Антропогенные воздействия на природу. Изменение природы материка под влиянием человека

«Бразилия» - Ленивец – тоже житель Бразилии. Из Ливерпульской гавани, всегда по четвергам, Суда уходят в плаванье к далеким бегерам. Броненосец живет в норах. А в случае опасности броненосец может свернутся в клубок как ежик. Говорят в Бразилии на португальском языке. У ленивца длинные и тонкие лапы с 3 пальцами с очень длинными когтями.

«Природные зоны Южной Америки» - Рельеф. Изменение природы материка под влиянием человека. Наверное вы уже догадались. Верно, уникальная природа Южной Америки На грани постепенного уничтожения. Почему мы так говорим. Сотни видов внесены в Красную книгу. Почвы. Климат. Крокодил, обитающий в Южной Америке. 11, Дерево- каучуконос. 12.

«Уроки Южная Америка» - Полезные ссылки в Internet. Цели урока: Развитие приемов алгоритмического и логического мышления. Природные богатства (диктор, текст, карта, видеоролик). Мультмедийный учебник. Содержание Справочник Тесты Практика Интернет. Содержание мультимедийного учебника. Животный мир Южной Америки -10 мин. Выводы по уроку.

«География 7 класс Южная Америка» - Таблица. Ход урока: Южная Америка. ГП Ю. Америки. Общие черты и различие в ГП. Тема урока. Вступительное слово учителя…………. ЮЖНАЯ АМЕРИКА 7 класс. Работа с таблицей. Исследователи и путешественники.

«Материк Южная Америка» - На берегах озера Маракайбо добывают нефть. 11. Задание 3: "Веришь - не веришь?". Знак «+» ставьте если верно, и «-», если утверждение не верно. Обобщающий урок

Ответ оставил Гость

1. Зона экваториальных лесов занимает в Южной Америке гигантские площади Амазонской низменности, прилегающих подножий Восточных Анд, северной части Тихоокеанского побережья в области экваториального климатического пояса. Эти леса называют сельвас, что в переводе с португальского означает “леса”. А. Гумбольдт предложил называть их гилеями (от греч. “гилейон” – лес) .

2. Зоны саванн, редколесий и кустарников расположены в основном в субэкваториальном и частично в тропическом климатическом поясах. Саванны занимают Оринокскую низменность, где их называют льянос, а также внутренние районы Гвианского и Бразильского нагорий (кампос) .

3. Зона субтропических степей, которые здесь называются пампой, располагается к югу от саванн тропического пояса. Почвы в пампе красновато-черные, образуются в результате перегнивания плотной растительности из дерновинных злаков – пампасова трава, ковыль, мятлик и др. Эти почвы имеют значительный гумусовый горизонт (до 40 см) и очень плодородны. Для естественных участков пампы типичны быстро бегающие животные – пампасский олень, пампасская кошка, ламы. По берегам рек и озер много грызунов – нутрия, вискача. В настоящее время естественные ландшафты в пампе мало сохранились: удобные земли распаханы (поля пшеницы, кукурузы) , сухие степи разделены на огромные загоны для крупного рогатого скота.

4. Зона полупустынь умеренного пояса преобладает на территории южной – суженной части материка, в Патагонии. Патагония находится в “дождевой тени” Анд. В условиях сухого континентального климата на сероземах и серо-бурых почвах (местами засоленных) распространен несомкнутый растительный покров. Он образован плотнодернинными злаками (мятликом, ковылем, овсяницей) и кустарниками, образующими колючие подушки (низкорослые кактусы, эфедра, вербена) . Среди эндемичных представителей животного мира Патагонии надо отметить скунса, магелланову собаку (похожа на лисицу) , страуса Дарвина (южный вид нанду) . Встречаются пампасская кошка и броненосцы, мелкие грызуны (туко-туко, мара и др.) .

5. В Андах характерна высотная поясность ландшафтов. Участки Анд, лежащие на разных широтах, отличаются количеством и составом высотных поясов. Наиболее полно спектр высотных поясов представлен в области экватора.

6. Зона широколиственных и хвойных лесов (это на юге Чили)

Вдоль Тихокеанского побережья идет особая смена меридиональных природных зон: в тропических широтах формируется зона пустынь и полупустынь тропического пояса (в Атакаме образуется формация лома, для которой характерны луковичные и клубненосные эфемероиды) ; в субтропическом поясе между 32-38° ю. ш. располагается зона сухих жестколистных средиземноморских лесов и кустарников. Южнее 38° ю. ш. в субтропическом поясе – зона постоянно влажных вечнозеленых лесов (зона гемигилей) , которая распространяется к югу и в пределы умеренного пояса до 46° ю. ш. Состоят гемигилеи из вечнозеленых южных буков, чилийских араукарий, “чилийских кипарисов” и др. древесных пород.

Население Северной Америки (вместе с Вест-Индией) объединяет несколько групп, различных по происхождению, антропологическим особенностям и численности: коренное население - индейцы и эскимосы; потомки европейских завоевателей; более поздние выходцы из Азии и негры.

Вопрос о происхождении коренных жителей Америки - индейцев - долгое время вызывал споры и разногласия среди ученых. Впервые их стали называть индейцами испанские завоеватели, которые ошибочно считали, что вновь открытые Колумбом земли являются Индией.

В Америке до сих пор нигде не обнаружено костных остатков предков человека типа архантропа. В составе современной и ископаемой американской фауны отсутствуют не только гоминиды, но и все узконосые обезьяны. В Америке еще в начале палеогена выделилась особая ветвь приматов - широконосые обезьяны, которые состоят в очень отдаленном родстве с человеком и никак не могут считаться его предками. Следовательно, в Америке человек не мог появиться путем эволюции, он попал туда извне.

Каким же путем и когда произошло заселение Америки человеком? Был ли этот путь общим для обоих материков западного полушария или они заселялись независимо друг от друга? По этому поводу высказывались различные точки зрения, однако в настоящее время наиболее распространено мнение, что Америка была заселена человеком современного типа примерно 40-25 тыс. лет назад, во второй половине последнего ледниковья, т. е. в верхнем палеолите. Наиболее достоверные находки ископаемых остатков американского человека, обнаруженные в Мексике и Техасе, датируются приблизительно 10-8 тысячелетиями до н.э. Все они, как и найденные в Южной Америке, - останки человека современного вида.

Для начала рассмотрим негативные примеры:Вырубки лесов, связанные со строительством магистралей и проч.
Загрязнение почвы происходит в связи с использованием удобрений и химикатов.
Сокращение численности популяций из-за расширения площадей для полей с помощью вырубки лесов (животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибают).
Уничтожение растений и животных в связи со сложностями их адаптации к новой жизни, сильно изменённой человеком, или же просто истребление их людьми.
Загрязнение атмосферы и воды разнообразными отходами производства и самими людьми.

Положительное заключается в мероприятиях, проводимых людьми для улучшения экологии окружающей среды.На территориях южной Америке организованы заповедные территории, заказники и парки – места, где все сохраняется в первозданном виде. Это самое разумное влияние человека на природу, положительное. В таких заповедных местах люди способствуют сохранению растительного и животного мира.Благодаря их созданию многие виды животных и растений сохранились на Земле. Редкие и уже исчезающие виды обязательно заносятся в созданную человеком Красную книгу, по которой запрещается промысел на них и сбор.Также люди создают искусственные водные каналы и оросительные системы, которые помогают поддерживать и увеличивать плодородие почвы.В больших масштабах проводятся и мероприятия по высадке многообразной растительности.

1. Назовите черты сходства и различия между природными зонами Южной Америки и Африки. Укажите причины.
Так как Африку экватор пересекает посредине, то и размещение природных зон будет симметричным, а Южная Америка пересекается экватором в северной его части, поэтому и размещение природных зон будет происходить в широтном направлении.
Оба материка находятся в природной зоне влажных экваториальных лесов. На обеих континентах в зоне экваториальных лесов сформировались красно-жёлтые ферраллитные почвы. Для этих территорий на обеих материках характерна богатая многоярусная растительность и животный мир.
Зона саванн формируется в условиях субэкваториального климата. Саванны в Южной Америке занимают значительно меньшую площадь, чем в Африке. Это объясняется тем, что Африка имеет большую протяженность с запада на восток и лежит по обе стороны от экватора. Также, в Южной Америке растительный и животный мир этой природной зоны беднее, чем в Африке. В саваннах Южной Америки отсутствуют крупные животные, такие как слон, жираф, носорог, которые водятся в Африке.
Зона степей присутствует только на материке Южная Америка. Для неё характерен более сухой климат и травянистая растительность.
Зона тропических пустынь есть на обеих материках. В Африке пустыни занимают огромнейшую площадь, включая и пустыню Сахара. В Южной Америке нет внутренних пустынь, только береговые.

2. Совершите воображаемое путешествие в сельву, саванну или пампу и подготовьте рассказ в форме дневника, отчета, воспоминания, письма.
Мы отправляемся в сельву – зону влажных экваториальных лесов. Сразу попадаем в мир зелени. Эти леса многоярусные, вечнозеленые. В них очень жарко и влажно. Первый ярус составляют огромнейшие деревья, обвитые лианами разной толщины. На них часто встречаются очень красивые орхидеи. Можно встретить дынное дерево, гевеи, какао. В реках растет наибольшая кувшинка на Земле – виктория-регия. Везде огромное количество насекомых, среди них гигантские бабочки. Среди крупных животных можно встретить тапиров и наибольшего грызуна на Земле - капибару. На деревьях видим птиц с разноцветным опереньем, много обезьян. Тут можно встретить наибольшего удава – анаконду, а среди хищников – ягуара, пуму, оцелота.

3. От чего зависит количество высотных поясов в горах?
Высотная поясность – это изменение природных комплексов с высотой. На это изменение влияют два основных фактора. Во-первых, высота гор. Чем выше горы, тем больше высотных поясов будет в горах. Также количество поясов зависит от географического положения. Чем ближе горы к экватору и чем больше их высота, тем поясов больше. Например, количество поясов в Андах в районе экватора больше, чем количество поясов на юге материка.

4. В какой части Анд на высотную поясность большое влияние оказывает океан? В чем состоит это влияние?
На высотную поясность Анд большое влияние имеет Тихий океан. Он влияет на западную часть этих гор, так как вдоль побережья Южной Америки проходит холодное Перуанское течение, которое приносит прохладу и сухость по всей длине гор.

5. Приведите примеры изменения природы Южной Америки человеком.
С момента прихода европейцев в Южную Америку природа претерпела значительного влияния человека. Вырубаются леса, уничтожаются животные, распахивается пампа, домашние животные уничтожают природную растительность, люди добывают полезные ископаемые, создавая при этом карьеры, шахты.

6. В каких природных зонах эти изменения особенно велики? Почему?

Наиболее велики изменения в природе в тех природных зонах, где количество населения большое. это природные зоны саванн и пампы, а также переменно-влажных лесов Атлантического побережья.

7. В каких природных зонах расположены национальные парки? Где их больше всего? Почему?
В Южной Америке природоохранных территорий немного, но они имеют большое значение для сохранения природных комплексов материка.

7 класс.

Цели урока

Образовательные:

    закрепить и углубить знания об основном законе географии - широтной зональности на примере природных зон Южной Америки;

    изучить особенности природных зон Южной Америки.

    Показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;

Развивающие:

    продолжить совершенствовать умения анализировать тематические карты;

    отработать умение учащихся характеризовать природные зоны, выявлять взаимосвязи между природными компонентами;

    развивать навыки по выбору рационального выполнения этапов работы.

Воспитательные:

    оценивать степень изменения природы под воздействием хозяйственной деятельности человека;

    воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, дружбу в процессе совместной работы на результат.

    Воспитывать у школьников бережное отношение к природе

Тип урока: изучение нового материала. Оборудование:

    учебник географии «Материки, океаны и страны» И. В. Коринская, В.А. Душина, атласы по географии 7 класс,

    тетради, таблицы для заполнения,

    мультимедийный проектор,

    рисунки учащихся,

    настенная карта Южной Америки.

Методы и формы : частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, самостоятельная работа, индивидуальная.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение природы Южной Америки: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику. Познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения приготовленные ребятами. Рассмотрим, как изменяется природа материка под воздействием х/д человека, какое отрицательное воздействие оказывает человек на растительный и животный мир. Сформулируем правила бережного отношения к природе. Запишите в тетради число и тему урока.

Изучение нового материала.

(ребята откройте атласы на стр. ПЗ. давайте посмотрим, какие природные зоны сформировались на материке).

В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакама, (записали природные зоны в тетрадь)

Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она - родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории- регии, а также многих культурных растений - картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка - капибара, шиншиллы).

Сейчас мы с вами прослушаем сообщения об особенностях растительного и животного мира, тех П.З., которые занимают наибольшие площади на материке. Будьте внимательны, я раздаю вам таблицы с частичной характеристикой П.З., однако не во всех колонках есть сведения. Задача заключается в том, чтоб по ходу сообщения вы заполнили их.

Природная зона

ГП

Климат

Почвы

Растительности ь

Животный мир

Влияние человека

Влажные экваториальные леса - сельва

По обе стороны от экватора, на

Амазонской й

низменности

Экваториальный

пояс:

жарко и влажно

Красно- желтые ферраллитные

Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри

Саванны

Оринокская

низменность,

Гвианское, Бразильское

плоскогорья.

Субэкватриальный: жарко, тропический пояс:

сухо и жарко

Красные ферраллитные

Акации,

пальмы, кактус,

мимоза,

молочай,

кебрачо,

кустарники,

бутылочное

дерево.

На месте

тропического леса

создаются

плантации

кофейных

деревьев

Степи - пампа

К югу от саванн до 40° ю.ш.

Субтропический

пояс:

тепло и влажно

Красновато-

черные

Ковыль,

просо,

камыши

Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец,

пампасная кошка

Полу-пустын - Патагония

Амери­ки

Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно "

Бурые,

серо-

бурые

Злаки,

подушкообразные

кустарники

Вискаша, нутрия, броненосцы


Природная зона

ГП

Климат

Почвы

Растительность

Животный мир

Влияние человека

Влажные экваториальные леса - селъва

Экваториальный

пояс:

жарко и влажно

Красно- желтые ферраллитные

Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай, дынное дерево, гевея, лиана, орхидея

Вырубка лесов, которые дают много кислорода

Саванны

Оринокская

низменноеть,

Гвианское, Бразильское

плоскогорья.

Красные ферраллитные

Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду

На месте

тропического леса

создаются

плантации

кофейных

деревьев

Степи - пампа

К югу от саванн до 40° ю.ш.

Красновато-

черные

Ковыль,

просо,

камыши

Поля пшеницы, кукурузы, загоны для выпаса скота, вырубка хвойных деревьев

Полу-пустыни - Патагония

Узкая полоса вдоль Анд на юге Юж.

Амери­ки

Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно

Бурые,

серо-

бурые

Вискаша, нутрия, броненосцы

    Ребята зачитывают сообщения, после каждого проверяем, что дописали в таблице.

    1. Влажные экваториальные леса.

      Саванны.

      Степи - пампа.

      Полупустыни.

    Итак, мы прослушали с вами сообщения об основных П.З., доказали, что растительный и животный мир Южной Америки эндемичен и разнообразен. А теперь дадим оценку степени изменения природы материка под воздействием х/д человека.

    Зачитывается стихотворение о природе и сообщение.

Как-то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую.

Дал ей форму шара большого,

И посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте.

Землю вспашите, хлебом засейте.

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню!

Все хорошо, конечно, было,

Но.... цивилизация на Землю наступила.

Вырвался на волю технический прогресс.

Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес,

И подарил земному населению

Адские свои изобретения.

    Вывод: показываем слайд об отрицательном воздействии человека. Схему перечерчиваем в тетрадь.

    Домашним заданием у вас было сформулировать правила бережного отношения к природе. Пожалуйста, кто приготовил, давайте заслушаем. Слайд по охране природы.

Для сохранения растительного и животного мира необходимо бережно относиться к природе, создавать особо охраняемые территории - заповедники, - национальные парки, создавать различные центры и организации по охране окружающей среды. Ведь от того, как мы относимся к природе зависит и наше с вами здоровье. Схему перечерчиваем в тетрадь.

III. Осмысление.

    Чем объясняется видовое разнообразие растительного и животного мира Южной Америки?

    Перечислить основные природные зоны Южной Америки, (по таблице)

IV. Подведение итогов.

    Всем ребятам, приготовившим сообщения оценка «5»

    Оценить тех, кто отвечал в течение урока.

V. Домашнее задание

§ 44 прикрепить таблицу в тетрадь, выучить.


Просмотров