Корсары каждому свое v 1.2 2 моды. Системные требования Корсары: Каждому своё

Длина готовой модели: 93 см
Количество листов: 31
Формат листов: A4

Описание, история

Линейный корабль ВВ 39 "Arizona" заложили на верфи Нью-Йорк Нэйви Ярд 16 марта 1914 года. В на­чале постройки циркулировали слухи, что корабль по­лучит имя "North Carolina" (родной штат Секретаря флота Джозефуса Дэниелса), однако эти предсказания не подтвердились, и линейный корабль получил имя "Arizona".

В день спуска на воду 19 июня 1915 г. мисс Эстер Росс из г. Прескотт, дочь одного из почтенных граждан Аризоны, исполнила традиционный обряд крещения. Церемония была немного необычной - помимо тради­ционной бутылки шампанского, о борт корабля разби­ли бутылку с водой из водохранилища, образованного недавно построенной Дамбой Рузвельта в Аризоне. Это водохранилище, очень важное для штата в хозяйствен­ном отношении, было полностью заполнено водой лишь за 4 дня до спуска линкора. После того как корпус лин­кора успешно сошел на воду, постройку продолжили на плаву. Наконец по окончании достройки и испытаний 17 октября 1916 г. новый линейный корабль официаль­но приняли в состав флота. Его первым командиром стал кэптен Джон Д. Макдональд.

16 ноября 1916 г. новейший линкор вышел из Нью-Йорка в свой первый поход. Сначала "Arizona" маневрировал у мыса Вирджиния, где экипаж осваи­вался с кораблем и проходил необходимый началь­ный цикл учений и тренировок. Затем после захода в Ньюпорт направился на юг - кубинские воды были традиционным районом проведения боевой подго­товки американского линейного флота. Посетив за­лив Гуантанамо, корабль вновь направился на север и прибыл в Норфолк 16 декабря, чтобы провести циклы артиллерийской боевой подготовки в районе Танжер Саунд.

Однако во время первого похода выявились се­рьезные проблемы с турбинами, которые впервые обозначились еще в период ходовых испытаний - вклю­чая отрыв лопаток и выход из строя одной из четырех турбинных установок. В канун Рождества линкор был направлен на "родную" верфь Нью-Йорк Нэйви Ярд для ремонта и устранения всех выявленных дефектов. На проведение работ потребовалось несколько меся­цев (включая постановку корабля в сухой док), и лишь 3 апреля следующего, 1917 г. "Arizona" покинул верфь, вернувшись в состав действующего флота.

В течение 1917 г. в штате Аризона были по под­писке собраны средства на приобретение представи­тельского серебряного сервиза, который подарили за­тем экипажу корабля.

Как и большинство других новейших "нефтя­ных" линкоров, со вступлением США в войну "Arizona" не был направлен в Англию, где ощущался недостаток жидкого топлива. Поэтому до окончания войны "Arizona" служил в составе 8 дивизии линкоров США (Атлантический флот). Линейный корабль базировал­ся в Норфолке и действовал у Восточного побережья США в основном в районе между Нью-Йорком и мы­сом Вирджиния.

Впервые "Arizona" направили в европейские воды уже после заключения перемирия (11 ноября 1918 г.). 18 ноября линкор покинул Хэмптонский рейд и 30 ноября прибыл в Портланд, где был включен в состав 6 дивизии линейных кораблей Гранд-Флита, составлен­ной из прибывших в Англию американских дредноу­тов. 12 ноября он вместе с другими кораблями вышел в море для торжественной встречи лайнера "George Washington", на борту которого направлялся в Европу Вудро Вильсон. Новейший супердредноут был важным элементом почетного эскорта, в окружении которого лайнер 13 декабря прибыл в Брест.

Здесь "Arizona" принял на борт 238 американ­ских военнослужащих, возвращавшихся из Европы домой, и на следую­щий день, 14 декабря, вышел в море, прибыв в Нью-Йорк вечером в день Рождества, 25 декабря 1918 г. На следующий день ко­рабль посетил секре­тарь флота Д. Дэни­еле. Встретив Новый год в Нью-Йорке, ко­рабль задержался здесь на несколько недель для отдыха экипажа, после чего 22 января 1919 г. вы­шел в море и на сле­дующий день прибыл в Норфолк.

Приняв топли­во и все виды снабже­ния, 4 февраля "Arizona" вместе с другими линкорами Атлантического фло­та вышел в море и на­правился на юг в Карибские воды, для проведения ежегод­ных зимних маневров. Прибыв в залив Гуан­танамо 8 февраля, линкор в течение не­скольких дней прини­мал активное участие в учениях, после чего посетил с трехдневным визитом Тринидад и, зайдя по пути в Гуантанамо, 9 апреля направился домой, прибыв на Хэмптонский рейд через три дня - утром 12 апреля, а уже вечером того же дня вновь вышел в море, во второй раз направляясь в Европу.

Прибыв в Брест 21 апреля, линкор оставался здесь почти 2 недели, символизируя своим присут­ствием мощь американского флота и активную за­интересованность и вовлеченность США в мировые и, в частности, европейские дела. Однако в этот пе­риод в результате военного конфликта между Гре­цией и Турцией обострилась политическая и воен­ная ситуация в средиземноморском регионе. Воору­женные силы Греции оккупировали порт Смирна, что вызвало активное противодействие турецких наци­оналистов, вылившееся в серьезные бои с примене­нием артиллерии. По мнению госдепартамента США, ситуация прямо угрожала жизни и имуществу нахо­дившихся в Смирне и ее окрестностях американских граждан, и в результате "Arizona" получил приказ направиться в данный регион и обеспечить их безо­пасность и эвакуацию.

3 мая линкор покинул Брест и через 8 дней, обо­гнув Испанию и пройдя Гибралтарский пролив, при­был в порт Смирна. Здесь из экипажа "Arizona" была сформирована десантная партия. Высадившись на бе­рег, отряды моряков взяли под охрану американское консульство и обеспечили безопасную доставку на борт корабля присутствовавших в городе американских граждан. Пока в городе продолжались бои и неизбеж­ные в подобной обстановке общественные беспорядки, эти люди оставались на борту корабля вместе со мно­гими греческими семьями, многие из которых, опаса­ясь резни, также попросили о предоставлении времен­ного убежища на борту "Arizona". К концу месяца си­туация в городе несколько нормализовалась, что по­зволило этим людям вновь вернуться на берег, и 9 июня "Arizona" покинул Смирну и направился домой, с ко­ротким заходом в Константинополь, где принял на борт американского генерального консула Л. Морри­са. "Arizona" стал первым линейным кораблем США, вошедшим в пролив Босфор (в следующий раз такое событие имело место лишь через 27 лет - во время сре­диземноморского учебного похода линейного корабля "Missouri" в 1946 г.).

15 июня "Arizona" вышел из Константинополя в Нью-Йорк, куда и прибыл 30 июня без дальнейших про­исшествий.

Весь остаток года "Arizona" продолжал актив­ную боевую учебу у Восточного побережья США. прой­дя в конце года текущий ремонт и небольшую модер­низацию на верфи Нью-Йорк Нэйви Ярд. В этот пери­од на корабле были установлены платформы для за­пуска самолетов-разведчиков и корректировщиков на крышах 2-й и 3-й башен ГК.

Покинув верфь 6 января 1920 г., "Arizona" в составе 7 дивизии линейных кораблей направился в знакомые кубинские воды для участия в ежегодных больших зимних учениях. В период маневров корабль базировался на Гуантанамо. Испытания установлен­ного авиационного оборудования показали явную полезность самолетов, но система их запуска и хра­нения вызывала серьезные нарекания: платформы затрудняли действие артиллерии, ограничивали об­зор с мостика (носовая), а старт самолетов был небе­зопасен. Очевидной была необходимость разработ­ки более совершенной системы, в частности, введение катапультного старта, что и было сделано не­сколько лет спустя.

Помимо участия в учениях, линкор посетил с дружественными визитами британские владения Брид­жтаун (о. Гренада) и Барбадос, а также Колон (зона Панамского канала), после чего 1 мая 1920 г. вернул­ся в Нью-Йорк, где простоял чуть более 2 недель. Вновь выйдя в море 17 мая, корабль более месяца про­водил курс боевой подготовки у Восточного побере­жья, посетив при этом Норфолк и Аннаполис. 25 июня "Arizona" снова вернулся в Нью-Йорк, где и базиро­вался следующие 6 месяцев, регулярно выходя в море на артиллерийские стрельбы и прочие учения. 17 июля 1920 г. кораблю было официально присвоено иденти­фикационное обозначение ВВ-39 - номер корабля со­ответствовал его порядковому номеру внутри класса (ВВ - линейный корабль). С тех пор этот принцип, неизменный по существу, хотя и дополненный новы­ми классами кораблей, служит основой для присвое­ния бортовых номеров кораблям флота США.

С 23 августа "Arizona" выполнял функции флагманского корабля. На линкоре держал флаг командующий 7 дивизией линкоров контр-адмирал Эд­вард В. Эберли. Корабль встретил Новый, 1921 год, в Нью-Йорке, после чего (как и в предыдущем году) 4 января вышел в море для участия в зимних учениях линейного флота в Карибском море и в зоне Панам­ского канала.

19-20 января корабль, пройдя вместе с други­ми линкорами Панамский канал, прибыл в залив Панама, откуда 22 января они вышли в Кальяо (Перу), куда и прибыли 9 дней спустя. За время ше­стидневного визита корабль посетило множество официальных лиц, в том числе и президент Перу. Выйдя в море 5 февраля, 14-го "Arizona" вернулся в Бальбоа и, пройдя через Канал в обратном направ­лении, 6 марта вновь прибыл в Гуантанамо и 24 ап­реля возвратился в Нью-Йорк.

После приема снабжения и отдыха экипажа 15 июня линкор перешел на Хэмтонский рейд, а 21-го к мысу Чарльз, для участия в учениях, включавших экспериментальную бомбардировку трофейной гер­манской субмарины U-117. Во время проведения этих экспериментов на борту корабля присутство­вало множество наблюдателей, офицеров армии и флота. По возвращении в Нью-Йорк 1 июля на ко­рабле поднял свой флаг командующий линейными силами Атлантического флота вице-адмирал Джон Д. Макдональд (бывший некогда первым команди­ром линкора). 9 июля 1921 г. "Arizona" в очередной раз направился на юг, пройдя Панамский канал и вновь посетив с визитом Перу. На этот раз визит приурочили к празднованию столетия освобожде­ния Перу, под руководством генерала Сан Марти­на, от испанского господства.

Линейный корабль прибыл в Кальяо 22 июля. В период празднеств вице-адмирал Макдональд был официальным представителем правительства США, принимая участие во множестве приуроченных к празднику официальных мероприятий. После их за­вершения 9 августа "Arizona" покинул Кальяо и пе­решел в Панамский залив. Здесь 10 августа вице-адмирал Макдональд перенес свой флаг на линкор ВВ-33 "Wyoming", а на "Arizona" поднял флаг ко­мандующий 7 дивизией линкоров контр-адмирал Д.С. Мак-Кейн. На следующий день корабль напра­вился в Сан-Диего, куда и прибыл 21 августа 1921 года, начав долгий, 14 летний период службы в со­ставе Тихоокеанского флота.

В течение этих лет линкор, базируясь в Сан Педро, служил флагманом 2,9 и 4 дивизий линейных кораблей, участвуя во множестве учений (в том чис­ле т.н. "Fleet Problems" - специальных учениях, про­водившихся ежегодно по тщательно разработанно­му сценарию для изучения тактических концепций). Оперируя в основном в водах между Западным побе­режьем США и Гавайскими островами и у берегов Центральной Америки, периодически корабль про­ходил Панамский канал, чтобы принять участие в маневрах в кубинских водах совместно с Атлантичес­ким флотом.

Периодически рутина флотской службы оттеня­лась различными чрезвычайными событиями и проис­шествиями. Иногда случалось и так, что некоторые из них имели довольно скандальный характер. Так, 12 апреля 1924 г. на линкоре был обнаружен "заяц" - про­павшая и объявленная в розыск еще в начале марта мо­лодая женщина по имени Мэделин Блэйр, которая меч­тала попасть в Голливуд и пыталась добраться на лин­коре хотя бы до Сан-Педро. В течение нескольких не­дель матросы корабля укрывали ее по кубрикам, но в итоге "заговор"раскрыл старший радист, случайно ус­лышавший разговор двух моряков.

Последовало судебное разбирательство. При этом военно-морской суд усмотрел в деле, помимо "не­допустимых проявлений морального разложения", мно­жество правонарушений как гражданского характера, так и военно-морского устава. В результате 23 челове­ка из экипажа "Arizona" были приговорены к различ­ным срокам тюремного заключения - самый суровый приговор составил 10 лет.

Наряду с интенсивной боевой подготовкой со второй половины 20-х годов линейный флот проходил череду обширных модернизаций. При этом первыми на верфи отправились наиболее старые корабли, а затем и линкоры типа "Oklahoma". К концу 20-х годов подо­шел черед и линкоров типа "Pennsylvania" .

В январе 1929, по завершении своего участия в учениях, "Arizona" перешел через Панамский канал в Карибское море, где действовал до апреля совместно с Атлантическим флотом, затем 4 мая линкор прибыл на верфь Норфолк Нэйви Ярд для проведения капиталь­ного ремонта и модернизационных работ. 15 июля ко­рабль, на период проведения модернизации, официаль­но вывели из боевого состава флота.

Продолжительность работ составила 20 месяцев. Их схема и объем соответствовали таковым для одно­типного линкора "Pennsylvania" . На корабле замени­ли котлы и турбины высокого давления (в отличие от систершипа, старые турбины НД оставили), усилили горизонтальную и конструктивную подводную защи­ту. На линкоре установили були, модернизировали многие приборы и системы, усилили зенитную артил­лерию, перестроили противоминную батарею, смонти­ровали новые системы управления огнем GFCS-2. Ре­шетчатые мачты заменили на массивные треноги. В ре­зультате сильно изменился силуэт.

По окончании работ 1 марта 1931 г. модерни­зированный линкор был вновь официально зачислен в боевой состав флота. А уже 19 марта на борт корабля поднялся президент США Герберт Гувер, и в тот же день он вышел в море, взяв курс на Пуэрто-Рико. За­тем президент на борту линкора посетил Виргинские острова, и 29 марта "Arizona" вернулся на Хэмптонский рейд. Лишь после этого "пробного" похода корабль прошел полный положенный цикл послемодернизационных испытаний на полигоне у Роклэнда (штат Мэн). Затем, после кратких заходов в Бостон и Нор­фолк, 1 августа линкор вышел в Сан-Педро. Во вре­мя перехода имел место трагический инцидент -линкор протаранил рыбачью шхуну, при этом погиб­ло двое членов ее экипажа. По прибытии на Тихий океан "Arizona" включили в состав 3 дивизии линей­ных кораблей, и он приступил к обычному циклу бо­евых учений и тренировок.

Несмотря на трудности, вызванные экономи­ческой депрессией (в частности, на довольно огра­ниченный ежегодно выделяемый лимит топлива), 30-е годы, и особенно вторая их половина, были для аме­риканских линкоров перио­дом активной деятельности и интенсивной боевой под­готовки. Топлива и прочих видов снабжения могло не хватать для легких сил, вспомогательного флота, даже для авиации, но запро­сы линейного флота, осо­бенно наиболее новых и мо­дернизированных кораблей, старались по возможности удовлетворять в первую очередь.

Результаты не замед­лили сказаться - уже к 1930 г. американский линейный флот стрелял лучше всех в мире, причем на предельно дальние дистанции. На ма­неврах 1930 года линкоры достигли большего процента попаданий, чем "Bismarck" во время знаменитого боя с "Hood" 11 лет спустя!

Условия этих манев­ров, правда, зачастую кри­тиковались как "тепличные" (прекрасная карибская или калифорнийская погода, неограниченная видимость до горизонта и т.п.). Одна­ко следует помнить, что это были именно те характерные условия, в которых амери­канский флот готовился ре­ально встретить своего глав­ного противника - линко­ры Объединенного флота Японии, где-то в районе эк­ватора в центральной части Тихого океана. С учетом этого факта условия артил­лерийской подготовки можно признать вполне адек­ватными планировавшимся боевым задачам.

Согласно существовавшим планам, с началом войны (или уже в период предвоенного кризиса) аме­риканский линейный флот должен был начать свой путь на запад от побережья Калифорнии или Гавайс­ких островов. В случае, если бы война еще не была объявлена, его постепенное приближение к островной Империи в течение нескольких дней могло послужить последним средством дипломатического давления. В случае, если бы война началась со вторжения япон­цев на Филиппины, естественной задачей флота США становился разгром японских сил, обеспечивающих ар­мию вторжения.

В любом случае, японский флот неизбежно дол­жен был выйти навстречу, чтобы дать бой в более вы­годных условиях подальше от любых американских баз (включая Филиппины) и поближе к своим, т.е. при под­держке авиации и легких сил, базировавшихся на Ка­ролинских и Маршалловых островах.

Американцы, исповедуя "стратегию сильного", рассчитывали на успех в таком бою, уповая на числен­ное и техническое превосходство своего линейного фло­та, противостоять которому на равных в открытом бою японцы не могли.

Японцы же надеялись использовать нелегаль­но укрепленные Подмандатные острова как своего рода "буфер", с помощью которого можно было по­пытаться до решающего боя максимально измотать и ослабить американский флот, заставив его по пути па запад с боем "продираться через частокол" неза­конно созданных секретных авиационных и морских баз на островах центральной части Тихого океана. Истинное состояние и возможности этих баз были одним из наиболее охраняемых секретов Японской Империи и наиболее желанной целью американской и британской разведок в течение 1920-30 гг. Другим ревниво охраняемым секретом стала тщательно от­рабатывавшаяся техника и тактика ночных действий, с упором на массированное использование торпед­ного оружия.

В этих условиях Гавайские острова становились "дулом пистолета", направленного на японцев. Бази­рование здесь американского линейного флота резко сокращало для американцев "время реакции", позво­ляя их линейному флоту приблизить начальный пункт своего долгого пути на запад, к подконтрольным японцам территориям, на тысячи миль, и сократить его во времени на несколько дней, не оставив япон­цам времени на сбор сил и оптимальную организа­цию противодействия.

В силу этих соображений в течение 1920-30-х го­дов японцы исключительно нервно реагировали на при­сутствие линейных эскадр на Гавайских островах. Это присутствие не могло быть постоянным, поскольку Перл-Харбор как военно-морская база значительно уступал Сан-Педро и Сан-Диего, однако в течение 1930-х годов, по мере того как усиливалось политическое напряжение в отношениях с Японией, частота и время пребывания линейного флота США в районе Гавайс­ких островов постепенно возрастали. Помимо этого района, дивизии линкоров периодически проводили маневры в северной части Тихого океана, у побережья Аляски, а также в южных водах в районе Вест Индии и у Антильских островов.

10 марта 1933 г. "Arizona" стоял на якоре в Сан-Педро, когда в районе Лонг-Бич произошло землетря­сение, причинившее довольно значительные разруше­ния на берегу. Моряки с "Arizona", как и с других кораблей, оказали значительную помощь населению и ме­стным властям, помогая обеспечивать порядок в горо­де, организовав доставку продуктов и медикаментов, патрульную службу и развернув на берегу станции пер­вой помощи.

Весной 1934 г. на борту "Arizona" проводились съемки художественного фильма компании Warner Brothers "Here Comes the Navy" ("В дело вступает флот"), с Глорией Стюарт, Джеймсом Кэгни и Пэт О"Брайен в главных ролях. Фильм имел большой успех и номинировался на Премию Американской Киноакаде­мии 1935 года.

Середина и конец 1930-х годов прошли в беско­нечных учениях в восточной части Тихого океана. На­пряжение в отношениях с Японией продолжало возра­стать. В 1936 г. президент Рузвельт распорядился при­остановить процесс вывода из боевого состава всех крупных кораблей, намечавшихся к списанию, консер­вации или долговременной модернизации, и держать их в состоянии боеготовности. Разрешался лишь сред­ний ремонт с ограниченной модернизацией, позволя­ющий в любой момент быстро вернуть корабль с вер­фи в действующий флот.

Возросли ассигнования на строительство новых кораблей, улучшение базовой инфраструктуры. Нача­ли меняться настроения в Конгрессе и общественнос­ти, постепенно отходя от безоглядного и безоговороч­ного пацифизма и изоляционизма, характерного для первых 10 лет после Вашингтонской конференции. Флот чувствовал все эти изменения на себе. Возрастал объем и улучшалось качество разведки в интересах фло­та. Так, активно прогрессировали средства радиораз­ведки, разрабатывалось и осваивалось новое оборудо­вание, строились станции радиоразведки и пеленгова­ния по периметру Тихого океана, позволявшие по ра­диопереговорам кораблей Императорского флота оп­ределять их местонахождение и многие детали как тех­нического плана (например, максимальные скорости японских линкоров после модернизации), так и организацию боевой подготовки. В частности, было не­сомненно подтверждено особое внимание японского флота к подготовке к действиям ночью. В результате для американского линейного флота в программу бое­вой подготовки были включены новые учебные задачи для тренировки в ночной артиллерийской стрельбе.

17 сентября 1938 г. "Arizona" становится флаг­маном 1 дивизии линейных кораблей, под флагом контр­адмирала Честера У. Нимица - будущего командующе­го Тихоокеанским флотом США в военные годы.

27 мая 1939 г. Нимиц был назначен Начальником Бюро навигации ВМС, пере­дав должность командира дивизии линкоров контр-ад­миралу Расселу Вильсону, который также держал свой флаг на "Arizona". Тем вре­менем отношения с Японией обострились до такой степе­ни, что по окончании боль­ших общефлотских манев­ров "Fleet Problem XXI" ре­шили оставить линейный флот на Гавайях. Отныне (с 1940 г.) Перл-Харбор стано­вился фактически главной базой флота, а базы в Сан-Педро и Сан-Диего превра­щались в тыловые.

"Arizona" занимался боевой подготовкой в со­ставе линейного флота в Га­вайских водах до начала осени 1940 г., после чего был направлен на текущий ремонт и модернизацию на верфь Пьюджет Саунд Нэйви Ярд (Бремертон, штат Вашингтон), куда и прибыл 30 сентября 1940 года. Работы на корабле продолжались до января следую­щего года. При этом, помимо ремонта, провели модернизационные работы. Стоявшие открыто посты наведения и дальномеры зенитных 127-мм батарей объединили, установив совместно во вращающихся башенках с противоосколочным бронированием на верхнем ярусе надстройки. По рекомендации Совета Кинга, занимавшегося внедрением на флоте новаций по опыту начавшейся войны в Европе (особенно в области улучшения ПВО кораблей), позиции 127-мм зениток получили противоосколочные прикрытия. По некоторым данным, сами зенитки получили си­ловые приводы.

Поскольку поставки новых 28-мм автоматов, на­меченных для усиления ПВО кораблей, задерживались. в качестве полумеры наметили временно установить 4 76-мм орудия (2 по бокам носовой надстройки вместо стоявших там 127-мм противоминных орудий) в откры­той установке, и еще 2 на верхней палубе у основания кормовой треноги. Однако поскольку и этих орудий пока не хватало, для 76-мм зениток пока только обо­рудовали позиции в виде кольцевых противоосколочных броневых щитов вокруг оснований под орудия. По тем же причинам не успели установить планировавшу­юся РЛС обнаружения воздушных целей. Также не про­извели планировавшихся работ по ликвидации (зава­риванию) всех иллюминаторов в корпусе корабля для повышения водонепроницаемости корпуса и сокраще­ния времени подготовки к бою.

По завершении работ на "Arizona" 23 января 1941 г. поднял флаг новый командующий 1 дивизией линкоров контр-адмирал Айзек С. Кидд. По оконча­нии цикла послеремонтных испытаний 3 февраля ко­рабль прибыл в Перл-Харбор и вернулся к обычной ру­тине боевой подготовки, условия которой все больше приближались к действительно "боевым". Согласно специальному приказу с "Arizona", как и с других ли­нейных кораблей, были удалены все горючие и пр. опас­ные (либо просто излишние) предметы и материалы. Увеличилось число выходов на ночные учения с бое­вой стрельбой. Учения совмещались с регулярным пат­рулированием зоны 14 военно-морского округа (вок­руг Гавайских островов).

Последний раз "Arizona" посетил Западное по­бережье летом 1941 г., выйдя из Перл-Харбора 11 июня, линкор посетил Лонг-Бич, но уже 8 июля вновь вер­нулся в Перл-Харбор. В течение следующих 5 месяцев он продолжал активно участвовать в различных уче­ниях и тренировках, интенсивность которых все воз­растала соответственно накалу дискуссий на перего­ворах с Японией по поводу условий прекращения или хотя бы приостановки ее агрессии в Китае.

22 октября, в процессе совместного маневриро­вания "Oklahoma" и "Nevada", произошло столкнове­ние линейных кораблей - случай как в мирное, так и в военное время весьма редкий. В ходе перестроения из-за ошибки в маневрировании "Oklahoma" нанес удар форштевнем в левый борт "Arizona". Наличие проти­воторпедного буля предохранило корабль от серьезных повреждений и затоплений, но в обшивке самого буля была проделана пробоина размерами 4 фута в ширину и 12 футов в высоту, соответствующая по форме очер­таниям форштевня "Oklahoma".

Ремонт произвели в течение нескольких недель на военной верфи Перл-Харбора. За это время также оборудовали позицию для установки РЛС обнаруже­ния воздушных целей, смонтировав площадку под ос­нование ее антенны на верхнем ярусе топа носовой треноги. Саму станцию, как и антенну, установить так и не успели.

По выходу из ремонта в конце ноября 1941 i. "Arizona" провел последнее для него боевое учение, вновь совместно с "сослуживцами" по 1 дивизии лин­коров "Oklahoma" и "Nevada". Ночью 4 декабря лин­коры провели учение по боевой стрельбе и в пятницу 5 декабря вернулись в гавань Перл-Харбора, став на свои бочки у острова Форд. Местом стоянки "Arizona" была бочка F-7.

На следующий день, в субботу, у внешнего (ближ­него к выходу из гавани) левого борта линкора была ошвартована лагом плавучая мастерская AR-4 "Vestal". К вечеру субботы многие офицеры и матросы "Arizona" были отпущены в увольнение на берег, но оба старших офицера - командующий 1 дивизией линкоров контр-адмирал А. Кидд и командир линкора кэптен Франк­лин Ван Валькенбург - утром в воскресенье находи­лись на борту.

Перед самым подъемом флага (8.00), когда эки­пажи выстроились на палубах в ожидании церемонии, над гаванью внезапно появилось множество самолетов. Их здесь не ждали - американские авианосцы были далеко в море, базовая авиация также не намечала на этот день никаких учений.

Первая волна самолетов авианосного соединения адмирала Нагумо, скрытно подошедшего с северо-вос­тока, в соответствии с планом начала внезапную ата­ку на американский флот.

На борту "Arizona" сигнал боевой тревоги про­звучал в 7 ч. 55 мин. Уже в 8 ч. 10 мин., когда экипаж линкора только занял боевые посты, корабль был по­ражен несколькими попаданиями авиабомб. В различ­ных источниках присутствует довольно большая разница в описании этих попада­ний. Последовавшие через не­сколько минут события спута­ли и "смазали" воспоминания не столь уж многочисленных уцелевших очевидцев. Те же события, о которых речь впе­реди, сделали невозможным детальное исследование пос­ле атаки нанесенных в этот момент повреждений. Так или иначе, свидетельства позволя­ют утверждать, что за очень короткое время корабль получил несколько попаданий бомб в шлюпочную палубу, в лобовую плиту башни ГК № 4 и в носовую надстройку. Однако ни одно из этих по­паданий не нанесло слишком серьезных повреждений.

Одновременно, по не­которым свидетельствам, в линкор попала торпеда (как утверждали в то время япон­цы, выпущенная с одной из 5 участвовавших в атаке кар­ликовых подводных лодок, что сомнительно, поскольку не совпадает с установленны­ми фактами о действиях сверхмалых лодок, участво­вавших в атаке и, в частно­сти, с курсовой прокладкой). Торпеда поразила корабль в носовую часть в районе пер­вой башни ГК, но особо се­рьезных повреждений (за ис­ключением разрушения буля

и некоторых отсеков ПТЗ), судя по всему, не нанесла. Однако практически одновременно с этим лин­кор был поражен 800-кг авиабомбой с горизонтально­го бомбардировщика B5N Kate. Бомба, представляв­шая собой переделанный линкоровский бронебойный снаряд (судя по всему, 410-мм калибра), задев наклон­ную бортовую броню правой стороны 2-й башни ГК и срикошетировав от нее, пробила палубу полубака ря­дом с барбетом и взорвалась, по-видимому, над глав­ной броневой палубой.

В обычных условиях такое попадание не долж­но была бы привести к фатальным последствиям. Тем более потрясающим оказалось то, что произошло, для наблюдателей с берега и с соседних кораблей.

В течение нескольких секунд видимых послед­ствий попадания заметно не было, но затем внезапно, на доли секунды, в районе попадания появилась яркая вспышка желтоватого цвета. Немедленно после этого всю носовую часть корабля заволокло дымом. Над дымной пеленой, сквозь которую проступало ярко-жел­тое пламя, взметнулся черно-красный шар из дыма и огня, тут же превратившийся в быстро растущий дым­ный гриб, который стремительно поднялся на высоту нескольких сотен метров.

По всей гавани прокатилась мощная ударная волна, которую явственно почувствовали как на бере­гу, так и на других кораблях. В воздухе взрывная вол­на подбросила находившиеся над гаванью японские са­молеты, как сухие листья - некоторые на несколько десятков метров. Окружающие корабли - в первую очередь кормовая часть линкора "Tennessee", стоявше­го всего в 20 метрах, - были засыпаны горящими об­ломками. На "Tennessee" этот "огненный дождь" и раз­лившаяся горящая нефть доставили больше неприят­ностей, чем собственно японские бомбы.

Эти роковые секунды гибели "Arizona" оказались засняты на кинопленку. Врач с плавбазы гидроавиа­ции "Curtiss" с началом атаки, правильно оценив ис­торичность момента, достал свою ручную кинокамеру и начал снимать окружающие события на цветную пленку. В момент попадания японской бомбы камера случайно оказалась направлена на "Arizona", запечатлев в цвете и во всех подробностях жуткую картину гибели корабля.

"Arizona" сразу осел и начал погружаться. Это было заметно по кормовой части. Что происходило в носовой увидеть не удавалось прежде, чем рассеялся дым от первого взрыва, вся носовая и средняя части оказались охвачены огромным ярко-желтым пламенем, поднявшимся выше верхушек мачт, а уже через несколь­ко минут весь корабль заволокло дымом и пламенем от быстро разливающейся вокруг него горящей нефти из разрушенных цистерн.

Для всех, кто наблюдал за этим жутким зрелищем, было ясно, что произошло самое страшное, что может случиться с линейным кораблем, - взорвались погреба главного калибра, в данном случае, носовой группы ба­шен. При этом взорвались не снаряды, а заряды ГК. Фак­тически произошел даже не взрыв, а очень быстрое сго­рание огромного количества метательного артиллерий­ского пороха. Образовавшаяся волна горящих порохо­вых газов под огромным давлением искорежила и раз­рушила носовую часть корпуса и подожгла все, что мог­ло гореть, от топлива из разрушенных цистерн до крас­ки на надстройках и палубного настила, в радиусе не­скольких десятков метров от места взрыва.

Образовавшаяся мощная волна пороховых га­зов моментально разрушила несколько переборок в корму от носовой группы погребов, ворвалась в отсе­ки котельных отделений и вырвалась наверх через ды­моходы, и в этот момент наблюдатели увидели высо­кий султан дыма, взметнувшийся из трубы. Отсюда появилась ошибочная версия, что одновременно с ос­новным взрывом корабль был поражен еще одной бомбой в дымовую трубу. Впоследствии, однако, об­наружилось, что даже предохранительная сетка на трубе осталась целой.

Факт именно порохового взрыва подтверждал­ся тем, что большинство наблюдателей определило звук как удивительно слабый, а некоторые вообще позже описывали этот звук даже не как взрыв, а как нечто похожее на "гигантский вздох". Если бы произошла детонация 356-мм снарядов главного калибра (т.н. "бризантный" взрыв), картина катастрофы была бы совсем другой. Раздался бы оглушительный грохот, слышный на десятки километров, а корпус корабля, по крайней мере в районе взрыва, был бы не разорван и искорежен, а буквально раздроблен на тысячи кусков, которые разлетелись бы не на десятки и сотни метров, а на многие километры. Скорее всего, в этом случае немедленно произошла бы и детонация погребов кор­мовой группы башен, и от корпуса "Arizona" вообще мало бы что осталось.

Однако и пороховой взрыв вызвал поистине ка­тастрофические последствия. Найденный газами путь "расширения" через котельные отделения и дымовую трубу - оказался слишком "тесен", и за доли секунды нарастающее давление взрывных газов на обширном протяжении разрушил корпус корабля.

Осмотр после атаки показал, что тяжелые верх­ние палубы хоть и с противоосколочным бронирова­нием несколько затруднили исход энергии взрыва вверх. В результате в районе носовых башен газы бук­вально вырвали небронированную часть наружного борта над броневым поясом, полностью разрушив все переборки и конструкции между броневой палубой и палубой полубака. Сами носовые башни и тяжелые бро­невые барбеты, на мгновение как бы "подпрыгнув", вновь опустились на место и "провалились" на 7 мет­ров вниз, в разрушенный и "выпотрошенный" корпус. Тяжелая носовая надстройка с броневой рубкой и тре­ногой мачтой завалилась вперед, нависнув над райо­ном разрушений под углом примерно 45°.

Большие повреждения получила и подводная часть. Сразу под броневым поясом силой взрыва обшив­ка и внутренние переборки были моментально вырва­ны, и вода быстро затопила всю носовую часть до ма­шинного отделения, поскольку в первые же пару секунд все переборки в нос от него были разрушены. Сам бро­невой пояс, однако, сыграл роль "пояса" в истинном смысле, направив энергию взрыва по нескольким боко­вым направлениям, но не допустив разрыва корпуса. Ко­рабль опустился на дно искореженным, но целым.

Большинство членов экипажа, находившихся в носовой части, особенно на открытых боевых постах, при взрыве погибли сразу. Многие были контужены и сброшены взрывной волной в воду, где они должны были вновь искать спасение от быстро разливающейся горящей нефти. Ближайшими отсеками корабля, не пострадавшими от взрыва и затопления, стали погре­ба кормовой группы башен ГК, но и туда быстро про­никала вода через появившиеся трещины и разрывы в переборках. Вскоре кормовая часть, продолжая гореть, погрузилась в воду почти по верхнюю палубу. В это время в корабль попали еще четыре (судя по всему, 800-кг бомбы). Однако на фоне грандиозного пожара и за­волакивающего все вокруг дыма их попадание прошло почти незамеченным.

Несмотря на скоротечность гибели корабля, мно­гие члены экипажа сумели показать выдающиеся об­разцы профессионализма, личной храбрости и даже ге­роизма на боевом посту. Так, лейтенант-коммандер Сэмюэл Фукуа, офицер по борьбе за живучесть, возгла­вил борьбу с пожарами и организовал эвакуацию уце­левших членов экипажа, и его активные и грамотные действия спасли много жизней. Впоследствии он был награжден Медалью Почета.

По окончании японской атаки все спасательные средства флота были брошены на помощь аварийным кораблям. В первую очередь проводилась борьба с ог­нем, однако пожар на выступающей из воды части "Arizona" продолжался еще более 2 суток из-за нефти, которая продолжала вытекать из цистерн. Когда огонь был наконец потушен, специальные команды приступи­ли к поиску и извлечению из обломков корабля остан­ков погибших. Так, в одном из помещений были найде­ны тела погибшего почти в полном составе корабель­ного оркестра. Адмирал Айзек Кидд и командир линко­ра кэптен Ф. Ван Валькенбург в момент взрыва находи­лись на мостике и погибли мгновенно. Посмертно они также были награждены Медалью Почета.

Тяжелая во всех отношениях работа по поиску и извлечению тел продолжалась много недель, пока по­иски не перестали давать результат. В итоге более 900 членов экипажа так и не были найдены, исчезнув без следа при взрыве или оставшись под водой глубоко в лабиринте нижних помещений погибшего корабля. Об­щее количество погибших на "Arizona" составило 1103 человека из 1400, составлявших экипаж корабля, т.е. почти половина от общего числа (2335) жертв японс­кого нападения.

В течение нескольких последующих недель под действием огромного собственного веса корпус "Arizona" глубоко погрузился в ил, и верхняя палуба постепенно ушла под воду. На поверхности остались только кормовые башни, треногая грот-мачта, шлю­почная палуба и изуродованный, завалившийся вперед массив носовой надстройки с треногой фок-мачтой. Теперь почти все работы на корабле проводились с по­мощью водолазов.

29 декабря "Arizona" был формально исклю­чен из боевого состава флота. Объем полученных по­вреждений оставлял весьма мало надежд на восста­новление. По некоторым данным, первое время рас­сматривалась возможность спасения только кормо­вой части - от 1/2 до 2/3 длины корабля. При этом предлагалось отрезать с помощью водолазов изуро­дованную носовую часть корпуса, поднять менее по­врежденную "корму" и в сухом доке после соответ­ствующего ремонта "достроить" к ней новую носо­вую часть. Однако детальный осмотр состояния ко­рабля показал, что реализация этого плана потребу­ет огромных усилий и затрат, и от этой идеи быстро отказались, тем более что уже в 1942 г. в строй одни за другим начали вступать линкоры новых серий. 1 декабря 1942 г. "Arizona" был окончательно исклю­чен из списков флота.

Итак, линейный корабль "Arizona", потратив­ший 25 лет на боевую подготовку, в результате внезап­ного нападения противника погиб в первые минуты войны, не нанеся врагу ущерба. Однако будет большой ошибкой утверждать, что жизнь (и тем более смерть) корабля оказалась бесполезной.

В межвоенные годы "Arizona", как и другие ли­нейные корабли, являлся ценной "кузницей кадров" са­мых разных флотских специальностей, и многие офи­церы, некогда служившие на нем, державшие на нем флаг или еще кадетами с трепетом ступившие на его надраенную палубу, как на палубу своего первого ко­рабля, в военные годы оказались востребованы в самых разных областях, и не только на линейном флоте (один пример адмирала Нимица стоит многого).

А в годы второй мировой войны и особенно в первые месяцы после Перл-Харбора мрачный силуэт изуродованного остова "Arizona" на фоне зарева по­жара стал громадного значения символом, растира­жированным в десятках миллионах иллюстраций, плакатов и фотографий, - символом, наряду с пес­ней "Remember Pearl Harbor!" ("Помни Перл-Харбор!"), моментально объединившим нацию и зову­щим к возмездию.

Для рядовых граждан, читавших газеты, смот­ревших киножурналы новостей и привычно гордив­шихся мощью флота, растиражированный снимок го­рящего остова корабля стал потрясением, но не обе­зоруживающим, а мобилизующим. Сознание же мо­ряков тем более было потрясено моментальной по­терей громадного корабля в первые минуты войны. Как вспоминал Уильям Галлахер, пилот пикирующе­го бомбардировщика "Доунтлесс", когда через пол­года, в июне 1942 г. у Мидуэя он начал пике на япон­ский авианосец "Akagi", возглавлявший атаку на Перл-Харбор, то думал об "Arizona" (тогда, 7 декаб­ря, Галлахер был в Перл-Харборе). И когда, сбросив бомбу и выйдя из пике, он увидел пожар и взрывы на палубе японского авианосца, Галлахер громко вык­рикнул по рации - "Arizona", I remember you!!!" ("Arizona", я помню тебя!!! ")

Сам корабль, однако, по-прежнему также нуж­дался во внимании. Во-первых, было необходимо установить точные причины гибели. Даже без учета потоп­ленных и поврежденных в Перл-Харборе кораблей, в составе флота продолжали находиться 7 линкоров кон­структивно весьма близких к "Arizona", и причина мо­ментальной гибели громадного корабля с большей ча­стью экипажа не могла оставаться невыясненной.

Причина эта первое время оставалась загадкой. Согласно всем расчетам и оценкам, даже 800-кг бомба, сброшенная с такой высоты с горизонтального поле­та, не могла, а следовательно, и не должна была про­бить броневую палубу, защищавшую зарядные и сна­рядные погреба.

В попытке установить истинную причину гибе­ли линкора сформированная комиссия опросила спас­шихся членов экипажа (всего спаслось 377 человек, все либо раненые, либо контуженные). При этом задава­лись вопросы как о моменте взрыва и гибели корабля, так и по организации службы и основных событиях на борту в период, предшествовавший японской атаке. Од­новременно водолазы исследовали корпус на грунте, пытаясь по искореженным конструкциям определить точное место рокового попадания и взрыва бомбы, выз­вавшего столь разрушительные последствия.

Потребовалось значительное время, прежде чем истинная причина фатального взрыва (оказавшаяся до­вольно экзотической) была достоверно установлена. Расследование показало, что причиной взрыва стал не­большой погреб с зарядами (картриджами) дымного (черного) пороха, предназначенными для использова­ния в пороховых катапультах. Этот импровизирован­ный погреб был оборудован в небольшой выгородке у барбета 2 башни, под верхней палубой (выше броне­вой палубы) как сугубо временная мера, упрощающая службу мирного времени (устранялась необходимость

вручную для каждого э z ка гидросамолета достав.- - из низов пусковые картрид­жи через несколько дополни­тельных люков и дверей в пе­реборках и палубах).

Естественно, в военное время этот созданный для удобства "временный по­греб" должен быть незамед­лительно ликвидирован. Увы, никто не смог предуга­дать, что именно 7 декабря 1941 г. в течение нескольких минут время из мирного мо­ментально станет военным. По всей видимости, бомба пробила палубу полу­бака непосредственно над этим погребом или рядом с ним. Вероятно, бомба или имела некондиционный (слишком тугой) взрыватель, или вообще проникла под палубу через открытый боль­шой люк около барбета 2 башни. В противном случае, при ее относительно небольшой скорости, взрыв дол­жен был бы произойти сразу после пробивания палу­бы полубака, т.е. еще над верхней палубой. Тем не ме­нее бомба, по-видимому, пробила и верхнюю палубу и разорвалась уже под ней непосредственно внутри имп­ровизированного "погреба" или рядом с ним. Порохо­вые "картриджи" немедленно воспламенились, создав мощную волну сжатых горячих газов, и через считан­ные доли секунды эти газы нашли себе дорогу через открытые по случаю жаркой погоды вентиляционные каналы вниз под броневую палубу, в зарядные погре­ба носовых башен главного калибра. Несколько сот 14-дюймовых пороховых полузарядов воспламенились почти одновременно, и через несколько секунд произо­шел тот самый фатальный "большой" взрыв, который произвел столь потрясающее впечатление на всех - от американских моряков на соседних кораблях до японс­ких летчиков в воздухе над гаванью.

Помимо расследования причин гибели кораб­ля, имелось и другое важное обстоятельство. На "Arizona" оставалось много ценного оборудования и материалов, которые, безусловно, следовало под­нять и привести в порядок для последующего исполь­зования. Поэтому работы на ней продолжались и пос­ле исключения из списков флота.

В первую очередь, уже вскоре после гибели лин­кора, Бюро вооружений организовало демонтаж с ко­рабля уцелевшей зенитной артиллерии и выгрузку ее боезапаса. Большинство прочих боеприпасов, в том числе из погребов 3 и 4 башен ГК, было выгружено с корабля с помощью водолазов к ноябрю 1942 года. Одновременно шла откачка нефти из топливных цистерн там, где до них можно было добраться. Если носо­вая оконечность корабля(до носовых казематов) и корма были относительно непов­режденными, то средняя часть, особенно внутри, где она была "выжжена" взрыв­ными газами, представляла собой неузнаваемую меша­нину искореженных конст­рукций, где работа водола­за была крайне опасной.

Стволы 356-мм орудий были демонтированы из всех башен, кроме № 1, и переда­ны в ведение армии. Кормо­вые башни "Arizona" также сняли и к концу установили с их орудиями и механизма­ми на о.Оаху в качестве ба­тарей береговой обороны "Pennsylvania" и "Arizona", получившими названия в честь однотипных линкоров.

Первоначальные опасения по поводу грядущего японского десанта на Гавайи быстро прошли, и пост­ройка батарей, весьма "фундаментальных" и сложных по устройству, продолжалась почти до самого конца войны. При этом батарея "Pennsylvania" в 1945 г. про­шла стрельбовые испытания, а батарея под названием "Arizona" вновь оказалась "менее везучей" и не была официально введена в строй. Как и подавляющее боль­шинство других американских тяжелых батарей бере­говой обороны, батареи "Pennsylvania" и "Arizona" с началом ракетной эпохи (в конце 40-х начале 50-х гг.) были разоружены и демонтированы.

Из более поврежденной 2-й башни демонтиро­вали орудия (сняв крышу башни), но сама башня оста­лась на месте. 1-ю башню главного калибра вместе с орудиями, как получившую наибольшие повреждения (особенно ее подпалубные крепления), также оставили на своем месте. Срезали и сняли с помощью плавкрана разрушенную носовую надстройку, поврежденную но­совую и практически невредимую кормовую треноги и все надстройки выше палубы полубака. Теперь из воды заметно выступала только верхняя часть барбета 3 баш­ни ГК (странного вида громадное кольцо, приобрет­шее со временем ржавый цвет и мало что говорившее непосвященному зрителю).

Ситуация изменилась 7 марта 1950 года, когда командующий Тихоокеанским флотом адмирал Артур Рэдфорд подписал приказ, согласно которому над ос­товом "Arizona" каждый день должен был поднимать­ся государственный флаг в память о жертвах, понесен­ных флотом в период начавшейся 7 декабря 1941 г. вой­ны на Тихом океане.

Затем две последующие американские админи­страции - Д. Эйзенхауэра (1952-1960) и Д. Кеннеди (1960-1963) подготовили и утвердили ряд документов, согласно которым остов погибшего корабля приоб­ретал статус "национального мемориала". В 1958 г. было утверждено строительство над корпусом кораб­ля мемориального павильона. Согласно проекту, над палубой затопленного корабля, поперек его средней части, устанавливался понтон, опиравшийся под во­дой на специально вбитые в дно гавани опоры по оба борта корабля. На палубе понтона должен быть воз­веден павильон с большими проемами в стенах, обес­печивавшими обзор на детали корабля, выступающие из воды или прекрасно видимые сквозь тонкий ее слой. На мраморной мемориальной стене, установленной в павильоне, укреплены таблички с именами всех моря­ков "Arizona", погибших и пропавших без вести з мо­мент гибели корабля.

Работы по сооружению мемориала начались в 1960 г. и велись во многом на пожертвования, собирав­шиеся различными путями. Один из наиболее значитель­ных вкладов был внесен Элвисом Пресли, который в 1961 г. провел благотворительный концерт в фонд мемориа­ла "Arizona". Весной 1962 г. работы завершили, и комп­лекс был официально открыт 30 мая 1962 г. В мемори­альный зал, вмещающий до 200 человек, туристы попа­дают на экскурсионных катерах. В 1980 г. при музее был открыт информационный центр, где посетители могут ознакомиться с максимально подробной информацией о корабле, приобрести книги, фильмы, модели и т.п. Тог­да же флот официально передал контроль над музеем Управлению Национальных Парков США.

В штат музея входит команда водолазов, перио­дически проводящая детальное обследование, фото- и видеосъемку затопленного корабля. Громадный корпус по-прежнему является сложным организмом, живущим "своей жизнью". В нем поселилось множество морских обитателей, а время от времени на поверхность по-пре­жнему поднимаются пузырьки нефти из поврежденных цистерн, до которых некогда не смогли добраться че­рез обломки водолазы ВМС. Как корабль, погибший в бою под огнем противника, линкор "Arizona" был "по­смертно" награжден Боевой Звездой.

В 1999 г. недалеко от мемориала "Arizona" был установлен другой выведенный из боевого состава флота знаменитый линкор -- ВВ 63 "Missouri" (типа "Iowa"). Гибель "Arizona" бросила мрачную тень на день вступления США во вторую мировую войну; под­писание же капитуляции Японии на борту "Missouri" ознаменовало окончательную победу. Почти 50 после­военных лет "Missouri" продолжал свою службу, то выходя в резерв, то возвращаясь в действующий флот, и вот в самом конце века он встал на стоянку рядом с одним из самых знаменитых своих предшественников - линкором "Arizona". Но кто знает - навсегда ли? ...Как гласит многолетняя история боевого использо­вания американских линкоров (а также название изве­стного фильма) - "иногда они возвращаются"!...

«Это не смеет официально выходить под брэндом «Корсары» - с одного из форумов.

Pay or flee...

Что такое «Корсары: каждому свое»? Перефразируя знаменитую формулу феодальных отношений («вассал моего вассала») можно дать определение этому творению Black mark studio: фанатский мод на фанатский мод на третьих «Корсаров». И только. Если кто-то ожидал что-то большее, то свои ожидания он может изложить письменно и отправить деду Морозу, поскольку, похоже, только он может помочь в данной ситуации.

Прежде чем начинать основной «разбор полетов», необходимо остановиться и уделить пару минут Black mark studio, людям, «подарившим» нам это чудо. Автор, сдерживая острый калозакидательный порыв, просто вынуждена отметить, что данная контора способна выдавать и неплохой продукт, а именно: «Черная метка» подарила нам огромное количество прекрасных материалов к «Корсарам - ГПК» (например, моды на смену текстур оружия, персонажей и прочего). В общем, занимайся эти люди и дальше фанатским модостроением, все было бы нормально, но…

С понятием «совок» знакомы все. Это менталитет, это, если хотите, состояние души. С момента развала Союза прошло более двадцати лет, успел упокоиться первый российский президент, но «совковая психология» все живет, словно Кощей Бессмертный из старинных сказок. К сожалению, данным заболеванием больны и Black mark studio, причем больны в крайне тяжелой и запущенной форме. Читая «родной» сайт компании, невольно задаешься вопросом: когда же мы, наконец, дорастем до запада?? Не по качеству пикселей и количеству байтов, нет! Все дело в состоянии того серого вещества, что наполняет черепную коробку.

Запад давным-давно для себя уяснил: главное (в любой области, ориентированной на получение прибыли) - удовлетворение потребителя, а так же как можно более широкий охват целевой аудитории. Мы же все еще считаем, что «пипл схавает», потому как деваться ему некуда. Чем еще, кроме пресловутого «sovok within», можно объяснить пассаж разработчиков на жалобу одного из игроков-левшей на неудобное управление? Ему было сказано, что, дескать, один из бета-тестеров тоже левша… и ничего, привык, превозмог. Превозможешь и ты, смерд. А если не нравится… что ж, в данной ситуации сказать лучше, чем сами Black mark studio невозможно. Вот дословная цитата одного из «отцов» «Корсаров - КС»: «Не нравится игра? Играйте в другие».

Подобное отношение к потребителю проявляется абсолютно во всех аспектах игры, хотя для того, чтобы это понять, не нужно приобретать сам диск - достаточно лишь пару раз посетить официальный сайт, где «патриархи», лениво жмурясь, словно сытые коты на апрельском солнце, согласны лишь милостиво принимать восторженные ахи-охи верной паствы, Любая же критика вызывает реакцию, столь похожую на поведение небезызвестного Опасного Поцыка с «Ytube»: «Это наша точка!!» Совковское, устаревшее уже два десятка лет назад, мировоззрение этих господ не позволяет им понять, что понятия «Мы» и «Наше» закончились ровно в тот момент, когда они заключили контракт на платное распространение своей продукции. Black mark studio могли сколь угодно гнуть пальцы, считать всех, кроме себя, за кал, пока их «творения» распространялись свободно - теперь же балом правит потребитель, его вкус и желания. Получение авторами гонорара влечет за собой и обязанности, первая из которых - сделать продукцию, доступную и интересную для абсолютного большинства. К сожалению, такого не произошло, и не произошло не по причине невозможности, а по причине нежелания.

Итак, на дворе у нас 1654 год. Всего несколько десятилетий назад отгремела Тридцатилетняя война, в которой Испания, сражавшаяся, по сути, против всей остальной Европы, потерпела поражение, благодаря удару в спину Франции, бывшей во все века «политической проституткой». Эскориал ослаблен, обескровлен, но не сломлен. Быстроходные корабли «Коста гарда» ведут отчаянную (и нужно сказать, что вопреки устоявшемуся мнению, успешную) войну против наводнивших Карибское море пиратов и корсаров, поддерживаемых правительствами Франции и Британии.

Но нас пока все это не касается, потому что у главного героя игры есть своя маленькая задача, задача вызволения из тюрьмы непутевого братца, который, как и Бенн Ганн в блистательном мультике «Остров сокровищ», связался с компанией, стал играть в орлянку и покатился. «Постойте», - скажет внимательный читатель, хорошо знакомый с другими играми серии «Корсары», - «нам предлагается один (sic!) персонаж»?? Совершенно верно, именно один (помните: не нравится - не играй?!). Это французский дворянин, повеса и бабник по имени Шарль де Мор. Вопрос о том, что забыла на Карибах эта жертва гламура XVII века, возникает сам собой. Разве не проще было достать требуемый миллион песо - а именно его нужно для выплаты долга брата - в Европе, используя связи семьи, привлекая друзей… заложить, наконец, семейные ценности! Нет, наш персонаж, пусть и не имеющий никакого представления о морском деле и считающий, что бимс - это кличка болонки, решает стать корсаром.

Не остановившись на отсутствии выбора модельки нашего протагониста, разработчики пошли дальше: теперь мы лишены даже возможности рассортировать заветные (и без того крайне скудные) P.I.R.A.T.E.S., поскольку все уже решили за нас, предложив на выбор один из нескольких крайне неудачных шаблонов.

В принципе, весь сюжет ограничивается выбором шаблона (поданного набор практик и тренировок, которым Шарль посвящал свои юные годы) и стартовым роликом, рассказывающим всю нехитрую историю нашего героя. Далее начинается - нет, не суровая проза жизни - маразм, называемый «Корсары: КС». Тотальная нехватка денег, заставляющая браться за дурацкие задания в стиле «поди-принеси» (мы же помним, что нам нужно собрать миллион для непутевого родственничка), квестовые «Джентльмены удачи», настигающие нас в обязательном порядке и при любых условиях, стоит лишь выйти по квесту на глобальную карту. Думаю, нет смысла лишний раз говорить о том, что хорошим тоном является дикий дисбаланс в подобных боях, а выставить бригантину против люггера - так и вовсе, по мнению Black mark studio, досадная поблажка игроку.

Почти все сюжетные квесты всенепременно сопровождаются заданиями в стиле «доплыть за срок Х в точку У». Не успеете - провал сюжета. Все было бы ничего, да вот времени дается чуть-чуть меньше, чем на идеальное путешествие при попутном времени - вот и приходится несчастному игроку прибегать к известному «багоюзу», добираясь до нужной точки по тактической карте, оставлять компьютер включенным, уходя на работу или ложась спать. Если в «Корсарах: ГПК» применение save/load чаще всего использовалось для того, чтобы выбить лут «пожирнее», то теперь «слив», а именно так метко окрестили подобную тактику юзеры, стал нормой и способом выживания в этом безумном мире. Сохраняться нужно постоянно, при этом помня о возможности рокового bad save, способного запороть файл. Пришли в таверну набрать экипаж, а у моряков очередной «праздник Нептуна»? save/load. Карточный партнер выиграл кон в очко? Save/load. Дует ненужный бейдевинд? Рецепт Вы уже знаете…

Вот что мешало Black mark просто добавить время на прохождение квеста? Нет, что Вы… зато они с просто сатанинской ненавистью борются с теми, кто, по их мнению, играет «нечестно». Под этим термином подразумевается абсолютно всё, что выходит за рамки ими же установленных правил. Именно на борьбу с такими «негодяями» и уходит львиная доля сил и энергии «Черной метки», энергии, которую можно было бы пустить в мирное русло. Еще в финальной версии своего патча для «Корсаров: ГПК» они поставили заглушку для игроков, использующих ArtMoney, теперь же их потные волосатые лапы добрались и до тех, кто занимается «тупокачем», а именно старается побыстрее развить своего персонажа. Развить, а не бегать несчастным «недо», получающим постоянные пощечины от хамоватых НПС, которых заботливые разработчики наградили кирасами, тремя сотнями хит-пойнтов и цистерной целебного целья. Теперь за убиенных бандитов, индейцев и солдат юзер получает лишь жалкие крохи опыта: такими действиями игра принуждает его выполнять все те маразматические задания, ибо именно за них и идет основной опыт.

С квестами связана и еще одна «блестящая находка» «Черной метки»: журнал. Вот зачем, спрашивается, нужна эта вещь, если в нй ничего не отмечается? Как оказалось, игрок должен сам, ручками, записывать в специально купленную для этого школьную тетрадку пароли, явки, имена проституток, нищих и прочую увлекательную информацию, без которой нет никакой возможности выполнить очередное задание. Невозможно не раскрыть и еще одну «фишку», связанную с журналом: провалив задание (даже то, что выполняется по сюжетной линии), игрок очень часто не получает об этом вообще никаких сведений, узнавая о том, что игра «запорота» много месяцев спустя. И это не баг или недоработка - это осознанное нововведение Black mark studio.

Еще один «козырь» новых «Корсаров», которым так активно хвастается «Черная метка» - «революционно новая система фехтования». Ничего революционного на самом деле тут нет, поскольку уже довольно давно вышел одноименный мод для «ГПК». Суть всего этого действа заключается в том, что теперь противники начисто забыли о необходимости дергаться и корчиться при ранениях, а их алгоритмы сведены к постоянному остервенелому «затыкиванию» игрока. Ближайшая аналогия такого фехтовальщика - сумасшедший дятел. Вкупе с заботливо выданным хорошим оружием и навыком пробивания блока все это дает просто замечательные результаты! Теперь, как заботливо советуют «мастера» игры, нужно парировать все атаки противника, для чего предлагается постоянно использовать… замедление. Конгениально, как говаривал Бендер.
Продолжать можно до бесконечности, но уже вышеизложенные «прелести» игры способны отвратить от нее львиную долю потенциальной аудитории, сохранив интерес к этому «пиратскому мазохизму» лишь у самых упертых фанатов серии.

Напоследок, дабы быть объективными, нужно сказать и о плюсах. Нужно отметить, что их немало, поскольку потенциал у «Black Mark» все же есть.
В первую очередь, это тексты. Все они написаны на весьма высоком уровне, а стилистикой безупречно выдержаны в духе классических приключенческих романов. Замечательно реализована новая для «Корсаров» возможность крафтинга предметов: от бумажных патронов до шаманских штучек и амулетов. Отдельное спасибо можно сказать за прекрасные текстуры: возможности старичка Storm выжаты, словно лимон, «Черной меткой» на все 200% (Новичкам все же нужно иметь в виду, что это движок и графика все того же 2005 года!). Проведена титаническая работа по оптимизации игры, которая, наконец, перестала баловать постоянными вылетами на рабочий стол… вот, пожалуй, и все хорошее, что следует отметить.

Итак, подводя итог, нужно твердо уяснить для себя, что «Корсары: КС» не что иное, как классический фанатский мод, созданный группой людей для себя и группки таких же, как и они, личностей. Это игра, которая могла стать событием года для всех поклонников соленой пиратской романтики, но не стала… «И снова Акелла промахнулся» - теперь старого волка спасет только чудо…

  • Разработчик: BlackMark Studio.
  • Издатель: Акелла.
  • Жанр: Action, RPG.
  • Платформа: PC.
  • Дата выхода: 7 декабря 2012.
  • Возрастные ограничения: 12+.

Для Вас работает еретик Resurgam. Please enjoy.



Что нужно сделать пирату, что бы не оказаться раньше времени в обьятьях морского дьявола? Глотнуть рому для храбрости, зарядить пистоль, взять самую острую и крепкую шпагу, ну и разумеется кое-где немножечко схитрить. Чит-коды есть едва ли не в каждой части корсаров. Но в этой игре, по всей видимости, разработчик их напросто вырезал. Итак, что же нужно сделать, что бы получить неограниченную власть над миром? Читайте руководство ниже.


Внимание!

Для запуска чит-меню требуется скопировать содержимое архива (см. в конце сообщения) в корень директории с установленной игрой. Вызов чит-меню осуществляется клавишей F11. Закрыть чит-меню можно нажав эту же клавишу, или закрыть крестиком в верхнем правом углу. Кнопка "Ok" рядом с командной строкой вверху слева телепортирует вас в трактир на Исла-Тесоро (если вы не ввели в командную строку другие параметры конечной точки переноса персонажа). Маленький совет - не злоупотребляйте использованием чит-кодов. Иначе в определённый момент игра начнёт вылетать, благодаря многострадальному движку. И пройти игру вам не удастся, если у вас не осталось более ранних сохранений для перепрохождения едва ли не целой линейки уже пройденных квестов.

Горячие клавиши игры:
F4
- восстановить HP и запас энергии
F5 - включить моментальную перезарядку пистолета, переключить множитель урона
F7 - убрать / показать HUD
F10 - убить ближайшего смертного NPC
F11 - запустить чит-меню
F12 - показать меню персонажа ближайшего NPC
Insert - получить текущие координаты ГГ

Горячие клавиши чит-меню:

Персонаж:
1 - включить / отключить бессмертие
2 - получить 1,000,000 песо и 1000 дублонов
3 - все умения по 100, выучены все перки
4 - повысить уровень
5 - понизить уровень
6 - повысить кол-во HP
7 - понизить кол-во HP
8 - получить / очистить свободные очки перков
9 - улучшить здоровье, восполнить HP, вылечить отравление
10 - повысить авторитет
11 - понизить авторитет
12 - повысить репутацию
13 - понизить репутацию
14 - повысить известность
15 - понизить известность
16 - P.I.R.A.T.E.S.: всё по 10 / по умолчанию
17 - переносимый вес: увеличить / по умолчанию
18 - получить все бонусы остальных типов героя

Нации:
19 - нация протагониста: Англия
20 - нация протагониста: Франция
21 - нация протагониста: Голландия
22 - нация протагониста: Испания
23 - нация протагониста: Береговое братство
24 - отношения между нациями: стандарт
25 - отношения между нациями: нейтралитет
26 - отношения между нациями: война
27 - отношения между нациями: мир
28 - отношения между нациями: альянс против пиратов
29 - запустить рулетку изменений отношений между нациями
30 - улучшить отношения со всеми нациями
31 - максимально хорошие отношения со всеми нациями
32 - максимально плохие отношения со всеми нациями

Предметы:
33 - получить всё холодное оружие
34 - получить всё огнестрельное оружие
35 - получить все кирасы и мундир
36 - получить все подзорные трубы
37 - получить все амулеты, обереги и талисманы
38 - получить все карты
39 - получить торговые лицензии всех наций с годовым сроком действия
40 - изучить все возможные рецепты и получить все инструменты для алхимии
41 - увеличить срок службы всех амулетов, оберегов и талисманов до 365 дней / по умолчанию
42 - удалить все обычные предметы из инвентаря

Офицеры:
43 - Элен 50-го уровня в офицеры
44 - Книппель 50-го уровня в офицеры
45 - Лонгвэй 50-го уровня в офицеры
46 - Мэри 50-го уровня в офицеры
47 - Тичингиту 50-го уровня в офицеры
48 - Тонзаг 50-го уровня в офицеры
49 - Даниэль 50-го уровня в офицеры
50 - добавить / убрать свободные очки перков уникальным офицерам
51 - удалить всех офицеров, компаньонов и пассажиров

Корабль:
52 - получить корабль «Чёрная Жемчужина» (данный код не работает)
53 - получить корабль «Летучий Голландец» (данный код не работает)
54 - получить быстрый мановар «Мортиферо»
55 - сгенерировать самый мощный мановар «Виктори»
56 - отремонтировать судно, пополнить припасы и команду
57 - произвести апгрейд корабля
58 - получить крупнокалиберные орудия
59 - установить на судно 36 ф. пушки
60 - установить на судно 36 ф. кулеврины
61 - установить на судно 42 ф. пушки
62 - установить на судно фортовые пушки

Разное:
63 - промотать сутки вперед
64 - отмотать сутки назад
65 - промотать 10 дней вперед
66 - отмотать 10 дней назад
67 - включить / отключить отображение локаторов
68 - открыть все острова, выход в море и т.п.
69 - включить / отключить корабли на глобальной карте (сбрасывается при смене суток)
70 - сильный ветер на море (сбрасывается каждый игровой час)

Специальное: - телепорт по тавернам
S3 - сложность игры: «Вольный пират»
S4 - сложность игры: «Отважный приватир»
S5 - сложность игры: «Смелый флибустьер»
S6 - сложность игры: «Бесстрашный капер»
S7 - сложность игры: «Отчаянный корсар»

Квесты:
Q1 - начать квест «Голландский Гамбит»
Q2 - начать квест «Пиратская Сага»
Q3 - начать квест «На Острове Справедливости»
Q4 - начать квест «Суп из черепахи»
Q5 - начать квест «Древний город майя»
Q6 - начать квест «В поисках Стража Истины»
Q7 - начать квест «Коварный остров Ксочитэм»

Мар 31 2018

Корсары: Каждому своё скачать бесплатно торрент

Корсары: Каждому своё – это заключительная, на данный момент, DLC, которая была выпущена в 2012 году. По сути своей, Корсары: Каждому своё является логическим продолжение Города потерянных кораблей и Возвращения легенды и, естественно, был создан на базе этих дополнений и игры Корсары III. Итак, что нового ждет нас в Корсары: Каждому своё? Давайте узнавать!

Как вы уже поняли, если играли в предыдущие дополнения, Корсары: Каждому своё также имеет уклон в сторону мистики, обрядов, проклятий, амулетов, зелий и монстров. Но, помимо всего этого, что также было доработано и расширено, Корсары: Каждому своё обладает более улучшенной графикой, а благодаря доработанному и модернизированному движку, отличными геймплейными фичами, такими как расширенные возможности прокачки главного героя, увеличение без вылетов количества флота, как вашего героя, так и противников, доработаны и добавлены новые локации и т.д.

Вас ждет захватывающий сюжет, который рассчитан на 10 часов беспрерывного прохождения. Новые квесты и истории; масштабные сражения с пиратами и бои с монстрами; поиск сокровищ и строительство собственного государства; служба на страну и пиратство; торговля и мелкие поручения – это и еще много чего ждет вас!

Думаю, вам стоит поиграть в данную игру, поэтому осмелюсь предложить вам скачать бесплатно Корсары: Каждому своё торрент с нашего сайта и сполна насладиться легендарной игрой! Тем более что мы предлагаем сразу 4 DLC к этой игре, а именно:

  1. Sea Dogs: To Each His Own — The Caleuche (Калеуче, 2013 год);
  2. Sea Dogs: To Each His Own — The Final Lesson (Последний урок, 2015 год);
  3. Sea Dogs: To Each His Own — Flying the Jolly Roger (Под черным флагом, 2016 год);
  4. Sea Dogs: To Each His Own — Hero of the Nation (Герой нации, 2017 год).

Если у вас есть много золота, то можете купить Корсары: Каждому своё, тем самым отблагодарив авторов за их непосильный труд. В любом случае, попутного ветра, корсар!

Системные требования Корсары: Каждому своё:

Жанр: РПГ, приключения, открытый мир

Год: 2012 год

Разраб: BlackMark Studio

Плата: ПК

Ось: Виндовс XP, Vista, 7, 8, 10

Проц: Intel Pentium IV or AMD Athlon 2.0 GHz

Видяха: не менее 128 Мб

Оперативка: 1 Гб

Постоянная ссылка на это сообщение: https://сайт/%d0%ba%d0%be%d1%80%d1%81%d0%b0%d1%80%d1%8b-%d0%ba%d0%b0%d0%b6%d0%b4%d0%be%d0%bc%d1%83-%d1%81%d0%b2%d0%be%d1%91-%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%87%d0%b0%d1%82%d1%8c-%d0%b1%d0%b5%d1%81%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d1%82.html

Просмотров