Разговор с самим собой. Почему человек разговаривает сам с собой

Не стоит стесняться признать то, что вы разговариваете сами с собой. Это совершенно не стыдно - наоборот, данная особенность говорит о невероятном потенциале. Как было доказано учеными, люди, которые подкрепляют свои действия мысленными подсказками или просто сопутствующими фразами, оказываются гениями! Так что, если вы из тех, кто постоянно что-то бормочет себе под нос, можете гордиться этим.

Экспериментальное исследование

Практикующий психолог, Гэри Лупиан, решил проверить, как же связан внутренний разговор с механизмами памяти. Для этого он выбрал 20 добровольных участников, которым было продемонстрировано несколько объектов. Затем всех людей попросили вспомнить, что же это были за предметы. Все участники эксперимента разделились на две группы: те, кто перечислял названия вслух, и те, кто выполнил задание молча. По результатам анализа собранных данных, ученый определил, что люди, воспользовавшиеся словесной формой выражения мысли, смогли быстрее вспомнить предметы. Молчуны же отставали от них примерно на 50-100 миллисекунд.

Сам Гэри заметил, что довольно часто говорит сам с собой при поиске чего-либо, например, в супермаркете. Именно это и подвигло его на создание такого потрясающего эксперимента. Также психолог-исследователь выделил ряд причин, по которым гении ведут внутреннюю беседу.

Это развивает процессы памяти

Делая себе словесные наводки, человек активирует сенсорные механизмы головного мозга. Грубо говоря, так он помогает себе думать. Мозг ориентируется на сказанное и гораздо быстрее обрабатывает информацию.

Так легче сосредоточиться

Если произнести название какого-либо предмета, то все мысли будут направлены только на него. В таком случае вы не будете отвлекаться на посторонние объекты. Однако Гэри Лупиан утверждает, что это правило действует, только если человек знает, как выглядит искомая вещь. Кстати, многие ученые с ним согласны в данном утверждении. Когда вы говорите про знакомый предмет, мозг тут же воспроизводит его изображение. Если же вещь вам не знакома, то мыслительные процессы заходят в тупик. Естественно, сосредоточиться при этом вряд ли удастся.

Отличный способ «расставить мысли по полкам»

Отличный пример эффекта от внутреннего общения в данном случае - попытка успокоить себя в гневе. Когда человек зол, он действует на эмоциях, а его мысли опережают разум. Беседа с самим собой помогает вернуться к реальности. Таким образом мысли очищаются от агрессивных эмоций и становятся более конструктивными.

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project

Почему люди разговаривают сами с собой? Чтобы понять причины этого, необходимо сначала выделить то, как именно говорят люди:

  • Ведут молча внутренний диалог с собой.
  • Разговаривают с собой вслух.
  • Беседуют с несуществующим собеседником извне или внутри себя.

Внутренний молчаливый диалог с самим собой.

Это явление совершенно нормально для любого человека, а особенно для замкнутого и молчаливого по своему психотипу интроверта. Замкнутый в себе интроверт неохотно контактирует с внешним миром и не позволяет никому постороннему вмешиваться в свою личную жизнь. Поэтому, живя в своем собственном внутреннем мире, интроверт молча ведет диалоги с самим собой.

Но внутренние диалоги ведут и не . Беседа с собой начинается в детстве, когда ребенок уже способен обращать внимание на свои внутренние психологические процессы, и продолжается до конца жизни. По З.Фрейду внутренняя речь представляет собой разговор между тремя составляющими психики человека — Эго (осознаваемая и осмысляемая часть), Ид (запретная и вытесняемая сознанием часть) и Супер-Эго (все проявления Сверх-Я). Поэтому суть внутреннего диалога — это диалог нашего осмысленного сознания с бессознательной его частью, цензором которого является Сверх-Я. В процессе внутреннего диалога происходит договоренность между этими тремя структурами психики, способствующая процессу непрерывного развития личности.

В сложных жизненных моментах внутренний диалог помогает человеку принять правильное решение для выхода из сложившейся ситуации.

Разговор с самим собой вслух.

Беседовать с самим собой можно и вслух. Иногда люди это делают от чувства одиночества, тоски и безысходности. Разговор вслух заменяет человеку реальное общение с людьми, поэтому при появлении настоящих собеседников проходит и потребность разговаривать с собой вслух.

В результате многочисленных исследований ученых-психологов выяснилось, что в других ситуациях разговаривать с собой вслух полезно для улучшения мозговой деятельности. Проговаривая вслух проблему, человек стимулирует работу мозга и быстрее справляется с поставленной перед ним задачей. Ученые объясняют это тем, что речь способна значительно усилить мозговую активность, улучшить процессы восприятия и усвоения информации. Особенно это актуально для такого типа людей, как аудиал, воспринимающий окружающую действительность на слух.

Таким образом, разговор с самим собой в любой форме — молча или вслух, очень помогает в решении задач различного содержания и сложности.

Разговор вслух с невидимым собеседником.

Вид такой беседы во всеуслышание, как и у окружающих людей вызывают по меньшей мере сильное удивление. Странно видеть человека, увлеченно беседующего с каким-то невидимым собеседником. Причем слова воображаемого собеседника могут исходить для него не только извне. Прислушиваясь к постороннему голосу внутри себя, человек отвечает вслух… прислушивается — и снова отвечает. Чем объяснить такое странное поведение?

Здравствуйте, дорогие читатели блога! Представьте себе простую жизненную ситуацию, которая хронически повторяется изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Итак...

Утро! Начинается новый день. Звенит будильник. Пора вставать, но вставать неохота, хочется ещё поспать. С трудом, ели открыв глаза, встаём с кровати и идём умываться… И тут появляется ОН! Появляется не из чего, ни откуда, словно из пустоты. И ОН будет преследовать нас весь день до самого момента засыпания.

Он – это внутренний диалог, разговор с самим собой, неконтролируемый бег мыслей, происходящий исключительно в голове. Внутренний диалог ведётся почти у всех мыслящих людей. У кого он больше, сильнее, интенсивнее, а у кого он меньше, слабее. Отсутствие мыслей в голове встречается крайне редко. Диалог может быть о чем угодно. Темы довольно разнообразные, это может быть продолжение вчерашнего скандала с супругой/супругом, внутренний спор с начальником, обсуждение и комментирование новостей и так далее. Ещё может в нашей голове идти вэбинар или играть «радио», повторяя один и тот же куплет из забытой песни. В особых случаях наблюдаются попытки решить дифференциальное уравнение второго порядка.

Для чего внутренний диалог нам полезен? Для начала это своеобразный механизм восприятия и анализа окружающего мира, составления и обсуждения планов дальнейших действий, доступа к памяти и запоминания информации и так далее. Очень полезная штука.

С другой стороны внутренний диалог может быть сдерживающим фактором при принятии важных решений, своеобразной подумалкой-обсуждалкой в тот момент, когда приходиться действовать очень быстро. При необходимости сосредоточиться на чем-то важном, возникающий диалог отвлекает нас от действительно важных и нужных мыслей, мешая сосредоточиться на главном, создаёт ряд сомнений. Представьте домохозяйку, которая целый вечер размышляла какую приготовить картошку: - варёную или жареную. В результате вся семья осталась голодной.

По наблюдениям ученых, наш мозг потребляет 80% энергии доступной всему организму. Большая часть этой энергии тратиться на бесполезную словомешалку, отнимая силы у организма, вызывая состояние усталости. Кроме того, активизация внутреннего хоровода мыслей перед сном приводит к бессоннице. Человек ложиться спать, пытается уснуть, а у него в голове начинается обсуждение прошедшего дня, составление планов на следующий день, варианты сценария спора с супругой/супругом или начальником и так далее. Тут уж не до сна. А это ведёт к хронической усталости. В наивысшей стадии буйства мыслей, человек начинает разговаривать сам с собой, а это со стороны выглядит некрасиво.

Доктор, у меня в голове маленький человечек все время ругается матом! - Так это легко поправить! 10 000 долларов - и никаких проблем! - Доктор, а знаете, что сейчас сказал маленький человечек?

Когда ещё нам мешает неконтролируемый бег мыслей? Все, наверное, слышали про Подсознание. О нём можно прочитать в статье 99

Подсознание – субличность, некое внутреннее «существо», которое активно участвует в нашей жизни. Его задача помогать нам жить успешной, позитивной, радостной жизнью, достигать своих целей, меньше тратить энергии на переживания и беспокойства. Кроме того, подсознание управляет нашей интуицией, подсказывает нам, как поступать в той или иной ситуации, как принять правильное решение, когда у нас нет необходимой информации или знаний. Но мы его не слышим, мы стараемся переболтать его, смыть подсказку потоком всяческих случайных мыслей. Появилась нужная мысль и на её тут же бросаются десятки обсуждающих, критикующих, сомневающихся мыслей, словно стая кошек на миску с рыбой. Всё ценная мысль «погибла» под гнётом неконтролируемой словомешалки. Те люди, которые умеют слушать своё подсознание, то есть слышать свою интуицию, более успешны и счастливы в жизни, чем те которые долго всё обдумывают, осмысливают, сравнивают, сомневаются. Если вы хотите стать любимчиком Жизни, то должны научиться прислушиваться к своему подсознанию.

Приведу такой пример. Допустим, вы ждете по электронной почте важное письмо. Очень важное письмо! От него многое зависит в вашей судьбе. Если во время не получите, - то всё: полный писец помноженный на ахтунг-капут. Вы садитесь за компьютер, подключаетесь к интернету, запускаете почтовую программу и ждёте. И вдруг вам приспичило поиграть в игрушку. Причем не в простую, а в навороченную на полный экран, со спец эффектами и звуком. Играете, час, два, пять… И тут уже в третьем часу ночи вспоминаете, что вам должно прийти очень важное письмо. А вы его до сих пор не получили, до вас не дошла необходимая, жизненно важная информация. ВСЁ ПРОПАЛО! Но заглянув в почтовую программу, обнаруживается, что спасительное письмо пришло, пришло вовремя, только вы его не замечали. А не замечали потому, что занимались другим ненужным времяпрепровождением. В результате опоздали и проиграли! Так и в случае с интуицией: ценные мысли и подсказки есть, появляются вовремя, но мы их не замечаем и не пользуемся ими. Замете: неудачников гораздо больше, чем счастливчиков.

Остановка внутреннего диалога.

Внутренний диалог – один из многочисленных процессов, происходящих в нашем сознании. Полное отсутствие мыслительного процесса – признак умственной неполноценности. Иногда он жизненно необходим, но иногда только мешает, забивает голову всякой ерундой, создаёт сомнения и всякие непонятные умозаключения. С одной стороны внутренний диалог нужен, а с другой – нет. Что делать? Надо научиться управлять этим процессом, то есть сознательно, в нужный момент отключать его, останавливать неконтролируемый бег мыслей, выключать словомешалку. К счастью, существует очень много способов это сделать. Надо только потренироваться. С первого раза может не получиться. Попробуем организовать тишину в голове.

1. Вытеснение или замещение . Поток сумбурных, неконтролируемых мыслей замещаем на многократно повторяющееся, регулярные мысли. Это могут быть мантры, повторяющееся фразы типа: «Я в восторге от себя» или «У меня всё получиться», молитвы, счет от 10 до 0, а ещё лучше от 100 до 0. Счет ведётся несколько раз. Как только нам надо остановить словомешалку мы принудительно начинаем про себя повторять одни и те же фразы, как бы вытесняя, замещая ими ненужное. Через некоторое время словомешалка отключается. Теперь «убираем» замещающие мысли и на 1 – 2 минуты тишина в голове обеспечена.

2. Мысленные образы . Здесь думать ничего не надо, надо только представить, создать мысленную картинку, зрительный образ, как в голове появляется шальная мысль, а вы её убираете. Вариантов множество. Например: «аквариум». Представьте, что вы сидите на дне аквариума, наблюдаете за рыбками, как только появляется мысль, вы её помещаете в воздушный пузырёк и отправляете на поверхность. Появилась другая мысль – тоже самое: в пузырёк и на поверхность. Главное не произносить про себя: «вот у меня появилась ещё одна мысль, я её отправляю», - главное представить весь этот процесс в виде картинки, лучше цветной. Можно представить, что голова наполнилась маслом (бетоном) и все мысли в ней застревают. Или представьте, что вы взяли полотенце и вытираете из головы все ненужные мысли. Появилась мысль – её тут же стерли. Представьте мысль в виде собаки, как только она вылезла и залаяла – её тут же затолкнули в конуру. Ещё раз повторю: всё это надо представить в виде зрительного образа, мысленной картинки. Ни в коем случае не комментировать!

3. Концентрация внимания . Концентрируем своё внимание на каком-нибудь процессе или внешнем объекте. Например, сконцентрировать внимание на пульсации крови. Берём, например, ладошку, концентрируем на неё свой взгляд и стараемся прочувствовать, как по ней пульсирует кровь. Можно сконцентрироваться на кончике носа и ощущать, как в него входит и выходит воздух, причем ощущать все тонкости процесса. В повседневной жизни на это мы не обращаем никакого внимания, а здесь необходимо сосредоточиться. Бег мыслей при этом прекращается. Хорошо концентрировать своё внимание на пламени свечи, пламени костра или на морских волнах, главное, в этот момент не о чем не думать и не предаваться философским рассуждениям.

4. Энергетическое дыхание . Очень сильная практика, позволяющая не только остановить бег мыслей, но и подзарядиться энергией. Представьте, что нас окружает не только воздух, но и некая энергетическая субстанция, питающая нас энергией. Вдыхая воздух, мы вдыхаем и эту субстанцию. Выдох делаем обычный, но представляем, что делаем его не наружу, как обычно, а вовнутрь себя, через своё тело. Тело, воображаем в виде пустой емкости, наподобие полого шоколадного зайца или деда мороза, которое продувается на выдохе. Вместе с воздухом поступает энергия, но она не выходит, а остаётся в теле. Мы представляем, как энергия постепенно входит в наше тело, медленно и приятно заполняет все его части и органы. Представляем, как приятно тело наполняется, запасается, заряжается энергией. Мы получаем заряд энергии. Если что то болит, то представляем и ощущаем, как воздух и энергия проходят через больное место, тем самым очищая его. Представляем, как боль вытесняется энергией из организма и выдувается потоком воздуха наружу. Ощущая всё это, у нас отключается внутренний диалог. Еще при такой практике может наступить состояние транса. А транс это уже отдельная тема…

5. Трансовые состояния . В трансе внутреннего диалога нет, бег мыслей отсутствует. Парадокс такой практики заключается в том, чтобы войти в транс, необходимо отключить внутреннего болтуна. Но трансовое состояние может наступить естественным путём, - подсознание само загонит наш организм в него. Наверное, вы за собой замечали такую ситуацию: после сытного обеда садитесь за компьютер, начинаете что-то делать, но, вдруг чувствуете, что ваш взгляд тупо уставлен в монитор, мысли отсутствуют, а тело погружено в состояние полусна… Это ещё не сон, но не уже не бодрствование, - это транс…

Существует ещё множество других практик остановки бега мыслей в голове. Если знаете, - опишите их в комментариях. Буду благодарен!!!

На этом пока прощаюсь, до скорой встречи на страницах блога!

Просмотров