Коронационные регалии российских императоров. Царские и императорские регалии

Корона, скипетр и держава «Большого наряда» Царя Михаила Феодоровича Романова

Знаки царской, королевской и императорской власти известны с глубокой древности и в общем одинаковы во всех государствах. В России императорскими регалиями являлись: Корона, Скипетр, Держава, Государственный меч, Государственное знамя, Большая государственная печать и Государственный щит.

К регалиям в обширном смысле относились еще трон, порфира и другие парадные одеяния. В Московской Руси в состав регалий входили и бармы (оплечья, принадлежащие к украшениям княжеского или царского наряда).

Одна часть регалий хранилась в Оружейной палате в Москве, а другая - в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, откуда перед коронацией торжественно перевозилась в Москву.



Скипетр (в старину «Скиптр», чаще «Скифетр») принадлежит к древнейшим символам власти. Первообразом для него послужил пастушеский посох. Он существовал уже у греков. Римские Цари переняли Скипетр от этрусков; впоследствии его употребляли в Риме полководцы во время триумфа и Императоры; верхний конец его украшен был орлом. Римляне нередко посылали Скипетр союзным иностранным государям в знак дружбы.

В России торжественное вручение Скипетра Царю впервые встречается в чине венчания Феодора Иоанновича, но, по-видимому, он был в употреблении и раньше; по рассказу англичанина Горсея, Скипетр, служивший при венчании Царя Феодора Иоанновича, куплен был еще Иоанном IV. При избрании Царем Михаила Феодоровича ему поднесен был, как главный знак верховной масти, царский посох. При венчании на Царство и в других торжественных случаях московские Цари держали Скипетр в правой руке; при больших выходах Скипетр несли перед царем особые стряпчие.

Скипетр, который использовали русские Императоры в XIX и XX веках, был изготовлен к коронации Павла I в виде золотого жезла, осыпанного алмазами и драгоценными камнями; вершину его украшает знаменитый бриллиант Орлова в 2,5 миллиона рублей.


Держава, имея форму шара, увенчанного крестом, представляет собой символ владычества над землей.

Позднейшие римские Императоры держали в руках шар с изображением богини победы. Позже это изображение было заменено крестом, и в таком виде Держава перешла к византийским и германским Императорам, а затем и к остальным монархам. В Россию Держава перешла из Польши, где ее называли «Яблоко», и в старину носила названия «Яблоко царского чина», «Яблоко владомое», «Яблоко державное» («вседержавное» или «самодержавное») и просто «Яблоко», также «Держава Российского Царствия».

Держава, употребляемая русскими Государями с конца XVIII века, была изготовлена к коронации Павла I. Она сделана из золота, ее обручи состоят из бриллиантовых листьев. Посредине находится большой миндалевидный бриллиант. Сверху Держава украшена неотделанным большим овальным сапфиром, окруженным бриллиантами, вверху - бриллиантовый крест.


Одна из древнейших средневековых Корон принадлежит к числу наших императорских регалий - это так называемая Шапка Мономаха, присланная, по преданию, в 988 году византийскими Царями Василием II и Константином IX святому равноапостольному князю Владимиру по случаю его Крещения и бракосочетания с их сестрой Царевной Анной.

Эта Корона принадлежала всегда старшему в роду: князья младшей линии имели свои Короны различных форм. Великие княгини, княжны и Царицы также имели свои Короны. До Петра Великого Цари очень часто надевали Короны, и число их было очень значительно.

Большая императорская российская Корона представляет собой верх совершенства по необычайному количеству драгоценностей и их художественному сочетанию. Кроме большого рубина на дуге, она украшена также бриллиантами и жемчугом. На рубине прикреплен крест, состоящий из пяти великолепных бриллиантов. Спереди и сзади - две лавровые ветки, соединенные внизу лентой. Внутренние стороны половинок усеяны каждая 27-ми матовыми жемчужинами роскошной величины и цвета. Дуга, отделяющая половинки короны, представляет собой дубовые листья с желудями. Над дугой спереди находится большой восьмиугольный бриллиант и три бриллианта в форме миндалин. Нижняя часть украшена 27-ми большими бриллиантами, окруженными множеством малых. Высота короны 26 см, диаметр от 19 до 21 см. Она подбита пурпуровой бархатной шапочкой.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕЧАТЬ


Государственная церемониальная печать имеет вид большой монеты. Она была сделана из серебра в царствование Алексея Михаиловича. На ней вырезан государственный орел, но без титульных гербов и без надписи.

Государственная печать прилагалась к государственным актам в знак окончательного утверждения их верховной властью. Она изготавливалась в министерстве иностранных дел со вступлением Императора на престол, по высочайше утвержденным рисункам, в трех видах: большая, средняя и малая.

Большая государственная печать имеет изображение Большого государственного герба, вокруг которого помещается полный, или большой, императорский титул. Она прикладывалась: к государственным законам, учреждениям и уставам; к статуту орденов; к манифестам; к брачным договорам членов Императорского Дома; к духовным завещаниям членов Императорского Дома при утверждении таковых Государем Императором; к грамотам на титул Императорского Высочества и Князя императорской крови; к дипломам на княжеское и графское достоинство; к полномочиям, аккредитованиям и отозваниям дипломатических лиц при восточных дворах: к патентам на звание консула.

Средняя государственная печать имеет изображение Среднего государственного герба; на краях ее помещается средний титул его императорского величества. Она прилагалась: к грамотам городам и обществам о подтверждении прав и преимуществ; к дипломам на баронское и дворянское достоинство; к ратификациям трактатов с иностранными державами и к грамотам к восточным правителям; к грамотам ханам хивинским и эмирам бухарским.

Малая государственная печать имеет изображение Малого государственного герба и малый императорский титул. Ею заверялись следующие документы: грамоты на пожалованные земли; патенты на чин; благоволительные грамоты за оказанные какими-либо сословиями заслуги и приношения; грамоты монастырям на милостивую дачу; грамоты на потомственное почетное гражданство; грамоты на тарханское достоинство; листы в Китайский трибунал: ответные грамоты, кредитивы, договора с иностранными правительствами и паспорта, выдаваемые министерством иностранных дел.

Государственные печати царствующего Императора хранились в министерстве иностранных дел за ключом канцлера, вице-канцлера, министра или управляющего министерством. О всяком приложении Государственной печати обязательно составлялся официальный протокол.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЧ


Государственный меч представляет собой стальную полосу длиной 97,82 см, выбитую с одной стороны тремя долами шириной 6,675 см.

На клинке Государственного меча, около эфеса, вычеканен золотом с одной стороны двуглавый орел, держащий в когтях извивающегося дракона, с другой - гриф с обнаженным мечом. На верху рукояти - орлиные головы под короной; крыж с орлиными же головами.

Ножны государственного меча обтянуты золотым глазетом. Государственный меч упоминается в числе регалий уже при Императоре Петре I Алексиевиче.

При обряде Священного коронования Государственный меч, Государственная печать и Государственное знамя впервые были употреблены Императрицей Елизаветой и с тех пор всегда выносились во время торжественных процессий.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЩИТ


Государственный щит хранится в Московском Кремле в Оружейной палате. Щит круглой формы, диаметр 58,4 см, обтянут красным бархатом и украшен фигурными пластинами из золота и серебра со вставками из изумрудов, рубинов, жемчуга и бирюзы, запонами из горного хрусталя и нефрита. По предположению историков он был изготовлен в конце XVI I века. Использовался Государственный щит только на церемониях погребения Императоров России. Ученые считают, что эта традиция берет свое начало в XVIII веке.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗНАМЯ


На прекрасной золотой ткани темного оттенка изображен с обеих сторон императорский орел с титульными гербами на персях, на крыльях и по его окружности. Внешние гербы соединены пальмами и дубовыми ветвями. На древке - золотой Государственный орел.

Государственное российское знамя употреблялось при обряде Священного коронования Императоров и при погребении Государей. Оно служило эмблемой или символом единства Государства, хотя и составленного из разных земель и народностей. Государственное знамя делалось из золотой ткани, на которой вышивались изображения Государственного орла и всех гербов, помещенных в Большом государственном гербе. Древко Государственного знамени, кайма и бахрома полотна были окрашены в государственные цвета. Древко увенчано золотым Яблоком (Державой) с Государственным орлом.

На Андреевских лентах, украшавших Государственное знамя, были обозначены знаменательные даты: 862 год (основание Государства великим князем Рюриком), 988 год (крещение Руси великим князем Владимиром), 1497 год (принятие царского титула Иоанном IV Васильевичем Грозным) и 1721 год (принятие императорского титула Петром I Алексиевичем).

Подготовила
Татьяна ВИНОГРАДОВА

По книге: Россия Державная.
Церемониал, атрибуты и структура верховной власти от Великих
Князей до Императоров. М., 2007.

Древности Российского государства. Отделение I .: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. - М., 1849. - 175 с.

Образ Иоасафовской Богоматери

П од именем Иоасафовской Богоматери известен в Московском Архангельском Соборе налойный осмилистовый образ Богоматери, писанный греческим пошибом [стилем] на липовой доске с выемкою. Судя по рисунку и колориту, он писан в России и твердостью одного и плавкостью другого близко подходит к стилю школы Рублева. Лицо Богоматери более круглое, чем продолговатое, без костоватости [подпробелки], но с отживкою [блесками, движками, оттенками]; выражение его более мрачное, чем умильное; нос маленький, тонкие, глаза без слезников, кои появляются на иконах с XVI века. Доличное вохряного цвета, без иконопи [навод растворенным золотом], между тем как доличное у Спасителя с золотыми гвентами [черты, складки на одежде, коей откинутые полы назыв. картушек ]. На челе и на персях у Богоматери три звезды, знаменующая ее девство до рождества, в рождестве и по рождество.
У крашения иконы замечательны искусством и богатством. Поля ее, или светы, покрыты золотым сканным с финифтью окладом; венец на Богоматери золотой с городками, гривною и тремя цатами, к ней привешенными. Те и другие усеяны драгоценными каменьями, по большей части, негранеными. На Спасителе такой же венец с городками.

Н а золотых дробницах по полям образа наведены чернью лики: Пресвятой Троицы, Св. Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, Св. Василия Парийского, Феодора Стратилата, Иоанна Лествичника, Препод. Сергия и Анастасии Римлянины.
Т ак как, по древнему обычаю на Руси, на св. иконах нередко изображались Святые, тезоименитые членам какой-нибудь фамилии; то и в Святых на иконе Иоасафовской Богоматери, вероятно, увековечены имена семейства владетеля ее; ибо здесь находим святых Иоанна Предтечу, Феодора Стратилата и Анастасию Римлянину, соименных Царю Иоанну Васильевичу, Царице Анастасии Романовне и Царевичу Федору. Если б икона устроена была Царем Федором Алексеевичем, которому присваивается описью этот образ, то наверное на дробницах изображены были бы Святые, тезоименитые его родителю и одной из его супруг, Агафии или Марфе. Вероятнее же, эта икона была молебная, комнатная, и перешла ему в благословение от родителя, а в Собор поступила, может быть, по смерти его, как надгробная, выносная.
Ч то же касается до названия иконы Иоасафовскою: то в числе явлений от икон Богоматери такой не встречается. А как Патриархи Московские, при вступлении своем на Святительский престол, имели обыкновение подносить Царю св. иконы в благословление: то или Иоасаф I поднес ее Царю Михаилу Федоровичу, или Иоасаф II Царю Алексию Михайловичу, от которого она могла поступить в наследие сыну его и преемнику Федору под именем Иоасафовской. (С. 8-9)

Образ Положения Ризы Господней

С ходный по стилю своему с Каппониевыми святцами и с иконами, писанными в XVII веке обществом Строгановских зоографов, этот образ достопримечателен и по своему содержанию.
П ерсидский Шах-Аббас, в удостоверение дружественного расположения своего к Царю Михаилу Федоровичу, прислал к нему между прочими дарами с Грузином Урусамбеком, 1625 года, Марта 11, часть ризы Господней в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями. В грамоте своей Шах извещал, что, по завоевании Грузии, святыню сию нашел в Митрополичьей ризнице.

Х отя Патриарх Филарет и принял с радостью это священное сокровище; но как оно шло от неверного царя, то и совещался с державным своим сыном о том, можно ли слово неверных принять без истинного свидетельства. Потом Филарет с освященным собором приступил к освидетельствованию. В ковчеге найдена, как значится в окружной грамоте, «часть ризы, в длину и поперег пяди, полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет в давних летах лицо изменила, «а ткана во льну». В Москве тогда пребывали Иерусалимский Патриарх Феофан, поставивший Филарета в Патриархи, а с ним Греческие старцы Нектарий и Иоанникий: Московский Первосвятитель и обратился к ним с вопросами о ризе Господней. Нектарий отвечал, что он видел сам эту святыню в Грузии в церкви, называемой Илета и от тамошнего духовенства слышал, что она некогда принесена туда воином, бывшим в Иерусалиме при распятии И. Христа, и ознаменована многими чудесами. Слова Нектария подтвердил Иоанникий, и другие жители Востока удостоверили в истине предания Палестинских и Греческих христиан о ризе Господней. На человеческом свидетельстве, сколь бы оно ни казалось достоверным, не остановился рассудительный Филарет; но употребил духовное средство. По совещании его с Архиереями и духовными властями, установлен был семидневный пост и молебствие, а для узнания воли Божией и для открытия истины, повелено возлагать сию святыню на больных и недужных. Многие чудеса оправдали подлинность святыни и веру принявших ее.
П осле того, риза Господня торжественно положена в большом Успенском Соборе и установлен ежегодный праздник Положения ризы Господней, который и доныне совершается 10 июля. Для хранения святыни устроен Патриархом 7133 г. Сентября 30, величественный медный шатер, занимающий место близь Филаретовой гробницы в югозападном углу Собора.

Н а образе, по видимому, современном событию, во внутренности этого шатра виден Царь с тремя Святителями, предстоящий в молении престолу, на коем положена честная и многоцелебная риза Господня. Шатер окружен духовными властями, иноками, боярами и народом. На первом плане Михаил Федорович, бывший тогда 20 лет, изображен безбрадым, во всей царской утвари; по другую сторону Патриарх, вероятно, Иерусалимский, а позади его Московский Патриарх и Архиерей в митрах. Пятиглавый собор, где происходит все это действие, представлен в разрезе.
В расстановке или сочинении лиц заметна симметрия, так что на первом плане фигуры ярче и рельефнее; но, по недостатку знания в перспективе, лица у него на втором и третьем плане одинакой величины, как и на первом. Впрочем в них нет того единообразия, какое находим на многих старинных иконах; ибо повороты голов и лица разнообразны. Для отечественной Археологии важно доличное, или костюмы духовных властей, черноризцев, мирян разных сословий - мущин и женщин. В целом и частях строго соблюдено приличие, так что, если в этом изображении нет изящества, за то нет и уродливости.
К олорит, если только колоритом можно назвать раскраску, отличается твердостью, яркостью, костоватостью на высоких местах и плавкостию, которым по справедливости удивляются иностранные художники в Каппониановых Святцах, где встречаем имена царских иконописцев в Москве XVII века.<…>
К сожалению, нам неизвестно имя зоографа, который написал этот образ, достопамятный в историческом, археологическом и художественном отношении; но, по сличению его с произведениями Царских и Патриарших иконописцев, составлявших при дворах Государя и Святителя род Академии художеств, можно с достоверностью заключить, что он произведение их кисти. Список с этой иконы, большого размера, находится в числе местных образов Успенского Собора Троицко-Сергеевой лавры. (С. 29-31)

Корона, скипетр, держава - это регалии, знаки царской, королевской и императорской власти, общепринятые во всех государствах, где такая власть существует. Происхождением своим регалии обязаны в основном античному миру.

Так, корона ведет начало от венка, который в древнем мире возлагался на голову победителя в состязаниях. Затем он превратился в знак почести, воздаваемой отличившемуся на войне, - военачальнику или должностному лицу, став таким образом знаком служебного отличия (императорский венец). Из него и образовалась корона (головной убор), получившая в странах Европы широкое распространение как атрибут власти еще в раннее средневековье.

В отечественной литературе издавна существовала версия, что к числу русских царских регалий принадлежит одна из старейших средневековых корон, якобы присланная в дар великому князю Киевскому Владимиру Мономаху византийским императором Константином Мономахом. Вместе с «шапкой Мономаха» от византийского императора якобы был прислан и скипетр.

Герб России. 2-я пол. XVII в

Истоки этого атрибута власти и достоинства европейских монархов также лежат в античности. Скипетр считался необходимой принадлежностью Зевса (Юпитера) и его супруги Геры (Юноны). Как непременный знак достоинства, скипетр использовался античными правителями и должностными лицами (кроме императоров), например, римскими консулами. Скипетр, как обязательная регалия власти, присутствовал при коронации государей во всей Европе. В XVI в. он упоминается и в чине венчания русских царей

Известен рассказ англичанина Горсея, очевидца коронации Федора Ивановича сына Ивана Грозного: «На голове царя был драгоценный венец, а в правой руке царский жезл, сделанный из кости однорога, трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями, который был куплен прежним царем у аугсбургских купцов в 1581 году за семь тысяч фунтов стерлингов». В других источниках сообщается, что венчание на царство Федора Ивановича во всем было подобно «посажению на стол» Ивана Грозного, с той только разницей, что митрополит подал в руки нового царя скипетр.

Однако изображение скипетра на печатях этого времени не было принято, как и державы (иначе - «яблока», «яблока державного», «яблока самодержавного», «яблока царского чина», «державы Российского царствия»), хотя в качестве атрибута власти она была известна русским государям с XVI века. Во время венчания на царство Бориса Годунова 1-го сентября 1598 года патриарх Иов подал царю вместе с обычными рега-

лиями еще и державу. При этом он произнес: «Яко убо сие яблоко приим в руце свои держаши, тако держи и вся царствия, данный тебе от Бога, соблюда их от врагов внешних».

Шапка Мономаха

Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до XVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую - державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу - князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава). 1627-1628 гг.

К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке - всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла - скипетр, в левой - держава, над головами орла - три короны практически на одной линии, средняя - с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом - символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.

Печать царя Алексея Михайловича. 1667г.

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654-1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба.

Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохранимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению».

Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милоетивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда. - Н. С); на персех (на груди. - Н. С.) изображение наследника; в пазноктех (в когтях. - Н. С.) скипетр и яблоко (держава. - Н. С), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».

Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский - светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич - Петр I.

Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей.

Мастер Василий Кононов. 1683г.

Царские регалии: Шапка, скипетр и держава большого наряда Михаила … Википедия

Держава Царские регалии: шапка, скипетр, держава из так называемого Большого наряда царя Михаила Фёдоровича Романова Держава (древнерусское «държа» власть) символ государственной власти монарха, представлявшая собой золотой шар с короной или … Википедия

Екатерина II с кор … Википедия

Скипетр - (от греч. σκηπτρον посох, жезл) почетный знак, символизирующий владычество. С давних времен является атрибутом верховной власти. Прообраз С. пастушеский посох. С. был изв. у др. греков и римлян, римские императоры и полководцы традиционно… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Держава (от др. рус. дьржа владычество, могущество): Держава независимое, самостоятельное государство. Держава в России символ власти монарха золотой шар с короной или крестом. Также символами русских царей были скипетр и корона. «Держава» социал … Википедия

ДЕРЖАВА - золотой шар, символизирующий монархическую власть. Название произошло от древнерусского «държа» власть. Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

А; м. [греч. skēptron] Один из знаков монархической власти: жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Королевский с. С. монарха. Корона, с. и держава символы монархии. С. в руках монарха. Собраться под с. монарха (объединиться под властью… … Энциклопедический словарь

скипетр - а; м. (греч. sk ēptron) Один из знаков монархической власти: жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой. Королевский ски/петр. Ски/петр монарха. Корона, ски/петр и держава символы монархии. Ски/петр в руках монарха. Собраться под ски/петр… … Словарь многих выражений

У этого термина существуют и другие значения, см. Скипетр (значения). Верхняя часть Императорского скипетра с бриллиантом «Орлов» Им … Википедия

Имперская держава. Сокровищница Хофбургского замка … Википедия

Книги

  • Россия державная , Бутромеев В.П.. «Россия державная» - книга о структуре и истории высших государственных учреждений Российской империи и о важнейших государственных церемониях - приурочена к празднованию 400-летия дома…
  • Россия державная , Бутромеев В.П.. Выход книги приурочен к 400-летию дома Романовых. «Россия державная» - книга о структуре и истории высших государственных учреждений Российской империи и о важнейших государственных…

Окунаясь вглубь веков, попробуем разобраться, что означают скипетр и держава в российской истории.

Скипетр представляет собой фигурный жезл. Его выполняли из серебра, слоновой кости, золота, обрамляли самоцветами и использовали геральдическую символику. В истории России скипетр - это преемник царского посоха, являющийся символом власти великих князей и царей.

Говоря о символах монархической власти, нужно остановиться на державе - золотом шаре с крестом и короной. Поверхность сферы обычно украшалась самоцветами и символикой. От древнерусского слова «държа», которое означает «власть», и произошло это название. Скипетр и держава русских царей являются древнейшими из инсигний самодержавной власти.

Державные шары, или державные яблоки - так они назывались на Руси, также служили атрибутами власти римских, германских и др. императоров.

Короны в Российской Империи

Останавливаясь на регалиях российских императоров, стоит особо выделить Для коронаций в царстве пользовались Шапкой Мономаха.

В России обряд первой императорской коронации был проведен над женой Петра Великого Екатериной Алексеевной, впоследствии ставшей Екатериной Первой. Именно для Екатерины I специально изготовили первую в России императорскую корону.

Шапка Мономаха - древняя регалия

Упоминание о Шапке Мономаха появилось еще в XVI в. в «Сказании о князьях Владимирских». В нем говорится о Константине Мономахе - византийском императоре, правившем в XI веке. Отсюда и название. Вероятнее всего, Иван Калита был первым ее обладателем. По имеющимся искусствоведческим данным, изготовлена Шапка Мономаха была на Востоке в XIV в. Это самая древняя корона России. Ее не носили как повседневный головной убор, а использовали, венчая российских монархов период с 1498-го по 1682-й год. Корона состоит из золотых пластин с узорами. На верху короны находится крест, инкрустированный драгоценными камнями. Шапка Мономаха обрамлена соболиным мехом. Вес венца без меха - 698 граммов.

Таким образом, Шапка Мономаха, так же как скипетр и держава, является символом России еще с допетровских времен. Кстати, ей приписывают лечебные свойства. Так, считается, что она способна избавить от разных недугов, особенно от головной боли.

Скипетр и держава царя Бориса Годунова

Появление таких понятий и предметов, как скипетр и держава в качестве символов власти российского государства, связано с царствование Бориса Годунова. Они были заказаны в мастерам при дворе Рудольфа II. Изготовление происходило в Эгере (современный город Хэб). Ювелиры при создании комплекта следовали традициям Ренессанса.

И хотя существует легенда, гласящая, что скипетр и держава были посланы еще в XI ст. князю Владимиру Мономаху, в действительности они были подарены царю Борису Великим посольством императора Рудольфа II, который правил В 1604 году они нашли свое применение в составе его великого наряда.

Мономахов скипетр был изготовлен из золота с деталями из эмали. В качестве украшений были использованы двадцать бриллиантов, большой изумруд, а также иные драгоценные камни. Держава имеет эмалированную инкрустацию. На деталях изображены сцены времен царствования Давида. Украшена держава 37 большими жемчужинами, 58 бриллиантами, 89 рубинами, а также изумрудами и турмалинами.

Корона - важнейшая регалия Михаила Федоровича Романова

Царю принадлежала корона из «Большого наряда». Ее изготовил в 1627 году дьякон Эфим Телепнев. Он был главным мастером в Оружейной палате. Венец короны состоит из двух ярусов. Внизу на внешнем каркасе находится восьмизубчатая диадема. Корона обрамлена соболиным мехом с драгоценными камнями. Уже после XVIII века корона «Большого наряда» стала короной «Царства Астраханского».

Утраченные регалии Российской Империи

До наших дней сохранились лишь некоторые регалии. Они нашли достойное место для существования в Оружейной Но многие из них безвозвратно утрачены. К таким можно отнести «Большой венец» Царя Федора I Ивановича. Говоря об этом произведении искусства, нужно сказать о его несказанной уникальности. Корону изготовили в Стамбуле в конце XVI века. В качестве дара Патриарх Константинопольский Еремий II переслал корону Царю Федору I Ивановичу, который был последним из рода Рюриковичей. «Большой венец» надевался царями лишь на важные торжества. Около 1680 года корону разобрали. Впоследствии ее детали были использованы для «диамантовых шапок» Ивана V и Петра I.

Корона, скипетр и держава на царском гербе

В 1604 г. у Лжедмитрия, на малой его печати, появилось изображение трех корон под орлом. Такое изображение появилось впервые и просуществовало недолго. Однако уже в 1625 году вместо креста между главами орла возникла третья корона. Это изображение появилось при царе Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати. Так же сделали в 1645 году для его сына Алексея на Большой государственной печати.

Державы и скипетра на гербе не было до времен царствования Михаила Фёдоровича. В 1667 году с изображением государственных регалий власти появилась государственная печать царя Алексея Михайловича. Впервые четвертого июня 1667 года царем дается официальное и четкое разъяснение символики, связанной с тремя коронами. Каждая из корон, изображенная на гербе и печати, соответствует царствам -Сибирскому, Казанскому, Астраханскому. А скипетр и держава России означают «Самодержавец и Обладатель». А уже в 1667 году, 14 декабря, появляется первый Указ о гербе.

Корона, скипетр и держава на гербе России

Спустя века, 25 декабря 2000 года, принимается конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». Этот символ государства представлен геральдическим щитом. Он четырехугольный, красного цвета. Нижние углы у него закруглены.

В центре расположен с двумя головами, каждая из которых увенчана малой короной, а над ними возвышается одна большая корона. Значение трех корон является олицетворением не только суверенитета всей РФ, но и ее частей, то есть субъектов. Также на гербе изображены скипетр и держава. Фото регалий поражают своей красотой. В правой лапе орел держит скипетр, а в левой - державу.

Скипетр и держава России являются символами единого государства и власти. Также на груди орла имеется изображение серебряного всадника на коне. Человек убивает копьём чёрного дракона. Допускается воспроизводить герб Российской Федерации не только в цветном исполнении, но и в однотонном. При необходимости его можно изображать без геральдического щита.

Просмотров