Средневековый сад и его символика. Сады средневековой европы

Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortus conclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.

Средневековье видело в искусстве второе "откровение", обнаруживающее в мире мудрость, гармонию, ритм. Эта концепция красоты мироустройства выражена в ряде письменных произведений средних веков - у Эригены, в "Шестодневах" Василия Великого и Иоанна Экзарха Болгарского и мн. др.

Все в мире имело в той или иной мере многозначный символический или аллегорический смысл, сад же - это микромир, подобно тому, как микромиром являлись и многие книги. Поэтому сад часто в средние века уподобляется книге, а книги (особенно сборники) часто называются "садами": "Вертоградами", "Лимонисами", или "Лимонариями", "Садами заключенными" и пр. Сад следует читать как книгу, извлекая из него пользу и наставление. Книги носили названия также "Пчел" - название, опять-таки связанное с садом, ибо пчела собирает свой мед в саду.

Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно (что имело символическое значение) на четыре квадратные части. В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом - символом чистоты веры, неиссякаемой благодати и т. д. Часто устраивался и небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья - фруктовые или декоративные и цветы.

Однако хозяйственные фруктовые сады, аптекарские огороды и огороды для кухни устраивались обычно за пределами монастырских стен. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище. Аптекарский же огород располагался вблизи монастырской больницы или богадельни. В аптекарском огороде выращивались и растения, которые могли служить красителями для раскрашивания инициалов и миниатюр рукописей. И целебные свойства травы определялись главным образом символическим значением того или иного растения.

Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам и цветам, служит рескрипт 1812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий цветов и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировались даже нищенствующими орденами. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе, как под сад. Другие монашеские ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства, христианских добродетелях.

Особый характер носили сады в замках. Они находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. Особое внимание уделялось душистым травам. Их душистость отвечала представлениям о рае, услаждающем все чувства человека, но другой причиной их культивирования было то, что замки и города, вследствие низких санитарных условий, были полны дурных запахов. В средневековых монастырских садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока розы. Иногда здесь росли деревья - липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" - для турниров и светских забав. "Розовый сад" и "луг цветов" - один из мотивов средневековой живописи XV-XVI вв.; мадонна с младенцем чаще всего изображалась на фоне сада.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима и эпохой Возрождения в Италии, называется средними веками, или эпохой средневековья. Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения. Период средневековья, который продолжался почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не создал своего готического стиля садовой архитектуры. Мрачная, суровая религия наложила отпечаток на жизнь народов Западной Европы и притупила радость восприятия красоты, выражаемой в садах с прекрасными цветами. Сады сначала начали возникать только в монастырях. Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность. Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Монастырский сад - его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал символом райского сада. Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви. Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части. В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом - символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» - райское дерево - небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз. Часто в монастырском саду устраивался небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья - фруктовые или декоративные и цветы. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище. По назначению сады делились на аптекарские огороды со всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады. Монастыри в то время были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам. На небольших клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных растений -- розы, лилии, гвоздики, маргаритки, ирисы. Так как в средневековье садов было мало, выращенные растения очень ценились и строго охранялись.

Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В средние века идею лабиринтов использовала церковь. Для кающихся богомольцев на полу храма выкладывали мозаичные спиральные извилистые дорожки, по которым верующие должны были ползти на коленях от входа в храм до алтаря для искупления своих грехов. Так от выполнения утомительного обряда в церкви подошли к веселым прогулкам в садах, куда перенесли лабиринт, где дорожки разделялись высокими стенами стриженой изгороди.Из такого лабиринта было, как правило, только один -- два выхода, которые не так-то легко можно было обнаружить. Занимая маленькую площадь, этот лабиринт создавал впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность совершать длительные прогулки. Возможно, в таких лабиринтах были скрыты люки тайного подземного хода. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы Сады замков или Феодальный тип садов. Особый характер носили сады в замках. Феодальные сады в отличие от монастырских были меньшего размера, располагались внутри замков и крепостей - были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник - колодец, иногда миниатюрный бассейн или фонтан, и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, -прием, получивший впоследствии широкое распространение в парках. В них устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Замковые сады находились обычно под особым наблюдением хозяйки замка и служили маленьким оазисом спокойствия среди шумной и густой толпы обитателей замка, наполнявшей его дворы. Здесь же выращивались как лекарственные травы, так и ядовитые, травы для украшений и имевшие символическое значение. В средневековых садах сажались декоративные цветы и кусты, особенно, вывезенные крестоносцами с Ближнего Востока, розы. Иногда в замковых садах росли деревья - липы, дубы. Вблизи оборонительных укреплений замка устраивались "луга цветов" - для турниров и светских забав. Именно в это время появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы, появляется мода на горшечные растения. В горшках выращивали пряно-ароматические растения, цветы и экзотические комнатные растения, которые попадали в Европу после крестовых походов. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады не только утилитарного назначения, но и для отдыха. Сады позднего средневековья обустраивались различными павильонами; холмами, с которых можно было смотреть на окружающую жизнь за пределами садовых стен -- и на городскую, и на сельскую. В этот период распространяются и лабиринты, которые раньше были обычны только для внутренних двориков монастырей. Дорожки садовых лабиринтов окружаются стенками или кустарниковыми насаждениями. Судя по частым изображениям садовых работ, сады тщательно возделывались, грядки и клумбы заключались в каменные защитные стенки, сады окружались либо деревянными оградами, на которых иногда писались красками изображения геральдических знаков, либо каменными стенами с роскошными воротами.

История моей любви к садам и паркам началась еще в детстве. Моя сестра очень любила собирать полевые цветы, а мне нравилось вместе с бабушкой копаться в земле, создавать симпатичные клумбочки, украшать дорожки, высаживать кусты и деревья. А через пару лет сидеть на скамеечке в этом саду и любоваться на творение своих рук.

Лет в пятнадцать я поехала с мамой на экскурсию в Хэмптон Корт. Хэмптон Корт - бывшая загородная резиденция английских королей, расположенная на берегу Темзы в лондонском предместье Ричмонд-на-Темзе.

Дворец был заложен в 1514 г. всемогущим кардиналом Волси, который передал его в дар Генриху VIII. Если Волси вдохновлялся планировкой итальянских палаццо эпохи Ренессанса, то король привнёс в архитектуру элементы мрачного средневекового зодчества, а также построил большой зал для игры в теннис (его называют самым старым теннисным кортом в мире).

В течение последующих полутора столетий Хэмптон Корт оставался основной загородной резиденцией всех английских монархов. Король Вильгельм III счёл дворец не отвечающим современным вкусам и предложил Кристоферу Рену обновить его в модном тогда стиле барокко. Регулярный французский парк перед дворцом был разбит для Вильгельма III по образцу голландского Хет Лоо; его любопытная особенность - лабиринт площадью в 60 акров.

В тот день, когда я увидела знаменитый лабиринт, я поняла, что это любовь на всю жизнь. Четкие линии посадок уходили вдаль и сливались в одно зеленое полотно, отчего становилось страшно и любопытно одновременно. Хотелось пройти по каждому коридору, заглянуть за каждый угол, исследовать все тупики...но, увы, не позволяло время. Тогда я загорелась идеей создания собственного лабиринта.

Но прежде, чем у меня хоть что-то получилось, я успела посетить еще несколько знаменитых садов с лабиринтами: Сент-Галленский монастырский сад в Швейцарии и голландский Хет Лоо.

Во все времена сады при монастырях отличались простотой и уединенностью. Именно эти качества необходимо учитывать при создании сада в монастырском стиле, которому совершенно не свойственны роскошь, торжественность, театральность. Небольшое количество симметрично расставленных в разных уголках арок и пергол подчеркнет общую композицию зимнего сада, утилитарный характер которому придаст небольшой участок с высаженными в кадках плодовыми деревьями, контейнерами с цветами, лекарственными травами.

Планировка была простая, геометрическая, иногда с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого.

Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся именно в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении.

В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Сент-Галленский монастырский сад навсегда запал мне в душу ощущением спокойствия и необъятной тишины, от часовой прогулки по нему голова прояснилась и мысли потекли ровно и медленно, без суеты.

А вот обширность и геометрическая четкость линий, с причудливыми переходами одной части сада в другую в Хет Лоо заставляли сердце биться быстрее и хотелось успеть хоть мельком увидеть все.

Парк королевского дворца Хет Лоо - один из самых известных и красивейших в Нидерландах. Сам дворец был построен боле 300 лет назад вблизи от городка Апелдорн, в самом центре Нидерландов. В 1984 года бывшая королевская резиденция была отреставрирована и открыта для широкой публики. Дворец дает представление о том, как там в течение трех веков жила королевская семья, в которой есть и русский след (дочь Павла I - Анна жена Виллема II). А сад представляет собой 17 век садово-парковой архитектуры. С его фонтанами, и партерами, без петергофской помпезности, но так его напоминающие обрамлением вечно-зеленым самшитом и туей. Очень элегантный, соразмерный с человеком сад, что выгодно отличает его от других европейских садов.

Мой садик явно уступает размерами паркам средневековья, но все же не перестает тренировать воображение.

Получилось не все и далеко не сразу, конечно же, но путь к цели всегда не легок. Приходится не раз повторять сделанное, бросать все и начинать сначала... похоже на лабиринт, не правда ли?

Как украшение сада лабиринт появился в конце ХIV века. Полагали, что "прогулки" укрепляют душевное здоровье. Занятие считалось как глубоко христианским, так и респектабельным: лабиринты в Европе стали обязательным элементом парка загородной усадьбы.

Русские усадьбы Кусково, Останкино, Архангельское, Петергоф и другие имели графически четкую схему аллей, стенки которых составляли стриженые кусты. Выполнявшие сначала чисто декоративную функцию, лабиринты в садах в виде живых изгородей постепенно становились все сложнее в композиционном отношении, а затем мода, как дама непостоянная, на лабиринты опять прошла.

Но сегодня лабиринты снова набирают популярность. Настоящий лабиринтовый бум начался в 80-х годах прошлого столетия. Зеркала и деревянные перегородки, кирпич, пластиковые панели, стены падающей воды сделали лабиринт предметом стильного авторского дизайна.

Интересно, что люди прибегают к символу лабиринта в период стрессов. Так, лабиринт в г. Кноксвилле (США) стал местом спонтанного сбора людей после террористической атаки 11 сентября 2001 года: услышав страшную новость, люди бродили по спиральным тропам, пытались заглушить свои страхи и справиться с эмоциями. Подобные скопления людей вокруг лабиринтов наблюдались тогда по всей стране.

Сегодня лабиринты, все более усложняясь, создаются на основе математических моделей и теорий. Устроенные в парках и на туристских маршрутах, они предлагают захватывающее интеллектуальное развлечение, испытание на сообразительность и удачливость. Лишь один из наиболее авторитетных садовых дизайнеров, работающих в этом направлении, Адриан Фишер, построил по всему свету несколько сотен лабиринтов.

Например, на Олимпиаде в Китае 2008 года Фишер в рамках культурной программы этого мероприятия построил лабиринт общей протяженность 8 километров, побив рекорды Книги Гиннесса. Фишер и его коллеги обогатили парковый лабиринт новыми планировочными решениями, нетрадиционными материалами, другими оригинальными деталями.

Так, путем проб и ошибок был создан мой собственный сад-лабиринт. Если знать с чего начать и где взять, то это вполне реально и не так сложно.

Сначала стоит выбрать размеры и форму будущего лабиринта, в зависимости от возможностей вашего сада: от 2-3 до 20 метров в диаметре. В частных усадьбах и на садовых участках всегда есть желание сделать что-то нетрадиционное, интересное, полезное для развития детей и развлечения взрослых. Для этого хорошо использовать живую зеленую изгородь, благо, что на современном рынке посадочного материала можно найти растения на любой вкус, для любой высоты бордюра или стенки нашего лабиринта.

Для маленького, детского лабиринта можно использовать рядовые посадки однолетников типа петрушки кудрявой или бархатцев, камушки, горшочки с цветами. Для более серьезного и большего - живую изгородь из кустарников.

Важно, что изгородь, составляющая стенки лабиринта, должна быть формируемой, то есть растения должны переносить стрижку и обрезку, чтобы сохранить определенную форму. Стрижка позволяет варьировать необходимый размер изгороди. Для такой изгороди подойдут: низкорослая спирея, магония падуболистная, зверобой чашечковый, самшит, смородина альпийская, лапчатка кустарниковая.

Если Вы хотите создать большой лабиринт для взрослых, можно выбрать деревья до 3 метров высотой: вишня степная, можжевельник казацкий, шиповник, сирень обыкновенная, кизильник, клен татарский, ель обыкновенная, жимолость лесная и татарская, туя западная, барбарис Тунберга, смородина альпийская, дерен белый, граб обыкновенный, чубушник венечный (жасмин), магония, самшит, спирея Ван Гутта, боярышник, тис, миндаль низкий (степной), форзиция средняя, ирга.

Для аллей регулярного сада с графически четкой формой подойдут деревья свыше 3 метров высотой: бук, черемуха, клен, липа сердцевидная и мелколистная, туя восточная, некоторые виды вишни, тис, граб обыкновенный, туя западная, тамарикс, ель.

Можно так подобрать кустарники, что период цветения одних будет сменять другие. И ваш лабиринт будет выглядеть постоянно нарядной и опрятной клумбой на лужайке. Можно совместить несколько способов создания лабиринта - с помощью растений - и хвойных, и лиственных; кустарников и лиан ; арок, пергол, шпалер; добавить зеркала .

Форма лабиринта может быть не только традиционно круглой, но и квадратной, и треугольной, и в виде чайника, и в виде заглавной буквы фамилии владельцев сада. Можно сделать совсем простой лабиринт - вход, два поворота и выход, а можно простой, но с одним входом. Можно сделать сквозной, без четко обозначенного центра, или с центром в виде фонтана, беседки, патио, бельведера, прудика, купальни.

Интернет, Ваше воображение, семейный мозговой штурм - и нескончаемые зелено-цветущие коридоры будут не только радовать глаз, но и успокаивать сердце, и развлекать гостей. Я, например, в своем лабиринте устраиваю соревнования для детей - кто быстрее всех пойдет все «контрольные точки». Ну и, конечно, стоит посетить хоть один раз средневековый или современный лабиринт. Даже если, Вы не решитесь устроить хоть маленький лабиринтик у себя на даче, то по крайней мере ощутите спокойствие и величие, опасность и гармонию этих причудливых и математически сложных рисунков.

Специально для сайта Ольга Шайн

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства.

В истории архитектуры средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV-IX вв.), романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения.

Период средневековья, который продолжался почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не создал своего готического стиля садовой архитектуры. Мрачная, суровая религия наложила отпечаток на жизнь народов Западной Европы и притупила радость восприятия красоты, выражаемой в садах с прекрасными цветами.

Сады сначала начали возникать только в монастырях. Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortus conclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.

Монастырский сад – его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Мысль о возможном воссоздании на земле Эдемского сада зародилась с тех пор, как возникли монастыри, убежища от земной суеты. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал символом райского сада. Позднее, с распространением в католической Европе культа Богоматери, сад стал аллегорией девы Марии, символом её чистоты и девственности.

Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви.

Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что имело символическое значение – крест, образуемый дорожками, должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом – символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» – райское дерево – небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства и христианских добродетелях.

Часто в монастырском саду устраивался небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья – фруктовые или декоративные и цветы. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище.

По назначению сады делились на аптекарские огороды со всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады .

Монастыри в то время были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам. Разведение лекарственных растений стало важной заботой средневековых садовников. Аптекарский огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней. В нем выращивались травянистые лекарственные и декоративные растения, и растения, которые могли служить красителями. Цветущие и ароматные растения сообщали красоту аптекарским грядкам. Но различных красиво цветущих растений не так много разводили в средние века. Для них не хватало места в мрачных замках и тесных городах. На небольших клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных растений - розы, лилии, гвоздики, маргаритки, ирисы.

Так как в средневековье садов было мало, выращенные растения очень ценились и строго охранялись. Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам и цветам, служит рескрипт 812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий цветов и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировались даже нищенствующими орденами. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе, как под сад. Другие монашеские ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Так же были установлены определенные законы против тех, кто портил или уничтожал растения. Согласно закону того времени, человеку, испортившему привитое дерево, грозило прожигание пальцев ног. А иногда виновного в порче чужого сада прибивали к позорному столбу, отсекали правую руку и осуждали на вечное изгнание.

Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский (или Санкт-Галленский) сад в Швейцарии.

Монастырь Святого Галла, ныне расположенный в швейцарском городе Санкт-Галлен, был в Средние века одной из крупнейших бенедиктинских обителей Европы. Был основан в 613 году Св. Галлом. Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и слывёт одной из самых полных в Европе. Одним из самых любопытных экспонатов является «План святого Галла», составленный в нач. IX века и представляющий идеализированную картину средневекового монастыря (это единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего Средневековья).

В 1983 г. монастырь Святого Галла внесён в список памятников Всемирного наследия как «совершенный образец большого монастыря эпохи Каролингов».

Сад-лабиринт – прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В средние века идею лабиринтов использовала церковь. Для кающихся богомольцев на полу храма выкладывали мозаичные спиральные извилистые дорожки, по которым верующие должны были ползти на коленях от входа в храм до алтаря для искупления своих грехов. Так от выполнения утомительного обряда в церкви подошли к веселым прогулкам в садах, куда перенесли лабиринт, где дорожки разделялись высокими стенами стриженой изгороди. Из такого лабиринта было, как правило, только один - два выхода, которые не так-то легко можно было обнаружить. Занимая маленькую площадь, этот лабиринт создавал впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность совершать длительные прогулки. Возможно, в таких лабиринтах были скрыты люки тайного подземного хода.

Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Клуатр (от лат. Claustrum – закрытое место) - крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.

В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался к длинному южному фасаду собора. Одно из первых изображений клуатра видно на плане монастыря Сант-Галлен в Швейцарии. Клуатр представлял собой средоточие жизни монастыря, его главный коммуникационный центр, место медитации и ученой работы. Клуатр играл существенную роль как место торжественных процессий на Пасху или на Рождество.


Похожая информация.


Аптекарские сады средневековья и их дальнейшее развитие (вопрос№17).

Термин "аптекарский сад" узок, он предполагает сад или небольшой огород для выращивания лекарственных растений, для определённой аптеки. Первое упоминание об аптекарских садах в Европе, относится к эпохе Средневековья. Монастыри в то время пользовались всеобщей славой и уважением, и были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам, поэтому обойтись без храмовых лекарственных огородов было попросту невозможно. Разведение лекарственных растений стало важной заботой средневековых садовников. Аптекарский огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней.

Помимо самых обычных растений, обладающих рвотными, слабительными, бактерицидными и т.д. свойствами, немалую часть выращиваемых растений могли занимать растения, обладающие психотропными, одурманивающими и наркотическими эффектами (которые принимались тогда за проявления сверхъестественных сил), поскольку мистическая составляющая процесса лечения, то есть особые обряды, имела еще очень большое, если не главенствующее, значение.

Создание лекарственных садов поощрялось и Карлом Великим (742-814г). Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам, служит рескрипт 812 г., которым Карл Великий распорядился о тех растениях, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий лекарственных и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы.

Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский (или Санкт-Галленский) сад в Швейцарии, где выращивали лекарственные растения и овощные культуры. Монастырь Святого Галла (Санкт Гален) бал основан приблизительно в 613 г. Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и слывёт одной из самых полных в Европе. Одним из самых любопытных экспонатов является «План Святого Галла», составленный в нач. IX века и представляющий идеализированную картину средневекового монастыря (это единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего Средневековья). Судя по этому плану, там были: монастырский дворик – клуатр, овощной огород, сад цветов для церковных служб, сад лекарственных растений и фруктовый сад, который был символом рая, и заключал в себе еще и монастырское кладбище.



В библиотеке также сохранились документы, из которых следовало, что монахи не только сами разводили целебные растения, но еще и собирали их по всей Европе и даже обменивались растениями со странами исламского мира, а также привозили их из Крестовых походов. В монастырских книгохранилищах были собраны произведения античных авторов и труды великих ученых Востока, переведенными монахами на латинский язык, в которых содержались бесценные сведения о видах и свойствах растений. Так появились первые коллекционные сады. Они имели небольшие размеры, а растительные коллекции в них были представлены, размещенными в грядках, целебными, ядовитыми, пряными растениями, применявшимися в средневековой медицине, и некоторыми видами декоративных. Именно эти сады явились предшественниками экспозиции полезных растений в современных ботанических садах. Малые размеры, обычно не превышавшие нескольких сотен квадратных метров, делали сравнительно простой планировочную структуру ботанического сада того времени. Так, например аптекарский сад, в, упомянутом ранее, Санкт Галене, как можно судить по сохранившемуся плану, состоял из 16 отделов с различными полезными, декоративными и другими растениями. Экспозиции растений в этом саду представляли собой небольшие прямоугольные участки с обычными грядами.



План монастыря Святого Галла.

1. Домик лекаря. 2. Сад лекарственных растений. 3. Монастырский дворик – клуатр. 4. Фруктовый сад и кладбище. 5. Огород.

Более поздние сады трав, созданные при ботанических садах университетов, и существовавшие в целях обучения, также были спланированы в форме грядок. Несмотря на то, что на таких клумбах росло много новых растений, и они были расположены в соответствии с новыми научными принципами, сами грядки оставались такой же геометрической формы и простой планировки. Например, в саду, разбитом Обществом Лондонских Аптекарей в 17 в., такие грядки существуют и по сей день.

Начиная с XIV в. монастырские аптекарские огороды постепенно превращаются в медицинские сады, в деятельности которых уже можно отметить принципиально новые черты. В отличие от средневековых монастырских садов, медицинские сады имеют теперь не только узкопрактическое значение. Они положили начало работам по первичной интродукции растений, собирали местные и чужеземные растения, описывали их и приводили в определенную систему.

Формирование ботанических садов как научных учреждений относится к эпохе Возрождения. Этому в значительной степени способствовало широкое распространение в ту пору научных знаний и, в частности, естествознания. Первые ботанические сады научного профиля появляются в Италии в самом начале XIV в. (сад в Салерно -1309 г.), где по сравнению с другими странами Европы к тому времени сложились наиболее благоприятные общественно-исторические предпосылки для формирования новых общественно-экономических отношений, для создания и дальнейшего расцвета новой гуманистической культуры и, в частности, блестящего расцвета науки и искусства. Правда, до первой половины XVIII в. экспозиции растений в большинстве медицинских ботанических садов оставались немногочисленными, мало отличавшимися от средневековых монастырских огородов. Они располагались на участке сада в виде отдельных групп лекарственных и некоторых других растений, употреблявшихся главным образом в медицине.

Начиная с XVI в., с развитием университетской жизни, число ботанических садов в Италии существенно увеличивается: один за другим появляются сады в Падуе (1545 г.), Пизе (1547 г.), Болонье (1567 г.) и т.д. Несколько позже, в XVII в., ботанические сады создаются и в других странах Европы: при Парижском (1635 г.) и Упсальском (Швеция) университетах (1655 г.), в Берлине (1646 г.), Эдинбурге (Англия) - Королевский ботанический сад (1670 г.) и др.

Быстрое накопление растительного материала в ботанических садах потребовало его научного обобщения и систематизации. Линней, основоположник систематики растений, выступив в 1753 г. со своей "Системой растений", разработал первую стройную искусственную систему классификации растений. Линней поделил растения на 24 класса, положив в основу каждого из них произвольно взятые признаки, и тем самым создал новый метод систематизации растительного мира. Система растений Линнея вызвала к жизни многочисленные исследования, возбудила большой интерес к описанию растений. Через несколько лет после опубликования системы Линнея количество изученных и описанных растений достигло 100 тыс. Со времени систематика Линнея и ботаника стали понятиями почти тождественными. Ботанический сад того времени представлял собой как бы живой гербарий для систематики. Эстетика здесь отходила на последний план. Ботанические сады как своеобразные ботанические лаборатории при университетах, демонстрирующие различные системы растений, получили большое распространение в XVII-XVIII вв. Постепенно, в процессе исторического развития ботанических садов, у них появилась новая функция - учебно-педагогическая.

История ботанических садов в России тесно связана с зарождением и развитием российской ботанической науки. Уже к началу XVII в. в нашей стране имелось много сведений в части практического использования различных растений как в сельскохозяйственной области, так и в медицине. Способы применения лекарственных растений и описание их медицинских свойств как правило излагались в различных "травниках", которые имели особенно широкое распространение во второй половине XVII в. В течение первой половины XVIII в. в связи с развитием врачебного дела и увеличением потребности в производстве лекарственных средств количество аптекарских садов в России быстро увеличивается. Наряду с открытым в 1706 г. первым в нашей стране ботаническим садом при Московском университете, организуются и другие сады: в Лубнах в 1709 г., в Петербурге (ныне сад Ботанического института им. В.Л. Комарова) в 1714 г. В указе Петра I об учреждении Петербургского аптекарского огорода говорится, что последний создается "для умножения аптекарских трав и собирания особливых трав, яко нужнейших натуралов в медицине, также для обучения лекарей и аптекарей ботанике". Среди коллекций растений этого аптекарского огорода мы находим: ромашку, шалфей, мяту, горчицу, чабрец, можжевельник, пионы, лаванду, различные луковичные, розы и т.д. К этому же времени, к первой трети XVIII в., относится основание ботанического сада Академии наук на Васильевском острове в Петербурге. Об этом саде сохранились лишь весьма отрывочные сведения, встречающиеся в материалах архива.

Со второй половины XVIII в. в России наряду с государственными начали создаваться и многочисленные частные ботанические сады. Собирание редких экзотических растений становится в ту пору модой, которой отдавал должное каждый мало-мальски состоятельный человек. Из этого увлечения коллекционированием растений возникли многие ботанические сады того времени, в частности знаменитые сады П. Демидова в Москве, А. Разумовского в Горенках под Москвой и т. д. В некоторых из них были собраны большие, даже по нашему времени, коллекции интродуцированных растений. Так, в ботаническом саду А. Разумовского в Горенках было представлено до 12 тыс. видов и разновидностей российской флоры. Ботанический сад промышленника П. Демидова был устроен в 1756 г. и насчитывал в своих коллекциях до 5 тыс. видов и разновидностей растений.

В конце XVIII в. в России возникают и первые ботанические парки – дендропарки, которые разбивались целиком в ландшафтном стиле в соответствии с художественными вкусами того времени. К таким дендрологическим паркам, занимающим промежуточное положение между собственно ботаническим садом и обычным парком, относятся известные парки – Тростянецкий в Черниговской области, Сочинский дендропарк и Софиевский около Умани на Украине, сохранившиеся до нашего времени.

В первой половине XIX в. вновь строящиеся ботанические сады, как в России, так и за рубежом создавались главным образом как учебные сады при университетах. В последующем, постепенно по мере увеличения ботанических знаний все более и более расширяется круг деятельности ботанических садов. Так в конце XIX и начале XX вв. началось бурное развитие городов, большой размах промышленного строительства, возникновение в связи с этим сложнейших градостроительных проблем – санирования и озеленения городов, создания защитного лесопаркового пояса вокруг крупных населенных пунктов и т.д. – все это поставило перед ботаническими садами мира задачу определения наиболее рационального ассортимента растений и разработки эффективных методов озеленения городов и строительства парков.

Современные ботанические сады активно включаются в решение этих проблем; здесь подбираются и изучаются декоративные растения, сады начинают выступать в роли пропагандистов определенных приемов и методов озеленения. В ботанических садах появляются все новые и новые экспозиционные участки – сады отдельных культур, беспрерывного цветения, образцовые уголки парков. Вместе с тем ботанические сады во все больших масштабах проводят пропаганду ботанических знаний и изучения живой природы.

В планировке ботанических садов под влиянием развития свободного пейзажного направления, повсеместно укрепившегося в паркостроительном искусстве, появляются элементы ландшафтного стиля. В художественно-эстетической основе его лежали задачи создания идеализированного ландшафта. В связи с новыми художественными задачами, вставшими перед паркостроительным искусством, все более решающее значение начали приобретать проблемы изучения декоративных свойств растений и гармонического их сочетания. В ботанических садах учеными садоводами анализируются художественные особенности и дендрологические свойства различных пород, методы их оформления, возможные группировки насаждений в парках и другие важнейшие условия создания ландшафта.

Так постепенно, в процессе своего исторического развития, ботанические сады из аптекарских огородов эпохи Средневековья к нашему времени превратились в сложный организм. Необходимо отметить, что изменения ботанических садов шло в первую очередь под влиянием общего развития ботанической науки и изменявшихся требований, предъявляемых к научно-ботаническому содержанию работы ботанического сада. С другой стороны, изменения были органически связаны и с общим развитием садово-паркового искусства.

Современный ботанический сад - это сложный организм площадью до многих десятков и даже сотен гектаров, с воссозданием на отдельных участках сада целых географических пейзажей и ботанико-исторических экспозиций (альпинариев, японских, итальянских садов и т.д.), который не может обойтись без ландшафтного архитектора, достигающий художественного единства всего многообразия элементов, составляющих ботанический сад.

Просмотров