Мощи святой анастасии узорешительницы. Молитвы святой великомученице анастасии узорешительнице

По православной традиции младенцу при крещении дают имя одного из прославленных церковью святых. Но во времена атеизма это правило не соблюдалось. Например, в начале двухтысячных годов многих новорождённых девочек назвали в честь героини популярного тогда сериала «Бедная Настя». Желающим соблюдать христианские обычаи девушкам с именем Настя полезно обратиться к сонму христианских святых, чтобы найти среди них свою покровительницу и достойно встретить именины Анастасии , не вымышленного персонажа, а прославленной Господом небожительницы.

Анастасии в православном Месяцеслове

Месяцесловом называется приложение к богослужебным книгам, перечисляющее дни памяти святых на каждый день года. На его основе составляются календари. Из списка православных имён, дополняющего календарь, можно узнать, сколько раз в году и в каких числах празднуется день ангела Анастасии и именины.

В первом случае чествуют святую покровительницу , назначенную при крещении (не путать с Ангелом-хранителем, бесплотным существом). Именинами Насти или Настасьи станут дни памяти остальных тезоименных святых.

В переводе с греческого Анастасия означает «воскресение». Древние христиане любили именовать дочерей в честь главного события Священной истории, а принявшие новую веру язычницы называли себя так перед лицом мучителей, надеясь воскреснуть после смерти для вечной жизни.

При совершении обряда наречения имени, ныне входящего в крещенский чин, определяется день ангела Анастасии. По церковному календарю вычисляется ближайшая к дате рождения память угодницы Божией. Это не принципиально: по желанию родителей или самой крещаемой Ангелом может быть выбрана другая покровительница. Её имя назовёт священник, читая специальную молитву.

Дни вселенских святых

Именины Анастасии по православному календарю отмечаются 11 раз. Из них 4 памяти вселенских (почитаемых всеми православными церквями) святых. Даты указаны по новому стилю:

Местночтимые святые

Местночтимыми называют святых, память которых празднуется только Русской православной церковью. Все Анастасии, перечисленные ниже, прославлены в чине новомучениц, пострадавших во время гонений на церковь в Советской России:

  • 5 апреля - преподобномученица А. (Бобкова), послушница ;
  • 10 августа - А. (Камаева), игуменья;
  • 11 ноября - А. Лебедева, мирянка;
  • 17 декабря - А. (Титова), послушница;
  • 17 июля - А. Романова, великая княжна, дочь последнего царя Николая II;
  • 10 мая - А., девица, мирянка, застреленная красноармейцами в числе других христиан, пытающихся остановить изъятие церковных ценностей.

5 июня празднуется память святых Ростово-Ярославских, среди которых упоминается игуменья Угличского монастыря Анастасия, погибшая от рук поляков в Смутное время (1609). До самой своей смерти она с сёстрами ухаживала за ранеными воинами в монастырском госпитале.

Указанный в русских святцах список далеко не полный. Восточный православный месяцеслов указывает на 28 октября память Анастасии Латрийской. Латр - гора в Древней Греции (ныне турецкая территория), где в X-XI вв. еках обитали монахи. По количеству скитов и монастырей она могла бы сравниться со святой горой Афон. При завоевании этих мест магометанами многие из иноков прославились мученической смертью. В их числе была и подвижница Анастасия, сведений о жизни которой не сохранилось.

Мужские имена

В древности многие женские имена происходили от мужских. Церковный месяцеслов включает несколько святых Анастасиев (Анастасов). Сейчас это красивое греческое имя в России не распространено. Но редкие его обладатели могут молиться сразу восьми покровителям:

  • Январь: мученику Египетскому (8), Константинопольскому (21), Персиянину и преподобномученику Печерскому (22).
  • Апрель: мученику Грузинскому (15), патриарху Антиохийскому (20) и преподобному игумену Синайской горы (22).
  • Октябрь: мученику Салонскому (25).

Традиции празднования дня ангела

В старину праздник Анастасии Узорешительницы, 4 января (22 декабря по ст. ст.), носил название «Настасьина дня». Исходя из прозвания святой , её почитали покровительницей беременных, собирающихся «разрешиться от уз». С этим толкованием было связано множество полуязыческих традиций, которыми встречали «Настин день»: вышивание оберегов для рожениц, запрет работ по дому, убоя скотины и т. п.

В православии поощряются обычаи, связанные исключительно с почитанием небесной покровительницы. В этот день именинница шла в церковь к причастию, после чего накрывала стол для гостей и творила милостыню. На день ангела виновнице торжества преподносились праздничные пироги, лубочные картинки с изречениями из Св. Писания, а новорождённым дарили именную икону.



День памяти: Декабрь 22 (4 января)

Святая великомученица Анастасия Узорешительница (+ ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста - тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (+ ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.


В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, - умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: «Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.


На фотографии изображена десница (правая рука) святой Анастасии. Эта святыня находится в одном из монастырей на острове Андрос.

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в верхней Италии) на суд к императору Диоклитиану, - Анастасия последовала за своим учителем. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко, - Агапии, Хионии и Ирины ((304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц, она сама похоронила их тела.
Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.

Стало известно, что Анастасия - христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклитиану. Расспросив Анастасию, Диоклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему - Христу...» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее ((ок. 304; память 29 июля и 22 декабря). Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан ((ок. 304; память 22 декабря). Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа - святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница.

Тело святой осталось невредимым, - похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

Неподалеку от города Салоники в живописной гористой местности Халкидики находится один из древнейших православных монастырей.


Он был основан в честь святой Анастасии Узорешительницы в 888 году царицей Феофанией, также прославленной в лике святых. Она повелела принести в обитель святые мощи Анастасии.


Образ Анастасии Узорешительницы в в иконостасе главного храма монастыря её имени
недалеко от города Салоники (Греция). В монастыре есть несколько образов святой.

Тропарь великомученицы Анастасии
глас 4

Победоноснаго Воскресения/ истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/ победы на враги поставила еси мук терпением,/ Христа ради, Жениха твоего,/ Егоже возлюбила еси.// Того моли спасти души наша.

Рака с мощами святой великомученицы Анастасии Узорешительницы

Кондак великомученицы Анастасии
глас 2

Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающе,/ приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:// ты бо присно миру точиши исцеления.

Молитва святой Анастасии Узорешительнице

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления. Призри убо милостивно на нас (имена), просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь; умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

"... Испроси нам оставления согрешений наших", - просим мы в молитве к святой Анастасии. И в тысячах тюремных храмов к её иконе припадают люди, вымаливая себе прощение и - надежду. Святая великомученица Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест - путь к спасению, в сосуде - святой елей, врачующий самые страшные раны. Узорешительница - значит избавительница от уз. От уз грехов, страстей, маловерия.

Замуж против воли

Святая Анастасия (+304) росла во времена императора Диоклетиана, известного всем, знакомым с историей, жестокими гонениями на христиан. В ее семье исполнились слова Христа, когда самых близких людей разделят их взгляды: восстанет сын на отца и брат на брата. У святой Анастасии была нежная мать, воспитавшая дочь в христианской вере. И отец – властный и гордый сенатор-язычник, слышать не хотевший ни о каких христианах, тем более что их странная вера не одобрялась государственной властью. Не одобрялась вплоть до смертной казни через поедание львами.

Когда мать-защитница умерла, отец отдал свою красивую дочь в жены богачу Помплию. Но Анастасию не привлекал брак с человеком, которому враждебно то, что так дорого ей. Она хотела хранить девство. И это ей удавалось: при каждой попытке мужа подступиться к ней она говорила, что болеет неизлечимым заболеванием и избегала его.

Сильнее страха

Все тюрьмы Рима того времени были полны христианами. Узников почти не навещали – сочувствовать и словом, тем более делом было опасно. Многие христиане после жестоких побоев заживо гнили, умирая от ран в нестерпимой боли, другие, не дождавшись казни, умирали от болезней и истощения.

Анастасия знает об этом и находит способ помочь. Переодевшись в нищенку и подкупив стражников (деньги были), она передает в тюрьму еду, воду, лекарства, одежду, и сама приходит и перевязывает раны мучеников.

Такое бесстрашие совсем юной девушки, посреди всеобщих ужасов, для людей в шаге от гибели становится свидетельством: да, любовь, о которой говорил Христос, есть, и она и вправду такая: утешающая, всепобеждающая, все терпящая любовь, и она сильнее страха.

Тьма перед светом

Вскоре муж Помплий узнал о том, куда так часто уходит жена. Он избил ее и запер в покоях, приставив стражу. В это время умирает отец Анастасии и к ней переходит все его состояние. Помплий начинает избивать Анастасию регулярно, надеясь, что та умрет и деньги перейдут к нему.

Единственным утешением для Анастасии оставалась тайная переписка с духовным наставником Хрисогоном, которую ей удалось продолжить с помощью преданных слуг. В одном из писем святая писала: «Муж мой… томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою».

Ответные слова учителя укрепляли в терпении: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». Хрисогон предсказал, что вскоре Анастасия освободится от власти своего жестокого мужа. Предсказание сбылось: Помплий как посол был отправлен в Персию, но корабль, на котором он плыл, попал в бурю и затонул.

Узорешительница

Став свободной, Анастасия сразу же продолжила свое дело. Богатое наследство позволяло не ограничиваться в средствах. Вскоре ее учитель Хрисогон был отправлен на суд под председательством самого Диоклетиана. Святая пошла за наставником. Святой Хрисогон был мученически убит. А по прошествии месяца явился Анастасии в видении и сказал, что скоро мученически погибнут три молодых христианки - Агапия, Хиония и Ирина, и Анастасия должна их укрепить перед казнью. Анастасия отыскала в тюрьме будущих мучениц и как могла укрепляла их веру. Девушки были убиты на ее глазах, Анастасия сама похоронила их.

Теперь Анастасия стала обходить не только тюрьмы Рима, но и других мест. Господь при жизни дал ей дар исцелений и утешения, и даже безнадежно больные выздоравливали, а унывающие могли преодолеть смертный ужас.

Ее стали называть Узорешительницей: не потому, что она избавляла от тюрьмы, но потому, что она освобождала от душевной гибели и помогала увидеть смысл в своих страданиях и сохранить верность Богу.

Радость дружбы

У святой Анастасии было много друзей, разделявших ее жизнь. Одной из них была вдова Феодотия. Дружба, объединенная стремлением помочь, не объясняя друг другу – зачем, зачем так рисковать и вообще все это делать, - приносила в их жизнь взаимное утешение.

Тем больнее было терять друзей, гибнувших от пыток и казней гонителей. Святой Анастасии не раз приходилось быть свидетельницей мучений и казней дорогих людей. Пришлось увидеть и смерть Феодотии и трех ее сыновей. Только вера во встречу на Небе укрепляла в те минуты.

В застенке

А вскоре взяли и Анастасию. Император Диоклетиан, которому донесли, что богатая вдова тратит свое имение на помощь «презренным христианам», пришел в ярость. Особенно его возмутил факт, что она переплавляла на деньги домашних языческих идолов, сделанных из драгоценных металлов, и тратила деньги «на преступников».

Учитывая знатное происхождение Анастасии, император оставил ей возможность сохранить жизнь: верховный жрец Ульпиан должен был убедить Анастасию «одуматься» и принести жертву языческим богам. В противном случае святую ждали муки и смерть.

Ульпиан уговаривал Анастасию, прибегал к разным хитростям, но не преуспел. Тогда так разъярился, что хотел напоследок надругаться над хранившей девство Анастасией прежде, чем отдать ее на пытки. Но как только его рука коснулась святой, жреца ослеп. В ужасе кинувшись к языческим идолам за помощью, он упал замертво.

Друзья познаются в беде

Два месяца той, которая кормила голодных, не давали даже хлеба. Это испытание Бог попустил, чтобы утешившую не один десяток мучеников утешили друзья.

По ночам к Анастасии приходила ее подруга, святая мученица Феодотия, казненная на ее глазах, и укрепляла святую чудесным образом. И Анастасия пережила двухмесячный голод.

Тогда Анастасию вместе с другими осужденными попытались утопить на корабле, которому пробили дно, когда он был на большом расстоянии от берега. Как только судно начало утопать, узникам опять явилась святая Феодотия и помогла добраться кораблю до пристани. 120 чудом выживших осужденных поверили в Бога христиан и тут же, на спасенном корабле, были крещены Анастасией.

Все новокрещеные вскоре были казнены, и приняли смерть как мученики. Великомученицу Анастасию привязали к четырем столбам и разожгли под ней огонь: но пламя не коснулось ее тела, а дух вознесся к Богу. Великомученицу похоронила христианка Аполлинария, а позже построила храм над местом ее погребения.

Святой великомученице Анастасии христиане молятся в самых разных тяжелых обстоятельствах, внешних или внутренних, с просьбой о терпении и понимании смысла переносимых страданий, об утешении и избавлении от них.

У подножия Баварских Альп живописно расположился основанный в 739/740 году монастырь Бенедиктбоерн, названный так по имени преподобного Венедикта (Бенедикта) Нурсийского († 543 (547), память 14 марта), основателя западного монашеского ордена бенедиктинцев. Многие столетия монастырь славился как крупный духовный центр Баварии: уникальная библиотека монастыря хранит свыше двухсот ценных рукописей.

В Бенедиктбоерн паломников влекут хранящиеся там христианские святыни, и среди них - реликварий с мощами великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящийся в знаменитой капелле святой Анастасии, расположенной в северной части главного монастырского храма. По преданию, ее строительству предшествовало так называемое Кохельзеерское чудо. Чудо это связано с военными событиями 1704 года. Монастырские записи свидетельствуют, что по молитвам баварских монахов и сельских жителей у мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы чудом уцелели монастырь и его постройки, а также несколько баварских деревень, находившиеся в районе озера Кохельзее, где велись боевые действия . C тех пор великомученицу Анастасию Узорешительницу жители Баварии стали называть своей покровительницей и защитницей, а в благодарность за ее заступничество перед Богом воздвигли во имя ее красивую капеллу и изготовили для ее мощей новый драгоценный реликварий. Капелла построена (в 1751-1755 гг.) архитектором И.-М. Фишером в форме эллипса, ее интерьер богато декорирован лепниной и живописными панно. Европейские искусствоведы считают капеллу за ее изящные пропорции и декоративность скульптур и живописи «жемчужиной стиля рококо».

Реликварий с мощами (небольшим фрагментом лобной части) святой Анастасии Узорешительницы хранится в алтарной части капеллы. Монастырские записи, сделанные на латыни, свидетельствуют, что мощи были подарены неизвестным монахом, доставившим их в Бенедиктбоерн в 1035 году из Италии. В монастыре неохотно вспоминают о том, что эти мощи были тайно похищены из храма Святой Марии в Органо, что в Вероне. Реликварий, в котором хранятся мощи, искусной работы, сделан в виде бюста. Он выполнен мюнхенскими мастерами в 1725 году из серебра и золота и украшен драгоценными камнями. Это своего рода скульптурное изображение святой, главу которой украшает золотая корона с жемчугом. Бюст-реликварий представляет собой уникальный образец немецкого ювелирного искусства середины XVIII века.

Имя Анастасия в переводе с греческого означает «воскресение», и поэтому в народных преданиях является олицетворением воскресного дня. Этим именем названы и три святые: Анастасия Римляныня (называемая Старшей, III в., память 29 октября, 30 октября), Анастасия Узорешительница (называемая Младшей, † ок. 304, память 22 декабря) и Анастасия Патрикия, известная как отшельница Александрийская († ок. 567/568, память 10 марта).

Анастасия Патрикия происходила из знатного византийского семейства и славилась благочестием. Ее красоту заметил император Юстиниан I . Чтобы скрыться от любовных преследований и интриг императорского двора, Анастасия тайно покинула Константинополь. Она подвизалась сначала в Александрийском монастыре, а позже - в отдаленной пещере, где под именем евнуха Анастасия провела многие годы в молитве и умерщвлении плоти. После смерти «евнуха Анастасия» авва Даниил открыл его подлинное имя и поведал миру историю жизни святой Анастасии.

Что же касается житий двух других святых Анастасий - Старшей и Младшей, то известно, что в ряде древних агиографических памятников сведения о жизни и подвигах Анастасии Римляныни (Старшей) и Анастасии Узорешительницы (Младшей) четко не разделяются, что приводит к трудностям с идентификацией их мощей, изображений на иконах и посвящением им храмов. Сохранились данные о том, что в 1200 году Антоний Новгородский видел в Константинополе мощи обеих святых Анастасий - Старшей и Младшей . Часто вместо жития Анастасии Римляныни приводится житие Анастасии Узорешительницы и, наоборот, мученичества Анастасии Старшей включаются в жития Анастасии Младшей. Наблюдается и сближение иконографий обеих святых мучениц. Обычно святая Анастасия Римляныня изображается в монашеском облачении, с крестом и пальмовой ветвью в руках, а Анастасия Узорешительница - в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и с маленьким сосудом лечебного масла в левой. Но встречаются и иконы, на которых изображен только лик и подпись «святая Анастасия», без указаний, какая именно, и без характерных для образов каждой из мучениц деталей.

Анастасия Римляныня происходила из знатной римской семьи. В трехлетнем возрасте она осталась сиротой, и ее взяла на воспитание христианская женская община, возглавляемая старицей Софией. В 20 лет ее хотели выдать замуж, но она исповедовала Христа, за что ее жестоко пытали, подвергли колесованию, рвали железными крюками, отрубили конечности, а затем усекли главу мечом. Два кратких жития этой святой рассказывают о ее казни, произошедшей в годы правления императоров Деция (249-251) или Валериана (253-260). Пространные жития о святой Анастасии Римляныни написаны в Греции, одно их которых, а именно Симеона Метафраста сообщает, что ее мученическая кончина произошла во времена правления императора Диолектиана (284-305).

В царствование того же жестокого Диолектиана пострадала (в 290 или 304 гг.) и великомученица Анастасия Узорешительница (Младшая), что, по всей вероятности, и привело к смешению житий. Cогласно русской традиции, святая Анастасия названа Узорешительницей за то, что облегчала, или «разрешала», страдания узников-христиан. Греки называют эту святую Фармаколитрией, то есть Целительницей. Один греческий автор сообщает, что когда-то храм Анастасии Узорешительницы в Константинополе был построен на месте дома некоего Фармака, что якобы и послужило поводом для ее именования Фармаколитрией. Согласно другому житию (преподобного Андрея Юродивого), при храме Анастасии Узорешительницы когда-то была лечебница для душевнобольных.

Сейчас наиболее известно житие Анастасии Узорешительницы, подготовленное в конце Х века Симеоном Метафрастом. В нем повествуется, что Анастасия была дочерью знатных римских жителей Фавсты и Протекстата (Претекстата). Мать-христианка Фавста отдала дочь на воспитание святому Хрисогону, укрепившему Анастасию в христианской вере. После смерти матери ее выдали замуж за одного язычника, но она хранила в замужестве девство, ссылаясь на неизлечимую болезнь. Она тайно посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами. Узнав об этом, муж стал притеснять ее, а после смерти ее отца решил завладеть ее наследством. По дороге в Персию, куда его отправили с посольством, он погиб в море при кораблекрушении. Анастасия Узорешительница после смерти мужа отправилась странствовать, употребляя свое имущество на нужды томящихся в тюрьмах христиан. Узнав из видения об аресте и будущей мученической кончине Агапии, Хионии и Ирины (память 16 апреля), Анастасия Узорешительница укрепляла их дух. Своими рыданиями в темнице, где она узнала о казни всех христиан, она выдала свою приверженность христианской вере. Анастасию Узорешительницу отправили к императору, принуждавшему ее отказаться от веры в Христа. Ей предложили выбор между богатством и пытками, и, когда она выбрала последние, вновь стали уговаривать отвернуться от своей веры. Верховный жрец Ульпиан (Ульшан) возжелал осквернить «чистую голубицу Христову», однако когда нечестивец хотел прикоснуться к Анастасии, то был наказан слепотой, после которой последовала смерть. Оставшись на свободе, святая поселилась у знакомой христианки Феодотии, но ее муж-язычник обрек жену и детей на мученическую смерть и отправил Анастасию Узорешительницу в темницу. Здесь святая подвергалась дважды по 30 дней голоду, но оставалась живой и невредимой. Вместе с другими узниками ее решили утопить на корабле, днище которого было специально продырявлено. Когда корабль уже должен был погрузиться в воды, внезапно все увидели на нем святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу. Но все 120 христиан, спасшиеся таким чудесным образом, были казнены по приказу игемона. Анастасия Узорешительница приняла жестокую мученическую смерть: ее тело растянули между четырьями столбами, а потом сожгли. Далее в житии говорится: «Честное же тело ее, неповрежденное огнем, было выпрошено у жены игемона одною благочестивой женою Аполлинарией, которая похоронила его с честью в своем винограднике. Со временем, когда гонение на Церковь прекратилось, она воздвигла над могилою мученицы церковь. Прошло еще много лет, и честные мощи святой Анастасии прославились. Тогда с великой почестью они были перенесены в царствующий город Константинополь на защиту и спасение городу во славу Христа Бога нашего…»

По Иеронимову мартирологу, Анастасия Узорешительница погибла в городе Сирмий, который называется сегодня Сремска Митровица и находится в Сербии. По Римскому мартирологу, она пострадала в Риме, по мартирологу Беды Достопочтенного, - на итальянском острове Пальмария. Время, место и обстоятельства кончины святой в этих источниках иные, чем в житии Симеона Метафраста, из-за смешения Анастасии Узорешительницы (Младшей) и мученицы из Рима - Анастасии Римляныни (Старшей).

По римскому преданию, храм во имя святой был в Риме уже в IV веке. По византийскому преданию, в Константинополе храм этой мученицы существовал с конца IV века, а после его перестройки в 458 году в него были перенесены мощи великомученицы Анастасии Узорешительницы из Сирмия . Остается неизвестным, когда и каким образом фрагменты мощей Анастасии Узорешительницы попали из Константинополя в Верону, откуда они прибыли в Баварию.

Сегодня в монастырскую деревню Бенедиктбоерн ежедневно прибывают из Германии, Австрии, Италии и Швейцарии автобусы с паломниками, которых здесь называют «пильгерами». Великомученица Анастасия Узорешительница и ее подвиги глубоко чтятся верующими христианами Западной Европы. С благодарностью и молитвой поклоняются они святой Анастасии, врачующей духовные и телесные раны. Особую помощь святая Узорешительница оказывает нервнобольным людям и всем тем, кто страдает головными болями.

Монахи Бенедиктбоерна сведущи в том, что ее мощи разошлись в мире и что часть ее главы хранится в греческом монастыре Кутлумуш на Святой Горе Афон. По рассказам служителей главного храма святого Бенедикта, некоторые из баварских монахов специально паломничали в греческую деревню Василика, расположенную вблизи города Салоники (Фессалоники). Как известно, недалеко от этой деревни находится царский патриарший монастырь, покровительницей которого является великомученица Анастасия Узорешительница. Сюда в 888 году из Константинополя доставили в дар мощи святой - ее главу и часть правой ноги.

Приезжавшие в баварский монастырь хорваты-христиане, живущие в Германии, сообщили, что в их родном хорватском городе Задар тоже хранятся мощи святой Анастасии. От русских православных христиан в Бенедиктбоерне известно, что частица мощей Анастасии Узорешительницы издавна пребывает в России - в Благовещенском соборе Московского Кремля.

О баварской части мощей великомученицы Анастасии знают многие православные верующие, живущие на немецкой земле. И потому в день памяти великомученицы Анастасии Узорешительницы и пострадавших с нею мучеников Хрисогона, Феодотии, Евода, Евтихиана и иных со всей Германии съезжаются в Бенедиктбоерн носящие имя этой святой православные. Приезжают с семьями и друзьями. И тогда монахам приходится открывать зарешеченную дверь капеллы Анастасии, чтобы паломницы с именем Анастасия могли приложиться к святым мощам своей небесной покровительницы. С надеждой, покаянными или благодарственными молитвами они обращаются к великомученице Анастасии Узорешительнице.

Паломничество в Бенедиктбоерн организует и мюнхенский приход РПЦЗ, совершая попеременно у мощей молебен на церковно-славянском и немецком языках. От них бенедиктинским монахам стало известно, что летом 1995 года на российской орбитальной станции «Мир» по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в рамках миссии «Святая Анастасия - надежда на мир» побывали в космосе две иконы Анастасии Узорешительницы, представляющие как православную, так и католическую традиции, символизируя общность корней христиан Востока и Запада.

Икона Анастасии Узорешительницы помогает людям в том, в чем девушка помогла ближним при жизни: жила она в эпоху гонений на христиан и все свои физические и духовные силы потратила на помощь ближним. Господь наградил ее многими дарами, два из которых прославили святую так, что мы помним о ней и сегодня.

Имя Анастасии означает воскресшая, восставшая из мертвых. Таким образом, святая великомученица предвозвещает нам скорое воскресение в телах всех людей, и в доказательство помогает молящимся своей иконе и сегодня, исполняя их просьбы так же щедро, как и при жизни.

Икона Анастасия Узорешительница: описание

Святая великомученица Анастасия, прозванная Узорешительницей, была коренной римлянкой из богатого и знатного рода. На иконе ее изображают с сосудом елея (растительного масла), которым она врачевала людей. Помимо физической помощи, у святой был несомненный дар слова: она владела утешительным словом и была способна внушать мужество и укреплять сердца людей, которым предстояли испытания. Господь через Своих верных помощников-христиан всегда помогает людям, насколько это возможно. Так он делал и через Анастасию. За многочисленные подвиги помощи нуждающимся она была удостоена дара целительства и утешения, а еще убедительного слова, мужества, нищеты и милости. Она получала откровения от Бога кому и в чем нужна помощь и спешила к страдальцам днем и ночью.

Известно, что после смерти и прославления святой мученик получает больше возможностей влиять на нашу жизнь. Так, перед иконой святой великомученицы Анастасии Узорешительницы мы видим пример истинного христианства и смиренно просим у нее благ, достатка и здоровья – тех вещей, которые она без остатка раздала при жизни. Святая добровольно взяла на себя подвиг девства, нищеты и милосердия ради любви к Богу.

Значение иконы Анастасия Узорешительница

Читая житие святой Анастасии невозможно представить, как способен человек вынести столько добровольных лишений и страданий. Как знатная римлянка с огромным наследством, эдакая наследница олигарха 3 века, раздала все богатство и посвятила жизнь прислуживанию заточенным в темнице, страдающим, голодным и больным за имя Христово. Соответственно, за все облегчения страданий словом и делом, ее прозвали Узорешительницей, то есть, разрешающей от уз (от тесноты, страдания).

Анастасия при жизни терпела много испытаний от мужа, от супружеского долга с которым она уклонилась. Супруг был язычником, а невеста Христова хотела сохранить обет чистоты и притворилась по-женски больной, чтобы избежать близости. Супруг нещадно бил и издевался над мученицей и хотел погубить окончательно, но рука Божия покарала злодея, и Анастасия освободилась от узурпаторства, став вдовой. Поэтому перед ее иконой молятся все, кто страдает от несправедливости и притеснения.

Анастасия Узорешительница – символ мужества и настойчивости. Святая страдала от рук судей, жрецов и императора, но не боялась властей Рима, а твердо исповедовала Христа и в пытках только укреплялась в вере. Ради такой преданности и неоставления креста даже до смерти, как и завещал Спаситель, святая была прославлена как безотказная в милосердии и быстрая в помощи всем терпящим боль, страх и унижение.

От чего помогает икона Анастасия Узорешительница?

Узорешительница, дословно – избавительница от всякого стеснения (страдания). Такое прозвище святая получила за сердобольное стремление облегчить страдания всем гонимым за веру христианам. Таким образом, через ее икону можно обращаться к Анастасии, как живой, и она облегчит наши узы:

  • непраздности (разрешение от уз в родах);
  • тюремного заключения;
  • безденежья;
  • отчаяния и страха;
  • болезни и безысходности.

Анастасии Узорешительнице следует молиться девушкам, которые решили посвятить себя Христу и боятся лишиться девства. К ее помощи можно прибегать, когда есть угроза насилия. Ей молятся о мужестве и укреплении перед испытанием. Эта хрупкая девушка явила нам прекрасный образец жизни и самопожертвования, который будет полезен для нашего поколения. 17 веков подряд жива память о том, как она пламенно отстаивала свою веру, не боясь даже самой смерти.

Икона Анастасии Узорешительницы: молитва

Текст молитвы пред иконой Анастасии Узорешительницы:

О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же, данною тебе благодатию, различная совершаеши исцеления: призри убо милостивно на предстоящия люди и молящиеся пред мощами твоими, просящия твоей помощи: простри ко Господу святыя молитвы твоя о нас, и испроси нам оставление согрешений наших, недужным исцеление, скорбящим и бедствующим скорую помощь: умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Непростая жизнь была у Святой Анастасии Узорешительницы, но она ее с достоинством прожила, и выдержала все испытания. Анастасия - это образец милосердия и хорошего отношения к людям. В любом обстоятельстве, когда мы терпим несправедливую скорбь, когда уповаем на милость Божию к нам, а также когда хотим исполнения желаемого, но нам не хватает дерзновения просить об этом перед Богом, — нам поможет Анастасия Узорешительница, икона которой помогает в том, в чем мы терпим «узы», то есть лишения, страдания.

Видя ее подвиг, Господь, по ее молитвам за нас, прощает нам очень многое и, желая угодить блаженной своей рабе, Он исполняет нашу просьбу. Следует быть внимательными и тактичными: нельзя просить у Анастасии причинения зла другим, или помощь в несправедливом и сомнительном деле. В таком случае можно получить обратный эффект от молитвы.

Просмотров