Когда лучше начинать учить ребенка английскому. Когда можно начинать учить английский язык ребенку

С какого возраста необходимо учить ребенка иностранному языку? Когда подобное обучение будет максимально эффективным? Здесь мнения различных педагогов расходятся. Одни утверждают, что начинать заниматься с малышом необходимо как можно раньше. Другие специалисты склонны считать, что от раннего изучения языка эффекта будет мало.

Многие мамы и папы ответственно относятся к данному вопросу. Они нанимают репетитора для ребенка с двух-трех лет. Есть даже родители, которые обучают детей с одного года. Но оправдан ли данный шаг? Сторонники подобного «раннего» обучения делают упор в своих заключениях на подражательном поведении маленького человека. Ребенок как бы бессознательно запоминает названия предметов, животных, действий. Но эффект от изучения языка будет максимальным только в том случае, когда малыш практикуется ежедневно. Достаточно сделать небольшой перерыв и ребенок забудет все, чему его учили. Лучший вариант - нанять ребенку няню, которая владеет иностранным языком. Это позволит чаще заниматься практическими занятиями.

Большинство специалистов уверены, что лучшим возрастом для начала обучения является пять-шесть лет. Именно в это время у ребенка уже успела сформироваться база родного языка. Он уже понимает суть, особенности и структуру образования предложений (хотя бы в общих чертах). Для изучения иностранного языка данная база знаний просто необходима.

Не нужно сильно перетруждать ученика занятиями. Идеальное время урока – не более 30-35 минут. Чем больше возраст, тем дольше может быть занятие. Если речь идет о занятиях с детьми, то большие группы формировать не стоит. Лучше всего обучать одновременно не более 5-7 человек. В этом случае педагог может каждому ребенку уделить особое внимание – это очень важно.

При организации уроков иностранного языка очень важно заинтересовать ученика, дать стимул для занятий. Малышу должно быть интересно заниматься, поэтому упражнения желательно организовывать в игровой форме. К примеру, детям 5-7 лет будет интересно изучать иностранный язык в форме песенок. Можно даже ставить небольшие спектакли.

Если вы нанимаете педагога для ребенка, то внимательно изучите его профессиональные и личностные качества – это не будет лишним. Требуйте от него подтверждения уровня – предоставления сертификата или диплома об окончании ВУЗа. Есть категория «учителей», которые считают возможным обучение детей при собственном минимальном знании языка. Данное убеждение по своей сути является ложным и обманчивым. Для занятий с детьми необходимо нанимать исключительно квалифицированного специалиста или пойти на специализированные курсы, например английский для малышей. С чем это связано?

Только грамотный педагог обладает необходимыми знаниями, позволяющими работать с детьми и готовить по-настоящему интересные задания для них. Каждый урок должен быть продуман и реализован в игровой форме, чтобы ребенок не «вымучивал» знания, а с радостью их приобретал. Часто происходят ситуации, когда из-за плохого учителя ребенок просто ненавидел конкретный предмет. Еще хуже, если малоопытный преподаватель задаст малышу неправильный вектор обучения. В этом случае нужно будет полностью переучиваться.

Еще один популярный вопрос – какой язык необходимо изучать в первую очередь. Наибольшей популярностью пользуется английский, поэтому в данном отношении проблема выбора зачастую не стоит. Но есть теория, согласно которой выбор языка необходимо осуществлять, основываясь на характере ребенка. Если малыш веселый и общительный, то ему с легкостью дастся испанский или французский язык. Для ребенка с хорошей логикой лучшим вариантом будет изучение немецкого. Мечтательным и талантливым чадам обязательно придется по душе английский.

Конечно, каждый родитель принимает решение сам. Но одно можно говорить с уверенностью – изучение иностранного языка лишним не будет.

При изучении иностранного языка ребенку предстоит осваивать чужую речь. А в возрасте 1-2х лет еще и родная-то не сформирована в той степени, как это должно быть. Да, вы можете записать ребенка в кружок иностранного языка. Ему весело будет потанцевать там под новую песенку, похлопать ручками под чтение алфавита и познакомиться с забавным мишкой Teddy. Но эти занятия сами по себе не принесут абсолютно никакого эффекта. С тем же успехом ребенка можно с малых лет водить на танцы или гимнастику – главное, чтобы там было весело.

В школьном возрасте (6-8 лет) момент, когда лучше начинать изучать английский язык ребенку, уже упущен. На ваше чадо взваливается учеба. Выполнение домашних заданий, получение хороших отметок, усвоение материала по разным предметам, игры и общение с одноклассниками – мозг ребенка загружен новой информацией настолько, что иностранному языку там уже не отводится должное место.

И если малыш не испытывает интереса, любви к изучению английского и, тем более, не имеет способностей к освоению чужой речи, все ваши доводы о том, что английский сейчас нужен везде не найдут отклика в душе школьника. В лучшем случае он походит на дополнительные занятия в языковую школу и немного подтянет уровень.

С какого же возраста детям лучше учить английский?

По заверениям специалистов, лучший возраст для того, чтобы начинать учить английский – 3-5 лет.

В этом возрасте уже практически у всех малышей развита речь. Любую новую информацию они впитывают как губка. В этом возрасте их мозговые механизмы развивают свою гибкость настолько, что освоение иностранного дается малышу легче, чем это происходило бы, к примеру, в 10-11 лет. К тому же, 3-6-летний малыш демонстрирует уникальную способность к запоминанию иностранных слов, хотя их воспроизведение является скорее автоматическим и неосознанным.

Однако существует одно противопоказание для изучения английского языка в столь раннем возрасте – дефекты речи. Малыша нельзя обучать иностранному, если в его родной речи присутствуют грубые нарушения звукопроизношения, имеют место бедный словарный запас и путница значений слов. Иными словами, любые логопедические проблемы – строгое противопоказание. Сначала решите их и лишь затем начинайте прививать чаду азы иностранной речи.

Идеальный возраст, с какого можно учить английский ребенку без речевых дефектов и отставания в развитии речи – от 4 до 6 лет.

Гибкая память, особая работа мозговых механизмов – все это будет помогать маленькому полиглоту.

3 главных правила при изучении английского ребенком в возрасте 3-6 лет

Если физиологических противопоказаний для изучения зыка нет, смело отправляйте малыша в языковую школу или занимайтесь с ним дома самостоятельно. В обоих случаях, однако, следует учесть 3 момента.

  1. Погружение в языковую среду . Приобщение малыша к чужому языку и культуре в домашних условиях допустимо, только в случае если вы сумеете создать в доме языковую среду, владеете английским на достойном уровне, имеете хорошее произношение и умеете использовать игровую методику при обучении. В двуязычных семьях главным помощником в этом деле становится гувернантка-носитель языка. Если таких условий для малыша дома создать невозможно, лучше начинать с ним учить английский в языковой школе или кружке. Ведь проще сразу обучить хорошо, чем потом переучивать. Как показывает практика, ошибки, допущенные в самом начале обучения в будущем исправить очень сложно, а иногда даже невозможно.
  2. Опытные педагоги . Обучение ребенка английскому в раннем возрасте – задача не из легких. Справиться с ней может лишь педагог с опытом дошкольной подготовки детей и знанием игровых методик. Именно поэтому важно правильно выбрать языковую школу, познакомиться с учителем, опытом его работы и даже посидеть на уроках. В противном случае, малый опыт, избыточная нагрузка, неверно подобранная методика и другие педагогические ошибки чреваты в лучшем случае потерей у ребенка интереса к занятиям, в худшем – серьезными психологическими проблемами. Ребенок, не оправдав мечты родителей о вундеркинде-полиглоте, может замкнуться в себе, и низкая самооценка замедлит его социальное развитие.
  3. Динамичность . Учить ребенка в возрасте 3-6 лет английскому языку нужно в динамичной, интерактивной, игровой форме. Во время занятия должны чередоваться разные виды деятельности. В этом случае интерес к занятиям не будет ослабевать, и вскоре вы заметите успехи крохи в освоении иностранного. Обратите внимание при этом, что в раннем возрасте обучение ребенка английскому – это скорее знакомство с языком, нежели зубрежка грамматики и лексики. Акцент делается на общее развитие.

Конечно же, никто не запрещает ребенку более старшего возраста изучать английский язык углубленно в дополнение к школьной программе. Если есть желание и способности, действуйте. Ведь главное все же - личная мотивация ребенка.

Итак, мы выяснили в каком возрасте наиболее эффективно обучение английскому языку ребенка, а , мы рассмотрим в следующей статье.

А вы уже задумывались о том, что малышу пора познакомиться с иностранной речью? В каком возрасте вы планируете обучать ребенка иностранному языку?

Успех обучения иностранному языку определяется множеством факторов – врожденными способностями ребенка, его интересом к предмету, мастерством преподавателя. Немаловажную роль играет и своевременное знакомство малыша с новым для него языком. Споры по поводу оптимального для изучения иностранного языка возраста ведутся уже довольно долго. Можно выделить три основных подхода – прогрессивный (чем раньше – тем лучше), методически выверенный (5-6 лет) и сознательный (решение изучать иностранный язык должно быть осознанным выбором ребенка). Рассмотрим преимущества и недостатки каждого.

Иностранный язык с пеленок

Теория раннего обучения базируется на подражательном поведении детей. Даже не понимая смысла предлагаемых языковых единиц и структур, малыш будет бессознательно повторять их, потом запомнит и свяжет с определенными предметами и действиями. Сторонники такого прогрессивного подхода считают возможным знакомство с иностранной речью уже в годовалом возрасте. Следует признать, что первые результаты раннего обучения могут быть просто поразительны – ввиду минимальной загруженности памяти малыша, он с легкостью запоминает слова и даже целые предложения. Услышав первый иностранный лепет малютки родители, как правило, впадают в безумный восторг – однако обольщаться не стоит. Нужно отдавать себе отчет в том, что на данном этапе запоминание языковых структур является бессознательным, а их воспроизведение – зачастую неосознанным и автоматическим. Кроме того, полученные знания будут непрочными, если не предоставить малышу возможности применять их на практике. Для создания необходимой для погружения в язык среды вам придется нанять гувернантку, отдать ребенка в специализированный детский сад или периодически устраивать семейные вечера общения на иностранном языке. В противном случае знания, получаемые на периодических (2-3 раза в неделю) занятиях, улетучатся так же быстро, как появились.

Процесс обучения иностранному языку ребенка младше четырех лет непременно должен быть непрерывным. Родителям, решившим поэкспериментировать с ранним обучением, следует обязательно интересоваться у преподавателя материалом, изучаемым на занятиях, и отрабатывать его с ребенком дома (овладеть необходимым малышу минимумом языковых знаний способен абсолютно любой интересующийся родитель). Запаситесь аудиозаписями и обучающими мультфильмами для детей. Прослушивание английской песенки или рифмовки может быть отдельным занятием – в этом случае аудиоматериал необходимо подкрепить зрительными образами, демонстрацией картинок или игрушек. Также хорошо включать песенки на иностранном языке в качестве фона для повседневных занятий и игр ребенка. Не требуйте от малыша хорошей усидчивости – продолжительность занятия иностранным языком с ребенком младше 4 лет не должна превышать 20 минут, а для 1-2 летнего большим достижением будет даже 10-минутное сосредоточенное занятие. Как только малыш начнет терять интерес – прекратите урок. И помните, что в столь раннем возрасте занятия иностранным языком являются скорее знакомством с предметом, чем его сознательным изучением.

Слишком раннее погружения в иноязычную речь может таить определенную опасность для формирующейся речи малыша – ребенок может путать схожие звуки родного и иностранного языка (к примеру, произносить русский звук «к» со свойственным английской фонетике придыханием).

Сензитивный период

Время, наиболее благоприятное для усвоения тех или иных знаний, называется сензитивным периодом. Наиболее благоприятным возрастом для знакомства ребенка с иностранным языком психологи и педагоги считают период с 4 до 6 лет. К четырем годам большинство детей уже имеют понятие о структуре родного языка, правильно произносят все звуки. Они могут концентрировать внимание в течение 30-40 минут. Оптимальное количество занятий в этот период – 2-3 раза в неделю. Однако глубинного понимания языка от ребенка ждать не нужно и не имеет смысла, максимальным результатом обучения на этой стадии может быть распознавание на слух простейших лексических единиц и грамматических структур, реакция на них, а также овладение элементарными формулами повседневного общения (приветствие, знакомство, некоторая информация о себе).

Получить начальные знания по иностранному языку дошкольник может лишь при условии правильной подачи материала. Именно поэтому к выбору педагога или развивающей студии следует подходить очень тщательно. Ведущим типом деятельности у детей 4-6 лет все еще остается игра, поэтому занятия должны строиться в непринужденной игровой форме. Саму попытку объяснить малышу этого возраста какие-либо правила и грамматические законы можно считать проявлением непрофессионализма, тем более если это делается на пальцах или при помощи схем. Знакомство с алфавитом желательно также отложить до первого класса. Обучение детей раннего возраста немыслимо без применения ярких и красочных зрительных опор – картинок и игрушек, поэтому не стесняйтесь поинтересоваться, располагает ли преподаватель (школа развития) такими материалами. Подвижные игры малышей и их передвижение по классу на занятиях иностранным языком могут показаться странными некоторым родителям, а между тем такой подход является очень продуктивным – будучи в большинстве своем кинестетиками, маленькие дети хорошо воспринимают информацию через движение, осязание и даже – обоняние. Еще один чутко и чрезвычайно тонко настроенный анализатор – это детский слух и, для того чтобы не испортить этот чудесный механизм обучения, произношение преподавателя должно быть безукоризненным. Скорректировать неправильно поставленные звуки иностранной речи бывает гораздо сложнее, чем овладеть новыми.

Осознанный выбор

Всем известная истина гласит, что учиться никогда не поздно. Именно ей следуют родители, не торопящиеся знакомить свое чадо с иностранным языком. Их главный аргумент – осознанное желание ребенка изучать новый для него язык, способствующее более успешному овладению материалом. В помощь «поздно осознавшим» – всевозможные интенсивные курсы, применяющие методику погружения в иностранную речь. По отзывам учащихся, подобные занятия могут быть очень эффективными, и уже через год-два ребенок будет сносно общаться на изучаемом языке на бытовом уровне. Единственная опасность – непостоянство детского интереса при отсутствии понимания «важности владения иностранным языком в современном обществе». Но вы можете изменить это, объяснив ребенку, что если он будет знать язык, то сможет поехать в другие страны, или вузе, а следовательно его жизнь будет интересной и насыщенной – ведь он сможет общаться с людьми из разных стран и посмотреть мир.

Лучше всего прививать любовь к иностранному языку с детства. Ребенок, который еще в дошкольном возрасте узнал, что английский язык или любой другой иностранный - это не страшно, не сложно, а очень весело и интересно, будет с удовольствием изучать его в школе, избежит проблем с непониманием иностранной речи в поездке, будет более открыто общаться на языке и с удовольствием продолжит обучение. Главное правило здесь - не заставлять ребенка, избежать наказаний за нежелание учить новые и пока непонятные слова. Но с какого же обучение лучше всего?

Чем раньше - тем лучше!

На этот счет есть много мнений. Но самое верное среди них - обучение иностранным языкам можно начинать с любого возраста, но чем ранее родители возьмутся за решение этого вопроса, тем проще ребенку будет начать говорить на английском языке или любом другом. Давно замечено, что маленькие дети запоминают иностранный язык проще, чем взрослые. Малыши мыслят образами и воспринимают любой язык без разделения на лексику и грамматику, без понимания правил. А потому им проще преодолеть языковой барьер и начать просто говорить - сначала с ошибками, коверкая слова и их значение, но все же говорить. И это очень правильный процесс, который почти недоступен взрослым людям, скованным боязнью ошибиться и показаться смешными.


Конечно же, идеально начинать обучение иностранным языкам с рождения. Именно в период с 0 до 3 лет мозг ребенка наиболее пластичен и способен усваивать огромные объемы информации, которые в него вкладываются без специального заучивания слов и напряжения. Вспомните хотя бы примеры, как обучали языкам в царской России. У каждого ребенка-аристократа с рождения была гувернантка, зачастую иностранка, которая общалась с малышом исключительно на французском языке. Такие дети с младенчества осваивали два языка и назывались билингвами - для них было одинаково привычно общение на русском и французском языках. С той же легкостью ребенок освоит и два, и три, и даже десять иностранных языков, которые будут восприниматься им, как родные.

Дошкольный возраст

Естественно, подобные идеальные условия для обучения ребенка иностранному языку доступны далеко не каждому родителю. Поэтому в дошкольном возрасте английский язык обычно вводится с 3-5 лет. С одной стороны, дети в 3 года запоминают язык на подсознательном уровне, а впоследствии более свободно начинают говорить на нем. Но с другой стороны, дети в возрасте 4-5 лет уже более усидчивы, дисциплинированны и сознательны. С ними можно поиграть в интересные игры, они понимают, как себя нужно вести во время урока и лучше отзываются на разнообразные задания.


Стоит добавить, что с детьми дошкольного и младшего школьного возраста занятия английским языком нужно проводить только в игровой форме. Это значит, что во время урока можно использовать яркие картинки, рассказывать истории, привлекать для занятия игрушки, петь с детьми песенки, ставить сценки и рассказывать стихи. Тогда малыши будут с радостью ожидать каждого урока на иностранном языке.

Видео по теме

Иностранный язык с ребенком некоторые родители начинают учить в достаточно раннем возрасте. Уже в 3-4 года малыши могут постигать первые основы другого языка, а в 5-6 лет делают это вполне осознанно и с удовольствием.

Инструкция

Особенность развития ребенка такова, что его мозг очень пластичен. Он с легкостью запоминает все, какие бы знания в него ни вкладывались. Кроме этого, маленькие дети отлично умеют подражать, именно поэтому большинство дошкольников очень быстро заучивает что-то наизусть. И это делает изучение иностранного языка с малышами довольно удачным начинанием. Главное здесь - правильно найти подход к ребенку.

Многие родители интересуются, какой же возраст ребенка является идеальным для начала изучения иностранного языка. Психологи утверждают: это момент появления ребенка на свет. Лучше всего иностранный язык постигается в первые 3 года жизни ребенка, потом скорость запоминания слов и лексико-грамматических конструкций значительно падает. Такой способ обучения языку способствует тому, что ребенок с рождения учится говорить на двух языках и впоследствии владеет обоими в совершенстве. Такой ребенок называет билингвальным.

Билингвальный способ обучения языкам наиболее естественный и легкий для ребенка, но одновременно с этим он и очень сложный для родителей. Ведь для того, чтобы обеспечить подобное обучение для малыша, нужно постоянно иметь рядом носителя языка, который будет говорить с ребенком только на иностранном языке - каждый день, каждую свободную минуту, в то время как родители будут общаться с ним на родном для них языке. Этот способ обучения практикуется в билингвальных семьях, где один из родителей владеет одним языком, к примеру, русским, а второй знает, например, английский или немецкий. Подобным же способом обучали малышей в дворянских семьях, приглашая к ним гувернанток из-за рубежа, которые русским языком не владели и общались с детьми только на иностранном. Количество языков, выученных подобным образом, не может быть ограничено ничем: ребенок спокойно в этом возрасте усвоит и три, и десять иностранных языков, если с ним будут общаться на них разные люди, чтобы он не смешивал языки при общении с ними.

Но в большинстве семей создать условия для идеального билингвального обучения невозможно. Поэтому чем раньше мама или педагог начинают общаться с ребенком на иностранном языке, называть разные слова на нем и учить фразы, тем проще будет малышу даваться обучение. В дошкольном возрасте дети могут несознательно запоминать большие объемы информации, а ведь информация, заложенная на подсознательном уровне запоминается и воспроизводится затем легче и гораздо более естественно, без зубрежки и заучивания. Поэтому с дошкольниками так важно учить не просто отдельные слова, но целые осмысленные выражения, песни, проговаривать диалоги.

Нужно учитывать психологические особенности ребенка младшего возраста. В это время детям сложно усидеть на месте, кроме того, они не осознают еще, зачем им учить иностранный язык. Поэтому главное - это увлечь их, подавать знания в ходе подвижных игр, в виде ярких картинок, запоминающихся образов. Если вызвать интерес ребенка, то он будет запоминать информацию без протеста и сложностей.

Однако ничего страшного не случится, если начать изучать иностранный язык с ребенком перед школой или в младших классах. Тогда его обучение становится более осмысленным, а сам ребенок будет более усидчивым, чем дошкольник 3-4 лет. Он уже понимает, что иностранный язык может быть интересным, если его подают в форме игры, малыш может научиться читать и делает многие задания самостоятельно.

Все почему-то говорят, что дети быстро учатся и хватают все на лету. И что якобы поэтому нужно начинать давать детям всякие полезные знания как можно раньше. Я не понимаю, почему люди до сих пор в это верят. Мне кажется, что невозможно не заметить, что по сравнению со взрослыми дети учатся невероятно, адски медленно. Вот одни мои знакомые три месяца назад начали учить испанский и уже умеют обращаться с пятью временами. На испанском, не просто так. А моя мама, мы до сих пор не понимаем, почему, неожиданно для всех пошла четыре месяца назад заниматься рисованием, и уже рисует так хорошо, что мне сложно поверить в то, что это на самом деле она делает. С детьми так никогда не получается, но со вторым языком все равно придется когда-то начинать, так что хорошо бы понять, когда лучше это делать.

Я расскажу о том, что говорит наука, а потом и о том, какими соображениями руководствовалась я, когда решила начать учить дочку английскому.

Общие соображения

  1. Детям постарше изучение иностранного языка дается легче, чем детям помладше.
  2. Взрослым изучение иностранного языка дается легче, чем детям.
  3. Дети мигрантов, начавшие учить язык принимающей страны раньше, достигают в нем больших успехов, чем те, кто начинают учить его позже.

С первого взгляда эти данные противоречат друг другу. Но они касаются двух разных ситуаций овладения иностранным языком:

а). традиционное изучение иностранного языка,

б). изучение иностранного языка методом погружения (как родного).

Все, что касается раннего обучения иностранному языку, имеет смысл при условии, что это обучение методом погружения.

"Английский с пеленок"

Одна из самых популярных тем, касающихся обучению иностранным языкам - это билингвизм. Чаще всего дети становятся билингвами или в семьях, в которых родители разговаривают на разных языках, или в семьях мигрантов, которые продолжают разговаривать на своем родном языке дома.

Но теперь все больше пишут и о билингвах "по выбору" (bilingual by choice). Это когда родители прикладывают усилия для того, чтобы с раннего возраста создать для ребенка условия, в которых он сможет выучить второй язык примерно так же, как и первый - методом погружения. Это может быть, например, англоговорящая няня, семейная традиция разговаривать по-немецки каждый вечер за ужином, или даже решение одного из родителей разговаривать с ребенком на иностранном языке. Позже этот подход дополняется детскими группами погружения, которые ведут носители языка, поездками в страны, в которых на нем разговаривают и, возможно, обучением в билингвальной школе.

!!!Важно!!! Если вы решили учить ребенка иностранному языку с пеленок, помните о том, что просмотр мультиков и телепередач на иностранном языке в таком раннем возрасте - это худшее, что вы можете сделать. Для того, чтобы ребёнок до полутора-двух лет воспринимал язык (неважно, первый или второй), ему нужно живое взаимодействие. То есть с ним нужно регулярно разговаривать (это можете делать вы, няня или приглашенный учитель), читать книги, комментировать картинки.

Звучит сложно? На мой взгляд звучит хорошо, если родителям нужно, чтобы ребенок разговаривал на иностранном языке так же хорошо, как и на родном. Есть данные, указывающие на то, что билингвизм способствует общему умственному развитию, кстати. Не слишком сильно, но вот есть и такой эффект тоже. Тут наверно нужно напомнить всем про Набокова. Напоминаю.


Если ваша цель - билингвизм, то начинать нужно как можно раньше и заниматься как можно чаще. В исследованиях мигрантов в Америке было показано, что только те, кто приехал в страну до семи лет, во взрослом возрасте показывал примерно такой же уровень владения английским, как и те, кто родился в Америке. Один из недостатков таких исследований - то, что в них не учитываются усилия, которые отдельные дети и их родители прикладывали к изучению языка, ведь учитывали результаты всех детей из разных возрастных групп - и тех, кто старался, и тех, кто ленился.

Это говорит о том, что в принципе перспективы тех, кто начинает изучать иностранный язык позже, не так уж и туманны, если они учатся по хорошей методике, с хорошими учителями и сами при этом достаточно умны и мотивированы. Проще говоря, родителям можно немного расслабиться.

И это здорово, потому что большинство известных мне родителей хотят обойтись более скромными усилиями.

Позднее начало обучения иностранному языку

Все, конечно, относительно, но среди ученых "поздним" стартом в основном считается начало изучения первого иностранного языка в поздне-подростковом или взрослом возрасте. У таких учеников гораздо выше, чем у детей любого возраста, шансы добиться успеха за короткий срок. Но - упс! - гораздо меньше шансов заговорить в итоге на иностранном языке как носитель. Тем, кто начинает изучать иностранный после 15 лет, как правило, плохо дается произношение.

Но в общем, в общем, если у вас нет возможности обеспечить ребенку качественное языковое образование, а есть возможность обеспечить только английский в обычном детском саду или начальной школе, вполне можно подождать до тех пор, пока не появится возможность записаться на более эффективные занятия.

В одном чешском исследовании опросили более пятисот абитуриентов, сдающих английский для поступления на кафедру лингвистики, чтобы понять - действительно ли те, кто начал учить английский раньше, сдают экзамен лучше? Оказалось, что экзаменационная оценка никак не связана с тем, в каком возрасте абитуриент начал учить английский (а там были и те, кто начал учить английский в детском саду, и те, кто не учил его до старших классов школы). Сами ученые пишут о том, что дело в низком уровне преподавания иностранных языков в обычных чешских школах. Предполагаю, что в обычных российских школах он вряд ли будет выше.

Где же золотая середина?

Все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите.

3-5 лет

Этот вариант подойдет вам, если вы часто путешествуете, общаетесь с людьми, разговаривающими на иностранном языке, или подумываете о переезде в другую страну. В этом возрасте родители (или няня) ребенка должны принимать непосредственное участие в его обучении.

  • Не стоит ожидать от ребенка быстрых результатов - в этом возрасте язык забывается очень быстро, и вам, скорее всего, нужно будет заново учить его одним и тем же словам
  • Занимайтесь почаще, пусть это будут 5-15 минут в день, но проходить "занятия" должны 5-6 раз в неделю
  • "Занятия" должны иметь элементы метода погружения: ежедневные бытовые диалоги на иностранном языке, понятные для ребенка, мультики, хотя бы частично понятные для ребенка (в этом возрасте - да обучающим мультикам!), очень простые книжки на иностранном языке для детей 1-3 лет, и т.п.
  • Учитывайте и то, что ребенок уже ориентируется в родном языке - объяснения на русском ускорят процесс освоения пока еще незнакомого языка
  • В этом возрасте возможны и групповые занятия, совсем не обязательно только на иностранном языке - в некоторых случаях лучше, если учитель разговаривает по-русски

6-9 лет

Это возраст, когда язык уже можно учить "по-взрослому". Поначалу прогресс тоже не будет ошеломляющим (хотя несомненно более внушающим доверие, чем у трехлеток). При условии высокого качества преподавания у ребенка есть все шансы освоить иностранный язык на очень высоком уровне. В этом возрасте еще хорошо начинать обучение иностранному в случае, если родители плохо им владеют и не могут качественно дополнять занятия в классе занятиями в жизни.

  • Регулярность занятий уже не так важна - пишут, что для достижения результатов достаточно заниматься 75 минут в неделю, распределив их на три урока - как и взрослым
  • В этом возрасте деткам будут давать элементарные знания по грамматике (доступным языком, но все же)
  • Находка для родителей - мультики на иностранном языке, к которым можно распечатать субтитры, чтобы ребенок мог их читать (он не обязан понимать прямо вот ВСЕ)
  • В ту же копилку - разнообразные приложения для iPad"а, которые предполагают у ребенка умение читать

10-14 лет

  • Мало кто сможет выучить иностранный язык хорошо без групповых занятий - минимум 2-3 раза в неделю!
  • В этом возрасте - ура! - дети могут использовать взрослые пособия, имитирующие метод погружения, такие, как, например, гениальную, с моей точки зрения, Rosetta Stone
  • Песни, песни, песни - в этом возрасте здорово стимулировать изучение языка может любовь к музыке, нужно просто переводить и разучивать тексты любимых песен: так гораздо проще усвоить основные грамматические и лексические структуры без зубрежки
  • И, наконец, не забывайте про летний детский лагерь для изучения иностранных языков

Что выбрала я для своей дочки

Я начала заниматься с ней в ее 3,5 года.

Почему не раньше:

  • до того, как Зое исполнилось три, я больше полагалась на ее собственный темп, не хотела вмешиваться в естественный ход развития
  • мне нравится, когда она понимает, что научилась чему-то, а не просто учится
  • она начала разговаривать немного позже сверстников, так что мне хотелось дождаться момента, когда было бы понятно, что русским она владеет на уровне своего возраста.

Почему не позже:

  • я невероятно серьезно отношусь к изучению иностранных языков, так что в этом вопросе мне хотелось начать как только я пойму, что дочка готова
  • моя дочка очень расстраивается, когда у нее что-то не получается. Запросто может перестать вообще заниматься чем-то, если один раз не получилось. Поэтому мне важно, чтобы к моменту, когда язык станет школьным предметом, у нее получалось лучше, чем у других детей. Тогда она скорее будет с охотой им заниматься.
  • это такой наш с ней милый междусобойчик, традиция. Мы идем в детский сад, здороваемся с кошками, считаем их, называем их цвета, какие-то другие слова вспоминаем, соответствующие ситуации. Мне это, честно говоря, интереснее, чем слушать про тех же самых серых кошечек на русском.
  • мы путешествуем. Детям очень нравится, когда их понимают, поэтому те 10-50 слов, которыми они могут хоть что-то объяснить людям, которые не разговаривают по-русски, оказываются в устах ребенка таким источником радости, что в общем ну и что, что для того, чтобы он их запомнил, пришлось терпеливо вводить их на протяжении нескольких месяцев.

Как видите, мой набор причин начать тогда, когда мы начали, совершенно субъ ективен . Единственное, что кажется мне бесспорным - то, что рано или поздно, но учить иностранные языки нужно. А какие у вас причины начинать или не начинать заниматься с детьми иностранными языками?

*Картинки by Nina Twin и еще бай кто-то, кто очень старался разобраться в географии Антитерры.

Просмотров