Манифест 17 октября 1905 года содержание.

Манифест 17 октября 1905 г. (Октябрьский манифест) - законодательный акт, разработанный верховной властью Российской империи с целью положить конец беспорядкам и забастовкам в стране.

Манифест был разработан по приказу Николая 2-го в кратчайшие сроки и стал ответной реакцией на непрекращающиеся забастовки, проходящие по всей стране с 12 октября. Автором Манифеста выступил С. Витте , полное название документа - Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка.

Основная суть и цель Манифеста 17 октября 1905 г. - дать бастовавшим рабочим гражданские права и выполнять ряд их требований с целью прекращения восстания. Манифест стал вынужденной мерой.

Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907) . К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.

Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».

Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья» , когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты - люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.

В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября

Правительство пыталось справиться с бунтами, выпуская различные указы. В феврале 1905 г. вышли одновременно два документа, которые противоречили друг другу по содержанию:

  • Указ, разрешающий населению подавать на рассмотрение документы об изменении и совершенствовании государственного строя;
  • Указ, провозглашающий незыблемость самодержавия.

Правительство давало гражданам свободу в выражении своей воли, но на самом деле эта свобода была фиктивной, так как право принимать решение все равно оставалось за императором, а власть монархии в России не могла быть уменьшена законным способом. Демонстрации продолжались.

В мае 1905 г. на рассмотрение в Думу поступил новый проект, который предусматривал создание в России единого законосовещательного органа, который позволял бы учитывать интересы народа в принятии важных для страны решений. Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.

В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2-й вынужден был пойти на примирение с народом. Итогом этого решения и стал Манифест 1905 г., который положил начало новому государственному устройству - буржуазной конституционной монархии.

Основные положения Манифеста 17 октября 1905 г.

Основные положения Октябрьского манифеста:

  • Манифест даровал свободу слова, свободу собраний и создания союзов и общественных организаций;
  • в выборах теперь могли участвовать более широкие слои населения - избирательное право появилось у тех сословий, которые им никогда до этого не обладали. Таким образом, голосовать теперь могли практически все граждане;
  • Манифест обязывал заранее рассматривать и утверждать все законопроекты через Государственную думу. Отныне единоличная власть императора ослабла, начал формироваться новый, более совершенный законодательный орган.

Итоги и значение октябрьского Манифеста

Принятие подобного документа было первой в истории России попыткой государства дать народу больше гражданских прав и свобод. Фактически Манифест не только давал избирательное право всем гражданам, он провозглашал определенные демократические свободы, которые были необходимы для перехода России на новый тип государственного устройства.

С введением Манифеста законодательное право из единоличного (его имел только император) теперь распределялось между императором и законодательным органом - Государственной думой. Был учрежден парламент, без решения которого ни один указ не мог вступить в силу. Однако Николай не хотел так просто упускать власть, поэтому самодержавец оставлял за собой право в любой момент распустить Государственную думу, воспользовавшись правом вето.

Изменения, внесенные Манифестом в основные законы Российской империи, фактически стали началом первой российской конституции.

Право свободы слова и собраний привело к стремительному росту различных организаций и союзов по всей стране.

К сожалению, Манифест был лишь временной договоренностью между крестьянством и императором и прослужил недолго. В 1917 г. вспыхнула новая революция - самодержавие было свергнуто.

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 об усовершенствовании государственного порядка. Торжественное обращение императора Николая II к народу, фактически объявившее о предстоящем переходе России от абсолютной монархии к конституционной. Был издан для прекращения всеобщей забастовки и др. беспорядков осени 1905 г.
Непосредственным инициатором преобразования был пред. Комитета министров гр. С.Ю. Витте . 9.10.1905 он подал императору записку, в которой указывал, что законы 6.8.1905 о создании совещательной Гос. думы не удовлетворили даже умеренные круги. Доказывалось, что общество стремится к гражданской свободе, торжество которой неизбежно. Поэтому "лозунг свободы должен стать лозунгом правительственной деятельности. Другого исхода для спасения государства нет". Если правительство не станет во главе освободительного движения, то "казни и потоки крови только ускорят взрыв. За ним последует дикий разгул низменных человеческих страстей". Альтернативой преобразований Витте объявлял введение диктатуры, отказываясь от роли диктатора.
Некоторые находившееся не у дел сановники (члены Гос. совета И.Л. Горемыкин , ген. гр. А.П. Игнатьев , адмирал Н.М. Чихачев ) выступали за подавление беспорядков силой, однако на роль диктаторов они не годились, а руководители армии и полиции (командующий Петербургским военным округом вел. кн. Николай Николаевич ; тов. министра вн. дел, зав. полицией и петербургский ген.-губернатор ген. Д.Ф. Трепов ) настаивали на реформах.
О переходе к новому порядку Витте предлагал объявить в утвержденном императором докладе пред. Комитета министров. Николай II настоял на оформлении уступки в виде манифеста. Его текст был написан членом Гос. совета кн. Алексеем Д. Оболенским и отредактирован им и вр. управл. делами Комитета министров Н.И. Вуичем под руководством Витте . По предположению А.В. Островского и М.М. Сафонова , содержание манифеста было заимствовано из воззвания земского съезда, работавшего в сентябре 1905 г.
Рядом сановников по поручению императора были составлены другие проекты (не упоминавшие правительство и в большинстве менее радикальные). Витте объявил одобрение своего текста обязательным условием принятия должности главы правительства. Других приемлемых кандидатов на этот пост не было и Николай II был вынужден утвердить проект Витте .
В м. говорилось о скорби императора из-за смуты и волнений. Сообщалось о повелении "принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка" и "умиротворению государственной жизни". Для их успешности признавалось необходимым объединение деятельности "высшего правительства". Император повелевал ему, во-первых, ввести основы гражданской свободы, т.е. неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов, во-вторых, привлечь к выборам в Думу "те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав", в третьих, "установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы", а также обеспечить выборным от народа "возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей". Говорилось о "дальнейшем развитии начала общего избирательного права" в новом законодательном порядке. В заключении "все верные сыны России" призывались помочь прекращению смуты.
Манифест был поддержан либеральными консерваторами и правыми либералами (будущими октябристами и мирнообновленцами), ставшими "конституционалистами по высочайшему повелению". Однако создававшаяся конституционно-демократическая партия, а также крайне левые сочли его недостаточным и продолжали антиправительственную борьбу. Сторонники абсолютной монархии впоследствии осуждали манифест, считая, что Витте "вырвал" его у Николая II .
Манифест воодушевил часть революционеров и дезориентировал местные власти, что привело к массовым революционным демонстрациям и митингам во многих городах, а также ответным контрреволюционным и еврейским погромам октября 1905 г. (в Киеве, Томске и др. местах), устроенным монархически настроенным населением при содействии администрации. Манифест привел также к прекращению всеобщей забастовки и расколу антиправительственного движения, что в итоге позволило подавить революцию 1905-07 гг.
На основании манифеста была проведена частичная политическая амнистия 21.10.1905, отменена общая цензура, расширено избирательное право (см. Положение о выборах 1906), проведена реформа Гос. совета, изданы Временные правила о печати, собраниях, обществах и союзах 1906, Основные гос. законы 23.4.1906 и др. правовые акты,
Текст : Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. 1905. Отделение I. СПб., 1908. С. 754-755 или Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 9. М., 1994. С. 41-42
Архивы : ГА РФ. Ф. 859. Оп. 1. Д. 11. РГВИА. Ф. 271. Оп. 1. № 12
Источники: Манифест 17 октября // Красный архив. 1925. Т. 4-5 (11-12). С. 39-106. Неизвестный проект манифеста 17 октября 1905 года // Советские архивы. 1979. № 2. С. 63-65. Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 2-3. Мосолов А.А. При дворе последнего Российского императора. М., 1993.
Лит.: Лит-ра: Гессен В.М. Самодержавие и манифест 17 октября // Полярная звезда. 1906. № 9. Кокошкин Ф. Юридическая природа манифеста 17 октября // Юридический вестник. 1912. Кн. 1. Алексеев А.С. Манифест 17 октября и политическое движение // Юридический вестник. 1915. Кн. 11. Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. М., 1938 и 1970. Мироненко К.Н. Манифест 17 октября 1905 г. // Ученые записки ЛГУ. Серия юр. наук. 1958. Вып. Х. С. 158-179. Островский А.В., Сафонов М.М. Манифест 17 октября 1905 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. ХII. Л., 1981. С. 168-188. Кризис самодержавия в России. Л., 1984. Ганелин Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. СПб., 1991. Власть и реформы. СПб., 1996. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. М., 1998. Малышева О.Г. Думская монархия. Ч. 1. М., 2001.

Проект введения законосовещательного представительства («Булыгинская дума ») не удовлетворил ни либералов-кадетов , ни крайние левые партии . Те и другие продолжали разжигать смуту, которая в октябре 1905 дошла до всероссийской политической стачки . Её участники требовали Учредительного собрания на основе всеобщего-тайного-прямого-равного голосования, отмены военного положения и немедленного введения всех возможных свобод. В сложившейся на тот момент обстановке подобные требования могли привести лишь к полному развалу государства, к предвосхищению событий 1917 года на 12 лет.

Имевшие огромное значение статьи Манифеста 17 октября 1905 года были вскоре воплощены в жизнь рядом законодательных актов. К ним относились:

Указ Сенату 11 декабря 1905 , сильно расширивший избирательное право в городах, в первую очередь для тамошней интеллигенции

– «Учреждение Государственной Думы » от 20 февраля 1906, определившее права этого нового законодательного органа, а также порядок его роспуска и перерыва занятий

– «Учреждение Государственного Совета », которое преобразовало это прежде законосовещательное учреждение в верхнюю палату Думы

– подытожившие все эти реформы «Основные законы » 23 апреля 1906 – фактически Конституция , которая прямо не получила такого названия лишь из консервативной осторожности.

Главное значение Манифеста 17 октября 1905 в том, что он коренным образом изменил государственный строй России – с самодержавного на конституционный. Он заложил основы «Думской монархии», которая существовала до февральской революции 1917 . Главным следствием Манифеста 17 октября было избрание сначала Первой , а затем и ещё трёх Государственных Дум, деливших законодательную власть с царём.

Своей первоначальной задачи – прекращения революции – Манифест 17 октября совершенно не выполнил. Оппозиционная общественность и не думала благодарить Николая II за эту важнейшую уступку её требованиям. Манифест, напротив, был воспринят либералами и революционерами как слабость, как повод для выдвижения всё новых и новых притязаний. Вопреки необоснованным надеждам Витте на «успокоение», сразу после 17 октября большинство российских городов охватила волна кровавых столкновений между сторонниками и противниками твёрдой монархической власти (а всероссийская политическая стачка начала прекращаться ещё до опубликования Манифеста).

Таково было ближайшее значение Манифеста. Последствия акта 17 октября были не слишком благотворны и в дальней перспективе. Установленный им строй Думской монархии (1906-1917) оказался далеко не идеальным. России действительно требовались расширение общественной свободы и народного самоуправления. Но предпочтительнее было бы делать это не путём выборов гражданами незнакомых депутатов в далёкую столичную Думу, а расширением полномочий земств, созданием для них волостной и всероссийской ступеней, укрепления

К началу XX в. в России обострились национальные и национально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность: расширялось рабочее движение, происходили крупные крестьянские выступления.

Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.

На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Цензовая система лишала избирательного права рабочих, батраков, мелкую и среднюю буржуазию и другие категории населения. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю - конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы (неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов и др.), предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Государственной думы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.

Основные законы устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти.

Сделанные правительством конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ.

Основные законы закрепляли такие гражданские права и свободы, как неприкосновенность жилища и собственности, свобода перемещения, выбора профессии, слова, печати, собраний, вероисповедания и др.

Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».

Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей.

Основные законы предоставили Государственной думе и Государственному совету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты, представляемые правительством.

Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной думе. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Государственным советом и императором.

Дума избиралась сроком на пять лет. Отстранение депутатов Государственной думы могло осуществляться сенатом. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.

20 февраля 1906 г. , одновременно с учреждением Государственной думы, было утверждено новое Положение о Государственном совете.

Государственный совет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Государственная дума. Законопроекты, принятые Государственной думой, поступали через Государственный совет на утверждение императора.

Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.

Еще по теме 39. Манифест 17 октября 1905 г. : общая характеристика, значение.:

  1. 17 октября 1905 г. «Высочайший Манифест» о даровани «незыблемых основ гражданской свободы».
  2. МАНИФЕСТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА 17 ОКТЯБРЯ 1905 г. ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ 1906 г.
  3. Совещание для рассмотрения предположений Совета министров о способах осуществления высочайших предуказаний, возвещенных в п. 2 Манифеста 17 октября 1905 г.
  4. 19 октября 1905 г. Реформирование деятельности Совета министров.
  5. ГЛАВА 9. Советское государство и право в октябре 1917 - 1953 гг. Общая характеристика государственно-правовой политики большевиков 1917-1953 гг.

После долгих колебаний, вызванных тем, что фактически нарушалась присяга, данная им при вступле­нии на престол, Николай II поставил свою подпись под Манифестом, подготовленным СЮ. Витте и обнародованным 17 октября 1905 г. Манифест сводился, по сути, к трем основным элементам: 1) дарование народу гражданских свобод на основе буржуазно-демократических принципов - неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и организаций; 2) обеспечение участия в выборах тех слоев населения, которые по указу от 6 августа 1905 г. были лишены права голоса на основании нового избирательного закона; 3) введение как непременного правила, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной думой, - способ контроля за законностью действий императора.

Манифест был шагом вперед по сравнению с законодательными актами от 18 февраля и 6 августа 1905 г. Однако многие важные вопросы он оставлял нерешенными: о роли и месте самодержавия в новой политической системе, о полномочиях Государственной думы, о сути конституционного порядка.

Революция продолжалась. Высшей точкой революции стало Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Царское правительство сумело сыграть на расколе оппозиционных сил и не сдержало большинства обещаний, содержащихся в Манифесте 17 октября 1905 г. Поражение восстания стало поражением социальной революции.

Закон о выборах, принятый 11 декабря 1905 г., смягчил избирательный ценз, но оставлял выборы многоступенчатыми, а права избирателей - неравными и невсеобщими. Все избиратели делились на четыре курии: помещики, городские собственники, рабочие и крестьяне. Каждая из них выбирала своих выборщиков в избирательные округа. Закон о выборах, очень сложный и запутанный, в первую очередь обеспечивал права помещиков. Полномочия Думы заранее сильно ограничивались.

Накануне предвыборной кампании правительство провело реформу Государственного совета, который превращался из законосовещательного органа, все члены которого ранее назначались царем, в верхнюю палату будущего парламента, имеющую равные с Думой законодательные полномочия. Изменен был и состав Государственного совета. Число членов увеличивалось втрое, половина из них по-прежнему назначалась царем, другая же избиралась на основе высокого имущественного ценза. Таким образом, в составе госсовета преобладали поместное дворянство и крупная буржуазия. 19 октября 1905 г. было учреждено объединенное правительство - преобразованный СЮ. Витте высший исполнительный орган страны - Совет министров. Как и прежде, император назначал и смещал министров, ответственных только перед ним, а не перед Думой.

Избирательный закон делал ставку на монархические и национа­листические чувства крестьянской массы. Но в действительности же крестьяне поддержали оппозиционные партии. Большинство крестьян, вместо того чтобы, как предполагалось, поддержать на выборах помещике или местных государственных служащих, проголосовали за своих собственных кандидатов или за кандидатов оппозиции. Выборы нанесли жестокий удар по основному догмату самодержавия - нерушимому единству царя и народа. Конфликт между оппозиционно настроенной Думой и императором, претендующим на роль носителя исторической и монархической законности, стал неизбежен.

Одним из важных результатов революции 1905-1907 гг. стало образование политических партий. Право объединяться в союзы было одной из важнейших свобод, введенных Манифестом. В ходе революции возникло около 50 партий, отстаивавших различные пути развития страны. Заметно увеличилась численность радикальных социалистических партий, ранее находившихся в глубоком подполье. Отчетливо проявилось расхождение между ветвями социал-демократии: большевики провозгласили главным союзником пролетариата в революции крестьянство и предполагали после свержения самодержавия утверждение «революционно-демократической диктатуры» рабочего класса и крестьянства; меньшевики же, видевшие своим союзником массы либералов, выступали за переход власти после революции к буржуазному правительству.

Просмотров