Способы и правила перевозки шерсти. Перевозка животных и грузов животного происхождения

Железнодорожный транспорт. Перевозка мяса и мясопродуктов. Особенность перевозок мяса и мясопродуктов железнодорожным транспортом заключается в необходимости быстрой доставки при одновременном сохранении качества. Для их доставки используют специальный холодильный транспорт - изометрические вагоны с машинным охлаждением и электрическим отоплением, а также вагоны- ледники с ледосолевым охлаждением.
На погрузку и выгрузку мороженого мяса массой до 30 т должно быть затрачено не более 3 часов (на каждую операцию), охлажденного мяса - не более 2 часов. Более 70% мяса перевозят во второй половине года, начиная с августа по декабрь.
Для охлажденного мяса, полученного от убоя крупных и мелких животных ниже средней упитанности, сроки перевозки сокращают на 25%, его нужно доставлять с большой скоростью. Охлажденную и остывшую говядину, свинину и баранину грузят в вагоны, подвешивая ее на крючья.
Изотермические вагоны для перевозки мяса и других продуктов животноводства перед загрузкой проверяют: они должны быть подготовлены в санитарном и техническом отношении. Для перевозки мяса и других грузов нельзя использовать вагоны с посторонним запахом (запах рыбы, краски и др.). За 2-4 часа до отправления вагоны-ледники должны быть заполнены льдом и солью; чтобы вагоны предварительно охлаждались, при перевозке летом мороженого мяса лед и соль закладывают за 4 часа, а охлажденного - за 2 часа до начала загрузки. В пути вагоны-ледники пополняют льдом через 2448 часов в зависимости от системы охлаждения. Зимой снабжение вагонов-ледников льдом и солью прекращают при перевозке мороженого мяса при температуре наружного воздуха днем -10°С и ниже, при транспортировке охлажденного мяса -5°С и ниже.
Каждую партию мяса и мясопродуктов, предъявляемых к погрузке, должен осмотреть ветеринарный врач.
Для сохранения качества мяса и мясопродуктов в пути следования исключительное значение имеет правильная их погрузка в вагоны. Мороженое мясо, перевозимое без упаковки, грузят плотными штабелями с предварительной застилкой напольных решеток и стен на высоту погрузки рогожами или бумагой. Между решетками и стенами вагона для циркуляции холодного воздуха оставляют щели.
При совместной перевозке мороженого мяса и субпродуктов в вагонах-ледниках с пристенными карманами дЛя льда субпродукты укладывают ближе к приборам охлаждения.
Охлажденное и остывшее мясо грузят в вагоны только подвесом на крючья так, чтобы туши, полутуши и четвертины не соприкасались между собой, с полом и со стенами вагона.
Птицу битую и тушки кроликов в охлажденном состоянии перевозят в стандартных деревянных ящиках с про- зорами.
При перевозке охлажденного мяса следует соблюдать следующие условия: температура охлажденного мяса в толще мышц должна быть не выше 0 и не ниже -2°С, т. е. близкая к криоскопической, температура воздуха внутри рефрижера. торного вагона поддерживается на уровне -2-3°С. При таком способе можно грузить 9-10 т охлажденного мяса вместо 6-7 т подвесом на крючьях.
Копченые мясные продукты груЗЯт в ящиках, которые размещают в вагоне плотно, полностью загружая вагон.
Таким образом, основное требование при транспортировке мяса и мясных продуктов по железной дороге - доставка груза до места назначения с такой же температурой, какую он имел при погрузке на станции отправления. Прибывшие на станцию назначения вагоны с мясными грузами нужно разгрузить как можно быстрее.
Перевозка яиц. Перевозимые яйца подразделяют на охлажденные и неохлажденные. Первые грузят с холодильников, а вторые - со складов в местах их заготовки.
Яйца должны быть упакованы в стандартные ящики с прозорами и прокладкой между рядами сухой древесной стружки или гофрированного (тисненого) картона. Ящики в вагонах размещают в шахматном порядке.
Охлажденные яйца перевозят в изотермических вагонах, а неохлажденные -

в изотермических и крытых вагонах. Температура в вагоне при транспортировке должна быть от 0 до 3°С, относительная влажность 85-90%, в пути вагоны периодически вентилируют через 3648 часов.
Яичные продукты (яичный меланж, яичный белок и желток) перевозят морожеными в изотермических вагонах в герметически запаянных банках из белой жести, уложенных в плотные ящики. Температура яичных продуктов не выше 6°С (при погрузке).
Перевозка молока. Молоко и молочные продукты с ветеринарным свидетельством должны предъявляться в таре в свежем состоянии с температурой не выше 8°С. Молоко упаковывают во фляги и транспортируют в изотермических вагонах, а также в молочных цистернах (грузоподъемность цистерн - 26 т, масса вагона - 26 т, объем котла - 25,2 м3).
Молоко и молочные продукты доставляют на станцию отправления не ранее чем за 1 час 30 минут и не позднее, чем за 20 минут до отправления.
Совместная перевозка молочных продуктов с продуктами, имеющими резкий запах, запрещается.
Молоко и молочные продукты должны выгружаться и выдаваться получателем немедленно после подачи вагонов к месту выгрузки.
Перевозка сырья животного происхождения. При перевозках кожевенно-мехового сырья необходимо соблюдать правила, запрещающие отгрузку в одном вагоне сырья сухих и мокрых способов консервирования. Нарушение правил приводит (особенно в летнее время) к переувлажнению сырья сухого консервирования, в результате чего ухудшаются его товарный вид и качество. При совместной перевозке кожевенного сырья сухого и мокрого способов консервирования наступает его порча с самонагреванием и развитием гнилостного процесса.
В каждый четырехосный вагон грузят немытой запрессованной шерсти 8 т, мытой - 17 т, полугрубой - 20 т, грубой - 22 т. Кожу и шкуру невыделанные, пушнину сырую и мокросоленую грузят в четырехосный вагон по 33 т, сухие кожи - по 12 т.
Для животноводческого сырья на станциях сортировки или перевалки должны быть выделены отдельные склады, площадки, изолированные дощатыми стенками высотой 2,5 м (Житенко П. В., Осетров В. С., 1981).
Автомобильный транспорт. Перевозка мяса и мясопродуктов. Автомобильным транспортом перевозят в основном мороженые продукты при оптимальной температуре -18°С в авторефрижераторах.
Охлажденное мясо крупных животных при погрузке подвешивают на крючья, расположенные в кузове авторефрижератора. При перевозке мяса остывшего и охлажденного (кроме тушек птицы) на близкое расстояние, в пределах того же населенного пункта, разрешается грузить его навалом, но не более чем в два слоя. При этом пол кузова машины должен быть вымыт, застелен чистым брезентом, а затем простынями. Сверху мясо также должно быть закрыто чистыми простынями, а затем брезентом.
Тушки птицы, кроликов укладывают в ящики с просветами.
Перевозка колбасных изделий и копченостей навалом, без тары, запрещается, их транспортируют в ящиках с просветами емкостью до 50 кг.
Перевозка молока. Молоко транспортируют в молочных автоцистернах, в герметически закрытых флягах.
Перевозка яиц. Яйцо перевозят в картонных ящиках со специальными бугорчатыми прокладками, вмещающих 360 штук; в плотных ящиках, где яйцо перекладывают специальным упаковочным материалом или опилками.
При перевозке яйца должны быть предохранены от воздействия на них высоких температур, замерзания и попадания влаги.
Перевозка сырья животного происхождения. Все виды сырья животного происхождения, предназначенные для перевозки, должны быть законсервированы: шерсть, щетина, волос, рога, копыта и кости просушены; шкуры засолены или высушены.
Сырье транспортируют только на специально выделенных и оборудованных автомашинах с ящиками, непроницаемыми для жидкости, а также в соответствующей таре.
Так, перо и пух упаковывают в мешковину или другой материал. Кишечное сырье, шкуры, пушно-меховое сырье, шерсть, волос, щетину разрешается перевозить только в соответствующей упаковке. Рога, копыта и кость можно доставлять и без упаковки (навалом), но покрытыми брезентом.
Водный транспорт. Перевозка мяса и мясопродуктов. Мороженое мясо, проступающее в рефрижераторные трюмы, должно иметь температуру не выше -6°С. Мороженые говядину, свинину, баранину и оленину, отгружаемые на экспорт, предъявляют к перевозке в упаковке. Замороженные мясные блоки должны быть завернуты в пергамент растительный, пергамин, целлофан и упакованы в изотермические контейнеры или картонные коробки.
Охлажденное мясо имеет температуру в толще мышц у костей от 0 до 4°С. По виду оно должно быть свежим, нормально обескровленным, с сухой поверхностью, покрытой корочкой подсыхания, а мышечные ткани - упругими. На поверхности мяса не должно быть кровяных сгустков, плесени, ослизнения и ов- лажнения. Оно не должно иметь гнилостного и других не свойственных свежему мясу запахов.
Остывшее мясо принимают в тех случаях, когда на пунктах, отправляющих его, нет холодильников, а послеубойный срок хранения мяса не превышает двух суток. При предъявлении к перевозке температура в толще мышц остывшего мяса должна быть от 4 до 12°С. Поверхность такого мяса покрыта корочкой подсыхания.
Все виды мяса и мясопродуктов перевозят в рефрижераторных трюмах.
При перевозке мяса возникают большие потери массы в результате испарения воды с его поверхности. Усушка приводит не только к уменьшению массы груза, но и к ухудшению товарного качества мяса. Внешние признаки усушки - бурая окраска, пористая структура и специфический лежалый запах мяса.
Для уменьшения усушки рекомендуется поддерживать температуру в трюмах при перевозке мороженого мяса от -18 до -20°С, а для охлажденного мяса - от -1 до 0°С. Относительная влажность воздуха в трюмах около 95% при перевозке мороженого мяса и около 90% - охлажденного. Усиленная вентиляция в трюмах значительно увеличивает усушку мяса и его продуктов. Для снижения усушки мясо плотно укладывают в штабеля, упаковывают в ткань или жесткую тару. Полиэтиленовая пленка, используемая для упаковки мяса, сводит потери от усушки почти до нуля.
При перевозке нескольких видов мяса его размещают по следующему принципу: в трюмах - мороженое мясо, в твиндеках - охлажденное. Охлажденное мясо доставляют в подвешенном состоянии на крючках и цепочках. Подвешенные туши не должны касаться палубы, бортов переборок и других конструкций трюма, а также рассольных батарей.
Мороженое мясо укладывают на чистые деревянные бруски сечением 5x5,

  1. х 7,5 см или съемные деревянные решетки.

Птицу битую перевозят в ящиках и коробках. Ящики с мороженой птицей укладывают вплотную, а с охлажденной - с прокладками между рядами.
Мясокопчености можно перевозить в трюмах обычных судов при наличии вентиляции и температуре трюмного воздуха не выше 15°С. Срок нахождения мясо- копченостей в пути в этом случае не должен превышать 10 суток.
Сыро- и полукопченые колбасные изделия предъявляют к перевозке с температурой не выше 8°С. Их упаковывают в прочную, сухую, чистую, без плесени и постороннего запаха тару емкостью до 50 кг с прорезями для циркуляции воздуха.
Перевозка яиц. Упаковка - ящики деревянные с прокладкой между рядами стружки, из тисненого картона.
Срок перевозок в рефрижераторных помещениях судов - 20 суток при температуре не выше 2-5°С и влажности 8085%. В пути яйцо следует предохранять от высоких температур, замерзания и попадания влаги.
Перевозка молока. Перевозка молока может быть осуществлена в рефрижераторных универсальных судах-молоковозах и на сухогрузах при температуре не выше 8°С в срок до 3 суток. Масло транспортируют не более 4 суток на рефрижераторных судах при 3°С.
При доставке молока в наливных судах, а также в процессе заполнения и освобождения грузовместимостей качество продукции ухудшается в результате воздействия кислорода воздуха, повышенной температуры, микроорганизмов (как в воздухе, так и в грузе), продуктов разложения остатков груза и моющих средств и др. В связи с этим наливные суда должны иметь мощные перекачивающие устройства, чтобы наливать и сливать продукты (лучше закрытым способом) в минимальные сроки. Во избежание резкого повышения температуры гру-

Перевозка яиц. Яйца допускаются к транспортированию в плотных ящиках, переложенных опилками или специальным упаковочным материалом.
Перевозка молока, сливок, сметаны осуществляется в плотно закрытых флягах с их фиксацией в грузовом помещении самолета. Получатель обязан без задержки выгрузить доставленные продукты и своевременно вывезти их с территории аэропорта.
Перевозка сырья животного происхождения. Кишечное сырье, шкуры, пушно-меховое сырье, шерсть, волос, щетину, пух, перо принимают к перевозке высушенными и в соответствующей упаковке (бочки, тюки, ящики).
Рога, копыта и кости должны быть упакованы в ящики. Перевозка сырья животного происхождения без упаковки (навалом) запрещается.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Какие зоогигиенические требования предъявляют при транспортировке животных?
  2. Какие виды транспорта используют для перевозки животных?
  3. Какие требования предъявляют к организации перевозки животных железнодорожным и автомобильным транспортом?
  4. Какие условия следует соблюдать при транспортировке животных, чтобы избежать потерь живой массы и травмирования?
  5. В чем заключаются гигиенические требования при погрузке, передвижении и выгрузке животных?
  6. Какие зоогигиенические требования установлены при кормлении транспортируемых животных и организации водопоя?
  7. Какая сопроводительная документация необходима при транспортировке животных?
  8. Как правильно организовать перегон животных?
  9. Какие меры принимают для профилактики транспортного стресса у животных?
  10. В чем заключается особенность гигиенических требований при транспортировке продуктов и сырья животного происхождения?
Перевозка животных и грузов

животного происхождения.

Согласно требованиям ветеринарного Устава разрешается перевозка только здоровых животных и только из мест, благополучных по заразным заболеваниям. Перевозка должна осуществляться под надзором работников Государственной ветеринарной службы. На перевозку животных должно быть получено ветеринарное удостоверение, срок действия которого при отправке животных - три дня со дня его выдачи.

При массовых перевозках животных требуется специальное оборудование судов: стойлами или загонами. Минимальная площадь палубы для перевозки одной единицы крупного скота: лошади - 3.0-3.5 м 2 ; коровы и волы - 2.5-3.0 м 2 ; овцы и козы - 1.0 м 2 . Для крупных животных делаются барьеры или привязи, для мелких - загоны. Металлические палубы обшиваются настилом из досок, который должен быть приподнят над палубой на 50 мм. Поверх настила набивают планки размером 75 75 мм для упора ног животных. Оборудуют кормушки и стоки для нечистот. Между загонами оставляют проходы шириной не менее 45 см. Если переход морем более 12 ч, то должен быть соответствующий запас кормов. Нормы расхода кормов даны в Тарифном руководстве 4М.

Всё перечисленное оборудование и снабжение поставляется за счёт клиентуры. Расходы, связанные с ликвидацией заразных заболеваний животных, несёт грузовладелец. Капитан при подписании грузовых документов должен сделать оговорку, что перевозчик не несёт ответственности за падёж скота. Перевозка домашних животных производится при наличии санитарно-ветеринарного удостоверения.

Грузы животного происхождения. Их можно разделить на: сырьё - кожсырьё, шкуры и шкурки, овчина невыделанная и копыта, шерсть, очёсы, волос, щетина, пух, перо, кровь консервированная, кишки, костная мука; пищевые продукты - мясо всякое, копчёно-сырые продукты, сбой животных.

Кожсырье предъявляется к перевозке в мокросолёном, сухосолёном и пресносухом состоянии. Складирование и перевозка могут производиться только при условии тщательного разграничения отдельных категорий груза и при наличии ветеринарного удостоверения и удостоверения об асколизации. Шкуры можно предъявить к перевозке в разрозненном состоянии, в кипах, связках или бочках. Укладку разрозненных шкур производят щетиной верх и без изгибов. Каждый ярус посыпают солью, а поверх штабеля насыпают слой соли 10-15 см. Солёные шкуры боятся пресной воды.

Шерсть, щетина, волос, пух, и перо перевозят в тюках и мешках из крепкой ткани. При перевозке шерсти, щетины, волоса и шкур возможно заражение сибирской язвой. Поэтому все работы, связанные с перегрузкой, следует выполнять в спецодежде с использованием рукавиц. Мездру перевозят в высушенном или консервированном жидком виде. Высушенную мездру упаковывают в мягкую или твёрдую тару, а консервированную - в деревянные бочки с железными обручами.

Кости, рога и копыта допускаются к перевозке только в очищенном от масляных остатков и высушенном виде. До погрузки на судно они должны быть обработаны осветлённым раствором хлорной извести, что должно быть подтверждено ветеринарным удостоверением.

Размещение на судне сырых животных продуктов должно быть согласовано с ветеринарным саннадзором порта. Эти грузы должны быть изолированы от других, особенно от пищевых. Все суда после выгрузки животных, птиц и сырых животных продуктов должны быть очищены, вымыты, а если надо, то и продезинфицировать за счет получателя груза. При этом следует иметь в виду, что сброс навоза и моечных вод во время рейса должен производиться с учетом установленных ограничений, а на подходе к порту и в порту собираться и сдаваться на берег для уничтожения.

 СКДП - стр. 196

Перевозка овощей и фруктов.

Фрукты и овощи в зависимости от сорта и вида перевозятся в соответствующей таре (в ящиках, ящиках-клетках, специальных контейнерах, кулях и мешках), в автомобилях со стандартными бортовыми кузовами.

В период массовой уборки и заготовки и реализации допускается перевозка яблок, тыкв, кабачков и капусты навалом.

В некоторых странах томаты перевозят в цистернах с водой. применяют также поддоны, на которых устанавливают лотки.

Скоропортящиеся фрукты и ягоды обычно перевозят в автомобилях-рефрижераторах. При этом доставляют их непосредственно к потребителю.

Для перевозки овощей и фруктов большое распространение получили контейнерные перевозки; после разгрузки контейнеры обычно складываются.

При перевозке и хранении семечковых плодов, а также технического винограда используются контейнеры, специально разработанные для таких целей.

Использование контейнеров для перевозки овощей и фруктов позволяет снизить затраты труда в три с лишним раз по сравнению с перевозкой их в ящиках.
Перевозка зеленой массы.

Объем работ по перевозке зеленой массы в с.х. в среднем составляет 30…50% от общего объема перевозок урожая выращенных культур.

В связи с тем, что сроки уборки и транспортировки зеленой массы ограничены, на практике требуется значительное количество транспортных средств.

В случае уборки силосной шасси рядом с комбайном должно двигаться транспортное средство со скоростью 4…5км/ч.

Плотность зеленых кормов обычно не превышает 0,5…0,6т/м 3 , поэтому использование транспорта без наращенных бортов неэффективно.

При перевозке зеленой массы на небольшие расстояния обычно используют колесные тракторы с прицепами.

С увеличением расстояния перевозок производительность автомобилей возрастает интенсивнее. Обычно используют автомобили-самосвалы или в случае их нехватки – специально оборудованные бортовые машины, у которых наращивают борта на 500…750мм.

Бота автомобилей можно нарастить и до 1,5м, однако для этого требуется удлинить выгрузной транспортер комбайна.

Чтобы при транспортировке зеленой массы исключить потери, на груз сверху набрасывают крупноячеистые сетки. Общие потери при перевозке зеленой массы не должны превышать 1,5…3,0%.

Для уборки, вывозки и закладки силосной массы создаются комплексные уборочно-транспортные комплексы (бригады), работающие по заранее составленному графику-заданию. Кроме трактористов, комбайнеров и водителей они комплектуются также вспомогательными рабочими. Работают они в две смены групповым методом в одном или смежных загонах.

Если для обслуживания одного зерноуборочного комбайна требуется в среднем примерно один автомобиль, то для одного силосоуборочного комбайна при средней урожайности силосной культуры и расстоянии перевозки 5…10км требуется не менее 6…10 автомобилей. При этом применение прицепов способствует сокращению автомобилей. Однако, автомобильные прицепы чаще используются при перевозке зерна из-под комбайнов.

При групповой работе комбайнов половина из них обслуживается автомобилями-самосвалами или бортовыми автомобилями, оборудованными разгрузочными сетками, а с остальными работают двухосные самосвальные или бортовые прицепы с колесными тракторами. После заполнения тракторных прицепов они доставляются на дорогу, автомобиль забирает прицеп и доставляет к месту силосования. Такие комбайнированные автотракторные перевозки силосной массы наиболее эффективны, чем автомобильные или тракторные (поездами), особенно с увеличением дальности перевозки и урожайности с.х. культур, возделываемых на силос.
Перевозка сена и соломы.

Наиболее распространены три способа уборки и транспортировки сена.

На естественных сенокосах и сенокосах сеяных трав (при отсутствии орошения) сено укладывают на временное хранение на сенокосном участке в стога и склады. В дальнейшем в течение осени их перевозят на прифермские участки и там складывают в большие скирды, либо вывозят мелкими партиями для ежедневного скармливания животным, сено перевозят грузовыми автомобилями или тракторными прицепами большой емкости.

При втором способе сено собирают в копны, а затем доставляют теми же средствами в хозяйство, где укладывают в скирды.

При третьем способе уборки сено после скашивания и сушки сгребают в валики, из которых оно подбирается и прессуется пресс-подборщиками в тюки или рулоны, которые затем доставляются к месту хранения автомобилями.

Примерно по таким же схемам может быть организованна транспортировка соломы. Хотя в последнее время получил распространение новый способ уборки и транспортировки соломы, заключающийся в том, что к комбайну присоединяют прицеп большой емкости, когда измельченная солома набивается с использованием воздушного потока. После заполнения тележка отвозится на ферму для хранения и последующего использования в качестве подстилки.
Перевозка шерсти.

Шерсть после стрижки прессуют специальными прессами в большие кипы в немытом виде, а затем упаковывается в специальную ткань, после чего овцеводческие хозяйства отвозят ее и сдают в шерстемоечную фабрику.

Для ее перевозки используют обычные боровые машины (автомобили) или автопоезда с наращенными в виде решеток бортами. Для лучшего использования автомобилей обычно применяют автопоезда с двухосными прицепами или автомобили-тягачи с седельными полуприцепами. Верхняя часть бортов выполняется из металлической сетки. После загрузки шерсти кузов сверху – с боков закрывается водонепроницаемым материалом. При этом автомобили так же, как при перевозке сена и соломы должны быть оборудованы искрогасителями и средствами пожаротушения.
Перевозка лесоматериалов и металлопроката.

Эти грузы являются длинномерными, поэтому их перевозят на специальных автомобилях: лесовозах, металловозах, трубовозах, балковозах, фермовозах и т.п. Кузова этих автомобилей должна быть без бортов, со съемным откидными стойками, скрепляемыми сверху канатами или цепями.

При перевозке леса и пиломатериалов по горным дорогам автомобили (тягачи) оборудуются горным тормозом, прицепы и прицепы - роспуски – тормозами.

Прицеп – роспуск состоит и дышла, длину которого можно изменять в зависимости от длины перевозимого груза и одно- или двухосной тележки, на которой расположен поворотный коник с боковыми ограничительными стойками. Коник поворачивается вокруг оси. При движении без груза боковые стойки складываются.

При перевозке длинномерных грузов с использованием прицепа-роспуска его колеса могут смещаться относительно колес буксирующего автомобиля, что ухудшает его маневренность на поворотов. Для устранения этого недостатка применяют крестообразную сцепку, включающую дополнительно к дышлу два тяговых перекрещенных троса, создающих жесткую связь между автомобилем и прицепом-роспуском.

В случае постоянных перевозок длинномерных грузов с буксирующего автомобиля целесообразно снять кузов и вместо него установить поворотный коник таким образом, чтобы шкворень находился на расстоянии а от задней оси автомобиля, соответствующем положению центра тяжести груза. Обычно ось коника бывает смещенным от задней оси вперед, это обеспечивает правильное расположение нагрузки на колеса автомобиля. На распределение массы между автомобилем и прицепом влияет расположение груза на конике, то есть величина свеса а и (т), приходящаяся на автомобиль, не должна превышать его грузоподъемность:

где Q – общая масса леса, Т;

^ L – длина перевозимого груза, м;

l – база автомобиля (расстояние между осями задних колес автомобиля и прицепа), м.

(свес) а – расстояние от переднего обреза груза до коники, м;

(свес) в – расстояние от заднего обреза груза до оси прицепа.

П (Т) , приходящаяся на прицеп, не должна превышать грузоподъемность прицепа:

Р П = Q – Р а.

При перевозке леса и длинномерных грузов свес а передних концов за коник автомобиля должен быть не менее 0,5 м, просвет между кабиной и передними концами бревен тоже не менее 0,5 м, а свес задних концов бревен и других грузов длиной от 4,5 до 10,0м соответственно должен быть равен 0,7…1,25м.

При перевозке леса и пиломатериалов по дорогам общего пользования максимальная длина лесовоза не должна превышать с одним прицепом (полуприцепом) 20м, с двумя и более прицепами – 24 м.

Не допускается участие шофера в погрузочно-разгрузочных работах, кроме случаев, когда перевозка леса и пиломатериалов осуществляется лесовозными поездами, оборудованными индивидуальными погрузочными средствами. При этом шофер не должен находиться в кабине автомобиля, перемещать груз над кабиной также запрещается.

В зимний период наиболее рациональным для перевозки леса является использование санных прицепов, увеличивающих грузоподъемность автопоезда и снижает стоимость перевозок.

Механизированная погрузка и выгрузка длинномерных грузов может быть штучная и пакетная.

Пакетная погрузка заключается в том, что груз предварительно укладывают в пакет, а затем уже весь пакет грузят на автомобиль, а при разгрузке весь пакет сразу снимают с автомобиля.

Сортовую сталь размером до 30мм и тонколистовую сталь толщиной до 4 мм перевозят в прочно скрепленных пачках (связках, пакетах). Каждая пачка должна содержать сталь одной партии.

Стальной прокат – уголки, швеллеры, двутавры – необходимо перевозить в штабелях (по профилям) на деревянных подкладках. При этом погрузка на автомобильный транспорт должна быть только механизированной и следует применять подвески или захваты, которые значительно ускоряют процесс.

Для механизированной выгрузки длинномерных грузов в условиях, когда трудно обеспечить стационарным разгрузочным оборудованием, как правило, применяют разгрузочные средства, смонтированные на автомобилях.
Перевозка сельскохозяйственных животных и птицы.

Транспортировка скота и птицы в основном осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом. Для перевозки цыплят используют также самолеты. Перевозить скот на небольшие расстояния (до 300км) более целесообразно автомобильным транспортом. Более 50% всех перевозок с.х. животных осуществляется на автомобилях.

Автомобильные перевозки с.х. животных имеют свои особенности: неполное использование грузоподъемности, необходимость поения и кормления животных при транспортировке на большие расстояния, уход за ними, очистка и дезинфекция кузовов после каждой ездки, возможны потери живого веса и травмирование животных в пути следования.

Поэтому при транспортировании животных к автомобильному транспорту предъявляются дополнительные требования: создание условий, обеспечивающих минимальные потери живого веса и снижающие повреждения животных во время движения автомобиля; возможность использования автомобилей для других целей в период межсезонного спада в объемах перевозки животных.

Для перевозки животных применяют полуприцепы-скотовозы, агрегатируемые с автомобилями-тягачами ЗИЛ-130В, КАЗ-608, МАЗ-540А, автомобиль-фургон АПЦ-10 и целый ряд других специализированных автомобилей, прицепов и полуприцепов, в том числе двухъярусный прицеп-скотовоз, агрегатируемый с колесными тракторами Т-150К и К-700, К-701.

Если в хозяйстве отсутствует специализированный подвижный состав, животных перевозят в бортовых автомобилях с наращенными решетчатыми бортами высотой до 2м, в зависимости от вида животных.

Запрещается перевозка животных и птиц на автомобилях - самосвалах, а также на автомобилях с бортовой платформой после перевозки ядовитых веществ и химикатов без предварительной очистки, мойки и обезвреживания подвижного состава.

Крупный рогатый скот и лошадей устанавливают в кузов по три-четыре головами вперед по ходу автомобиля и привязывают на короткой привязи к переднему борту.

Перевозка лошадей допускается только в раскованном виде. Между животными после погрузки ставят разграничительные брусья.

Не разрешается перевозить животных без привязи и размещать их головой к одному или двум боковым бортам кузова.

Молодняк крупного рогатого скота, свиньи и другие животные, а так же овцы, козы могут перевозиться без привязи, но в таком количестве, чтобы все животные могли лежать в кузове автомобиля. Для предотвращения скучивания животных на подъемах, спусках, при торможении кузова оборудуют перегородками.

В жаркое время животных следует перевозить ранним утром, вечером или ночью. Для перевозки в дневное время автомобили должны иметь брезентовые навесы или тенты, чтобы предотвратить солнечные удары. Особенно опасно перевозить в жаркое время свиней.

Погрузку скота осуществляют по трапу, имеющему вид одноосного прицепа на пневматических шинах. Во время перевозки скота трап прицепляют к автомобилю, а при погрузке или выгрузке его прицепное устройство кладут на кузов и под колеса ставят металлические колодки.

Погрузку скота производят и на погрузочно-разгрузочных эстакадах.

Для погрузки овец или других мелких животных в транспортные средства, имеющие два яруса, применяют погрузочно-разгрузочную эстакаду с двумя дорожками, идущими от загонов на высоте полов первого и второго ярусов.

При погрузке нельзя допускать побоев животных, крика, шума.

Основное условие погрузки животных – спокойное их следование в кузов автомобиля. Пугливых лошадей можно вводить в кузов с надетыми на голову мешками. Особо упрямых животных втягивают особыми лямками.

При массовых перевозках телят, овец, свиней бортовые автомобили следует оборудовать вторым ярусом, чтобы лучше использовать их грузоподъемность.

Нормы и способы погрузки животных и птицы на подвижный состав устанавливают, исходя из условий перевозок (типа транспорта, вида и возраста животных и птицы, дальности перевозок, времени года, состояния дорог и т.д.), с учетом наиболее полного использования грузоподъемности автомобилей и обеспечения сохранности животных и птиц.

Приблизительная площадь (м 2), необходимая для размещения одного животного, может быть определена по формуле:

,

где G – масса животного, кг.

Птицу перевозят в клетках, деревянных ящиках и в специальных контейнерах, устанавливаемых в кузов автомобилей, прицепов и полуприцепов общего назначения, или автомобилями-птицевозами.

Контейнеры являются наиболее рациональным видом тары при перевозке птицы, так как они позволяют увеличить количество перевозимой птицы на 25…30% по сравнению с другими способами перевозки.

Обычно применяют пяти-шести рядные контейнеры. Ярусы контейнеров разделены между собой деревянными настилами, каждая секция имеет дверцы в зависимости от упитанности 200…300голов.

Нормы погрузки животных в автомобили.


Средняя масса животного, кг

ЗИЛ-130

ГАЗ-53А

ГАЗ-52-03

Прицепы


2-АП-3

1-АП-1

Крупный рогатый скот

60…80

30…26

32…27

30…25

28…23

13…11

80…100

26…22

27…23

25…21

23…20

11…9

100…150

22…16

23…17

21…15

20…15

9…7

150…200

16…12

17…13

15…11

15…11

7…5

200…300

12…9

13…9

11…7

11…7

5…3

300…500

9…5

9…5

7…5

7…4

3…2

Свыше 500

4

4

4

3

1

Свиньи

40…60

45…36

42…33

42…32

39…30

18…14

60…80

36…29

33…28

32…27

30…25

14…12

80…100

29…25

28…24

27…23

25…21

12…10

100…125

25…21

24…21

23…20

21…18

10…8

125…150

21…19

21…18

20…17

18…16

8…6

150…200

19…16

18…15

17…14

16…13

6…5

200…300

16…12

15…12

14…11

13…10

5…3

Свыше 300

11

11

11

10

3

При перевозке птицы в бортовых автомобилях клетки с птицей в кузове следует устанавливать так, чтобы к ним был доступ, иначе невозможно кормить птицу в пути и очищать клетки.

Цыплят перевозят в специальных ящиках автомобилями-фургонами АПЦ-10, где искусственно поддерживается соответствующая температура. За один рейс фургон перевозит до 6000цыплят или утят, 8000индюшат, 2000гусей или 180000куриных яиц.

Для перевозки суточных цыплят инкубаторных яиц используют автофургон модели 3716, который за один рейс может перевезти 14400однодневных цыплят или 29160инкубационных яиц.

Внутри кузова размещается девять контейнеров для укладки ящиков с яйцом или суточными цыплятами. Загружают и выгружают контейнеры механизмом, размещенным в задней части автомобиля.

Автофургон имеет систему вентиляции и отопления, поддерживающую необходимый микроклимат внутри кузова.

Наиболее рациональной формой организации перевозок животных являются централизованные перевозки.

При перевозке животных нельзя допускать резких торможений, повышенных скоростей на крутых поворотах и т.д., при этом надо подбирать водителей, имеющих высокую квалификацию и большой опыт вождения в сложных условиях. В кабине автомобиля должен находиться проводник, отвечающий за содержание животных в пути. На животных должны быть сопроводительные документы: ветеринарное свидетельство, грузовая карта и путевой журнал.

После окончания перевозки животных кузов автомобиль подвергается механической очистке: он должен быть тщательно промыт, а при необходимости и продезинфицирован 4%-ным раствором хлорамина, или 2%-раствором формальдегида, или раствором хлорной извести.

  • 30. Яйца перевозят в плотных ящиках, переложенных опилками или специальным упаковочным материалом. Упаковка яиц стружкой или соломой не разрешается; перо и пух упаковывают в мешковину или в другой материал.
  • 31. Кишечное сырье, шкуры, пушно-меховое сырье, шерсть, волос, щетину разрешается перевозить также только в соответствующей упаковке. Рога, копыта и кость, очищенные от мягких тканей и высушенные, разрешается перевозить и без упаковки (навалом), но покрытыми брезентом; при перевозке этого сырья самолетами они должны быть упакованы.
  • 32. Автомашины или самолеты после выгрузки в месте назначения животных, шкур, костей и другого сырья, перевозившегося без упаковки (навалом), подлежат очистке и дезинфекции, как указано в пункте 36.

Выпуск этих автомашин с территории грузополучателя, равно как и использование их и самолетов для последующих перевозок животных, птицы, животного сырья или других грузов, без предварительной очистки и дезинфекции запрещается.

Очистка и дезинфекция автомобильного транспорта и самолетов

33. Автомашины и самолеты после перевозки в них животных подлежат обязательной очистке и дезинфекции каждый раз после разгрузки. Специальную очистку и дезинфекцию не проводят, когда перевозят мелких одиночных животных и птицу (декоративных, зоопарковых и т.п.) и цыплят из инкубаторов.

При перевозках мяса, мясопродуктов или других грузов, предусмотренных настоящими Правилами, дезинфекцию проводят по мере необходимости.

Очистку и дезинфекцию проводят силами и средствами грузополучателя.

  • 34. Очистка и дезинфекция транспорта должны производиться на специально отведенной для этого площадке или в другом месте по указанию ветеринарно-санитарного надзора.
  • 35. Перед дезинфекцией кузов автомашины или борт самолета подвергают механической очистке, а затем влажной профилактической дезинфекции.

В зависимости от вида перевозимых грузов и степени загрязнения транспорта последний после механической очистки или дополнительно обмывают струей горячей (60 - 70°) воды из шланга, затем горячим 2-процентным раствором кальцинированной соды путем орошения или обтирания, или только орошают указаннымдезраствором без предварительного обмывания горячей водой.

  • 36. После выгрузки животных и других грузов, указанных в пункте 32, автомашины и самолеты после механической очистки подлежат дезинфекции одним из следующих дезинфицирующих средств:
  • 2-процентным раствором формальдегида, раствором хлорной извести при содержании в нем 2 - 3% активного хлора, 4-процентным раствором хлорамина, горячим (60 - 70°) 2-процентным раствором едкого натра, 20-процентной взвесью свежегашеной извести при норме расхода каждого из указанных средств 0,5 л на 1 кв. м площади.

Примечания. Если автомашины специально выделены для перевозки грузов, указанных в пункте 32, и совершают несколько рейсов в течение дня в пределах данного района, то дезинфекция их, как указано выше, допускается по окончании перевозок, в конце дня. Для дезинфекции помещений в самолетах не допускается применение дезинфицирующих средств, вызывающих коррозию металла.

37. В случае обнаружения при перевозках каких-либо заразных болезней очистка и дезинфекция транспорта, а также все другие мероприятия проводятся в порядке, предусмотренном соответствующими инструкциями.

Приемку шерсти проводят партиями. Партия - количество упаковочных еди­ниц шерсти, отгруженное в один адрес и оформленное одним документом, удосто­веряющим ее количество и качество. Приемку шерсти по количеству и массе прово­дят взвешиванием каждой упаковочной единицы; по качеству - путем проверки 10% упаковочных единиц, но не менее одной, отобранных от каждого сортимента партии (шерсть одной группы тонины, одного состояния и цвета). Проверку правильности сортировки шерсти и соответствия ее качества требованиям стандартов проводят по утвержденным эталонам.

Наименование, состояние, цвет и выход чистого волокна определяют органо-лептически, путем внешнего осмотра шерсти, при возникновении разногласий - ла­бораторным методом.

Длину шерсти определяют измерением штапелей, взятых с основных частей ру­на, на миллиметровой линейке; тонину - визуально и органолептически по характеру извитости, мягкости шерсти и сравнивая с эталонами; цвет шерсти устанавливают визуально; засоренность - визуально, при осмотре и прощупывании руна; прочность -органолептически по устойчивости к разрыву пучка волокон при применении к нему ручного усилия или лабораторным методом с помощью динамометра.

Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение немытой классирован-ной шерсти осуществляют по ГОСТ Р 53399-2009.

Упаковку шерсти и пуха проводят в воздушно-сухом состоянии в кипы раз­дельно по виду, наименованию, сортименту. Упаковка шерсти и пуха во влажном состоянии не допускается. Рунную тонкую мериносовую и немериносовую белую и светло-серую шерсть упаковывают отдельно по классам, подклассам и группам со­стояния; полутонкую - по классам и состоянию. Полугрубую неоднородную шерсть упаковывают раздельно по времени стрижки: шерсть весенней стрижки с учетом наименования, класса, состояния и цвета, шерсть осенней стрижки и поярковую по наименованиям, состоянию и цвету. Отдельно упаковывают шерсть пожелтевшую; кусковую и укороченную с учетом цвета; отклассировки с учетом наименования.



Кипы шерсти и пуха должны быть запрессованы на гидравлических прессах типа ПГШ (или других марок). Масса кипы тонкой и полутонкой шерсти -(90±15)кг, кроссбредной, кроссбредного типа, цигайской, полугрубой и грубой ве­сенней, поярковой, козьей, верблюжьей - (80±15) кг, полугрубой и грубой осенней, козьего пуха - (75±15) кг. Размеры кипы, мм: длина 820±15, ширина 570±]5, высота 740±30. По согласованию с потребителем допускается запрессовка шерсти в кипы с большими либо меньшими размерами и массой. Однако масса кип не должна пре­вышать 125 кг. Допускается запрессовка неполновесных кип массой не менее 60 кг, не более одной кипы по каждому сортименту шерсти или пуха в партии. По согла­сованию с потребителем упаковка таких кип может быть в незапрессованном виде массой менее 60 кг. Запрессованная кипа должна иметь форму параллелепипеда с двумя выпуклыми и четырьмя плоскими гранями.

Упаковку тонкой и полутонкой овечьей, однородной козьей шерсти, козьего пуха и белой шерсти всех видов проводят только в новую упаковочную льно-джутовую либо льно-джуто-кенафную ткань или (по согласованию с потребителем) другие равноценные по качеству ткани, обеспечивающие сохранность количества и качества упакованной шерсти и пуха. Остальную овечью, козью, верблюжью

шерсть, шерсть-линьку и отклассировки допускается упаковывать в возвратную упаковочную ткань, но прочную, без дыр, чистую и продезинфицированную. Клюн-кер упаковывают в возвратную тару в два слоя.

Обрезанные края заготовок тары должны быть проклеены или дважды подвер­нуты и прошиты. Прошивку проводят на швейной машине хлопчатобумажными нитками. Кипа не должна иметь непокрытых упаковочной тканью мест.

Кипы шерсти и пуха, запрессованные и упакованные, должны быть скреплены поясами из термически обработанной проволоки. Количество поясов на кипе долж­но обеспечивать сохранение ее формы и размеров. Концы поясов должны быть на­дежно скреплены и не иметь острых выступающих частей.

Маркировку продукции проводят краской по трафарету на торцевой стороне кипы с указанием: наименования республики, края, области; района; наименования отправителя; порядкового номера кипы; данных оценки качества шерсти; массы брутто и нетто кип, кг; выхода чистой шерсти из немытой, %; обозначения стандар­та, по которому классифицировали шерсть.

Транспортирование кип шерсти и пуха осуществляют железнодорожным, вод­ным и автомобильным транспортом в крытых транспортных средствах. Допускается козий пух отправлять почтовыми посылками. Транспортные средства должны быть чистыми, сухими, в исправном виде.

Каждая партия шерсти и пуха, а также почтовая посылка с козьим пухом долж­ны сопровождаться ветеринарным свидетельством установленной формы при по­ставках за пределы административного района или справкой государственной вете­ринарной службы при поставках внутри района. Кроме того, каждая партия шерсти или пуха сопровождается покупной спецификацией и документом о качестве.

Хранение шерсти и пуха осуществляют в крытых складских помещениях с бе­тонированным или асфальтированным покрытием. Помещения должны быть чис­тыми, периодически проветриваемыми.

Допускается хранение кип шерсти на специальных площадках под навесом или укрытых брезентом на настиле из подтоварника. При хранении должно быть исклю­чено попадание атмосферных осадков и почвенной влаги.

Кипы в складских помещениях укладывают штабелями. В штабеле не должно быть более девяти рядов кип в высоту.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите типы шерстяных волокон.

2. Какую шерсть считают однородной и какую неоднородной?

3. Какие показатели характеризуют качество шерсти?

4. Что понимают под уравненностью шерсти?

5. Как подразделяют овечью и козью шерсть по цвету?

6. Какую шерсть называют переследом?

7. Что понимают под состоянием шерсти?

8. Какие бывают пороки шерсти?


Стандартизация шерсти

9. Охарактеризуйте шерсть овечью рунную, кусковую, укороченную и отклас-
сировки.

10. Изучите характеристику тонкой шерсти.

11. Чем отличается немериносовая шерсть от мериносовой?

12. Приведите товарную классификацию тонкой шерсти.

13. Дайте характеристику полутонкой шерсти.

14. Изучите отличительные признаки цигайской и цигай-грубошерстной шерсти.

15. Изучите требования к полугрубой и грубой шерсти весенней стрижки.

16. Как подразделяют шерсть овечью весенней стрижки по состоянию?

17. Охарактеризуйте шерсть овечью осенней стрижки и поярковую.

18. Какие требования предъявляют к козьей шерсти и пуху?

19. Как осуществляют приемку шерсти?

20. Изучите правила упаковки, маркировки, транспортирования и хранения шерсти.

Просмотров