История Титаника: Прошлое и Настоящее. Почему и как затонул непотопляемый «Титаник»

Прошло уже более 100 лет со времен ужасной катастрофы одного из крупнейших лайнеров своего времени. Но до сих пор мир не знает всех тайн, которые скрывает огромный, и казалось бы, нерушимый «Титаник». Как затонул корабль, расскажет материал.

Борьба гигантов

ХХ век стал столетием технического прогресса. Небоскребы, машины, кино - все развивалось со сверхъестественной скоростью. Процесс затронул и корабли.

На рынке в начале 1900-х годов сложилась большая конкуренция из-за клиентов между двумя крупными компаниями. «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» - два враждебных трансатлантических перевозчика, уже несколько лет подряд соревновались за право лидера в своей сфере. открыло для компаний интересные возможности, поэтому с годами их корабли становились все больше, быстрее и пышнее.

То, почему и как тонул «Титаник», до сих пор остается загадкой. Существует много версий. Самая смелая из них - афера. Ее провела вышеназванная компания «Стар Лайн».

Но открыл мир удивительных лайнеров «Кунард Лайн». По их заказу было построено два необыкновенных парохода «Мавритания» и «Лузитания». Публика была поражена их величием. Длина около 240 м, ширина 25 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы 18 м. (Но уже через несколько лет размеры «Титаника» превзошли эти параметры). Два близнеца гиганты были спущены на воду в 1906 и в 1907 годах. Они завоевывали первые места в престижных конкурсах и били все рекорды скорости.

Для конкурентов «Кунард Лайн» стало делом чести дать достойный ответ.

Судьба тройки

«Уайт Стар Лайн» была основана в 1845 году. В годы золотой лихорадки зарабатывала тем, что осуществляла рейсы из Британии в Австралию. На протяжении всех лет компания соперничала с «Кунард Лайн». Поэтому, после того как на воду были спущены «Лузитания» и «Мавритания», перед инженерами «Стар Лайн» была поставлена ​​задача создать фантастические проекты, которые превзойдут детища конкурентов. Окончательное решение было принято в 1909 году. Так возникла идея трех кораблей класса «Олимпик». Заказ выполняла компания «Харленд энд Вулф».

Эта морская организация славилась на весь мир качеством производимых судов, комфортом и роскошью. Скорость в приоритете не стояла. Несколько раз «Стар Лайн» доказывала не словом, а делом, что заботится о клиентах. Так, в 1909 году, при столкновении двух лайнеров, их корабль простоял на воде еще двое суток, чем доказал свое качество. Тем не менее, тройку “Олимпик” постигло несчастье. неоднократно попадало в аварии. Так, в 1911 году оно столкнулось с крейсером «Хоук», от чего получило 14-метровую пробоину и пошло в ремонт. Постигло несчастье и “Титаник”. На дне океана он оказался в 1912 году. «Британик» застала Первая мировая война, где он исполнял роль госпиталя, а в 1916 году подорвался на немецкой мине.

Чудо морей

Сейчас можно смело сказать, что большие амбиции стали причиной, по которой произошло крушение «Титаника».

Строительство второго из трех судов класса «Олимпик» не обошлось без жертв. Над проектом трудились 1500 человек. Условия были непростые. О безопасности заботились мало. В связи с тем, что работать приходилось на высоте, много строителей срывались. Около 250 человек получили серьезные травмы. Раны восьми мужчин были несовместимы с жизнью.

Размеры «Титаника» поражали. Его длина составляла 269 м, ширина 28 м, высота 18 м. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

В день, когда лайнер спускали на воду, на набережной собралось 10 000 зрителей, среди которых были VIP-гости и пресса, чтобы увидеть необыкновенно большое судно,

Предварительно была объявлена ​​дата первого рейса. Плавание было запланировано на 20 марта 1912 года. Но из-за столкновения первого судна в сентябре 1911-го с крейсером «Хоук» часть работников перебросили на «Олимпик». Автоматически рейс перенесли на 10 апреля. Именно с этого числа начинается судьбоносная история «Титаника».

Роковой билет

Его высоту приравнивали к одиннадцатиэтажному дому, а длина составляла четыре квартала города. Телефоны, лифты, собственная электрическая сетка, сад, больница, магазины - все это помещалось на корабле. Шикарные залы, изысканные рестораны, библиотека, бассейн и спортзал - все было доступно высшему обществу, пассажирам первого класса. Другие клиенты жили скромнее. Самые дорогие билеты стоили, с пересчетом на сегодняшний курс, более 50 000 долларов. Экономный вариант от

История «Титаника» - это история разных слоев тогдашнего общества. Дорогие каюты занимали успешные, знаменитые личности. Билеты во второй класс покупали инженеры, журналисты, представители духовенства. Самые дешевые палубы были для эмигрантов.

Посадка началась в 9:30 утра 10 апреля в Лондоне. После нескольких плановых остановок лайнер взял курс на Нью-Йорк. В общей сложности на борт сели 2208 человек.

Трагическая встреча

Сразу после выхода в океан команда поняла, что на корабле нет биноклей. Ключ от ящика, в котором их держали, отсутствовал. Судно следовало по наиболее безопасному маршруту. Его выбирали в зависимости от сезона. Весной вода была полна айсбергов, но они теоретически не могли сильно повредить лайнер. Тем не менее, капитан отдал приказ гнать на всех парах «Титаник». Как затонул корабль, который, по словам владельцев, невозможно было потопить, позже рассказывали пассажиры, которым посчастливилось выжить.

Первые дни плавания были тихими. Но уже 14 апреля радисты получили неоднократные предупреждения об айсбергах, которые в большей степени проигнорировали. Кроме этого, к ночи значительно опустилась температура. Как известно, команда обходилась без биноклей, также такой грандиозный корабль не был оборудован прожекторами. Поэтому вперёдсмотрящий заметил айсберг только в 650 метрах от себя. Мужчина подал сигнал на мостик, где первый помощник Мёрдок отдал приказ: «Повернуть влево» и «Пустить задний ход». Далее последовала команда: «Вправо». Но неповоротливое судно было медленным в маневрах. Борт столкнулся с айсбергом. Именно поэтому произошло крушение «Титаника».

Не услышанный сигнал бедствия

Столкновение случилось в 23:40, когда люди уже почти все спали. На верхней палубе удар был незаметен. Но низ потрясло изрядно. Лед продырявил 5 отделов, они мгновенно начали заполняться водой. В целом, длина дыры составила 90 метров. Конструктор заявил, что с такими повреждениями судно продержится чуть больше часа. Экипаж готовился к срочной эвакуации. Радисты передавали сигнал SOS.

Капитан отдал приказ сажать в шлюпки женщин и детей. Сама команда также хотела выжить, поэтому сильные моряки брали в руки весла. В первую очередь спасались богатые пассажиры «Титаника». Но мест для всех не хватало.

С самого начала лайнер не был достаточно укомплектован всем необходимым. Максимум, спастись могло 1100 человек. В первые минуты было совершенно неощутимо, что корабль начал идти ко дну, поэтому расслабленные пассажиры не понимали, что происходит, и неохотно лезли в полупустые шлюпки.

Последние мгновения чудо-корабля

Когда нос лайнера сильно наклонился, возросла массовая паника среди пассажиров.

Третий класс оставили закрытыми в своей части. Начались беспорядки, и люди в ужасе пытались спастись, кто как мог. Охрана пыталась навести порядок и пугала толпу выстрелами из пистолетов.

В то время рядом проходил пароход «Калифорниэн», но он не принял сигнал о помощи от соседнего судна. Их радист проспал сообщения. Как тонул «Титаник», и с какой скоростью он шел ко дну, знала только «Карпатия», которая с направилась в их сторону.

Несмотря на подаваемые сигналы бедствия, самостоятельные попытки спастись не прекращались. Насосы откачивали воду, еще была электроэнергия. В 2:15 упала труба. Далее погас свет. Специалисты считают, что лайнер разорвало пополам, потому что носовая часть набрала воды и опустилась. Корма сначала поднялась вверх, а затем под давлением собственного веса корабль разломило.

Холод в бездне

Нос тонул быстро. Корма за несколько минут также пошла под воду. Но при этом ее обшивка, корпус, мебель всплывали наверх. В 2:20 полностью оказалось под водой великое судно «Титаник». Как затонул корабль, сегодня показывают десятки художественных и документальных фильмов.

Некоторые пассажиры усердно пытались выжить. Десятки спрыгивали в жилетах в черную бездну. Но к человеку океан был безжалостен. Практически все замерзли насмерть. Через некоторое время две шлюпки вернулись, но в живых на месте происшествия остались единицы. Через час прибыла «Карпатия» и подобрала тех, кто остался.

Вместе с кораблем на дно пошел капитан. Спаслось 712 человек из всех, купивших билет на «Титаник». Погибшие 1496, в основном, были представителями третьего класса, люди, которые в этом путешествии хотели прикоснуться к чему-то несбыточному и желаемому.

Афера века

Два судна класса «Олимпик» строились по одному проекту. После того как первый корабль ушел в плавание, наружу вылезли все его недостатки. Так, руководство приняло решение добавить в «Титаник» некоторые детали. Уменьшили место для прогулок, достроили каюты. К ресторану присоединили кафе. Чтобы защитить пассажиров от плохой погоды, палубу закрыли. В результате появилось внешнее отличие, хотя раньше его нельзя было отличить от лайнера «Олимпик».

Версию того, что «Титаник» под водой оказался не случайно, обнародовал Робин Рардинер, ас в вопросах судоходства. По его теории, в плавание был отправлен старший и избитый «Олимпик».

Подмена корабля

Первый лайнер был спущен на воду без страховки. Пережив несколько аварий, он стал неприятным грузом для компании. Постоянные ремонты требовали колоссальных средств. После повреждений, нанесенных ему крейсеом, судно снова отправили в отпуск. Тогда было решено заменить старый корабль новым, который был застрахован и очень похож на «Титаник». Как затонул лайнер, известно, но мало кто знает, что после трагедии компания «Уайт Стар Лайн» получила круглую компенсацию.

Устроить катастрофу было не тяжело. Оба судна находились в одном месте. «Олимпику» сделали косметический ремонт, перестроили палубу и приклеили новое имя. Дыру залатали дешевой сталью, которая слабеет в ледяной воде.

Подтверждение теории

Важным доказательством правдивости версии есть неоспоримые факты. Например, то, что мировые магнаты и успешные, богатые люди резко и беспричинно отказались от долгожданного путешествия накануне. Среди них был и владелец компании Джон Пирпонт Морган. Всего 55 клиентов первого класса аннулировали билеты. Также с лайнера были сняты все дорогостоящие картины, украшения, золотые запасы и сокровища. Возникает мысль, что привилегированные пассажиры «Титаника» знали какую-то тайну.

Интересно, что капитаном назначили Эдварда Джона Смита, который до сих пор ходил на «Олимпике». Неоднократно он отмечал, что это его последний рейс в жизни. Окружающие воспринимали слова буквально, поскольку моряк собирался идти на пенсию. Исследователи считают, что это было наказание командору за прошлые ошибки на предыдущем корабле.

Много вопросов возникает и из-за первого помощника капитана Уильяма Мёрдока, который приказал поворачивать влево и включить задний ход. Правильным решением в такой ситуации стало бы идти прямо и помять нос. В таком случае «Титаник» на дне не оказался бы.

Проклятие мумии

Годами ходили истории о том, что на борту остались несметные сокровища. Среди них и мумия провидицы фараона Аменхотепа. Еще 3000 лет назад женщина предсказала, что ее тело будет падать под воду и это произойдет под крики невинно погибших людей. Но скептики не считают пророчество правдивым, хотя и не исключают того, что тайны «Титаника» еще не открыты.

Существует и такая версия: катастрофу запланировали, чтобы приостановить техническое Но эта теория еще менее правдоподобна, чем миф о мумии.

Развалины лежат на глубине 3750 метров. К лайнеру осуществляли десятки грандиозных погружений. В группе исследователей неоднократно был и Джеймс Кэмерон - кинорежиссер знаменитого фильма.

Прошло столетие, а тайны «Титаника» до сих пор интересуют и будоражат человечество.

Корабль затонул за 2 часа 40 минут. В момент катастрофы на борту находилось 1 316 пассажиров и 891 член экипажа, всего 2 207 человек. Из них спаслись 705 человек, 1 502 погибли. Крушение «Титаника» вызвало широчайший общественный резонанс, став самой крупной по числу жертв морской катастрофой своего времени. В настоящее время входит в пятёрку крупнейших по числу жертв морских катастроф мирного времени всех времён.

14 апреля 1912 года

23:00 «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист Джек Филлипс «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района.

23:39 Находящийся в «вороньем гнезде» на мачте «Титаника» вперёдсмотрящий Фредерик Флит замечает айсберг, находящийся всего в ¼ мили (663 метра) прямо по курсу корабля. Флит немедленно трижды ударяет в колокол и кричит в трубку телефона: «Айсберг прямо по курсу!». Первый помощник Уильям Мэрдок тут же отдает команды «Право на борт!» (в оригинале "Hard a"starboard" - согласно использовавшейся в то время системе команд, она соответствовала перемещению румпеля вправо; перо руля и следовательно нос судна при этом поворачивались влево) и «Стоп!», а затем «Полный назад!», рассчитывая обойти айсберг слева.

«Титаник» не успевает выполнить маневр и скользящим ударом врезается в подводную часть айсберга. На глубине от одного до шести метров ниже ватерлинии айсберг повреждает корпус лайнера на протяжении порядка 90 метров. Как показали исследования покоящихся на дне останков судна, «Титаник» получил несколько узких, но длинных пробоин.

Корпус «Титаника» встал под углом в 19 градусов и погрузился в воду по третью дымовую трубу. Под водой отломилась вторая дымовая труба. Все, кто не успел зацепиться за канаты шлюпбалок или палубные надстройки , скатились в воду, сбитые полетевшими вниз стульями и шезлонгами. Некоторые не пытались снова забраться на корму, а сами прыгали вниз.

Корма «Титаника» возвышалась уже на 60 метров над водой, пассажиры с палуб срывались в воду.

Был зафиксирован последний сигнал SOS с «Титаника». На «Титанике» отказывает электрооборудование и гаснет свет.

Под углом в 23 градуса корпус судна начал разламываться между второй и третьей трубами. После того, как корма окончательно отломилась, упали в воду третья и четвёртая трубы.

Через 2 часа и 40 минут после столкновения с айсбергом, кормовая часть «Титаника» встала почти вертикально (под углом в 70 градусов), накренилась на левый борт и начала быстро уходить под воду. Последние из оставшихся на палубе, видя отсутствие шансов на спасение, сами прыгали вниз. Океанские воды прорвались внутрь быстро тонущего судна, своим напором ломая двери и переборки . Всего через полминуты вода уже сомкнулась над кормовым флагштоком «Титаника».

Потерпевшие крушение в складной шлюпке "D"

На скорости около 13 миль в час носовая часть «Титаника» врезается в океанское дно на глубине 3750 метров, зарываясь в осадочные породы дна [неавторитетный источник? ] .

Кормовая часть «Титаника» опускается на океанское дно, вращаясь по спирали, на скорости около 4 миль в час .

После гибели «Титаника» только одна шлюпка вернулась к месту затопления для спасения выживших. Шлюпка номер 4 не вернулась, но была близко и подобрала 8 членов команды, двое из которых позже умерли. Шлюпка номер 14 спасла 4 человек, один из которых, Уильям Хоут, позже умер.

До места катастрофы добирается «Карпатия » и подбирает шлюпку номер 2.

Примечания

Литература

  • Capitan L. Marmaduke Collins. THE SINKING OF THE TITANIC. An Ice-Pilot"s Perspective . - Breakwater Books, Limited, 2002. - 198 p. - ISBN 1-55081-173-8 Текст для ознакомления
  • Jay Henry Mowbray. The Sinking of the Titanic: Eyewitness Accounts . - Dover Pubns, 1998. - ISBN 0-486-40298-3 Текст для ознакомления
  • Robert Gannon. What Really Sank the Titanic? - Popular Science, vol. 246, no. 2 (February 1995). - P. 49-55, 83-84. (Один из вариантов хронологии)

Ссылки

Впервые Титаник попал на главные страницы газет в качестве самого большого судна в истории человечества, и первый его рейс должен был совершить длинное путешествие через всю Атлантику в апреле 1912 года. Как всем известно, вместо триумфального плавания историю судоходства дополнила величайшая катастрофа. В свой четвертый день путешествия 105 лет тому назад в 643 километрах от берега Новой Шотландии судно столкнулось с айсбергом и затонуло в течение 2 часов и 40 минут. В тот страшный день погибло 1500 пассажиров, которые главным образом умерли не от травм или асфиксии, а от переохлаждения. Мало кому удалось выжить в ледяной воде Атлантического океана, температура которой в апреле 1912 года опустилась до – 2 °С. Не спешите удивляться, вода вполне может оставаться жидкой при таком холоде, если учитывать, что в океане она представляет собой раствор соли с прочими питательными веществами, а не чистую H2O.

Но если изучить историю Титаника глубже, вы найдете также и рассказы о людях, которые во время непредвиденной катастрофы действовали решительно, избежали смерти и помогли другим утопающим. Свыше 700 человек пережили бедствие, хотя для некоторых из них это было дело счастливой случайности. Перед вами 10 историй выживших в самой трагической катастрофе Атлантики.

10. Франк Прентис – член экипажа (помощник на складе)

Прямо перед тем, как Титаник окончательно погрузился под воду, корма судна ненадолго поднялась в воздух перпендикулярно уровню воды. Тогда же член команды Франк Прентис (Frank Prentice), один из последних на корабле людей, вместе с 2 своими товарищами решился спрыгнуть с тонущего лайнера в холодную воду. Один из его коллег во время падения ударился об винтовой пропеллер Титаника, но Прентису удалось пролететь 30 метров до самой воды, где его уже ждало бездыханное тело друга. К счастью, Франка вскоре подобрала спасательная шлюпка.

В историю Прентиса легко проверить, тем более что его часы остановились ровно в 2:20, а это точное время окончательного погружения Титаника в воды Атлантического океана. Примечательно то, что через несколько лет Прентис пережил еще одно кораблекрушение, когда служил на борту военного судна Океаник (Oceanic) во время Первой мировой войны.

9. Восемь китайских пассажиров из третьего класса

Это может удивить, но если почитать отчеты о крупномасштабной эвакуации с тонущего Титаника, вы поймете, что сначала это был очень цивилизованный процесс. Все пассажиры послушно выполняли приказы экипажа парохода, и многие из них были рады отдать свои места в спасательных лодках женщинам и детям. Они делали это добровольно и без принуждения. Паника не лишила людей благоразумия и чести. По крайней мере, не всех и не сразу.

Но если вы хотите узнать, как в кораблекрушении начала 20 века удалось выжить пассажирам с более практичным подходом к испытаниям, вам будет интересно послушать про 8 китайских иммигрантов, которые взошли на борт легендарного судна все по одному билету. Это была группа выходцев из Гуанчжоу, лишившаяся работы из-за угольного кризиса, и плывшая домой в Гонконг.

В разных иммиграционных отчетах их имена изменялись, но сегодня это уже не важно. Когда произошло столкновение с айсбергом, семеро из них прокралось в спасательные лодки, прежде чем эти шлюпки были направлены к посадочным площадкам. Китайцы скрылись в шлюпках под одеялами, и долго оставались незамеченными. Пятеро из них выжили. Восьмой китаец тоже перенес кораблекрушение – его подобрала спасательная шлюпка №14 (спасшая и Гарольда Филлимора, о котором мы расскажем чуть позже). Спасение 6 человек из группы 8 товарищей – неплохая статистика, но героическим их поведение назвать сложно.

8. Олаус Йоргенсен Абелзет – пассажир второго класса

Олаус Йоргенсен Абелзет (Olaus Jorgensen Abelseth) был норвежским пастухом, работавшим на животноводческой ферме в Южной Дакоте (South Dakota). Он возвращался из поездки домой после посещения родственников, и в апреле 1912 года сел на Титаник с пятью членами своей семьи.

Во время эвакуации с Титаника людей рассаживали по спасательным шлюпкам по определенным соображениям. Взрослый мужчина мог попасть на борт спасательной лодки, только если у него был хороший опыт в судоходстве, который пригодился бы для управления плавательным средством в водах открытого океана. Спасательных шлюпок было всего 20, и на каждой из них должен был присутствовать хотя бы один опытный моряк.

Абелсет имел шесть лет опыта мореходства, в прошлом он был рыбаком, и ему предложили место в очередной лодке, но мужчина отказался. А все потому что некоторые из его родственников не умели плавать, и Олаус Йоргенсен решил остаться с ними, чтобы позаботиться о выживании своей семьи. Когда Титаник полностью затонул, и родственников Олауса все же смыло в воду, мужчина оставался на плаву в холодном океане целых 20 минут, пока его не спасли. Когда Абелсет оказался в лодке, он активно помогал спасать других жертв кораблекрушения, откачивая перемерзших в ледяной воде.

7. Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон – пассажиры первого класса

Хью Вулнер и Мауриц Бйорнштрем-Штеффансзон (Hugh Woolner, Mauritz Björnström-Steffansson) сидели в курительном салоне, когда услышали о столкновении с айсбергом. Джентльмены сопроводили свою подругу к спасательным лодкам и помогли экипажу Титаника в организации посадки женщин и детей в шлюпки. Хью и Мауриц находились на нижней палубе, когда решили запрыгнуть в последнюю шлюпку, пока та спускалась на . Их прыжок был совершен за 15 минут до окончательного затопления Титаника, так что это была попытка из разряда «сейчас или никогда».

Бйорнштрем-Штеффансзон успешно запрыгнул в шлюпку, но Вулнер оказался менее удачливым и промахнулся. Однако мужчина успел ухватиться за край лодки, и его друг сумел задержать Хью, пока тот свисал над океаном. В конечном счете, Вулнеру помогли забраться в лодку. Это было спасение, полное драматизма.

6. Чарльз Джоин – член экипажа (главный пекарь)

Большинство жертв крушения Титаника умерли от гипотермии (переохлаждения) в течение 15 - 30 минут в ледяной воде, но Чарльз Джоин (Charles Joughin) – настоящее доказательство того, что у каждого правила есть свои исключения. Джоин был пьян, когда пароход столкнулся с айсбергом. Несмотря на чрезвычайные условия и свое нетрезвое состояние пекарь очень помог другим тонущим, выбрасывая за борт Титаника шезлонги и стулья, чтобы людям было за что ухватиться, и не утонуть. После того как лайнер окончательно погрузился под воду, Чарльз дрейфовал в районе места крушения больше двух часов, пока его не прибило к одному из спасательных судов.

Эксперты по выживанию связывают успех Джоина с тем, что алкоголь повысил температуру его тела, а также с тем, что, как утверждал сам пекарь, он старался не погружать голову в ледяную воду. Некоторые критики сомневаются в том, что мужчина пробыл в воде так долго, но факт остается фактом, и у Джоина есть свидетели со спасательной шлюпки.

5. Ричард Норрис Уильямс – пассажир первого класса

Ричард Норрис Уильямс (Richard Norris Williams) путешествовал со своим отцом первым классом, и вместе они плыли на теннисный турнир. После того, как произошло столкновение айсбергом, оба они сохраняли невозмутимость, требуя открыть бар, и провели немного времени в тренажерном зале. Уильямсы даже успели помочь одному пассажиру, когда поняли, что не время прохлаждаться.

В итоге Ричарду довелось наблюдать за тем, как его отца накрыло дымовой трубой и унесло в море одной из волн, смывшей в океан складную шлюпку модели Collapsible A. Это была одна из 2 последних лодок на борту тонущего Титаника, и экипаж физически не успел приготовить оба этих спасательных средства для посадки в них людей и правильного спуска на воду.

Позже на борту британского парохода Карпатия (Carpathia), первого пришедшего на помощь жертвам Титаника, врачи советовали выжившему Норрису ампутировать обе обмороженные ноги. Спортсмен воспротивился рекомендациям докторов, и вопреки первоначальным прогнозам медиков не только не потерял свои ноги, но и восстановил их функциональность. Более того, мужчина вернулся в теннисный спорт и выиграл золотую медаль на Олимпийских играх 1924 года. Вдобавок он был награжден за безупречную службу в Первой мировой войне.

4. Рода «Роза» Эбботт – пассажир третьего класса

Все знают морское правило «сначала женщин и дети», но не всем известно, насколько оно было жестким. Если мальчику было больше 13 лет, его больше не считали ребенком. Это не устроило пассажирку третьего класса Роду Эбботт (Rhoda Abbott), которая не собиралась отказываться от двух своих сыновей 13-ти и 16-ти лет. Эбботт отдала место в шлюпке, чтобы до конца оставаться со своими детьми. Она была женщиной твердых убеждений, членом христианской гуманитарной миссии Армия Спасения и матерью-одиночкой. Рода схватила каждого ребенка за руку, и вместе они прыгнули за борт тонущего судна.

К сожалению, оба ее сына утонули, и на поверхность воды мать-героиня всплыла без них. Как и Ричард Норрис Уильямс, Роза ухватилась на борт перевернувшейся складной шлюпки Collapsible A. Ее ноги пострадали от переохлаждения почти так же сильно, как и ноги теннисиста. Эбботт провела в больнице 2 недели, но это не отменяет того факта, что она оказалась единственной женщиной, выжившей после плавания в ледяных водах Атлантического океана в ночь крушения Титаника.

3. Гарольд Чарльз Филлимор – член экипажа (стюард)

Знаменитый персонаж Розы Декатура, которую в фильме Джеймса Кэмерона сыграла Кейт Уинслейт (Rose Decatur, James Cameron, Kate Winslet), был вымышленным, но прототипом этой романтической истории мог быть пример стюарда Гарольда Чарльза Филлимора (Harold Charles Phillimore).

Мужчину обнаружили цепляющимся за плавающие обломки посреди моря трупов, когда к месту крушения в поисках выживших прибыла последняя спасательная шлюпка. Филлимор поделился частью дрейфующей деревянной балки с другим пассажиром, чего по сюжету Кэмерона не сделала Роза Декатур, позволив любви всей ее жизни умереть от переохлаждения. После трагического кораблекрушения Гарольд Филлимор продолжил свою морскую карьеру, добился выдающихся успехов и заслужил медали за службу в военно-морском флоте во время Первой мировой войны.

2. Гарольд Брайд – представитель компании Marconi Wireless

Гарольд Брайд (Harold Bride) был одним из двух операторов телеграфа британской компании Marconi Wireless, задача которой состояла в том, чтобы обеспечивать связь между пассажирами судна и материком. Брайд также отвечал за навигационные сообщения и предупреждения от других судов. Во время крушения Гарольду и его коллеге Джеймсу Филлипсу (James Phillips) было позволено оставить свой пост, чтобы как можно скорее спасаться, но оба они поддерживали связь Титаника с остальным миром до последних минут легендарного парохода.

Телеграфисты работали до тех пор, пока вода не начала заполнять их каюту. Тогда они и поняли, что пришло время покинуть судно. Коллеги сели на последнюю спасательную шлюпку, известную под названием Collapsible B. К сожалению, во время спуска на воду она перевернулась вверх дном, и все ее пассажиры оказались в ледяной воде. Гарольд Брайд так сильно поморозил ноги, что с трудом забрался по спасательной лестнице на борт британского парохода Карпатия, когда тот прибыл к месту аварии чтобы помочь выжившим жертвам.

На пути к своему спасению Гарольд проплыл мимо мертвого тела, которым оказался его товарищ Джеймс Филлипс, умерший этой страшной ночью от переохлаждения. Впоследствии Брайду не нравилось говорить на публике о произошедшем, потому что он был «глубоко поражен всем этим опытом, особенно потерей своего коллеги и друга Джека Филлиса».

1. Чарльз Лайтоллер – капитан второго ранга

Чарльз Лайтоллер (Charles Lightoller) начал свою морскую карьеру с 13-летнего возраста, и ко времени службы на Титанике в качестве капитана второго ранга он успел повидать многое. До того как заключить контракт с британской судоходной компанией White Star, которой принадлежал гигантский пароход, Лайтоллер уже пережил кораблекрушение в Австралии, циклон в Индийском океане, и путешествие автостопом от западной Канады до самой Англии после участия в неудачной разведке золотоносных мест в Юконе (Yukon).

Когда Титаник столкнулся с айсбергом, Лайтоллер был одним из первых, кто начал спускать спасательные шлюпки на воду. Примерно в 2:00 (за 20 минут до полного затопления лайнера), начальство приказало ему садиться в лодку и спасаться самому, на что Чарльз отважно ответил примерно следующее: «нет, чертовски навряд ли я это сделаю» (not damn likely).

В итоге он оказался в воде, подплыл к опрокинутой складной шлюпке Collapsible B, о которой мы уже упоминали выше, и помог поддержать порядок и моральный дух среди оставшихся в живых. Офицер проследил, чтобы лодка не перевернулась снова со всеми пассажирами на борту, и рассадил людей так, чтобы никого не смыло в ледяной океан.

Капитан второго ранга Чарльз Лайтоллер был самым последним спасенным человеком, спрыгнувшим с Титаника в Атлантический океан, и на борт Карпатии его подняли спустя почти четыре часа после появления спасателей с других пароходов. Кроме того он был самым старшим по должности среди всех выживших членов экипажа, и согласно уставу участвовал в слушаниях Конгресса США по делу трагического крушения Титаника.

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Сегодня хотелось бы поговорить о вещах серьезных, даже более того — трагических. 15 апреля весь мир отмечает прискорбное событие… Это дата гибели Титаника, который современники считали непотопляемым лайнером.

Удивителен тот факт, что до сих пор, несмотря на официальную версию катастрофы, бытуют различные мнения и версии того, что случилось в ту злополучную ночь.

Место, где затонул «Титаник»

Титаник по праву считался самым роскошным судном начала прошлого века, поэтому известие о его гибели повергло в шок всю мировую общественность. По официальным данным, погибло около 1500 людей, включая пассажиров и членов экипажа. Несмотря на то, что двадцатый век принес немало бедствий, катастроф и войн, трагедия Титаника остается не менее трагичным событием, интерес к которому не утихает и по сей день. Событие, произошедшее вблизи острова Ньюфаундленд в ночь с 14 на 15 апреля, обросло множествами слухов и домыслов, имеющих достаточное количество последователей.

Место, где затонул Титаник на карте имеет следующие координаты — 41046′ северной широты и 50014′ западной долготы.


Однако, впоследствии было установлено, что заявленные данные неверны, поэтому даже сейчас нет точных сведений, относительно точных координат места крушения. Это не единственная странность, которая сопровождала всю эту историю, поэтому давайте попытаемся разобраться в некоторых версиях случившегося, ведь сама трагедия не ограничивается лишь столкновением с айсбергом, она более обширна и сложна.

Версии трагедии

Пожалуй, мы не узнаем до конца всей правды той ночи, несмотря на проведенные расследования. Конечно, они внесли некоторую ясность в случившееся, но осталось еще очень много «белых пятен», которые до сих пор остаются загадкой. Одни свидетельства противоречили другим, некоторые доказательства, если их более детально проверять и изучать, становились более чем сомнительными — все это породило множество спекуляций и легенд на данную тему, которые имеют своих последователей и в наши дни.

Некоторые из этих версий могут выглядеть невероятными, но история показывает нам, что рациональное объяснение происходящего не всегда может быть возможным. Как бы то ни было, нужно говорить об этом, искать истину, и тогда истина сделает нас сильнее. Другой вопрос, что истина вряд ли может быть известна нам с вами — простым обитателям, черпающим информацию из интернета. В любом случае, мы можем изучить различные версии и причины случившегося, а уж каждый для себя решит, какая из них близка лично ему.

Первая версия — заговор сильных мира сего

Все мы с вами любим теории заговоров, от некоторых из которых немного попахивает шизофренией и паранойей. Однако, некоторые факты выглядят настолько бесспорными, что поневоле переходишь из разряда скептиков в группу сомневающихся, как минимум. В истории с Титаником все тоже очень загадочно и спорно. Но начнем все по порядку.

Немало людей сходится во мнении, что катастрофу с Титаником спланировали заранее. Как бы дико это не звучало, но на это указывает несколько любопытных фактов. К примеру, Джон Морган — известный американский миллиардер и, по совместительству, владелец компании, которой принадлежал лайнер, ровно за сутки до предполагаемого отплытия аннулировал свой билет.


Вы наверно скажете, что это не более, чем обычное совпадение? Может быть, но примеру Моргана последовали еще 55 человек, которые должны были плыть в первом классе. Думаю, не стоит напоминать о том, что в первых классах путешествуют исключительно богатые люди, а если учесть, что среди этих 55 встречаются такие люди, как Джон Рокфеллер, Генри Фрик и Альфред Вандельфильд, бывшие близкими друзьями самого Моргана, то это наталкивает на определенные размышления.

Я понимаю, что отказ от круиза не может считаться единственным доказательством данной версии

Но есть и несколько других моментов, которые косвенно подтверждают такую трактовку событий или, по крайней мере, заставляют по-новому взглянуть на них.

Так, в 1907 году состоялось подписание договора о создании нового круизного лайнера, аналогов которого не было в мире. Две стороны — Брюс Исмей (к слову, близкий приближенный Рокфеллера и Моргана) и лорд Пирри затеяли поистине масштабное производство, результатом которого должен быть тот самый непотопляемый корабль. Тогда говорили, что лайнер обладал сверхпрочным дном, а сам Титаник мог оставаться на плаву, даже если будут затоплены четыре его отсека.

Однако, в 90-х годах прошлого века, российские специалисты взяли пробы металла Титаника на глубине, чтобы провести исследование. Результаты повергли многих в шок. Оказалось, что это не просто обычный металл, но еще и с большим добавлением серы, что делало его очень хрупким при отрицательных температурах. Многие недоумевают, почему при производстве Титаника — передового на тот момент лайнера, рекламная кампания о котором шла полным ходом, использовалась сталь такого низкого качества. Объяснение, что была допущена конструкторская ошибка не выдерживает никакой критики.

Есть версия, что таким образом компания экономила свои средства, но они не могли не знать о том, что такая сталь не выдержит даже малейшего столкновения в ледяной воде, поэтому подобная халатность также вызывает сомнения. Также остается непонятным, почему на Титанике отсутствовали прожекторы, ведь этот лайнер считался самым современным и передовым. Тоже просчет конструкторов?

Действительно, странностей очень много

К слову, одним из первых, кто спасся в ту трагическую ночь, был наш старый знакомый Брюс Исмей. Именно он был в числе первых, кто сел в спасительную шлюпку, после чего дождался прибытия парохода «RMS Carpathia», который также принадлежал компании «White Star Line», изготовившей Титаник. Был даже отдан приказ спасать сначала пассажиров первого класса, а нижнюю палубу приказано было запереть. Именно там находилось 1500 человек, среди которых было много женщин и детей, погибших в ту роковую ночь.


Вторая версия — подмена

Следующей версией, которую тоже можно отнести к теории заговора, считается история с Олимпиком. Мало, кто знает, но это точная копия Титаника, которая была короче его всего на два дюйма, т.е. длину обычного спичечного коробка. Чувствуете, к чему я клоню?

Дело в том, что визуально было невозможно отличить один корабль от другого. Кроме того, о злоключениях Олимпика можно составлять отдельную книгу. Так, сразу после спуска на воду, он столкнулся с дамбой. Затем с ним приключалось большое количество мелких и крупных аварий, поэтому можно с уверенностью назвать его «несчастливым кораблем».

Именно поэтому, многие страховые компании не хотели иметь дело с таким незадачливым лайнером, не желая его страховать, чего так рьяно добивались владельцы судна. Было принято решение поставить Олимпик в доки до принятия решения о его дальнейшей судьбе.


У нас есть план

Тут и стала прорисовываться версия, согласно которой компания «White Star Line» пожелала избавиться от Олимпика весьма оригинальным образом, выдав его за Титаник, который, к слову, был застрахован. Учитывая, что конструктивно и внешне они очень похожи, сделать это было совсем нетрудно.

Достаточно лишь заменить табличку с названием лайнера, поменять некоторые предметы интерьера и т.д. План действительно выглядит логичным, ведь никто даже не заподозрит о подмене, совершенно резонно полагая, что перед ним тот самый «непотопляемый» Титаник, а не «вечный неудачник» Олимпик.

Естественно, намеренно топить лайнер никто не собирался, ведь вряд ли кого-либо убедила версия, что современный Титаник мог утонуть от обычного столкновения с айсбергом. Разумно полагать, что

план заключался в следующем: спровоцировать столкновение корабля, после чего благополучно доплыть до Нью-Йорка, а хозяева компании, в свою очередь, получат внушительную сумму, которая причитается им по страховке.

Если учесть, что Эдвард Смит — капитан корабля, буквально нарочно гнал с большой скоростью по опасному маршруту, игнорируя всяческие предупреждения о находящихся вблизи айсбергах, то данная версия становится довольно правдоподобной.


Но, в 1985 году, когда был обнаружен на глубине корпус затонувшего корабля, данная версия была опровергнута официально. Дело в том, что на гребном винте лайнера была четко видна цифра — 401, т.е. серийный номер Титаника, тогда как номером Олимпика было число 400. Можно было бы подвергнуть и этот факт сомнению, предположив, что компания заменила винт после столкновения с другим кораблем (а их было немало в истории Олимпика), но серийный номер Титаника встречается и на других частях корабля, поэтому этот момент можно закрыть. Хотя согласен, версия интересная.

Третья версия — борьба за Голубую ленту

Если вы прагматичный человек, то вы наверняка заинтересуетесь версией про «Голубую ленту». Данная награда давалась тем суднам, которые быстрее всех пересекали Атлантический океан. Естественно, между компаниями сразу разгорелась нешуточная конкуренция, ведь завоевание данной награды сулило довольно большие преимущества.

Нет, победитель не получал денежного приза, но сам корабль получал нечто большее — это всемирный почет в морской отросли, а также авторитет, который вряд ли можно добыть иными способами. Такой престиж неминуемо приводил и к материальной выгоде, ведь судно, получившее данную награду, получало контракт на доставку всевозможной почты — весьма прибыльный бизнес по тем временам. Да и посудите сами, если бы вы были миллионером, то на каком лайнере вы бы поплыли? Конечно, на том, который отмечен престижной наградой.


На тот момент, судном, которое владело Голубой лентой, была «Мавритания», принадлежащая компании, являющейся давним конкурентом «White Star Line». Понятно, что хозяева компании спали и видели, как утрут нос противнику, поэтому сделали ставку на Титаник, рассчитывая, что он пересечет Атлантический океан быстрее «Мавритании». Именно поэтому, капитан Титаника шел по опасному участку, намеренно срезая путь.

Изначально, маршрут предполагал небольшой крюк, чтобы избежать столкновения с айсбергами, которых достаточно на том участке воды. Но Смит нарочно проигнорировал опасность, гоня на всех порах по прямой линии, желая побить . Это может показаться безумием, но Смит наивно предполагал, что даже если столкновение произойдет, то оно не приведет к трагическим последствиям, а сам рекорд можно всего лишь перенести на более поздний срок.

Такая беспечность стоила очень дорого

По стечению обстоятельств, после столкновения с айсбергом было затоплено пять отсеков, т.е. на один больше, чем мог перенести Титаник. К тому же, капитан рассчитывал на то, что айсберг не пробьет прочную сталь лайнера, ведь такого, по его мнению, быть не должно. Тут мы опять возвращаемся к вопросу качества металла, используемого при производстве Титаника.

К тому же, многие сторонники данной версии упускают из виду один немаловажный момент. Дело в том, что скорость «Мавритании» — последнего перед Титаником обладателя «Голубой ленты», составляла 26 узлов. Максимальная же скорость самого Титаника составляла не более 24 узлов, поэтому непонятно, как он мог опередить «Мавританию». Опять же, многие скажут, что капитан знал это, поэтому намеренно не снижал хода, двигаясь по кратчайшему маршруту, поэтому единого мнения нет. Загадки, загадки, загадки…..

Шизотерические причины гибели «Титаника»

Одним словом, версий на тему трагической гибели «Титаника» довольно много. Это я еще не рассказал о немецкой торпеде, якобы потопившей Титаник, и проклятии египетской мумии! Вот, где настоящая шизофрения, о которой я говорил в начале. Чтобы можно было оценить весь масштаб слухов, которые до сих пор ходят вокруг этой трагедии

на истории про мумию — остановлюсь подробнее

В общем, дело было очень давно (про мумию же говорим), жила в Египте некая особа, имеющая дар предвидения. Утверждать так ли это было на самом деле или нет, я не возьмусь, да и не относится это к делу. Так вот, наша прорицательница умерла, после чего из нее сделали мумию по давней традиции. Нашли ее в ходе раскопок, которые проводились неподалеку от Каира в конце девятнадцатого века.

Мумия захоронена была с большим количеством различных сокровищ, среди которого было изображение Осириса. Там красовалась надпись и смысл ее заключался буквально в следующем — ты сокрушишь взглядом любого, кто посмеет встать на твоем пути. Это стало быть относилось к мумии и тем вероятным обидчикам, которые будут покушаться на нее.

Мумия была куплена сначала одним коллекционером, затем другим и так далее, по цепочке. Все они погибали от страшного проклятия, которое кружило вокруг мумии, но кто будет разбираться в истинных причинах их смерти? Если человек умирает в 90 лет, то вряд ли причиной может быть мумия. В конце концов, мумию покупает неназванный американский миллионер, который пожелал переправить ее из Англии в США.


Думаю, не нужно объяснять, какое судно он выбрал для этого

По легенде, мумия хранилась в обычном деревянном ящике в непосредственной близости от капитанского мостика. Естественно, пройдоха Смит, будучи любопытным малым по своей природе, заглянул в этот заветный ящик. Встретившись глазами с мумией, у капитана сразу же помутился рассудок. Это и заставило его гнать по опасному участку воды, где дрейфовали айсберги, при этом еще и не сбавляя скорости.

Удивительно, но есть сторонники и у этой теории

Однако, они упускают из виду один момент. Смысл мумий — это возможность сохранения оболочки тела, чтобы душа усопшего могла вернуться. Вернуться на то место, из которого она, собственно, выпорхнула. Логически было бы предположить, что главной задачей мумии, было бы избавление от всяческого риска и ситуаций, когда ее драгоценное тело могло бы пострадать.

Понятно, что после того, как она оказалась бы в ледяной воде, мумия бы сохранилась не более, чем на пару дней. Довольно сомнительный подход к самосохранению, прямо скажем… Вообще, подобного рода версии — это прерогатива желтой прессы, так что не будем их судить об этом.

Думающий человек просто не возьмет такую газету в руки, ну а остальные пусть развлекают себя на досуге такими небылицами.

Кстати, хотелось бы извиниться перед Эдвардом Смитом, образ которого я несколько фривольно изобразил. Несмотря на то, что он повел Титаник по опасному маршруту, он был человеком чести до конца. Остался на уже погибающем корабле, не предпринимая попыток спастись. Это давняя морская традиция, когда капитан не покидает тонущий корабль, и она каждый раз буквально захватывает дух.

В общем, нам с вами вряд ли доведется узнать все о тех событиях, которые происходили в ночь на 15 апреля. Поэтому, лучшим нашим поступком будет почтить память всех погибших пассажиров и членов экипажа, еще раз вспомнив о них.

Вконтакте

Много десятков лет прошло с той страшной катастрофы, и никто не сомневался, что именно отправило на дно океана великолепный «Титаник». Когда «непотопляемый» корабль, самый огромный, самый роскошный океанский лайнер своего времени, на первом же своем рейсе в 1912 году врезался в айсберг, он унес с собой на дно более 1500 из всех 2200 пассажиров. Когда корабль скользнул вглубь Северной Атлантики, вместе с ним исчезли и секреты – как и почему он затонул.

«Титаник» (англ. Titanic) - британский трансатлантический пароход, второй лайнер класса «Олимпик». Строился в Белфасте на верфи «Харленд энд Вулф» с 1909 по 1912 год по заказу судоходной компании «Уайт Стар Лайн». На момент ввода в эксплуатацию являлся самым большим судном в мире. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года во время первого рейса потерпел крушение в северной Атлантике, столкнувшись с айсбергом.

«Титаник» был оборудован двумя четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Вся силовая установка обладала мощностью 55 000 л. с. Корабль мог развивать скорость до 23 узлов (42 км/ч). Его водоизмещение, превышавшее пароход-близнец «Олимпик» на 243 т, составляло 52 310 т. Корпус судна был изготовлен из стали. Трюм и нижние палубы разделялись на 16 отсеков переборками с герметичными дверями. При повреждении днища попаданию воды в отсеки препятствовало двойное дно. Журнал «Шипбилдер» назвал «Титаник» практически непотопляемым, это высказывание получило широкое распространение в прессе и среди общественности. В соответствии с устаревшими правилами «Титаник» был оснащён 20 спасательными шлюпками, суммарной вместимостью 1178 человек, что составляло лишь треть от максимальной загрузки парохода.

Титаник (слева на фото) в порту
«Титаник» в порту

Два правительственных расследования, которые велись по следам катастрофы, сошлись на том, что это именно айсберг, а не дефекты и слабина самого корабля, потопил «Титаник». Обе следственные комиссии заключили, что корабль пошел на дно целиком, а не частями. Что крупных разломов не было. Вина за кошмарное по своим масштабам бедствие пала исключительно на несчастного капитана корабля И. Смита, который также погиб вместе со всей командой. Смиту ставилось в вину, что «Титаник» у него несся со скоростью 22-х узлов (41 км) по хорошо известному морякам опасному ледяному полю — в темных водах, неподалеку от берегов Ньюфаундленда. Инцидент с «Титаником» был исчерпан – казалось, раз и навсегда.


Титаник перед выходом в океан
Хвостовая часть корабля «Титаник»

Отгадки лежали на дне морском

Однако сомнения и вопросы, что могло потопить, казалось бы, несокрушимый корабль, оставались. В 1985 году, когда океанограф Роберт Баллард после многолетних поисков отыскал наконец останки корабля на глубине около 4-х км на дне океана, он открыл, что на самом деле «Титаник» раскололся пополам на поверхности океана до потопления.

Почему он раскололся пополам? — недоумевали эксперты. Не был ли непобедимый «Титаник» слаб в конструкции?


Картина маслом «Гибель Титаника»

Прошло несколько лет после открытия Балларда, и вот первые обломки корабля подняты с океанского дна. Новая гипотеза гибели «Титаника» — низкопробная сталь, использованная при строительстве корабля. Однако группа исследователей пришла к выводу, что это не сталь, пошедшая на обшивку корабля, была низкосортна. Низкого качества были заклепки, наиважнейшие металлические штифты, которые связывали вместе стальные пластины корабельного корпуса. Более того, недавно найденные обломки днища «Титаника» прямо указывают, что корма корабля никогда не вздымалась высоко на воздух, как многие эксперты по «Титанику», включая Камерона, первоначально полагали. На самом деле корабль разбился на части и затонул, держась сравнительно ровно на поверхности океана — явный знак просчетов в его конструкции, которые были утаены после катастрофы.

С возведением «Титаника» поторопились

«Титаник» был сотворен в сжатые сроки — в ответ на производство конкурентной компанией нового поколения скоростных лайнеров. «Титаник» и его меньшие родные братья – «Олимпик» и «Британик» — были самые грандиозные корабли за всю историю кораблестроения. Это были настоящие колоссы! — 275 метров от носа до кормы! – перед ними пасовали даже высоченные небоскребы. Специально снаряженные, чтобы выстоять перед угрозами Северной Атлантики, включая громадные волны и внезапные столкновения, эти родственные корабли были также – что само собой разумелось – самые безопасные. «Титаник» мог держаться на плаву, даже если 4 из его 16 водонепроницаемых отсеков были бы затоплены, – настоящее чудо для корабля таких гигантских размеров!


«Титаник» в море

В ночь 14 апреля 1912 года, однако, всего за несколько дней первого рейса «Титаника» его ахиллесова пята сыграла свою зловещую роль. Корабль не был достаточно увертлив, чтобы избежать столкновения с айсбергом, о котором кричали дозорные (единственный в то время способ заметить айсберг) в последнюю минуту и в кромешной тьме. «Титаник» не столкнулся с роковым айсбергом напрямую, а проехался по нему правым боком. Лед пробил дыры в стальных пластинах корабля, затопив шесть «водонепроницаемых» отсеков.
Через два часа «Титаник» переполнился водой и пошел ко дну.


Кадр из фильма «Гибель Титаника»

Ахиллесова пята «Титаника»

Специалисты продолжали искать объяснения гибели оснащенного по всем правилам безопасности корабля. И натолкнулись на потенциально слабое звено: более трех миллионов заклепок, крепивших корпус корабля. Взяв на пробу 48 этих металлических стержней, поднятых с океанского дна, ученые нашли в них высокую концентрацию «окалины» — осадка от плавки. Из-за этой окалины металл становится ломким, может дать трещину.

Не из-за дешевизны, а потому, что время поджимало, строители «Титаника» стали использовать низкопробный материал. Когда «Титаник» наткнулся на айсберг, слабые стальные стержни в его носу треснули, обнажив швы в корпусе и ускорив гибель корабля. Не случайно вода, затопив шесть отсеков, скрепленных стержнями из низкосортной стали, остановилась ровно там, где начались заклепки из высококачественной стали.
Так была открыта одна из тайн, унесенных «Титаником» на дно океана. Если бы все заклепки, крепившие «Титаник», были из высококачественной стали, катастрофы можно было избежать. Недаром сразу же после гибели «Титаника» два других гигантских корабля – «Олимпик» и «Британик», построенные на той же судоверфи и одновременно с «Титаником», — были срочно и всесторонне укреплены: удвоилась стальная обшивка корпуса и были подняты гораздо выше переборки. Кораблестроительная компания явно признавала дефекты и недопустимые просчеты в скоростной – только бы не отстать от конкурентов! – гонке по возведению «Титаника», постаралась, как могла, исправить их и скрыть от экспертов, агентов по страховке и всего любознательного человечества.

В 2005 году новая экспедиция отправилась на место давней катастрофы. И очень скоро нашла отгадку на волнующие всех вопросы. На этот раз водолазы рассматривали на морском дне не основное место крушения, а взяли немного вбок, где нашли два больших обломка от днища корабля. Когда стали анализировать зазубренные края этих обломков днища, пришли к поразительному выводу. Невозможно было для корабля расколоться таким путем, как полагали десятки лет эксперты, — с кормой, вздыбленной над океаном под 45-градусным углом, и до того, как корпус корабля распался надвое. По этим знаменательным донным обломкам можно судить, что их раскол был прерван на середине – верный знак того, что корабль накренился тогда под малым углом (около 11 градусов), что его корма еще сохраняла плавучесть, когда дала трещину. Если бы задняя часть корабля поднялась из воды под 45-градусным углом, как потрясающе изображено в фильме Камерона, корма бы быстро откололась от корпуса корабля и найденные на дне цельные обломки днища были бы разорваны надвое.

Джеймс Кэмерон с командой ученых попытался восстановить ход событий от столкновения «Титаника» с айсбергом, до его полного затопления:

Наклон корабля — вопрос жизни и смерти

Казалось бы, какое имеет значение, как именно корабль раскололся на части? Для пассажиров «Титаника» это был вопрос жизни и смерти. В кино кормовая часть судна вздымается вверх и затем идет, вместе со всем корпусом, на дно. Это затяжное драматичное действо. В реальности корабль накренился совсем немного, пока вода затопляла носовую часть, — и у пассажиров на борту было ложное чувство безопасности.

Пассажиры и многие из команды не понимали серьезности ситуации. Когда вода достаточно затопила носовую часть корпуса, корабль, оставаясь на плаву, раскололся надвое и затонул в минуты.

Интересно, что большинство оставшихся в живых подтверждают такой неожиданный ход событий. Чарли Джугин, шеф-повар «Титаника», стоял вблизи кормы, когда корабль стал тонуть, но он не заметил никаких признаков разлома корпуса. Не было никакой всасывающей воронки, никакого колоссального всплеска. Джугин сказал, что он спокойно отплыл от корабля подальше, даже не замочив своих волос.

Прощай, киношный романтический «Титаник»!

В отличие от фильма Камерона, от места катастрофы не пошла гигантская волна – никто из сидящих в спасательных лодках не заметил её, когда кормовая часть корабля скрылась под водой. Один из бывших пассажиров «Титаника» рассказывал, как он скользнул в воду, обернулся — и не увидел корабля.

Итак, прощай душераздирающий образ «Титаника» с взнесенной высоко кормой, облепленной обреченными пассажирами, их общий предсмертный вопль, и вот корабль вонзается в воду под крутым углом! К сожалению или к счастью — ничего такого на самом деле не было.

Хотя кое-кто из сидевших в спасательных шлюпках видели корму корабля, высоко поднятую в воздухе, это могло быть оптической иллюзией. При наклоне в 11 градусов при торчащих в воздухе пропеллерных винтах «Титаник», и без того высотой в двадцатиэтажный дом, казался еще выше, а его крен в воде — ещё круче.

Мог «Титаник» быть прочнее, выносливей? Безусловно. Высокого качества стальные заклепки и более плотный, двойной обшивки корпус могли бы предотвратить катастрофу или уж точно – держали бы корабль на плаву в разы дольше.

Просмотров