Синтаксический разбор предложения слова помогали людям объединяться. В помощь школьнику: делаем синтаксический разбор предложения

В русском языке процессом синтаксического анализа считается поочередное сопоставление слов с выделением некоторого подмножества из множества всех слов. Результатом выступает синтаксическая очерёдность, которая применяется совместно с лексическим анализом. Синтаксический анализ даёт возможность проанализировать строение предложения, что увеличивает уровень пунктуационной грамотности.

Синтаксический разбор приемлемо выполнять как в простых, так и в сложных предложениях, а также в словосочетаниях. В каждом примере свой сценарий анализа, в котором подчеркиваются свойственные составные части. При синтаксическом анализе необходимо обладать способностью выделить словосочетание из предложений, а также определить, каким предложение является - простым либо сложным. Кроме того, следует понимать, каким образом строится словосочетание, и присвоить ему тип связи. Различают такие типы связи: согласование, примыкание, управление. При синтаксическом анализе нужно выбрать желаемое нам словосочетание в предложении, затем установить главное слово. Следующим шагом будет определение времени, наклонения, а также лица и числа главного слова. Что касается анализа простого предложения, то необходимо изначально определить его по цели высказывания, а именно - повествовательное оно, побудительное либо вопросительное. Затем нужно найти подлежащее и сказуемое. Следующим этапом определяем тип предложения - оно односоставное либо двусоставное. После выясняем наличие в предложении слов помимо подлежащего и сказуемого, что позволит нам сказать – распространенное оно либо нераспространенное. Далее будет установление - полное или неполное предложение. Разберем такой пример: «Я не слушала музыку прекрасней Бетховена». Предложение будем считать простым. Наделено одной грамматической основой - «я не слушала». «Я» - подлежащее, личное местоимение. «Не слушала» - простой глагол, сказуемое, в состав которого входит частица «не». В предложении присутствуют следующие второстепенные члены «музыку» - дополнение, выраженное существительным. «Прекрасней» - определение, выраженное прилагательным в сравнительной степени. «Бетховена» - дополнение, существительное. Теперь можно охарактеризовать это предложение - оно повествовательное, не восклицательное; по строению - простое, так как одна грамматическая основа; двусоставное - есть оба главных члена; распространенное - ведь в нем присутствуют второстепенные члены; полное - нет пропущенных членов. Однородных членов в предложении также нет.


Порядок синтаксического разбора может быть различным. Иногда требуется дать характеристику сложному предложению в целом, а иногда - разобрать входящие в него части, которые организованы как простые предложения. Рассмотрим вариант более подробного синтаксического разбора. Сначала определяем предложение по цели высказывания. Затем вид по интонации. После этого следует найти простые предложения в составе сложного и определить их основы. Далее выделяем средства связи между частями сложного предложения и указываем тип предложения по средствам связи. Определяемся с наличием второстепенных членов в каждой части сложного предложения и указываем, являются ли части распространенными или нераспространенными. В следующем шаге отмечаем наличие однородных членов или обращения.

Пользуясь последовательностью и правилами синтаксического анализа, не составит большого труда сделать правильный синтаксический разбор предложения, хотя по скорости разбора скорее всего вас обойдёт шестиклассник-хорошист.

Сегодня мы продолжаем изучать сложное предложение, на этом уроке научимся делать его синтаксический разбор.

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное ).

2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное ).

3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы.

4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзные, бессоюзные ).

5. Выделить второстепенные члены в каждой из частей сложного предложения, указать, распространенной или нераспространенной она является.

6. Отметить наличие однородных членов или обращения.

Предложение 1 (рис. 1).

Рис. 1. Предложение 1

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (имеет две грамматические основы), союзное (соединенное союзом и ), и первая, и вторая части - нераспространенные (рис. 2).

Рис. 2. Разбор предложения 1

Предложение 2 (рис. 3).

Рис. 3. Предложение 2

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное. Первая часть распространенная (есть определение), вторая нераспространенная (рис. 4).

Рис. 4. Разбор предложения 2

Выполните синтаксический разбор предложения (рис. 5).

Рис. 5. Предложение

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное. Первая часть распространенная, осложнена однородными сказуемыми. Вторая часть распространенная.

Рис. 6. Разбор предложения

Список литературы

1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. - М.: 2012 Часть 1 - 182 с., Часть 2 - 167 с., Часть 3 - 63 с.

2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012. - Часть 1 - 192 с.; Часть 2 - 176 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. - М.: 2012 - 318 с.

4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. - М.: Просвещение, 2014. - Часть 1 - 127 с., Часть 2 - 160 с.

1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()

Домашнее задание

1. Каков порядок синтаксического разбора сложного предложения?

2. Какие бывают сложные предложения по средству связи между частями?

3. Подчеркните грамматические основы в предложении:

Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

Задания, связанные с синтаксическим анализом текста, вызывают затруднения у школьников и студентов филфака. Грамотно проведенный синтаксический разбор предложения требует достаточно обширных знаний в области русского языка. Но, обладая базовыми понятиями, можно с успехом справиться с заданиями.

Что такое синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор – это анализ предложения по следующим критериям:

  1. Вид по цели высказывания.
  2. Вид по эмоциональной окраске.
  3. Количество основ (далее простое и сложное предложения разбираются согласно определенному порядку).
  4. Характеристика членов предложения.
  5. Конструкции, осложняющие предложение (если они есть).
  6. Пунктуационный разбор.
  7. Схема (если требуется).

Синтаксический разбор предложения бесплатно онлайн

Найти программу, способную правильно выполнить синтаксический разбор в полном объеме с учетом всех нюансов, достаточно трудно. Но все же в сети есть несколько сервисов, которые помогут в решении проблемы.

Ресурс Seosin.ru – наиболее популярный из имеющихся. При введении предложения в соответствующее окно можно получить синтаксический анализ текста.

Если для разбора требуется провести семантический анализ, лучше всего воспользоваться программой известной биржи «Advego».

Получить онлайн решение можно также от специалистов – филологов и лингвистов. Для этого нужно зайти на соответствующий форум (http://gramota.ru/, https://lingvoforum.net/,http://lingvo.zone/). Профессионалы обязательно помогут с разбором и дадут исчерпывающий ответ на самый сложный вопрос.

Сделать синтаксический разбор самостоятельно

Постичь все премудрости разбора можно, если внимательно прочитать приведенную ниже информацию и немного потренироваться.

I. Цель высказывания

В зависимости от цели, предложения делятся на:

  1. повествовательные (передают информацию, что-то сообщают, утверждают или отрицают. В конце таких предложений стоит точка или восклицательный знак);
  2. вопросительные (содержат вопрос, в конце ставится (обязательно!) вопросительный знак);
  3. побудительные (содержат побуждение, призыв, просьбу, требование). Характерны побудительная интонация, использование глаголов повелительного наклонения, частицы пусть, пускай, давай.

II. Эмоциональная окраска

Показателем является наличие восклицательного знака. Есть он – предложение восклицательное , нет – невосклицательное . Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным.

III. Количество грамматических основ

По наличию основ предложения бывают простые и сложные . К простым относят те, в которых 1 грамматическая основа.

Соответственно в сложном предложении должно быть 2 или более основ.

III. 1. Порядок разбора простого предложения

Следует указать вид предложения по наличию главных членов.

К главным членам относятся подлежащие и сказуемое.

Подлежащее отвечает на вопросы кто и что? Может быть выражено практически любой частью речи.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает, что такое этот предмет, кто он такой, каков он, в каком состоянии находится? Также может быть выражено различными частями речи.

К второстепенным членам относятся дополнение (отвечает на вопросы косвенных падежей), определение (какой? чей?) и обстоятельство (где? когда? куда? сколько? и т.д.)

III. 1.1 Распространенные и нераспространенные предложения

Если предложение содержит только главные члены – оно нераспространенное . Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член – распространенное .

III. 1.2. Односоставное или двусоставное

Если в предложении есть подлежащее и сказуемое – предложение является двусоставным . Если только один главный членодносоставным .

III. 2. Разбор сложного предложения.

После определения вида простого или сложного предложения необходимо разобрать второстепенные члены, найти осложняющие конструкции и объяснить постановку знаков препинания.

Примеры синтаксического разбора

Синтаксический разбор предложения: Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе.

  • 1 основа — простое,
  • Основа — солнце (подлежащее) стояло (сказуемое). Второстепенные члены предложения: стояло (где?) на небе (обстоятельство). На небе (каком?) чистом (определение). Стояло (как?) уже довольно высоко (обстоятельство).

Синтаксический разбор предложения: Дождик прошел по садовой дорожке.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — дождик прошел.
  • Второстепенные члены: прошел (где или как?) по дорожке (обстоятельство). Дорожке (какой?) садовой (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Меж редеющих верхушек показалась синева.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — синева показалась.
  • Второстепенные члены: показалась (где?) меж верхушек (обстоятельство), (каких?) синих (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Старые рукописные книги ценились на вес золота.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — книги ценились.
  • Второстепенные члены: ценились (каким образом?) на вес золота (обстоятельство). Книги (какие?) старые рукописные (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Лето было сухое, дожди почти не выпадали.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 2 основы (лето было сухое и дожди не выпадали), поэтому производим разбор сложного предложения,
  • 1 часть – нераспространенное,
  • 2 часть – распространенное. Второстепенный член – обстоятельство (как?) почти.
  • Бессоюзное.
  • Части разделены запятой.

Ученики средней и старшей школы регулярно сталкиваются с проблемой, как провести анализ в русском литературном языке.

Делается синтаксический разбор в соответствии с определённой схемой. Эта тема в школьном курсе позволяет выявить структуру предложения , охарактеризовать его, что снижает пунктуационную неграмотность.

Вконтакте

Что показывает синтаксический анализ

В существует четыре основных вида разбора: фонетический, морфологический, по составу и синтаксический. Под последним понимают анализ или разбор синтаксических единиц с первостепенным выделением грамматической основы . Выполняется анализ согласно утверждённому алгоритму действий: подчеркнуть члены + охарактеризовать их + нарисовать схему.

Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу. Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл. Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.

Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым . Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.

Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников .

На следующем этапе придётся разобрать предложение по . Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:

  • подл. – сущ., мест.;
  • сказ. – гл., кр. прил., сущ.;
  • опред. – прил., мест., числ.;
  • доп. – сущ., мест.;
  • обст. – наречие, сущ. с предлогом.

С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.

Характеристика синтаксических единиц

Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.

Определяем вид:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное);
  • по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.

Находим грамматическую основу.

Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.

Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:

  • по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное;
  • по распространённости: распространённое или нераспространённое;
  • по полноте: полное или неполное.
  • чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.

Определяем к какому типу относится сложное предложение:

  • сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом;
  • сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего;
  • бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).

Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.

Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.

Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.

Здесь больше параметров для анализа .

После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.

Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.

Как составить схему

Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.

  1. Выделите подлежащее, подчеркнув одной линией, а сказуемое – двумя чертами.
  2. Найдите второстепенные члены, подчеркнув их согласно общепринятых правил.
  3. Предложения с оборотом или причастным выделяется следующим образом и указываются в итоговой схеме. Деепричастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается точка/пунктир. Причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами , а подчёркивается волнистой линией.
  4. В схему сложносочинённого предложения союз не входит, его выносят за рамки основы. А вот сложноподчинённые предложения включают его в придаточную часть. Союзы и союзные слова заключаются в овал.

Важно! Перед тем, как составить схему предложения, надо научиться графически обозначать однородные члены. Их заключают в круг, а обращение, которое не является членом синтаксической единицы, в схеме обозначается буквой «О» и отделяется двумя вертикальными линиями. Аналогичным образом поступают с вводными словами.

Схему предложения с прямой речью составить несложно . Здесь важно отделить одну часть от другой, т.е. слова автора от прямой речи, поставив между ними соответствующие пунктуационные знаки.

Образец разбора простого предложения

Записываем пример и приступаем к анализу.

Я не видел озера великолепнее Байкала.

I этап: разбор предложения по членам:

  • «Я» – подл., выражено лич. мест;
  • «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.;

II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет — «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.

В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:

  • не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.;
  • озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени;
  • великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.

III этап: по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения в русском языке:

  • по строению – двусоставное, распространённое, полное;
  • по цели высказывания – повествовательное;
  • по интонации – невосклицательное, следовательно, в конце ставится знак препинания – точка.

IV этап: синтаксический разбор простого предложения предполагает схему [- =].

Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.

Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.

Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.

Схема: [, I дееприч.оборот I, = — ].

Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.

Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.

Образец: Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.

Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.

Схема: [- = и = О, О, О].

Разбор сложных предложений

Домашнее упражнение по русскому регулярно содержит обязательное задание под цифрой 4. Здесь встречаются разнохарактерные примеры: ССП, СПП, БСП.

Всегда, делая синтаксический разбор сложного предложения, нужно начинать его с нахождения грамматической основы.

Анализировать сложноподчинённые предложения нужно исходя из определения главного и придаточного.

Разбор синтаксических единиц с несколькими придаточными осуществляется по общему плану, как бы делался разбор предложения по составу , но с указанием вида подчинения и комбинации этих видов. Ниже представлены образцы сложноподчинённых предложений с примерами, со схемами, наглядно демонстрирующие анализ.

Образец СПП с последовательным подчинением: Малыши сообщили, что нарвали тех ромашек, которые любила бабушка.

Характеристика: повест., невоскл., сложное, союзное, его части связаны подчинительной связью с последовательным подчинением, состоит из двух простых.

Схема: [- =], (что = (которые = -).

Образец ССП: Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

Характеристика: повест., невоскл., сложное предложение, имеет две грамматические основы, союзное, сложносочинённое. Союз «и» выражает одновременность. 2-е простое предложение осложнено однородными обст. состояния.

Схема: [- =], и [=].

Образец БСП : Ветер воет, гром грохочет.

Характеристика: повест., невоскл., сложное бессоюзное.

Схема: [- =], [- =].

Синтаксический разбор простого предложения

Как делать синтаксический разбор

Вывод

Если иметь перед глазами предложения, примеры со схемами, то автоматически срабатывает визуальная память. Это хорошо помогает на контрольных диктантах и самостоятельных. Тем самым можно научиться автоматически и безошибочно делать синтаксический разбор предложения (если примеры будут подобраны грамотно), освещать все критерии, необходимые для анализа.

Разбор предложения по составу называют синтаксическим. Он один из первых, который изучают в школе. Сначала процесс может вызывать трудности, однако, уже после двух разборов многие люди быстро находят все составляющие. Поможет в разборе знание частей речи, правила об основе и второстепенных членах предложения, понимание связи слов в словосочетании. Это проходят к концу начальной школы, поэтому ученики 5 класса выполняют разбор без труда.

Придерживаясь определённой последовательности, можно быстро сделать разбор. Для этого понадобится обратить внимание на такие этапы:

  1. Определить, к какому типу относится фраза: повествовательному, вопросительному или побудительному.
  2. По эмоциональному окрасу отличают восклицательное и невосклицательное предложение.
  3. Затем переходят к грамматической основе. Её нужно найти, обозначить способ выражения, указать, является предложение простым или сложным.
  4. Определить односоставность и двусоставность написанного.
  5. Найти дополнительные члены предложения. Они покажут, является оно распространённым или нет.
  6. С помощью определённых видов линий выделить каждый второстепенный член предложения. При этом над словом указывают, каким оно является членом предложения.
  7. Обозначить, имеются ли пропущенные члены предложения в предлагаемой фразе, что позволит определить, полным или неполным является высказывание.
  8. Имеются ли осложнения.
  9. Дать характеристику написанному.
  10. Составить схему.

Чтобы правильно и быстро провести синтаксический разбор, нужно знать, что представляет собой основа и второстепенные члены.

Основа

В любой основе имеется подлежащее и сказуемое. При разборе первое слово подчёркивается одной линией, второе – двумя. Например, «Наступила ночь ». Здесь грамматической основой выступает полная фраза. В ней подлежащее слово «ночь». Подлежащее не может находиться ни в каком другом падеже, кроме именительного.

По соседству находится сказуемое «наступила», которое описывает действие, совершённое с подлежащим. (Пришёл рассвет. Наступила осень.) В зависимости от того, простым или сложным является предложение, выделяют одну или две основы. В высказывании «Жёлтые листья опадают с деревьев» одна грамматическая основа. А здесь две основы: «Луна спряталась – наступило утро».

Перед синтаксическим разбором фразы необходимо найти дополнительные члены предложения:

  1. Чаще всего дополнение - это существительное или местоимение. Ко второму члену предложения могут добавляться предлоги. Оно отвечает на все вопросы падежей. Сюда не входит именительный падеж, так как он может быть только у подлежащего. Посмотри (куда?) на небо. Обсудим (что?) вопрос. В семантическом значении они стоят в одном ряду с существительным.
  2. Определение выполняет описательную функцию, отвечая на вопрос «Какой? Чей?». Часто сложно выявить член предложения из-за того, что оно бывает двух видов. Согласованное, когда два слова находятся в одном лице, роде, числе и падеже. Несогласованное выступает словосочетанием с управлением и примыканием. Например: «На стене висит книжная полка. На стене висит полка для книг» . В обоих случаях можно задать вопрос: какая? Однако отличием является согласованность и несогласованность определения.
  3. Обстоятельство описывает образ действия, время. Считается самым обширным членом предложения. Мы встретились (где?) в магазине. (Когда?) Вчера мы ходили в кино. Я (как?) легко сделаю упражнение. Это приводит к тому, что обстоятельство часто путают с дополнением. Здесь важно правильно поставить вопрос от главного слова к зависимому.

Взаимосвязь при написании

Важно сказать, что все второстепенные члены обязательно связаны с одним из главных слов. Определение находится в составе подлежащего, поэтому вопросы задают именно от этого члена предложения. А вот дополнение и обстоятельство связано со сказуемым.

На письме при разборе следует обозначить второстепенные члены. Если подлежащее и сказуемое подчёркивают одной и двумя линиями соответственно, то дополнение выделяют пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – точкой и тире. При синтаксическом разборе следует обязательно указывать в графическом варианте, чем является каждое слово.

Практическое занятие

Рассмотрим простое предложение:

Зимой туристы отправляются на горнолыжный курорт.

Начинают с основы. Здесь она представлена словосочетанием «туристы отправляются». То есть подлежащее - туристы, сказуемое – отправляются. Это единственная основа, значит, написанное является простым высказыванием. Так как имеются дополнительные члены, то оно является распространённым.

Теперь можно заняться поиском дополнений. Здесь при написании его не использовали. За ним следует определение: на (какой?) горнолыжный курорт. И можно выделить обстоятельства. Отправляются (куда?) на курорт, отправляются (когда?) зимой.

Вот так выглядит предложение при разборе по составу: Зимой (обст.) туристы (подл.) отправляются (сказ.) на горнолыжный (опр.) курорт (доп.).

Пример сложного предложения:

Солнце зашло за тучу, с неба пошёл мелкий дождь.

Сначала ищем основу. В предложении речь идёт о солнце и дожде. Значит, основы в предложении две: солнце зашло, и дождь пошёл. Теперь нужно найти дополнительные члены предложения в каждой основе. Зашло (куда?) за тучу; пошёл (какой?) мелкий, пошёл (откуда?) с неба.

Вот так нужно разбирать распространённые предложения по составу:

Мальчик сидел на крыше дома и смотрел на звёздное небо, притягивающее взгляд.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

Здесь основа – мальчик сидел и смотрел, поэтому сказуемых два. Находим второстепенные члены предложения. Сидел (где?) на крыше (чего?) дома. Смотрел (куда?) на небо, (какое?) звёздное. Небо (какое?), притягивающее взгляд.

То есть после нахождения всех составляющих высказывания, оно будет выглядеть так:

Мальчик (подл.) сидел (сказ.) на крыше (обст.) дома (доп.) и смотрел (сказ.) на звёздное (опред.) небо (обст.), притягивающее взгляд (опред.).

Синтаксический разбор предложения делать несложно. Главное, придерживаться шагов, начиная с поиска главных членов предложения. Они являются основой. Затем переходят к второстепенным. В конце разбора каждый из них подчёркивают определённой линией.

Видео

Из видео вы узнаете, как правильно сделать синтаксический разбор предложения.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Просмотров