Каяк из фанеры: виды, назначение и самостоятельное изготовление. Самодельный каяк Каркасная байдарка своими руками
Каяк для рыбалки представляет собой плавательное средство, которое отличается небольшим весом и высокой маневренностью. Оно способно развивать большую скорость, беспрепятственно проходя между зарослями камышей и в других труднодоступных местах.
Промышленные предприятия, которые выпускают каяки, взяли за основу плавсредства, используемые народами Севера. Лодки были усовершенствованы, и теперь рыбаки могут приобрести туристическую версию.
По своим характеристикам судно отличается от надувных, алюминиевых и пластиковых лодок. Для его изготовления используется технология литья. Корпус напоминает капсулу закрытого типа, она защищена от проникновения воды. Часто компании используют для выпуска каяков полиэтилен, состоящей из 3 слоев. Такой материал обладает положительной плавучестью. Это гарантирует, что плавсредства никогда не утонут.
Изделия имеют систему дренажа. Так называется ряд отверстий, через которые попавшая внутрь вода выводится наружу. При необходимости рыбак может закрыть их пробками.
Надувная байдарка для рыбалки имеет . Также ее оснащают гнездами, которые предназначены для фиксации удилищ.
В каяке можно перевозить груз небольшого размера, для его транспортировки сделаны багажные камеры. Чтобы рыбак не уставал, производители оборудуют плавсредства упорами для ног. Весла крепятся по бокам с помощью фиксаторов, поэтому их можно отпустить, дав отдых рукам.
В магазине выбираем рыболовный каяк, обращая внимание на его габариты. На скоростные показатели и маневренность оказывают влияние длина и ширина. Чем больше судно, тем оно быстрее. При уменьшении размеров снижается его устойчивость на воде.
В магазине можно приобрести надувной каяк для рыбалки. Если планируется рыбная ловля на небольших каналах, реках и маленьких озерах, можно выбрать каяк длиной от 3,5 до 3,7 м.
Каяк используется не только для туризма, но и для охоты и рыбалки, для моря подходят модели длиной более 4 м с высокой посадкой. Дело в том, что короткие суда не рассчитаны на большую волну. При сильном боковом ветре их устойчивость по курсу снизится, а скорость передвижения будет маленькой.
Чем больше водоем, тем длиннее должен быть каяк. Ширина плавсредства подбирается индивидуально, она зависит от физической формы рыбака и его веса. Важным параметром является грузоподъемность. Она определяется по следующей формуле: вес каякера плюс 40 кг.
Преимущества использования на рыбалке
Рыболовные каяки отличаются следующими преимуществами:
- Его не нужно регистрировать, нет необходимости иметь при себе права.
- Не требуется проходить техосмотр.
- Его можно хранить в гараже, повесив на стену.
- Доступная стоимость.
- Удобное сиденье, которое позволяет рыбаку несколько часов находиться в одном положении на воде.
- Есть держатель для удилищ. В наличии фиксаторы для датчика эхолота, якоря и якорного линя.
- Судно легко транспортировать на машине.
Высокая скорость позволяет покрывать большие расстояния в течение светового дня. Бесшумный ход дает возможность подбираться к пугливой рыбе.
Достоинства и недостатки самодельного плавсредства
Самодельная байдарка может быть сделана из фанеры и других дешевых материалов, поэтому создание такого судна не нанесет урон семейному бюджету. Но для строительства нужны навыки работы с инструментами, это может стать препятствием.
Самостоятельное строительство потребует установки стапелей, они должны быть выставлены строго горизонтально, поэтому для новичков этот этап будет сложным. Лодка может быть каркасной, байдарка своими руками может быть сделана на стапелях за неделю.
Рыбаков часто интересует, как сделать байдарку самому. Строительство плавсредства начинается с покупки материалов. Понадобятся следующие инструменты:
- электролобзик;
- шлифовальная машина;
- шуруповерт и дрель;
- строительный фен;
- кусачки;
- плоскогубцы.
Для того чтобы сделать рыбацкий каяк своими руками, потребуются 4 листа фанеры, нож и шпатель. Для покрытия корпуса подходят стекловолокно или полиэтиленовые пленки.
Чертежи и схемы
Ускорить строительство помогут схемы. Их можно сделать самостоятельно, но лучше использовать готовые чертежи шпангоутов байдарок.
Можно по схеме сделать каяк для рыбалки своими руками из пенопласта, фанеры или других материалов. Из дерева выдалбливают каноэ, домашних стройматериалов достаточно для выполнения работы. Осуществляя сборку, следует уделить внимание стыкам и швам.
Материалы
Для изготовления каяка потребуется фанера, эпоксидная смола и стеклоткань. Прочность судна зависит от качества используемых материалов, поэтому нужно покупать листы фанеры без сучков и других дефектов.
Стеклоткань должна иметь удельный вес от 130 до 200 г/м². Для склеивания стоит брать отрезы материала без изгибов. Если они будут, то покрыть судно эпоксидной смолой будет сложнее.
Для изготовления каяка требуется 10 кг эпоксидной смолы. Этого количества хватит, чтобы покрыть поверхность изделия на 1 раз. Лучше всего приобрести «Этал-370». Будет нужен и отвердитель, для этой цели подходит «Этал-47 F5».
Порядок выполнения работ
Лучше всего строить судно в гараже, процесс можно разделить на следующие технологические этапы:
- Нанесение разметки и выпиливание элементов каяка. Для ускорения процесса строительства используют электрический лобзик.
- Сборка деталей на малярную ленту.
- Фиксация деков и нижней части изделия.
- Соединение частей конструкции в единое целое. При необходимости выполняется подгонка элементов друг к другу.
- Изнутри детали покрывают эпоксидной смолой.
- В нижней части лодки делают отсек, состоящий из нескольких перегородок. Он сделает судно непотопляемым. Все элементы также покрывают эпоксидным материалом.
- Еще раз выполняют подгонку нижней части лодки и деки, между ними не должно быть зазоров. После этого приступают к склеиванию всех элементов, места стыков покрывают эпоксидной смолой.
- Устройство люка.
- Конструкцию покрывают стеклотканью.
После застывания эпоксидной смолы поверхность каяка шлифуют, а потом окрашивают в выбранный цвет.
Ходовые испытания
Когда самодельное плавсредство будет готово, начинается этап ходовых испытаний. Они необходимы для того, чтобы проверить его технические характеристики.
Если все было сделано правильно, каяк не будет пропускать воду. Он должен быть прост в управлении, перевозить минимум 120 кг груза, устойчиво держаться на воде и быть маневренным.
Без проведения ходовых испытаний нельзя эксплуатировать изделие на большой воде.
Каяк – является традиционным водным транспортным средством народов, населяющих просторы Арктики. Для движения используются вёсла. Разделяются на трёх, двух и одновёсельную модель.
При изготовлении традиционных моделей использовались кожи моржей и тюленей, надетые на деревянные или костяные каркасы. Для придания водонепроницаемости швам применяли китовые усы и жилы.
В наше время для изготовления используются промышленные способы с применением новейших материалов и технологий.
В данной статье мы рассмотрим, как сделать каяк собственными руками.
Как сделать каяк?
Для изготовления каяка можно использовать фанеру. Для сборки без каркасного каяка подойдёт метод склей и сшей, который будет подробно рассмотрен в данной статье.
Сборка по данной методике потребует мало времени и сил.
Как построить байдарку своими руками?
Огромную популярность у туристов приобрели байдарки «Росинка», созданные ещё в советское время. Много лет подряд они занимают почётное место в спорте, туризме, рыбалке.
Сравнительная простота конструкции и лёгкость изготовления позволила занять ей почетное, лидирующее место у людей желающих изготовить байдарку самостоятельно.
Сборка байдарки (каяка)
Последовательность сборки байдарки «Росинка»:
- Устанавливаются на стапеле шпангоуты из фанеры.
- Укладывается киль на шпангоуты в специально предназначенные для этого пазы, с заранее прикреплённым форштевнем и ахтерштевнем. Углы присоединяются к килю.
- Укладываем на свои места скуловые брусья, привальные и стрингеры днищевые.
- Перед тем как приступить к обшивке следует подогнать все выступающие брусья для того что бы обшивка плотно легла на борт.
- Закончив подгонку можно приступать к крепежу обшивки.
- Устанавливаем палубу. Обрезаем пилой и обрабатываем рубанком транцы, шпангоуты, переборки по линии палубы.
Между привальным брусом и карленгсом ставим так называемые «сухари» — это бруски из дерева равные расстоянию между карленгсом и привальным брусом. Проводим стыковки палубного настила и крепим его при помощи клея и мелких шурупов.
Устанавливаем комингс по периметру кокпита
При желании можно облегчить одноместное судно, для этого стоит просто сделать корпус короче, исключая средний шпангоут. Кроме того у данного вида лодки шпангоуты можно в принципе удалить достаточно будет оставить 2 переборки попкита.
Работа с корпусом закончена, после этого изготовляем сиденья, спинки, елани, рулевое устройство и руль.
Вёсла можно сделать самому или приобрести в магазине.
Помимо этого данный вид байдарки предусматривает возможность установки паруса, но это потребует дополнительных поплавков вдоль борта.
В палубе под мачту делают усиленное дополнительными накладками отверстие, а на килевую часть гнездо для штопора мачты.
Есть возможность установки мотора, с этой целью на краях кокпита следует смонтировать узлы для крепления маломощного мотора. Таким образом, вы получаете универсальную лодку.
Как поймать больше рыбы?
Я уже довольно давно занимаюсь активной рыбалкой и нашел много способов как улучшить клев. И вот самые эффективные:
- . Привлекает рыбу в холодной и теплой воде с помощью феромонов, входящих в состав и стимулирует ее аппетит. Жаль, что Росприроднадзор хочет ввести запрет на его продажу.
- Более чувствительные снасти. Обзоры и инструкции по другим типам снастстей вы можете найти на страницах моего сайта.
- Приманки с использованием феромонов.
Выбор лодки
После того как разобрались в строительстве классической байдарки рассмотрим подробнее возможность строительства каяка из фанеры.
Можно воспользоваться бесплатной программой для составления чертежей каяка, однако у неё есть некоторые недостатки, такие как отсутствие развёртки поверхности. Кроме того наличие платных чертежей лодок до 3 метров практически отсутствует.
Так что рассмотрим возможность строительства каяка модели Wood Duck 10.
Закупка материалов
Для строительства данной лодки понадобятся чертежи, приобрести их можно на сайте CLCBOATS, доставка займет, где-то пару недель, а стоимость составит в районе ста долларов. Сумма вроде бы и немалая, но они того стоят.
Великолепного качества, в масштабе 1 к 1. Останется только раскатать на фанерных листах и сделать перенос деталей.
Имеется возможность приобрести и остальные комплектующие на сайте этой компании, но откровенно говоря, цены у них не померные и для экономии можно попробовать найти материалы у отечественных компаний.
Фанера
В спецификации указано, что фанера должна быть «морская» размера только 2240 на 1220 миллиметров. К сожалению, в обычных строительных магазинах и торговых точках данный вид фанерных листов приобрести практически невозможно.
Приобрести можно через интернет, торговлей занимается компания Пенрус.
Для строительства идеально подойдут 2 варианта:
- «Амесклао» китайского производства.
- «Лауро Вермельо» бразильского изготовления.
Из эстетических соображений воспользуемся цветовой расцветкой «Жатоба».
Как показала практика, фанера производства Бразилии оказалась по качеству намного лучше, нежели китайский материал. Отличается равномерной толщиной по всей плоскости, обладает хорошей жесткостью и отсутствием сучков.
Стеклоткань
Проект предусматривает использование стеклоткани с удельным весом 130 грамм на метр квадратный, однако широко представленные производители не предусматривают выпуска такого формата материала.
В отечественном самопальном судостроении, как правило, используется стеклоткань плотностью 100 или 200 грамм на метр квадратный. В данном проекте за основу будет использована ткань с маркировкой 200 гр.
В идеале следует приобретать ровно упакованные отрезки, так как упаковка в пачки приводит к образованию деформаций и сгибов, с которыми впоследствии могут возникнуть проблемы при покрытии смолой.
Смола эпоксидная
Отличным вариантом, подходящим по цене и техническим характеристикам является смола Этал-370 и отвердитель Этал-47Ф5. Единственным недостатком можно отметить недостаточная прозрачность при высыхании.
Итак, подведём итог по закупке материалов:
- Фанера «Амесклао» 1шт.
- Фанера «Лауро Вермельо» 1шт.
- Э-З-200 стеклоткань 20 метров.
- Аэросил А300 120 грамм.
- Отвердитель 5 килограмм.
- Смола 10 килограмм.
- Лак 1.5 литра Marshal Protex Yat Vernik.
- Разбавитель 0.5 литра Marshal.
Постройка
Начинать сборку лодки следует с переноса деталей с чертежа на фанерные листы в натуральную величину. Для этого накладывается чертёж на фанерные листы, и с помощью шила, лекала, линейки, и простого карандаша делается разметка.
После того как листы размечены можно приступить к распилу для этой цели можно использовать лобзик с пилкой малого размера однако практика показала что пила для фанеры лучше подойдёт для этой цели.
Можно воспользоваться крестиками для плитки для выравнивания стыков в носовой и кормовой части.
Придаем лодке форму и проклеиваем
Смолой с наполнителем производится забивка швов изнутри лодки и проклейка.
Проект предусматривает соединение на ус, однако можно сделать и встык, но это приведёт к утолщению шва.
Сборка палубных реек в оригинале предусматривает использование кедровых пород дерева. Так как данный материал найти практически невозможно, поэтому можно использовать оставшуюся фанеру после распила деталей.
Для временного крепления можно использовать клеевой пистолет.
После всех вышеперечисленных операций можно приступать к оклейке стеклотканью снаружи и изнутри.
Когда оклейка окончена и клей застыл, приступаем к монтажу пяточных упоров.
Сделать их можно используя мебельные винты, а к корпусу приклеить.
Для выравнивания швов можно воспользоваться обычной полиэтиленовой плёнкой, они получаются очень гладкими и не требуют дополнительной шлифовки. Для разглаживания не требуются никакие инструменты можно руками.
Испытания
Итак, сборка закончена, можно приступить к испытаниям.
Транспортировку можно осуществлять на самодельном багажнике вследствие малого веса каяка. Лодка на воде показала отличные характеристики управляемости, скорости, и грузоподъемности, прекрасно держится на плаву при нагрузке 120 килограмм.
Сравнение с эталоном
Внешний вид:
- При сравнении фабричной модели и самодельной в глаза бросается метод нанесения лака.
- Вес отличается на 5 килограмм вследствие использования разных видов фанеры. В оригинале масса составляет 16 килограмм.
- Палуба всё-таки выглядит несколько аляповатой, за счёт использования разных видов реек.
- Использование непрозрачного отвердителя существенно влияет на конечный цвет дерева.
Ошибки и неудачи
По сравнению со строительством лодки из фанеры данная модель является довольно трудоёмким и затратным по времени. Есть резон приобрести максимум зарубежных материалов, несмотря на стоимость.
Повышенная плотность стекловолокна привела к существенному увеличению конечного изделия, присутствует процент дефектов за счёт неправильной укладки стеклоткани.
Использование непрозрачного отвердителя привело к искажению цвета фанеры, если посмотреть под определённым углом, видна структура стекловолокна.
Использование фанерных реек значительно удешевило строительство, но внесло существенное искажение внешнего вида.
Смола и отвердитель постоянно образовывают пузырьки, от которых сложно избавится.
Несмотря на все сложности, и недостаток качественных материалов, приличную лодку можно построить без существенных капиталовложений и минимальных затрат времени.
Мое желание построить каяк Wood duck 10 (далее Утенок) начинает воплощаться. Но прежде всего хочу поблагодарить Андрея Константинова за предоставленные подробные фотографии оригинальной версии и Андрея Иванова за их компьютерную обработку. Все материалы находятся по адресу .
Александр (Баракуда) считает, что писать надо сразу. Согласен. Во-первых, кому-нибудь понадобится, во-вторых, самому помогут. Ну, а модератор не возражал, раз молчит. Единственный минус, работа идет только по выходным дням, а значит затянется месяца на два.
Почему Утенок. Как-то он, во-первых, лег на мое представление о том, что мне нужно и мои дизайнерские требования. Во-вторых, двухместная байдарка у меня есть, а большую часть выходов сделал в одиночку, да и поднимать на багажник одному неудобно. Ну, наверно, и руки чешутся. В общем, есть чертежи, есть один лист приличной фанеры 2440х1220 – начали.
Чем еще хорош гибридный вариант Утенка? На сам корпус уходит один лист фанеры, на переборку какой-нибудь кусочек найду, палуба реечная – напилим, а технологические шпангоуты из всякого фанерного мусора.
Лист распилил вдоль пополам. Половинки листа фанеры скрепляю болтами по свободным местам, далее совместная распиловка и строжка кромок (малкование).
Стыковку фанеры решил сделать в замок, мне кажется он лучше фиксирует от взаимного углового поворота частей, а запаса у меня нет. Шаблон замка выполнен из плотного картона. Наносим шаблон, накалываем центра, обводим контур, сверлим отверстия Д20, далее ручной лобзик, напильник, наждачка. Накладываем листы фанеры друг на друга по выкройке, обводим контур, между листами вставляем шаблон, далее аналогично.
Сверлить надо плотно прижимая фанеру к подкладке во избежание скалывания шпона на выходе. Соединяем листы подпиловкой. Накладываем выкройку листа и уточняем контур, обрезаем. Листы готовы под склейку эпоксидкой, в ней ничего хитрого нет.
О пользе домашней библиотеки: всегда есть, чем прижать. Заготовки принесены в тепло под склейку. Эпоксидный клей ЭДП с древесной мукой. Встает мучительно долго.
На эти подготовительные операции ушло два выходных, часа по четыре. Продолжение в следующие выходные.
Несколько слов о крысах, да о самых обычных. Приятель старой советской школы мне говорит, что он с ними борется в гараже эпоксидной смолой, мол они запаха не выносят. Я в шоке, ты что льешь смолу, у тебя что ли бочка? Ну нет, только канистра и вот она мною конфискована, не полная, но кг 6-7 тянет. Так вот мы и жили, что на производстве, то и дома.
Немного о клее. Этот куплен с подачи Олега Александровича. Я сделал пробное склеивание, сутки размачивал, результатом удовлетворен, хотя он по водостойкости 2Д, а не 4, как хотелось бы. Лак яхтный глянцевый полиуретановый ждет своей очереди.
Во время склейки возник первый косяк - клей ЭДП не встал при замесе 10:1, переклеил 5:1, вроде нормально. Вообщем, клей и смола вещи разные.
Ну и подошла суббота, пора продолжать. Заготовки опять в гараж, подровнял и засверливать.
Сборка заняла почти весь день. Состыковалось на мой взгляд вполне прилично.
Подкладки под скобки для выравнивания
Готово для продолжения работ по проклейке
Первая поездка в теплые края
Вот она. Батарея центрального отопления. Здесь будет проходить основная часть работы.
Проклейка пойдет медленно и нудно, но это у меня на службе, можно и по вечерам заниматься.
Проклеил все стыки, чтобы перед промазкой "мучной" эпоксидкой снять проволоку.
Делал поочередно, наклоняя на сторону,чтобы жидкая смола из стыка не вытекала.
В принципе все подготовлено под основную проклейку.
Начало проклейки стыков стеклолентой.
Оклейка изнутри: начали. Канцелярия очень удобна.
Середина процесса. Пропитка идет с нагревом феном.
Финиш на сегодня. Вся изнанка оклеена. По бортам проложена малярная лента. По ней стеклоткань будет обрезана и останется чистая фанера под приклейку палубы.
Сегодня четвертый выходной. Занялся материально-технологической подготовкой к палубе. Сын на днях привез рейки с дачи. Чтобы привезти, пришлось их распилить.
Сделал приспособку для заусовки реек. Два куска ДСП от старой мебели, в одном пропил под шлифмашинку, скрепил саморезами. Брусок под любым углом. Снимая упор, удобно шлифовать торцы на столе. Попробовал, порядок. Можно даже машинку не крепить, просто левой рукой поддерживать.
На станок сначала поставил фрезу по металлу, чтобы почище был распил. Не понравилось, большое усилие и подгорает, пошел купил диск 140х2,2. Распилил почти все рейки. Сосна и красное дерево.
На неделе буду устанавливать лекала для палубы.
В принципе уже могу отчитатся по бюджету.
Фанера "хорошая" - 800 р, фанера 6 мм простая -320 р, клей Столяр и лак - 240 р, стеклоткань 10 м - 250 р. Итого - 1610 руб.
Из запасов своих и друзей: смола эпоксидная - 4 кг, рейка сосна и махагони, 3 м стеклоткани.
Палуба изнутри оклеена, люк вырезан.
Здесь стягивание палубы с корпусом перед проклейкой.
Хотел обхитрить себя и прошкурить палубу, но забил клеем всю ленту. Построгал немного рубанком, ну и скребком. Начал выклеивать комингс.
Пусть смола еще подвстанет, ну и шкурить.
А сейчас вот так. Косячки, конечно, есть. Все-таки работа не в мастерской, то одного не захватил, то поспешил, но, вобщем, терпимо. Думаю о пропитке, что-то типа под орех.
Отвечу на вопросы.
Вот так палуба притянута к корпусу. Как коньки к валенкам прикручивали.
Проклейка изнутри. Темный цвет, потому что древесная мука из красного дерева. Вид в нос. Кисть и шпатель приворачивал к метровой палке и шурудил.
Шкурить надоело, стал уже удалять нужное, все таки слои в фанере тонкие. Преимущество рейки в отделке. Остановился и оклеил палубу. Корпус проморил, получилось, как ожидалось, песчаный камуфляж. Вообще-то морилка под дуб, водная.
Утенок на месте.
Здесь на фото еще не оклеен комингс и лючок, но все уже сделано.
Осталась лакировка, как защита от ультрафиолета. Частично успею до отъезда.
На этом отчет заканчиваю и остаюсь на связи в сети до конца апреля. Предстоит изготовление сидушки, спинки и уплотнение лючка. Потом проба, распитие шампанского и другие увеселения. Это в другом повествовании.
Сегодня купил модем и маленькую симку, может возьмет на даче. По их карте прием неуверенный. Если получится буду на связи.