Религия иудаизм – основные идеи. Кратко об иудаизме: основные моменты

Это монотеистическая религия, основанная на вере в единого Бога (личного, неделимого, бесплотного и вечного существа), который является не только создателем мира, но и его постоянным надзирателем или опекуном. Господь дал вечный завет народу Израиля, обещая ему защиту и помощь в обмен на подчинение его заповедям. была сформирована во втором тысячелетии до нашей эры, она является национальным вероисповеданием евреев. Большинство последователей проживает в Соединенных Штатах Америки (5,6 миллиона) и в Израиле (4,7 миллиона).

Эта культура включает в себя несколько уникальных языков, каждый из которых дает обширную литературу, всеобъемлющую еврейскую философию, а также набор социальных обычаев и конвенций.

Основные религиозные принципы

Иудаизм подтверждает существование и уникальность Бога и подчеркивает выполнение заповедей наряду с соблюдением строгой системы убеждений. В отличие от христианства, которое требует более четкого определения Бога, эта вера предполагает, чтобы человек чествовал Бога через постоянную борьбу с указаниями Бога (Тора) и практикой заповедей. Православный иудаизм подчеркивает ряд основных принципов в своих образовательных программах. Основное убеждение в том, что существует одно-единственное всезнающее трансцендентное Божество, которое создало Вселенную и продолжает заботиться о своих творениях. Традиционное иудейство утверждает, что Господь установил завет еврейскому народу на горе Синай, открыл свои законы и 613 заповедей. Они были в письменной форме, иудаизм опирается на них ― отсюда появилась священная книга Тора.

Существует ряд основных принципов, которые были сформулированы средневековыми раввинскими властями. Они выдвигаются в качестве основополагающих основ:

  1. Бог вечен.
  2. Он является центром Вселенной, поддерживает ее и контролирует события, происходящие в мире.
  3. Бог создает материю и реальность, он абсолютный источник любви и мудрости.
  4. Существует только один Бог, которому следует повиноваться. Перед ним все равны, вне зависимости от пола, расы, вероисповедания.
  5. Он охотно принимает всех, кто приходит к нему.
  6. Миссия иудеев заключается в просвещении остальных людей о божественных заповедях.
  7. Хашем ― источник спасения. Каждый должен верить, что Господь спасет свой народ от порабощения, и поддерживать его завет для мессианской эпохи ― веры в будущее искупление.
  8. Задача иудаизма ― вернуть человечество на путь истинный и привлечь к божьим законам.
  9. Бог вознаградит праведников. Творец вознаграждает тех, кто соблюдает его заповеди, и наказывает тех, кто их нарушает.
  10. Жизнь ― это постоянный диалог с Господом.

Религия иудаизм, если кратко, затрагивает абсолютно все сферы жизни. В Библии описаны советы по ведению быта, правильному питанию, вопросы, касающиеся брака, рождения, смерти и т. д.

Немного истории

Кому поклоняются иудеи? Сторонники этой веры поклоняются единому Богу. Его имя не принято называть вслух без надобности. Еврейская Библия говорит о том, что евреи ― это избранный Господом народ. Все евреи ― это потомки Авраама, который заключил с Богом договор. Согласно Библии евреи происходят от древнего народа Израиля, который поселился на земле Ханаан между восточным побережьем Средиземного моря и рекой Иордан. Библия относится к детям Израиля как к потомкам общего предка израильтян ― Иакова.

В Книге Бытия рассказывается история Иакова и его двенадцати сыновей, которые покинули Ханаан во время сильного голода и поселились в Гошенах северного Египта. Правительство египетского фараона якобы порабощало своих потомков, хотя нет никаких независимых свидетельств того, что это происходило. После 400 лет рабства Бог Израиля послал пророка Моисея из колена Левия, чтобы освободить израильтян от рабства. Согласно Библии евреи чудесным образом эмигрировали из Египта (событие, известное как Исход) и вернулись на свою родину в Ханаан.

Согласно Библии после освобождения от египетского рабства народ Израиля жил в Синайской пустыне в течение сорока лет, прежде чем завоевать Ханаан в 1400 году до нашей эры. Живя в пустыне, согласно библейским писаниям, народ Израиля получил Десять заповедей на горе Синай через Моисея. Войдя в Ханаан, части земли были отданы каждому из двенадцати колен Израиля.

Исторические сведения

После падения Иерусалима Вавилония (современный Ирак) будет центром религии иудаизма более тысячи лет. Первые еврейские общины в Вавилонии возникли со времени изгнания племени Иудеи в Вавилон Иоакимом в 597 году до нашей эры, а также после разрушения Храма в Иерусалиме в 586 году до нашей эры. Еще много евреев мигрировали в Вавилон в 135 году нашей эры после восстания Бар-Кохбы. Вавилония стала центром еврейской жизни вплоть до XIII века. К первому столетию она быстро развивалась, население составляло 1 миллион евреев, которое увеличилось до 2 миллионов, составляя около 1/6 мирового еврейского населения в ту эпоху.

В период европейского Возрождения и Просвещения в общине произошли значительные изменения. Движение Хаскалы сопровождалось более широким Просвещением, поскольку евреи в XVIII веке начали кампанию за освобождение от ограничительных законов и интеграцию в более широкое европейское общество. Светское и научное образование было добавлено к традиционному религиозному обучению, полученному студентами, и интерес к национальной идентичности, включая возрождение в изучении истории и иврита, начал расти.

В 1870-х и 1880-х годах евреи в Европе стали более активно обсуждать иммиграцию в Израиль и возможность воссоздать еврейскую нацию на своей национальной родине, выполняя библейские пророчества, касающиеся Шиват-Циона.

В 1933 году с приходом к власти Адольфа Гитлера и нацистской партии в Германии положение евреев стало сложным. Иудаизм и его сторонники строго осуждались. Экономические кризисы, расовые антисемитские законы и страх перед предстоящей войной заставили многих евреев бежать из Европы в Палестину, в Соединенные Штаты Америки и в Советский Союз.

На сегодняшний день Израиль ― парламентская страна, где больше половины населения ― евреи. Крупнейшие еврейские общины находятся в Израиле и Соединенных Штатах с основными общинами в Европе, России и Канаде.

Великий основатель и пророк

Основателем считают пророка Моисея. Согласно Книге Исхода Моисей появился на свет, когда его народ, израильтяне, возрастал в количестве. Это обеспокоило египетского фараона. Поэтому он распорядился убивать новорожденных мальчиков-израильтян. Мать Моисея тайно скрыла его. Через дочь фараона ребенок был принят в качестве подкидыша из реки Нил и вырос с египетской королевской семьей. После убийства египетского рабовладельца Моисей бежал в Мадиам, где он встретил Ангела Господня, говорящего с ним на горе Хориб.

Бог послал Моисея, чтобы избавить израильтян от рабства. Моисей привел израильтян из Египта к библейской горе Синай, здесь ему были даны Десять заповедей от Бога, написанные на каменных табличках. Перед смертью Моисей оставил преемника ― Иисуса Навина, благословив его.

Основные идеи

Иудаизм совмещает в себе все моральные принципы других вер. Обычно еврейская этическая практика характеризуется такими ценностями, как справедливость, поиск истины, любовь к миру, любящая доброта, сострадание, смирение и чувство собственного достоинства. Этические практики включают практику благотворительности и воздержание от негативной речи.

Основные идеи:

  • Господь является вездесущим, справедливым и всезнающим. Все равны перед ним.
  • человек ― это духовно бессмертное существо, созданное Господом по своему подобию. Поэтому он должен следовать божьим законам и постоянно самосовершенствоваться.
  • сторонники этой религии считают, что духовное начало преобладает над материальным миром. Но к окружающему миру нужно относиться с уважением и любовью.

Как видим, у иудаизма, христианства и даже ислама есть много общего, и совершенно точно, что иудаизм ― одна из великих мировых религий, а еврейский народ много страдал на протяжении всей истории.

Многие знают, что ислам и христианство являются наиболее распространенными религиями в мире, но не каждому известно их происхождение от давних традиций другого мировоззрения – иудаизма.

Это вероучение считается одним из древнейших на нашей планете и неразрывно связано с еврейским народом, с его менталитетом, национальными и этическими взглядами. Что такое иудаизм? Во что верят иудеи и кому поклоняются?

Что означает слово «иудаизм»?

Понятие «иудаизм» связано с древнегреческим словом Ἰουδαϊσμός , используемым для обозначения еврейской религии как противопоставления греческому язычеству. Термин происходит от имени библейского персонажа Иуды, в честь которого было названо Иудейское царство, а впоследствии – весь еврейский народ.

Иуду, сына патриарха Иакова, не стоит путать с другим Иудой, продавшим Иисуса за 30 серебренников, поскольку они являются двумя разными личностями.

Что такое иудаизм?

Иудаизм относится к монотеистическим религиям, признающим единственность Бога. Его история насчитывает около 3000 лет и охватывает несколько важных этапов. Зарождение вероучения началось примерно в X столетии до н. э. среди кочевых семитских народов, которые почитали бога Яхве и активно практиковали жертвоприношения на алтарях.

На втором этапе развития, охватившем период с VI века до н. э. до II столетия современного летоисчисления, иудаизм строился на идеях Второго храма и приветствовал соблюдение субботы и обрезание. В западных странах этот этап хорошо известен благодаря Новому Завету, описывающему жизнь и деяния Иисуса Христа.

Третий этап, называемый «талмудический иудаизм», начался в VI веке и длился до XVIII столетия. В это время Вавилонский Талмуд был признан самым авторитетным толкованием Торы, а на первый план вышли традиции иудейских раввинов.


В отличие от ислама и христианства, современный иудаизм является не мировой, а национальной религией, то есть, по мнению иудеев, его нельзя исповедовать, не являясь потомком праотцов еврейского народа.

Кто такие иудеи?

Иудеями называют этнорелигиозную группу, в которую входят люди, рожденные евреями, либо те, кто обратился в иудаизм. По состоянию на 2015 год, в мире насчитывается свыше 13 миллионов представителей этой религии, причем более 40 % из них живет в Израиле.

Большие иудейские сообщества сосредоточены также в Канаде и США, остальные находятся преимущественно в европейских странах. Изначально под иудеями понимали жителей Иудейского царства, существовавшего с 928 по 586 год до нашей эры. В дальнейшем этим термином называли израильтян из Иудова колена, а теперь слово «иудей» практически тождественно национальности «еврей».

Во что верят иудеи?

Верования иудеев строятся на монотеизме и обозначены в Моисеевом Пятикнижии (Торе), которое, по легенде, было передано Моисею Богом на горе Синай. Часто Тору называют Еврейской Библией, поскольку в христианстве она соответствует книгам Ветхого Завета. Помимо Пятикнижия, Священное Писание иудеев включает в себя еще две книги – «Невиим» и «Ктувим», которые в совокупности с Торой носят название «Танах».

У иудеев существует 13 принципов , согласно которым Бог един и совершенен. Он является не только Творцом, но и Отцом человека, а также выступает источником любви, благости и справедливости. Все люди равны перед Богом, поскольку являются его творениями, однако непосредственного у еврейского народа имеется великая Миссия, которая состоит в донесении до человечества Божественных истин.

Иудеи свято верят, что в конце дней все умершие воскреснут и продолжат свое существование на этой земле.

Течения иудаизма

На современном этапе иудаизма, начавшемся примерно в 1750-х годах, из основной религии (ортодоксального иудаизма) отделилось несколько течений. Так, в начале XIX столетия в Европе зародился реформистский иудаизм, последователи которого считают, что с течением времени еврейские традиции развиваются и приобретают новое содержание.


В середине того же века в Германии появился консервативный иудаизм, строящийся на более либеральных взглядах, нежели ортодоксальная религия, а в первой половине XX столетия возник реконструктивистский иудаизм, основанный на идеях нескольких еврейских раввинов, в частности Мордехая Каплана.

Иудаизм (др.греч., от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству) — это религия еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. Иудаизм ещё называют еврейской религией . На иврите термины "иудаизм" и "еврейство" — синонимы.

В развитии иудаизма выделяют три исторических периода : храмовый (период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический . Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев , возникшего в эпоху расцвета Маккавеев (II век до н.э.) и включает в себя несколько направлений — литовское , хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм , религиозный сионизм .

Наряду с верой в Бога, иудаизм включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Источники современного иудаизма: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Тора также называется Пятикнижие Моисеево , так как содержит пять книг, полученных Моисеем от Господа Бога на горе Синай .

Самый известный символ иудаизма — шестиконечная Звезда Давида .

Танах называют Еврейской Библией , описывающей сотворение мира и человека. Талмуд представляет собой собрание законов. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе.

Иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. Однако существуют основополагающие принципы, которые разделяют все евреи, — это вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться. Бог есть дух , абсолютное существо. Бог — Творец всех вещей во все времена, он постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог, даёт жизнь вечную. Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Бог — помощник человека. Он спаситель, избавитель от грехов и пороков — гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Бог сам создатель и света, и тьмы. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Согласно иудаизму, человек сотворен "по образу и подобию Божию ", и каждый несет ответственность перед Богом сам. Всё предопределено Богом, но при этом человек обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Иудаизм признает бессмертие человеческой души и полагает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими .

Познание Бога в иудаизме подразумевает знание о том, что Бог правит миром и человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.

Иудеи верят, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление " (Дан. 12:2). Для того чтобы обрести спасение , ибо "праведники всех народов обретут удел в грядущем мире" , требуется исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:

  1. отказаться от идолопоклонства;
  2. воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
  3. не проливать кровь;
  4. не произносить имя Бога всуе;
  5. не творить несправедливости и беззакония;
  6. не красть;
  7. не отрезать частей от живого животного.

Иудаизм выступает против аскетизма и с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, где Бог предлагает нам основать его царство. Евреи верят, что Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение , сыграл центральную роль в деле спасения человечества. И благодаря сознанию своей избранности еврейский народ смог выжить в условиях, когдане раз утрачивал свою национально-политическую идентичность.

Иудаизм уделяет большое внимание ритуалам, которые считаются способом выживания народа и сохранения веры.

Молитва обязательный ежедневный ритуал еврея. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна. Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости. Обряд обрезания крайней плоти является договором с Богом отмеченным знаком на теле.

Праздники

  • Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта;
  • Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления;
  • Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела;
  • Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника — Симхат Тора (Радость Торы);
  • Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства;
  • Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;
  • Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии;
  • Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев;
  • Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.

Любовь к Богу — неотъемлющая сотавляющая человека. Если человек согрешил действием или бездействием, он всегда может покаяться и будет прощён.

Основная заповедь "Люби ближнего твоего, как самого себя", поскольку все являются детьми Божьими. В этом еврейская концепция человеческого братства под властью единого Бога.

религия, распространенная в основном среди евреев. Возникнув из языческого политеизма древнееврейских племен, иудаизм с VII в. до н.э. становится монотеистической религией. Характерные особенности: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих практически все области быта верующих. Источники вероучения – Ветхий завет (признается также христианами) и Талмуд (сложная система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь – синагога. Иудаизм – государственная религия Израиля.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИУДАИЗМ (Ягадут)

Понятие "иудаизм" - не только синоним религии евреев. Оно включает в себя также нравственную и национальную традиции еврейского народа. Вначале это понятие относилось только к религиозной сфере. Ввели его евреи, жившие в областях, где господствовала эллинская культура. Словом "иудаисмос" обозначали все, что относилось к еврейской религии и отличало ее от религий и обрядов соседних с евреями народов. В многовековом противостоянии эллинизму, бывшему господствующей культурой в языческом мире, И. выстоял, и нравственные ценности, содержащиеся в Торе* и других книгах Библии, стали достоянием многих народов. Источником И. следует считать прежде всего Тору и книги Пророков. В основе его содержится мироощущение, которое мудрецы сформулировали в изречении: "Адам создан был единственным ради мира между людьми, чтобы не сказал человек ближнему своему: мой отец знатнее твоего, и чтобы не говорили отщепенцы: много божеств в небе". Один Бог сотворил всех, и не сможет человек сказать своему ближнему: мой Творец превыше твоего; и каждого судят по его деяниям, а не по родословной. Авраам был избран только ради того, "чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после него держаться стези Господней, творя добро и правосудие" (Быт. XVIII, 19), и потому, "что слушался Авраам гласа Моего и хранил завещание Мое: Мои заповеди, уставы и учения" (Быт. XXVI, 5). И каждый может принять Тору Господа и стать одним из сынов Израилевых: "Как один из вас, должен быть для вас гер*, проживающий у вас, и люби его, как самого себя" (Лев. XIX, 34). И Храм, который построил Соломон, был объявлен открытым для всех народов: "И чужака, который не из Твоего народа, Израиля, а пришел из дальней страны ради Твоего имени, ибо услышал о Твоем Великом Имени, и о Твоей сильной руке и простертой деснице, и придет и помолится в этом Храме, Ты услышь с небес..." (I Ц. VIII, 41-43). Во всем сказанном выше прослеживается мировоззрение еврейства, видящее своей целью внедрение и распространение во всем мире веры в Единого Бога. Эта идея высказана всеми пророками, и она сопровождала еврейский народ на протяжении всей его истории. Высший идеал нации - установление мира во вселенной: "И будет в конце дней вознесена гора Храма Господня над всеми горами и возвысится над холмами, и стекутся к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: Пойдем и поднимемся на гору Господа, к дому Бога Яакова, [...] ибо с Сиона выйдет Тора и слово Господне - из Иерусалима. И рассудит Он народы, [...] и перекуют они мечи свои на орала, а копья - на серпы. Не поднимет народ меча на народ и не будут больше учиться войне" (Ис. II, 2-4). И. требует социальной справедливости в обществе. Неимущий вовсе не тот человек, которого преследуют боги, как это утверждают идолопоклонники. Бедняку необходима поддержка, и он вправе ее получить. Бедняк - не пария в стране, и общество обязано помогать ему всеми возможными средствами. Р. Симлай из Лода, живший в период первых амораим*, предложил сформулировать принципы И. Он говорил: шестьсот тринадцать заповедей (мицвот) дано было Моисею* (на горе Синай) - триста шестьдесят пять запретов и двести сорок восемь заповедей-повелений. Пришел царь Давид и свел эти шестьсот тринадцать заповедей - к одиннадцати, являющим квинтэссенцию духовного и нравственного совершенства человека. Суть их заключена в XV-ом псалме: 1) чист помыслами; 2) творит правосудие; 3) говорит правду в душе своей; 4) не произносит хулы; 5) не причиняет зла другому; .) не оскорбляет ближнего; 7) мерзкое противно ему; 8) почитает богобоязненных; 9) не изменяет клятве, даже если это в ущерб ему; 10) деньги в рост не дает; 11) не берет мзды. Пришел пророк Иешаягу и свел эти одиннадцать - к шести: 1) праведен; 2) прямодушен; 3) лихоимство противно ему; 4) непричастен к мздоимству; 5) не желает слушать о кровопролитии; .) ненавидит зло. Пришел пророк Миха и свел эти шесть - к трем: "Скажи человеку, что - добро и что Господь требует от тебя: только вершить правосудие, и любить добро, и быть смиренным с Господом". Тот же Иешаягу сводит совершенство к двум требованиям: вершите правосудие и творите справедливость. Пришли пророки Амос и Хавакук и свели все к одному требованию: "Обратитесь ко Мне, и живы будете" (Амос), и "Праведник в вере своей будет жить" (Хавакук). Таким образом, р. Симлай определяет иудаизм как веру в Бога и нравственное совершенствование. Талмудисты не пытались установить норм и формальных догм еврейской религии. Однако уже Рамбам* сформулировал тринадцать основ веры, которые приняты были впоследствии в качестве квинтэссенции иудаизма. В новое время выкристаллизовались два главных современных направления в иудаизме. Приверженцы "гаскалы" ("просвещения") в Западной Европе свели иудаизм к вероисповеданию и отрицали его национальный аспект. Напротив, еврейские массы Восточной Европы принимали национальный, а позднее - и государственный аспекты иудаизма. Они видели в начавшемся процессе заселения Эрец Исраэль осуществление пророческих обетов о будущем народа Израиля и важнейший момент возрождения нации. Они видели в халуцим - пионерах, посвятивших себя возрождению Эрец Исраэль, - людей, вносящих большой вклад в иудаизм, а каждое поселение, возникающее на Святой Земле, рассматривалось ими как твердыня, помогающая охранять нравственные ценности иудаизма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга – Гемара, назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права. В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха – это закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма.

Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие, разрешаемое только самим евреям. В трактате «Синедрион» говорится: «Не еврей, изучающий Талмуд, заслуживает смерти.»

Главной особенностью иудаизма является учение об особой роли еврейского народа. «Евреи приятнее Богу, нежели ангелы,» «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете» – учит Талмуд. Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство. Отвержение Христа и ожидание вместо Него другого, стало духовной причиной государственно-национальной катастрофы иудеев – в начале II века Иерусалим был разрушен, а иудеи рассеяны по свету.

В средневековом трактате «Диспут Нахманида» (1263 г.) говорится о том, почему Иудеи не приняли Христа как Мессию: «Невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о Мессии, что он «будет обладать от моря до моря и от реки до реки» (). У Ешу (Иисуса) же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он был гоним врагами и скрывался от них… А в агаде говорится: «Скажут Мессии-властителю: «Такое-то государство взбунтовалось против тебя,» а он скажет: «Да погубит его нашествие саранчи.» Скажут ему: «Такая-то область не подчиняется тебе.» А он скажет: «Нашествие диких зверей истребит ее.» В талмудическом трактате «Берахот» рабби Шемуель говорит: «нет никакого различия между настоящим временем и мессианским, кроме порабощения народов» (Цит. по: А. Кураев. «Раннее христианство и переселение душ.» М.1996. с.164.). Акцент в иудаизме делается на достижении целей не идеальных, но вполне земных, политических и экономических. Благая весть о Царствии Божием, принесенная Иисусом Христом, не могла, разумеется, удовлетворить тех, кто ждал от мессии зримого и политически очевидного царства земного, в котором все народы покорены евреям.

После рассеяния евреев, во II-VI веках происходит формирование талмудизма, характеризующегося обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во все проникающую систему предписаний, иногда скрупулезно подробных, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к «избранному Богом народу» с помощью особых деталей внешнего облика. Так, верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), носить маленькую круглую шапочку (кипу), пройти обряд обрезания. Тогда же формируется и такое учение в иудаизме, как , главная роль в котором отводится магии и оккультизму. Многие принципиальные вопросы Библии перетолкованы в Талмуде и в Каббале совершенно в оккультном освещении.

Если для Библии характерен ярко выраженный персонализм, то есть представление о Боге и сотворенном им человеке как о личностях, то в Талмуде говорится о том, что человек изначально был сотворен гермафродитом и лишь позднее возникает разделение полов, возникают Адам и Ева (это чисто языческое воззрение, полностью исключающее понимание человека как личности).

Возрождаются в Талмуде пантеистические воззрения, так, например, говорится о сотворении Богом душ евреев из самой божественной сущности. Те евреи, кто не достиг совершенства в своей жизни, для очищения перевоплощаются в новых телах – в растениях, в животных, в телах не евреев, и, наконец, в теле еврея, после чего могут заслужить вечное блаженство.

В VI – XIII веках возрастает роль раввинов (от древнееврейского «рабби» – мой учитель) – толкователей закона, возглавлявших иудейские общины. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а потом и Нового Света (Америка) привело к образованию большого количества еврейских национально-религиозных общин. В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей – раввинов. Из этих собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги («собрания»). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и изучения Торы и Талмуда. Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении.

Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (с 13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину – миньян (буквально «число,» то есть кворум, необходимый для богослужения). Исторически право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами – учителями и толкователями Торы. Кроме раввина, в персонал синагоги входят хазан, шамаш и габай. Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в обращении к Богу. Шамаш – синагогальный служка, обязанности которого – наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранности синагогального имущества. Габай решает административные и финансовые вопросы синагоги.

Особое место в иудейской общине занимает коганим (единственное число – коген). По еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), являются потомками (по отцовской линии) первосвященника Аарона, т.е. своего рода жреческой кастой.

Во времена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения своей главной функции – ведения службы в храме – были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту обязанность. В настоящее время коганим обязаны проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.

В условиях рассеяния (диаспоры) иудаизм сыграл главную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное начала в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть. Поэтому отлучение от синагоги и от еврейства рассматривалось как самое страшное наказание.

Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце XVIII в. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате Французской революции и последовавшим за этим разрушением средневековой изоляции иудейских общин, на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.

Параллельно с этим в самих общинах возникло движение за ослабление системы ритуальных предписаний и запретов и внешнее сближение иудейского богослужения с протестантским (т. наз. «реформированный иудаизм»).

Тогда же, в XVIII веке, среди евреев Польши и Западной Украины возникло новое религиозное течение – хасидизм (от древнееврейского слова «хасид» – благочестивый). Хасидизм возник как оппозиционное движение против ортодоксального иудаизма, в частности, против раввината. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики («цадик» означает по-древнееврейски «праведник»), якобы обладающие сверхъестественными способностями. Для хасидизма характерны крайний мистицизм и религиозная экзальтация.

С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США, захватили процессы секуляризации и эмансипации. Стала фактом национальная самоидентификация евреев вне религиозных рамок. Западные народы все дальше отходили от христианства, и иудаизм, до этого времени оттесняемый из духовной жизни европейской цивилизации, начинает влиять на духовность и культуру.

Оценка современной иудейской веры

Вера, которую исповедуют современные евреи, является не той, которая была дана Израильтянам через Моисея и Пророков, и которую исповедовали они до пришествия Мессии, но той, какую они сами измыслили, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков, и которой держатся ныне уже по пришествии обетованного Мессии, ими непризнанного. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству, а ново-иудейская является плодом человеческих измышлений.

Эта новая вера изложена в двух книгах, почитаемых Иудеями за божественные книги, в Каббале и Талмуде (Каббала, по понятию Иудеев, есть кодекс философско-мистических преданий, служащих дополнением и объяснением Закону, а Талмуд – кодекс преданий по преимуществу исторических, обрядовых и гражданских, служащих таким же дополнением и объяснением. Сведения о Каббале можно найти у раввина Франка, а о Талмуде у Драха). В обеих этих книгах наряду с истинами, заимствованными в Библии, столько странностей, нелепостей, противоречий, что становится невероятным, как могли люди выдумать подобные вещи, и как могут другие признавать столь уродливые понятия за истины священные и неопровержимые, не отказавшись от здравого смысла. Таковы –

В теоретическом отношении сказания:

а) о ежедневных занятиях Бога (Хр. Чтение 1834, 3, 283-309);

б) о цели, для которой создан мир («Бог создал свет единственно для того, чтобы приложить к делу закон обрезания». Евр. Секты в России, Григорьева стр. 95);

в) о Мессии и обстоятельствах Его пришествия (Буксторф);

г) о воскресении мертвых («Воскресение мертвых может иметь место только в Палестине: поэтому Господь открывает подле могил Евреев, умерших в пленении, длинные пещеры, через которые трупы их и катятся, как бочки, в святую землю, чтобы воспринять здесь душу» Талмуд. Иерусал. Тракт. Килоим.), и проч.

В нравственном – таковы:

а) основной закон об отношении человека к ближним: «всякое добро, которое закон Моисеев предписывает, и всякое зло, которое он воспрещает делать ближнему , брату , товарищу , должно, объясняет Талмуд, понимать только в отношении к Иудеям» (Талмуд. Тракт. Бава-Меция);

б) взгляд на прочие народы: называя их народами нечистыми и богопротивными, с которыми Евреи не только не должны вступать ни в какие родственные связи, талмуд учит, что Еврей может без греха нарушать клятвы, даваемые иноверцу, может обманывать его, притеснять, преследовать и даже умерщвлять за его разноверие, и что вообще все эти иноверные народы, по пришествии Мессии, или истребятся совершенно, или будут порабощены Иудеям, так что самые цари иноверные сделаются слугами для последнего из чад Израиля (Мозез Мендельсон);

в) учение о средствах к оправданию: в Талмуде проповедуется, что как грех первородный, так и вообще все грехи могут быть изглажены и уничтожены через строгое исполнение всех предписаний закона обрядового и проч.

Вследствие этого Иудеи исключительно преданы своим обрядам . Но надобно еще прибавить, как мелочен, ничтожен в своих неисчислимых предписаниях и установлениях этот закон! Например, на основании одной заповеди Божией: да не сотворишь всякого дела в день субботний (), теперь существует 949 раввинских предписаний, из которых одно «запрещает Еврею даже плевать по воздуху в субботу, потому что действие похоже на веяние неочищенной ржи. (Хаие Адам – Авраама Данижга, о постановлениях субботних)». На основании запрещения Божия не есть квасного в Пасху () измышлено 265 постановлений, из которых одно гласит, что если бы 10000 Евреев, в день Пасхи, варили пищу в воде, почерпнутой из одного колодца, в котором вскоре после того найден какой-нибудь ячмень, то все они обязаны приготовленную пищу, вместе с посудой, сжечь или бросить в реку. Об этих запрещенных яствах существует с лишком 3000 различных постановлений; об одном обряде умовения рук – до ста, а о солении мяса – до двух сот; есть даже определение касательно способа обрезывания ногтей… На основании заповеди Моисея, запрещающей варить козленка в молоке его матери (; ), талмудисты запретили: а) варить в молоке какое бы-то ни было мясо; б) употреблять даже сосуд, в котором изготовляется мясная пища, на изготовление в нем пищи молочной; и в) определили принимать молочную пищу не ранее, как по истечении шести часов после принятия пищи мясной, а мясную после молочной не ранее, как через час. И пусть бы еще исполнение всех таких мелочей отдано было на произвол каждого; напротив, Талмуд все обряды возводит в догматы, и требует самого строгого исполнения относящихся к ним постановлений и правил.

Просмотров