Откуда взялись жены у детей Адама и Евы .

На вопрос, кто прожил больше, Адам или Ева, ответить крайне сложно, так как мы даже не знаем какая между ними была разница в возрасте. Тем не менее, некоторые источники дают нам такую информацию.

Плодитесь и размножайтесь

Вопрос летоисчисления жизни библейских Патриархов непростой и во многом спорный. Это, в первую очередь, связано с тем, что Ветхозаветные книги не указывают нам каких-либо дат. Согласно Библии, нам известно, в каком году от Сотворения мира мы живем, однако мы не знаем точную дату рождения первого человека, насколько Адам был старше Евы (и старше ли), когда наших прародителей изгнали из Эдемского сада и, наконец, кто раньше умер, Адам или Ева?

Теологи утверждают, что Адам и Ева увидели свет уже взрослыми, сформировавшимися и готовыми к размножению созданиями. Ведь сказано в Пятикнижии: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27–28).

Библия дает нам некоторые даты хронологии жизни Адама. «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт. 5:3-5). А вот о Еве известно гораздо меньше.

Судьба Евы

Из 2-й главы Книги Бытия мы знаем: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:20–23).

Но сколько лет было Адаму, когда из его ребра была сотворена Ева, какого возраста была сама Ева, сколько лет на земле было отведено супруге первого человека, Библия умалчивает. Косвенно на длительность жизни Евы может указывать возраст, в котором у Адама рождались дети. Однако сложность возникает уже с первенцами прародителей человечества. Согласно Библии, Каин и Авель появились на свет после грехопадения и изгнания из Рая – именно тогда Адам познал Еву.

Но иудейские толкователи считают, что глагол «познал» следует воспринимать в плюсквамперфекте. Другими словами, по их мнению, зачатие произошло до изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Возможно, сразу после создания нашей праматери из ребра праотца.

Куда проще с третьим сыном Адама и Евы – Сифом. Опираясь на канонический текст, мы знаем, что Сиф появился на свет, когда нашему праотцу было 130 лет. А когда Адаму исполнилось 800 лет, как указывает священное писание, он родил еще «сынов и дочерей». Логично предположить, что матерью всех детей Адама была Ева, а значит к 800-летию мужа она была еще жива.

Предания ислама

А что по поводу жизни первых людей говорит Коран? В исламской традиции сообщается о том, что после изгнания из Рая Адам сошел на землю на острове Цейлон, а Хава (Ева) в аравийской Джидде. На протяжении 200 лет они молили Господа о прощении, пока не встретились в долине Арафата. Затем Адам и Хава отправились на территорию современной Сирии, где родили многочисленное потомство.

Согласно преданию, Хава рожала 20 раз, при этом за исключением последнего сына рождались близнецы. Всего у пары было 39 детей, а перерыв между родами составлял два года. Впрочем, число «два» может и не соответствовать нашему современному летоисчислению. В некоторых исламских источниках можно встретить информацию, что Адам прожил 2000 лет, а Хава его пережила на 40 лет, по другим – всего на год.

Согласно исламским традициям (об этом упоминают сподвижники Мухаммеда), известно место погребения Хавы – Джидда. Памятник над ее захоронением был уничтожен в 1928 году по указанию принца Фейсала, чтобы не допустить распространения суеверий. Сама могила была забетонирована властями Саудовской Аравии в 1975 году, так как паломники молились на ней, нарушая предписания хаджа.

Даже если допустить, что в Джидде находится подлинная Ева, то в обозримом будущем археологи и ученые добраться до захоронения вряд ли смогут.

И умерли почти в один день

Гораздо больше о жизни Адама и Евы нам могут рассказать Ветхозаветные апокрифы из так называемых «Свитков Мертвого моря», дошедших до нас в арабском, сирийском, эфиопском, армянском и славянском вариантах.

Так, в тексте под названием «Книга Адама и Евы» сообщается, когда Адаму было 930 лет, он серьезно заболел. По его просьбе Ева и Сиф отправились в Эдем, чтобы найти лекарство, облегчающее страдания. Однако Бог отказался им помогать. Вернувшись к Адаму, они услышали от него историю о божественном видении, в котором архангел Михаил объявил Адаму о его скорой кончине. Перед тем как отойти в мир иной Адам наставил Сифа на путь праведный, просил соблюдать заветы Господа. Через шесть дней, после того как Ева и Сиф доставили Адама к вратам Рая, он почил.

Согласно тому же апокрифу спустя шесть дней после смерти Адама Ева собрала всех сыновей
и дочерей (тридцать братьев и тридцать сестер Сифа) и сказала: «Слушай меня, мои дети, и я скажу Вам, что архангел Михаил сказал нам, когда я и ваш отец согрешили перед Богом.
Из-за нашего греха, Бог принесет на наш род гнев его осуждения, сначала водным путем, во второй раз огнем; этими двумя стихиями будет Бог судить целый человеческий род».

Дальше в тексте пишется, что как только Ева произнесла речь, она протянула руки к небу в молитве, «и стала на колени, и в то время как она поклонилась Богу и воздала благодарность ему, и испустила дух. После того, все ее дети захоронили ее и громко оплакивали».

Что говорит наука

А что может сказать о возрасте первых людей наука? К сожалению, о том, сколько они жили, ничего. Однако ученые-генетики смогли установить приблизительное время жизни митохондриальных Адама и Евы. Это стало возможным, благодаря тому, что было восстановлено «древо эволюции» мужской Y-хромосомы.

После проведения долгих и кропотливых исследований генетики смогли заявить, что хромосомный Адам жил примерно 120-156 тысяч лет назад, а Ева, – 99-148 тысяч лет назад. И хотя митохондриальные Адам и Ева не имеют никакого отношения к библейским персонажам, в целом наука подтверждает, что генетические прародители людей, ныне живущих на Земле, существовали почти одновременно.

Куда сложнее отношение науки к возрасту библейских Патриархов. Согласно Библии, продолжительность их жизни составляла многие сотни лет. Так, сына Адама Сиф прожил 912 лет, внук Енос – 905, правнук Каинан – 910. Но рекордсменом стал сын Еноха Мафусаил, который дожил до 969 лет. Неслучайно существует выражение «мафусаилов век». До Всемирного потопа, если судить по Ветхозаветным текстам, средний возраст Патриархов превышал 900 лет.

Геронтологи не верят, что подобное долгожительство было когда-либо возможно. Максимальный ресурс обычного человека, по их мнению, 120-130 лет. Некоторые представители научного мира подобный феномен объясняют тем, что «библейский год» равен современному месяцу, в таком случае если возраст Адама (930 лет) разделить на 12 месяцев, то получим 77,5 лет. Вроде бы соответствует средней продолжительности жизни современного человека.

Однако здесь существует серьезная загвоздка. Если согласиться с учеными и перевести на современное исчисление возраст рождения Адамом Сифа, то мы получим 10 лет и 8 месяцев! А ведь Каин и Авель родились еще раньше. Тогда и Авраам, который согласно Библии прожил 175 лет, должен был умереть в возрасте 14,5 лет.

По другой версии, поддерживаемой богословами, до Потопа человек проживал в более благоприятных климатических и биологических условиях, что и позволяло ему достигать таких впечатляющих возрастных отметок. Отягощенное грехами праотцов, поколение, рождающееся после Ноя, стало неуклонно терять способность к долгожительству.

Так, Моисей прожил всего 120 лет, словно исполнил предначертанное Богом: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).

Жена Гитлера - непростая роль. Сыграть ее могла далеко не каждая. Однако одной девушке это удалось. Гражданская жена Гитлера ради своего чувства была готова мириться со всем, закрывать глаза на все, что могло помешать счастью ее мужа.

Когда ей было 17 лет, она пошла к гадалке, чтобы та рассказала ей о ее судьбе. Женщина предрекла, что весь мир вскоре будет говорить о ней и о ее любви. Будущая супруга Гитлера с замиранием сердца выслушала это предсказание. Она мечтала именно об этом! Знаете ли вы, как звали жену Гитлера? Ева Браун - вот кому удалось покорить сердце фюрера.

Происхождение Евы, детские годы

Ева появилась на свет в Мюнхене 1912 г. В обычной немецкой семье росла будущая жена Гитлера Ева Браун, биография которой оказалась столь нетипичной. Она была вторым ребенком. Фридрих Браун, ее отец, работал учителем, а Франциска, мать девочки, - портнихой. Фридрих воспитывал трех своих дочерей в строгих традициях христианства. Он не позволял им вольностей и не очень-то баловал лаской и вниманием.

Ева окончила монастырскую школу, а затем и мюнхенский лицей. После этого она начала работать в фотоателье. Фридрих Браун продолжал контролировать своих повзрослевших уже дочерей. Без его разрешения им запрещалось звонить по телефону, выходить из дома или встречаться с друзьями. Будущее их виделось Фридриху вполне определенно. Они должны выйти замуж, родить детей и начать респектабельную семейную жизнь.

Работа в фотоателье

Однако романтичная Ева, большая любительница дамских романов и кино, мечтала совсем не о такой жизни. Она хотела сделать ее красивой, яркой, наполненной событиями и любовью. В каком-то смысле добилась своей цели будущая жена Гитлера Ева Браун. Биография, фото и подробности ее романа с Адольфом и по сей день обсуждаются многими.

Фотоателье, в котором работала Ева, владел поклонник нацистской партии. Этот человек был личным фотографом Адольфа Гитлера, восходящей звезды. Ева не знала ничего ни об этой партии, ни о ее руководителе. Девушка совсем не интересовалась политикой. В 1929 году в ателье появился сам Гитлер. Ему нужно было сделать предвыборные фотографии.

Знакомство с Гитлером

Первое, что бросилось в глаза Адольфу, когда он вошел, - девушки, которая стояла на стремянке. Гитлер заговорил с ней, не скрывая симпатии. Этот загадочный человек пленил Еву Браун своими изысканными комплиментами, историями из светской жизни, а также ореолом власти и силы, окружавшим его.

Адольф умел нравиться женщинам, очаровывать их, да и не только их. Несколько позже он сумел покорить множество людей своим обаянием. Они поверили в его поистине чудовищные идеи. Стоит ли удивляться, что наивная девушка Ева Браун поддалась безумию, которое впоследствии охватило всю Германию?

Девушке, конечно, льстило внимание столь известного человека. Она гордилась его восхищением. Адольфу понравилась в Еве ее естественность, непосредственность и молодость. Для него важно было также, что именно арийскую кровь имела будущая жена Гитлера Ева Браун. Национальность ее была тщательно проверена помощниками Адольфа.

Кстати, совсем недавно появилось другое мнение о национальности Евы благодаря проведенному анализу ДНК. Ему был подвергнут волос с расчески этой женщины, обнаруженной в альпийской резиденции фюрера в шкатулке, на которой было написано имя жены Гитлера, вернее, его инициалы (Е. В.). Ученые установили, что в ДНК Браун содержатся мутация, которые типична для евреев ашкенази. Если бы Гитлер узнал об этом, он, вероятно, пришел бы в ужас.

Особенности взаимоотношений Гитлера и Евы

Адольф был старше своей возлюбленной на 23 года, и именно он всегда задавал тон в их отношениях. Когда Гитлер и Браун стали встречаться (ходить в театры и кино, ездить на пикники и т. д.), частоту, длительность и место свиданий определял Адольф. У него оставалось очень мало времени для Евы, ведь у этого человека на первом месте всегда была политическая карьера. Гитлер любил говорить, что его невестой является Германия.

Впрочем, Адольф находил время и для того, чтобы встречаться с другими женщинами. Он появлялся со своими спутницами в свете и не очень-то старался скрыть этот факт от Евы. Не раз плененные его демоническими чарами женщины, которые не сумели добиться взаимности, предпринимали попытки покончить с собой. Например, племянница Гитлера, которой Адольф оказывал после ссоры с ним застрелилась. Этот человек уже в молодые годы сеял разрушение и смерть вокруг себя.

Ева согласилась с правилами игры, навязанными ей Гитлером. Она решилась на это потому, что чувство этой женщины было глубоко и сильно. Кроме того, Ева видела в Гитлере самую подходящую партию для себя. Ее характеру не претило подчиненное положение. Однако девушка все-таки страдала, а иногда терзания Евы становились просто невыносимыми.

Почему Гитлер скрывал свою возлюбленную

Когда Гитлер исчезал куда-то на несколько месяцев, женщина не раз пыталась покончить с собой. Ей почему-то не пришло в голову просто расстаться с Адольфом, завершив тем самым эти мучительные отношения. По требованию Гитлера их связь была строго законспирирована. Адольф хотел, чтобы никто не узнал об их отношениях. Он считал, что в противном случае его положению в обществе грозит опасность. Гитлер хотел видеть себя легендарным фюрером, вождем нации, лишенным всяческих слабостей и чувств, свойственных человеку.

Как родители Евы относились к ее связи с Адольфом

Родители Евы, в особенности ее отец, считали, что девушка совершила ошибку, выбрав не того человека. Они упрекали Еву за то, что та живет с Гитлером "во грехе". Это усиливало желание, естественное для девушки, стать законной супругой. Но Адольф и думать не хотел о браке.

Переезд в Бергхоф

Не в силах разорвать отношения со столь эгоистичным и холодным возлюбленным, девушка долгое время сохраняла веру в то, что однажды она станет фрау Гитлер. Ева Браун переняла образ жизни и взгляды Адольфа.

Как только Гитлер стал рейхсканцлером Германии, он сразу же сделал Еву своей секретаршей. Девушка переехала в Бергхоф, его альпийскую резиденцию. В этом уединенном месте она стала, с одной стороны, хозяйкой, но с другой - скрываемой от посторонних глаз пленницей. Такую вот двоякую роль вынуждена была играть жена Гитлера. Фото, представленное ниже, - одно из немногих совместных изображений Адольфа и Евы.

Еве разрешалось появляться в обществе лишь в присутствии людей, которых Гитлер считал самыми близкими. Когда известные политики и другие высокопоставленные гости приезжали в Бергхоф, Еве приходилось скрываться от них. Браун и Гитлер жили в разных апартаментах. Их комнаты соединял общий коридор. Только фюрер решал, когда ему необходимо присутствие Евы. Гражданская жена Гитлера Ева Браун не могла позвонить в его апартаменты по внутреннему телефону. Приходилось ждать звонков от Адольфа.

Развлечения Евы

У девушки были свои развлечения. Ева, жена Гитлера, неплохо проводила время, приглашая на вечеринки подруг и сестер или отправляясь по магазинам. В материальном плане фюрер свою возлюбленную не ограничивал - она могла купить все, что душе угодно.

Еве очень нравилось приобретать новую одежду, безделушки и украшения. Иногда она даже летала в Австрию и Италию для совершения покупок. Ева наслаждалась своей ролью завзятой модницы. Она могла менять одежду по шесть раз в день. Конечно, что же еще ей оставалось?..

Еще одним увлечением Браун была фотосъемка. Девушка мечтала о том, что сделанные ею кадры кинохроники, в которых она запечатлевала повседневную жизнь Гитлера, станут основой биографического фильма о нем, снятого в Голливуде. Ева Браун все еще помнила свое желание стать киноактрисой. Поэтому она мечтала и о том, что сыграет саму себя в этом фильме: прекрасную возлюбленную великого человека.

Гимнастика была еще одной страстью этой девушки. До совершенства довела свою фигуру ежедневными упражнениями жена Гитлера Ева Браун. Фото и кадры кинохроники тех лет запечатлели ее в сложных акробатических позах. Девушке нравилось заниматься гимнастикой на фоне альпийских пейзажей.

Лучшее время для Евы

Лучшим временем для Евы стал конец 1930-х годов. Ее мужчина был лидером великого народа, а очень скоро - девушка не сомневалась в этом - весь мир падет к его ногам. Ева Браун разделяла триумф с Гитлером, однако по-прежнему находилась в тени. Адольф никогда не появлялся на публике вместе с Евой. Он хотел, чтобы никто не узнал, как звали жену Гитлера. Ее как будто не существовало, и не только для широкой общественности, но даже для большинства его соратников.

Тактика "кнута и пряника"

Самовлюбленный, психически неустойчивый Гитлер придерживался испытанной временем тактики "кнута и пряника" в отношениях со своей возлюбленной. Если он считал, что девушка ведет себя чересчур вольно, то мог и накричать на Еву, унизить ее даже при посторонних. Когда же Гитлеру казалось, что он слишком далеко зашел, он начинал оказывать ей знаки внимания и заискивать. Гитлер был уверен в том, что эта девушка всецело в его власти.

Жизнь в выдуманном мирке

Ева была наблюдательной и умной женщиной, но одновременно отрешенной и мечтательной. За время жизни с Гитлером она узнала достаточно о происходящем в мире для того, чтобы понять: больше она ничего знать не желает. Девушка научилась не понимать и не слышать. Гражданская жена Гитлера, как и фюрер, всеми своими силами пыталась жить в благополучном выдуманном мирке. Адольф, который обрек на мучительную смерть множество людей, сам пытался отгородиться от ужасов, чинимых им. Дома у него существовал строгий запрет на обсуждение геноцида и войны. Гитлер никогда не посещал концлагерей и не участвовал лично в убийствах и издевательствах, спровоцированных им.

Начало конца

После того как немецкие войска потерпели поражение под Сталинградом, царившая в Бергхофе беззаботная атмосфера постепенно начала меняться, несмотря на то, что Ева и все его обитатели изо всех сил делали вид, что все хорошо. В это время отношения Браун и Гитлера были как никогда близкими.

Фюрер, впервые в своей жизни потерпевший провал, нуждался в поддержке и утешении. Ева изо всех сил пыталась отвлечь своего возлюбленного от пессимистических мыслей. Она не желала знать о сотнях тысяч людей, которые были замучены по приказу Адольфа. Ее интересовало лишь его самочувствие и настроение.

По-прежнему женщина лелеяла мысль стать законной женой Гитлера и родить ему детей. Она думала, что теперь-то непременно что-то изменится. Однако надежды Евы Браун вновь были разрушены. Гитлер и слышать не хотел о ребенке. Он заявил, что детям гения приходится очень тяжело в жизни.

Падение Гитлера, самоубийство Евы и Адольфа

Когда союзные войска подошли к Берлину, Адольф перебрался в бункер, находившийся под рейхсканцелярией. А свою возлюбленную он решил отправить в Мюнхен, где было безопасно. Но Ева впервые не подчинилась Гитлеру. Девушка приехала в Берлин, чтобы разделить с возлюбленным его падение, как когда-то делила триумф.

29 апреля 1945 г. Гитлер наконец сделал официальное предложение Еве Браун. Женщина, которая ждала этого целых 16 лет, конечно же, согласилась. Однако ей суждено было стать фрау Гитлер только на один день. 30 апреля 1945 г., после первой брачной ночи, жена Гитлера и сам он совершили самоубийство. Таким образом, предсказание гадалки сбылось, однако жизнь внесла в него страшные коррективы... Сегодня многие знают, как звали жену Адольфа Гитлера, но за эту известность она заплатила жизнью.

Библейский текст делит потомков Адама и Евы на два ответвления – каинитов и сифитов, подробно перечисляя их родословную (книга Бытия, стихи 4:17, 5:32). Потомство Каина погибло во время Всемирного потопа, таким образом к Сифу и его сыну Еносу (евр. Енош - человек) восходит все человечество. Ветхозаветный автор, описывая генеалогию адамитов, не считает нужным объяснять, кто же были жены сыновей Адама и Евы. Поэтому возникает естественный вопрос, откуда взялись жены у детей прародителей?

Дети Адама и Евы

Согласно каноническому ветхозаветному тексту, только после изгнания из Эдемского сада у Адама и Евы начали рождаться дети. Но утверждение, что способность к размножению стала следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, она называлась лишь словом «жена». Адам нарек ее Евой (евр. Хавва - жизнь,), и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель стал пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного – первых людей (Адама и Евы) - во множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь: Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину, во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя - Сиф; ибо он сказал: “Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его”. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру».

Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.

В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.

Кто были женами Каина, Сифа и их потомков

Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен и человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.

Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и в цивилизованных странах такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась бы выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой-близнецом, либо же с сестрой-близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин, пожелав жениться на ней, пошел на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются точки зрения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событии в становлении человечества – переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Потомки Каина, скорее всего, также женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, тоже мог жениться на одной из своих сестер - Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса».

Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия: «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета – мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин, и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические экзегеты видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии трактования, которой придерживаются большинство отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми - потомки каинитов.

Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, представляется вполне допустимым.

Библейская трактовка происхождения человечества вызывает много споров не только среди атеистов и агностиков. Некоторые нюансы не вполне понятны и глубоко верующим людям. Один из самых спорных вопросов касается продолжения рода от сыновей Адама и Евы.

В Писании есть упоминания о трех детях первых людей, созданных Богом. Они называются поименно. Первенец Адама и Евы - Каин (Бытие 4:1). Спустя какое-то время у пары родился второй мальчик, названный Авелем (Бытие 4:2). В возрасте 130 лет Адам стал отцом третьего сына, Сифа (Бытие 4:25), о котором сейчас часто забывают. О дочерях не сказано ни слова.

При этом Библия четко указывает, что кроме Адама и Евы никаких других первых людей на Земле просто не было. Откуда же Каин, а впоследствии и его брат Сиф взяли себе жен, чтобы продолжить человеческий род?

Жена в земле Нод

После того как Каин из ревности и зависти убил среднего брата, он был изгнан из семьи. Какое-то время отверженный был вынужден скитаться, пока не нашел себе пристанища в мифической земле Нод . Именно в связи с этим событием впервые упоминается «вторая половинка» Каина. В Бытии 4:16-17 сказано, что братоубийца пришел в землю Нод , там «познал жену» и стал основателем большого рода.

С одной стороны, не вполне понятно, каким образом в этой местности появились люди. С другой, само слово «познал» не указывает на то, что Каин женился. «Познал» - это буквально вступил в интимную связь, после чего супруга зачала мальчика, названного Енохом .

Каин мог найти себе жену в земле Нод или мог поселиться в этом краю, будучи уже женатым человеком. Если верно первое предположение, значит, существовало какое-то другое поколение людей. Это противоречит Библии, но вызывает большой интерес у любознательных исследователей Священного Писания.

Другие возможные потомки Адама

В околоцерковной литературе часто встречаются упоминания о первой спутнице Адама. Она известна под именем Лилит. В самой Библии об этой мифической даме сведений нет. Зато их много в старинных патериках , описаниях и множестве других запрещенных церковью документов.

О Лилит много информации в Алфавите Бен —Сиры . Предположительным автором этого средневекового текста был Иешуа , сын Сираха (или просто Бен —Сира ). Он указывает, что первая спутница Адама, Лилит, отличалась гордым и непокорным нравом. Не желая подчиняться Божьей воле и своему мужу, эта женщина бросила предназначенного ей Господом спутника и буквально «улетела» от него в горние выси.

Адам пожаловался Богу. За беглянкой были посланы ангелы Сансеной , Самангелоф и Сеной. Лилит не пожелала возвращаться, за что была проклята. В Алфавите Бен —Сиры упоминается, что могло быть несколько вариантов наказания для Лилит. По одному из них она становилась бесплодной, по другому - могла производить на свет только демонов. Еще один вид проклятия - еженощная смерть каждой сотни рожденных Лилит детей. То есть гипотетически она могла иметь потомков.

Намеки на существование этой противницы Бога есть и у евреев (книга Исайи 34:14). Имя собственное Lilith в греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинта , III -I века до н. э.) было опущено. Такое вопиющее нарушение правил раньше встречалось довольно часто. Вместо женщины Лилит в Септуагинте появилось таинственное ночное привидение, воплощение зла и морока. Сама же она просто исчезла со страниц книги, «растворилась» в глубине веков.

Первая жена Адама преподносится как существо демоническое, связанное с дьяволом. Но были ли у нее человеческие дети и могли ли они являться еще одной ветвью рода человеческого, доподлинно не известно. При этом противники традиционной церковной трактовки допускают, что ее потомки могли бы существовать. Более того, одну из дочерей Лилит и взял себе в жены Адам в земле Нод .

Братская любовь

Если обратиться к традиционному толкованию Ветхого Завета, то можно получить совсем другую версию. В Библии указывается, что первый человек прожил 930 лет (Бытие 5:6). По завету Божьему ему положено было «плодиться и размножаться». За такой долгий срок жизни у основателя рода человеческого могло быть много других детей, а не только Сиф , Каин и убитый последним Авель.

Подтверждение тому есть в Бытии 5:4. Там сказано, что после рождения Сифа Адам прожил еще 800 лет. За это время у пары появилось множество сыновей и - что важней всего - дочерей. Точное количество не указывается, но еврейские историки и толкователи Ветхого Завета Флавий и Джозэфус считают, что мальчиков среди них было около 30, а девочек - не менее 23.

Несомненно, за 800 лет многие из потомков Адама выросли, женились и сами стали родителями, значительно увеличив тем самым народонаселение планеты. На ком же женились мужчины из рода Адама и Евы, если кроме их сестер других женщин на земле просто не было? В этой ситуации единственным выходом было заключение внутрисемейных браков.

Придя в землю Нод , Каин либо уже был женат на одной из сестер или племянниц, либо встретил там будущую жену из своей же непомерно разросшейся семьи. Мужая, сыновья Адама наверняка оставляли дом родителей и обустраивали собственные жилища на новых местах. Они и могли основать поселение в земле Нод , где Каин стал мужем и продолжателем рода.

Понятие инцеста в ветхозаветные времена не существовало. Оно было введено лишь во времена Моисея. Тогда появился строгий запрет на бракосочетания с кровными родственниками во избежание рождения потомства с генетическими уродствами. До этого момента кровосмесительные браки были сильно распространены, о чем свидетельствует и жизнеописание Авраама . Он жил за 400 лет до Моисея. Супругой Авраама была его кровная по отцу сестра (Бытие 20:11-13).

Версия о том, что Адам был женат на своей сестре или другой ближайшей родственнице, подтверждает большинство положений Библии. В частности и то, что все люди являются друг другу братьями не только в метафорическом, но и в буквальном смысле. Все живущие на земле произошли из одного семени и состоят в генетическом родстве.

Имя Ева Адам дал сво-ей жене по-сле гре-хо-па-де-ния. Ева бы-ла со-тво-ре-на из реб-ра Ада-ма во вре-мя его сна: "и на-ло-жи Бог из-ступ-ле-ние на Ада-ма, и успе, и взя еди-но от ребр его и ис-пол-ни пло-тию вме-сто его. И со-зда Гос-подь Бог реб-ро, еже взя от Ада-ма, в же-ну, и при-ве-де ю ко Ада-му. И ре-че Адам: се, ныне кость от ко-стей мо-их и плоть от пло-ти мо-ея, сия на-ре-чет-ся же-на, яко от му-жа сво-е-го взя-та бысть сия" ( ).

Ева - пра-ма-терь че-ло-ве-че-ско-го ро-да, пра-ро-ди-тель-ни-ца всех жи-ву-щих. Пре-льщен-ная диа-во-лом в об-ра-зе змея, Ева на-ру-ши-ла за-по-ведь Бо-жию - вку-си-ла за-прет-ный плод и скло-ни-ла к то-му и Ада-ма: "и ви-де же-на, яко доб-ро дре-во в снедь и яко угод-но очи-ма ви-де-ти и крас-но есть, еже ра-зу-ме-ти, и взем-ши от пло-да его яде, и да-де му-жу сво-е-му с со-бою, и ядо-ста" ( ). За пре-ступ-ле-ни-ем по-сле-до-ва-ло на-ка-за-ние - из-гна-ние из рая и про-кля-тие. Всту-пил в си-лу за-кон рож-да-е-мо-сти и смер-ти. Пер-вые лю-ди бы-ли со-зда-ны Бо-гом бес-смерт-ны-ми и пред-на-зна-че-ны бы-ли для веч-но-го бла-жен-ства, и спо-соб раз-мно-же-ния, как у жи-вот-ных, не был дан при-ро-де. И зна-ли Адам и Ева толь-ко доб-ро. Вый-дя же из по-слу-ша-ния Бо-гу, по-зна-ли они и зло - уда-ле-ние от Бо-га, и пре-тер-пе-ли смерть ду-хов-ную, смерт-ны-ми ста-ли и те-ла их. Но Гос-подь по Сво-е-му ми-ло-сер-дию дал пра-ро-ди-те-лям обе-то-ва-ние: се-мя же-ны со-трет гла-ву змия. Это обе-то-ва-ние ста-ло пер-во-е-ван-ге-ли-ем, ибо оно та-ин-ствен-но пред-ска-зы-ва-ло о Спа-си-те-ле ми-ра, Ко-то-рый ро-дит-ся от Же-ны - Прис-но-де-вы Ма-рии, Но-вой Евы, и Сво-ей Крест-ной Смер-тью и Вос-кре-се-ни-ем упразд-нит власть диа-во-ла, и ве-ли-кая на-деж-да бы-ла все-ле-на в серд-ца лю-дей.

Из-гнан-ный из рая, ве-ли-ким пла-чем пла-кал Адам о том, что по-те-рял вла-ды-че-ство в ми-ре и, утра-тив цар-ское до-сто-ин-ство, стал ра-бом. Ве-лик был плач Ада-мов и то-гда, ко-гда по вну-ше-нию диа-во-ла Ка-ин убил Аве-ля, бра-та сво-е-го.

Бо-лезнь гре-ха ста-ла неотъ-ем-ле-мой ча-стью душ че-ло-ве-че-ских, пе-ре-да-ва-е-мой от от-цов де-тям. Ес-ли пер-вый че-ло-век был со-тво-рен по об-ра-зу и по-до-бию Бо-жию, то о потом-стве Ада-ма, лю-дях рож-да-е-мых, чи-та-ем в Биб-лии: Адам ро-дил сы-на по по-до-бию сво-е-му и по об-ра-зу сво-е-му ( ). И пошло потом-ство гре-хов-ное, и ста-ла на-се-лять-ся зем-ля людь-ми, име-ю-щи-ми бо-лезнь ду-ши. Но обе-то-ва-ние Бо-жие, про-из-не-сен-ное еще в раю, хра-ни-лось в серд-цах по-том-ков Ада-ма: че-ло-ве-че-ство жда-ло Спа-си-те-ля ми-ра.

Молитвы

Молитва святым праотцам Адаму и Еве

К вам, прародителем нашим, о Адаме и Ево, прибегаем мы, немощная чада ваша. Воззрите милостивно на нас с высоты небесныя вашея славы и будите нам помощницы во искушениях и соблазнах, от врага рода человеческаго нам прибывающих. Аще и соблазнилися есте древле льстивными глаголы змиевыми и лишилися рая сладости, пребысте обаче остаток земныя жизни вашея в покаянии и сокрушении о неразумии своем, и тако снидосте во обители печали. В последок же дний прииде Обетованный, еже сокрушити державу князя мира сего. Пред спасительными же страданьми Своими предпосла ко отшедшим живота сего проповедника покаяния, иже бысть предтеча Его на земли и в преисподних земли. Вы же с радостию послушасте словес сего, разумевающе, яко о Семени вашем глаголет. По мале же времене потрясеся ад и огорчися, сниде бо Разрушитель ада. Огорчися ад, ибо упразднися, огорчися, ибо поруган бысть, огорчися, ибо умертвися, огорчися, ибо связася. Вы же возвеселистеся и взыграсте духом, зряще Искупителя вашего, по плоти от вас происшедшаго, Бога же суща безначальна и Отцу соприсносущна. Сице убо и нас сподобите земное сие и многоскорбное житие в покаянии преити, в будущей же жизни зрети выну Спасителя душ наших и Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Духом подобает честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Просмотров