А что есть красота? On-line журнал Катерины.

"Что есть КРАСОТА и почему её обожествляют люди? " Я точно знаю – однозначного ответа на этот вопрос нет. Дать определение красоте невозможно. Красота – понятие объёмное, очень многообразное и индивидуальное. Для каждого оно своё, личное. Достаточно вспомнить произведения знаменитых поэтов и писателей, картины разных художников, разных времён и эпох. Все они воспевали и изображали красоту природы, людей, чувств. Но делали они это по-разному, каждый по-своему.
Для меня красота – это то, что радует глаз, что вдохновляет, делает меня добрее, благороднее, более понимающим людей и окружающий мир. Красота – это незабываемые строчки стихов, завораживающие звуки мелодий, впечатляющие картины живописцев. Мы живём на очень красивой планете, где много замечательных мест и уголков, где природа неповторима и величественна, а люди красивы и добры. Я оглядываюсь вокруг и вижу бескрайние поля с колосящейся пшеницей, зелёные луга, покрытые пёстрыми полевыми цветами, высокие горы, синее небо, яркое солнце. Слышу пение птиц и журчание ручейков. Разве это не красота? Люди тоже должны соответствовать и быть красивы. Но часто понятие красоты искажается. Ещё А. П. Чехов говорил: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Не надо об этом забывать, так как, встречая красивого человека, мы часто видим только оболочку. И не задумываемся, а что под ней? Встречается много людей с красивой внешностью, которым нечем похвастаться внутри. Красивый человек – прежде всего человек с богатым внутренним миром. От него исходят позитив, тепло, свет. Ему не чужды доброта, бескорыстие, искренность. Он умеет любить и прощать. С таким человеком интересно, с ним хочется общаться вновь и вновь. У. Шекспир писал: "Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застёжки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение".
Ещё я бы хотел сказать о женской красоте. У каждого своё понятие женской привлекательности: красота – понятие более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений. Примером тому является картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Портрет Джоконды всегда вызывал споры. Она, может быть, и некрасива (это моё субъективное мнение) , но загадочный и манящий взгляд, таинственная улыбка делают Джоконду неотразимой, очаровательной и очень привлекательной. Поэтому не надо забывать – внешняя красота не так важна. Достаточно быть обаятельной, светиться изнутри, источать тепло, доброту, быть духовно богатой, уметь любить. Так что же такое красота? Я думаю, это то, что вдохновляет на творчество, созидание и подвиги. Где истинная красота, там любовь, там жизнь, там нет места злу и разрушению. Красота преображает человека, делает его более нравственным и гуманным. В заключении я хочу привести высказывание И. С. Тургенева: "...Не в одних словах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия".

Что есть красота?

…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н.А. Заболоцкий

Удивительно, но факт – когда мы размышляем о том, что наша жизнь могла бы сложиться по-иному, не так, как сейчас, лучше и успешнее, то основной причиной своих поражений и неудач мы считаем недостатки своей внешности. Вот была бы я стройная, длинноногая, с нежной кожей, пышными волосами и яркими глазами, все бы у меня сложилось по-другому – говорим мы себе, уныло наглаживая кучу белья перед телевизором. И дети были бы умнее, и муж внимательнее, и денег было бы больше, и работа интереснее… Да все, буквально все было бы иначе!

Нельзя не признать, что привлекательной женщиной быть, вне всяких сомнений, и приятнее, и полезнее, чем некрасивой. Красивой женщине всегда приятно помочь, а если она при этом еще и умна, то и работать с ней приятнее. Но что же такое красота? Всего лишь лет двести назад дамы, сетуя на судьбу, винили в ней свою худо-бу и загар, то есть хотели прямо противоположное тому, к чему стремятся современные женщины. Значит, дело в неком стандарте.

Многократно обыграна ситуация, когда стремление следовать внешнему эталону не приносит ни привлекательности, ни счастья. С другой стороны, каждая женщина хоть раз в жизни задавалась вопросом – почему та простушка пользуется таким успехом, а у этой толстушки такой замечательный муж? Но если приглядеться к ним, к этим женщинам, то почему-то через некоторое время знакомства с ними они кажутся красивыми, уместными, на них хочется быть похожей. И не такой редкой является ситуация, когда после короткого общения с красавицей или красавцем как-то начинает это все раздражать, даже безукоризненность черт.

Таким образом, мы видим, что стандарты красоты создают люди. И главное, что мы хотим сказать читательнице:

КРАСИВОЙ МОЖНО СТАТЬ. БОЛЕЕ
ТОГО, КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА РОЖДЕНА КРАСИВОЙ, И ЕЙ ТОЛЬКО НУЖНО
НАЙТИ КРАСОТУ В СЕБЕ.

В каждом обществе свои критерии красоты. Каждый человек привлекателен по-своему, в каждом есть своя красота и прелесть и, если уж быть искренними, то вряд ли в своей жизни мы встречали человека, о котором могли бы сказать, что все в нем прекрасно без изъяна, ведь красивый человек, кроме прекрасного лица, должен еще иметь здоровое тело, чистую душу.

Внешняя красота – это здоровая, эластичная кожа, белоснежные зубы, блестящие, чистые, со вкусом причесанные волосы, тренированное тело.

Порой женщина обладает каким-то незначительным недостатком внешности, который даже было бы лучше назвать ее особенностью, изюминкой, ведь чаще всего именно этот «недостаток» красит ее. Но женщины привыкли искоренять в себе все, что выходит за рамки стандарта, созданного модными журналами. А зря, они рискуют потерять свою индивидуальность. Надо уметь рассмотреть в себе то, что выделяет вас из ряда других, со вкусом показать, оттенить и сохранить во внешнем облике.

Но красота человека не ограничивается лишь его внешностью. Красота – сестра добра, нравственности. Это известно человечеству очень давно. У древних греков был даже специальный термин – капокагатия , который обозначал гармоническое единство внешней привлекательности, благородства и гражданских доблестей.

Не только разумность, не только нравственность, но и красота все чаще становятся в нашем обществе критерием ценности человеческих действий.

Уверенность, оптимизм, стремление к цельности, одухотворенность мыслью, интеллект, эрудиция – качества красивого человека. Здесь хочется вспомнить еще одно стихотворение Н.А. Заболоцкого – «О красоте человеческих лиц»:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошек ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица – подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот

Действительно, как много встречаем мы в жизни женщин, внешне лощеных и щеголеватых, но пустых и бездушных! От них веет холодом и равнодушием, а их духовная жизнь бедна. Они вроде луны – освещают все вокруг бледным светом, но никого не греют. Даже самые близкие им люди зябнут душой рядом с ними.

Значит, истинная красота – это гармония внешнего и внутреннего облика, соединение богатой души с приятными чертами внешности, с уверенностью в себе, умением держаться и подать себя.

Люди издавна стремились быть красивыми. О женской красоте слагали песни, наверно, с тех пор, как существует речь. Женские образы увековечены в произведениях великих художников. Их превратили в богинь красоты и любви, как Венеру Милосскую, запечатлели в вечных памятниках в качестве спутниц всевластных царей, как Нефертити. Из-за женщин разгорались длительные исторические войны, как, например, из-за прекрасной Елены. О женщинах мечтали и писали свои самые вдохновенные стихи выдающиеся поэты.

История красоты – одна из самых древних. Стремление человека к прекрасному проявлялось уже на заре цивилизации. Конечно, каждой эпохе соответствовало свое понятие о привлекательной внешности и о том, какими средствами привлекательность должна достигаться. На представления людей о прекрасном влияли характер их трудовой деятельности, быт, мораль, а сверх того, и факторы субъективные. Например, представители одного из бразильских индейских племен до сих пор разрисовывают (татуировка) кожу своих детей черными точками и кругами, придавая ей сходство со шкурой ягуара, который почитается как родоначальник племени.

Родина косметики – Древний Восток. Впервые женщины стали заботиться о своей внешности в Древнем Египте. За несколько веков до новой эры египетские жрецы в ритуальных целях использовали такие косметические приемы как массаж, растирание тела благовониями и питательными, тонизирующими кремами. Египтянки широко пользовались белилами, мазями, благовониями, выщипывали и красили волосы. Понятие красоты в древности было тесно связано с общей гигиеной тела. Гигиенические омовения были возведены в ранг религиозных ритуалов в исламе, иудаизме, зороастризме.

Позднее косметика развилась и в быту Древней Греции и Древнего Рима. В богатых домах появились «косметы» – рабы, украшавшие лица и тела своих господ. Уже греки различали косметику, ставящую целью сохранить красоту здорового человеческого тела, и косметику, лишь маскирующую возникшие недостатки. Знаменитый врач Гиппократ утверждал, что быть красивым можно, лишь будучи здоровым, и рекомендовал стремящимся к внешней красоте диету, занятия спортом, купание в море и в меру пребывание на солнце.

В Древней Греции и Риме очень популярны были бани. Считалось, что нет ничего прекраснее естественной красоты, подаренной природой. Однако гречанки и римлянки все же пользовались косметическими притираниями, накладывали на ночь маски, чтобы выглядеть еще красивее.

Римский врач и философ Клавдий Гален создал первый систематизированный учебник косметики. Для улучшения внешности он рекомендовал гимнастические упражнения, массаж, прогулки пешком, повседневный уход за кожей и купание в целебных источниках.

Без сурьмы, белил, румян не обходились жительницы Ассирии и Вавилона, популярны были парики, а у мужчин – накладные бороды. Безуспешно в древних сказаниях взывал к разуму красавиц-евреек пророк Иеремия: «Тщетно вы будете краситься и украшать себя золотыми ожерельями, тщетно будете сурьмить глаза: ваши возлюбленные станут презирать вас».

Резко изменилось отношение к красоте и стремлению украшать себя в эпоху Средневековья. Красавиц стали считать дьявольскими отродьями, поскольку они обладали способностью овладевать сердцами и умами людей. Забота о своей внешности, стремление к красоте считались пороком, грехом и преследовалась церковью.

Интерес к красивой внешности возродился лишь в кон-це средневековья, когда европейцы познакомились с приво-зимыми из Индии косметическими препаратами из угля, серы и окиси железа, а также с индийскими благовониями и красками для грима. В обиход вошли румяна из окиси железа и киновари, пудра из свинцовых белил. В это время итальянцем Фарини был изобретен и получил широкое распространение одеколон. Стремление к украшательству как бы вырвалось на волю во всем своем объеме. Во Франции и Англии привилегированные классы уже не обходятся без грима (не только женщины, но и мужчины). Следует заметить, что, к сожалению, чистота кожи занимала в то время последнее место в списке показателей красоты. Бани во дворцах были крайне редки.

В XVI веке производство собственной косметики и парфюмерии уже развито во Франции, которая предлагает европейцам различные виды грима и способ отбеливания волос при помощи квасцов. Англия тоже производит белила и румяна, а также средства для чистки зубов, в основе которых – порошок из костей, тертый кирпич, яичная скорлупа, белые и красные кораллы.

Россия того времени не отставала от Запада. Белила, румяна, сурьма были предметами первой необходимости придворных красавиц.

Но время шло, и украшение внешности стало рассматриваться с точки зрения меры, пользы и целесообразности.

В настоящее время наука шагнула далеко вперед, и чтобы быть красивыми, нам уже не надо накладывать на лицо косметику в несколько слоев, достаточно лишь пользоваться теми высокоэффективными средствами по уходу за кожей лица и тела, которые созданы современной косметологией на основе достижений таких наук, как физиология, гигиена, биохимия, физиотерапия, дерматология, хирургия, онкология, геронтология.

Кроме того, повсеместно открыты центры пластиче-ской хирургии, которые могут помочь устранить недостатки внешности, с которыми трудно смириться.

А что же представляет собой красота для известных и всеми признанных красавиц?

Елена Яковлева рассказывает, что когда-то вычи-тала фразу, что ни одна талантливая актриса не была красавицей. «И теперь, как бы я ни выглядела, говорю себе это и сразу отлично себя чувствую». Добавим от автора, что эта фраза принадлежала великой актрисе Саре Бернар, которая определенно знала толк в том, как выглядеть красивой.

Татьяна Михалкова много времени уделяет дизайну модной одежды, возглавляя благотворительный Фонд «Русский силуэт». Главным украшением женщины она считает любовь мужчины. Может, в этом секрет ее молодости и красоты?

Ангелина Вовк говорит: «Одно могу сказать: ничего нельзя добиться без труда. Я не верю в новомодные рекламируемые снадобья, которые позволяют сбросить вес без всяких усилий. Я стараюсь выкраивать в своей суматошной жизни время, чтобы заняться собой. Во-первых, конечно, слежу за диетой. Избегаю слишком сладких лакомств.

Иногда даже удается сесть на велосипед. Ну и не забываю хотя бы иногда любить себя. А это значит – доставлять себе маленькие удовольствия, избегать ненужных трудностей. Считаю, что создавать себе трудности, а потом успешно их преодолевать – абсурд. Если можно облегчить себе жизнь, надо этим пользоваться. Лучше больше времени уделить своей внешности».

Катрин Денев в течение многих лет посещает одного парикмахера, чтобы поддерживать свой знаменитый золотистый цвет волос. Чтобы быть в форме, по утрам выпивает стакан свежего сока из грейпфрута и принимает витамин С. Она хрустит яблоками, чтобы иметь белые зубы, и никогда не загорает. Актриса любит веселые пирушки и в результате часто вынуждена сидеть на диете. Она любит жить насыщенной жизнью и не выносит небрежности, беспорядка. «Я никогда не одеваюсь лишь бы как, даже на природу. В моей профессии облик – это главное. Внешний вид, тело – всем этим нужно управлять. Это капитал».

Прочитал я эту заметку и… не согласился с выводами статистики. Рождённый в Советском Союзе, я всегда знал, что красота, особенно женская красота, не ограничивается только красотой тела.

НЕКРАСИВАЯ ДЕВОЧКА
Н.Заболоцкий

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Душа – вот в чём главная красота человека! Так всегда учили меня мои родители, мои учителя, мои книги и фильмы. И действительно, сколько примеров, когда «королевы красоты», будь то у нас в России, или за рубежом, выйдя замуж, казалось бы по любви, потом всю свою жизнь мучаются с некогда любимыми мужьями, или «ходят по рукам», от одних мужей к другим пока ещё не увяла красота. И наоборот: дурнушки и золушки живут, окружённые любящими супругами, детьми, а потом внуками.

Я и сам никогда не чурался физической красоты женщины (это было бы противоестественным), но не она была главным критерием выбора моей спутницы жизни.

Красавицей её не назову;
Не буду лгать нескромными стихами,
Что кожа пахнет томными духами,
И стать её подобна божеству.

Её глаза не звёзды, ну так что же!
И лик её не полная луна.
И цвет волос не платины, а льна.
И губы с лепестками роз не схожи.

Душой она не ангел во плоти.
Её характер – взрыв, вулкан, Везувий.
Но страсть её без сладостных безумий
И пошлости: коль переспал – плати!

Я тоже далеко не Аполлон,
В постели – что скрывать – не Казанова.
И спесью в полной мере наделён,
И гением тщеславия больного.

И если б Время повернулось вспять
И, отсчитав положенные годы,
Нам предложило заново начать
Совместный путь сквозь беды и невзгоды –

Прожив всю жизнь со мной, уверен я,
Что взгляд жены на мужа изменился –
Она не вышла б замуж за меня.
И я б на ней, пожалуй, не женился.

А впрочем, если вдуматься всерьёз,
Чего еще желать нам друг от друга?
Мы радость больше ценим после слёз,
А тёплый кров, - когда бушует вьюга.

И потому мы вместе много лет.
Наш путь тернист – то круче, то положе,
Живём, как Бог нам на душу положит.
…И нет счастливей пары на земле.

*"Её глаза на звёзды не похожи..." (перевод Маршака)

Тема урока : «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Внимание к душевной жизни человека в лирике 50-70 годов)

Цель урока: опираясь на стихотворения Н.Заболоцкого, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, составить обобщенное представление о понимании красоты и души человека в поэзии 50-70 годов XX века.

Задачи :

    создать условия для понимания учащимися особенностей поэзии 50-70 годов XX века, осознать видение человеческой красоты и души, смысла жизни поэтами «оттепели»: Н.Заболоцким, Р.Рождественским и Е.Евтушенко;

    развивать навык анализа лирического произведения, творческое воображение и логическое мышление учащихся;

    воспитывать гуманную личность, способную ценить внутреннюю красоту человека, внимательную и неравнодушную к радостям и горю посторонних людей, прививать точку зрения о том, что «каждый человек – это особый мир».

Будь то дом, звезды или пустыня –

самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами…

А.де Сент-Экзюпери

I. Вступительное слово.

Читает подготовленный ученик.

Сталинское время (до 1953 года) – это период всеобщего страха и недоверия. Это время, когда люди, уходя на работу, прощались с семьей будто навсегда, когда даже дома люди сидели чаще молча, так как соседи могли подслушать разговор и донести «куда следует».

Но вот наступила так называемая «хрущёвская оттепель». Вот он – долгожданный ветер перемен, принесший с собой свободное дыхание, свободную от страха мысль. Человек, и писатель, поэт в том числе, получил возможность поднять голову, оглянуться по сторонам и заговорить о красоте того, что его окружает, о том, что волнует и терзает. Время надежд, желаний. И в поэзию приходят молодые совсем Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина. По словам Е.Евтушенко, “Пришли иные времена, взошли иные имена”. Благодаря новой литературе люди вспоминают о человеческих душе, счастье, красоте. И вот душа, собранная по кусочкам, оживает и, поднимаясь над обыденностью, устремляется к вечному, красивому, светлому.

Мы приглашаем вас в таинственный и глубокий мир человеческой души, красоты, обрисованный в поэзии Евгения Евтушенко, Николая Заболоцкого и Роберта Рождественского.

II. Формулировка задач урока.

Мы живем в век научно-технического прогресса. Повезло нам? Безусловно, да. Сотовые телефоны, электронная почта, компьютеры и т.п. Живых собак заменяют роботы - собаки. В Японии одинокие люди покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо, человек не одинок, но с другой, может ли робот заменить общение с живым человеком? Что отличает живого человека от робота? (Душа)

Душа… А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову “душа” и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета.

Для этого я вас попрошу завершить две фразы:

Душа, внутренний мир – это…

Ребята зачитывают свои мысли (на доске отмечаются наиболее частые, удачные).

Это и будут два ключевых вопроса (задачи) нашего урока, в ходе которого мы, знакомясь с отдельными стихотворениями 50-70 годов, увидим, какое внимание уделяется душе человека, в чем видят красоту человека поэты, жившие в период «хрущевской оттепели».

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Из какого произведения эти слова? Кому они принадлежат? (Маленькому принцу из повести А.де Сент-Экзюпери). Как вы понимаете смысл этой фразы и какое отношение она имеет к теме нашего урока?

III. Анализ стихотворений и попутное заполнение таблицы (в литературных тетрадях).

1. В вашем учебнике есть еще одно очень интересное стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…» (страница 204-205).

Как вы думаете, можно ли данное стихотворение отнести к образцам философской лирики? Почему?

Откуда возникает такой образ – человек – это целый мир, планета? Чем интересен любой человек независимо от его возраста, положения в обществе? (У него своя жизнь, свой путь, повторить который никто не сумеет).

Какое известное изречение могло бы стать эпиграфом к данному произведению? («Чужая душа – потемки».)

Поучительно ли стихотворение?

Часто ли вы задумываетесь о том, что делаете, для чего живете, нужно ли вам то, что вы делаете? Согласна, не всегда это получается. Давайте прочтем стихотворение Евгения Евтушенко «Проклятье века – это спешка…» (читает один из учеников).

Что, по мнению поэта, мешает человеку полноценно жить и получать удовольствие от этой жизни?

К какому конечному результату приходит человек, который всю жизнь куда-то спешит? Дайте ответ, используя строки стихотворения. («К забвенью собственной души», «ты по себе шагаешь сам».)

Какова основная мысль произведения? (« Пойми : забегавшийся - жалок, остановившийся - велик ».)

Какой жизненный принцип предлагает нам Евгений Евтушенко? Подумайте и запишите его в тетрадь. (Счастье – это покой, равновесие).

Первая строка стихотворения другого поэта – Роберта Рождественского – призывает к противоположному – поспешить. Но противоречит ли Роберт Рождественский своему другу? На этот вопрос мы сможем ответить, только прочитав его. (Читает Анна Карасева).

Где обычно образуется нагар? (На свече).

О какой свече идет речь в данном стихотворении? (Эта свеча – человеческая душа, а нагар на ней – это его грехи, отпечаток его проступков, это его негативные мысли и чувства).

А что случится, если этот нагар снять? (Свеча (= душа) засияет светлей зари).

Стихотворение читают наизусть подготовленные учащиеся.

Задание классу (работа в парах): Слушая стихотворение, нарисовать его ключевой образ (это может быть сосуд, свеча, огонь).

Как вы думаете, почему именно это, а не какое-либо другое стихотворение Н.Заболоцкого мы читаем после стихотворения Роберта Рождественского? (Образ огня человеческой души).

В чем разница? (Огонь горит только в душе человека доброго, открытого, живого.)

Раскройте смысл фразы «младенческая грация души».

Почему поэту представляется, что девочка, возможно, столкнется с драматическими обстоятельствами жизни? Что поможет ей преодолеть их?

Демонстрируются репродукции картин, на которых изображен Прометей. Догадайтесь, какой известный мифологический герой изображен здесь? Почему именно о нем я вспомнила при чтении стихотворения? (Образ “огня, мерцающего в сосуде”, навеян и образом огня, который принёс Прометей людям. Красота – это не только доброта, “младенческая грация души”, но и, возможно, источник героического начала, соучастия в судьбе других. “Кусочек” Прометеева огня заложен в маленькой некрасивой девочке, она наделена божественным даром – не случайно это слово в контексте стиха: “обожествляют люди”.)

В начале мы не зря вспоминали повесть «Маленький принц». Екатерина получила задание найти в тексте этого произведения строки, созвучные по смыслу стихотворению Н.Заболоцкого. Пожалуйста, познакомь нас со своим открытием. А вы прослушайте и выразите свое согласие / несогласие.

«Трогательней всего в этом спящем Маленьком принце его верность цветку, образ розы, который сияет в нём, словно пламя светильника, даже когда он спит… И я понял, что он еще более хрупок, чем кажется. Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их…»

Сформулируйте тему этого стихотворения и запишите в тетрадь.

Какое из прочитанных вами дома стихотворений Николая Заболоцкого посвящено той же теме? («О красоте человеческих лиц») – наизусть.

Нарисуйте красивое лицо, опираясь на содержание данного стихотворения, используя его художественные образы.

Какой прием лежит в основе произведения? (Антитеза – противопоставление: бедность – богатство внутреннего мира, красота – убогость, открытость – замкнутость).

Вывод: человеческое лицо – это не просто слепок из глаз, носа, губ и т.д., а зеркало человеческой души, отражение его мыслей, чувств и отношения к миру.

А для того чтобы прослыть красивым человеком, стоит чаще обращаться к своей душе, давать ей работу. Именно об этом и пишет Н.Заболоцкий в стихотворении «Не позволяй душе лениться…» (в качестве домашнего задания).

Класс делится на группы, каждая из которых получает свое задание.

1) Мастера истолкования слова.

Задание.

Объясните значение слов и выражений: “чтоб в ступе воду не толочь”, “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”, “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”, “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.

Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много?

2) Мастера пунктуации.

Задание.

Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

Объясните, какой смысл имеют в стихотворении восклицательные интонации и повтор? Почему, по вашему мнению, в 4 и 5 строфах автор не поставил в конце предложений восклицательные знаки?

3) Мастера кисти и образа.

Задание.

Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие образы и картины возникают в вашем воображении?

Почему душа – это “рабыня”, “царица”, “работница”, “дочь”? Убедителен ли автор?

IV. Подведение итогов урока и рефлексия.

Я попрошу вас вернуться к нашему первому заданию. Сделаем маленькое дополнение «В лирике 50 – 70 годов XX века…

Душа, внутренний мир – это…

Этот человек красив потому, что…

Я уверена, что в ходе урока у вас появились дополнения и поправки к этим схемам, допишите их.

(Возможные ответы детей).

    нельзя судить о человеке, опираясь только на его внешность, которая может оказаться и чаще всего оказывается обманчивой;

    каждый человек – это отдельный мир;

    душа человека – вот основа красоты, человек с мелкой душонкой не может быть красивым;

    душа обязана трудиться и день, и ночь.

Рефлексия.

Нарисовать символ красивого человека, символ человеческой души в поэзии 50-70 годов XX века, не изображая человека, а используя какой-то образ, его заменяющий.

Уходя, вы просто оставите свой рисунок на доске.

Спасибо за урок!

Просмотров