Межнациональные конфликты.

любая форма гражданского, полит. или вооруженного противоборства, в к-ром стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по признаку национ. различий. К. м. сопровождается напряженностью в межнацион. отношениях. Эта напряженность - одна из характерных черт кризисно-катастрофического состояния общества. Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Как и любой конфликт, К. м. - это трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. К. м. является обществ. явлением, в к-рое вовлекаются политика, дипломатия, конфессии и др. К. м. проявляется в войнах, попытках отстоять обычаи и т. д. Он проходит через судьбы, жизнь и отношения конкретных сообществ, людей, а также их семей, друзей, близких. К. м. оказываются особенно острыми и жесткими в «горячих точках» с поликультурной средой (как, напр., на Сев. Кавказе), в регионах активной миграции, вызванной сложными эконом. и социальными причинами. Истоки К. м., его масштабы, степень напряженности могут быть разными. Выделяют истоки: а) устойчивые и широкозахватные, исторически сложившиеся, передающиеся от поколения к поколению, а потому трудно преодолеваемые; б) местные, обостряющие первые и обост ряемые ими (локальные, бытовые, вплоть до межсемейных, клановых; теперь все чаще возникают противоречия субкультур, напр., в отношении к гастарбайтерам и т. п.); в) ситуативные - обостряющие те и другие. Степень напряженности конфликта в каждом случае разная: от монотонности к вероятности обострения, взрыва по конкретному поводу с его тяжелыми последствиями для всех участников. Суть К. м. - утверждение каждой стороной собственной особости и превосходства при одновременном отрицании того и другого у «противника». Национальные (исторические, конфессиональные, бытовые) признаки выступают своеобразной социальной метой, критерием оценки других и самооценки. К. м. - столкновение разных, в т. ч. противоположных представлений и соответствующих им образу жизни, культуры, традиций. Такой конфликт истоками и причинами восходит, как правило, к особенностям истории и природы, религии и быта того или иного народа - в сравнении с другим (другими) этносами и культурами. При этом в менталитете у каждого есть черты, более или менее приемлемые другими, действительно негативные или кажущиеся, считающиеся таковыми. Однако сама исторически сложившаяся национ. разнородность региона вовсе не всегда приводит к открытой напряженности, конфликтности межнацион. отношений. В К. м. могут вовлекаться дети, поскольку семьи, в к-рых они живут - это носители истор. памяти, передающие ее новым поколениям. Сложная и многообразная причинно-следственная и содержательная реальность К. м. требует сознательного к ним отношения, доступного возрасту и этнопсихол. подготовленности детей и молодежи, а также тех, кто озабочен формированием их толерантного сознания. Среди важнейших гуманистических задач формирования содержательной сущности толерантного сознания - сохранение, развитие и обогащение региональной и национ. культур. Лит.: Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983; Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. Б. З. Вульфов

КОНФЛИКТ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ

вид социального конфликта, возникающий в многонациональном государстве между народами (нациями) на основе обострения социально-экономических, территориальных, религиозных и др. противоречий. К. м. по своему содержанию и характеру происхождения подразделяются на: социально-экономические, этнополитические, сепаратистские, исторические, религиозные (межконфессиональные), территориально-статусные, этнокультурные, языково-культурные, этнодемографические, уголовные и др. Возможно переплетение различных видов. Кроме того, К. м. классифицируются по их масштабам, длительности, характеру, формам, причинам, последствиям. Так, по масштабу (и охвату территории) они бывают: локальными, региональными, межрегиональными; по форме проявления – скрытыми, ненасильственными и насильственными; по количеству наций, втянутых в конфликт, – двухсторонними и многосторонними. Пути и формы разрешения К. м.: своевременные оценки конфликтного потенциала и умение предотвратить столкновения; концентрация власти применительно к чрезвычайной обстановке; принятие мер по решению экономических и социальных вопросов, включение в разъяснительную работу всех политических и общественных сил, в т. ч. старейшин, аксакалов; разъяснительная работа среди конфликтующих сторон; встречи руководителей с населением на митингах и собраниях, в частности в общественных местах, где и берут, как правило, начало К. м; разоблачение средствами массовой коммуникации, органами власти, политическими партиями национал-экстремизма, шовинизма, сепаратизма.

Говоря о причинах межнациональных конфликтов, прежде всего следует отметить, что наиболее тяжёлые последствия вызывает произвол и насилие по отношению к какой-либо нации, запрет и преследование религии, культуры, языка, традиций. Национальные чувства очень уязвимы, и любого рода произвол по отношению к какой-либо нации рождает ненависть к тем, кто допустил насилие. Кровавые события в Азербайджане, на Северном Кавказе, в Грузии, Молдове, а также в бывшей Югославии показывают, что межнациональные конфликты превратились в межнациональные войны. А гражданские войны, возникшие на национальной почве, длятся очень долго. Война идёт до последнего серба, хорвата, албанца, чеченца, грузина.

Причиной межнациональных конфликтов может стать и национальная предубеждённость к представителям какой-либо нации. По данным социологических опросов в России, более 1/3 респондентов заявили, что они испытывают неприязнь к представителям определённой национальности. При этом абсолютное большинство назвали лиц «кавказской национальности». Некоторые политические силы и партии сознательно разжигают национальную вражду, заявляя, что во всех нынешних бедах и проблемах нашей жизни виноваты евреи, русские, армяне, чеченцы и т.д. Тем самым складывается «образ врага», виновника всех бед. А это очень опасное явление, так как создаётся благодатная почва для усиления идеологии национализма, шовинизма, а зачастую и фашизма.

Поэтому главная причина обострения межнациональных конфликтов связана с попытками различных политических сил сознательно разжечь национальную вражду, чтобы таким образом приобрести определённый политический капитал. Благодаря разжиганию национализма очень легко завоевать власть. Но чтобы удержаться у власти, такому режиму и в дальнейшем приходится строить свою политику на разжигании национальной вражды. Вот где главная причина резкого обострения межнациональных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. По данным социологического опроса, проведённого на Северном Кавказе, 2/3 респондентов заявили, что главная причина межнациональных конфликтов в регионе - это борьба за власть. Простые люди начинают понимать, что политики в борьбе за власть способны поссорить людей разных национальностей, которые столетиями мирно жили на одной земле.

После прихода к власти националистов, как правило, устанавливается режим этнократии, когда вся реальная власть переходит в руки только одной коренной национальности, действует принцип: одно государство – одна нация. При этом активно применяются методы этнических чисток. Сербы, албанцы, чеченцы, грузины, эстонцы, латыши пытаются очистить свои территории от неугодных им национальных меньшинств. Так, в Эстонии и Латвии законодательно закреплены дискриминационные меры к представителям некоренной национальности. Они лишены избирательных прав, гражданства, их не принимают на государственную службу и т.д. Все эти меры призваны добиться изгнания русскоязычного населения из этих государств. Подобная ситуация характерна практически для всех бывших союзных республик. Сегодня весь бывший Советский Союз является ареной межнациональных конфликтов между представителями коренной и некоренной национальности. И не случайно число беженцев в бывшем Советском Союзе достигло десятков миллионов и постоянно растет.

Для предотвращения межнациональных конфликтов государство не на словах, а на деле должно обеспечить равноправие всех наций. Необходимо решительно отказаться от попыток создать какие-либо льготы, преимущества для одной коренной национальности, учитывать интересы всех народов, проживающих в этом государстве. Это важнейший принцип предотвращения межнациональных конфликтов.

За последние годы в различных частях света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Армении, Афганистане, Таджикистане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный характер. Они развёртывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками. Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаясь в труднообъяснимой почти патологической национальной нетерпимости. Непосредственными причинами периодически возобновляющихся столкновений обычно выступают ближайшие «несправедливости». Ставя в кавычки это слово, я имею в виду то, что в большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, так как каждая руководствуется своей правдой, своими историческими периодами, событиями, фактами.

Так конфликтные ситуации в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлены многими причинами. Например, такими как:

  • 1) политические (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов),
  • 2) экономические (экономический кризис, безработица, обнищание),
  • 3) социально-психологические (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм),
  • 4) территориальные и многие другие.

Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, происходят межнациональные сравнения; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении. (Белоруссия, Украина)

Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм бесперспективны и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся. Наоборот, именно этнократизм и национализм становятся самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова. Ведь, что может быть легче, чем иметь общий объект отрицания и усвоить общую «идеологию кривды», во имя которой следует этот объект отвергнуть? Сказать, например, что во всех несчастьях мира- и прежде всего каждой души- виноваты евреи, немцы, арабы, негры, цыгане, вьетнамцы или чехи. И всегда найдётся достаточное число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно проиллюстрировать мысль, что именно они во всём виноваты.

Коммунистическая идеология, опирающаяся на репрессии, удерживала национальные конфликты на уровне единичных проявлений. Ветер свободы, подувший в период перестройки, хотя и предполагал перемены к лучшему, но одновременно явился значительным условием межнациональной нестабильности. Поэтому первые проявления демократии, рыночной экономики и суверенизации стали залогом формирования националистических, авантюристических, экстремистских и криминальных сил.

При изучении причин некоторых межнациональных конфликтов на территории СССР можно и не найти серьёзных национальных обстоятельств. Последние могут быть окрашены в национальный «цвет» политические, социальные, экономические, экологические и иные проблемы. Национализм в этом случае является сопровождающей составляющей, выполняющей функции социального «клея». Последний в сознании конфликтующих сторон может вполне подменить суть проблемы. О ней в какой-то мере могут забыть, но помнить: наши - чужие. В такой психологической атмосфере общепризнанные многовековые законы человеческого общежития подменяются «национальной справедливостью», а кровавые расправы над чужими становятся священной местью, которая не воспринимается преступной. Поведение одной стороны по закону зеркального отражения мгновенно воспроизводится другой. И так они обе вступают в жестокую схватку между собой, которая по принципу «воронки» втягивает в себя всё более и более широкие массы единомышленников. В таком круговороте пропадают правые и виноватые, а остаются лишь бедствующие как с той, так и с другой стороны.

Разборки в стихийных межнациональных столкновениях могут ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких преступлений против личности, собственности, общественного порядка, а в политически и идеологически организованных - вылиться в полномасштабные вооруженные сраженья. Так под видом священной мести делается всё. Что приносит вред другой нации. Взаимоуничтожение продолжается до всеобщего умопомешательства. Новые витки насилия становятся всё более жестокими. Они стимулируются только что понесёнными жертвами, новыми обидами и целенаправленной пропагандой заинтересованной в разжигании конфликта открытых и тайных сил, используемых в личных преступных целях механизм нарастания нетерпимости и ненависти.

При возникновении межнационального конфликта внутри одного государства, судя по горькому опыту стран. Образованных на территории бывшего СССР, есть два варианта поведения официальных властей. Первый: власти, сохраняя равновесие, остаются над конфликтом, пытаясь допустимыми силами и средствами потушить возникший конфликт, как это. Например, делалось российскими властями в конфликте между североосетинами и ингушами. Второй: власти сами втягиваются в конфликт, выступая за сохранение территориальной целостности страны или на стороне титульного народа, как это наблюдалось в Азейбарджане в конфликте между азербайджанцами и армянами, в Грузии - в конфликте между грузинами и югоосетинами, между грузинами и абхазами. В аналогичные ситуации в конечном счёте втягивались и российские власти в Чечне.

Серьёзным же барьером для удержания конфликта на мирном уровне является отсутствие соответствующих групп, пытающихся решить межнациональные противоречия насильственным путём. В таких случаях стороны воздерживаются от острых ситуаций, которые могут послужить серьёзными поводами для насилия. Аналогичные формы межнационального конфликта пока наблюдается в Эстонии, Латвии, Казахстане между титульными нациями и русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение в условиях постоянного попирания их прав националистически настроенными властями

Существует несколько теорий, объясняющих причины межэтнических конфликтов на основе изучения опыта, накопленного в различных регионах мира. Различаясь по масштабам, социальному значению, происхождению, «возрасту», напряженности, межэтнические конфликты имеют одну «конечную природу», способствующую этнической мобилизации. Их глубинные корни – нарушение прав того или иного этноса, этнической группы, отсутствие справедливости и равноправия в межэтнических отношениях.

Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные, психологические и иные противоречия . Нередкое явление для возникновения конфликта – наличие нескольких причин. Следует также отметить, что субъективный фактор играет важнейшую роль в возникновении конфликта, значительно усложняет его течение и урегулирование. Именно субъективный фактор делает межэтнический конфликт взрывным и интенсивным.

Особую окраску приобретает межэтнический конфликт, испытывающий влияние религиозного фактора. Анализ конфликтов дает основание считать, что роль религиозного фактора в идеологическом обеспечении очень велика и довольно часто является непосредственным руководством в столкновениях конфликтующих сторон.

Основой межнациональных конфликтов являются проблемы и противоречия, которые возникают в процессе взаимоотношений этносов. В многонациональном государстве любой вопрос, чего бы он ни касался – экономики, политики, культуры – неизменно приобретает и национальное выражение . Возникновение межнациональных конфликтов и их острота во многом зависят от формы построения многонационального государства, ее национальной политики.

Одна из главных причин межэтнических конфликтов – территориальная проблема, территориальные споры . Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократно менялась, и менялись границы государства. В связи с этим возникают территориальные претензии, а в качестве аргументов выдвигается утверждение о принадлежности той или иной территории определенному этносу в прошлом. Причем время, от которого производится отсчет этнической принадлежности спорной территории, стороны выбирают произвольно, в зависимости от целей спорящих сторон. В силу своей запутанности и субъективности территориальные споры являются самыми сложными и практически неразрешимыми.

С этнотерриториальными проблемами связаны политические причины конфликтов . Речь идет, прежде всего, о проблеме создания этносами независимых территориально-государственных образований. Большая часть этносов на планете не имеет собственных независимых национально-государственных образований. По мере развития экономики и культуры этносов, роста их этнического самосознания в их среде возникают движения, имеющие своей целью создание независимого национального государства. Подобное движение обычно возникает в том случае, если этнос на каком-то этапе своей истории уже имел государственность и впоследствии утратил ее. Политические причины конфликтов возникают и тогда, когда происходит ограничение или лишение части группы (и даже целых народов) политических и личных прав и свобод по признаку национальной (этнической) принадлежности. Деление этносов на «коренные» и «некоренные», «титульные» и «нетитульные» также порождает политико-правовое неравенство, а, следовательно, может являться причиной межэтнических конфликтов.

Разнообразны экономические причины этнических конфликтов . Прежде всего, это борьба этносов за обладание материальными ресурсами и собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Суть конфликта сводится к тому, что каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Межэтнический конфликт может быть результатом обделенности этнических периферийных групп, неравномерного развития, неравномерной модернизации «ядра» и этнонациональной «периферии» в многонациональном полиэтническом государстве. В этих случаях экономическое неравенство между различными этническими группами, осознаваемое как коллективное этнонациональное ущемление, становится причиной формирования и проявления этнической солидарности.

Этнические конфликты могут возникать вследствие социальных причин, социальной напряженности . Чаще это происходит в условиях кризисного состояния общества, когда складываются предпосылки социально-политического противостояния и конфликтов, в том числе и по этническому признаку. Подобные конфликты наблюдаются в полиэтнических государствах, когда складывается социальная неоднородность в экстерриториальном аспекте. И тогда проблемы социальной необеспеченности, безработицы, этнодемографии и другие приобретают зримо выраженный этнический характер. В престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и нетитульными этносами. Бывает и так, когда этнический конфликт может стать эффективным способом «слива» социального взрыва в русло межэтнического противоборства.

Еще одной из причин этнических конфликтов могут стать этнокультурные, в том числе языковые, проблемы . Когда не удовлетворяются этнокультурные запросы той или иной этнической группы, не обеспечиваются условия для изучения и использования родного языка или даже явно проявляется языковой шовинизм, это ведет к межэтнической напряженности и потенциальному конфликту. Следует, однако, отметить, что речь не идет о «чисто» этнокультурных проблемах, за ними просматриваются социальные интересы. Так, придание государственного статуса языку только титульной нации в полиэтническом государстве ущемляет значение языков других этносов и становится средством, чтобы занять ключевые посты в обществе, т.е. обеспечивает представителей титульной нации определенными привилегиями.

В формировании межэтнической напряженности большую роль играют социально-психологические факторы . Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. В исторической памяти особенно долго сохраняются национальные обиды и несправедливости. Межэтническая напряженность характеризуется и таким психическим состоянием, как массовая невротизация. Это состояние отличается повышенным эмоциональным возбуждением, вызывающим различные негативные переживания: тревогу, беспокойство, раздражительность, растерянность, отчаяние. Еще резче поляризуются отношения «свои – чужие»: своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие – более негативно. Психологическую напряженность могут создать этнические проблемы – подлинные и мнимые, – основанные на слухах, ложной информации, провокациях.

Конечно, этнические конфликты вызваны не только отмеченными выше причинами. Анализируя этнические конфликты на постсоветском пространстве, можно выделить причины самого разнообразного характера. Если объединить эти причины в несколько групп, то получится следующая картина:

социально-экономические – неравенство в уровне жизни, безработица, различное количественное представительство в престижных профессиях;

административно-политические – иерархия народов (союзные, автономные республики, автономные области и округа), представительство в органах власти, вхождение одной формы национальной государственности в другую;

культурно-языковые
– недостаточное с точки зрения нерусских народов внимание к национальной культуре и языку, вытеснение русским языком национальных языков из общественной жизни;

этнодемографические и этномиграционные – быстрое изменение соотношения численности контактирующих этносов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

этнотерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, произвольная перекройка межреспубликанских границ, необоснованная передача территорий;

конфессиональные – не только полиэтничность национальных республик и областей, но и многоконфессиональность населения, накладывающиеся и переплетающиеся друг с другом;

исторические – влияние прошлых взаимоотношений народов (не только мирные, но и конфликтные, неравноправные, войны и т.д.).

В конфликтных ситуациях обнажаются противоречия, которые существуют между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Однако далеко не в каждый конфликт бывает вовлечен весь этнос, это может быть его часть, группа, которая ощущает на себе противоречия, ведущие к конфликту. Так, большинство этнотерриториальных споров идет от имени политических элит, правительств, движений. И далеко не всегда такие споры захватывают значительные группы какого-то этноса.

Введение. 3

Виды межнациональных конфликтов. 4

Исторические предпосылки. 5

Причины межнациональных конфликтов. 7

Решение межнациональных конфликтов. 10

Заключение. 12

Литература. 13


Введение

В современной науке под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем. Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту.

Конец 80-х - начало 90 -х годов ознаменованы межнациональными конфликтами разразившимися на территории советского и постсоветского пространства.

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющая тенденцию к нарастанию, противостояние вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Этнополитические конфликты нашедшие свое выражение в больших и малых войнах на этнической и территориальной почве в Азербайджане, Армении, Таджикистане, Молдове, Чечне, Грузии, Северной Осетии, Ингушетии привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. И сегодня события, происходящие в России, свидетельствуют о разрушительных тенденциях, угрожающих новыми конфликтами.


Виды межнациональных конфликтов

Важное значение имеет установление типологии межнациональных конфликтов. При этом основанием классификации можно определить следующее разделение конфликтов:

· по сферам проявления (социально-экономические, культурно-языковые, территориально-статусные, сепаратистские);

· по целям (реалистические, нереалистические);

· по объему использования военной силы (мирные, с минимальным использованием военной силы);

· по вертикали (между центром и республиками, межрегиональными и местными органами власти);

· по горизонтали (между группами коренной и некоренной национальности, микроконфликты на личностном уровне).


Исторические предпосылки

Конец 80-х - начало 90-х годов ознаменовался сложными и противоречивыми по сути и своей значимости событиями. И самым грандиозным явилось событие, связанное с исчезновением на карте мира названия такого государства, как СССР. Вместо этого появились полтора десятка самостоятельных государств, среди которых и Российская Федерация. Случилось так, что за короткий промежуток времени страна переместилась из одного исторического периода в другой, изменилось государственное устройство, институты власти и её атрибуты. В России разрушена прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности, изменяется система социальных отношений. Серьезным препятствием в движении Российской Федерации вперед по пути экономических реформ и выхода из кризиса являются обострение межнациональных противоречий внутри страны и проблемы взаимоотношений с бывшими советскими республиками. В стране не выработана концепция национально-государственного устройства, до недавнего времени также отсутствовала четкая программа национальной политики.

Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнациональных отношений в бывшем СССР со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года - в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Началась эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ.

Только за период с 1988 по 2001 год на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20, повлекших человеческие жертвы.


Причины межнациональных конфликтов

Непосредственная причина возникновения межнациональных конфликтов - расхождение и столкновение интересов субъектов межнациональных отношений (национально-государственных образований, наций, народностей, национальных групп). Конфликт возникает при непоследовательном и несвоевременном разрешении таких противоречий. Мощным катализатором развития конфликта является политизация национальных интересов, перекрещивание национального и государственного. Провоцируемый вплетением политических интересов в национальные конфликт достигает высшей стадии обострения, переходит в национальный антагонизм.

За каждым этническим, национальным конфликтом стоит трагедия человеческих судеб, драма народов и, что не менее опасно, неизбежность перенесения в память приходящих поколений старых обид, оскорблений, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могли подталкивать впоследствии на решение даже простых дел неправедными действиями. Примеров тому немало, в том числе и в отечественной истории с её древнейших времен.

Межэтнические конфликты стали распространенным явлением в современном мире. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими. В нашей стране распад СССР также сопровождался острыми межнациональными, межэтническими противоречиями и конфликтами.

До 80-х годов прошлого столетия о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нашей стране национальный вопрос решен окончательно. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было. На бытовом уровне существовали межнациональные антипатии и трения, а также совершались преступления на этой почве. Однако последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.

Анализируя этнические конфликты в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья, следует выделить исторические причины возникновения и эскалации конфликтов. К ним относятся несправедливость административно-политической иерархии народов (союзные, автономные республики, автономные области, округа), произвольная перекройка границ национальных образований, депортация народов.

Как результат насилия необходимо рассматривать и несбалансированность преобразований общества, когда социальное и экономическое неравенство, конкуренция на рынке труда, земли и жилья перерастают в межэтнические конфликты. Такова природа конфликтов-бунтов конца 1980-х - начала 1990-х годов - ферганских, душанбинских, ошских - и других подобных событий. Чаще всего этническая общность, «подвергшаяся нападению», выступала в роли «козла отпущения».

Переход к демократизации, сопровождавшийся борьбой в обществе старых и новых политических элит, стал детонатором, который в полиэтническом обществе привел к тому, что борьба «приобрела этнополитическую окраску». К обострению этнополитических конфликтов приводили неумелые, непоследовательные шаги по преобразованию государства в реальную федерацию, попытка силой остановить дезинтеграционные тенденции в республиках (тбилисские события 1989 г., бакинские 1990 г., вильнюсские 1991 г.).

Некоторые конфликты являются следствием распада Союза ССР, когда в отделившихся республиках в борьбу «за свою долю политического и территориального наследства» вступили бывшие автономии или желавшие её получить (Абхазия, Южная Осетия - в Грузии, Гагаузия и Приднестровье - в Молдове, Карабах - в Азербайджане).

Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины, ведущие к ним, многообразны. Их сочетание в каждом конкретном случае особое. Вместе с тем для возникновения этнического конфликта необходимо, как правило, наличие трех факторов.

· Первый фактор связан с уровнем национального самосознания, которое может быть адекватным, заниженным или завышенным. Два последних уровня и способствуют появлению этноцентристских устремлений.

· Второй фактор заключается в наличии в обществе «критической» массы социальных проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия.

· Третий фактор состоит в наличии политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.

Просмотров