Предназначение и основные функции политики.

Когда у человека появилась потребность в осмысленной деятельности, у него возник интерес. Интерес – побудительная сила, определяющая характер и направление жизни людей. С появлением общества, появился социальный интерес. Это причины действий, формирующиеся у социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни. Формой реализации социальных интересов являются политические отношения. Политический подход к решению любого вопроса состоит в том, чтобы обеспечить анализ событий с точки зрения интересов общества, социальных групп, индивидов.

Таким образом, политика – это выражение потребностей, интересов и установление путей их удовлетворения.

Основой интереса является положение социального субъекта (класса, нации, группы) в системе общественных отношений. Они воспринимаются людьми через жизненно важные факторы: характер и условия труда, размер и способ получения вознаграждения, социальную защищенность, условия и образ жизни и т.д. Социальные субъекты находятся в постоянном взаимодействии, на их жизнь влияет общество. Положение людей может меняться, ухудшаться, дестабилизироваться, либо наоборот, улучшаться. Из этого взаимодействия и рождается интерес. Интерес – это стремление субъекта изменить, улучшить и сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Если субъекты для реализации интересов использую политические средства – давление на правительство, изменение государственной политики, участие в парламенте, поддержка партий, лидеров и т.д. – то речь идет о политическом интересе. Основой политических интересов является зависимость положения субъекта от сферы политики. Политический интерес – это стремление изменить положение с помощью политических средств. Политические интересы классифицируются:

А) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

Б) по сфере функционирования (внутриполитические, внешнеполитические);

В) по характеру субъекта (национальные, государственные);

Г) по возможности осуществления (реальные, мнимые);

Д) по отношению к тенденциям общественного развития (прогрессивные, консервативные, реакционные).

Политические интересы имеют ряд особенностей.

1. Основой развития политических интересов являются материальные отношения, экономический базис общества.

2. Политические интересы – это проявление властных отношений, опосредованных интересами общественных классов.

3. Политические интересы обладают относительной самостоятельностью.

4. Природа политических интересов разнообразна., но имеет общий источник – соотношение интересов классов, групп, слоев с интересами общества в целом.

6. Политические интересы классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическими государственными интересами.

7. В многонациональном обществе политические интересы всегда имеют политическую окраску, поскольку нации – субъекты политики.

Роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе:

1. В политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей.

2. Политические интересы определяют направленность политической деятельности.

3. Политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей.

4. В политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом.

5. Политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, настроений, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов.

Реализация политических интересов предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденции: 1) тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей, и 2) тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности.

Реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя.

Существует шкала интенсивности политических действий:1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью собственной высокой активности; 2) участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) деятельность в политических и примыкающих к ним организациях; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее; 5) прямое действие; 6) активная (в том числе руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы и добивающихся ее коренной перестройки.

Можно выделить две основные формы реализации политических интересов: а) политическое участие; б) политическая деятельность.

Политическое участие – это действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические события, процессы и т.д. в целях оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Оно включает в себя: а) участие во всенародных обсуждениях государственных дел, референдумах; б) участие в выборах в местные и верховные органы власти; в) воздержание или отказ от голосования на выборах; г) участие в различных формах политического протеста (забастовки, стачки, голодовки и т.д.); д) участие в политических митингах, демонстрациях, собраниях; е) участие в антивоенном движении; ж) участие в движении национальных меньшинств за свои права; з) написание писем к авторитетным политическим деятелям современности, прямые контакты с ними; и) участие в работе местных органов власти в качестве активистов, добровольных помощников и т.д.

Политическая деятельность – сознательное изменение или совершенствование существующих в обществе политических отношений в интересах больших масс людей (классов, наций, групп, слоев). Политическая деятельность предполагает профессиональное участие в рамках тех или иных институтов политической организации общества.

Тема 14: Этнонациональные и конфессиональные группы в политике.

1. Социальные группы и их роль в политике.

Политика – сфера столкновения групповых интересов, потребностей, позиций. Различие в интересах социальных групп, их стремление к наиболее полному удовлетворению своих интересов порождает политическую борьбу и саму сферу политики.

Социальные группы – это совокупности людей на основе общности социального положения. Среди коллективных участников политических действий можно выделить три категории общностей: классовые, территориальные и корпоративные.

В основе формирования классовых общностей лежит экономический фактор. Современное общество можно поделить на четыре основных класса: а) высший класс – люди, владеющие собственностью или осуществляющие непосредственный контроль за ее распоряжением (крупные промышленники, финансовые магнаты и т.д.); б) средний класс представлен служащими («белые воротнички») и профессионалами; в) рабочий класс («синие воротнички») – люди, занятые преимущественно промышленным физическим трудом; г) крестьяне.

В основе формирования территориальных общностей лежит единство, возникающее как следствие географической, пространственной или исторической близости. Это – нация, характеризующаяся особой интенсивностью связей между ее членами на базе общей культуры, языка, исторического прошлого и т.д. и многообразные этнические группы, в том числе национальные меньшинства. Принадлежность к территориальной общности с особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты между такими группами бывают чрезвычайно жестокими.

Корпоративные общности образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой по своему характеру деятельностью; это – профессиональные группы. Их участие в политике наглядно проявляется в забастовках.

На базе социальных общностей формируются политические интересы, которые объективно обусловлены их жизненным положением. Из недр социальных общностей выходят политические партии, движения, объединения. Партии и движения объединяют наиболее активных представителей социальных групп, вносящих в политику те ценности, нормы, идеи и представления, которые порождены воспитавшей их средой.

Влияние социальных общностей на политику обнаруживается в так называемых массовых акциях: забастовках, митингах, манифестациях, маршах, пикетировании, актах гражданского неповиновения, а также в поддержку или ее отсутствии по отношению к государству, его политике. Государство, партии, проводя конкретный политический курс, нуждаются в поддержке своих действий. Речь идет о глубокой практической заинтересованности больших групп людей, увидевших в данном политическом курсе шансы на собственный успех, отождествлявших его с собственными интересами.

Социальные общности в качестве субъектов политики имеют специфические свойства: 1. политические интересы общностей, их взаимосвязь с экономическими и другими интересами; 2. степень сплоченности и единства социальной группы; 3. уровень ее политического развития, выраженный в способности к созданию своих организаций и умении отстаивать свои интересы; 4. наличие или отсутствие политических лидеров, авторитетов, характер их связи со своими сторонниками и т.п.; 5. стратификационное положение социальной группы, ее место в иерархии социальных групп, которым в значительной мере определяется политическое влияние групп; 6. политический «вес» группы: учитываются ли ее интересы в государственной политике или нет, если учитываются, то каким образом и в какой степени; 7. тип и характер политического сознания, политической культуры, присущие данной группе и оказывающие сильное влияние на определение целей действий и ее поведение, склонность к использованию тех или иных средств в политической деятельности.

Все социальные группы играют одновременно роль субъектов и объектов политики. Изменение общественно-политической концепции развития России привели к существенному изменению роли и значения социальных групп в обществе. Центральным элементом социальной структуры выступает проблема собственности. Собственность – это исторически определенный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного потребления. Она реализуется через нормы: владения, пользования, распоряжения. Приватизация коренным образом меняет эти нормы, создавая условия для предпринимательства. С другой стороны происходят противоречивые процессы в социальной структуре: 1) резкое социальное расслоение по уровню доходов: 80% населения находятся за чертой бедности; 2) маргинализация социальной структуры: беженцы, бомжи, нищие и т.д. 3) значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий; 4) ухудшение и падение жизненного уровня и социально-правовой защищенности слабообеспеченных. Поэтому противоречия социальных интересов, их конфликтность неизбежны и будут обострятся. Однако будут укрепляться и набирать силу социальные группы, связанные непосредственно с материальным и духовным производством (средний класс).

2.Этносы в политике.

Этносы – устойчивые группы людей состоящие из:

- племени (первобытное общество);

- народность (рабовладение, феодализм);

- нация (капиталистическое общество).

Нация – высший тип этноса, группа людей, которую объединяет история, психологический склад характера и культура.

Этнос может включать несколько наций. Например, славянский этнос состоит из:

Русских;

Белорусов;

Украинцев;

Поляков;

Словаков.

Нации стали появляться в период капитализма, с 15 – 17 веков на основе формирования буржуазных обществ.

В колониально-зависимых странах процесс образования наций начался только во II половине ХХ в.

Становление нации связано со становлением государства. Главный критерий независимости государства – это суверенитет. Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние дела, внешнюю политику, право нации на самоопределение. Нация как субъект суверенитета выступает лишь в том случае, если она имеет свое государство.

В условиях федерации нация – субъект конституционного права, она передает часть прав федеральным властям в обмен на право на участия в делах не только своего региона, но и в делах всего государства (автономные округа, области, республики). В современной политике существуют 2 тенденции проявления национальной независимости:

1) Интернационализация – это равноправное взаимовыгодное сотрудничество наций в едином государстве с целью своего благополучия.

2) Активизация национального самосознания – взгляды, оценки, мнения наций о своей истории, о перспективах развития и о месте среди других наций.

Историческая практика свидетельствует о том, что социальная общность с развитием национального самосознания, как правило, руководствовалась своими собственными интересами и мало внимания обращала на учет интересов другой стороны. Больше того, в периоды часто возникавших обострений между национально-государственными образованиями, выливавшимися в вооруженные столкновения и войны, каждая из участвовавших в конфликте сторон старалась добиться успеха за счет интересов своего противника.

Гуманизация общественных, в том числе и национальных, отношений в наше время объективно требует умения политиков сочетать национальные интересы своей страны с интересами других народов и государств. В таком случае реализация национальных интересов будет способствовать утверждению наций как истинно разумных субъектов политики.

Интерес вообще - это направленность человека (или социальной группы) на осуществление определенной цели, удовлетворяющей какие-то потребности. Интерес политический - это направленность социальной группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе политической власти. Способами достижения такой цели выступают различные формы участия в политике.

В зависимости от носителей интересы могут быть личностные, групповые, корпоративные, классовые и национальные . По социальному содержанию – экономические, политические, духовные. По степени устойчивости – долговременные и преходящие . По насущности коренные и вторичные .

Политический интерес - по преимуществу объективный феномен. Однако, объективность интереса вовсе не равнозначна его очевидности. Чтобы превратиться в актуальный мотив действия интерес должен быть осознан. Но это уже – область субъективного, где возможны различные осложнения. Представление человека о своих интересах далеко не всегда совпадает с их действительным содержанием. Более или менее адекватное представление людей о своих потребностях и интересах требует понимания всей совокупности причинно-следственных связей, определяющих их действительное положение в системе социальных отношений. Такое не всегда под силу не то, что обычному человеку, но и тем, кто владеет умами и судьбами людей. Поэтому в реальной практике люди руководствуются не своими интересами, а представлениями о них. Ложные представления, как правило, становятся фактором политической деструкции. Это обстоятельство наглядно проявляется в феномене общественного мнения, которое под влиянием обстоятельств или манипуляций может варьироваться очень быстро и с большой амплитудой. Когда, например, результаты демократического процесса не оправдывают завышенных ожиданий, демократические ценности объявляются мнимыми, и начинается поиск другой формы выражения политических интересов – через авторитаризм и традиционализм.

По возможности избежать таких ситуаций помогают только разнообразие и конкуренция таких политических институтов, как идеологии, партии, движения. Внося в политический процесс элементы состязательности, а, следовательно, и критичности, дискуссионности, они могут способствовать установлению реального содержания и соотношения любых политических интересов.

Дефицит ресурсов, служащих для удовлетворения многообразных потребностей людей порождает конфликт интересов и ценностей. Дефицит политических позиций и статусов, являющихся объектом притязаний со стороны многочисленных политических субъектов, а также дифференциация политических ролей (на управляющих и управляемых) служит источником политической конфликтности. Роль конфликта в политике нельзя переоценить, ибо он выступает как источник и движущая сила политического процесса. Ведь политика по сути своей - это и есть способ согласования интересов различных социальных групп и индивидов разными средствами. В бесконфликтном обществе надобность в ней попросту отпадает.


Политический конфликт - это разногласие или противоборство различных субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего, с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

В основе политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и собственно политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму благодаря установке на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов.

Конфликты можно типологизировать по разным основаниям, например, по характеру противоречий (антагонистические и неантагонистические), внутренние и внешние (в зависимости от их отношения к социальной системе), по сферам проявления (экономические, политические, духовные, межнациональные, международные).

Конфликты классифицируются по времени действия: затяжные или скоротечные; по интенсивности: слабые или сильные; по масштабам действия: локальные или региональные; по формам проявления: мирные и немирные; по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые; по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные; по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институализированные или неинституализированные; по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные.

При типологизации конфликтов следует обращать внимание на их происхождение и этапы развития. Конфликты, обусловленные факторами внутреннего характера, обозначаются как эндогенные, внешнего – по отношению к данной системе – экзогенные.

Любой конфликт, как правило, имеет определенные стадии своего развития: начало, скрытая (латентная форма); открытая форма, или стадия противостояния; послеконфликтный этап.

Природу и характер конфликта определяют:

– условия его возникновения и протекания;

– состав участников конфликта;

– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

– сложившийся образ конфликтной ситуации;

– характер конфликта;

– пространственно-временные параметры конфликтной коллизии;

– этапы и интенсивность протекания;

– последствия.

Существует немало методик урегулирования конфликтов, в числе которых есть смысл упомянуть «теорию принципиальных переговоров и терпимости». Сущность «теории принципиальных переговоров» состоит в том, что стороны стремится найти взаимную выгоду там, где только возможно. Там же, где интересы не совпадают, следует добиваться результата, который был бы обоснован справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных переговоров лежат следующие принципы:

– концентрация на интересах и отказ от позиционного торга;

– использование объективных критериев;

– поиск взаимовыгодных вариантов;

– разграничение между участниками дискуссии и обсуждаемыми проблемами;

– искусная тактика взаимодействия и подключение в случае необходимости к ним третьей стороны.

Для разрешения политического конфликта необходимо:

– локализовать конфликт;

– избегать упрощения проблем, послуживших основанием политического конфликта, их дихотомической трактовки;

– выйти за пределы конфликтной ситуации, рассмотреть ее с точки зрения общего, что объединяет обе стороны;

– не допускать промедления в принятии конструктивных усилий и мер, так как время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов;

Политические противоречия и конфликты нельзя отменить, они - неизбежный атрибут политического процесса. Вопрос, следовательно, состоит в том, чтобы на основе цивилизованных норм и современных технологий создавать и внедрять в политический процесс практику справедливого и рационального разрешения политических конфликтов.

Политические интересы - осознание социальными субъектами (индивидами, группами, слоями, классами) своих объективных возможностей участия в политической жизни общества; идеальные стремления этих субъектов к политико-управленческой деятельности с целью стабилизации или улучшения своего положения. Интересы наряду с потребностями - важнейшие побудительные причины человеческой деятельности. Эту функцию они выполняют и в сфере политических отношений.

В политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

Сложившийся политический интерес выступает как определенная цель, достижение которой осуществляется в ходе политической борьбы. Он возникает на базе экономического интереса, но не сводится к нему. Содержанием политического интереса выступает необходимость (потребность) завоевания политической власти. Это связано с особой ролью государства в обществе, призванного защищать интересы экономически господствующего класса. Иначе говоря, политический интерес - это тот источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Политические интересы классифицируются по нескольким основаниям: а) по характеру субъекта интересов (национальные, этнические, государственные, партийные, классовые и т.д.); б) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные); в) по отношению к тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные); г) по органу, представляющему интересы (государственные, партийные, общественных организаций и объединений); д) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); е) по характеру происхождения (стихийные или осознанные).

Если брать во внимание только фактор времени, то можно выделить такие типы интересов: 1.

Постоянные интересы. Их удовлетворение образует условие биологического выживания людей. 2.

Перспективные интересы. Нельзя утверждать, что они неизменно противоречат по своему содержанию постоянным интересам. Перспективные интересы образуют наиболее существенный элемент политических доктрин, концепций и программ действия. 3.

Текущие интересы. Они обычно рассматриваются в отношении к интересам с перспективным характером воздействия. Эмпирически доказанная склонность людей (в массе) придавать самый высокий ранг текущим целям действий приводит к тому, что одной из многих важных задач политики становится поиск способа связи между долговременными целями и давлением требований момента. Необходимость учитывать общественное мнение, нередко возникающее под влиянием текущих потребностей и настроений, вынуждает модифицировать принятые приоритеты. В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику. Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. В-четвертых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом. В-пятых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации - субъекты политики.

В обществе всегда действует совокупность интересов различного уровня общности, выражающих специфику взаимоотношений и жизненных ориентаций различных социальных групп, слоев, классов, социально-этнических образований. Одни из этих интересов выражают долговременные, фундаментальные тенденции существования социальных общностей - это интересы классов, наций, общества в целом. Другие выражают специфику социальных отношений, которые устанавливает социальная группа или ее часть с другими социальными группами, - это частные интересы. Содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества наступает лишь в определенный момент развития и целого - общества, и его интегральной части - социальной группы.

Артикуляция и реализация политических интересов относятся к двум важнейшим функциям политической системы общества. Эффективность реализации политических интересов определяется тем, насколько полно их содержание отразится в политической идеологии и четко выразится в политических документах, выполняющих регулятивную функцию в политике. С другой стороны, полнота выражения политических интересов зависит от степени демократичности самого процесса выявления учета и сочетания политических интересов. В состав механизма выражения политических интересов включены организационные, идеологические, нормативные и коммуникативные элементы политической системы общества.

Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник - соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, т.е. собственно не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Бюрократия нацелена на формирование специфического, отличного от государственного и классового, корпоративного (т.е. не политического, а группового) интереса.

Политические интересы определяют направленность политической деятельности, выражают уровень их развития. Политический интерес, являясь неотъемлемым свойством всех субъектов политики, обнаруживает себя на всех уровнях активности субъекта (в процессе теоретического моделирования возможных действий, в конкретных практических действиях и т.д.). В целом политический интерес имеет ряд каналов: а) деятельность властных структур; б) политическое влияние партий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации; в) давление массовых политических сил (забастовочное движение, митинги).

В политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

Политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.

Какова роль политической сферы в жизни человека и общества? В чем заключается ее основная социальная функция?

При ответе на этот вопрос мнения политологов также разделились. Одна группа ученых считает, что предназначением политики является интеграция общества в единое целое , воплощение правил совместного проживания и принципов справедливости и поддержание общественного порядка (Аристотель, Т. Гоббс, Г. Гегель, Т. Парсонс). С помощью государственной власти осуществляется регулирование (непосредственное или опосредованное) всех основных сфер общественной жизни, устанавливаются нормы поведения, реализуются наиболее общие интересы различных социальных групп и преодолеваются конфликты между ними. Тем самым в сфере политики осуществляется комплекс действий, направленных на достижение общего блага. Разумеется, порядок, общественный строй и выбор стратегии общественного развития не обеспечивают равных выгод различным группам населения. Но они сами по себе являются необходимыми условиями существования общества и потому обусловливают главное предназначение политической сферы.

Согласно другой точке зрения, политическая сфера – это прежде всего борьба , конфликту стремление отдельных групп добиться реализации своих интересов путем навязывания своей воли и установления политического господства (К. Маркс, К. Шмитт, Р. Дарендорф (Германия), Г. Лассуэлл (США). Например, К. Шмитт определяет политику через понятия "враг" и "друг": в политике "друзья" мобилизуются и борются против "врагов").

Стремление к власти является естественным и закономерным для любого субъекта политики, поскольку это дает возможность воздействовать на решение общественных проблем таким образом, чтобы реализовать свои групповые интересы. Политическая борьба неизбежна в силу различия интересов социальных групп и недостатка экономических, социальных, культурных и других ресурсов для их удовлетворения. Она проявляется на выборах в органы власти, в парламентских дебатах, в соревновании политических партий, в политической полемике в СМИ, на митингах, забастовках и т.д.; крайние формы борьбы включают применение физической и военной силы (революция, гражданская война, терроризм). В этой борьбе обычно побеждают небольшие, но сплоченные группы (элиты), добивающиеся различных привилегий путем захвата государственной власти или влияния на нее. Политика – это игра с нулевой суммой: выигрыш одних групп означает проигрыш других. Характер политического процесса напрямую зависит от остроты политического конфликта и соотношения сил на политической арене.

Эти точки зрения на политику и ее социальное предназначение взаимно дополняют друг друга. Суть политики, как считает французский политолог М. Дюверже, всегда амбивалентна; политика, как бог Янус, имеет два разных лица. Во все времена она была средством господства одних групп над другими и, одновременно, обеспечивала интеграцию общества и достижение общего блага. Соотношение этих функций политики находится в процессе постоянного изменения, однако обе, в той или иной степени, присутствуют во всех политических системах. Они выражают единство и взаимосвязь интегративного и дифференцирующего начал в политике. Политика возможна только в условиях конфликта интересов; если бы было полное согласие между людьми, то не было бы и необходимости в создании политических институтов, обеспечивающих разрешение социальных конфликтов в цивилизованной форме и регулирование отношений между людьми. С другой стороны, реализация интересов отдельных групп и сохранение их господства невозможны без наличия минимума согласия между субъектами политики. Политики нет в так называемом "естественном состоянии", где, по Гоббсу, идет "война всех против всех".

Таким образом, основными функциями политики являются: 1) поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и 2) реализация индивидуальных и групповых интересов в процессе борьбы за власть и ее осуществление.

Другими важнейшими функциями политики, тесно связанными с предыдущими, являются: 3) руководящая функция (выработка целей и задач развития общества и мобилизация ресурсов для их реализации); 4) регулятивная функция (регулирование других сфер общественной жизни, контроль за их деятельностью); 5) коммуникационная функция (обеспечение взаимодействия между различными социальными группами и правил общения). Кроме них, в политической сфере реализуются и более специфические социальные функции, набор которых зависит от характера социальной системы (расширение территории проживания, правовое закрепление привилегий отдельных групп, защита прав человека, привлечение граждан к участию в принятии решений и др.).

1. Политические ценности

2. Политические интересы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ


Основанием политической деятельности и отношений являются осознанные потребности индивидов и общественных групп. У людей всегда есть определенные интересы, реализации которых они пытаются достичь. Для этого они объединяются, создают различные ассоциации, что в свою очередь требует согласия, выработки системы правил политических отношений и деятельности. Политические и экономические интересы возникают, формируются и отмирают в определенных социально-политических условиях посредством политической деятельности. Политические интересы выражают отношение субъектов политики к явлениям социально-политической среды, овладение которыми имеет существенное значение для удовлетворения их потребностей. Действия субъектов политической деятельности основаны на приоритете интересов, при этом личность исходит из приоритета цели, идеала, ценности. Ценности как обобщенные значения (отношение-оценка) объектов, как выражение фундаментальных норм, помогают осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях.

В данной работе мы поподробнее остановимся на понятиях политических ценностей и интересов субъектов политической деятельности в России.


Хочется сказать, что одним из первых, кто начал разрабатывать теорию ценностей в марксистской философии и социологии был В.П. Тугаринов. Опираясь на исследования предшественников по этому вопросу и свои собственные, он сформулировал общее понятие ценностей: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» .

В свое время в философской и социологической литературе высказывались суждения, согласно которым: во-первых, поскольку существует бесчисленное количество реальных ценностей людей, то и общее определение ценностей не нужно, а то и вообще невозможно; во-вторых, марксистская теория в целом фактически выступает в качестве теории ценности. Не соглашаясь ни с тем, ни с другим, он считал, что ценности и ценностное отношение следует отличать от теории ценностей. Разрабатывая же последнюю, исследователи тем самым применяют к анализу ценностей научно-технический подход. Данный подход идентифицировался с социологическим. Конечно, в той его трактовке, которая была принята в те годы.

В классификацию ценностей, основывающуюся на структуре общественных явлений, В.П. Тугаринов, наряду с материальными и духовными, включает социально-политические: общественный порядок, мир, безопасность, свободу, равенство, справедливость, человечность. Выделяя бесконечное количество форм этих базовых ценностей, автор различает научно-социологический или «естественнонаучный» и ценностный подход в исследовании социально-политических явлений. При первом подходе, с его точки зрения, невозможно делать выбор между этими явлениями, ибо они, играя положительную или отрицательную роль в общественном развитии, или ту и другую вместе, не могут быть объективно оценены. Изучается лишь их роль и значение в определенный исторический период. Что касается ценностного подхода, то он позволяет производить выбор из множества социально-политических явлений исторического периода, отбирать те из них, которые нужны, полезны на данном этапе развития и элиминировать те, которые мешают, тормозят в достижении тех или иных общественных целей. При этом ценностное отношение никоим образом не отождествляется с моральным, ибо значение и функции первого выходят за границы второго.

Кроме материальных, духовных, социально-политических ценностей, В.П. Тугаринов выделяет ценности: наличные-экзистенциальные, целевые и нормативные. Первые – реально существуют, вторые задуманы как цели деятельности и в большинстве случаев предполагают наличие правил, норм, идеалов и реализуются согласно этим нормам.

Эти классификации ценностей являются «открытыми», то есть могут быть дополнены новыми классификациями. Да, с одной стороны, ценности – это цели, идеи, мотивы, а с другой, ценности – это определенные средства, с помощью которых достигаются ожидаемые результаты. То сеть они могут выступать как ценности сами в себе и как инструментальные ценности.

Воспроизводство данных рассуждений позволяет нам констатировать, что проблема ценностей имеет довольно сложный и конечно же дискуссионный характер. Ее разрешение возможно на стыке многих гуманитарных наук: философии, социологии, права, психологии, истории, политологии. Когда разговор касается политических ценностей, это отнюдь не означает, что приоритет в исследовании принадлежит политической социологии или политологии. Данные науки обязаны инициировать изыскания в сфере политических ценностей, обобщать исследования, резюмировать результаты для последующего анализа.

Конечно, нас, прежде всего, интересует вопрос – возможно ли дать общее определение политических ценностей? Если следовать В.П. Тугаринову, то ответ может быть утвердительным. Это во-первых. Во-вторых, каждая категория, вводимая в научный оборот, может иметь свое обоснование и определение. В-третьих, в определении должен заключаться ответ на вопрос – зачем? Последнее замечание важно и с точки зрения раскрытия сущности самого явления.

Иногда в литературе встречается мнение, что следует говорить не о политических ценностях, а о месте и роли ценностей в практической политике. Данное суждение выводится из соотношения морали и политики. То есть ценности в политической деятельности идентифицируются с моральными, которые лежат в основании поступков людей, занимающихся политикой. Конечно, моральные или этические ценности влияют на действия отдельных политиков, на принимаемые ими решения. Политика с учетом данного фактора становится более гуманной и предсказуемой. Однако нас интересует проблема возникновения ценностей в политической практике, проблема причинной обусловленности, когда политическое значение ценностей изменяется и в процессе политической деятельности, и в действиях субъектов политики. Конкретный предмет становится ценностью не сам по себе, а оценивается с точки зрения определенного идеала или идеи конкретных свойств и особенностей данного типа предметов. В этой связи важной составляющей выступает система предпочтений-референций, в которой в реальности отражается социальная и политическая практика отдельного человека, общности, группы, класса, общества в целом, их интересы и потребности. Постоянно воспроизводящиеся предпочтения на протяжении какого-то временного отрезка составляют основу ценностного положения любого социального или политического субъекта. В онтологическом аспекте они – предпочтения – основание системы ценностей. На пограничном пространстве дихотомии «онтология ценности – онтология политики» возможно выявление и описание политических ценностей как объективированных идей определенных социальных и политических явлений. Политические ценности возникают и функционируют в сознании человека, социальной группы как продукты духовной жизнедеятельности в виде соответствующих идей, целей, норм. Наличие так называемой «преференциальной детерминации» способствует тому, что каждая политическая ценность как бы вступает в многочисленные контакты и в силу этого обстоятельства подвергается «расщеплению» на два элемента – абстрактный и конкретный, которые на следующем этапе начинают производить соответствующие ценностные потребности субъектов. Система предпочтений как совокупность элементов группового сознания и как основа формирования политических ценностей является, таким образом, существенным фактором, определяющим условия инициирования, детерминации всего политического процесса.

Каждый политический процесс имеет свои предпочтения и тем самым находит свою ценностную нишу, которая становится важной составляющей во взаимодействии с подобными себе. Политические ценности и могут быть выявлены с помощью этого субъектного критерия, включающего предпочтения, которыми могут обладать социальные общности как организованные целостности. Например, правовое государство, о котором мы постоянно говорим, но которого в действительности нет, это прежде всего идея, реализуемая в различных обществах по-разному, в зависимости от большого количества разнообразных условий и причин, отношений, действий, существующих социальных и политических институтов. Мы оцениваем то, что есть в реальности плюс конкретные особенности этих реальностей, их взаимосвязи. И в результате зачастую видим, как то, что мы сформулировали и охарактеризовали как политическую ценность, на практике выглядит совсем иначе и является деформированной ценностью. Один из польских авторов приводит следующий пример: «красота» – это ценность в первичном этого слова значении, а «красивые предметы» – вторичное значение – существует реально; но «красота» как таковая может существовать «реально» лишь как абстрактная идея.

В этом смысле политические ценности можно назвать идеями политических потребностей определенных субъектов, будь то человек или социальная группа, или политическая партия, или общество в целом. Политические идеи составляют основу действий политических субъектов, служат обоснованием этих действий. Например, программа какой-то партии – это лишь идеал, идея, к реализации которой она стремится путем завоевания власти.

Политические ценности постоянно возникают, распространяются, функционируют определенный промежуток времени, растворяются, исчезают, снова возникают и т.д. То есть они функционируют в общественной структуре как идеи-ценности социальных групп, общностей, классов, их политических представительств. Система политических ценностей всегда выступает в виде совокупности ценностей какой-то социальной группы как организованной общественной силы. В этой связи возникает проблема гармонизации политических ценностей социальных групп и общества в целом. Таким образом, политические ценности – это идеи политических потребностей, выражающие отношение индивидов, социальных групп, классов, общества между собой.

Данный подход, разумеется, не является единственным при анализе политических ценностей. Он лишь показывает, что эта проблема весьма сложна. В литературе встречаются довольно упрощенные варианты ее исследования, сводящиеся иногда к перечислению категорий и понятий, входящих в политическую социологию или политологию. Редко встречается их содержательная характеристика. Можно предположить, что такая ситуация складывается и по причине разнообразных подходов к исследованию таких базовых социальных явлений как: политика, политическая свобода, политическое согласие, политическое доверие, политический порядок, политический конфликт, политическая стабильность и др. Сказывается отсутствие методологических оснований в анализе политических институтов, процессов, политических ценностей. Вообще ценностный подход, видимо, должен занять соответствующее ему положение. В.П. Тугаринов, давая определение ценностей, делает акцент на таких категориях, как «идея», «идеал», «цель», «норма». Думается, что их обозначение свидетельствует о том, что он видел в этом перспективу использования дополнительных исследовательских приемов, в том числе и в социологической науке.

2. Политические интересы

Понятие “интерес” (лат. interest – иметь значение) активно используется в различных отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова – “интерес” как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение.

Природа интереса представителями различных отраслей знания объясняется по-разному. Так, психологи, социологи, философы, правоведы говоря об интересе указывают прежде всего на свой предмет исследования. Поэтому в литературе существует несколько подходов (концепций) объяснения генезиса интереса.

Приверженцы “психологической концепции” интересов видят их первооснову в психологии человека и его сознании. Интересы, по их представлению, выступают в виде чувств, желаний, настроений и устремлений к удовлетворению потребностей.

Сторонники другого подхода исходят из того, что интерес объективен и связан всецело не с сознанием и волей, а с материальными условиями жизнедеятельности людей (“концепция объективного интереса”).

Представляется, что более правильным является подход тех, кто видит корни интереса в единстве объективного и субъективного. Дело в том, что возникновение и содержание интереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То, что необходимо для функционирования и развития отдельных индивидов, социальных групп, государств и общества в целом, составляет предмет их интереса. И в этом смысле интерес – это такое отношение к действительности, которое направлено на обеспечение всякого субъекта всем необходимым для его существования и развития.

Своей структурой интересы отражают: а) социальное положение субъекта интереса или совокупность его практических связей с обществом; б) степень осознания субъектом своего положения в обществе; в) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса; г) само действие субъекта в социальной среде обитания.

Таким образом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение (1) потребностей, (2) объектов, служащих средством их удовлетворения, (3) социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная Среда) и (4) способов удовлетворения тех или иных потребностей.

В зависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные. Особое место среди них занимают интересы политические.

Политический интерес – это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей. Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например:

а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

б) по степени осознанности (стихийные или осознанные);

в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);

г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.);

д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.

Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.

Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом – интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.

В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник – соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, то есть, собственно, не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Более того, в силу неизбежной ориентации бюрократии на формирование специфического корпоративного – интереса, она играет сдерживающую роль по отношению к политической активности масс.

В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого – общества, и его интегральной части – социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересов целого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению все новых противоречий, нарастанию социальных антагонизмов. Совпадение политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем с магистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).

В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить осуществление советским государством политических мероприятий после революции 1917 года.

В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации – субъекты политики, а национальные отношения – элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации.

Какова роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе?

Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика – важнейшее основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре служат наиболее важным итогом, показателем успешности политической деятельности.

В-четвертых, в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.

Таким образом, в сознательной регуляции социальных процессов, при выборе и обеспечении приоритетов общих интересов перед частными, политическому интересу принадлежит важное значение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическая жизнь современной России настолько сложна и хаотична, что порою трудно поддается рациональному анализу. Разброс политических предпочтений, ориентаций в обществе очень велик. Расколотость общественной жизни достигает крайних величин. Даже искушенному в политике человеку требуются основательные усилия для того, чтобы определить: «Что есть что?» или «Кто есть кто?». Традиционные российские ценности-идеи подвергаются со стороны правых радикалов постоянному остракизму. Человеку иногда невозможно идентифицировать себя с определенными политическими символами прошлого и настоящего. Одновременно многие нуждаются в социальной и политической опоре, чтобы не остаться один на один с трудно разрешимыми проблемами общественной жизни и собственного бытия.

Извечное противоречие «быть самим собой» и «быть свободным и не в одиночестве» становится в современных российских условиях еще более актуальным. Его разрешение видится в единстве теоретических изысканий и практических действий всех, кто имеет отношение к властным структурам. Идея демократии, как политическая ценность, так и остается нереализованной. Более того, она получила благодаря так называемым «демократическим реформам» негативный оттенок. Нам предстоит длинный и трудный путь, чтобы одна из основных ценностей политической жизни получила полное право на существование и функционирование.

В заключении хотелось бы заметить, что в контексте изучения реальных отношений субъектов политической деятельности особое значение имеют аналитические материалы, связанные с изучением динамики ценностных ориентаций личности и общества в настоящее время. В наши дни в наиболее жизненно важных для человека сферах выделяют следующие социально-политические ценности и идеалы:

Идеалы и ценности в сфере государственности:

· демократический общественный строй своего государства, его союзников;

· суверенитет и территориальная целостность своей страны, ее союзников;

· верность конституции и закону;

· экономические, социальные, политические, духовные интересы своего народа, его жизнь свобода и независимость;

· жизненно важные внешнеполитические, внешнеэкономические интересы России.

Ценности в сфере демократии:

· неоспоримое достоинство личности;

· равенство всех людей перед законом;

· неотъемлемое реальное право на справедливость и счастье;

· осуществление социальной и правовой защиты граждан России, проживающих в стране и за ее пределами.

Детальный анализ ценностей россиян по итогам исследования ученых Российского независимого института социальных и национальных проблем, дает интересные и актуальные для настоящего исследования выводы:

Ценностные ориентации человека выступают в России одним из основных стратифицирующих факторов и оказывают определяющее воздействие на его реальные жизненные шансы в новой ситуации. В ряде случаев они более значимы, чем экономические интересы, и это одна из характерных особенностей менталитета россиян с их неэкономическим типом сознания;

Ценностные системы россиян являются в основном оптимальными для успешного развития в России демократического политического процесса. Высокая ценность свободы, неуравнительный характер ценностных ориентаций, высокая толерантность к социальной дифференциации – все это создает оптимальную среду для развития демократического общества.


1. Виноградов В.Д. Политические ценности в жизнедеятельности людей // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.11-14.

2. Мир словарей [Электронный ресурс]: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title=""> Тугаринов В.П. Избранные философские труды. – СПб.: Изд-во ЛГУ, 1988, С.261.

Просмотров