Бежин луг - Тургенев И. С

В прекрасный июльский день рассказчик охотится за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Домой он возвращается под вечер и вместо знакомых мест набредает на узкую долину, напротив которой стеной возвышается частый осинник. Пройдя вдоль осинника, охотник оказывается в котлообразной лощине с пологими боками.

В долине так глухо и уныло, что сердце у него сжимается.

Он понимает, что окончательно заблудился, и дальше идёт по звёздам. Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он видит под собой огромную равнину, которую огибает широкая река. Прямо под обрывом в темноте горят два костра. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга». Охотник устаёт. Он спускается к кострам, у которых коротают ночь ребятишки, пасущие лошадей.

Охотник просится переночевать, ложится у костра и наблюдает за мальчиками. Старший из них - Федя - стройный, красивый мальчик лет четырнадцати, принадлежащий, судя по одежде, к богатой семье. У неказистого Павлуши умный и прямой взгляд, а в голосе звучит сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражает тупую заботливость. И ему, и Павлуше не более двенадцати лет. Костя - маленький, тщедушный мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взором. Прикорнувшему в сторонке Ване лет семь.

Рассказчик притворяется спящим, и мальчики продолжают разговор. Ильюша говорит о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Новый рассказ начинает Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила - на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит.

В отдалении раздаётся протяжный звук, в лесу отзывается тонкий хохот. Мальчишки вздрагивают и крестятся.

Ильюша рассказывает историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Вдруг взлаивают и кидаются прочь собаки. Павлуша бросается за ними. Вернувшись, он говорит, что собаки почуяли волка. Охотник изумлён храбростью мальчика. Ильюша между тем рассказывает о том, как на «нечистом месте» встретили покойного барина, который искал разрыв-траву - уж очень могила на него давила. Следующая история - о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит - баба идёт, пригляделась - а это она сама, Ульяна. Затем Ильюша рассказывает поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.

Помолчав немного, мальчишки начинают обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказывает о мальчике, которого водяной утащил под воду. Засыпают ребята только к рассвету.

Рассказчик, «к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание повести Бежин луг. Будем рады, если вы найдете время прочитать эту повесть целиком.

Очень кратко Заблудившийся охотник в ночи набредает на крестьянских ребятишек, которые сидят у костра, стерегут лошадей и рассказывают друг другу страшные истории о леших, русалках, домовых и прочей нечисти.

Действие происходит в Российской империи, в Чернском уезде Тульской губернии. Повествование ведётся от первого лица. Деление пересказа на главы - условное.

«Прекрасный июльский день»

Летние дни, когда погода установится, - прекрасны. Утро - ясное, лучезарное. К полудню небо покрывается лёгкими золотисто-серыми облачками, из которых изредка сеется мелкий тёплый дождик. Перед вечерней зарёй облачка исчезают, а солнце закатывается так же спокойно, как и взошло на небо.

Охотник заблудился

Именно в такой день рассказчик охотился на тетеревов.

Рассказчик - мужчина с ружьём, сумкой для дичи и собакой; имя его в рассказе не упоминается

Под вечер он возвращался домой и неожиданно заблудился.

Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он увидел под собой огромную равнину, которую огибала широкая река. Рассказчик наконец узнал местность - в округе её называли Бежиным лугом.

У костра в ночном

Прямо под обрывом в темноте горели два костра, у которых пятеро крестьянских ребятишек с двумя собаками стерегли лошадей. Днём жара и мухи с оводами не давали лошадям покоя, поэтому летом их пасли по ночам.

Усталый охотник спустился к кострам, сказал, что заблудился и попросился переночевать. Он лёг под кустик неподалёку, притворился спящим и прислушался, о чём говорят ребятишки.

Мальчики варили картошку и рассказывали истории о нечистой силе.

Ильюша

Больше всего историй рассказал двенадца­тилетний Ильюша с горбоносым, вытянутым и подслеповатым лицом, на котором застыло туповато-озабоченное выражение.

Ильюша - 12 лет, горбоносый, вытянутое лицо, жёлтые волосы, одет опрятно, работает на бумажной фабрике; суеверен и боязлив, верит в сверхъесте­ственное

Одет мальчик был чисто и опрятно, но бедно. Многодетная семья Ильюши , видимо, была небогата, поэтому мальчик вместе с двумя своими братьями с раннего детства работал на бумажной фабрике. Ильюша «лучше других знал все сельские поверья» и искренне в них верил.

Домовой на бумажной фабрике

Первая история была о том, как приказчик велел Ильюше с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Говорящий барашек на могиле утопленника

Потом Ильюша рассказал о прорванной плотине, нечистом месте, где когда-то похоронили утопленника. Однажды послал приказчик псаря на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил псарь забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало псарю, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Покойный барин, ищущий разрыв-травы

Затем Ильюша рассказал о встреченном на той же плотине покойном барине. Покойник искал на «нечистом месте» разрыв-травы и жаловался, что могила на него давит.

Родительская суббота

Ильюша был уверен, что «покойников во всяк час видеть можно», а в родительскую субботу можно узнать, кто умрёт в этом году, надо только сесть на паперть, да на церковную дорогу смотреть - кто мимо пройдёт, того и ждёт смерть. Он рассказал о бабе, которая решила узнать, кто помрёт в этом году, пошла в родительскую субботу на паперть и узнала в проходящей мимо женщине себя.

Солнечное затмение и Тришка

Когда разговор зашёл о произошедшем недавно «небесном предвиденьи» - солнечном затмении, Ильюша рассказал поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения. Удивителен этот Тришка умением освобождаться от любых оков и выходить из любой тюрьмы.

Павлуша

Затем Павлуша тоже вспомнил о солнечном затмении.

Павлуша - 12 лет; сероглазый, большеголовый и приземистый, одет бедно; смел, пытается объяснить непонятное, решительный и любозна­тельный

Когда солнце исчезло, крестьяне перепугались, а барская стряпуха все горшки в печи перебила, считая, что пришёл конец света, и щи есть некому будет. Все верили, что «белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят».

Пошли крестьяне в поле Тришку встречать. Вдруг видят - идёт человек «мудрёный» со странной головой. Все бросились прятаться, а это оказался не Тришка, а деревенский бочар, который купил новый жбан и надел его на голову, чтобы легче было нести. Развеселил мальчиков Павлушин рассказ.

Вдруг в самый разгар беседы залаяли и кинулись прочь собаки. Павлуша бросился за ними. Вернувшись, он сказал, что собаки почуяли волка.

Костя

Костя , маленький, тщедушный, очень бедно одетый и пугливый мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взглядом, рассказал две истории.

Костя - 10 лет, худой и малорослый, плохо одет; трусишка, боится непонятного, способен на сочувствие, верит рассказам Ильюши

Встреча плотника с русалкой

Первая - о плотнике, который заблудился в лесу и наткнулся на русалку. Она сидела на ветке дерева, звала его к себе и смеялась. Плотник взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно, а потом прокляла его - будет плотник горевать до конца своих дней. С тех пор он невесёлый и ходит.

Водяной, утащивший мальчика на дно

Вторая Костина история была о мальчике, которого водяной утащил под воду, а его мать сошла от горя с ума.

Федя

Старший из мальчиков, Федя , стройный, красивый подросток лет четырнадцати, принадлежал, судя по одежде, к богатой семье и был в этой компании «запевалой» - к друзьям относился покрови­тель­ственно, но по-доброму, изредка перебивал их с добродушной насмешкой.

Федя - 14 лет, красив, хорошо одет; как старший, к друзьям относится покрови­тель­ственно, но по-доброму, немногословен

Федя вспомнил о живущей в его деревне женщине, которую бросил любовник. Пошла она топиться, а водяной утащил её на дно, и там «испортил». Женщину вытащили, но в себя она не пришла, так дурочкой и осталась.

Ваня

Самый младший, семилетний мальчонка Ваня , всю ночь продремал под рогожкой «и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую головку».

Ваня - 7 лет, русый, кудрявый и большеглазый; искрений, мечтательный и добрый, любит природу; дремлет в течение всего разговора

Утро

Остальных ребятишек сон сморил, когда погасли костры. Охотник тоже задремал. От костров он ушёл, когда «утро зачиналось». Попрощаться охотнику удалось только с Павлушей - тот проснулся, когда он уходил.

Эпилог

Рассказчик с сожалением сообщает, что в том же году «славный парень» Павел погиб - разбился, упав с лошади.

Главный герой произведения, он же рассказчик, в один из погожих июльских дней отправляется на охоту. На обратном пути герой понимает, что заблудился и не может найти дорогу домой. Остановившись на ночлег на лугу в компании крестьянских мальчишек, рассказчик, притворившись спящим, наблюдает за детьми, слушает их разговоры. Внезапно один из мальчиков устремляется вслед за залаявшими собаками и, спустя время, возвращается с ними. В конце повествования рассказчик говорит о трагической смерти мальчика в этом же году.

Главная мысль рассказа – духовная красота русского крестьянства. На примере крестьянских детей с их предрассудками и суевериями, с одной стороны, и безрассудной смелостью, с другой, автор через описание внешности детей, через отношение к их рассказам раскрывает перед читателями поэтический мир народных примет и сказок о разной «нечистой силе», гармонично дополняя его картинами живой природы.

Читать краткое содержание Бежин луг Тургенева

Главный герой произведения, он же является рассказчиком, отправляется на охоту за тетеревами в Тульской губернии. Погода выдалась чудесной, стоит погожий июльский день, охота прошла удачно, рассказчик настрелял много дичи. Вечером, в прекрасном расположении духа, он со своей усталой собакой возвращается домой, но вскоре понимает, что заблудился. Между тем надвигается ночь. Рассказчик забредает в какой-то незнакомый осинник, а потом оказывается в какой-то распаханной лощине.

Так и не найдя дорогу домой, рассказчик решает идти наудачу по звездам и случайно оказывается на Бежином лугу неподалеку от реки. Рассказчик замечает у подножия холма костер и людей. Навстречу ему с лаем устремляются две собаки. Подойдя ближе, он видит, что у костра сидят деревенские ребятишки. Уставший, он решает заночевать у костра вместе с этими мальчишками, пришедшими с табуном лошадей и двумя собаками в ночное. Рассказчик притворяется спящим и исподволь наблюдает за сидящими у костра детьми, дает описание их внешности, прислушивается к их разговорам.

Мальчиков пятеро: Федя, Костя, Павлуша, Илюша и Ваня. Федя – мальчик четырнадцати лет, самый старший из детей, судя по одежде и манере поведения, является выходцем из богатой семьи. С ребятами поехал, видимо, ради забавы. Павлуша – мальчик примерно двенадцати лет, он сразу понравился рассказчику, несмотря на довольно простую внешность: с черными волосами, нескладным телом, тусклым лицом, но в целом произвел впечатление человека с неким внутренним стержнем.

Илюша было двенадцать лет, горбоносый, с подслеповатым лицом, но знающий много народных примет, поверий, историй о нечистой силе. Костя – мальчик лет десяти и самый младший – Ваня лет семи, который практически всю ночь спит под рогожей и не принимает участия в разговоре.

Первым приступает к рассказу Илюша. Он вспоминает, как ночевал с другими ребятами на бумажной фабрике и они слышали там домового. Детям казалось, будто ночью над их головами кто-то ходил, стучал, кашлял. Потом некто спустился к ним по лестнице, распахнул двери. Они никого так и не увидели, но все равно очень испугались.

Следующую историю рассказывает своим товарищам Костя – о плотнике Гавриле и его встрече с русалкой. Гаврила ходил в лес за орехами, но заблудился и решил дождаться наступления утра в лесу. Проснулся Гаврила от того, что кто-то его звал. Открыв глаза, он увидел сидящую на ветвях русалку, которая звала его к себе. Как только мужчина осенил себя крестным знамением, русалка начала плакать. Она пожелала Гавриле, чтоб он также горевал до конца своих дней, как она сейчас. После этой встречи Гаврила стал всегда ходить невеселым.

Затем Илюша заводит разговор о происшествии на плотине, том гиблом месте, где был похоронен утопленник. Мальчик Илюша рассказывает о случае, когда приказчик отправил местного псаря Ермилу на почту, возвращался тот уже ночью. На могиле утопленника Ермила заметил красивого белого барашка и решил взять его себе. Сев на лошадь и продолжив свой путь, Ермила вдруг заметил, что барашек смотрит на него буквально человеческими глазами. Ермила стал ласково гладить барашка, но тот внезапно оскалил зубы и стал его передразнивать.

Разговор мальчиков внезапно прерывается собачьим лаем. Павлуша, вскочив на коня, исчезает в темноте. Затем возвращается с собаками, сказав, что, вероятно, они почуяли волка, но бояться не стоит. Затем дети продолжают беседу. Илюша рассказывает о встречах жителей Варнавиц с покойным барином. Тот искал разрыв-траву, чтобы избавиться от давления могилы. Костя удивился, что можно видеть покойника в обычный день, а не в родительскую субботу. Но Илюша утверждает, что это возможно. Также Илюша рассказывает о народном поверье: если в родительскую субботу сесть на церковную паперть и смотреть на проходящих мимо, то можно узнать, кто умрет в скором времени. Далее он повествует о некой бабе Ульяне, которая именно в такой день увидела себя со стороны, бредущую мимо церковной паперти. Далее дети говорят о солнечном затмении, потом разговор переходит на леших.

Затем Павлуша идет на реку за водой, а дети в его отсутствие говорят о водяном, вспоминают утопленника Васю, тот случайно утонул, играя на берегу, о его бедной матери. А Павлуша, вернувшись, рассказал друзьям, будто ему послышалось, как кто-то Васиным голосом звал его из-под воды. Илюша со страхом замечает, что это плохая примета.

Поговорив некоторое время, дети засыпают. Наутро рассказчик прощается с детьми. Затем он с прискорбием сообщает о трагической гибели так понравившемся ему Павлуши в этом же году. Мальчик разбился, упав с лошади.

Очень кратко Бежин луг

В 1847 – 1851 г.г. Иван Тургенев написал цикл рассказов «Записки охотника», в состав которого вошел «Бежин луг». Суть рассказа заключается в том, что в центре сюжета ребята, которые пошли в ночное пасти табун лошадей. Чтобы время проходило незаметно и не хотелось спать, мальчишки рассказывают различные «страшные» истории: о домовом, о встрече плотника Гаврилы с русалкой, об Акулине, которую «испортил водяной». В финале рассказа один из ребят – Павел, погибает, упав с лошади. А виной его смерти стал голос утопленника.

Главная мысль рассказа Бежин луг Тургенева

Главная мысль классического произведения «Бежин луг» в том, что Тургенев Иван Сергеевич, показывает способность видеть красоту в привычном. Показывает, что, оказывается, человек способен ценить красоту природы. Обращает внимание читателя на незримую связь между природой и человеком. И, самое важное, подчеркивает мысль, что люди разные по возрасту, уровню развития, воспитанию способны вести продуктивный диалог.

Бежин луг Тургенев краткое содержание

Тургенев, он же рассказчик, в один из июльских дней охотился на тетеревов. Это происходило в Тульской губернии.
Охотник настрелял достаточно дичи и вечером уставший, но довольный возвращался домой. Сумерки спустились быстро и Тургенев немного заплутал. Сначала он долго шел вдоль осинового леса, затем неожиданно очутился в лощине. Понимая, что идет не совсем туда, рассказчик решил ориентироваться по звездам и в конце концов вышел к ровной местности, которую в Тульской губернии называли Бежин луг. Эту равнину огибала речушка, недалеко от которой Иван Сергеевич заметил костер, а вокруг него фигуры людей.

Чтобы немного отдохнуть, рассказчик принял решение подойти к людям. Когда он подошел ближе, то увидел крестьянских ребят, которые были в ночном, то есть пасли табун лошадей.

Иван Сергеевич попросил разрешения переночевать с ними. Ребятишки согласились. Тогда рассказчик прилег у костра и стал внимательно слушать их истории, в то же время любуясь природой.

Нужно сказать, что ребятишек было пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.

Иван Сергеевич тщательно описывает внешность каждого мальчишки. У Феди были «красивые и тонкие черты лица». Павлуша был неуклюжим, с рябым лицом. Лицо Ильи «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». У Кости делает акцент на задумчивых и печальных глазах. Ваня был самым маленьким среди ребят и спал, укрывшись рогожкой.
Тургенев сделал вид, что дремлет, а сам слушал неспешный разговор мальчишек.

Первым рассказывал Илья о том, что ему как-то пришлось заночевать на бумажной фабрике. Именно в ту ночь он слышал домового. Он говорит, что там непонятно кто ходил, стучал, а потом распахнул двери в помещение, где спали ребята.

Можно подвести итог его рассказу, процитировав Тургенева: «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает».

Следом за Ильей стал рассказывать Костя историю о плотнике по имени Гаврила. Этот Гаврила пошел собирать лесные орехи, но с ним случилась оказия – он заблудился. Тогда Гаврила принял решение заночевать в лесу, и именно в это время стали с ним происходить необъяснимые события. Во-первых, Гавриле стало чудиться, что его кто-то зовет. Он решил посмотреть, кто же это и увидел русалку, сидящую на дереве. Тогда, как православный человек Гаврила наложил крестное знамение, а русалка в ответ рассмеялась, потом расплакалась и сказала: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». На том она исчезла, а Гаврила перестал даже улыбаться с той поры.
Ночь тем временем спускалась все ниже, и с реки послышался звук, похожий на стон и вой одновременно. Тогда Илья помянул Бога.

Наконец ребята успокоились и продолжили беседу.

Снова стал рассказывать Илья о плотине на реке, которую прорвало недавно, но важной темой его рассказа стал утопленник, похороненный недалеко от нее.

Главный герой его рассказа – Ермил, которого отправили на почту, но он по какой-то причине припозднился и, переходя плотину, увидел на могиле утопленника белого барашка. Ермила взял барашка с собой. Пока он его вез, то заметил, что животное смотрит преданно в глаза. Решил он его погладить, ласковые слова говорить, а баран-то зубы оскалил да по человечьи его слова повторил…

Неожиданно забеспокоились собаки, и мальчишки предположили, что к табуну подкрался волк. Павел тогда принял решение бежать, посмотреть, что там происходит. В конце концов выяснилось, что табуну ничто не угрожает.
Беседа мальчиков мерно потекла дальше.

Илья вспомнил, что в местечке Варнавицы, часто стали видеть давно умершего барина по той причине, что могила «сильно на него давила». Костя высказал свое удивление, что покойника видят не только в родительский день. Тогда ему пояснили, что в Радоницу можно узнать, кто скоро преставится. Для этого сесть надо на паперть и смотреть на прохожих. Например, бабушка Ульяна таким образом увидела саму себя.

Мальчишки ненадолго замолчали. В это время над ними пролетел голубок белый.

В это время со стороны речки раздался пронзительный крик цапли. Вот тогда-то пришло время вспомнить о лешем. О том, что леший не может кричать, что он нем как рыба, а только «в ладоши хлопает да трещит».

Павел пошел к речке набрать водицы. В этот момент ребятишки обсуждали тот факт, что в таком случае водяной может человека схватить да в свое царство подводное утащить. К слову помянули Акулину-дурочку, которую «водяной испортил». Привели в пример мальчонку по имени Вася, который утонул по неосторожности. Павел к этому времени вернулся к костру и поведал мальчикам, что когда он черпал воду, его кто-то голосом Васятки звал.

Близилось утро, и разговор мальчиков постепенно прекратился.

Иван Тургенев проснулся рано, собрался, кивнул Павлу на прощание и пошел вдоль речки к дому.

Повествование рассказчик завершает таким замечанием: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

  • Краткое содержание Воробьев Это мы господи

    Лейтенант С. Костров по осени 41 года оказывается в плену. Через несколько дней их отправляют по Волоколамской трассе, где иногда слышатся выстрелы, как немцы добивают отставших раненых ребят. Костров идет вместе со старым мужчиной.

  • Краткое содержание Снегурочка Братья Гримм

    Как-то раз, зимой, королева, сидя за шитьем у окна, случайно колит себе острой иглой пальчик, с которого стекают несколько темных капли крови, призадумавшись, промолвила: «Ах, если бы у меня родился ребёночек

  • Краткое содержание Блокадная книга Гранин

    Блокада Ленинграда длилась 900 дней. Каждый день, прожитый ленинградцами, наполнен мужеством и героизмом. Главными бедствиями ленинградцев были голод, холод, отсутствие лекарств, цинга

  • Иван Сергеевич Тургенев

    БЕЖИН ЛУГ

    Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - несомненный признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…

    В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии. Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо; но уже вечерняя заря погасала, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени, когда я решился наконец вернуться к себе домой. Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места. У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник. Я остановился в недоумении, оглянулся… «Эге! - подумал я, - да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо», - и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко. Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо. «Вот как только я выйду на тог угол, - думал я про себя, - тут сейчас и будет дорога, а с версту крюку я дал!»

    Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. «Что за притча?.. Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня… «Э! да это Парахинские кусты! - воскликнул я наконец, - точно! вон это, должно быть, Синдеевская роща… Да как же это я сюда зашел? Так далеко?.. Странно»! Теперь опять нужно вправо взять».

    Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед. Все кругом быстро чернело и утихало, - одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрел по полю межой. Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть - но то уже была синева ночи. Звездочки замелькали, зашевелились на нем.

    «Бежин луг» входит в цикл рассказов «Записки охотника». Значение книги Тургенева «Записки охотника», вобравшей в себя множество рассказов о жизни русских людей, огромно для русской литературы. Каждый рассказ - грань этой жизни, следовательно, вся книга представляет собой живую многообразную картину русской провинции, деревни. В цикл «Записки охотника» входят следующие рассказы: «Хорь и Калиныч»; «Ермолай и мельничиха»; «Малиновая вода»; «Уездный лекарь»; «Мой сосед Радилов»; «Однодворец Овсянников»; «Льгов»; «Бежин луг»; «Касьян с Красивой мечи»; «Бурмистр»; «Контора»; «Бирюк»; «Два помещика»; «Лебедянь»; «Татьяна Борисовна и ее племянник»; «Смерть»; «Певцы»; «Петр Петрович Каратаев»; «Свидание»; «Гамлет Щигровского уезда»; «Чертопханов и Недопюскин»; «Конец Чертопханова»; «Живые мощи»; «Стучит!»; «Лес и степь».

    Главные герои «Записок охотника» — простые люди, русские крестьяне, они проявляются в рассказах как личности, имеющие свою судьбу и уникальный характер. Особенность и новаторство подхода Тургенева к крестьянской теме состоит в том, что он изобразил крестьян как живую душу нации.

    Для выражения этой мысли писатель прибегает к яркому идейно-композиционному приему: рассказчиком в книге является охотник, бродящий с ружьем по уезду и оказывающийся непосредственным наблюдателем описываемых им позже событий: «В начале августа жары часто стоят нестерпимые. В это время, от двенадцати до трех часов, самый решительный и сосредоточенный человек не в состоянии охотиться и самая преданная собака начинает «чистить охотнику шпоры», то есть идет за ним шагом, болезненно прищурив глаза и преувеличенно высунув язык, а в ответ на укоризны своего господина униженно виляет хвостом и выражает смущение на лице, но вперед не подвигается.

    Именно в такой день случилось мне быть на охоте. Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени хоть на мгновение; долго моя неутомимая собака продолжала рыскать по кустам, хотя сама, видимо, ничего не ожидала путного от своей лихорадочной деятельности. Удушливый зной принудил меня, наконец, подумать о сбережении последних наших сил и способностей. Кое-как дотащился я до речки Исты, уже знакомой моим снисходительным читателям, спустился с кручи и пошел по желтому и сырому песку в направлении ключа, известного во всем околотке под названием «Малиновой воды»…» Первый рассказ, открывший будущую книгу о народе, был «Хорь и Калиныч» (1847).

    Название раздела говорит, что Тургенев еще не вполне осознавал глубину и серьезность своего рассказа и его роль для будущего творчества, хотя в «Хоре и Калиныче» были впервые созданы типы национального характера в крестьянской среде. Впоследствии замысел произведения расширялся, и Тургенев в течение пяти лет создал галерею ситуаций и характеров, обращаясь к вечным темам литературы: национальный характер («Хорь и Калиныч»), родина («Лес и степь»), тайна («Бежин луг»), любовь («Свидание»), творчество («Певцы»). Тематика и проблематика рассказа «Бежин луг». Природа и герой - главная тема как «Бежина луга», так и «Записок…» в целом. Но одних «Записок охотника» явно недостаточно. Важно посмотреть на «Бежин луг» в контексте размышлений Тургенева о соотношении склада народного характера и природы, о поэтике описаний, т. е. о том, как описать природу, как описать народный характер.

    «Подслушать, подсмотреть» или дать «стройную и широкую картину»? Последнее, по Тургеневу, «ближе к делу и вернее». Так вьшвляются в рассказе «Бежин луг» два момента: Эстетическая концепция природы у Тургенева включает в себя народное толкование стихийных сил природы; Природа у него - стихия таинственного и непознанного для человека, хотя в самой природе, по замечанию писателя, «нет ничего ухищренного и мудреного». Фольклорные мотивировки позволяют Тургеневу в данном случае свести в единое художественное целое «полюса» природы. Тургенев своим миропониманием предвосхищал новую литературу конца XIX - начала XX столетия, новый тип писателя. И вовне, и в самом человеке им допускалась непознанность мира; без этого допущения остановилась бы наша духовная работа, остановился бы сам мир, поскольку непознанность, по мысли Тургенева, согласна и природе вещей, и природе нашего сознания.

    Что же представляют собой полюса природы у Тургенева и как они между собою «примиряются»? Мы видим «простоту и величие» тургеневской природы, которая, по словам писателя, «никогда ничем не щеголяет, не кокетничает»; «в самых своих прихотях она добродушна». Но та же природа оказывается у Тургенева неиссякаемым источником поэтической силы именно потому, что как бы не раскрывает себя: не подпускает совсем близко, лишь избранному позволяет «заглянуть в себя», нередко беря за то жестокую плату (например, гибель Павлуши). Своеобразие сюжета и конфликта.

    Своеобразие и поэтическое обаяние «Бежина луга» заключается в том, что столкновение противоположных начал рассказа (в другом произведении мы могли бы 114 Это обозначить как конфликт) проведено вне системы полярных отношений героев. Сам по себе сюжет рассказа, на уровне отношений героев, не содержит конфликтного момента и укладывается в схему ничем не замечательного случая из охотничьих буден. Рассказчик, охотник, случайно заблудился и был вынужден скоротать ночь вместе с несколькими деревенскими мальчиками на Бежином лугу. Истории про нечистую силу, которыми мальчики заполняют время в ночном и которые занимают большую часть рассказа, также не противоречат одна другой.

    Больше того, это истории с подхватом: один начинает, второй поддерживает, продолжает. Не случайно здесь упоминание о «запевале» (Феде «приходилось быть запевалой»). Характерно, что «зачины» ночных историй имеют довольно схожие формы и даже содержат одни и те же словечки («Нет, я вам что, братцы, расскажу, - заговорил Костя тонким голоском, - послушайте-ка, намеднись, что тятя при мне рассказывал»; «А слыхали вы, ребятки, - начал Ильюша, - что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?»). Как же возникает драматическое напряжение сюжета, откуда берется остро ощущаемая конфликтность и даже трагизм рассказа?

    В «Бежине луге» структурно значимы столкновения противоположных стихий: ночи и дня, мрака и света, тревоги и покоя, непостижимых злых сил и ясных, добрых: «Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо; но уже вечерняя заря погасала, и в воздухе, еще светлом, хотя не озаренном более лучами закатившегося солнца, начинали густеть и разливаться холодные тени, когда я решился наконец вернуться к себе домой. Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидал совершенно другие, мне не известные места.

    У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник. Я остановился в недоумении, оглянулся… «Эге! - подумал я, - да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо», - и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошел в погреб; густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко.

    Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась и дрожа на смутно-ясном небе; резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо. «Вот как только я выйду на тот угол, - думал я про себя, - тут сейчас и будет дорога, а с версту крюку я дал!» Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле…».

    Конфликтен и необычен его финал. В рассказе, собственно, не один, а два финала. Первый - мажорное сообщение о наступившем новом дне: «Не успел я отойти двух верст, как… полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун…». Рассказ, казалось бы, обрел сюжетную завершенность, но - не получил конца. Интуитивно ощущаешь, что настоящий финал - в трех последних строчках, которые писатель прибавляет к предыдущим словно бы с некоторым недоумением, неохотно: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало.

    Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!» Это - последние слова рассказа, которые сообщают ему, несмотря на их кажущуюся необязательность, несмотря на то, что они вновь «размыкают» сюжет, подлинную художественную завершенность. Образ Павлуши. В системе отношений героев и природы Павел оказывается связующим звеном между спящими мальчиками и покидающим их рассказчиком, между отступающим ночным мраком и наступающим днем. В пограничный час между ночью и утром, когда все затихает в «крепком, неподвижном, передрассветном сне», фигура бодрствующего мальчика с пристальным взглядом особенно значительна. Павлуша по-особому вьщелен - не только рассказчи- ком-охотником, но и товарищами и как бы самой природой.

    Он единственный из мальчиков, кого рассказчик открыто наделяет своим к нему отношением: «Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Мальчики наиболее уважительно реагируют на реплики именно Павла, в споре ждут его мнения. Сам рассказчик постоянно держит Павлушу в поле своего зрения, в кульминационных моментах повествования сосредоточивает внимание на реплике или жесте мальчика. Появляется живое «я» рассказчика-охотника, и думается, что это важные моменты повествования, в которые совершенно явственно звучит голос самого Тургенева: «Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение». Через несколько строчек: «Что за славный мальчик!» - думал я, глядя на него».

    И еще через несколько строчек - замечание не только восторженное, но профессиональное охотничье: «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу». Рассказчик-охотник знает цену гордости собаки за достойного хозяина. Эта гордость обращена к мальчику. И думается, что здесь, как и в трех подряд повторяющихся похвалах герою (что вообще Тургеневу мало свойственно), высшая точка нарушения Тургеневым своей обычной авторской сдержанности, «спрятанности» за рассказчика.

    Совершенно ясно, что перед нами явление неординарное: мальчик незаурядный, одаренный способностью шагнуть за черту привычного, безопасного, допустимого («Однако воды зачерпнул»). Именно потому к концу повествования «Бежина луга», рассказа об удивительной, загадочной июльской ночи, линия Павлуши становится ведущей сюжетной линией. На ней особенно близко и ощутимо сходятся природа и герой. Вбирая в себя другие сюжетные линии (в том числе и линию рассказчика), она сообщает всему повествованию и финалу рассказа многозначность и глубокую перспективу смыслов.

    Художественное своеобразие рассказа. Взаимосвязь природы и героя в «Бежине луге» остро ощущается в особой ритмичности повествования, в композиционных «переломах» рассказа, его эмоционально насыщенных эпизодах. Как мы увидим дальше, эта ритмичность опять-таки определеннее всего соотносится с образом Павла, поскольку последовательность рассказываемых историй направляется репликами мальчика, его одобрением или неодобрением. Вслушаемся в ритм рассказа: «Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго». Не только это замечание о погоде, но сам ритм первой фразы обещают неторопливость, стабильность дальнейшего повествования. Тем неожиданнее первый «сбой» в спокойном течении рассказа.

    Когда вечерняя заря начала гаснуть и рассказчик решил повернуть домой, он неожиданно обнаружил, что заблудился. Плавное повествование, изобилующее глаголами со значением протяженности, замедленности, незаконченности («не изменяется во весь день», «кое-где протянутся»), резко меняется на решительное, сиюминутное, завершенное («я остановился… оглянулся»; «меня тотчас охватила неприятная… сырость»; «я поскорей выкарабкался»; «резво и прямо пролетел в вышине… ястребок» и тд.).

    Этот ритмический и интонационный перепад обусловлен эмоционально: скопившимися в этом месте повествования балладными мотивами и образами. «Жутко» белеет «ровной скатертью» мокрая трава на дне долины; летучие мыши «таинственно» кружатся над «заснувшими верхушками» леса; «пустынное поле» расстилается перед путником. Охотником, сбившимся с пути, овладевает «странное чувство» нереальности: действительность осязаемо переходит для него в «притчу», в финале которой - «страшная бездна», разверзшаяся под ногами: «Что за притча?..

    Да где же я?»; «Да как же это я сюда зашел? Так далеко?.. Странно!»; «Да где же это я?» - повторил я опять вслух…»; «Странное чувство тотчас овладело мной»; «Я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился: над страшной бездной. Я быстро отдернул занесенную ногу и, сквозь едва прозрачный сумрак ночи, увидел далеко под собою огромную равнину». Легко заметить, как в унисон «проявляют» здесь себя природа и герой. Их общность осуществляется на уровне авторском, т. е. в том слое повествования, который равным образом принадлежит и рассказчику, и автору: «Ночь приближалась и росла»; «с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак»; «на дне лощины торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания».

    Паузы, подчеркивающие тревожную напряженность, восклицания, балладные «вдруг», атмосфера таинственности - все это вовлечено в авторское задание одушевить природу. Природа в этой части повествования, подобно тому как в балладе, вступает в сюжет как бы прямым участником событий. Но вот перед нами - новый сюжетный поворот. Рассказчик, присмотревшись к огням на дне равнины, замечает людей. Меняется ритм и тон повествования.

    Следующая же фраза (рассказчик вновь обретает привычную реальность) звучит интонационно как вздох облегчения: «Я узнал наконец, куда я зашел». Теперь ночная природа будет овеяна присутствием людей. Ее «балладные», причудливые видения отступят к «черте того круга», где «мрак боролся со светом». Таинственность природы вьывится через иные, мажорные, эмоциональные оттенки: через торжественно-великолепное, озаряющее душу, «сладко стесняющее грудь». («Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием».) Лейтмотивом станет не мрак, а свет: пламя костра, «тонкий язык света», «быстрые отблески» огня, огоньки, которые «тихонько потрескивают» и сообщают окружающему умиротворенность и покой.

    Именно в этой части повествования таинственность перейдет из мира ночной природы в мир мальчиков, в их рассказы, вновь соединив сюжетно и эмоционально природу и героев. Из ночного мрака, из-за очерченного пламенем и отблесками костра круга, живущая своей жизнью природа будет давать знать о себе балладными всплесками, тревожно-таинственными сигналами. Эти сигналы (с обязательным балладным «вдруг») отмечают в повествовании грань каждой очередной чудесной истории, усложняя и как бы одушевляя ее смысл. Подтвердим это примерами. После рассказа Кости о русалке: «Все смолкли.

    Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься - и как будто нет ничего, а звенит» (вспомним «тоненький, жалобный» голосок русалки, которая появилась перед Гаврилой - плотником в ночном лесу неизвестно откуда и пропала неизвестно куда. И с тех пор Гаврила «все невеселый ходит»). Еще пример. Иль - юша рассказывает о «нечистом месте» на плотине, где похоронен утопленник.

    Проезжая ночью через плотину, псарь Ермил увидел «кудрявого, хорошенького» барашка, оказавшегося потом - дьяволом». «А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…» Не успел Илюпía произнести это последнее слово, как вдруг обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке» (словно следуя какому-то непонятному мальчикам призыву извне). В этих кульминационных точках повествования на первом плане всегда оказывается фигура Павла, что является чрезвычайно важным моментом поэтики рассказа. Мальчик своими бодрыми репли - кгши, всем поведением своим каждый раз развевает набегающее из ночного мрака облако страха, мужественно ему противостоит. Переводя внимание с жутковатых историй (в которые мальчики отчасти верят) на реальное, близкое и понятное, Павел соединяет собою две СТИХИИ: мрака и света. Вот примеры. После русалочьей истории 120 Кости и «стенящего», непонятного ночного звука «мальчики переглянулись, вздрогнули…

    С нами крестная сила! - шепнул Илья. Эх вы, вороны! - крикнул Павел,- чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились…» А когда по окончании истории о барашке, по-дьявольски оскалившем зубы, собаки «ринулись прочь от огня», Павел в мгновение ока бросился вслед за ними навстречу непонятной опасности.

    «- Что там? что такое? - спросили мальчики вернувшегося Павла. Ничего, - отвечал Павел, махнув рукой на лошадь, - так, что- то собаки зачуяли. Я думал, волк…». Особенно впечатляюще поведение Павла в конце рассказа. Он отправился с котелком к реке, чтобы набрать воды, а мальчики, заговорив о водяном, вспомнили, как утонул недавно маленький Вася.

    «- А вот Павлуша идет, - молвил Федя. Павел подошел к огню с полным котельчиком в руке. Что, ребята, - начал он, помолчав, - неладно дело. А что? - торопливо спросил Костя.

    Я Васин голос слышал. Все так и вздрогнули. Что ты, что ты? - пролепетал Костя. Ей-богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу вдруг зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: «Павлуша, а Павлуша, подь сюда». Я отошел. Однако воды зачерпнул.

    Ах ты, господи! ах ты, господи! - проговорили мальчики, крестясь. Ведь это тебя водяной звал, Павел, - прибавил Федя… - А мы только что о нем, о Васе-то, говорили. Ну, ничего, пущай!

    Произнес Павел решительно и сел опять, - своей судьбы не минуешь». Смысл финала рассказа. Почему же гибнет Павел? Как возникает в сознании Тургенева, размышляющего о природе и месте человека в ней, ощущение трагизма незаурядной личности? Вопрос о гармонии человека и окружающего его мира природы - главный вопрос, выявляемый самой структурой «Бежина луга». Композиционное «равновесие» рассказа создается равновесием природы и героя в нем. Равновесие это сложное: природа втягивает героя в свой круговорот, но герой неизбежно ей противостоит. Тургенев в «Бежине луге» одушевляет силы природы, вводит их в сюжет драматичным столкновением с героем.

    Именно потому сообщение о гибели Павла в финале - не случайно оброненные слова, а одна из главных закономерностей построения рассказа. В философской концепции произведения Павел противостоит миру «неведомого», «тайным силам» природы. Выходя за уровень среднего, стабильного, устойчивого, он является тем новым, за счет которого осуществляется целостность жизни, или, по выражению Тургенева, «общая гармония», «одна мировая жизнь». В «Бежине луге» связь законов равновесия в природе с законами равновесия произведения удивительна! Как есть свои изгибы, изломы, неожиданности, свои «вдруг» в природе, так есть они в рассказе. Эпичность «Бежина луга» лирическая: точность описаний соединяется с зыбкостью контуров фантастического образа; беспристрастность наблюдений - с высоким поэтическим одушевлением; ясная логика - с множественностью, «обертонностью» значений.

    Рассказ «Бежин луг» в оценке критиков и литературоведов. «Роль поэзии сказок и легенд, значение песенного творчества в жизни народа Тургенев особенно ярко изобразил в «Бежином луге» и «Певцах». В сознании крестьянских детей впечатления природы гармонируют с поэтическими вымыслами народной фантазии о домовом, русалке, разрыв-траве, о лешем. Этот интерес к легендам и сказкам, чуткость героев рассказа ко всему поэтически-прекрасному в природе говорит об их одаренности» (Н. Г. Чернышевский).

    «Я рад, что эта книга вышла; мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы, говоря слогом школьных книг» (И. С. Тургенев). «Тургенев, создавший в «Записках охотника» ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, не дал бы литературе тонких, мягких, полных классической простоты и истинно реальной правды, очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если б с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда» (И.А. Гончаров).

    Анализ рассказа «Бежин луг» Тургенева

    Поставь оценку статье

    Просмотров