Как бороться с аэрофобией – страхом полёта на самолёте. Аэрофобия

ФОТО Getty Images

Натан Фэйлс (Nathan Failes) – психотерапевт, специализируется на тревожности и страхе полетов. Его сайт nathanfeiles.com

Голландский психолог и пилот доктор Лукасом ван Гервеном (Lucas van Gerwen) установил, что 40% пассажиров испытывают беспокойство во время путешествия на самолете. У некоторых страх полетов превращается в фобию, что приводит к паническим атакам и тошноте. В самолете многие чувствуют себя незащищенными, неспособными контролировать свою жизнь. Отсюда и чувство тревоги. И хотя с клиническими случаями фобии смогут справиться только профессионалы, побороть обычную тревожность помогут пять простых советов.

1. Постарайтесь нормализировать ситуацию

Мозг заставляет вас чувствовать тревогу, реагируя на «угрозы», которыми могут быть необычные и непривычные для вас события. Но задумайтесь – огромное количество, казалось бы, стрессовых ситуаций не провоцируют панические атаки. Потому что они случаются ежедневно. Поэтому ваша задача – представить полет на самолете чем-то таким же рутинным и привычным, как поездка на автобусе. Даже обычный поход в душ связан с риском для жизни. Но он настолько вошел у нас в привычку, что совершенно не вызывает тревоги.

Чтобы нормализировать путешествие на самолете, нужно заставить мозг подумать, что это настолько же привычное и рутинное событие. Попробуйте следить за картой полетов каждый день. Так вы будете знать, что самолеты (и особенно ваш рейс) взлетают и садятся каждый день без происшествий.

2. Сконцентрируйтесь на своем дыхании

Не недооценивайте силу правильного дыхания. Дыхательные практики и медитация помогут вам успокоиться на борту самолета. А лучшее, что вы можете сделать, испытав приступ паники, – это мысленно перенестись в другое место. Делайте более глубокие вдохи и выдохи, дышите медленнее, чем обычно. Закройте глаза и представляйте любимый курорт, дом или любое другое место, которое вызывает у вас приятные эмоции.

3. Знание - сила

Большинство наших страхов – результат активной работы воображения. Начните читать больше про устройство самолетов, работу пилота и сотрудников аэропорта. Это заставит большую часть ваших страхов исчезнуть. Однажды был случай, когда мужчина закричал, что «у самолета нет фюзеляжа», чем вверг остальных пассажиров в состояние паники, с которым ничего не смогли поделать стюардессы. Если бы все присутствующие знали, что такое фюзеляж, то ничего бы не произошло.

Худшее, что можно сделать, – избегать своего страха. Чем раньше вы поймете, что испытываете панику, тем скорее сможете с ней совладать

4. Принимайте свою панику

Худшее, что вы можете сделать, – это избегать своего страха. Чем раньше вы поймете, что испытываете панику, тем скорее вы сможете с ней совладать. Игнорируя свои эмоции, вы только усугубляете ситуацию. Примите свою тревожность, поймите, что она реальна. Скажите себе, что это непросто, но вы справитесь. Это поможет ослабить давление, которое вы испытываете.

5. Превратите все в игру

Сконцентрируйтесь на бортпроводниках, на спинке кресла напротив, своих ногах – это поможет вам оставаться в текущем моменте, не давая воображению рисовать вам ужасные картины. А если вы панически боитесь турбулентности, попробуйте описывать все, что происходит. Представляйте, как самолет летит сквозь облака, как он поворачивает и начинает снижаться. Это отвлечет вас от тревожных мыслей.

Говорят, некий бизнесмен так боялся летать на самолетах из-за угрозы взрывов, что придумал оригинальный метод борьбы с терроризмом: в любую поездку он брал с собой муляж бомбы, уверенный в том, что на борту уж точно не окажется второго человека с таким же багажом.

Если вы перед поездкой фантазируете на тему винной карты в аэропорту, а выбирая авиакомпанию, руководствуетесь мнением Яндекса на тему «авиакатастрофы Як-40 по маршруту — за последние 15 лет», сочувствуем — у вас аэрофобия.

Зачастую больные этой неприятной болезнью считают ее чем-то вроде обострения здравого смысла: «Да вот же, самолет упал буквально вчера — я так и знал, больше никогда не сяду в эту капсулу смерти!» А потом, когда все-таки приходится лететь, стюардессы наблюдают нервных, обливающихся потом пассажиров, которые, едва войдя в салон, туго пристегиваются, хватаются за подлокотники и с безумным взглядом начинают ждать смерти. Если вы из числа этих несчастных, то запомните: аэрофобия — это диагноз.

Ужас, летящий на крыльях

Представьте себе карту мира. Конечно, центр мироздания — именно вы, но все же — сколько на этой планете крупных городов. А в них есть аэропорты. И каждый час эти аэропорты посещает самолетов 20. А всего в мире ежедневно благополучно долетает до пункта назначения 138 000 самолетов — и это только коммерческие рейсы. Если бы шанс ежедневной катастрофы был всего 0,01%, это означало бы, что в день должно разбиваться минимум 13 самолетов!

Выходит, что в год в мире совершается около 50 миллионов авиарейсов. Неудачных из них — всего несколько. Ну, положим, шесть. Это человек 500. Тех же, кто приземлился удачно — около 5 миллиардов. И потому шанс помереть в очередном рейде — 1 на 10 миллионов. Да, конечно, он есть — а где его нет? Вы идете по обледенелой улице в феврале, едите костлявую рыбу, плаваете пьяным, поливаете цветы на Гаити, ездите в московском метро… И окружающим нет дела до вашей жизни. В самолете же именно о вас заботится многомиллионная индустрия, отточенная до самых ничтожных винтиков: именно потому, что изначально летать опасно, человечество максимально обезопасило это действо.

Как успокоиться

Впрочем, все эти факты убеждают настоящего аэрофоба только отчасти. «А если крыло отвалится?», «А вдруг будет гроза?», «Ну, могут же двигатели отключиться?» — на самом деле, вопросам нет числа. Всегда будет дополнительный, тот самый, ответ на который раз и навсегда должен разоблачить всемирный заговор авиаторов против вашей жизни.

Лучше себя не мучить. А просто сделать следующее:

Изучить физику, хотя бы ее основы. Они скажут очень многое. Например, многие боятся просто упасть вниз с высоты 10 км. Так вот, этого просто не может быть из-за сильного давления под крыльями самолета. Он держится на воздухе не хуже, чем машина на шоссе. Его можно поставить на хвост, повернуть вокруг своей оси на 100 градусов, направить вниз — и если отпустить штурвал, то самолет просто будет покачиваться в воздухе, как лодка на волнах.

В Москве можно посетить уникальный тренажер-симулятор кабины лайнера Boeing-737. Он принадлежит частной компании TFT. Это именно тот тренажер, на котором самые настоящие пилоты репетируют различные нештатные ситуации — пресловутые отказы двигателей и шасси, полеты в грозу, снегопад и туман. Внутри это настоящая кабина Боинга, в которой все эффекты абсолютно «без дураков». Полетать на нем вместе с пилотом-инструктором может любой желающий, можно также попросить смоделировать любые ситуации и объяснить, как при этом ведет себя самолет.

Совсем правильным решением было бы обратиться к врачу. Ведь аэрофобия — это болезнь, и ее нужно лечить. Пока в России всего одна клиника занимается этим вопросом — называется она «Летаем без страха » и находится в Москве. Курс лечения обычно укладывается дня в два и в несколько тысяч рублей. Для тех, кто приехать не может, существуют онлайн-курсы, которые можно оплатить через Интернет.

Можно ли доверять российским авиалиниям

Если вы решили лететь без всех этих ухищрений, то, прежде всего, запомните: отчаянно выбирая авиакомпанию, вы просто тратите свое время. Они все одинаково безопасны — что «Люфтганза», что «Аэрофлот», что «Ижевские авиалинии».

«Никто никогда не слышал о том, чтобы разбивались самолеты «Таджик-авиа» или «Уральские авиалинии», — говорит директор клиники «Летаем без страха» пилот Алексей Герваш . — Авиакомпании, так же, как и турбулентность, — это просто вопрос комфорта, не безопасности. Авиация — огромная структура со строгой иерархией, там тысячи требований, и если какая-то компания ставит свой самолет в аэропорту, это значит, что она соответствует им всем. И уж совсем неверно считать, что российские авиалинии хуже других: с авиакатастрофы в Перми до катастрофы под Смоленском прошло 1,5 года, и за это время в России «в небе» не погиб ни один человек».

Слухи о том, что в России пилоты пьют, разбавляют бензин, авиакомпании покупают списанные в Корее самолеты и ремонтируют их в сарае кувалдой, — тоже результат массовой аэрофобии. Россия входит в мировое авиационное сообщество. Если верить страхам, миллионы беспечных людей допускают, чтобы русские пьяные пилоты на развалюхах с разбавленным бензином ежечасно летали над электростанциями, школами, памятниками ЮНЕСКО и Большим адронным коллайдером. Самоубийцы, не меньше. Или это все же не так?..

Кстати, пилоты и стюардессы не получают денежных надбавок «за риск». Потому что самолет летает не вопреки здравому смыслу и законам природы, а благодаря им.

Авиаперелеты прочно и надежно вошли в жизнь современных людей и играют ключевую роль, когда дело касается скорости перемещения из одного места (города, страны) в другое. Но порой самые бесстрашные и опытные люди, не единожды летавшие на самолетах, испытывают подсознательный необъяснимый страх от одного только вида воздушного судна, на котором им предстоит осуществить перелет. Наиболее остро аэрофобия наблюдается в те моменты, когда человек поднимается по трапу, который передает его в объятия металлического монстра, бороздящего бескрайние воздушные просторы.

Конечно же, все без исключения, кто когда-либо летал на самолете, задавались вопросом «а вдруг самолет упадет»? Естественно, что этот риторический вопрос, точнее предположение, остается для многих пассажиров предметом кратковременных раздумий и воспоминаний известных фантастических фильмов о катастрофах со счастливым концом, а для некоторых – причиной не проходящего панического страха полетов . Этот страх ощутимо портит жизнь людям, в чьей жизни имеют место частые или периодические воздушные путешествия.

Командировка, отправка на отдых в теплые страны, посещение далеко живущих родственников – эти и иные причины могут быть поводом для авиаперелета, который длится несколько часов, и с помощью которого экономится уйма времени. Но каким образом победить аэрофобию и избавиться от этого угнетающего ощущения?

Действительно аэрофобия или незначительное беспокойство?

Сначала вам нужно определить, есть ли вообще у вас аэрофобия. Каждый человек в процессе полета испытывает некоторые ощущения дискомфорта и беспокойства, но если он может контролировать эти негативные эмоции и не дает им захватить себя целиком, то их нельзя отнести к разряду аэрофобии.

Истинный страх не дает человеку ни единого шанса на самоконтроль, то есть полностью его поглощает, когда человек сталкивается с необходимостью осуществления авиаперелета. Тогда этот страх управляет человеком, заставляя его избегать полета любым способом. Если же путешествия по воздуху никак избежать не удается, то нервное напряжение у такого человека во время полета достигает своего предела.

В особо тяжелых случаях лучше обратиться за помощью к психологам, специализирующихся на проблемах подобного рода. На территории Росси уже есть специалисты, способные оказать такие услуги. На сеансах терапии часто присутствуют пилоты, бортпроводники и другие работники, жизнь которых напрямую связана с ежедневными перелетами. Психологи, при участии представителей авиакомпаний, обучают обладателей аэрофобии контролировать свой страх.

Со страхом можно справиться и собственными силами, если он не достигает у вас уровня паники. Но! Сначала узнаем о методах, которые не стоит использовать.

Каких действий нужно избегать при боязни полетов

Некоторые стараются заглушить свою панику употреблением спиртных напитков. Делать этого ни в коем случае не следует, поскольку чревато целым рядом негативных последствий.

Не следует также скрупулезно, до мелочей, изучать информацию об авиалайнере и выискивать в интернете истории о катастрофах с участием этой модели, даже если сильно этого хочется.

В конце концов, нужно знать, взбираясь по ступеням трапа, что самолет – самый безопасный вид транспорта на планете. И это не пустые слова. Данный факт демонстрирует беспристрастная статистика, а она, как все мы знаем, вещь упрямая. Оттого сообщения об авиакатастрофах очень редки, и именно поэтому они привлекают к себе всеобщее внимание.

Сравнивая количество ежедневных рейсов и пассажиров с количеством крушений самолетов и смертей, вы сами убедитесь, что авиакатастрофы – большая редкость.

За год воспользоваться услугами компаний успевает более 5 млрд. человек, из которых гибнет 400-500. То есть, в свой последний путь отправляется всего один из 10 млн. пассажиров. Это как, например, в Москве гибнет 1 человек в год. А вот в столичных автомобильных авариях ежегодно лишаются жизни 30 тыс. человек! Получается, чтобы стать непосредственным участником авиакатастрофы, необходимо каждый день садиться на случайный рейс в течение 21 тыс. лет. У кого есть столько времени?

«Меня это не успокоило. Упадет именно тот самолет, на котором полечу я, ведь я самый невезучий человек в мире», – так, невзирая на цифры статистики, «справляются со страхами» многие пассажиры.

Карта ежедневных полетов

Распространенные стереотипы

В процессе изучения аэрофобии, мы сделали вывод, 65% людей страдающих данным недугом, испытывают страх при потряхивании самолета в воздухе, турбулентности и считают, что судно может рухнуть с высоты 10км, провалившись в «воздушную яму». Для опровержения данно гипотезы мы скоро напишем статью - «Элементарные законы физики и турбулентность».

Так же, согласно общественному опросу, считается, что российские авиакомпании эксплуатируют очень старые самолеты, а пилоты и бортпроводники сплошные алкоголики. Это не так!

Все авиакомпании в России, осуществляющие внутренние и международные перелеты, имеют сертификаты соответствия: ICAO, IOSA и IATA. Которые подтверждают квалифицированное сервисное и техническое обслуживание самолетов. А так же, высокую квалификацию экипажей удовлетворяющих мировым стандартам.

И не стоит волноваться, если самолету на котором вам предстоит лететь, 10, 15 или 20 лет. В крупнейшей авиакомпании мира «Delta Air Lines», у половины парка авиалайнеров возраст за 20 лет. В России самолеты, с возрастом за 25 лет практически нет. Однако, судна которым 25 лет и больше — это вполне нормально, ресурс авиатехники очень большой.

Переключите внимание!

Если логические доводы не помогают, и подобные мысли бомбардируют ваше сознание, остаются только методы релаксации. Можно послушать умиротворяющую музыку или звуки природы , почитать журнал или книгу, короче, как-то отвлечься от происходящего.

Многолетняя практика полетов показывает, что многих людей способна успокоить вкусная еда и напитки, так что возьмите с собой что-нибудь подходящее. Напитки, содержащие кофеин и другие стимуляторы нервной системы пить не стоит, поскольку это взбудоражит и без того взвинченную нервную систему. Поэтому лучше принять успокоительную таблетку на травах и запить ее водичкой.

Если ни один из методов вам не помог, то нужно закрыть глаза, размеренно дышать и сосредоточиться только на позитивных моментах, которые принесет эта поездка. Это живописная страна, в которую вы направляетесь? Тогда вы в шаге от реализации вашей мечты! Вас ждет повышение по службе после поездки? Именно сейчас вы стремительно приближаетесь к своему благополучию.

Самолет – самый безопасный способ передвижения на планете!


Несколько фактов о «железных птицах» напоследок:

  • Все системы имеют запасные варианты, а некоторые по 2-4 дубликата. Зачастую в них 4 тормозных, 3 топливных, 3 противопожарных системы, 3 системы управления, 3 системы выпуска шасси.
  • Минимум два двигателя , одновременный отказ которых ничтожно мал. Отказ двигателя происходит примерно 1 раз на 2 млн. часов полета, что составляет 228 лет непрерывной эксплуатации. При отказе одного из двигателей самолет способен лететь без снижения (без перегруза и в стандартных метеоусловиях) и безопасно совершить посадку. Например, Boeing 737 может лететь 2 часа в аварийном режиме.
  • По современным мировым стандартам для пассажирских самолётов, при отказе одного из двигателей, судно должно сохранять способность лететь без потери высоты (при стандартных метеоусловиях) и безопасно совершать посадку.

    К примеру, на лайнере Boeing 737, плановое время аварийного полета (на 1 двигателе) составляет 2 часа.

  • Перед каждым полетом все самолеты проходят технический осмотр целой командой профессиональных специалистов.
  • Авиакатастрофы обычно случаются не по одной причине, а по стечению многих обстоятельств, которые тщательно изучаются и предпринимаются действенные меры для их повторного недопущения.
  • Каждый год пассажиропоток возрастает на 10%, а аварии сокращаются на 15%.

Все это подтверждает, что на планете Земля самое безопасное транспортное средство – это самолет!

Даже самые смелые люди иногда чувствуют себя некомфортно при виде самолета, в котором им нужно лететь. Особенно страшно становится во время поднятия по трапу, когда человек понимает, что у него под ногами больше нет земли, и его безопасность зависит от фортуны.

«А если самолет сломается или в него ударит молния? Что тогда будет?» – такие вопросы возникают в голове у каждого. Для многих это всего лишь философская заковырка. Но есть и те, у кого при таких мыслях начинается паническое состояние и они не могут справиться с ним. Таким людям становится страшно летать, им постоянно кажется, что с самолетом что-то случится во время нахождения в воздухе. Наличие такого страха может существенно подпортить жизнь, ведь перелеты представляют собой часть жизни множества людей. На самолетах человек летит в командировку, на отдых, к родным людям. Как же перестать бояться полетов?
Прежде всего, нужно понять есть ли у человека боязнь летать или это всего лишь чрезмерная эмоциональность. Чувство легкого дискомфорта или тревожности характерно почти для всех людей. Настоящий страх заставляет человека полностью отказаться от полетов. Если все же придется лететь, перелет станет для него каторгой.
Кроме этого некоторые люди принимают за аэрофобию боязнь закрытых пространств или высоты. Бывают настолько сложные случаи этого явления, что человеку не обойтись без помощи психолога. Но если фобия не настолько сильная, с ней можно справиться и самостоятельно.

Чего не нужно делать при боязни самолетов?

Человеку, который боится летать, нельзя употреблять алкогольные напитки перед полетом. Сначала ему, конечно, станет легче. Он на какое-то время забудет, что предстоит лететь, но позже тревожность усилится еще больше. Причем в сухом помещении, при низком атмосферном давлении, алкоголь действует сильнее. Даже 50-100 грамм вина могут вызвать опьянение, которое быстро сменится симптомами похмелья.
Не нужно проявлять особый интерес к самолетам и искать в сети статьи о крушении воздушных судов именно той модели, на которой вы должны лететь. Во время поднятия по трапу, не забывайте, что в нынешнее время авиатранспорт является самым безопасным. Естественно, все бывает, и даже самолеты иногда разбиваются. Это случается не чаще двух раз в год. Если посмотреть статистику количества полетов, станет понятно, что самолеты терпят крушение крайне редко. Подумайте: ежедневно совершается минимум 10000 рейсов. Ежесекундно в полете находиться около десяти тысяч самолетов. За год они транспортируют примерно 5 миллиардов людей. Из них гибнет 300-400 человек. То есть из воздуха не возвращается один человек из 12 миллионов. Это ничтожная цифра. На дорогах, которыми все передвигаются каждый день, гибнет в сотни раз больше людей.

Самые частые стереотипы

При изучении боязни летать на самолете, ученые выяснили, что 65% людей, страдающей аэрофобией, бояться попадания в турбулентные зоны, и думают, что в этот момент самолет может упасть.
Еще одно заблуждение – люди думают, что авиакомпании используют старые самолеты, которые часто ломаются. Это миф. Все самолеты российских авиакомпаний полностью безопасные и у них есть соответствующие сертификаты.
Не стоит беспокоиться, если возраст самолета, на котором вам нужно лететь, составляет больше 10 лет. У самой большой мировой авиакомпании Delta Air Lines 50% самолетов старше 20 лет. И это не значит, что в техническом плане у них есть дефекты. Ресурс воздушных судов составляет как минимум 30 лет.

  1. Первый совет. Подготовьтесь к перелету. Тщательная подготовка помогает снизить уровень тревожности. Она связана с тем, что почти у всех людей тревожность вызывает не нахождение в самолете, а новая обстановка или необычные события. При планировании и вдумчивых сборах появляется ощущение контроля ситуации и человек понимает, что все решения он принимает сам. За неделю до полета следует обдумать, какие вещи нужно взять с собой и записать их на листике бумаги. При сборе складывайте все предметы точно по списку. Также необходимо составить список дел, которые будут выполнены перед отлетом. Укладывая каждую вещь, вычеркивайте её из списка. Это будет действовать на подобии медитации и поможет снизить уровень боязни летать.
  2. Второй совет. Перед полетом не вспоминайте о нем. Подумайте о чем-нибудь хорошем. Зацикленность на самолете заставляет человека еще больше бояться летать. Он думает: «Сейчас мне нужно будет несколько часов находиться на большой высоте». Повторяя такую мысль можно расшатать нервы еще до попадания в воздушное судно. Во время ожидания своего рейса послушайте музыку, посмотрите кино, пообщайтесь с родственниками, почитайте книгу. Все это подавит панику и поможет притупить чувство боязни летать.
  3. Третий совет. Чтобы не бояться самолетов всегда перед полетом думайте о хорошем. Никогда не обращайте внимания на свои предчувствия. Это только усугубит ситуацию. Подумайте о цели вашего перелета, куда вы летите, к кому и кто вас встретит после приземления. Придумайте несколько причин, почему вы должны полететь. Повторяйте эту мысль в своей голове до схождения с самолета.
  4. Четвертый совет. Сконцентрируйтесь не только на себе, но и на других людях. Поймите, что вы не единственный кого заботит безопасность в самолете. Миллионы людей ежедневно летают и им тоже это не особо нравиться, но ничего не могут поделать, поскольку другого варианта нет. Посмотрите на тех, кому предстоит лететь с вами в одном самолете. Если среди пассажиров есть пожилые люди, помогите одному из них нести чемодан. Это отвлечет вас, а чувство нахождения «в одной лодке» притупит боязнь летать. Вы понимаете, что в данном случае у вас с ними одна судьба.
  5. Пятый совет. Помолитесь. Это поможет вам снять тревогу и приобрести душевный покой. Соответственно мысли о самолете будут на втором плане.
  6. Шестой совет. Во время ожидания в аэропорту порадуйте себя чем-нибудь необычным. Приобретите книгу или журнал, которые вы бы никогда не купили в обычных условиях или съешьте какое-нибудь специфическое блюдо. Это поможет успокоить нервы.
  7. Седьмой совет. Будьте уверенным в себе, независимо от внутренних чувств. Сев в кресло самолета улыбнитесь соседу, даже если в этот момент вас в буквальном смысле трясет. Кто знает, может интересная беседа, завязавшаяся с новым знакомым, отвлечет вас. Тогда полет будет более приятным и быстрым.

Такие простые советы помогут вам расслабиться и снизить уровень беспокойства перед полетом. Конечно же, чудес не бывает и полностью перестать бояться летать невозможно. Однако можно улучшить самочувствие во время полетов.

Даже самый бесстрашный человек время от времени испытывает неприятные ощущения при виде самолета, на котором ему предстоит лететь. И особенно большой приступ аэрофобии наблюдается, когда делаешь тот заветный шаг вверх по трапу, который отделяет тебя от земли и передает в руки изменчивой фортуны.

«А что если самолет упадет?» — спрашивают себя все без исключения. Однако этот вопрос остается для многих людей лишь еще одной философской заморочкой, а вот для некоторых людей ответ на него становится причиной панического страха полетов, который они не могут в себе заглушить. Такой страх может основательно подпортить жизнь, ведь авиаперелеты, длительность которых нередко превышает несколько часов, являются неотъемлемой частью жизни многих людей.

Авиаперелеты – это и командировки, и визиты в далекие страны, и посещение родственников. Как же победить аэрофобию и наконец позволить себе жить полноценно?

У вас аэрофобия, небольшое беспокойство или что-то еще?

Для начала нужно разобраться, есть ли у вас аэрофобия или нет. Практически все люди испытывают во время полетов некий дискомфорт и беспокойство, но все эти неприятные эмоции еще нельзя назвать страхом перед полетами. Истинный страх перед полетом заставляет человека избегать перелетов, а если перелет неизбежен, то во время него нервы у несчастного будут на пределе.

Так же, очень часто, люди путают аэрофобию с другими «фобиями», например, клаустрофобией, акрофобией (боязнь высоты), боязнью неизвестности и невозможности повлиять на событие. На практике существуют смеси таких страхов и одной статьей тут не обойдешься.

Самые тяжелые случаи аэрофобии и других «фобий» можно лечить у психолога, благо в России находятся специалисты, работающие в данной области. На лекции нередко приглашают пилотов, бортпроводников и другой персонал, для которого ежедневные перелеты стали частью жизни, а психологи при этом учат своих подопечных контролировать страх.

Если страх перед полетами не является чересчур сильным, можно справиться с ним своими силами. Но! Сначала поговорим о том, к каким методам прибегать не стоит.

Что нельзя делать при боязни полетов

Во-первых , не стоит использовать алкоголь в качестве успокоительного. Это может только обострить беспокойство, а вкупе с сухим воздухом и пониженным давлением на борту, тем более. На большой высоте действие спиртного усиливается и даже небольшие порции могу привести к опьянению, упадку сил и настроения и быстро вызвать состояние похмелья.

Во-вторых , не надо слишком детально изучать информацию о самолете, а также рыскать в Интернете информацию о катастрофах с участием этой модели самолета, как бы сильно этого не хотелось.

Делая шаг по трапу, помните, что самолет на сегодняшний день является одним из самых безопасных транспортных средств. Как часто вы слышите об авиакатастрофах?

Да, такое иногда случается, один или два раза в год, а если учитывать, сколько рейсов осуществляется во всем мире ежедневно, то окажется, что катастрофы с самолетами – это очень и очень большая редкость.

Представьте еще вот что: каждую секунду в воздухе находится от 4000 до 10000 самолетов! Каждый день совершается десятки тысяч рейсов. Ежегодно на самолетах летают больше 5 миллиардов человек, т.е образно — все население Земли. Общее количество жертв авиакатастроф — 300-400 человек. Из полета не возвращается ОДИН! из 12 миллионов человек. То есть, в Москве, условно, за год гибнет один человек!

А вот в различных ДТП столица теряет около 30 тысяч человек ежегодно, т.е. в 30000 раз больше. Гораздо опаснее ездить на автобусе, вы ведь не боитесь автобусов, верно? Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы попасть в аварию.

Наглядная карта ежедневных полетов во всем мире

Немного физики и распространенные стереотипы

Изучая вопрос аэрофобии, мы пришли к выводу, что около 65% людей, которые страдают этим недугом (а это болезнь), боятся турбулентности, подергивания самолета в воздухе и вообще считают, что эта шутка может запросто взять и упасть с высоты в 10км, провалившись в «воздушную яму». Специально для таких пассажиров мы готовим статью — «Турбулентность и элементарные законы физики».

Еще, согласно одному расхожему общественному мнению, считается то, что авиакомпании, особенно российские, летают на развалюхах, а пилоты и стюардессы это смесь камикадзе-смертников и алкоголиков. Вероятно, оно пошло из 90-х и начала 00-х годов.

Это не так. Все российские авиакомпании, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки, имеют международные сертификаты качества и безопасности: IATA, ICAO и IOSA. Это значит, что сервисное и техническое обслуживание, а так же, состояние воздушных судов и квалификация летных экипажей подходят под мировые стандарты.

Отвлекитесь!

«Да, но это меня не утешает. Ведь я такой невезучий. Не удивлюсь, что упадет именно тот самолет, на котором нахожусь я», — вот так, несмотря на все статистические данные, «утешают» себя многие пассажиры.

Если, несмотря на все логические доводы, подобные мыслишки закрадываются, тогда остается только прибегнуть к методам релаксации. Например, можно послушать музыку или звуки природы , почитать книгу.

В общем, как-то отвлечь себя от происходящего. Как показывает практика, многих людей успокаивает вкусная пища и напитки, так что захватите с собой какую-нибудь шоколадку. А вот кофе в самолете лучше не пить, ведь кофеин может еще сильнее взвинтить вашу и без того возбужденную нервную систему. Вместо кофе лучше выпить с водичкой успокоительную таблетку на травах.

Все перечисленные методы вам не помогают? Тогда закройте глаза, сосредоточьтесь на дыхании и представьте цель вашей поездки. Это замечательная страна, которую вы хотите посетить? Вы уже на пути к реализации вашей мечты! Эта поездка поможет вам продвинуться по карьерной лестнице? Тогда сейчас, сидя в самолете, вы делаете решительный шаг навстречу будущему благополучию.

Самолет — самый безопасный транспорт на Земле!

И напоследок, еще несколько фактов о самолетах:

  • Самолет держится в воздухе так же уверенно, как и любой автомобиль на дороге, а судно в море.
  • В самолете абсолютно все системы дублируются, а некоторые даже имеют по 2-3 запасных дубликата.

    Часто в самолете 4 тормозные системы, 3 системы выпуска шасси, 3 топливные системы, 3 противопожарные системы, 3 системы управления и т.д.

  • У пассажирского самолета, как минимум, два двигателя . Отказ сразу всех двигателей ничтожно мал. Например, в среднем, единичный отказ двигателя происходит на 2 миллиона часов налета, а это 228 лет беспрерывной эксплуатации!

    Согласно существующим требованиям для самолётов пассажирской авиации, самолёт, при отказе одного из моторов, должен сохранять способность лететь без снижения (при нормальном полётном весе и в простых метеоусловиях) и безопасно совершать нормальную посадку.

    Например, на популярном Boeing 737, регламентное время аварийного полета на одном двигателе — 2 часа .

  • Двигатель — одна из самых дорогих частей самолета. Его цена около 10 миллионов долларов , поэтому за ними очень тщательно следят и ухаживают.
  • У каждой авиакатастрофы своя причина, при чем, часто не одна, а стечение обстоятельств. Каждый такой случай тщательно изучается и предпринимаются меры для того, чтобы он больше не повторился
  • Каждый год общий пассажиропоток увеличивается на 10%, а количество аварий уменьшается на 15%

Учитывая все это и данные статистики, мы смело утверждаем, самолет — самое безопасное средство передвижения на Земле!

Просмотров