефонных переговоров

    Приобретение или аренда транспорта

    Отдел сбыта: сбыт через торговых агентов и коммивояжеров. Возможна доставка товара

    Издержки на представительно-информационные материалы

    Издержки на комиссионные для агентов

    Возможна оплата автотранспорта (частичная амортизация) агента или коммивояжера

    Продажа через собственную розничную сеть (магазин, ларек, лоток, автомашина)

    Издержки, связанные с покупкой или арендой магазина, находящегося не на территории предприятия

    Охрана розничной точки

    Приобретение автотранспорта

    Сбыт через филиалы и представительства

    Издержки на организацию филиала или представительства (поиск партнера, аренда помещения, охрана и т.д.)

    Поддержание его деятельности в течении первых 6-12 месяцев

    Сбыт через дочерние предприятия

    Издержки на организацию дочернего предприятия (есть риск, что оно в дальнейшем может заниматься другой деятельностью)

    Оптово-розничная торговля со склада

    Издержки на организацию склада (ремонт, оснащение оборудованием) и его функционирование (штат, охрана и т.д.)

    Продажа на ярмарках, аукционах, выставках, биржах

    Издержки на аренду торговой площади

    Оплата услуг брокеров и аукционистов

    При косвенном сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности товара.

    Маркетинговая политика в области сбыта существенно отличается, когда продавцом является производитель и когда посредник .

    Таблица 1.3 - Различие политики прямого и косвенного сбыта

    Политика сбыта

    Прямой сбыт

    Косвенный сбыт

    Ценовая политика

    Единая отпускная цена, стремление к единой розничной цене.

    Умеренная торговая наценка

    Дифференциация цен с ориентацией на спрос, регион, потребителя

    Высокие торговые наценки розницы

    Продуктовая политика

    Удержание своего товара на рынке, как правило, консервативная торговая политика, т.к. товарная инновация требует инвестиций

    Выбор такого товара, который пользуется спросом.

    Посредник требует от производителя модификаций или нового товара

    Распределительная политика

    Крупные заказы, крупные постоянные посредники или потребители.

    Навязывание всего ассортимента

    Малые количества заказа.

    Востребование ассортимента, пользующегося спросом

    Продвижение своей торговой марки.

    Формирование имиджа производителя

    Формирование имиджа посредника за счет торговой марки и имиджа производителя

    Просмотров