Можно ли обвенчаться без регистрации в загсе. Что надеть невесте в положении? Что делать с венчальными аксессуарами после свадьбы

Брак, семья, венчание - это вопросы, которые сегодня активно рассматриваются с различных точек зрения не только в церковных СМИ. Остроту этим дискуссиям придает и ставшая уже для многих привычной практика частой смены так называемых «партнеров», без скрепления отношений рамками семьи и каких-то обязательств друг перед другом. Конечно, это касается в первую очередь людей, далеких от Церкви, но что греха таить, ведь и церковные браки не всегда выдерживают испытание временем и обстоятельствами. Вот почему, вероятно, одной из главных тем, вокруг которой сосредоточилось обсуждение , стал повторный брак. А насколько возможно вступление во второй и третий брак по благословению Церкви, то есть в брак, освященный церковным Таинством? Об этом мы беседуем с известным духовником , настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.

- Отец Валериан, а разве возможно в принципе совершение второго венчания при живом супруге?

При живом супруге, согласно Святому Евангелию, только при одном условии: если прежний брак распался из-за прелюбодеяния. При живом супруге во второй раз венчалась, например, (по благословению митрополита Филарета). Конечно, это был исключительный случай, но бывает всякое. Церковь ведь идет по пути милосердия, по пути любви.

В Церкви существуют три положения: «нельзя», «не положено» и «не принято». «Нельзя» - значит, нельзя. «Не положено» - например, не положены поклоны по уставу, бывают еще какие-то обстоятельства, когда что-то не полагается. А есть некоторые вещи, которые совершать принято определенным образом - или же не принято.

Существует всего два чина совершения таинства брака. Причем второй чин - для вступающих во второй брак (если один из супругов овдовел). А при живом супруге - особый случай. Если вторая половина уходит из семьи и не желает жить с бывшим супругом, то - как сказал Господь: «даст книгу распустную…» Но, добавляет Он, - «за жестокосердие ваше». А вообще-то, кроме как из-за прелюбодеяния, не должен супруг отпускать свою вторую половину. Но бывает, что по-человечески один из супругов не выдерживает, например, пьянство другого или что-то еще.

А сейчас большим бедствием стало то, что теперь всё переводят на деньги. Часто слышатся упреки супругов: «Ты не зарабатываешь!» или «Ты мало зарабатываешь!» Да мало ли кто сколько зарабатывает! Но сегодня миром правит капитал, деньги, они в современном мире находятся «во главе угла».

Разумеется, третьего венчания не существует. Но сегодня у нас всё настолько перепутано, что трудно понять: они венчались? А как считать, в который раз: в третий, в четвертый или в пятый? Они повенчались, брак считается… А теперь еще появился так называемый «гражданский брак» (ГБ). «Гражданский блуд» в сокращении, он же - . Это, конечно, беда нашего времени…

В этих случаях один только выход: молиться и просить вразумления от Бога. Разобраться, кто прав, кто виноват, сложно: в любой истории есть вина каждого человека. Конечно, больше виноват тот, кто умнее. А как Господь судит - это уже Его святая воля.

Когда рукополагается священник, он снимает свое венчальное кольцо, кладет его на престол, символизируя тем самым, что он обручается с Богом…

Это его особое служение. Венчаться священник может только один раз.

Однако проект нового документа выносит на обсуждение вопрос о возможности второго венчания и для священника в том числе. Всем нам известны ситуации, когда молодой батюшка после внезапной или трагической кончины своей супруги остается в одиночестве с многочисленной семьей на руках. Помимо своего церковного служения, он оказывается связан и бытовыми обязанностями, а часто эти батюшки вообще еле сводят концы с концами - у нас множество и бедных приходов.

Вообще-то такие примеры история Церкви знает, но ни о каком «втором венчании» речи никогда не шло. Например, овдовел и остался с семей на руках. Все мы знаем его жизненный путь

Дело в том, что здесь важно усматривать пути Промысла Божия - невозможно говорить отвлеченно. Значит, такова воля Божия.

Видите, в чем дело: если мы идем на какие-то поступки, выбираем себе какие-то обходные пути, значит, мы не честны перед Богом и самими собой. Пример военных: если ты выбрал военную карьеру, ты знаешь: или ты останешься калекой после войны, или вообще погибнешь! Но ты выбрал этот путь и готов к нему. Или ты выбрал себе карьеру моряка: они по полгода часто вообще не видят свою семью - и должен принимать такое положение вещей. Это уже выбор каждого отдельного человека! Другое дело, что не все серьезно осознают это.

Когда-то я сказал своему отцу о желании уйти в дальнее плавание, а он ответил: «Пока ты молодой, тебя тянет в путешествия. А когда у тебя будет семья и ты будешь где-то болтаться вдалеке от нее, так белугой завоешь!» Это он просто так образно сказал, но была в его словах и подсказка: кто может выдержать? И врачами не все могут быть, и в морге не у всех получится работать. Это - особенности каждого служения.

Часто у многих вызывает вопросы связь Церкви и современного государства. Ведь сегодня Церковь считает брак действительным и совершает венчание лишь в том случае, если существует гражданское оформление брака. Да, нам известны слова апостола Павла: «Нет власти не от Бога» И всё же… Как может Церковь признавать брак, лишь документально зафиксированный, и только на основании этого документа совершать Таинство венчания? Разве недостаточно одного церковного венчания, именно Таинства, ведь «браки совершаются на Небесах» (если опустить, конечно, формальную сторону этого вопроса)?

Мы не больше апостола Петра, который сказал: «Если и все отрекутся, я не отрекусь!» - а потом трижды отрекся, да еще с клятвою. Поэтому предусмотреть, как себя поведут люди, вступающие в брак, очень трудно. Часто про себя не знаешь, что сказать, а уж тем более о чужих планах. Нам, конечно, нередко приходится с этим сталкиваться и разбираться. Вот, например, люди разошлись. Кому принадлежит дом? А он ни на кого не оформлен - получается: никому не принадлежит… И так далее. Конечно, это не самое главное в духовном смысле, но если формальная сторона так уж не важна - почему ее не выполнить? Почему и не расписаться, если никакой разницы нет? Для Таинства это никакого отношения не имеет, почему не сделать? Если нет никакой разницы: распишись, венчайся, живи…

Это как в случае с соблюдением поста. Говорят: «Не всё ли равно, что нам есть?» Да, всё равно: так и ешь постное! Или еще: «Да какая разница, с маслом мы едим или без масла (растительного)?» Ну, если нет никакой разницы, так и ешь без масла!

- Важно послушание Церкви?

Да, послушание Церкви. Ведь не сложно это, в самом деле: ну почему не расписаться? Дело в том, что Церковь все-таки признает брак, с уважением относится к браку.

Надо понимать, что вообще брак - это не церковное, это гражданское установление. существовал еще до христианства, это древнее установление у многих народов. Но если у человека был второй брак, конечно, он не может быть священником (пусть даже это был и невенчанный брак). Всё равно это был брак! По уставу - так.

Конечно, бывают тут и исключения, бывает власть архиерейская, но вообще-то - это так!

- Некоторые священники поступают в каких-то случаях « по икономии», хотя часто подобная «икономия» не встречает отклика в сердцах верующих. А бывают редкие случаи, когда человек из монастыря приходит в мир и венчается…

По Уставу, такой не имеет права венчаться! Гражданский брак в таких случаях возможен, но не церковный!

Хотелось бы попросить вас, дорогой отец Валериан, обратиться к нашим читателям с пастырским словом. Сегодня такое лукавое время, когда многие из нас вроде бы живут в ограде Церкви, но подчиняются своим законам и установлениям, выработанным лично для себя, которые кажутся более приемлемыми. Часто каждый строит какую-то частную церковную жизнь для себя, не имея возможности жить жизнью прихода.

Когда мы говорим о , которая была до революции и существует сегодня в некоторых Поместных Церквах (например в Сербии), нам трудно представить себе, что это такое в действительности. Там на приходе часто собираются после Литургии, обсуждают какие-то животрепещущие вопросы, да просто говорят о прочитанном Евангелии… Как вы думаете, что сегодня является важным для прихода?

Тут нужно помнить одну важную вещь: давайте сравним Сербию и Россию по размерам: малым коллективом всегда легче управлять!

Когда-то, в свое время, мне был задан вопрос по поводу глобализации. А до этого я как-то прочитал одну статью (независимо от этого) о том, что если человек создаст аналог человеческого мозга (начиненный всякими микрочипами), а одна десятитысячная этих элементов его не сработает - значит, и вся эта система работать уже не будет, безнадежно! Потом уже отец Иоанн Вавилов сказал мне: вроде бы пришли к выводу, что чем человек сложнее, тем надежнее. А оказалось наоборот: чем сложнее - тем безнадежнее. Еще один западный вольнодумец сказал: «Для больших государств необходима диктатура». Такое вот общественное управление возможно только для небольших обществ, потому что там еще как-то можно удержаться.

Больше того, келейник владыки Нестора, ныне покойный, рассказал мне интересную историю. Когда спросили его, как он относится к построению коммунизма, он ответил: «Бесполезное занятие!» Его спросили: «Вы что, против?» - «Нет, не против, но занятие бесполезное!» - «А почему?» - «Да потому что у первых христиан уже было всё общее, но долго они не продержались!» А дальше уже больше не экспериментировали, потому что дальше уже невозможно.

Так вот, сравнение это с Сербией, например, можно как-то понять из этого примера: если организация небольшая, там легче всё это устроить.

У нас ведь тоже есть отдельные приходы, где идет настоящая приходская жизнь. Но территориально в больших городах они рассредоточены, поэтому тут и сложнее всё! Это что касается приходской жизни.

А если говорить о самочинии, то об этом сказал еще святитель Феофан Затворник. Он писал, что дух самости, дух разделения привел к тому, что Западная Церковь отделилась от Восточной. А потом этот дух самости стал делить и Западную Церковь (и Восточную, кстати) на всякие национальные и еще какие-то ветви. Пытается он разделить Церковь. Сначала была одна Церковь, потом - две, потом возникли различные государства. Теперь что ни город - своя Церковь. А под конец, как говорят, будет так: «что ни голова - своя вера». Об этом писал святитель Феофан. Так что это всё предсказано. Нам нужно вернуться к истокам, к тому, что было до нас.

Например, была Оптина, были , отец Георгий Коссов… Были отдельные светильники со своими приходами - мы и должны к этим образцам возвращаться. А там - как уж получится. Так и получится!

- На днях в свет выходит ваша новая книга «Как нам обустроить себя?». Расскажите, пожалуйста, немного о ней.

В эту книгу собрали слова, сказанные перед исповедью. Ведь когда блудный сын «ушел на страну далече», по возвращении к отцу он (как сказано в Евангелии) «пришел в себя». «Пришел в себя» - то есть он оценил свою жизнь, сравнил ее с прежней, и с этого началось у него движение к покаянию, движение к возвращению в родной дом.

Вот это как раз и есть: «обрести себя». Об этом отец Сергий Мечёв говорил: «Нужно в себе самом найти образ Божий». И в каждом человеке видеть образ Божий. Потому что именно об этом сказано в Евангелии: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». И не только Бога они узрят - они в каждом человеке увидят образ Божий! Поэтому для чистого всё чисто, а для нечистого - всё нечисто. И признак чистоты - не видеть грехи других людей. А признак нечистоты - это именно когда мы видим только грехи другого человека.

Этот образ Божий - его в себе именно нужно, прежде всего, обрести и восстановить. Собственно, что такое образование? Образование - это воссоздание в человеке образа Божия. Это - первое. Второе - умение мыслить. И только на третьем месте стоят знания. Но первое - это восстановить в себе образ Божий, образоваться! То есть быть совершенным, «как Отец ваш Небесный совершен есть»!

Обряд венчания является одним из семи таинств христианской церкви. Первые подобные церемонии начали проводиться еще в I веке нашей эры, а формирование целостного чина венчания относится к IV столетию. Разрешает ли церковь обвенчаться без официальной росписи с загсе, и если да, то при каких условиях?

Обряд венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.

, за редкими исключениями, возможно единственный раз в жизни , поэтому выбор будущих супругов должен быть осознанным актом добровольной любви. Церемонии предшествует длительная подготовка, которая включает в себя посещение предбрачных курсов, пост, участие в таинстве исповеди и евхаристии.

Обвенчают ли в церкви без брака?

До 1917 года, когда церковь и государство не были разделены, церковный брак обладал абсолютной полнотой законности и юридической силы. Любой супружеский союз заключался в стенах храма. Во время существования СССР на церковные традиции наложили вето и сформировали специальные органы власти.

В настоящее время официальная регистрация брака в государственном учреждении (загсе) – обязательное условие для проведения священнослужителем обряда венчания. Христианская церковь определяет законопослушность как разновидность добродетели, поэтому предварительное получение свидетельства о браке подтверждает серьезность намерений молодых. В противном случае венчание может быть просто данью семейной традиции или его проведение вызвано желанием лишь одного из супругов.


Предварительное заключение официального брака, с точки зрения церкви, также необходимо для исключения возможности повторного брака, многоженства и многомужества, союзов между кровными родственниками и т.д.

Венчание является последним шагом в подтверждении взаимной любви, который невозможно отменить в отличие от государственного или, так называемого, гражданского брака.

Важно! Многолетнее сожительство не становится аргументом в пользу проведения таинства. Напротив, церковь воспримет отношения как безнравственные: такие пары не будут допущены до причастия, пока не покаются, что жили во грехе.

То, что в современном обществе принято называть гражданским браком, с религиозной точки зрения, браком не является вовсе. Гражданским церковь называет брак, заключенный в государственных органах власти.


Проживание мужчины и женщины вместе, ведение ими общего хозяйства и даже наличие совместных детей «без штампа в паспорте» являются обыкновенным сожительством, которое священнослужители относят к блудному греху – одному из семи смертных грехов, которые искупить труднее всего.

Церковнослужители уверены, что при сожительстве отсутствует всякая ответственность человека за себя и своего супруга, не определены взаимные обязательства. Нежелание вступать в законный брак обычно вызвано недоверием, пренебрежительным отношением друг к другу. Это свидетельствует о недостатке истинной любви, а именно на ней и зиждется христианство.

Другой возможной причиной сожительства является неуважение к церковным и светским законам , что также не может быть одобрено церковью.

Популярные отговорки

От противящихся росписи в загсе верующих порой можно услышать странные фразы.

Например, в попытке найти оправдание, многие говорят, что важно обвенчаться, а штамп в паспорте – «дело наживное» и ставить его необязательно. Это справедливо, но напрашивается встречный вопрос: к чему противиться «ничего незначащей» формальности, и почему не пройти 15-минутную процедуру росписи?


Еще один распространенный довод: «У нас такая сильная любовь, но совершенно нет денег на свадьбу, поэтому пока просто обвенчаемся». В этом случае можно выбрать , заплатив всего 350 рублей госпошлины . При подобной отговорке у священника возникнет справедливое сомнение: на что же будут жить молодые, растить детей, благоустраивать быт, если даже денег на скромную церемонию не могут накопить?

Возможны ли исключения?

Канонического запрета на проведение обряда венчания без официального заключения брака не существует. Однако простого желания будущих супругов недостаточно. Поскольку ответственность несут не только молодые, но и священнослужитель, то каждый такой случай рассматривается индивидуально архиереем соответствующей епархии. Только епархиальный архиерей дает разрешение обвенчаться в обход правил.


Три частые причины для исключений:

  1. Государственная регистрация и обряд венчания назначены на одну дату с разницей в несколько часов. Если показать батюшке талон-приглашение в загс на определенную дату с указанием имен, он, вероятно, уступит и разрешит сначала провести венчание, а затем церемонию росписи в загсе;
  2. Наличие уважительных обстоятельств , например, при предстоящей операции с риском для жизни или перед поездкой супруга в «горячую точку» местное епархиальное управление, скорее всего, даст добро на венчание без заключения государственного брака;
  3. Желающая обвенчаться без штампа в паспорте пара является послушными прихожанами церкви на протяжении многих лет , а настоятель храма видит их искреннее отношение друг к другу, он может сделать исключение. В таком случае он полностью берет на себя ответственность за их союз.

Интересно! В России известна звездная пара Антона Макарского и Виктории Морозовой, которых обвенчали без росписи именно из-за последней в списке причины.

Полезное видео

Все больше молодых людей обращаются к Богу, поэтому обряд венчания становится настолько значимым для будущей семейной жизни. Однако церковь не разрешает проведение таинства без регистрации брака в загсе. О причинах запрета и возможных исключениях — в видео:

Заключение

Хотя современная церковь признает религиозную законность государственного брака, для получения всей полноты благодати будущей семье необходимо проведение таинства венчания. Полноценным союз мужчины и женщины становится после заключения брака на двух уровнях: государственном (светском) и религиозном (церковном). Венчание без предшествующей официальной регистрации практически невозможно и проводится в исключительных случаях.

Если паре важно обвенчаться без росписи в загсе, единственный выход – искренний разговор со священником в той церкви, где планируется торжество. Если он сочтет аргументы недостойными внимания, остается смириться и пересмотреть свои взгляды на светскую роспись. Тем, кто готов дать друг другу обещание перед лицом Бога о преданности до конца жизни, не составит моральных трудностей сказать «Да» и в органах загса.

Церковные каноны имеют четкую позицию относительно того, сколько раз можно венчаться в православии. Зачастую, молодые семейные пары воспринимают этот обряд, как красивый элемент свадебного торжества, не думая о том, что это серьезный шаг и клятва в верности друг другу перед «Всевышним». Семейная жизнь, к сожалению, может не сложиться и, как следствие, развод, встреча своих «половинок» и возникающий вопрос: а можно ли венчаться во второй раз?

В каких случаях возможно повторное венчание

Православная церковь выступает категорически против повторных обрядов венчания, но при определенных жизненных обстоятельствах могут быть допущены исключения.

Венчание во второй раз позволительно, если:

  • Один из супругов остался вдовцом.
  • Один из супругов не состоял в брачных отношениях, а другой развелся не по своей инициативе. Например, в следствии измены его пары.

В третий раз возможность обвенчаться дается в виде исключения, чтобы предотвратить прелюбодейство одного из супругов.

Возможность проведения обряда в четвертый раз даже не рассматривается.

Для любого повторного венчания необходимо благословение главного церковного архиерея.

Интересный факт: У Ивана Грозного было восемь официальных браков. С пятью женами он венчался. Как на это пошла православная церковь, история умалчивает. Но, видимо, доказательства необходимости данного таинства были серьезными.

Кому нельзя венчаться второй раз

  • Супружеской паре, состоящей в «гражданском браке». Такие отношения церковь не считает христианскими, поэтому не может быть проведен обряд венчания.
  • Духовным лицам, которые прошли обряд посвящения в священный сан. У священника или батюшки может быть единственная супруга, а вот монах не имеет права венчаться, в силу своих обетов.
  • Монахи и монахини лишены возможности вступать в священный брак после данных ими обетов.
  • Вступление в союз в четвертый раз строго запрещено церковью. Даже если отношения зарегистрированы государством, и для одного из супругов это первый брак, церковь не даст разрешения на проведение обряда.
  • Виновник в прелюбодеянии, из-за которого распался прежний союз, не может заключить новый брак по церковным канонам.
  • Душевная болезнь и духовная неспособность является препятствием к церковному венчанию.
  • Лица, не достигшие 18 лет, а также женщины в возрасте от 60 лет и мужчины в возрасте от 70 лет не могут заключить церковный брак.
  • Если нет согласия родителей, то церковь такой союз не зарегистрирует. Родители должны уважать выбор своих детей и дать свое родительское благословение. Так же нельзя принуждать детей жениться против их воли.

Как проходит процедура развенчания

Вообще, такого понятия как «развенчание» нет в церковных канонах. Брак перед Всевышним заключается один раз на всю жизнь. Это, своего рода, клятва верности супругов перед Богом.

Если говорить простыми словами, развенчание – это процедура повторного венчания после официального развода супругов и регистрации нового брака в ЗАГСе.

Определенной процедуры расторжения церковного брака не существует. Церковь может лишь дать благословение на повторный обряд.

Супругу, который был венчан, нужно написать прошение на имя архиерея. К прошению приложить необходимые документы, подтверждающие регистрацию нового брака и ждать ответа.

Узнать, на чье имя писать прошение и какие именно документы необходимы, можно в любой ближайшей церкви, где вам дадут образцы заявлений и перечень документов.

Платы за обряд не предусмотрено, вы лишь можете оставить добровольное пожертвование церкви, но нужно приобрести и подготовить все .

Если предыдущий брак, по мнению церкви, можно было сохранить, то вам, скорее всего, откажут в проведении повторной церемонии.

Для того, чтобы священник дал согласие, причины предыдущего развода должны быть очень вескими.

Это могут быть:

  • Измена супруга.
  • Аборт жены, на который супруг не давал согласия, и не было медицинских показаний к нему.
  • Один из супругов сменил вероисповедание.
  • Неспособность к продолжению рода одного из супругов.
  • Серьезные заболевания, угрожающие жизни и здоровью детей (сифилис, СПИД и т.д.)
  • Алкоголизм или наркомания.
  • Браки, заключенные между родственниками или между несовершеннолетними.
  • Психические заболевания одного из супругов, угрожающие жизни и здоровью другого.
  • Длительное раздельное проживание супругов.

После благословения священника, можно венчаться в любой выбранной вами церкви или храме.

Проходит процедура повторного венчания по тем же , как и при первом обряде.

Единственное отличие — на брачующихся повторно не возлагают венец. Если один из супругов венчается впервые, то возложение венца для него положено.

Венчание это очень серьезный шаг и к нему нельзя относиться, как к красивому модному элементу свадебного торжества. Помните, что главный — это, прежде всего, клятва в верности перед «Всевышним» и нарушать ее считается большим грехом.

Венчание в православной церкви является великим таинством и дарует благословение новосозданной семье. Большинство верующих людей, заключая брак между собой, проходят подобный обряд. Но бывает, что к алтарю невеста идет, будучи уже в интересном положении. Как к подобной ситуации относится православная церковь? Прежде всего, следует прояснить, когда можно венчаться, согласно канонам.

Когда проводить таинство?

Церковнослужители поясняют, что на самом деле означает этот обряд. Дело в том, что суть процесса заключается в получении благословения от Всевышнего, адресованного супругам. Таким образом, начинать свой совместный путь в семейную жизнь необходимо именно с данного обряда. Однако следует увериться в собственном желании связать себя небесными узами брака, так как развод и повторное венчание церковью не поощряются. То есть, выбирая партнера перед Богом, человек делает это раз и навсегда.

Венчание в православной церкви может произойти только по обоюдному желанию супругов. Главное, что ребенок, который родится в данной семье, будет с благословения Божьего. Хотя по старым православным канонам считается, что интимная связь между супругами разрешается только после вступления в брак, то есть после обряда венчания, сегодня данные правила претерпели некоторые изменения. Дело в том, что беременность как таковая грехом не является, так как это величайшее чудо зарождения новой жизни.

Поэтому люди, которых волнует вопрос о том, можно ли венчаться беременной, могут успокоиться. Священнослужители не имеют прямого права отказать в проведении обряда, даже если невеста находится в положении.

Зачем проводить таинство?

Многие пары, которые юридически заключили свой брак в ЗАГСе, полагают, что вроде как поздно идти к алтарю под церковный звон, тем более если семья уже в ожидании младенца. Многие задаются вопросом о том, зачем венчаться при подобных обстоятельствах. Дело в том, что время не стоит на месте, взгляды меняются, общество все больше традиций черпает с Запада, где оформлять отношения все чаще принято уже после зачатия или даже рождения ребенка. Правильно это или нет, каждый решает для себя. Однако современные отношения между партнерами все же имеют подобную тенденцию.

Если люди верующие, то, скорее всего, они решат венчаться. Случается, что в паре один из партнеров не является приверженцем православных традиций. В таком случае церковь также имеет право провести обряд, если супруги действительно оба хотят этого. В данном случае один из партнеров, как правило, молится за благополучие другого. Такая семья является по церковным меркам полноценной и заслуживает благословения Всевышнего. Причин для отказа не существует. Поэтому ответ на вопрос о том, можно ли венчаться беременной, и с этой точки зрения является положительным.

Лучшее время для венчания

Женщина в положении уже по умолчанию получила благословение Божье, иначе в ее лоне не зародилась бы новая жизнь. Именно по этой причине следует отбросить все предрассудки по поводу общественного мнения. Любой священнослужитель даст добро на проведение венчального обряда. Так как будущей матери и без того есть о чем думать, весь процесс лучше подготовить заранее. Иногда возникает вопрос о том, когда можно венчаться беременной женщине. При выборе даты следует ориентироваться исключительно на ее самочувствие и состояние здоровья, так как именно это на данный момент составляет наибольшую ценность. Необходимо учесть, что церемония венчания длится не менее часа.

Что надеть невесте в положении?

Согласно православным церковным традициям, во время процессии новобрачные должны стоять, что создает некоторые сложности в связи с беременностью. Невесте венчание может даться нелегко. Ведь в церкви, как правило, бывает душно. При этом платье может приносить также некоторый дискомфорт. Поэтому, выяснив, можно ли венчаться беременной, следует, прежде всего, предусмотреть удобную одежду, которая не будет сдавливать или мешать, а также обувь. По традиции можно выбрать менее праздничный, чем свадебное платье, наряд - в светлых тонах или полностью белый.

Обувь желательно надеть на низкой подошве либо на удобном невысоком каблучке. Священника, который будет проводить обряд венчания, нужно в обязательном порядке уведомить о том, что невеста пребывает в положении. В случае необходимости он или кто-либо из родственников могут придвинуть скамью во время процессии, чтобы беременная могла присесть. Также при себе следует иметь нашатырный спирт и влажный платок.

Обязательно ли перед венчанием заключать официально брак?

Желающие пройти обряд часто решают венчаться без регистрации в ЗАГСе. Для церкви не имеет особого значения юридическая сторона этого дела. Поэтому в данной ситуации при наличии обоюдного желания, истинной веры и взаимопонимания нет никаких преград для осуществления венчания. При обряде существует обязательное условие, соблюдения которого требует любая православная церковь. Речь идет об исповеди и причащении людей, которые планируют обвенчаться. Чтобы пройти процедуру по всем правилам и канонам, накануне следует держать трехдневный пост. Однако в случае беременности такое требование снимается и не является категоричным.

Каждый из пары должен обязательно исповедаться вне зависимости от того, делал ли он это когда-либо раньше или нет. Многие испытывают некоторое стеснение перед подобной процедурой, однако священнослужитель обязательно найдет правильные слова для поддержки. Далее следует причащение. Обсудив, сколько человек будет присутствовать при венчании, следует установить дату и время ее проведения. В этот период будущая невеста должна в молитвах обращаться к Божьей Матери с просьбой даровать ей здоровье, чтобы в назначенный день все прошло наилучшим образом.

Заключение

Теперь вы знаете ответ на волнующий вопрос о том, можно ли венчаться беременной. Как вы поняли, церковь не запрещает проведение обряда. Но следует понимать, что пара решается на венчание не из-за того, чтобы получить одобрение общественности, а для благословения Божьего. Только внутреннее состояние и уверенность в правильности совершаемого поступка действительно имеют значение в этот день.

Всё более популярным становится в настоящее время этот прекрасный обряд – венчание в церкви. Говорят, что штамп в паспорте в принципе ничего не меняет. Это не так – появляется юридическая ответственность одного человека перед другим. Но венчание – это гораздо более тонкая материя. И пусть задумаются все, кто относится к этому обряду лишь как к дани моде: в России официально не развенчивают! В крайнем случае, принять решение о развенчании может лишь высший чин церковного духовенства, но никак не местный священник. Поэтому пара может развестись, разъехаться, но перед Богом венчанные остаются мужем и женой.

Отметим, что на местах священники позволяют себе по-разному трактовать основные правила совершения обрядов. Однако здесь будут приведены каноны, которые считаются наиболее правильными – каждый сам может определить ту степень нарушений, на которые он может пойти.

Церковь очень строга относительно количества вступлений в брак. Поэтому если брачующиеся регистрируют свой третий брак, то они еще могут быть допущены к обряду венчания. Четвёртый и пятый брак церковь не благословляет. В принципе, батюшка не попросит у молодых свидетельства о браке, выданного в ЗАГСе – венчание и светское вступление в брак – это разные обряды. Они имеют абсолютно различную смысловую нагрузку, и венчание в России ещё не приобрело тот обязательный характер, который имеет подобная церемония в Европе. Венчаться можно и до вступления в официальный брак, и после долгого совместного проживания в официальном браке. Главное, чтобы венчающиеся относились с полной ответственностью к предпринимаемому шагу.

В какой день венчаться, можно ли в субботу?

Часто свадьба разделяется на два дня: один день – светская церемония, второй – венчание. Их последовательность не предопределяется жёсткими правилами. Но если уж рассматривать все тонкости, то церковь проведением обряда благословляет молодых на совместную жизнь, в том числе и на выполнение супружеского долга. И если учесть тот факт, что в субботу церковь не венчает, а провести обряд можно или в пятницу, или в воскресенье, вывод напрашивается сам собой: какой может быть обряд передачи девушки мужу после первой брачной ночи? Конечно, лучше, чтобы венчание прошло до официальных гуляний и всего, что следует после. Более того, верующие вообще предпочитают не снимать кольца, одетые ими при венчании. Поэтому на церемонию в ЗАГСе лучше приготовить другие кольца (или одно – для невесты). Можно вообще обойти процесс обменом колец в ЗАГСе ради сохранения благодати, сообщённой этим символам любви и верности в церкви.

Можно ли венчаться без присутствия свидетелей?

Относительно свидетелей чётких правил при венчании не установлено. Однако должны присутсвовать люди, которые будут держать над головами молодых венцы, а это достаточно непростое задание, так как венцы прилично весят. Этот нюанс вполне допустимо оговорить со священником местного прихода, так как он не обладает принципиальным значением в данном обряде.
В пост торжественные церковные обряды обычно не проводятся, тем более, если пост строгий. Существуют послабления в определённые дни, но это также оговаривается на каждый конкретный случай. Однако, если вопрос не принципиален, то лучше отложить венчание на время, не связанное с постом.

Допустимо ли венчание в пост, или на покров?

Напротив, великие праздники не запрещают проведение обрядовых церковных богослужений. Необходимо заранее узнать, возможно ли проведение обряда венчания в конкретный церковный праздник в конкретной церкви – отказ может быть связан с индивидуальной занятостью батюшки – ведь все стараются приурочить проведение церковных обрядов к каким-либо большим праздникам (например, к Покрову), полагая, что в такие дни венчающиеся или подвергающиеся обряду крещения получают наибольшую защиту.

Можно ли венчаться при месячных?

Если у невесты на момент запланированного венчания начались ежемесячные выделения, обряд необходимо отменить. Церковь строжайшим образом запрещает женщине в критические дни переступать порог храма. Можно приходить на службу, но находиться только в притворе – ни шагу дальше! Поэтому, безусловно, ни венчаться, ни крестить в такие дни не разрешается. Не приветствует церковь и обряд венчания в состоянии беременности — лучше уже после родов.

Существуют неписаные правила, которые нужно соблюдать всем венчающимся. Так, необходимо сохранить рушник, на котором стояли молодожёны в ходе венчания – он символизирует их совместный жизненный путь. Свечи, оставшиеся от венчания, лучше сохранить и использовать только в самых особенных случаях – по поверьям, они обладают большой целительной и благословляющей силой. Иконы, полученные в церкви, лучше повесить либо в семейном углу для икон, либо над кроватью молодожёнов. Во втором случае, по правилам христианской религии, они должны быть снабжены лёгкой занавеской.

Венчание – необыкновенный обряд. Он приносит благодать и спокойствие в семью. И не беспокойтесь о некоторых словах, неизменных в обряде венчания: «Да убоится жена мужа своего», например. Сегодня, со слов священнослужителей, это значит лишь уважение и почитание мужа, чего, на самом деле, не хватает современным жёнам.

Просмотров