Где спрятан Грааль? Чаша Грааля. Происхождение легенд

Легенда о святом Граале – самая загадочная и красивая легенда, которая со времен Средневековья и до наших дней не перестает волновать умы и души людей своей таинственностью. Чаша Грааля, согласно христианской религии, это таинственный сосуд с кровью Иисуса Христа, но существует множество других трактовок этой истории.

В Святом Граале усматривают и языческий рог изобилия, и чашу для причастий, которой пользовались на Тайной вечере, и мистический, таинственный «блуждающий камень», который может даровать бессмертие и возможность изменять мир по собственному усмотрению. Считается, что найти Святой Грааль может только избранный, а простым людям это сокровище в руки попросту не дастся.

Итак, дорогие друзья, давайте сегодня поговорим о различных версиях на тему существования Святого Грааля и судеб его хранителей. Кстати, ни одно из преданий о Чаше Грааля официально не было признано церковью, хотя, если вчитаться, то косвенные упоминания об этом волшебном предмете можно найти во всех Евангелиях. Например, историю о том, что Иосиф собрал кровь Христа в эту священную чашу и хранил ее в основанном им монастыре в Британии, а потом, уже умирая, забрал ее с собой на небеса, можно встретить во многих официальных церковных источниках. Но это было маленькое лирическое отступление, а теперь представляем вам некоторую любопытную информацию о Святом Граале и его «путешествиях».

Какая она, легендарная Чаша Грааля?

Считается, что Святой Грааль был изготовлен из драгоценного агата, выпавшего из короны самого Люцифера в момент его низвержения. Отсюда его магические и мистические свойства. После распятия Христа его тайный последователь Иосиф Аримафейский собрал в этот сосуд капающую из ран Спасителя кровь. Вследствие этого действия недопонявшие, скажем так, Иосифа евреи бросили его в тюрьму и обрекли на голодную смерть, но не тут-то было. Грааль кормил Иосифа до самого его освобождения, а это ни много ни мало целых 42 года.

Грааль и Король Артур

Есть версия, согласно которой Священная Чаша Грааля осталась на земле и, что называется, «пошла по рукам», вот только всем недостойным рукам, ну, то есть хранителям, реликвия приносила одни несчастья. К примеру, кучу всяких трагедий принесла Святая Чаша легендарному Королю Артуру. Ну, сами посудите, во-первых, самый преданный рыцарь Короля по имени Ланселот Озерный и любимая женщина Королева Джиневра предали Артура, совершили грех прелюбодеяния и сбежали прочь. Артур погнался за ними, и пока он искал предателей, его земли захватил его же племянник. На каком-то этапе на Короля снизошло озарение, и он понял, что причина всех бед – Грааль. Доподлинно неизвестно, что произошло дальше, но считается, что Король увез его от греха подальше на остров Авалон, чем спас британские земли.

Грааль в крепости Монсегюр

В тринадцатом веке Чаша Грааля якобы находилась в неприступной крепости, которая была оплотом сопротивления еретиков города Альби, не подчинявшихся Папе Римскому. Грааль находился в Храме Солнца, который альбигойцы считали символом добра, чести и справедливости. В принципе, как нам кажется, очень удачное место для хранения подобной реликвии, но Римская церковь не смирилась с еретиками, и в течение 60 лет длился великий крестовый поход против них. Предложение крестоносцев, захвативших крепость, было предельно ясным: жизнь в обмен на Чашу и раскаяние в ереси, но еретики выбрали костер. Лишь когда на костер взошли последние защитники крепости, четверо Совершенных, то есть хранителей реликвии, через потайной ход ушли вместе с Граалем.

Грааль и тамплиеры

Есть еще один король наряду с Королем Артуром, с именем которого связывают Святой Грааль – Король-Рыбак, реальным историческим прототипом которого считается Гуго де Пейн – будущий глава Ордена Тамплиеров. Судя по легендам, храмовникам (рыцарей, искавших Грааль, именовали «Рыцарями Храма Соломонова») во главе с Гуго де Пейном удалось отыскать источник вечной святой мудрости – Грааль.

Но то ли храмовники оказались не избранными, то ли король Франции Филипп IV слишком завистливым, но на тамплиеров обрушился град проблем и несчастий. Филипп IV решил покончить с неофициальным двоевластием в стране, и в результате борьбы с тамплиерами орден был уничтожен, а его лидеры Жоффруа де Шарне и Жак де Моле сожжены на костре. Но тайну о том, где находится Священный Грааль и золото Рыцарей Храма, они не выдали даже под жестокими пытками. Таким образом, неуловимый Грааль снова исчез.

Грааль и Третий Рейх

В двадцатом веке активный интерес к Священному Граалю проявлял сам фюрер и рейхсканцлер нацистской Германии. Тогда начались поиски святыни, которые проводились под грифом «Geheime Verschlusssache», что означало высшую степень секретности. В Монсегюр отправилась экспедиция во главе с членом СС, историком Отто Раном. В одной из потайных комнат Храма Солнца якобы было обнаружено сокровище всех веков и народов.

Но нацисты явно не были достойными хранителями реликвии, и обещанные недостойным хранителям беды и несчастия не заставили себя долго ждать. Сам Отто Ран вскоре после передачи Грааля Гиммлеру покончил жизнь самоубийством, Рейх с того момента был обречен на гибель, а Грааль снова исчез, и до сих пор достоверно неизвестно, где находится Чаша. Возможно, она отыскала истинных и избранных хранителей?

July 26th, 2015

Готический собор Святой Марии (Catedral de Santa María de Valencia) – это главный храм Валенсии (Valencia). Важнейшим сокровищем собора является полупрозрачная чаша, называемая Святым Граалем, преподнесенная в дар собору королем Арагона Альфонсо V Великодушным в 1437 году. До 1916 года чаша хранилась в зале с реликвиями, но затем была перенесена в капитульный зал с капеллой Санто-Калис (Santo Cáliz), где хранится до сих пор.

Немного об истории собора, прежде, чем перейдем к "сладкому".))
Кафедральный собор Валенсии находится в самом центре Старого города Валенсии, по адресу Plaza de la Reina (Plaça de la Reina).
Северный фасад собора выходит на площадь Plaza de la Virgen (другие названия площади: Plaça de la Marede Déu или Plaça de la Seu).
Кафедральный собор в Валенсии был построен в 1238 году на месте бывшего римского храма Дианы – богини плодородия, флоры и фауны. Его еще называют La Seu (Ла Сео), то есть «архиепископская епархия».
Готическая архитектура сооружения сочетается с элементами ренессанса и классицизма, а также с мавританской башней- колокольней Микалет, позже переименованной в христианских традициях в честь архангела Михаила.
На 68-метровую башню ведет винтовая лестница со смотровой площадкой.

Западный фасад собора с Апостольскими вратами (Puerta de los Apóstoles) выходит на площадь Святой Девы. Такое название ворота получили из-за скульптур двенадцати апостолов, расположенных у входа. Фасад создавался в период 1303-54 гг. Автором арочной конструкции был архитектор Николас де-Аутона.

На площади plaza de la Reina можно увидеть металлический макет Валенсийского собора.

Здесь же врата «Лос Йеррос» (Puerta de los Hierros) – “Железные ворота” (1703-13 гг.) – главный вход в церковь. Эти врата были созданы архитектором Конрадом Рудольфом в стиле итальянского барокко.

Внутренний интерьер собора...

Капелла Санто-Калис (Santo Cáliz), где хранится Святой Грааль...

А вот и та самая заветная чаша...

"Но вот очутилась в зале Священная чаша Грааль под белым парчовым покровом, однако никому не дано было видеть её и ту, что её внесла..." (Томас Мэлори)

Начитавшись романов Дэна Брауна и его коллег, тема таинственного сосуда с кровью Иисуса занимает и мой бестолковый ум.))

Надо сказать, что впервые тема Грааля появляется в 1190 г. в литературном произведении французского поэта Кретьена де Труа «История Грааля», повествующем о юном Персивале, приближенном короля Артура, который попадает в замок загадочного короля-рыбака. Во время трапезы в зал входит красивый юноша с копьем, с которого капает кровь, а за ним - прекрасная молодая женщина с Граалем в руках. Чаша была из чистого золота и украшена множеством драгоценных камней; от нее исходило удивительное сияние. Во время обеда ее пустили по кругу. В рассказе говорится, что, поскольку заинтригованный Персиваль ничего не спросил ни о Граале, ни об окровавленном копье, зловещее предсказание осталось в силе: король-рыбак не сможет излечиться от ран на бедре, сделавших его калекой; его страна будет уничтожена, погибнут сотни рыцарей, и многие вдовы и сироты наденут траур.

Известной же во всей средневековой Европе легенду о Святом Граале сделал Робер де Борон (французский поэт 12-13 века). Он одухотворил обычную чашу, упоминавшуюся во французском романе, и превратил её в кубок Тайной вечери, тот самый кубок, в который, по преданию, собирал кровь Христа после распятия Иосиф Аримафейский. Де Борон также был первым, кто упомянул о перевозе Грааля в Британию, где он был спрятан. С тех пор на острове существовала династия хранителей Грааля, одним из которых впоследствии стал Персеваль.

В книге "Код Да Винчи" Дэна Брауна идет разговор о фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Согласно библейскому сюжету, именно на Тайной вечере, накануне предательства Иуды и ареста Иисуса, Спаситель пил из чаши вино. Но на фреске Леонардо чаша на столе отсутствует, зато справа от Иисуса сидит один из апостолов, имеющий скорее женские черты, нежели мужские. В романе автор предполагает, что это – не Иоанн, как считалось ранее, а… Мария Магдалина. Дэн Браун предполагает, что Иисус и Мария Магдалина были женаты, более того, у них родилась дочь Сара, которая впоследствии положила начало династии Меровингов. После этого понятие «Святой Грааль» стали употреблять в значении «святая кровь» и заговорили о потомках Бога, которые, возможно, не без помощи ордена тамплиеров, и по сей день живут на земле.
Дэн Браун эту версию придумал не сам, он руководствовался в своей работе книгой Майкла Бейджента, Ричарда Ли и Генри Линкольна «Святая кровь и Святой Грааль».По мнению авторов, именно приоры до сих пор хранят тайну местонахождения Святого Грааля, скрывают правду об истинной жизни Иисуса Христа, Марии Магдалины и их потомков.

О чаше в соборе Валенсии.
Раньше чашу в соборе использовали в религиозных церемониях, но в 1744 году ее случайно уронили на пол, и она раскололась, после чего решено было ее отреставрировать и в дальнейшем хранить просто как культовый предмет (теперь чаша используется только в особо торжественных случаях). Два Папы Римских (Иоанн Павел II и Бенедикт XVI) во время посещения Валенсии использовали чашу во время проведения массовой службы.

Если верить библейскому преданию, Грааль - это чаша, которой пользовался Христос на Тайной Вечере. Позже Иосиф Аримафейский, дядя Христа, сумел заполучить эту чашу у Понтия Пилата, в которую собрал кровь из ран распятого на кресте Христа, и переправил её в Британию, где Грааль стал талисманом первых христиан. Захороненная или потерянная где-то близ Гластонбери - первого центра христианства в Британии, - чаша стала объектом поисков, которые продолжались много веков. Рыцарям короля Артура каким-то образом удалось разыскать Грааль - к тому времени чаша считалась не только христианской святыней, но и неким волшебным сосудом, содержимое которого дарит обладателю вечную молодость и неземную мудрость.

Этой чаше более 2000 лет. Католическая церковь признала её подлинной святыней. Ватикан признал её «свидетельницей шагов Христа по земле».

Чаша представляет собой халцедоновый (или агатовый) кубок темно-красного оттенка высотой 7 см и 9,5 см в диаметре, стоящий на подставке с двумя ручками, которые, однако, появилась позже. Данная разновидность минерала, из которого изготовлена чаша, называется карнеолом или сердоликом и датируется I в. н.э. (по другим данным, она была изготовлена в 100-50 году до н.э.). Археолог Антонио Бельтран отнёс чашу к началу новой эры (1 век) и определил, что она была создана в мастерской Египта, Сирии или самой Палестины, что доказывает возможность нахождения чаши на Тайной Вечере.
Чаша отделана золотом, ценным жемчугом и изумрудами. Основание и две ручки чаши были добавлены в Средневековье, так что лишь сама чаша может считаться настоящей реликвией.
Нет одной истории появления чаши в Валенсии.
Одна история рассказывается следующее...
В 258 году в Риме правил император Валериан, который устраивал жестокие гонения на христиан. И как-то в его руки попался архидиакон Лаврентий, который якобы хранил у себя несметные сокровища Римской христианской церкви. На все приказы императора отдать сокровища, чтобы пополнить истощенную казну (к тому же необходимо было уничтожить особенно почитаемые у христиан реликвии и тем самым навсегда избавить страну от ненавистной Валериану религии), Лаврентий отвечал отказом, за что в скором времени и принял мученическую смерть. Но несгибаемый служитель церкви перед собственной гибелью успел переправить сокровища, среди которых упоминалась и чаша Христа, в свой родной город Оска, в Испанию, к своим родителям. От них реликвия перекочевала в церковь Святого Иоанна в Пиренеях, а затем попала в кафедральный собор в Валенсии.

Другая история такова.
После смерти Девы Марии ученики Христа распределили между собой ее имущество, и чаша, из которой Христос вкушал на Тайной вечере, была увезена святым Петром в Рим. Из-за преследований, которым подвергались христиане, папа Сикст II в III веке поручил ценную реликвию св. Лаврентию, который хранил ее в своем родном городе Уэска. Там чаша находилась вплоть до 712 года, после чего спасавшиеся от мусульман христиане спрятали ее в Пиренеях, а затем в монастыре Сан-Хуан-де-ла-Пенья близ города Хака. В 1399 году монахи подарили Грааль королю Арагона Мартину I, и чаша попала в Сарагосу, во дворец Альхаферия. В 1424 году Альфонсо V Великодушный перевез реликвию в Валенсию в знак благодарности за помощь, оказанную королевством Валенсия в его средиземноморских битвах.

Кое-какие детали историй, конечно, сходятся.
Но самое интересное заключается в том, что чаш Грааля объявляли в нескольких разных местах по всему миру. Так что до сих пор нет определенности, какая из них настоящая.

В 2014 году вышла книга Маргариты Торрес и Хосе Ортеги-дель-Рио «Короли Грааля», где авторы прослеживают историю потира доньи Урраки до древнего Иерусалима и доказывают, что он вполне может быть чашей Тайной вечери. Исследование стало очередной сенсацией. Так называемый потир доньи Урраки, ониксовая чаша для богослужений в золотой оправе, украшенной драгоценными камнями, - гордость базилики Сан-Исидоро. Жившая в XI веке донья Уррака, старшая дочь Фердинанда I, короля Кастилии и Леона, была благочестивой особой и щедро одаривала церкви. Этот сосуд она преподнесла базилике Сан-Исидоро, в которой впоследствии принцессу и похоронили.

Многие путеводители по Турину утверждают, что чаша Грааля находится именно в этом городе. Перед храмом Великой Богоматери расположены 2 статуи - Веры и Религии. Статуя Веры держит в левой руке чашу, в которой местные жители видят изображение чаши Грааля. В путеводителях сказано, что взгляд статуи указывает то направление, в котором следует её искать.

Еще один город – «убежище» Грааля – итальянская Генуя. Чаша, хранящаяся там в соборе Святого Лоренцо, сделана из стекла изумрудного цвета и имеет необычную шестигранную форму. Происхождение этого раритета неизвестно, в документах указано только то, что его забрали в качестве трофея из мечети в Кейсарии в Палестине во время первого крестового похода.
По свидетельству Гийома Тирского, это трофей крестоносцев, найденный в одной мечети в древнем палестинском городе Кесарее в 1101 г. Отождествление с Граалем основано на «Золотой легенде» Якопо Ворагинского - собрании христианских преданий XIII века, где сказано, что Иисус с учениками на Тайной вечере пил из изумрудной чаши. Когда Наполеон захватил Геную, он перевез святыню в Париж. Затем чашу вернули обратно, однако в пути она треснула. Так с трещиной ее сейчас и лицезрят.

Другие следы чаши ведут в базилику Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме.
Многие фрески в этом храме, на которых есть изображение Грааля, указывают на то, что чаша спрятана в катакомбах, расположенных под базиликой. Кстати, сам храм построен на месте погребения святого Лаврентия, что тоже наводит на мысль о закономерности хранения там реликвии. В 1938 году монахом-капуцином Джузеппе Да Бра была произведена подробная опись помещений катакомб. В ней упоминается 20-метровая комната со стоящими в ней скелетами. Один из скелетов держит в руках сосуд, по всем признакам похожий на Святой Грааль.

Чаша из Метрополитен-музея в Нью-Йорке представляет собой два серебряных сосуда, вставленных один в другой. Наружный, позолоченный, украшен замечательными рисунками, изображающими Сына Божьего и некоторых его соратников-апостолов.
Чаша была отреставрирована во Франции и в 1933 году выставлена на Всемирной выставке в Чикаго как чаша Тайной Вечери.

Ученые, проведя анализы и исследования, пришли к выводу, что внешняя чаша сделана несколько позднее, чем внутренняя, которая выглядит гораздо скромнее, но вызывает больше споров. Ученые установили, что время ее изготовления – I век н. э., и она вполне может оказаться знаменитым Граалем. Чаша была найдена при раскопках в городе Антакья (Антиохия) на юге Турции.

"...у него тоже было тайное желание, которое он хотел загадать Святому Граалю..."

Говорят, что все, что загадаешь около Грааля, все сбывается. Ну, дай бог!

ВОПРОС: действительно ли существует святой Грааль?

ОТВЕТ: цикл легенд о святом Граале возник и распространился в период конца XII – начала XIII века. Чтобы понять, каким образом появилась эта тема, вкратце опишем некоторые аспекты той эпохи.

В Средние Века общество было организовано согласно жесткому феодальному порядку, основанному на религии: ее считали нравственным фундаментом земной власти. Средневековые рыцари, принадлежавшие к привилегированному сословию, «благородные защитники веры», в литературе наделялись такими чертами, как смелость, чувство долга и чести, а также абсолютная верность своему феодальному правителю и церковной иерархии. В этом культурном контексте рождались рыцарские романы, которые можно разделить на два крупных цикла. Первый из них - каролингский (воспевающий деяния Карла Великого и его паладинов). Он зародился и развивался на севере Франции, и в нем прославлялись такие рыцарские достоинства, как благородство души, физическая сила и преданность вплоть до смерти. Второй цикл – артурианский (рассказывающий о делах короля Артура и рыцарей Круглого стола) – возник в Британии. В нем, в отличие от каролингского цикла, над коллективными рыцарскими подвигами преобладают личные подвиги отдельных рыцарей короля Артура.

Фантастические события в легендарных местах, населенных вымышленными и волшебными персонажами, - неотъемлемая часть средневековых художественных вкусов, которые выражали посредством поэтического, символического языка более глубокую реальность – как правило, духовную, насыщенную моральным и назидательным содержанием.

Истории, связанные с королем Артуром и его рыцарями, разворачиваются на легендарном острове Авалон, постоянно окутанном туманом, скрывающим его и делающим его недоступным. На него можно попасть лишь в том случае, если сами жители Авалона разрешат переплыть на магической лодке, которая либо плывет сама по себе, либо ее гребцы – магические существа.

Кто такой король Артур? На этот счет существует не одна гипотеза. Кто-то считает его легендарным персонажем, кто-то – кельтским божеством, символизирующим саму землю («арт» означает скала, от этого слова происходит «earth» – «земля»). Кто-то придерживается гипотезы о том, что король Артур реально существовал в VI веке.

А вот образ Мерлина, по всей вероятности, имеет историческую основу. Его можно идентифицировать с валлийским бардом Мирддином, жившим в V или VI столетии, знатоком пророческих сказаний.

Гальфрид Монмутский, повествовавший о нем в христианском ключе, считал, что магические способности Мерлина происходили от самого дьявола. По версии Гальфрида, дьявол хотел послать на землю некоего антихриста, чтобы распространить зло, и с этой целью овладел во сне девушкой. Но она, проснувшись, решила рассказать об увиденном ночью кошмаре. Священник осенил ее крестным знамением. Поэтому родившийся у нее сын был огромным и косматым, но в душе свободным от всякого злонамерения. С одной стороны, Мерлин унаследовал от дьявола способность знать прошлое. А с другой - получил в дар от Бога способность предвидеть будущее, и именно этот дар он использует в благих целях, направляя короля Артура на поиски святого Грааля.

Тот факт, что маленький Мерлин, будучи благословленным еще находясь в материнском чреве, родился с физическими характеристиками отца, но с душевными чертами матери, то есть свободным от склонности ко злу, должен был свидетельствовать о том, что Бог может преобразить во благо даже самое ужасное зло, если мы вверяем себя Ему.

Мерлин, согласно легенде, взял маленького короля Артура под свою защиту, руководил им, когда он извлек из камня меч Экскалибур и открыл ему миссию, для которой тот был предназначен: поиск Священного Грааля.

Согласно этой легенде, Священный Грааль привез в Англию Иосиф Аримафейский. После распятия Христа он претерпел немало испытаний и страданий от евреев из-за своей веры в Иисуса и оставил родную землю – подобно Аврааму. Легенда гласит, что он отправился в неизвестную страну, которая оказалась Англией. Здесь он доверил Грааль своему родственнику – именуемому «Королем-Рыбаком», - от которого Грааль переходил к потомству. Образ Короля-Рыбака будет центральным во всех рассказах о Граале, и каждый хранитель Грааля будет назван «Королем-Рыбаком». Потом следы того места, где якобы располагался дворец Короля-Рыбака, теряются, и теряются следы Грааля. По преданию, это произошло и из-за постепенного падения человечества, особенно вследствие раны, нанесенной Королю-Рыбаку за совершенный им грех тем же копьем, которым был пронзен бок Христа. Этимология прозвища «Король-Рыбак», возможно, связана с христианской символикой: рыба была символом Христа, а апостолы – «ловцами человеков», - или же с кельтской мифологией.

Итак, на землю, управляемую Королем-Рыбаком, обрушивается проклятие, вызывающее неурожай и опустошение во всем царстве. И вот, Мерлин открывает королю Артуру, что положить конец этой ситуации может только обретение Грааля. Некоторые из Рыцарей Круглого стола отправляются на его поиски, но только троим удается до него добраться, поскольку они обладали необходимыми для этого нравственными качествами. Еще двое будут близки к цели, но не достигнут ее из-за греха.

Существует много интерпретаций этимологии слова «Грааль». Впервые этот термин встречается в языке ойл в XII веке.

В литературе Грааль впервые встречается в «Персевале» Кретьена де Труа. Хотя там и упоминается о нем как о евхаристической Чаше, все же Грааль описывается, скорее, как некий магический сосуд, символ Матери-Земли. Грааль не представлен как реликвия, и даже слово употребляется с неопределенным артиклем, то есть предполагая наличие каких-то еще «граалей»., магических сосудов, рассеянных по земле.

Отождествление Грааля с христианской реликвией произойдет позднее, в XIII веке, в «Романе о Граале» Робера де Борона. Именно в нем Грааль представлен как Чаша Иисуса, использованная Им на Тайной Вечере, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь, исшедшую из бока Распятого Христа. Надо сказать, что такая идентификация была принята благосклонно богословами той эпохи, которые были заняты борьбой с ересью катаров, отрицавшей Воплощение Иисуса.

Сама Чаша Иисуса Христа упоминалась в рассказах паломников, утверждавших, что она хранится в храме Анастасис в Иерусалиме. Существуют свидетельства VII века, которые подтверждают, что евхаристическая Чаша Иисуса была известна и почиталась тогда как святыня.

Некоторые отождествляли Грааль с «Кесарийским Потиром», привезенным в Геную из Кесарии в начале XII века. Он по сей день хранится в кафедральном соборе города. Ценностью святыни его наделил в XIII веке епископ Иаков Ворагинский, автор сборника житий святых «Золотая легенда». Он отождествил хранящийся в Генуе потир с сосудом, используемым Иисусом Христом на Тайной Вечере.
Согласно другой традиции, возникшей в Испании в XIII веке, Святой Потир хранится в кафедральном соборе Валенсии.

Наш современник писатель Грэм Хэнкок полагает, что Грааль – не что иное, как сам Ковчег Завета, похищенный из Иерусалимского храма в период между X и VI веками до Рождества Христова. Он также выявил связь между Граалем и Тамплиерами, хранившими и передававшими из поколения в поколение его тайну.

Как мы видим, Священный Грааль вобрал в себя целый ряд переплетающихся между собой мифов, сказаний, возможно, с какими-то элементами реальности, насыщенными христианской и языческой символикой вне временных и пространственных рамок.

Таким образом, мы не можем сказать, где находится подлинная Чаша Иисуса Христа, сохранилась ли она вообще. В любом случае, христианская святыня ничего общего не может иметь с магическими свойствами священных предметов из средневековых легенд. Но Грааль может и сегодня послужить символом поиска того, что приходит свыше как дар и что можно получить не человеческими усилиями, а благодаря смирению и после глубокого внутреннего очищения, то есть обращения сердца. А это обращение выражается в евангельской простоте малых, которые доверяют не самим себе, а Богу. Таким образом, для каждого из нас достижение Грааля – это обретение безвозмездного дара Бога. И отправляясь на поиски Грааля, мы не ищем что-то внешнее, какой-то предмет, а прежде всего встаем на путь внутренней аскезы, преображающей всю жизнь и наделяющей ее смыслом. «Священный Грааль» христианина сделан не из дерева и не из камня: это – послание безграничной любви Бога. Эта любовь побуждает нас выйти из равнодушия и пойти навстречу тем, кто страдает и кто еще не слышал спасительного послания Иисуса. Вот – единственный Грааль, который мы можем найти и предложить тем, кто рядом.

Итак, на вопрос «Существует ли Святой Грааль?» можно спокойно ответить: да, и это – тайна Любви. Любви Бога, из-за которой Он стал человеком, и любви человека, отвечающего на эту любовь любовью к Богу и ближнему.

Святой Грааль – это загадка нашего мира. Его ищут, снимают фильмы, рассказывают легенды. Но что это на самом деле и где находится, никто не знает. Зачем прятать историческую ценность? Может быть это всего лишь миф построенный на имени знаменитого человека? Мы пойдем по следам исследователей и постараемся во всем разобраться. Присоединяйтесь и комментируйте.

Если у вас есть какая либо дополнительная информация про Святой Грааль, то не стесняйтесь, пишите о ней под статьей.

(лат. Gradalis) – это чаша. Из нее пил Иисус Христос на Тайной Вечере. И именно в эту чашу Иосиф Аримафейский (иудейский старейшина; последователь Иисуса; богатый человек; член Синедриона; в его гробницу был похоронен Иисус) собрал кровь Христа после распятья.

По легенде, именно после собранной крови чаша стала обладать невероятной силой.

Есть две версии вида Чаши Грааля:

  1. В виде кубка, как чаши из которой пьют
  2. В виде камня — в средневековых романах Европы Грааль описывается так

Легенда силы Грааля

Легенда гласит:

– Тот, кто испьет из чаши Святого Грааля получает вечную жизнь, прощение грехов и исцеление от всех болезней.

Прощение грехов в нашем мире мало кого волнует, а вот вечная жизнь всегда занимала мысли человека, особенно властного и богатого. По этой причине охота за чашей до сих пор ведется.

Официально никто не знает где эта чаша и как в действительности она выглядит. Все изображения ее в статье, да и по всему интернету – это лишь предположение вида.

Святой Грааль является самой желанным христианским артефактом. Но в то же время и самым иллюзорным. О нем много пишут и говорят, но его реальность никто так инее раскрыл.

Поиски Святого Грааля

На протяжении многих веков люди ищут Грааль. Кто-то что-то подобное находил и заявлял, что нашел Святой Грааль. Но это было лишь обманом или заблуждением того, кто так считал.

В Валенсии (Испания). В городской средневековой церкви хранится кубок из халцедона, украшенный драгоценными камнями . Авторы находки утверждают, что это и есть Святой Грааль.


Многие Святые Папы использовали этот кубок для святого причастия. Среди этих личностей и Папа Иоанн Павел 2ой. Он использовал эту чашу во время мессы.

Но чаша из Валенсии одна из десятков и даже сотен аналогичных, которые претендуют на название Святой Грааль.

Обладателей такой чаши ждало богатство и популярность. Как только церковь или аббатство заявляли, что они стали обладателями святого грааля, то тысячи паломников со всего мира начинали съезжаться к ним. Люди выстраивались в бесконечные очереди, чтобы пожертвовать доступную им сумму денег и прикоснуться к Граалю.

Священники всегда были обладателями древних предметов и артефактов, которые хранились на территории церкви и передавались из поколения в поколение. Они легко могли найти у себя старинную чашу. Могли легко сказать, что не знают откуда она и каково ее происхождение. И как следствие – выдавали ее за грааль.

Но если присмотреться ко всем выставленным чашам, которые называются , то не трудно заметить, что их вид очень богат — украшены золотом и драгоценностями. Такой вид чаши напоминает скорее кубок короля.

Историки уверены, что такого вида чаша мало вероятно могла быть у Иисуса Христа в тот самый день, на тайной вечере. Считается, что святой Грааль очень простого и скромного вида. Это может быть самая простая чашка из дерева или камня, ничем не украшенная. А внешний вид мог совсем отличаться от всеми признанного кубка.

Библия

В Библии не сказано ни слова о чаше. И не говорится, что эта чаша является какой-то необычной или особенной. Поэтому, чтобы искать ее, необходимо обращаться к совершенно другим источникам.

Вульгата, 1230г.

В 1230 году во Франции была выпущена серия романов в которых говорится про рыцарей искавших спрятанный таинственным образом предмет. Вульгата – так называлась серия этих историй. Они написаны на старо французском языке и состоят из 5ти частей.

Некоторые исследователи утверждают, что именно в этих романах описан Святой Грааль. И в описаниях он был изображен совершенно не в виде чаши.

Парцифаль, 1200г.

Еще одна версия Святого Грааля появилась в Боварии (Германия). Роман под названием «Парцифаль» (нем. Parzival). Это рыцарский роман. В нем 25.000 строк в стихотворной форме. Датируется 1200—1210 г.г. Автор Вольфрам фон Эшенбах.

Памятник Вольфраму фон Эшенбаху

Как видите, роман «Парцифаль» был создан на 2-3 десятка лет раньше, чем Вульгата. В этих двух романах схожая тема с поиском Грааля, но есть значительные расхождения в некоторых описаниях.

В Парцифале Иисус и Иосиф являются второстепенными героями. В романе даже нет никаких описаний чаши. Эшенбах считал, что граалем является не кубок, а камень и он попал к людям с неба, из рая и поэтому является волшебным предметом с невероятными свойствами. А потерять камень в нашем мире проще простого.

Вольфрам Эшенбах описывал, что Грааль каждый год восстанавливает свои магические свойства. На него садится голубь с облаткой в клюве. Птица кладет принесенную облатку на камень и он оживает с новой силой.

Это, в принципе, и все описание святого грааля из романа «Персифаль».

Никто на сегодняшний день не может точно сказать на каких основаниях было сделано это описание. Это выдумка автора или практические знания?

Персеваль, 1190г.

Вернемся еще немного назад, в северную Францию, в Шампань. В этом районе проживал Кретьен де Труа (франц. Chrétien de Troyes). В 1190 году он написал свой собственный роман – «Персеваль или Повесть о Граале». Роман появился раньше на 20 лет, чем романа Эшенбаха «Парцифаль»

В этом романе рассказывается о молодом человеке по имени Персиваль, который стремиться стать рыцарем и для этого отправляется в долгое путешествие. Дорога приводит его к королю, и молодой человек становится свидетелем необычного и мистического ритуала.

В ритуале использовались меч и копье, а молодая девушка держала в руках чашу, которую они называли . В описании было сказано, что это большая золотая чаша, которая обладала огромной магической силой. На дне чаши находилась одна обладка.

Прочитав разные варианты описаний древних рукописей, можно легко запутаться еще больше. Все тексты содержали совершенно не похожие друг на друга чаши грааля. Как именно он выглядел и действительно ли обладал такими свойствами? Эти и другие вопросы задают до сих пор искатели артефактов.

Может быть, такие различия были специально донесены до нашего времени, чтобы люди никогда не смогли найти настоящий Грааль. Ведь узнав о нем мир, могли начаться войны ради обладания сокровищем.

Скорее всего, истинный обладатель никогда не откроет правду миру, чтобы сохранить равновесие и спокойствие на земле.
Представьте, что Святой Грааль найден. Что произойдет? Мир будет долго и упорно выяснять, какой стране он действительно принадлежит и в какой церкви должен храниться. А богатые коллекционеры не смогут удержаться от попытки завладеть этим артефактом нечестным путем.

Наш мир слишком алчный и жестокий, чтобы делиться и помогать друг другу. Предполагаем, что он найдется лишь тогда, когда границы между странами сотрутся, а люди будут любить и уважать рядом живущего так же, как своего сына или дочь.
Но давайте остановим предположения и продолжим дальше искать подсказки о тайне хранения Грааля.

Вернемся к первоначальным источникам, в которых описывался Грааль.

В 12 веке был самым известным и значимым во всех кругах. Именно в период существования тамплиеров появились рукописи описывающие Святой Грааль. Это произошло примерно с 1190 г по 1275 г. В этот период времени рыцари ордена Тамплиеров были на самой вершине своего развития и влияния. Они воевали не ради власти, денег и славы, они стояли на защите добра и справедливости.

В период, когда фон Эшенбах писал свой роман, то Тамплиеры были образцом для подражания в плане рыцарства и чести.
Фон Эшенбах в своем романе написал, что замок Грааля охраняют рыцари Храмовники, то есть Тамплиеры. В описании они были людьми одетыми в белые плащи. И историки сразу сопоставили этот образ с Тамплиерами, т.к. они носили белую одежду в качестве символа чистоты.

Описанное выше может навести на предположение, что история о поисках Святого Грааля основана на подвигах рыцарей Тамплиеров. Может быть, пропавший кубок стоит искать не в романах, а в истории рыцарей?

В 12 веке, в Иерусалиме завершился первый Крестовый поход. Орден рыцарей был собран, чтобы они встали на защиту пилигримов в походе к местам паломничества.

В 1099 году крестоносцы взяли Иерусалим. Христианство радовалось этому событию. Но это оказалось большой проблемой – Святую землю было очень сложно удержать в своей власти. Тогда один из рыцарей выступил со словами, что хочет посвятить себя служению этим пилигримам, чтобы защищать на святой земле.

Если предположить, что Иерусалим, как древний и святой город, мог тайно хранить свои сокровища и артефакты, то, скорее всего, они находятся до сих пор на его территории. А Тамплиеры лучше, чем кто-либо знали, где искать эти сокровища в городе.

Резиденция самого ордена рыцарей была расположена в самом священном месте города – на Храмовой горе. Сегодня, в современном мире, на этом месте расположен Купол скалы. А во времена крестоносцев на этом месте располагался Храм Соломона.

Король Балдуин 2ой Иерусалимский отдал рыцарям свой дворец, который был построен на Храмовой горе. Именно это здание рыцари называли Храм Соломона, так как оно было расположено на месте храма.

Чтобы храм был защитой и крепостью для людей, рыцари взялись за его перестройку. Они вырыли в скале туннель длинной 20 метров и сделали целую систему подземных ходов.

Теологи не придают этим туннелям особого значения. Они открыты для посещения и сегодня. А рыцари таким образом расширили свою территорию и приспособили их для своих целей.

Но некоторые исследователи считают, что такие раскопки были произведены не для бытового использования. Есть версия, что рыцари что-то нашли, потому что Тамплиеры знали что и где искать. А когда нашли, что искали, то сразу вернулись в свою Европу.

Действительно ли они нашли, что искали? И что это было никто не знает. Орден состоял из людей верных и закрытых. Никто из них не раскрыл эту тайну при жизни.

Теперь перенесемся в Ларашель – город-порт во Франции. Именно в порт этого города рыцари на кораблях возвращались домой из Иерусалима.

Неизвестно, что на своих кораблях привезли Тамплиеры, но вскоре после этой поездки, орден стал одним из богатейших среди всех рыцарских орденов. Они получали пожертвования от простых жителей.

За 200 лет орден Тамплиеров стал самым могущественным и очень, очень богатым. Их владения простирались от севера Польши до юга Минорки; от Англии до Святой Земли. Помимо приобретенного богатства, рыцари получили благословение самого Папы. Он дал ордену самые широкие привилегии. Из-за такого разворота событий монахи и священники были очень не довольны решением Папы и сложившейся ситуацией. Ну и, как следствие, они очень завидовали рыцарям.

По такому описанию событий в истории, можно легко предположить, что именно Тамплиеры нашли Святой Грааль.

Двинемся дальше по следам истории и перенесемся в 14 век, во Францию, во времена правления короля Филиппа 4го. В это время орден рыцарей держался на самом пике своего могущества. Но все меняется со временем. И после пика успеха рыцарей ждал упадок.

Простые жители стали все чаще и чаще жаловаться на деяния рыцарей Тамплиеров. Общество стало относиться к ним с негативом, презрением и надменностью.

Король Филипп воспользовался такими переменами в отношении людей к ордену и рыцарям. Частые войны практически свели к нулю его казну. И король решает исправить ситуацию с помощью богатств ордена рыцарей.

Филипп начал действовать психологически на людей и сделал все возможное, чтобы его подданные окончательно отвернулись от рыцарей. Король стал распространять слухи о богохульстве, мужеложстве и содомии со стороны рыцарей. То есть во всем, что в те времена считали за страшный грех.

Дальше король послал своим чиновникам тайные письма. Это были приказы. В них была одна и та же информация для всех – 13 октября 1307 произвести арест всех членов ордена Тамплиеров, которые проживали во Франции. Именно поэтому пятница 13-е до сих пор считается самым несчастливым числом.

Всех арестованных передали в руки святой инквизиции. Папа принял решение закрыть орден, так как он стал обладать очень плохой репутацией.

Имущество ордена было изъято, но ничего, что напоминало бы Святой Грааль так и не нашли или тщательно скрыли из истории.
Предположим, что среди изъятых богатств Грааль не найден. Тогда мы отправляемся дальше. И продолжим поиски в местах обитания рыцарей – в храмах ордена.

Все церкви ордена были просты в сооружении, но в каждой имеются отличительные знаки Тамплиеров. Например, в христианских храмах везде присутствует образ Христа, а в храмах рыцарей ордена присутствует образ Девы Марии.

Тамплиеры с особенным акцентом почитали именно богоматерь и посвящали ей свои церкви, а каждый рыцарь приносил клятву именно Деве Марии. Возможно, в этом поклонении у рыцарей было нечто большее.

Собор Тамплиеров

Франция, Шартерский собор 13го века. Расположен в 90 км от Парижа и включен в список всемирного наследия. Сюда всегда, на протяжении многих столетий, съезжались паломники. Может быть, тут найдутся подсказки и приблизят нас к разгадке тайны Святого Грааля.

Мелкие, архитектурные украшения здания могли быть отображены под влиянием именно рыцарей. Например, над главным фронтоном есть изображение Иисуса, который поднял руку для благословения. Если присмотреться к кресту за головой Иисуса, то не трудно заметить, что его очертания точно совпадают с очертаниями креста ордена Тамплиеров.

Внутри церкви расположены 3 черные Мадонны. Есть версия, что именно черные Мадонны связаны с Тамплиерами. Они привозили эти образы из крестовых походов.

Могли ли Тамплиеры спрятать Святой Грааль именно здесь? Может ли Грааль быть связан с женщиной, образ которой стоит во всех церквях ордена?

Тамплиеры верили, что Дева Мария обладает большей мудростью, чем Иисус Христос. Для других церквей такая версия была приравнена к страшной ереси. Церкви всегда запрещали жителям самостоятельно искать истину, они требовали верить им на слово. Поэтому Тамплиеров преследовали за такую веру.

Но сами по себе Тамплиеры были не только войнами, защитниками, но и глубоко верующими. Они несли людям защиту и веру.
Существует версия, что рыцари всегда стремились донести информацию о просвещенности всему человечеству и зашифровали свое послание в архитектуре и рукописных романах. Они хотели, чтобы будущие поколения смогли узнать о них, их вере и убеждениях.

Кретьен де Труа зашифровал в своем романе часть мировоззрения рыцарей Тамплиеров. Легенды о святом Граале возникли на желании сохранить идеи рыцарей. Если это действительно было так, то какую именно мудрость они пытались нам донести?

Масоны – потомки Тамплиеров

Лондон. Здание великой объединенной масонской ложи Англии. Тут проходят международные собрания и тайные церемонии. Многие исследователи полагаю, что масоны могли иметь непосредственное отношение к ордену Тамплиеров.

Если изучать орден масонов и орден Тамплиеров, можно найти множество совпадений:

  1. Имеют тайные церемонии посвящения
  2. Первый магистр тамплиеров после женитьбы вошел в семью лидеров шотландского масонства
  3. Одним из высших чинов в масонстве является должность рыцаря

Но проблема заключается в том, что орден масонства возник лишь спустя 300 лет после ордена Тамплиеров.
Тут и появляется вопрос – Как орден Тамплиеров пог повлиять на масонское движение? Орден был ликвидирован в 1314 году, а масонство возникло в начале 17го века.

Может быть семьи рыцарей скрылись от глаз людей на 300 лет, передавая информацию из поколения в поколение.

В основе масонства лежат 2 принципа:

  1. Благотворительность
  2. Братство

В современном масонстве многие находят принципы рыцарей Тамплиеров.

Проанализировав романы и историю рыцарей, исследователи приходят к мнению, что Грааль не является каким-то материальным предметом. Это было какое-то неосязаемое сокровище, возможно это была некая идея жизни. Именно эту идею и несли рыцари людям.

Вы можете не быть рыцарем или масоном, но вы можете вести себя как подобает этим орденам – нести людям добро, помогать, сострадать, любить, верить.

Постскриптум

Святой Грааль, который породил множество легенд и мифов, который заставил исследователей искать, который породил сценарии к фильмам – может являться чьей-то верой и названо «Святым Граалем». Например, Иисус – это и есть Святой Грааль для нашего человечества. Он обрел вечную жизнь в истории планеты.

Может быть, Святой Грааль это не кубок и не камень. А это название ценности, которую для себя обретает человек или орден в целом.

А что вы скажете по этому поводу? Что действительно является Граалем, который ищут до сих пор?
Ждем ваше мнение и комментарии под статьей.

В мифах, сагах и священных религиозных текстах различных стран и народов можно отыскать множество сюжетов о чудодейственных предметах, которые были оставлены людям или подарены им богами. Среди этих преданий, пожалуй, самыми загадочными являются тексты о Священном Граале.
В реальном существовании этой реликвии не сомневались авторы средневековых рыцарских романов и хроник, на его поиски отправлялись рыцари и искатели приключений, за него воевали и гибли люди, но парадокс состоит в том, что у нас не имеется ни одного свидетельства кого-либо, кто бы собственными глазами видел этот загадочный предмет. Более того, даже не известно, чем же он был на самом деле...

Появление Грааля

Впервые о Граале упоминается во французском стихотворном рыцарском романе конца XII века, написанном Робером де Вороном. Там речь идет о Чаше, в которую Иосиф Аримафейский якобы собрал кровь распятого Иисуса. Затем эту святыню сохраняли маг британских кельтов Мерлин и его воспитанник король Артур.
Впрочем, в кельтском фольклоре есть и другой вариант появления Грааля на Британских островах: в древних сагах говорится о том, что король Артур во время своего путешествия в Аннон (потусторонний мир) добыл магический котел, который затем установил на своем знаменитом Круглом столе. За этим столом у короля Артура собирались лучшие его рыцари. Следует подчеркнуть, что большинство историков считает короля бриттов Артура реальной исторической личностью, жившей в конце V - начале VI века нашей эры.

Наконец, есть и третья версия появления загадочного Грааля. Как пишет Н. К. Рерих, в иранской поэме V века нашей эры «Перси Валь Наме» речь идет именно о Граале и его охраннике Перси Вале, который позже, в рыцарских романах XII-XIII веков Кретьена де Труа, Вольфрама фон Эшенбаха и других, превратился в Парсифаля. Один из этих авторов, Вольфрам фон Эшенбах (начало XIII века), дает такое знаменательное объяснение, откуда именно появился Грааль:

«Его (Грааль) когда-то принес отряд, который потом снова возвратился к сияющим звездам».

Очень интересно то, что фольклор кельтов связывает Грааль с Мерлином и другими жрецами-друидами. Известно, что эти жрецы владели тайными науками, понятными лишь посвященным. Те же народные кельтские предания, например, связывают строительство Стоунхенджа и других загадочных мегалитических сооружений Англии и Ирландии с деятельностью жрецов-друидов. Следует добавить, что сами кельты и сегодня являются большой загадкой для историков. Неизвестно, откуда они происходят.

Сегодня на различных диалектах кельтского языка говорят около шести миллионов человек. Это преимущественно сельское население Шотландии и Уэльса, бретонцы северо-запада Франции и большинство сельского населения Ирландии.

Но две-две с половиной тысячи лет назад кельты занимали огромную территорию - от Волги до Атлантического океана, а Н. К. Рерих считал, что в древности они жили еще намного дальше к востоку. Во время своей знаменитой Гималайской экспедиции он находил их следы на Тибете и в горах Ладакха. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мы видим общие темы и образы в преданиях таких, казалось бы, далеких друг от друга народов, как жители Ирана V века нашей эры и кельты времен короля Артура.

Но вернемся к Граалю. Из рыцарских романов XII- XIII веков вытекает, что в те времена Грааль находился не в Британии. Чаще всего место его хранения связывается с таинственным замком Монсальват, находившимся где-то на Востоке или Юге. Парсифаль, его сын Лоэнгрин и другие благородные рыцари, герои романов этого цикла, заняты именно поисками Грааля. Из текстов вытекает, что найти его может лишь человек чрезвычайно высоких моральных качеств, защитник добра и справедливости, тот, кто ради этой высокой цели отказывается отличной жизни и становится аскетом.

Тот, кому посчастливилось найти Грааль, пишут эти романы, мог «видеть невиданное и слышать неслыханное». Рыцарь, который хотел найти Грааль и посвятить свою жизнь его защите, должен был овладеть почти нечеловеческой собранностью и целенаправленностью, отбросить все лишнее, все, что могло отвлекать и расслаблять на пути к Великой Цели. Потому что служение Граалю давало надежду на победу добра - не для себя, а всех людей, всего мира. Неудивительно, что всякий недостойный, приближавшийся к этой святыне, поражался тяжелым недугом и ранами.

Как же описывается Грааль?

Само слово «Грааль» в провансальском языке, распространенном на юго-западе Франции, значит «чаша» или «кубок». Именно так описывается Святой Грааль - как магическая чаша, изготовленная из цельного изумруда. Она излучала чудесный свет и дарила своим защитникам бессмертие и вечную молодость.

Впрочем, как ни удивительно, Чаша требовала, выражаясь современным языком, «периодической подзарядки» - раз в год с неба слетал голубь, чтобы, как пишут рыцарские романы, «новой силой Чашу укрепить». Удивительно, не так ли? Магическая вещь потому и магическая вещь, что имеет совсем другую природу, чем обычные земные вещи. А здесь описывается что-то наподобие аккумулятора, требовавшего периодической подзарядки.

Впрочем, уже упоминавшийся Вольфрам фон Эшенбах описывает Святой Грааль как камень, который он называет «лапсит эксиллис». Этот непонятный термин одними переводчиками толкуется как «камень мудрости», другими - как «камень, спустившийся со звезд». Здесь вспоминаются другие древние легенды , например, о чудодейственном камне «шампир» царя Соломона, а особенно же о прославленном камне Чинтамани из преданий Тибета и Индии.

Специалисты по средневековой литературе считают, что легенда о волшебном Граале возникла из смеси восточных и христианских источников где-то в Испании или на юге Франции. Наиболее вероятным местом зарождения легенды считается район средневекового государства Лангедок на юго-западе Франции.

Легендарному замку Монсальват, где, согласно рыцарским романам, находилась волшебная Чаша Святой Грааль, очевидно, отвечает замок Монсегюр, руины которого сегодня возвышаются на скалистом обрыве отрогов Пиренейских гор недалеко от города Фуа (департамент Арьеж).

Просмотров