Развитие политической системы Великобритании в XIX в. Избирательные реформы XIX в

1888 год - ликвидируется английское "местное самоуправление", находившееся в руках помещика и священника; эта реформа дала графствам такие же выборные советы, какие с 1835 года существовали в городах.

Ход времени сказался на палате лордов изменением ее состава. Все большее число лордов оказывалось выходцами из буржуазии. Тем не менее, лорды оставались в большинстве своем ториями. Общим правилом было положение: финансы есть компетенция нижней палаты.

1911 год Акт о парламенте:

Всякий билль, который спикер палаты общин найдет "финансовым", идет на подпись королю, минуя палату лордов;

Всякий иной билль (публичный закон), если он отклонен палатой лордов, возвращается в палату общин для нового голосования. Будучи подтвержденным и вновь отклоненным трижды (в течение двух лет), этот билль направляется на подпись королю, минуя палату лордов.

Всякое свидетельство (о качестве билля), выданное Спикером палаты общин окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.

С 1911 года депутаты нижней палаты стали получать жалованье.

С 1906 года появляется партия лейбористов. Образовалась из различных социалистических групп и организаций, объединяемых общим намерением осуществлять постепенный прогресс в "социалистическом направлении" при посредстве реформ, основанных на законе, без существенных изменений английской конституции.

Реформу палаты лордов считают обыкновенно победой палаты общин. Еще в большей степени она была победой правительства над парламентом.

Изменение срока рассмотрения и отклонения публичного закона Палатой лордов с двух лет до 1 года; с 3 сессий до 2;

Данный закон именовался «Закон о Парламенте» и рассматривался с Актом о парламенте 1911 г. как один закон.

Растущей мощи правительства способствовали вновь изобретенные средства тормозить или вовсе приостанавливать прения, могущие служить на пользу оппозиции:

"предварительный вопрос" - право любого депутата потребовать, чтобы законопроект обсуждался без прений: такое предложение, если против него не возражает спикер, ставится на голосование и принимается простым большинством;

"гильотина" - постановление, обязывающее спикера поставить обсуждаемый билль на голосование в заранее намеченный день и час независимо от состояния прений;

"кенгуру-гильотина" - право спикера по собственному разумению, но, конечно, в осуществление правительственной политики отводить те поправки к законопроекту, которые он считает "несущественными".

Они подорвали старый английский парламентаризм с его неограниченной свободой прений. Спикер - лицо, председательствующее в нижней палате; назначение его стало зависеть от правительства, креатурой которого он и сделался. Исторически спикер ведет свое начало от тех уполномоченных депутатов, которым палата общин поручала вести переговоры с королем.

1918 год - Акт о народном представительстве:

Избирателем может быть совершеннолетний мужчина, не ограниченный в правах и имеющий требуемую оседлость или деловые помещения (за которое платят не менее 10 фунтов стерлингов в год, используют в деловых и профессиональных целях) в округе; проживающий весь квалификационный период (6 месяцев, конец 15.01 или 15.07) в округе.

Избирателем может быть женщина: достигшая 30 лет; не ограниченная в правах; занимающая в округе помещение для деловых занятий (приносящее не менее 5 фунтов стерлингов годового дохода).

Выборы 1921 года: консерваторы - 344 места, либералы - 118, лейбористы - 142, коммунисты - 2. Внеочередные выборы 1923 года: консерваторы - 258 мест, лейбористы - 191, либералы - 159. Консерваторы потеряли 86 мандатов и потому должны были перейти в оппозицию. Либералы оставались третьей партией. Согласно английским парламентским традициям правительственная власть переходила в руки лейбористов. Первое в истории Англии однопартийное "социалистическое" правительство. Лейбористы показали себя не худшими колонизаторами, чем их противники. Широкие массы избирателей не скрывали разочарования. На выборах 1924 года консерваторы вернули себе власть. 1926 год - крупнейшая в истории Англии (и Европы) всеобщая забастовка рабочих. Началось с конфликта в угольной промышленности: шахтовладельцы требовали сокращения зарплаты на 10%, добивались увеличения рабочего времени; горняки и поддерживавшие их железнодорожники вынесли решение о всеобщей стачке. Всеобщая английская стачка из экономической перерастала в политическую акцию, направленную против существующего общественного строя. Законом 1927 года всеобщая стачка была запрещена на будущее под угрозой уголовного преследования. Точно так же запрещались забастовки солидарности и массовое пикетирование.

1928 год - Акт о народном представительстве:

Женское избирательное право перестало отличаться от мужского (Статья 1 начинается так: «Всякое лицо имеет быть право внесенным в список»). Предоставляя избирательное право женщинам, консерваторы рассчитывали на их голоса. Рассуждали так: женщина набожна, она послушается священника, священник, по традиции, - тори. Расчет не оправдался. Большая часть новых голосов была подана за лейбористов;

Единственный избирательный ценз - ценз оседлости (три месяца).

Избирательное право стало всеобщим.

Благодаря судьям английская полиция приобрела новые полномочия для расправы с демократическим движением: судебное решение 1933 года, расширившее право полиции на производство обысков, и два решения 1935 года: одним из них полиция наделялась правом разгонять любой политической митинг, другим - вторгаться в частные жилища под предлогом предотвращения "беспорядков" и пр.

1948 год - Акт о народном представительстве:

Для выборов в парламент в графствах и местечках создаются избирательные округа, в каждом избирают 1 члена Парламента;

1969 год - Акт о народном представительстве:

Для реализации целей Акта о народном представительстве лицо считается достигшим требуемого для участия в выборах возраста, если ему исполнилось 18 и более лет.

Завершение Первой мировой войны принесло Великобритании расширения ее колониальной империи, репарации с побежденной Германии, устранения в лице Германии важнейшего европейского конкурента.

После войны Великобритания уверенно занимала второе место в мировом экономическом соревновании, сразу же за Соединенными Штатами Америки. Однако демилитаризация экономики, внешний долг, военные потери обусловили то обстоятельство, что в 1924 г.. Объем промышленного производства страны составлял 90% от довоенного 1913 Значительно сократился экспорт. Резко увеличились потери рабочего времени в результате забастовок и других акций протеста (35 млн рабочих дней в 1919 против 2500000 в 1917). Обострение противостояния между трудом и капиталом повлекло за собой усиление позиций лейбористской партии.

В последнее либеральным премьер-министром Англии был Д. Ллойд Джордж (1916-1921), после чего привычное противостояние между либералами и консерваторами изменилось политической конкуренции между консерваторами и лейбористами.

В 1923 гг. Впервые был сформирован лейбористское правительство Д. Макдональда, правда, пришел к власти только потому, что консерваторы потерпели поражение на досрочных выборах (258 мест вместо 344 в 1921 г.). Если принять во внимание, что лейбористы имели в палате общин только 191 место (почти столько же имели либералы - 159), то станет ясно, что партия держалась у власти только по милости своих союзников либералов. Лейбористы ввели пособие по безработице, 7-часовой рабочий день для горняков, снизили акцизы на сахар и чай. их кабинет провел через парламент дипломатическое признание СССР.

В ноябре 1924 г.. Кабинет Макдональда ушел в отставку, по сути добровольно, использовав незначительный повод для своего самоустранения. Как объяснял экс-премьер: "Мы были в правительстве, но не при власти".

Следующий кабинет консерватора С. Болдуина продержался 5 лет. Консерваторам удалось победить мощный в истории страны забастовка - 3 млн армии шахтеров (май - декабрь 1926). Как следствие, Закон 1927 запрещал всеобщие забастовки под угрозой судебного преследования.

В сентябре того же года была создана Национальная промышленная совет (НПС), объединявшая представителей Генерального совета тред-юнионов и предпринимателей. Принудительное примирения рабочих с предпринимателями получило название политики мондизму от фамилии А. Монди, лидера группы промышленников, инициатора создания НПС.

В 1929-1931 pp. у власти находился второй лейбористское правительство Макдональда, в основном бездействует.

Важнейшими изменениями в государственном этого периода следует считать избирательные реформы 1918 и 1928 pp. плюс усиление роли правительства, присвоение им ряда функций, которые традиционно считались прерогативой парламента.

Избирательная реформа 1918 вводила всеобщее избирательное право для мужчин в возрасте от 21 года. Женщины получали право голоса с 30 лет при наличии годового дохода, не менее за 5 фунтов стерлингов. Причем право голоса предоставлялось даже тем женщинам, которые не имели самостоятельных источников финансирования, но были замужем за мужчинами с соответствующим доходом. Число избирателей возросло с 8 млн до 21 млн чел. Была проведена реформа избирательных округов - они стали равными, по 70 тыс. Избирателей в каждом. В таком округе избирался только один депутат в палату общин, а не 1-2-3, как это было раньше.

В 1928 г.. Женское избирательное право перестало отличаться от мужского (с 21 года), это принесло еще 4-5 млн дополнительных избирателей.

Единственный ценз, который еще сохранялся, - это ценз оседлости в 3 месяца.

Усиление роли правительства во внутриполитической жизни было закреплено не только психологически, в традиции, но и законодательно. Так, в 1920 г.. Был принят Закон о чрезвычайных полномочиях правительства, который позволял исполнительной власти объявлять чрезвычайное положение в стране, осуществлять аресты, минуя привычную процедуру, проводить произвольные обыски, вводить предварительную цензуру.

Напомним, что с момента принятия Habeas Corpus Act (май 1679) и до 1920 г.. Отменять гарантии прав личности мог только парламент своим особым решением в каждом конкретном случае.

Впервые Закон 1920 был применен правительством против общего шахтерской забастовки, когда был арестован 6 тыс. Человек. С 1933 г.. Были расширены права полиции на проведение обысков, в 1935 г. Она получила право разгонять любой политический митинг, а также входить в частное жилье для "прекращения беспорядков".

Правительство активно вмешивался в законодательной деятельности, предлагая депутатам собственные законопроекты для последующего утверждения их парламентом. А. Дженнигс, известный юрист первой половины XX в., Даже утверждал: "Функции парламента - не управлять, а критиковать. Его критицизм направлен не на фундаментальное изменение правительственной политики, как на воспитание общественного мнения". Как ни странно, такая переоценка ценностей не вызвала сопротивления самих депутатов.

Проблема любой парламентской республики заключается в том, что ее законы принимают в основном "дилетанты". Депутат парламента может буди известным юристом (вариант - военным, деятелем культуры и т.д.), но слабо разбираться в вопросе образования, спорта, внешней торговли или экономики в целом. Зато законы, которые будут касаться этих отраслей, принимаются простым большинством голосов не

специалистов. Английский парламент 20-30-х годов прошлого века попытался снять этот вопрос.

В межвоенный период чрезвычайного распространение получила практика т. Н. делегированного законодательства, то есть следующего издания правительственного акта по поручению парламента. Парламент только намечал основные контуры закона, передавая вопрос его конкретизации в компетенцию правительства. Поэтому на один принятый парламентом акт приходились 15-20 правительственных распоряжений, имевшие силу закона.

Подсчитано, что в 1920-1937 pp. парламент ежегодно принимал до 70 уставов, правительственные органы выдавали их примерно в 20 раз больше. Тем самым де-факто правительство добавил себе в исполнительной власти законодательную, а, учитывая Закон 1920, частично - и судебную власть.

Стремительно вырос государственный аппарат. Если в 1914 Англия имела 21 министерство, то в 1924 г. - 35. Кстати, этот процесс особенно ускорился в годы Второй мировой войны, когда в дополнение к уже существующим появились министерства информации, экономической войны, топливной и энергетической промышленности, гражданской авиации и др. Чиновничий аппарат экономических министерств пополнился выходцами из буржуазии, в меньшей степени эта тенденция распространялась на армию и внешнеполитическое ведомство.

Произошли изменения в отношениях с доминионами, что вело к перерождению бывшей Британской империи.

В 1926 г.. Австралия потребовала назначения губернаторов штатов правительствами самих штатов из числа местных граждан. В том же году Канада самовольно установила дипломатические отношения с США, ставя остальные субъектов Британской империи перед свершившимся фактом.

Перед Лондоном перед дилеммой: попробовать подавить эти стремления к большей самостоятельности силой оружия (откровенно самоубийственный путь) или опустить руки и молча наблюдать за тем, как бывшие доминионы борются полную независимость. И то и другое было неприемлемо по многим соображениям.

Пытаясь сгладить возникающие противоречия между метрополией и доминионами, предотвратить распад империи, министр по делам колоний Эмери выдвинул лозунг: "Содружества ради совместной эксплуатации колоний". Доминионы приняли активное участие в выработке нового документа, устанавливающий принципы их взаимоотношений с Лондоном. 11 декабря 1931 парламент Великобритании одобрил Вестминстерский акт , согласно которому в будущем генерал-губернатор доминиона был назначаться из местных граждан.

Хотя само назначение формально исходило от английской короны, губернатор обязан следовать рекомендациям правительства доминиона. По сути, функции губернатора сводились к представительским, его положение стало аналогичным положению английского монарха в его собственном государстве.

Доминионы "суть автономные единицы Британской империи", равные по

статусом, ни в коем случае подчинены друг другу в любом смысле в их внутренних и международных делах, хотя и объединены общим подданством и свободно объединены как члены Британского содружества наций.

Вестминстерский акт 1931 отменял действие Акта о действительности колониальных законов 1865 Парламенты доминионов получили право отменять любой акт британского правительства, даже специально принят для этого доминиона.

Основной связующим звеном метрополии с доминионами стало совместное гражданство Британского содружества наций (British Commonwealth). Каждый доминион самостоятельно определяет условия приобретения гражданства доминиона, но гражданин доминиона является одновременно гражданином Содружества. Тем самым австралиец имеет в Канаде или Англии те же гражданские права, что и местный подданный, и наоборот. Ежегодно созывались имперские конференции. В доминионы предназначались послы Великобритании, именовались высокими комиссарами.

По договору 1921 г.. Англия признала государственную независимость Ирландии в рамках Соединенного Королевства (за исключением Ольстера). Ирландия в 1937 году. Официально отказалась от статуса доминиона. Новая конституция провозгласила ее республикой. Такой цивилизованный развод тоже был признаком времени.

К началу 19-го (XIX) столетия избирательная система в Англии серьезно устарела, она основывалась на архаичных, средневековых принципах и абсолютно не соответствовала новым социально- политическим реалиям. В Англии произошел промышленный переворот, появились новые группы - крупные промышленники рабочие, которые не имели представительства в парламенте. Избирательное право в начале 19-го столетия регламентировалось нормами 1414 года.

Еще Кромвель собирался отменить средневековые формы представительства в парламенте нации, однако их восстановление произошло отчасти при самом Кромвеле (в 1657 г. была восстановлена палата лордов), отчасти при последних Стюартах. В течение XVIII столетия из 658 депутатов парламента мелкие города и селения, даже "гнилые местечки" (заброшенные деревни) выбирали 467 депутатов.
Лондон, с населением около 1,5 миллиона человек, имел право посылать в парламент только 4 депутата, а 30 "гнилых местечек" с общим числом жителей около 400 тысяч человек посылали в палату общин 60 депутатов. Крупные промышленные центры (Манчестер, Бирмингем, Лидс, Шеффилд) таким правом вообще не обладали. Парламентские выборы 1830 принесли победу сторонникам реформы.
В 1831 вигское правительство Грея внесло на рассмотрение палаты общин "Билль о парламентской реформе".

Суть парламентской реформы 1832 г. сводилась к следующему:
1. Ограничено представительство в парламенте от «гнилых» и «карманных» местечек. 56 местечек лишились права посылать депутатов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представительство до одного депутата от каждого местечка.
2.Крупные промышленные города, не имевшие представительства в парламенте, получили такое право (освободившиеся 143 места были распределены между ними и графствами).
3. Несколько увеличилось количество лиц обладающих активными избирательными правами: - избирательное право предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим недвижимой собственностью (в городах строением; в деревне - землей), которая приносила не менее 10 фунтов стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бедных; - избирательным правом наделялись арендаторы – на условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фунтов стерлингов в год и краткосрочной - не менее 50-ти фунтов стерлингов;
4. Устанавливался ценз оседлости – 6 месяцев. Избирательная реформа 1832 позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в избирательной системе, обеспечив представительство промышленной буржуазии в парламенте.

Однако, несоразмерность представительства крупных индустриальных центров и захолустных местечек, высокий имущественный ценз и отсутствие вместе с этим широкого избирательного права приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избирательной системы. Пролетариат, принимавший активное участие в борьбе за парламентскую реформу, не получил от нее никаких результатов.

Реформа 1832 г. и борьба за дальнейшую демократизацию избирательной системы вызвали изменения в государственном строе, главными из которых стали:
1. Преобразование политических партий. Преемницей вигов стала либеральная партия, выражавшая интересы господствующей промышленной буржуазии, а преемницей тори - консервативная партия, представлявшая крупных землевладельцев и финансовых магнатов. Появилось понятие постоянного партийного членства. Созданные местные партийные организации взяли на себя функции составления избирательных списков и агитации среди избирателей.
2. Дальнейшее развитие принципа ответственного правительства. Исполнительную власть кабинета министров получила партия, победившая на выборах и обладавшая большинством в палате общин.
3.Влияние короля на деятельность правительства все более ослабевает. В 50-60 гг. Палата общин, где доминировала верхушка промышленной буржуазии, стала главной силой государственной власти, оттеснив на второй план палату лордов и сведя к минимуму роль короны.

Избирательная реформа 1867г. предусматривала:
1. Новое перераспределение мест в парламенте (11 местечек лишились права посылать депутатов; 35 - ограничили свое представительство до 1 депутата; освободившиеся 52 парламентских места были распределены между промышленными городами и графствами).
2. Снижение имущественного ценза.
3. Ценз оседлости был увеличен до 1 года.
Главным итог реформы - увеличение числа избирателей почти в 2 раза за счет мелкой буржуазии и наиболее обеспеченной части рабочего класса. Сохранение неравномерности в представительстве от индустриальных городов и небольших селений, отсутствие тайного голосования, непредоставление избирательных прав огромной массе населения неизбежно вели к необходимости дальнейшего совершенствования избирательной системы.
Третья избирательная реформа 1884-1885 гг. В последней четверти XIX в. в Англии принимается ряд законов, предусматривающих дальнейшую демократизацию избирательного права. В 1872 г. вводится тайное голосование; в 1883 г. принимается законопроект, предусматривающий наказание за подкупы избирателей во время выборов.

Среди избирательных законов этого периода особое место занимают законодательные акты 1884 и 1885 годов, составившие третью избирательную реформу в Англии. Существенными нововведениями реформы явилось:
1. Снижение и упорядочивание имущественного избирательного ценза - установлено единое избирательное право для домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и городов;
2. Введение избирательных округов с равным представительством от одинакового количества населения (один депутат от 50-54 тыс. жителей). Проведение реформы расширило избирательный корпус, четко определило территориальные единицы, избиравшие депутатов в палату общин, но при подведении итогов голосования сохранилась мажоритарная избирательная система относительного большинства, в соответствии с которой избранным считался кандидат, получивший относительно большинство голосов по округу по сравнению с другими кандидатами.
Сохранение имущественного и полового избирательных цензов, право на несколько избирательных голосов для владельцев недвижимой собственности в различных округах, сложный порядок регистрации избирателей, отсутствие вознаграждения за депутатский труд ставили в неравное положение беднейшие слои населения и его обеспеченную часть и явились серьезными недостатками новой избирательной системы Англии.

Перераспределение избирательных округов 1832 г. 1867 г. 1884-85 гг.
1. Лишены представи­тельства "гнилые" и"карманные" местечки. 2. Города с населени­ем 2000 4000 жителей - только 1 депутат,3. Освободившиеся места - городам и графствам. 1. Лишены представи­тельства мелкие города. 2. Города с населени­ем 2000 - 4000 жителей - только 1 депутат. 3. Освободившиеся места городам и графствам. 1. Лишены представи­тельстванебольшие города. 2. Города с населением 15000-50000 жителей -только 1 депутат. 3. Освободившиеся места городам играфствам. 4. Избирательный округ -1 депутат*
Расширение избирательного корпуса Собственники и арендаторы земли с доходом 10 ф.гт. в год Города Собственники и арендаторы домов и других строении сдоходом 10 ф.ст. в год. Графства Собственники и арендаторы земли с доходом 5 ф.ст. в год или подлежащие обложению налогом в 12 ф.ст. в год. Города Квартиросъемщики уплачивающие за квартиру 10 ф.ст. в год. Графства Собственники или помещения с доходом 10 ф.ст. в год Города Все домовладельцы или квартиронанима­тели.

Развитие конституционного (и в том числе избирательного) права германских государств на протяжении XIX века испытыва­ло существенное влияние законодательства Франции. В начале XIX века Германия была захвачена войсками Наполеона I. На ее территории в 1807-1813 гг. было создано новое государственное образование - Вестфальское королевство, ставшее первой немец­кой конституционной монархией. Его основной закон содержал ряд норм, заимствованных из французского права 1799-1804 гг. Вестфальская конституция включала положение о Народном со­брании с ограниченными функциями и полномочиями.

Несмотря на непродолжительный срок существования, Кон­ституция Вестфальского королевства стала важным этапом в развитии немецкого права. Позднее, монархи стран Германского Союза активно использовали эту конституцию в процессе созда­ния нового законодательства.

Важным этапом в истории немецких государств стал период после Венского конгресса 1815 г. Документ, принятый на Кон-



Заседание немецкого Бундестага во Франкфурте. Середина XIX века.

грессе (Союзный акт 1815 г.) гласил: «Во всех государ­ствах союза будет иметь место сословное собрание земли» (История буржуаз­ного конституционализма XIX в. М., 1993. С.141). Термин «Verfassung» пред­полагал двоякое толкование: как «сословное собрание» или как «сословная консти­туция». Последовавший в 20-40-х гг. XIX века процесс принятия конституций и со­здания представительных

органов власти в немецких государствах имел сложный и проти­воречивый характер. Война нанесла тяжелый удар по экономи­ке Германии. В этих условиях буржуазия, способная реально влиять на развитие хозяйственной жизни королевств и княжеств, все активнее требовала демократических реформ.

Волна революционных событий конца 40-х годов XIX века охватила и немецкие государства. Революция в Германии так же, как и события 1848 г. во Франции, способствовала созданию прогрессивного избирательного законодательства. Об этом сви­детельствуют статьи «Закона относительно выборов в Народ­ную палату» от 12 апреля 1849 г. Этот документ определял по­рядок выбора общегерманского представительного органа влас­ти. В нем полностью упразднялись имущественные цензы для избирателей, декларировалось всеобщее избирательное право: «1. Избирателем считается всякий неопороченный немец, достиг­ший 25 лет» (Конституции и законодательные акты буржуаз­ных государств XVIII - XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957. С. 545). Под «опороченными» подразумевались лица, лишенные избира­тельных прав. К голосованию также не должны были допус­каться находящиеся под опекой, банкроты, люди, получающие от государства или муниципальных властей денежную помощь по бедности. Кроме того, 4 параграф закона гласил, что: «...вся­кий, кто при выборах покупает голоса, продает свой голос при тех же выборах, назначенных для определенной цели, или вообще пользуется незаконными средствами для воздей­ствия на выборы, лишается избирательного права на срок от 4 до 12 лет» (Там же. С. 545).

Право быть избранным предоставлялось немцам также с 25 лет. Отменялись ограничения для чиновников: «6.Лица, состоя­щие на общественной службе, не нуждаются в каком-либо раз­решении при вступлении в Народную палату» (Там же) и воен­ных (п. 13). Выборы предписывалось проводить с использовани­ем избирательных округов по 100 000 человек населения в каж-

дом, а также избирательных участков. Во всех немецких государ­ствах выборы должны были проходить в один день (за исключе­нием дополнительных туров). Отдельно регламентировались пра­вила учета избирателей: «12. В каждом участке в интересах выборов должны быть составлены списки, в которые вносятся лица, имеющие право участия в выборах - их фамилии, имя, возраст, ремесло и место жительства. Эти списки должны быть, не позднее чем за четыре недели до дня, определенного для общих выборов, предоставлены каждому желающему на про­смотр и открыто опубликованы» (Там же. С. 546-547).

По мнению законодателей, организацией выборов должны были заниматься граждане, не состоящие на государственной службе. Для голосования предписывалось использовать избирательные бюллетени «без подписи».

Этот закон бесспорно являлся чрезвычайно прогрессивным явлением общественной жизни Германии. Но этот документ не имел силы прямого действия, поскольку каждое из государств, составляющих Союз, имело собственную правовую систему. И тем не менее, закон от 12 апреля 1849 г. стал основой для постепенной либерализации избирательных норм во всех немецких землях.

В действительности, в середине XIX века в государствах Гер­манского Союза принципы всеобщего и равного избирательного права были существенно ограничены.

В Пруссии два юридических документа: Указ короля Фридри­ха-Вильгельма IV от 30 мая 1849 г. и Конституционная хартия 31 января 1850 г. установили многоступенчатую систему выборов депутатов высшего представительного органа власти - ландтага. На первом этапе избирались выборщики. Права избирателей раз­личались в зависимости от величины уплачиваемых ими налогов: «70. Всякий пруссак, которому исполнилось 25 лет и который имеет избирательное право в той общине, в которой он живет, является избирателем первой степени... 71. На 250 душ насе­ления выбирается один выборщик. Избиратели первой степе­ни разделяются на три разряда, по размеру уплачиваемых ими прямых государственных налогов, таким образом, что каждый разряд в целом платит третью часть общей суммы налогов. Этот налог высчитывается: а) по общинам, если община одна образует целый избирательный участок; б) по участкам, если избирательные участки состоят из нескольких общин. Первый разряд образуется избирателями, платящими наибольшее ко­личество налогов и уплачивающими вместе одну треть общей суммы налогов. Второй разряд образуется избирателями, ме­нее обложенными налогами и уплачивающими вместе вторую треть общей суммы налогов. Третий разряд образуется теми, кто платит третью треть. Каждый разряд выбирает отдельно третью часть выборщиков...» (Там же. С. 553-554).

Как следует из текста закона, избиратели Пруссии были поде­лены на три группы. К первой, включавшей наиболее состоя­тельных граждан, относилось примерно 4 - 5 процентов всех

7-г 203

избирателей, ко второй - менее состоятельные граждане (12 -13 процентов избирателей). К последней группе - 81 - 85 процентов избирателей относились все те, кто платил незначительные нало­ги или был освобожден от них.

ландтага.

Подобная система предполагала изначальное неравенство при выдвижении депутатов. Голоса выборщиков первой и второй групп преобладали над голосами выборщиков третьей группы. В кон­це XIX века при определении категории избирателя, помимо го­сударственных налогов, в Пруссии стала учитываться и сумма уплачиваемых им местных налогов.

В результате объединения Германии и принятия Конститу­ции 16 апреля 1871 г. был установлен новый, демократический порядок избрания депутатов высшего законодательного органа Германии -рейхстага. Несмотря на то, что отдельные части Гер­мании (Пруссия, Бавария и некоторые другие) сохранили для избрания местных органов власти старую систему косвенных выборов (с помощью выборщиков), в единой Германии вслед за Францией утверждается приоритет прямых демократических выборов. Конституция Германии провозгласила, что «Рейхстаг образуется посредством всеобщих и прямых выборов с тай­ной подачей голосов» (Там же. С. 564).

Рассматривая особенности избирательного законодательства Ев­ропы, видоизменившегося в результате борьбы за демократичес­кие права и свободы, мы видим ряд качественных изменений. Су­щественно увеличилась численность электората. Наблюдается ус­тойчивая тенденция к устранению препятствий для участия в вы­борах представителей всех социальных слоев общества. Проис­ходит снижение имущественного избирательного ценза или его полное упразднение. Парламентские выборы приобретают под­линно общенациональный характер. Впрочем, ряд мер был на­правлен на то, чтобы не допустить к урнам для голосования лю­дей, выбор которых мог в большей степени подвергаться влиянию (например, получателей благотворительной помощи) и недобро­порядочных граждан - лиц, чья общественная репутация вызыва­ла сомнения (душевнобольные, банкроты, злоупотреблявшие ал­когольными напитками).

Принципы всеобщности и равенства применительно к консти­туционным правам широко распространяются в Европе, в том числе в таких слаборазвитых странах, как Норвегия, Швеция, Греция. Однако успех реформ не был абсолютным. В законода­тельстве многих европейских стран сохраняется ряд ограниче­ний избирательных прав (подробнее см. ниже).

Заслуживает отдельного упоминания проблема предоставле­ния избирательных прав женщинам. Агитация европейской оо-щественности за социальное равноправие неизменно включала и важное требование о предоставлении женщинам права голоса наравне с мужчинами. Наиболее активно велась борьба за поли-

тические права женщин в Великобритании и на подвластных ей территориях. В Англии женщины получили право голоса на выборах в советы графств в 1888 г. и приходские советы в 1894 г. Что касается участия женщин в парламентских выборах, то в конце XIX века не удалось добиться соответствующего парла­ментского постановления. В британских доминионах женщины стали участвовать в выборах высшего законодательного органа власти раньше, чем в метрополии: в Новой Зеландии с 1893 г., в Австралии с 1900 г. (в штате Южная Австралия с 1895 г.).

В первые десятилетия XX века в Западной Европе несколько скандинавских государств предоставили женщинам право голо­са: Финляндия (1906 г.), Норвегия (1913 г.), Дания (1915 г.). В других странах процесс окончательного правового закрепления женского равноправия продолжался на протяжении всей первой половины XX столетия.

Просмотров